Акция накорми птиц зимой. Экологическая акция "покорми птиц зимой"

детский сад комбинированного вида № 6

города Миньяра Ашинского района Челябинской области

Экологическая акция

«Покормите птиц зимой»

Выполнили: воспитатели

филиала МКДОУ № 6 г. Миньяра

Хасанова Ф.М. Заложнова Н.В.

Миньяр

2014

Паспорт акции:

Тип проекта : познавательно-практико- исследовательский

Срок проведение акции : ноябрь - декабрь

Участники акции: дети дошкольного возраста (4-7лет), родители воспитанников, воспитатели группы.

Актуальность акции:

В нашем регионе бывает холодная и затяжная зима, часто температура воздуха опускается до 30 градусов мороза. Мы, взрослые, педагоги и родители должны помочь выжить зимующим птицам нашего региона. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Цель:

Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, желание помочь им.

Задачи:

1.Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях

2.Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц, ознакомлении с художественной литературой, бесед.

3.Научить детей правильно их подкармливать.

4. Вовлечь родителей в проектную деятельность.

Этапы реализации акции :

I этап - подготовительный:

* Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями

* Создание необходимых условий для реализации акции

II этап - основной (практический)

Внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах

*Заготовка корма для птиц

* Изготовление кормушек

* Подкормка и наблюдение за птицами

* Выставка детских рисунков « Птицы на кормушке»

* Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме

III этап-заключительный

* Обработка результатов по реализации акции

* Презентация акции (освещение опыта работы на сайте детского сада)

* Участие в региональных, городских конкурсах.

* Организация птичьей столовой «Зернышко» на территории детского сада.

Ожидаемые результаты реализации акции:

* Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

* Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

* Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

* Активное участие родителей в реализации проекта

* У детей и взрослых сформируется определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.

Мероприятия:

Занятия:

Старшая подгруппа - “Наши пернатые друзья”.

Младшая подгруппа - « Знакомство с птицами, живущими на участке»

Беседы:

“Почему нужно подкармливать птиц”

“Что ты знаешь о птицах”

Дидактические игры:

“Где чье гнездо?”

“Подбери птице клюв и ноги”.

“Собери картинку”.

Подвижные игры:

“Совушка”.

“Коршун и наседка”.

“Птички и птенчики”.

“Перелет птиц”.

Рисование “Птицы - наши друзья”.

Лепка « Птички на кормушке»

Аппликация « Снегири на ветке»

Конкурс кормушек «Птичья столовая» (совместно с родителями)

Прививание любви к братьям нашим меньшим, приучение заботиться о ком-то должно начинаться с самого детства. Есть зимнее занятие, которое легко поможет всё это осуществить - это подкормка птиц.

Правила подкормки птиц

Ребенку сразу стоит объяснить, что есть птицы , которым очень нужна наша забота и корм, особенно в зимнее время года. Среди них голуби, городские утки, воробьи. Голуби и воробьи зимой практически не могут найти себе пищу самостоятельно, поэтому кормушка может спасти им жизнь в холодный период. Утки также не смогут прокормить себя в течение всей зимы мизерными естественными кормами.

Не откажутся угоститься нашим кормом и дятлы, синицы, сойки, поползни. Хотя если они и не найдут наш корм, для них это не станет решающим моментом выживания.

А вот подкормка ворон и сорок - это «медвежья услуга» природе. Увеличение их видов может спровоцировать проблему для других. Они беспощадно разоряют чужие гнезда.

Главное правило подкормки - не кормить, а только частично подкармливать! Так птицы не разучатся искать себе пищу в природе. Особенно это касается синиц, поползней, соек и им подобных. Не стоит допускать постоянного наличия корма в кормушке - это приведет к перееданию, заболеванию печени у птиц. Приучите птиц, что есть график кормления. Насыпайте корм раз или два раза в день, в определенное время. Лучше, если это будет утром и вечером. Старайтесь не увеличивать объем.

Саму кормушку не размещайте за окном, на подоконнике, на балконе. Помните о том, что возле нее часто будет шум, мусор, помёт. К тому же, птицы могут залетать в окно, травмироваться об оконную раму.

Кормушка должна быть защищена от ветра. Её лучше расположить рядом с густым кустом. Особенно это удобно для мелких птиц. Для птиц побольше, главное, чтобы она располагалась в стороне от жилья, чтобы были посадочные места для птиц. Хорошо, чтобы у птиц в ожидании была возможность спрятаться от потенциальных хищников. Если будете кормить голубей, то знайте, что они могут запомнить вашу одежду, а потом выпрашивать каждый раз у вас еду. Поэтому надевайте специальный халатик для их кормления.

Продукты подкормки птиц: запрещенные и разрешенные

Аккуратными стоит быть и при выборе продуктов для корма. Птицы не смогу самостоятельно оценить опасную для них пищу. Птицам нельзя давать:

  • пшено;
  • соленое сало;
  • соленые, жареные семечки;
  • черный хлеб;
  • продукты с плесенью;
  • прогорклое зерно;
  • испорченные продукты.

Подкормка птиц включает:

  • для воробьев - просо;
  • для синиц - свежее, мелко порезанное яблоко, творог средней жирности с панировочными белыми сухарями, семечки подсолнечника;
  • для уток - белый хлеб, семечки или пшеница, но сыпать его нужно на лед или в погруженные в воду кормушки;
  • для голубей - ячмень, перловка (очищенный ячмень), пшеница, овсяная крупа, а белый хлеб и семечки нужно давать в очень малом количестве.

Если к кормушке прибегает и белка, то можете положить ей:

  • кедровые орешки;
  • фундук (лесной орех);
  • нежареные семечки;
  • колотые грецкие орехи;
  • баранки;
  • кусочки яблока;
  • кусочки печенья, сухарей;
  • творог;
  • яйцо;
  • сушеные грибы;
  • сухофрукты;
  • прессованный мел - закрепить на кормушке.

Всё, что нужно для подкормки птиц, вполне можно делать вместе с ребенком. Поверьте, что для ребенка это будет настоящим событием каждый день. Это откроет ему много эмоций и воспитает в нем ответственного, заботливого человека.

А.Яшин. ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Т. Евдошенко «Берегите птиц».

О птицах много знаем мы

И в то же время мало,

И нужно всем: и вам, и нам, -

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережём

Своих друзей пернатых,

Иначе мы к нулю сведём

Певцов наших крылатых.

Съедят деревья и плоды

Личинки насекомых,

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.

Зимой поставь кормушку им,

Синицам дай ты сала;

Пшено едят все воробьи,

Подсыпь, как станет мало.

Они вознаградят труды,

И зацветут кругом сады.

Среди зелёной той листвы

Их песенку услышишь ты.

Филиал муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения

детский сад комбинированного вида № 6 города Миньяра

Ашинского района Челябинской области

Положение о конкурсе « Птичья столовая»

Цели и задачи: 1. Совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников 2. Стимулирование творческого воображения в процессе работы над изготовлением кормушек. 3. Привлечение к сотрудничеству педагогов, детей и родителей.

Сроки проведения : с 17.11 по 28.11

Участники конкурса: Родители и дети старшей разновозрастной группы.

Критерии оценки:

Прочность

Оригинальность

Эстетичность

Функциональность (практическое использование)

Члены жюри:

1.Руководитель Филиала МКДОУ №6 - Нигматуллина Ф.А. 2.Воспитатель младшей группы - Хаматгалимова Э.Н. 3.Председатель родительского комитета - Вершинина А.

Справка о проведении конкурса «Птичья столовая».

С17 ноября по 21 ноября 2014 года в филиале МКДОУ №6 города Миньяра был проведен конкурс «Покормите птиц зимой». В конкурсе участвовали родители и дети старшей разновозрастной группе.

Кормушки для птиц были оценены по следующим критериям: . Прочность. Оригинальность. Эстетичность. Функциональность (практическое использование).

Жюри отметило работы:

В конкурсе приняли участие 75% родителей. Номинация «Прочность» - Нуреев Раиль Хатмуллович. Номинация - «Функциональность» - Вершинин, Овчинников. Номинация «Оригинальное художественное решение» - Пивоваров, Абхалимов. Отмечены работы братьев и сестер- Халимовы, Аюпова.

Победившим семьям объявлена благодарность.

Члены жюри: Нигматуллина Ф.А. _____________

Хаматгалимова Э.Н.____________

Вершинина А. _____________

«Подарите птицам жизнь»

Выполнили воспитатели: Тябокина Т.С. И Ворожцова И.А.

Подкормите птиц зимой! (А. Яшин)

Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Актуальность акции состоит в том, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.

Цель: формирование экологических знаний дошкольников о зимующих птицах.

Задачи проекта:

  • расширять знания детей о птицах
  • формировать умения и навыки наблюдения за птицами
  • воспитывать доброжелательное отношение к птицам, желание помогать им в трудное время
  • повысить уровень экологической активности родителей.

Реализация акции предусматривает проведение воспитательно-образовательной работы с детьми в течение 4-х месяцев (ноябрь 2016– февраль 2017 г.) .

Участники проекта: воспитатели, дети, родители группы.

Наша экологическая акция состоит из трех этапов:

  1. Организационный этап (определение целей и задач акции, разработка и накопление материала и литературы по теме) .
  2. Основной этап (изготовление кормушек, развешивание их на участке группы, образовательная деятельность,) .
  3. Заключительный этап (обработка полученных результатов, оформление результатов акции в виде презентации) .

Результат:

  • Дети узнали о зимующих птицах;
  • Научились наблюдать и заботиться о них;
  • Родители стали активными участниками образовательного процесса;
  • Участие в муниципальном конкурсе «Изготовим домик для птиц» в рамках народного праздника «Жаворонки» .

В нашей группе прошла организованная образовательная деятельность по познавательному развитию, посвященная проблеме подкормки птиц зимой. В результате проведенной работы дети узнали о трех зимующих птицах – воробей, синица и снегирь; познакомились с видами подкормки, поняли, что им необходима помощь человека.

Особенно важной частью экологической акции является вовлечение в работу родителей. С их помощью были изготовлены кормушки, развешены на участке, своевременно пополнялись запасы для подкормки птиц. Родители наши помощники!

Деткам очень понравилось наблюдать за прилетающими пернатыми. Наблюдения за жизнью птиц помогли детям стать ближе к природе, помогли понять, что необходимо бережно относиться к окружающему миру. Так же дети запомнили названия птиц – синица, воробей, снегирь. Научились различать их по внешним признакам.

Оформление выставки в приемной группы «Кормушки для пичужки» . Родители приняли очень активное участие, каждый откликнулся и принес кормушку или подкормку для птиц. Так же была размещена наглядная информация для родителей в приемной – папка передвижка, буклеты.

Мандрыгина Екатерина, Ступак Ангелина, Шищенко Алёна

В рамках районной акции "Неделя добрых дел" в Кордовской школе учащимися, посещающими внеурочную деятельность "Природа глазами души" была разработана акция для 1-6 классов с целью привлечения внимания обучающихся и жителей села к охране и заботе о птицах, подкормке их в зимний период.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Экологическая акция «Помоги зимующим птицам!»

Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Чтобы как-то помочь птицам, ребята нашей школы с огромным желанием решили принять участие в экологической акции «Покормите птиц зимой!»

Цель акции: Привлечь внимание обучающихся и жителей села к охране и заботе о птицах, подкормке их в зимний период.

Задачи акции:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о зимующих и кочующих птицах Курагинского района
  2. Провести викторину «Птицы Курагинского района»
  3. Провести конкурс по изготовлению кормушек и экологических листовок среди 1-6 классов
  4. Развесить кормушки в Кордовском бору и организовать подкормку птиц
  5. Распространить листовки среди жителей села с просьбой помогать птицам в зимний период.
  6. Воспитывать любовь к нашим пернатым друзьям, желание заботиться и помогать им.

Подготовительная работа

Организация и проведение экологической акции «Помоги птицам!» рассчитаны на учащихся 1-6 классов. Для этого мероприятия необходима большая предварительная подготовка. Заранее в классах объявляются конкурсы на лучшую экологическую листовку и кормушку, предлагается подготовиться к «птичьей» викторине. Ребята готовят пословицы, поговорки, стихи по теме акции. Учащиеся 9 классов, обучающиеся по дополнительной программе «Природа глазами души» проводят классные часы в 1-6 классах (Приложение 1), где знакомят ребят с птицами нашего района, загадывают им загадки, делают памятки.

Оборудование и материалы.

Выставка кормушек, экологических листовок, стенгазета и плакаты: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!», «Птицы – наши друзья, не забудь их подкормить!», «Помоги птицам зимой, они будут радовать тебя весной!». Мультимедийная презентация, которая сопровождает весь ход акции, разные виды корма для птиц, грамоты и призы победителям конкурсов.

Ход проведения

Ученик 1 . Человек издавна уделял внимание и заботился о птицах. Так как по красоте и яркости нарядов они не уступают бабочкам, а многие ещё наделены восхитительными голосами. Покрытые блестящими пёрышками, весёлые резвые птицы считаются украшением природы. Без птиц были бы пустынны леса и степи, скрылась бы та сказочная музыка природы, которая доставляет нам столько наслаждения. Птицы, как и цветы, принадлежат к тем творениям природы, которые существуют, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом их восторга и симпатии. Птицы подарили людям идею полёта, бросив свой вызов земному тяготению за миллионы лет до того, как взмыли в воздух первые окрылённые машины. Птицы стали учителями музыки наших далёких предков. Мы любим птиц ещё и потому, что они исправно, из года в год на своих неустанных крыльях приносят долгожданную весну. Птицы – наши друзья! Они приносят большую пользу, истребляя вредных насекомых.

Ученик 2. Наступило очень тяжелое время для птиц, трудное в добывании корма. Холод птицам не страшен, а страшен голод. Он является главной причиной гибели птиц в зимнее время. За время сильных морозов, по сведениям учёных, погибает до 90 % синиц, к весне приблизительно 8 – 9 зимующих птиц погибают от голода. Поэтому птицам надо помогать, подкармливать их зимой. (Проводится игра «Аукцион слов»: Ребята называют зимующих и кочующих птиц нашего района. Побеждает тот, кто назовёт последнее слово. Победитель получает приз. Зимующие птицы: ворона, сорока, голубь, воробей, ворон, дятлы, совы, поползень, клёст, кедровка, синицы, глухари, рябчики, тетерева и т. д. Кочующие из северных районов птицы: снегири, свиристели, чечётки, щеглы) . Как много видов птиц остаются зимовать с нами и некоторые из них нуждаются в нашей помощи.

Ученик 3. Ребята! Вы приняли активное участие в конкурсе по изготовлению кормушек. Многие использовали для изготовления кормушек пластиковые бутылки, коробки из-под сока, некоторым ребятам помогали родители и они смастерили кормушки деревянные, практичные и долговечные. Все молодцы! А знаете ли вы, каким должно быть меню в птичьей столовой? (Сценическая миниатюра: ученица в костюме синички рассказывает, какие виды корма предпочитают разные птицы: семечки, крошки хлеба, пшено, пшеница, творог, семена лопуха, овсяные хлопья, варёный несолёный картофель, смешанный с овсяными хлопьями или отрубями, тёртую морковь. Синицы и дятлы любят несолёное свиное сало, снегири и свиристели – ягоды рябины, калины, шиповника. Подойдут и остатки продуктов с нашего стола – кусочки каши, варёные макаронные изделия, варёный картофель, кусочки фарша и даже колбасы. Нельзя кормить птиц ржаным хлебом и солёным салом, от этого они могут заболеть и погибнуть.)


Педагог:

Сейчас мы приступаем к награждению. Хотим поблагодарить всех, кто не остался равнодушным к птичьим бедам и сделал кормушку. Мы решили главные призы отдать тем ребятам, кто потрудился, кто затратил время, кто проявил фантазию, кто привлёк взрослых к изготовлению кормушки. Эти ребята - победители нашего конкурса! Награждение проводится по номинациям:

«Самая экологическая»

«Самая экономная»

«Самая лёгкая»

«Самая практичная»

«Самая красивая»

«Самая необычная»

Выступление экологической агитбригады

(с использованием экологических листовок, представленных на конкурс)

1 чтец

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей,

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

2 чтец

Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за Жучку: в её конуре

Такой же морозище, как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц

За наших воробушков, галок, синиц.

Поможем! Их надо кормить,

Тогда им легко холода пережить.

3 чтец

Каждый день, когда встаём,

Мы с братишкою вдвоём,

Взяв крупы и хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых, хороших

Прилетает к нам друзей.

4 чтец

На кормушке, сидя, птицы

Чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи.

Ждут нас также терпеливо

И красавцы снегири.

Все привыкли – не пугливы,

Хоть руками их бери.

5 чтец

Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:
"Спасибо вам великое!".

6 чтец

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Приручите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Педагог.

Ребята, вашему вниманию предлагается викторина о птицах

  • Почему дятла называют «помощником» других птиц? (Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи)..
  • Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? Филин, сова.
  • Почему ученые оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши-кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда? (Кукушка - единственная птица, которая поедает мохнатых (ядовитых и самых прожорливых, уничтожающих лес гектарами) гусениц. Ни одна другая птица не прикасается к этим гусеницам.)
  • Каких птиц еще Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния? (Голубей. Голубиная почта существует и в наше время).
  • Какая основная причина перелета птиц в теплые края с приходом осени? (Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелета. Голодная птица замерзает, сытая - никогда.)
  • Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи.)
  • Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц? (Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки ловят насекомых на лету. Насекомые в воздухе появляются позже, соответственно, и ласточки прилетают позже других птиц.)
  • Почему перелетные птицы так спешат весной, а осенью не спешат? (Птицы осенью не улетают до тех пор, пока есть пища.)
  • Какие птицы совсем не летают? (Страусы, пингвины.)
  • Птенец какой птицы не знает своей матери? (Птенец кукушки.)
  • Где зимой и осенью спят вороны? (На деревьях в садах и парках, собираясь небольшими стаями.)
  • Как называется самец вороны? (Ворона, а ворон - это совсем другая птица, хотя они и родственники.)
  • Кто отдыхает сидя на проводах? Если она летает низко к земле - быть дождю. (Ласточка.)
  • Как называется встреча двух петухов? (Петушиный бой.)
  • В каком часу просыпается воробей? (Позже всех птиц, но всегда в одно и то же время в 5-6 часов утра.)
  • Какая птица является символом мира? (Голубь)
  • Какие птицы заготавливают корм на зиму? (Сойка, кедровка, поползень)
  • Что для птиц страшней зимой – голод или холод? (Голод, холод им не страшен, т. к. температура тела их примерно 42 градуса)
  • Какая птица выводит птенцов зимой и почему? (Клёст, т. к. он питается семенами хвойных деревьев, которые созревают к концу года)
  • Какую птицу можно назвать «лесной журналисткой»? (Сороку)
  • Какую птицу называют «пернатой кошкой»? (Сову)
  • Почему надо охранять птиц? (Потому что они приносят большую пользу, уничтожая насекомых - вредителей).
  • Какая птица помогает расселять кедр? (Кедровка)
  • Птица-акробат наших лесов. (Поползень)
  • Самая большая куриная зимующая птица наших лесов, которая зимой питается хвоей сосны. (Глухарь)
  • Птица, которая прилетает к нам с первым снегом. (Снегирь)
  • Кто из птиц помогает лес сеять? (Кедровка, сойка, дрозды-рябинники, свиристели)

Затем проходит награждение победителей конкурса листовок.

Практическая часть акции

Педагог.

Ребята! Я думаю, что каждый из вас понимает необходимость помощи птицам. Ведь совсем нетрудно покормить их морозными зимними днями, а остатки продуктов, кусочки хлеба есть в каждом доме. Чтобы привлечь внимание всех жителей села к этой проблеме, юные экологи приготовили и выпустили экологические листовки, которые можно прикрепить на магазинах, на почте, на школе. Сейчас начнётся практическая часть акции, мы пойдём в Кордовский бор и повесим кормушки. Классы получат листовки, которые надо будет распространить среди жителей. В каждом классе необходимо выбрать ответственных за кормление птиц. Остатки продуктов можно будет взять в школьной столовой. Давайте будем добрее друг к другу и к нашим пернатым друзьям. Ведь наша доброта поможет спасти жизни маленьких птичек, которые будут радовать нас весной звонкими песнями.

(Выходим на улицу и развешиваем кормушки, насыпаем корм в них

Приложение 1.

Классный час

«Птицы зимой»

Классный час является одним из системы мероприятий Акции «Помоги зимующим птицам»

Цель мероприятия : расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи мероприятия:

  • закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
  • воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;
  • развивать интерес и любовь к окружающей среде родного края.

Мероприятие было построено таким образом, чтобы каждый учащийся принял активное участие. Классный час имеет практическую направленность: дети готовили сообщения, листовки, кормушки, стихи..

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

  1. Организационная часть. На доске слова:

«Мне не унять метели,

Не растопить снега,

Но чтобы птицы пели

Это в моих руках».

О каком времени года говорится в этом четверостишии?

Кому посвящён наш классный час?

Определите тему нашей работы. (Птицы зимой ).

Наш классный час проводится в рамках Акции «Помоги зимующим птицам».

  1. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Подготовленные учащиеся читают стихотворение Е. Благининой «Морозы», выясняется уровень его восприятия.

1ученик. Морозы жестокие в этом году...

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку:

В её конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Какая погода бывает зимой? (морозная, холодная ).

2 ученик. Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц:

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Почему беспокойно за птиц? (им холодно, они мёрзнут )

3 ученик . Поможем! Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода.

Как можно спасти птиц от холода? (их нужно кормить ).

Как помочь птицам зимой - это проблема, которую мы должны решить.

Что мы должны изучить сегодня, чтобы правильно организовать помощь птицам?

Составим план.

1.Изучить, какие птицы зимуют в нашем селе и районе

2. Изучить, какой корм едят птицы.

3. Изучить, как можно организовать помощь птицам.

  1. Решение поставленной задачи.

1.Беседа - Одни птицы питаются только насекомыми и гусеницами, другие - пищей растительной, но есть такие, которые едят и то, и другое: насекомых, ягоды, семена, гусениц - они всеядные (воробей, ворона, голубь, синица).

Как вы думаете, какие птицы лучше приспособлены к жизни в природе? Почему? (Всеядные - т. к. с исчезновением одной пищи они переключаются на другую и выживают - они жизнеспособнее) многие из этих птиц остаются на зиму у нас - они зимующие.

Какие птицы остаются зимовать в нашем селе? (воробьи, голуби, сороки, вороны).

Какие птицы прилетают в город зимовать? (синицы, снегири, поползни, свиристели)

Чем питаются оставшиеся зимовать птицы?

(Отыскивают спрятавшихся на зиму в коре насекомых и их личинки, едят почки, плоды и семена растений - рябины, клёна, боярышника и др.) Достаточно ли этого корма, чтобы прокормить всех оставшихся в городе птиц? (нет).

Кто может помочь птицам с кормом? (люди).

Подведём итоги 1 части нашего плана.

Какие птицы зимуют в нашем селе?

Каждый называет по одной птице, пока не перечислят всех зимующих в городе птиц.

Молодцы. Теперь мы знаем, какие птицы зимуют у нас.

2.Перейдём ко второй части плана. Что мы должны узнать?

(Чем питаются разные птицы? Что подойдёт для угощения птиц?)

Дети выступают с проектами о птицах. (заранее подготовлены)

Воробей. Зимой воробьи держатся стайками - так легче найти пищу. Компанейская птица. Их бодрое чириканье слышно всегда в оттепель. В холода воробьи держатся ближе к жилью человека - там легче добыть пищу.

(Презентацией Тихвинской Киры).

Какое угощение можно приготовить воробьям, голубям?

Синица. Синица очень подвижна, стремительно перемещается в ветках, быстро осматривает их в поисках пищи. Ей при такой подвижности нужно много пищи. Синица всеядна, кроме насекомых, она ест семена, мясо, сало, рыбу. Интересно наблюдать, как синица, найдя твёрдую пищу, быстро взлетает на ветку и, зажав семечко или что - то другое между пальцами цепких ног, быстрыми и точными ударами крепкого острого клюва скоро раздалбливает скорлупу или оболочку семени. Пёстрый наряд синички помогает ей затеряться среди солнечных бликов в ветвях. Песня у неё звонкая - «Тинь -тинь!» Синица очень сообразительна: легко разрывает полиэтилен, в котором вывешивают или выставляют на балкон рыбу, мясо, сало; она легко открывает бутылки с молоком и сливками, ест масло.

Поползень. У него большие пальцы на ногах с длинными цепкими когтями, которыми он держится за кору. Длинный и острый клюв помогает ему вытаскивать из отверстий и щелей в коре корм. Не случайно расцветка птицы: светлая, окраска спины сливается с корой осины, тополя и других деревьев, и птица малозаметна. Попробуем догадаться, почему эту птицу назвали поползень? (Она передвигается, прижимаясь к стволу, как бы ползёт по коре, но делает это быстро).

Снегирь. Снегирь в основном питается ягодами и семенами растений. Мёрзлые ягоды хорошо поддаются мощному, хоть и короткому, клюву. Стайка снегирей очень красиво смотрится на ветках.

Свиристель. - Как вы думаете, стоит ли рвать рябину, мелкие яблочки, чтобы накормить снегирей, свиристелей? (нет, птицы сами поедят их на деревьях, не надо ломать ветки рябин, яблонь, черёмух, но можно положить засушенные летом ягоды с дачи)

Итак, многие зимующие птицы едят разную пищу - это помогает им пережить холода. Пища зимующих птиц - насекомые, черви, почки, семена, ягоды, не стоит давать свежий хлеб. В сильные холода птицы жмутся к человеческому жилью, где легче найти пищу. Лапы, клюв и окраска птиц хорошо приспособлены к добыванию пищи.

  1. Закрепление знаний.

Задания

  1. У какой птицы птенцы вылупляются зимой? (Клёст). Чем она выкармливает птенцов?
  2. Подумайте, о ком этот текст

«Головка у этой птички в чёрной шапочке, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко - жёлтая, будто в жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой в бескормицу ест всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несолёного сала». (Синица).

«Маленький мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крохи собирает». (Воробей )

«Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут» (Снегирь ).

«Бела как снег,

Черна как уголь,

Вертится, поёт,

Шум создаёт». (Сорока )

  1. «Кто прилетел к кормушке?»

Положил я в птичью кормушку ветку сушёной рябины, крошки хлеба, пшена, подвесил небольшой кусочек сала и стал наблюдать.

Сначала шумной стайкой прилетели небольшие серенькие птички. Они весело чирикали, и клевали крошки хлеба и пшено. Это были (воробьи).

За ними прилетели птички с жёлтыми грудками и чёрными галстучками. Они тоненько попискивали и забавно качались на шпагате, на котором висели кусочки сала. Это были (синички).

Когда на кормушке осталась одна рябина, птицы разлетелись. И тогда к ней подлетели пушистые серовато-бурые птицы с красными грудками. Концы хвоста, крыльев и голова у них были черно-синими, и на крыльях белые полоски. После их посещения на ветках ничего не осталось. Это были (снегири).

А после всех к кормушке прилетели две бело - чёрные птицы, которые своими круглыми любопытными глазами разглядывали, что осталось после гостей? Это были (сороки).

Молодцы. А теперь составим Памятку «Помоги зимующим птицам».

Что мы можем сделать, чтобы помочь птицам не замёрзнуть?

Памятка.

  1. Привлечь внимание людей. Нарисовать рисунки, листовки, газеты.
  2. Организовать птичью столовую, регулярно подкармливать птиц.
  3. Рассказывать о своей работе, привлекать родителей, родственников.

5.Рефлексия. Дети поочередно читают стихи Михаила Глазкова «Поделитесь с птицами едой...».

Накрошите хлеба им на блюдце.

Пусть они под вьюжною бедой

Не опустят крылья, не согнутся.

С малыми друзьями, земляками,

Если дорожите дружбой той

И сердца в груди у вас не камень.

Чтоб они, как только снег растает,

Пронеслись над полою водой

До своих гнездовий шумной стаей.

И они отплатят доброй песней.

Ну а с песней жить-то интересней,

До ста лет все будешь молодой.

ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ.

Классный час «Птицы зимой» является одним из мероприятий Акции «Помоги зимующим птицам». Целью было привлечь внимание к проблемам зимующих птиц, обобщить представления о птицах, зимующих в нашем селе (часто встречающихся, наиболее распространённых), организовать помощь птицам, в процессе беседы, объяснить детям, чем надо кормить птиц. Думаю, проведённое мероприятие способствовало формированию желания учащихся принять участие в Акции, оказать посильную помощь, сохранить жизнь птицам.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
В рамках Всероссийской детской акции «С любовью к России мы делами добрыми едины»

Дата проведения: декабрь-апрель 2013 года
Место проведения: с. Мильково, Камчатский край
Участники: дети и взрослые с. Мильково
Ответственные: Е.С. Межерицкая, координатор детского общественного Движения «Новое поколение»

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

А. Яшин

Зима - самое суровое время для птиц, особенно в нашем Камчатском крае. Птицы могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Большое число птиц в зимние месяцы гибнет именно от бескормицы. И очень важно в конце зимы, когда уже не остаётся корма, позаботиться о наших пернатых. В детском общественном Движении «Новое поколение», которое действует в рамках Всероссийского детского общественного экологического Движения «Зеленая планета» прошла акция «Покормите птиц зимой».

Цель акции:
- Помочь зимующим в нашем районе птицам пережить холодный период

Задачи акции:
- Познакомить детей с видовым разнообразием птиц, живущих на Камчатке – провести познавательную экологическую викторину перед акцией.
- Воспитывать у юных жителей нашего села любовь к родному краю, его природе, прививать им практические навыки экологически разумного поведения
- Приготовить вместе с детьми кормушки для птиц, развесить их в окрестностях с. Мильково и наполнять кормом в течении зимнего времени.
- Сделать общую копилку корма для птиц в РДДТ и использовать её для наполнения других кормушек на территории с. Мильково
- Привлечь внимание жителей нашего села к проблемам зимующих птиц.

Общие сведения об акции

Зима в этом году, как никогда снежная, холодная. Акция «Покормите птиц зимой», которую проводит ежегодно районный Дом детского творчества, очень нужная. Птички стаями сидят на деревьях, где висят кормушки.

Данная акция состоит из нескольких этапов.
1. Познавательный.
2. Практический
3. Заключительный.

На первом этапе ребята участвуют в различных викторинах, конкурсах, слушают лекции, готовят всевозможные выступления, узнают много о птицах и животных, о разнообразии животного и растительного мира Камчатки.
22 февраля в актовом зале проводилась викторина, принимали участие учащиеся объединений нашего Дома творчества, более 70 ребят участвовали в ней. В конце викторины была презентация о птицах Камчатки. Здесь были подведены итоги конкурса на лучшую кормушку, в котором победило объединение «Геолого-экологическое» (руководитель В.М.Красильникова). Ребята из этого объединения соорудили десять замечательных кормушек.

Второй этап. Этот этап акции «Покормите птиц зимой» самый интересный и трогательный. Есть уже традиция, где развешиваются кормушки. В первые годы это была территория Дома творчества. Потом ребята обратились к людям, которые увлекаются лыжным спортом. Есть у нас в селе Мильково лыжная база «Весёлая горка». Ребята повесили кормушки на трассе 3 и 5 км. И обратились ко всем любителям этого спорта, чтобы выходя на лыжню, они брали с собой немного зернышек для птичек.

Ребята вывешивают кормушки около своих домов, где также развесили плакаты-обращения к жителям домов, чтобы они не остались равнодушными и подкармливали пернатых.

Кроме этого, учащиеся из объединения «Экологическая полиция» (руководитель Межерицкая Е.С) продолжили акцию на автостанции с. Мильково. Они обратились к жителям нашего села, которые отправляются в путешествие по трассе «Мильково-Петропавловск», к водителям междугородних автобусов. Им раздали листовки и кормушки, и попросили водителей повесить их в посёлке Ганалы, где находится промежуточная остановка, а пассажиров попросили не забывать насыпать корм птицам.

Заключительный этап. Подводятся итоги акции, анализируются минусы и плюсы, чтобы не повторять ошибки на следующий год. Учащиеся дают материалы об акциях в СМИ, на сайты.

Учащиеся Дома детского творчества всегда с удовольствием участвуют в экологических акциях, впереди у нас еще акции «Чистые дороги» и «Сохраним лес от пожара!»

муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 238 комбинированного вида »

г. Новосибирск – 136, ул. Киевская 7/1, тел./факс 340-22-30

ИНН 5404154277 КПП 540401001 ОГРН 1025401486604

Экологическая акция

«Покормите птиц зимой»

Группа № 4 «Непоседы»

Воспитатель: Воронцова О.В.

2017


Экологическая акция «Покормите птиц зимой».

Цель акции - формирование экологических знаний дошкольников о зимующих птицах и ответственное, бережное отношения к ним. Активизировать познавательный интерес детей к природе родного края и способствовать повышению уровня экологической культуры дошкольников.

Задачи акции:

    формирование экологической культуры у дошкольников;

    уточнение и расширение знаний детей о зимующих птицах;

    формирование умений и навыков наблюдения за ними;

    учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц;

    воспитывать доброжелательное отношение к птицам, помогать зимующим птицам в трудное время.

Участники акции

В акции принимают участие воспитатели, дети всех возрастных групп и их родители.

Сценарий мероприятия "Покормите птиц зимой"

Цели мероприятия:

    Расширить кругозор учащихся, обратить внимание на трудное существование птиц зимой;

    Прививать любовь к природе и воспитывать гуманность, рассказать о пользе птиц, об их охране.

Задачи:

    Познакомить с многообразием и особенностями зимующих в наших краях птиц;

    Показать необходимость и способы оказания помощи птицам зимой.

Ход мероприятия.

Ведущий:

Бывают птицы разные.

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие- те народ иной,

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки

Но если долго снег идёт

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Ребята, назовите птиц которых вы знаете и видите у нас в городе.

А как называются птицы, которые улетают на юг? (Перелётные.)

А почему они улетают? (Нет насекомых, которыми они питаются, нет семян.)

А как называются птицы, которые не улетают? (Зимующие.)

Назовите зимующих птиц (Воробьи, вороны, синицы, сороки, дятлы.)

Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас своей красотой и необычными звуками. Но им очень трудно.

Загадывание загадок про зимующих птиц.

Просмотр видеофильма про зимующих птиц.

Сугробами засыпаны

Сады, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Повесьте домик на суку,

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки.

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя.

Взлетят пернатые друзья

И пропоют чирикая:

«Спасибо, вам великое!»

Чтобы птицы не погибли, нужно развешивать кормушки, которые ваши родители своими руками. Какие замечательные у вас у всех кормушки!

А знаете ли вы, что любят клевать птички? Да, почти у всех мелких пернатых любимое блюдо - семечки подсолнуха. Но можно еще кормить птиц другими зернами. Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

Давайте же отправимся на свои участки и развесим кормушки!

Итог акции - были приглашены родители воспитанников, которые своими руками изготовили кормушки для птиц..

Родители детсадовцев подарили дома нуждающимся

Горожан призывают поступить также

Детям рассказывают о том, что не все птицы с наступлением холодов улетают в тёплые края. На зимовку остаются синицы, воробьи, голуби и многие другие крылатые. Чтобы помочь им выжить в нелёгкие времена, малыши и их родители делают кормушки

Взрослые подошли к делу творчески - некоторые домики для птиц получились действительно впечатляющими

Кормушки развесили на территории садика. Каждую из них ребята наполнили хлебными крошками и семечками.

Родители – наши помощники! Изготовили кормушки для птиц.


Просмотр фильма про птиц.

Знакомимся с зимующими птицами нашего края.

Покормим птиц!

Поиграем – вот как весело живем!