Что необходимо купить для своей студии рисования. Бизнес-план художественной школы

Сегодня творческие студии открываются как для детей, так и для взрослых. Там обучают основам и хитростям какого-либо направления, осваивают техники рукоделия, художественного мастерства, делают поделки. Подобные заведения дают возможность отвлечься от серых будней и раскрыть собственные творческие способности.

Актуальность идеи

Начнем описание с того, что это такое. Мастерские для детей или взрослых предлагают не только занять свой досуг чем-либо интересным и новым, но и с помощью специальных техник выбранного направления открывают внутренние таланты, способствуют развитию творческого мышления и практических навыков.

Если мастер ориентируется на детскую аудиторию, то это является довольно перспективным делом, так как многие родители сегодня уделяют особое внимание ребенку. Они готовы потратить любые деньги, лишь бы занять малыша чем-то интересным и полезным. Уроки для взрослых также имеют спрос, потому что в любом возрасте есть желание попробовать что-то новое, научиться рисовать, если никогда не умел, освоить какую-то технику рукоделия и пр.

Раньше развитием детей занимались в специальных учреждениях, где были четко расписаны правила и требования к ученикам. Детей заставляли выполнять определенные действия, процесс обучения был строгим и жестким. В современных творческих мастерских предпочитают использовать игровой метод, гибкий индивидуальный подход и постепенное раскрытие внутреннего потенциала ребенка.

Собираем документы

Творческая мастерская как бизнес не требует сложной процедуры регистрации. Достаточно оформить ИП (индивидуальное предпринимательство), для чего подаются копии паспорта и ИНН, заявление по готовой форме и оплачивается небольшая госпошлина. Решение и соответствующая документация выдается уже через неделю.

Обратите внимание, что при работе с детьми часто указывают код ОКВЭД 80.10. Но тогда придется получить лицензию на ведение образовательной деятельности, что для начинающего предпринимателя является сложным процессом. Поэтому опытные мастера рекомендуют указывать коды 85.32 (уход за детьми, если будете набирать детские группы) или 92.51, определяющий клубный тип работы.

При оформлении и подготовке помещения обязательно нужно получить разрешение от санитарно-эпидемиологического контроля и пожарной инспекции. Для этого лучше изначально узнать все предъявляемые требования, чтобы сразу им соответствовать. При аренде составляется грамотный договор с указанием сроков и расценок, других условий.

Когда нанимаете персонал, вы становитесь работодателем. Поэтому обязательно придется зарегистрироваться в пенсионном и социальном фондах, выплачивать страховые взносы. А также с каждым сотрудником заключается трудовой договор. У педагогов должны быть санитарные книжки. Перед началом деятельности придется уведомить об открытии Роспотребнадзор.

Определяемся с услугами

Творческая мастерская может сочетать в себе несколько направлений или же специализироваться на каком-либо одном. Считается, что если сразу выбирать все доступные варианты, то это окажется слишком сложным для начинающего предпринимателя в организационном и финансовом плане. Поэтому возможно, поначалу имеет смысл предлагать лишь проведение мастер-классов одного вида, но различной сложности.

Со временем при формировании постоянной клиентской базы и росте популярности заведения можно открывать группы разных направлений. Сегодня самыми востребованными и интересными считаются такие услуги:

  1. Художественное рисование различными техниками.
  2. Скрапбукинг.
  3. Вязание.
  4. Вышивка.
  5. Шитье.
  6. Рисование песком.
  7. Создание игрушек своими руками.
  8. Квиллинг.
  9. Лепка.
  10. Декупаж.
  11. Плетение из бисера.
  12. Рисование горячим воском.
  13. Создание свечей, мыловарение и т. д.

Обычно начинающий мастер, решивший заняться собственным проектом, выбирает что-либо для обучения, к чему у него больше всего лежит душа. Если же нанимать опытных преподавателей со стороны, тогда можно выбрать любое направление, пользующееся высоким спросом на рынке.

Занятия не нужно строить таким образом, чтобы за один мастер-класс научить всему – от основ до сложных техник. Достаточно строить каждый урок с постепенным развитием навыков. Тогда лучше всего усваиваются базовые умения, и ученики способны охватить небольшой объем предлагаемых знаний.

Обратите внимание на составление удобного графика уроков. Учитывайте жизненные процессы ваших клиентов. Так, взрослые чаще всего в будни дни заняты на работе, а дети находятся в детских садах и школах. Поэтому самыми выгодными часами для проведения мастер-классов являются выходные дни и вечернее время.

Лучше сразу решите, на какую аудиторию будут рассчитаны ваши занятия – детскую или взрослую. Это во многом повлияет на выбор более удобной мебели для определенных возрастных групп, а также на методики преподавания.

Чтобы увеличить прибыльность проекта можно в качестве дополнительных услуг предлагать проводить детские дни рождения, устраивать праздники, тематические вечеринки, заниматься продажей материалов для рукоделия или готовых работ мастеров.

Обустраиваем студию

Тщательно продумайте, где именно вы собираетесь открыть творческую мастерскую. Ведь до нее должно быть удобно добраться вашим клиентам. Поэтому наличие рядом остановок общественного транспорта и небольшой парковки будет явным преимуществом.

Если арендовать помещение в центре города, то это оказывается не всегда выгодным, так как ежемесячная оплата будет непомерно высокой. Более предпочтительным считается выбор спального района, где и проживают основные потенциальные клиенты. Близость развивающей студии к дому станет привлекательным фактором для большинства из них. Также можно расположить мастерскую рядом с детскими садами, школами, офисными учреждениями.

Дальше продумайте оформление. Любая фирма намного лучше воспринимается, если в ней все мелочи грамотно подобраны относительно друг друга. Создав логотип, вывеску, интерьер и даже сайт в одном стиле, вы заявляете о себе, как о серьезном центре с перспективами развития. Клиентам должно быть удобно в студии, комфортно и уютно. Тогда они захотят возвращаться в эту спокойную и приятную атмосферу не один раз.

Часто начинающие предприниматели жалуются, что ежемесячная аренда подходящего помещения оказывается слишком дорогой для них. Поэтому обратите внимание на такой выход – можно брать в аренду комнату лишь на определенные часы или дни в неделе. Это гораздо дешевле и окупает себя буквально за каждый проведенный мастер-класс.

Очень важно при оформлении студии позаботиться о наличии всех коммуникаций – вода, электричество, вентиляция, отопление, канализация. А также установите пожарную сигнализацию и соблюдайте санитарные нормы – убирайте в помещении ежедневно, а лучше – после каждой группы учеников.

При выборе мебели необязательно отдавать предпочтение дорогим и вычурным вариантам. Покупая специальное оборудование или столы со стульями для учеников важно, чтобы они были выполнены из качественных материалов, обладали нужной прочностью и отвечали каким-то определенным стандартам согласно выбранному направлению.

В зависимости от обучаемых техник нужно будет различное оборудование. Иногда это специальные столы и проекторы, а в некоторых случаях достаточно обычной школьной мебели и расходных материалов. В результате будут отличаться и стартовые вложения.

Нанимаем преподавателей

Штат сотрудников не должен быть слишком большим. Для начала вы можете и самостоятельно вести занятия и заниматься организационными вопросами и лишь со временем найти помощников. Иногда даже не нужны охранник и уборщица. Если вы арендуете комнату в офисном центре, то это заботы владельца, а не ваши.

Самыми же важными кадрами в данном деле оказываются педагоги, мастера. К ним предъявляйте строгие требования:

  • Человек должен очень хорошо разбираться в преподаваемой технике рукоделия, быть профессионалом.
  • Уметь передавать свои знания другим людям, находить подход к ученикам, обладать педагогическими талантами.
  • Быть коммуникабельным, приветливым, располагать к себе людей.
  • Быть терпеливым и не раздражаться, даже если приходится одно и то же повторять по много раз.

Также важно не просто умение что-либо делать своими руками, но и «блеск в глазах», то есть мастер должен любить то, чему он учит других людей, радоваться их успехам, вдохновлять на творческие подвиги. И наличие какого-либо высшего образования здесь играет минимальную роль. Иногда лучшими учителями в творческой студии становятся люди без профессионального диплома.

Ведение бухгалтерской отчетности может ввести в ступор любого начинающего предпринимателя. И хоть при открытии ИП документация и налоги не являются чем-то сложным, иногда имеет смысл нанять специалиста или передать эту функцию на аутсорсинг. Тогда вам не придется нервничать по поводу своевременного заполнения бланков.

Ищем клиентов

Самая важная и сложная часть любого бизнеса – поиск целевой аудитории. В зависимости от того, на какую возрастную группу вы ориентируетесь, можно использовать разные рекламные пути:

  1. Установите вывеску над входом, привлекающую внимание прохожих.
  2. Распечатайте полиграфическую продукцию – визитки, плакаты, листовки и раздавайте их в местах скопления ваших потенциальных клиентов (кафе, школы, садики, офисы, салоны красоты, магазины для рукодельниц).
  3. Давайте объявления в местных СМИ.
  4. Расклеивайте их на подъездах, остановках, в городском транспорте.
  5. Оплатите публикацию в специализированных изданиях, журналах, которые читают ваши потенциальные клиенты.
  6. Представляйте свой центр на различных ярмарках и фестивалях, что организовываются в городе или регионе.
  7. Предлагайте первое бесплатное занятие.
  8. Максимально используйте интернет – создайте сайт, группы в социальных сетях, общайтесь с клиентами на городских форумах.
  9. Приглашайте иногда на бесплатные мастер-классы или праздники группы из детских садов, школ.
  • Даже в арендуемом помещении постарайтесь создать уютную атмосферу, побуждающую к творчеству и раскрытию внутреннего потенциала. Людям должно быть комфортно и приятно находиться в мастерской и они обязательно вернутся.
  • Создавайте фото-отчеты занятий и размещайте в социальных сетях или на сайте.
  • Не старайтесь сразу же совместить все доступные и известные направления. Начните с чего-то одного и расширяйтесь постепенно, по мере роста прибыли, популярности и опыта.
  • Если слишком долго не набирается какая-то группа, то лучше провести занятие для 2-3 людей, чем упустить и их. Не ждите слишком долго, пока желающие не исчезли вовсе. Пусть на мастер-класс придет лишь несколько человек, но они обязательно останутся довольны.
  • Поскольку ваша основная деятельность связана с обучением каких-либо навыков, то уделяйте этому пункту особо пристальное внимание. Мало только быть приветливым педагогом, нужно действительно уметь учить, вдохновлять, раскрывать таланты учеников.
  • Общайтесь с клиентами и после завершения ими выбранного курса. Всегда интересуйтесь их успехами, достижениями, предлагайте уроки для усовершенствования полученных навыков.
  • Постоянно занимайтесь саморазвитием. Ищите различные мастер-классы для профессионалов, осваивайте новые техники, направления. Также развивайте и свои педагогические, психологические и организационные навыки. Читайте специализированную литературу, будьте в курсе модных течений.

Здесь можно скачать бесплатно в качестве образца.

Рентабельность проекта

Обязательно еще на первом этапе составьте бизнес-план с расчетами. Только так можно быть уверенным в том, что все нюансы учтены, денег на открытие студии хватает и детально расписана схема развития. Самым важным моментом в этом деле являются первоначальные затраты. Они могут существенно отличаться в зависимости от направления, подобранного помещения, необходимости проводить ремонт и пр.

Но можно обойтись и меньшими вложениями. Например, если арендовать готовый офис лишь на период проведения занятий, а специального оборудования для мастер-классов не нужно, то достаточно лишь приобретать расходные материалы ровно на один урок. Тогда для старта можно ограничиться суммой в 200-250 тысяч рублей.

При открытии же серьезного центра нужно учитывать и ежемесячные расходы:

Окупаемость и рентабельность проекта во многом будет отличаться от организационного подхода, выбранной маркетинговой стратегии, установленных расценок. Например, в крупных мегаполисах и небольших городах стоимость одного и того же занятия будет существенно отличаться. Это всегда нужно учитывать. Иногда в таких центрах творчества устанавливают абонентскую плату за посещение.

При небольших вложениях, где изначально нужно потратиться лишь на расходные материалы, а преподаватели со стороны не нанимаются, окупаемость бизнеса наступает достаточно быстро – уже после первых занятий или через 1-2 месяца. При крупных инвестициях для создания полноценного творческого центра с широким спектром услуг рассчитывайте на возвращение вложенных средств через 6-12 месяцев.

Видео: творческая мастерская Евгении Ворониной.

В юности никому не известный сын армянских эмигрантов Ларри Гагосян о мире искусства даже не помышлял и подрабатывал где только мог – парковал машины и т.п., пока однажды не начал приторговывать постерами. Позднее он переключился на живопись, начал продвигать картины современных художников, и однажды именно благодаря ему мир узнал Демиена Херста и Джеффа Кунса. После чего Ларри Гагосян сказочно разбогател и долгое время возглавлял рейтинги самых влиятельных деятелей в области изобразительного искусства. История американской мечты, не так ли?

Мифы и реальность.

На самом деле в мире искусства всё обстоит несколько иначе, особенно если говорить о российском арт-рынке. Современные условия, в которых существует живопись у нас в стране, требуют от галериста недюжинного терпения, серьёзных материальных вложений и кропотливой работы по формированию своей аудитории. Сейчас даже в Москве галерейные продажи нельзя назвать хорошим способом заработать капитал: до этого ещё очень далеко. У нас галерея в большинстве случаев носит скорее имиджевый характер, это возможность заявить о себе, создавая модные сейчас кураторские проекты и оказывая поддержку талантливым художникам.

В современной России есть немало галерис­тов, чьи профессионализм и преданность искусству вызывают неподдельное уважение. Это, например, Елена Селина (галерея XL), Александр Шаров (галерея «11.12»), Марат Гельман. Однако ни один пока ещё не заработал на продажах русского искусства мультимиллионного капитала. Долгое время мы были изолированы от мировых арт-процессов, и у представителей среднего класса в нашей стране ещё не сформировалась привычка вкладывать деньги в искусство. Поэто­му можно сказать, что арт-рынок у нас только формируется.

Три шага к успеху.

С какими же вопросами нужно определиться в первую очередь, если вы твердо решили связать своё будущее с предметами искусства и стать галеристом? Конечно, главное, без чего не обойтись, – страстное отношение к искусству и уверенность в собственных художественном вкусе и интуиции. Второе – это специальные знания, которые можно получить как самостоятельно, так и при поддержке профессионалов арт-рынка. Можно поступить и в специализированный вуз у нас в стране или за рубежом. Так, например, в Москве бизнес-школа RMA предлагает образовательную программу «Арт-менеджмент и галерейный бизнес». Занятия проходят на территории центра современного искусства «Винзавод», курс состоит из лекций и мастер-классов, а преподают здесь самые влиятельные в мире искусства люди: Ольга Свиблова, Василий Церетели, Марина Лошак, Иосиф Бакштейн и другие.

Программы переподготовки для галеристов предлагают такие вузы, как МГУ, РГГУ, ВШЭ, СПГУ. Кураторов готовят и в «Свободных мастерских» при Московском музее современного искусства, а также в институте «База» Анатолия Осмоловского. Из зарубежных специализированных учебных заведений можно порекомендовать лондонский Sotheby’s Institute of Art, где готовят профессионалов в области искусства по программам разной продолжительности, от летних курсов до магистратуры.

Помимо этого, конечно, нужно обязательно посещать выставки, общаться с художниками, галеристами и коллекционерами. Только так можно понять, что происходит на арт-сцене, и определить направления, которые станут вам наиболее близки. Но если в арт-сообществе вы уже не новичок, пора приступать к конкретным действиям.

Шаг первый.

Определите круг художников, которых будете представлять на рынке. Все галереи условно можно разделить на два типа: актуальные и традиционные. Первые отражают новейшие тенденции в искусстве, открывают актуальное и новое, вторые представляют давно известные виды искусства. И если первые склонны эпатировать публику новыми оригинальными идеями и дорогостоящими проектами, то вторые, напротив, консервативны и организуют, как правило, выставки-продажи.

Проекты первых интересны, поскольку динамичны и остро отражают социальные процессы, происходящие в обществе, у таких галерей есть свои поклонники. Однако есть и другая часть аудитории, те, кто пойдет за картиной для своей коллекции в традиционную галерею, потому что им близко искусство, проверенное временем и не подверженное конъюнктурным колебаниям.

Так, например, работы всем известного дуэта Виноградов – Дубосарский (см. фото внизу), на грани соц- и поп-арта, с провокационными сюжетами, на холстах больших размеров, представляют галереи первого типа, актуальные. А скажем, работы так же хорошо известной Натальи Нестеровой, лауреата Государственной премии, заслуженного художника РФ, с изображениями библейских сюжетов, бытовых сцен, с натюрмортами – галереи второго типа.

Актуальные галереи адресуют свои проекты политизированной публике, а также тем, кого интересует протестное движение или идеи, открывающие новые горизонты в сознании. Есть среди аудитории и те, кто просто хочет удивлять своих состоятельных друзей.

Если вы определились с направлением, нашли свою нишу – постарайтесь заручиться поддержкой как минимум пяти-десяти художников, которые будут работать с вашей галереей. На этапе открытия следует привлечь и двоих-троих уже хорошо известных авторов – таким образом можно вызвать первоначальный интерес к галерее. А чтобы выход на рынок был эффектным, постарайтесь сделать свой первый проект интересным и неординарным.

Шаг второй.

Выберите место для галереи. В западных странах существуют определенные районы, где принято их открывать: в Нью-Йорке, Лондоне и Париже есть целые кварталы, в которых развернули свою деятельность арт-институции. У нас пока только формируются галерейные зоны, но уже есть центр современного искусства «Винзавод», так что предметы актуального искусства было бы предпочтительнее выставлять там. Другие галереи могут размещаться и вне кластеров, но желательно в центре города, потому что нужно учитывать состояние трафика и уважать время посетителей.

Возможен и квартирно-домашний формат, и таких галерей немало. Преимущество его в том, что вам не нужно тратить средства на аренду помещения, которая становится самой обременительной статьей расходов. Поэтому некоторые галереи не имеют постоянного адреса, а используют каждый раз новые пространства. Такой формат интересен тем, что расширяет возможности куратора представить очередной выставочный проект в новой, подходящей именно ему среде. Так вы сможете предложить концепцию выхода искусства за рамки привычных стен галерей и музеев, как это делают сегодня многие новые галереи.

Шаг третий.

Запуск проекта и последующая маркетинговая деятельность. Подготовительная работа перед открытием займёт немало времени, но без этого не обойтись. Разработка фирменного стиля и запуск сайта просто необходимы: иначе как вас будет идентифицировать потенциальный покупатель? Нейминг, создание логотипа, подготовка и печать каталогов, буклетов и пригласительных билетов, написание анонсов и релизов – вот только малая часть рекламной деятельности. Будьте готовы к тому, что придётся оформлять пространство галереи и осуществлять развеску.

Необходимо также придумать какую-то фирменную «фишку», выгодно отличаю­щую вас от конкурентов. Например, для галереи «73 улица» был изготовлен специальный фонарный столб с указателем «Галерея тут» и логотипом, который устанавливают каждый раз на время вернисажа. Это делается для того, чтобы гости могли без проблем найти вход на выставку, поскольку галерея осуществляет свои проекты всегда на разных площадках Москвы. Далее определите круг приглашенных на открытие вашей галереи, будет ли он закрытым или доступным для всех желающих.

Оповестите гостей о дате и времени открытия, подумайте об угощении и программе, напишите пресс-релиз. Кстати, приготовьтесь к тому, что придётся постоянно отслеживать все происходящее на арт-рынке, посещать множество мероприятий и много общаться с людьми, участвовать в биеннале молодого искусства и международных арт-ярмарках, то есть находиться в постоянном поиске и движении.

Итак, вы открылись и о вашей галерее стало известно определённому числу людей. Среди них, возможно, есть и ваши будущие покупатели. Теперь важно поддерживать их интерес новыми проектами, открывать для них имена молодых и перспективных художников, то есть превратить посетителей в покупателей, а возможно, и в настоящих коллекционеров. Станет ли ваша галерея притягательным местом для инвесторов и ценителей живописи, для журналистов и художников, зависит теперь только от вашего профессионализма, умения общаться с людьми и в немалой степени от везения. Желаю удачи!

Об авторе: Елена Комаренко – коллекционер, арт-дилер, основатель и управляющий галереи «73 улица». Оказывает помощь в вопросах формирования коллекций современного искусства. Галерея «73 улица» основана в 2011 году и представляет известные имена современного русского искусства (начиная с 1960-х годов), а также талантливых начинающих авторов, в том числе зарубежных.

Многие люди, которые только начинают свой первый бизнес, отдают предпочтение идеям, нацеленным на широкую аудиторию потребителей. Бизнес с узкой специализацией вызывает некую боязнь и неуверенность в том, что найдется достаточное количество клиентов.

Например, открытие магазина для художников. Сразу можно подумать, что художников не так уж и много, и такой бизнес не будет приносить много прибыли. Однако, это совсем не так. Даже узкоспециализированный бизнес может стать выгодным началом собственного дела, так как вы точно знаете кто ваш клиент и что ему нужно.

Магазин для художников, действительно, направлен на довольно узкий круг потребителей, если в качестве последних мы подразумеваем только профессиональных мастеров. Однако, в каждом городе существует достаточно много непрофессиональных художников и просто любителей порисовать в свободное время. Если взять ориентацию еще и на них, то ваша потенциальная клиентская аудитория значительно расширится. Каждому человеку, который рисует картины на продажу либо просто «творит» для себя и близких, необходимы определенные художественные принадлежности – от холстов и альбомов до красок и карандашей.

Ситуация на рынке «художественного» бизнеса

В странах СНГ магазины для художников или, как их еще называют, арт-лавки, встречаются довольно редко. И если они и есть, то обычно это маленькие магазинчики с небольшим ассортиментом товаров. Многим открытие художественных лавок кажется неперспективным бизнесом, однако, стоит взглянуть на прогнозы экспертов.

По словам маркетологов, рынок художественных принадлежностей уже через несколько лет станет на новую ступень развития. Увеличивается количество художников-любителей, которые являются потенциальными клиентами данной ниши бизнеса. С связи с этим и число магазинов товаров для рисования повыситься в несколько раз.

Поэтому, если вам интересен данный вид бизнеса, стоит задуматься об открытии арт-лавки уже сейчас, и тогда вы будете иметь шанс стать одним из самых востребованных игроков этого рынка в своем регионе.

Как открыть магазин для художников

Помещение и место

Чтобы бизнес приносил прибыль, необходим постоянный поток клиентов. Обеспечить себя клиентами можно, если ваш магазин будет находиться недалеко от высших учебных заведений художественного профиля, изостудий, курсов рисования. При таком расположении вам не понадобиться дорогая рекламная кампания – потенциальные клиенты сами будут вас видеть и идти к вам.

Трудность, с которой вы можете столкнуться на данном этапе – это стоимость аренды помещения. Художественные школы и другие учебные заведения часто располагаются в центре города или в престижных районах, а стоимость аренды помещений там обычно высокая. Альтернативой может стать размещение арт-лавки на территории крупного торгового центра. Проходимость людей в торговых центрах очень высокая, поэтому среди них в любом случае будут и ваши потенциальные клиенты.

На начальном этапе вполне хватит и небольшой территории для расположения магазина. А когда вы уже хорошо изучите потребности своих клиентов, и точно будете знать, какая продукция пользуется наибольшим спросом, можно увеличить помещение до 150-250 квадратных метров.

Товарный ассортимент

При открытии магазина необходимо предложить потребителям максимально широкий выбор товаров. Однако, закупать всего и помногу не стоит – достаточно иметь в наличии хотя бы 4-5 экземпляров каждого товара. В самом начале важно изучить потребителей, понять, что им нужно. Через время вы уже будете знать, какие карандаши нужно закупать в большом объеме, а каких хватит и несколько упаковок в неделю; какая краска пользуется популярностью, а какая нет.

Примерный ассортимент художественного магазина выглядит так:

  • Краски (акриловые, масляные, акварельные, гуашь).
  • Художественные пигменты, аэрографы.
  • Кисти.
  • Бумага, картон, альбомы (разного размера и плотности).
  • Рамки на картины, подрамники.
  • Мольберты.
  • Папки для эскизов.
  • Лаки, растворители, разбавители.
  • Палитры, холсты.
  • Карандаши.
  • Аксессуары (арт-боксы, банки для красок, выжималки для туб, кистемойки, контейнеры).

Старайтесь постоянно предлагать своим посетителям новинки на рынке художественных товаров. В современном искусстве появляются новые направления и методики, для которых нужны определенные наборы товаров. Например, техника «ошибана» заключается в рисовании картин разными сушеными растениями. Почему бы не пополнить ассортимент товаров наборами для создания таких картин? Среди творческих людей обязательно найдутся те, кто этим заинтересуется.

Интерьер магазина и витрины

Вряд ли кому-то визуально запомнится магазин без «изюминки», который выглядит скучно и уныло. Магазин товаров для творчества и выглядеть должен «по-творчески». Поэтому поместите на стены репродукции известных картин мировых художников. Украсьте магазин какими-либо необычными рисунками или поделками.

Выкладывать товар на витрины нужно таким образом, чтобы покупатель смог хорошо его рассмотреть. Для каждой категории товаров делайте отдельные витрины, так покупателю будет легче сориентироваться со всем многообразии красок, карандашей, кистей и т.д. Особенно мелкие товары, типа ластиков, точилок и прочего, лучше всего помещать в стеклянные витрины. Такие товары легко могут стать добычей нечестных посетителей.

Персонал

Продавцы магазина должны не просто уметь показать интересующий товар и пробить чек, но и помочь выбрать товар начинающему художнику, который сам не очень разбирается в художественных принадлежностях. Поэтому, хорошо, если вашими продавцами будут студенты старших курсов художественных учебных заведений или просто творческие люди.

В ваш магазин будут возвращаться снова и снова, если клиентам там с улыбкой предоставили исчерпывающую информацию о том или ином товаре, а не просто безучастно подали товар с полки.

Нижегородскому рынку художественных галерей без малого 15 лет. Первые арт-гостиные появились в нашем городе в начале 90-х. Однако многие, не понимая сложной специфики этого дела, «прогорали». Сегодня предприниматели усвоили особенности спроса на художественные произведения. Некоторые салоны продают произведения художников Нижнего Новгорода и соседних городов, кто-то зарабатывает на продаже «массового продукта».

эксперты

Анна Рогачева

ИП Рогачева А.И.


Я хотела иметь свой художественный салон, еще когда училась рисовать акварелью в районном доме культуры школьника. Мечта сбылась после вуза - мы с партнерами сняли в аренду в помещении бывшей фотостудии 50 кв.м. Финансовые трудности начались сразу же: арендованные квадратные метры требовали отнюдь не косметического ремонта. Ремонтные работы существенно затянули наш старт-up, кроме этого мы очень долго искали нижегородских художников, составляли базу контактов.
Когда приступили к переговорам с авторами, натолкнулись еще на одну проблему: большинство из них за свои работы «заламывали» чудовищные цены. Многие из художников действительно были талантливы и перспективны, но даже эти два обстоятельства не оправдывали стоимости их работ. Переговоры оказались бесполезными, все попытки объяснить, что рынок определяет цену, натолкнулись на «творческое непонимание». К тому же было абсолютно не понятно, как продвигать эти работы, да и сам салон. Нижний Новгород - город провинциальный, аудитория ценителей картин крайне узкая, большинство нижегородцев выберут провести свой досуг в кинотеатре, а не в музее и уж тем более художественном салоне. Продвигать искусство в массы, конечно, благое дело, но денег оно не приносит. Поэтому свой несостоявшийся художественный салон мы успели закрыть до того, как наши карманы опустели.

Покупатель выбирает «массовое искусство»

Через два года я уже самостоятельно предприняла попытку создать свой бизнес. На этот раз я начала с изучения спроса. Сидела на бизнес– и профильных форумах, общалась с людьми - потенциальными клиентами. Оказалось, что больше всего в Нижнем Новгороде спросом пользуется так называемая «халтура»: портреты по фотографиям, панорамные городские пейзажи, недорогие репродукции известных картин. Никакого высокого искусства. При этом выяснилось, что потенциальные клиенты, прежде всего, обращают внимание на сроки изготовления картин и точность воспроизведения (особенно в портретах). Поскольку спрос был достаточно велик, было понятно, что, рисуя картины вручную, больших оборотов не добьешься. Тогда ко мне пришла идея изготавливать живописные картины с использованием широкоформатных принтеров. Ее давно используют многие московские художники. В частности, по этой технологии на изготовление одного портрета по фотографии уходит всего несколько часов. Работы, изготовленные по данной технологии, хороши потому, что смотрятся дороже реальной стоимости своего изготовления.
Вопрос с помещением я решила просто: арендовала офис на первом этаже жилого здания неподалеку от центра города. Поскольку мастерская находится не на «красной линии», стоимость квадратного метра довольно невелика, в то же время подъезд на машине к ней хороший, легко добираться с остановок общественного транспорта. Сейчас пробую «по договоренности» арендовать «стенки» в торговых центрах - по 4, 6, 8 кв. м. Подсмотрела этот вариант продвижения, когда этой весной ездила в Новосибирск, у местных художников: так они «ловят» новых клиентов.
Вначале я пользовалась услугой широкоформатной печати. Потом возникла идея сотрудничать на партнерских началах с такими же «энтузиастами», как я. Это освобождало бизнес от необходимости содержания штата, плюс расширяло клиентскую базу. Специально под партнеров приобрела подержанный широкоформатный принтер. Один из моих партнеров оказался очень ценным и богатым на бизнес-идеи предпринимателем. В частности, он придумал реализовывать работы через event-агентства (таким образом успешно продаются картины по фото со свадеб, юбилеев) и туристические фирмы (корпоративные бизнес-туристы из других городов неплохо берут «виды» Нижнего Новгорода).

Инвестиции и доход

Стартовые инвестиции в подобный бизнес сравнительно не велики: входной порог начинается со 150 тыс. руб. Этого хватит на аренду мастерской в первый месяц работы, оплату платежей и первоначальных расходов на принтер. В последствии можно будет приобрести технику: стоимость б/у принтеров колеблется в диапазоне 40-60 тыс. руб. Другого оборудования для работы не требуется.

Главное для успеха - обзавестись клиентской базой, которая может гарантировать продажу хотя бы одной картины в день. Для начала можно стать партнером предпринимателей, которые уже имеют подобное дело. Это позволит «наработать» покупателей. Цены на работы должны быть приемлемые: картинка 70х50 стоит 5-6 тыс. руб., 30х40 - 2-3 тыс. руб. (без рамы). Даже если вы будете вести бизнес в одиночку, ежемесячный доход в 100-200 тыс. руб. вам обеспечен.

эксперты

Вера Колповская

куратор проекта «АРТ-Гостиная»


«Арт-Гостиная» Нижегородского государственного художественного музея была организована в 2003 г.
С точки зрения спроса художественные галереи в Нижнем Новгороде - востребованный бизнес. Галерист - этот тот эксперт, который нужен и художнику, и покупателю. Только в первом случае он выступает как посредник в продвижении работ автора, а во втором - как носитель исчерпывающей информации о его творчестве.
В Нижнем Новгороде действительно есть, о ком рассказать и чьи работы реализовывать. Здесь живет и работает целая плеяда талантливых художников: Виктор Малиновский, Виктор Тырданов, Владимир Рекин, Виктор Пурихов (автор памятника основателю города Юрию Всеволодовичу, который стоит перед собором Михаила Архангела в Кремле). Есть даже целые семьи, где творят абсолютно разноплановые авторы. Например, семья Придановых: отец Юрий занимался иконописью, а сын Максим творит уже в современной манере. Кроме местных художников, нижегородские галеристы выставляют и работы авторов из соседних регионов. В частности, этим активно занимается галеря «Художники Поволжья». Новых достойных авторов не так много, но их сразу можно заметить на выставках, которые проходят в городе. В последнее время очень хорошо заявили о себе два талантливых молодых художника - Алексей Мясников и Михаил Дуцев.


В основной массе галереи работают с художниками по следующему принципу: автор сам предлагает работы на продажу, а мы их реализуем. Если какие-то картины хорошо продались, то мы можем предложить написать картину на ту же тему, и, как правило, эта картина снова хорошо продается. Но ни о каком «творческом диктате» со стороны галерей речи, конечно же, не идет.
Стоимость картин в галереях настолько разная, что даже порядок назвать сложно. Можно и за 900 руб. работу купить, а можно и за 9 тыс. руб. Наценка на картины, в основном, растет из-за арендной ставки. Дело в том, что художественная галерея должна располагаться в центре города на «красной линии», иначе смысл ее работы теряется. А цены на квадратный метр в центре Нижнего Новгорода не маленькие! Кроме того, надо платить зарплату обслуживающему персоналу, авторам, а картины с началом кризиса продаются не очень бойко. До 2008 г. наша арт-галерея продавала по 50 работ в месяц! Это очень хороший показатель. Сейчас он значительно снизился. Чтобы поддержать свой доход, картинные галереи вводят торговлю сувенирной продукцией.
У людей стало меньше средств, хотя покупатели у нас совершенно разные и по доходу, и по социальному статусу. Есть среди них и клиенты «не из бедных» - директора предприятий, топ-менеджеры крупных компаний. Есть и семейные пары, и студенты художественных факультетов, и гости города. Ценителей, разбирающихся в искусстве и живописи, крайне мало, буквально единицы.


Самый простой способ открыть детскую студию - купить .

Но если же Вы все-таки хотите сделать это самостоятельно - предлагаем Вам пошаговую инструкцию от эксперта компании SandLand .

Бизнес на детях в последнее время становится всё более популярным. Причин этому несколько - во-первых, тренд на раннее развитие детей захватывает умы всё большего числа родителей. Почти с самого рождения малыша мамы и папы задумываются о том, как развить творческие способности своего чада, как сделать его умнее и образованнее, как способствовать полноценному и многостороннему развитию личности.

Особенно остро этот вопрос встаёт для родителей детей в возрасте от 3 до 5 лет. Именно в этом возрасте любой родитель пытается вложить в развитие ребёнка максимум, записывая его в различные спортивные секции и творческие кружки, школы танцев, музыки и т.д. Если ещё несколько лет назад количество предложений провести детский досуг с пользой было ограниченно секциями и кружками городских центров детского творчества, а также специализированными художественными, музыкальными и хореографическими школами, то сегодня ситуация меняется в корне.

Сейчас индустрия детского досуга и раннего развития представлена частными детскими студиями, которые предлагают более конкурентные услуги по сравнению с муниципальными учреждениями. Более того, сам подход к детям, их развитию и образованию кардинально отличается от привычного подхода «советской» школы. В подобных детских студиях не ставят целью сделать из ребёнка Чайковского или Майю Плисецкую любыми способами, даже вопреки желанию и возможностям самого ребёнка. Детские студии применяют более лояльный и гибкий подход, обучают играючи, развивают творческие способности без оценок и принуждения, заботясь в первую очередь о моральном и психологическом состоянии детей.

Другая причина популярности бизнеса на детях в том, что сфера детских услуг довольно богата на бизнес-идеи, которые можно воплотить с помощью минимальных инвестиций и огромного желания работать на себя и развивать свой бизнес. Естественно, на первоначальном этапе детской студии придётся посвящать много времени и сил. Но в то же время детская студия как бизнес может сочетать в себе как прибыль, так и удовлетворение, и удовольствие от деятельности.

Сама бизнес-идея детской студии, как, прочем и большинство бизнес-идей, связанных с детьми, прежде всего привлекает женщин, в особенности молодых и активных мам, которые после рождения детей полностью переосмысливают свою жизнь. Именно поэтому среди владельцев детской студии большинство - женщины. Именно они после рождения ребёнка сами сталкиваются с потребностями и проблемами, за решение которых они и сами были бы не прочь заплатить. Но не найдя подходящего по определённым критериям (комфорта, расположения, уровня обслуживания, направления или ценовой политики) варианта, решаются на открытие собственного бизнеса.

О том, что предстоит сделать, чтобы открыть собственную детскую студию, как шаг за шагом запустить бизнес на детях и начать зарабатывать и развиваться, читайте далее.

Объем инвестиций

Детская студия - хороший вариант для начинающего бизнесмена в том числе и по той причине, что инвестиции в её открытие достаточно невелики. Это крайне важный параметр для первого бизнеса.

При определённой находчивости, открывая детскую студию, вполне возможно уложиться в 200-250 тыс. рублей начальных инвестиций. Хотя, конечно, сумма будет во многом зависеть от того, во сколько обойдётся аренда помещения, сколько вы затратите на ремонт и оборудование, какие расходные материалы закупите, каких педагогов наймёте.

Просчитайте все предполагаемые статьи расходов и на всякий случай заложите для старта чуть большую сумму, чем вам необходимо. Это позволит относительно безболезненно пережить первые кризисные месяцы, когда пул клиентов только набирается.

Где взять деньги?

Но даже небольшую сумму денег на начальные вложения нужно где-то взять. Идеальный источник инвестиций - собственные накопления. Вложив в бизнес свои средства, вы существенно снизите риски, да и стресса будет куда меньше: никаких долгов, которые нужно отдавать с процентами, никаких дополнительных ежемесячных расходов (а они у молодого бизнеса и без того велики), никаких кредитных обязательств, висящих над вами дамокловым мечом.

Но свои средства для старта есть далеко не у всех. Зато почти у всех есть родственники и друзья, к помощи которых можно прибегнуть. Хотя тут всё-так есть риск испортить отношения.

А вот банковский кредит - крайняя мера. Он чреват переплатами, да и в последнее время банки не особенно охотно выдают займы. Если собираетесь вложить совсем небольшие средства в маленький бизнес, можно воспользоваться кредитной картой, дающей возможность не выплачивать проценты, если вы успеете вернуть деньги в течение трёх месяцев.

Также можно рассчитывать и на помощь государства в виде субсидии. Практика показывает, что получить материальную поддержку от властей вполне реально. Но для этого придётся запастись терпением: год от года процедура получения средств становится всё сложнее.

Особенно трудно получить грант в больших городах, и виной тому бюрократия. Даже если вы полны энтузиазма, он может полностью испариться в процессе сбора всех необходимых документов. Да и шансы получить финансовую поддержку от государства не стопроцентные.

В маленьких городах дела с получением средств обстоят несколько проще. Но вне зависимости от размеров города всё равно остаются определённые риски. Даже если грант на ваш проект одобрен, денег вы можете так и не увидеть. Бывают такие случаи, что бизнесменов просто обманывают.

Пошаговая инструкция

После того, как вы выявили спрос на свою студию и нашли деньги на открытие, необходимо продумать фирменный стиль. Это важно для любого бизнеса, исключений здесь быть не может. Даже самый небольшой проект не должен производить впечатления «шарашкиной конторы», люди должны понимать его значимость. Для этого им нужно увидеть, что проект продуман «от и до».

Помните знаменитую фразу «как корабль назовёшь, так он и поплывёт»? Она как нельзя лучше применима к бизнесу детской студии, поэтому в первую очередь необходимо выбрать идеальное название и вплотную заняться фирменным стилем. И вовсе необязательно, что последний обойдётся вам в баснословную сумму.

Личный опыт

Я начала именно с продумывания фирменного стиля. Для этого пришлось прибегнуть к помощи дизайнера. Нашла я его среди фрилансеров, написала тех. задание, на которое он и опирался во время работы. Хороший дизайнер берёт за разработку 15-10 тыс. рублей. Не нужно жалеть на это деньги, тем более что и сумма не так уж велика. Зато люди будут видеть насколько вы внимательны к деталям, оценят ваш поход к делу. Единый фирменный стиль, который используется всюду - на визитках, листовках и т.д. - вызывает у клиентов больше доверия и способствует узнаваемости вашей студии.

Интерьер студии тоже должен укладываться в каноны фирменного стиля, поэтому его важно продумать до мелочей. Только после того, как вы определитесь с образом будущей студии, можно приступать к закупке стройматериалов и ремонту помещения.

После ремонта наступает время для закупки оборудования. Что именно за оборудование это будет, зависит от того, чем занимается ваша студия. В моём случае пришлось приобрести обычные столы и специальные столы для рисовая песком, камеру, проектор, проекционный экран.

Цены на оборудование будут очень разными. К примеру, маленький детский стол может стоить 1 тысячу рублей, а может - 8 тысяч. Выбирать вам. Только помните, что самое важное - чтобы столики соответствовали минимальным показателям, а наличие золотых ножек - дело десятое. То же самое, в принципе, касается и любого другого оборудования.

Количество оборудования зависит от того, сколько детей будут обучаться в вашей студии одновременно. У нас всё рассчитано на проведение занятия с шестью детишками. Это оптимальное количество обучающихся, поскольку именно при такой численности группы педагог может уделять достаточное внимание каждому ребёнку.

Что касается выбора поставщиков оборудования, здесь очень многое зависит от города открытия. Проще найти поставщика, оптимально подходящего под параметры, в большом городе.

Чем больше город, тем больше выбор оборудования.

Для студии в маленьком городе, скорее всего, придётся всё заказывать на сайте. Это может несколько затянуть процесс или привести к неожиданным результатам.

Если говорить о критериях подбора поставщиков, основной из них - соотношение цены и качества. Не нужно бросаться на низкие цены! Определитесь какого качества оборудование вам нужно, разберитесь с показателями и техническими характеристикам. Это придётся сделать, чтобы понимать, хорошую ли технику вы закупаете. И только после того, как с характеристиками всё станет предельно ясно, можно сравнивать цены у разных поставщиков.

Желательно выбирать фирмы-монополисты, которые занимаются производством одного вида техники. Например, выпускают только проекторы.

Часто те, кто занимается поставками оборудования, готовы предоставить и расходные материалы. По крайней мере так обстоят дела в сфере рисования песком.

Найти поставщиков и оборудования, и расходных материалов с каждым годом всё легче. В нашей сфере спрос постоянно растёт, поэтому и компаний появляется всё больше. А «выйти» на них можно через интернет.

Если вы открываете нечто принципиально новое, с поставщиками могут быть и сложности. Если найти их совсем уже непросто, можно попробовать изготовить оборудование самостоятельно. Однако здесь встаёт вопрос качества.

После того, как закуплены расходники и оборудование, нужно приступить к продумыванию методики работы с детьми и времени работы самой студии.

В наших студиях занятие длится от 45 минут до часа в зависимости от возраста деток. В течение более продолжительного времени малышам просто трудно концентрироваться на одном занятии.

Работаем с детьми мы преимущественно в будни вечером или в выходные. Среди недели график продуман так, чтобы родителям было удобно приводить ребят после окончания своего рабочего дня или пребывания ребёнка в садике. А в выходные в основном проходят детские праздники.

Не менее важный вопрос - подбор персонала. На самом деле, выбрать хорошего преподавателя отнюдь не просто хотя бы потому, что не всегда какой-то из критериев может быть однозначно выигрышным. К примеру, большой опыт работы и обширный послужной список - не гарантия качества. Главное для преподавателя - блеск в глазах. Если у человека есть желание и энтузиазм, если он заинтересован в том, чтобы внедрять свои идеи, вы с этим человеком далеко пойдёте.

Важно, чтобы человек хотел не просто работать, а быть частью вашей компании.

Требования к размещению детской студии не так строги, как, например, к общепиту. Однако и здесь есть определённые правила. В первую очередь нужно определить, где же арендовать помещение.

Конечно, транспортный и пешеходный трафик - вовсе необязательный для вас критерий. Но и забираться в глушь, до которой из любой точки города ехать три часа, а потом ещё и идти пешком 5 километров - плохое решение. Детская студия должна быть доступна.

Проверьте, будет ли клиентам удобно добираться к вам. Важно, чтобы студия была не слишком удалена от остановок общественного транспорта. При этом у родителей должна быть возможность доехать более, чем одним маршрутом, желательно из любой точки города без пересадки. Не лишними будут и удобные подъездные пути для тех, кто будет привозить детишек на собственном авто.

А вот что касается части города, где вы будете работать, вы вольны выбирать. Подойдёт как центр, так и спальный район. Особенно новой застройки, где живёт много молодых семей с детьми. Если определиться с местом совсем тяжело, попробуйте опять же прибегнуть к соцопросу. Родители с радостью проголосуют в социальной сети за максимально удобный для них вариант размещения студии.

Совет

С точки зрения снижения расходов на помещение для крупных городов хороший вариант - субаренда. Но выбирать «соседа» нужно с умом. Детская студия на пороге продуктового магазина не вызовет ничего кроме недоумения. Выбирайте предприятие смежной отрасли, например, магазин игрушек или частный садик.

Для размещения детской студии очень хорошо подходят торговые центры, во многих из которых сегодня есть специальные «детские этажи». Однако важно, чтобы такой ТЦ не был слишком шумным. Ребёнок должен иметь возможность позаниматься, не отвлекаясь на какие-то посторонние звуки.

Не забудьте обеспечить комфорт и для родителей. Многие из них могут решить, что уезжать куда-то на 1 час не имеет смысла, и будут ждать окончания занятия здесь же в студии. Поэтому в студии должна быть своеобразная зона ожидания с удобными диванчиками, журналами и другими вещами, помогающими с комфортом дождаться ребёнка. Это, конечно, заставит занять дополнительную площадь и увеличит стоимость аренды, но оно того стоит.

Кстати о площади. Она будет зависеть от того, планируете ли вы своей обучающей студии проводить мероприятия и дни рождения. В этом случае нужны будут и зона для занятий, и зона для отдыха и игр. В идеале они должны быть разделены. Минимальная площадь студии - 20-30 кв.м.

Что касается требований к ремонту, здесь всё достаточно просто. Пока СанПинов, регулирующих детские студии, не существует, а значит и штрафовать за отсутствие кафеля или линолеум вместо ковролина вас никто не будет.

Самое главное - соблюсти нормы пожарной безопасности. Отвечать за этот вопрос должен ваш арендодатель. Хотя всё-таки лучше перепроверить, есть ли в помещении пожарная сигнализация, не вышли ли из строя огнетушители и т. д.

Документы

Обязательный этап открытия любого бизнеса - его юридическое оформление. При открытии детской студии у вас есть выбор между ИП и ООО. Проще работать будет в том случае, если вы зарегистрируетесь как индивидуальный предприниматель. В этом случае вы сможете выбрать упрощённый вариант налоговой отчётности и вести учёт сможете самостоятельно. А вот при открытии ООО без профессионального бухгалтера не обойтись.

Оптимальный вариант для детской студии - «упрощёнка» с взиманием налога в размере 6% от доходов.

Чек-лист открытия

Выгодно ли открывать

При хороших показателях работы детская студия окупается достаточно быстро - за 3-4 месяца. Чтобы достичь такого результата, нужно искать дополнительные пути увеличения прибыли, например, за счёт проведения детских праздников.

Но нужно учитывать, что клиенты могут быть разными. К вам могут прийти родители, готовые потратить на детский день рождения 25 тыс. рублей, в то время как стоимость праздника в вашем прайс-листе - 10 тыс. рублей. На такой случай нужно уметь предложить своим клиентам дополнительные услуги. Например, ввести бумажное шоу, которые сейчас набирают популярность, или добавить в программу квесты для детей.

Чтобы увеличить прибыль и сократить срок окупаемости, можно также проводить выездные мастер-классы и даже тимбилдинги для компаний, если ваша деятельность позволяет это.

Кроме того, нужно уметь сокращать расходы своей студии. Основные затраты приходятся на зарплатный фонд и аренду. Кроме того, периодически приходится обновлять некоторые предметы интерьера, например, детские табуреточки, а также тратиться на расходные материалы. Что касается экономии, сократить расходы можно в первую очередь за счёт сокращения расходов на аренду. Например, вы можете использовать ту же субаренду.

У начинающих предпринимателей часто встаёт вопрос о том, какую ценовую политику вести. Детская студия - как раз тот случай, когда главный критерий формирования вашей цены - цены у конкурентов. При этом вовсе необязательно, чтобы речь шла о прямых конкурентах. Обратите взгляд на другие досуговые учреждения.

В самом начале работы вы можете демпинговать. Это позволит привлечь клиентов.

Демпинг при грамотном использовании очень помогает, но постоянно использовать его - не вариант. У клиента возникает мысль: «Чем дешевле, тем хуже». Как следствие, он начинает сомневаться в предоставляемых в студии условиях, компетентности кадров и т.д. Одни словом, с демпингом нужно уметь обращаться, здесь важно не переусердствовать.

Личный опыт

В наших студиях, открытых разных городах, действуют разные цены. Средняя стоимость мастер-класса в небольших городах - 250-300 рублей, в больших городах - 600-700 рублей.

На занятия по долгосрочной программе действуют другие расценки. Месячный абонемент на четыре занятия стоит 1860 рублей.

Организовать работу студии - достаточно непростая задача, поскольку учесть придётся множество нюансов, причём как для регулярных занятий, так и для дополнительных услуг. Чтобы студия работала в плюс, необходимо, чтобы у вас занималось 6 групп по 6 человек. Но важно не забывать и про дополнительные услуги. В нашей студии три вида услуг: развивающие занятия, детские дни рождения и семейные мастер-классы.

Регулярные групповые занятия у нас проводятся по будням вечером. Мы стараемся сделать так, чтобы в неделю успели позаниматься две группы каждого возраста. В общей сложности у нас по две группы в каждой (одной из трёх) возрастной категории. Детишки ходят к нам раз неделю, выходной у студии - в понедельник. График занятий плавающий. Во многом причина этого - то, что маленькие дети часто болеют.

Что касается занятий, здесь важно приложить максимум усилий к тому, чтобы сделать клиента постоянным. Важно сделать так, чтобы он прошёл программу до конца. Этому способствует грамотно выстроенная методика. Мы учим ребёнка рисовать с нуля. На то, чтобы достичь определённых успехов, у малышей уходит 1 год.

По окончании года у нас предусмотрена возможность переходить на более усложнённую программу. По статистике 70% детишек, занимающихся у нас, приходят на второй год обучения.

Семейный мастер-класс рассчитан на то, чтобы сплотить родителей и ребёнка. Как правило, классы проводятся для двоих, например, мамы и ребёнка или папы и ребёнка. Дети и родители собираются в небольшую группу и совместно занимаются творчеством вот в таком интересном формате.

Одна из наших профилирующих услуг - детские дни рождения. Этот формат пользуется большим спросом, он очень актуален на рынке. Здесь важно продумать развлекательную программу, сделать мероприятие интересным, в том числе и за счёт привлечения аниматоров.

Проведение детских дней рождений - занятие для выходных, поскольку родители имеют возможность привезти деток на праздник только в выходные. У нас пики проведения приходятся на субботу, в этот день мы мы можем провести три дня рождения.

Каждую из предоставляемых услуг нужно стараться развить максимально. О том, насколько успешно услуги работают, можно судить в конце месяца. Если какая-то услуга не приносит желаемого эффекта, все сил нужно бросать на её продвижение.