О дриз самый высокий человек читать. Урок по литературному чтению О.Дриз " Очень высокий человек"

Технологическая карта

Пудовкина Т.Ф.

Образовательное учреждение

МБОУ Кубинская СОШ № 2 имени Героя Советского Союза Безбородова В. П.

Э.Э. Кац, «Планета знаний»

О. О. Дриз «Очень Высокий Человек»

Способствовать формированию умений объяснить поступки героя, его внутреннее состояние; содействовать актуализации прошлого читательского опыта; создать условия для развития внимания к многозначности слова, его смыслу в контексте.

Образовательные:

Осмысление многозначности слова в контексте,

Совершенствование техники чтения,

Совершенствование работаты с планом, сочинять сказки, работать в паре

Воспитательные:

Воспитание уважительного отношения к другим обучающимся при коллективном обсуждении проблем

и работе в паре, готовности оказывать взаимопомощь.

Развивающие:

Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи,

Расширение кругозора обучающихся,

Развитие творческих способностей, исследовательских умений.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Формируемые УУД

Личностные: Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные: анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные: чтение произведения с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Основные понятия

Толерантность, отношение к другому человеку

Междисциплинарные связи

Информатика, русский язык, окружающий мир.

Основные

Дополнительные

компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки,

презентация,

учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал для парной работы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

I.Самоопределение к деятельности

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Повторяют правила поведения на уроке, приветствуют гостей.

Проговаривают «ступеньки знаний».

Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке

Книжка, ручка и тетрадки!

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и ….. (внимательным)

Все пиши, не отставая,

Слушай …. (не перебивая)

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё (понятно)

Если хочешь отвечать,

Надо руку…. (поднимать)!

Поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь нашим гостям и друг другу, садитесь.

Сегодня на уроке нас ждёт удивительное открытие.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Проверка домашнего задания.

Уточняет каким было домашнее задание.

Отвечают домашнее задание по плану.

Каким было домашнее задание? (найти по группам информацию о самых высоких людях в мире, стране.

Народных.

Уметь слушать собеседника. (Коммуникативные УУД)

Информационный поиск (Познавательные УУД)

III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Формулирова-ние темы урока.

а) знакомство с биографией О.О Дриза

б) знакомство с названием произведения через проблемную ситуацию

Обобщает информацию. Делает мини вывод. Дать сведения о биографии писателя.

Делают вывод. Описывают характер писателя.

Сегодня мы познакомимся с новым писателем.

Посмотрите на экран. (слайд №1. Портрет О. Дриза)

Знаком ли вам этот человек?

(да, это Дриз)

Где мы с ним раньше встречались?

(На уроке чтения в 1 классе)

Как вы думаете смотря на его портрет каким по характер был Овсей Дриз? Какие он мог писать сказки?

А сейчас послушаем небольшую информацию из жизни писателя.

Овсей Дриз родился 16 марта 1908 (это более 100 лет назад, и именно поэтому в произведениях Дриза встречаются слова не свойственные для нашего времени, а мы с вами знаем, что слово как и организм изменяется.) в местечке Красное неподалеку от Винницы, Украина. Он рос без отца и внекоторых произведениях это прослеживается. Мальчик очень хорошо рисовал, позже поступил в Киевское художественное училище. В годы ВОВ служил в пограничных войсках.

Его стихи и прозу высоко ценили как простые читатели, так и известные мастера русского стихосложения. Ряд стихотворений Овсея Дриза были положены на музыку.

Мы с вами в начале урока выяснили, где встречались нам в произведениях высокие люди.

Как вы думаете какова тема нашего урока? (…….)

Давайте прочитаем название произведения Овсей Овсеевича Дриза на стр. 59

(Очень Высокий Человек)

Уметь изложить свою мысль правильно.

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

III. «Открытие» обучающимися новых знаний.

Познакомить с произведением О.О. Дриза «Очень Высокий Человек»

Организует работу по плану урока. Проводит словарную работу.

Работают по плану урока. Высказывают предположения по поводу значения словарных слов. Сравнивают свои ответы с толковым словарем.

В этой сказке нам встретятся незнакомые слова. Давайте попробуем объяснить их значение.

На экране появляются слайды (№2-9) с картинками, обозначающие словарные слова.

(Предположения учащихся)

Посмотрите пожалуйста значение этих слов в толковом словаре на стр. 169-172.

(учащиеся сравнивают свои ответы)

Верны ли были наши предположения?

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь составлять план урока с помощью учителя. (Регулятивные УУД).

ФИЗМИНУТКА

«Карлики ивеликаны»

Организует проведение физминутки.

Участвуют в физминутке.

«Будь внимателен!» (Называю слова, если «Карлики», то приседаем, а если «Великаны», то подпрыгиваем.

Уметь отличать имена собственные от других слов.

IV. Первичное ознакомление с текстом

Ознакомить учащихся с произведением. Закрепить умение находить незнакомые слова в тексте.

Организует работу с текстом, с незнакомыми словами.

Читают сказку по абзацам, находят неизвестные слова. работают с текстом, со словарем.

Какие слова вам не понятны? (……)

А как вы сами думаете, что это такое? (….)

Замарашка- грязный, неопрятный.

Козлы- сиденье для кучера.

Каланча- высокая наблюдательная башня пожарной части. Значит очень высокий человек.

Неоперившийся- не покрывшийся перьями.

Чтение произведения с соблюдением норм литературного произношения,правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

V.Закрепление полученных знаний.

Закрепить полученные знания при помощи дополнительных вопросов.

а) артикуляционная гимнастика

б) работа в паре

в) разгадывание кроссворда

Организует фронтальную работу. Организует работу в парах.

Направляет внимание детей на экран.

Организует работу в паре.

Объясняет задание.

Работают в парах, используя алгоритм. Высказывают свое мнение.

Выполняют артикуляцион-ную гимнастику.

Работают в парах. 1 вариант читает 2 варианту ответы. 2-ой читает 1-му

Выполняют задания.

Как жилось высокому человеку? (Плохо, т. к. он не мог найти себя)

Почему он не смог стать пекарем, извозчиком? (Из-за роста)

Почему Очень Высокий Человек долго считал себя несчастным? (……)

Найдите строчки, в которых говорится о том, как он стал счастливым (стр. 62)

Какова главная причина переживаний героя?

Какой вопрос был сложным? Почему?

ТА-ТА-ТА-горячая плита

ДА-ДА-ДА- на улице вода

ТУ-ТУ-ТУ- пол я подмету

Напомните правила работы в парах.

1. Посоветоваться в паре и решить какой ответ будет верным.

2. Решить в паре, кто из вас будет отвечать.

3. Если готовы, то поднимаем руки «домиком».

О чем Очень Высокий Человек просил булки?

О чем Очень Высокий Человек просил сердитые облака? (с. 60)

Какие чувства вы испытываете к Очень Высокому Человеку? ()

Вам нужно в паре ответить на вопросы и заполнить кроссворд. Кто первый будет готов показывает нам «домик».

Умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

(Познавательные УУД).

Уметь обобщать полученную информацию, делать в...

Предмет

Литературное чтение

Э.Э. Кац, «Планета знаний»

Тема

О. О. Дриз «Очень Высокий Человек»

Цель

Способствовать формированию умений объяснить поступки героя, его внутреннее состояние; содействовать актуализации прошлого читательского опыта; создать условия для развития внимания к многозначности слова, его смыслу в контексте.

Задачи

    Образовательные:

Осмысление многозначности слова в контексте,

Совершенствование техники чтения,

Совершенствование работаты с планом, сочинять сказки, работать в паре

    Воспитательные:

Воспитание уважительного отношения к другим обучающимся при коллективном обсуждении проблем

и работе в паре, готовности оказывать взаимопомощь.

    Развивающие:

Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи,

Расширение кругозора обучающихся,

Развитие творческих способностей, исследовательских умений.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Формируемые УУД

Личностные : регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Регулятивные : организация обучающимися своей учебной деятельности: контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные : анализировать, сопоставлять, находить ответ на вопрос.

Коммуникативные : слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Предметные: чтение произведения с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

I

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и ….. (внимательным)

Если хочешь отвечать,

Надо руку…. (поднимать)!

II. Проверка домашнего задания.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым автором и новой интересной сказкой, но сначала вспомним ту,что прочли на прошлом уроке.

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

(Два медведя)

Чем занимались игрушки по ночам в «Детском мире?» прочитай

Как получилось что у медведей отвалились лапы? Чего они испугались? прочитай

Кто пришёл мишкам на помощь? (кукла Марина)

Почему медведи перестали сердиться друг на друга ? Прочитай (дружить лучше,чем ссориться)

III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

Сегодня мы начинаем знакомится с новой сказкой……..

Посмотрите на экран. (слайд №1. Название произведения)

Как вы думаете,о чём будет произведение?

Это сказка, которую написал замечательный советский еврейский поэт Овсей Овсеевич Дриз,который родился 16 марта 1908 (в некоторых источниках указан май), местечко Красное, ныне Винницкой области, Украина (слайд 2 , писавший на языке идиш. . Рос сиротой. Его отец,почти сразу после свадьбы отправился за океан в поисках заработка и в пути скоропостижно скончался. Молодая вдова со временем вторично вышла замуж. И детство Овсея- прошло в доме деда - простого рабочего. К деду часто заглядывали “на огонек” его соседи - такие же ремесленники, мастеровые, которые всегда тяжело работали, но никогда не теряли чувства юмора. Любили шутки, веселую песню.
Закончив начальную еврейскую школу, Дриз поехал в Киев и поступил на работу на завод “Арсенал”. Одновременно учился в художественном училище, в Киевском институте искусства. Он мечтал стать скульптором. С детских лет рисовал, лепил. Но в полную силу его талант открылся в поэзии.

В 1930 году вышел первый сборник стихов Овсея Дриза. А в 1934 году - следующий сборник “Стальная мощь”. В том же году начинается его служба в пограничных войсках. Затем - война, которую он прошел “от начала до конца”. .
Признание, широкая известность пришли к Овсею Дризу на шестом десятке жизни. С начала 60-х годов его книги на идише и в переводе на русский выходят миллионными тиражами. На его тексты композиторы охотно писали музыку. По его пьесам снимали мультфильмы. Он был полон новых замыслов. Но им не суждено было воплотиться. Не хватило жизни.
14 февраля 1971 года в возрасте 62 лет его не стало. Его произведения написаны много лет назад поэтому там встречаются слова,нам не знакомые,несвойственные нашему времени.

А зачем в книгах бывают иллюстрации? (слайд 3)

III. «Открытие» обучающимися новых знаний.

- В этой сказке нам встретятся незнакомые слова. Давайте попробуем объяснить их значение. (в толковом словаре на с. 169-171)

Замарашка (слайд 4)

Калач,бублик,сайка (слайд 5)

Козлы (слайд 7)

Каланча (слайд 8)

Неоперившиеся (слайд 9)

(Предположения учащихся)

Посмотрите пожалуйста значение этих слов в толковом словаре на стр. 169-172.

(учащиеся сравнивают свои ответы)

Верны ли были наши предположения?

ФИЗМИНУТКА

IV. Первичное ознакомление с текстом(с.59)

Читают сказку по абзацам, находят неизвестные слова. работают с текстом, со словарем.(учитель и ученики) можно отметить непонятные слова

Какие ещё слова вам не понятны? (……)

А как вы сами думаете, что это такое? (….)

V.Закрепление полученных знаний.

Как жилось высокому человеку? (Плохо, т. к. он не мог найти себя)

Почему он не смог стать пекарем, извозчиком? (Из-за роста)

Почему никто не покупал бублики и сайки?

О чем Очень Высокий Человек просил булки? (с.59) прочитай

О чем Очень Высокий Человек просил сердитые облака? (с. 60)

Когда в голову лезут глупые мысли?(с.60)

Почему его называли каланча? Хорошо ли дразнить человека? А вы так не делаете?

Почему Очень Высокий Человек долго считал себя несчастным? (с.61……)

Жалко вам Высокого человека? Хотели б ему помочь?

Найдите строчки, в которых говорится о том, как он стал счастливым (стр. 62)

Какова главная причина переживаний героя? (не мог найти дело)

Какие чувства вы испытываете к Очень Высокому Человеку? ()

(слайд 10) дома можно будет нарисовать иллюстрацию к сказке

А какие ещё произведения о высоких людях вы знаете? (слайд 11)

Дядя Стёпа (С.В.Михалков) –замечательное произведение, Гилливер (Джонотан Свифт, англо ирландский писатель который писал о приключениях Гулливера) (о маленьких- Дюймовочка)

VI. Домашнее задание .

Сегодня на уроке мы с вами познакомились со сказкой. А какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных).

А еще? (народные и авторские)

Вашим домашним заданием будет сочинить авторскую сказку, на любую тему. (с. 17 в рабочей тетради) иллюстрацию к своей сказке,прочитать сказку дома и ответить на вопросы.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Что мы сегодня нового узнали на уроке? Завтра мы продолжим работу над этой сказкой (можете найти и посмотреть мультфильм об Очень высоком человеке)

Выскажите ваше мнение начиная предложение с этих фраз:

Сегодня на уроке я узнал……

Было трудно….

Пудовкина Т.Ф.

Образовательное учреждение

МБОУ Кубинская СОШ № 2 имени Героя Советского Союза Безбородова В. П.

Э.Э. Кац, «Планета знаний»

О. О. Дриз «Очень Высокий Человек»

Способствовать формированию умений объяснить поступки героя, его внутреннее состояние; содействовать актуализации прошлого читательского опыта; создать условия для развития внимания к многозначности слова, его смыслу в контексте.

Образовательные:

Осмысление многозначности слова в контексте,

Совершенствование техники чтения,

Совершенствование работаты с планом, сочинять сказки, работать в паре

Воспитательные:

Воспитание уважительного отношения к другим обучающимся при коллективном обсуждении проблем

и работе в паре, готовности оказывать взаимопомощь.

Развивающие:

Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи,

Расширение кругозора обучающихся,

Развитие творческих способностей, исследовательских умений.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Формируемые УУД

Личностные: Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные: анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные: чтение произведения с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Основные понятия

Толерантность, отношение к другому человеку

Междисциплинарные связи

Информатика, русский язык, окружающий мир.

Основные

Дополнительные

компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки,презентация,учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал для парной работы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

I.Самоопределение к деятельности

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Повторяют правила поведения на уроке, приветствуют гостей.

Проговаривают «ступеньки знаний».

Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке

Книжка, ручка и тетрадки!

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и ….. (внимательным)

Все пиши, не отставая,

Слушай …. (не перебивая)

Говорите чётко, внятно,

Вам нужно в паре ответить на вопросы и заполнить кроссворд. Кто первый будет готов показывает нам «домик».

Умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

(Познавательные УУД).

Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод. (Познавательные УУД).

Уметь четко выполнять задания учителя, повторять (Личностные УУД).

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Внимательно слушают.

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с сказкой. А какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных).

Вашим домашним заданием будет сочинить авторскую сказку, на любую тему. А поможет вам в этом вопрос №8. В рабочей тетради стр. №

Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод

(Познавательные УУД)

Умение четко выполнять задания учителя, повторять.

(Личностные УУД)

VII. Итог урока. Рефлексия.

Фиксация нового содержания урока.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Выполняют самооценку.

Что мы сегодня нового узнали на уроке?

Выскажите ваше мнение начиная предложение с этих фраз:

Сегодня на уроке я узнал……

Было трудно….

Я понял, что….

Я попробую…..

Воспринимать на слух художественное произведение, выделять нужный эпизод. Обосновывать свое отношение к произведению.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

(Познавательные УУД)

Уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД)


Собрание стихов "Моя песенка".

Очень высокий человек
В одной стране, кажется в Дании, жил-был Очень Высокий Человек. Он мог, не вставая на цыпочки, заглянуть в окно любого этажа.

Захотел он стать пекарем. Но все печи Дании были ему по колено. И, чтобы заглянуть в печь, ему приходилось садиться на корточки. Это было, конечно, очень неудобно. Нет, он не могу следить за булками и бубликами, что с ними делается там, в печи. И сколько он ни просил:

Булки, сайки, калачи,
Не шалите вы в печи!
Сильным жаром пышет печь,
Надо корочку беречь.
Ну, румяньтесь, не шалите!
А не то вы подгорите,
Будете, бедняжки,
Просто замарашки.
Напугаете народ,
И никто вас не возьмет, -

Все равно бублики и сайки не слушались, подгорали. И никто их не покупал, таких замарашек. Пришлось Очень Высокому Человеку стать извозчиком.


Цок, цок, цок! Новая коляска, добрая лошадка. Но, сидя на козлах, он задевал головой облака и очень сердил их этим. И сердитые облака поливали его и всех пассажиров холодным дождем. И сколько он ни просил:

Облака, облака,
Лейте, лейте на газоны!
Поливайте, облака,
И тюльпаны, и пионы…
Вы полейте, облака,
Все растенья сада,
А меня и седока
Поливать не надо.
Пожалейте вы меня,
И коляску, и коня, -

Нет, и облака не слушались его. Люди перестали ездить в его коляске. И остался он без дела. А кто не знает: когда человек без дела, ему в голову лезут самые глупые мысли. Так вот, чтобы глупые мысли не лезли ему в голову, надел Очень Высокий Человек большую шляпу. Такую большую, что на ее широких полях могли спокойно прогуливаться пожарники и наблюдать, чтобы в городе, кажется в Копенгагене, не было пожара.

Но озорные мальчишки не давали Человеку покоя. По вечерам они кричали под окном:


- Каланча, каланча,
Не ложись на кровать!
Что ты спишь, каланча?
Можешь небо проспать.
Погляди-ка на закат -
Небеса в огне горят.
Глянут звезды ранние:
Где же небо Дании?
Небо Дании сгорело.
Как же вышло это дело?
Подожгла его свеча.
Поднимайся, каланча!

И Очень Высокому Человеку стало очень трудно. Целыми днями он одиноко бродил по грустным окрестностям города, считая себя самым несчастным человеком на свете. (Материал представлен сайтом: www..ru">Культура и искусство)

Как-то раз, когда он отдыхал на грустной опушке грустного леса, поднялась буря. Сильный ветер так раскачивал деревья, что там и тут сверху из гнезд выпали неоперившиеся птенчики. А когда ветер утих, Человек увидел, что птицы-мамы тревожно кружатся над своими детьми и ничего не могут поделать: ведь птенцы не умели еще летать. И тогда Человек осторожно подобрал в траве птенцов и всех-всех уложил обратно в гнезда, в пуховые постельки. Он же был очень высокий.

А чтоб испуганные птенцы спокойно уснули, он стал рассказывать им сказки. Так Очень Высокий Человек стал счастливым. Всю жизнь он рассказывал неоперившимся птенцам

Сказки задушевные,
Пестрые, волшебные,
Сказки стародавние,
Добрые, забавные,
Тихие, домашние,
Странные и страшные
И совсем серьезные,
Лунные и звездные…