Производство материальных благ – основа жизни человеческого общества. Материальные блага и человеческие качества, лежащие в основе устройства экономического развития общества

1. Понятие производства. Материальное и нематериальное производство. Продукт труда, его виды

2. Ресурсы и факторы производства. Ограниченность ресурсов

и проблема выбора. Кривая производственных возможностей.

Альтернативная стоимость.

Для удовлетворения все возрастающих потребностей людей

необходимо наличие определенных ресурсов. Ресурсы это сово-

купность всех необходимых условий, используемых при создании

благ; это возможности, которыми обладает и которые применя-

ет общество в конечном счете для удовлетворения своих потреб-

ностей.

Ресурсы подразделяются на исчерпаемые и неисчерпаемые ,

воспроизводимые и невоспроизводимые. Среди ресурсов выде-

ляют экономические, рассматриваемые с точки зрения ограничен-

ности и редкости.

Различают природные ресурсы, т. е. данные природой (земля и

ее недра, леса, воды); трудовые (люди с их навыками и способностя-

ми в трудоспособном возрасте); капитальные (средства производ-

ства – средства и предметы труда) (схема 2.4).

Ресурсы, вовлеченные в процесс производства, принимают фор -

му факторов производства. Существует такие факторы произ-

водства , как труд , земля, капитал, предпринимательская спо-

и информация (схема 2.5).

Процесс труда сознательная целесообразная деятельность

человека, направленная на преобразование вещества природы ради

удовлетворения своих потребностей. Понятие «труд» тесно связа-

но с такими понятиями, как «рабочая сила» и «человек». Рабочая

сила – это способность человека к труду, совокупность физических

и интеллектуальных способностей, реализуемых в процессе трудо-

вой деятельности. Человек – носитель рабочей силы. Все эти три

понятия характеризуют труд как фактор производства.

Капитал как фактор производства – это средства производ-

ства , используемые в процессе производства. Они включают пред-

меты и средства труда. Средства труда – это вещь или комплекс

вещей, чем или с помощью чего человек производит блага. Сред-

ства труда включают в себя орудия труда , то, чем человек непосред-

ственно воздействует на предметы труда (машины, оборудование,

инструменты). Второй элемент средств труда – материальные усло-

вия труда (здания, сооружения, дороги, мосты). Третий – емкости

(цистерны, ящики, бочки), используемые для хранения сырья и го-

товой продукции.

Предметы труда – это то, на что направлен труд человека, или

то, из чего производятся блага. Предметы труда включают в себя

предметы труда, данные природой (земля и полезные ископаемые),

и сырье (предметы, подвергшиеся обработке человеком и предна-

значенные для дальнейшей переработки). Сырье, в свою очередь,

делится на готовую продукцию (годную к конечному потреблению

и предназначенную для дальнейшей переработки), и полуфабрика-

ты (предметы труда, для конечного потребления обязательно тре-

бующие доработки). К полуфабрикатам можно отнести макароны,

пельмени, муку, к готовой продукции – молоко, хлеб, яблоки.

Предпринимательская способность – это способность челове-

ка заниматься предпринимательской деятельностью. Предприни-

мательская способность включает в себя такие характерные черты:

идти на риск собственным капиталом; способность соединить во-

едино факторы производства; принимать решения и нести за них

ответственность; всегда быть в творческом поиске.

Потребности общества безграничны, а ресурсы ограничены.

Огра ниченность ресурсов – проблема, с которой сталкиваются все

субъекты хозяйствования – и бедные, и богатые, и отдельные люди,

и предприятия, и страны. Однако эта проблема имеет относитель-

ный, а не абсолютный характер. Во-первых, в будущем количество

ресурсов может измениться, а во-вторых, какова бы ни была ве-

личина ресурсов, их все равно не хватит, чтобы удовлетворить все

неограниченные потребности человека. В условиях ограниченности

ресурсов субъект всегда стоит перед проблемой выбора. Но, выбрав

один вариант использования ресурса, субъект должен отказаться

от других, альтернативных вариантов его использования. Альтер-

нативная стоимость – это наиболее предпочтительный вариант

использования ограниченного ресурса, от которого пришлось от-

казаться .

Проблема выбора находит свое выражение в кривой производ-

ственных возможностей (КПВ) (схема 2.6). Кривая производствен-

ных возможностей это геометрическое место точек (E, L, M,

F и др.), показывающее множество альтернативных вариантов

максимального производства двух товаров при полном использо-

вании всех ресурсов. Кривая имеет нисходящий вид, т. к. для увели-

чения производства одного товара, при неизменных ресурсах, надо

уменьшить производство другого товара. Кривая имеет выпуклый

вид, т. к. ресурсы полностью не взаимозаменяемы. И при большем

увеличении производства одного товара надо отказываться все от

большего числа другого, т. е. альтернативная стоимость растет.

Точка D на графике показывает желательный, но недостижимый

при данных ресурсах вариант производства двух товаров. Точка С

характеризует вариант неполного использования ресурсов, когда су-

ществует хроническая недогрузка производственных мощностей, без-

работица.

Со временем, когда количество применяемых ресурсов изме-

нится, кривая производственных возможностей может сместиться

влево или вправо. Когда количество ресурсов в стране увеличива-

ется (растет иммиграция, рождаемость, открываются новые залежи

полезных ископаемых), кривая производственных возможно стей

сдвигается вправо, показывая увеличение производства товаров.

В случае сокращения численности применяемых ресурсов в резуль-

тате войн, стихийных бедствий, эпидемий, исчерпанности залежей

полезных ископаемых кривая производственных возможностей

сдвигается влево, что свидетельствует о сокращении объемов про-

изводства.

Для того, чтобы существовать, человек должен постоянно удов-

летворять свои потребности, для чего необходимы определенные

ресурсы. Ресурсы ограничены, их всегда не хватает, чтобы удовлет-

ворить неограниченные потребности людей. Поэтому человек всег-

да стоит перед проблемой выбора. Раскрытию этих вопросов пос-

вящена данная тема.

Потребность – это нужда человека в чем-либо. Потребности

следует отличать от желаний. Существуют классификации потребно-

стей по различным признакам. По степени первоочередности удов-

летворения потребности подразделяют на первичные (в продуктах

питания, одежде, обуви, мебели) и вторичные (в образовании, ме-

дицинском обслуживании, туризме и т. д.). По форме по требности

разделяются на материальные (одежда, обувь, жилище), духовные

(книги, музыка), социальные (в уважении, в труде). По призна-

ку насыщаемости потребности можно разделить на насыщаемые

(в продуктах питания, предметах потребления длительного пользо-

вания) и ненасыщаемые (в туризме, спорте, саморазвитии). С точ-

ки зрения субъекта выделяют потребности индивидуальные (от-

дельного человека), коллективные (группы людей, предприятия)

и общественные (потребности общества в целом в общественных

товарах – музеях, парках, маяках). По направленности потреб-

ности подразделяют на личные (отдельных субъектов в предметах

по требления) и производственные (потребности предприятий в

сред ствах производства), Предметы потребления – это блага, ко-

торые используются физическими лицами для удовлетворения их

личных потребностей (продукты питания, одежда, жилище, пред-

меты по требления длительного пользования). Средства произ-

водства – это совокупность средств труда (машин, оборудования,

с помощью которых происходит производство благ) и предметов

труда (сырья, материалов, из которых производятся блага). Средс-

тва производства потребляют предприятия (фирмы) в процес-

се производства благ. По положению в иерар хической системе

потребности подразделяют на абсолютные, действительные, по-

тенциальные, реальные, фактические. Абсолютные потребности

(высший уровень) представляют собою идеальный, внутренний

побудительный мотив к потреблению. Это общие потребности в

одежде, еде, духовном развитии, пр. Они существуют на протяже-

нии всей истории существования человечества. Действительные

потребности (второй уровень) имеют относительный характер

и от ображают объективную, то есть сознательно осмысленную,

потребность человека в конкретных потребительских благах

(предметах потребления и услугах), необходимых для расширен-

ного воспроизводства рабочей силы и всестороннего развития

личности. Они характе ризуют общие потенциальные возмож-

ности общества. Реальные потребности (третий уровень) могут

быть удовлетворены в каждый данный момент имеющимися воз-

можностями производства и социальными условиями. Платеже-

способные потребности (четвертый уровень) - это те потреб-

ности, которые в рыночных условиях могут быть реально удовлет-

ворены определенными объемами предложения товаров и услуг,

и они обязательно обеспечены денежным покрытием. Фактичес-

кие потребности (самый низкий, пятый уровень) определяют-

ся объемом средств существования, который практически может

обеспечить физическое выживание человека (схема 2.1).

Наиболее распространенной в экономической литературе явля-

ется классификация потребностей по А. Маслоу (схема 2.2). Са-

мые низшие потребности – физиологические. Это базовые потреб-

ности. Потребности более высокого уровня – в безопасности. Эти

два вида потребностей имеют все живые организмы. Потребности

в социальных контактах, в уважении – более высокого уровня, они

присущи только человеку. Потребность в саморазвитии является

наивысшей.

Величина потребностей регулируется всеобщим экономичес-

ким законом возвышения потребностей (схема 2.3). В соответ-

ствии с этим законом величина и структура потребностей опреде-

ляется уровнем развития производительных сил.

Уровень развития производительных сил в свою очередь зависит

от уровня развития человека (его образования, квалификации, куль-

туры) и средств производства.

Величина потребностей также зависит от образования людей,

уровня их доходов, окружения, возраста, пола и т. п.

общество материальный производительный благо

Диалектико-материалистическая философия исходит из того, что способ материального производства выступает основанием всего многообразия истории: определяет социальную, политическую и духовную жизнь, отношение людей к природе, вплетен в единую человеко-эколого-экономическую систему, выражает логику развития общественного бытия. Материальное производство выступает в конкретно-исторической форме способа производства, характеризующегося единством производительных сил и производственных отношений .

Производительные силы выражают активное отношение людей к природе. Производительная сила общества опирается на естественную силу и включает ее в себя. Понятие "производительные силы" впервые ввели в науку классики английской политической экономии, характеризуя производство как сочетание рабочей силы и орудий труда. В диалектико-материалистическом понимании первой производительной силой является человек, который творит науку и технику и применяет их в процессе общественного производства. Производительные силы и общественные отношения, по утверждению К. Маркса, являются различными сторонами развития общественного индивида . Производительные силы - это система вещественного фактора - средств производства (средств труда и предметов труда) - и личностного фактора производства (обладающего физической силой, трудовыми навыками, производственным опытом, интеллектом и морально-волевыми качествами), в процессе функционирования которых осуществляется обмен веществ между природой и обществом. Материальное производство невозможно без обработки информации.

Человек, не удовлетворенный стихийным формированием веществ, прорывает узкий для него горизонт природы и организует технологический процесс, позволяющий ему к естественным свойствам веществ добавлять искусственные, делая природный материал социально полезным. Прежде чем сформироваться как производительная сила, человек должен стать личностью, пройти школу обучения и воспитания. Поэтому работа педагога, врача, художника, журналиста, актера, всякая деятельность (не только непосредственная материально-производственная), формирующая личность, должна рассматриваться как опосредованная производительная сила. Термин "материальное производство" подразумевает, прежде всего, обработку вещества и производство материальных благ (материю люди обрабатывают, а не производят). Производственные отношения характеризуют способ соединения средств производства с работником и включают отношения: а) собственности; б) распределения; в) обмена (натурального или товарно-денежного); г) потребления.

Развитие производительных сил есть эволюционно-революционный процесс, вписывающийся в цивилизационную и формационную динамику. Первая революция в производительных силах произошла тогда, когда стали производить не только орудия труда, но и средства существования. Это было в эпоху появления шлифованных каменных орудий (неолитическая, или аграрная, революция). Когда человек изобрел метательное оружие, он извел для употребления в пищу за несколько тысячелетий мамонтов и крупных копытных. В результате возник экологический кризис. На основе неолитической революции человечество преодолело этот кризис. Вся история биосферы пошла по новому руслу: человек начал создавать искусственный кругооборот веществ. Переход к производящей экономике был обусловлен оскудением запасов природы в местах обитания человека и ростом численности населения. (Последнее - причина и одновременно следствие перехода к производящей экономике.) На базе разделения труда и роста его производительности возник прибавочный продукт. Тем самым были созданы материальные предпосылки для систематического обмена, развития торговли, концентрации прибавочного продукта в руках части общества. Прежняя ориентация на коллективный труд и равенство в распределении изжила себя. В коллективные начала внедрялись индивидуальная деятельность и частная собственность. Общество качественно изменилось - стало сложно структурированным, возросли и усложнились потребности, изменилась шкала ценностей, увеличилась нагрузка на биосферу. Итогом изменения экономических условий, общественных отношений было становление эксплуататорского классового общества.

На основе эксплуатации труд стал более напряженным. Возникла материальная база для освобождения от труда в материальном производстве части общества. Произошло отделение умственного труда от физического, создавшее необходимую основу прогресса духовной жизни. Другим видом общественного разделения труда было отделение ремесла от земледелия, города от деревни. Города становились центрами ремесла, торговли, политической и духовной жизни.

Революции в производительных силах связаны с существенными изменениями в технике. Техника - искусственное образование, созданное человеком; инструмент, т.е. средство, орудие для удовлетворения человеческих потребностей; самостоятельная реальность, противостоящая природе и человеку; специфический способ использования сил и энергии природы; явление, не отделимое от технологии. Техника эволюционировала от домашинной, или орудийной (инструментальной), к машинной и автоматической.

Третья революция в производительных силах, НТР, начавшаяся в 40-50-х годах XX в., знаменует собой переход от машинного производства к автоматизированному. К прежним трем звеньям машины добавляется управляющее устройство. Развитие такого производства связано с совершенствованием ЭВМ, с появлением робототехники, гибких автоматизированных систем. Помимо материало- и энергоемкости возрастает значение наукоемкости производства. Качественное преобразование производительных сил на основе перехода к автоматизированному производству, превращение научно-технической деятельности в определяющее звено материального производства составляет производственно - технический аспект сущности НТР. Но этого недостаточно: важно также учитывать социально - экономическую и мировоззренческую стороны сущности НТР.

Социально-экономический аспект НТР выражается в гуманизации производства. Технические средства по сложности приближаются к свойствам и природе человека, учитывая его физические, умственные и психологические возможности. Если этого нет, то происходит отчуждение человека от машины. Оно возможно не только в силу социальных причин, но и тогда, когда логика развития техники не опирается на логику развития человека. В таком случае не срабатывает антропоморфный принцип и не обеспечивается целостность труда. Революция в науке и технике должна сопрягаться с культурной, изменяющей человека. Формируется качественно новый тип непрерывно обучающегося и совершенствующегося работника.

Создавая условия для технологической свободы человека, его самовыражения, НТР выступает как величайшее благо. Вместе с тем НТР является большой опасностью для человека при неумелой, неграмотной организации технологических процессов.

Изменения в производительных силах сопровождаются соответствующими процессами в производственных отношениях. Это осуществляется как путем постепенной трансформации одной формы собственности в другую (например, отмена крепостного права в России в 1861 г.), так и революционной ломкой устаревших производственных отношений и заменой их принципиально новыми (пример: буржуазная французская революция 1789-1794 гг. ликвидировала господство феодальной собственности и утвердила буржуазную). Проявляется также обратное активное воздействие производственных отношений на производительные силы. Товарно-денежные отношения отсекают бесполезный и некачественный (по результатам) труд.

Рынок, конечно, не панацея от всех бед. Рынок - средство, но не цель. Он может быть эффективен: а) если согласуется с научно-технологическими преобразованиями; б) при создании равноправных условий развития различных социальных типов хозяйства и форм собственности; в) при наличии массовых социальных сил, заинтересованных во внедрении нового хозяйственного механизма; г) если имеются квалифицированные кадры, способные умело действовать в цивилизованных рыночных условиях хозяйствования, т.е. при синхронизации экономической и культурно-технической революций; д) при соответствующей инфраструктуре товарных и фондовых бирж, информационно-коммерческих центров и т.д.; е) при наличии достаточных экономических условий и правовых регуляторов (демонополизации, разгосударствлении форм собственности, введении в действие антиинфляционных механизмов, способов социальной защиты населения и пр.); ж) при системности и синхронности осуществления рыночных мероприятий.

На основе развития рынка формируется рыночное экономическое мышление, которому присущи такие черты, как инициативность, прагматизм, динамизм, адаптивность, индивидуализм. Усиление в постиндустриальном обществе социальной направленности рынка порождает в экономическом мышлении ориентиры на социальную защиту населения, выполнение государством важных управленческих функций на рынке, что не исключает опору на инициативность и гибкость.

Кроме рыночных, у человечества имеются и иные пути разрешения своих социальных проблем, к примеру создание новых отраслей, целенаправленное, избирательное, приоритетное и планомерное развитие тех социально-экономических структур, которые способны обеспечить значительный эффект и выигрыш во времени. Первоначальная хаотическая основа, присущая запуску рыночных механизмов, не является гарантом выхода на структуры самоорганизации социальной среды. Развитие естественных экономических процессов не отрицает роли порядка, экономической дисциплины и организованности. Рыночная система отношений предполагает открытость экономики, ее органическое вхождение в систему мирохозяйственных связей. В ходе осуществления НТР экономика интернационализируется и вместе с тем производство индивидуализируется, децентрализуется, что позволяет более гибко и быстрее реагировать на изменяющиеся потребности населения и внедрять новшества.

Мировоззренческий аспект НТР раскрывает проблему общей стратегии отношения человека к миру. Позиция человека-временщика и конъюнктурщика, озабоченного сиюминутной выгодой, заменяется рачительным хозяйственным отношением к материальным, природным и трудовым ресурсам, к среде обитания и жизнедеятельности человека. Стоит задача не только сохранения, но и улучшения и гуманизации среды, учета долговременных и широкомасштабных последствий использования науки и техники. В свое время великие географические открытия расширили горизонт видения человеком мира. Современное освоение космоса, проникновение в тайны глубин материи, возможность быстрых перемещений в пространстве, интернационализация связей, науки и техники, "стандартов" рынка и демократии, широкая информатизация общества делают стиль мышления человека еще более масштабным, универсальным и вместе с тем профессионально углубленным. Повысилась роль не только специальных профессиональных знаний, но и общей культуры, философской подготовки, знания иностранных языков. Необходимость учета последствий НТР в глобальном плане, с позиций экологических критериев и "человеческих" измерений делает мышление современного человека глобальным, экологическим и гуманистически ориентированным.

Итак, в ходе НТР происходит соединение факторов научно-технического прогресса и социально-политических закономерностей, открывается простор для универсального расцвета личности. В целом современный прогресс общества осуществим на основе достижения гармонии научно-технологической перестройки, культурно-технической подготовленности кадров, гибких экономических методов хозяйствования и социально и экологически ориентированных науки, техники, людей и рынка.

Движение от неолитической к промышленной и научно-технической революции, от традиционного к индустриальному, постиндустриальному и информационно-экологическому обществу в большей степени характеризует динамику народов - лидеров исторического процесса. Это тот вектор, на который равняется все население Земли.

Опосредствующим звеном между потребностями людей и ресурсами, при помощи которых их можно удовлетворить, является процесс производства .

Некоторые ресурсы являются готовыми для потребления благами. К ним можно отнести воздух, солнечный свет, воду. Но большинство ресурсов требуют некоторого видоизменения или воздействия со стороны человека, прежде чем станут готовыми для потребления благами. Прежде чем потребить многие полезности, требуют затрат труда на их добывание и присвоение. Под трудом, прежде всего, следует понимать «процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». Первоначально труд существует в чистой форме, а затем принимает форму производства. Исторически исходными и на сегодня самыми простыми формами труда были и есть собирательство, охота, рыболовство. Они обеспечивают присвоение готовых продуктов природы. В таком случае имеется труд, но нет производства.

Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ. В данном процессе человек видоизменяет вещество природы. При этом изменение вещества природы может происходить как под действием сил природы, так и под действием труда человека. Процесс труда невозможен без непосредственного участия человека, в то время как процесс производства может продолжаться и без него. Например, выращивание пшеницы требует относительно небольшого времени участия человека в процессе производства. Это в основном посев семян и уборка урожая и какие-то гидрохимические работы, предусмотренные технологией производства. В остальное время выращивание пшеницы происходит без участия человека, под действием сил природы.

Таким образом, производство не сводится только к труду. Процесс труда является главным, но не единственным составляющим процесса производства. Важная роль в производстве отводится природному фактору.

Процесс труда как главный элемент процесса производства невозможен без наличия трех простых его моментов: предметов труда, средств труда и собственно самого труда человека.

Предметы труда – это то, что преобразуется в процессе производства материальных благ. В процессе труда человек воздействует на предметы труда, видоизменяя их до пригодного для потребления состояния. Предметы труда, претерпевшие уже воздействие человеческого труда, но предназначенные для дальнейшей обработки, называются сырым материалом, или сырьем . Например, железная руда в шахте – предмет труда, но не сырье, так как она еще не подвергалась воздействию человеческого труда. А железная руда, предназначенная для использования, например, в металлургии – это уже сырье и предмет дальнейшей переработки.

Человек воздействует на предметы труда не голыми руками. То, что он помещает между собой и предметами труда и воздействует с помощью этого на предметы труда, называется средствами труда .

Из всех средств труда наибольшее значение имеют механические средства труда – машины, инструменты, т. е. орудия производства. При помощи их человек непосредственно воздействует на предметы труда. К средствам труда относятся также производственные здания, дороги, коммуникации и т. п., так называемая сосудистая система процесса производства. Орудия производства относятся к активной части средств труда, а здания, сооружения и т. п. – к пассивной.

Предметы и средства труда в совокупности называются средствами производства . В процессе производства они выступают как вещественный фактор .

Третьим компонентом процесса труда является сам труд или целесообразная деятельность человека. Труд – исключительное достояние человека. Человек – и в этом одно из главных его отличий от животного – трудится сознательно, т. е. целесообразно опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, производит и воспроизводит необходимые ему средства существования.

Для того, чтобы трудиться, люди должны быть носителями рабочей силы. Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, которые запускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо материальные блага. В процессе производства рабочая сила выступает как личный фактор.

Таким образом, впроцессе производства средства производства являются вещественным, а рабочая сила личным фактором производства. Заметим, что не все ресурсы являются факторами производства, а только те, которые используются в процессе производства.

Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. – изд. 2-е. – Т. 23. – С. 188.

Хозяйственная жизнь общества зиждется на необходимости удовлетворять потребности людей в различных экономических благах. В свою очередь, эти блага производятся на базе экономических ресурсов, которые есть в распоряжении общества и его членов.

Экономические потребности и блага

У всех людей есть различные потребности. Их можно разделить на две части: духовные и материальные потребности. Хотя это деление условно (так, трудно сказать, к духовным или материальным потребностям относится потребность человека в знаниях), однако в большей части оно возможно.

Понятие экономических потребностей и благ

Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности — одна из основополагающих категорий в экономической теории.

На заре человечества люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией).

Человечество устроено так, что его экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Говорят даже о законе (принципе) возвышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие.

Так, в традиционном обществе большинство его членов испытывает потребности прежде всего в продуктах первой необходимости. Это потребности преимущественно в пище, одежде, жилье, простейших услугах. Однако еще в XIX в. прусский статистик Эрнест Энгель доказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Согласно его утверждениям, подтвержденным практикой, с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается. Самая первая потребность, притом ежедневная, — это потребность в пище. Поэтому закон Энгеля находит выражение в том, что с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, и увеличивается та часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров (особенно услуг), являющихся продуктами не первой необходимости. Совокупность всех продуктов, произведенных для удовлетворения материальных благ, называется продукцией.

В конечном счете мы приходим к выводу, что если рост экономических потребностей постоянно обгоняет производство экономических благ, то эти потребности ло конца неутолимы, безграничны.

Другой вывод — экономические блага ограниченны (редки, по терминологии экономической теории), т.е. меньше потребностей в них. Это ограничение связано с тем, что производство экономических благ сталкивается с ограниченностью запасов многих природных ресурсов, частой нехваткой рабочей силы (особенно квалифицированной), недостаточностью производственных мощностей и финансов, случаями плохой организации производства, отсутствием технологий и других знаний для производства того или иного блага. Говоря по-другому, производство экономических благ отстает от экономических потребностей из-за ограниченности экономических ресурсов.

Экономические блага и их классификация

Для людей служит благо. — это средство удовлетворения потребностей человека. Именно ради удовлетворения конкретных потребностей людей в благах и осуществляется хозяйственная деятельность в любой стране. Классификация благ отличается большим разнообразием. Отметим важнейшие из них с точки зрения различных критериев классификации.

Экономические и неэкономические блага

С точки зрения ограниченности благ по отношению к нашим потребностям мы говорим об экономических благах.

Экономические блага — это результаты экономической деятельности, которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями.

Экономические блага включают в себя две категории: товары и услуги.

Но есть и такие блага, которые по сравнению с потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воздух, вода, солнечный свет). Они предоставляются природой без приложения человеком усилий. Такие блага существуют в природе «свободно», в неограниченном количестве и называются неэкономическими или даровыми.

И все же основной круг удовлетворяется за счет не даровых, а экономических благ, т.е. тех благ, объем которых:

  • недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере;
  • может быть увеличен лишь путем дополнительных затрат;
  • приходится тем или иным способом распределять.

Потребительские и производственные блага

С точки зрения потребления благ их подразделяют на потребительские и производственные. Иногда они называются предметами потребления и средствами производства. Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, которые необходимы людям. Производственные блага — это используемые в процессе производства ресурсы (станки, механизмы, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные навыки (квалификация).

Материальные и нематериальные блага

С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делятся на материальные и нематериальные. Материальные блага можно осязать. Это вещи, которые могут накапливаться и храниться длительное время.

Исходя из срока использования, различают материальные блага длительного, текущего и разового пользования.

Нематериальные блага представлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство. В отличие от материальных благ, — специфический продукт труда, который в основном не приобретает вещественной формы и стоимость которого заключается в полезном эффекте живого труда.

Полезный эффект услуг не существует отдельно от его производства, что и определяет принципиальное отличие услуги от вещественного продукта. Услуги невозможно накопить, а процесс их производства и потребления совпадает во времени. Однако результаты от потребления предоставляемых услуг могут быть и материальными.

Существует множество видов услуг, которые делятся условно на:

  • Коммуникационные — услуги транспорта, связи.
  • Распределительные — торговля, сбыт, складское хозяйство.
  • Деловые — финансовые, страховые услуги, услуги аудита, лизинга, маркетинга.
  • Социальные — образование, здравоохранение, искусство, культура, социальное обеспечение.
  • Общественные — услуги органов государственной власти (обеспечение стабильности в обществе) и другие.

Частные и общественные блага

В зависимости от характера потребления экономические блага делятся на частные и общественные.

Частное благо предоставляется потребителю с учетом его индивидуального спроса. Такое благо делимо, оно принадлежит индивиду на правах частной собственности, может наследоваться и обмениваться. Частное благо предоставляется тому, кто за него заплатил.

Неделимы и принадлежат обществу.

Во-первых, это национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворчество, общественный транспорт и порядок, т.е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны.

Взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага

Среди благ выделяют также взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага.

Взаимозаменяемые блага называются субститутами. Эти блага удовлетворяют одну и ту же потребность и замещают друг друга в процессе потребления (белый и черный хлеб, мясо и рыба и т.д.).

Взаимодополняемые блага или комплементы дополняют друг друга в процессе потребления (автомобиль, бензин).

При всем этом экономические блага делятся на нормальные и низшие.

К нормальным благам относятся те блага, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (доходов) потребителей.

Низшие блага обладают противоположной закономерностью. При росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода — увеличивается (картофель и хлеб).

Основы статистики потребления населением благ и услуг материального характера

Структура и уровень потребления населением благ и услуг являются важнейшими характеристиками уровня жизни общества, в котором объекты статистического наблюдения – это потребительские единицы.

Исследования в данной области позволяют сопоставить отдельные домохозяйства и потребительские единицы.

Ключевым аспектом исследования статистики потребления является анализ обеспеченности населения продовольственной продукцией. С этой целью органы государственной статистики выстраивают балансы продовольственных запасов. В таких балансах отражается движение товаров от производства до конечного потребления, с их помощью можно провести текущий анализ и спрогнозировать будущую ситуацию на продовольственном рынке, оценить потребности в импортируемой продукции, определить фонды потребления. Источники данных для составления балансов – это формы отчетности на сельскохозяйственных предприятиях, предприятиях торговли и промышленности, результаты анализа бюджетов домохозяйств и статистика таможни.

Замечание 1

Результаты статистики потребления находятся в зависимости от общего экономического состояния государства, государственной политики, а также от индивидуальных потребительских предпочтений, которые определяют их поведение.

Объектами статистики потребления благ и услуг материального характера выступают блага и услуги, предоставляемые населению и удовлетворяющие человеческие потребности.

Особенности анализа потребления

Определение 1

Под потреблением понимается использование общего продукта с целью удовлетворения потребностей.

Потребление подразделяется на:

  • Производственного типа, при котором используются средства для изготовления продукции;
  • Непроизводственного типа, большая часть которого – это личное потребление. Под личным потреблением следует понимать использование человеком продуктов для своего развития и обеспечения жизнедеятельности.

Потребление личного характера выполняет социальные и экономические функции. Социальными функциями являются: повышения материального благосостояния граждан, формирование всесторонне развитой личности. Экономическими – воспроизводство потребностей, регулирование структуры и объема производства, воспроизводство рабочей силы.

Объем потребления имеет следующие составляющие:

  • Потребление обществом материальных благ;
  • Потребление материальных услуг;
  • Материальное потребление в непроизводственной сфере;
  • Стоимость нематериальных услуг, потребляемых населением.

Потребление может быть как платным, так и бесплатным. Платное потребление происходит за счет собственных доходов граждан. К бесплатному потреблению относится потребление услуг и товаров в сфере образования, здравоохранения, культуры и других.

Потребление и производство активно оказывают влияние друг на друга. Задача производства состоит в обеспечении потребления. Уровень, динамика и структура потребления являются важнейшими элементами жизни людей. Уровень потребления отражает характер социально-ориентированной экономики рыночного типа.

Каждый гражданин страны, осуществляющий потребление, должен быть обеспечен:

  1. Государственной защитой своих интересов;
  2. Гарантированным минимальным уровнем потребления;
  3. Надлежащим качеством продукции;
  4. Безопасной продукцией, полной и достоверной информацией о ней;
  5. Правом на полное возмещение ущерба, который был причинен товарами ненадлежащего качества;
  6. Правом на обращение в судебные инстанции и другие уполномоченные органы государства;
  7. Правом на объединение в общественные потребительские организации.

Чтобы провести анализ потребления населения, необходимо выделить основные составляющие рассматриваемой системы. Это позволит учесть все особенности при расчете показателей, исследовать тенденции и закономерности процесса.

При анализе потребления применяются следующие группировки:

  • По материальному составу и форме выявления услуг и благ: продукты и услуги материального характера, нематериальные услуги, общие услуги, т.е. сумма материальных и нематериальных услуг, износ имущества, общее потребление (сумма материальных продуктов, общих услуг и износа имущества).
  • По источнику финансирования: осуществление потребления за личные доходы, потребление за счет средств общественных фондов.
  • По направленности благ и услуг: товары продовольственного типа, предметы гардероба, потребление жилья, потребление ресурсов, потребление услуг здравоохранения, потребление услуг связи транспорта и др.
  • По ключевым каналам поступления: торговля в розницу, предприятия, которые оказывают материальные и нематериальные услуги, потребление продукции собственного производства, потребление услуг, оказываемых бюджетными учреждениями.

Основные показатели, характеризующие потребление материальных благ и услуг

Для того, чтобы оценить потребление населением благ и услуг, применяются различные индексы и коэффициенты.

Оценку динамики общего потребления проводят при помощи агрегатного индекса уровня потребления I(оп), расчет которого осуществляется по формуле:

Рисунок 1. Динамика общего потребления, Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Где: $a_1, a_0$ – это количество потребленной продукции в отчетном периоде и в базисном, $b_1, b_0$ – потребленные услуги в отчетном периоде и в базисном, $p_0, r_0$ – стоимость продукции и тарифы на определенные услуги в базисном периоде.

Чтобы провести статистическую оценку зависимости потребительского объема от доходов применяется коэффициент эластичности $К_э$, характеризующий величину повышения или же снижения потребления услуг и товаров при увеличении доходов на 1%:

Рисунок 2. Коэффициент эластичности. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Где $x$ и $y$ – это начальные потребление и доход.

Если $К_э$ больше единицы, то это говорит о превышении скорости потребления над доходами;

Если $К_э$ равен единице, то доход и потребление находятся в пропорциональной зависимости;

Если $К_э$ меньше единицы, то доходы растут быстрее по сравнению с потреблением.