Социальный проект «Покорми птиц зимою — они послужат тебе весною. этап – заключительный

Ольга Садовникова
Проект «Покормите птиц зимой»

О проекте :

Тип проекта : информационно – творческий, практический

Участники проекта : дети разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатель

Срок реализации проекта : среднесрочный

Формы работы : игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Цель :

Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах , их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц .

Задачи :

1. Воспитывать заботливое отношение к птицам , желание помогать в трудных зимних условиях.

2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц .

3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

4. Научить детей правильно их подкармливать

Актуальность проекта :

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам , желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели . Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой .

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Срок реализации проекта : декабрь – январь

Этапы реализации проекта :

I этап – подготовительный

II этап – основной (практический)

III этап – заключительный

I этап - подготовительный

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

Перспективное планирование проекта .

Разработка и накопление методических

материалов по проблеме.

II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах

Заготовка корма для птиц

Изготовление кормушек

Подкормка и наблюдение за птицами

Выставка детских работ

Заключительный этап подразумевает получение конкретного результата :

Выставка кормушек «Птичья столовая» .

Распределение кормушек для птиц на территории детского сада.

Подкормка птиц в течении зимнего периода

Домашние задание родителям

Совместно с ребенком сделать кормушку.

Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в

книгах и журналах.

Игровая деятельность

Дидактические игры :

«Один - много» , «Назови ласково» , «Четвертый лишний» , " «Чей хвост?» , «Кто что ест» , «Узнай по голосу» , «Что едят птицы » .

Н/и «Домино» (птицы ) ,«Разрезные картинки» ,

Сюжетно - ролевые игры : «Птичий двор» , «Воробушки» , «Снегири» .

Познавательная исследовательская деятельность

Тема : «Зимующие птицы »

Цели : рассказать детям о зимующих птицах , объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие) ; учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам .

Беседы : «Как живут наши пернатые друзья зимой » , «Кто

заботится о птицах », «Пользу или вред приносят птицы , «Меню птиц » , «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой .

Решение проблемной ситуации :

«Что может произойти, если не подкармливать птиц

зимой ».

Наблюдение за птицами зимой :

Наблюдение за синицей, наблюдение за вороной, наблюдение за снегирем, наблюдение за голубями, наблюдение за синичкой.

Труд : изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц .

Речевое развитие

Чтение рассказов : И. Тургенева «Воробей» , М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма,

Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона» . Сухомлинского «О чм плачет синичка» , просмотр мультфильма «Высокая горка» , просмотр

презентаций : "Зимующие птицы ", "Кормушки". Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах ; обсуждение пословиц, поговорок,

отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц .

Художественное творчество

Рисование : «Синички»

Цель : развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования –ладошками.

Аппликация : «Снегирь»

Цель : учить передавать особенности строения, окраски снегиря.

Лепка : «Птички прилетели на кормушку»

Цель : Закрепить знания детей о жизни птиц в зимнее время .

Результаты реализации проекта .

Расширен кругозор детей о зимующих птицах .

Улучшилась предметно – развивающая среда : иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах , загадками, презентациями о зимующих птицах .

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Воспитанники и их родители приняли активное

участие в оказании помощи птицам в трудных зимних

условиях.

Дети узнали много нового и закрепили знания, полученные ранее :

1). про зимующих птиц : воробей, голубь, синица, дятел, сорока, ворона, галка, снегирь и др.

2). чем питаются и какую пользу приносят людям. Питаются : насекомыми, различным зерном, мелкими грызунами и т. д. Полезны тем, что круглый год очищают леса и сады от насекомых и вредителей.

3). где живут птицы ? (Высоко на деревьях, в гнздах и дуплах) .

4). как кричать некоторые из птиц : воробьи – чирикают, синицы – свистят, голуби – воркуют, вороны – каркают.

Приложение :

Дидактическая игра "Один - много"

ВОРОНА -. - ВОРОБЕЙ -.

СНЕГИРЬ -. - ГОЛУБЬ -.

СИНИЦА -. - СОРОКА -.

Дидактическая игра "Назови ласково".

ВОРОБЕЙ -. - СНЕГИРЬ -.

ГАЛКА -. - СИНИЦА -.

Пальчиковые игры :

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей ритмично сжимать и разжимать кулачки

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, на каждое название птицы загибать по пальцу

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. опять сжимать и разжимать кулачки

«Покормите птичек »

Прилетайте, птички! «зовущие» движения пальцев

Сала дам синичке.

Приготовлю крошки тереть подушечки пальцев друг о друга

Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям, «режущие» движения одной ладони по другой Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны, вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью

то же – левой рукой

Ешьте макароны! тереть ладонью о ладонь,

«катая из хлеба макароны»

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре,

Мы во двор пришли

Бабу снежную

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом

катались,

А еще в снегу

валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп, и спать легли.

Загибают пальчики, начиная с

большого.

«Идут» по столу указательным и

средним пальчиками.

«Лепят» комочек двумя

ладонями.

«Крошат хлебушек»

Ведут указательным пальцем

правой руки по ладони левой.

Кладут ладошки на стол то

одной, то другой стороной.

Движения воображаемой ложкой.

Руки под щеку.

Выучить с детьми наизусть :

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Вс равно ты будешь мой. (дятел)

Красногрудый, чернокрылый

Любит зрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

  • Мулюкова Алсу Салимовна
  • Барсукова Анна Владимировна
  • Вафина Юлия Дмитриевна
  • Ильясова Резидя Мухамметовна

МАДОУ №252 Воспитатель I квалификационной категории Город Казань, Республика Татарстан

Паспорт проекта.

Цель проекта: Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными. Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.

Вид проекта: экологическое воспитание.

Продолжительность проекта: декабрь-февраль

Участники проекта: Дети подготовительных и старшей группы, воспитатели, родители.

Руководитель проекта: Воспитатели старшей и подготовительных групп.

Задачи проекта:

  • Учить детей доброте
  • Привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам;
  • Формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;
  • Воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;
  • Испытывать радость от сознания того, что спасает птиц от гибели.

Этапы реализации проекта:

  1. Пропаганда идеи защиты птиц среди жителей микрорайона /развешивание листовок «Покорми птиц зимой» /
  2. Изготовление и установка птичьих кормушек на территории д/с и микрорайона.
  3. «Птицы с нашего участка»
  4. Лепка со старшей группой «Птичья столовая»
  5. «Напоминающие знаки»
  6. Проведение праздника «Не поётся птицам без небес» .

Результаты проекта.

  • Участие в проекте жителей микрорайона.
  • Организация природоохранной зоны для птиц.
  • Повышение экологического сознания у всех участников проекта.
  • Мы решили продолжить заботиться о птицах и начать весной следующий проект: «Новоселье для птиц» .

Пояснительная записка.

О чем поют воробушки
В последний день зимы?
- Мы выжили!
- Мы дожили!
- Мы живы! Живы мы!

Но об этом поют не только воробушки, но и другие зимующие птицы – синицы, поползни, дятлы. Действительно, зима – очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная пташка очень страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замёрзнуть. Пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. И конечно, кто же поможет бедным птахам, если не мы.

В первую очередь птицы верные друзья леса и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку, ищут щели и трещинки в коре, где спрятались насекомые. А если ветки покрылись ледяной корочкой или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. И бедные птахи всё ближе становятся к людям. Так давайте поддержим птиц!!!

Многие птицы улетают на зиму в теплые края. Когда у нас зима, там цветут цветы и светит теплое солнце. Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.

Наблюдая и изучая повадки птиц, мы определи, что для корма нашим птахам пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза и многих сорных трав, а вот овёс, пшено клюют только воробьи и овсянки. Преимущественно для них же годятся крошки пшеничного хлеба.

Кроме семян, синички, например, очень любят сырое несолёное сало или мясо. А ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобе у птицы, что может привести её к гибели!!!

Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу:

Если постоянно подкармливать зимующих птиц, то можно помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега. Также можно сохранить их численность.

Описание проекта.

Практический этап

Задачи: сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

1 этап. Наблюдение. После наблюдения за птицами, было замечено, что разные птицы прилетают к разным кормушкам, и чтобы помочь им, надо знать, чем они кормятся. Кусочки сала и мяса - для синиц. Но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь. Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника. Воробьи – просо, овёс, пшено. Для снегирей мы собрали и подсушили гроздья ягод рябины, калины. У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом.

А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.

2 этап. Изготовление кормушек

Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее с ребенком. При изготовлении кормушки не стоит увлекаться слишком Самые простые в изготовлении кормушки – из картонных пакетов из-под молочных продуктов. Нужно прорезать в них окошко, отогнуть вырезанный над отверстием клапан.

Украсив сад вокруг детского сада и ваши дворы такими кормушками, вы получите истинное наслаждение, наблюдая за пернатыми.

Кормушки можно развешивать на опушках лесопарков, в скверах, во дворах. Маленькую кормушку можно повесить за окном или на балконе. Если вы живете в высотном доме, не смущайтесь: известны случаи, когда синицы посещали кормушки, расположенные даже на 16м этаже. Если вы будете постоянно заботиться о птицах, то они к вам привыкнут, и вы сможете кормить их прямо с руки.

Вывод: зимующие птицы - постоянные гости кормушек.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Памятка “Как подкармливать птиц”.

  • Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
  • Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
  • Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
  • Кормушки нужно держать в чистоте
  • Следите, чтобы в кормушке не было снега.
  • Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жареные, не солёные) , сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир.
  • Нельзя давать чёрный хлеб.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Птичьи приметы.

  • Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
  • Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
  • Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
  • Перед метелью воробьи чирикают.
  • Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.
  • Синицы порхают под окном – к холоду.
  • В марте птички щебечут к хорошей погоде.
  • Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.
  • Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

  • Чтение и разучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой!» Чтение детям Н. Сладков «Волшебная полочка» , «Кусок хлеба» , В. Бианки «Сумасшедшая птица» , Г. Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится» , М. Горький «Воробьишко» , З. Александрова «Новая столовая» , В. Бианки «Сова» , И. Тургенев «Воробей» , В. Бианки «Чей нос лучше?» , «Лесные домишки» , А. Барков «Голоса леса» , И. Поленов «Синичкины кладовки» , Г. Серебрицкий «Берегите птиц» , Л. Воронкова «Птичьи кормушки» , Осеева «Сороки» , В. Сухомлинский «Как синичка меня будит» , С. Есенин «Воробышки» ;
  • Просмотр м/ф «Серая шейка» , «Дети и птичка» А. Плещеев «Снегири» , «Стая птиц»
  • Подвижные игры: «Воробышки и кошка» , «Перелет птиц» , «Воробушки и автомобиль» , «Найди пару» , «Слушай внимательно» , «Птичьи стайки» , «Птички в гнёздышках» , «Совушка сова» ;
  • Беседы: года», «О чем щебечет воробей?» , «Как помочь птицам зимой?» «Покормите птиц зимой» ; «Как живут наши пернатые друзья зимой» «Кто заботится о птицах» «Пользу или вред приносят птицы?» «Меню птиц» «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?» , «Чем подкармливать зимующих птиц?»
  • Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (Синица, воробей, ворона, сорока, журавлей и др.) , из серии П.И. Чайковского «Времена»
  • Дидактические игры «Четвертый лишний» , «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?» , «Кто как голос подает?» «Сосчитай птиц»

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Листовка «Покормите птиц Зимой»

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Развешивание листовок «Покорми птиц зимой»

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Лепка со старшей группой «Птичья столовая»

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Коллективная аппликация с детьми подготовительной группы «Птицы с нашего участка»

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Рисование в подготовительной группе «Напоминающие знаки»

Цель проекта:

Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.

Задачи проекта:

1. расширить представления о жизни зимующих птиц нашего посёлка;
2. провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
3. практическое выполнение кормушек;
4. сделать анализ и обобщить результат.

Гипотеза: если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.

Эмблема проекта:

Местообитание птиц: сады и огороды п. Красное поле.

Сроки работы: октябрь – январь.

Методы и приёмы:

1. наблюдения;
2. сбор информации;
3. работа с литературой;
4. экскурсии;
5. обработка собранной информации;
6. творческая работа.

Этапы работы:

1. Теоретический (1–я группа учащихся).

Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Мы составили презентацию “Зимующие птицы нашего посёлка” и листовку – обращение к ребятам (приложение №1).

Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших суровых Уральских зимах.

2. Практический (2–я группа учащихся).

Задачи: сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.

Мы составили памятку “Как подкармливать птиц” (приложение №2) и раздали ребятам начальных классов.

Вывод: зимующие птицы постоянные гости кормушек. (Приложение №3)

3. Наблюдение (3–я группа учащихся).

Задачи: отмечать в дневниках наблюдений температуру воздуха; подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдать за поведением птиц.

Пример из таблицы наблюдений за погодой и птицами Имарс Александры.

Выводы: в холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.

Заключение:

проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы

1. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.
2. Сытой птице мороз не страшен.
3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

Птицы наши друзья!

Приложение №1.

Листовка – обращение.


Дорогие ребята!

Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.

Ученики 4 класса.

Приложение №2.

Памятка “Как подкармливать птиц”.

1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4. Кормушки нужно держать в чистоте.

5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.


Выполнила: воспитатель старшей группы

Введение 3

Какие птицы зимуют в г. Черемхово? 5

Зачем их необходимо подкармливать? 11

Чем их нужно кормить? 12

Какие бывают кормушки? 14

Практическая часть работы 17

Выводы 22

Список литературы 23

Введение

ПТИЦЫ – высокоорганизованные позвоночные животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности превращены в крылья (Рис.1) . Всего насчитывают около 9 тысяч видов птиц, в нашей стране – более 700.

Наука, которая занимается изучением птиц, называется – орнитология , а ученые – орнитологами .

Многие птицы вынуждены покидать места обитания - одни надолго, другие временно. На зиму большинство наших птиц улетает на юг, это перелетные птицы . Насекомоядные птицы (стрижи, ласточки, кукушки) улетают в теплые страны в конце августа при первом еще слабом дыхании осени, за ними все остальные насекомоядные птицы. Зерноядные птицы и ягодники улетают позднее – корма еще хватает. Перед самым наступлением холодов улетают гуси, утки, журавли . Все остальные относятся к кочующим и оседлым птицам . На смену летним насекомоядным птицам появляются зимующие у нас - дятлы, синицы, поползни, серая ворона и др. (кочующие). Около 50 видов птиц остаются у нас зимовать. Оседлые птицы (воробьи, галки, голуби) живут в одном месте, никуда не улетают, мы часто встречаемся с ними в городе .

Ученые отмечают, что в нашем городе птиц стало меньше. Сибирская зима холодная и длинная, а иркутяне мало заботятся о птицах. В парках города невозможно найти ни одной кормушки. Поэтому птицы сами добывают себе корм. Гибнут они чаще всего не от холода - птицы хорошо переносят холод, а от голода.

12 ноября" href="/text/category/12_noyabrya/" rel="bookmark">12 ноября - день покровителя зимующих птиц священномученика Зиновия. В этот праздник принято делать кормушки для птиц и развешивать их на деревьях. Рис. 1. Поползень

Цель проекта: Помочь зимующим птицам города Черемхово пережить холодную и суровую зиму.

Задачи:

1. Познакомиться с зимующими в г. Черемхово птицами;

2. Узнать, чем они питаются;

3. Выяснить – чем мы можем помочь зимующим птицам;

4. Выяснить, какие бывают кормушки;

5. Сделать различные виды кормушек своими руками;

6. Подкармливать птиц в течение зимнего периода времени;

7. Составить памятку о том, чем можно покормить птиц зимой

Методы исследования:

· Изучение информационных источников, в т. ч. просмотр информации в Интернете.

· Наблюдения за птицами в городских парках, на улицах города.

· Фотографирование птиц, живущих зимой в городских условиях.

· Анализ наблюдений, поведения объектов наблюдения.

· Практическая часть работы (изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц ежедневно – наблюдение за ними).

· Метод обобщения информации в исследовательской работе и в памятке.

Какие птицы зимуют в г. Черемхово.

В Черемхово проживает достаточно большое количество птиц, кроме того, к нам на зиму кочуют виды из других, более холодных районов. Все они нуждаются в заботе и помощи человека, особенно в зимний период времени, когда корма очень мало и сибирские морозы не позволяют долго летать в поисках крошек…

В Черемхово также много и перелетных птиц. Но забывать о сибирских пернатых тоже нельзя. Воробьи, синицы, голуби. Без помощи человека многие могут не выжить, тем более, зима в этом году выдалась морозная. Мы решили позаботиться о пернатых друзьях, так и родилась идея проекта «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ!».:

Воробей – “Вора бей!” – так назвали их в старину, когда они склевывали в полях зерно. Этих шустрых птичек знают в любой стране света. Живут воробьи на севере и юге, рядом с человеком. Воробей - горная птица, для которой большой город - это огромные скалы. Остаются зимовать воробьи там, где родились и жили. В Сибири воробей городской жестоко страдает от морозов, когда ночует в щелях стен и под крышами. В конце зимы встречается много бесхвостых птичек – отморозили свои хвостики. Гнезда вьют простые, иногда занимают чужие. Откладывают воробьи 5-6 яиц. Питаются семенами и насекомыми. Издают разнообразный щебет, чаще всего известное всем чириканье.

https://pandia.ru/text/78/350/images/image005.gif" align="left" width="235" height="235">Рис. 3. Серая ворона

Серая ворона - серая птица, голова, крылья и хвост - черные. Шумными стаями собираются вороны везде, где есть человек. Зимой кормятся на свалках. Вороны научились проверять вывешенные зимой за окно сумки с продуктами. Очень часто вороны разоряют гнезда птиц. Гнездо у вороны - из кучи веток и сучьев, но внутри – выстлано кусочками поролона и тряпочками. Откладывают вороны 4-5 яиц. Очень любят и защищают своих птенцов. Ворону можно научить говорить.

Рис. 4. Сизый, или скалистый голубь.

Сизый голубь - есть “дикие” и “полудомашние” голуби. “Дикие” голуби - сизые с двумя темными полосками на крыле, с серым хвостом и темным клювом. ”Полудомашние” голуби темнее и очень изменчивы по окраске. У голубей, если они выводят птенцов, в зобу образуется “молочко”, им они кормят птенцов. Но знамениты они другим: умением находить дорогу и возвращаться. Много сотен лет служили людям почтовые голуби. Во время войны их использовали для доставки донесений. Питаются зерном, прекрасные летуны и хорошо ходят по земле. В гнезде обычно два чисто белых яйца.

Рис. 5. Большая синица.

Большая синица. Из окрестных лесов поближе к человеческому жилью, в расчёте, что их покормят, тянутся наши оседлые пернатые соседи – птицы-зимники: щеглы, снегири, сойки, щуры и другие. Синицы среди них, самые заметные. Они, не дожидаясь своего праздника, уже заполонили наши скверы, парки и будут оставаться с нами до весны. У нас живут серая гаечка, лазоревка, князек, хохлатка, ремез и другие синицы. Самая распространенная – большая синица. Синица размером с воробья. Головка, горлышко, брюшко и подхвостье – черные; щеки – белые; хвост и крылья – голубые. В сильные морозы им трудно доставать корм. Зимой питаются семенами и другой растительной пищей. Синицы - обычные посетители кормушек в городских парках. Кое-где к декабрю синицы уже приучаются брать корм с протянутой ладони. Гнезда устраивают в дуплах, нишах построек, старых гнездах белок из тонких веточек, сухих стеблей трав, мха. Высиживает до 15 яиц.

Из местных птиц, кроме синиц и поползней, в городах и сёлах много свиристелей. Размером они со скворца, с большим хохолком. Окраска розовато-серая, крылья черные с желтыми и белыми полосками. Обитает в хвойных и смешанных лесах. Питается насекомыми, которых ловит на лету, личинками и ягодами. Гнездо помещает на елях и соснах на высоте 2-16 м от земли. Откладывает 5-6 яиц. Окраска яиц фиолетово-серая с черными крапинками .

Рис. 6. Свиристель.

На окраинах городов, в селах обычным зимним гостем является сорока .

Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос у нее запоминается – резкое стрекотание. Если она застрекотала, значит, заметила кого-то – никого не пропустит. Ни в какие дальние перелеты она зимой не пускается, а лишь переселяется поближе к жилью. Длинный хвост - особенность сороки. Там где взлетела сорока на снегу остается отпечаток ее ступенчатого хвоста. Крылья - зеленовато-синие, хвост длинный, темно-зеленый, брюшко – белое. Гнездо устраивает высоко на дереве, из крупных сучьев, которые скрепляет глиной. Снаружи оно похоже на шар. Откладывает по 5-8 яиц. Питаются сороки мышами, вредными насекомыми, червями, являясь “санитарами”. Всю зиму всем выводком держатся вместе, возле городов. Очень любит блестящие предметы, уносит их в гнездо.

Рис. 7. Сорока.

Снегири - Зимой можно увидеть такое чудо: стоит заснеженное дерево, а на нем пламенеют румяные яблоки. Это стайка снегирей. Грудка красная, яркая, на голове – черная шапочка, крылья – черные, спинка – голубовато-серая. Так нарядны только самцы – снегуры. Самочки – поскромнее. Они северяне, к нам прилетают “погреться”. В марте опять улетают. Откладывают 5-6 яиц. Питаются насекомыми, листиками, цветами.

.

Рис. 8. Снегирь

Дятел - Стук дятла раздается чуть ли не в каждом лесу – значит будут уничтожены насекомые. Яркий, черно-белый, с красной повязкой на затылке. Клюв у дятла - как долото. Но ведь надо еще вытянуть личинку из ее убежища. Дятел высовывает язык длиной до 10 сантиметров, липкий и с острыми шипами на конце. Одно движение - и личинка на крючке! Откладывает 6-7 яиц.

Рис. 9. Дятел.

Поползень - Величиной с воробья. Спинка голубоватая, брюшко белое, с рыжими боками, крылья и хвост бурые. Поползня трудно спутать с другими птицами. При посадке на дерево он садится не на ветку, как это делают другие птицы, а на отвесный ствол дерева и сразу же начинает по нему очень быстро ползать вверх и вниз с одинаковой скоростью (отсюда и название). Поползень выдалбливает своим клювом гниющие сучки и выбирает оттуда личинки разных жуков, куколок бабочек и всевозможных мелких насекомых. Откладывает 6-8 белых яиц. Так как отверстия у большинства дупел слишком широкие, птица обмазывает их края глиной, оставляя узкий лаз диаметром около 3,5см. Поползень всеядный. В большом количестве им поедаются вредные жуки – долгоносики и щелкуны.

Водоем" href="/text/category/vodoem/" rel="bookmark">водоема , ныряя для этой цели на глубину до 1 метра.

Зачем их необходимо подкармливать?

Минувшее лето было на редкость богатым на всяческих вредителей. И бороться с ними нам помогали птицы. Настало время "отдавать долги" нашим пернатым друзьям и помочь им пережить суровую сибирскую зиму (Рис. 12).

Учёные-биологи подсчитали, что из десяти больших синиц доживут до весны только две, если мы им не поможем. Орнитологи призывают подкармливать замерзающих без корма птиц. Холода им почти не страшны. Хуже, когда идет сильный снег, и, особенно, когда наступает гололедица. Покроет ледяная корка ветки деревьев – не достать из-под нее желанную пищу – вот и наступает пора бескормицы.

Перьевой покров - надёжная защита птиц от холода, поэтому птицам не так страшен холод, как голод. Для того чтобы не замерзнуть зимой, птицам надо хорошо питаться. Их тело согревается благодаря той пище, которую они съели.

Нужно подкармливать птиц всю зиму. Наблюдение за шумной и не всегда мирной птичьей суетой у кормушки несёт хорошее настроение, приятные впечатления и новые знания. Птицы, благополучно перезимовавшие с нашей помощью, в свою очередь работают на сохранение другой части этой природы: всё лето уничтожают вредителей, повреждающих деревья и другие растения. Было бы очень хорошо, если бы побольше птиц относились к человеку доверчиво. Чтобы могли жить вплотную с человеком. Не покидали гнёзда при беспокойстве. Это было бы полезно для самих птиц. Увеличилась бы их численность. А то ведь в наших лесах и так мало жизни. Каждая встреченная птица - это оживление. Это подарок.

Будем же благодарны этим прелестным пернатым созданиям и по возможности поможем им перенести нашу суровую зиму!

Рис. 12. Покормим птичек.

Чем их нужно кормить?

Корма должны быть разнообразными. Подготовку к подкормке надо начинать еще с лета. Сушить семена арбузов и дынь. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться синицы. Синиц подкармливают также семенами подсолнуха и тыквы (не жареными), конопли, арахисом, кусочками несоленого сала и мяса. Можно повесить на гвоздь за окном в старой авоське пачку маргарина или кусок плавленого сырка. Синицы быстро найдут лакомство. Охотно кушают синицы и крошки хлеба (черного ржаного давать нежелательно). Лучше использовать измельченный черствый хлеб. Свежий хлеб на холоде замерзает, и птицы не смогут с ним ничего сделать. Рады полакомиться хлебом также воробьи и голуби.

Для снегиря и других зерноядных птиц с лета и осени сушат пучки сорных трав - лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т. д.

Для свиристели и дроздов-рябинников - гроздья ягод, калины, рябины. Охотно лакомятся ими и снегири, но в отличие от предыдущих видов едят не ягоды, а косточки .

Поползни едят все то, что и синицы, а дятлов интересует, прежде всего, вывешенное сало, мясо, кусочки жира.

Сойки также едят сало, хлеб.

Зимующим в городских парках снегирям и свиристелям хорошо принести в кормушки ягоды и те же семечки подсолнечника.

Птицы едят тыквенные, яблочные семечки, пшено, просо, овес, гречку.

Можно изготовить настоящий “зимний пирог” для птиц, основным ингредиентом которого является жир. В глубокой сковороде растопить сало или жир, добавить семечки, очищенные орехи, сухофрукты, сырые овсяные хлопья, тертый сыр (любые из этих продуктов – на ваш выбор). Перемешать, поместить в любую емкость – из-под йогурта, половинки кокоса и т. д. Когда пирог застынет, его можно повесить на дереве, поместить в корзинки из под мандарин .

Кормушка из сушки (изготовление за 5 минут) : взять сушку небольшого размера, обмазать ее в сладком растворе (мед), обвалять в зернах (они должны прилипнуть), повесить на дерево.

Кормушку надо пополнять поздно вечером, т. к. синички прилетают за кормом очень рано, едва начинает светать - ведь ночи такие длинные да холодные! Можно еще раз добавить его вечером, часов в 16, чтобы на ночь птички подкрепились. Подкормка должна быть регулярной. Птицы, привыкают к постоянным местам кормежки и посещают их с точностью часов. Если кормушка устраивается из года в год в одном и том же месте и в ней всегда достаточно корма, зимой возле нее будут держаться десятки и сотни птиц .

Покормите птиц зимой!!!

Какие бывают кормушки?

Для подкорки птиц зимой люди придумали кормушки, которые нужны для того, чтобы еда, приготовленная для птиц, не была засыпана снегом или не была съедена другими животными.

При устройстве кормушек не стоит гоняться за слишком сложными и причудливыми конструкциями Лучше сделать несколько более простых и накормить больше птиц. (Рис. 13,14). Важно только, чтобы у них, по возможности, корм был защищен от непогоды и более крупных птиц, например, голубей. Зимой птицам не до роскоши - лишь бы выжить.

Самое простое, что можно сделать – это положить корм на тарелку и поставить в таком месте, где кошки и другие животные ее не достанут.

Кормушки из корзиночки для ягод – протянуть шнурок через дырочки в решетке, положить в нее сало и повесить на ветку.

Кормушка из тыквы – сделать отверстие, вставить дощечку с кормом и повесить на ветку.

Кормушка из консервной банки – отрезать верх и дно банки, пропустить шнур, повесить на ветку.

Корзинки из половинки грейпфрута или апельсина.

Кормушки из пластиковой посуды.

Кормушки из пластиковой бутылки.

Положить в сеточку для овощей сало, повесить на ветку.

Ствол дерева можно обмазать небольшим количеством жира.

Кормушки могут быть деревянные, картонные, из бутылок.

Рис. 13. Виды оригинальных кормушек для зимующих птиц.

Рис. 14. Кормушки для птиц.

В скворечниках, синичниках, щелянках поселяются скворцы, синицы, мухоловки, стрижи и другие птицы (Рис. 15, 16, 17, 18).

Рис. 15. Гнездовье для воробьев: слева - из цветочного горшка, справа - из обрезка водосточной трубы, внизу - из ящика.

Рис. 16. Гнездовье в кирпичной кладке : цементная передняя стенка-вкладыш для стенной ниши.



Рис. 19. Кормушки.




Рис. 22. Прилетели птицы .

Воробьи очень быстро заняли все ближние деревья: как бы не прозевать обед. Так же вели себя голуби. Несколько ворон проверяли территорию: вдруг другие пернатые что-то уронят. Прикормился один дятел (большой и пёстрый) - с удовольствием терзает кусочек привязанного сала. Стайка свиристелей - тоже частые гости, они медленно передвигаются по веткам дерева и что-то склёвывают с них. Вот такое богатое сообщество птиц можно наблюдать прямо возле дома.

Выводы

1. Зимой в городе Черемхово можно наблюдать кочующих (дятлы, синицы, свиристели, снегири, поползни) и оседлых (вороны, голуби, галки) птиц.

2. Птицам зимой (особенно в снегопад, гололедицу и мороз) требуется наша помощь в виде подкормки и кормушек.

3. Нужно подкармливать пернатых семечками, семенами арбуза, тыквы, кусочками несолёного сала, крупой, хлебными крошками.

4. Кормушки можно делать как из подручного материала: из пластиковых бутылок, коробок из-под молока, сока, можно сделать кормушку из сушки.

5. Наша группа сделала и разместила кормушки возле своих домов. В течение всей зимы мы будем подкармливать птиц. Некоторые уже купили семечки и крупы.

6. Кормление птиц – это прекрасная возможность изучения живой природы и окружающего мира, а также хороший урок милосердия.

7. Чем внимательнее к ним относиться, тем оживлённее будут наши сады, скверы, парки и окрестные леса.

Покормим синичку! Ведь без нашей помощи до соседнего окна она может не долететь.

Список литературы.

1. Как помочь птицам. *****: все о российских лесах.

2. Кирьянов Г. Осень золотая // Сибирячок. – 2002. - №5. – С. 13.

3. , Шарова: Животные: Учеб. для 7-8кл. – М.: Просвещение, 1995. – 256с.

4. Тайны живой природы. Научно – познавательная литература для младшего и среднего школьного возраста. – Москва «Росмэн», 1995.

5. Фефелов П. Покормите синичку! // Восточно-Сибирская правдасентября 1997г.

6. Что такое? Кто такой?: В 3 тт. – 1т. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1990. – 384с.

Этапы проекта

Формы работы

Деятельность детей

Деятельность родителей

1. Формируем проблему (цель);

«Как выжить птицам зимой»

· Беседа с детьми о птицах;

Игровая мотивация «Пожалейте птичку»

· Наблюдение за птицами на участке детского сада;

· Экскурсия в городской парк;

Чтение литературы о птицах, их кормлении, кормушках.

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи.

4.Уточняются задачи.

Изучение литературы, «Какие бывают кормушки»

Помогает в решении задачи, спланировать деятельность.

Организация деятельности.

· Наблюдение дама возле кормушки;

· Заучивание стихов о птицах;

· Дид. игра «Найди птицу»;

«Опиши птицу по описанию»;

«Зимующие и перелётные птицы»

Объединение детей.

Планируется деятельность.

Практическая часть.

Продуктивная деятельность: «Птицы на ветках»;

«Снегири прилетели»;

Ежедневное наблюдение за птицами;

Кормление птиц.

Формирование знаний умений и навыков;

Даёт ребёнку возможность экспериментировать

синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки; развивает познавательные способности.

Изготовление и развешивание

Кормушек по городу, кормление птиц

Презентация.

Результат проекта.

Постановка новой проблемы: создание энциклопедии «Азбука выживания».

Продукт деятельности.

· Узнали и выяснили, чем питаются разные птицы, какие кормушки оказались лучше;

· Закрепили и обобщили знания о городских птицах.

Вывод наблюдений детей и родителей в виде памятки о птице, видео, фото.

Обобщение информации в исследовательской работе.

Волклкова Алена

Скачать:

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Роженцовская средняя школа

Шарангского района

Нижегородской области

«Покормите птиц зимой»

(социальный проект)

Волкова Алена, 7 класс

Руководитель проекта:

Бахтина Елена Леонидовна

2015год

Пояснительная записка.

Тема проекта : «Покормите птиц зимой»

Актуальность: Зима – трудный период в жизни птиц. Птицам необходима помощь.

Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно.

К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода.

Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой.

Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.

Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу: если постоянно подкармливать зимующих птиц, то можно помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега. Также можно сохранить их численность.

Проблема: как помочь птицам выжить в зимних условиях?

Цель проекта:

Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными.
Задачи проекта:

  • Привлечь внимание детей к помощи зимующим птицам;
  • Формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;
  • Воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;
  • Развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.

Сроки работы: январь-февраль 2015 г.

Методы и приёмы:

1. Наблюдения;
2. Сбор информации;
3. Работа с литературой, интернет-источниками;
4. Экскурсии;
5. Обработка собранной информации;
6. Творческая работа.

План работы над проектом:

  • Довести до участников проекта важность данной проблемы;
  • Создание творческой группы;
  • Совместное составление плана работы над проектом.
  • Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала;
  • Развешивание кормушек и создание природоохранной зоны для птиц на территории школьного парка.

Участники проекта : Волкова Алена, Куклина Юлия, Киселев Максим,Кузнецов Сергей, Чепайкина Елизавета

Ресурсное обеспечение проекта:

Вид

Ресурсов

Перечень действий

Информационные

Кадровые

Создать инициативную группу из членов ДОО «Поколение» и их родителей по реализации проекта;

Нормативно-правовые

Утвердить местоположение уголка птиц на территории школьного парка.

Программно-методические

Подготовить подборку материалов по оформлению птичьих кормушек.

Материально-технические

Подготовить строительный инструмент, эскизы, строительный материал.

Этапы реализации проекта:

Социальная оценка результатов реализации проекта

План проекта был полностью реализован. Инициативная группа награждена грамотами. Доброе дело не прошло незамеченным.

Администрация школы и учащиеся положительно оценили деятельность учащихся.

Результат проекта.

  • Участие в проекте учащихся 6-8 классов
  • Организация на территории школьного учреждения природоохранной зоны для птиц.
  • Повышение экологического сознания у всех участников проекта.

Описание проекта.

1. Теоретический этап .

Задачи : расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жареные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Мы составили листовку – обращение к ребятам (приложение №1).

Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших зимах.

2.Практический этап.

Задачи : сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Потому-то так важны кормушки! Кусочки сала и мяса - для синиц. Но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь. Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника. Воробьи – просо, овёс, пшено. Свиристели, снегири любят полакомиться гроздьями ягод рябины, калины. У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом.

А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.

Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. При изготовлении кормушки не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми конструкциями.

Мы составили памятку “Как подкармливать птиц” (приложение №2) и раздали ребятам.

Вывод : зимующие птицы постоянные гости кормушек

Среди учащихся была проведена викторина «Знаете ли Вы птиц?», операция «Покормите птиц зимой!».

Чтобы помочь зимующим птицам нашего села, необходимо знать, чем они кормятся? Зимой птицам не только холодно, но и голодно. Зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное – голод. У многих пернатых температура тела постоянно держится в пределах 42 градусов по Цельсию, а у мелких птиц достигает 45 градусов. Вот такая закономерность: чем мельче птица, тем напряженнее у нее тепловой баланс, тем выше температура тела. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Чаще всего птицам самим сложно найти корм и тогда на помощь приходит человек. Потому-то так важны кормушки!

Мы объявили в школе опрерацию « Покормите птиц зимой! » . Ученики вместе с родителями изготовили кормушки из различных материалов. Далее мы выяснили, что кормушки лучше делать самые простые из тетра-пакетов или

пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Более долговечные кормушки, сделанные из дерева. Многие дети принесли картонные коробки-кормушки, в которых были подарки к Новому году. Это очень хорошо, что они их не выбросили, а проявили заботу о птицах. 25 января мы с ребятами вышли на территорию школы, для того чтобы развешать кормушки и наполнить их кормом. Мы старались развешивать их в доступных местах, чтобы была возможность постоянно пополнять их кормом. Прибивать кормушки на гвозди к деревьям нельзя, чтобы не повредить деревья. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.

3. Результаты наблюдений

Изучив литературу, мы составили таблицу о видах корма для птиц , которых мы наблюдаем на территории школы (Приложение 3) . Из таблицы видно, что о сновной корм для птиц семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу), разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую. Любят птицы клевать ягоды рябины. Каждый день мы наполняли кормушки различными видами корма и проводили наблюдения за кормушками

течение часа. Наблюдения проводились как на улице - на территории школы, так и из окна кабинета.

Выводы: после того как мы повесили кормушки, мы заметили что птиц на территории школы стало больше. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно нужно

подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за кормушками ) . Сытой птице мороз не страшен. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы - наши друзья! Больше всего на кормушки прилетало воробьёв. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала, мяса и семечки, а воробьи в любую кормушку, снегирь же прилетал в удалённые кормушки с семенами и ягодами рябины. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.

Заключение

После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам:

  • Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в наших погодных условиях.
  • В нашем селе рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны.
  • Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма.
  • И человек может помочь перезимовать птахам, развешивая кормушки