Как открыть курсы иностранного языка. Как открыть школу иностранных языков

В условиях сближения деловых отношений между странами, увеличения туристического потока и всеобщей глобализации изучение иностранных языков становится необходимостью для всё большего количества россиян. По статистическим данным, 46% наших соотечественников не оставляют мечты изучить иностранные языки. При этом ими движут разные цели: кто-то хотел бы обучаться, чтобы отвечать требованиям времени (13%), 14% россиян желают свободно чувствовать себя в поездках за границу, 11% с помощью знания иностранного языка обеспечили бы себе карьерный рост, 9% понимают, что такие знания необходимы для общения, а 7-8% хотели бы легко читать этикетки на товарах иностранного производства, информацию на зарубежных сайтах, понимать инструкции и т.п. Исходя из этих наблюдений, можно сделать вывод, что услуги школ, обучающих всех желающих иностранным языкам, довольно востребованы.

В языковых школах предоставляют полный спектр услуг по изучению не только наиболее популярных языков, но и редких языков для разных уровней подготовленности учеников. Проходя базовые курсы обучения, учащиеся могут перейти на следующие, более сложные, этапы. На первый взгляд, конкуренция в этой отрасли высока. Тем не менее, как показывает практика, новая школа может при правильном позиционировании достаточно быстро привлечь постоянных клиентов.

Сумма первоначальных инвестиций составляет 870 320 рублей.

Точка безубыточности достигается в четвертый месяц работы.

Срок окупаемости составляет от 11 месяцев .

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

Перед открытием школы иностранных языков необходимо определиться, будете ли вы ученикам выдавать документы, подтверждающие прохождение того или иного курса в вашей школе. Если вы решили осуществлять индивидуальную преподавательскую деятельность, то вам не понадобится лицензия, но в таком случае вы не сможете выдавать ученикам документы государственного образца об окончании обучения. Этот вариант проще в плане регистрации фирмы и подойдет для обучения взрослых людей, для которых важны не бумаги, доказывающие получение образования, а реальный уровень знаний. Если вы хотите осуществлять выдачу подтверждающих квалификацию выпускников документов, то понадобится получить лицензию в местном отделе Минобразования. При таком варианте организации клиент по окончании обучения может получить сертификат или свидетельство о дополнительном образовании.

Целевая аудитория языковых школ зависит от направленности вашей школы. Если вы готовы предоставлять услуги как детям дошкольного возраста, так и активным пенсионерам, то возраст ваших клиентов будет варьироваться от 3 до 60 лет. Так как услуги языковых школ не относятся к разряду дешёвых, то посетители, как правило, имеют доход средний и выше среднего.

Прежде чем открыть школу английского или иного языка, следует определиться, какие будут преподаваться языки, а также какая будет аудитория курсов - взрослые или дети. Самым востребованным языком является английский, затем идут немецкий и французский, следом итальянский и испанский. При возможности следует организовать курсы по более редким языкам - китайский, японский или иной экзотический язык. В определенных случаях они пользуются большой популярностью и станут фишкой вашего проекта, отличающей вас от остальных.

Среди основных направлений обучения в вашей школе могут присутствовать:

  • подготовка к международному тестированию;
  • тестирование по системам TOEFL, CALE, GMAT, IELTS;
  • экспресс-обучение свободному владению разговорной речью.

Средняя продолжительность курса по изучению иностранного языка - 4-8 месяцев, что соответствует 64-128 академическим часам. После прохождения курса учащиеся сдают тест и получают документ, свидетельствующий о получении определенного количества знаний. Набор в группы осуществляется 2-3 раза в месяц по английскому языку и 1-2 раза в месяц по остальным языкам. Основной поток учеников приходится на вечерние группы (с 17:00-21:00), наиболее низкая посещаемость отмечается днём, так как в это время многие находятся на работе или учёбе. Каждая группа учащихся состоит из 4-6 человек. Важно, чтобы количество учеников было чётным, так как в процессе обучения приходится часто работать парами для получения большей результативности. Пример размещения групп и расписание языковой школы в будний день при наличии двух классов выглядит следующим образом:

Время

Класс А

Класс Б

Английский

Английский

Французский

Английский

Французский

Английский

Испанский

Предполагается, что группы будут набираться в следующих форматах:

  • вечерние группы;
  • утренние группы;
  • дневные группы;
  • группы выходного дня.

Данный бизнес обладает сезонностью: как правило, поток посетителей в летние месяцы снижается, а в сентябре возобновляется. Режим работы языковых школ: ежедневно с 08:00 часов до 21:00 часов, так как есть необходимость в сборе как утренних, так и вечерних групп.

3. Описание рынка сбыта

Клиентов языковых школ можно сегментировать следующим образом:

  • По цели обращения в языковую школу:

Клиенты, у которых знание языка требует профессия, и от этого зависит карьерный рост;

Клиенты, желающие подтянуть свой уровень знания иностранных языков для более комфортных путешествий за рубеж;

Клиенты, у которых есть потребность в изучении дополнительных языков с целью повышения уровня собственной образованности, желающие не отстать от веяний современного мира;

Клиенты, которым необходимо поднять свой уровень знания иностранных языков для поступления в университет или школу;

Корпоративные клиенты.

  • По требованиям к проведению занятий:

Учащиеся, желающие заниматься в группах (как правило, 4-6 человек).

  • По возрасту:

Школьники и студенты, желающие освоить новые языки, помимо тех, что есть в школьной программе или улучшить знания основного языка;

Работающие люди, которых знать иностранный язык обязывает работа, либо обыденный интерес и страсть к путешествиям;

Пенсионеры, привыкшие путешествовать, открывать для себя что-то новое, развиваться.

В процентном соотношении целевая аудитория выглядит примерно следующим образом:

Изучив вашу целевую аудиторию, необходимо определиться, кому именно вы будете оказывать свои услуги. От выбора аудитории зависит направленность вашей школы, спектр предлагаемых языков и маркетинговая политика. Также немаловажным фактором успеха является анализ ваших конкурентов. Как правило, в городах-миллионниках с населением до 4 млн человек открыто 80-100 школ изучения иностранных языков. Необходимо ознакомиться со спектром языков, которые предлагают конкуренты, с ценами на их услуги, уровнем квалификации персонала. После анализа важно выявить то конкурентное преимущество, которое будет выделять вас среди остальных. К таковым можно отнести удобное месторасположение, низкие цены, возможность рассрочки платежа, авторскую методику преподавания, предложение изучения экзотических языков.

4. Продажи и маркетинг

5. План производства

Обозначим основные этапы запуска школы иностранных языков.

1. Регистрация в государственных органах

Для начала необходимо получить соответствующую лицензию, разрешающую образовательную деятельность. Перечень документов, необходимых для получения лицензии, следующий:

  • Заявление о предоставлении лицензии;
  • Реквизиты документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта) в каждом из мест осуществления образовательной деятельности, а также копии правоустанавливающих документов в случае, если права на указанные здания, строения, сооружения, помещения и территории и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации;
  • Подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам;
  • Копии документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся;
  • Справка о наличии разработанных и утверждённых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ;
  • Реквизиты выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности;
  • Реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (в случае если соискателем лицензии является образовательная организация);
  • Подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка о наличии специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
  • Подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды при наличии образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
  • Опись прилагаемых документов.

Поскольку перечень документов довольной объёмный, возможен вариант обращения в специализированную организацию, которая произведет сбор документов за вас, стоимость услуг составит 50 000 руб. Для ведения коммерческой деятельности можно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, некоммерческое образовательное учреждение или как юридическое лицо. Целесообразнее зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя с упрощенной системой налогообложения (6% с доходов). Это избавит вас от оформления множества дополнительных документов. Приятным фактором данного мероприятия станет то, что в настоящее время лицензию не потребуется продлевать каждые 5 лет, как это было раньше. Теперь, однажды получив лицензию на право ведения образовательной деятельности, вам будет достаточно этого для того, чтобы потом заниматься ей хоть всю оставшуюся жизнь.

2. Поиск помещения и ремонт

Удачным месторасположением помещения можно считать непосредственную близость к метро, учебным заведениям, торговым центрам. Желательно наличие бесплатной парковки и удобной транспортной развязки. При выборе помещения необходимо обратить внимание на освещение, санитарное состояние, наличие санузла и т.д. Оптимальный размер помещения под школу - от 100 кв.м., этого будет достаточно для двух классов и приёмной с ресепшном. Стоимость аренды составит около 50 000-70 000 руб. Возможно, придётся сделать косметический ремонт и пригласить дизайнера, который интегрирует стиль вашего логотипа в интерьер помещения, на это закладывайте не менее 50 000 руб.

3. Покупка необходимого оборудования и инвентаря

Для открытия школы иностранных языков необходимо следующее оборудование и инвентарь:

Наименование

Количество, штук

Стоимость 1 штуки, руб.

Общая сумма, руб.

Магнитно-маркерная доска

Учебный материал

Компьютер

Wi-fi роутер

Канцелярские товары

Микроволновая печь

Электрический чайник

Шкаф для одежды

Микроволновая печь

Итого

4. Поиск кадров

Поиск сотрудников (преподавателей, администраторов, бухгалтера) можно осуществить следующими способами:

  1. Посредством специализированных сайтов (например, hh.ru). Преимущество этого метода - возможность видеть точный опыт работы, отзывы предыдущих работодателей, квалификацию, наличие сертификатов. Однако доступ к резюме соискателей - платный, стоимость составляет около 15 000 руб.;
  2. Сбор информации через знакомых - самый дешёвый и простой метод поиска персонала;
  3. Размещение вакансий в специализированных группах в социальных сетях - в наиболее популярных группах данная услуга платная, способ может дать неплохой отклик, аудитория больших групп начинается от 100 000 человек;
  4. Мониторинг преподавателей общеобразовательных и частных школ с последующим предложением о трудоустройстве.

5. Маркетинговая политика

Первоначально нужно разместить вывеску или штендер вашей школы. Согласование, изготовление и установка вывески обойдется вам примерно в 50 000 руб. Вывеска не даст нужного эффекта без дополнительного стимулирования клиентов, поэтому в бюджет также должны быть заложены расходы на печатные материалы (промо-листовки) и зарплату промоутера (около 10 000 руб.). Для комплексной работы необходимо прибегать к онлайн-методам раскрутки вашего проекта, в данном случае на создание и продвижение сайта необходимо заложить в бюджет около 100 000 руб., а на развитие и создание группы в соцсети - около 10 000 руб. Со временем, когда вы наработаете клиентскую базу, эти виды затрат будут снижаться, основной поток учеников будет приходить к вам по советам друзей и знакомых.

6. Организационная структура

Для того, чтобы ваша школа бесперебойно функционировала, вам необходимо нанять следующих сотрудников: преподаватели, администраторы, уборщица, бухгалтер.

Ключевым персоналом в вашем бизнесе станут, конечно же, преподаватели, ведь от их профессионализма и коммуникабельности зависит подача материала, уровень знаний учащихся и впечатления от вашей школы в целом. Если вы планируете предлагать ученикам наиболее популярные и доступные языки, то на первых порах можно ограничиться наймом одного специалиста по каждому языку. Требования, которые нужно предъявлять к преподавателям - это наличие высшего образования, отличное знание разговорного и письменного языка, опыт работы от двух лет, обладание знаниями о культурных особенностях англоязычных (и других) стран, наличие комплексной и проверенной методики обучения. Заработная плата преподавателя состоит из оклада (15 000 руб.) и процентов, зависящих от количества проведенных им уроков.

Администраторы вашей школы будут работать посменно, 2 через 2, поэтому вам необходимо нанять двоих сотрудников. Требования к администраторам ограничивается коммуникабельностью, приветливостью, высоким уровнем дисциплины. В их обязанности входит приём звонков и писем, запись клиентов на занятия, формирование групп, ведение группы в соцсети, обеспечение школы необходимым инвентарем (канцтовары, кулер и т.д.). На заработную плату администраторов в бюджет необходимо заложить по 20 000 руб. на каждого сотрудника.

Кроме того, следует озадачиться поиском уборщицы, осуществляющей чистку помещения 3-4 раза в неделю. Данный сотрудник имеет частичную занятость и гибкий график работы. Бухгалтера лучше нанять на удаленной основе либо обратиться в аутсорсинговую компанию с целью сокращения налогов и иных расходов.

Также вам не обойтись без директора, который будет выполнять ключевые функции управленца. В его подчинении будет находиться весь персонал, именно он принимает решения о найме сотрудников, определяет их заработную плату, выстраивает маркетинговую политику, взаимодействует с контрагентами. Заработная плата директора зависит от финансовых результатов школы, в целом она состоит из оклада (25 000 руб.) и процента (5%) от выручки, если плановые показатели проекта выполняются.

Общий фонд заработной платы ежемесячно меняется в связи с процентной системой оплаты труда. Фонд заработной платы в первый месяц работы школы иностранных языков представлен ниже:

Общий фонд заработной платы

Персонал

Количество сотрудников

З/п на 1 сотрудника (руб.)

Зарплата итого (руб.)

Руководитель (оклад+премии)

Преподаватель (оклад+%)

Администратор

Уборщица

Бухгалтер

Общий фонд з/п

7. Финансовый план

Инвестиции в открытие языковой школы выглядят следующим образом:

Наименование

Количество, штук

Стоимость 1 штуки, руб.

Общая сумма, руб.

Магнитно-маркерная доска

Учебный материал

Компьютер

Wi-fi роутер

Расчеты актуальны на 2019 год

MS Word Объем: 45 страниц

Бизнес-план

Отзывы (162)

Нужен бизнес-план школы иностранных языков? На нашем сайте вы сможете изучить этот документ. Языковая школа - популярное направление современного предпринимательства, ведь владеть английским языком - это настоятельная необходимость, а не просто престиж. От знания языка зависит часто карьерное продвижение, со свободным владением английским языком можно беспрепятственно общаться в туристических и деловых поездках заграницу.

Изучив бизнес-план языкового центра, вы гарантированно приобретаете уникальную возможность развернуть деятельность в лингвистическом направлении. Языковые курсы могут помочь дошкольникам, детям младшего школьного возраста, старшеклассникам, студентам и уже состоявшимся людям, профессионалам, которые желают изучить английский, немецкий, испанский язык с нуля или просто подтянуть уровень своих знаний иностранного языка до нужной планки.

Апробированный бизнес-план по организации языковых курсов английского и других иностранных языков обязательно позволит двигаться в выбранном направлении с наименьшими потерями. Современный языковый центр - это не только работа грамотных преподавателей, но и обучение по современным учебникам, применение средств видео связи, проработка материала с носителями языка при помощи звуковых курсов, уроков, моделирование стандартных и нестандартных ситуаций. Знание иностранного языка открывает новые горизонты, поэтому при верной постановке этого предпринимательского дела, гарантирован неизменный успех.


Знание хотя бы одного иностранного языка существенно повышает шансы тех, кто хочет найти хорошую работу. Но, поскольку в школе или институте далеко не все учились прилежно, восполнить пробелы в знаниях позволят только специальные курсы. Если вы решили открыть курсы иностранных языков, то можете быть уверены в том, что клиенты у вас всегда найдутся. Конечно же, если вы сумеете их привлечь.

Как показывает опыт открытия языковых курсов, в первую очередь, необходимо позаботиться об уровне преподавания. Выпускники лингвистических университетов – вариант не подходящий. Для такой работы подойдут преподаватели, имеющие опыт работы с людьми, либо специалисты, которые получали образование за границей.

Для того чтобы открыть школу иностранных языков, предпринимателю следует получить специальную лицензию на образовательную деятельность. Выдают их в территориальных комитетах по образованию. Предварительно необходимо подготовить довольно солидный пакет документов, подтверждающих, что вы сумеете обеспечить высокое качество образования в своей школе или на курсах. И помните: если вы планируете открыть полноценную школу иностранных языков, с выдачей документов государственного образца, регистрации в качестве ИП вам будет недостаточно.

Основной проблемой для бизнесмена, решившего открыть такой бизнес, как школа иностранных языков, станет, безусловно, высокая конкуренция. Причем в число потенциальных конкурентов попадают не только владельцы аналогичных школ и языковых курсов, но и обычные репетиторы, которые ездят к своим ученикам на дом. Поэтому первым шагом предпринимателя должна стать грамотная оценка конкуренции именно в вашем регионе. Изучите расценки, по которым работают репетиторы, узнайте, сколько берут за аналогичные услуги в других школах.

Судя по опыту открытия школы иностранных языков, уровень расценок в ней должен быть немного ниже, чем у репетиторов. Многим клиентам гораздо удобнее пригласить репетитора на дом, чем самому ездить на занятия. Что же касается владельцев конкурирующих школ или курсов, то в этом случае брать нужно не более низкими ценами на услуги, а качеством. Важно найти возможность чем-то выделиться среди своих конкурентов или занять более узкую нишу.

Попробуйте открыть школу английского языка для детей или открыть курсы иностранного языка для взрослых, которым необходимо знание разговорной речи для выезда за границу. Такой бизнес, как обучение турецкому языку, также имеет право на существование, но в этом случае предпринимателю придется серьезно продумать рекламную акцию, чтобы найти своего клиента.

Профессиональный пример бизнес-плана открытия языковой школы английского и других иностранных языков с готовыми расчетами поможет вам стартовать с наименьшими потерями. Вы хотите знать, в чем отличие школы от курсов иностранного языка? Изучив этот документ, вы без труда поймете разницу и определитесь, что привлекает именно вас.

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»

Бизнес-проект Языковая школа «salut»

Разработчики проекта:

Тимофеева И.

Мещерякова Д.

Барнаул – 2013

Введение………………………………………………………………………..…….........3

Резюме…………………………………………………………….………………….........5

1 Анализ рынка……………………………………………………………………............7

2 Описание продукта………………………………………………...……………............8

3 План маркетинга…………………………………………….……………………........11

4 Организационный план…………………………………………………………..........12

6 План по рискам………………………………………….………………………..........13

7 Финансовый план…………………………………………..…………………….........13

Заключение……………………………………………………….………………….......18

Введение

В условиях постоянно меняющейся конъюнктуры финансового рынка наиболее ответственной частью управления фирмой является планирование, в процессе которого вырабатывается ее политика, начиная с появления осно­вополагающей идеи и вплоть до ее воплощения в планы кон­кретных мероприятий и количественные (цифровые) показа­тели.

Планирование деятельности любого предприятия предполагает изучение финансово-экономических результатов деятельности, выяв­ление факторов, тенденций и пропорций хозяйственных про­цессов, основных направлений развития.

Планирование позволяет предвидеть перспективу разви­тия предприятия на будущее, более рационально использовать все ресурсы, избежать возможных рисков в результате осуществ­ления финансово-хозяйственной деятельности, своевременно вне­дрять новые виды продукции, работ и услуг, повышать их качество предоставления в соответствии с конъюнктурой рынка, обеспечивать при­быльность деятельности и последовательное наращивание ка­питала.

Другими словами, планирование обеспечивает понимание цели, инвариантность путей ее достижения в зависимости от тех или иных параметров, определяющих внешнюю среду. Планирование позволяет взаимоувязать все стороны деятель­ности банка через сводные показатели, связать результаты с интересами коллектива посредством системы материального и других видов стимулирования труда.

В каждой организации практика разработки и принятия решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, организационной структурой, действующей системой коммуникаций. Тем не менее, имеются общие характерные особенности процесса планирования деятельности, где бы он ни осуществлялся. Это тот единый стержень, который формирует технологию разра­ботки и принятия плана, используемую любой кредитной ор­ганизацией.

Бизнес-план  документ, определяющий цели деятельно­сти в области бизнеса и менеджмента и намечающий пути и способы достижения поставленных целей на основе анализа всех появляющихся при этом проблем. Разработка бизнес-плана во многом позволяет определить потенциал банка, по­ставить новые цели, задачи, выработать наиболее рациональ­ные управленческие решения, согласовать действия подраз­делений, выявить слабые и сильные стороны кадров и всей кредитной организации. В бизнес-плане отражаются резуль­таты исследований в области финансов, менеджмента и маркетинга.

Все вышесказанное подтверждает актуальность темы нашей работы.

Целью данной работы является разработка бизнес-плана нового предприятия – языковой школы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Раскрыть содержание бизнес-идеи;

Осуществить планирование деятельности создаваемого предприятия;

Провести расчет основных экономических показателей для открываемого предприятия;

Обосновать экономическую эффективность создания предприятия.

Резюме

В рамках представленного бизнес-плана планируется создание предприятия – языковой школы «Salut!». Организационно-правовая форма собственности – Общество с ограниченной ответственностью.

Полное название предприятия: Общество с ограниченной ответственностью «Salut!».

Сокращённое название: ООО «Salut!»

Основным видом деятельности данного общества является предоставление населению города Барнаул образовательных услуг в части обучения иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский, итальянский, португальский, польский, чешский, китайский, японский, корейский).

Проблема заключается в том, что нынешнее поколение нуждается в изучении иностранных языков, так как сейчас ситуация в мире требует знаний хотя бы одного иностранного языка, поскольку многие организации требуют дополнительных знаний, которые в следствие оплачиваются выше.

Детей учат с первого класса языку, но чтобы язык не забывался его нужно активно практиковать. В добавок, многие хотят учиться за границей, но не хватает либо знаний, либо информации о возможностях.

Также потребность в изучении иностранных языков возникает в том случае, когда человек отправляется в страну без каких-либо знаний вообще. А ведь во многих странах нет гидов даже на русском языке.

Следовательно из всего выше сказанного, актуальностью является получение достаточных знаний о языке для учебы, работы, путешествий, а также получении информации для желающих учиться за границей, для практики, стажировки.

Образовательные услуги будут предоставляться в помещении бизнес-центра «Проспект». Для этого предполагается (с 09 до 21 часа ежедневно) арендовать 2 офиса.Занятия в школе будут осуществляться ежедневно в двух аудиториях. Одна аудитория будет специализированной для изучения английского языка, где занятия будут проводиться ежедневно. Во второй аудитории будут проходить занятия по другим различным языкам по дням недели.

Стоимость внедрения проекта составляет 191760 р. рублей. Данные средства предполагается взять в кредит в коммерческом банке сроком на год под 14 % годовых.

Срок окупаемости проекта составит 10 дней.

Говоря о конкурентах и рынке образовательных услуг в целом, можно смело утверждать, что в России он перенасыщен предложением и является высококонкурентным. Вы можете найти поставщика услуг на любой вкус, в любой ценовой категории.

В то же время рынок перспективен и динамично развивается даже в условиях кризиса. Ведь необходимость изучения иностранного языка осознают и оптимисты, и пессимисты. Первые верят, что всё стабилизируется и не желают менять привычный ритм жизни (фитнес, кафе, курсы иностранных языков), а вторые подумывают уехать из страны (и срочно начинают подтягивать язык).

Поэтому открывать школу иностранных языков выгодно, особенно если учесть, что вложения на старте минимальны. Но из-за высокой конкуренции будет не лишним изучить рынок. Хотя, это не во всех случаях обязательно.

Мы не проводили срез рынка, поскольку на момент открытия просто не имели нужного опыта. Да и, честно говоря, нам это не было нужно, поскольку мы уже имели запросы от потенциальных клиентов.

У нас именно тот случай, когда спрос породил предложение: мы точно знали, что определённое количество студентов у нас будет. Одним словом, ничего общего с теми случаями, когда компания выходит на рынок с каким-то продуктом, не зная, будет ли он вообще востребован.

Кроме того, мы были уже действующими преподавателями, и сказать, что мы открывали бизнес с нуля - не совсем верно. Навыков, непосредственно связанных с ведением бизнеса у нас было мало, но мы имели представление о том, как организовать учебный процесс, имели к моменту открытия собственную клиентскую базу и опыт преподавания в частной школе.

Именно последний и помог нам в самом начале. Мы наблюдали за тем, как ведёт дела директор этой школы, как заключаются договоры, проходит корпоративное обучение, подмечали ошибки, которые не хотелось бы повторить. Можно сказать, что единственный конкурент, которого мы изучали, это школа, в которой мы сами работали.

Также на старте нужно определиться с тем, с какой именно аудиторией работать. Сегодня иностранные языки в частных школах изучают люди всех возрастов, начиная с 3 лет. А значит работать можно с малышами, дошкольниками, школьниками, студентами, работающими людьми и пенсионерами. Для каждой категории нужна своя программа обучения, при том не одна. Нельзя учить первоклассника и выпускника, готовящегося к ЕГЭ, по одному и тому же шаблону. А охватить все слои населения на старте практически невозможно, поэтому лучше начинать работать с категорией, с которой у вас уже есть опыт взаимодействия.

Личный опыт

Мы начинали работать со взрослыми людьми, и до сих пор ни разу в жизни я не работала с детьми. Потому что просто не знаю правильного подхода к ним, только могу наблюдать его со стороны как мама. Поэтому «детский сектор» в своих школах мы запустили гораздо позже, когда я увидела эффект от обучения на своём ребёнке и пригласила специалиста возглавлять соответствующее направление в нашей школе.

Если вы хотите начать бизнес с чего-то, чего совсем не умеете, важно нанять хорошего специалиста. При том, нужно опробовать его метод на себе в качестве клиента, дождаться результатов. Потому что нельзя убеждать людей в том, что ваш продукт хорош, ни разу не попробовав его. На старте нужно делать то, что ты умеешь, к чему ты готов. Только это позволит обеспечить высокое качество услуг.

Это касается и выбора языков, которые будут преподаваться в вашей школе. Если вы, к примеру, подумываете запустить курс испанского языка, не владея информацией о нём и о советующем рынке, ничего не выйдет. Вы даже не сможете нанять хороших специалистов, поскольку они крайне неохотно идут в неизвестные школы.

Лучше всего начать с одного направления, хорошо его проработать и «обкатать», а уже после открывать новые направления: запускать курсы других языков, расширять охват аудитории. Что-то новое в школе иностранных языков должно запускаться регулярно. Пытаться продавать одно и то же 10 лет очень опасно. Периодически рынок проседает в каждом сегменте. Тот же английский иногда выходит на второй план, другие языки периодически становятся более популярными, причём по очереди.

Но палитру нужно расширять постепенно, начинать сразу со всего - то же самое, что распыляться. Это как раз проблема многих школ, которые заявляют много языков, но не могут собрать группы, и в результате недовольные клиенты, так и не дождавшись начала занятий ни через месяц, ни через два, уходят. При этом они не просто забирают свои деньги, у них остаётся негативное впечатление, в эту школу они уже не возвращаются.

Объем инвестиций

Пошаговая инструкция

Чтобы выжить в конкурентном окружении и не демпинговать цены, необходимо самое большое внимание уделять качеству предоставляемых услуг. Поэтому после того, как вы изучили бизнес изнутри и собрали необходимую сумму инвестиций, нужно детально продумать вопрос с учебной программой. В первую очередь она будет зависеть от того, с какой аудиторией вы планируете работать на старте. Например, совсем маленьких детей лучше учить языкам через творчество: музыку, танцы, лепку и т.д.

Со взрослыми в этом плане несколько проще, но и они преследуют разные цели, когда приходят в школу иностранных языков: кто-то хочет эмигрировать, кому-то нужен язык для работы, кому-то для путешествий. Соответственно, желательно дать разные программы под разные цели.

Открывая свою школу, мы написали несколько программ: бизнес-английский, разговорный английский, финансовый, юридический английский, английский для туристов и т.д. Всё это мы преподавали ранее, так что программы были работающими и проверенными на людях.

Сейчас у нас в школе преподаётся приблизительно 65 программ, включая очень узкие направления, такие, как подготовка к собеседованию. Все они написаны профессионалами. И другого метода, кроме как привлечь специалиста к написанию программы, просто нет. Например, у нас сейчас работает методист, которая имеет высшее педагогическое образование и трёхлетний опыт работы по специальности.

Ещё один путь - не писать свою программу, а использовать современные учебные пособия международного класса - учебники таких издательств, как Macmillan, Longman, Cambridge и т.д. Они предлагают свои программы, которые можно просто скачать в интернете и пользоваться представленными пошаговыми инструкциями.

Преподаватель может и самостоятельно составить программу. Но для этого нужно провести уйму занятий, описать их, записав сроки, результаты, использованные учебники. Только тогда это будет действительно нормальная программа обучения.

Личный опыт ​​​​​​​

Именно с помощью своих педагогов мы запустили преподавание немецкого, французского и итальянского языков. Почти все преподаватели в нашей школе имеют образование МГЛУ, все они знают как минимум два языка. Когда мы уже сформировали штат своих педагогов, каждый из них владел ещё одним языком. На этом этапе запустить второй иностранный язык было легко, потому что мы были уверены в профессионализме своих сотрудников.

Вообще, преподаватель - ключевая фигура в этом бизнесе. Это именно тот человек, который будет «держать» вашего клиента. Если вы ошибётесь с педагогом, клиент с вами не останется при всех инвестициях, красивых офисах, шикарных менеджерах по продажам.

Если основатель школы сам имеет профильное образование, «варится» в этой среде, то набрать штат ему будет гораздо легче, просто потому, что можно привлечь к работе своих одногруппников.

В противном случае можно искать преподавателей стандартными способами, например, через сайты с объявлениями. Стоит также «мониторить» студентов и выпускников местных ВУЗов. Например, я постоянно взаимодействую с МГЛУ, знаю все форумы, присутствую на всех сайтах, где сидят студенты, и часто пишу им напрямую, спрашиваю не хотят ли они оформиться после окончания к нам в штат.

Не стоит бояться брать на работу молодых специалистов. С 21-22 лет можно работать, продемонстрировав при этом все таланты и высокий уровень владения языком - С1.

Иногда к нам приходят соискатели, но после собеседования мы им советуем начать обучаться в нашей школе на уровне Intermediate-Upper-Intermediate, поскольку они делают много ошибок в речи. Такое часто можно встретить на рынке Москвы.

Личный опыт

Опытным путём мы выяснили, что для школы важна вывеска. Изначально мы считали, что сегодня люди ищут информацию, в том числе и о курсах, в интернете, а значит и вывески не нужны. Но оказалось, что когда мы сняли офис с фронтальной вывеской, 30% клиентов заходили к нам, просто проходя мимо.

На этапе становления бренда не стоит забывать про PR: публикации, бесплатные мероприятия, розыгрыши призов от партнеров. Старайтесь находить интересных партнеров и обмениваться аудиториями. Это очень полезно.

Даже при самой грамотной стратегии продвижения клиенты не будут заниматься у вас, если это будет неудобно по времени. На старте мы с партнёршей работали с 7 утра до 10 вечера сами, смотрели, в какое время люди наиболее активны. Изучив пики спроса и набрав штат профессионалов, мы установили рабочий день с 10:30 до 19:30. При этом наибольший наплыв происходит вечером: после работы люди приходят на встречи, тестирования, демо-уроки.

Кроме того, для удобства клиента приходится работать и в выходные, с чем поначалу была большая проблема. Поэтому мы разработали режим дежурств. Сейчас у нас есть человек, который работает по субботам, но не работает по понедельникам, а в воскресенье всегда дежурит один из координаторов по обучению. Получается, что сотрудник дежурит один раз в месяц в воскресенье и получает отгул в любой день, когда хочет. Таким образом, офис работает практически всегда, поэтому клиент может приехать в любой момент.

Само собой разумеется, что ещё задолго до открытия необходимо озаботиться поиском подходящего для школы помещения и его оформлением. И здесь также существует ряд правил.

Школа иностранных языков обязательно должна располагаться в месте с хорошей проходимостью. Мы для себя приняли как аксиому, что удалённость от метро составляет не более 6 минут хода. Допустимый показатель для Москвы - до 10 минут от метро.

В других городах также стоит ориентироваться на остановки общественного транспорта. Так или иначе, люди должны иметь возможность спокойно дойти до вас пешком, а не ехать на перекладных. Очень желательно, чтобы у школы была своя парковка, но в центре города с этим могут быть проблемы.

Многим начинающим предпринимателям кажется, что офис должен обязательно находиться в центре. Возможно, определённая доля правды в этом есть. Например, у нас центральный офис всегда забит под заявку. Но выбирая помещение «поцентральнее», важно учитывать один момент:

В центре конкуренты на каждом углу

Кроме того, арендные ставки в центральных районах достаточно высоки и могут различаться в разы. Например, вы можете снимать офис класса А, платя за это соответствующую цену, а конкурент буквально через дорогу арендует офис класса В, который по качеству почти ничем не хуже, но его цена гораздо ниже.

Стоимость аренды в конечном итоге влияет на стоимость курса для ваших студентов. Поэтому нужно адекватно оценивать средний чек, бюджет своего клиента. Даже те студенты, для которых деньги - не проблема, не хотят переплачивать просто за здание. Прежде, чем разоряться на антураж, подумайте, будут ли ваши клиенты за это платить.

При этом по принципу «чем дешевле, тем лучше» офис также выбирать не стоит. Слишком бюджетные варианты могут оказаться не совсем «чистыми» с юридической точки зрения.

Вопрос с помещением желательно решать совместно с юристом, чтобы он проверил договор и здание на «чистоту». Иногда всё выглядит идеально, но через пару месяцев выясняется, что здание принадлежит другим людям, и вас могут выгнать день в день. Это нанесёт вашей репутации серьёзный урон.

Строгих требований к назначению и состоянию помещения, к ремонту в нём, не существует. Желательно избегать формата open space. Стены должны быть возведены изначально, чтобы не пришлось делить помещение самостоятельно. В противном случае пострадает звукоизоляция, а значит и качество занятий.

Количество классов будет зависеть от загрузки школы. На начальном этапе достаточно 4-5 комнат (общая площадь - около 60-80 кв.м с учетом входной и административной зон). Большее количество не имеет смысла, поскольку классы будут пустовать. Это зачастую производит не самое хорошее впечатление на клиентов. Лучше со временем переехать в помещение большего размера в том же территориальном блоке. Перебираться в другой район нежелательно, поскольку многие клиенты - жители соседних домов, которые зачастую не готовы посещать любимую школу после её переезда.

В случае оформления НОУ (негосударственное образовательное учреждение) появляется ряд дополнительных требований к помещению: наличие раздельного санузла, наличие отдельного входа, высота потолков - от 2,6 м, источник естественного освещения в каждом классе и т.п. Также важно обзавестись заключениями от пожарных и СЭС. Они потребуются для оформления лицензии на ведение учебной деятельности.

Документы

Организуя бизнес в России, его, прежде всего, необходимо зарегистрировать в налоговых органах. А для этого обязательно нужно определиться с организационно-правовой формой собственности вашего будущего дела: работать как ООО, НОУ или как ИП (индивидуальный предприниматель)?

Форма ИП, конечно, хороша для новичков. Она позволяет оказывать клиентам услуги на платной основе, арендовать помещения, нанимать персонал, но вы не сможете выдавать своим выпускникам сертификаты, а ваша деятельность с точки зрения закона окажется лишь консультативной, но не образовательной. Вам будут недоступны корпоративные клиенты. И официально вы будете считаться лишь специалистом по иностранным языкам, а не их преподавателем.

Для того, чтобы ваша школа по действующим сегодня в России законам смогла стать полноценным образовательным учреждением, вам следует регистрировать НОУ (негосударственное образовательное учреждение) или коммерческую организацию с формой ООО (общество с ограниченной ответственностью).

Это позволит получить лицензию на осуществление образовательной деятельности. Такой документ оформляется в территориальном органе образования, и чтобы его получить, нужно предоставить определённый набор документов (полный список уточняется в самом органе). Это обычно документация, связанная с помещением, квалификацией преподавателей, качеством учебных методик и планов и т.д.

В конце 2013 года в России приняли поправки к федеральному закону об образовании о том, что частные школы с любой правовой формой имеют возможность получить лицензию на осуществление образовательной деятельности. Это - отличная новость! Но, к сожалению, процесс получения лицензии не стал проще, и требования к лицензиату в лице мелкой частной школы до сих пор завышены.

Для получения лицензии на образовательную деятельность лучше всего воспользоваться помощью специализированных юридических фирм. Но не стоит путать получение лицензии с ее незаконной «покупкой». Это неминуемо приведет к повторным проверкам и выявлению фальсификата.

Весомый довод в пользу оформления лицензии - возможность для ваших клиентов вернуть свой НДФЛ (налог на доходы физических лиц - прямой федеральный налог в России) с уплаченной за образование суммы (а это 13%). Это - существенное конкурентное преимущество.

О нужном для оформления лицензии

Обычно для оформления лицензии требуются:

Копии учредительных документов, заверенные нотариусом;

Копии документов, заверенные нотариусом, которые подтверждают, что у вас имеется помещение для работы;

Знание иностранного языка в глобализированном мире считается обязательным для образованного человека. Хорошим тоном является знать хотя бы один иностранный – английский язык. В связи с этим в городах появляется много школ и курсов иностранных языков, приглашающих в качестве учеников как школьников и студентов, так и взрослых людей и даже дошколят.

Итак, иностранных языков? Ответ содержится в этой статье!

Английского языка, необходимо произвести анализ рынка. Будущему директору стоит задуматься над вопросами:

  • каков будет формат школы: индивидуальное обучение или групповое;
  • на кого будет рассчитано обучение: малышей, школьников, абитуриентов, взрослых и т.д., для каждой социальной группы потребуется разработать свою методику и закупить отдельные методические материалы;
  • цель школы: просто научить языку, обеспечить подготовку к ЕГЭ, подготовить к жизни за границей, помочь с трудостройством и т.д., возможно открытие курсов переподготовки учителей с выдачей сертификатов;
  • сколько языков будет изучаться.

Не мешает на первом этапе проверить потенциальный спрос: оценить количество школ английского языка в городе, их наполняемость, уровень преподавания, месторасположение и т.д. Обычно сразу становятся ясны все достоинства и недостатки учебного заведения.

Важно сформулировать уникальное предложение, которое заинтересует самую широкую аудиторию, а также уберечься от ошибок, которые допустили конкуренты.

Пошаговая инструкция по открытию школы иностранных языков

  1. Анализ ниши, наблюдение за конкурентами, разработка УТП,
  2. Получение первоначального капитала (например, кредит).
  3. Получение лицензии на ведение образовательной деятельности.
  4. Поиск подходящего помещения, аренды илил выкуп.
  5. Проведение ремонтных работ, заказ вывески.
  6. Получение разрешения от СЭС и МЧС.
  7. Формирование преподавательского состава.
  8. Разработка педагогических программ.
  9. Закупка необходимого оборудования, мебели, методических пособий.
  10. Активная реклама, заключение договоров на обучение, формирование групп.
  11. С 1 сентября – начало занятий.

Регистрация школы

Для открытия школы потребуется:

  • или . Если школу организуют несколько человек, то проще организовать фирму. Если же учредитель планирует работать один или с привлечением наемных работников, то можно ограничиться и ИП. При выборе можно пользоваться “упрощенкой”.
  • Получение лицензии. Для ее оформления нужно обратиться в местный отдел образования, там подскажут, где и как ее получить. Обычно для этого приходится ехать в Обрназдор и представлять там свой бизнес-проект.
  • Аккредитация. На первом этапе можно обойтись и без нее. Этот документ позволит выдавать сертификаты государственного образца об окончании школы. Оформить ее можно после 5 лет успешной работы.
  • Переаттестация. Каждые три года педколлектив должен проходить переаттестацию для проверки соответствия должности.

Выбор помещения

Это ключевой момент для открытия школы, от которого зависит успех всего предприятия в целом. Есть два подхода:

  • арендовать (или выкупить при наличии средств) небольшой офис, либо арендовать класс в учебном заведении;
  • приобрести или арендовать целое здание.

На первых порах предпочительнее первый вариант. Если покупается целое здание (например, бывший детсад), то необходимо произвести в нем ремонт в соответствии с нормами законодательства. Для офисов же таких строгих требований нет. Конечно, придется пройти проверку СЭС и пожарного надзора и получить соответствующие разрешения, но это не так сложно.

Где следует выбирать здание?

Эксперты советуют располагаться:

  • вблизи действующих учебных заведений;
  • в оживленных и деловых районах города;
  • если населенный пункт небольшой – то в самом центре;
  • если город большой, то имеет смысл открыть несколько офисов в разных его районах для охвата наибольшего количества жителей.

Оптимальный размер помещения – 50 квадратных метров. В нем должно быть в обязательном порядке естественное освещение.

Не стоит забывать, что, возможно, придется вложиться в ремонт.


Закупка необходимого оборудования

В обязательном порядке понадобятся:

  • парты и стулья;
  • преподавательский стол и кафедра;
  • доска, мел, указка;
  • наглядные пособия (например, карта на иностранном языке, таблица времен, список основных неправильных глаголов и т.д.);
  • учебные комплекты: учебники, тетради, рабочие пособия;
  • журналы;
  • по желанию – проектор, интерактивная доска, телевизор, компьютеры или ноутбуки и т.д.

Конкретный состав пособий и комплектов будет зависеть от действующих учебных программ. Для каждой из них понадобится свой набор “инструментов”. Учебные программы можно разработать самим, взять из бесплатных источников или заказать у профессиональных преподавателей.

Формирование преподавательского состава

Если учредитель школы планирует стать преподавателем, это, конечно, снизит издержки. Однако для полноценной работы учреждению понадобятся дополнительные педагоги: хотя бы для более широкого охвата аудитории и получения прибыли.

Отбирать педагога следует по его профессиональным качествам и представленным портфолио, с опорой на отзывы и рекомендации с прежнего места работы. Хорошо, если преподаватель уже много лет ведет занятия по одной и той же методике. Так можно будет получить в команду разноформатных педагогов и расширить ассортимент предоставляемых услуги.

Набор учителей – процесс постоянный. Оптимально принимать новых в начале учебного года или перед Новым годом, тогда педагог имеет больший шанс набрать группу.

Основные правила

Следует придерживаться правил:

  • устанавливать в зависимости от нагрузки, никакой “уравниловки” – это будет мотивировать на дополнительный набор учеников;
  • один педагог – один язык, одна программа;
  • не забывать про повышение квалификации.

Поиск учеников

Самое сложное: найти желающих обучаться. Впрочем, если в городе “голод” на иностранные школы, то проблем с наплывом учеников не будет. Другое дело, если ниша занята и довольно конкурента. Здесь помогут следующие советы:

Новая школа должна предлагать что-то по-настоящему уникальное и интересное, должна быть фишка. Например, обучение ведется на компьютерах, предлагается общение с живыми носителями иностранного языка, проводится интенсивная подготовка к ЕГЭ педагогами вуза, имеются экспресс-курсы для бизнесменов и т.д.

Как сделать школу иностранных языков популярной?

  • печатная реклама в местах скопления людей: на остановках, на общественных досках, недалеко от школ и вузов;
  • на тематических площадках: на городских порталах, в группах в соцсетях и т.д.;
  • радиореклама;
  • телевидение.

Бизнес-план школы иностранных языков

Расходы на первоначальном этапе, если арендуется офисное помещение, планируется набрать 10 групп по 10 учеников, работать будут 5 преподавателей (не считая директора) по 5 программам:

  • регистрация ИП, получение лицензии в Обрнадзоре, – от 15 тыс. рублей;
  • поиск подходящего здания, получение разрешения от СЭС и МЧС – от 10 тыс. рублей;
  • ремонт (по необходимости) – от 50 тыс. рублей;
  • закупка необходимого инвентаря, в том числе мебели – от 80 тыс. рублей (на 10 учеников);
  • закупка книг, учебников, канцтоваров, рабочих тетрадей и т.д. – от 30 тыс. рублей (на 10 учеников по 1 программе), итого: от 150 тыс. рублей.

Первоначальный капитал: 305 тыс. рублей.

Ежемесячные затраты

  • аренда – от 50 тыс. рублей;
  • коммунальные услуг – от 10 тыс. рублей;
  • – от 20 тыс. рублей на 1 человека, итого: от 140 тыс. рублей (вместе с налогами);
  • (минимум: уборщица и бухгалтер) – от 30 тыс. рублей.

Итого затраты: 250 тыс. рублей.