Онлайн кассы новый закон. Новые правила работы с ккт

Перейти на онлайн кассы с 2017 года должны почти все организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся розничной торговлей. Это предусмотрено Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ (См. “ “). Новые ККТ (онлайн кассы) будут через Интернет в режиме онлайн передавать данные о продажах и расчетах в налоговые инспекции. Более того, потребуется формировать не только бумажные, но и электронные чеки, которые будут передаваться покупателям по электронной почте. С какой даты онлайн кассы будут обязательны? Можно ли получить онлайн кассу бесплатно или ее потребуется купить? Кто освобожден от применения онлайн касс? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.

Вводная информация

С 15 июля 2016 года начал действовать закон об онлайн кассах (Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ). Он обязывает розничных продавцов применять онлайн кассы при расчетах с покупателями. Закон об онлайн кассах принят и с 2017 года он затронет почти весь бизнес: как малый, так и крупный.

Главный смысл работы новых онлайн-касс заключается в том, что данные по пробитым чекам будет передаваться на сервер ИФНС. Передавать эти данные потребуется через операторов фискальных данных, с которыми каждому продавцу потребуется заключить соответствующий договор.

Заметим, что некоторые организации и ИП уже протестировали онлайн кассы в рамках пилотного проекта, проходившего в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане. Налоговики сочли пилотный проект удачным и посчитали, что внедрение онлайн касс для магазинов по всей стране позволит вывести из тени продажи, которые продавцами никак не фиксируются и, как следствие, бюджет недополучает налоги. Вот официальная информация с сайта ФНС:

Принцип работы онлайн касс

Чтобы было проще объяснить, как устроена система функционирования новых ККТ, предлагаем обратить внимание на схему, в которой поясняются основные этапы прохождения информации о расчетах:

Каждая продажа будет фиксироваться так: как только продавец пробьет чек, онлайн касса сформирует фискальный признак и отправит его на проверку оператору фискальных данных. Эту информацию оператор сохранит, а обратно продавцу передаст уникальный номер чека. Скорее всего, на это будет уходить не более 1,5 секунды. Без передачи данных оператору фискальных данных сформировать чек с номером будет попросту невозможно. Также оператор фискальных данных передаст информацию о совершенной продаже в ИФНС.

Оператор фискальных данных - это посредник между кассой и ФНС. Таким оператором может быть российская организация, получившая соответствующее разрешение от государства.

При этом продавец будет обязан пересылать электронный чек покупателю на его электронную почту или смартфон (по номеру телефона), если покупатель предоставит такие данные. Кроме этого, по требованию покупателя, продавец будет обязан выдавать бумажный чек с QR кодом. Получив чек, покупатель через Интернет, в частности, может проверить, были ли сведения о покупке переданы в ИФНС.
Кстати, у кассового чека появятся новые реквизиты. Перечислим некоторые из них:

Стоимость новых ККТ

Сразу скажем, что покупать новые онлайн кассы потребуется не всем. Дело в том, что ряд моделей старых касс можно модернизировать, установив новое программное обеспечение и фискальный накопитель. По нашим данным, такая модернизация обойдется примерно в 4000-5000 рублей. Если по техническим характеристикам имеющуюся кассу модернизировать невозможно, то потребуется прибрести новую. Её цена будет зависеть от конкретной модели. Некоторые будут стоить около 17 000 – 20 000 рублей. Но, скорее всего, из-за высокой конкуренции, купить онлайн кассу можно будет и дешевле.

На корпусе каждой онлайн-кассы должен стоять заводской номер, встроены часы реального времени и устройство для печати чеков. Более подробные требования к кассам прописаны в статье 4 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в редакции нового закона).

Также имейте в виду, что потребуется заключить возмездный договор с оператором фискальных данных. Фиксированных цен на такие услуги нет. Однако, по нашей информации, ориентировочная стоимость за один контрольно-кассовый аппарат не превысит 4000 рублей в год.

Поэтапный переход на онлайн кассы

Законодатели предусмотрели поэтапный переход на онлайн кассы. Можно выделить 5 основных этапов.

Период Пояснение
1 с 15 июля 2016 года по 30 июня 2017 года Онлайн кассы можно начать использовать добровольно. В этот период также можно заняться модернизацией имеющейся кассы и перерегистрировать ее в налоговой инспекции. Для этого уже сейчас можно подать заявку оператору фискальных данных.
2 с 1 февраля 2017 года Начнется переход на обязательное использование онлайн касс. Налоговые инспекции перестанут регистрировать кассы, не отвечающие новым требованиям. Зарегистрировать «не онлайн» кассу будет невозможно.
Однако до 1 июля 2017 ещё можно продолжать применять старые кассы, зарегистрированные до 1 февраля 2017 года.
3 с 1 июля 2017 года Большинство организаций и ИП, которые сейчас применяют старые ККТ, обязаны будут начать применять онлайн кассы. Исключение:
- организации и предприниматели на ЕНВД;
- ИП на патенте;
- организации и ИП при оказании услуг населению.
4 с 1 января 2018 года Формировать и передавать чек допустимо только в электронном виде. Бумажные чеки потребуется выдавать покупателям только по их просьбам.
5 с 1 июля 2018 года Обязаны применять онлайн-ККТ:
- организации и ИП на ЕНВД, которые ведут деятельность по пункту 2 статьи 346.26 НК РФ;
- ИП на патенте;
- организации и ИП при оказании услуг населению;
- организации и ИП, использующие торговые автоматы.

Регистрация и перерегистрация онлайн касс

Как мы уже сказали, с 15 июля по 31 января 2017 года организации и предприниматели вправе регистрировать и применять онлайн-ККТ в добровольном порядке. А вот с 1 февраля 2017 года регистрировать будут только онлайн-ККТ. Обычные кассы, которые зарегистрированы до 1 февраля 2017 года, можно использовать до 1 июля 2017 года.

Начало следующего года станет своего рода рубежным моментом для всех, кто работает с кассовой техникой. Дело в том, что наконец-то принят закон об онлайн кассах с 2017 года (от 03.07.2016 № 290-ФЗ). С середины июля он уже действует.

О вступлении закона в силу и об переходе на онлайн кассы мы уже писали в статье « ». Однако нам на сайт присылают дополнительные вопросы. В связи с этим мы подготовили эту статью, в которой более детально рассмотрим некоторые аспекты перехода на онлайн кассы.

Отправные точки

Сразу заметим, что положения об онлайн кассах внесены в несколько законов. Начинать действовать они будут постепенно, но основной водораздел между прежним и новым порядком приходится на 1 февраля 2017 года. Чтобы вам ничего не спутать в новом законе про онлайн кассы с 2017 года , главные сроки показаны в таблице.

Ключевая дата Что можно и нельзя
До 01.02.2017 Фирмы и ИП могут регистрировать ККТ по прежним правилам.
До 01.07.2017 Действуют старые правила применения, перерегистрации и снятия ККТ с учета (при регистрации кассы до 01.02.2017).
С 01.02.2017 При подаче в ИФНС заявления на регистрацию (перерегистрацию) ККТ нужно заключить договор с оператором фискальных данных и передавать их через него в инспекцию в электронной форме (исключение – отдаленные уголки страны).
С 15.07.2016 по 01.02.2017 Заключение договора с оператором фискальных данных и об их передаче – дело добровольное.
С 01.02.2017
Инспекции не вправе регистрировать и перерегистрировать кассы, которые не передают оператору каждый чек или БСО в электронной форме с фискальным признаком (исключение – отдаленные уголки страны).
До 01.02.2017 Позиции в госреестре ККТ налоговики корректируют по старому закону.
С 01.02.2017
Нужно указывать на чеке ставку НДС, когда есть такая обязанность в силу закона
До 01.01.2017 Некоторые фирмы и ИП могут продолжать работать по прежним правилам с ККТ, которые требуют использования устройств на мобильных телефонах, смартфонах, планшетах.

Читайте также Вправе ли продавец выдать курьеру онлайн-кассу?

Также отметим, что штрафовать за общие нарушения нового порядка и условий применения ККТ (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ) начнут с февраля 2017 года. Так что – будьте готовы. Более того: административная ответственность в этой области пополнилась аж 13-ю новыми составами!

На заметку: новый закон об онлайн кассах подразумевает, что любая ККТ снабжена онлайн элементом для «общения» с налоговиками.

Онлайн кассы для ЕНВД и ПСН

Бизнесменам на патенте, а также фирмам и ИП на «вмененке», по видам деятельности, которые подпадают под ЕНВД, разрешено вести расчеты без касс, в том числе с онлайн элементом. В этом случае действует обязательное требование: надо по требованию покупателя или клиента выдавать документ о принятии денег за работу, услугу. Правда, продлится это счастье лишь до 1 июля 2018 года. Так что, не расслабляйтесь, спецрежимники! И это не последние новости про онлайн кассы для вас.

Коммерсанты на патенте, «упрощенке», ЕСХН, «вмененке» с 1 февраля 2021 года будут должны отражать на кассовом чеке и БСО наименование товара (работы, услуги) и его количество. Исключением стали только ИП, торгующие подакцизными товарами.

Кто освобожден от применения онлайн-касс до 01.07.2021 и кто – бессрочно. Ответственность за нарушение законов о ККТ. Ограничение ответственности до 01.07.2020.

Правила применения контрольно-кассовой техники на территории России регламентируются Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Освобождены от онлайн-касс до 01.07.2021

Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»:

Установить, что индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги до 1 июля 2021 года .

Освобождены от применения ККТ бессрочно

Согласно статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в редакции от 06.06.2019) освобождены от применения контрольно-кассовой техники без ограничения по времени следующие субъекты:

  1. Кредитные организации.
  2. Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении следующих видов деятельности:
    • продажа газет и журналов на бумажном носителе;
    • продажа ценных бумаг;
    • обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций во время учебных занятий;
    • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах за некоторыми исключениями;
    • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами за некоторыми исключениями;
    • торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;
    • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами;
    • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
    • ремонт и окраска обуви;
    • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
    • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
    • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
    • вспашка огородов и распиловка дров;
    • услуги носильщиков на вокзалах и в портах;
    • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) собственных жилых помещений, в том числе совместно с машино-местами;
    • розничная продажа бахил.
  3. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за некоторыми значительными исключениями.
  4. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
  5. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях за некоторыми исключениями.
  6. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах.
  7. Контрольно-кассовая техника может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы.
  8. Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.*
  9. Контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении безналичных расчетов:
    • товариществами собственников недвижимости, жилищными, жилищно-строительными кооперативами за оказание услуг своим членам и при приеме от них платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
    • образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;
    • физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;
    • домами и дворцами культуры, клубами и другими подобными предприятиями при оказании услуг населению в области культуры.
  10. Контрольно-кассовая техника может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации с рук или с лотка входных билетов и абонементов на посещение государственных и муниципальных театров.

* Электронное средство платежа, которое можно предъявить – это корпоративная банковская карта, привязанная к расчетному счету. Чтобы не пришлось использовать онлайн-кассу, расчеты с предъявлением таких бизнес-карт придется исключить.

Информация выше представлена в сокращенном виде, полностью с ней вы можете ознакомиться в статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Обязанность покупателей пробивать чек

Обязаны ли организации и ИП применять ККТ при оплате товаров и услуг наличными или корпоративной картой, привязанной к расчетному счету?

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2. Федерального закона № 54-ФЗ «Контрольно-кассовая техника... применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов , за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.»

Расчеты по статье 1.1. Федерального закона № 54-ФЗ – это «... прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги...»

Согласно определению понятия «расчеты», пункту 1 статьи 1.2. и пункту 9 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ, все организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять ККТ при выплате денежных средств за товары, работы, услуги наличными деньгами и (или) в безналичном порядке с предъявлением электронного средства платежа.

Однако, в пункте 2 статьи 1.2. Федерального закона № 54-ФЗ говорится, что «При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек... покупателю (клиенту) ...» Упоминания о выдаче чека продавцу нет.

Кроме того, в статье 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ перечисляются обязательные реквизиты кассового чека, среди которых есть «признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода)» . Упоминания о выдаче средств продавцу нет.

Будут ли на практике эти два аргумента учтены налоговиками в пользу организаций и ИП – неизвестно. Но есть вариант, подтвержденный пунктом 2 Письма ФНС от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@, когда покупатель и продавец могут оформить расчет одним чеком, пробитым продавцом товаров, работ, услуг. Это возможно при осуществлении расчетов подотчетным лицом организации или индивидуального предпринимателя.

В кассовом чеке, выданном подотчетному лицу, с 01.07.2019 должен быть указан ИНН покупателя. Подробнее об этом читайте в Письме ФНС от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@.

Ответственность за нарушение законов о ККТ

Ответственность за нарушение законодательства о применении онлайн-касс регламентируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в редакции от 29.05.2019).

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники:

2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей ; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей .

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, –

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет ; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток .

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения –

.

5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей ; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей .

6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей ; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей .

Ограничение ответственности до 01.07.2020

Статья 2 Федерального закона от 03.07.2019 N 171-ФЗ отменяет штрафы для общественного транспорта и сферы ЖКХ до 1 июля 2020 года:

«Приостановить до 1 июля 2020 года действие частей 2 - 4 и 6 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях... в отношении применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, а также расчетов за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций).»

Представителей общественного транспорта и сферы ЖКХ не будут штрафовать до 1 июля 2020 года за следующие нарушения:

  • Неприменение контрольно-кассовой техники.
  • Повторно зарегистрированное неприменение ККТ.
  • Применение онлайн-кассы, не соответствующей установленным требованиям.
  • Применение онлайн-кассы, соответствующей установленным требованиям, с нарушениями.
  • Непередача клиенту бумажного или электронного чека по его требованию.

С 15 июля 2016 года вступили в силу изменения в закон № 54-ФЗ от 22.05.2003 г., согласно которым большинство компаний и ИП перешло с 2017 года на новые кассовые аппараты — онлайн кассы.

Что такое онлайн-касса

Онлайн-касса представляет собой устройство с доступом в интернет, внешне напоминающее обычный кассовый аппарат, в котором одновременно происходят два процесса – формирование кассового чека и передача информации о продаже в налоговый орган через оператора фискальных данных (ОФД).

Кто может работать без кассового аппарата онлайн

ИП и ООО могут работать без онлайн-кассы до 1 июля 2019 года в следующих случаях:

  1. Применяется ЕНВД или ПСН по всем видам деятельности, кроме розничной торговли и услуг общепита. После 1 июля 2019 года использование онлайн-кассы обязательно.
  2. Услуги оказываются физлицам и при расчетах оформляются БСО (независимо от выбранной системы налогообложения, кроме услуг общепита). С 1 июля 2019 года придется приобрести аппарат, для формирования БСО в электронном виде.
  3. Продажи осуществляются через торговый автомат, на любой системе налогообложения (только для ИП без наемных сотрудников). Организации, ведущие вендинговый бизнес, вне зависимости от наличия работников, обязаны перейти на онлайн кассы до июля 2018 года.
  4. ИП и организации на (), оказывающие услуги общепита или ведущие розничную торговлю, но не имеющие наемных работников.

Примечание : если ИП или организация, при оказании услуг общепита или ведении розничной торговли, заключает трудовой договор с сотрудником, в течение 30 дней с его заключения, необходимо перейти на новый порядок расчетов (онлайн кассы).

Обратите внимание , что если оплата услуг происходит онлайн через сайт компании (магазина), кроме оплаты банковской картой непосредственно на сайте магазина, то с 1 июля 2018 года нужно подключить кассу для расчетов в интернете (покупатель получает чек на электронную почту).

Примечание : при осуществлении удаленных расчетов с помощью электронных средств платежа (оплата платежными поручениями на расчетный счет, с помощью клиент-банка и т.д.) между субъектами предпринимательства (ИП-ИП, организация-организация, ИП-организация) применение ККТ не обязательно. Основными условиями для освобождения от применения онлайн кассы в указанном случае является использование электронных средств платежа без их предъявления, а также покупка товаров для использования в предпринимательской деятельности.

Обратите внимание , что если оплату по платежным поручениям (безналичный расчет) производит физическое лицо, то применение продавцом онлайн кассы в данном случае обязательно . Об этом прямо сказано в Письме Минфина РФ от 28.04.2017№ 03-01-15/26324.

Для организаций и ИП, в том числе аптечных киосков, которые расположены в труднодоступных, сельских местностях (их статус определяется в приказе соответствующего субъекта), предусмотрено освобождение от применения онлайн-касс, при условии выдачи покупателю документа, подтверждающего оплату.

Несмотря на то, что обязанность применять онлайн-кассы коснется многих бизнесменов, также определен перечень видов деятельности, для которых ККТ при наличных расчетах, на любой системе налогообложения , можно не использовать.

Перечень видов деятельности освобожденных от обязательного применения онлайн-касс

  • Продажа газет и журналов (сопутствующих товаров) в газетно-журнальных киосках.
  • Продажа ценных бумаг.
  • Продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте.
  • Обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий.
  • Торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, и других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других торговых мест, открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
  • Разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов, с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полимерной пленкой, парусиной, брезентом). торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив.
  • Торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами; прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней.
  • Ремонт и окраска обуви.
  • Изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей.
  • Присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами.
  • Реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов.
  • Вспашка огородов и распиловка дров.
  • Услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах.
  • Сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности.

Кто и когда должен подключить онлайн-кассу

Сроки и порядок перехода на онлайн-кассы зависят от применяемой системы налогообложения.

Процесс перехода к использованию онлайн-кассы условно можно разделить на три этапа:

1. Покупаем онлайн-кассу

Перед покупкой онлайн-кассы убедитесь, что выбранная модель есть в утвержденном ФНС государственном реестре контрольно-кассовой техники. Купить онлайн-кассу можно в тех же специализированных магазинах, в которых ранее приобреталась старая кассовая техника.

Кроме того, модель онлайн-кассы, которую вы планируете регистрировать в ФНС и в дальнейшем применять в предпринимательской деятельности, должна соответствовать установленным требованиям.

Перечень обязательных требований к онлайн-кассам в 2018 году

В соответствии со ст.4 ФЗ №54 от 22.05.2003 (в редакции от 15.07.2016) новый кассовый аппарат должен:

  • Иметь корпус с присвоенным заводским номером.
  • Иметь внутри корпуса встроенные часы реального времени и устройство для печати фискальных данных.
  • Выполнять проверку контрольного числа регистрационного номера ККТ, для проверки корректности ввода пользователем регистрационного номера в ККТ.
  • Обеспечивать прием информации о сумме расчета от устройства, которое передает распоряжение кредитной организации.
  • Содержать фискальный накопитель внутри корпуса (позволять установить такой накопитель).
  • Передавать фискальные данные в фискальный накопитель внутри корпуса.
  • Формировать фискальные документы в электронной форме.
  • Не допускать формирование (печать) чека (БСО), кассового чека коррекции (БСО коррекции), с более чем одним признаком расчета.
  • Передавать фискальные данные любому ОФД.
  • Обеспечивать печать фискальных документов.
  • Обеспечивать возможность печати на кассовом чеке (БСО) двухмерного штрихового кода (QR-код размером не менее 20 x 20 мм) в отдельной выделенной области кассового чека или БСО.
  • Принимать от технических средств ОФД подтверждение оператора, в том числе в зашифрованном виде.
  • Информировать об отсутствии подтверждения оператора, а также о неисправностях в работе ККТ.
  • Обеспечивать для проверяющего лица налогового органа возможность печати фискального документа «отчет о текущем состоянии расчетов» в любое время.
  • Обеспечивать возможность поиска любого фискального документа, записанного в фискальный накопитель, по его номеру и его печать на бумажном носителе.
  • Исполнять протоколы информационного обмена.

2. Заключаем договор с ОФД и подключаем онлайн-кассу

В обязанности ОФД входят – прием, обработка, хранение и передача информации о произведенных расчетах (продажах) в налоговый орган, а также соблюдение конфиденциальности данного процесса.

Выбирая ОФД, стоит обратить внимание на условия договора и его стоимость. Помимо обязанностей перечисленных выше, вам могут быть предложены дополнительные услуги, например, такие, как возможность в онлайн режиме осуществлять регистрацию, перерегистрацию и снятие кассы с учета.

На официальном сайте ФНС размещен утвержденный список операторов фискальных данных.

Для заключения договора можно оставить заявку на сайте выбранного ОФД либо подключиться сразу на сайте, приняв условия публичного договора-оферты. Подключение онлайн-кассы происходит после добавления в настройки аппарата сведений об ОФД.

3. Регистрируем онлайн-кассу в ФНС

Для постановки онлайн-кассы на учет в налоговом органе действуем так:

Шаг 1. Подаем заявление о регистрации ККТ

Регистрация онлайн-кассы происходит на основании заявления о соответствии модели ККТ, которое ИП и компании могут подать одним из следующих способов:

  • Оформить заявление на регистрацию кассы в бумажной форме и передать его в любой территориальный налоговый орган.
  • Заполнить заявление электронно, через личный кабинет онлайн-кассы (становится доступен после заключения договора с ОФД).
  • Подать заявление через ОФД (порядок и условия определяются соответствующим оператором).

Дополнительно потребуется приложить копии заключений (выписок из заключений), подтверждающих соответствие модели ККТ установленным требованиям, информация о которых указана в заявлении. ФНС вправе запросить дополнительные документы по своему усмотрению.

Шаг 2. Формируем отчет о регистрации

После подачи заявления ФНС обязана сообщить вам регистрационный номер ККТ, в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его принятия.

Получив номер запишите его в фискальный накопитель. Кроме этого, в накопитель добавляются сведения:

  • Наименование ООО либо ФИО предпринимателя.
  • Информация о кассовом аппарате.
  • Иные сведения, на основании которых будет формироваться отчет о регистрации.

Подготовленный отчет необходимо передать контролерам ФНС. Способы передачи аналогичны указанным в шаге 1. Срок отправки отчета – не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения от налоговой регистрационного номера ККТ.

Шаг 3. Завершаем регистрацию онлайн-кассы

В течение 5 рабочих дней, с даты подачи заявления, налоговая вносит сведения о кассовом аппарате в карточку регистрации и журнал учета. Дата формирования карточки будет датой регистрации онлайн-кассы.

Карточка о регистрации кассы направляется заявителю в электронном виде (в личный кабинет, через оператора ОФД), в течение 5 рабочих дней с даты регистрации аппарата.

Стоимость новых кассовых аппаратов

Ориентировочный расчет стоимости перехода на онлайн-кассы:

Отчетность по онлайн-кассе

В процессе использования онлайн-касс оформляются следующие документы:

  1. Отчет о регистрации – формируется в личном кабинете ККТ, после получения от ФНС регистрационного номера кассового аппарата.
  2. Отчет об изменении параметров регистрации – формируется через личный кабинет ККТ, в том случае, если происходит перерегистрация кассового аппарата по причине установки нового фискального накопителя.
  3. Отчет об открытии смены – подготавливается кассиром-операционистом каждый день, перед принятием оплаты от первого покупателя. Отчет формируется в личном кабинете ККТ и автоматически направляется ОФД. После получения положительного подтверждения можно приступать к работе.
  4. Кассовый чек (БСО). Допускается два варианта выдачи – в электронной форме или в бумажном виде. Электронный чек (БСО) не печатается, а направляется покупателю на абонентский номер или e-mail покупателя, при условии предоставления им такой информации до момента расчета.
  5. Кассовый чек коррекции (БСО коррекции) – формируется для исправления ранее произведенной операции (применимо только для текущей смены, скорректировать вчерашние данные нельзя).
  6. Отчет о закрытии смены – подготавливается кассиром-операционистом в конце смены, аналогично отчету об открытии.
  7. Отчет о закрытии фискального накопителя – формируется через личный кабинет ККТ, в том случае, если происходит перерегистрация кассового аппарата или снятие с учета.
  8. Отчет о текущем состоянии расчетов – используется для проверки, все ли фискальные данные переданы в ОФД.

Обратите внимание, Минфин в письме №03-01-15/54413 от 16.09.2016 разъяснил, что компании и предприниматели, которые перешли на онлайн-кассы, вправе не использовать первичные кассовые документы.

Перечень первичных кассовых документов, от которых можно отказаться

  • КМ-1 (акт о переводе показаний и регистрации счетчиков).
  • КМ-2 (акт о снятии показаний счетчиков).
  • КМ-3 (акт о возврате денежных сумм).
  • КМ-4 (журнал кассира-операциониста).
  • КМ-5 (журнал регистрации показаний денежных и контрольных счетчиков ККМ, без кассира-операциониста).
  • КМ-6 (справка отчет кассира-операциониста).
  • КМ-7 (сведения о показаниях счетчиков ККМ).
  • КМ-8 (журнал учета вызовов технических специалистов).
  • КМ-9 (акт о проверке наличных средств кассы).

Перерегистрация онлайн-кассы

Перерегистрация ККТ может потребоваться в таких случаях:

  • Замена фискального накопителя.
  • Изменение сведений, содержащихся в журнале учета и карточке регистрации кассы (смена адреса установки ККТ, изменение ФИО предпринимателя или наименования компании, смена ОФД).

Порядок перерегистрации онлайн-кассы

  1. Заполняем заявление о перерегистрации и подаем его в ФНС (в любую налоговую в бумажном виде, через личный кабинет ККТ, либо через ОФД). Если перерегистрация связана с заменой фискального накопителя, дополнительно предоставьте отчет о закрытии фискального накопителя и отчет об изменении параметров регистрации ККТ.
  2. Получаем новую карточку о регистрации ККТ. Срок формирования ФНС карточки – 5 рабочих дней с даты подачи заявления о перерегистрации. Еще через 5 рабочих дней вам направят актуальную карточку через кабинет ККТ или ОФД (при желании, в налоговой можно запросить бумажный экземпляр).

Снятие с учета онлайн-кассы

Снятие онлайн-кассы с учета может происходит по двум причинам: на основании заявления от пользователя или по решению налогового органа.

Основания для снятия ККТ с учета по заявлению пользователя:

  • Кассовый аппарат неисправен.
  • Касса утеряна или похищена.
  • ККТ передается другому пользователю.

Основания для снятия ККТ с учета по решению ФНС:

  • Выявлены нарушения требований закона.
  • Истек срок действия ключа фискального признака в фискальном накопителе.

Порядок снятия с учета онлайн-кассы

  1. Оформляем заявление о снятии с регистрации онлайн-кассы и в течение одного рабочего дня со дня наступления обстоятельств, в связи с которыми потребовалось снятие, направляем его в ФНС (в любую налоговую в бумажном виде, через личный кабинет ККТ, либо через ОФД). Если снятие с учета не связано с утратой (хищением), дополнительно нужно предоставить отчет о закрытии фискального накопителя.
  2. Получаем карточку о снятии с учета ККТ. Срок формирования ФНС карточки – 5 рабочих дней с даты подачи заявления. Еще через 5 рабочих дней вам направят актуальную карточку через кабинет ККТ или ОФД (при желании, в налоговой можно запросить бумажный экземпляр).

Штрафы за нарушения применения контрольно-кассовой техники

Надзор за правильным использованием контрольно-кассовой техники осуществляют работники Федеральной Налоговой службы, которые также вправе выписывать штрафы.

Рассмотрим, как изменится в следующем году порядок применения ККТ, а также контроль со стороны налоговых органов и меры ответственности за неприменение или неправильное применение ККТ.

С 15 июля 2016 года вступили в силу поправки ( (далее — Закон № 290-ФЗ)) в Закон о ККТ (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон о ККТ)), которые вводят новые требования к порядку регистрации и использования кассовой техники, расширяют сферу ее применения, а также права налоговых органов по контролю и получению информации.

Кроме того, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые ужесточают ответственность за неприменение или неправильное применение ККТ и вводят новые виды наказаний.

Порядок применения ККТ: новые требования

Закон о ККТ теперь предъявляет более жесткие требования к контрольно-кассовой технике и порядку расчетов с покупателями (клиентами). Цель изменений — обеспечить возможность передачи через кассовый аппарат информации о расчетах (фискальных данных) в налоговые органы в режиме реального времени.

Напомним, что в 2014—2015 годах на территории ряда субъектов РФ проводился эксперимент по применению онлайн-касс (пост. Правительства РФ от 14.07.2014 № 657). Его признали удачным, и теперь полученный опыт распространяют на всю страну.

Организации и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), которые осуществляют наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг (именуемые в Законе о ККТ «пользователи» (абз. 17 ст. 1.1 Закона о ККТ)), должны будут приобрести и зарегистрировать по новым правилам кассовые аппараты, соответствующие новым требованиям (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestrkkt/), а также заключить договор на обработку фискальных данных, передаваемых через кассовый аппарат, с оператором фискальных данных — специализированной организацией, имеющей соответствующее разрешение, выданное налоговыми органами (ст. 4.4 Закона о ККТ). В функции оператора входит обработка, хранение и передача в налоговые органы информации. Его услуги платные.

Применение ККТ, не отвечающей новым требованиям, допускается до 1 июля 2017 года, а ее регистрация по старым правилам — до 1 февраля 2017 года ().

Новый порядок регистрации ККТ заключается в подаче пользователем в налоговый орган заявления о регистрации на бумажном носителе или в электронной форме через кабинет контрольно-кассовой техники на сайте ФНС России. В фискальный накопитель кассового аппарата (блок, предназначенный для защиты фискальных данных) пользователь заносит полученный от налогового органа регистрационный номер ККТ, а также сведения о себе и о ККТ и затем передает в налоговый орган отчет о регистрации, сформированный в ККТ. Особо отметим, что осуществления технической поддержки ККТ для регистрации теперь не требуется.

Изменился порядок применения БСО. Теперь это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета с покупателем, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления (абз. 5 ст. 1.1 Закона о ККТ). С 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом ().

Появились принципиальные нововведения в части информации о расчетах. Во-первых, на кассовом чеке или БСО теперь будет печататься двухмерный штриховой код (QR-код размером не менее 20 × 20 мм), содержащий в кодированном виде реквизиты проверки документа (дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) (п. 1 ст. 4 Закона о ККТ).

Во-вторых, у организаций и ИП появилась обязанность в случае предоставления покупателем (клиентом) до момента расчета абонентского номера телефона либо адреса электронной почты направлять на них сведения, идентифицирующие выданный на бумажном носителе кассовый чек или БСО (регистрационный номер кассового аппарата, сумму, дату и время расчета, фискальный признак документа), а также информацию об адресе интернет-ресурса, по которому кассовый чек или БСО может быть бесплатно получен. Причем полученный документ в распечатанном виде приравнивается к чеку или БСО, выданному кассовым аппаратом (пп. 2, 3 ст. 1.2 Закона о ККТ).

Сфера применения ККТ расширена

Перечень видов деятельности и особых обстоятельств, при которых применение ККТ не требуется (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ), практически не изменился. Однако новая редакция Закона о ККТ не предусматривает льготы, ранее предоставлявшиеся организациям и ИП, оказывающим услуги населению, плательщикам ЕНВД и ИП, применяющим патентную систему налогообложения (далее — ПСН).

Напомним, до 15 июля 2016 года от обязанности применения ККТ были освобождены организации и ИП, оказывающие услуги населению. Вместо кассового чека они могли выдавать клиенту БСО с установленными Правительством РФ реквизитами (пп. 3, 5—6 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утв. пост. Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее — Положение)). БСО изготавливались типографским способом или формировались с помощью автоматизированной системы. Если автоматизированная система по своим параметрам функционирования отвечала требованиям, предъявляемым к ККТ (пп. 11, 12 Положения; письма Минфина России от 25.11.2010 № 03-01-15/8-250, от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43, от 26.11.2008 № 03-01-15/11-362, от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303), то, по сути, организации и ИП, использующие такие системы, применяли особую разновидность ККТ. БСО, изготовленные типографским способом, обычно заполняли от руки.

Как было отмечено выше, с 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом (ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). В свою очередь, автоматизированная система для формирования БСО согласно изменениям — это ККТ, используемая для формирования в электронной форме БСО, а также их печати на бумажных носителях. Таким образом, практическая разница между выдачей кассового чека и выдачей БСО исчезла. Поэтому организация или ИП, оказывающие услуги населению, должны будут приобрести и зарегистрировать кассовый аппарат, соответствующий новым требованиям, и заключить договор на обработку фискальных данных с оператором фискальных данных.

Аналогичным образом ИП, применяющие ПСН, а также организации и ИП — плательщики ЕНВД с 1 июля 2018 года утрачивают право осуществлять наличные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Применение ККТ теперь предполагает больше ответственности

Законодатели существенным образом изменили систему наказаний в сфере применения ККТ.

Ранее Кодекс об административных правонарушениях предусматривал за все нарушения (неприменение ККТ; применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям; нарушение порядка регистрации ККТ; невыдача покупателю кассового чека) единую меру ответственности (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в прежней редакции): предупреждение либо штраф в размере 1500—2000 рублей — для граждан, 3000—4000 рублей — для должностных лиц и 30 000— 40 000 рублей — для юридических лиц.

С вступлением в силу Закона № 290-ФЗ в Кодексе об административных правонарушениях появился целый набор новых составов административных правонарушений и видов штрафов. Кроме того, размеры штрафов установлены не просто в рублях, а в сумме, кратной размеру платежа, осуществленного с нарушением.

Так, неприменение ККТ в установленных законодательством случаях влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

На должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;

На юридических лиц — от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

Повторное совершение указанных выше правонарушений в случае, если сумма расчетов составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, а в отношении ИП и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 2, 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

Отметим, что ответственность физических лиц — исполнителей (то есть обычных продавцов) из статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях исключена. Наказание будут нести только должностные лица.

Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1500 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.
Отметим, что данная мера ответственности будет применяться только с 1 февраля 2017 года ().

Введена ответственность за непредставление или нарушение сроков представления информации и документов по запросам налоговых органов: предупреждение или штраф в размере от 1500 до 3000 рублей для должностных лиц и предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей для юридических лиц (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).

Установлена ответственность за ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе по его требованию: предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере 2000 рублей, на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 000 рублей (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).