Социальное управление и социальное регулирование. Социальное управление: понятие, признаки и функции

Социальное управление - это управление людьми: отдельными индивидами, группами, обществом в целом; это особый тип взаимоотношений людей.

Человек -- общественное существо, он не может существовать вне общества. Важнейшей особенностью человеческого бытия является совместная деятельность людей в различных сферах общественной жизни. Объединение -- важное средство в борьбе за существование. Человеческий коллектив неизбежно принимает форму определенной организации для того, чтобы координировать и направлять действия, регулировать отношения между его членами, подчинять их единой общей цели.

Социальное управление может сводиться только к руководству людьми (призыв на военную службу, прием в вузы). Но часто оно служит средством воздействия на вещи, средством обеспечения согласованной деятельности людей в процессе производства, транспортировки, распределения материальных благ.

Субъект управления воздействует на общественные отношения, на вещи через волю и сознание людей. Организация всегда состоит в упорядочении другой деятельности.

Социальное управление осуществляется путем воздействия на волю людей. Воля - это регулирующая сторона сознания, которая направляет деятельность человека на выполнение поставленной цели. Отсюда действия человека носят, с его точки зрения, сознательный, целесообразный, волевой характер. Необходимое условие согласованности действий людей - единство воли.

Способность обеспечить преобладание, доминирование воли одних над волей других, способность подчинять чужую волю называют властью. Власть -- это вертикальная, иерархическая координация действий, важнейшее, необходимейшее средство управления, обеспечивающее согласование воли, а значит, и действий разных людей.

Кстати, понятия «власть» и «собственность» очень близки. Собственность -- это пользование, владение, распоряжение продукцией овеществленной деятельности, власть над овеществленным трудом. А власть -- это пользование, распоряжение действиями людей, живым трудом.

Рассмотрим признаки социального управления :

  • 1) социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей;
  • 2) главное назначение социального управления - это упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности;
  • 3) объектом воздействия социального управления являются поведения участников совместной деятельности и взаимоотношения между ними;
  • 4) социальное управление, регулируя поведение участников совместной деятельности, достигает этой цели в рамках общественных связей;
  • 5) основа социального управления - это соподчиненность воли участников управленческих отношений;
  • 6) механизм реализации социального управления олицетворяют субъекты управления, иначе говоря, органы управления.

Социальное управление состоит из ряда функций, то есть направлений деятельности. Они подразделяются на два вида: это общие и особенные функции.

К общим функциям социального управления относятся следующие:

Сбор и анализ социальной информации.

Прогнозирование - научное предвидение, предсказание изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных и современных достижений науки.

Планирование - сводится к тому, что субъект управления на основе изучения и анализа информации о состоянии дел и возможностях осуществления той или иной задачи заранее определяет промежуточные этапы ее решения, необходимые для этого средства, исполнителей и сроки исполнения.

Организация - формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления, определение прав и обязанностей, структуры органов, подбор, расстановка и обучение кадров и др.

Распорядительство - установление режима деятельности по достижению целей и задач управления, регулирование поведения управляемых объектов, дача директив, указаний, предписаний и др.

Регулирование - совокупность действий, направленных на обеспечение состояния упорядоченности управляемой и управляющей систем (проведение разного рода совещаний, заседаний, принятие дополнительных управленческих решений, проведение соответствующих проверок и обследований, образование новых структурных подразделений органов и т.д.).

Контроль и учет - установление соответствия (или несоответствия) фактического состояния объекта управления заданному.

К особенным функциям управления относятся, например, такие, как функции управления в сфере хозяйственной деятельности, управления социально- культурной деятельностью, управления в административно-политической сфере и т.п.

Основными стадиями управленческого цикла являются:

  • 1. Выработка и принятие управленческого решения. Под решением понимается акт (письменный или устный) органа управления или соответствующего руководителя, в котором перед объектом управления ставятся общая и промежуточные задачи для ее достижения, указываются средства, способы и сроки осуществления конкретных задач.
  • 2. Организация исполнения управленческого решения. Суть этой стадии в том, чтобы создать сеть организационных отношений, которые обеспечивают целостность управляемой системы, наиболее эффективное взаимоотношение ее компонентов, целесообразные отношения координации и субординации между ними.
  • 3. Контроль и проверка исполнения. Это контроль за ходом исполнения управленческого решения. Контроль является необходимым условием и основным фактором обеспечения эффективности управления.
  • 4. Контроль - это система проверки хода исполнения управленческого решения в целях предотвращения отклонений от его требований и устранения возможных недостатков.

Наука социального управления не является прикладной науки. Она базируется на общеметодологических принципах фундаментальных наук, но имеет свой собственный предмет и свою проблематику исследования, стала актуальнейшим направлением научного здания, от успехов которого во многом зависят как успех частных управленческих дисциплин, так и темпы развития общества, качество жизни его граждан, их личная безопасность.

Необходимость социального управления, прежде всего, обусловлена разделением труда и потребностью в его кооперации. Как совместный труд составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым условием существования и развития общества.

Ключевое понятие управления – воздействие. Воздействие в социальных системах носит осознанный характер и понимается как воздействие субъекта управления на объект с целью перевода его в желаемое состояние. Поэтому основной элемент управления – целеполагание.

Новой парадигмой управления стало все более полное включение творческой личности, коллективного преобразующего интеллекта общества в содержание субъекта управления, что позволяет формировать управленческую элит профессионалов, способную выполнить главную миссию общества – дать условия для его саморазвития и повышения качества жизни своих членов.

Управление не сводится только к достижению целей, оно служит средством поддержания целостности любой сложной системы и стимулирования ее саморазвития.

В процессе осуществления управленческой деятельности создаются особого рода управленческие отношения. Они имеют свою сложную внутреннюю структуру. Система управления, которая складывается в процессе реализации управленческой деятельности и функции управления, состоит из объекта и субъекта управления, системы прямых и обратных связей. Внутри системы, источников саморегуляции (интересов, потребностей, ценностей составляющих ее подструктур), разных органов управления. Содержание системы управления и внутренние принципы ее организации и самоорганизации определяет целеполагание, связанное с прогнозированием и моделированием социальных систем. Конечный итог функционирования и развития системы управления – принятие и реализация управленческого решения.

Социальное управление – это процесс управления в различных типах общностей, организации, институтов и общества в целом, осуществляемый для сохранения и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенствования ее структуры, достижения ее целей.

Целью социального управления является исследование деятельности органов управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем, всего комплекса подбора, расстановки, формирования управленческих кадров, отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами.

В центре его внимания – изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления на социальный объект для сохранения его качественной специфики и целостности, обеспечения его нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

Задачи, которые призваны достичь цели социального управления:

1. Изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.

2. Из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделить наиболее важные, типичные на этой основе обнаружить тенденции развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.

3. Необходимость объяснить, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы их реализации в управленческих процессах.

4. Построение наиболее вероятных направлений, сценариев развития управленческой деятельности в будущем, то есть прогноз ее совершенствования, а это означает, что, определив наиболее вероятную траекторию дальнейшего развития управленческой деятельности, социальное управление получает возможность успешно решать и пятую задачу.

Вычленение основных задач социального управления позволяет определить его основные функции:

1. Целеполагание в управлении пронизывает и определяет все стадии управленческой работы: информационную, организационную, регулирующую, координирующую, контрольную.

Целеполагание определяет содержание всех остальных, объединяет, объединяет их и реализуется во всех сферах социального управления и лежит в основе главного принципа управления – системного подхода. Поэтому основная цели территориального образования и соответствующих видов управления определяется основной целью общества в целом как системы более высокого порядка.

В основе подлинного целеполагания лежит познание объективных закономерностей развития общества. В качестве главных определяющих целей общества, его отдельных подсистем сегодня осознаются как главная миссия целеобеспечения высокого качества жизни людей.

2. Комплексные целевые программы и проекты позволяют соотнести целеполагание с имеющимися ресурсами, выделить приоритеты и направить их на достижение главной цели.

Программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени, решаемым задачам. Есть программы общегосударственные, охватывающие все сферы жизни, функциональные, решающие группу проблем отрасли, региона, местного сообщества. Они содержат подтипы программ. Особое место в их ряду занимают научно-технические программы и проекты, предусматривающие создание новых идей, технологий и образцов техники.

Сегодня программно-целевой метод управления распространен во всем мире и во многом стал определяющим среди других методов. В нем объединяются различные функции управления: информационная, познавательная, прогностическая, стратегическая и другие. Все они получают организационное и финансовое обеспечение.

3. Стратегическое целеполагание управление в современных условиях определяют содержательную сторону управления на концептуальной долгосрочной основе, позволяют скоординировать отдельные программы и проекты, сконцентрировать ресурсы на главных направлениях, распределить их с учетом перспектив развития, выявить приоритетные программы и проекты, которым предстоит осуществить «прорыв» в антикризисном управлении.

Актуальные технологии стратегического развития хорошо известны и разработаны на Западе. К ним относятся стратегии: проникновения, ускоренного роста, переходного периода, стабилизации и выживания, роста и др. Российскими учеными предложена к внедрению стратегия развития местного сообщества и становления реального местного самоуправления.

Все они требуют достраивания до уровня регионального и федерального стратегического управления, что особенно актуально для России. Процесс выработки и реализации стратегий управления имеет ряд этапов, технологии которых известны, но еще недостаточно используются в российской управленческой практике, что усиливает кризисные явления в управлении.

4. Ценностное воздействие.

Особенность науки социального управления социального управления состоит в том, что она является сферой духовной жизни людей, во многом зависит от состояния общественного и индивидуального сознания. Поэтому степень управляемости общественными делами определяется культурой, традициями, идеологией, нормами морали, целостностью мышления и т. п. Зависимость эта возрастает по мере повышения зрелости самого общества, развития социального прогресса.

В управлении общественными делами очень важно соблюдать баланс между мерами административно-правового, властно-силового, духовно-нравственного регулирования. Нарушение такого баланса обычно приводит к распространенному сегодня в нашем обществе явлению социальной аномии. Целеполагание в обществе всегда имеет ценностно-нравственный аспект. Если цели безнравственны, бездуховны, то и сама целеполагающая деятельность теряет смысл.

5. Нормативное регулирование и моделирование в управлении общественными делами тесно связано с духовно-нравственным и идеологическим регулированием и ориентирует субъекты управления в количественно и качественно при оценке состояния общественных процессов и тенденций развития.

Обычно в социологии понимание социальной нормы связано с особого рода предписанием, регулирующим поведение людей в любых социально-значимых ситуациях. Они могут принимать форму юридических норм или существуют в виде общественных правил, показателей, обычаев и традиций. Оценка норматива обуславливается характером его связи с показателями прогнозов, расчетов и социальных программ.

Моделирование как метод исследования различных процессов и явлений, выработки вариантов управленческих решений описывает структуру объектов, процесс его функционирования и развития. Особого внимания сегодня заслуживает имитационное моделирование, которое повторяет функции или развитие социальных явлений.

6. Информационное обеспечение социального управления пронизывает все сферы человеческой жизни, служит проводником всех знаний и мнений, универсальным инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, нагнетания конфликтов и напряженности, утверждения стереотипов мышления и поведения.

Договорная информация необходима для всех этапов управления: от постановки задач до осуществления мер социального контроля, оценки эффективности принятых решений и их коррекции. Поэтому без необходимого информационного обеспечения нет эффективного социального управления. Существуют определенные законы и принципы современного сбора, хранения и анализа информации, которые необходимо знать. Незнание элементарных правил в этой области или их извращенное использование превращает информацию из большого блага общественного прогресса в такое же зло, может стать тормозом в принятии управленческого решения.

Введение


Актуальность темы исследования. Особенность социального управления как самостоятельного направления в современном научном развитии во многом объясняется тем, что ее важнейшим системообразующим компонентом (наряду с политическим, экономическим, социологическим и др.) является сфера духовной жизни людей, состояние общественного и индивидуального сознания. Любой социальный субъект управления обязательно действует в определенной духовной среде (наряду с социально-экономической, политической и другими средами). Эта специфическая среда отличается достаточной самостоятельностью и во многом определяет аналитические, информационные, организационные и другие возможности субъектов управления.

Давно известно, что успешность управленческой деятельности в особенности обусловлена субъективными факторами. В свою очередь качество этой субъективности во многом зависят от состояния духовной культуры общества в целом, ее отдельных субъектов, начиная от государства, региона и кончая каждым отдельным человеком, управленцем. Исследования в области социального управления определили закономерность значимости и возрастания субъективного фактора в управлении. Такая ситуация определена факторами увеличения объема интеллектуальной собственности, повышения значимости информационного ресурса в управлении, появления интеллектуальных систем управления.

Актуальность работы обусловлена тем, что процессы распространения информации из явления современной политической реальности трансформировались в одну из ведущих тенденций мирового политического развития, оказывая существенное влияние на функционирование различных социальных систем, как на международном уровне, так и во внутригосударственном масштабе. При этом сама информация в последнее десятилетие обрела роль наиболее значимого ресурса общественного развития, грамотное использование которого во многом обеспечивает эффективность управления социальными системами и процессами. В силу этого, информационное обеспечение процессов управления становится важнейшим видом обеспечения практически всех без исключения сфер деятельности общества.

Цель работы исследовать информационное обеспечение социального управления.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить особенности социального управления как одного из видов управления.социальный управление информационный обеспечение

Раскрыть задачи и функции социального управления.

Охарактеризовать понятие информации в социальном управлении.

Провести классификацию информационного обеспечения в социальном управлении.

Рассмотреть информационное обеспечение управления на примере "Управления соцзащиты Администрации Гафурийского района РБ".

Объект работы - информационный аспект социального управления.

Предмет работы - сущность, содержание, характерные черты и особенности информационного обеспечения социального управления.

Степень научной разработанности. Среди работ, посвященных вопросам информационного обеспечения в социальном управлении наибольший интерес представляют исследования таких авторов, как В.А. Горбухова, Г.Е. Зборовского, В.С. Иванова, Е.А. Неретиной, И.М. Слепенкова и др.

При написании работы были использованы систематический, логический методы научного исследования. Использовались теоретические положения теории управления, менеджмента, социального управления.

Информационную базу курсовой работы составила учебно-методическая, монографическая, законодательная и нормативная литература, материалы периодической печати.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников и приложения.


1. Теоретические основы социального управления в обществе


1 Социальное управление: значение и притнципы


Всякий труд человека - это управление, а так как человек - существо социальное, общественное, то труд человека является социальным, индивидуальным управлением. Существуют виды управления, где люди взаимодействуют друг с другом, где один человек руководит другими людьми. Это называется коллективным социальным управлением. К коллективному социальному управлению относится управление производством, управление обществом, управление государством и т.д. У любого управления, как уже говорилось, существуют две подсистемы - управляющая и управляемая. Характер их связей такой, что одна подсистема для другой является управляющей. Эти подсистемы, управляющая и управляемая, должны быть взаимосвязаны, объединены в одну систему - организацию .

В управлении всегда присутствует команда - воздействие управляющей системы на управляемую. В управлении действует сообщение, информация. Поэтому можно сказать, что управление - это воздействие с помощью информации.

Целью управления является какое-то изменение в управляемой подсистеме. Так как управление - это воздействие с помощью информационных команд, то в управляемой системе должен быть такой механизм, который превращает команды в реальные действия. Этот механизм приводится в действие только с помощью обратной связи в управлении. Таким образом, цель, команда и обратная связь - это главные составляющие любого управления, в том числе и социального.

Необходимо отметить следующее: социальное управление как один из видов управления обладает своей спецификой, а также чертами, общими для всех уровней и видов управления. Для того чтобы обозначить управление в обществе, используется термин "социальное управление". Социальное управление представляет собой организационную деятельность по обеспечению достижения социальных целей и задач посредством определенных методов. Г.В. Атаманчук трактует социальное управление как взаимодействие управляющей системы на управляемую. Он считает, что управление - это "целеполагающее (то есть сознательное, направляющее, продуманное), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную, уголовную жизнедеятельность как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, ассоциации и т.д.)" .

Управление в обществе отличается от биологического и технического управления, так как подразумевает, разработку программ, формирование у субъектов мотивации и деятельности, к эффективному труду для достижения поставленных целей . Управление в живой природе не имеет субъекта, потому что на уровне организма управляет его генетическая программа, которая является средством управления, и управляет эта программа процессами, которые происходят в организме. В технических системах также присутствуют программы управления и процессы, которые организуются программами управления. Управление на общественном уровне является субъективным. Отличительной чертой такого управления является то, что управляющая программа вырабатывается субъектами управления осознанно, "представляет собой определенный информационный образ, предполагает организацию деятельности людей по реализации управленческого проекта" .

В качестве самых основных элементов социального управления можно выделить:

) субъект управления;

) управляемый субъект;

) объект управления;

) цель управления;

) проект деятельности.

Социальное управление характеризуется наличием многих субъектов. К субъектам социального управления можно отнести государственные и муниципальные органы, а также общественные организации. На федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации главными субъектами управления являются органы государственной власти, которые могут быть законодательными, исполнительными, судебными. Что касается органов местного самоуправления, то они осуществляют непосредственную реализацию решений, разработанных на государственном уровне федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ.

Субъект управления - это индивиды, которые способны вырабатывать программу действий и реализовывать данную способность. Управляемые субъекты - люди, осуществляющие программы, созданные субъектами управления. Субъекты управления управляются определенной информационной программой, которая состоит из норм и правил, принятых в соответствующей сфере деятельности.

Информация представляет собой те сведения, которые нужно иметь в виду, чтобы хорошо перерабатывать материалы и энергию. Суть управления в социальной системе - это целенаправленная переработка информации.

Субъекты управления вырабатывают программы для разрешения определенных вопросов. Такие выработанные программы выступают регуляторами действий управляемых субъектов. Управляемые субъекты исполняя программы могут полностью руководствоваться нормами и целями, предусмотренными программой, а могут отличаться от предписанных программ. Таким образом, если программы, выбранные субъектами управления, не могут восприниматься исполнителями как руководство к действию, то управление в этом случае может и не иметь места. Это и является самым важным отличием социального управления от всех других видов управления.

Объект управления - деятельность людей, организуемая посредством управляющей программы. В социальном управлении, таким образом, следуя из определений, объект управления и управляемый субъект не совпадают. Проект, создаваемый субъектом управления, направлен на деятельность управляемых субъектов, которые способны понять программу и реализовать ее. Управляемый субъект, который реализует программу, выработанную субъектом управления, делает это не автоматически, а сознательно.

Управление характеризуется как систематическое воздействие субъекта управленческой деятельности на социальный объект. К субъекту социального управления относятся отдельные группы лиц или специально созданные органы. А в качестве социального объекта управление можно рассматривать общество в целом, его отдельные сферы: экономическую, социальную, культурную, конкретные организации и так далее.

В зависимости от объекта управления можно выделить также уровни социального управления: государственное, муниципальное, управление на уровне организации (менеджмент). Объект управления в государственном управлении - гражданское общество в целом; в муниципальном управлении - местное сообщество; в менеджменте - сообщества наемных работников.

Цель управления - создание и сохранение определенного состояния объекта управления, организационного состояния деятельности. Ключом к пониманию устройства управления является понимание того, что оно служит для получения определенного конечного результата, достижения того, что называется целью. Можно сказать, что управление есть механизм для достижения цели. Таким образом, поставленная цель - это неотъемлемый элемент системы управления .

Цель социального управления - это достижение оптимальных для данных условий состояний различных видов социальной деятельности, удовлетворение потребности людей благодаря их существованию. Можно привести несколько самых простых примеров. Цель деятельности медицинского учреждения - это лечение больных. Цель деятельности врача этого медицинского учреждения - постановка диагноза больному, назначение ему лечения, проведение операции и т.д. Так как для лечения больных необходимы как квалифицированные врачи, так и медицинское оборудование, медицинская техника, медицинские лекарственные препараты, обслуживающий персонал, который осуществляет уход за больными, то можно говорить, что создание проекта медицинского учреждения, который включает все необходимые количественные и качественные характеристики, в данном случае является целью социального управления. Если цель врача в нашем случае - лечение больного, то цель субъекта управления медицинским учреждением - организация деятельности врачей и обслуживающего персонала таким образом, чтобы процесс лечения становился все более эффективным .

Управление призвано не просто вести к цели, но делать это наилучшим из возможных в данных обстоятельствах образом. Например, целью любого предприятия является повышение качества производимых товаров или услуг.

Целевое управление призвано вести организацию и все ее подразделения к единой конечной цели. С помощью целевого управления эта конечная, общая цель расчленяется на частные промежуточные цели, которые доводятся до каждого подразделения, вплоть до рабочего места. Задача целевого управления - координировать движение к конечной цели, распределять необходимые для этого ресурсы, сделать возможным контроль результатов по мере продвижения к цели. Целевое управление - это главный механизм, который направляет деятельность организации с утра до вечера каждодневно.

Целью социального управления является положительное согласование порядка и прогресса.

Отмечается, что на уровне муниципального образования цель намного сложнее, так как необходимо достичь оптимального соотношения разных видов деятельности, предоставляемых услуг, их качества и количества, создать возможности для удовлетворения разнообразных потребностей на соответствующей территории, а также согласованности действий самих управляющих субъектов.

Проект управленческой деятельности в социальной сфере представляет собой идеальный образ, который содержит в себе информацию о том, какие группы населения особо остро нуждаются в помощи и поддержке со стороны субъектов управления, каким образом должны регулироваться отношения между ними, как должны применяться нормы, которые лежат в основе таких отношений, и другое. Проект управленческой деятельности должен содержать в себе целевые образы и технологию достижения этих целей.



Целью социального управления является исследование деятельности органов управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем, всего комплекса подбора, расстановки, формирования управленческих кадров, отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами.

В центре его внимания - изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления на социальный объект для сохранения его качественной специфики и целостности, обеспечения его нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

Задачи, которые призваны достичь цели социального управления:

Изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.

Из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделить наиболее важные, типичные на этой основе обнаружить тенденции развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.

Необходимость объяснить, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы их реализации в управленческих процессах.

Построение наиболее вероятных направлений, сценариев развития управленческой деятельности в будущем, то есть прогноз ее совершенствования, а это означает, что, определив наиболее вероятную траекторию дальнейшего развития управленческой деятельности, социальное управление получает возможность успешно решать и пятую задачу.

Вычленение основных задач социального управления позволяет определить его основные функции:

Целеполагание в управлении пронизывает и определяет все стадии управленческой работы: информационную, организационную, регулирующую, координирующую, контрольную.

Целеполагание определяет содержание всех остальных, объединяет, объединяет их и реализуется во всех сферах социального управления и лежит в основе главного принципа управления - системного подхода. Поэтому основная цели территориального образования и соответствующих видов управления определяется основной целью общества в целом как системы более высокого порядка.

В основе подлинного целеполагания лежит познание объективных закономерностей развития общества. В качестве главных определяющих целей общества, его отдельных подсистем сегодня осознаются как главная миссия целеобеспечения высокого качества жизни людей.

Комплексные целевые программы и проекты позволяют соотнести целеполагание с имеющимися ресурсами, выделить приоритеты и направить их на достижение главной цели.

Программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени, решаемым задачам. Есть программы общегосударственные, охватывающие все сферы жизни, функциональные, решающие группу проблем отрасли, региона, местного сообщества. Они содержат подтипы программ. Особое место в их ряду занимают научно-технические программы и проекты, предусматривающие создание новых идей, технологий и образцов техники.

Сегодня программно-целевой метод управления распространен во всем мире и во многом стал определяющим среди других методов. В нем объединяются различные функции управления: информационная, познавательная, прогностическая, стратегическая и другие. Все они получают организационное и финансовое обеспечение.

Стратегическое целеполагание управление в современных условиях определяют содержательную сторону управления на концептуальной долгосрочной основе, позволяют скоординировать отдельные программы и проекты, сконцентрировать ресурсы на главных направлениях, распределить их с учетом перспектив развития, выявить приоритетные программы и проекты, которым предстоит осуществить "прорыв" в антикризисном управлении.

Актуальные технологии стратегического развития хорошо известны и разработаны на Западе. К ним относятся стратегии: проникновения, ускоренного роста, переходного периода, стабилизации и выживания, роста и др. Российскими учеными предложена к внедрению стратегия развития местного сообщества и становления реального местного самоуправления.

Все они требуют достраивания до уровня регионального и федерального стратегического управления, что особенно актуально для России. Процесс выработки и реализации стратегий управления имеет ряд этапов, технологии которых известны, но еще недостаточно используются в российской управленческой практике, что усиливает кризисные явления в управлении.

Ценностное воздействие.

Особенность науки социального управления социального управления состоит в том, что она является сферой духовной жизни людей, во многом зависит от состояния общественного и индивидуального сознания. Поэтому степень управляемости общественными делами определяется культурой, традициями, идеологией, нормами морали, целостностью мышления и т. п. Зависимость эта возрастает по мере повышения зрелости самого общества, развития социального прогресса.

В управлении общественными делами очень важно соблюдать баланс между мерами административно-правового, властно-силового, духовно-нравственного регулирования. Нарушение такого баланса обычно приводит к распространенному сегодня в нашем обществе явлению социальной аномии. Целеполагание в обществе всегда имеет ценностно-нравственный аспект. Если цели безнравственны, бездуховны, то и сама целеполагающая деятельность теряет смысл.

Нормативное регулирование и моделирование в управлении общественными делами тесно связано с духовно-нравственным и идеологическим регулированием и ориентирует субъекты управления в количественно и качественно при оценке состояния общественных процессов и тенденций развития. Обычно в социологии понимание социальной нормы связано с особого рода предписанием, регулирующим поведение людей в любых социально-значимых ситуациях. Они могут принимать форму юридических норм или существуют в виде общественных правил, показателей, обычаев и традиций. Оценка норматива обуславливается характером его связи с показателями прогнозов, расчетов и социальных программ. Моделирование как метод исследования различных процессов и явлений, выработки вариантов управленческих решений описывает структуру объектов, процесс его функционирования и развития. Особого внимания сегодня заслуживает имитационное моделирование, которое повторяет функции или развитие социальных явлений.

Информационное обеспечение социального управления пронизывает все сферы человеческой жизни, служит проводником всех знаний и мнений, универсальным инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, нагнетания конфликтов и напряженности, утверждения стереотипов мышления и поведения .

Договорная информация необходима для всех этапов управления: от постановки задач до осуществления мер социального контроля, оценки эффективности принятых решений и их коррекции. Поэтому без необходимого информационного обеспечения нет эффективного социального управления. Существуют определенные законы и принципы современного сбора, хранения и анализа информации, которые необходимо знать. Незнание элементарных правил в этой области или их извращенное использование превращает информацию из большого блага общественного прогресса в такое же зло, может стать тормозом в принятии управленческого решения.


2. Значение информационного обеспечения социального управления


1 Понятие информации в социальном управлении


Под информацией понимаются сведения, полученные в результате переработки данных, представляющих собой сигналы, из которых извлекается информация. С точки зрения классической теории информации понятие "информация" определяется через меру уменьшения неопределенности знания о каком-либо событии. Это понятие научное и впервые было дано в 50-е годы ХХ века в трудах К. Шеннона и Н. Винера по теории информации в связи с развитием нового научного направления - кибернетики. Первоначально теория информации возникла как количественная математическая теория .

Понятие "информация" в последние десятилетия стало одним из самых употребляемых категорий современной научной мысли и встречается практически во всех областях научного знания: науке о мышлении, природе, обществе, в правовых аспектах.

Идет непрерывный процесс переосмысления (углубления и расширения) этого понятия. Если сначала под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом, то к концу XX в. информация стала рассматриваться как универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения. Именно такое определение дает ЮНЕСКО.

С развитием производства и ускорением темпов развития общества информация приобрела свойства товара и стала объектом рыночных отношений, значимость которых потребовала их правовой регламентации.

Многие ученые до сих пор используют термин "информация" узко в рамках технических областей научного знания, тем не менее, такое представление о сути данного понятия не выражает его комплексного понимания. В процессе обмена сообщениями и новостями основное внимание должно уделяться не только количественному анализу передаваемого сообщения, но и его содержанию. Информация, содержащаяся в понятийной форме, совсем не та, которая изучается в математических и статистических теориях информации.

Термин "информация" уже более 50 лет используется в журналистике, где он выступает одной из центральных и наиболее общих категорий. Кроме того, математические методы теории информации используются в физике, химии, географии, геологии и ряде других наук о неживой природе. Информационные идеи применяются в биологии, где предполагается, что само появление жизни было связано с преобразованием генетической информации; в психологии, физиологии нервной высшей деятельности, педагогике. Особое место понятие "информация" заняло в длинном ряду социальных наук - теории управления, экономике, политике и т. д.

Социальная информация - ориентирующее знание о состоянии социальной системы, процесс обеспечения информационных потребностей общества на основе применения информационных технологий. Информация - это ценнейший интеллектуальный ресурс в системе жизнеобеспечения общества, важнейшая часть его интеллектуальной собственности, доля которой постоянно возрастает. Можно сказать, что информация - это инфраструктура интеллектуальной собственности, ибо интеллектуальная собственность берет, начало с информации как фундаментальной базы .

Особенно велико значение информации (процессов ее сбора, хранения, переработки и использования) в управлении общественными делами, социальными процессами.

Достоверная информация необходима для всех этапов управления: постановки целей, оценки проблемной ситуации, принятия управленческих решений, для организации и регулирования управляющей системы. Субъект управления также должен быть информирован о результатах выполнения принятых решений, на основе чего он корригирует прошлые решения и принимает новые, с учетом допущенных ранее просчетов и неоптимальных действий.

Поэтому сбор и переработка информации, ее эффективное использование - необходимый компонент управления. Информация, используемая в управлении обществом, по самой своей природе, социальная. Отражая общественные отношения (в широком смысле), отношения и процессы любого типа и уровня, она является высшим, наиболее сложным и многообразным типом информации.

Использование социальной информации связано с высшим типом целесообразности - осознанной целесообразностью, присущей только человеку мыслящему, осознанно действующему. Содержанием социальной информации является логическое мышление. Ее материальный носитель - слышимое или видимое слово, знак, речь, которые представляют высший тип сигнала ("сигнал сигналов").

Первоисточником социальной информации является общество, его разные сферы и стороны жизни.


2.2 Структура информационного обеспечения в социальном управлении


Информация классифицируется по различным основаниям:

сферам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая, духовно-культурная);

источникам поступления (внутренняя и внешняя);

материальным носителям (бумажная, электронная, электрическая);

формам носителей (средства массовой информации - радио, телевидение, печатная - книги, газеты, журналы);

периодам использования (условно-постоянная - справочная, нормативная и переменная - оперативные сведения);

видам основных функций управления (прогнозная, организационная, контрольно-учебная, регулятивная);

характеру представления (количественная и качественная) .

Не всякое знание может рассматриваться как информация, для понимания ее сущности большое значение имеет ее смысловое содержание. К информации обычно предъявляются определенные требования:

) полнота - отражение в полной мере управляемых процессов;

) достоверность - формирование на основе объективных данных;

) оперативность - поступление в сроки, достаточные для принятия своевременного решения;

) недопустимость неиспользуемых сведений ("шума"), осложняющих принятие решений;

) прозрачность - невозможность различных толкований;

) экономичность затрат при сборе информации, максимально возможная сохранность, наибольшее агрегирование (сжатие) при передаче на более высокий уровень управления.

Важно подчеркнуть, что информация, которой располагает человек, может быть обыденной, эмпирической, позволяющей человеку ориентироваться в своей повседневной жизни, и систематизированной, научной. Для осуществления управленческих функций необходима научная информация, причем ее характер зависит прежде всего от специфики объекта управления, от задач, которые перед ним поставлены, а также от компетенции управляющего субъекта. Если объектом управления выступает общество в целом, а решение предусматривает преобразование его существенных сторон, необходима комплексная информация о состоянии всех сфер общественной жизни: экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Если речь идет об управлении какой-то отдельной сферой жизни общества, то информация должна отражать прежде всего состояние этой сферы. Скажем, для управления экономикой преимущественно необходима производственно-экономическая информация, политической сферой - политическая информация и т. д.

Управление любой сферой общественной жизни, любым объектом есть и организация труда людей - непременных компонентов любой общественной системы. Поэтому управление обязательно предполагает сбор и переработку социальной информации, касающейся состояния отношений больших групп людей - классов, наций, производственных и иных коллективов, а также отдельных личностей. Например, управляя производственно-технической деятельностью какого-либо предприятия, важно располагать данными о состоянии присущего ему "социального микроклимата", то есть о людях, которые работают на данном предприятии, о сложившихся между ними отношениях .

Информация, используемая в управлении общественными системами, являет собой сложную совокупность, взаимодействие различных информационных потоков. Сюда входит: исходная информация, необходимая для выработки и принятия управленческих решений; сами решения, или управленческие команды, предопределяющие организацию управляющих и управляемых систем; регулирующая информация, представленная различного рода параметрами, нормативами, законами, инструкциями, технологическими картами и т. д.; оперативная информация, поступающая в процессе функционирования системы и характеризующая ее состояние; внешняя информация, поступающая от других систем, коммуникационно (функционально или структурно) связанных с данной системой; контрольно-учетная информация, характеризующая течение и результаты работы системы. Отобрать из многообразия информации данные, имеющие для управления существенное значение, - важная и трудная задача.

Всю информацию можно подразделить на потоки внутри данной системы, между ее компонентами (внутренняя информация), и потоки информации, циркулирующей между данной системой и внешней средой, с которой она состоит в функциональных связях (внешняя информация).

Информация внутреннего порядка обеспечивает взаимодействие между звеньями системы, объединяет их в единое целое, обеспечивает их движение к стоящей перед системой общей цели. Информация внешнего порядка устанавливает коммуникации данной системы с другими системами, оказывающими на нее различного рода воздействие.

Особенно большое значение имеет циркуляция информации между объектом и субъектом управления. Информация этого рода включает два типа потоков: потоки, циркулирующие по каналам прямой связи - от субъекта к объекту (прямая информация); потоки, циркулирующие по каналам обратной связи - от объекта к субъекту (обратная информация). Надлежащая организация прямой информации обеспечивает своевременное и качественное поступление на объект различного рода (исходных, корригирующих, контролирующих и т. д.) команд со стороны субъекта, а обратной информации - поступление в субъект данных о состоянии объекта и достижении (или недостижении) поставленной перед ним цели.

Оптимальным течение информационных потоков является в том случае, когда при минимуме первичной объективной информации достигается максимум полезной для управления информации, в результате чего обеспечивается эффективное функционирование системы.

Решить задачу оптимума информации весьма трудно, поскольку социальные системы вследствие их многокомпонентности и разнообразия внутренних и внешних взаимодействий являют собой широкую сеть альтернатив, причем не столько равновероятностных, сколько разновероятностных. Естественно, что оптимальное количество информации об общественной системе представляется в натуральном выражении достаточно большим. К тому же часть информации, поступающей от объекта к субъекту, теряется, часть искажается в результате ряда помех не только технического порядка, но и психологического, поскольку выбор сообщений для передачи, а также прием сообщений человеком облекаются в субъективную форму и в определенной мере зависят от его личного опыта, компетентности, психических особенностей. Отсюда особую важность для достижения оптимума информации приобретают методика и техника сбора первичных данных, их репрезентативность, надежность и высокая пропускная способность каналов прохождения информации, методика и техника приема и обработки информации .

Разработка системы мер, расширяющих возможности наиболее эффективного использования информации, - важное условие успеха в управлении. Среди этих мер первостепенное значение имеет тщательная подготовка субъекта управления к восприятию, оценке информации, выработка умения оценить ее социальную значимость, выбрать из потока информации наиболее общезначимую, наиболее социальную, поскольку этого типа информация неоценима в управлении. Сбор и обработка социальной информации немыслимы без применения современных технических средств.


3. Информационное обеспечение управления на примере "Управление соцзащиты Администрации Гафурийского района РБ"


Управление социальной защиты Администрации Гафурийского района РБ является территориальным органом департамента социальной защиты населения, осуществляющим полномочия на территории данного муниципального образования в области социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, в том числе детей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, предоставления мер социальной поддержки ветеранам войны и труда, жертвам политических репрессий, малоимущим и другим категориям граждан.

Управление социальной защиты населения состоит из следующих отделов:

отдел учёта и отчётности;

отдел по труду и социальным вопросам;

отдел организации работы с ветеранами, пожилыми гражданами и реабилитации инвалидов;

отдел социальной поддержки семьи и детей;

отдел технического обеспечения деятельности управления;

отдел назначения и выплаты социальных пособий, субсидий и компенсаций.

Систему информационного обеспечения нельзя рассматривать в застывшем виде, так как в этом случае не учитываются ни роль информационных потоков в деятельности учреждения, ни изменения самой системы под влиянием условий. В Управлении соцзащиты Администрации Гафурийского района была создана модель информационного обеспечения управления. В ходе подготовительного этапа было построено дерево целей и задач управления, а также установлены конечные результаты работы. Генеральная цель учреждения социального обслуживания - деятельность по удовлетворению потребностей граждан в социальных услугах.

Исходя из генеральной цели, а также нормативных документов, регламентирующих деятельность учреждений социального обслуживания, в качестве главных целей были предложены следующие:

  1. Выявление потребности в конкретных видах социальных услуг, анализ реальной и прогнозирование перспективной потребности в них.
  2. Оказание социально-экономической помощи.
  3. Оказание социально-медицинской помощи.
  4. Оказание социально-правовой помощи.
  5. Оказание психолого-педагогической помощи.
  6. Профилактика безнадзорности детей и подростков.
  7. Оказание помощи по проблемам планирования семьи.
  8. Оказание помощи детям с ограниченными возможностями.
  9. Проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  10. Кадровое обеспечение.
  11. Экономическое обеспечение.
  12. Материально-техническое обеспечение.
  13. Организация управления.

Каждая из основных целей была разбита на ряд более мелких, а те, в свою очередь, на подцели и т. д. Таким образом, можно видеть, что генеральной цели можно достигнуть при совокупности более мелких, конкретных подцелей. Информирование руководителей для обеспечения принятия эффективного решения также должно происходить по каждому конкретному направлению деятельности. Все потоки информации должны складываться в единую информационную систему, обеспечивающую достижение генеральной цели.

В качестве примера в табл. 2.1 приведено дерево целей и задач работы по оказанию социально-экономической помощи.


Таблица 2.1 Дерево целей и задач по оказанию социально-экономической помощи семье и детям

Цели первого уровня1 2Выявление и анализ причин, обусловливающих социальное неблагополучие. Повышение уровня жизни жителей районаЦели второго уровня1.1 1.2Участие в сборе, изучение обработанной информации. Прогнозирование развития ситуации на территории.2.1 2.2 2.3Организация сотрудничества с различными организациями и частными лицами по привлечению средств для оказания материальной и натуральной помощи нуждающимся. Оказание материальной (вещевой) помощи малообеспеченных семьям. Консультирование по вопросам самообеспечения семьи, улучшению своего материального положения и уровня обеспеченности. Содействие в организации семейного предпринимательства.Цели третьего уровня1.2.1 1.2.2 2.1.1 2.1.2 2.1.3 2.2.1 2.2.2Составление прогнозов динамики социального неблагополучия граждан. Выявление факторов, которые позволят обеспечить социально необходимый уровень жизни малообеспеченных семей. Содействие в трудоустройстве, получении или повышении квалификации. Создание БД по вакансиям. Консультации и содействие в получении льгот, пособий и других выплат. Создание БД малообеспеченных семей. Содействие в улучшении жилищных условий. Создание обменного пункта вещей.

Для разработки действенной организационной структуры учреждения недостаточно одних целей деятельности, нужно еще определить ее конечные результаты. Это и было сделано с учетом нормативных документов, а также разработанного дерева целей учреждения социального обслуживания. Для каждого подразделения, исходя из его целей, был выделен свой итог работы, по которому можно было судить об эффективности его деятельности. Ведь, только опираясь на достигнутые результаты, впоследствии можно выявить тенденции, эффективность управленческой деятельности, определить резервы для планирования на будущее.

Под анализом конечных результатов работы учреждения социального обслуживания понималось рассмотрение итогового состояния деятельности каждого подразделения в целом, а также практических действий по достижению этого итога. Проведение такого анализа предполагало разработку критериев, показателей оценки, на основе которых будет проводиться сравнение, оценка и будут делаться выводы, а также предполагало разработку форм и методов анализа. Оформление результатов целесообразнее проводить в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, поскольку именно эти формы позволяют наглядно представить проделанную работу, проанализировать ее, а не просто сделать краткий отчет. По итогам проблемного анализа результатов стало возможным выдвижение наиболее значимых для развития целей, уточнение их через конкретные задачи и мероприятия годового плана. Это позволило уйти от формализма в постановке задач, планировании и проведении контроля. Для нашего исследования наиболее важен следующий момент: выделение показателей итогового анализа работы учреждения социального обслуживания позволил определить направления сбора информации, действительно необходимой для достижения целей управления.

Формулировка системы целей и определение конечного результата работы учреждения социального обслуживания является исходным моментом проектирования системы информационного обеспечения, так как позволяет выделить основные направления сбора информации, но для определения направлений информационных потоков необходимо четко представить организационную структуру учреждения.

Система информационного обеспечения является внутренней основой по отношению к организационной структуре, так как при заданных информационных потоках организационная структура может меняться в незначительных пределах и в определенных направлениях.

Оптимальная организационная структура должна обеспечивать согласованность всех звеньев управляющей и управляемой подсистем, что достигается четким распределением должностных и функциональных обязанностей, эффективным использованием возможностей каждого со трудника, гармоничным соотношением вертикальных и горизонтальных связей.

Для построения модели информационного обеспечения была проделана следующая работа: собраны и проанализированы данные, отражающие существующую на практике систему информационного обеспечения; изучены и проанализированы элементы, являющиеся составными частями данной системы; установлены отношения и выявлены связи между этими элементами; изучены различия служебных функций разных сотрудников и подразделений; выявлена роль каждого структурного подразделения и каждого сотрудника в формировании информационных потоков.

В ходе подготовки к формированию модели информационного обеспечения была установлена возможность определения зависимости оптимальности управленческого решения от объема и достоверности информации и времени, затраченного на ее сбор и обработку; определены методы работы с информацией; установлена их зависимость от этапа работы с ней.

Было выявлено, что структура модели информационного обеспечения состоит из определенного комплекса элементов: направление сбора информации и требования к ней, методы ее сбора, обработки и хранения, направления информационных потоков, функциональных обязанностей структурных подразделений и отдельных сотрудников в формировании информационных потоков. В свою очередь, система информационного обеспечения управления состоит из следующего комплекса элементов: содержание информации, ее сбор, обработка и хранение. Все элементы системы имеют достаточно четкую взаимосвязь, которую определяет ведущий элемент системы - содержание информации, используемой в управлении. Именно содержание информации обусловливает связь остальных элементов: сбор - обработка - хранение.

Система информационного обеспечения (система сбора, обработки, хранения и использования комплекса сведений, характеризующих внутреннее состояние и внешние связи "Управление соцзащиты Администрации Гафурийского района РБ" в целях эффективного функционирования и развития) имеет следующее назначение:

обеспечение работников всех уровней информацией, необходимой для качественного выполнения ими своих обязанностей (определить направления собираемой информации, нужной для всех категорий работников и каналы ее передачи);

определение видов работ по информационному обеспечению, которые необходимо выполнять;

установление функций подразделений и отдельных сотрудников по выполнению всех видов работ с информацией;

определение периодичности сбора и формы хранения собранной информации.


Заключение


Уже давно стало очевидным, что эффективное управление возможно лишь на основе тщательного изучения всей информации, имеющей даже отдаленное отношение к управляемой системе. В свою очередь реализация управленческого решения требует грамотного информационного обеспечения, которое по своему содержанию, интенсивности, используемым технологиям и другим характеристикам меняется в зависимости от этапа его реализации.

Понятие "информация" в конце XX в. стало одним из самых употребляемых потому, что информация пронизывает все сферы человеческой деятельности, служит проводником всех знаний и мнений, универсальным инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, нагнетания конфликтов и напряженности, утверждения стереотипов мышления и поведения.

В результате информационной революции информация становится важнейшим ресурсом не только управления, но и всей общественной жизни.

Социальная информация - это ориентирующее знание о состоянии социальной системы, процесс обеспечения познавательных потребностей общества на основе применения информационных технологий.

Существуют определенные законы и принципы современного сбора, хранения и анализа информации, которые необходимо знать. Например, очень важно понять, что информации не должно быть много, она не должна содержать неиспользуемых сведений, которые осложняют работу по принятию решения.

Информация должна формироваться на основе объективных данных, поступать в сроки, достаточные для принятия своевременного решения, и т. п. Незнание элементарных правил в этой области или их извращенное использование превращает информацию из большого блага общественного прогресса в такое же зло, которое может стать тормозом в принятии управленческого решения.

Таким образом, необходимость социального управления, прежде всего, обусловлена разделением труда и потребностью его кооперации. Поэтому управление является необходимым условия существования и развития общества.

В современном социуме, среди множества концептуальных моделей которого преобладает понимание его как "информационного общества", качество информационного обеспечения решений в существенной мере предопределяет их успех.

Все вышеизложенное в работе позволило сделать следующие выводы.

Особенность социального управления как самостоятельной отрасли социальной жизни состоит в том, что оно является сферой духовной жизни людей, во многом зависит от состояния общественного и индивидуального сознания. Поэтому степень управляемости общественными делами определяется такими регуляторами общественной жизни, как: культура, традиции, идеология, нормы морали, целостность мышления и т.п. Зависимость эта возрастает по мере повышения зрелости самого общества, развития социального прогресса.

Суть социального управления определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей. Его целью является исследование деятельности органов управления как социальных систем, изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления на социальный объект. Задачами социального управления являются: изучение реальных фактов, обнаружение тенденций развития, объяснение нововведений, построение эффективных направлений, формирование научно-обоснованных рекомендаций управленческой деятельности. Функциями социального управления являются: целеполагание, разработка комплексных целевых программ и проектов, стратегическое целеполагание, ценностное воздействие, нормативное регулирование и моделирование в управлении общественными делами, информационное обеспечение социального управления. Все эти элементы позволяют эффективно управлять общественной жизнью.

Понятие "информация" в конце XX в. стало одним из самых употребляемых потому, что информация пронизывает все сферы человеческой деятельности, служит проводником всех знаний и мнений, универсальным инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, нагнетания конфликтов и напряженности, утверждения стереотипов мышления и поведения. В результате информационной революции информация становится важнейшим ресурсом не только управления, но и всей общественной жизни. Социальная информация - это ориентирующее знание о состоянии социальной системы, процесс обеспечения познавательных потребностей общества на основе применения информационных технологий.

Достоверная информация необходима для всех этапов управления: от постановки задач до осуществления мер социального контроля, оценки эффективности принятых решений и их коррекции. Поэтому без необходимого информационного обеспечения нет эффективного социального управления.

Существуют определенные законы и принципы современного сбора, хранения и анализа информации, которые необходимо знать. Например, очень важно понять, что информации не должно быть много, она не должна содержать неиспользуемых сведений, которые осложняют работу по принятию решения. Информация должна формироваться на основе объективных данных, поступать в сроки, достаточные для принятия своевременного решения, и т.п. Незнание элементарных правил в этой области или их извращенное использование превращает информацию из большого блага общественного прогресса в такое же зло, которое может стать тормозом в принятии управленческого решения.

Результаты, полученные в ходе исследования информационного управления на примере "Управления соцзащиты Администрации Гафурийского района РБ", позволили выдвинуть следующие рекомендации, направленные на совершенствование, повышение эффективности информационного обеспечения управления учреждениями социального обслуживания населения:

сосредоточить все основные виды информационной деятельности в отделении первичного приема информации, анализа и прогнозирования;

на базе применяемых в настоящее время в учреждениях социального обслуживания локальных сетей - для бухгалтера, организации делопроизводства, кадровой службы, руководителя, психолога - необходимо создать интегрированную информационную систему на основе современной компьютерной техники, оснащенной автоматизированными средствами ввода и вывода данных, использования сетевых технологий, сокращения традиционного документооборота.


Список использованных источников и литературы


Акимова, Т.А. Теория организации / Т.А. Акимова. - М.: ЮНИТИ., 2013. - 240 с.

Алексеёнок, А.А. Социальное управление. Учебное пособие / А.А. Алексеёнок. - Орёл: Издательство ОРАГС, 2012. - 80 с.

Андреева, И.В. Организационное поведение / И.В. Андреева, В.А. Спивак. - М.: Дело, 2013. - 327 с.

Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций / Г.В. Атаманчук. - М.: Омега-Л, 2011. - 638 с.

Вершигора, Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие / Е.Е. Вершигора.- М.: Инфра-М, 2011.- 283 с.

Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, про-цесс: Учебник / О.С. Виханский, А.Э. Наумов.- М.: Инфра-М, 2010.-320 с.

Горбухов, В.А. Основы социального управления: учебное пособие / В.А. Горбухов. - М.: ФОРУМ, 2011. - 224 с.

Дятченко, Л.Я. Социальные типологии в управлении общественными нормами / Л.Я. Дятченко. - М.: Маршрут, 2012.- 373 с.

Зборовский, Г.Е. Социология управления: Учебное пособие / Г.Е. Зборовский, Н.Б. Костина. - М.: Эксмо, 2012. - 426 с.

Иванов, В.С. Основы социального управления / В.С. Иванов. - М.: Академия, 2012. - 462 с.

Игнатов, В.Г. Становление государственного и муниципального управления / В.Г. Игнатов. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2013. - 396 с.

Медынский, В. Г. Теория управления: Учебник / В. Г. Медынский. - М.: Инфра-М, 2013. - 293 с.

Неретина, Е.А. Управление социальными процессами / Е.А. Неретина. - М.: Академия, 2011. - 320 с.

Слепенков, И.М. Основы теории социального управления / И.М. Слепенков, Ю.П. Аверин. - СПб.: Питер, 2013.- 411 с.

Социальный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. М.: Высшая школа, 2010. - 189 с.

Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2011. - 558 с.

Теория управления. Учебник / Под ред. Ю.В. Васильева.- М.: Финансы и статистика, 2012.- 608 с.

Управление социальными процессами в регионе / Под ред. Н.М. Горбукова. - М.: РАГС, 2011. - 362 с.

Фролов, С.С. Социология предприятий / С.С. Фролов.-М.: Академия Пресс, 2011.-524с.

Энциклопедия управленческих знаний. Основы современного социального управления: теория и методология. / Под ред. В.Н. Иванова. - М.: Таурус, 2012. - 522 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Признаки управления:

Обязательно качество целостной организованной системы;

Наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;

Определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);

Служит интересам взаимодействия основных элементов;

Обеспечивается системой определенных средств.

Виды управления: механическое, технологическое, биологическое, социальное.

1.2. Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;

2) обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;

4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

5) субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

6) объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;

7) реализуется в рамках определенного механизма.

Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.

Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

Прямые связи – целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Обратные связи – канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.

Стадии процесса управления:

Анализ управленческой ситуации;

Выработка и принятие решения;

Организация и исполнение решения;

Контроль выполнения решения;

Подведение итогов, внесение корректив.

1.3. Функции социального управления: понятие и виды

Функции социального управления – обусловленные социальным назначением, наиболее типичные, однородные, стабильные направления управленческого воздействия, отвечающие его целевому предназначению и задачам.

Признаки функций социального управления:

Обусловлены социальным назначением управления;

Характеризуются определенной направленностью и стабильностью;

Представляют собой внешнее проявление свойств системы управления;

Представляют собой направление его активного действия;

Предопределяются поставленными целями и задачами.

В зависимости от содержания и характера воздействия можно выделить следующие функции управления: общие (присущи всем системам управления); специальные (присущи отдельным системам управления, например федеральная служба безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность); обеспечивающие (создают условия для реализации общих и специальных функций, например материально-технического обеспечения; кадровая; финансово-плановая и др.).

В зависимости от направления воздействия выделяют внутренние и внешние функции.

В зависимости от времени действия существуют функции постоянные и временные.

Общие функции управления:

Информационное обеспечение – сбор, получение, обработка, анализ и хранение информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности;

Прогнозирование – предвидение перспектив развития событий или процессов в будущем;

Моделирование – создание образца (модели) определенных управленческих отношений для предвидения решения управленческих задач в будущем;

Планирование – определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития процессов в системе управления;

Организация – формирование системы управления, установление ее принципов, субъектного состава, приведение в состояние готовности;

Координация – согласование совместной деятельности различных субъектов управленческих отношений для достижения поставленных целей и задач управления;

Распорядительство – оперативное регулирование управленческих отношений, дача указания исполнителям;

Регулирование – установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления;

Контроль – установление соответствия или отклонения фактического состояния системы управления от заданных параметров;

Учет– фиксация информации, выраженной в количественных показателях, о результатах состояния системы управления.

1.4. Государственное управление: понятие, принципы, цели

Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Признаки государственного управления:

Это вид государственной управленческой деятельности;

Деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

Деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

Деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

Характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

Осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

Обеспечивается посредством системы гарантий;

Нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления:

1) социально-экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

2) политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

3) обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;

4) организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.

Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.

Общие (социально-правовые) принципы:

Демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);

Законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;

Объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;

Научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;

Конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;

Разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;

Федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

Эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

Организационные принципы:

Отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);

Территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);

Линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;

Функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);

Двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;

Сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

1.5. Исполнительная власть: понятие и признаки

Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.

Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.

Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

Признаки исполнительной власти:

Является самостоятельной ветвью единой государственной власти;

Выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;

Осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;

Обладает предметно-функциональной самостоятельностью;

Обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;

Организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;

Ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;

Носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;

Имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.

1.6. Цели, функции и уровни исполнительной власти

Цели исполнительной власти:

1) обеспечение безопасности личности, общества, государства;

2) создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;

3) создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;

4) защита человека от противоправных посягательств. Функции исполнительной власти:

1) исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;

2) правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

3) социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

5) регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;

6) нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;

7) охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.

Социальное управление - один из наиболее сложных видов общего управления. Любая общественно-экономическая форма­ция, являясь совокупностью органически взаимосвязанных эле­ментов и процессов, есть целостная система, в рамках которой осуществляется управление, свойственное обществу на любой ступени его развития.

На различных этапах развития человечества меняются тип, методы и формы управления, его цели, но неизменной остается необходимость управления всеми важнейшими сторонами обще­ственной жизни. Управление - особая функция, возникающая из самой природы общественного процесса труда.

Общество, как и производство, нуждается в том упорядоче­нии, ради которого управление осуществляется. Совокупное выpажение общественных связей не может само по себе автомати­чески обеспечить необходимое взаимодействие между составны­ми элементами общества как целостной системы, бесперебой­ность осуществления всех задач, достижение поставленных це­нен. Отсюда и возникает объективная необходимость в управле­нии, которое по своему основному содержанию сводится к упо­рядочению общественных отношений, регулированию различных сторон и проявлений общественной жизни, объединению усилий людей, налаживанию совместной работы.

Социальное управление, являясь условием нормального функционирования общества и одним из атрибутов общественной жизни, обладает определенными признаками:

есть только там, где имеет место совместная деятельность людей;

Это упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организо­ванный характер;

В качестве основного объекта воздействия подразумевает по­ведение людей и их взаимоотношения;

Осуществляется на началах подчинения участников совмест­ной деятельности единой управляющей воле, из чего выте­кает властность социального управления, которая означает, что субъект управления формирует и реализует господствую­щую волю, а объект подчиняется ей. Следовательно, власть-специфическое средство, обеспечивающее подчинение воли уп­равляемых воле управляющих;

Нуждается в особом механизме реализации, который пред­ставляют субъекты управления (определенные группы людей, организационно оформленные в виде соответствующих орга­нов управления (общественных или государственных), выпол­няющих определенные функции).

В социальном управлении, как и в управлении в других сферах, следует различать субъект управления, объект управле­ния, содержание управления (цели, задачи, функции), управляю­щий цикл (стадии процесса управления).

Субъектами социального управления являются как отдель­ные лица (управляющие), так и организованные коллективы людей.

Объектом управления является поведение людей.

Цели и задачи социального управления могут быть различ­ными, а функции подлежат систематизации.

Общие функции социального управления:

сбор и обработка (анализ) социальной информации;

Прогнозирование - предвидение изменений в развитии ка­ких-либо событий или процессов на основании полученных данных и достижений науки;

Планирование - определение направлений, целей, задач и ре­зультатов управленческой деятельности, а также способов и средств их достижения;

Организация - формирование системы управления, упорядо­чение управленческих отношений между субъектом и объек­том управления, определение их прав и обязанностей, поряд­ка взаимоотношений, структуры и штатов органов, подбор и расстановка кадров и т.д.;

Регулирование - корректировка повседневной деятельности объектов, оперативное внесение изменений и дополнений в установленные задачи, устранение условий и ситуаций, нару­шающих нормальный ход процесса управления;

Координация - обеспечение согласованности действий всех объектов управления, увязка их функционирования для дос­тижения целей управления;

Контроль - постоянное наблюдение (надзор) за упорядочен­ностью управляемой системы, ее состоянием, соответствием заданным программам;

Законность - обеспечение единообразного подхода к соблюде­нию законов всеми участниками управленческого процесса;

Безопасность - обеспечение безопасности (территориальной, экологической, информационной, энергетической, продоволь­ственной и т.д.) на управляемой территории.

Процесс управления носит циклический характер, осуще­ствляется в определенной последовательности и проходит ряд стадий, основные из которых:

Анализ социальной информации;

Выработка и принятие управленческого решения;

Подбор и расстановка его исполнителей;

Организация исполнения управленческого решения;

Контроль за исполнением решения и подведение итогов.

Субъект управления, объект управления, их взаимосвязи и функции составляют систему социального управления. Управление обществом есть управление людьми. В этом смысле оно является условием нормального функционирования общества, одним из атрибутов общественной жизни. Во всех случаях, ког­да управление рассматривается в качестве общественно необхо­димой социальной категории, его объектами являются поведе­ние людей, их действия, поступки. В общественных связях, подвергаемых управляющему воздействию, активно проявляют себя моля, сознание человека. В силу этого объектом социального управления является волевое поведение людей. Таким образом, волевой характер социально-управленческих отношений опре­деляется тем, что их участниками являются люди, обладающие нолей и сознанием. Указанные отношения проходят через со­знание людей; являясь прямым результатом воли и сознания человека, они подвержены воздействию с их стороны.

Итак, социальное управление представляет собой организо­ванную, общественно значимую деятельность людей (воздействие одних людей на других) с целью обеспечения согласованности и упорядоченности социально значимых процессов (совместных действий людей, их коллективов) для достижения поставлен­ных задач (устойчивого развития социальных систем).

Следует иметь в виду, что система социального управления состоит из ряда четко выраженных подсистем. Это дает основа­ние для постановки вопроса о видах социального управления. В современной научной литературе он решается неодинаково. На наш взгляд, главный критерий, руководствуясь которым можно принципиально решать вопрос о видах социального уп­равления, это субъект управления, ибо именно он реализует фун­кции управления в различных сферах общественной жизни при­менительно к тем или иным объектам. Также можно выделить государственное и общественное управление.

Виды управления различаются не только по субъектам, но и по методам управления. При этом если говорить, например, о государственном управлении, то оно будет политическим по сво­ей сути, характеру.

Каждый из видов социального управления может быть раз­делен на ряд подвидов в зависимости от объектов, характера, направленности и т.д. Например, государственное управление в широком смысле слова осуществляется органами государства и некоторыми негосударственными субъектами по поручению го­сударства.

1.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ:ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Государственное управление - особый вид социального уп­равления. Ему присущи все общие признаки и черты, свойствен­ные социальному управлению. Вместе с тем государственное управление имеет и свои основные черты и особенности. Госу­дарственно-правовой характер управления проявляется в том, что, во-первых, в процессе его реализуются задачи, функции и интересы государства; во-вторых, функции управления осуще­ствляются специальными субъектами, формируемыми государ­ством; в-третьих, эти субъекты действуют по поручению госу­дарства; в-четвертых, они наделяются необходимыми полномо­чиями государственно-властного характера; в-пятых, они дей­ствуют в рамках, устанавливаемых для них государством в со­ответствующих нормах права; в-шестых, все ведущие варианты управленческих систем опосредуются правом.

Подход к пониманию управления в масштабе общества раз­личный даже по объему. Дело в том, что от имени государства действуют практически все государственные органы, а не только те, которые именуются органами государственного управления. Вместе с тем функции управления в масштабе всего общества в самом широком их понимании связываются с организацией всех сторон общественной жизни. При такой постановке воп­роса деятельность органов государственной власти, суда, проку­ратуры в совокупности составляет управление государством.

Государственное управление в широком смысле слова мож­но характеризовать как всю деятельность государства по орга­низующему воздействию на общественные отношения.

В то же время имеется ряд факторов, которые не дают осно­вания считать подобную характеристику управления универсальной.

В частности, нельзя игнорировать то обстоятельство, что в государственно-правовой практике прочно укоренилось и получило закрепление иное, более узкое понятие, а именно «государственное управление» в собственном смысле слова. Оно не может быть отождествлено с понятием «управление государством».

Анализ соответствующих правовых норм не позволяет ставить

знак равенства между деятельностью органов законодательной власти, суда, прокуратуры, с одной стороны, и деятельностью органов государственного управления - с другой.

Государственное управление (в широком смысле) - уп­равление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и ветвями власти (законодательной, исполни­тельной и судебной).

Государственное управление (в узком смысле) - подза­конная, юридически властная, организующая деятельность осо­бой группы субъектов (органов, должностных лиц), состоящая и практическом исполнении задач и функций государства в про­цессе руководства экономической, административно-политичес­кой и социально-культурной областями.

Государственное управление базируется на основных поло­жениях-принципах. Принципы государственного управления - основополагающие начала, наиболее общие идеи, отражающие его сущность. В научной юридической литературе принципы государственного управления делятся на две группы:

Общие (социально-политические): приоритет прав личности, демократизм, объективность, научность, конкретность, опера­тивность, гласность, эффективность;

Организационные: отраслевой, линейный, территориальный, функциональный, двойного подчинения, сочетания единона­чалия и коллегиальности.

В действующем законодательстве в специальном и само­стоятельном смыслах употребляются различные термины, име­ющие единую основу: «государственное управление», «органы государственного управления», «отрасли государственного управ­ления» и т.д. Данная терминология имеет строго целевое на­значение: распространяется не на все органы государства, а лишь на специально образуемые в качестве органов государственного управления. Функции государства реализуют все государственные

органы. Все они осуществляют единую государственную власть. Однако в рамках такого единства наблюдается извест­ное разделение труда, в основе которого лежат различия в фор­мах и методах реализации функций государства. Соответствен­но выделяются самостоятельные виды государственной деятель­ности. Для каждого из них характерны специфическое назначе­ние, особый субъект - государственный орган; особые методы деятельности (способы осуществления функций государства).

Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие виды государственной деятельности:

осуществление законодательной деятельности;

Государственное управление;

Правосудие;

Контроль и надзор.

Теория разделения властей вытекает из следующих прин­ципиальных позиций. Государственная власть не может при­надлежать одному лицу или одному государственному органу, ибо это создаст угрозу тоталитарного, антидемократического ре­жима. Соответственно государственная власть должна строить­ся на определенной специализации, не нарушающей, однако, ее принципиального единства. Государственные органы - это вет­ви единого «дерева», требующие разделения властных функций между ними. Поэтому и появились три ветви государственной власти, отличающиеся определенной степенью самостоятельно­сти. Каждой ветви соответствуют субъекты, ее выражающие. Таким образом, исполнительная власть представляет собой от­носительно самостоятельную ветвь единой государственной вла­сти, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ветвями.

Все ветви государственной власти закреплены конституци­онно, имеют специфическое место в общем механизме государ­ственного воздействия на общественные отношения.

Основному направлению деятельности каждого вида орга­нов соответствуют определенные, специфичные именно для них юридические формы, являющиеся внешним выражением выпол­няемых ими функций.

Несмотря на то, что конкретная роль органов государствен­ного управления различна, имеются четкие основания для того, Чтобы привести их к единому знаменателю - определению ос­новного назначения осуществляемой ими деятельности, имею­щей исполнительный и распорядительный характер. Суть та­кого назначения заключается в исполнении законов и других правовых актов органов государственной власти.