Что такое привычка. Привычка бесконтрольного приема пищи - переедание

Мы хотим сбросить вес, но не можем остановиться жевать без конца. Мы хотим иметь денежные сбережения, но не можем контролировать свои траты. Мы хотим быть здоровыми, но продолжаем курить, выпивать и принимать запрещенные препараты. Иной раз мы даже не можем контролировать свое внимание…!!!

Владеем ли мы собой или наши привычки контролируют нас?

Психологи всегда стояли на том, что мы не можем заставить кого-то измениться через силу. Любой вид давления и принуждения создает только еще большее сопротивление и наши «благие намерения», как правило, заканчиваются абсолютной неудачей. Так почему же так сложно изменить свое поведение и старые привычки? Исследования мозга дают нам более аккуратную и ясную картину, почему это так сложно, и что следует с этим делать.

Привычки помогают нам без проблем совершать ежедневную активность. Наше подсознание освобождает нас от необходимости сознательных раздумий о каждом незначительном шаге и акте, входящих в ежедневную активность: от варки кофе до работы на компьютере. Наш ум моментально запоминает последовательность стимулов и в дальнейшем не тратит свою энергию на каждую мелочь в привычной обстановке, именно поэтому наше мышление и поведение по большому счету – цепочка автоматических заученных реакций. Это позволяет сознанию справляться с более важными и немедленными стимулами в текущем моменте. Что же в этом не так? Дело в том, что наши вредные привычки имеют такой же автоматический механизм: они «умирают» бесконечно и легко возвращаются, особенно когда мы думаем, что мы окончательно с ними покончили, о чем ярко свидетельствуют бесчисленные примеры вечно бросающих курильщиков и постоянно завязывающих алкоголиков.

Человеческий мозг взаимодействует с миллионами бит информации каждую секунду, но сознательно мы способны воспринимать только небольшую часть из них. Наше бессознательное берет остальное на себя. Мозг работает именно по такой схеме, и это позволяет сознанию успешно справляться с немногочисленными, но важными вещами в настоящий момент.

Исследования такого зависимого поведения, как алкоголизм и наркомания, показали, что мозг продуцирует свой собственный «наркотик» - дофамин, он играет решающую роль в формировании мотивации и чувства удовольствия. Дофаминергические пути связаны с лимбической системой мозга, отвечающей за наше эмоциональное состояние. Вместе с гипоталамусом они «шлифуют», оттачивают и закрепляют воспроизводимое вновь и вновь поведение посредством создания сильных и ярких воспоминаний. Проблема у зависимых людей возникает тогда, когда стремление к удовольствию становится неконтролируемым. С каждой неконтролируемой дофаминовой волной удовольствия начинают страдать лобные доли коры головного мозга, отвечающие за сознательный контроль. В мозге зависимого человека постоянно происходит ожесточенная борьба между конкурирующими нейронными путями, одни из которых вынуждают человека поддаться зависимости, а другие – призывают его сдерживаться.

Вредные привычки функционируют также как и зависимое поведение: то, как мы думаем и как действуем, прочно укоренилось в мозгу, и дофамин выделяется при каждом повторении проторенных путей. Бросать привычку становится вдвойне сложнее, когда мозг начинает создавать собственные механизмы сопротивления, которые направлены на то, чтобы мы не смогли легко поменять то, что давно стало автоматическим и бессознательным. Анализ пациентов с сердечными заболеваниями, которые также были заядлыми курильщиками или страдали от ожирения, свидетельствует, что даже после многократных операций и серьезных проблем со здоровьем, большинство пациентов возвращается к старым паттернам поведения и разрушительному образу жизни.

Квантовое направление в нейронауке также показало, мозг способен создавать новые клетки мозга и новые нейронные соединения на протяжении всей нашей жизни, а не только в детстве, как это предполагалось ранее. Способность мозга создавать новые нейроны не теряется с возрастом и продолжается до самой смерти. Каждый раз, когда мы думаем иначе, мы создаем новые нейронные пути в своей голове. И каждый раз, когда мы думаем по-старому или уходим в воспоминания – наши старые нейронные соединения становятся сильнее и прочнее. Исследования мозга свидетельствуют о том, что нейроны и связи между ними меняются при формировании новых привычек, эти связи снова меняются, когда привычки бросаются, однако они быстро восстанавливаются, особенно, когда что-то в окружении напоминает нам о старой привычке. Исследователи сходятся на мнении о том, что наш мозг хранит память о любых нейронных следах бесконечно долго, и их легко можно запустить вновь в любой момент.

Не удивительно поэтому, что привычки, а уж тем более – вредные, так сложно искоренить! Что же делать тем из нас, кто хочет изменить свое мышление или поведение?

Исследователи калифорнийского университета провели серию экспериментов, что позволило засвидетельствовать парадоксальный факт: «постоянный пересмотр и анализ наших ошибок и нежелательного поведения с повторным переживанием негативных эмоций, которые сопровождали наше поведение в первый раз, держит нас в негативном ключе и не способствует изменению поведения». Исследование мозга также показало, что эмоции – это то, что запускает процесс принятия решений. Каждый день мы принимаем решения без всякого на то сознательного контроля, просто руководствуясь тем, что мы чувствуем.

Другая часть ответа лежит в области психотерапии. Так называемая «третья волна психологов» обращает наше внимание не на то, как манипулировать содержанием наших мыслей, а на то, как менять сам контекст мышления, они рекомендуют нам поменять сам способ того, как мы воспринимаем свои мысли и чувства. Изменив свое отношение к тому, как мы мыслим, мы становимся способны контролировать свое поведение. В то время как когнитивные психотерапевты фокусируются на «когнитивных ошибках», психологи третьей волны поощряют развитие нашей осознанности и применения особого вида медитации, когда мы просто наблюдаем за ходом мыслей как бы из другого измерения.

Сколько же времени требуется для создания новой привычки? Раньше считалось, что 21 день – оптимальный срок для формирования и закрепления нового поведения. Однако это не совсем так. Современные исследователи сходятся на цифре 66. Другими словами, только через два месяца ежедневных репетиций ваше поведение станет привычным и перейдет на автоматический уровень исполнения.

Вот, что следует помнить при очередных попытках изменить свое поведение:

1. Привычное мышление и поведение – результат взаимодействия нейронных путей в нашем мозге. Воспроизведение привычных паттернов поведения каждый раз сопровождается выбросом дофамина – естественного «наркотика» мозга.

2. Бессознательные процессы предопределяют большинство наших реакций.

3. Эмоции – то, что является основным при принятии решений. Логика и аналитическое мышление – часто только рациональный способ обоснования эмоциональный решений.

4. Мозг задействует сопротивляющиеся механизмы, как только мы пытаемся изменить привычный уклад.

5. Концентрация внимания на желательных новых патерах мышления и поведения важнее, чем анализ и попытки изменения старых паттернов, последнее только увеличивает риск возвращения к старому.

Испытуемые, которые успешно удерживали новые позиции при изменении своего поведения, поступали так:

1. Они четко определяли свою проблему и что конкретно они хотели изменить в своем поведении. Они соглашались с тем, что их поведение перестало их удовлетворять. В то же время, они воспринимали изменения позитивно. То, как испытуемые видели задачу, определяло их способность ее решать.

2. Они расставляли приоритеты. Как известно, любой психический ресурс имеет свои пределы, сила воли – не исключение. Те, кто задействовал силу воли, чтобы работать допоздна, обладал уже меньшей волей, чтобы отказаться от позднего ужина или лишней сигареты.

3. Они достаточно отдыхали. Их способность к самоконтролю снижалась, когда они чувствовали усталость.

4. Они создавали все условия для желательного поведения. Они организовывали свой быт и деятельность так, чтобы не упражняться в силе воли слишком часто.

5. Они не переоценивали свои силы и возможности и не создавали себе ситуаций, в которых их терпение и выдержка могли им отказать.

Цитата/афоризм

Франклин П.Джонс: «Каждый должен иметь какие-то дурные привычки, чтобы было от чего отказаться, если здоровье ухудшится».

Б.Стрейзанд: «Почему жена десять лет усердно старается изменить привычки мужа, а потом жалуется, что он не тот человек, за которого она выходила?».

Анекдот

Когда я выходила замуж, - отметила Юлия, - мой муж был заядлым курильщиком, с легкими, насквозь пропитанными табаком. А теперь он даже не прикасаемся к этому зелью.
- Неплохо, - сказала одна из собеседниц. - Чтобы расстаться с такими привычками, надо иметь очень сильную волю.
- Ну, этого у меня хватает, - довольно ответила Юля.

Недавно смотрел очередной ролик известного бизнес-тренера. Он говорил о том, что нужно изменять привычки, для того чтобы изменить жизнь. Вполне логично. Не поспоришь. Сразу всплыла в голове цитата приписываемая Ганди «... Следите за своими привычками. Пусть ваши привычки будут позитивными, потому что ваши привычки становятся вашими ценностями. Следите за своими ценностями. Пусть ваши ценности будут позитивными, потому что ваши ценности становятся вашей судьбой!»

Но пару дней спустя мне вспомнилась книга Роберта Чалдини «Психология влияния» , в которой он объяснял, как нашими привычками пользуются все, кому это выгодно. И в голове засел вопрос: «Привычки - это хорошо или плохо?»

Логичен ответ: хорошие привычки это хорошо, плохие привычки это плохо. А как понять привычка положительная или отрицательная?

(Я не беру в расчет вредные привычки: употребление алкоголя, курение табака, и т.д. Они отрицательные априори, даже если имеют некоторые плюсы.)

Что такое привычка?

Привычка - это внутренний импульс как реакция на обстоятельства. Перед тем как лечь спать, мы идем чистить зубы. Обстоятельства - время и место - вечер и дом. Импульс - почистить зубы. Если данная процедура не является привычкой, то нам требуется усилие, чтобы вспомнить о необходимости чистить зубы, принять решение нужно это делать или нет, и заставить себя сделать. Какой расход энергии!

На мой взгляд, привычки сродни алгоритму робота. Это цикл действий, которые отработаны настолько, что нет необходимости эксплуатировать сознание. Они очень удобны, так как экономят время и энергию и позволяют использовать сознание для сторонних размышлений.

Давайте тогда рассмотрим, чем отличаются действия человека и робота.

Что сделает робот, если столкнется с задачей, для которой нет программы?

В лучшем случае остановится, в худшем - нанесет вред, в том числе себе. Если он повторно столкнется с той же задачей, исход будет зависеть от того, внесли изменения в алгоритм или нет. И так далее.

К примеру, робот проводит покраску определенной детали. Если деталь установить не стандартную, то он либо остановится, либо сломает ее, либо сломается сам.

Что сделает человек, если столкнется с новой задачей?

Решит ее наиболее удобным для себя способом. Если он столкнется с подобной задачей повторно, он решит ее тем же способом (если был положительный результат). И так далее. Со временем у человека формируется привычка.

Например, мужчина пришел в магазин за соком. Его любимого сока не было, и он купил другой (той же цены; той же марки, но другого вкуса; в необычной упаковке). Жена его поблагодарила, так как это был ее любимый сок. В следующий раз произошло тоже самое. Началось формирование привычки. Купил сок - получил похвалу. Вместо жены может быть руководитель, вместо сока - сверхурочная работа, вместо похвалы - премия.

Хорошая это привычка или плохая?! Ответить уже сложнее, не так ли?!

Значительное отличие человека от робота в том, что человек сам себе может и должен ставить задачи, писать алгоритм выполнения и вносить коррективы, а значит, может и должен сам формировать свои привычки.

Привычка хороша тогда, когда выполнение происходит на автомате, а запуск в полуавтоматическом режиме. Если сравнить с роботом, то даже наличие нужной программы не спасет от аварии, если предварительно не исключены все возможные помехи (человек в контуре, деталь криво установлена). В случае с человеком - сознание должно иногда вмешиваться в оценку обстоятельств и приостанавливать привычку, если обстоятельства изменились, или запускать, если обстоятельства влияют не сильно. Привычка улыбаться при встрече будет неуместна на похоронах.

Зачем формировать привычки?

1. В современном мире огромное количество факторов требующих внимания нашего сознания , нашей оперативной памяти (люди, информация, собственные мысли) и было бы роскошью тратить его на обдумывание последовательности чистки зубов. Сначала верхние правые, потом нижние правые, потом передние или как вы их чистите? Плюс ко всему сознательная чистка заняла бы чуть больше времени, чем бессознательная, а время - еще бОльшая роскошь. Поэтому привычки важны сейчас как никогда раньше.

2. В нашем сознании постоянно роятся мысли, и нам постоянно нужно принимать решения , но когда в нашей оперативной памяти сталкиваются несколько глобальных задач (выбор маркетинговой стратегии, выбор подарка маме, выбор фильма на вечер и выбор сока) мы выбираем для обдуманного осознанного решения самую простую и тратим на нее все ресурсы, а другие откладываем на потом или решаем привычным для нас способом (сваливаем на другого, субъективно выбираем решение, которое больше нравится, подкидываем монету). Записывать мысли - это тоже положительная привычка, также как и принимать решения на бумаге, а не в голове.

3. Привычки нужны для того, чтобы освободить оперативную память для принятия более важных решений. Если мы будем задумываться над простыми вещами, то не сможем обдумывать сложные.

4. Привычки - автоматические алгоритмы , а автоматизация направлена на снижение трудозатрат и времени.

5. Чем больше у нас алгоритмов, тем легче нам выполнять другие действия. Если половина наших действий натренирована, и мы во время этих действий экономим время и энергию, то на остальные действия мы можем потратить все накопленные средства. Отработка своих индивидуальных действий (мимика, поза, голос) позволит не думать о собственном поведении и сосредоточится на собеседнике.

6. Невозможно выполнять два сознательных дела одновременно , поэтому некоторые дела стоит перевести в бессознательное - в привычку, т. е. натренировать, как вождение автомобиля, чистку зубов и т.д.

Какие задачи автоматизировать - делать привычными?

1. Начните с самых распространенных: рано ложиться и рано вставать, заниматься спортом, пить больше воды и т. д.

2. Усложните. «Правило двух минут» - выполнение простых задач сразу при поступлении. Составление плана на день, ведение дневника.

3. Дневник и планы подскажут, что автоматизировать дальше. Это должны быть задачи, наиболее часто решаемые. Например, подготовка совещания или уборка квартиры.

Как обзавестись положительной привычкой?

1. Чтобы эти алгоритмы работали правильно, нужно писать их самому, периодически просматривать и отлаживать. Только тогда мы можем быть уверены, что никто не влезет в нашу программу. Вашими привычками могут воспользоваться только в том случае, если они не ваши.

2. Дисциплина. Главное слово, которое вы должны знать при формировании привычек.

3. Создав привычку самостоятельно, осознавая цель, мы можем в любой момент пойти другим путем, и это не будет нарушением дисциплины. Если преподаватель всегда делает перекличку по алфавиту с «А» к «Я», он может провести ее в обратном порядке, чтобы растормошить заспанных студентов.

4. Одна привычка за один раз. Чтобы сделать что-то хорошо, нужно на этом сконцентрироваться и не разделять сознание на десяток задач.

5. Превращайте в привычки простые действия. Проверка автомобиля перед выездом, но не поездка от дома до работы.

6. План:

Записать привычку, которой хотим обзавестись и описать ее. Например, ежедневно делать зарядку. 100 отжиманий, 100 упражнений на пресс и 50 приседаний.

Записать цель. Для того чтобы чувствовать себя бодрее в течении дня или для экономии времени и введения стандарта.

Записать время. Ежедневно с 6:00 до 6:30.

Записать награду. За неделю ежедневных упражнений - 2 часа игры в WoT.

Предупредить заинтересованные стороны. Близких.

Составить чек-лист, вести его и анализировать. Есть много приложений в помощь. Но бумажный лучше.

Довести привычки до автоматизма. Тренировка любого действия начинается с точных осознанных, но, увы, медленных действий. Посмотрите, как дети закрепляют привычку ходить: неуверенно, медленно и постоянно держась за предметы.

Когда?

Вывод.

Привычки - это хорошо, но только в том случае, если мы подходим к их формированию осознанно.

Привычка – на эту тему существует множество афоризмов и пословиц. Что такое привычка – писатель Марк Твен замечательно выразился, что это то, что не выбросишь в окно, и только вежливо со ступеньки на ступень можно свести ее вниз с лестницы.

Что такое привычка – определение

Привычка – отработанный в результате многократного повторения механизм поведения, становящийся автоматизмом – действием на «автопилоте». При этом в головном мозге формируются устойчивые нейронные связи, которые сложно впоследствии разрушить, на это нужно время. Хорошие и плохие привычки образуются в результате положительного эмоционального подкрепления.

Какие бывают привычки?

В обществе принято считать, что есть полезные и вредные привычки. Но что для одного плохая привычка (для трудоголика расслабление и отдых подобны смерти), для другого является основой гармоничного существования. Однозначно можно сказать, что делают жизнь более насыщенной, а вредные, по большей части это те, что медленно убивают здоровье человека, его веру в себя.

Полезные привычки

Иметь хорошие привычки – мечта любого здравомыслящего человека, а что такое полезная привычка? Это то, что дает энергию и силу, приводит человека к цели и сбывшимся мечтам, продлевает жизнь и дарит чувство уверенности в каждом дне, то, что дает держаться на плаву, среди повседневных стрессов. Конструктивные и здоровые привычки:

  • каждодневная утренняя зарядка;
  • правильное питание;
  • планирование дня;
  • ежедневные гигиенические процедуры (профилактика огромного количества инфекционных заболеваний);
  • полноценный завтрак (профилактика заболеваний ЖКТ);
  • кушать только при чувстве голода;
  • выпивать до 8 стаканов чистой воды в день (количество индивидуально);
  • избегать консервированных и рафинированных продуктов;
  • и отдыха;
  • каждый день узнавать что-то новое;
  • вести личный дневник.

Вредные привычки

Что такое зловредная или плохая привычка? Очень часто в разряд таких попадают обычные неидеальности человека, за которые он себя ругает, но продолжает делать, ведь это «вторая натура». Привычка «быть хорошим», соответствовать очень часто является вредной, человек перестает быть спонтанным и творческим. В разряд плохих привычек, что действительно деструктивны, относятся те, что вредят здоровью и уводят человека от реальной жизни в иллюзии.

Какие бывают вредные привычки:

  • курение;
  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • переедание;
  • лудомания;
  • шопоголизм;
  • вредные манипуляции с кожей;
  • зависимость от телевизора, соцсетей;
  • ковыряние в носу.

Как формируются привычки?

Давно доказанный факт, что вредные привычки формируются быстрее здоровых, но механизмы формирования одинаковы для любого вида привычек (будь то привычки успешных людей или считающих себя неудачниками) – многократное повторение ведет к закреплению. Что еще заложено в механизме возникновения пристрастия:

  • подкрепление положительными эмоциями, ощущением комфорта (например, курильщик пребывает в иллюзии, что когда он курит все заботы и тревоги рассеиваются вместе с дымом, а начавшим заниматься спортом знакомо чувство эйфории и «любые горы по плечу»);
  • простые привычки формируются от 3 до 21 дня, на формирование сложных уходит от 3 месяцев до полугода.

Как избавиться от вредных привычек?

Как избавиться от плохих привычек за 3 дня? Никак. Прежде чем избавляться от того, что мешает, важно осознать, как это влияет на жизнь. Вернуться мысленно в то время, когда произошел сбой и вместо уверенного поведения и решения проблем произошел уход в то, что сегодня является «неотъемлемой» частью характера и это произошло не за 3 дня. Дорогу осилит идущий, важно подойти к процессу избавления привычки творчески с элементами игры.

На что можно опираться в процессе пути:

  1. Четкое понимание . Для чего избавляемся и что культивируем в себе взамен (пустота должна заполнятся чем-то альтернативным, но полезным).
  2. Полная ответственность . В процессе избавления от вредных привычек могут возникать срывы, важно понимать и признавать это, не перекладывая ответственность на внешние обстоятельства, людей.
  3. Встреча с собой лицом к лицу . Когда в преодолении себя возникают чувства злости, досады, раздражения, гнева – важно разобраться про что все эти эмоции, тогда становится понятным, что в себе человек заглушал с помощью привычки.
  4. Принять свою неидеальность . Да, все люди испытывают это чувство, часто стремление к идеалу сильно бьет по самооценке и утешением служит никотин, еда и алкоголь, ничегонеделание. Здесь важно идти в своем темпе к цели и сравнивать только себя с самим собой вчерашним.
  5. Творчество . В моменты сильного искушения вернуться назад, можно обмануть мозг, сказав ему: «Я слышу тебя, давай сделаем это завтра», при этом найти для себя занятие, в которое можно окунуться с головой.
  6. Время . У других получилось, значит это возможно. Помнить, что точка времени, когда сформируется новое мышление и закрепится полезная привычка – существует, мысленно отправиться туда и напитаться теми чувствами и от победы над собой.

Человек стремиться быть правым . Это абсолютно естественно. Это хорошее состояние, когда ты делаешь что-то, понимая, что ты движешься в правильном направлении. Ты прав. А теперь представьте, что что-то пошло не так – не рассчитал, опоздал, где-то задержался, отвлёкся. Но это было твое решение, возможно, это было важно и нужно. Для тебя. Или не нужно – и ты четко отдаешь себе в этом отчет – не надо было этого делать. Но все ок, настроение от этого не портится. Но вот ты забегаешь на работу. И видишь неодобрительные взгляды. И шеф вызывает к себе. Он не выслушивает объяснений, ему все равно. Он просто отчитывает: «Ты вечно опаздываешь!» (хотя это случилось лишь 2-й раз). «Ты не концентрируешься на работе! Вечно отвлекаешься! Тебе что, плевать на команду? Знакомо? Или учитель в школе: «Ты неисправим!»

А ведь у тебя была причина, своя, правильная для тебя. А некоторые – особенно авторитарные люди, которые стремятся господствовать, могут обесценить. И сделать тебя неправым. Это неприятно и противно. «Опустили» - есть такое ёмкое и очень подходящее слово. Сделали тебя «меньше», принизили. Твое решение, твои действия. Тебя.

Какое желание это сразу вызывает? Побежать и сделать, что они говорят? Сейчас! Нет – хочется продолжать свое! Подтвердить, что ты прав! И что же произойдет? Ребенок, опоздавший в школу, потому что у него... (своя важная причина). Может, говорил по телефону с бабушкой, которую давно не слышал. Но никто его не выслушал – а сразу накричали. Это несправедливо, правда?

И тут срабатывает механизм – остаться правым. Доказать. И как это сделать? Повторить! «А я так всегда делаю!» Так и появляется привычка опаздывать. И мы вырастаем, и уже не хотим опаздывать (на концерт любимой группы, на свадьбу) – но механизм запущен… И удивляемся – ну почему каждый раз? И муж возмущается: «Можно хоть раз выйти вовремя?»

И подобная проблема ведь не только опозданий может касаться. О чем еще вы можете сказать: «Ну почему все время так? Почему не как у людей? Почему я не контролирую это?»

Привычка и механизмы ее выключения

И вы действительно можете! Быть правым, счастливым и контролировать свою жизнь!

Ну а как не допустить такого с ребенком, как случайно не вызвать включение механизма привычки? Реальный случай: ребенок шел, балуясь, шаркал пятками по асфальту, разворачивал стопу - просто дурачился. Бабушка накричала на него. И потом добавила еще много текста: как нельзя поступать, как портиться обувь, как некрасиво, как он ее позорит и т. д. В итоге ребенок стал делать так всегда. Походка была неправильная. Иными словами, возникла привычка ступать именно так - неправильно. И это не проходило. Пока мама, использовав правильные данные, смогла исправить ситуацию – теперь он ходит абсолютно нормально!

Привычки у ребенка: как вести себя родителям

Какой практический совет здесь можно дать?

Рассмотрим конкретный пример. Ребенок приходит из школы и не переодевается в домашнюю одежду. Так и ходит, кушает и играет, лазит по полу, из-под дивана игрушки достает и т. д. в школьной форме. Бывает скажешь раз: «Переоденься» - два… три. Потом уже кричишь: «Сколько раз говорить ?!» И тут спонтанно добавляется много-много текста - то, что принято называть «читать морали». А у него свои игры, свои мысли… он же не то чтобы против переодеться – просто не уделяет этому внимания.

И что делать? Не обращать внимания? Не учить, не воспитывать? Нет – дети не сорняки, надо им показывать, как жить. Но совсем неприятно, даже самому родителю, кричать, портить ему и себе настроение. Да, настроение восстановится (хотя неприятный осадок останется), но здесь есть другая опасность - оказывается, механизм привычки можно включить таким образом.

Самый лучший вариант нейтрализовать ненужную привычку и при этом сохранить хорошие отношения, остаться хорошей доброй мамой (или папой) и одновременно другом - просто наблюдать очевидное … Указать ребенку на то, что ты видишь. На факт. Без обесценивания, без критики. Без «моралей».

"Я вижу, ты еще не переоделся", – совершенно спокойно. Он ведь хороший ребенок, на самом деле он совсем не хочет никого расстраивать. И он согласится. Или спросит – зачем? И можно спокойно объяснить.

Совсем не факт, что он это сразу сделает – это же дети, они могут отвлекаться. Тогда нужно повторить. Но так, как будто в первый раз – спокойно. «Я вижу, ты еще не переоделся». Без эмоций и добавлений: «Сколько раз можно повторять!»

И еще. И еще. Он в итоге это сделает.

«Я вижу, ты не заправил кровать», «Я вижу, ты еще не приступил к урокам...»

И т.д. Это не обесценивает, не принижает, не делает неправым, не расстраивает. И это работает – проверено! Привычки не высечены в камне. Нет необходимости срастаться с ними на всю жизнь.

Попробуйте поработать с ними и вы! И не только в случае с детьми, но и друзьями, с мужем, с женой.

Желаю вам отличных взаимоотношений!

Привычки бывают вредными и полезными. С первыми принято бороться, а формировать вторые не так-то просто. Они во многом определяют нашу жизнь.

Что такое привычка?

Что такое привычка? Учебники по психологии говорят о том, что это устойчивая модель поведения, руководящая нашими действиями и выбором. Однако, как же они формируются?

Можно ли избавиться от ненужной привычки, а полезные, напротив, приобрести?

Психологи утверждают, что все это возможно. Формирование привычки происходит постепенно и неуклонно при повторении какого-либо действия, ценность которого является для человека неоспоримой. Повторяемое действие непременно должно вызывать приятные чувства и только тогда оно станет автоматизироваться и совершаться без каких-либо волевых усилий. Рассмотрим, что думают психологи и биологи о привыкании:

Психология привычки

В психологии образование привычек называют габитуацией, и определяют как свойственную всем живым существам выработку ответной реакции на стимул. Таким образом, стимул, помогавший выработать привычку, может уйти в прошлое, а эффект привыкания все равно останется.

Что же нужно сделать, чтобы сформировалась нужная привычка? К примеру, человек хочет бегать по утрам каждый день, но это никак не входит в привычку, и бегать удается лишь от случая к случаю. Психологи утверждают, что наше сознание способно довести до автоматизма подобный ритуал.

Во-первых, человеку нужна искренняя заинтересованность. Убеждать себя в том, что бег полезен для здоровья, а потому необходим – несильный стимул, бег нужно полюбить и прочувствовать приятные ощущения от него – успехи как на уровне тела, так и на уровне психики, роста самооценки, социальной пользы.

Во-вторых – привычка требует ощущения уверенности в себе, необходимо осознанное понимание возможности претворения мечты в жизнь. Если каждое утро нужно рано идти на работу, и бегать никак невозможно, то попытки сформировать привычку станут лишь пустой фантазией. В таком случае нужно либо верно расставлять приоритеты, либо попробовать убедиться в невозможности воплощения замыслов – вдруг все получится?

Четкое видение результатов, которые принесет вам новая привычка – третий шаг на пути к цели. Бессмысленно начинать автоматизировать какие-либо свои действия, если вы имеете туманные представления о их значимости.
При таком подходе привычка достаточно быстро станет чертой характера: главное понимать смысл действия, получать от него положительный результат и приятные эмоции. Стоит же немного расслабиться, перестать соблюдать регулярность, и привычка не закрепится.

Когда же я привыкну?

В сфере любительской психологии ходит устойчивый миф о том, что привычка формируется за двадцать один день. Возник он благодаря пластическому хирургу Максвеллу Мольцу и его книге «Психокибернетика».

В ней Мольц рассказывает о гипотезе двадцати одного дня, согласно которой, именно за это время формируется особая связь нейронов, отвечающая за образование привычки. Однако чисто умозрительная теория не подтвердилась экспериментально: многим людям требовалось большее время для привыкания к каким-либо действиям. Психологи-экспериментаторы рассчитали, что для разных людей для автоматизации действия необходимо от 18 до 254 дней, то есть почти восемь месяцев.
Однако, говоря о 254 днях, нужно заметить, что это время должно использоваться с умом. Только сила воли и серьезность целей помогут превратить полезную привычку в черту характера. Психологические усилия влекут за собой физические, а, следовательно, для формирования привычки понадобится много сил и терпения.

Биохимия привычки

Все мы помним историю Редьярда Киплинга о Маугли, человеческом ребенке в волчьей стае. Истории реальных найденышей, проживших некоторую часть детства в компании диких зверей, обычно более печальны.

Как правило, люди, прожившие первые годы жизни, очень важные для формирования психики, вне круга человеческого общения, не могут приспособиться к жизни с другими людьми, особенно в городах, и рано погибают.

Это относится и к людям, проведшим детство вообще без чьего-либо общества – как, например, известный немецкий юноша Каспар Хаузер, встреченный людьми в возрасте шестнадцати лет в Нюрнберге XIX столетия.

Мальчик не обладал способностью отличать реальные объекты от нарисованных, затруднялся с определением размеров объектов: к примеру, он считал, что башенные часы можно схватить руками, а монета, приближенная к глазу, казалась ему величиной с полгорода. Каспар с трудом ходил и так и не смог полноценно обучиться языку и наукам: юноша не понимал значения местоимений, не пользовался грамматикой, несмотря на превосходную память.

Почему же всем этим бедным подросткам не удалось приспособиться к людской жизни? Ответ кроется в привычках. Дело в том, что привычка – не только психологический феномен, требующий определенных волевых и ценностных установок, но и биохимический процесс.

При устойчивом повторении какого-либо действия в мозге образуется особая структура нервных связей, которая в любой момент готова активизироваться при потребности. Эту структуру, служащую основой для моделей поведения человека в тех или иных ситуациях, Иван Павлов называл динамическими стереотипами.

Динамическим стереотипам человек обязан автоматизмом своих движений, индивидуальностью походки, осанки, различных поз и жестов. Они являются базой, необходимой для формирования более тонких «настроек» наших привычек – в отличие от врожденных физиологических рефлексов, динамические стереотипы формируются у каждого человека по-своему.

Каждая привычка на биологическом уровне выглядит так: сначала идет раздражение от внешней среды, на которое откликается рецептор, переносящий затем сигнал к чувствительному нейрону. Сегмент спинного мозга передает информацию к двигательному нейрону, а от него, в свою очередь, сигналы поступают по нервам к органам движения.

Привычка или стереотип?

Человек обладает привычками не только в своих действиях, но и привычками восприятия окружающей среды. Доказательством стереотипности восприятия мира, происходящего через призму привычных шаблонов, является один психологический эксперимент, проведенный американскими психологами.

Группе из двадцати человек выдали очки, переворачивающие изображение: в течение месяца испытуемые постоянно находились в них. По прошествии тридцати дней мозг людей настолько привык видеть мир перевернутым, что сняв очки, люди не заметили изменений: небо по-прежнему было внизу. Мозг, привыкнув к такой перспективе, самостоятельно переворачивал изображение. Отвыкание также заняло порядка месяца.

Этот пример прекрасно демонстрирует, что заблуждения и навязанные модели поведения, с помощью которых мы познаем мир, тоже являются привычками. По сути, за жизнь человека вырабатывается всеобъемлющая модель понимания мира, за границы которой выйти весьма и весьма сложно.

Благодаря привычкам мы не замечаем старение друзей и близких и с трудом меняем свой рацион или ежедневные ритуалы. Человеческое видение ограничено спаянными вместе нейронами, но в наших силах их изменить – стоит об этом помнить, чтобы уметь выходить за грань привычного видения мира.