Описание процесса управление инфраструктурой организации. Кольцевые внутризаводские системы перевозки грузов

Система CAFM помогает в использовании активов недвижимости организации, снижая расходы и получая прибыль в течение каждой фазы жизненного цикла здания. Использование системы направлено на поддержку стратегического и оперативного управления объектами: все виды деятельности, связанные с административными, техническими и инфраструктурными задачами, когда объект или здание находятся в эксплуатации.

CAFM как тип решений сложился в еще 90-е годы. Поставляют их на рынок несколько десятков производителей по всему миру. Крупнейшие компании используют эти системы для управления недвижимостью, как коммерческой, жилой, так и операционной. В последние годы в США происходит эволюция CAFM в новый класс IWMS (Integrated Workplace Management), связанная с глобализацией задач информационных систем для крупных корпоративных клиентов.

Однако для российского рынка управление недвижимостью применение CAFM все еще не является типовым. Отечественный бизнес зачастую ограничивается утилитарным использованием средств офисного ПО (например, MS Excel) и бухгалтерским ПО на базе систем 1С.

Тем не менее сегодня складываются все необходимые предпосылки для появления практики использования профессиональных систем для обеспечения основных бизнес-процессов управления недвижимостью и в России. Экономический кризис с его повышенными требованиями к контролю расходов, оптимальному использованию инфраструктуры и ресурсов, также может стать толчком для начала применения CAFM.

Как в любой другой отрасли, информационные системы наиболее эффективно используются там, где имеются значительные денежные потоки, обрабатываются большие объемы информации и есть потребность в оформлении либо поддержке бизнес-процессов.

Все эти признаки четко прослеживаются и в области управления недвижимостью. Достаточно сказать, что, по некоторым оценкам, 30% всех финансовых потоков в мире непосредственно связаны с именно с этим сектором рунка.

На рынке управления недвижимостью можно выделить следующих потенциальных заказчиков CAFM-систем. Во-первых, крупные предприятия, в том числе государственные их подразделения управления корпоративной (операционной) собственностью (CRES/CREM). Например, банки, страховые компании, промышленность, энергетика. Затем – владельцы, девелоперы, инвестиционные компании в области коммерческой недвижимости. Также нуждаются во внедрении такого рода систем сервисные, управляющие, FM-компании. Крупные компании с выделенными центральными подразделениями, регламентами, со стратегией на долгосрочное развитие, ориентацией на крупных клиентов. И наконец, предприятия в области ЖКХ.

Автор

Ильин Виктор, эксперт в области информационных технологий для управления недвижимости, автоматизации зданий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО»

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Управление инфрастуркутурой организации на примере Гостиницы Центральной»

Работу выполнила:

Студентка Зайцева Л.Ю.

Научный руководитель:

Иванов В.А., к.т.н., доцент

Ижевск,2013

Введение

1.Основные параметры объекта исследования и характеристика предприятия

2.Задачи и направления фасилити менеджмента

3.Управление инфраструктурой здания

3.1Инфраструктурный фасилити менеджмент включает:

3.2Технический фасилити менеджмент включает:

3.3 Коммерческий фасилити менеджмент

3.4 Управление поставками

4.Предложения по практическому применению фасилити менеджмента

Заключение

Введение

Инфраструктура предприятия – это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом.

Различают производственную и социальную инфраструктуры и капитальное строительство, обслуживающее обе сферы.

Производственная инфраструктура предприятия – это совокупность подразделений, которые прямо с выработкой продукции не связаны.

Основное их назначение состоит в техническом обслуживании основных процессов производства. К ним относятся вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся перемещением предметов труда, обеспечением производства сырьем, топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом оборудования и других средств труда, хранением материальных ценностей, сбытом готовой продукции, ее транспортировкой и другими процессами, предназначенными для создания нормальных условий ведения производства.

Социальная инфраструктура – это совокупность подразделений предприятия, обеспечивающих удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия и членов их семей.

Социальная инфраструктура состоит из подразделений общественного питания (столовые, кафе, буфеты), охраны здоровья (больницы, поликлиники, медпункты), детских дошкольных учреждений (сады, ясли), заведений образования (школы, ПТУ, курсы повышения квалификации), жилищно-коммунального хозяйства (собственные жилые дома), заведений бытового обслуживания, организаций отдыха и культуры (библиотеки, клубы, пансионаты, летние лагеря школьников, спортивные комплексы) и

Современная российская экономика на протяжении длительного времени находится в состоянии структурной перестройки. В наиболее бедственном положении, как известно, оказалась непроизводственная сфера: дефицит большинства городских и республиканских бюджетов с одной стороны, а также плохое содержание, непрофессиональное управление недвижимостью, и усиление ведомственного монополизма, с другой, привело к тому, что большинство, например, муниципальных предприятий буквально вынуждены бороться за выживание и искать пути для снижения своих расходов, затрат. Предлагаемые в последнее время различные программы ресурсо - и энергосбережения затрагивают проблему лишь частично и, как правило, с технической точки зрения (установка современного оборудования, внедрение прогрессивных технологий, приборов учета и т. д.). Что опять же ведет к увеличению финансовой нагрузки на соответствующий бюджет, а принимая во внимание отсутствие интереса со стороны потенциальных инвесторов, невозможности их реализации.

Между тем города и муниципальные образования, являясь самыми крупными владельцами объектов недвижимости, расходуют значительную часть своих бюджетов на содержание и эксплуатацию последних, особенно в социальной сфере, т. е. школ, больниц, детских садов, муниципального жилого фонда. Фонд зданий в стране составляет около 2,6 млрд. м2 общей площади и только на их отопление и городское водоснабжение расходуется около 200 млн. тонн условного топлива (25% энергоресурсов стран). Отсюда, становится ясно, что значительный потенциал энергопотребления таится непосредственно в самом здании. Именно на этом пункте базируется относительно новое для России направление практического менеджмента – фасилити менеджмент.

Одним из путей снижения затрат, является эффективная эксплуатация имеющейся в распоряжении городов недвижимости, и, как следствие, концентрация предприятий, организаций на своей основной профессиональной деятельности. Например, невозможно продуктивно работать в помещении, которое плохо освещено, в котором холодно или грязно. К сожалению, сегодня управление большинством объектов недвижимости складывается из невообразимого количества договоров, а затраты на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений поглощают громадные суммы (к примеру, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, составляют 30-40% бюджета города).

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия инфраструктуры предприятия.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    Рассмотреть теоретические аспекты инфраструктуры предприятия,

    Проанализировать систему технического обслуживания,

    Показать производственную инфраструктуру предприятия.

Объектом данной курсовой работы является экономика организации.

Предмет исследования – инфраструктура предприятия.

Состав подразделений технического обслуживания образует производственную инфраструктуру предприятия, в которую включают вспомогательные цехи, службы или хозяйства (ремонтное, энергетическое, инструментальное, транспортное, снабженческо-складское и др.). Состав и масштабы этих подразделений предприятия определяются особенностями основного производства, типом и размерами предприятия и его производственными связями с внутренней и внешней средой.

Ремонтные цехи и службы предприятия обеспечивают постоянную эксплуатационную готовность технологического оборудования путем ремонта и модернизации. Задачи этих цехов и служб заключаются в том, чтобы ремонт и модернизация оборудования выполнялись качественно и в установленные сроки при оптимальных затратах.

Основными задачами ремонтного хозяйства являются:

Поддержание технологического оборудования в постоянной эксплуатационной готовности и его обновление;

Увеличение сроков эксплуатации оборудования без ремонта;

Совершенствование организации и повышение качества ремонта оборудования;

Снижение затрат на ремонт и техническое обслуживание технологического оборудования.

Так как предприятия сферы услуг в большинстве своем являются малыми, то для ремонта оборудования здесь все шире применяется фирменное обслуживание , которое берут на себя специализированные подразделения предприятия-изготовителя. Они осуществляют контроль за условиями эксплуатации и режимом работы оборудования, проводят все виды ремонта. Фирменное обслуживание улучшает качество ремонта, обеспечивает повышение надежности и безотказности работы; сокращает простой оборудования в ремонте; упрощает планирование, производство и распределение запасных частей, сокращает простой оборудования в ремонте; упрощает планирование, производство и распределение запасных частей, сокращает их складские запасы.

Наиболее эффективной формой организации ремонта оборудования является система планово-предупредительного ремонта (ППР). При системе ППР ремонт оборудования носит предупредительный характер. Машины, аппараты, механизмы ремонтируют в определенной последовательности, в заранее установленные сроки, не дожидаясь момента полного выхода из строя.

В систему ППР включаются следующие виды работ:

Межремонтное обслуживание оборудования;

Периодические осмотры, промывка оборудования и другие профилактические операции;

Непосредственно ремонт оборудования.

Межремонтное обслуживание предполагает тщательно организованный уход за оборудованием, наблюдение за его состоянием и работой, своевременную регулировку и наладку, устранение мелких неисправностей.



Периодическое техническое обслуживание оборудования, промывки и другие профилактические операции проводятся строго по установленному графику. Осуществляется осмотр оборудования на точность и надежность работы, выявляются неполадки, определяется объем и уточняются сроки предстоящего очередного ремонта, производится промывка оборудования и смена масла в смазочных системах.

Ремонтные работы включают проведение текущего (малого), среднего и капитального ремонта. Ремонтные работы проводятся по всем видам основных фондов.

Текущим называется минимальный по объему ремонт, при котором заменой или восстановлением быстроизнашивающихся деталей и регулированием механизмов достигается нормальная работа оборудования до очередного планового ремонта.

Средний ремонт сложнее. Здесь нужно частично разобрать оборудование, заменить и восстановить изношенные детали. Выполняется он без снятия оборудования с фундамента.

Капитальный ремонт – наибольший по объему и сложности, требует полной разборки и ремонта всех базовых деталей, замены изношенных деталей и узлов, восстановление части деталей, проверки на их точность. При необходимости модернизации оборудования ее совмещают с очередным капитальным ремонтом.

Ремонтный цикл – это время работы оборудования от начала ввода его в эксплуатацию до первого капитального ремонта или между двумя капитальными ремонтами. Количество и последовательность входящих в него ремонтов и осмотров составляют структуру ремонтного цикла. Межремонтным периодом называется время работы оборудования между двумя плановыми ремонтами.

Единая система ППР предусматривает определенную структуру ремонтных циклов по группам оборудования с учетом назначения, сложности и условий эксплуатации.

Для исчисления трудоемкости ремонтных работ все оборудование в зависимости от сложности, конструктивных и технологических особенностей, размеров обрабатываемых деталей классифицируется по группам сложности.

В системе ППР установлены нормативы затрат труда, материалов, время нахождения оборудования в ремонте на ремонтную единицу. Введены также нормы обслуживания. Нормы простоя оборудования в ремонте зависят от вида ремонта и сменности работ.

Энергетические цехи и службы обеспечивают предприятие всеми видами энергии, организуют рациональное ее использование, поддерживают электрооборудование и энергоустановки в постоянной эксплуатационной готовности путем их ремонта и модернизации, внедряют новое энергетическое оборудование, осуществляют контроль за выполнением правил эксплуатации энергоустановок в основных производственных цехах, обеспечивают телефонную и радиосвязь.

Основными задачами энергетического хозяйства предприятия являются:

· бесперебойное снабжение предприятия всеми видами энергии при наименьших затратах;

· наиболее экономное расходование энергии;

· внедрение новейшей энергетической техники и наиболее полное использование мощности энергоустановок;

· повышение производительности труда и снижение себестоимости энергетической продукции;

· наблюдение и контроль за выполнением в технологических и других цехах правил эксплуатации энергетического оборудования;

· организация техосмотров и ремонта энергетического оборудования.

Основными видами энергии, потребляемыми на предприятиях, являются электроэнергия, пар, горячая вода, сжатый воздух.

Электрическая энергия используется в основном для приведения в движение машин и механизмов, для освещения производственных помещений и приемных пунктов, на вентиляционные нужды. Часть электроэнергии используется на технологические нужды.

Источником снабжения предприятий сферы услуг электроэнергией обычно являются городские или районные электростанции. В некоторых случаях на предприятиях имеются трансформаторные подстанции.

Пар и горячая вода используется в больших количествах на технологические цели, а также для отопления помещений, на санитарные и бытовые нужды. Источниками теплоснабжения предприятий являются районные (городские) теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), районные групповые котельные или собственные котельные установки.

Сжатый воздух используется для технологических целей и приведения в движение некоторых видов оборудования (например, прессов на пневматическом приводе). Снабжение предприятий сжатым воздухом осуществляется обычно от собственных компрессорных установок.

Инструментальные цехи и службы предприятия обеспечивают основное производство инструментом и оснасткой высокого качества при минимальных издержках на их изготовление и эксплуатацию. Основными задачами инструментального хозяйства являются: бесперебойное обеспечение высококачественным инструментом всех цехов и рабочих мест; контроль за правильной эксплуатацией инструмента и сокращение его расхода; уменьшение затрат на изготовление, приобретение, хранение, ремонт и восстановление инструмента; поддержание минимально необходимых запасов инструмента.

Основными задачами организации инструментального хозяйства являются своевременное и бесперебойное обеспечение всех подразделений предприятия и рабочих мест высококачественной технологической оснасткой и инструментом; правильная эксплуатация и сокращение их расхода; уменьшение затрат на изготовление, приобретение, ремонт, хранение и восстановление оснастки и инструмента; поддержание минимальных запасов инструмента. Организация инструментального хозяйства существенно влияет на уровень организации производства в целом и эффективность работы предприятия.

Предприятия сферы услуг в зависимости от вида деятельности и группы оказываемых услуг используют разнообразную по конструкции, размерам и назначению технологическую оснастку, которая бывает универсальной и специальной. С целью рационализации организации работы инструментального хозяйства применяют классификацию и индексацию технологической оснастки.

Классификация заключается в группировке технологической оснастки в соответствии с ее производственно-техническим назначением и конструктивными особенностями (например, инструмент мерительный, слесарно-монтажный, вспомогательный и т.д.) По признаку основных разновидностей оснастки каждый класс разбивают на подклассы, подклассы - на группы, группы – на подгруппы, подгруппы – на виды, виды – на разновидности.

Суть индексации технологической оснастки заключается в том, что каждому типоразмеру оснастки присваивается условное обозначение – индекс.

В практике работы предприятий используются три системы индексации оснастки: десятичная, буквенная и смешанная.

При десятичной системе классы, подклассы, группы, подгруппы и т.д. обозначают цифрами, т.е. каждый класс имеет 10 подклассов, подкласс – 10 групп и т.д. Эта система удобна для осуществления расчетов при планировании технологической оснастки с помощью ЭВМ. Индекс технологической оснастки при этой системе состоит из ряда цифр.

При буквенной системе индексации технологической оснастки индекс содержит цифры и буквы, причем буквами обозначают несколько первых классификационных признаков, а остальные признаки – цифрами.

Транспортные, снабженческие и складские хозяйства, цехи и службы обеспечивают своевременную поставку всех материальных ресурсов, их хранение и движение в процессе производства. От их работы зависят ритмичность работы предприятия и экономичное использование материальных ресурсов.

Задачами транспортного хозяйства являются:

· наиболее быстрое передвижение предметов труда, топлива и готовой продукции в соответствии с требованиями производственного процесса;

· эффективное использование транспортных средств и труда транспортных рабочих;

· механизация и автоматизация транспортных и погрузочно-разгрузочных операций;

· снижение себестоимости транспортных операций;

· обеспечение строгой согласованности технологических и транспортных операций;

· постоянное поддержание транспортных средств в работоспособном состоянии.

На предприятиях сферы услуг используется внутризаводской (внутрифабричный) и внешний транспорт. Внутрифабричный транспорт предусматривает перемещение изделий в процессе производства с момента их поступления на предприятие до окончания производства услуг, сдачи их заказчикам на месте или отправления их на приемные пункты.

В качестве внутрифабричных (внутризаводских) транспортных средств могут быть использованы конвейеры, автокары, электрокары, рольганги, ручные тележки и др.

Транспортировка изделий в процессе производства пока механизирована недостаточно. Однако за последние годы проведены значительные работы по механизации внутрифабричных транспортных процессов.

Для внешних перемещений предприятия сферы сервиса чаще всего пользуются услугами автотранспортных предприятий, которые разрабатывают специальные кольцевые и маятниковые маршруты развоза и забора изделий, материалов, запасных частей, готовой продукции.

Рационально налаженное снабжение предприятия всеми материальными ресурсами способствует повышению эффективности его работы. В первую очередь создаются предпосылки для организации ритмичной работы предприятия в целом и каждого его звена и условия для систематического выполнения плана производства и реализации услуг, плана по ассортименту и номенклатуре.

Важнейшую роль материально-техническое снабжение играет в удовлетворении потребностей населения в разнообразных услугах, в соблюдении установленных сроков выполнения заказов. Отсутствие на предприятии тех или иных материалов, запасных частей приводит к отказам клиентам в выполнении соответствующих услуг или к задержке выполнения заказа.

Организация материально-технического снабжения должна учитывать конкретные условия деятельности данного предприятия. Вместе с тем материально-техническое снабжение имеет ряд особенностей, характерных для большинства предприятий сферы сервиса.

Весь процесс производства услуги, как правило, осуществляется в рамках одного цеха, ателье, мастерской. А это значит, что в пределах каждого такого подразделения необходимо постоянно иметь полный комплект материальных ресурсов, обеспечивающих его бесперебойную работу.

При выполнении многих видов услуг используется значительное количество материалов заказчика (пошив и ремонт одежды, вязка трикотажных изделий, ремонт и строительство жилищ и т.д.). Поэтому при планировании потребностей в материальных ресурсах следует по возможности более точно учитывать долю материалов, поступающих от заказчиков, и их ассортимент. Без этого невозможно будет правильно организовать снабжение предприятия материалами и тем самым обеспечить высокий уровень обслуживания населения.

Объемы производства услуг подвержены существенным колебаниям в течение года. Основной причиной этого, как уже указывалось, является сезонный характер спроса на соответствующие услуги. Эти колебания обязательно должны учитываться при организации материально-технического снабжения. Известные трудности в бесперебойном обеспечении предприятий материалами создаются также в связи с частым изменением моды, фасонов.

Основными задачами складского хозяйства являются:

· обеспечение сохранности материальных ценностей на складах;

· снижение затрат, связанных с осуществлением складских операций и с содержанием складов;

· повышение производительности труда и улучшение условий труда рабочих, обслуживающих склады.

В процессе выполнения этих задач складское хозяйство осуществляет следующие функции:

· складирование и хранение предметов труда и готовой продукции;

· планомерное, бесперебойное и комплектное снабжение цехов и участков материальными ресурсами;

· подготовка материалов к непосредственному их потреблению;

· учет и контроль запасов.

Склады предприятий подразделяются на материальные, производственные и склады готовых изделий. На материальных складах хранятся все виды сырья, материалов, запасных частей, полученных со стороны полуфабрикатов, которые будут в дальнейшем использованы в процессе выполнения услуг. Производственные склады предназначены для хранения полуфабрикатов своего производства или изделий, подлежащих дальнейшей обработке в других цехах, мастерских. На складах готовых изделий хранятся отремонтированные или обработанные (в химчистке, прачечных) изделия заказчиков. На предприятиях сферы услуг такие склады (кладовые) размещаются непосредственно в цехах, ателье, мастерских, где выполняются эти услуги, а также на приемных и диспетчерских пунктах. На этих же складах обычно хранятся изделия, поступавшие от населения в ремонт или обработку.

Контрольные вопросы

1. Какие подразделения формируют производственную инфраструктуру предприятия?

2. Каковы задачи подразделений, составляющих производственную инфраструктуру предприятия?

3. Как организуется ремонт технологического оборудования?

4. Что представляет собой система ППР оборудования?

5. Какие исходные данные требуются для составления графика ППР оборудования?

6. Каковы задачи энергохозяйства на предприятии?

7. Как организуется управление энергохозяйством предприятия?

8. Каковы задачи транспортного хозяйства предприятия?

9. Какие виды транспортных средств использует предприятие?

10. Каково назначение и задачи внутрицехового транспорта?

11. Каковы основные задачи складского хозяйства?

12. Какие основные требования предъявляются к хранению различных видов материальных ресурсов?

13. Какова роль транспортного и складского хозяйства в производственной структуре предприятия?

14. Каковы задачи организации материально-технического снабжения на предприятиях?

Тема 5. Организация и управление инфраструктурой предприятия

Производственный
менеджмент
Тема 5. Организация и
управление инфраструктурой
предприятия

Организация и управление инфраструктурой предприятия

Инфраструктура предприятия и ее виды
Инструментальное хозяйство
Ремонтное хозяйство
Энергетическое хозяйство
Транспортное хозяйство
Складское хозяйство

Инфраструктура предприятия

Инфраструктура предприятия - это совокупность цехов, участков,
хозяйств
и
служб
предприятия,
имеющих
подчиненный
вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия
для деятельности предприятия в целом
Производственная
инфраструктура
предприятия
это
совокупность подразделений, основная задача которых состоит в
техническом обслуживании основных процессов производства, а их
функционирование напрямую не связано с изменением предметов
труда и получением продукции
Производственная
инфраструктура
предприятия
включает
вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся
перемещением предметов труда, обеспечением производства сырьем,
топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом
оборудования и других средств труда, хранением материальных
ценностей, сбытом готовой продукции, ее транспортировкой и другими
процессами, предназначенными для создания нормальных условий
ведения производства.

Инфраструктура предприятия

Социальная инфраструктура - это совокупность подразделений
предприятия,
обеспечивающих
удовлетворение
социальнобытовых и культурных потребностей работников предприятия и
членов их семей
Социальная инфраструктура состоит из подразделений
общественного питания (столовые, кафе, буфеты), охраны
здоровья
(больницы,
поликлиники,
медпункты),
детских
дошкольных учреждений (сады, ясли), заведений образования
(школы, ПТУ, курсы повышения квалификации), жилищнокоммунального хозяйства (собственные жилые дома), заведений
бытового обслуживания, организаций отдыха и культуры
(библиотеки, клубы, пансионаты, летние лагеря школьников,
спортивные комплексы) и т.п.

Инструментальное хозяйство

Инструментальное хозяйство - это совокупность
подразделений, занятых приобретением, проектированием,
изготовлением, восстановлением и ремонтом технологической
оснастки, ее учетом, хранением и выдачей на рабочие места.
Назначение инструментального хозяйства - своевременное и
бесперебойное снабжение цехов и рабочих мест
высококачественным инструментом при минимальных затратах на
его изготовление, приобретение, хранение и эксплуатацию.
Технологическая оснастка (инструмент) - это все виды
инструмента, а также штампы, пресс-формы, разнообразные
приспособления.

Инструментальное хозяйство

Виды инструмента: режущий, измерительный, слесарносборочный, монтажный, сварочный, кузнечный, литейный,
инструмент для обработки давлением, оснастка, приспособления
В инструментальное хозяйство входят:
- инструментальный отдел занимается централизованными
поставками инструментов и приспособлений, а также их
проектированием;
- инструментальный цех производит изготовление, ремонт и
восстановление специальной оснастки и инструмента;
- центральный инструментальный склад осуществляет
хранение, учет и выдачу в производство инструмента и
оснастки;
- цеховые инструментальные кладовые непосредственно
обслуживают рабочих инструментом и технологической
оснасткой.

Задачи инструментального хозяйства

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Создание запасов инструмента
Хранение инструмента и технологической
оснастки.
Организация учета инструмента и оснастки.
Организация выдачи инструмента и
оснастки.
Снижение затрат на единицу продукции.
Организация ремонта инструмента.
Организация заточки инструмента и
надзора за его эксплуатацией.

Схема внутризаводского обращения инструмента

Покупная техоснастка
Инструментальный
отдел
Центральный
инструментальный
склад
БИХ цеха основного
производства
Инструментальный
цех
Инструментальнораздаточная
кладовая цеха
Н овая и
восстан овленн ая
техо сн астк а
Изготовленная и восстановленная техоснастка в
инструментальном цехе
Заточная
централизованная
мастерская
Затупленный инструмент
Изношенная техоснастка
Заточенный инструмент
Заточенный инструмент
Затупленный инструмент
Новая и восстановленная
техоснастка
Изношенная техоснастка
Рабочие места в цехах основного производства

Организационная структура инструментального хозяйства

Генеральный
директор
Технический
директор
Отдел подготовки
производства
Инструментальный
отдел
Зам.ген. директора
по качеству
Инструментальные
цехи
Отдел
технического
контроля
Бюро планирования
Бюро покупного
инструмента
Технологическое
бюро
Бюро технического
контроля цеха
Бюро технического
надзора
Бюро труда и зарплаты

Заготовительное
отделение
Центральный
инструментальный склад
Планово-экономическая
группа
Бюро труда и зарплаты
Термоотделение
Планово-экономическое
бюро
Расточной участок
Группа механика
Отделение
централизованной
заточки инструмента
Бюро инструментального
хозяйства
Производственная
группа

Ремонтное хозяйство

Ремонтное хозяйство - это совокупность
производственных подразделений, осуществляющих
комплекс мероприятий по надзору за состоянием
оборудования, уходу за ним и ремонту.
Назначение ремонтного хозяйства – обеспечение
бесперебойной эксплуатации оборудования с заданными
точностными характеристиками и эксплуатационными
показателями при выполнении плановых заданий.
На крупных предприятиях в состав ремонтного хозяйства
входят ремонтно-механический, электроремонтный и
ремонтно-строительные цехи и участок по ремонту
санитарно-технического оборудования.

Объекты ремонтного хозяйства

Объекты
Структурные подразделения
Здания, сооружения
Отдел капитального строительства,
строительно-ремонтный цех
Инженерные сети
Отдел главного энергетика
Электрические сети
Отдел главного энергетика
Вычислительные сети

Машины и оборудование металлообработки,
кузнечнопрессовое
Отдел главного механика
Машины и оборудования для термообработки,
литья, гальванопокрытий, горячей штамповки,
резинотехнических изделий, пластмасс
Отдел главного металлурга, отдел главного
механика
Машины и оборудование по сварке
Отдел главного сварщика, отдел главного
механика
Машины и оборудование электрические
Отдел главного энергетика
Вычислительная и копировально-множительная
техника
Информационно-вычислительный центр

Основные функции ремонтного хозяйства

ведение системы планово-предупредительных работ (ППР);
управление выполняемыми ремонтными работами;
разработка техпроцессов ремонта оборудования;
снижение трудоемкости и стоимости ремонтных работ;
контроль за эксплуатацией оборудования;
учет оборудования, его паспортизация и аттестация;
контроль состояния, хранения и качества консервации
неустановленного оборудования;
планирование и контроль изготовления запасных частей;
контроль выполнения графика смазки оборудования;
модернизация оборудования

Система планово-предупредительных ремонтов

Система ППР - совокупность
организационно-технических мероприятий по
уходу, надзору, обслуживанию и ремонту
оборудования, проводимых профилактически
по заранее составленному плану (графику) с
целью предотвращения прогрессирующего
износа, предупреждения аварий и
поддержания оборудования в постоянной
эксплуатационной готовности.

Виды работ системы ППР

межремонтное обслуживание;
периодические профилактические осмотры, при которых
выявляется степень износа отдельных деталей, устраняются
мелкие дефекты (неисправности);
плановые виды ремонта:
текущий - частичная разборка машины, замена
износившихся трущихся поверхностей, регулировка,
сборка, испытание агрегатов в холостую и под нагрузкой;
средний - разборка узлов, замена и ремонт деталей,
износившихся в период между двумя текущими ремонтами,
окраска оборудования, испытание оборудования и т.д.
капитальный ремонт - полная разборка оборудования,
осмотр всех его узлов и деталей, при этом выполняется
весь объем среднего ремонта и, кроме того, ремонт всех
узлов и механизмов, фундаментов и опор, замену
футеровки, обмуровки и изоляции поверхности.

Организация ремонтных работ

Формы организации ремонтных работ:
централизованная
децентрализованная
смешанная
Регламентация ремонтных работ в системе ППР осуществляется с помощью
нескольких нормативов:
1) ремонтный цикл - период времени между двумя капитальными ремонтами;
2) структура ремонтного цикла - последовательность разных видов ремонта;
3) межремонтный период - промежуток временит между двумя смежными
ремонтами, независимо от их вида;
4) категория сложности ремонта - относительный показатель, показывающий
во сколько раз трудоемкость всех видов ремонта за один ремонтный цикл
выше трудоемкости аналогичного ремонта оборудования-эталона.
Себестоимость ремонтных работ определяется на основании сметнофинансового расчета. В нее входят заработная плата ремонтных рабочих с
отчислениями, стоимость деталей, смазочных, обтирочных материалов и
другие затраты.

Организационная структура ремонтного хозяйства (пример)

Генеральный
директор
Технический директор
Главный механик
Отдел главного
механика
Ремонтный цех
Конструкторское бюро по
ремонту оборудования
Планово-производственное бюро
Технологическое бюро
Бюро труда
и зарплаты
Бюро планово-предупредительных ремонтов
Техническое бюро
Планово-распределительное бюро
Планово-экономическая группа
Бюро труда
и зарплаты
Планово-экономиЧеское бюро
Группа механика
Группа ремонта
оборудования
Бюро оборудования

Энергетическое хозяйство

Энергетическое хозяйство - это совокупность технических средств для
обеспечения бесперебойного снабжения предприятия всеми видами энергии.
Назначение энергетического хозяйства заключается в обеспечении
предприятия энергетическими ресурсами при минимальных издержках на их
приобретение, создание и использование.
В состав энергетического хозяйства входят:
- электросиловое - понижающие и повышающие подстанции, генераторные
и трансформаторные установки, электросети, аккумуляторное хозяйство;
- теплосиловое - котельные, паровые и воздушные сети, компрессоры,
водоснабжение и канализация;
- газовое - газовые сети, газогенераторные станции, холодильнокомпрессорные и вентиляционные установки;
- печное - нагревательные и термические печи;
- слаботочное - АТС, радиосеть, диспетчерская связь;
- мастерские по ремонту, модернизации энергооборудования.

Виды энергетических ресурсов

электроэнергия
пар
газ
вода
торф, уголь, горючий сланец
бензин, мазут и дизельное топливо
двора, древесные отходы, биомасса
ядерное топливо
солнечное излучение
кинетическая энергия воздушных масс

Основные задачи энергетического хозяйства

бесперебойное обеспечение всеми видами
энергетических ресурсов объектов производства и
бытового обслуживания предприятия;
выполнение работ по обслуживанию и ремонту
энергетического оборудования;
планирование, учет расхода, контроль качества
различных видов энергии на предприятии;
обеспечение экономичных способов обеспечения
предприятия энергией;
организация безопасной эксплуатации
энергетического оборудования и установок.

Показатели работы энергетического хозяйства

Показатели производства и распределения энергии.
Удельные расходы энергии и топлива
Показатели себестоимости производства энергии (тепловой,
электрической, пара, энергии сжатого воздуха).
Показатели энерговооруженности.
Потребность в энергии определяют на основании плана
производства продукции и переработки сырья, удельных
норм расхода энергии и условного топлива на единицу
продукции сырья, норм расхода энергии и условного
топлива на вспомогательное обслуживание, норм потерь в
сетях и трубопроводах, а также в процессе преобразования
энергии.

Организационная структура энергетического хозяйства (пример)

Генеральный
директор
Технический директор
Отдел главного энергетика
Главный энергетик
Отдел реконструкции
Электроремонтный цех
Энергетический цех
Конструкторская группа
электриков
Инспекторское бюро
Конструкторская группа
сантехников
Энергетическое бюро
Бюро труда и зарплаты
Планово-экономическое бюро

Транспортное хозяйство

Транспортное хозяйство - это комплекс средств предприятия, предназначенных для перевозки сырья,
материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и др. грузов на территории предприятия и за его
пределами.
Назначение транспортного хозяйства: перемещение грузов как внутри предприятия, так и за его пределами.

Виды транспорта

Внешний транспорт
автомобили, железнодорожные вагоны, грузовые
самолеты, водные транспортные средства.
Межцеховой транспорт
электровозы, мотовозы, автомобили, гужевой транспорт,
тракторы, электро- и автокары, мотороллеры.
Внутрицеховой транспорт
электро- и автокары, транспортеры различного типа
(ленточные, цепные, пластинчатые), краны (мостовые,
консольные, поворотные), монорельсы, ручные тележки.
Межоперационный транспорт
ручные тележки, транспортеры, мостовые краны,
рольганги, монорельсы, склизы.

Задачи транспортного хозяйства

своевременное обеспечение транспортом
подразделений предприятия;
выполнение работ по обслуживанию и
ремонту транспортных средств;
определение потребностей предприятия в
транспортных средствах;
планирование, учет использования
различных видов транспорта на
предприятии;
обеспечение экономичных способов
осуществления транспортных работ.

Показатели работы транспортного хозяйства

При организации транспортного хозяйства должны быть решены
следующие вопросы: определены грузооборот и грузовые потоки
и осуществлены организация перевозок грузов, выбор типа
транспорта и расчет потребности транспортных средств,
организация погрузочно-разгрузочных работ.
Грузооборот - количество грузов (в тоннах), поступающих на
предприятие, а также перевезенных за пределы и в пределах
самого предприятия за определенный период времени (смена,
сутки, месяц, год).
Грузопоток - количество груза, перемещаемого по одному
направлению, от одного пункта к другому за какой-либо период
времени (сутки, месяц, квартал, год).
График грузопотоков составляется на основании шахматной
ведомости грузооборота.

Шахматная ведомость грузооборота (пример)

Пункты
отправления
грузов
Пункты получения грузов
Склад
комплектующих
Склад
комплектующих
т
Механический
цех 1
Механический
цех 2
Сборочный
цех
13 т
15 шт


20 шт
23

23
Механический
цех 1
13 т
15 шт
Механический
цех 2


Сборочный цех

20 шт


Склад
готовых
изделий
шт
35
15

15

7
20 шт
Склад готовых
изделий
Всего
Всего
40
20 шт
т
23
23
шт
35
15
15
20
7
40
68
20
110

маятниковые
односторонние
двухсторонние
веерные
кольцевые
с равномерным грузовым потоком
с возрастающим грузовым
потоком
с затухающим грузовым потоком
системы по принципу “такси”.

Маятниковые внутризаводские системы перевозки грузов

Односторонняя система
Литейный цех
Механический цех
Двухсторонняя система
Термический цех
Механический цех
Веерная система
Цех 1
Цех 2
Цех 3
Цех 4
Склад
Условные обозначения:
Движение транспорта с грузом
Движение транспорта без груза

Кольцевые внутризаводские системы перевозки грузов

Кольцевая система с затухающим потоком
Цех 2
Цех 1
Склад
Цех 3
Цех 5
Цех 4
Различают следующие кольцевые маршруты:
- с равномерным грузовым потоком;

Внутризаводские системы перевозки грузов

Работа внутризаводского транспорта характеризуется системой
количественный показателей.
Количественные показатели характеризуют объем погрузочноразгрузочных работ, определяемый грузооборотом, числом тонно-операций и
количеством нормо-часов для выполнения запланированных объемов работ.
Число тонно-операций находят умножением количества тонн перевезенных
грузов на число погрузочно-разгрузочных и транспортных операций.
К качественным показателям относятся техническая и эксплуатационная
скорость транспортных средств; коэффициент грузоподъемности,
определяемый отношением массы перевезенного груза к паспортной
грузоподъемности машины, умноженной на число совершенный ездок;
коэффициент использования пробега, являющийся отношением длины пути,
проделанного машиной с грузом, к общей длине пути; коэффициент
использования рабочего времени машины, определяемый отношением
времени ездки машины за смену к продолжительности смены.

Организационная структура транспортного хозяйства (пример)

Генеральный директор
Коммерческий директор
Транспортный цех
Диспетчерская служба
Автоколонны
Участок строительно-дорожной техники
Участок электрокар
Бюро труда и зарплаты
Планово-экономическая группа
Ремонтные мастерские
Склад цеха

Складское хозяйство

Складское хозяйство включает комплекс складов,
специализированных по видам материальных ресурсов и
организованных с учетом требований по их хранению и
переработке.
Складом называется производственное помещение или
производственная площадь, предназначенные для временного
размещения материальных ценностей, хранения нормативных
запасов сырья и материалов и выполнения производственнохозяйственных операций по подготовке этих категорий к
производству.
Основное назначение складского хозяйства -
концентрация запасов, их хранение, обеспечение
бесперебойного и ритмичного снабжения потребителей в
соответствии с заказами.

Складское хозяйство

При организации складского хозяйства необходимо
установить количество и размеры складов, их
расположение относительно производственных
объектов, выбрать наиболее рациональные в каждом
конкретном случае виды складского оборудования и
инвентаря.
При расчете площади складских помещений
необходимо определить площадь для хранения грузовую, а также для проходов, проездов,
разгрузки сырья и материалов, сортировки и отпуска
их в производство - вспомогательную площадь.

Виды складов

Признак
Вид объектов хранения
Виды
Уровень обслуживаемых
потребностей
Степень оснащенности
(оборудованности)
материальные
полуфабрикатов и заготовок
готовой продукции
инструмента
оборудования и запасных частей
хозяйственные
отходов и утиля
общезаводские
цеховые
открытые
полуоткрытые
закрытые

Пример склада

Задачи и функции складов

Основная задача – комплектное и бесперебойное
обеспечение цехов, участков и рабочих мест всеми
видами товарно-материальными ценностями в
соответствии с их потребностями.
Функции складов:
приемка товарно-материальных ценностей
хранение товарно-материальных ценностей
выдача товарно-материальных ценностей
оперативный учет движения товарноматериальных ценностей
контроль за состоянием запасов товарноматериальных ценностей

Организационная структура складского хозяйства (пример)

Генеральный
директор
Зам.генерального
директора
по производству
Коммерческий
директор
Плановопроизводственный
отдел
Производственный
цех
Материальная
кладовая
Отдел складского
хозяйства
Склад готовых деталей
Отдел сбыта
Бюро централизованной
доставки материалов
Кладовые участков
Диспетчерская группа
отдела складского
хозяйства
Кладовая инструмента
Группа по
возврату тары
Кладовая запчастей
Группа механика
Материальные
склады
Склады готовой
продукции

В условиях глобализации экономики и виртуализации экономических отношений возрастают требования к качеству инфраструктурного обеспечения жизнедеятельности как на «наноэкономическом» уровне (отдельный объект недвижимости), так и на микроэкономическом уровне (организации), мезоэкономическомуровне (отрасль и регион), макроэкономическом уровне (государство) и мегаэкономическом (планетарном) уровне. Это обусловлено тем, что инфраструктура реального сектора выступает важным интегрирующим фактором, мультипликатором экономического роста. Чем более богата, разнообразна и хорошо организована инфраструктура организации, региона, государства, тем выше капитализация вышеуказанных объектов, тем более они становятся инвестиционно-привлекательными для новых видов бизнеса. От степени развития инфраструктуры также зависит и уровень транзакционных издержек субъекта хозяйствования, который оказывает немалое влияние на глобальную конкурентоспособность участников экономической деятельности. В этой связи все более актуальными становятся вопросы, связанные с разработкой концепции инфраструктурного менеджмента для вышеуказанных уровней управления.

Прежде всего, стоит определить, что мы понимаем под инфраструктурным менеджментом, и что является предметом управления. Анализ интернет-ресурсов показал, что термином инфраструктурный менеджмент чаще всегообозначают управление инфраструктурой объекта недвижимости (Facility Management) с целью получения оптимальной прибыли от его эксплуатации. Но это только «наноэкономический» уровень рассматриваемого понятия. Мы же считаем необходимым привлечь внимание к необходимости формирования целостной концепции инфраструктурного менеджмента и на более высоких уровнях экономической системы.

Вообще предмет инфраструктурного менеджмента является сложноструктурированным и комплексным. В исследованиях и обсуждениях инфраструктурных проблем традиционно поднимаются вопросы обеспечения развития трех инфраструктурных сфер: производственной, рыночной и социальной. Между тем, в постиндустриальном обществе происходит более детальная дифференциация инфраструктурных видов деятельности. Таких инфраструктурных секторов можно выделить, по крайней мере, восемь.

1. Производственная инфраструктура: включает услуги по обеспечению населения и бизнеса энергией, топливом, водой, производственным оборудованием, услугами капитального строительства и ремонта.

2. Социальная инфраструктура: обеспечивает воспроизводство человеческого потенциала (капитала) посредством развития профессионального образования и здравоохранения.

3. Рыночная инфраструктура: служит ускорению оборота товаров, денег и капиталов и включает биржи, банковскую систему, страховые услуги.

4. Институциональная инфраструктура: позволяет регулировать отношения и взаимодействие экономических агентов посредством законодательства и правоприменительной практики, а также неформальных институтов нравственного поведения и социальной ответственности.

5. Логистическая инфраструктура: обеспечивает реальные транспортные связи, хранение товаров на складах, создание резервов и запасов.

6. Информационная инфраструктура: обеспечивает каналы связи, накопление и доступ к базам данных, телекоммуникации.

7. Инновационная инфраструктура: объединяет творческие виды деятельности, включая науку, инноватику, венчурный бизнес.

8. Экологическая инфраструктура: формируется постепенно для обеспечения охраны природы и сохранения естественной среды жизнедеятельности.

Ряд видов инфраструктурного обеспечения необходим в планетарном масштабе. Так все более актуальными становятся вопросы глобальной энергетической и экологической безопасности, образования, проблемы развития глобальной производственной и социальной инфраструктуры.

Итак, в таблице 1 мы обозначили многоуровневые цели инфраструктурного менеджмента.

Таблица 1

Цели инфраструктурного менеджмента

Уровень управления

Цель управления

Отдельный объект недвижимости

Получение оптимальной прибыли от эксплуатации

Организация

Снижение эксплуатационных и транзакционных издержек

Повышение капитализации, инвестиционной привлекательности территории и качества жизни населения

Государство

Создание безопасных условий для развития воспроизводственных процессов и жизнедеятельности в целом

Ускорение процесса мировой интеграции на основе социально-эколого-экономических факторов и формирования на планете единого управленческого центра с целью снижения уровня бедности и безопасного развития цивилизации.

Анализ отечественного и зарубежного опыта в области управления инфраструктурой позволил нам выделить разные подходы, например:

1. хронологический подход, который заключается в управленииэволюцией инфраструктуры объекта в динамике;

2. пространственный подход, направленный на управление пространственной сопряженностью элементов инфраструктуры;

3. функциональный подход, четко разграничивающий цели, поставленныеперед институтами инфраструктуры;

4. бенчмакинговый подход, позволяющий сопоставить и дать сравнительнуюоценку эффективности функционирования инфраструктурных звеньев.

С нашей точки зрения, для создания условий непротиворечивости целей разного уровня, в основу методологии инфраструктурного менеджмента следует положить системный подход, который позволяет понять закономерности развития объектов управления, выявить те свойства элементов и механизмы взаимодействия элементов между собой и с внешней средой, которые определяют эффективность, эмерджентность и целостность хозяйственной системы. Причем, в рамках инфраструктурного менеджмента системообразующие связи имеют особое значение, так как они определяют новые интегративные,инновационные свойства систем и синергетический эффект, придавая новые качественные характеристики свойствам системы.

Таким образом, в целом под инфраструктурным менеджментом мы понимаем обеспечение возможностей и создание безопасных условий для воспроизводственных процессов на всех уровнях хозяйственной системы с целью снижения издержек, увеличения капитализации и повышения качества жизни населения. В задачи инфраструктурного менеджмента входит: мониторинг состояния инфраструктуры и оценка ее релевантности и безопасности; анализ прогностического фона и прогнозирование необходимости развития инфраструктуры; формирование и управление базой знаний об имеющихся инфраструктурных условиях, экспертиза инфраструктурных проектов; координация реализации инфраструктурных проектов, взаимоувязка сценариев развития; ресурсное обеспечение инфраструктурного развития; интенсификация эксплуатации инфраструктуры.

В настоящее время продолжается процесс либерализации рынков инфраструктурных услуг, снижение монополизма в отраслях инфраструктуры, наблюдается усиление роли государства и общественных институтов в осуществлении контроля и регулирования этой сферы. Эти тенденции обуславливают необходимость адекватного новым реальностям методологического обеспечения инфраструктурного менеджмента.

Литература:

1. Безгодов А. В. Глобальная инфраструктура: необходимость и процесс формирования.Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007

2. Гилязутдинова И.В. Методология организационно-экономического развития инновационных хозяйственных систем. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет». 2009 г.

3. Кузнецов В.В. Инфраструктурные факторы совершенствования управления в промышлеиности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Пермский государственный университет. 2005

4. Кузнецова А.И. Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. – М.:КомКнига, 2010.- 456 с.

5. Курбонов С.Н. Инвестиционное обеспечение развития производственной инфраструктуры трансформируемой экономики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации». 2009 г.