Рациональный суточный режим воспитанника. Рациональный суточный режим

Режим труда и отдыха. Суточный режим должен основываться на законах о биологических ритмах

Суточный режим должен основываться на законах о биологических ритмах . В течение рабочего дня наблюдается два периода повышенной работоспособности: с 8 до 12 часов, и с 17 до 19 часов, и периоды снижения работоспособности с 2 до 3 часов ночи и с 13 до 15 часов. В недельном цикле: вторник, среда, четверг – повышенная работоспособность, понедельник, пятница – пониженная. При правильном и строго соблюдаемом суточном режиме дня вырабатывается определенный ритм функционирования организма, в результате чего человек может в определенное время наиболее эффективно выполнять конкретные виды работ.

При ежедневном повторении обычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов . Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение.

Режим дня - нормативная основа жизнедеятельности для всех студентов. В то же время он должен быть индивидуальным, т.е. соответствовать конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам и склонностям студента. Важно обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных отклонений от заданной нормы. Режим будет реальным и выполнимым, если он динамичен и строится с учетом непредвиденных обстоятельств.

Каким образом можно разработать научно обоснованный режим дня? Сначала необходимо проанализировать затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствии с приведенными гигиенически допустимыми нормами . В соответствии с ними суточный бюджет времени студента состоит из двух половин: 12 ч учебных занятий (6 ч. аудиторных и 4-6 ч. самостоятельных) и 12 ч., отведенных на восстановление организма (сон, отдых, самообслуживание) и личностное развитие (занятия по интересам, общественная деятельность, бытовое и дружеское общение, физическая культура и спорт). Затем следует распределить разные виды деятельности в пределах конкретного дня, установить постоянную последовательность и правильное чередование труда и отдыха, общий распорядок дня в зависимости от сменности и учебного расписания.

Встреча со старым приятелем, несколько лет назад с головой ушедшим в бизнес, огорчила: изможденное лицо, потухшие глаза. “Ничего не успеваю, жаловался он, хотя, веришь, работаю почти без выходных. В отпуске уже года три не был. Все время какие-то неприятности на работе, да и дома мира и покоя нет. В общем, все идет кувырком. И знаешь, почти у всех моих знакомых бизнесменов то же самое. Издержки профессии”,- горестно добавил он и заторопился: ждали дела.

Неужто и впрямь бизнесу, подобно мифологическому чудовищу, за успешную карьеру, состоятельность, преуспевание необходимо приносить такие колоссальные жертвы: здоровье, семейное счастье, другие интересы?

Суточный режим

Думаю, что виноват не бизнес, а несерьезное, подчас высокомерное отношение предпринимателей к элементарным, но суровым законам природы. Зачастую не человек управляет делами, не он планирует свою жизнь, каждый день согласуясь с естественными потребностями своего организма, а дела и обстоятельства "крутят” им, постепенно подводя к краху.

Пренебрежение собой это прежде всего пренебрежение суточным режимом, в основе которого ритмическое и правильно построенное чередование различных видов деятельности и отдыха. У каждого из нас свой ритм. Образно говоря, для каждого природа заводит свои часы. Если по собственному усмотрению, недомыслию, наперекор ей начать подводить стрелки, ускорять ход или вообще не смотреть на часы, добра не жди!

Вся деятельность организма пронизана биологическими ритмами. Учеными давно установлено, что многие его функции ритмически изменяются на протяжении суток.

Отсутствие постоянного суточного режима или частое его изменение отрицательно сказывается не только на настроении, но и ведет к снижению работоспособности, быстрой утомляемости, вызывает беспокойство и раздражительность.

Если же вы строго соблюдаете суточный режим, вы действуете в согласии со своим организмом, помогая ему выработать четкий ритм деятельности. В результате этого вы в определенное время можете наиболее эффективно выполнять те или иные виды работы, а также полноценно отдыхать.

Нет ничего более властного в жизни человеческого организма, чем ритм. И пока вы не признаете, что это для вас аксиома, пока не разработаете индивидуальный суточный режим, как ни печально, не сможете вырваться из замкнутого круга проблем рабочих, семейных, касающихся здоровья.

Суточный режим это и регулярное рациональное питание, и полноценный, достаточно продолжительный сон, и разумная ежедневная физическая нагрузка. Обо всем этом вы уже знаете из предыдущих публикаций. Сегодня давайте поговорим еще об одной составляющей суточного режима ритмичной трудовой деятельности.

Недавно проведенный эксперимент дал ошеломляющие, горькие результаты: оказывается, большинство бизнесменов, “играя” по заданию психологов “в аналогии”, “парой” слову “работа” выбирали слово “усталость”.

Я уверен, что вам, к сожалению, хорошо знакомо чувство усталости. Она накапливается день ото дня, с невероятной быстротой становится хронической. Вы думаете, что устаете от того, что много трудитесь? Тяжелая, интенсивная работа сама по себе редко вызывает усталость, в любом случае от нее легко избавиться, например, хорошо выспавшись. Страшное утомление, усталость приходят с постоянным беспокойством, эмоциональными встрясками, напряжением, отрицательными эмоциями. Как же вы можете справиться с ними? Отдыхайте! Отдыхайте еще до того, как почувствуете усталость.

Классическим примером ритмичной, именно поэтому высокопродуктивной работы является сердце. Этот крошечный орган выполняет колоссальную работу в течение 60, 70, а то и 100 лет! Как ему это удается? Многие из нас думают, что сердце работает постоянно. Однако после каждого сокращения существует определенный период отдыха. В обычных условиях в сутки сердце работает эффективно и производительно примерно 30% времени, а 70% (!) отдыхает.

Поэтому, испытав пик работоспособности, прилив сил, не пытайтесь на этой же волне решить еще десяток проблем. Расслабьтесь! Короткий, 5-15-минутный отдых обладает уникальной, восхитительной способностью восстанавливать силы, работоспособность, снимать напряжение. Эти минуты нужны вашей нервной системе, организму в целом. Но распорядиться ими можно по-разному.

Профилактика утомления

Для профилактики утомления и стимуляции работоспособности вы можете прибегнуть к физической культуре.

Комплекс упражнений выполняют обычно через 2 - 2,5 часа после начала работы и во второй половине дня. Он, как правило, состоит из 5-8 упражнений. Если вам пришлось несколько часов подряд провести за столом, упражнения выполняйте преимущественно с повышенной физической нагрузкой, в течение 10-15 минут. Если к тому же работа требовала большого умственного напряжения, включите в комплекс упражнения с участием крупных мышечных групп, воздействующих на подвижность позвоночника, а также упражнения для мышц шеи, тренирующих систему мозгового кровообращения. Физкульт-паузу начинайте с потягиваний. Затем идут наклоны, повороты, вращения головой. После этого последовательно сделайте по 2-3 упражнения для мышц туловища, рук, ног, спины (повороты корпуса, наклоны, махи, вращения и так далее), прыжки, подскоки. И, наконец, пройдитесь по комнате, сделайте дыхательные упражнения, восстанавливая дыхание.

Вы можете выполнить комплекс упражнений йоги, если восточные гимнастики вам больше по душе, или десяток движений атлетической, силовой гимнастики, бодибилдинга.

Возможно, некоторым из вас большее удовольствие доставит короткая прогулка по близлежащему парку, аллее, нешумной улице, зимнему саду (знаю, что в последнее время многие фирмы не скупятся на их устройство в своих офисах, добавлю, что эти расходы оправдывают себя очень быстро). Природа, свежий воздух удивительно легко восстанавливают душевное равновесие.

Для многих деловых людей лучшего восстановителя, чем сон, не существует. Что ж, если у вас есть возможность отключить на 10-15 минут телефоны, закрыться в кабинете и вы умеете засыпать, по крайней мере впадать в дрему, мгновенно, отдыхайте таким образом. Кстати, механизм “мини-сна”, или “дремоты”, до конца еще неизвестен. Но то, что он действует освежающе, способствует повышению работоспособности, несомненно. Во время даже такого непродолжительного сна происходят переработка и своеобразная сортировка информации, полученной перед этим. Данные, которые не нужны, а может быть, и вредны, уходят из сознания: это тревожные мысли, излишнее волнение, воспоминания о конфликтах, страх. “Наилучший способ избавиться от тяжелого беспокойства или умственной путаницы переспать их”,- советует основатель кибернетики Н. Винер. После сна, который Шекспир называл “бальзамом души”, мысль становится яснее.

Может быть, для вас наилучшим средством расслабления станет музыка? 15 минут хорошей музыки, которую вы послушаете, расслабив все мышцы, в том числе и лица, полностью отдавшись на волю красивой, плавной, нежной мелодии, незаметно снимут стресс, усталость.

Непременно в течение дня контролируйте себя: не слишком ли вы напряжены, не наморщен ли лоб, не сжаты ли губы? И еще, решив отдохнуть, не изводите себя мыслями о том, что напрасно теряете время, ведь за 10 минут вы столько дел могли бы переделать. Отдых это не пустое времяпрепровождение. Даниэл У.Джосселин в своей книге “Зачем уставать?” утверждает: “Отдых вовсе не означает ничегонеделание. Отдых - это ремонт”. Поэтому в короткие минуты передышки гоните мысли о работе и полностью расслабляйтесь.

Оценивайте, насколько плодотворно вы потрудились за день, не по усталости, а по тому, насколько вы не устали... Когда чувствуете себя особенно усталыми в конце дня или когда раздражительность свидетельствует, что нервы напряжены до предела, знайте, вне всякого сомнения, что в этот день вы работали неэффективно, как в количественном, так и в качественном отношении.

“Может быть, Джосселин и прав,- думаете вы,- и отдых действительно необходим. Но лично у меня нет даже 5 минут, чтобы отвлечься на зарядку, музыку или сон”. Берусь утверждать, что это всего лишь отговорки и неумение планировать свой день, соблюдать режим. Даже если вы президент большой компании, крупный банкир или предприниматель и у вас море дел и обязанностей, вы согласитесь со мной, что у Уинстона Черчилля, премьер-министра Великобритании, их было по крайней мере не меньше. Однако он, почти в 70-летнем возрасте руководивший страной в самые тяжелые военные годы, находил для сна час после ленча и два часа перед обедом. Благодаря частому отдыху он сохранял работоспособность, бодрость, ясный ум и мог трудиться, если это было необходимо, далеко за полночь. Не менее известный Джон Д. Рокфеллер, сколотивший самое большое состояние в мире и доживший до весьма преклонного возраста (98 лет!), имел хорошую привычку ежедневно спать около получаса в середине дня в своем кабинете. Он не позволял никому, даже президенту США, нарушать свой покой.

Приведенные примеры и сама жизнь доказывают, что любому из нас под силу выполнить гораздо больший объем работы, если мы будем достаточно отдыхать и использовать рабочие часы рациональнее.

Тест "Сова", "жаворонок" или "голубь"

Для того, чтобы правильно организовать режим, нужно учесть особенности суточной работоспособности. Ведь всех нас по динамике работоспособности можно условно разделить на три категории: “голуби”, “совы”, “жаворонки”.

Примерно половина людей относится к “голубям”, или аритмикам. Они легко приспосабливаются к любому режиму труда, то есть хорошо работают в любое время суток, когда это требуется.

Около 20% населения составляют “cовы". В ранние утренние часы их психофизиологические функции еще заторможены. Самочувствие, работоспособность, настроение в первой половине дня постепенно улучшаются и достигают своего пика во второй половине дня. Представители этого типа людей наиболее эффективно работают в вечернее и даже ночное время. Известно, что Бальзак любил работать по ночам. Моцарт написал знаменитую увертюру к опере “Дон Жуан” в одну ночь. К ночным размышлениям был склонен Менделеев.

Всех остальных можно отнести к “жаворонкам". Они рано встают, лучше всего себя чувствуют и эффективнее работают именно в первой половине дня. Например, Суворов и Наполеон с восходом солнца уже были на ногах. В утренние часы любили работать Толстой и Горький.

Обращу ваше внимание на то, что и “совы”, и “жаворонки” работают значительно легче и быстрее именно на гребне функциональной волны.

Точно установить, кто вы: “голубь”, “сова” или “жаворонок”, вам поможет тест немецкого ученого Г.Хильдебрандта. Утром сразу после пробуждения измерьте частоту сердечных сокращений (ЧСС) и число вдохов. Если отношение ЧСС к вдохам равно примерно 4:1, то вы “голубь”, если 5:1 или 6:1, то вы “жаворонок”. Увеличение частоты вдохов и уменьшение соотношения ЧСС к числу вдохов характерны для “сов”.

Чтобы служащие фирмы и ее руководство трудились эффективно и высокопроизводительно, необходимо знать и о недельном цикле работоспособности. Семидневная неделя сформировалась с древнейших времен у разных народов, причем независимо друг от друга. Недельные изменения работоспособности проявляются в постепенном повышении ее уровня от понедельника к среде и последующем плавном снижении к субботе. Главным образом это объясняется влиянием различных социальных факторов. Вместе с тем биоритмологи считают, что чередование 5-6 дней работы и 1-2 дней отдыха, повидимому, соответствует динамике работоспособности любого человека.

Недельный ритм отражается не только на трудоспособности, но и состоянии здоровья, внимательности, умении сосредоточиться. Об этом свидетельствует статистика несчастных случаев и аварий: чаще всего они случаются в начале недели, в понедельник, когда организм только втягивается в работу. По данным ГАИ, наименьшее количество дорожно-транспортных происшествий в среду и четверг. Поэтому, если хотите трудиться эффективно, в радость, тщательно планируйте дела на неделю. Самые важные, требующие значительного внимания, умственного и физического напряжения, намечайте на вторник, среду, четверг.

А в выходные дни отдыхайте, причем не за компьютером, не у теле- или видеоэкрана, а на природе, в тренажерном зале, на спортивной площадке. Если, разумеется, хотите сохранить здоровье, ясность мысли, высокую работоспособность. Как, например, крупный американский бизнесмен Ли Якокка, автор книги “Карьера менеджера”. “Чтобы преуспеть в бизнесе, как, впрочем, и почти во всем другом, самое главное это уметь сосредоточиться и рационально пользоваться своим временем,- писал он.- После окончания университета я всегда упорно работал всю неделю и старался освобождать уикэнды для семьи и отдыха. За исключением периодов чрезвычайных обстоятельств, я никогда не работал в пятницу вечером, в субботу и в воскресенье. Чтобы вновь привести себя в рабочее состояние, я в ночь на воскресенье неизменно набрасывал себе план тех дел, которые намеревался выполнить на предстоящей неделе”.

Живите в режиме, благоприятном для вашего организма (то есть так, как диктуют вам ваши ритмы), в гармонии с самим собой. Почувствуйте, как изменятся ваша жизнь, самочувствие, настроение, да и отношения с близкими.

А.П.ЛАПТЕВ, профессор

Рациональный суточный режим создает оптимальные условия для деятельности и восстановления организма. В основе его лежит ритмическое и правильное чередование труда и отдыха и других видов деятельности.

Суточный режим должен основываться на законах о биологических ритмах. При правильном и строго соблюдаемом суточном режиме дня вырабатывается определенный ритм функционирования организма, в результате чего студенты могут в определенное время наиболее эффективно выполнять конкретные виды работ.

Основные правила организации суточного режима:

· Подъем в одно и то же время

· Выполнение УГГ и закаливающих процедур

· Приема пищи в одно и то же время, не менее 3 раз в день (лучше 4-5 раз в день)

· Самостоятельные занятия по учебным дисциплинам в одно и тоже время

· Не реже 3-5 раза в неделю по 1,5-2 ч. занятия физическими упражнениями и спортом с оптимальной физической нагрузкой

· Выполнение в паузах учебной деятельности (3-5 мин) и физических упражнений

· Ежедневное пребывание на свежем воздухе (1,5-2 ч)

· Полноценный сон (не менее 8 ч) с засыпанием и пробуждением в одно и тоже время

Рациональное питание

Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой умственной и физической работоспособности и продлению творческого долголетия. Для людей, занимающихся физической культурой и спортом, рациональное питание способствует повышению работоспособности, быстрейшему восстановлению после утомления и достижению высоких спортивных результатов.

Гигиенические требования к пище. Пища представляет собой определенную комбинацию продуктов питания, состоящих из белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды. Основные гигиенические требования, предъявляемые к пище следующие:

· оптимальное количество, соответствующее энергетическим затратам человека, в процессе жизнедеятельности;

· полноценное качество, т.е. включение всех необходимых питательных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей), сбалансированных в оптимальных пропорциях;

· разнообразие и наличие различных продуктов животного и растительного происхождения;

· хорошая усвояемость, приятный вкус, запах и внешний вид;

· доброкачественность и безвредность.

Энергозатраты организма выражаются в килокалориях (ккал). В этих же единицах обозначается и энергетическая ценность пищи. Повышение активности процентов обмена веществ и энергии при выполнении различной, главным образом мышечной, деятельности является решающим фактором при определении суточного расхода энергии. Чем интенсивнее выполняемая физическая работа, тем выше энергозатраты. Умственный или полностью автоматизированный труд требует небольших затрат энергии.

Витамины в необходимом количестве обязательно должны присутствовать в рационе спортсменов и физкультурников. Во время выполнения интенсивной мышечной работы в связи с повышением обмена веществ потребность в витаминах возрастает. Удовлетворять потребность организма в витаминах нужно, прежде всего, за счет употребления натуральных продуктов. В случае их нехватки рекомендуется принимать витаминные концентраты из естественных продуктов (настой шиповника и др.) синтетических препаратов (“Аэровит”, “Ундевит” и др.).

В питании спортсмена, наряду с обычными пищевыми веществами, могут быть использованы различные питательные смеси и продукты повышенной биологической ценности.

В суточном режиме следует устанавливать и строго придерживаться определенного времени для приема пищи, что способствует ее лучшему перевариванию и усвоению. Принимать пищу следует за 2-2.5 ч до тренировки и спустя 30-40 мин. после ее окончания.

Питаться лучше 4 раза в день: завтрак - 7-7.30, обед - 13.00-14.00, полдник - 16.00-17.00, ужин - 20.00-20.30. можно ограничиться и трехразовым питанием.

При приеме пищи все внимание стоит уделять еде.

Отвлечения от еды приводят к нарушению пищеварения и усвоения пищи. Во время еды нельзя торопиться. Пища должна всегда хорошо пережевываться.

В понятие режима входят: длительность, организация и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Различают следующие виды деятельности школьников и учащихся ПТУ: учебная, трудовая, профессиональная и спортивная. Отдых в свою очередь разделяется на пассивный и активный.

Деятельность (по характеру и длительности) должна быть посильной и не превышать границ работоспособности человека, а отдых достаточным для полного восстановления всех функций. Рациональным признается такой режим, который создается с учетом законов высшей нервной деятельности, суточных биоритмов, а также возрастных возможностей организма.

Возраст 14-17 лет считается переходным от детства к юношеству. Этот период играет чрезвычайно важную роль в физическом развитии, формировании нервной системы и высшей нервной деятельности, а также в становлении личности, имеет огромное значение с социальной точки зрения. В эти годы жизни перед каждым школьником встает проблема выбора профессии. Многие подростки покидают родную школу и продолжают учиться, приобретая профессию в профессионально-техническом училище.

Темп современной жизни очень высок, каждому подростку многое хочется узнать, всему научиться. Кроме того, существуют такие увлекательные вещи, как книги, музыка, спорт, общение с друзьями... Можно ли все это совместить и где найти свободное время? Подобные вопросы часто задают школьники и учащиеся ПТУ. Ответить на них следует положительно. Секрет простой: необходимо выделить основные режимные компоненты и правильно распределить между ними суточный бюджет времени.

Врачи выделяют в режиме дня школьника 6 основных компонентов: сон, пребывание на открытом воздухе, учебная деятельность, отдых, прием пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого из этих компонентов меняются в зависимости от возраста (табл. 1). Как видно из таблицы, с возрастом увеличивается учебная нагрузка в школе, больше времени отводится для выполнения домашних заданий. Одновременно увеличивается время на внеклассные и внешкольные занятия (творческая деятельность, общественно полезный труд и т.д.), которые выбираются по собственному желанию школьника.

Для подвижных игр и спортивных занятий на открытом воздухе надо ежедневно выделять от 2"/2 до 3"/2 ч. Особое внимание следует обратить на продолжительность сна.

Сон рассматривается как физиологическое состояние, при котором почти полностью отсутствуют реакции на внешние раздражения и уменьшается активность физиологических процессов. Во время сна происходит восстановление работоспособности организма и в первую очередь восстанавливаются функции коры большого мозга. Физиологическая потребность в сне зависит от возраста. Так, в период новорожденности длительность сна составляет около 16 Д> ч в сутки. Такая выраженная потребность в сне объясняется тем, что даже незначительные по силе внешние раздражители оказываются для новорожденных сверхсильными, вызывая охранительное торможение. Затем длительность сна постепенно уменьшается и к 6-7 годам формируется сон в ночное время. Однако в этом возрасте дети начинают обучение в школе, у них возрастают умственные и физические нагрузки. Значит, необходимость дневного сна как одного из важнейших компонентов режима дня для учащихся 1-го класса остается. У подростка 17-18-летнего возраста длительность сна приближается к норме для взрослого человека (8-81 /г ч). Такая продолжительность ночного сна в сочетании с 2"/2-часовым активным отдыхом на открытом воздухе необходима для сохранения и укрепления здоровья подростка, поддержания его работоспособности на высоком уровне, предупреждения переутомления.

Исследованиями гигиенистов установлено, что у школьников, которые недосыпали час-полтора, уровень работоспособности утром был снижен на 30 %. Если сон у школьников был меньше "нормы" на 2"/2 ч, то на первых двух уроках в школе их работоспособность была очень низкой. Недосыпание у учащихся школ и ПТУ связано с тем, что они до позднего вечера смотрят телепередачи. Это не только мешает полноценному отдыху, но неблагоприятно отражается на нервной системе, зрении. По мнению врачей, учащиеся старших классов могут смотреть телепередачи не больше 2 ч и не чаще 3 раз в неделю. Увлечение телепередачами, кроме часов сна, "отнимает" время, которое подросток должен проводить на воздухе, отдавать спортивным занятиям. При таком "режиме" накапливается утомление, что приводит к печальным результатам.

Соблюдение длительности основных компонентов режима является обязательным условием правильного его построения, но не решает полностью проблему профилактики переутомления. Не менее важно рационально распределить в течение суток компоненты режима, определить их чередование.

Почему необходимо чередовать разные виды деятельности?

Дело в том, что каждый новый режимный компонент должен принципиально отличаться от предыдущего по характеру своего воздействия на организм. В этом случае он превращается в своеобразный отдых, снимающий утомление, вызванное предшествующей работой. Врачи часто говорят: "смена деятельности - есть отдых".

Теоретически такой подход к построению режима был разработан в прошлом веке выдающимся русским физиологом И. М. Сеченовым. Ученый провел очень простой и убедительный эксперимент. Изучая работоспособность руки, И. М. Сеченов заметил, что сила ее восстанавливается значительно быстрее не при полном пассивном отдыхе, а когда в период отдыха в работу включается другая рука. Иными словами, для снятия утомления какого-либо органа необходимо в период отдыха давать нагрузку на другой орган или функциональную систему. Это явление связано с особенностями высшей нервной деятельности человека. Изучение различных видов деятельности и их сочетаний позволило определить те из них, которые лучше всего снимают утомление.

Для школьников - это чередование учебной деятельности с физическими упражнениями и подвижными играми на воздухе, чередование трудного урока с легким, творческой работы с общественно полезным трудом и помощью семье и т. д.

Вероятно, всем нам приходилось замечать, что работа интересная, приносящая чувство удовлетворения утомляет гораздо меньше. Однако если мы занимаемся тяжелой работой, пусть даже не представляющей для нас большого интереса, но при этом осознаем ее важность и необходимость, то преодоление трудностей для достижения поставленной цели приносит чувство удовлетворения, поднимает настроение, вызывает положительные эмоции, а они очень быстро снимают утомление, заставляют "забыть" о затраченных усилиях. Формирование потребности действовать - одна из важнейших задач. Воспитать в себе это качество - значит, создать основу для полноценного выполнения личностью социальных задач. В правильно построенном режиме заложены возможности для успешного достижения этой цели.

Приведем в качестве примера схему режима дня учащихся старших классов, где правильно чередуются различные виды деятельности (табл. 2). Конечно, распорядок дня будет зависеть от того, в какую смену идут занятия в школе (в 1-ю - утром или во 2-ю - после обеда). В любом случае каждый день должен начинаться с утренней гимнастики, которую справедливо называют "зарядкой". Дело в том, что выполнение комплекса физических упражнений после пробуждения снимает сонное торможение и как бы "заряжает" организм бодростью, помогая войти в ритм рабочего дня. Попробуйте составить себе распорядок дня по данной схеме и строго следите за его выполнением.

Режим дня подростков, учащихся в ПТУ, имеет свои особенности. О них мы и расскажем.

На февральском Пленуме ЦК КПСС (1988), посвященном перестройке школы, указывалось на важность улучшения условий обучения и воспитания будущих квалифицированных рабочих. В ча-стности, подчеркивается роль научно обоснованных рациональных режимов труда и отдыха учащихся. Выбор профессии, переход вчерашних школьников к новым условиям неизбежно влечет за собой ломку стереотипа, сложившегося за годы обучения в школе. Меняется ритм занятий, теоретические занятия чередуются с производственным обучением. Все это предъявляет новые повышенные требования к организму.

Примерный режим дня учащихся ПТУ (табл. 3) построен на основе тех же принципов, что и для школьников, но с учетом специфики процесса обучения. Он предусматривает правильное соотношение умственной и физической работы, чередование работы с отдыхом.

Соблюдение режима дня помогает подростку быстрее адаптироваться к новым условиям, лучше справиться состоящими перед ним задачами, успешнее осваивать избранную профессию.

Независимо от того, где учится подросток - в школе или ПТУ, выработанная привычка жить по режиму поможет ему одолеть нагрузки, правильно распределить свои силы и время, чтобы успеть выполнить все, что от него требуется. Ибо режим не только "дисциплинирует" функции органов и систем организма, но и способствует формированию таких необходимых человеку качеств, как собранность, аккуратность, воля, умение сосредоточиться.