Аппликация из пластилина: мастерим котика и «Осень в лесу. Рисуем пластилином

Мастер - класс по работе с пластилином (пластилинография). «Полевой натюрморт»

Мастер - класс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей.

Назначение мастер - класса : украшение интерьера, изготовление подарков.

Цель: знакомство с пластилиновой техникой как видом изобразительной деятельности.

Задачи :

Обучать приёмам работы с пластилином;

Развитие творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса;

Воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе.

Не так давно меня очень заинтересовала методика рисования пластилином - пластилинография.

Рисуя с помощью пластилина, как и среди акварелей, масляных картин и гуашевых композиций вспыхивают необыкновенные пейзажи, аппетитные натюрморты и узнаваемые портреты.

Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть, поэтому они излучают какую-то особенную энергию, похожую на маленькую сказку. И сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать её в свой будничный мир, не давая ему зачерстветь.

Перед работой мне бы хотелось предложить вашему вниманию сказку про дружбу, которую можно использовать на занятиях.

Сказка о дружбе

Давным-давно жила на свете девочка по имени Колосок. Она была прекрасной особенно ее волосы, которые, развиваясь по ветру, напоминали золото. И был у нее любимый друг - Роман. Они очень любили вместе играть, у них были свои тайны, о которых знали только они. Каждый день они встречались в одном и том же месте - на солнечном поле. Однажды Роман принес своей подруге цветок. Девочка любовалась этим цветком очень долго. Он был скромный - вокруг солнечной серединки поселились белые вытянутые лепестки, такая простота и нежность исходила от цветка, что девочке он очень понравился. Она поблагодарила Романа и спросила, где он добыл такое чудо? Он сказал, что этот цветок ему приснился и, когда он проснулся, увидел этот цветок на своей подушке. Девочка предложила назвать этот цветок Ромашкой - по ласковому имени Романа, и мальчик согласился. Девочка предложила: «Почему же только у нас с тобой будет такой цветок? Давай ты соберешь целый букет этих цветов в той неведомой стране, и мы подарим эти цветы всем добрым людям!» Роман согласился и отправился в дальний путь. Долго он искал эти цветы. Нашел их на краю света, в Царстве снов. Царь снов предложил ему обмен - мальчик должен был остаться навсегда в его царстве, а Царь подарит девочке поле цветов. И мальчик согласился, ради своей подруги по имени Колосок, он был готов на все!

Девочка же долго ждала Романа. Год ждала, два, а он всё не приходил. Плакала она, грустила, сокрушалась, что пожелала несбыточное. Но как-то проснулась она, посмотрела в окно и увидела бескрайнее ромашковое поле. Поняла тогда девочка, что жив ее Ромашек, но далеко он, и нужно его спасать! Колосок подарила людям цветы Ромашки. И люди полюбили эти цветы за их простую красоту и нежность. Почувствовав бескрайнюю любовь девочки, Роман освободился от злых чар Царя снов. И невредимым вернулся домой к своей любимой подруге.

И теперь мы нередко можем увидеть, как на солнечном поле стоят и любуются друг другом золотистый Колосок и нежная Ромашка.

Для работы необходимо:

Картон с контурным рисунком или без него;

Набор пластилина;

Салфетка для рук;

Доска для раскатывания пластилина;

Бросовый материал (коробка из под конфет, стержень от ручки);

Лак для волос (для лакирования).

Перед работой следует слегка разогреть пластилин.

Лепка колосьев . Скатать 4 колбаски из жёлтого пластилина (2 - стебля, 2 - для зерен). Прокатать колбаски так, чтобы они утончались.

Наметить расположение стебля на пространстве фона картины. Уложить стебель в намеченное место, прижать и слегка размазать.

Вышедшие края стебля можно с легкостью исправить с помощью стеки.

Из двух оставшихся колбасок нарезаем - зернышки (скатываем овальную форму овальной формы).

Сформировать из зерен колос, маленькие зерна располагать ближе к его вершине.

Вдоль каждого зерна сделать стекой неглубокую насечку.

Скатать очень тонкие колбаски из желтого пластилина длиной 2 -3 см - это будут остья, которые нужно расположить между зернами, направляя их к вершине колоса.

Из тонких длинных желтых колбасок формируем листья. Сначала их надо прижать, а затем немного размазать, сделав плоскими.

Лепка ромашки . Скатать из белого пластилина 8 одинаковых шариков и расположить по кругу нужного размера.

Теперь каждый шарик нужно особым образом примазать, оставляя внешнюю часть пластилинового шарика выпуклой и направляя движение пальца к центру круга(получится примазанная пластилиновая капелька).

В середину цветков прижать шарики из желтого пластилина.

В середине цветка « рисуем» точки с помощью стержня от ручки.

Из пластилина зеленого цвета скатываем длинную колбаску - стебель цветка, прижать ее к фону. Из этого же пластилина формируем листья и с помощью стеки вырезаем « зубчики», характерные листику ромашки и « рисуем» прожилки.

Готовую работу сбрызгиваем лаком для волос, чтобы она не запылилась, так как пластилин сильно притягивает пыль.

Готовую работу помещаем в рамку из - под шоколадных конфет. Рамку можно оставить в первоначальном виде или украсить её на свой вкус

(макаронами, зернами, косточками, семенами, выпуклыми волнистыми линиями и т.д.)

Рождение младенца — это всегда прекрасно. Благодушные родители не находят себе места от счастья, думая о том, как будут любить его, заботиться, правильно воспитывать. А у крохи одна забота — познать окружающий мир — глазами, и на зуб. Маленький человечек знакомится с нами и со всем миром посредством манипуляций, изучает свойства предметов, проявляет тактильную активность.

Ценным помощником в этом направлении будет пластилин , а именно рисование пластилином на картоне, которое дает:

— развитие фантазии

— становление интеллекта

— формирование речевого аппарата

— фундамент для творческого развития

— рисование пластилином

— подготовка кисти рук к письму

Манипулируя пластической массой, будь то просто шарик или палочка, малыш создаёт образы. Этот вид деятельности учит ребёнка различать величину, форму предмета. Много работ уже написано о взаимосвязи между подвижностью рук и развитием речи. В детском возрасте руки малыша – это как дублирующий речевой аппарат. Ничто так сильно не развивает пальчики ребёнка, как пластилин. Движение кистей вялое, мало развивающееся, и как результат, отставание в речевом развитии.

Ребёнок растёт, и стараемся развить творческие навыки. Хотим научить его рисовать, танцевать и петь. Это все хорошо, он должен вырасти всесторонне развитым. Но не надо сбрасывать со счетов и увлечение пластилином. В процессе лепки он создаёт объёмные фигурки, а этого нет при рисовании и аппликации. Ребёнка можно научить рисовать пластилином. Это совсем молодой вид живописи.

Нарисовать пластилиновую картину несложно. В раннем возрасте дети, как правило, изображают только предметы. И только при помощи взрослых можно осваивать различные сюжеты.

Основой для рисования картин пластилином, как правило, служат стекло, плотный картон, пластик.

Сначала научите малыша скатывать небольшие шарики, затем размазывать их по стеклу или картону. Следующий момент – создание рельефного объекта.

Три этапа обучения

— надавливание

— размазывание

— сочетание обоих приёмов

Конечно, к занятию надо подготовиться, но оно того стоит. Изобразите вместе с ребёнком (вот где пригодятся о навыки художника, если он обучается рисованию) простой сюжет на той основе, что есть. Например, солнце, озеро, рыбку с большим хвостом. Далее показываете, как очертить круг для солнца, а дети дорисовывают лучики. Контур озера рисуете сами, а они заполняют его пластилином. Формируя навык надавливания, приучаете работать пальчиком, поворачивать его в нужном направлении.


При размазывании пластилина палец или рука ребёнка активно двигается, а родитель следит, чтобы он действовал пальцами или только ладошкой.

И лишь когда он освоит первые два приёма, можно смело рисовать картину.

Научиться владеть рукой, это, значит подготовить кисть руки к письму. А этим надо заниматься задолго до похода в школу.

Таким образом, пластилин имеет большое значение в творческом развитии ребёнка первых лет жизни. Воспитывая малыша, помните, что не бывает мелочей.

Пластилин – один из любимых материалов для детского творчества. С его помощью можно лепить оригинальные поделки и даже создавать рисунки. Пластилинография - это нетрадиционная художественная техника, заключающаяся в рисовании пластилином на картоне или другой плотной основе. Готовые работы могут быть плоскими, полуобъемными или объемными. Занимаясь пластилинографией, ребенок развивает мелкую моторику, движения пальцев дифференцируются. Это хорошая подготовка к обучению письму.

Техника пластилиновой живописи

Техника пластилиновой живописи немного похожа на письмо маслом - цветной пластилин скатывается в шарики и наносится на картон мазками. Юный художник развивает свое цветовосприятие и чувство гармонии. Для хорошей работы нужно подобрать качественный пластилин соответствующего типа.

Ассортимент велик: есть более плотные сорта, а есть мягкие, гладкие, легко плавящиеся. В наборах можно найти любые палитры: как только из базовых цветов, так и включающие множество оттенков. Если вы используете пластилин в качестве краски, можно смешать два цвета и так получить желаемый тон.

В работе над картинами из пластилина нужно тонко раскатывать все складки, неравности. Если где-то слой получился толстым, неровным, лишнее можно удалить при помощи стеков. Мазки на панно из пластилина могут быть разными. Не обязательно работать пальцами, можно использовать инструменты – стеки, ножичек, зубочистку, валик, шприцы с иголками и без, палочки для вдавливания. Чтобы сделать картину из пластилина, нужно подготовить основу, а на ней закрепить детали нужной формы и цвета.

Плоскостная лепка

Маленького ребенка можно научить делать картины из пластилина по тому же принципу, что и краской. Первым этапом будет плоскостная лепка – создание картин разной степени рельефности. Различают формы с выступающим и углубленным изображением:

  • Горельеф (изображение сильно выступает над поверхностью).
  • Барельеф (детали слегка выступают над основой).
  • Контррельеф (изображение, углубленное в поверхность основы: рисунок процарапывают или продавливают на плоскости стекой, палочкой).

Так можно изобразить картинку, заранее обрисованную контуром по картонной или стеклянной основе. Ребенок может орудовать пальцем, учась рассчитывать силу нажатий и мазков, или пользовать подручными инструментами. В детских садах предлагают изобразить, например, узнаваемые сюжеты из любимых сказок или мультфильмов в технике плоскостной лепки или сделать пластилиновые комиксы.

Объемные картины из пластилина

Когда ребенок научится делать простые плоские изображения, можно попробовать сделать объемную картинку, похожую на произведение искусства. Суть не так уж сложна: нужно отдельно вылепить детали произведения (дерево, фрукты, животных), а затем закрепить их на поверхности.

Детали могут иметь любую форму и размер. Для их изготовления применяются разнообразные приемы: раскатывание, сплющивание, растирание, заглаживание, оттягивание детали от общей формы. Нужно помнить, что, если вы собираетесь помещать рисунки из пластилина под стекло, материал может примяться, и произведение потеряет изначальный объем.

Пластилиновые картины своими руками

Рисование пластилином хорошо подходит как для самостоятельных занятий с ребенком, так и для уроков труда для школьников младших классов или упражнений на мелкую моторику в детском саду. При работе ребенок учится делать как крупные, так и совсем мелкие детали (глазки, листики). Для лепки вам понадобятся:

  • Основа (можно использовать стекло, ненужные диски, лист фанеры).
  • Дощечка для раскатывания пластилина и для лепки деталей.
  • Ножички для вырезания и нанесения мелких деталей.
  • Простой карандаш.
  • Вода для периодического смачивания рук.

Сначала нужно нарисовать на основе рисуем карандашом шаблон будущей картины (поле, зелёный лес). Для него надо растереть пальцами небольшие пластилиновые кусочки. Детали можно формировать из круглых или вытянутых кусочков разной величины. Можно воспользоваться отдельным трафаретом для каждой детали. Потом их надо осторожно вдавить в фон.

Если получились неровности, разглаживаем их пальцами, предварительно смоченными в воде. Кроме того, помните о правилах составления композиции: те детали, которые будут на переднем плане, должны выпирать больше других и быть выполненными более четко (например, яркие цветы, камушки на берегу моря, зверушки). Закрепите их нужно поверх остальных деталей (в последний может) и дополните каким-нибудь узором, нанесенным при помощи иголки или зубочистки.

На картоне

Картина из пластилина на картоне для детей может стать первым шагом на пути к изготовлению более сложных поделок. Не обязательно покупать специальный материал, можно использовать, например, вырезанные листы из коробки из-под обуви или бытовой техники. Готовую картину рекомендуется покрыть лаком, чтобы она не запылилась.

Для работы потребуются те же материалы, что и для любой другой техники лепки. Помните, что с картона сложнее оттереть лишние пятна, поэтому держите наготове салфетки. Поэтапный алгоритм действий такой:

  1. На картон наносим рисунок (можно купить в специальном магазине готовый трафарет с картинкой, затем заполнить ее пластилином).
  2. Делаем фон рисунка. Сначала определим цвет фона. От брусочка отщипывают небольшие кусочки и в виде мазков наносят на поверхность.
  3. Пластилиновые мазки растираем пальцами в границах рисунка.

На бумаге

Для создания картины из пластилина на бумаге лучше выбрать плотную основу, ведь слишком резкое движение может порвать тонкий лист. Для первых работ рекомендуется начинать с простейших картин, например, малышам понравится изображение веселой радуги, белых облаков и яркого солнышка на небе, зеленой травы с васильками или ромашками. Для первых работ дошкольника лучше выбрать небольшой размер (примерно четверть листа формата А4).

От бруска надо отщипнуть небольшие кусочки и нанести на основу в соответствии с замыслом. При этом используются разные способы лепки – раскатывание или разглаживание, размазывание, иногда потребуется прищипывание, сплющивание или перетекание одного цвета в другой. Если ваш замысел предполагает четкую прорисовку большого числа мелких предметов, в работе пригодится медицинский шприц без иглы. Пользуются им так:

  1. Внутрь шприца положить кусочек пластилина, осторожно нагреть (на горячей батарее или в чашке с теплой водой);
  2. Выдавить тонкими нитями (если хотите потолще, используйте кондитерский шприц).
  3. Мягкие переходы оттенков можно получить, если сначала смешать в руках необходимые оттенки пластилина, а уже потом загрузить их в шприц. Не стоит допускать смешения более двух цветов одновременно.

На стекле

Аппликации из пластилина на стекле – это простой в исполнении, но опасный вид творчества. Нужно соблюдать правила техники безопасности, чтобы не пораниться. Для создания аппликации понадобятся:

  • Разноцветный пластилин.
  • Фоторамка.
  • Черная тушь или черный маркер.
  • Лист бумаги с распечатанным рисунком.
  • Вата и спирт.

Поскольку создать на стекле картинки для пластилинографии мало у кого получается с первого раза, лучше заранее посмотреть в Интернете мастер-класс пошагово вместе с ребенком, а потом следовать рекомендациям:

  1. Найти рисунки (лучше выбирать простые черно-белые). Помните, что чем младше ребенок, тем крупнее должны быть детали.
  2. Вынуть стекло из фоторамки.
  3. Обезжирить стекло, протерев ватой со спиртом.
  4. Распечатанный эскиз положить под стекло.
  5. Обрисовать контур черным маркером по стеклу.
  6. Достать рисунок.
  7. Определить, какие цвета будете использовать. Для детей дошкольного возраста задание можно упростить - оставить под стеклом цветной рисунок. Так ребенок будет видеть, какого цвета пластилин следует брать.
  8. Отделяя небольшие кусочки пластилина нужного цвета, прилеплять их на стекло, растирать, не заходя за контур рисунка. Чем сильнее будет растираться материал (в тонкий слой), тем слабее получится пигмент.

Можно выбрать методику работы: либо сначала заполнить сначала пластилином места одного цвета, а потом перейти к другим, либо сперва выполнить мелкие элементы (отдельно вылепить глазки зверя, листики, маленькие цветочки или божью коровку), потом перейти к основному рисунку из пластилина.

Когда вся основа будет заполнена пластилином, понадобится помощь взрослого. Картину надо перевернуть лицевой стороной к себе, рассмотреть и исправить изъяны (пробелы между кусками пластилина, выход за контур). Затем еще раз протереть стекло спиртом, не задевая рисунок, и вставить работу в рамку.

Картины из пластилиновых жгутиков

Если мелкая моторика у ребенка уже хорошо развита, можно попробовать более ювелирный, кропотливый вариант работы с использованием медицинского или кондитерского шприца. Для выполнения работы понадобится горячая вода.

Чтобы получить жгутики разной длины, потребуется шприц, у которого надо заранее отрезать носик (так выдавливать будет легче). Для каждого цвета используется свой шприц, чтобы не было наслоения цвета: немного пластилина останется в тубе. Перед тем, как поместить пластилин в шприц, его нужно согреть в руках. Если материал все равно выдавливается туго, попробуйте положить шприц в горячую воду.

Если шприца под рукой нет, можно аккуратно скатать жгутик руками. Сначала вылепить лепешку, затем скатать ее в колбаску в ладонях и пальцами довести до жгутика необходимой толщины и длины. Нужно учесть текстуру материала: слишком пластичные сорта могут порваться, если переусердствовать. Такие жгутики нужно просто сворачивать в нужном направлении для получения какой-либо детали или штриха. Фигурки прикрепляются к основе из плотной бумаги, получаются картинки для пластилинографии.

Видео

Мастер-класс по рукоделию (изготовление поделки в технике рисования пластилином на стекле)

Подготовила: Широкова Наталья Александровна, педагог дополнительного образования МОУДОД «Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области», руководитель детского творческого объединения «ГОРОД МАСТЕРОВ»

Представленная в мастер-классе поделка выполнена в технике рисования пластилином на стекле по контуру. Такую работу под силу сделать даже дошкольникам , но под руководством педагога или родителей, т.к. используются такие опасные для детей материалы, как стекло и ножницы. Перед началом работы проведите с детьми инструктаж по правилам безопасной работы с этими материалами и инструментами и держите все этапы работы под строгим контролем.

Мастер-класс является одним из занятий по программе «Город мастеров»

Цель: Обучить детей приемам рисования пластилином на стекле

Задачи:

Обучающие:

Обучить технике рисования пластилином на стекле;

Развивать индивидуальные творческие способности обучающихся.

Воспитательные:

Воспитывать эстетический вкус;

Прививать навыки культуры труда и аккуратности;

Воспитывать внимательность;

Развивающие:

Развивать активность и самостоятельность обучающихся;

Содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Необходимые материалы :

1. Подготовить рамку со стеклом необходимого размера. Для работы также понадобится набор пластилина, стеки, скотч, влажные салфетки.

2. Внимание!!! Вынуть стекло из рамки и затянуть его края тонким скотчем. Этот этап выполняется для безопасной работы со стеклом.

3. Подобрать для будущей работы эскиз. Можно для этого использовать детские раскраски, иллюстрации в книжках. Если позволяет возраст ребенка, можно нарисовать изображение по собственному замыслу на альбомном листе черным маркером.

4. Для нашей работы мы взяли рисунок клоуна и подготовили черный спиртовой маркер с тонким стержнем. Необходимо наложить стекло на выбранный эскиз и точно перерисовать его маркером на стекло.

5. Рисунок на стекле в виде контура готов. Готовим пластилин и стек.

Начинаем цветным пластилином заполнять элементы рисунка. Важно начать работу с самых мелких деталей. Мы делаем глаза клоуна. При работе с пластилином просто необходимы влажные салфетки для гигиены рук.

6. Если в вашем наборе пластилина нет необходимого оттенка или цвета, смешайте пластилин разных цветов и хорошенько разомните его между пальцами. Мы хотим получить бледно-розовый цвет (исходные цвета белый и розовый).

7. При заполнении деталей рисунка пластилином удобнее держать работу к себе лицевой стороной. При этом пластилин наносится с тыльной стороны стекла, а мы можем точно контролировать и корректировать ход работы.

8. Вот мы и заполнили все элементы рисунка пластилином. Обратная сторона работы выглядит не так аккуратно, но главное условие - не вылезать за контур рисунка. Теперь уже можно отложить коробку с пластилином и протереть руки влажной салфеткой.

9. При желании фон работы можно также заполнить пластилином подходящего цвета, а мы решили взять для фона цветной картон.

10. Не забудьте аккуратно удалить скотч с рёбер стекла. Выбрав нужный картон, вырежьте его по размеру стекла, заложите стекло в рамку и загните зажимы с обратной стороны рамы. Теперь можно протереть лицевую сторону работы влажной салфеткой.

11. Наш «Рыжий клоун» готов!

12. Готовые работы в технике рисования пластилином на стекле.

Пластилинография в наше время становится всё популярнее в детском саду. Это не только приятный досуг, но и целая область творчества, в которой есть свои виды и техники. Она завоёвывает всё большее внимание педагогов, поскольку позволяет решать множество развивающих и образовательных задач в процессе игры. Но особенно важно то, что ребёнок имеет возможность собственными руками изготовить прекрасное произведение искусства.

Пластилинография как нетрадиционный способ соединения лепки и рисования

Рисовать можно по-разному. Сегодня среди педагогов дошкольного образования популярны нетрадиционные техники: рисование кончиками пальцев, ладонями, отпечатками предметов, кляксография, пластилинография.

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

С одной стороны, ребёнок включён в увлекательный процесс, но в то же время множество нервных окончаний на кончиках пальцев и поверхности ладоней передают сигналы в мозг, активизируя его деятельность. Когда маленькие ручки рвут бумажную салфетку, учатся скатывать шарик из теста, ощупывают материалы или показывают «сороку-ворону», информация поступает в головной мозг и распределяется по различным центрам (слуховому, зрительному, мыслительному, эмоциональному и речевому).

Пластилинография - нетрадиционный способ рисования с использованием пластилина. Деятельности с пластичным материалом детей учат в раннем возрасте. Лепка тренирует пальцы и активизирует расположенные на кисти сенсоры, связанные с работой мозга, помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение. Занятия лепкой развивают не только ловкость и скоординированность рук, но и творческую фантазию.

Создание картины в этой технике - это новый уровень работы с пластилином, который может стать искусством.

В технике пластилинографии создаются истинные произведения искусства

Использование техник, методов и приёмов в работе с дошкольниками

Пластилинография в чистом виде доступна для детей средней и старшей групп детского сада. Дети младшего возраста овладевают элементарными умениями и навыками во время краткосрочных индивидуальных или подгрупповых занятий.

Воспитателю важно помнить, что в группах младшего и среднего дошкольного возраста этот вид творчества нацелен не столько на результат, сколько на получение положительных эмоций, развития интереса у детей и желания совершенствовать навыки.

Чтобы занятие проходило в удовольствие, материалы должны быть качественными, а инструменты - удобными. Для основы будущей картины из пластилина подойдёт бумага, но предпочтительнее плотный картон, пластик, оргстекло или обычное стекло. Пластилин должен быть нежирным, иначе на бумажной или картонной основе появятся пятна, и работа будет иметь неопрятный вид. Выбирайте яркий и податливый материал для лепки.

Из инструментов понадобится доска для лепки (можно заменить на кусок пластика или клеёнки), пластмассовая скалочка для раскатывания пластилина, набор стеков, ножницы, различные приспособления для создания узоров на пластилиновой поверхности (щёточки, кондитерский шприц, ситечко, пластиковая вилка).

Методы обучения пластилинографии:

  • наглядные (показ образцов работ, иллюстраций по теме, наблюдение за действиями педагога);
  • словесные (беседа, объяснение, рассказ);
  • практические (упражнения с материалом, отработка приёмов, игровые действия, экспериментирование).

Приёмы, используемые в пластилинографии, уже частично знакомы детям по занятиям лепкой. Это скатывание и раскатывание, сплющивание и вытягивание, то есть обычные действия с кусочком пластилина для придания ему требуемой формы. Но есть здесь и свои приёмы: отщипывание, размазывание, вдавливание, приглаживание, смешивание цветов. Овладению ними педагог уделяет особое внимание.

Рисование пластилином - увлекательное занятие для дошкольника

Задачи пластилинографии от ясельной и второй младшей до подготовительной групп

  1. Развивающие. Приёмы работы с пластилином развивают ловкость пальцев, подготавливают кисть к письму. Улучшаются способности к правильному восприятию композиции и масштаба.
  2. Познавательные. Воспитанники знакомятся с новым видом изобразительного искусства, постигают взаимодействие двух различных техник - аппликации и лепки, основами которых они уже овладели.
  3. Эстетические. У детей зарождается чувство цвета и формы. Осуществляются первые эксперименты с сочетанием оттенков и материалов.
  4. Воспитательные. Детей учат быть самостоятельными, усидчивыми, терпеливыми и аккуратными, приобретается опыт работы в коллективе. В зависимости от темы, воспитываются любовь к родному краю, умение видеть и беречь красоту природы, доброжелательное, благодарное отношение к родным и близким, любовь к домашним питомцам и т. д.

Умения и навыки детей усложняются год от года. Изменяются и основные направления работы с дошкольниками.

  1. В первой младшей группе ДОУ дети учатся делать элементы из пластилина, одно занятие - один элемент (шарик, цилиндр, колбаска); создавать образы простых предметов; овладевают приёмами отщипывания и размазывания, вырабатывают основы умения работать по заданному образцу.
  2. У детей второй младшей группы важно развивать умение рисовать пластилином, воспитывать самостоятельность (ребёнок не повторяет за педагогом, а учится строить композицию сам). Начинается обучение работе в подгруппе.
  3. В средней группе оттачиваются навыки работы с пластилином и создание более сложных образов; детей учат создавать работы с привлечением разнообразных материалов (крупа, бисер, пуговицы и др.); развивается интерес к коллективной работе.
  4. Для старших и подготовительных групп характерно усложнение и развитие сюжетно-игрового замысла занятия; развитие речевой деятельности воспитанников в процессе создания пластилиновых образов; обучение созданию коллективной работы, имеющей художественную ценность.

Виды рисования пластилином в детском саду

Пластилинографию можно разделить на несколько видов, отталкиваясь от материала, который взят за основу картины. Работы выполняют на бумаге, картоне, пластике, на обычном или органическом стекле.

Плотный картон часто деформируется, но с ним просто и легко работать. Пластиковые и стеклянные основы удобны при нанесении материала (они не погнутся и не сморщатся), но чтобы избежать порезов, обязательно проведите инструктаж по технике безопасности и научите детей заклеивать края основы скотчем или же предварительно сделайте это сами.

По способу создания изображения пластилинография бывает:

  • Прямая Выполняется пластилином разного цвета. В первой младшей группе это могут быть овощи, зимний снегопад, листочки.
  • Во второй младшей группе дети охотно выполнят яркие работы на тему «Посуда для кукол», «Рыбка», «Грибочек». В средней группе сюжет и контур гораздо сложнее: транспорт, деревья, дома.
  • Витражная или обратная. Нанесённый маркером на стеклянную основу контур изображения заполняется пластилином.
  • Мозаичная. На основу наносятся пластилиновые шарики разных цветов в соответствии с замыслом.
  • Контурная. Этот вид работы рекомендуется для воспитанников старшей и подготовительной групп, ведь он требует усидчивости. Подогретые пластилиновые жгутики разных цветов нужно выдавливать из шприца (без иглы) и заполнять ими контур.
  • Многослойная. Пластилин наносится на основу мазками в несколько слоёв, сочетаются разнообразные цвета и оттенки материала, получается объёмное, сложное изображение.

Как разогреть материал: раскатываем часть пластилина в колбаску, проталкиваем его в шприц. Лишний материал срезаем стеком. Закрываем с помощью поршня шприц и нагреваем его содержимое с помощью воды или микроволновки.

Фотогалерея: виды пластилинографии в зависимости от способа нанесения

Пластилином закрашиваются контуры в первой младшей группе «Рыбка» выполняется во 2 младшей группе Работа воспитанника средней группы сделана как «Подарок папе» Обратная пластилинография «Медвежонок» подойдёт для детей старшего дошкольного возраста Такая кропотливая мозаичная работа «Матрёшка» требует усидчивости и терпения Контурная пластилинография «Рыбка» Многослойная техника очень живописна и позволяет передать краски живой природы

Уровень сложности поделок

У детей каждой возрастной группы отличается уровень способностей. Для гармоничной работы и положительных эмоций этот момент нужно учитывать.

Таблица: уровень способностей детей разного возраста

Возрастная группа Навыки работы с пластилином Форма работы Вид работы
Ясельная владение навыками скатывания, раскатывания, сплющивания, соединения элементов индивидуальная создание по образцу
Вторая
младшая
оттачивание навыков, приобретённых в ясельной группе,
овладение более сложными навыками: прищипывание, оттягивание, разрезание, разглаживание,
работа с простыми инструментами: стеки, ножницы
индивидуальная создание по образцу,
выполнение подобного
Средняя оттачивание навыков, приобретённых в ранних возрастных группах,
освоение техники смешивания пластилина различных цветов,
работа с более сложными инструментами: щёточки, фигурные формы, шприц (обычный без иглы или кондитерский с разнообразными насадками)
индивидуальная,
работа в подгруппах
выполнение подобного,
самостоятельное планирование композиции
Старшая добавляется использование бросового материала,
комбинирование элементов различных видов пластилинографии
индивидуальная,
работа в подгруппах,
коллективная работа
самостоятельный выбор материалов,
продумывание композиции,
привлечение сюжетно-игровых элементов
Подготовительная знакомство с новыми техниками (барельеф, изразец),
обучение оформлению готовой работы (рамка, багет, фон, паспарту)
индивидуальная,
работа в подгруппах,
коллективная
самостоятельный выбор материалов и вида выполнения работы,
продумывание композиции,
сочетание различных техник изобразительного творчества,
обязательное использование сюжетно-игровых элементов

Фотогалерея: образцы работ детей разных возрастных групп

Изображение цветка в прямой технике (первая младшая группа) «Ромашки», сделанные детьми второй младшей группы Детям средней группы по силам композиция «Космос» Работа детей старшей группы Красивый подарок на День матери (подготовительная группа)

Планируем занятия пластилинографией в детском саду

Для педагога занятия по изобразительной деятельности - это возможность создать связь между искусством и разными областями знаний. В творческом процессе интегрируются развитие речи, патриотическое, трудовое и экологическое воспитание. Поэтому темы подбираются так, чтобы они отражали многообразие окружающего мира и соответствовали общественно значимым событиям, которые происходят в ближайшее к занятию время, или сезону. Например, патриотическую тематику целесообразно запланировать в ноябре, ко Дню народного единства, изготовление цветов, угощения будет уместно ко Дню матери.

Примерная тематика занятий с детьми среднего дошкольного возраста

  1. «Яблоки и ягоды на тарелке».
  2. «Жучки на цветочной клумбе».
  3. «Грибы».
  4. «Солнце в тучах».
  5. «Веточка рябины».
  6. «Осеннее деревце».
  7. «Рыбка».
  8. «Новогодняя ёлка».
  9. «Ёлочные игрушки».
  10. «Снеговик».
  11. «Снежная баба - франтиха».
  12. «Теремок».
  13. «Сова».
  14. «Весёлая ракета».
  15. «Подарок для папы (дедушки)».
  16. «Пирог для мамы».
  17. «Цветик - семицветик».
  18. «Белая берёза».
  19. «Космос».
  20. «Звёздное небо».
  21. «Пасхальное яйцо».
  22. «Ландыш».
  23. «Улитка на листочке».
  24. «Одуванчик»

В подготовительной группе следует вводить темы «Моя родина», «Моя семья», «Подводное царство», «Осення сказка», «Зимушка-зима нам забавы принесла». «Хоровод у ёлки». Они более объёмны по содержанию и требуют хорошей подготовки детей. Можно планировать также изображение расписной посуды и разных предметов одежды, народной игрушки, например, дымковской, тела человека в движении.

Дети седьмого года жизни порой способны создавать настоящие шедевры, если дать простор их фантазии.

Фотогалерея: работы детей среднего и старшего дошкольного возраста на тему «Ёжик», «Павлин», «Ветка рябины», «Клоун», «Цветы» и другие

«Ёжик» Красочное изображение павлина На чудесном дереве мы видим приметы всех времён года Коллективная работа «Подводный мир» Забавный мишка выполнен в технике мазка Мозаичная пластилинография «Новогодний шар» Оригинальные ёлочные украшения в смешанной технике «Хризантемы» «Избушка бабушки Яги» Расписные пасхальные яйца «Ветка рябины» «Весёлые клоуны» «Флаг России»

Шаблоны в помощь воспитателю

Шаблоны, контур которых надо заполнить пластилином разных цветов, подходят для прямой и более сложных видов пластилинографии.

Фотогалерея: шаблоны с изображением фруктов, овощей и животных

Шаблон «Божья коровка» Шаблон «Ёжик» Шаблон «Щенок» Шаблон «Снегирь» Шаблон «Кот» Шаблон «Овощи и фрукты»

Фотогалерея: шаблоны одежды и посуды

Шаблон «Кувшин» Шаблон для росписи «Гжель» Шаблон «Чайник» Шаблон «Чашка» Шаблон «Кастрюля» Шаблон «Брюки» Шаблон «Свитер» Шаблон «Куртка» Шаблон «Шуба» Шаблон «Юбка» Шаблон нарядного платья Шаблон одежды для кукол

Фотогалерея: шаблоны транспорта и фигур людей

Шаблон грузовика Шаблон «Скорая помощь» Шаблон «Такси» Шаблон «Пароход» Шаблон «Кораблик» Шаблон «Вертолёт» Шаблон «Самолёт» шаблон «Паровозик»
Шаблон «Фигуры людей» Шаблон «Клоун» Шаблон «Человечки» Шаблон «Дети» Шаблон «Человек в движении»

Также интересно работать с шаблонами на картоне с уже готовым фоном. Контуры заполняются цветным материалом.

Фотогалерея: шаблоны животных с готовым фоном

Шаблон «Лев» Шаблон «Жучок» Шаблон «Кузнечик» Шаблон «Стрекоза»
Шаблон «Стегозавр»
Шаблон «Птеролактиль»
Шаблон «Динозаврик»
Шаблон «Поросёнок»
Шаблон «Петух»
Шаблон «Страус»

Описание содержания конспекта НОД по пластилинографии для ясельной группы «Колобок» автора Потекаевой Н. Г.

  • Предварительная работа: чтение сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций к ней, раскрашивание раскрасок по сказке «Колобок».
  • Форма работы: подгрупповая (6–7 человек).
  • Цели: обучение приёмам скатывания, прикрепления, отщипывания; развитие согласованной работы обеих рук; обучение работе в коллективе.

Ход занятия


Организация проекта или кружка по пластилинографии

Разнообразить формы работы с детьми по рисованию пластилином можно, используя проектную и кружковую деятельность. В первом случае воспитатель имеет возможность глубже и систематичнее подойти к ознакомлению детей с этим замечательным видом искусства, во втором - расширить круг тем и используемых дополнительных материалов.

Этапы подготовки проекта

  1. Цель: формирование творческого мышления воспитанников ДОУ при помощи техники пластилинографии.
  2. Задачи:
    • обучение выполнению простых элементов в заданной технике;
    • обучение созданию в художественной форме предметов окружающего мира;
    • обучение работать на заданном пространстве;
    • развитие пространственного мышления;
    • развитие эстетического вкуса;
    • освоение основ конструирования;
    • воспитание усидчивости, аккуратности, терпения;
    • привлечение к работе в коллективе.
  3. Составление развёрнутого планирования:
    • подготовительный этап работы;
    • привлечение мотивирующего материала в начале проектной деятельности;
    • по возможности приурочить выполнение проекта к значимому в жизни детского сада событию (День матери, Праздник осени, Новый год, День Победы, День космонавтики).
  4. Осуществление проектной деятельности.
  5. Презентация проекта. Когда проект закончен, то его можно показать (другой группе, в холле детского сада, в актовом зале на празднике). Дети рассказывают о своей работе слушателям, которые оценивают их творчество.

Описание проекта «Подарки осени»

  1. Цель: подготовить творческую работу к Празднику осени в детском саду.
  2. Задачи:
    • оттачивание навыков работы с пластилином;
    • развитие эстетического вкуса;
    • художественное воспроизведение предметов окружающего мира;
    • обучение работе в группе.
  3. Воспитанники делятся на подгруппы, самостоятельно распределяют обязанности по созданию отдельных частей композиции: рисование пластилином грибов, создание в контурной технике стволов деревьев, использование мозаичной техники для изображения ягод и животных, применения методов работы с ножницами и стеками для создания объёмных элементов.
  4. Презентация работы на Празднике осени в актовом зале (с музыкальным сопровождением и чтением стихотворений).

Фотогалерея: коллективные работы детей подготовительной группы по проекту «Осень»

«Осенние деревья» «Дети в осеннем парке» «Осень в лесу» «Пластилиновая осень»

Литература и подсказки для создания кружка

Перед разработкой рабочей программы кружка рекомендуется ознакомиться с методическими пособиями по работе с дошкольниками в данной технике:

  • Г.Н. Давыдова. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.
  • Шницкая И. О. Аппликация из пластилина Д.: Феникс, 2008.
  • Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста (1–3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика - Синтез, 2006.

Для самообразования педагогу будет полезно ознакомиться с пособиями по развитию мелкой моторики рук у детей:

  • Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  • Большакова С. Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.: ТЦ Сфера,2009.
  • Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М.: Педагогика, 1973. – С. 144.
  • Павлова Л. Значение развития действий рук. Дошкольное воспитание. 1984, № 1.
  • Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: Хардфорд,1996.

В программе кружка учитываются:

  • возрастные особенности детей, которые будут заниматься в кружке;
  • формы проведения занятий;
  • методы и приёмы, которыми будет пользоваться педагог;
  • средства (материалы и инструменты для творчества, привлечение ИКТ и технических средств);
  • режим занятий;
  • прогнозируемые результаты, которые должны быть достигнуты при выполнении программы;
  • темы занятий.

Фрагменты из программы кружка по рисованию пластилином для старшей группы

  • Рекомендуется привлечение информационных компьютерных технологий. Это нужно для показа рабочих схем, наглядных примеров, изображений произведений искусства. Просмотр такого материала развивает фантазию и творческое мышление воспитанников.
  • У дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, поэтому презентации и видеоматериал стимулируют эмоционально насыщенную работу с пластилином.
  • Режим занятий кружка: для детей старшей группы (5–6 лет) занятия проводятся во второй половине дня, два раза в неделю. Длительность занятия составляет 25–30 минут.
  • Работа по рисованию пластилином проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребёнком ставятся разные задачи.

Мониторинг программы отображает, каким был уровень навыков в начале учебного года и чему научились дети в конце. Для каждого ребёнка есть таблица, где отображён уровень умений работы с пластилином и инструментами для лепки, способность следовать рекомендациям педагога, уровень развития творческого мышления, самостоятельности при построении композиции и выработке творческого замысла.

Видеоматериалы по рисованию пластилином

Предлагаем вашему вниманию видеоматериалы о разных техниках пластилинографии.

Видео: «Рыбки в аквариуме» из пластилина

Видео: мастер-класс по контурному рисованию пластилином

Видео: аквариум - поделка с пластилином в комбинации пластилинографии и лепки на плоскости

Видео: рисуем пластилином осенний лес

На занятиях пластилинографией дети работают с разными материалами и инструментами, развивают мелкую моторику и тренируют руку к письму. Этот вид искусства знакомит с оригинальным применением материалов и открывает новый взгляд на предметы быта и объекты природы. Дошкольники совершенствуют речевые навыки и радуются общению в коллективе.

Поделитесь с друзьями!

Похожие записи.