Что такое машиностроение в географии. Условия, влияющие на размещение предприятий машиностроения в россии

Видеоурок «География мирового машиностроения» посвящен одной из главных, наиболее интересных и важных отраслей промышленности – машиностроению. В ходе урока вы узнаете, когда возникла эта отрасль, ее основные аспекты, особенности. Преподаватель расскажет вам о географических особенностях размещения подотраслей машиностроения в разных регионах и странах; о значимости данной отрасли промышленности для мирового хозяйства; о динамике ее изменения.

Тема: География отраслей мирового хозяйства

Урок: География мирового машиностроения

Машиностроение - главная отрасль промышленного производства, она обеспечивает все остальные отрасли хозяйства оборудованием, техникой и другими средствами труда. Поэтому от уровня развития машиностроения зависит уровень развития остального хозяйства. Машиностроение включает в себя несколько десятков подотраслей, которые отличаются временем возникновения, технологическими особенностями и др. В эпоху НТР в машиностроении произошли изменения, например, оно стало более наукоемким, узкоспециализированным, появились новые направления.

Машиностроение - отрасль, производящая различные машины, орудия труда, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.

Обычно машиностроение делят на три большие группы: трудоемкое, металлоемкое и наукоемкое.

Более подробно машиностроение подразделяют на:

1. Тяжелое машиностроение.

2. Среднее машиностроение.

3. Точное машиностроение.

4. Общее машиностроение.

5. Ремонт машин и оборудования.

В свою очередь, вышеперечисленные подгруппы делятся на многочисленные подотрасли:

Подъемно-транспортное машиностроение .

Железнодорожное машиностроение .

Судостроение .

Авиационная промышленность .

Ракетно-космическая отрасль .

Энергомашиностроение .

Строительное и коммунальное машиностроение .

Сельскохозяйственное машиностроение .

Нефтегазовое машиностроение .

Химическое машиностроение .

Лесопромышленное машиностроение .

Автомобильная промышленность .

Тракторостроение .

Станкостроение .

Робототехника .

Инструментальная промышленность .

Оборудование легкой промышленности .

Оборудование пищевой промышленности .

Промышленность бытовых приборов и машин .

Приборостроение .

Радиотехническая и электронная промышленность .

Электротехническая промышленность и др.

Среди стран можно выделить основных лидеров в машиностроении в целом: США, Китай, Францию, Японию, Германию, Мексику, Индию, Бразилию. Кроме того, выделяют четыре главных машиностроительных региона: Северная Америка (США, Канада), Зарубежная Европа (Германия, Франция, Италия, Испания), Восточная и Юго-Восточная Азия (Китай, Республика Корея, Япония, Индонезия, Малайзия), СНГ (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан). В Японии, Индонезии, Малайзии, Сингапуре более 60% производимой машиностроительной продукции идет на экспорт.

Теперь более подробно разберем основные подотрасли машиностроения.

Автомобильная промышленность (автомобилестроение). Автомобилестроение, как отрасль машиностроения, зародилась в 80 - 90-х годах XIX века во Франции и Германии, а в конце XIX - начале XX веков в Англии, Италии, США, Бельгии, Канаде, Австро-Венгрии, Швейцарии и Российской Империи в связи с объективной общественной потребностью в механизации сухопутных безрельсовых перевозок (прежде всего военных) и вытеснении из данной области человеческой деятельности мускульной силы животных (и людей). С середины XX века автомобилестроение относится к зрелым отраслям промышленности с высокой степенью монополизации. В настоящее время автомобилестроение является ведущей подотраслью машиностроения, одним из главных покупателей различного вида продукции (стали, каучука, пластмасс и др.).

Производство автомобилей растет с каждым годом. Примерно 4/5 всех выпускаемых автомобилей - легковые, и 1/5 - грузовые.

Страны-лидеры по количеству выпускаемых автомобилей в тысячах единиц.
(Список основан на данных OICA за 2000 - 2010 годы)

Место

Страна/Регион

Евросоюз

Германия

Южная Корея

Бразилия

Великобритания

Крупнейшие компании-производители автомобилей (ТНК) на 2010 год.
На основе данных OICA.

Toyota (Япония) - 8,56 млн шт.

General Motors (США) - 8,48 млн шт.

Volkswagen (Германия) - 7,34 млн шт.

Hyundai Motor (Южная Корея) - 5,76 млн шт.

Ford (США) - 4,99 млн шт.

Nissan (Япония) - 3,98 млн шт.

Honda (Япония) - 3,65 млн шт.

Рис. 1. Завод концерна Toyota

Рис. 2. Сборка автомобилей на заводе Volkswagen в Калуге

Электронная промышленность. География электронной промышленности - новейшей отрасли машиностроения - складывалась в послевоенные годы. На процесс ее создания повлияли:

Технические и экономические особенности электронных производств;

Новые принципы организации отрасли на всех уровнях - от исследовательских центров и предприятий до фирм и межфирменных объединений в каждой стране и за ее пределами;

Возникновение уникального мирового рынка комплектующих электронных товаров;

Сложившиеся специфические внешнеторговые связи между всеми продуцентами электронной продукции.

Электроника представляет собой «сплав» современной науки, техники и технологии, она приобрела сегодня исключительное значение.

Основные группы производства электроники :

1. Электронные средства обработки информации.

2. Средства связи.

3. Бытовая аппаратура.

4. Электронные компоненты.

Крупнейшие производители электроники: IBM, Apple, BBK, SONY, Intel, Fujitsu , Microsoft , Nokia и многие другие. Главные регионы электронного машиностроения: Северная Америка, Восточная и Юго-Восточная Азия, Западная Европа. Страны-лидеры в электронной промышленности: Япония, США, Китай, Индонезия, Малайзия, Германия, Республика Корея, Франция, Сингапур и другие.

Рис. 3. Предприятия электронной промышленности в Силиконовой долине, США

Станкостроение - отрасль машиностроения, создающая для всех отраслей народного хозяйства металлообрабатывающие и деревообрабатывающие станки, автоматические и полуавтоматические линии комплексно-автоматического производства для изготовления машин, оборудования и изделий из металла и др. конструкционных материалов, кузнечно-прессовое, литейное и деревообрабатывающее оборудование.Страны-лидеры: Япония, Германия, Республика Корея, США, Китай.

Роботостроение. Главный лидер - Япония.

Рис. 4. Робот Asimo Honda

Судостроение. Страны-лидеры: Япония, Китай, Республика Корея, Франция, США.

Авиационная промышленность (авиастроение). Страны-лидеры: США, Франция, Германия, Россия. Крупнейшие корпорации: Airbus S.A.S, Boeing, ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация).

Рис. 5. Airbus A380 - крупнейший авиалайнер

Остальные направления машиностроения также играют огромную роль в современном мире, продукцию их производства активно применяют, начиная от бытового пользования и заканчивая стратегическим назначением.

Домашнее задание

Тема 5, П. 1

1. Какую роль играет машиностроение в современном мире?

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

2. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие / В.М. Гусаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 479 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География. Тесты. 10 класс / Г.Н. Элькин. - СПб.: Паритет, 2005. - 112 с.

2. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

4. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

5. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

6. География. 2013: Учебное пособие / В.В. Барабанов. - М.: Интеллект-Центр, 2013. - 80 с.

7. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

8. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

9. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

10. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

11. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

12. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

13. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

14. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. География. - М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005. - 160 с.

Урок по теме: «Машиностроение».

Урок разработан: Ложечевской Светланой Викторовной, учителем первой категории МКВСОУ «ОСОШ № 9» города Саратова

Цель: изучить факторы размещения и особенности географии машиностроения, продолжить формирование умения давать характеристику отрасли, используя типовой план.

Литература и оборудование: политическая карта мира, настенная карта машиностроение мира, атласы, поурочное планирование Жижиной стр. 108-109, поурочное планирование стр.91-102, Элькин.стр. 136-137

Ход урока.

  1. Изучение нового материала

Машиностроительный комплекс - совокупность отраслей промышленности, производящих оборудование для всех подразделений хозяйства, а также многие предметы потребления. Машиностроение как отрасль возникло 200 лет назад в Англии. И сейчас по стоимости производимой продукции и по числу занятых (более 80 млн. чел.) занимает I место среди отраслей мировой промышленности. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависят производительность труда во всех отраслях хозяйства, научно-технический прогресс. Машиностроение определяет не только отраслевую структуру промышленности, но и ее размещение. Для машиностроения характерно углубление специализации производства и расширение его масштабов.

Машиностроение лидирует по стоимости продукции в развитых странах: на отрасль приходится до 35-40 % всей стоимости промышленной продукции и до 1/3 всех работающих в индустрии. Все достижения НТП внедряются прежде всего в этой отрасли. Она является самой наукоемкой отраслью современной индустрии.

На размещение отраслей машиностроения влияют разные факторы. Вспомните из курса 9 класса и найдите соответствие между отраслью машиностроения и фактором, влияющим на его размещение. (Работа у доски)

В отраслевой структуре машиностроения особенно четко прослеживается подразделение всех отраслей на старые, новые и новейшие. Соответственно и темпы их роста очень различаются. Зарисовать схему в тетради. Пока рисуют учитель поясняет. Старые отрасли либо стабилизировались в своем развитии, либо находятся в упадке. Новые отрасли , как правило, обнаруживают некоторый рост производства, например, автомобилестроение. Новейшие растут быстрыми темпами.


Какой можно сделать вывод , исходя из данной схемы: (запись в тетрадь)

Вывод : Растет роль научного и трудового факторов размещения отраслей машиностроительной промышленности, а роль сырьевого уменьшается. В машиностроении мира, уменьшается роль сырья, так как металл частично заменяется пластмассами и другими материалами.

Ассортимент видов и типов продукции машиностроения насчитывает несколько миллионов наименований. Ни одна страна в мире не может вырабатывать такое количество изделий. Поэтому в разных странах развиты разные отрасли машиностроения.

Работая с картами атласа, слушая мои пояснения и ваши сообщения давайте определим лидеров в разных отраслях машиностроения, а ответ оформим в виде таблицы.Слайд 3

Отрасли машиностроения

Страны – лидеры
в производстве

Факторы размещения

Станкостроение

ФРГ, Япония, США, Италия, Швейцария, Южная Корея, Индия, Бразилия

Потребительский сырьевой

Лидерами в станкостроении являются развитые страны.

(пример с немецким станком на механическом заводе)

Военно-промышленная электротехника

США, ФРГ, Великобритания

Научный трудовой

Лидеры - развитые страны

Электроника

Япония, Южная Корея, Тайвань, Китай, страны западной Европы.

Трудовой

По стоимости продукции вырвалась вперед такая новейшая отрасль, как электронная.

Электронная промышленность - самая наукоемкая отрасль современного машиностроения. В машиностроении отдельных стран (Япония, США, Республика Корея и др.) электронная промышленность заняла ведущие позиции. Очень велика экспортность всех электронных товаров. В составе отрасли самую большую долю по стоимости занимает производство различных видов вычислительной техники - до 40-45 %. Основную часть этой продукции дают крупные фирмы (ТНК) США, Японии, ряда стран Юго-Восточной Азии (Республика Корея, о. Тайвань и др.) и в меньшей степени Западной Европы. Фирмы Зап. Европы специализируются на выпуске мобильных средств связи, оборудования для промышленности, научных приборов.

Бытовая электроника требует большого количества дешевых рабочих рук, поэтому широко представлена в развивающихся странах, особенно в новых индустриальных странах.

Судостроение

Япония, Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Индия, Мексика

Сырьевой, Потребительский

В географии судостроения мира в XX в. произошли коренные изменения. Малая экономическая эффективность судостроения (высокая материалоемкость, трудоемкость) при невысокой цене готовой продукции привела к резкому падению производства судов в Западной Европе и США. В настоящий период они перешли на судоремонт и гражданское судостроение (яхты).

Судостроение переместилось в страны Азии. Ведущие позиции занимают Япония, Южная Корея, которые нуждаются в больших поставках сырья, поставляется морским видом транспорта. Поэтому наличие судостроения в этих странах объясняется потребительским фактором. Республика Корея и КНР стали экспортерами судов мирового значения.

Авиастроение

США, ФРГ, Франция, Россия

Трудовой, Потребительский, Сырьевой (алюминий)

Авиастроение представлено в основном только в развитых странах. Авиационная промышленность в Западной Европе сложилась в немногих странах (Франция, Великобритания, Германия), изготавливающих пассажирские авиалайнеры и лишь некоторые типы военных самолетов. Европейские фирмы объединились в консорциум. Очень развитую авиационную промышленность прежде имел СССР, где, как и в США, производились все виды продукции отрасли, особенно ракетно-космической. С распадом страны мощная АРКП сильно сократила производство, не обеспечивая даже собственные потребности.

Боинги по статистике падают чаще всего.

Железнодорожное машиностроение Слайд 9

Китай, Индия, Россия, Бразилия, Аргентина, Мексика

Сырьевой

Производство железнодорожного оборудования - старейшая отрасль, производящая локомотивы (тепловозы, электровозы), разнообразные специализированные товарные вагоны, цистерны, а также пассажирские вагоны. Выпуск продукции отрасли в больших объемах продолжается в КНР, Индии, в меньшей степени в США, Канаде, Японии. Страны Зап. Европы все более переходят на изготовление скоростных пассажирских поездов для своих железных дорог, поставляя также на экспорт некоторые типы локомотивов и вагонов. Очень сильно сократилось производство подвижного состава в России, хотя она остается одной из ведущих в мире по роли железных дорог.

Автомобилестроение

Легковые: Япония, США, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания.

Грузовые: США, Япония, Канада, Россия

Сырьевой, потребительский

Автомобилестроение . В мировом выпуске автомобилей устойчиво сохраняется высокая доля легковых автомашин (около 75 %). Велика доля грузовиков малой грузоподъемности (до 2 т), в том числе пикапов, фургонов, комбинированных легковых машин. Гораздо меньше доля тяжелых грузовиков и пассажирских автобусов (всего несколько сот тысяч). Непрерывно растет доля специальных автомобилей, используемых в промышленности, городском хозяйстве (медицинских, пожарных, полицейских и т. д.).

Производство автомобилей концентрируется в немногих компаниях мира. Так, четыре крупнейших из них («Дженерал моторе», «Форд», «Фольксваген», «Тойота») выпускают почти половину всех автомобилей в мире, а вместе с пятью другими меньшими - более 3/4. Продуцентами автомобилей организован их выпуск в нескольких десятках стран. Географию мировой автомобильной промышленности определяют Западная Европа, Северная Америка и Япония. Суммарно на них приходится 80 % выпуска всех видов автомашин. Лидером отрасли стала Западная Европа (31 %), где выделяются Германия, Франция, Испания. Этот регион отличается четко выраженной экспортной специализацией: на вывоз идет 3/4 всех автомобилей. Мировым лидером автомобилестроения среди отдельных стран остается США (12 млн штук). Однако на экспорт поступает не более 4 % продукции, и страна является самым крупным их импортером (ввоз автомобилей в 6-7 раз больше, чем вывоз). Япония - вторая страна мира по уровню развития отрасли.

Анализируя данную таблицу можно сделать вывод, что машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его размещение.

    Во-первых, в эпоху научно-технической революции развитие машиностроения немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производства продукции наукоемких отраслей все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой.

    Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли.

    В третьих, достаточно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения, часто ориентируются на ее центры. Но в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась, за счет увеличения трудоемкости и наукоемкости. Машиностроение все больше становится отраслью повсеместного распространения.

    В четвертых, стадии производства машиностроительной продукции осуществляются, как правило, на отдельных специализированных предприятиях - в машиностроении велика роль специализации кооперирования. Но вследствие этого приобретает исключительное значение транспортный фактор.

    В пятых, вследствие специфики многих предприятий машиностроения (например, выпускающих комбайны или оборудование для горнодобывающей промышленности и т. п. - которые сложно транспортировать), многие из них ориентируются на потребителя.

Работа с атласом стр.19

На экономической карте мира можно также выделить четыре машиностроительных региона.

    Первый - Северная Америка, где производится практически вся машиностроительная продукция.

    Второй регион - зарубежная (по отношению к СНГ) Европа, который производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, в нем высоко развиты также некоторые новейшие отрасли.

    Третий - Восточная и Юго-Восточная Азия, в котором лидирует Япония, также сочетающая продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии.

    Четвертый регион - страны СНГ, отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей.

В целом, по объему производства машиностроительной продукции развивающиеся страны сильно отстают от развитых, давая всего 1/10 объема. Но в некоторых из них машиностроение развивается высокими темпами - в Бразилии. Индии, Аргентине, Мексике и особенно - в «новых индустриальных странах», что в целом связано со строительством в них филиалов западных фирм.

  1. Закрепление нового материала
Все страны также можно разделить по уровню развития машиностроения. Выполните задание №9 в учебнике, заполните таблицу. Слайд 11

Какое значение имеет машиностроительный комплекс?

    По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции занимает первое место в мире среди всех отраслей мировой промышленности.

    Определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира.

    Обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.

    Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны.

  1. Д/з: стр.134-137

8 класс

Тема: Машиностроение России

Тема: Сформировать представление о значении, составе, связях машиностроительного комплекса, факторах размещения, центрах машиностроения; развивать умение и навыки работы с картами; их анализ и сопоставление, умение делать обобщения и выводы; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитание патриотизма, гуманности; интереса к профессии, коллективизма.

Ход урока

I этап. Организационный момент (готовность к уроку).

II этап. Самостоятельная работа по теме «Металлургический комплекс

Тестирование по теме

III. Актуализация знаний

Машиностроение является одной из ведущих отраслей промышленности России. Оно имеет многоотраслевой динамичный характер, отражая в своей структуре изменения потребностей хозяйства страны. Машиностроению присуща глубокая специализация и широкое кооперирование производства.

IV . Изучение нового материала

Значение отрасли: Машиностроение - главная отрасль промышленного производства, влияющая на развитие других сфер хозяйственной деятельности и отражающая уровень научно-технического состояния и обороноспособности страны, обеспечивает выпуск разнообразных машин, оборудования для различ­ных отраслей хозяйства, продукция машиностроения применяется повсеместно, машиностроение оп­ределяет темпы НТР в обществе.

Машиностроение - совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины.

Различают машины:энергетические (преобразуют любой вид энергии в механическую и наоборот),рабочие (в том числе технологические, преобразующие форму, свойства, положение материала (обрабатываемого предмета), и транспортные, преобразующие положение материала (перемещённого предмета); информационные (ЭВМ, в которых механические движения служат для выполнения лишь вспомогательных операций).

Факторы размещения

Находится в прямой зависимости от характера выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий, масштабов производства продукции. При этом на эффективность размещения влияет ряд факторов: научно-технический прогресс, специализация, кооперирование, концентрация, комбинирование производства, наличие трудовых ресурсов, близость к источникам сырья и материалов, к потребителям, объем транспортных работ, затраты на транспортировку.

Среди перечисленных факторов важная роль принадлежит специализации и кооперированию . Специализация - сосредоточение на производстве отдельных видов продукции или услуг. Она бывает предметная (выпуск определенных конечных видов продукции - машин, оборудования), подетальная (выпуск деталей, агрегатов, секций), технологическая (производство литья, заготовок) и функциональная (ремонт). Размещение специализированных заводов тесно связано с размещением предприятий, находящихся на близком расстоянии, с которыми они работают в кооперации. Кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с заводами других отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стекла и др., интегрируя размещение взаимодействующих между собой предприятий.

Размещение предприятий машиностроения зависит в значительной степени от трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих и служащих. Особенно важна роль квалифицированных кадров в размещении таких отраслей, как электротехническая, радиотехническая, электронная, приборостроительная и др.

Тяжелое и энергетическое машиностроение отличается высокой металлоемкостью, электроемкостью и малой трудоемкостью. Продукция производится в незначительных количествах, иногда поштучно. Оно включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного и энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов.

Предприятия этой группы ориентированы на металлургические базы. При этом некоторые виды металлоемких машиностроительных производств, выпускающих крупногабаритные машины с малой транспортабельностью или узкоотраслевым потреблением, располагаются в районах их потребления.

Производство металлургического оборудования сложилось вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: на Урале (Екатеринбург, Орск), в Центре (Электросталь), Поволжье (Сызрань), Восточной Сибири (Красноярск, Иркутск), на Дальнем Востоке (Комсомольск-на-Амуре).

Горно-шахтное оборудование выпускают на предприятиях, расположенных в главных угольных районах страны: Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск), на Урале (Екатеринбург, Копейск).

Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности находится в нефте- и газодобывающих районах: Урало-Поволжье, Северном Кавказе, Западной Сибири.

Энергетическое машиностроение развивается в центрах с высокой культурой производства. Паровые и гидравлические турбины и генераторы производятся в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин, а Екатеринбург - еще и теплофикационных турбин. Для атомных электростанций реакторы изготавливают на Северном Кавказе (Волгодонск) и Северо-Западе (Колпино). Производство паровых котлов организовано в Подольске, Белгороде, Таганроге и Барнауле.

Тяжелые станки и кузнечно-прессовое оборудование выпускаются небольшими сериями и размещаются вне металлургических баз. Крупными производителями являются Центральный (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземный (Воронеж), Поволжский (Ульяновск), Западно-Сибирский (Новосибирск) районы.

Обучающиеся пишут краткий конспект

Работа с картой. Дети ищут центры машиностроения на карте в ходе урока.

Транспортное машиностроение занимается производством различных видов транспортных средств - автомобилей, железнодорожного подвижного состава, судов.

Автомобилестроение отличается четкой специализацией предприятий на выпуске определенного типа автомобилей. Грузовые автомобили среднего тоннажа выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов; небольшого тоннажа и большегрузные автомобили - Поволжского района (Ульяновск и Набережные Челны). Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные - в Поволжье (Тольятти), микролитражные - в Серпухове, Набережных Челнах. Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицыно), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказском (Краснодар) районах. В Энгельсе действует троллейбусный завод.

В восточных районах России автомобилестроение представлено лишь автосборочным заводом в Чите.

В последние годы появились новые предприятия по сборке автомобилей из иностранных комплектующих. На Северном Кавказе в Ростове было осуществлено производство корейской Daewoo, в Калининграде на судостроительных заводах “Балтика” и “Янтарь” осуществляется сборка другой южно-корейской марки автомобилей Kia, в Елабуге - General Motors. Во Всеволожске (Ленинградская область) завершено строительство завода Ford.

Автомобильная промышленность включает и выпуск моторов, подшипников, прицепов, электрооборудования и т. д. Специализированные предприятия по производству моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени и Заволжье.

Железнодорожное машиностроение состоит из локомотивостроения и вагоностроения, которое исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть России (Центр, Санкт-Петербург), а затем переместилось к металлургическим базам.

Локомотивостроение включает производство тепловозов и электровозов. В Центральном районе организовано производство тепловозов (Коломна) и маневровых тепловозов (Брянск, Людиново, Муром), на Северном Кавказе (Новочеркасск) - электровозов.

Вагоностроение формировалось в тех же районах, что и локомотивостроение, учитывая не только наличие металла, но и древесного сырья. В отрасли сложилось четкое разделение труда: грузовые вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане; двухярусные вагоны для перевозки легковых автомобилей - в Твери; саморазгружающиеся - в Калининграде; изотермические - в Брянске; трамвайные - в Усть-Катаве (Челябинская обл.) и Санкт-Петербурге; для метрополитена - в Мытищах, Санкт-Петербурге; электропоезда - в Демихово (Московская область).

Судостроение делится на морское и речное. Размещение морского судостроения отражает такие особенности отрасли, как специализацию и связанное с ней внутриотраслевое и межотраслевое кооперирование, обеспеченность трудовыми ресурсами. Основной район морского судостроения и судоремонта сложился на Балтийском побережье (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград). Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мурманске, Северодвинске, Астрахани, Владивостоке; судоремонта - в Новороссийске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском.

Размещение речного судостроения отражает роль отдельных водных путей в грузообороте страны. Наибольшее число крупных заводов речного судостроения расположено на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Лене (Усть-Кут Иркутской обл.), Амуре (Благовещенск). В речном судостроении видное место должно занять производство судов типа “река-море” и пассажирских теплоходов.

Сельскохозяйственное машиностроение занимается выпуском различных видов техники для сельского хозяйства. В большинстве случаев к нему относится и производство тракторов. Продукция отличается сравнительно низкой металлоемкостью и малой транспортабельностью, поэтому главным фактором размещения является потребительский, а для тракторостроения также важна близость металлургических баз.

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потребления готовой продукции, учитывая специфику сельского хозяйства данной территории и развито во всех экономических районах. Так, зерновые комбайны производят заводы Ростова-на-Дону, Таганрога и Красноярска, т. е. в пределах основного ареала зернового хозяйства России. В Центральном районе выпускают льноуборочные (Бежецк), картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоуборочные (Люберцы) машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы Воронежа, Сызрани, Кургана, Омска, Новосибирска, Рубцовска.

Тракторостроение ориентировано на районы потребления и отчасти на источники сырья (металл). Первые тракторы были выпущены Кировским заводом в Санкт-Петербурге. В 1930-е гг. строятся тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, в последующие годы - во Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности выпускаются трелевочные тракторы в Петрозаводске, промышленные - в Чебоксарах.

Станкостроение и точное машиностроение занимается производством различных видов станков, приборов, аппаратов, электронной техники. Это наиболее трудоемкие в машиностроении производства, требующие к тому же высокой квалификации работников. Большое значение имеет также близость научных и конструкторских центров. Поэтому предприятия размещаются, как правило, в районах с высокой технической культурой. Станкостроение в своем размещении ориентируется на крупные города, располагающие квалифицированными кадрами, научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро. Главными центрами являются Москва, Коломна, Дмитров, Егорьевск (Московская область), Нижний Новгород, Воронеж, Самара, Уфа. Электротехнику выпускают в Саранске, Чебоксарах, Новосибирске. Важным центром электронной промышленности является Зеленоград.

Металлообработка - особая отрасль машиностроения, которая занимается ремонтом машин и оборудования, а также производством металлических изделий и конструкций. Предприятия этой группы небольшие, а выполняемые операции не отличаются технической сложностью и наукоемкостью. Поэтому размещение отличается повсеместностью, так как главным фактором является потребительский.

Экономический район

Важнейшие центры

Отрасли специализации

Факторы развития

Северный

Петрозаводск, Мурманск, Архангельск, Сыктывкар, Северодвинск

Оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности, трелёвочные трактора, судостроение

Ориентация на потребителя, металлургия

Северо-Западный

Санкт-Петербург, Новгород,

Псков, Тихвин

Тяжёлое, общее, энергетическое машиностроение, электротехника, судостроение, радиоэлектроника, оптика, приборостроение.

Высокий научный потенциал, высококвалифицированные кадры, ориентация на потребителя, металлургия

Централь- ный

Ярославль. Брянск, Калуга, Владимир, Тула, Муром, Ковров, Александров

Автомобилестроение, электротехника и радиоэлектроника, приборостроение, авиационно-космическое, станкостроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение оборонная промышленность

Выгодное ЭГП, высокий научный потенциал, высококвалифицированные кадры, концентрация основной части потребителей, металлургия

Центрально- Черно-зёмный

Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов, Елец, Данков, Мичуринск, Железногорск

Радиоэлектроника, авиастроение, приборостроение, горно-рудное машиностроение, станкостроение, тракторостроение

Ориентация на потребителя (развитое сельское хозяйство), мощная металлургия

Волго - Вятский

Нижний Новгород, Киров, Саранск, Чебоксары, Арзамас

Автомобилестроение, авиастроение, судостроение, электротехника и радиоэлектроника, станкостроение, тракторостроение, оборонная промышленность

Северо – Кавказский

Ростов-на-Дону, Краснодар, Таганрог, Вогодонск, Новочеркасск, Ставрополь

Сельскохозяйственное машиностроение, энергетическое, транспортное машиностроение

Ориентация на потребителя (развитое сельское хозяйство), трудовые ресурсы.

Поволжский

Самара, Саратов, Волгоград, Казань, Ульяновск, Пенза, Астрахань, Тольятти, Набережные Челны, Энгельс

Автомобилестроение, авиационно-космическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, судостроение, электротехника.

Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, ориентация на потребителя

Уральский

Екатеринбург, Челябинск, Орск, Пермь, Уфа, Курган, Нижний Тагил, Оренбург

Энергетическое, тяжёлое, транспортное и химическое машиностроение, автомобилестроение, оборонная промышленность

Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, развитая металлургия

Западно- Сибирский

Новосибирск, Омск, Барнаул, Киселёвск, Прокопьевск, Томск, Новокузнецк, Рубцовск, Бердск

Энергетическое, горно-шахтное, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, радиоэлектроника, оборонная промышленность

Ориентация на потребителя, высокая обеспеченность энергией, развитая металлургия.

Восточно- Сибирский

Красноярск, Иркутск, Абакан, Минусинск

Сельскохозяйственное и тяжёлое машиностроение, судостроение, вагоностроение.

Высокая обеспеченность энергией

Дальне-восточный

Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амурк

Судостроение, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение

Ориентация на потребителя

IV .Закрепление знаний

Выполнение практической работы

V .Домашнее задание

Машиностроение – это сложный комплекс, система из более чем 70 отраслей, производящих оборудование для всех сфер деятельности человека.Именно машиностроение определяет научно-технический прогресс. Не случайно по количеству занятых и по стоимости продукции оно занимает первое место в промышленности мира.Для производства современной продукции машиностроения необходимы различные металлы, пластмассы, ткани и другие материалы. Некоторые сложные изделия насчитывают сотни тысяч деталей. Поэтому в машиностроении хорошо развита специализация: подетальная – изготовление отдельных частей изделий, а также предметная – изготовление готовой продукции (автомобиль, станок и др.).Специализация в свою очередь требует развития тесных производственных связей, или кооперирования. Оно осуществляется между многими заводами и предприятиями отрасли. Для удобства кооперирования учитывают прежде всего территориальную близость предприятий и развитость транспортной сети.Стоимость готовой продукции машиностроения в несколько раз превышает стоимость сырья. Это объясняется тем, что в этой отрасли значительны затраты рабочего времени, высока трудоемкость. Кроме того, производственные технологии здесь быстро меняются на более современные. Поэтому в машиностроении следует учитывать наличие квалифицированных кадров и возможность быстро внедрять в практику научные разработки.К местам сосредоточения квалифицированных кадров тяготеют такие отрасли машиностроения, как транспортное, станкостроение и др. Стремительное развитие в последнее время точного и сложного машиностроения привело к возникновению так называемых технополисов, где достижения науки быстро внедряются в производство.С другой стороны, как ни странно, некоторые отрасли наиболее сложной электронной промышленности используют рассеянные мелкие предприятия, даже надомный труд. Так, крупные фирмы с успехом осуществляют ручную сборку ЭВМ, используя дешевую рабочую силу в странах Юго-Восточной Азии.Совсем иной фактор учитывается при размещении предприятий, производящих оборудование для шахт и металлургии. Такие производства требуют большого количества сырья, поэтому их называют металлоемкими и размещают вблизи металлургических предприятий.В настоящее время машиностроение развивается высокими темпами и все более становится отраслью повсеместного размещения.В последние десятилетия США и Япония сохранили свое лидерство в автомобилестроении, производя вместе почти 22 млн автомобилей в год. Германия и Франция выпускают на рынок 8,5 млн. Но сегодня к ним начинают приближаться страны Латинской Америки, которые установили собственный рекорд – 2,5 млн автомобилей в год.Машиностроение мира сосредоточено в четырех главных регионах. Самый старый из них – западноевропейский. Позже образовался второй – США, к которому перешла роль лидера. Третий регион – Япония, которая в последнее десятилетие стала второй страной мира по производству продукции машиностроения, а по некоторым показателям обогнала США и другие передовые государства мира. Еще одним регионом развитого машиностроения являются страны Восточной Европы. По многим показателям ведущие позиции начинает занимать Китай.Основные изменения в отраслевой структуре машиностроения связаны с возникновением новейших высоких технологий. Это прежде всего электронная промышленность, робототехника, авиаракетное машиностроение. Традиционные базовые отрасли машиностроения все больше перемещаются в развивающиеся страны.Изменяется география машиностроения и в пределах одной страны. Наблюдается ускоренное развитие отдельных районов, где сосредоточены высокотехнологические предприятия. К таким районам относится, например, Калифорния, а также Токийский и Осакский, Лондонский и Парижский районы.Вместе с тем старые промышленные районы в некоторых странах переживают упадок, их развитие затормозилось. Например, районы Саара и Лотарингии в ФРГ, Аппалачский в США.

Машиностроение занимает первое место среди всех отраслей промышленности мира как по стоимости (35%), так и по числу занятых (более 80 млн человек).

В развитых странах на продукцию этой отрасли приходится 32-38% стоимости промышленного производства в странах с переходной экономикой - 20-25%, в новых индустриальных странах - 15-25%.

В отраслевой структуре машиностроения выделяют общее, транспортное, электротехническое, содержащий электронику. На каждый из подразделений сейчас приходится около трети машиностроительного производства. В последние годы опережающими темпами растет электроника, для общего машиностроения характерно умеренный рост, а доля транспортного машиностроения постепенно снижается.

Размещено машиностроения очень неравномерно. Выделяют четыре основных машиностроительные регионы мира: 1) Северная Америка (30% продукции - компьютеры, самолеты, ракетно-космическая техника, вооружение) 2) регион Западной, Центральной и Восточной Европы без России (около 30% производимой продукции), 3) регион, охватывающий страны Восточной и Юго-Восточной Азии (около 25% продукции - суда, автомобили, бытовая электроника) 4) Россия, страны Закавказья и Средней Азии (военная и сельскохозяйственная техника, металлоемкие станки и энергетическое оборудование).

В большинстве развивающихся стран, и некоторых регионах мира машиностроения или совсем отсутствует, либо представлено небольшими предприятиями. Однако некоторые из этих стран (Индия, Бразилия, Аргентина) имеют сравнительно развитое машиностроение.

В развитых странах в составе общего машиностроения преобладает производство оборудования, станкостроение. Выпуск сельскохозяйственных машин и. Несложного оборудования перемещается в развивающихся. В структуре транспортного машиностроения происходит интенсивный рост автомобилестроения, тогда как выпуск судов, средств железнодорожного транспорта сокращается.

Мировой выпуск автомобилей вырос с 10 млн в 1950 г. до 70 млн в 2006 г. Однако в разных регионах прирост объемов производства имеет неодинаковые темпы: в североамериканских странах рост составляет примерно 2%, а в Европейском Союзе - 1,5%, в Южной Америке - 18%, а в странах Восточной Европы - на 5,4%.

Ведущим производителем автомобилей в мире снова стали США (с годовым объемом выпуска более 12 млн автомобилей), опередив лидера последних двух десятилетий - Японию (11,5 млн автомобилей).

На рубеже XX-XXI вв. производство морских судов сократилось и в ряде стран Западной и Центральной Европы даже было свернуто. Одновременно произошло перемещение судостроения из развитых стран в развивающиеся.

В электротехнической промышленности увеличивается производство энергетического оборудования, но особенно быстро развивается электронная промышленность. Значительную долю в ней занимает военная и промышленная электроника (США, Япония).

Главными производителями бытовой электроники наряду с Японией стали Китай (35 млн шт. Телевизоров ежегодно - первое место в мире) и Южная Корея. Развитые страны сворачивают выпуск бытовой электроники и изделий низкой и средней сложности, превратившись в крупнейших ее импортеров из новых индустриальных стран.

Эти тенденции в территориальной структуре машиностроения обусловили быстрый рост международной торговли продукцией отрасли. На машины, оборудование и транспортные средства в структуре / мирового экспорта приходится 37% от его общего объема, а в экспорте развитых стран - 43%, развивающихся стран - 19%. Лидерами по част_ кой машиностроительной продукции являются Япония (64%), США и Германия (по 48%).

Более 80% мировой торговли машинами и оборудованием приходится на развитые страны.