Экранная культура эссе. Взаимодействие экранной, компьютерной, интернет-культур

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека. Миф как очень древняя форма донаучного знания. Ценности и социальные нормы в мифологии. Мифы политической и общественной жизни, этнической и религиозной самоидентификации, массовой культуры.

    реферат , добавлен 07.04.2017

    Современная экранная культура: трансляция интересов общества. Типология и динамика экранного насилия. Модусы эстетизации насилия на современном экране, особенности его функционирования. Эстетизация насилия на примере фильма "Законопослушный гражданин".

    курсовая работа , добавлен 26.03.2015

    Тенденции развития, гуманистические принципы и идеалы культуры XX века. Развитие науки, идеи новой космической культуры, установка на научно-рациональное познание мира. Глобальные проблемы современности, кризис цивилизации и их отражение в культуре.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2009

    Основные этапы развития российской культуры. Славянская культура, принятие христианства, культура Древней Руси, культура Московского и Киевского государства. Петровская эпоха. Советская культура и культура современности. Основные культурные центры.

    презентация , добавлен 07.10.2015

    Понятие культура. Культурный отбор и специфика культур. Элементы культуры. Предназначение культуры. Культура как ценностно-нормативная система. Культура и поведение. Культура и социализация. Культура и социальный контроль. Национальная культура.

    реферат , добавлен 24.03.2007

    Культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Содержание массовой культуры. Развитие средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. Средства компьютерного отображения информации.

    презентация , добавлен 14.12.2012

    Возникновение понятия "культура", его современное значение. Культура как способ национальной самоидентификации. Структура и основные функции культуры как неотъемлемого атрибута существования человека. Характерные черты и специфика украинской ментальности.

    контрольная работа , добавлен 25.07.2013

«Отличие массовой культуры от элитарной» - Вехи формирования массовой культуры. Элита. Рождении трагедии. Англия. Исторические условия. Философия прагматизма. Век страха. Признаки массовой культуры. Искусство. Фундамент современной массовой культуры. Структура. Массовая культура. Человеческое сознание. Элитарная культура. Классификация теорий элит.

«Типология культуры» - Явление, противоположное природе. Философские подходы к пониманию культуры. Культура, соединяющая черты востока и запада. Элитарная культура. Элементы и структура культуры. Отстранение, уход человека от мира. Маргинальные культуры. Культура. Восточный и западный типы культуры. Материальная культура.

«Виды культуры» - Массовая культура – совершенно новый феномен культуры. Молодёжь отличает стремление к неформальному общению. План. Характерные черты массовой культуры. Экранная культура. Понятие. Понятие «субкультура» прочно вошло в лексикон современной культуры. Понятие «субкультура». Основные значения понятия «культура».

«Технологическая культура» - Технологическая культура. Организация рабочего места. Информационная культура. Проектная культура. Экологическая культура. Культура предпринимательства. Культура дизайна. Компоненты технологической культуры. Технологическая дисциплина. Техника безопасности. Экологическая культура аналогична возврату человека к единству с природой.

«Организационная культура» - В целом, в учебной деятельности человека наличествуют все типы организационной культуры. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Обиняком по отношению к типам организационной культуры располагаются: . Дидактические теории и методические системы в логике исторических типов организационной культуры. Информационная система – поскольку информационное обучение может реализовываться в любой методической системе – от репродуктивного до проективного.

«Элитарная культура» - Сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Особенности продукции массовой культуры. Часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. «Апофеоз абстракции». Разновидности культуры. Элитарная культура.

Всего в теме 9 презентаций

Введение

Экранная культура является показателем социокультурного прогресса в истории мирового сообщества. Она обеспечивает принципиально новый способ коммуникации и трансляции информации, социокультурного опыта, социально значимых норм и стандартов. В целом распространение экранной культуры средствами кино, телевидения, компьютера привело к изменению картины мира, видения человека. Фактически в культуре произошла смена эпох: после тысячелетнего господства книга оказалась в ситуации конкурентной борьбы с экраном. На смену логоцентристскому пришел новый тип культурно-информационного пространства, где нейтральное место принадлежит визуальному образу. Система “экранная культура” включает три основных элемента – кинокультуру, телекультуру и компьютерную культуру органически взаимосвязанные друг с другом.

Многие полагают, что развитие экранной культуры не уничтожает преимуществ книги. Она расчитана на спокойное и вдумчивое чтение, на получение эстетического удовольствия не только от содержания, но и от оформления произведений классической литературы, томика любимых стихов, увлекательного детектива или фантастики. Отметим также, что для серьезной интеллектуальной работы сегодня нужны не только компьютеры, но в первую очередь книги, где содержится подавляющая часть культурной информации, особенно когда речь идет о прошлом.

Таким образом, экранная культура  это культура, основным носителем текстов которой является не письменность как прежде, а экранность. И в этом смысле, экранная культура  логический, закономерный этап развития книжной, письменной культуры, поскольку экранная (компьютерная) страница  это ожившая, озвученная книжная страница. Современная экранная культура формируется на основе последних достижений современной цивилизации: компьютеров, телевидения, видеотехники, современных средств связи, каналов передачи информации.

Экранная культура позволяет выйти в информационное пространство, расширить диапазон выбора, увеличить скорость подключения к любому потоку информации. При этом особенно важным является то, что выбор делает сам человек. Вовлечение в информационные процессы освобождает человека от рутинной работы.

Если при общении с книгой человек ограничен временем и пространством, то экранная культура позволяет ему знакомиться с традиционными культурами. моделировать варианты прошлой, настоящей и будущей культуры.

Таким образом, экранная культура представляет собой развивающуюся систему таких взаимосвязанных элементов, как кино-, теле- и компьютерная культуры, системообразующим признаком котороых является представление информации в аудиовизуальном и динамичном виде.

I Мультимедиа как один из видов инновационных технологий.

Все большее применение находит особый вид компьютерной технологии, получившей название мультимедиа, который объединяет в себе как традиционную статистическую визуальную информацию (текст, графику), так и представление культурных артефактов в динамическом виде (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.). Пользователь одновременно становится и читателем, и слушателем, и зрителем, что усиливает эмоциональное воздействие на человека. Мультимедийные средства активно включаются в индустрию развлечений, в практику работы информационных учреждений, музеев, библиотек. Мультимедийные программы используются в процессе обучения. Подобная программа по обучению иностранному языку дает возможность сопровождения написанных на дисплее слов правильным произношением. При этом компьютер, выступая в роли учителя, может воспроизводить текст и его сопровождение голосом столько раз, сколько нужно для запоминания.

В современной социокультурной ситуации весь спектр информационно-коммуникационных технологий, в особенности интенсивно развивающийся Интернет, становится все более эффективным средством как реализации индивидуального творческого потенциала, так и продуктивного коллективного сотрудничества в целях решения общих проблем. Образование на основе совместных интересов локальных и интернациональных сообществ, благодаря легкодоступной и непосредственной коммуникации, а также свободе доступа к информации (арт-серверы, листы-рассылки, видеоконференции и т.д.) в целом повышает динамизм культуры и общественных связей. При этом особенно важным становится осмысление места мультимедиа в современной культуре, а также анализ данного феномена как явления массовой культуры, каким он является на начальном этапе своего развития.

Отличительной чертой современных информационных, прежде всего мультимедийных, технологий является их способность не только производить некий предназначенный для употребления продукт, но и, что гораздо важнее, оказывать косвенное влияние на пользующегося ими человека.

Мультимедиа как учебный предмет появился сравнительно недавно. Первоначально это был раздел курса прикладной информатики, где наряду с другими технологиями информационного общества рассматривались и мультимедийные в частности. В качестве самостоятельной учебной дисциплиныв ряде вузов, в том числе и российских, мультимедийные технологии начинают изучаться с начала 1990-х гг., хотя некоторые ответвления его, связанные с экранной культурой, медиаобразованием, имели место в 1960 – 70-е гг. и ранее.

Не вызывает сомнения, что мультимедийная технология даже на начальном этапе своего развития выводит общение между пользователем и компьютером на новый уровень, расширяет спектр форм и средств информационного обмена. Она усиливает элемент творчества как в процессе

подготовки обучающих программ, так и в процессе самого обучения, сокращая долю рутинной и неинтересной работы, совершенствуя процесс преподавания.

Будущим специалистам, которым предстоит работать в век электронной культуры, особенно важно иметь представление о принципах создания мультимедийных продуктов, программно-техническом обеспечении и перспективах предоставления мультимедийных услуг пользователям информационных учреждений.

Сегодня все чаще в информационной среде используются такие понятия, как мультимедиа, мультимедийное искусство, медиакультура.

Мультимедийное искусство (media culture) – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории медиакультура или аудиовизуальная культура могут выступать системой уровней развития личности человека, способного

воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.

Медиаискусства (media arts) – искусства, основанные на медиаформе (тоиесть форме средств массовой коммуникации) воспроизведения действительности (печать, фотография, радио, грамзапись, киноискусство, художественное телевидение, видеоарт, компьютерная графика и т.д.). Медиакультура (media culture) – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории медиакультура или аудиовизуальная культура могут выступать системой уровней развития личности человека, способного

воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.

Медиаобразование (media education) – процесс образования и развитии личности средствами и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощимедиатехники.

Представленные определения не являются синонимами, но у этих феноменов есть точки взаимопересечения. Что же такое мультимедиа, какова его природа и отличительные особенности? Сам термин «мультимедиа» многозначен.

Мультимедиа означает, что компьютер может предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст.

В «Энциклопедии “Кирилла и Мефодия”» мультимедиа определяется как электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и пр.).

В словаре «Основные понятия и определения прикладной интернетики» под мультимедиа понимается взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. Обычно это означает сочетание текста, звука и графики, а в последнее время все чаще – анимации и видео

Мультимедиа - это собирательное понятие для различных компьютерных технологий, при которых используется несколько информационных сред, таких, как графика, текст, видео, фотография, движущиеся образы (анимация), звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Мультимедиа – это многообразие форм передачи информации.

Таким образом, в современном мире мультимедиа – совокупность технологий, синхронно использующих тексты, графику, видео-элементы, звуковые эффекты, фотографии, анимацию и др. Иными словами, это сочетание визуальных и аудио-эффектов с помощью интерактивного программного обеспечения.

Благодаря одновременному воздействию на потребителя графической, аудиовизуальной (звуковой) и визуальной информации, мультимедийные средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются как в индустрию развлечений, так и в практику информационных учреждений и в домашний досуг. Отдельным направлением развития мультимедийных средств является их использование в так называемых «бизнес-приложениях»- программах для специалистов различного профиля.

Мультимедийные ресурсы отличаются от «немультимедийных» прежде

всего тем, что:

1) данные (информация) хранятся и обрабатываются в цифровой форме с применением компьютера;

2) они могут содержать различные виды информации (не только текстовую, но и звуковую, графическую, анимационную, видео и т.д.);

3) их существенной особенностью является интерактивность – активное взаимодействие ресурса, программы, услуги и человека, их взаимовлияние. Пользователь может взять тот или иной Интернет- продукт, например, и тут же добавить в него свои материалы, тем самым выступая его соавтором, сотворцом;

4) наличием гипертекста.

Что привлечет к себе больше внимания: статичное изображение или яркий и динамичный мини-фильм с великолепно подобранным музыкальным сопровождением? Человек устроен так, что легче и быстрее всего воспринимает информацию, при подаче которой задействованы и органы зрения, и органы слуха. Необходимо важно сделать любую информацию легкодоступной и воспринимаемой.

Являясь действенным инструментом визуализации и представления информации, мультимедиа сегодня активно используется в науке, бизнесе, искусстве. Мультимедийные технологии позволяют создавать электронные издания (презентации, каталоги) в виде виртуальной реальности и обеспечивают эффективное восприятие любой информации в условиях интерактивного режима взаимодействия. Важным преимуществом любого типа мультимедиа-продукции является простота и доступность в работе с ней.

В зависимости от способа подачи информации мультимедиа выделяют следующие разновидности.

    Мультимедиа , построенная на взаимодействии разнообразных информационных составляющих (текста, видео, графических элементов) при помощи гиперссылок. Это может быть специально оформленные текст или графическое изображение, где каждая из гиперссылок ведет к конкретному информационному блоку.

    Мультимедиа , основанная на интерактивности. В этом случае у пользователя есть возможность самому выбирать нужную информацию, очередность и скорость ее отображения

В зависимости от целевой аудитории, для которой предназначена та или иная информация, мультимедиа-продукцию можно разделить на обучающую и бизнес-приложения.

К обучающей группе можно отнести разнообразные электронные справочники, энциклопедии, программы, дающие пользователю знания в той или иной сфере (например, обучение иностранным языкам, игре на гитаре и т.д.). Широкие изобразительные возможности мультимедиа позволяют максимально эффективно воспринимать и запоминать самую разную информацию.

В бизнес-среде мультимедиа – продукция становится особенно популярной. Как правило, она представлена в виде презентаций и каталогов, которые дают возможность оригинально и ярко донести до потребителя исчерпывающую информацию о компании, направлении ее деятельности. Более того, мультимедиа позволяет не только рассказать, но и наглядно продемонстрировать сильные стороны и преимущества своей продукции перед конкурентами. Результатом такого воздействия обычно является увеличение объемов продаж и уровня востребованности услуг. Кроме того, компания, использующая в презентации своей деятельности мультимедиа-технологии , повышает свой авторитет и укрепляет имидж динамично развивающегося предприятия в глазах клиентов и деловых партнеров.

II Мультимедиа в структуре культурного феномена.

Мультимедиа является культурным феноменом, обязанным своим возникновением исторически - постиндустриальному обществу, техническому – развитию коммуникационных технологий, прежде всего, электронной коммуникации, художественно - неограниченным, развернутым в будущее способам соединения изобразительных и выразительных средств, отражения реальной и создания виртуальной действительности.

Мультимедиа выступает новой технологией социокультурных коммуникаций и культурного обмена, особенности которой состоят в том, что данный феномен не только фиксирует транслируемое аудитории явление в формах самого явления, но и прогнозирует его развитие, апеллируя как к воображению реципиента, так и «реально», через систему звукового, зрительного, а сегодня тактильного и ароматического рядов. Мультимедиа является отличительной характеристикой такой формы межкультурной коммуникации, как сетевое общение, позволяющей соединить целые миры и континенты с индивидуальным типом восприятия различных видов информации, художественность общения в Сети с неограниченным набором аудиовизуальных, интерактивных, гипертекстовых и гипермедийных средств.

Культура, если под ней понимать вторую природу, есть все то, что создано человеком, безгранична.

Однако не все, созданное человеком, способствует его развитию, соответствует его ценностям. Явлением культуры можно признать только ту часть мультимедиа, которая развивает, ценностно обогащает, совершенствует человека, выступает с ценностным плюсом. Понимание культуры позволяет высветить перспективы исследования природы мультимедиа:

1) сам культурный феномен мультимедиа и его оценка культурологами,

теоретиками, практиками и культурным сообществом;

2) рефлексия общества, создателей и пользователей мультимедиа на изменения в традиционном культурном менталитете в связи с высокими скоростными трансформациями современной культуры, а также с техническими инновациями в моделях информационно-коммуникационных каналов;

3) дигитализация (оцифровка – от англ. digital) культурного наследия, что предполагает комплексное осмысление данной проблемы специалистами не

только собственно информационно-технологической, но и философской, культурологической и социально-культурной сфер. Эти направления стимулируют формирование научного.

Мультимедиа в Интернет становится масштабным социокультурным феноменом, стимулирующим не только собственное развитие, но и существенно влияющим на все сферы общественной жизни. Пользователи Сети становятся обладателями принципиально новых коммуникационных возможностей, для многих из них Интернет выступает инструментом профессиональной самореализации. Субъекты мультимедиа начинают дифференцироваться в зависимости от статуса и ролей в Сети: это основатели Интернета, модераторы и собственно пользователи, - каждая из которых имеет свою портретную характеристику, мотивацию и другие отличительные признаки. Статусный портрет пользователей мультимедиа (преимущественно молодежь в возрасте от 18 до 27 лет) позволяет уточнить характер потребностей и интересов, динамику популярности ресурсов и услуг, а также рассмотреть Интернет как особый катализатор глобальных изменений и сдвигов в социуме, в социально-психологической сфере, в социально-экономической и культурной атмосфере общества.

Молодежная субкультура представляет собой новое социокультурное явление, приоритетными чертами которого выступают коммуникация, форма самореализации и креативные потребности.

Как форма художественного творчества мультимедиа обладает новыми средствами, специфическим проявлением которых являются:

1. хранение – обработка и представление информации в цифровой форме; транслирование различных видов информации (не только текстовой, но и звуковой, графической, анимационной, видео и т.д.);

2. интерактивность – активное взаимодействие ресурса, программы, услуги и человека, их взаимовлияние и сотворчество; наличие гипертекста.
Мультимедиа не просто форма, а новая синкретичная форма, которая являет собой синергию между различными художественными формами, синергию между звуком, образами и текстами. В этом смысле мультимедиа выступает не столько продуктом «технологической революции», сколько цифровым воплощением идей, которые присутствуют в разных видах искусства и деятельности на протяжении тысячелетий. Мультимедиа также рождает новые формы художественного творчества (компьютерная графика, анимация и др.) и новый тип культуры.

Критическая масса культурного наследия, оцифрованного и представленного в Сети, позволяет говорить о становлении такого вида культуры, как электронная.

Заключение

Мультимедиа становится важным инструментом в профессиональной деятельности специалистов различного профиля. Актуальным является уточнение места мультимедиа как предмета и средства преподавания в системе культурологического образования, а также расширение спектра учебных и научных специальностей в области прикладной культурологии.

Будучи информационно-коммуникационной технологией мультимедиаи позволяет преодолевать физическое пространство и через интенсификацию обмена информацией способствует постепенному нивелированию разрыва между центром и периферией по концентрации культурной жизни исключительно в мегаполисах. В результате мультимедийные и, в частности, Интернет-технологии (которые по сути своей мультимедийны) позволяют российскому, и не только российскому, сообществу все более свободно интегрироваться в мировые культурные процессы.

Мультимедийные средства обладают большим постоянно развивающимся креативным потенциалом, позволяющим находить самые разнообразные и действенные формы и методы самореализации.

Список используемой литературы

    Борзенко А., Федоров А. Мультимедиа для всех. – 2-е изд. – М.: КомпьютерПресс, 1996. – 251 с.

    Вернер Ингенблек. Все о мультимедиа. – Киев: BHV, 1996. – 352 с.

    Воройский Ф. С. Информатика. Новый систематизированный словарь справочник. Вводный курс по информатике и вычислительной технике в терминах. – 2-е изд., перераб., доп. – М.:Либерея, 2001. – 536 с.

    Дьяконов В.П. Популярная энциклопедия Мультимедиа. – М.: ABF, 1996. –390 с.

    Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен. – М.:ИПО Профиздат, 2002. – 224 с.

    Каптерев А.И., Шлыкова О.В. Введение в мультимедиа: Учеб.пособие/ М-во культуры РФ, МГУК. – М., 1997. – 105 с.

    Кирмайер М. Мультимедиа /Пер. с нем. – СПб.:BHV – Санкт-Петербург,1994. – 192 с.

    Культура культура торговли, качество обслуживания покупателей, культура обслуживания покупателей. Культура торговли... -менеджер видит на экране всю хронологическую последовательность... товаровед-менеджер видит на экране предупреждение о снижении товарных...

  1. Реферат >> Культура и искусство

    ... культуры 4. Послевоенная культура России 5. Советская культура в период "оттепели" и "застоя" 6. Отечественная культура и "перестройка" Глава 1. Советская культура ... снятого, но не допущенного на экран в силу "идеологической невыдержанности" или присутствия...

О понятии экранная культура стало уместно говорить после изобретения кинопроектора и развития киноискусства. С развитием кино и телеискусства, а также компьютерных технологий и интернета экранная культура из простого понятия сформировалась в сложное явление. Сегодня экранная культура – это социокультурное явление, включающее в себя кино, телевидение, радио, видео, все виды аудиовизуальных произведений, персональные компьютеры, интернет, 3D-эффекты, анимацию, гаджеты, видеоигры, видео инсталляции. Экран и, следовательно, экранная культура, прочно вошли в жизнь каждого человека, практически вытеснив из сферы первоочередных интересов книгу, театр и элитарные виды искусства. Следует отметить, что залы драматических, оперных театров не опустели и издание книг не снизилось. Более того, потребительский спрос на литературу высок, в том числе и в искусстве кинематографа, поскольку произведение литературы было и остается основой фильма. В данном контексте можно возразить тем, кто утверждает, что экранная культура пришла на смену книжной или письменной. Напротив, экранная культура следующий этап развития книжной и письменной культур, она их дополнение в сфере суггестивных возможностей и гедонистических, когнитивных, коммуникативных и идентификационных функций.

Экранная культура – это ожившая литература, пост литература, одна из форм интерпретации художественного текста. Один художественный текст, произведение литературы может стать основой следующего произведения – оперы, драматического спектакля, балета, фильма и т.д. Однако истинным произведением искусства оно становится благодаря творцу. Текст, видоизмененный взглядом, мыслью, идеей и режиссерской сверхзадачей творца становится произведением искусства другого жанра. Талант и мастерство художника, его собственное авторское видение, чувство прекрасного (эстетика), идейность, сверхзадача, традиции и новаторство являются главными показателями подлинности произведения искусства.

Зачастую аудиовизуальное произведение меняет представление зрителя о героях, их поступках и, в целом, о том или ином литературном тексте, сложившемся после прочтения книги. Многие персонажи ассоциируются в подсознании зрителей с сыгравшими их актерами. Так аудиовизуальное произведение как вид экранной культуры создает киноленту видения места действия, времени действия, целой эпохи или поколения, моды и образа жизни людей того или иного периода, традиций и всей жизни народа, формируя зрительское восприятие литературы и вкусовые предпочтения личности. Несмотря на многократную экранизацию мировым кинематографом одного и того же произведения, очень часто всего один фильм или образ сохранялись в памяти у нескольких поколений зрителей в качестве эталона или модели великого героя или героини. К примеру, роман «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, начиная с 1910 года по 2012 год, был экранизирован 22 раза, из них 9 экранизаций в немом кино. Образы Анны Карениной и Алексея Вронского из знаменитого романа Л.Толстого на долгие годы в памяти советских зрителей сохранились в интерпретации Татьяны Самойловой и Василия Ланового («Анна Каренина», реж. А.Зархи, 1967 г.). В классическом голливудском кинофильме «Анна Каренина» (1935 г.) режиссера Клэренса Брауна Анну сыграла Грета Гарбо, Вронского – Фредрик Марч. За роль в этом фильме Грета Гарбо получила New York Film Critics Circle Award в 1935 году в номинации «Главная женская роль». Фильм был признан Лучшим иностранным фильмом на Венецианском фестивале . В дальнейшем Анну Каренину сыграли такие знаменитые актрисы, как Вивьен Ли (Великобритания, реж. Жюльен Дювивье, 1948 г.); Жаклин Биссет (ТВ, США, реж. Саймон Лэнгтон, 1985 г.); Софи Марсо (США, реж. Бернард Роуз, 1997 г.); балерина Майя Плисецкая в фильме-балете Маргариты Плихиной (СССР, 1974 г.). Вронского сыграли Джон Гилберт (США, реж. Эдмунд Гулдинг, 1927 г.); Шон Коннери (ТВ, Великобритания, реж. Рудольф Картье, 1961 г.); Шон Бин (США, реж. Бернард Роуз, 1997 г.) и многие другие .

Следует отметить, в актерской биографии знаменитой актрисы Грета Гарбо роль Анны считается одной из лучших. Она сыграла главную героиню романа два раза. Первый раз – в 1927 году в голливудском немом кино кинорежиссера Эдмунда Гулдинга. Финал данной экранизации отличается от авторского своим счастливым концом, когда Каренин умирает, и Анна с Вронским воссоединяются. Фильм не был принят критиками, поскольку даже в европейской версии произведение Л.Н. Толстого узнается с трудом. При этом исполнение Греты Гарбо было принято зрителями и критиками единогласно. Спустя восемь лет актриса повторила свой успех второй раз, сыграв Анну Каренину в звуковой экранизации Л.Толстого. Данная постановка 1935 года включена в список лучших фильмов мирового кинематографа.

Таким образом, из многочисленных экранизаций зритель принял и запомнил всего несколько версий и образов. Остальные версии в сознании творцов и потребителей воспринимаются сравнительно, через призму наиболее удачных экранизаций. Связано это с тем, что в подсознании уже сформированы образы до тончайших деталей – тембра голоса, взгляда, жестов и т.п.

Тем не менее, каждая экранизация претендует на переоценку и переосмысление, как самого произведения, так и ранних версий и образов, потому что при просмотре фильма, снятого на основе известного произведения литературы, зритель мысленно в своем воображении, виртуально погружается в мир предлагаемых обстоятельств автора фильма. Режиссер фильма предлагает свое видение сюжета, истории, своих героев и порой свой финал, отличный от книжного финала. Фильм влияет на восприятие уже известной истории и героев, несмотря на то, что первичные и вторичные впечатления были сформированы в других интерпретациях, в других жанрах. В данном контексте от удачной постановки авторов и исполнителей зависит зрительское восприятие. Таким образом, экранная культура способна создавать и разрушать, влиять и направлять, манипулировать и «очищать» (катарсис). З.Фрейд считал, что художественные образы вызываются глубокими бессознательными побуждениями их создателя. По мнению Фрейда, глубокому впечатлению от художественного произведения соответствует «приманка» или «заманивающее наслаждение» со стороны художественной формы или ее техники . Поэтому на создателе аудиовизуального произведения, на творцах огромная ответственность за созданное экранное произведение и его суггестивные последствия в будущем. Поскольку зритель проживает каждое событие и поступки, запечатлевает их в своей памяти, которые могут стать лейтмотивом жизни и моделью поведения.

В современных условиях цифровых технологий и возможностей погружения в виртуальную среду при помощи различных видео, свето-, звуко эффектов, 3Dформата, позволяет экранной культуре быть наиболее действенной, эффективной и популярной у зрителя. Именно благодаря факторам доступности, эффекта «присутствия» и эффекта «соучастника» событий, экранное искусство доминирует среди всех видов искусств и, как следствие, экранная культура является модератором вкуса и интересов личности.

Однако данная тенденция, сложившаяся за последние годы не позволяет нам утверждать, что литература вытеснена из сферы интересов современного человека. Напротив, появилась электронная книга, которая сделала еще более доступной и интересной печатный вид. На рубеже веков бурное развитие приобрели аудиокниги. CD-диски с аудиопроизведениями литературы, как новые формы книг, также являются сегодня частью экранной культуры.

Таким образом, развитие видеотехнологий в течение ХХ века способствовали рождению нового типа культуры – экранной. Развитие цифровых технологий и видеоформата, видеоизображения на рубеже ХХ-ХХI веков позволили говорить об экранной культуре, как о сложном социо-культурном явлении. Экранная культура уникальна по своей структуре, потому что это гармоничное соединение возможностей техники, искусства и личности творца. Экранная культура сегодня – это ультра современные технологии, цифровые форматы, возможности творчества и коммуникации. Однако аудиовизуальное произведение, созданное с использованием последних технических изобретений, становится частью экранной культуры только при наличии творца и потребителя. В каждом виде искусства, в каждом жанре присутствует творец и потребитель, то есть объект и субъект творчества. Более того, произведение искусства не может состояться без творца и потребителя.

В современной экранной культуре наблюдается тенденция сужения грани между творцом и потребителем, они сливаются в единое целое. Это связано рядом причин: во-первых, аудиовизуальное произведение сегодня является виртуальной реальностью и эффект «присутствия» и «соучастия» максимальны; во-вторых, при современных технических возможностях каждый может стать автором собственного фильма и, поместив его в интернет сетях, собрать круг своих зрителей и фанатов. Так, в современной экранной культуре наблюдается тенденция разделения объектно-субъектных отношений, то есть, исчезает четкая грань между творцом и потребителем. Более того, многие современные творцы оказались в психологической зависимости от технических возможностей, используемых экранной культурой, что приводит к чрезмерному увлечению компьютерным моделированием. Техническая часть некоторых современных фильмов доминирует над художественностью. Красиво воссозданному на компьютере кадру зачастую не хватает идейности, души, жизненности, правдоподобности.

Компьютерные технологии упростили создание экранного произведения и доступ к его потреблению. Так экранная культура стала восприниматься активной частью потребителей аудиовизуальной продукции, как некий гаджет или игра.

Следует отметить положительные и отрицательные стороны новых технологий в создании аудиовизуальных произведений.

Внедрение новых технологий и возможности их использования в интернете каждым человеком создает с одной стороны, основу для самореализации и творчества, с другой – иллюзию я-идентификации профессионального творца, автора высокохудожественного произведения.

Доступность видеокамер высокого качества и возможности создания в домашних условиях авторских фильмов (видео и звуковой монтаж, цветокоррекция и т.п.) действительно создали новую среду любительских фильмов и перспективы для развития любительского творчества и перехода его в профессиональное.

Таким образом, перед творцами и потребителями экранной культуры в ХХI веке стоит новая задача – сохранения профессиональной грамотности и соблюдения этических норм в обращении с аудиовизуальными произведениями. Положительной стороной размыва грани между творцом и потребителем является открытие новых возможностей в творческой самореализации, в глобальной коммуникации и просвещении. Из отрицательных сторон следует назвать деформацию я-представления личности. Видеоролик или фото коллаж, созданные самостоятельно в домашних условиях и собравшие в You Tubе тысячные просмотры и «лайки» формируют у его автора ложное представление о себе, повышают самооценку и понижают критическое восприятие.

Несомненно, развитие техники развивает творческие возможности личности, открывает для нее новые пространства, новый виртуальный мир непосредственно перед экраном компьютера, но, к сожалению, не всегда развивает общую культуру, так как создает иллюзию “все возможности”, “все доступности”, вездесущности и даже вседозволенности, отвергая базовые ценности. Пожалуй, в этом экранная культура уступает книжной, театральной или другой традиционной культуре, насчитывающей многовековую историю. Это, надо полагать, еще одна задача будущего перед экранной культурой, которой предстоит заняться поиском новых форм для решения всех поставленных перед ней задач.

Учитывая сложившиеся положительные и отрицательные тенденции в создании и восприятии аудиовизуальных произведений, на современном этапе экранная культура, несомненно, нуждается в новой теории и практике выявления, определения, анализа и способов самоидентификации творца и потребителя.

Под экранной культурой может подразумеваться как вся аудиовизуальная коммуникация, так или иначе связанная с экранным носителем, так и составная часть этой коммуникации, непосредственно обусловленная развитием технических средств кинематографа.

Существует и несколько "промежуточных" пониманий, обусловленных тем содержанием, которое вкладывается в слово "экран": кино и телевидение; кино, телевидение и видео; кино, телевидение, видео и дисплей персонального компьютера Вернер Ингенблек. Все о мультимедиа. - Киев: BHV, 2008. - 123с.

При рассмотрении этапов развития экранной культуры - кино, телевидение, видео и Интернет, - отмечается, что каждый из этих этапов создавал предпосылки для появления нового вида экранной культуры. Этот процесс происходил по мере совершенствования экранных технических средств и технологии использования.

Современный кинематограф в последние годы с приходом компьютерных технологий превратился в качественно иной вид зрелища. Прошлые кинематографические модели, так или иначе, фальсифицировали реальность. Режиссер брал отпечатки реальности и монтировал их в соответствии со своей концепцией. С приходом компьютерных технологий был сделан новый шаг, мир фантазии приобрел фотографическую реальность.

Если раньше это достигалось благодаря введению некоторой условности, то теперь в этом нет необходимости, кроме собственно художественного решения: зритель абсолютно верит в реальность артефакта.

Кинематограф, всегда стремившийся создать подобие симулякра - означающего без означаемого - на стадии современных компьютерных технологий получает его идеальное воплощение.

Доступность и свобода пользования информацией превращает медиапространство в место встречи людей, которые ищут созвучия в огромном мире культуры. Опасности такого общения становятся предметом рассмотрения специалистов разных областей знаний: психологов, философов, культурологов.

Современный экран находится на грани исчезновения, растворяясь в виртуальной реальности.

Новая "порода" людей, живущих в виртуальном мире Интернета более, нежели, чем в реальном, развивает новый язык электронной аудиовизуальной коммуникации.

Увеличение значения визуальной коммуникации и наступающее на человека ее количество свидетельствует о расширении доли коллективного мифологического сознания, апеллирующего к образному восприятию мира. Как правило, рациональное преподносится зрителю именно в форме образов. Данная модель, прежде всего, ориентирует человека на слияние понятийного и образного. В таком случае наблюдается нерасчлененность понятия субъекта и объекта, предмета и знака Каптерев А.И., Шлыкова О.В. Введение в мультимедиа: Учеб. пособие/ М-во культуры РФ, МГУК. - М., 2008. - 45с.

Всеобщее расширение процесса массовой коммуникации и развитие информационного общества оказало влияние на характер и функционирование всей системы экранной культуры в целом. Оказалось, что это воздействие настолько мощное, что допустимо говорить о тенденции экранной культуры подстраиваться к требованиям информационного пространства.

Средства массового тиражирования создали тип усредненного зрителя. Сформировалась особая "средняя" область, которая не относится к традиционно "высокой" и традиционно "низовой" культуре, и ориентируется на некий стандартизированный продукт, соответствующий среднему эстетическому и интеллектуальному уровню массового зрителя. В определенном смысле можно перенести это на соотношение между элитарной и народной субкультур, массовую же обозначить как среднюю. Отныне зритель и не интеллектуал, но и не потребитель самого незатейливого зрелища.

Чем мощнее становится информационная область, тем более увеличивается число включенных в нее людей.

Происходит процесс размывания ранее нерушимых границ различных культур, что ставит под угрозу функцию диалога как такового. В данном случае мы имеем дело с вариантом, при котором можно соединить звезды классики и фольклора, соединение которых в некоторых случаях дает "поп-звезду", что постепенно готовит массового зрителя к некоему "усредненному вектору понимания".

Так возникает единая сеть координат культурного информационного пространства. Ранее подобный процесс мог происходить в рамках относительно локальной коммуникации, сейчас появились иные возможности. Научно-технический прогресс создает новые виды функционирования экранной культуры и ее широкого охвата массовой аудитории: жизнь воспринимается через фильтр массовой коммуникации в рамках экранной культуры.

Интересным оказывается факт: в современной экранной культуре происходит селекция, которая заключается в выборе того, что можно считать искусством "вообще" и "хорошим" искусством, в частности. Основывается данная селекция на антихудожественном тезисе, согласно которому зритель должен понять текст.

В свою очередь, так называемое, доступное, ориентированное на массового зрителя кино, всегда стремилось и стремится к псевдохудожественности. Непонимание, сложность, которая очень часто является элементом художественности текста, становится критерием для исключения или адаптации его для так называемого "среднего пласта культуры". Если ранее произведение "высокой" культуры могли принимать или не принимать, оно могло подвергаться осмеянию в "низовой" культуре, но его не обязаны были понимать все, сейчас условия иные: "качество" зависит от простоты его понимания потенциальным потребителем современной экранной продукции. Зависимость оказывается следующей: чем шире круг зрителей, тем оно выше.