Где и когда фотографировали уже умерших людей. Фотографии мертвых на память: странности викторианской эпохи


В жизни каждого из нас рано или поздно происходят потери — когда-нибудь уходят наши бабушки и дедушки, затем родители и другие близкие люди.

После всех неприятных церемониалов мы остаемся один на один со многими вопросами: «А что теперь делать со всем, нажитым нашими родственниками?», «Можно ли хранить их вещи у себя в доме?», «Можно ли носить их одежду, украшения, обувь?».

Данная статья будет посвящена всем народным приметам, всем поверьям, а также церковным наставлениям, касающихся вещей умерших близких людей.

Можно ли спать на кровати, диване умершего родственника?

Существует такое выражение: «Лучше спать на могиле покойника, нежели на его кровати!». Возможно, в этом есть доля правды. Если человек длительное время болел, испытывал на кровати сумасшедшие муки, а в конце концов на ней же и умер, то с таким наследством конечно лучше расстаться.

Люди, имеющие отношение к экстрасенсорике, утверждают, что кровать покойника лучше заменить. Если нет возможности купить новую кровать, а спать на чем-то нужно, то лучше провести обряд очищения смертного одра близкого человека. Для этого можно обойти постель со всех сторон с зажженной церковной свечой, проводя над ней и под ней, окропить ее святой водой и посыпать солью.

Если же умерший человек обладал какими-то потусторонними возможностями, то для избавления от следа его сильной энергетики лучше пригласить в дом священнослужителя. Церковь, как правило, идет навстречу своим прихожанам и помогает им побороть свои страхи перед неизвестным.

Если обратиться с подобными размышлениями к кому-то более приземленному, как то ученым или докторам, скептически относящимся к подобного рода занятиям, то они вряд ли найдут что-то предосудительного в том, чтобы оставить диван или кровать умершего человека себе. Единственным их наставлением может стать дезинфекция мебели или перетяжка ее. Особенно это касается тех вариантов, когда человек умер от инфекционного заболевания или вируса.

Что делать с кроватью умершего родственника?

Церковь же, в свою очередь, может предосудительно отнестись к желанию родственников оставить себе смертный одр своего близкого. Не по-христиански это — спать на кровати, где встретился лицом к лицу со смертью другой человек.

Очень важным в этом вопросе является и его психологическая сторона. У человека, утратившего своего близкого, не сразу может получиться избавиться от скорби и тоски. Предмет, связанный с этим человеком, способен часто напоминать о нем и будоражить грустные мысли в голове. Однако, существует разряд людей, которым, наоборот, памятные вещи дарят только положительные эмоции и воспоминания. Засыпая на кровати своего родственника, они могут чаще встречаться с ними во сне и радоваться такому духовному общению.

Другими словами, выбор остается за вами. Если вы способны подчинить себе свое чувство страха и отказаться от суеверий, то приводите кровать близкого вам человека в порядок и спите себе на ней на здоровье!

Что делать с фотографиями умерших родственников?

Это, пожалуй, самый спорный вопрос. Издавна мы привыкли к тому, что в домах наших бабушек, прабабушек и родителей на стенах висели многочисленные портреты и общие фотографии их предков и близких людей. В старину это не считалось чем-то опасным или предосудительным. Но сегодня развелось куча идей, относительно того, что фотографии умерших несут негативную энергетику и могут повлиять на здоровье и судьбу живых людей.

Прежде всего, поговорим о портрете только что умершего человека для процессии похорон. Это должна быть фотография, которая нравилась и вам, и ему. Портрет можно обрамить в траурную рамку для фотографий или сделать на нем черную ленту в правом нижнем углу. После захоронения портрет усопшего обязательно должен простоять в его доме 40 дней. Что делать с портретом позже, решать уже его близким.

Если по истечению этого времени рана об утрате еще слишком свежа, то фотографию лучше убрать до более спокойных времен. Если же родственники уже успели пережить свою потерю и совладали с нервами, то портрет можно разместить в гостиной или другой комнате, кроме спальни.

Фотографии умерших родственников в доме — мнение церкви

Православная церковь не видит ничего плохого в том, чтобы фотокарточки усопших родственников находились в доме их родных. Перед Богом мы все равны — и мертвые, и живые.

Потому фотографии близких людей, особенно любимых и любящих, могут принести только кучу приятных воспоминаний и наполнить сердце чистотой и любовью. Если же утрата слишком тяжела, то на первых порах лучше убрать фото с глаз долой. Но избавляться от него навсегда совершенно не нужно. Придет время, когда облик ушедшего начнет расплываться и понемногу исчезать из памяти человека — вот тогда-то на помощь и придет его фото.

Также лучше спрятать на время фотографию умершего человека, на которого осталась обида или недопонимание. По истечению какого-то периода все отрицательные эмоции отойдут на задний план, и тогда можно будет лицезреть своего близкого с чистым сердцем.

Куда девать старые фотографии умерших родственников?

Конечно же, их нужно хранить. Вот если представить себе, что близкие великих писателей или других выдающихся людей не хранили бы их фотокарточек, как бы мы их себе представляли. Всегда интересно сверить нарисованный в своем воображении портрет известного человека с оригиналом.

Так и в этой ситуации — наши внуки, правнуки и другие наследники захотят узнать, как выглядел их предок. В этом им и поможет фотография. Сохраняя фотографии наших родственников, мы сохраняем частичку нашей истории, что будет немаловажным для наших отпрысков. А вот вопрос о том, выставлять ли эти фотографии на всеобщее и наше, в том числе, ежедневное обозрение, остается открытым.

Можно ли вешать портреты умерших родственников на стену?

Экстрасенсы утверждают, что фотография покойного может стать порталом в потусторонний мир. Вывесив на стену портрет усопшего, мы можем приоткрыть дверь в мир мертвых. Если эта дверь будет постоянно открыта, то есть портрет будет всегда находиться на виду, живые люди, проживающие в доме, могут ощутить на себе энергетику мертвых.

Некоторые родственники, развесившие на стенах фотографии своих покойных близких, утверждают, что их постоянно мучают головные боли, бессилие, различного рода заболевания. Все это может быть лишь надуманной теорией, а может и иметь долю правды.

Особо сильной энергетикой обладают фотографии, сделанные в день похорон. Не понятно, зачем вообще делать подобного рода снимки. Ведь на них лишь человеческие скорбь и горе. Такие фото вряд ли принесут добро и позитив в дом. От них лучше будет избавиться.

Как хранить фотографии умерших родственников?

Согласно наставлениям экстрасенсов хранить фотографии умерших родственников следует так: Желательно отделить фотографии умерших от фотографий живых людей. Для фотографий покойников лучше выделить специальный фотоальбом или фотобокс. Если отдельного альбома нет, то лучше поместить такие фото в черный непрозрачный пакет или конверт.

Если фотография общая и на ней есть еще и живые люди, то лучше вырезать из нее умершего и хранить его отдельно. Для того, чтобы фотография хранилась дольше, ее лучше заламинировать. Фотографии умерших можно отсканировать и хранить на отдельном носителе — диске, флэшке, сайте.

Что делать с одеждой умершего родственника?

Одежда умершего человека способна сохранять его энергетику, особенно, если это была любимая его одежда. Потому ее можно либо хранить, либо избавиться от нее. Избавляться от одежды покойника лучше всего путем раздачи ее нуждающимся. Человек будет благодарен вам за подарок, при этом можно попросить его вспомнить усопшего добрым словом и помолиться за него.

Если человек носил одежду в период болезни накануне смерти, то такие вещи лучше спалить.

Что делать, как поступить с вещами умершего?

С вещами умершего лучше всего поступить так же, как и с одеждой — раздать неимущим. Если есть среди его вещей близкие сердцу вещички, то их можно сохранить где-нибудь в тайном удаленном месте и доставать лишь тогда, когда захочется вспомнить своего родственника.

Если же вещь непосредственно связана со страданиями и смертью больного человека, то от нее лучше избавиться путем сжигания. Если при жизни человек давал наставления своим родственника касаемо каких-то вещей, то с ними лучше всего поступить таким образом, как хотел покойный.

Можно ли оставлять себе и носить вещи умершего человека?

Как говорилось выше, от таких вещей лучше всего избавляться. Однако бывают такие вещи, с которыми очень сложно расстаться. Их можно сохранить, но доставать длительный период времени из шкафа такую одежду не рекомендуется. Носить одежду после усопшего можно не ранее, чем через 40 дней после его смерти. Некоторые люди рекомендуют вообще повременить с таким делом как минимум год после кончины человека.

Экстрасенсы предлагают очистить одежду усопшего с помощью все тех же святой воды и соли. Вещь можно просто замочить в водно-солевом растворе на какое-то время, а затем хорошенько выстирать.

Можно ли отдавать вещи умершего родственникам?

Если родственник сам настаивает на том, что ему хотелось бы оставить себе память об усопшем в виде той или иной вещицы, то отказывать ему в этом не стоит. Нужно лишь попросить его помолиться о душе умершего.

Если, будучи в полном здравии, умерший завещал свои вещи кому-то из родственников, то лучше выполнить его волю и отдать обещанное.

Можно ли хранить вещи умершего родственникам дома?

Хранить вещи умершего человека, конечно, можно, но нужно ли? Считается, что после отхода человека в мир иной, в его доме, квартире, комнате нужно навести полный порядок. Лучшим вариантом, конечно, будет новый ремонт. Однако, если нет таковой возможности, то необходимо вынести из помещения весь хлам, выбросить старые, изжившие себя, вещи, раздать нуждающимся пригодные вещи, и сделать генеральную уборку с дезинфекцией.

Если же вещь настолько дорога, как память, то ее можно спрятать подальше от людских глаз. Лучше всего такую вещь замотать в тряпку или непрозрачный пакет и убрать на некоторое время в «дальний угол».

Можно ли носить обувь умершего родственника?

Удел обуви покойника такой же, как и удел его одежды и других его вещей — лучше всего раздать, но можно и сохранить на память. Есть лишь одно общее для всех правило — ни в коем случае нельзя носить одежду и обувь, снятую с покойника, тем более умершего насильственной смертью.

Можно ли носить часы умершего родственника?

Часы — это довольно личная вещь, способная длительный период времени сохранять на себе отпечаток своего хозяина. Если умерший человек прожил счастливую жизнь и был со своими родственниками в хороших отношениях, то от ношения его часов им ничего не будет.

Если покойник вел недостойный образ жизни и враждовал со своими близкими, то от его часов лучше избавиться. В любом случае, одев на руку часы, вы ощутите, хотите ли вы их носить или нет.

Можно ли носить украшения умерших родственников?

Драгоценные металлы и камни имеют очень хорошую память. Они способны помнить своего первого хозяина годами и даже десятилетиями. Если украшение досталось родственникам от доброжелательного усопшего человека, то беды от его носки быть не должно. Некоторые камни, такие как опал, очень быстро перестраиваются на новую энергетику и забывают своего прежнего хозяина.

Если же покойный занимался колдовством или другой магией с помощью данного украшения, то от него вообще лучше избавиться. Продолжать дело своего родственника, то есть связать себя с миром магии, желательно лишь тем его наследникам, которым усопший передал свои секреты и знания.

Что делать с посудой умершего родственника?

Посуду умершего родственника, опять-таки, лучше всего раздать нуждающимся.Если в архиве усопшего имеются фамильные серебро или сервизы, то их можно помыть, почистить и продолжать хранить у себя.

Можно ли пользоваться телефоном умершего родственника?

Телефон — относительно новая вещь в нашей жизни, потому на этот счет пока нет однозначного мнения ни церкви, ни наших бабушек и дедушек. Если телефон дорогой, то им можно продолжать пользоваться. Если аппарат уже довольно устарел, то опять же можно сделать хороший поступок и отдать телефон нищим — пусть они лишний раз помолятся за усопшего.

Если телефон был в кармане у покойного в момент суицида или насильственной смерти, то лучше не хранить у себя такую вещь.

Фотографировать мертвых детей. Нормальному человеку такое и в голову не придет. Сегодня это дикость, но еще 50 лет назад это было нормально. Карточки с умершими младенцами матери берегли как самое дорогое. А теперь по этим мрачным снимкам мы можем проследить эволюцию отношения человека к смерти и к своим близким.

Дети умирают медленнее стариков

Странный и, на первый взгляд, жуткий обычай - фотографировать мертвецов - зародился в Европе, а потом пришел и в Россию, в середине ХIХ века одновременно с появлением фотографии. Обыватели стали снимать своих умерших родственников. По сути, это было новое проявление традиции писать посмертные портреты близких и снимать с лиц усопших гипсовые маски. Однако портреты и маски были дорогим удовольствием, в то время как фотография становилась все более и более доступной для всех слоев населения.

- Я видел одну из ранних фотографий умершего ребенка, относящуюся еще к 1840-м, - рассказал петербургский историк фотографии Игорь Лебедев.

Параллельно развивалось другое направление посмертной фотографии - криминальная съемка. Фотографы выезжали на места преступлений и снимали погибших для полиции. При этом речь идет не только о специфической съемке, когда фиксировали, как лежит тело или куда попала пуля. Мертвецов также аккуратно укладывали на кровати и снимали. Так было, например, с семьей Парсонс. Отца, мать и трех малолетних детей убили, а тела сбросили в воду. Когда их обнаружили, то собрали всех вместе и сделали последнюю семейную фотографию. Однако на ней видно, что все заснятые уже мертвы.

Когда же фотографировали маленьких детей, умерших в семьях от болезней, очень часто делали так, чтобы они выглядели, как живые. Их снимали с любимыми игрушками и даже сажали на стульчики. Малышей одевали в самые нарядные платья и украшали цветами.

Часто родители даже старались улыбаться, держа на руках мертвых грудничков, как будто они просто мимоходом зашли в фотосалон с ними во время первой прогулки. Детям иногда дорисовывали на снимках зрачки, чтобы эмитировать открытые глаза.

Были даже фото, на которых мертвецы запечатлены с домашними животными - птицами, кошками, собаками. Что особенно поражает - мертвых и живых сыновей и дочерей снимали вместе. Например, есть кадр, где на диване сидят девочки-близняшки - одна мертвая, другая живая.

девочка слева-мертва

- Детских фотографий довольно много еще и потому, что детская смертность в те годы была очень высокой по сравнению с современной, - объясняет Лебедев, - к тому же умерший ребенок дольше выглядит живым, в то время как старики быстро изменяются, кожа обвисает, начинается разложение плоти.

Книги мертвых

Уже в 20–30 годы XX века ученые начали исследовать феномен посмертных фотографий. Тогда появилось выражение «фотография - это маленькая смерть». Щелчком камеры фотограф будто убивал мгновение и одновременно делал его вечно живым. Так вечно живыми оставались на карточках мертвецы, которых снимали в привычной для них обстановке - за чтением газет, в любимом кресле, с друзьями и родными. Особо смелые даже делали снимки мертвецов, смотрящихся в зеркало. Серия таких снимков составляла книгу мертвых. В дни эпидемий в этих мрачных книгах собирались целые семейные альбомы.

- Собирали их в основном женщины. Они становились хранительницами не только очага, но и истории рода, - говорит Игорь Лебедев.

Просматривать чужому такие подборки, конечно, жутко. Но для родных это были милые сердцу памятки.

Есть несколько объяснений, зачем делались эти фотографии. Прежде всего, это была мода - люди просто копировали поведение друг друга.

Кроме того, по фотографиям могла вестись личная летопись. Фотографа приглашали на каждое значимое событие в жизни человека - его рождение, праздники, при покупке дома или машины, на свадьбу, при рождении уже его детей. И посмертный снимок становился логическим завершением в этом ряду.

Но главное - таким образом люди старались запечатлеть последний миг родного человека. В XIX–XX вв. семья значила гораздо больше, чем сегодня. Поэтому же были традиции хранить локоны, кусочки одежды умерших.

А в случае с детьми - это могли быть и вовсе единственные их снимки. Родители не всегда успевали снять их при жизни. А так им на память оставалось хоть что-то.

- И, между прочим, когда родственников спрашивали про такие фотографии, они всегда вспоминали не смерть усопшего, не его муки, не свое горе, а то, каким он был при жизни. Вспоминали только хорошее, - сообщил Лебедев.

девушка в центре мертва

Сегодня уже трудно понять такой способ увековечить любимых - ведь в наши дни, когда практически у всех есть «мыльницы», за жизнь человека скапливаются сотни его карточек. Так что нет необходимости делать посмертные.

Могила заменила человека

В европеизированном Петербурге эта традиция была более развита, чем на периферии. В деревнях съемки всегда были событием, по значимости сопоставимым с похоронами. Часто эти два события совмещали. На траурную фотосъемку собирались всей деревней. При этом на первый план выставляли гроб с покойником, а за ним выстраивались собравшиеся на похороны.

- Получалось противопоставление мертвых и живых, покойник всегда смотрел в небо, собравшиеся вокруг - прямо в камеру, - отмечает историк Игорь Лебедев.

Практически при всех похоронных конторах работали фотографы. Это были мастера, которые просто делали свое дело.

- У профессионалов всегда стоит вопрос: «А кто, кроме меня?» Пойти на поводу у этики и отказаться от съемок мертвецов или нажать на кнопку и оставить родным снимок любимого человека, - объясняет Лебедев.

Возможно, поэтому мы - не профессионалы - не понимаем, как можно снимать мертвецов. Только Ленин в мавзолее - исключение.

Известно, что традиция снимать мертвых детей сохранилась в нашей стране еще и в послевоенные годы. Посмертные фото стали исчезать только в 60-е годы. Тогда же начали приклеивать снимки на надгробные памятники. И в те годы можно было увидеть редкие посмертные карточки на крестах и стелах.

- Практически в каждой семье в России были такие снимки, но потом их стали уничтожать, теперь почти не найдешь, - уверен Игорь Лебедев.

Рвали и выбрасывали картинки с мертвецами потому, что уже не помнили этих людей, а семейные ценности - как, например, память рода - уходили в прошлое. Значимее стало внешнее проявление близости. Именно поэтому в Советском Союзе появилось уникальное явление - съемки похорон. Если в других странах ограничивались одним-двумя траурными кадрами, то у нас снимали всю процессию. И если в другое время человек никогда бы не согласился показать своих слез, то здесь это было допустимо - чтобы все видели, как он опечален случившимся.

- Фотографии с мертвецом были вытеснены фотографиями с могилой. Люди могли сниматься у креста и при этом обнимать его, улыбаться, как будто они стоят с умершим, - рассказал о трансформации традиций историк Игорь Лебедев.

До сих пор фотографы работают на кладбищах во время похорон. Хотя и этот обычай постепенно отмирает.














После изобретения в конце 19 века дагерротипа, дорогую и не особо реалистичную живопись начала стремительно вытеснять фотография. Во времена викторианской эпохи около семейных фото сложились очень странные обычаи. Наверное, самым странным из них стала традиция делать фотографии мертвых людей как живых.

Для современного человека такая практика кажется странной и пугающей. Мы боимся любого физического контакта с мертвыми, прячем факт смерти близких от детей, боясь травмировать их душу или напугать. Да и вообще мертвые внушают нам ужас и страх. Но так было не всегда.

Фотографии мертвых людей 19 века

В 19 веке никто не испытывал страха перед мертвыми. Их хоронили рядом с домом, в котором они жили при жизни. Вечерняя прогулка на семейное кладбище вселяла не ужас, а наоборот успокоение.

Когда человек умирал, он какое-то время находился в своем доме. С ним разговаривали как с живым, его трогали и одевали, и никого это не пугало.

Начавшаяся в викторианскую эпоху мода на посмертные фотографии окончательно выродилась во время самой кровавой войны 20 века.

Фотографии мертвых детей 19 века

Детская смертность в 19 веке была очень высокой. Зачастую посмертные фото детей были единственным напоминанием об умершем ребенке.

Довольно часто живых детей фотографировали вместе с умершей сестрой или братом. Для придания реалистичности мертвым открывали глаза. Чтобы придать живой вид активно применялись румяна и белила. В руки вставляли букет из живых цветов. Одевали усопших в лучшую одежду.

Иногда мертвых детей фотографировали так, как будто они уснули.

Посмертные фото девушек в гробу

Этот мальчик, казалось бы, просто стоит посреди комнаты и нехотя позирует фотографу. На самом деле он давно умер, а его голову из-под занавески держит невидимая рука.

Существовала еще отдельная мода фотографировать умерших в положении стоя. Чтобы это сделать применялись специальные металлические держатели, невидимые на фотографии.
На фото изображена мертвая девушка
На этой фотографии изображен Джон О’Коннор через два года после своей смерти. Спустя пять дней его захоронили.

Ещё одной странностью Викторианской эпохи были .

История посмертных фотографий

Мы живем в окружении фотографий. Фотографируем разные события своей жизни, близких, друзей. Но вот кто-то из них уходит. Для церемонии прощания выбирается портрет усопшего, который ставится в изголовье гроба. Он может быть в черной рамке или с траурной лентой в правом нижнем углу. Сам снимок должен быть хорошего качества. После похорон это фото обычно стоит на поминальном столике 40 дней. Дальше возникают вопросы, как быть с фотографиями почившего человека.

Надо ли хранить старые снимки

Некоторые считают, что через такое фото может осуществляться связь с Миром мертвых, куда ушел изображенный на нем. Они стараются убрать фото с глаз долой, полагая эту связь опасной. Держат их в черном пакете отдельно от снимков живых, вынимая изредка, чтобы посмотреть на милые лица. Другие идут еще дальше. Считают, что фото лучше уничтожить, сжечь. Это полный абсурд. Мы бы не знали, как выглядели Толстой, Есенин, наши предки, которых мы не успели увидеть, но чувствуем кровную связь с ними, молимся за них. Говорят, когда мы представляем земной облик человека, за которого молимся, наша молитва сильнее. В домах наших бабушек и дедушек висели фотографии на стенах, портреты и фото в рамках у интеллигенции, а в сельских домах это часто была одна большая рама со многими снимками. На них были и здравствующие родственники, и ушедшие в мир иной.

Христианские священники говорят, что для Бога все живы. Суеверия они считают грехом. Фотография ушедшего человека не может принести беду в дом. Особенно, если это был любимый и любящий человек, а фото только такого и захочется иметь на стене своей комнаты. При взгляде на него будут вспоминаться счастливые периоды, связанные с этим человеком, какие-то совместные дела и встречи. Конечно, иногда стоит убрать снимок в первое время, чтобы было меньше воспоминаний, и человек возрождался после потери к новой жизни. А потом, через время, когда боль перейдет в тихую грусть, повесить портрет. Но многие ли согласятся убрать фото близкого человека, даже и причиняющее боль? Психологи считают, что люди порой боятся вешать фото покойников, так как они напоминают о быстротечности жизни. Или бывает, что у человека возникает обида к ушедшему за то, что он его оставил, а обещал всегда быть вместе. Это вызывает негативные мысли. Потом проходит. Вот тогда портрет и займет свое место на стене. И конечно, надо хранить все старые снимки, иногда смотреть, вспоминать. Не надо жить прошлым, но и забывать свою жизнь не следует. Хранить снимки можно разными способами.

Как хранить фотографии умерших

Есть много способов хранения фотографий. Назовем основные

  • Это снимки в фотоальбомах.
  • Фотокниги, сделанные в честь какого-то события.
  • Можно в пластиковом контейнере с крышкой, разделенном на отсеки.
  • Если нет контейнера, подойдет простая коробка, например, из-под обуви.
  • Бумажные конверты тоже могут пригодиться.
  • В фотомагазинах продают специальные боксы для фотографий.
  • Можно выделить целый ящик комода для этой цели.

В каждом из указанных случаев надо позаботиться, чтобы к снимкам не проникал свет, помещение было сухим. Есть требования и к материалу тары, в которой хранятся фото. Бумага или картон должны быть бескислотные, а любые пластиковые материалы не содержать в своем составе клей ПВХ. Есть и другие условия хранения архивов. Дома их можно выполнить частично. Все равно бумажные фотографии вещь недолговечная, они выгорают, теряют цвета, появляются непонятные пятна. Предлагается ламинирование фото, но и это не панацея. Как же сберечь нашу память? Есть хороший выход, перенести фото на электронные носители. Это не означает, что бумажные фото надо выбросить. Ни в коем случае! Хорошо бы на их обратной стороне сделать надписи, если их нет. Когда сделано фото, кто изображен. Это и для себя, а главное, для потомков.

Сканирование старых фото

Мы пришли к выводу, что лучше всего, устроив по возможности хорошее хранилище фото, оцифровать фотографии. Первый шаг – сканирование. Перед работой надо снимок. Очистить, чтобы не было пыли и грязи. Проверить на это же стекло сканера. Далее производится непосредственно само сканирование. Указывается тип сканирования, определяется лучшее разрешение и так далее. Потом с ним можно будет поработать с помощью графического редактора. Он предоставляет большие возможности для реставрации.

Таким образом, порядок действия такой:

  • Непосредственно сканирование.
  • Сохранение снимка.
  • Его редактирование.

Имея цифровую копию фотографии, остается выбрать способ ее хранения. Это может быть диск, флешка и так далее. На сегодняшний день не придумано лучшего сохранения фотографий, чем в цифровом виде. Кстати, все эти проблемы можно решить в мастерской, там работают специалисты, которые непременно помогут, посоветуют, сделают все на самом высоком уровне.

В конце 19 века фотографировать мертвых детей стало определенной традицией. Карточки с умершими мертвыми младенцами матери берегли, как самое дорогое, что у них есть.

Когда фотографировали маленьких детей, умерших в семьях от болезней, очень часто делали так, чтобы они выглядели, как живые. Их снимали с любимыми игрушками и даже сажали на стульчики. Малышей одевали в самые нарядные платья и украшали цветами.


Часто родители даже старались улыбаться, держа на руках мертвых грудничков, как будто они просто мимоходом зашли в фотосалон с ними во время первой прогулки.


Детям иногда дорисовывали на снимках зрачки, чтобы имитировать открытые глаза. Были даже фото, на которых мертвецы запечатлены с домашними животными - птицами, кошками, собаками. Что особенно поражает - мертвых и живых сыновей и дочерей снимали вместе. Например, есть кадр, где на диване сидят девочки-близняшки - одна мертвая, другая живая.

Просматривать чужому такие подборки, конечно, жутко. Но для родных это были милые сердцу памятки. Есть несколько объяснений, зачем делались эти фотографии. Прежде всего, это была мода - люди просто копировали поведение друг друга.

Кроме того, по фотографиям могла вестись личная летопись. Фотографа приглашали на каждое значимое событие в жизни человека - его рождение, праздники, при покупке дома или машины, на свадьбу, при рождении уже его детей. И посмертный снимок становился логическим завершением в этом ряду.

Но главное - таким образом люди старались запечатлеть последний миг родного человека. В XIX–XX вв. семья значила гораздо больше, чем сегодня. Поэтому же были традиции хранить локоны, кусочки одежды умерших. А в случае с детьми - это могли быть и вовсе единственные их снимки. Родители не всегда успевали снять их при жизни. А так им на память оставалось хоть что-то.

И, между прочим, когда родственников спрашивали про такие фотографии, они всегда вспоминали не смерть усопшего, не его муки, не свое горе, а то, каким он был при жизни. Вспоминали только хорошее. Сегодня уже трудно понять такой способ увековечить любимых - ведь в наши дни, когда практически у всех есть «мыльницы», за жизнь человека скапливаются сотни его карточек. Так что нет необходимости делать посмертные.