Мелиорация в избыточно увлажненной зоне. Потребность в мелиорации по климатическим зонам

Кафедра финансов и кредита

контрольная работа

по дисциплине

«ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Преподаватель: Мохина М.И.

Выполнил: студент группы Ф4-28С(и)

Ахиярова И.М.

(№ зачетной книжки)

Вариант № 2

Пермь, 2011

1. Финансовые рынки. Принципы и система регулирования рынка ценных бумаг

Финансовый рынок (от лат. financia - наличность, доход) в экономической теории - система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника.

На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве. А совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заёмщиков разных стран образует мировой финансовый рынок.

Исторически сформировались две основные модели финансовых рынков: финансовая система, ориентированная на банковское финансирование - bank based financial system, так называемая континентальная модель, - и финансовая система, ориентированная на рынок ценных бумаг и систему институциональных инвесторов (страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды) - market based financial system, или англо-американская модель.

Финансовый рынок подразделяется на:

    Рынок капиталов

Рынок акционерного капитала (рынок акций)

Рынок долгового капитала (рынок облигаций и векселей)

    Денежный рынок

    Рынок производных инструментов (деривативов)

    Валютный рынок (форекс)

На финансовом рынке объектом купли-продажи выступают финансовые ресурсы. Однако имеется принципиальное различие сделок в различных секторах финансового рынка. Если на кредитном рынке деньги продаются как таковые, т. е. они сами являются объектом сделок, то на фондовом рынке, например, продаются права на получение денежных доходов, уже созданных или будущих.

Финансовый рынок - это не только средство перераспределения денежных ресурсов в экономике (на условиях платности), но и индикатор всего состояния экономики в целом. Суть финансового рынка заключается не просто в перераспределении финансовых ресурсов, но прежде всего в определении направлений этого перераспределения. Именно на финансовом рынке определяются наиболее эффективные сферы приложения денежных ресурсов.

Функции мирового финансового рынка:

Перераспределение и перелив капитала;

Экономия издержек обращения;

Ускорение концентрации и централизации капитала;

Межвременная торговля, снижающая издержки экономических циклов;

Содействие процессу непрерывного воспроизводства.

Система финансовых отношений, функционирование финансового рынка предполагают введение понятия «финансовое состояние» экономики, ее секторов и субъектов экономической деятельности. На конкретном уровне (макро-, микро-) финансовое состояние оценивается с помощью конкретного набора показателей.

Финансовое состояние - ключевой показатель эффективности деятельности финансового рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг (р.ц.б.) – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.

Внешнее регулирование:

Это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Внутреннее регулирование:

Это подчинённость деятельности данной организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её подразделений и её работников.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нём:

Эмиссионные;

Посреднические;

Инвестиционные;

Спекулятивные;

Залоговые;

Трастовые и т.п.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают: государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования; регулирование со стороны профессиональных участников р.ц.б., или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников р.ц.б. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации; общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; конечном счёте именно реакция широких слоёв общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:

Поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

Защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

Обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

Создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

В определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;

Воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).

К основным принципам регулирования рынка ценных бумаг относятся:

1. Принцип государственного регулирования рынка ценных бумаг, который заключается в том, что вся система регулирования рынка (включая систему саморегулирования) создается государством, выполняющим универсальную функцию по защите граждан и их интересов, осуществляющим меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

2. Принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации.

3. Принцип минимального государственного вмешательства и принцип максимального саморегулирования, который означает, что государство регулирует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолютно необходимо, и делегирует часть своих нормотворческих и контрольных функций профессиональным операторам рынка ценных бумаг, организованным в саморегулируемые организации.

4. Принцип равных возможностей, означающий:

* стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных участников рынка;

* равенство всех участников рынка ценных бумаг перед органами регулирования рынка;

* гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке ценных бумаг;

* отсутствие преимуществ для государственных предприятий, функционирующих на рынке ценных бумаг, перед коммерческими;

* запрет для государственных органов давать публичные оценки профессиональных участников рынка;

* отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний - реестродержателей).

5. Принцип преемственности в развитии системы регулирования рынка, который заключается в эволюционном, планомерном характере ее развития, следовании установленным долгосрочным ориентирам государственной политики в этой сфере, предоставлении возможностей адаптации к изменениям в системе регулирования рынка для всех субъектов регулирования.

6. Ориентация на мировой опыт и учет тенденции глобализации финансовых рынков означает следование рекомендациям Группы 30 с целью создания цивилизованного и конкурентоспособного рынка ценных бумаг, а также разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Система регулирования рынка ценных бумаг (регулятивная инфраструктура рынка) включает в себя:

1) государственные органы регулирования;

2) саморегулирующиеся организации;

3) законодательные нормы рынка ценных бумаг;

4) этику, традиции и обычаи рынка.

Цели регулирования:

1. Поддержание порядка на рынке и создание нормальных условий работы всех его участников.

2. Защита участников от мошенничества и недобросовестности юридических и физических лиц.

3. Обеспечение свободного процесса ценообразования в зависимости от спроса и предложения.

4. Создание эффективного рынка со стимулами для предпринимательской деятельности.

5. Создание новых и поддержание необходимых для общества рынков и рыночных структур.

Процесс регулирования включает:

1. Создание законодательной базы функционирования рынка.

2. Отбор профессиональных участников рынка.

3. Контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил рынка.

4. Создание системы санкций за нарушение норм и правил. Система регулирования рынка ценных бумаг включает в себя:

5. государственные органы регулирования;

6. регулирование рынка профессиональными участниками рынка (саморегулирующие организации);

7. общественное регулирование (осуществляемое через общественное мнение).

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

Разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, законодательных актов для реализации стратегии;

Наблюдение и регулирование исполнения этой программы,

Установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;

Контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;

Обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;

Формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;

Контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в ценные государственные бумаги.

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг. Первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой – роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг.

1. Администрация Президента РФ участвует в работе ФСФР. Контрольное управление осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента, связанных с приватизацией и РЦБ.

2. Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием РЦБ через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляет подготовку проектов Указов и распоряжений Президента РФ, а также законов в области ценных бумаг.

3. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) издает распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования лицензирования профессиональных участников РЦБ, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующий принятия постановлений в соответствии с федеральным законом.

4. Центральный банк РФ регулирует выпуски ценных бумаг кредитный организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ.

5. Минфин РФ регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления; лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды; осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

6. Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ регулирует деятельность страховых компаний на рынке ценных бумаг.

Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования осуществляется и самостоятельно так называемыми саморегулирующими организациями, которые в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг» представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.

Функциями саморегулируемых организаций являются:

Разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;

Осуществление подготовки кадров и установление требований для работы на рынке;

Контроль за соблюдением участниками правил и нормативов;

Обеспечение правдивой информацией участников рынка;

Обеспечение защиты участников в государственных органах управления.

Предыдущая

Особенность рынка ценных бумаг состоит в том , что обращающиеся на нем ценности представляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы и системы правоприменения. Таким образом, государство выполняет системообразующую функцию, которая будет непрерывно видоизменяться в соответствии со стоящими перед ним задачами по обеспечению национальных интересов.

Государство создает систему регулирования рынка
и обеспечивает ее функционирование. Развитие системы правоприменения как одного из ключевых элементов системообразующей функции государства будет приоритетным направлением государственной политики.

Государство выступает крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг
и оказывает прямое влияние на его количественные и качественные характеристики.

Государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

1. разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;

2. установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;

3. контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;

4. обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;

5. формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;

6. контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги;

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой – роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации выделяет следующие важнейшие принципы государственной политики на рынке ценных бумаг:

а) государство, выполняя универсальную функцию по защите граждан, их законных прав и интересов, осуществляет меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на этом рынке.

б) принцип единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации;

в) принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, основывающийся на минимизации затрат из федерального бюджета, отказа от навязывания централизованных решений, гласности нормотворчества и обязательности участия профессиональных участников рынка в регулировании;

г) принцип равных возможностей, означающий:

– стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;

– равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;

– гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;

– отсутствие преимуществ у государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими;

– запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;

– отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).

д) принцип преемственности государственной политики на рынке ценных бумаг, означающий последовательность государственной политики и ее приверженность складывающейся российской модели рынка ценных бумаг;

е) принцип ориентации на мировой опыт и учета тенденции глобализации финансовых рынков, а также предполагающий разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

К числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

Функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;

Использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи государства и под его контролем;

Распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также различными органами исполнительной власти;

Приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;

Приоритет в развитии инфраструктурных организаций;

Максимальное снижение и разделение рисков;

Поддержка конкуренции на рынке;

Предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.

Формой выражения государственного регулирования рынка ценных бумаг, прежде всего, являются нормативно-правовые акты, с помощью которых осуществляется регулирование. Область законодательства гораздо легче поддается влиянию государства, чем другие составляющие рынка ценных бумаг. Следовательно, с помощью разумных законов можно обеспечить наиболее сильное воздействие с целью ускорения процесса становления фондового рынка.

Основные проблемы в этой области заключаются не в самом факте регулирования, а в конкретных способах и формах, которыми оно должно осуществляться. Кроме того, учитывая, что наше государство само является крупным акционером, необходимо иметь механизм общественного (независимого) контроля и регулирования рынка ценных бумаг.

На сегодняшний момент имеется около 1000 законодательных и нормативных документов, регулирующих различные стороны деятельности его участников. Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:

Гражданский кодекс РФ, части I и II

Закон «О банках и банковской деятельности»

Закон «О центральном банке Российской Федерации»

Закон «О товарных биржах и биржевой торговле»

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»

Закон «Об акционерных обществах»

Закон «О рынке ценных бумаг»

Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг и т.д.

Однако существующие документы зачастую не дополняют, а противоречат и даже взаимоисключают друг друга. На настоящий момент документом, определяющим направление деятельности по регулированию рынка ценных бумаг, является вышеупомянутая Концепция. Согласно ей, национальные интересы России определяют основные цели государственной политики на рынке ценных бумаг. К их числу относятся:

Создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и, прежде всего, в приватизированные предприятия;

Финансирование дефицита федерального бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов;

Создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;

Перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института «эффективного собственника», повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрации российских компаний;

Предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов;

Создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов;

Борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.

В стратегическом плане указанные цели комплиментарные и должны реализоваться через единый комплекс мер, скоординировано осуществляемых государственными органами и профессиональными участниками рынка.

Государство может осуществлять так называемое прямое управление РЦБ, которое состоит в разработке норм и правил и контроля за их выполнением.

Кроме этого государство осуществляет и косвенное, или экономическое управление РЦБ через систему налогообложения, денежную политику, государственные капиталы и государственную собственность и ресурсы.

В настоящий момент преобладающим является косвенное регулирование РЦБ, а именно:

Контроль за денежной массой в обращении и объемом предоставленных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;

Изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчислений;

Гарантии правительства (по депозитам, кредитам, займам частного сектора и др.);

Внешнеэкономическая (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения и т.д.) и внешнеполитическая деятельность (развитие или свертывание политических контактов, отражающиеся на внешней торговле и экономических связях, военные действия и пр.).

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время еще не сложилась. Регулированием РЦБ на государственном уровне занимаются:

1. Высшие органы государственной власти:

а) Государственная дума (издает законы, регулирующие РЦБ);

б) Президент (издает указы);

в) Правительство (выпускает постановления, обычно в развитие указов президента).

2. Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:

а) Министерство финансов РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение);

б) Центральный банк РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ и т.д.);

в) Государственный комитет по антимонопольной политике (устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением);

г) Госстрахнадзор (регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний);

д) Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (занимается лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности. В будущем могла бы взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ).

1.Государственное регулирование и саморегулирующие организации фондового рынка

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия .
К основным целям регулирования рынка ценных бумаг относятся:
создание необходимых условий для работы всех участников рынка;
защита участников рынка, в том числе инвесторов, от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций;
обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности;
создание новых инструментов для расширения и совершенствования существующего рынка ценных бумаг, а также, при необходимости создание новых рынков;
воздействие на рынок для достижения каких-либо общественных целей (например, снижение инфляции, рост экономики).
Процесс государственного регулирования рынка ценных бумаг включает:
создание нормативной правовой базы функционирования рынка, т.е. разработку законов, постановлений, правил, положений, инструкций, методических указаний и других нормативных актов, в соответствии с которыми осуществляется выпуск, размещение, обращение, погашение ценных бумаг, совершаются разнообразные операции с ними, регулируется деятельность на нем профессиональных участников ценных бумаг;
лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг, подготовка и аттестация специалистов этого рынка;
страхование инвесторов и защита их прав;
аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
постоянное информирование инвесторов о состоянии рынка и его участников (эмитентов, посредников);
контроль за соблюдением всеми участниками норм и правил функционирования рынка;
систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке: устные и письменные предупреждения, штрафы, аннулирование квалификационных аттестатов, приостановление действия или отзыв лицензий на право осуществления профессиональной деятельности - вплоть до уголовных наказаний;
предотвращение негативного воздействия на рынок ценных бумаг других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, налогового);
предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающего часть инвестиционных ресурсов на покрытие расходов государства.
Различают внутреннее и внешнее регулирование. Под внутренним регулированием понимается подчиненность деятельности данной организации ее собственным внутренним нормативным документам, например, устав акционерного общества. Внешнее регулирование осуществляется государственными органами, организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг и обществом в целом.
Можно выделить две основные модели регулирования фондового рынка. В первом случае регулирование осуществляется преимущественно государственными органами и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством саморегулируемым организациям. Для второй модели характерна передача максимально возможного объема полномочий саморегулирующим организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, при этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции, возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования.
Государство через законодательную базу и свои органы управления регулирует рынок ценных бумаг напрямую - административно, и косвенно - экономически. Административное регулирование государства заключается в установлении обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг, регистрации всех видов ценных бумаг, лицензировании профессиональной деятельности по ценным бумагам, обеспечении гласности и равной информированности всех участников рынка. Косвенное управление рынком ценных бумаг государство осуществляет посредством экономических рычагов, в число которых входят налогообложение, определение уровня ставки рефинансирования, проведение центральным банком операций на открытом рынке, изменение нормы обязательного резервирования.

2. Лицензирование профессиональной деятельности
Профессиональные участники рынка ценных бумаг выступают посредниками между эмитентами и инвесторами, покупателями и продавцами ценных бумаг, а также обслуживают процесс выпуска и обращения ценных бумаг.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг - это юридические лица любой формы собственности, осуществляющие одну или несколько видов деятельности и получившие лицензию на профессиональную деятельность по ценным бумагам.
Профессиональная деятельность по ценным бумагам без лицензии не допускается.

Посредническая деятельность - купля-продажа ценных бумаг за счет и по поручению клиента.

Коммерческая деятельность по ценным бумагам - выполнение профессиональным участником рынка ценных бумаг сделок по купле и продаже ценных бумаг от своего имени и за свой счет с обязательством заключать сделки по объявляемым данным юридическим лицом ценам покупки и продажи. Банки не могут осуществлять коммерческую деятельность по ценным бумагам эмитентов, которых они обслуживают.

Деятельность инвестиционного фонда - выпуск акций с целью мобилизации денежных средств инвесторов и их вложения от имени фонда в ценные бумаги, а также на банковские счета, вклады и депозиты, при которых все риски, связанные с такими вложениями, в полном объеме относятся на счет акционеров этого фонда и реализуются ими за счет изменения текущей цены акций фонда. Указанными видами деятельности могут заниматься только инвестиционные фонды.

Деятельность депозитария - деятельность по учету, расчетам и хранению ценных бумаг, а также по расчетам, начислению и выплатам доходов по ценным бумагам. Депозитарий не может осуществлять посредническую и коммерческую деятельность по ценным бумагам эмитентов, которых он обслуживает.

Доверительная (трастовая) деятельность с ценными бумагами - деятельность по управлению ценными бумагами, принадлежащими конкретному лицу на праве собственности, осуществляемая другим лицом путем передачи ему владельцем на определенный срок этих бумаг во владение и доверительное управление.

Деятельность специализированного регистратора (независимого реестродержателя) - выполнение функций держателя реестра акционеров, осуществляемых по договору с эмитентом.

Прочие виды деятельности - взаимосвязанные с вышеперечисленными видами деятельности, осуществляемые юридическими лицами, прежде всего по предоставлению консультационных услуг в области операций с ценными бумагами.

Консультационные услуги по вопросам ценных бумаг могут проводить только лица, осуществляющие профессиональную деятельность по ценным бумагам.


Заключение

Рынок ценных бумаг России – это не новое явление, хотя значительный разрыв поставил страну в новые условия, и использование прошлого опыта в этой ситуации существенно осложнено. Но история показывает, что государственные органы были ключевыми «фигурами» в регулировании рынка ценных бумаг и поэтому, на мой взгляд, отход в современной практике от этой модели является неэффективным, хотя такая точка зрения существует.

Становление современного рынка ценных бумаг прошло, как и во всем мире с большим процентом, так называемых финансовых пирамид, но вследствие таких факторов как низкий уровень правовой грамотности населения, резкий переход государства на рельсы рыночных отношений и некоторых других привел к появлению огромного количества финансовых пирамид, а их крах к недоверию населения к ценным бумагам как форме инвестиционных вложений.

Эта ситуация сложилась вследствие следующих причин:

Слабое государственное регулирование рынка ценных бумаг (запоздание нормативно-правовой базы, высокий уровень коррумпированности, слабая наказуемость нарушителей на рынке ценных бумаг, отсутствие концепции развития рынка ценных бумаг как основной направляющей государственной политики в этой области, политическая нестабильность);

Информационная закрытость рынка, что влечет за собой неустойчивость рынка, недоверие;

Территориальная и финансовая и отраслевая деформация, которая является и на сегодняшний момент обычным фактом в России;

Большое количество нерезидентов на рынке, которые в своем большинстве являются не стратегическими, а спекулятивными участниками на рынке.

Эти проблемы, прежде всего, необходимо решить государственным органам на сегодняшний момент для восстановления доверия населения к рынку ценных бумаг, создав благоприятные и, самое главное, надежные условия для инвестирования финансов в ценные бумаги. Это возможно через усиление норм ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг, увеличение контрольных функций регулирующих государственных органов, в частности ФКЦБ России, установление налоговых и других льгот при инвестировании в ценные бумаги, а также другие меры.

Если государственные органы действительно станут реальной властью в стране, то наша страна может надеяться на дальнейшее развитие во всех отраслях жизнедеятельности. Все-таки Россия – страна с огромным потенциалом и она должна занять подобающее ей место в мире.


Список используемой литературы

1. Гражданский Кодекс, часть I и II

3. Астахов М. Рынок ценных бумаг и его участники. - М., 2006.

4. «Введение в российский фондовый рынок» // Уч. пос. под ред. Золотарев В.С., Кузнецов Н.Г., Кравцова Н.И. и др., Ростов-на-Дону, 2005 г. с. 5–7.