Бескомпромиссный профессионал, Sony A7R II — Обзор камеры. Sony A7 Mk II: Плюсы и минусы

Sony A7 Mark II поддерживает съёмку в формате XAVC-S с разрешением 1920х1080 при частоте до 50 (60) кадров/с и битрейте до 50 МБ/с. С более низким битрейтом можно использовать формат AVCHD или MP4. К услугам оператора пикинг фокуса, зебра, автофокус (по желанию), пятиосевой стабилизатор. Среди профилей изображения есть и хорошо знакомый нам по Sony A7S профиль с расширенным динамическим диапазоном S-Log.

Выводы

Sony Alpha A7 Mark II - первая из камер нового поколения Alpha 7, обновленная базовая модель. Она умеет все то же самое, что и Sony Alpha A7, но дополнительно располагает эффективным пятиосевым (способным компенсировать колебания пяти разных типов) стабилизатором изображения, впервые реализованным на полнокадровой матрице. Он особенно эффективен при работе в паре со стабилизированной оптикой, хотя на практике может работать практически с любым объективом, в том числе с оптикой от других систем.

Обновления также коснулись дизайна, управления (добавилась еще одна программируемая кнопка), быстродействия (автофокус стал чуть быстрее) и видеовозможностей (формат XAVC-S, профили изображения). Естественно, это сказалось и на цене. Камера стоит дороже первой версии. Но это один из немногих ее условных недостатков. Из других минусов стоит упомянуть возможные сложности с освоением интерфейса у адептов зеркальных фотоаппаратов: интерфейс вообще и логика работы с автофокусом в частности здесь немного другие. Нет, например, прямого выбора точки автофокуса.

Это универсальный творческий инструмент практически для любых задач: от студийной до тревел-фотографии. Наличие эффективного встроенного стабилизатора - серьезное преимущество перед камерами Alpha 7 первого поколения.

ПЛЮСЫ:

  • эффективный пятиосевой стабилизатор;
  • совместимость стабилизатора почти с любым объективом;
  • одновременная работа стабилизатора в объективе и камере;
  • высокое качество снимков до ISO 6400;
  • высокая скорострельность и большой буфер;
  • Full HD видеосъемка с ручными настройками;
  • профили гамма-кривой, пикинг, зебра, автофокус при видеосъемке;
  • Wi-Fi и возможность устанавливать приложения;
  • затвор с электронной передней шторкой и отсутствием лага;
  • большой и четкий электронный видоискатель, наклонный дисплей.

МИНУСЫ:

  • нет прямого выбора точки АФ;
  • не мгновенное включение.

Немногим более года прошло с того момента, как свет увидел первую полнокадровую беззеркалку, которой стала Sony Alpha 7. Тогда это было что-то по-настоящему новое. Компания Sony начала готовить рынок к тому, что маленькая камера может давать качество топ-уровня и большие зеркалки уже не будут обязательными для профессионала.

Сейчас же вышла вторая версия этой камеры – Alpha 7 II (или Mark II). Что же Sony решила улучшить? Стоит ли обладателям первой версии апгрейдиться? На эти вопросы мы попробуем ответить в этом обзоре.

Видео-обзор Sony Alpha 7 II:

Внешность

Внешне новая версия значительно отличается от первой модели. Она толще и тяжелее. В новинке больше кнопок для тонкой кастомизации управления. В целом эргономичность A7 II не вызывает вопросов у фотографа, который привык к традиционному управлению зеркалок.

Рукоятка стала заметно больше. С помощью нее очень комфортно удерживать камеру одной рукой. До каждого органа управления легко дотянуться. Раньше маленькая камера с большими стеклами выглядела игрушечной, баланс был нарушен. Кнопка спуска затвора теперь немного впереди, а не на верхнем торце. Я считаю это отличным улучшением, снимать стало намного удобнее. Такое ощущение, что теперь кнопки находятся именно там, где они должны были быть изначально.

Оба колеса для настроек также очень удобны и расположены, как у dslr. Самопроизвольно они врядли прокрутятся. Корпус сделан качественно, все металическое, отлично собрано. Остальные элементы остались такими же или с незначительными изменениями. Это серьезный аппарат, который вы можете использовать из года в год, а не просто игрушка. Вопросы могут вызывать разве что крышечки разъемов, которые не откидываются, как в прошлой версии, а выковыриваются. Крепление ремня затрудняет открывание и закрывание этих крышек. При просмотре фото управлять масштабированием не очень удобно, видимо, придумать что-то получше у инженеров не вышло. Но это я, наверное, придираюсь. Камера стала тяжелее на 125 граммов – 599 г против 474 г в первой версии. Это важно для тех, кто выбирал A7 за компактность и легкость. Теперь же камера весит всего на 160 граммов легче, чем Canon EOS 6D, который стоит сейчас дешевле.

Что внутри

Как мне показалось, A7 II все же больше заточена под фото. 24-мегапикселный фулфрейм-сенсор камера унаследовала от первой версии + процессор обработки изображений Bionz X. О качестве фото можно вообще не переживать. С другой стороны, от второй версии ждешь чего-то большего.

Электронный видоискатель с разрешением 1024 х 768 точек позволяет постоянно видеть реальную экспозицию. Это особенно удобно, когда на улице яркое солнце и на основном дисплее ничего нельзя разобрать. Также хорошо видно, как размывается задний план с учетом выставленной диафрагмы и что точно в фокусе. В оптическом видоискателе не всегда все так ясно. По величине и детализации видоискатель A7 II отличный. Может, он и не лучше, чем у Fuji X-T1, но точно один из лучших на рынке. Соотношение сторон можно установить как 3:2 так и 16:9.

3-дюймовый экран с разрешением 1,23 млн пикселей имеет достойные углы обзора, к цветопередаче претензий нет, на солнце он блекнет, но остается читаемым. Сенсорного покрытия нет, а зря - выбор точки фокусировки касанием пальца еще никому не мешал. Поворачивается по одной оси, чего вполне достаточно для большинства профессиональных задач, хотя селфи уже не снимешь.

Автофокус – это то, из-за чего многие критиковали первую версию. Все-таки, раз уж замахнулись на профессиональный сегмент, надо соответствовать званию. От оригинальной модели Sony A7 II унаследовал гибридную систему автоматической фокусировки (117 фазовых датчиков и 25 – контрастных). При этом её работа была значительно улучшена: автофокус использует алгоритмы прогнозирования и технологию распознавания объекта, чтобы более чётко и быстро фиксировать каждое движение. Теперь автофокус очень похож на тот, что установлен в быстром A6000, и, по заявлению Sony, тут он стал быстрее на 30% в сравнении с первой семеркой. Эту цифру сложно проверить на практике, по ощущениям в нормальных условиях камера достаточно шустрая и цепкая. Мне кажется, что те, которые жалуются, чаще всего даже не пытаются разобраться в настройках автофокуса.

На изучение и настройку клавиш в меню у меня ушло пару дней при желании разобраться. Много разных ситуаций я проверить не успел, но как итог стоит сказать, что программисты Sony сделали определенные улучшения. Но количество кадров в секунду все-таки небольшое – 5 fps. Это сравнимо с Canon EOS 5D Mark III(6 fps) и Nikon D810 (7 fps). О каких-то серьезных репортажных подвигах лучше забыть - эта камера рассчитана на спокойный стиль работы. При ручной фокусировке включается помощь – зуммирование картинки (в 5, 9 и 11 раз) и focus peaking. Для камеры, которая часто будет использоваться с неавтофокусной оптикой (за счет короткого рабочего отрезка), это очень полезные опции.

Так как я снимал в солнечный день, высокие ISO и стаб мне почти не пригодились. Я наслаждался процессом фотографирования и наслаждался преимуществами малого веса и компактности камеры. Но это все я мог получить и с первой версией.

Впечатления приятные, критических претензий нет. Фотоаппарат отзывчивый, особенно когда привыкаешь к управлению и все делаешь интуитивно, не отвлекаясь от процесса сьемки. Со стороны аппарат смотрится стильно, хотя и не гарантирует вам внешний вид навороченого фотографа. Но за человека со вкусом вы точно сойдете. Снимать с Sony A7 II в удовольствие и правда легко.

A7 II – первая в мире полнокадровая камера с 5-осевой матричной системой стабилизации (IBIS – In Body Image Stab). Производитель заявляет о фантастической цифре – до 4,5 ступеней компенсации экспозиции. Остальные производители фуллфрейма используют только оптические стабы в объективах. Преимущества 5-осевой стабилизации изображения очевидны – это первая система, которая позволяет вам получить стабилизацию с любым объективом, который вы сможете установить на A7 II напрямую или через переходник. Ваши любимые, даже советские обьективы теперь будут стабилизированы. Фотографы, которые снимают с дневным светом или в темноте, а также любители ретро-оптики должны просто ликовать от счастья. Объективы Sony, в которых есть оптическая стабилизация (OSS), работают вместе с матричной стабилизацией, улучшая общую эффективность системы.

Но стоит быть объективным. Как часто вам требуется стабилизация? Она вам не нужна, если вы снимаете в светлое время суток, если снимаете со штатива, если снимаете в студии, если вам нужно замораживать движение на коротких выдержках, что нивелирует плюсы стабилизации в принципе. По сути, пока вы можете снимать без шевеленки, стаб вам не нужен. Если говорить о телевиках, то матричная стабилизация в принципе менее ефективна, чем оптическая, из-за ограниченой дистанции сдвига сенсора, поэтому преимущества для про-репортеров теряются, особенно для тех, которые снимают масштабные спортивные мероприятия с большой дистанции. Стабилизация включается при полунажатии кнопки спуска. Выбор нужной “оси” определяется камерой автоматически.

Сьемка видео сложностей не вызывает, даже начинаешь заигрываться, когда тестируешь стабилизацию. Картинка в S-Log шикарная по динамическому диапазону, на экранчике выглядит, как картинка с камер RED. Затем эйфория спадает, когда понимашь, что это все равно не RAW-файл и из него всего, что хочешь, не выжмешь. Тем не менее, киношной картинки добиться здесь будет очень легко. Видео пишется в Full HD с прогрессивным кодеком XAVC S и S-Log2 Gamma. Чтобы записывать видео в XAVS S, нужно приобрести карту памяти SDXC (UHS-1) или Memory Stick HG объемом от 64 ГБ. Качество видео сильно улучшилось. Кодек XAVC-S дает очень приятную и насыщенную деталями картинку с точными цветами. Кодек AVCHD Progressive тоже доступ и качество съемки при его использование очень хорошее.

В Sony A7 Mark II ISO изменяется в диапазоне от 50 до 25,600 единиц с очень маленьким шагом. Шум и цветовой сдвиг на 25,600, конечно же, есть в больших количествах, но уже на 6,400, а иногда и на 10,000, картинка вполне нормальная, если не увеличивать ее на 100%.

Плюсы:

  • Дизайн
  • Металический корпус
  • Защита от погодных условий
  • Хорошая эргономичность.
  • 5-осевая матричная стабилизация
  • Отличная дополнительная стабилизация, если у вас есть OSS-стекло
  • Все еще небольшой вес
  • Наличие всех необходимых разъемов
  • Встроенные модули NFC, Wi-Fi

Минусы:

  • Звук затвора
  • Зарядка через камеру
  • Переключение точек автофокуса
  • Скорость включения
  • Нет встроенной вспышки
  • Увеличеный вес относительно других полнокадровых беззеркалок Sony
  • Аккумулятор на 300 снимков


Галерея тестовых фотографий в большом размере:

Альтернатива

Как ни странно, главной конкурент модели Alpha 7 II – ее предшественник, Alpha 7. Сенсор у нее такой же, видоискатель и дисплей идентичные, нет встроенной 5-осевой стабилизации, но зато ценник около $1200 должен привлечь многих. Ведь за эту и большую сумму на текущий момент предлагается много топовых беззеркалок от конкурентов с гораздо меньшим по физическим размерам сенсором (1.5x и 2x). Так что при выборе есть над чем задуматься.

Модель Sony Alpha 7R предлагает сенсор такого же физического размера, но с большим разрешением – 36 МП. Для студийной и пейзажной фотографии это может оказаться более важным параметром, чем преимущества Alpha 7 II. Пожертвовать придется одной лишь контрастной фокусировкой против гибридной у A7 II и 5-осевой стабилизацией. С другой стороны, и цена на A7R сейчас сильно упала – примерно до уровня стартовой цены A7 II.

Sony Alpha 7S – сейчас топовая камера в линейке Alpha 7, в первую очередь – за счет своих невероятных видеовозможностей и сверхчувствительного сенсора с небольшим разрешением. Если вам требуется беспрецендентное качество видео и фото в любых условиях, но вы не гонитесь за красивыми цифрами мегапикселей, эта камера станет великолепным партнером в вашей работе или хобби. Заплатить за такое удовольствие тоже придется значительно больше, чем за A7 II – порядка $2200.

Canon EOS 6D – это прямой конкурет героя нашего обзора среди зеркальных аппаратов. На текущий момент она стоит порядка $1500, что является очень заманчивым предложением. Кого-то также привлечет оптический видоискатель против электронного у A7 II и богатый набор фирменной оптики. Но пожертвовать придется многим – битрейтом, поддерживаемыми кодеками и максимальным фреймретов FullHD-видео, поворотным дисплеем, преимуществами электронного видоискателя и возможностями сенсора на высоких ISO.

Аналог от Nikon, модель D610, чуть новее 6-ки от Canon, при этом стоит те же $1500, имеет похожий 24-мегапиксельный сенсор, как и Sony A7 II, быстрее автофокус, чем в Canon EOS 6D. В остальном присутствуют те же минусы, о которых говорилось выше про EOS 6D.

Итоги

Все преимущества новой камеры были озвучены и в целом сводятся к появлению 5-осевой стабилизации, а также нескольким другим не революционным улучшениям. Поэтому, если вы обладатель A7 первой версии, вам нужно серьезно задуматься, стоит ли обновляться. Все зависит от вашего стиля сьемки и того, насколько вам нужна стабилизация. Но если вы не обладатель камеры Sony и только выбираете себе ФФ-камеру, то вам будет не менее сложно выбрать – покупать A7 II, которая немного дешевле ФФ от Canon и Nikon, или вообще взять первую версию с очень привлекательным ценником.

Рекомендованная цена – 1700 долларов за боди, такая же, как была за A7 первой версии на старте продаж. Это хорошо, потому что мы получаем камеру с новыми технологиями по старой цене. Но в тоже время A7 на момент обзора стоит $1300 с чехлом и картой памяти в придачу. Это самая дешевая ФФ-камера на сегодня. Даже некоторые микро 4/3 камеры стоят дороже чем эта с ФФ.

Но думать придется быстро, потому что, по слухам, Sony готовит А9 топ-камеру, которая будет в линейке над А7.

Видео-обзор Sony Alpha 7 II:

Сегодняшний день нашего теста целиком и полностью будет посвящен одной-единственной камере - Sony A7. Качество изображения - вот то, о чем мы будем говорить. Причем речь пойдет не только о надоевших всем шумах…

ILCE-7 УСТАНОВКИ: ISO 400, F5.6, 1/80 с, 69.0 мм экв.

Для меня качество снимка - это не только соотношения шума и детализации, хотя данный аспект, безусловно, важен. Куда больше я ценю то, как работает камера с цветом. На заре цифровой фотографии в зеркалках применялись ПЗС-матрицы. Их цветопередача был насыщенной, яркой, живой. Но при этом они имели один большой недостаток: слишком высокий уровень шума. Вспомнить хотя бы первую зеркалку Sony - десятимегапиксельную DSLR-A100 . Многие ее обладатели, перейдя на более совершенные фотоаппараты, еще долго пытались получить с них такие же цвета… Как правило, безуспешно.

Разработчики же год за годом двигались в другом направлении: все их усилия были направлены на борьбу с шумами на высоких ISO. Для этого усовершенствовались процессоры, технология производства матриц… В жертву уровню шума был принесен и цвет: в некоторых моделях камер была занижена плотность светофильтров, установленных на писелях матрицы. Света до матрицы таким образом доходило больше, но цветопередача страдала.

ILCE-7 УСТАНОВКИ: ISO 160, F9, 1/80 с, 70.0 мм экв.

К счастью, сумасшедшая борьба с шумами осталась в прошлом: технологии шумоподавления на всех этапах создания изображения дошли почти до полного совершенства. Уже не одно поколение камер радует покупаетелей живой картинкой - разные производители фотоаппаратов все больше внимания обращают именно цвет. К моей большой радости Sony A7 не стала исключением. Уже после первого знакомства я отметил ее цветопередачу. Сейчас, поснимав на нее пару недель, мне ее цвет нравится все больше и больше. Признаюсь, я сменил творческий стиль со “стандартного” на “яркий”, чуть сильнее подчеркнув насыщенность и контрастность в кадре таким образом. Но от этого снимки не ушли в “кислотные” синтетические оттенки, остались живыми.

ILCE-7 УСТАНОВКИ: ISO 100, F7.1, 1/100 с, 28.0 мм экв.

У меня есть отличная возможность показать это на практике. В один из предпраздничных дней солнце, весь день прятавшееся за облаками, выглядывает и освещает центр города теплым закатным светом. Я же пробую отстраниться от мысли, что эти виды фотографировал уже сотни раз. Сегодня я строю кадр, опираясь не столько на сюжет, сколько на цвет, игру оттенков в кадре. Это очень далеко от столь близкой нам отечественной фотографии, где во главу угла всегда ставился сюжет и многогранный смысл. Но это очень близко к азиатской (например, японской) фотографии, где снимок зачастую полностью выстраивается вокруг цветных пятен, градиентов, полутонов.

ILCE-7 УСТАНОВКИ: ISO 320, F7.1, 1/60 с, 28.0 мм экв.

Я совершенно не трогаю настройку баланса белого. Автоматика камеры сохраняет в кадре теплый оттенок закатного солнца, не пытаясь его компенсировать - и меня это полностью устраивает.

ILCE-7 УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/80 с, 70.0 мм экв.

Еще один момент, на который я хотел бы обратить внимание - динамический диапазон. С самых ранних моделей в зеркалках, а потом и в беззеркалках Sony реализована очень удобная настройка динамического диапазона - DRO (оптимизация динамического диапазона). Речь идет о программном осветлении теней и приглушении яркости пересвеченных участков при сохранении JPG-файлов. Но если в некоторых предыдущих камерах я настраивал степень воздействия этой функции вручную, то в A7 результат с автонастройкой меня полностью устроил. Даже в очень контрастных сюжетах проваленных до чистого черного цвета теней не образуется. Камера оставляет детали в тенях, не принося в жертву и света. Посмотрите, небольшие пересвеченные области в кадре есть только в том месте, где в объектив заглянуло солнце (здесь бы не справился ни один фотоаппарат). При этом границы пересвета аккуратно сглажены, не возникает ощущения “дыры в снимке”.

ILCE-7 УСТАНОВКИ: ISO 125, F9, 1/60 с, 42.0 мм экв.

Для любителей обработки RAW-файлов скажу, что запас в тенях у этой камеры просто огромный. Вытянуть из глубокой тени две ступени экспозиции со всеми цветами и полутонами - абсолютно тривиальная задача с Sony A7. Попробуйте сами!

Для этого я выкладываю RAW-файл ко всем тестовым снимкам. Кстати, после этого нехитрого эксперимента мне стало окончательно понятно, почему же автоматика камеры часто старается выставить чуть заниженную экспозицию: из RAW-файла вы получите все необходимые цвета и детали при конвертации или же при включении DRO.

ILCE-7 УСТАНОВКИ: ISO 50, F8, 1/25 с, 33.0 мм экв.

Еще одной “фишкой” камер Sony является неплохо продуманный режим съемки HDR. Камера сама делает последовательно несколько кадров, совмещает их (это допускает съемку с рук без штатива) и “собирает” в один снимок с сохранением деталей в тенях и светах даже для очень контрастных сюжетов. Но что самое приятное, результат смотрится абсолютно естественно.

ILCE-7 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/200 с, 70.0 мм экв.

Жаль, но во время этой прогулки у меня с собой был лишь один “китовый” объектив. Он неплохо справляется с повседневной съемкой, но ждать от него идеальной резкости по всему полю кадра не стоит. В широкоугольном положении края кадра чуть “замыливаются”. Так что говоря о детализации снимков, я все же советую ориентироваться на центр фотографии. На низкой чувствительности у меня не возникло никаких вопросов: как и следовало ожидать, детализация снимков высокая - 24 мегапикселя отрабатывают по-честному.

ILCE-7 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/60 с, 28.0 мм экв.

При повышении чувствительности чуть снижается детализация в тенях. Это плата за отсутствие цветного шума: система шумоподавления полностью “проглатывает” его вместе с некоторыми деталями, такими как ветви деревьев вдалеке. При печати даже сравнительно большим форматом (до A3) это будет не заметно.

ILCE-7 УСТАНОВКИ: ISO 640, F8, 1/60 с, 40.0 мм экв.

Впрочем, для современной фотокамеры ISO в 640 единиц вовсе не считается высоким. Поэтому для тестирования высоких ISO я выбираю задачу посложнее. Я отправляюсь снимать детский утренник в сельском храме на Рождество. По сути, для меня это первый опыт репортажной съемки на Sony A7. Я беру с собой два светосильных зума - Sony Vario Sonnar T* 24–70 mm f/2,8 ZA и Vario Sonnar T* 16-35mm f/2.8 ZA . Естественно, оба они будут установлены на камеру через переходник. В моем случае - Sony LA-EA4.

ILCE-7 УСТАНОВКИ: ISO 6400, F2.8, 1/50 с, 24.0 мм экв.

Как и следовало ожидать, света катастрофически не хватает. Почти всю съемку я провожу на открытой диафрагме. Благо, оптика позволяет получать даже на f/2,8 очень высокую резкость снимка. ISO первое время пытаюсь устанавливать вручную. По умолчанию для этого используется кольцо навипэда на задней панели камеры. Но в который раз убеждаюсь, что автоматика все равно справляетя лучше. И уже через пять минут настройку чувствительности я поручаю ей. А вот экспозицию приходится постоянно корректировать, периодически вводя положительную поправку. Я бы мог осветлить тени и дома, но часть снимков мне уже сегодня нужно будет отдать: времени на обработку нет. Да и экспокоррекция вводится буквально одним движением пальца: большим пальцем я вращаю диск на верхней панели камеры, сразу оценивая будущий результат на дисплее.

Одну из самых обсуждаемых новинок минувшей зимы - беззеркальную фул-фрейм-камеру Sony Alpha 7 - мне удалось проверить на соответствие требованиям стрит-фотографии. Фотоаппарат достался мне в комплекте с китовым зум-объективом SEL-2870 FE 3.5-5.8/28-70 mm и светосильным FE 35 mm F2.8 ZA Carl Zeiss Sonnar T*.

Период теста условно можно разделить на две части: съемка в пасмурном, дождливом Санкт-Петербурге в начале февраля и в теплые солнечные дни в конце месяца в Москве.

Автофокус и скорость работы

Схватить момент, который никогда больше не повторится, - что может быть важнее в уличной фотографии? В этом жанре, так же как и в спортивной съемке, на первый план выходит точность автофокусировки, скорость серийной съемки и работы камеры в целом.

Напомню, у этого фотоаппарата гибридная система фокусировки (117-точечная автофокусировка с определением фазы, 25-точечная автофокусировка с определением контраста). В 90 % случаев автофокус срабатывал правильно, учитывая такую особенность съемки в городской среде, как обилие разных постоянно движущихся объектов.

Несколько примеров.

Автофокусировка работает хорошо и быстро как при наличии мелькающих перед объективом деталей...

Так и при съемке движущихся объектов, в данном случае - прохожих:

Съемка на длинных выдержках

Для меня принципиально важно, чтобы камера показывала отличные результаты при съемке на длинных выдержках. Понятно, что уличная фотография практически начисто исключает возможность использовать штатив, снимаю я всегда с рук. Ниже даны фотографии из Санкт-Петербурга. Во всех случаях было пасмурно, даже несколько сумрачно, к тому же ветрено и дождливо.

Это самый первый кадр, сделанный Sony Alpha 7 на длинной выдержке. Невский проспект, 7 часов утра, еще совсем темно. Снято из окна кафе с рук:

Здесь мне хотелось выделить в первую очередь дверь. Снимок получился быстро, буквально с третьей попытки. По задумке фигуры в кадре должны были больше напоминать неких призраков. В итоге получилось фото, в котором атмосфера «темного города на Неве», как поется в одной из песен, передана, на мой взгляд, полностью:

В этом случае также хотелось передать динамику города на фоне архитектуры и деревьев, как будто бы замерших в ожидании весны:

В следующем кадре условия несколько усложнились: я попробовала побольше приоткрыть диафрагму. И снова в условиях недостаточной освещенности камера справилась с задачей:

Съемка с проводкой

Продолжая тему съемки на длинных выдержках, немного скажу о съемке с проводкой. Мне нравится фотографировать с проводкой чисто удовольствия ради, чтобы передать, так сказать, настроение постоянного городского движения. В режиме непрерывной серийной съемки камера делает 5 кадров в секунду. Автофокус работает, опять-таки, отлично. Это значит, что у вас получится быстро сделать желанное фото.

Привожу два кадра из одной серийной съемки: автомобиль въезжает в тоннель.

Как видим, даже в темноте автофокус не теряет объект из виду, и четкость вполне удовлетворительная:

Автофокусировка на удаленном пространстве

Во время моего пребывания в Санкт-Петербурге, как я уже говорила, стояла преимущественно облачная погода. В дни поездок в Кронштадт и Петергоф она не изменилась: покрытое белым льдом Балтийское море и бесцветное небо - прекрасная возможность проверить систему автофокусировки в более сложных условиях. Но и тут точность автофокуса не вызвала никаких нареканий.

Вид на Балтику с Кронштадтского пляжа:

Петергоф, камни у Финского залива:

Рыбак на Финском заливе:

«Фотоохота» коллег:

Компактность и внешний вид

Еще одно неоспоримое преимущество этой камеры - компактность. В отличие от объемных фул-фреймов, Sony Alpha 7 легко поместится куда угодно, и вовсе не обязательно использовать специальную фотосумку. Лично для меня размер фотоаппарата очень важен. Я считаю его оптимальным, если для камеры не требуется особая сумка, потому как она будет занимать руки и препятствовать свободной съемке.

На мой взгляд, малоформатная эргономичная фототехника во многом является залогом успеха уличной фотографии. Как тут не вспомнить великого Картье-Брессона с его «Лейкой»! Но в отличие от нее Sony Alpha 7 намного доступнее.

Как правило, крупная камера привлекает внимание и вызывает волнение. Понятно, что те, кто разбирается в фототехнике, выразят немалый интерес, если заметят вас снимающими Sony Alpha 7: модель достаточно новая, и всем любопытно, на то же способна полнокадровая беззеркалка. В моем тесте не обошлось без достаточно забавного случая. Я люблю фотографировать в метро. Очень многие, помня действующий года четыре назад запрет снимать там без разрешения, неоднократно задавали мне вопрос: «Как реагируют сотрудники правоохранительных органов?» До того дня меня ни разу никто не останавливал. С Sony Alpha 7 это случилось. Я вышла на «Сретенском бульваре» и успела сделать буквально пару кадров, как появился сотрудник полиции со словами: «Профессиональной камерой снимать без разрешения нельзя». Дальше последовала череда уточняющих вопросов: с какими целями я фотографирую? Точно ли у меня не профессиональная техника? В итоге все-таки выяснили, что действующими правилами фотографировать в метро не запрещается.

Очень многие, увидев камеру, восхищались ее дизайном в ретростиле. Корпус Sony Alpha 7 весит около 410 граммов. А с фиксом она еще более эргономичная и легкая.

Возвращаясь к съемке на длинных выдержках с рук: надо сказать, что здесь отличные кадры получаются также благодаря и конструкции камеры. Как и заявлял производитель, прорезиненная ручка обеспечивает удобный хват.

Светочувствительность

При съемке в темных местах, например, арках и тоннелях, камера также показывает хорошие результаты.

Этот кадр, например, сделан на ISO 4000 при съемке в режиме «Приоритет диафрагмы» с автовыбором ISO:

Еще один пример с ISO 4000, уже с Carl Zeiss Sonnar T* 35 mm F/2.8:

Напомню, Sony Alpha 7 оснащена технологией шумоподавления Multi Frame NR, которая обеспечивает диапазон чувствительности ISO от 50 до 51 200.

Высокая контрастность черно-белого режима

Так как я снимаю преимущественно в монохромном режиме, особенно меня порадовала его насыщенность. Кадры нуждаются в минимальной обработке. Как правило, я всегда немного повышаю контрастность. Несколько примеров:

Три последних выше расположенных кадра сняты Carl Zeiss Sonnar T* 35 mm F/2.8. Наверное, не имеет смысла говорить о качестве объектива легендарного немецкого производителя, но на некоторых его достоинствах все же остановлюсь. В солнечную погоду кадры на все 100 % сохраняют настроение. Их отличают высокая детализация, четкость и максимально точная передача атмосферы. Об этих фото я слышала комментарии наподобие таких: «Светит прямо в лоб, даже зажмуриться хочется»:

Интереса ради - «солнечный» кадр, снятый китовым объективом:

1/60 s; f/22; ISO 320; 49 mm /

Вывод здесь можно сделать только один: если погода солнечная, не сомневайтесь, Sony Alpha 7 передаст ее позитив целиком и полностью!

Четкость и детализация

При просмотре готовых кадров я не могла не отметить высокую четкость и детализацию изображения. Вывод: полноразмерная матрица Exmor CMOS 24,3 Мпк действительно обеспечивает отличные результаты. Такие фотографии можно распечатывать в виде полутораметровых картин и наслаждаться каждой деталью.

Особенно детализация и четкость заметны на участках асфальта, озаренных солнечным светом. Привожу несколько примеров с увеличением:

Еще несколько плюсов

Аккумулятор

В один из дней я снимала в мороз около −10 0С. При такой погоде аккумулятора, заряженного на 70 %, хватило более чем на 300 кадров в режиме сохранения в RAW и JPEG. Производитель гарантирует 270 кадров.

Это значит, что вы можете снимать около 6 часов в день, и, скорее всего, дополнительный аккумулятор вам не понадобится.

Съемка в помещении

С Sony Alpha 7 вы можете фотографировать и при искусственном освещении. Например, этот кадр сделан на выставке «Серебряная камера», где в залах достаточно темно:

Wi-Fi

Благодаря встроенному модулю Wi-Fi вы можете мгновенно передавать фотографии на любые мобильные устройства и делиться ими с друзьями в социальных сетях. В наше время эта функция становится уже не дополнением, а, скорее, само собой разумеющимся параметром.

Щелчок затвора

Это сугубо мое личное мнение, но в щелчке, чисто на интуитивном уровне, есть нечто очень... профессиональное. Если можно так выразиться, с Sony Alpha 7 вы не будете щелкать все подряд, процесс съемки станет более обдуманным и осознанным.

Выводы и один маленький минус

Один недостаток фотоаппарата за время тестирования я все же заметила, касается он скорости переключения видоискателя на дисплей. Мне показалось, что камера довольно долго думает: когда вы хотите снимать с помощью дисплея, она ошибочно принимает деталь одежды за глаз и переходит на режим Live View.

А вывод по итогам теста можно сделать только один: Sony Alpha 7 - оптимальный выбор для уличной фотографии. Компактная, легкая, она не займет много места, зато обеспечит вам уверенность и отличные результаты. Появление с этой камерой в обществе привлечет к вам внимание как к профессионалу, который пристально следит за самыми впечатляющими новинками. Громоздкие полнокадровые фотоаппараты не идут ни в какое сравнение с Sony Alpha 7, ведь эргономичность и легкость становятся все более важными факторами при выборе фототехники.

Ещё фотографии с Sony Alpha 7

Основные технические характеристики Sony Alpha 7

Корпус

Доступные цвета

Материал

магниевый сплав

Встроенные устройства

микрофон

Светочувствительный элемент

Количество пикселей

Количество эффективных пикселей

Процессор

Объектив

Тип объектива

Совместимые объективы

Видоискатель / Экран

Тип видоискателя

электронный (EVF)

Разрешение видоискателя

2359000 пикселей

Диоптрийная коррекция видоискателя (мин.)

Диоптрийная коррекция видоискателя (макс.)

Поле кадра видоискателя

Размер диагонали экрана

Разрешение экрана

921600 пикселей

Поле кадра дисплея

Фокусировка

ручная фокусировка; автофокусировка

Установка экспозиции

многоточечный; центральновзвешенный

Экспокоррекция

+/- 5 EV, с шагом 1/2 ступени; +/- 5 EV, с шагом 1/3 ступени

Светочувствительность (ISO)

авто; 100 ; 200 ; 400 ; 800 ; 1600 ; 3200 ; 6400 ; 12800 ; 25600

Затвор

Диапазон выдержек (максимальное значение)

Диапазон выдержек (минимальное значение)

Выдержка х-синхронизации

Внешняя вспышка

есть разъем

Автоспуск

Автоспуск

Задержка

2 сек; 10 сек

Съемка / Воспроизведение

Тип носителя

SD ; SDXC ; SDHC ; Memory Stick PRO Duo

Поддержка форматов

JPEG ; EXIF 2.2 ; RAW

Максимальное разрешение

Разрешение

6000×3376, 3936×2624, 3936×2216, 3008×1688, 3008×2000

Непрерывная съемка (частота)

2.5 кадр/сек

Режим экспозиции

автоматический (P) ; автоматический с приоритетом выдержки (S) ; автоматический с приоритетом диафрагмы (A) ; ручной (М)

Сюжетные программы

портрет; спорт; ночной пейзаж; пейзаж

Баланс белого

под водой; автоматический; дневной свет; облачность; тень; флуоресцентная лампа; лампа накаливания; ручная установка

Видеосъемка

Разрешение

Частота кадров

60 кадр/сек

Поддержка форматов

Интерфейсы

Интерфейсы

USB 2.0 ; NFC ; HDMI выход; Wi-Fi

Питание

Тип питания

аккумуляторная батарея

Элементы питания

Количество элементов питания

Габариты и вес

В ноябре прошлого года я приобрёл Sony Alpha A7. Присматривался к этой беззеркалке давно, привлекала возможность использовать через переходники практически любые объективы сторонних фирм. У меня много стёкол от плёночной техники, которыми хотелось снимать на цифре. Пофотографировав пару месяцев, купил на барахолке уже вторую версию камеры – Sony Alpha ILCE-7M2. В этом обзоре я затрону в целом систему А7, сравню имеющиеся у меня две камеры между собой, а также с зеркалками для наглядности. Сразу предупрежу, что это будет не типичный канонический обзор. Я не буду фотографировать мишени на разных ИСО, попиксельно разглядывать резкость и подробно расписывать функции камеры. Всего этого достаточно в других обзорах. Вместо этого остановлюсь на своём личном опыте эксплуатации и важных нюансах, которые в найденных мной в интернете обзорах были отражены слабо.

Но для начала небольшой уточнение для тех, кто запутался в обилии камер системы А7 с различными индексами. Sony А7 – базовый вариант, А7R – матрица с большим количеством мегапикселей (36,8 вместо 24,7), А7S – лучше высокие ИСО в плане шума, но худший из всех автофокус, мегапикселей у матрицы всего лишь 12,4. Во второй версии этих камер добавлен стабилизатор и внесены небольшие доработки.

Вес и размер. Разоблачение мифов

В сети из года в год продолжает циркулировать лозунг, запущенный маркетологами фирм-аутсайдеров зеркального рынка: “Зеркалки уже прошлое, они тяжёлые, а вот беззеркалки лёгкие и на каждый день”. То там, то здесь возникают на форумах и в блогах мужчины, пускающие слезу на тему, как не могут носить килограммы труб-объективов от зеркалок и сами камеры. Хотя посмотришь на их лица – пахать на этих мужчинах можно. В то время как женщин вес и размер фотоаппаратов не смущает и я вижу всё больше и больше на улицах города дам именно с зеркалками, а не с мыльницами или с беззеркалками. Вот к чему приводит феминизация общества: образ фотографа как альфа-самца с зеркальным фотоаппаратом и большим объективом вытесняется уже в сознании масс образом альфа-самки с аналогичным комплектом.

Итак о весе. Я не поленился сделать измерения на своих электронных весах, точность которых проверял. Sony A7 – 470 г, Sony A7M2 – 612 г. Из зеркалок я измерил nikon d60 (кроп 1.5, дедушка современного d5600) – 558 г и полнокадровую nikon d600 – 872 г. Все камеры были с элементами питания.

Что мы видим? Первая А7 действительно весит меньше зеркалок, но она не имеет стабилизатора. Ни в одной зеркалке, которой я снимал, не был встроен стабилизатор, но вес неплохо гасил колебания рук. С А7 у меня начались проблемы уже с объективом 135мм – изображение на экране дрожало, приходилось фотографировать во время прогулки на выдержке 1/800 для гарантировано чётких кадров. Также возникла проблема с балансом камеры – тяжелые объективы исключали комфортную съёмку одной рукой, опрокидывая камеру к земле.

Sony А7М2 уже комфортней лежит в руках, лучше баланс, встроен стабилизатор, но увеличился размер и вес. Фактически она стала как кропнутая зеркалка младшей модели. Если же сравнивать с полнокадровой зеркалкой, то разница в весе с nikon d600 всего лишь 260 грамм. Где тут разница в килограммы?! Даже без объектива – это не карманная камера. Вот , которая с аккумулятором весит на моих весах 323 г – другое дело.

Теперь перейдём к объективам. По идее на маленькую камеру – должны быть маленькие стёкла, что-то вроде OM Zuiko или дальномерной оптики типа Leica. Но у Sony это реально увесистые стаканы. Сейчас я с помощью Яндекс-маркета буду сравнивать наугад объективы с одинаковыми фокусным расстоянием и максимальной диафрагмой для Sony A7 и зеркалок. О качестве картинки мы поговорим позже, пока только вес.

Белый классический зум Sony 70-200mm f/4 G – 840 г. Такой же белый объектив у зеркалок – Canon EF 70-200mm f/4L IS – 760 г.

Ладно, Яндекс-маркет меня явно дурит, беззеркалки должны же быть лёгкими, а вот зеркалки – это же килограммы труб! Возьмём другой зум Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR – 745 г. Имею такой и по улице с ним просто так не погуляешь, Сони точно выиграет! Итак Sony FE 70-300mm f/4.5-5.6G OSS … 854 г.

Что-то не получается показать преимущество беззеркалок с зумами, перейдём лучше к фиксам. Sony FE 85mm f/1.8 – 371 г, а что у зеркального конкурента – Nikon 85mm f/1.8G – 350 г.

Выберем какой-нибудь совсем маленький фикс, пусть будет Sony FE 50mm f/1.8 – 186 г. Уж он точно посрамит зеркальных конкурентов! Смотрим – Nikon 50mm f/1.8D – 155 г, Canon EF 50mm f/1.8 II – 130 г!

Ох, подустал я что-то обличать тяжёлые зеркалки, последняя попытка их посрамить. Sony 35mm f/1.4 – 630 г, Nikon 35mm f/1.4G – 600 г.

Что тут скажешь – комментарии излишни. Только подержав в руках Sony A7 с родными объективами, когда покупал камеру, я уже понял, что лозунг про тяжёлые зеркалки и беззеркалки на каждый день – это побасенки маркетологов фирм, которые проиграли зеркальный рынок. Но проделками маркетологов уже давно не удивишь знающих тему людей. Чего стоит, как в своё время они устроили гонку мегапикселей, прочухав, что народ ориентируется на этот параметр при выборе камеры (в середине 00-х 3 или 5 мегапикселей у цифромыльницы имело действительно значение в плане качества снимков). В итоге мы получили на рынке фотоаппараты, у которых было куча мегапикселей, но отвратительная детализация и шумы на снимках. Но суть не в этом, а в том, что взрослые мужчины-фотолюбители, как попугаи повторяют в интернете лозунг про тяжёлые зеркалки и лёгкие беззеркалки. Конечно, есть беззеркалки и более компактные, чем Sony A7, но и качество снимков там слабее, ни о какой конкуренции с зеркалкой речь не идёт уже. Я посмотрел обзоры многих топовых моделей. Если нужна камера на каждый день, уж проще мобильником фотографировать, качество мобильных камер всё время растёт и телефон карман не обременяет.

Беззеркалка должна быть крошечной, влезающей в карман, как упомянутая ранее мной цифромыльница Leica x1 и объективы к ней должны быть совсем маленькие, а не здоровые стаканы. Но при этом качество картинки должно быть сравнимо с зеркалками по детализации, рисунку оптики и шумам на высоких исо. А пока, как хорошо написали в интернете в одном комментарии, хорошие беззеркалки приближаются по размеру к зеркалкам.

Корпус камеры и управление. От мыльницы к зеркалке

У А7 пластик глянцевый и она выглядит больше похожей на мыльницу. А7М2 ближе к зеркалкам, пластик матовый, колёсики в виде шестерёнок, лучший хват. Корпус стал влагозащищенным.



Расположение кнопок у первой и второй модели примерно схожее, у А7М2 добавлена третья программируемая кнопка С3. Хотя камеры Sony используют многие видеографы, кнопка записи видео размещена крайне неудобно – она утоплена в корпус сбоку и нажать её пальцем (особенно зимой в перчатках) весьма затруднительно, только ногтем. Сделано это явно, чтобы показать, что это фотоаппарат и не сертифицировать как видеокамеру. Но есть решение данной проблемы – через пункт меню “Парам.польз.клав.” можно задать нужные значения практически всем имеющимся кнопкам. Это весьма удобно, т.к. вызов нужных меню можно присвоить кнопкам, расположенным в легкодоступном месте.

Аккумулятор заряжается при подсоединении адаптера прямо к камере. Отдельной зарядки в комплекте нет, надо покупать стороннюю (ощущение, что Sony экономит на всём). Я приобрёл зарядку ACME – работает без нареканий, есть и другие неплохие китайские варианты.

Меню

Меню Sony серии A7 весьма путанное, не логичное. Такое впечатление, что все пункты условно разбили по группами и не разбирая разместили подряд. Порой важные функции оказываются спрятаны в глубине, а названия пунктов часто мало о чём говорят. Например, почему не назвать загадочный пункт Эл. пер. штор. затв. – Тихим затвором?

Разобраться в меню интуитивно сразу после покупки у пользователя, не имевшего ранее опыта с камерами Sony, вряд ли получится. Ряд функций просто может быть не обнаружен. Так я был не доволен первое время фотоаппаратом из-за неудобного управления, пока не нашёл пункт, где можно присвоить кнопкам камеры нужные значения.

Руководство по эксплуатации фотокамеры написано весьма сухим языком и приходится чуть ли не методом тыка постигать назначение иных опций. К А7 написаны даже сторонние пособия (например, от Gary L. Friedman), чтобы в ней разобраться.

Экран и видоискатель

У обеих камер экран откидной (перемещается только вверх-вниз, повернуть вбок нельзя), но у второй модели подцепить его сложнее. Сверху на него приклеена плёнка, которая со временем начинает отрываться, поэтому рекомендую сразу наклеить защиту. Но помните, что фирменная защита Sony PCK-LM16 на вторую версию камеры не подходит, т.к. теперь широкая черная полоска справа, а не слева и если её приклеить, то лого будет вверх ногами. (Я купил на Aliexpress защитное стекло LARMOR GGS IV. В принципе, неплохое, точный размер, но хотелось бы более матовую поверхность для экрана. У меня на Leica X1 стоит на экране стекло Giottos с мультипросветлением, оно не так бликует.) Хотя даже если плёнка на экране отклеится – ничего страшного. Она не является частью экрана, как многие думают. Лет 5 назад читал в интернете, была такая же ситуация с перьевыми дисплеями (на которых рисуют, как на бумаге) этой фирмы, когда наивные покупатели, думая, что у них сломался экран, когда отклеивалась плёнка, отправляли гаджеты в мастерские Sony, где им там просто заново её наклеивали.

У А7М2 изображение на экране чётче, чем у первой версии. Количество точек на 3-х дюймовом экране увеличилось с 921600 точек до 1230000.

На ярком солнце экран не выцветает полностью в режиме “солнечная погода”, но можно было бы добавить запас яркости. Современные топовые смартфоны справляются с ярким солнцем лучше.

Что касается псевдо-видоискателя, то он здесь по сути – недоразумение. Видишь тот же самый экран только в туннеле и потом от него болят глаза. Лучше бы установили гибридный видоискатель как у Fuji. Судя по всему, эту декоративную деталь сделали для тех, кто любит ныть в обзорах мыльниц про отсутствие оптического видоискателя или тем, кто уже слишком привык прикладывать камеру к глазу на уровне рефлексов. Но по сути это фикция. В яркий солнечный день этот псевдо-видоискатель совершенно слеп даже на максимальной яркости, в то время как на экране еще можно что-то различить.

Наглазник на видоискатель во второй версии камеры поставили более мягкий, резиновый, но менее долговечный. В первой версии он довольно дубовый, очень жёсткий и легко набить о него шишку, прикладывая ко лбу с размаха.

Автономность

Очень часто в интернете люди хватаются за голову, читая про время работы той или иной камеры и потом в истерике рвут на себе волосы, если аккумулятор делает не так много снимков, как им бы хотелось. Ребята, выдохните. Купите на Аллиэкспресс мешок китайских дешёвых аккумуляторов и радуйтесь жизни. Я приобрёл 2 недорогих аккумулятора к оригинальному от фирмы Digicare и могу сказать, держат они заряд не хуже фирменного. Трёх аккумуляторов мне вполне хватает на 6-часовую прогулку по Москве с частой фотосъёмкой. Для сравнения у nikon d600 мне хватает одного родного аккумулятора для такой же прогулки, но там я почти не пользуюсь экраном.

Звук затвора

Почему-то нигде из просмотренных мной обзоров не останавливались на звуке срабатывания затвора камеры. Более того, порой в видеороликах по 10-20 минут обзорщик, каснувших самых разных мелочей связанных с фотоаппаратом, не удосуживался ни разу нажать на спуск. Я представлял себе беззеркалку как мыльницу со сменными объективами. Мыльницы работают практически бесшумно. У А7 меня просто поразил грохот, издаваемый фотоаппаратом при нажатии на спуск. В зеркалках хоть хлопает зеркало, но тут-то откуда такой шум? Есть режим “Эл.пер.штор.затв”, который делает звуковой сигнал короче, но всё равно его отчётливо слышно. На форумах встречал мнение, что звук этот имеет искусственное происхождение и раздаётся из динамика, а не порождается работой фотоаппарата. Косвенно это подтверждается тем, что модель А7S можно сделать через меню беззвучной, а функционал там практически идентичный. Sony нужно бы ещё включать сирену при нажатии на спуск и пусть бы из камеры раздавалось: “Внимание! Смотрите! Вас снимают!” Чтобы сюжеты увиденных тобой интересных уличных сцен с людьми в момент рассыпались, а птицы и звери, к которым ты мог подкрадываться часами ради кадра с близкого расстояния, бросались во все стороны от испуга.

Сколько я снимал на улице зеркалкой, люди весьма спокойно регировали на звук, тут же в один из первых дней съёмки у катка я столкнулся с бдительной бабулькой, привлечённой шумом затвора Sony A7, которая стала допытываться, имею ли я право снимать людей. В конце она заявила, что меня надо забрать, “куда следует”!) Я подумал – случайность, но другие люди также начали обращать внимание на фотосъёмку. Если с зеркалкой людей смущал вид фотоаппарата, то Sony A7 с дальномерной оптикой практически не заметна в перчатках и тут съёмку выдавал звук.

У А7М2 всё осталось примерно также, но звук стал внутри корпуса менее резонирующим и грохочущим.

Снова про объективы.

Фотолюбителям со стажем давно известно, что жадная тётка Sony очень любит задирать цены на свою продукцию при прочих равных с конкурентами. Это прекрасно видно по ценам объективов – они существенно дороже зеркальных аналогов (про вес мы уже всё обсудили выше). Так, например, Sony 70-200mm f/4 G OSS стоит около 90 тысяч р. на Яндекс-маркете, а Canon EF 70-200mm f/4L IS USM – 50 тысяч р. Возьмём полтинники: Sony 50mm f/1.8 от 19 тысяч р., а Canon EF 50mm f/1.8 II от 9 тысяч р. Вот ещё хороший пример: Sony FE 70-300mm f/4.5-5.6G OSS – в районе 100 тысяч р, а Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR – в районе 17 тысяч. Я сравниваю только с теми зеркальными аналогами, которыми я сам лично снимал и их качество мне понравилось.

Вы только посмотрите на фото выше! Какие же в Sony молодцы – удивительное сочетание малого веса и компактности объектива! Йошихиса Майтани с его оптикой OM Zuiko – отдыхает. Беззеркалки на каждый день, а вот зеркалки это же килограммы труб – ужас! Да, за это можно переплатить! Кто не понял – это была ирония над атаками маркетологов на умы людей. На деле эта труба 24-70/2.8 от Sony по размеру и весу даже больше, чем зеркальный аналог от Canon (886 г против 805 г). Учитывая вес объектива, с маленькой Sony A7 баланса в руках точно не будет, с A7M2 – под вопросом. Что же касается цены, объектив Sony дороже почти вдвое! Canon 24-70/28 II от 83 т.р. согласно Яндекс-маркету, Sony FE 24-70mm f/2.8 GM – от 150! Я внимательно изучил его обзор, снимки и ничего сверхъестественного, обосновывающего двухкратную цену не обнаружил.

Таким образом объективы Sony не только тяжелее ряда зеркальных аналогов, но и дороже! Если же говорить про качество получаемых фотографий, то я смотрел примеры в интернете и некоторыми стёклами из линейки даже немного поснимал. Впечатление, что они гораздо круче зеркальных аналогов у меня не возникло. Скорее наоборот.

Цена/вес/качество – ни по одному параметру объктивы Sony не обыгрывают существенно зеркальных конкурентов. Какие-то модели могут быть по размеру несколько меньше аналогичных объективов у зеркалок, но всё равно, повторюсь, в руках это увесистый стакан и до размеров дальномерной оптики им далеко.

Сторонняя оптика

Для использования сторонней оптики мной и была куплена Sony A7. Рабочий отрезок камеры всего лишь 18мм, что позволяет ставить на эту камеру через переходники практически любые объективы других фирм. У Nikon с этим дело весьма печально – рабочий отрезок 46,5мм. Не мало фотографов покупают Sony A7 как вариант для использования оптики системы Leica-M (рабочий отрезок – 27.8мм). Мне также хотелось снимать не только на плёнке объективами, купленными мной к плёночной Leica M6.

Цифровые дальномерки от Leica для меня дороговаты. Даже уже морально устаревшие М8 и М9 стоят на барахолках дороже Sony A7M2 прямо из магазина. Цена за красный шильдик явно завышена в 3 раза. Плюс проблемы с их надёжностью стали уже притчей во языцех среди дальномерщиков. У той же M9 возникает коррозия на матрице, у некоторых фотографов эта матрица сама по себе трескается, а от её протирки шваброй остаются царапины. Также у покупателей были проблемы с точностью дальномера прямо на новых экземплярах из магазина и т.д. и т.п. Непонятно, снимать этой камерой или на полку под стекло поставить и смотреть. Впрочем, так некоторые и делают, доставая пару раз в год, чтобы отснять сотню тестовых кадров. Надо понимать, что во времена Картье-Брессона была одна Leica: надёжная, удобная, компактная. Сейчас – это уже больше статусный фотоаппарат для богатых и коллекционеров, стильный аксессуар для тех, кто в теме (для посторонних людей это просто дедушкин фотоаппарат). Поэтому Sony A7 в этом плане выглядит более доступной и адекватной по цене альтернативой, пока единственной из всех беззеркалок, имеющий полнокадровую матрицу.

Мне трудно сказать, как поведёт себя с Sony А7 совсем старая дальномерная оптика, у меня такой нет, но с относительно современными объективами результат показался мне весьма неплохим. Zeiss 21/2.8 и Zeiss 35/2 дали вполне приятную картинку, ещё больше понравился результат с Summicron 50/2 (IV версии).

Многие пишут, что Sony A7 неважно работает с дальномерной оптикой – у самых краёв изображение сильно замыливается. Такой эффект я заметил, но проявляется ярко он не всегда. К тому же, учитывая, размер матрицы Sony A7 (RAW – 6000 на 4000 точек), можно легко кадрировать снимок, обрезав края. Если же сжимать фото для публикации в интернете, то в таком случае можно просто добавить резкости на нужных частях снимка после сжатия. Поэтому драматизировать этот момент я бы не стал.

Ниже я приведу несколько примеров. Исходные кадры и их участки посередине и краю, сделанные на Sony A7. Всё практически без обработки. Диафрагму точно не помню, она у меня из-за переходника не записывается в exif, но всё фотографировалась в пределах f/2 – f/4.

Объектив Zeiss 35/2. ISO:100, Выдержка: 1/125
Центр кадра.
По краям резкость падает довольно заметно.

Объектив Zeiss 21/2.8. ISO 1250, Выдержка: 1/100.
Центр кадра.
Край снимка здесь чётче. Но есть и с этим объективом у меня кадры с эффектом подмыленности у краёв.

Также мне хотелось использовать на цифре оптику OM Zuiko без доработки. Для зеркалок Nikon надо менять или переточить олимпусовкий хвостовик и еще 0,5мм натянуть до бесконечности штатной юстировкой, что меня совсем не устраивало, т.к. я ещё на плёночный Olympus OM-1 иногда снимаю. Пофотографировав на Sony A7 и A7M2, могу сказать, что из OM Zuiko стоит ставить поздние стёкла с МС. К примеру, H.Zuiko 24/2.8 на 2.8 даёт мыло, с поджатой диафрагмой до 4 уже лучше, но всё равно не сильно впечатляет. А вот Zuiko 35/2 MC, 50/1.4 NMC и 135/2.8 МС выглядят в целом вполне неплохо, проявляется порой узнаваемый для зуйек рисунок.

Переходники

Кольцо байонета у Sony A7 – пластиковое, оно лишь покрыто серебрянной краской, в отличие от тех же зеркалок Nikon. Поэтому при активной смене переходников на кольце со временем начинают проявлятся царапины и потертости. Навинчивать переходники надо очень аккуратно, если вас волнует внешний вид камеры.

Из тех, переходников, что у меня есть: Metabones – качественные, точные, но дорогие и туго накручивающиеся переходники; k&f concept – хорошее качество исполнения, но риски часто не совпадают с реальным расстоянием при фокусировке и надо для точности; Fotga (у меня только версия под резьбу М39) – мне показалось сложным подгонять точность соответствия рисок шкалы фокусировки из-за конструкции и нужно внутри либо обклеивать черной бархатной бумагой, либо делать чернение, иначе картинка бликует.

В продаже есть и автофокусные переходники. Один из самых популярных для оптики Leica-M – Techart PRO, который стоит на сайте производителя 379$. В принципе, фокусируется он неплохо и довольно быстро (на крайних значениях моторчик может не докручивать фокусировку и надо помогать руками), но неприятно жужжит, как старые автофокусные объективы. Если купить к нему специальные кольца-переходники (или заказать 3d-печать, в интернете есть чертежи), то можно использовать с этим переходником оптику с другим байонетом: Canon FD, Canon EF, Leica R, L39, Nikon F, Nikon G, Pentax K, Minolta MD, M42, Olympus OM и ряд других.

Есть вариант для оптики Leica-M дешевле – клон Techart, Fotodiox Pro PRONTO стоимостью 250$. На ютубе в старых видео показывается, как на переходник Fotodiox устанавливается прошивка с сайта Techart, т.е. фактически они должны быть идентичны по своему функционалу. На сколько сейчас они совпадают, не могу сказать.

Кроме этих автофокусных адаптеров существует и множество других (Fotga, Commlite, Viltrox, Fotodiox, Metabones), в основном для Canon. Их обзоры и сравнение можно посмотреть на ютубе.

Стоит отметить, что с Sony A7 автофокусные переходники по отзывам работают хуже, чем со второй версией.

Подробней на счёт переходников можете прочитать . Я сделал обзор тех, что у меня есть.

Стабилизатор

Главное отличик A7M2 от А7 – появившийся стабилизатор во второй версии. При съёмке широкоугольниками этот выигрыш ощутить мне было сложно, т.к. камера стала тяжелее и вес уже неплохо гасил дрожание рук. Вспомнился, китаец из DRTV, которому надо было делать обзор стабилизатора А7М2, а у него руки не трясутся!) Но уже при съёмке телеобъективом zuiko 135/2.8 выигрыш я увидел.

Сделал дома серию снимков на А7, А7М2 без стабилизатора и с ним. Параметры установил такие: выдержка 1/40, диафрагма: f/8, ИСО 125. В первых двух вариантах из пяти кадров в лучшем случае без сильного смаза получались 2, при этом снимки с А7М2 были немного чётче – вес стабилизировал. Но настойщей резкости не было. А вот когда я включил стабилизатор, то минимум 3 из 5 кадров стали получаться чёткими.

Слева направо: Sony A7, A7M2 без стабилизатора и A7M2 со стабилизатором. Кликайте по картинке, чтобы посмотреть в полный размер.

Конечно, такие тесты и оценки субъективны, у кого-то железные руки и штатив не нужен, а у кого-то трясутся так, что на выдержке длинее 1/100 и стабилизатор не поможет, но тем не менее я выяснил, что фича работает и может быть полезна.

Фокусировка

Для ручной фокусировки у Sony серии A7 существует режим пикинга (выделения контуров), однако работает он плохо. Если ты ставишь в меню высокий уровень выделения контуров (пункт – Ур.выдел.контур), то выделяются объекты не только в фокусе, но и вне его. Если же ставишь средний, то пикинг показывается слабо.

Откидной экран у A7 помог мне без особенного напряжения сфотографировать ёлку из шаров в ЦУМе снизу. Но пикинг камеры испортил кадр.
Я пытался сфокусироваться на ближних шарах. Сделал несколько десятков снимков, когда они были чётко обведены контурами, но в итоге резкость оказалась дальше.

К счастью, у Sony А7 есть ещё режим лупы – приближение 5.9x и 11.7x. С помощью лупы я и советую наводиться на резкость, пикинг только отвлекает. Но каждый раз вызывать лупу, честно говоря, утомляет, когда снимаешь много.

На мой взгляд, ручная фокусировка со сторонними объективами – это самое слабое место камер А7. К примеру, интересный персонаж идёт к тебе на встречу на улице. Ты можешь без проблем сделать не глядя чёткий кадр, пока он находится в зоне бесконечности у твоего объектива. Но для крупного плана нужно подойти ближе. И тут мы сталкиваемся с тем, что сфокусироваться быстро по лупе на движущийся на тебя объект не просто. Если бы чётко работало выделение контуров, это бы упрощало задачу, но, как я уже писал, пикинг на А7 работает неважно. Конечно, можно приноровиться: работать на опережение, кадрировать фото и делать серии снимков, пытаясь поймать резкость. Но об удобстве тут речь не идёт. В спокойной же обстановке особых проблем с фокусировкой через лупу нет.

Вот пример съёмки с пикингом в режиме высокого уровня выделения контуров. Я не стал вызывать лупу, доверившись ему.
На экране А7 статуя была чётко обведена контурами, красным был залит частично и фон за ней – в итоге статуя не в фокусе, резкость ушла дальше.

Возможно, благодаря таким особенностям наводки на резкость, фокусное расстояние при работе с Sony А7 стало для меня ощущаться несколько по другому. К примеру, 50мм при съёмке по ощущениям стали как 35мм.

Если же говорить про зеркалки, то у Nikon d600 ручная фокусировка для меня гораздо проще как через оптический видоискатель, так и по экрану, по которому я могу чётко сфокусироваться в большинстве случаев даже без вызова лупы. Возможно, из-за того, что его размер чуть больше (3,2 дюйма, у А7 – 3).

Про автоматическую фокусировку подробно рассказывать не буду – пользовался мало. Но при небольших тестах мне показалось, что автофокус у А7 и А7M2 работает шустро, но не так цепко при съёмке динамики, как у зеркалок. Сравнительные обзоры на ютубе это подтверждают. Но я не держал в руках всю линейку оптики Sony, поэтому однозначно утверждать не стану.

Качество фотографий

Обычно, поснимав тем или иным фотоаппаратом, я довольно быстро представляю диапазон его возможностей и могу дать оценку. Достаточно сделать пару фотосъёмок, чтобы, уже вставляя флешку со снимками в картридер, представлять, что ты там увидишь. Но в отношении Sony А7 и А7М2 даже после трёх месяцев использования однозначные выводы мне сделать сложно. Камера бывает порой капризна и результат в плане качества нестабильный. При съёмке разными объективами в меняющихся условиях я получал результат от около телефона до почти зеркалки.

Я бы по качеству фото позиционировал А7 между хорошей цифромыльницей (или топовым мобильником) и зеркалкой. Собственно эту нишу беззеркалки и занимают, пытаясь в себя вобрать мобильность цифромыла и качество зеркальных фотоаппаратов. Возможно, её можно поставить на один уровень с любительскими зеркалками начального уровня, тем более, что вторая версия камеры стала похожа на них внешне и размером.

Некоторые фотографы ругают Sony за унылый цвет. Цвет действительно по умолчанию из камеры не вызывает обычно восторга. (Хотя Fuji мне ещё меньше нравится, там цветопередача какая-то блеклая и холодная.) Но при обработке из RAW можно в редакторе сделать картинку гораздо более интересной. Поэтому это не проблема для тех, кто обрабатывает кадры в том же Фотошопе или Лайтруме. Но не порадует тех, кто хочет получить красивый сочный JPG прямо с камеры без всяких обработок.

Также я замечал, не только у меня, но и у других в интернете, порой на снимках Sony A7 возникает эффект плоской картонной картинки, которой не хватает глубины. Добавлением контраста в редакторе он частично нивелируется.

В целом, камеры Sony серии A7 имеют весьма неплохой потенциал в плане качества изображения при условиях постобработки в редакторе. Хотя, конечно, со связкой Nikon d600 + Sigma 35/1.4 Art ставить их рядом я бы не стал – там несколько иной уровень. Но тем не менее можно получать качественные кадры, в том числе в вечернее время.

ИСО и шум

Согласно обзорам Sony A7 – одна из лучших беззеркалок в плане высоких ИСО. У других производителей, порог рабочих ИСО заканчивается раньше. На А7 я фотографировал на ИСО до 6400 и был вполне доволен. Можно подыматься и выше, но тут уже надо соизмерять это с сюжетом и с задачами. Одно дело, когда нужно просто сжать полученное фото до ширины в 1000 точек, немного отретушировать и закинуть в интернет. Другой вопрос, когда ты кадрируешь снимки. Например, снял уличный портрет издалека и хочешь сделать для публикации его крупным планом. Тут уже 12800 и выше неприемлемо.

Сравнил ИСО у А7 и А7М2 – честно говоря, разницы практически не увидел. Вторая версия может чуть-чуть получше на самых высоких.

Мне понравилось у А7, что хотя шум появляется и чем выше ты поднимаешься по чувствительности, тем больше он нарастает, но сама картинка в плане детализации не деградирует катастрофически.

Объектив Zeiss 21/2.8. ИСО 6400.
Центральная часть кадра.
Объектив Zuiko MC 135/2.8. ИСО 12800.
Центральная часть кадра.

Видео

Не мало видеографов работают с беззеркалками Sony. Я в эту тему глубоко не погружался, т.к. меня больше интересует фото, но по умолчанию картинка получается весьма неплохой. Если сравнивать с зеркалками, то Nikon d600 по моим ощущениям снимает видео не хуже, другими не пробовал. Для тех, кто в теме, в A7 есть различные режимы, в том числе S-log, с помощью которых можно из камеры вытянуть многое в плане качества.

Приложения

Sony серии A7 позволяет установить дополнительные приложения, расширяющие её возможности. Сделать это можно, подсоединив камеру к компьютеру и зайдя на сайт https://www.playmemoriescameraapps.com , откуда их можно скачать. Но, увы, большинство из них платны. В Sony, очевидно, решили, что копейка рубль бережёт и после того, как покупатель заплатил приличную сумму за фотоаппарат, ещё он должен покупать у них приложения от 199 рублей. Самое дорогое из них – цифровой фильтр (типа HDR) за 2,299 р. – для тех, кто не может сделать самостоятельно 3 кадра с разной экспозицией и потом их сшить на компьютере.

В описании на сайте указано, что одно приложение можно установить на 10 камер, так что если скинуться десятерым владельцам камер Sony, то получится не так уж дорого. Та же мультиэкспозиция по 19 рублей с носа, таймлапс по 39 рублей.

Очистка матрицы

За всё время владения зеркалками мне пришлось чистить матрицу всего несколько раз, вся пыль и грязь оседали на зеркале. У беззеркалок же сразу всё попадает на матрицу и вычищать оттуда загрязнения гораздо сложнее, особенно из углов – нужен специальный чистящий набор со шваброй. В Sony A7M2 – есть очистка матрицы (“Режим очистки”), когда фотоаппарат непродолжительное время вибрирует. От пылинок это может помочь, но не от грязи. В первой А7 этот режим в меню тоже имеется, но с фотоаппаратом ничего не происходит после его активации, таким образом очистки матрицы там нет.

Выводы

Под конец сделаем общие выводы о камерах Sony A7 и A7M2.

Сильные стороны: полнокадровая матрица, возможность установить практически любые сторонние объективы благодаря малому рабочему отрезку, высокий порог рабочих ISO, можно получить весьма неплохое качество картинки.

Слабые стороны: неудобная ручная фокусировка (выделение контуров работает плохо, каждый раз вызывать лупу неудобно), псевдо-видоискатель – фикция, громкий звук срабатывания затвора, запутанное меню.

С фирменными объективами Sony серии А7 слабо выигрывает по весу у зеркалок, если не брать вёдра вроде Nikon d5. Лозунг про килограммы зеркалок против лёгких беззеркалок на каждый день в данном случае совершенно не работает и является не более, чем маркетинговым мифом, внедрённым в сознание наивных людей. Если использовать стороннюю дальномерную оптику и оптику OM-zuiko, выигрыш с Sony серии A7 в размере и весе получается уже существенным. Это могло бы стать козырем A7 против зеркалок, если бы не посредственная ручная фокусировка.

Что я бы добавил камерам А7 и А7М2: беззвучный режим, более точную фокусировку с помощью пикинга и гибридный видоискатель. Улучшил бы работу с дальномерной оптикой. Также убрал бы бесполезную кнопку видео сбоку, увеличил экран и сделал бы, чтобы он легче подцеплялся на A7M2. Объективы же на такую камеру нужно выпускать только маленькие и лёгкие, как OM Zuiko. Увесистые стаканы выглядят нелепо на маленькой камере, нарушают баланс и теряют преимущество беззеркалки перед зеркалкой.