Жил старичок со старушкой. Были у них дочка да сынок маленький. Собрались старики в город и приказывают дочке:
— Мы пойдем, дочка, в город, принесем тебе булочку, купим платочек; а ты будь умна, братца береги, со двора не ходи.
Ушли старики; девочка посадила братца на травку под окном, а сама побежала на улицу и заигралась. Налетели гуси, подхватили мальчика и унесли на крылышках.
Прибежала девочка, глядь — нет братца! Кинулась туда-сюда — нету! Кликала девочка, кликала братца — не откликается. Выбежала в чистое поле — вдали метнулось гусиное стадо и пропало за темным лесом. «Верно, гуси унесли братца!» — подумала девочка и пустилась гусей догонять.
Бежала девочка, бежала, видит — стоит печка.
— Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?
— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
А девочка говорит:
— У моего батюшки и пшеничные не едятся!
— Яблоня, яблоня! Куда гуси полетели?
— Съешь моего лесного яблочка — тогда скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся! — сказала девочка и побежала дальше.
Бежит девочка и видит: льется молочная речка — кисельные берега.
— Молочная речка — кисельные берега! Скажи, куда гуси полетели?
— Съешь моего простого киселика с молочком — тогда скажу.
— У моего батюшки и сливочки не едятся!
Долго бы пришлось бегать девочке, да попался ей навстречу еж. Хотела девочка ежа толкнуть, да побоялась наколоться и спрашивает:
— Ежик, ежик, куда гуси полетели?
Ежик и показал дорогу девочке. Побежала девочка по дороге и видит — стоит избушка на курьих ножках, стоит поворачивается. В избушке сидит баба-яга, костяная нога, морда глиняная; сидит и братец на лавочке у окошка, золотыми яблочками играет. Подкралась девочка к окну, схватила братца и побежала домой. А баба-яга кликнула гусей и послала их за девочкой в погоню.
Бежит девочка, а гуси совсем ее нагоняют. Куда деваться? Прибежала девочка к молочной речке с кисельными берегами:
— Реченька, голубушка, укрой меня!
— Съешь моего простого киселика с молочком.
Похлебала девочка киселика с молочком. Тогда речка спрятала девочку под крутой бережок, а гуси мимо и пролетели.
Выбежала девочка из-под бережка и побежала дальше, а гуси ее увидали и опять пустились в погоню. Что делать девочке? Прибежала она к яблоньке:
— Яблонька, голубушка, спрячь меня!
— Съешь моего лесного яблочка, тогда спрячу.
Нечего девочке делать, съела она лесного яблочка. Яблонька закрыла девочку ветками, гуси и пролетели мимо.
Вышла девочка из-под яблони и пустилась бежать домой. Бежит, а гуси опять ее увидали — и ну за ней! Совсем налетают, крыльями над головой машут. Чуть-чуть добежала девочка до печки:
— Печечка, матушка, спрячь меня!
— Съешь моего ржаного пирожка, тогда спрячу.
Поскорей съела девочка ржаного пирожка и залезла в печь. Гуси пролетели мимо.
Вылезла девочка из печки и пустилась домой во весь дух. Гуси опять девочку увидали и опять погнались за нею. Вот-вот налетают, крыльями по лицу бьют, того и гляди, братца из рук вырвут, да изба-то была уже недалеко. Вбежала девочка в избу, проворно двери захлопнула и окошки закрыла. Покружились гуси над избой, покричали, да так ни с чем и полетели к бабе-яге.
Пришли домой старичок и старушка, видят — мальчик дома, жив и здоров. Подарили девочке булочку и платочек.
Как в сказке хитро всё устроено. Пирожка не съешь — дорогу не узнаешь, яблочком не угостишься — подсказку не получишь, киселя с молочком не отведаешь — куда идти, знать не будешь. Не стала принимать дары девочка, вот и пришлось ей долго бродить по полям, да по лесам. Уважать надо сказочные персонажи…
«Гуси-лебеди»
Русская народная сказка
Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький. «Дочка, дочка! - говорила мать. - Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора».
Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках.
Пришла девочка, глядь - братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету. Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, - братец не откликнулся! Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.
Бежала-бежала, стоит печка. «Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?» - «Съешь моего ржаного пирожка, скажу». - «О, у моего батюшки и пшеничные не едятся!» Печь не сказала. Побежала дальше, стоит яблоня. «Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси полетели?» - «Съешь моего лесного яблока, скажу». - «О, у моего батюшки и садовые не едятся!» Побежала дальше, стоит молочная речка, кисельные берега. «Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?» - «Съешь моего простого киселика с молоком, скажу». - «О, у моего батюшки и сливочки не едятся!»
И долго бы ей бегать по полям да бродить по́ лесу, да, к счастью, попался еж; хотела она его толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает: «Ежик, ежик, не видал ли, куда гуси полетели?» - «Вон туда-то!» - указал. Побежала - стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.
Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла; а гуси за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться? Бежит молочная речка, кисельные берега. «Речка-матушка, спрячь меня!» - «Съешь моего киселика!» Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели. Вышла она, сказала: «Спасибо!» и опять бежит с братцем; а гуси воротились, летят навстречу.
Что делать? Беда! Стоит яблоня. «Яблоня, яблоня-матушка, спрячь меня!» - «Съешь мое лесное яблочко!» Поскорей съела. Яблоня ее заслонила веточками, прикрыла листиками; гуси пролетели. Вышла и опять бежит с братцем, а гуси увидели - да за ней; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди - из рук вырвут!
К счастью, на дороге печка. «Сударыня печка, спрячь меня!» - «Съешь моего ржаного пирожка!» Девушка поскорей пирожок в рот, а сама в печь, села в устьецо. Гуси полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели. А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.
Сказка Гуси-лебеди читать:
Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький.
Дочка, дочка! - говорила мать. - Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.
Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком,
а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках.
Пришла девочка, глядь - братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, - братец не откликнулся!
Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.
Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять. Бежала, бежала, стоит печка.
Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?
Съешь моего ржаного пирожка, - скажу.
О, у моего батюшки пшеничные не едятся!
Печь не сказала.
Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси полетели?
Съешь моего лесного яблока, - скажу.
О, у моего батюшки и садовые не едятся!
Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?
Съешь моего простого киселька с молоком, - скажу.
О, у моего батюшки и сливочки не едятся!
И долго бы ей бегать по полям да бродить по лесу, да, к счастью, попался еж; хотела она его толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает:
Ежик, ежик, не видал ли, куда гуси полетели?
Вон туда-то! - указал.
Побежала - стоит избушка на курьих ножках, стоит -поворачивается.
В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.
Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла;
а гуси за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться? Бежит молочная речка, кисельные берега.
Речка-матушка, спрячь меня!
Съешь моего киселька!
Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели.
Вышла она, сказала: “Спасибо!” - и опять бежит с братцем; а гуси воротились, летят навстречу. Что делать? Беда! Стоит яблоня.
Яблоня, яблоня-матушка, спрячь меня!
Съешь мое лесное яблочко!
Поскорей съела. Яблоня ее заслонила веточками,
прикрыла листиками; гуси пролетели.
Вышла и опять бежит с братцем, а гуси увидели - да за ней; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди - из рук вырвут! К счастью, на дороге печка.
Сударыня печка, спрячь меня!
Съешь моего ржаного пирожка!
Девушка поскорей пирожок в рот, а сама в печь, села в устьице.
Гуси полетали-полетали, покричали - покричали и ни с чем улетели.
А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.
Русские сказки полезны для изучения родного языка, развития яркого воображения у детей и для успокоительного чтения на ночь. С красивыми картинками от признанных народных мастеров повествование становится еще более ярким, увлекательным и запоминающимся.
Черная лаковая миниатюра из села Холуй наглядно демонстрирует, как гуси-разбойники уносят маленького мальчика в логово злой Бабы-Яги. Рукодельницы из Федоскино с высоким уровнем мастерства расписали шкатулки, на которых наглядно изобразили тяжелый крестьянский труд и их скромную холщовую одежду.
Только с оригинальными иллюстрациями и работами художников из деревеньки Мстеры детские книжки становятся по-настоящему интересными и врезаются в память на долгие годы. Герои из детской литературы служат примером для подражания, и с их приключениями в сказке стоит познакомиться поближе:
Простые крестьяне – родители главных героев. Как и положено деревенским жителям, они работали не покладая рук. Целый день с утра до поздней ночи трудились в поле, а по воскресеньям ходили в церковь или ездили на телеге в город за гостинцами.
Сестрица – маленькая девочка 7-8 лет. Веселая и игривая девчушка, которой неохота было смотреть за братцем, но когда случилась беда, и гуси унесли малыша, смело бросилась к нему на выручку.
Братец – мальчик 3-4 лет. Играл на травке и не заметил, как белые лебеди унесли его в логово к злой колдунье.
Помощницы сестрицы – речка , печка и яблонька . Здорово выручили девочку и прятали ее с братцем от охотников-лебедей под своими покровами.
Баба-Яга – лесная ведьма, которая питается человечиной. Задумала она малышей в бане выпарить, в печи зажарить и съесть, только мышка-норушка детей предупредила, и они вовремя сбежали от злобной колдуньи.
Гуси-лебеди – слуги Бабы-Яги. Заколдованные птицы, которые летали по деревням и селам и приносили ведьме на обед маленьких детей.
Смелость и упорство главной героини сказки достойны подражания. Немногое девочки осмелятся на такой поступок и отправятся в лес, чтобы выручить родного брата. Множество диких зверей поджидают малышей в лесу и надо проявить настоящую отвагу, чтобы лицом к лицу встретиться с настоящей колдуньей, хранительницей мира мертвых, самой Бабой-Ягой.
Детворе и их родителям для совместного времяпровождения
Русская народная сказка «Гуси-лебеди» с красочными рисунками предназначена для детей и для совместного чтения в кругу семьи. Крупный шрифт и легкое повествование помогут изучать буквы, новые слова и развивать хорошую память у маленьких любопытных слушателей.
Сказка рекомендуется для чтения в садиках и школах , а также в качестве исконно русской литературы для изучения национальной истории и русского языка. Легкая сказка отлично подойдет для постановок увлекательных спектаклей в самодеятельных детских театрах.
Каждый ребенок должен знать сказку о злых вороватых гусях, чтобы никогда не оставлять своих младших братьев и сестер на улице без присмотра!
Ольга Базаря
Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Литературно-художественный анализ русской народной сказки
«Гуси- лебеди »
1. «Гуси-лебеди » русская народная сказка – волшебная .
2. Тема : В сказке рассказывается о том , как Гуси - лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.
3. Идея : Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.
4. Характеристика главных героев :
В этой сказке есть положительный герой сестрица и отрицательный герой Баба-Яга.
Сестрица : Любит своего брата :
Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Она его кликала- Братец не откликается.
Стала плакать, да слезами горю не поможешь.
Храбрая : Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси -лебеди и пропали за темным лесом. Гуси -лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.
Умеет исправлять свои ошибки –Сама виновата, сама и найти братца должна.
Баба-Яга : Злая
В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная;
Кликнула она Гусей-лебедей : - скорей гуси – лебеди , летите в погоню!
5. Художественное своеобразие произведения :
Особенности композиции :
o Традиционное начало сказки : Зачин (Жили – были….)
o Экспозиция (наказ родителей)
o Завязка (похищение брата Гусями – лебедями, девочка отправилась на поиски брата)
o Кульминация (нашла брата у Бабы-Яги)
o Сказка заканчивается традиционно : Развязка (побег из избушки и возращение домой) . -А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.
Сказка очень динамичная , в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться : «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.
В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира :
Печка сказала ; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала .
В сказке используются закон троекратного повторения : три испытания три раза погоня гусей- лебедей. Характеристика языка : Красочный, эмоциональный, выразительный. Например : Гуси -лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; «Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели ?» Сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.
6. Выводы :
Сказка учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей, помогает в формировании нравственных ценностей.
Публикации по теме:
«Гуси-лебеди». Хореографическая композиция по мотивам одноимённой русской народной сказки Видео Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста, посредством музыки народной и классической, является для меня делом жизни.
Цель: Развивать интерес к физическим упражнениям, формировать двигательное воображение. Воспитывать дружеское отношение, вызвать желание.
Игра–драматизация по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 47 «Лесная сказка» - филиала.
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по русской народной сказки «Гуси-лебеди». ОГОУ «Детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Черемхово» Конспект открытой непосредственной образовательной.
Конспект - сценарий русской народной сказки «Гуси - лебеди» средняя группа Конспект – сценарий русской народной сказки «Гуси – лебеди» средняя группа Программное содержание: Развивающие задачи: - Развивать навыки.
Программное содержание: 1. Задачи на развитие познавательных способностей: а) Совершенствовать навыки счет в пределах 10, закреплять состав.
Конспект занятия в младшей группе по чтению русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель. Познакомить детей со сказкой "гуси- лебеди", вызвать желание у детей послушать сказку еще раз. Предварительная работа. Накануне воспитатель.
НОД по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» в старшей логопедической группе НОД по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси- лебеди» в старшей логопедической группе. Коррекционно-образовательные.
Цель. В игровой форме закреплять математические знания. Задачи. Закреплять умение считать в пределах пяти, устанавливать равенство предметов,.
План-конспект