Какой штатив выбрать в. На что обратить внимание при выборе? Лучшие штативы с оригинальной конструкцией

Придя в фотомагазин вы столкнетесь с широким выбором вариантов штативов. Они бывают самых разных форм, размеров, веса, и имеют массу аксессуаров и опций. Как выбрать штатив для фотоаппарата из множества предложенных вариантов? Вот шесть моментов, которые нужно иметь в ввиду:

1. Вес

Вес штатива следует рассматривать с двух позиций. Прежде всего, не забывайте, что вам (или кому-то ещё) предстоит носить его с собой. Если вы собираетесь брать штатив с собой в путешествие или очень помногу носить при себе - следует рассматривать облегченные варианты. Во-вторых, вес штатива имеет отношение к тому, что вы будете на него устанавливать. Если у вас компактная камера без аксессуаров - вам не понадобится тяжелый штатив, но если у вас зеркалка, вы используете большие объективы и вспышку - вам, возможно, придётся вложиться в более тяжелый штатив.

2. Устойчивость

Вес не всегда напрямую связан с устойчивостью. Если это возможно - протестируйте штатив со своей камерой. Полностью раскройте его чтобы посмотреть насколько он устойчив. Будет ли он прочно стоять в ветреный день? Пострадает ли он, если кто-то наткнется на него?

3. Фиксаторы ножек

Существует множество подходов производителей к механизму фиксации ножек штативов. Это во многом вопрос личных предпочтений, но пожалуйста выбирайте то, что будет легко использовать и подстраивать, и в тоже время это будет обеспечивать прочность и хорошую фиксацию с установленной полновесной камерой. Мне лично нравится защелкивающийся механизм, используемый в штативах Manfrotto (кажется у Bogen есть что-то подобное).

4. Количество секций ножек

Количество секций ножек штатива тоже имеет значение. Выберите вариант с двумя секциями и в сложенном состоянии у вас будет длинная штуковина при себе. С другой стороны с двумя ножками вам наверное придется меньше возиться с раскладыванием и фиксацией ног. Три секции позволят вам лучше складывать штатив (и есть мнение, что такая конструкция более прочна).

5. Высота

В зависимости от того, какого вида фотографии вы делаете, у вас могут быть разные требования к высоте. Решите заранее, какая максимальная высота вам потребуется, но также не забывайте проверить работу штатива на минимальной высоте и посмотреть насколько он велик в полностью разложенном состоянии. Я вообще предпочитаю, чтобы штатив имел такую максимальную высоту, на которой можно было бы работать с камерой не нагибаясь (нет ничего хуже, чем весь день провести в изогнутом положении, выстраивая свои снимки).

6. Штативные головы

Один из ключевых моментов в выборе штатива - это его стыковка с камерой. Существует множество вариантов и стоит заранее проработать этот вопрос для себя поскольку штативная головка не только держит камеру на штативе, но и определяет насколько гибким будет управление установленной на штативе камерой.

Я отдаю предпочтение штативным головкам, имеющим съемную площадку, позволяющую быстро забрать камеру в руки со штатива, а также мне хочется, чтобы головка обеспечивала максимальную гибкость в использовании камеры, установленной на штативе.

Существуют два основных типа штативных головок:

  • Шаровые - замечательны с точки зрения гибкости и поворота камеры, но я лично нахожу их несколько неудобными. У них очень гладкий ход и высокая чувствительность. Пример шаровой головки - Bogen - Manfrotto Midi Ball Head с быстросъемной площадкой RC2.
  • 3D-головки - замечательны для блокировки положения камеры и в целом более доступны по цене. С ними не так легко перемещать камеру и нужно привыкнуть к работе, но мне они больше нравятся. Пример такой головки - Bogen - Manfrotto 3029 3-Way Pan/Tilt Head.

Штативную голову можно купить как вместе со штативом в наборе, так и отдельно.

Надеюсь, что написанное выше поможет вам разобраться с подходящим для вас типом штатива. Если у вас уже есть штатив - смело добавляйте в комментариях свои советы по выбору и покупке и рассказывайте о своих предпочтениях в штативах и штативных опциях.

PS: Люди спрашивают меня, какой штатив я сам использую. Я всегда пользовался штативами и моноподами Manfrotto, хотя есть множество других хороших марок. Используемая мной модель уже не производится, так что я посоветую вам посмотреть рейтинг покупок штативов на Амазоне , чтобы узнать, что выбирают другие покупатели.

Учитывая огромное количество предложений на рынке, выбор штатива может быть весьма непростым делом. С одной стороны, штатив – очень простое устройство, удерживающее нашу камеру, и позволяющее делать снимки в условиях сложного освещения. С другой стороны, существует множество переменных, которые вступают в игру при выборе штатива: какой высоты он должен быть? Насколько он должен быть легким? Насколько устойчивым? Какую нагрузку он должен быть способен выдерживать? Какую сумму я могу потратить на приобретение штатива? И это лишь некоторые вопросы, с которыми сталкивается всякий, кто собирается купить штатив.

Прежде чем углубиться в детали выбора штатива, я хотел бы поговорить о преимуществах и недостатках штативов и причинах, по которым вам может понадобиться один из них.

Для чего нужен штатив?

Итак, для каких целей необходим штатив? Возможно, вам он может понадобиться по одной из следующих причин:

    • Для сохранения камеры неподвижной с целью увеличения резкости и глубины резкости изображений при съемке в условиях низкой освещенности .
    • Для разгрузки камеры при использовании тяжелых объективов, например, длинных телеобъективов.
    • Для повышения качества изображений, при съемке на минимальных значениях .
    • Для максимально точной компоновки кадра.
    • Для съемки и панорамных снимков, требующих точного кадрирования.
    • Для астрофотографии, при съемке звезд, и т.д., фризлайта, а также и архитектурной фотографии при недостаточном освещении.
    • Чтобы с использованием таймера автоспуска затвора камеры.
    • Для макросъемки.
    • Для установки фотооборудования: вспышек, отражателей и т.д.
    • Для съемки сложных или недоступных для съемки с рук ракурсов.
    • Для съемки видео.
  • Для самозащиты 🙂

Я использую штатив лишь для одного – для съемки в пейзажной фотографии. Фотографировать восходы и может быть довольно непростым делом, особенно когда условия освещения далеки от идеала. Хотя с появлением новых ультра широкоугольных объективов, таких как Nikon 16-35mm f/4,0 VR с технологией подавления вибраций, и цифровых зеркальных камер, таких как Nikon D3S, которые имеют очень впечатляющую производительность при высокой чувствительности ISO, использование штатива уже почти не требуется. Тем не менее, я по-прежнему предпочитаю использовать штатив, чтобы снимать на максимально низком значении ISO, HDR, или панорамные изображения. Кроме того, бывают ситуации, когда необходимо использовать штатив для замедления и размытия движения, например, для съемки текущей воды и водопадов, как вы можете видеть на фотографии ниже. Так что, если вы увлекаетесь пейзажной фотографией, то вам обязательно понадобится хороший объектив, и любой профессионал скажет вам то же самое.

Иногда я мог бы использовать штатив, для съемки дикой природы (в частности, птиц), но в длительных путешествиях я отказываюсь от него из-за его веса и неудобства.

Элементы штатива. Как устроен штатив?

Штатив, как правило, состоит из следующих частей:

    • Ноги – это очевидно. Ноги штативов, как правило, изготавливаются из алюминия, базальта, стали или углеродного волокна.
    • Головка – элемент штатива, на которую крепится камера или объектив. Существует множество различных типов головок, но самые популярные – шаровые и панорамные головки.
    • Центральная колонна – отдельная стойка, проходящая через центр и позволяющая изменять высоту штатива.
  • Подошвы ног – хорошие штативы комплектуются сменными подошвами для использования внутри и вне помещений.

Самые дешевые штативы могут оснащаться ногами с несъемными подошвами, несъемной головкой, а иногда и фиксированной центральной колонной. В то время как дорогие профессиональные штативы имеют модульную систему (головка, как правило, не входит в комплект) и сменные подошва ног.

Недостатки использования штатива

Штатив – это здорово и он может предоставить вам широкие возможности для получения высококачественных фотографий. Однако, у использования штативов есть и свои недостатки, а именно:

    • Они тяжелые. Хотя есть относительно легкие штативы из углеродного волокна, но как только вы установите на него головку, вся система станет достаточно тяжелой.
    • Они неудобны. Неважно насколько компактен ваш штатив, он все же занимает место, и путешествовать с ним, порой, может быть крайне неудобно.
    • Их трудно использовать в местах с большим количеством людей.
    • Они могут быть дорогими. Хорошие штативы могут стоить больше 1 000 долларов.
    • Для их установки и настройки требуется время. Так что вы рискуете пропустить лучший момент для снимка.
  • Вы можете легко повредить камеру и объектив, если вы не знаете, как правильно работать со штативом, или если используете дешевый и неустойчивый штатив.

Факторы, которые необходимо учитывать при выборе штатива

Итак, вы начали поиск штатива и не имеете ни малейшего представления, с чего именно начать. Какие факторы нужно учитывать при выборе и покупке штатива? Как я уже отметил выше, покупка штатива может быть непростым делом, учитывая то, как много различных вариантов предлагает рынок: от небольших и компактных до больших и тяжелых. Давайте пройдемся по каждому фактору и определим ваши потребности:

Максимальная нагрузка

Первое, на что я обратил бы внимание – максимальная нагрузка, на которую рассчитан штатив. Многие фотографы совершают ошибку, покупая штатив, рассчитанный на нагрузку в пару килограмм, и не предназначенный для достаточно тяжелых DSLR-камер. Что из этого может получиться – очевидно: в тот или иной момент вся конструкция рухнет, грозя повредить камеру и объектив.

Перед покупкой штатива убедитесь, что он способен выдержать нагрузку, по крайней мере, в 1,5 раза больше, чем суммарный вес вашей камеры и самого тяжелого из ваших объективов.

Я говорю: «по крайней мере», поскольку предпочитаю, чтобы максимальная нагрузка, на которую рассчитан мой штатив была в 2 раза больше веса моей камеры с объективом.

Не забывайте, что время от времени вы будете непроизвольно оказывать дополнительное давление на камеру, установленную на штативе. Кроме того, если вы решите снимать с длинным телеобъективом, нагрузка на ваш штатив может существенно увеличиться.

Не стоит забывать и о том, что вы можете использовать вспышку, или батарейную ручку – все это увеличит вес вашей камеры, так что не стоит экономить на приобретении штатива с небольшой максимальной нагрузкой.

Высота штатива

Я всегда рекомендую покупать штатив, который соответствует вашему росту, чтобы вам не пришлось сгибаться, глядя в . После установки камеры на штатив, видоискатель должен быть на уровне ваших глаз. Это нормально, если он будет немного выше, поскольку вы всегда можете настроить высоту штатива, отрегулировав его ноги.

Но если видоискатель будет существенно ниже уровня глаз, вам придется снимать в согнутом положении, что весьма утомительно, особенно при продолжительной съемке.

Если вы покупаете штатив с установленной головкой, проверьте, чтобы верхушка головки была на уровне вашей челюсти. Если же вы приобретаете модульный штатив, то убедитесь, что установленный с полностью разложенными ногами, он будет примерно на уровне плеч.

Еще один фактор, на который следует обратить внимание – размер штатива в сложенном состоянии. Вы ведь хотите, чтобы штатив поместился в ручную кладь, не так ли?

Вес и конструкция штатива

Вес также является важным фактором при выборе штатива. Ведь если ваш штатив будет слишком тяжелым, вы, скорее всего, чаще будете оставлять его дома, чем брать с собой в дорогу.

Самые легкие современные штативы изготавливаются из карбона – чрезвычайно прочного, устойчивого материала, который к тому же не подвержен коррозии. Но есть у карбона и недостаток – это его высокая цена.

Алюминий – следующий по популярности материал для штатива, который несколько тяжелее карбона. Большинство недорогих штативов в наше время изготавливаются именно из алюминия. Вы также можете найти штативы из нержавеющей стали, но они, как правило, предназначены для видеотехники и слишком тяжелы для постоянного использования вне студии.

С точки зрения общего веса, старайтесь, чтобы ноги штатива без головки весили до 2,3 кг. Как правило, ноги из карбона весят от 1,3 до 1,8 кг, в то время как вес алюминиевых ног составляет 2,3-2,7 кг – в зависимости от их размера и нагрузки, на которую они рассчитаны.

Что касается базальтовых ног, то они находятся где-то посередине как с точки зрения веса, так и стоимости.

Ноги штатива

Штативные ноги обычно бывают двух видов – трубчатые и нетрубчатые. Все карбоновые ноги – трубчатые и оснащаются резьбовым замком, в то время как алюминиевые, базальтовые и стальные штативы могут быть как трубчатыми, так и нетрубчатыми, и оснащаются клипсовыми замками. В зависимости от максимальной высоты ноги штатива могут состоять из 3-5 секций. При этом, чем больше секций – тем выше штатив и, как правило, чуть менее устойчив.

Подошва штативных ног

Некоторые продвинутые штативы могут позволить вам выбрать подошву ног для различных ситуаций – она просто накручивается на нижнюю часть ног штатива. Существуют различные типы подошв: резиновые или пластиковые – для использования в помещении, с металлическими шипами – для использования вне помещений.

Если вы не планируете снимать на льду, а также на мокрой или скользкой земле, то стандартные резиновые подошвы подойдут и для помещения, и для улицы.

Центральная колонна

Некоторые штативы комплектуются центральной колонной, которая позволяет увеличивать или уменьшать высоту штатива, перемещая эту самую колонну в вертикальной плоскости. Хотя некоторые фотографы считают наличие центральной колонны очень удобной опцией, я не разделяю их мнения и рекомендую штативы без нее. Центральная колонна, по сути, сводит на нет основную цель использования штатива – достижение максимальной устойчивости. Конечно, если вы снимаете только с , вы не заметите этого, но начав использовать телеобъективы, вы убедитесь, что центральная колонна бывает причиной существенной вибрации.

Если же вы все-таки хотите приобрести штатив с центральной колонной, убедитесь, что она надежно фиксируется в самом нижнем положении.

Штативная головка

Это самая важная часть штатива, поскольку именно она отвечает за надежную фиксацию и плавное движение камеры. Штативы модульной системы не комплектуются головками, так что вы должны будете приобрести ее самостоятельно.

Наиболее распространены три типа головок:

    • Панорамные головки – бывают с одной ручкой для перемещения камеры в горизонтальной плоскости либо с двумя – для перемещения как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это наиболее распространенный тип головки, которым, как правило, комплектуются недорогие штативы.
    • Шаровые головки – по сравнению с панорамными головками, шаровые имеют только один элемент управления, который отпускает или затягивает крепление. Они очень гибкие и позволяют поворачивать камеру очень плавно, сохраняя ее при этом надежно зафиксированной.
  • Карданные головки – специализированные головки для длинных и тяжелых объективов 300-мм и более. По сравнению с панорамными и шаровыми, карданные головки прекрасно балансируют камеру с тяжелым объективом и отлично подходят для съемки быстрых экшн-сцен.

Я начал с панорамной головки и в итоге перешел на шаровую головку с быстросъемной площадкой из-за гибкости и легкости ее использования.

Быстросъемная площадка

Каждая современная DSLR-камера поставляется с резьбой на нижней части корпуса, предназначенной для крепления камеры на штатив или монопод (аналогичная резьба предусмотрена и на креплениях тяжелых объективов).

Это резьбовое соединение делает процесс установки и демонтажа камеры на штатив достаточно неудобным – чтобы прикрутить камеру, вам придется вращать ее или штатив.

Для облегчения этой процедуры производители штативов придумали отличное решение – прикручивать к камере или объективу небольшую площадку, которую затем можно быстро и надежно зафиксировать на головке штатива.

Дешевле штативы обычно поставляются с пластиковыми площадками, которые можно прикрепить к любой камере. Более дорогие модели оснащаются надежными металлическими площадками.

Устойчивость штатива

Массивность штатива не всегда говорит о его устойчивости. Существует немало прочных и тяжелых штативов, которым не хватает устойчивости при их использовании в различных погодных условиях.

Когда установленный и настроенный штатив должен выдерживать не только порывы ветра, но и случайные удары и толчки.

Вы всегда должны быть уверены в том, что установленная на штатив, ваша камера не будет кренить его в ту или другую сторону, ведь это чревато опрокидыванием всей конструкции, что явно не пойдет на пользу вашему фотооборудованию.

Какой штатив выбрать?

Теперь, когда вы знакомы со всеми критериями выбора качественного штатива, вам, вероятно, будет интересно, какой штатив вам нужно будет приобрести для удовлетворения ваших потребностей в фотографии.

Поскольку я на личном опыте испытал все прелести выбора, приобретения и использования различных штативов, и знаком с немалым опытом в этом вопросе других фотографов, позвольте мне рассказать вам о том, к чему многие фотографы приходят в итоге.

Сначала они присматриваются к самому дешевому из доступных штативов, полагая, что его будет вполне достаточно для установки их первой зеркалки, и, не имея ни малейшего представления о том, действительно ли они нуждаются в штативе и насколько часто они будут его использовать.

Такой штатив будет стоить в пределах 75-150 долларов, что вполне приемлемо для подобного инструмента начального уровня.

Затем фотографы приобретают большие и тяжелые объективы, что увеличивает нагрузку на имеющийся штатив. В этот момент фотографы понимают, что дешевые штативы недостаточно хороши, и им требуется что-то более устойчивое и прочное. Осознав ошибку при покупке дешевого штатива, они начинают подходить к вопросу выбора штатива более тщательно. Они проводят часы на различных сайтах и форумах, выискивая информацию о штативах. Но несмотря на все рекомендации профи, они все еще не готовы вкладывать деньги в штатив профессионального уровня. В итоге они останавливают выбор на модульном штативе с хорошей шаровой головкой, общей стоимостью в 300-500 долларов. Им кажется, что они нашли золотую середину и новый штатив гораздо лучше предыдущего.

Но через год или два фотографы вновь понимают, что их новый штатив не настолько хорош, поскольку он слишком тяжел и неудобен для использования, особенно вне студии или в путешествиях.

В итоге нашим горе-фотографам вновь приходится покупать штатив, на этот раз полностью соответствующий рекомендациям профессионалов. Возможно, это актуально не для каждого случая. Но я лично прошел по этой дороге ошибок и потратил много сил и денег впустую.

У других фотографов может быть совершенно другая история. Они могли приобрести недорогой штатив, и по-прежнему охотно его используют и по сей день. Это может свидетельствовать о том, что они не так часто используют свой штатив, а для эпизодического использования он полностью их устраивает.

Любой, кто полагается на штатив (особенно в пейзажной и архитектурной фотосъемке), пробует минимум 2-3 различных штатива, прежде чем найдет лучший для себя.

Избежать покупки нескольких штативов кажется непростой задачей, поскольку для того, кто использует его редко, принять целесообразность вкладывания денег в дорогой штатив крайне сложно. Если бы мне, когда я начинал заниматься фотографией, кто-нибудь сказал, что на штатив следует потратить больше 500 долларов, я бы ни за что ему не поверил – это слишком большие деньги, чтобы потратить их на какой-то штатив!

Но на самом деле, все оказалось именно так и мои расходы на пути к хорошему штативу составили гораздо больше 500 долларов, так что, честное слово, я хотел бы вернуться в прошлое и приобрести качественный штатив с самого начала.

Если бы я порекомендовал кому-то, кто только что купил свою DSLR-камеру, купить штатив за 800-1200 долларов, то наверняка бы услышал в ответ: «Да вы с ума сошли!». И неважно как бы хорошо и убедительно я бы рассказал историю о своем горьком опыте выбора штатива.

Если вы в настоящее время у вас нет штатива и вы хотите его купить – купите самый дешевый алюминиевый штатив со встроенной головкой в пределах 150 долларов. Почему я рекомендую самый дешевый штатив? Потому что в первую очередь вам будет необходимо понять, как часто вы будете его использовать. По прошествии шести месяцев вы сможете понять: интересует ли вас жанр фотографии, не требующий штатива, или же вы нашли себя в пейзажной или макрофотографии. Дешевый штатив даст вам достаточно информации, чтобы вы смогли оценить реальную роль штатива в вашем творчестве.

Если у вас уже есть дешевый штатив, и вы хотите приобрести что-то лучшее, сэкономить много денег и избежать разочарования – найдите в себе силы пройти мимо предложений среднего ценового сегмента. Некоторые, сэкономив на покупке ног и головок, со временем находят их слишком тяжелыми или неустойчивыми. Другие сталкиваются с тем, что недорогие головки фиксируют съемные площадки недостаточно прочно, что становится заметно при вращении камеры, и превращает панорамную съемку в сущий кошмар.

Лучшие штативы до покупки

Малобюджетные штативы

Вот лучшие малобюджетные штативы, которые я могу порекомендовать:

    • Sunpak Ultra 7000 (цена в онлайн-магазинах: 79,95 долларов). Очень дешевый штатив. При весе в 1,9 кг может выдерживать нагрузку до 5,6 кг. Он очень похож на мой первый штатив, купленный мной в местном магазине фототоваров.
    • Slik Pro 340DX с панорамной головкой (цена в онлайн-магазинах: 99,95 долларов). Хотя этот штатив и очень низкий – максимальная высота всего 147 см – он достаточно легкий (1,58 кг) и рассчитан на нагрузку в 4 кг. Хороший бюджетный штатив для длительных походов.
  • Slik Pro 700DX с панорамной головкой (цена в онлайн магазинах: 139,95 долларов). Хотя он немного тяжеловат (3,18 кг), но зато рассчитан на нагрузку в 6,8 кг, а его максимальная высота составляет 190 см.

Топовые штативы

Топовые штативы комплектуются отдельно ногами и головками. Давайте начнем с ног. Лучшие штативные ноги изготавливаются из карбона такими производителями, как GITZO (лучший выбор) и Really Right Stuff . Я не могу рекомендовать ту или иную модель, потому что вы должны выбрать наиболее подходящую под ваш рост и соответствующую нагрузке вашего фотооборудования. Если вы остановите выбор на GITZO, то их лучшая и наиболее устойчивая серия – Systematic без центральной колонны. Лично я долгое время использовал ноги этой серии GITZO, и они ни разу меня не подвели.

С точки зрения выбора штативных головок можно сказать следующее: если вы не используете длинные телеобъективы, вы должны остановить свой выбор на шаровой головке. Ниже я перечислю, пожалуй, лучшие шаровые головки из доступных на сегодняшнем рынке:

    • Arca-Swiss Z1 (цена в онлайн-магазинах: 387 долларов). Я использую эту головку в течение почти двух лет, и она действительно мне нравится.
    • Kirk BH1 (цена в онлайн-магазинах: 385 долларов). Отличная альтернатива Arca-Swiss Z1.
  • Really Right Stuff BH-55 Pro (цена в онлайн-магазинах: 415 долларов). Еще одна интересная шаровая головка, очень похожая на две вышеперечисленные. Выбор многих профессиональных фотографов.

Конечно, есть и другие более дешевые бренды, которые производят хорошие шаровые головки, одна из них — Markins. Markins Q3 стоит около 290 долларов, и рассчитана на нагрузку больше, чем у некоторых головок из списка выше.

Если же вы снимаете с длинными и тяжелыми объективами, лучшим выбором для вас может стать Wimberley Gimbal (лучший выбор) или King Cobra .

Еще один момент, о котором стоит упомянуть – новые штативы Gitzo Systematic комплектуются крюком под центральной стойкой. Я бы рекомендовал вам приобрести именно такой, потому что на этот крюк вы можете повесить рюкзак или мешок с песком и тем самым увеличить устойчивость штатива.

Что такое штатив? Определение не сложно: штатив — это специальное приспособление (как правило, с выдвижными опорами) для жёсткой фиксации фотокамеры. Славное немецкое слово Stativ называют ещё греческим трипод ("три ноги"), а по русски просто тренога:) Применяется для устранения вибрации, дрожания, и, соответственно, смаза снимка. Штатив обеспечивает наилучшую устойчивость фотоаппарата на любом диапазоне выдержек, кроме того, служит для точного наведения (в цель!) и удержания камеры в нужном положении. Как правило, трипод используют при съёмки на длинных выдержках, необходимых при недостатке освещения.

Штатив незаменим в условиях слабого или ночного освещения и является лучшим стабилизатором изображения!

Подобное освещение враг любого фотографа. И здесь нелишне добавить: при съёмке ночью (без высоких ISO, без вспышки!) штатив равняет в возможностях и зеркальные фотокамеры и компакты. Ну, почти равняет!

Кроме того, штатив и автоспуск — верные друзья фотографа, когда нужно сделать автопортрет, или запечатлеть себя вместе с одноклассниками, семьей, или сослуживцами.

И, конечно, макросъёмка! Многие треноги оборудованы богатым функционалом для макрофотографии. Как правило, это возможность съёмки с низких (или необычных) точек, а также возможность точных подвижек камеры, о чём ещё будет упоминаться по ходу данной статьи.

Штатив следует выбирать не только по функционалу. Безусловно, начинать следует не с этого, а с характеристик, присущих всем моделям без исключения: это устойчивость к вибрациям, грузоподъёмность, высота и, разумеется, собственный вес треноги и размеры в сложенном виде.

Штатив — разновидности и устройство

Штативы существуют давно, со времён появления первой фототехники. Тогда длительность выдержки даже при хорошем освещении могла достигать огромных величин (первоначально часов, потом минут!), поэтому штатив и фотоаппарат были единым целым. Эта неразлучная парочка требовала от фотографа недюжиной выносливости и навыков профессионального грузчика:)

С тех пор светочувствительность материала возросла в разы, светосила объективов тоже, фотоаппараты стали компактными, а тренога как была, так и осталась верным спутником фотографа (а иногда и любителя-энтузиаста), ибо при плохом освещении длинные выдержки всё равно могут испортить шедевр!

Сегодня встречаются следующие виды штативов:

и масса разновидностей...

Штативы бывают самые разные — высокие и маленькие, тяжёлые и легкие, настольные и карманные, профессиональные и любительские, с поворотным механизмом и (или) съемкой площадкой и без таковых. Изготавливаются из металла (часто — алюминиевый сплав), пластика, или углепластика (карбон).

Слева мы видим обычный штатив с максимально выдвинутой центральной колонной. Это увеличивает высоту треноги, однако в таком состоянии вибрация при съёмке может усиливаться сильнее. Смазанные снимки могут заставить вас опустить штангу (а возможно и ноги штатива) пониже.

Штатив, как и камеру, выбирают по своим потребностям: здесь наибольшее значение имеют такие характеристики, как рабочая высота, высота в сложенном состоянии, собственный вес, заявленная производителем грузоподъёмность... Характеристик много и мы ещё рассмотрим их более подробно.

Как устроен штатив
Тренога, как правило, состоит из складных ног-опор, поворотного механизма (штативная головка) и съёмной площадки, куда крепится фотоаппарат. "Ноги" представляют собой телескопические штыри (задвигаются друг в друга) и могут иметь несколько сочленений с фиксаторами. В итоге, штатив имеет возможность регулировки высоты — как складыванием-выдвиганием ног-опор, так и выдвиганием вверх-вниз центральной штанги.

Существуют два основных крепления фотоаппарата на штатив: резьба 1/4 (диаметр четверть дюйма) и 3/8 (диаметр три восьмых дюйма). Стандартная и более компактная резьба 1/4" применяется, как правило, на всех 35 мм (и меньших "по рангу" и весу) фотоаппаратах — вплоть до мыльниц. Мощная резьба 3/8" применяется при более значительных нагрузках.

Простой штатив уже имеет в своём составе встроеную штативную головку, но бывают и съёмные головы для разных задач, например, для фотосъёмки панорам. В этом случае ноги и головка покупаются раздельно:) Съёмные могут иметь резьбу разных типов (1/4" и 3/8"), поэтому для использования голов с иным креплением штатива нужен адаптер. Голову мы ещё рассмотрим более подробно, а сейчас вернёмся к выбору штатива.

Как выбрать штатив

По высоте
Какова должна быть максимальная (рабочая) высота штатива? По идее, максимальная высота может достигать уровня вашего роста. Но для путешествий лучше брать штатив с меньшей рабочей высотой, зато более компактный в сложенном виде. В конечном итоге, всё зависит от ваших целей и желаний. Поэтому брать самый низкий штатив для съёмки людей (и даже пейзажа), видимо, не стоит:)

По жёсткости, весу и конструкции
Что касается жёсткости, то главное правило одно — чем жёстче (и тяжелее!) штатив, тем лучше, поскольку лучше гасит вибрации. По идее, хороший штатив должен соответствовать, как минимум, весу фотокамеры. Но при фотосъёмке с телеобъективом желательно, чтобы вес нашей треноги превосходил массу фотоаппарата вместе с объективом. Смешно, но основной недостаток штатива это его габариты и вес:) Развитие композитных материалов позволяет изготавливать штативы небольшого веса, которые выдерживают значительную нагрузку.

Конструкции тоже разнообразны. Есть совсем крохотные, где придуманы опоры состоящие из множества гибких шарнирных узлов, что позволяет установить трипод на любой поверхности, и даже закрепить камеру на столбе, или ветке дерева. В общем, вариантов много, а чтобы не запутаться выпишем характеристики на бумажку, прежде чем идти в магазин и выбрать штатив.
По старшинству примерно так:

грузоподъёмность штатива
вес штатива
рабочая высота штатива
высота в сложенном состоянии
количество секций
минимальная рабочая высота
материал.

Ну с, приступим...

Выбор штатива по характеристикам

грузоподъёмность штатива
Это вес нагрузки в кг, указанный производителем. Например, 8 кг. Значит, такую нагрузку выдержит штатив — скажет продавец. Последнее не всегда понятно: это максимальная нагрузка на слом штатива, самопроизвольное его складывание (с убийством фотоаппарата), или просто предел вибраций от веса камеры для получения чёткой фотографии:) Можно смело делить цифру на 2, а то и на 3, но лучше всего провести эксперимент перед покупкой прямо в магазине: портит вибрация резкость на фото или нет. Грузоподъёмность штатива входит в число трёх самых важных его характеристик — наряду с весом и рабочей высотой.

вес штатива
Вес имеет значение! Чем тяжелее штатив, тем выше его грузоподъёмность (лучше держит камеру) и наоборот:) Кроме того, следует ещё учитывать штативную головку (если покупаете отдельно), иногда её вес сопоставим весу самого штатива. И только вы можете определить, сколько времени готовы таскать за собой эту ношу и готовы ли таскать вообще — известно, треноги сами не ходят:) В любом случае следует исходить из своих возможностей, и не только физических или финансовых: если у вас компактная камера, то нет смысла покупать дорогой и тяжёлый профессиональный штатив, выдерживающий 10 кг навешанной аппаратуры. Всё сказанное о весе и грузоподъёмности относится и к штативной головке.

рабочая высота штатива
Или максимальная рабочая высота. Подбираем по своему росту (чуть ниже, ибо камера на штативе увеличивает высоту), штатив в полный рост обеспечит комфорт при съёмке, ибо не нужно нагибаться:) Кстати, поворотный экранчик камеры хорошо решает проблему. Помним следующее: максимально выдвинутая штанга здорово увеличивает высоту штатива, но сильно уменьшает устойчивость фотоаппарата к вибрациям. Поэтому, выбирая штатив, следует уточнить: рабочая высота с выдвинутой штангой, или нет.

высота в сложенном состоянии
Проще говоря, это габариты штатива для переноски:) Чаще всего зависит от количества выдвжных секций. Чем больше секций, тем меньшую длину имеет штатив в сложенном состоянии.

количество секций
"Ноги" штатива представляют собой телескопические штыри, которые задвигаются друг в друга. Имеют чаще всего от 3-х до 5 секций (сочленений с фиксаторами). А сколько нужно? Правило простое: чем меньше сочленений, тем лучше устойчивость фотоаппарата к вибрации. А чем больше — тем меньше габариты штатива! Пять секций могут создать минимальный размер в сложенном положении и большую рабочую высоту, но такая конструкция гораздо хуже противостоит вибрациям, поскольку не может устойчиво держать большой вес фотооборудования. Для лучшей устойчивости (при прочих равных) 3 секции имеют преимущество!

минимальная рабочая высота
Минимальная высота, с которой возможна фотосъёмка. В случае с переворачивающейся штангой высота может быть совсем маленькой, что создаёт дополнительные возможности фотографу. В макросъёмке это бывает незаменимо! Кроме того, поворотная колонна может создать совершенно необычные точки съёмки.

материал
Алюминий, сплавы, композиты, карбон. Правило всегда одно: чем тяжелее штатив, тем лучше держит камеру. Но исключение, конечно есть! Штатив, сделанный из композиционных материалов (например, из карбона), легче и прочнее штатива из алюминия, а нагрузку держит такую же (и даже бóльшую). Это понятно. Из всякого правила всегда найдётся исключение, которое лишь подтверждает правило:) Цена штатива из карбона, разумеется, не радует, отсюда анекдот: мне пришлось продать свой фотоаппарат, чтобы купить хороший штатив...

Штативная головка (фотографы называют куда проще: «голова») штука весьма и весьма полезная — без головы, сами понимаете, никуда! :) Она служит для крепления фотоаппарата к штативу, для изменения его ориентации (в пространстве, разумеется!) и жёсткой фиксации.

Голова бывает 3D, панорамная и шаровая.

3D головка
Эта "голова" позволяет изменять положение фотокамеры в пространстве, как правило, по трём осям — наклоняться вверх-вниз с помощью длинной рукоятки, наклоняться вбок, вращаться по горизонтали — и без перемещения штатива, что очень удобно. В общем, 3D пришло в фотодело, видимо, раньше всех:) Фотокамера надёжно крепится (все положения фиксируются винтами, замками), и прекрасно ориентируется в пространстве в 3-х измерениях.

Панорамная голова
Для съёмки панорам применяется специальная панорамная головка, которая очень хорошо приспособлена для поворота на различные углы. Среди них имеются градуированные головки с установленным механизмом перемещения фотоаппарата, причём не вокруг своей оси (как в недорогих панорамных головках), а вокруг т.н. нодальной точки, что даёт беспараллаксную съёмку панорам (из нескольких кадров), и их качественную сшивку в редакторе. Стоить панорамные головы могут очень дорого, от $300 и гораздо выше.

Головки на шаровой опоре.
главное их отличие от "3D" — фиксаторов гораздо меньше, а камера гораздо быстрее устанавливается в нужное положение, чем 3D-голова. Конструкция плавно вращается вокруг шара — раз повернул и закрепил! Легко и оперативно. Недостаток шаровых головок: сложнее точно откорректировать наклон фотоаппарата по каждой из трёх осей; не все модели приспособлены для съёмки панорам.

Кроме того. Штативная головка может быть оборудована жидкостным уровнем (для "ровного горизонта" при съёмке пейзажей), и специальными механизмами для дополнительных перемещений. Например, для макросъёмки может пригодится направляющая фокуса (рельсовая или макро-головка), в некоторых штативах можно вынуть центральную колонну и перевернуть её, при этом камера оказывается между его ног, что очень удобно для съёмки макро с нижних точек.

Съёмная площадка.
Служит для быстрой установки или снятия фотокамеры на штатив (штативную головку). Для крепления фотоаппарата применяется резьба на 1/4" или 3/8". С одной стороны площадки имеется штырёк с резьбой, с другой — затягивающий винт, слегка утопленный в корпусе (видно на снимке слева). Затягивать можно обычной монеткой.
Иногда съёмная площадка бывает несъёмной:) Т.е. представляет собой единое устройство вместе со штативной головкой.

Производители штативов

Дешёвые штативы стоят менее $60-70, они сделаны из алюминия и отличаются слабым функционалом. К таким более тяготеют Arsenal, Continent, Velbon и др. Это не значит, что они плохие — для лёгких фотоаппаратов (например, компактов) и простых задач — самое то. Особенно, если не подвергаете штатив сильным нагрузкам (предельный вес камеры + съёмка при сильном ветре), не роняете, не используете каждый день беднягу на износ, то может прослужить долго, возможно без поломок. Разумеется, само деление по фирмам и ценам весьма условно, у каждой фирмы могут быть штативы разного класса и ценового диапазона, но тенденция всё же есть.

Однако нельзя утверждать, что с помощью дешёвой треноги невозможно сделать очень красивые фотографии.

Штативы для требовательных любителей и энтузиастов имеют бóльшие возможности, которыми снабжают свои триподы фирмы Benro, Cullmann, Gitzo, Giotto´s, Manfrotto, RRS, Slik. Как правило, при цене более $100-150 это уже полупрофессиональный класс со съёмными головками (последние могут быть в комплекте, или за отдельные деньги). Отличаются высоким функционалом, головками для различных задач, разнообразными углами наклона ног (это позволяет быстро установить камеру не на ровной поверхности), поворотными и переворотными колоннами для макросъёмки... Материал — от алюминия до титана и карбона.

В верхнем ценовом диапазоне от $500-700 и выше (только за треногу!) могут быть профессиональные штативы: выдерживают большой вес, рассчитаны на интенсивную ежедневную работу, имеют высококачественные сочленения (и даже силиконовую смазку). Не взирая на использования дорогих композитных материалов могут быть очень тяжёлые (до 5 кг и более), и предназначены для съёмки в экстремальных условиях — например, при сильном ветре. В этом классе следует выделить Gitzo и RRS, хотя повторяю: чёткой границы не существует.

Штатив — навыки работы

Навыки работы не сложны. Закрепляем фотоаппарат в нужном положении, отключаем стабилизатор изображения (если есть), делаем предварительный подъём зеркала (если фотокамера позволяет), устанавливаем нужную выдержку, и снимаем с помощью автоспуска (или пульта дистанционного управления). Все эти "меры предосторожности" необходимы для того, чтобы исключить возможное колебание от нажатия пальца, или хлопка зеркала — особенно если штатив лёгкий, или не очень жёсткий. Слева мы видим пример ночной съёмки — с выдержкой в 3 сек. Время экспозиции весьма почтенное. Если снимать с рук, не используя штатив, то за такое время смазались бы не только огни и силуэт промчавшейся мимо фуры, но и весь Великий Новгород в придачу...

Как выбрать штатив в магазине

Как выбрать штатив? Очень просто. В магазине обязательно выдвигаем ноги штатива на максимальную высоту, ставим на него фотоаппарат. Если штатив не сломался под тяжестью вашей камеры, не упал, и не сложился — уже хорошо:) Но это ещё не всё: снимаем на длинной выдержке, например, 2 сек. Если освещение хорошее и такая длинная выдержка не получается, то проще всего перевести камеру в режим "приоритет выдержки" и установить её принудительно (тогда автомат поставит нужную диафрагму самостоятельно). Щёлкнули, увеличиваем, смотрим...

Далее выдвигаем штангу и повторяем эксперимент. Не всегда будет резкость (полностью выдвинутая штанга может всё же вибрировать), и тогда придётся решать чисто Шекспировский вопрос: быть или не быть? Вообще, принято довольствоваться выдвижением штанги сантиметров на 10, не более (при чётких снимках), но если у вас лёгкий компакт, то почему бы не поднять и выше: здесь всё зависит от вашей требовательности.

Если снимки получились резкие и не размазанные, то штатив подходит весу вашего фотоаппарата. Или фотоаппарат штативу... Проверяем работу замков, винтов...

Если устраивает по размеру, весу, цене, удобствам и
резким фотографиям — можно смело брать!

Придя в фотомагазин вы столкнетесь с широким выбором вариантов штативов. Они бывают самых разных форм, размеров, веса, и имеют массу аксессуаров и опций. Как выбрать штатив для фотоаппарата из множества предложенных вариантов? Вот шесть моментов, которые нужно иметь в ввиду:

1. Вес

Вес штатива следует рассматривать с двух позиций. Прежде всего, не забывайте, что вам (или кому-то ещё) предстоит носить его с собой. Если вы собираетесь брать штатив с собой в путешествие или очень помногу носить при себе - следует рассматривать облегченные варианты. Во-вторых, вес штатива имеет отношение к тому, что вы будете на него устанавливать. Если у вас компактная камера без аксессуаров - вам не понадобится тяжелый штатив, но если у вас зеркалка, вы используете большие объективы и вспышку - вам, возможно, придётся вложиться в более тяжелый штатив.

2. Устойчивость

Вес не всегда напрямую связан с устойчивостью. Если это возможно - протестируйте штатив со своей камерой. Полностью раскройте его чтобы посмотреть насколько он устойчив. Будет ли он прочно стоять в ветреный день? Пострадает ли он, если кто-то наткнется на него?

3. Фиксаторы ножек

Существует множество подходов производителей к механизму фиксации ножек штативов. Это во многом вопрос личных предпочтений, но пожалуйста выбирайте то, что будет легко использовать и подстраивать, и в тоже время это будет обеспечивать прочность и хорошую фиксацию с установленной полновесной камерой. Мне лично нравится защелкивающийся механизм, используемый в штативах Manfrotto (кажется у Bogen есть что-то подобное).

4. Количество секций ножек

Количество секций ножек штатива тоже имеет значение. Выберите вариант с двумя секциями и в сложенном состоянии у вас будет длинная штуковина при себе. С другой стороны с двумя ножками вам наверное придется меньше возиться с раскладыванием и фиксацией ног. Три секции позволят вам лучше складывать штатив (и есть мнение, что такая конструкция более прочна).

5. Высота

В зависимости от того, какого вида фотографии вы делаете, у вас могут быть разные требования к высоте. Решите заранее, какая максимальная высота вам потребуется, но также не забывайте проверить работу штатива на минимальной высоте и посмотреть насколько он велик в полностью разложенном состоянии. Я вообще предпочитаю, чтобы штатив имел такую максимальную высоту, на которой можно было бы работать с камерой не нагибаясь (нет ничего хуже, чем весь день провести в изогнутом положении, выстраивая свои снимки).

6. Штативные головы

Один из ключевых моментов в выборе штатива - это его стыковка с камерой. Существует множество вариантов и стоит заранее проработать этот вопрос для себя поскольку штативная головка не только держит камеру на штативе, но и определяет насколько гибким будет управление установленной на штативе камерой.

Я отдаю предпочтение штативным головкам, имеющим съемную площадку, позволяющую быстро забрать камеру в руки со штатива, а также мне хочется, чтобы головка обеспечивала максимальную гибкость в использовании камеры, установленной на штативе.

Существуют два основных типа штативных головок:

  • Шаровые - замечательны с точки зрения гибкости и поворота камеры, но я лично нахожу их несколько неудобными. У них очень гладкий ход и высокая чувствительность. Пример шаровой головки - Bogen - Manfrotto Midi Ball Head с быстросъемной площадкой RC2.
  • 3D-головки - замечательны для блокировки положения камеры и в целом более доступны по цене. С ними не так легко перемещать камеру и нужно привыкнуть к работе, но мне они больше нравятся. Пример такой головки - Bogen - Manfrotto 3029 3-Way Pan/Tilt Head.

Штативную голову можно купить как вместе со штативом в наборе, так и отдельно.

Надеюсь, что написанное выше поможет вам разобраться с подходящим для вас типом штатива. Если у вас уже есть штатив - смело добавляйте в комментариях свои советы по выбору и покупке и рассказывайте о своих предпочтениях в штативах и штативных опциях.

PS: Люди спрашивают меня, какой штатив я сам использую. Я всегда пользовался штативами и моноподами Manfrotto, хотя есть множество других хороших марок. Используемая мной модель уже не производится, так что я посоветую вам посмотреть рейтинг покупок штативов на Амазоне , чтобы узнать, что выбирают другие покупатели.

Многие фотографы часто в своей деятельности используют штативы. Ведь практически не возможно делать снимки на очень длинных выдержках снимая с рук. Поэтому в этой статье я расскажу вам как выбрать штатив для фотоаппарата, чтобы вы могли перейти на новую ступень в своем фото творчестве. Для начала посмотрим где и как применяется штатив, а затем узнаем какие разновидности бывают и научимся выбирать штатив для своих нужд.

Применение штатива в фотосъемке

Фотосъемка со штативом применяется когда нужна хорошая стабилизация изображения и неподвижность фотоаппарата например в таких случаях как:

  • Съемка в темное время суток на очень длинных выдержках. Таким методом вам получится снять ночной город с красочной подсветкой. Без штатива такая съемка не возможна, так как требует неподвижности фотоаппарата в течении 30сек, а иногда и даже больше.
  • Съемка HDR фото с широким динамическим диапазоном. При такой съемке нужна неподвижность фото, чтобы снять 3 одинаковых кадра с разной экспозицией
  • Съемка панорамных фотографий на 180 и более градусов. Для панорам требуется фотографировать местность крутя камеру вокруг своей оси, что будет наиболее удобно делать на штативе, чтобы потом можно было легко сшить все фото в редакторе.
  • Съемка звездного неба. Для такой съемки фототехнике предстоит снимать без движения больше 2 часов, чтобы добиться эффекта движения звезд на ночном небе.
  • Съемка репортажей и интервью, где нужна так же неподвижность камеры и плавные ее повороты к снимаемому объекту.
  • Фризлайт или по другому рисование светом. Люди фонариками на темной местности рисуют силуэты, которые при длительной выдержке превращаются в красивое фото.

Какие бывают типы штативов

Перед тем как сделать выбор штатива для зеркального фотоаппарата, давайте рассмотрим какие они вообще бывают и для чего служат. Штативы можно разделить на 3 вида: карманные мини-штативы, моноподы и триподы.

Карманные мини-штативы

Настольные мини-штативы созданы для легки и миниатюрных фотоаппаратов. Они подходят для цифромыльниц и легких бюджетных зеркалок. Они рассчитаны на то чтобы устанавливать их на землю, стол, и другие поверхности где не нужна большая высота. Эти штативы имеют легкую и миниатюрную конструкцию которую можно легко положить во внутренний карман вашей куртки или с легкостью разместить в рюкзаке. Чаще всего они обладают весом 150-200 грам и имеют высоту 20-30 см. У таких штативов ножки бывают раздвижные или гибкие, второй вариант более привлекательный так как его можно не только поставить на стол но и прикрутить к ветке дерева или забору. Максимальная нагрузка таких мини-штативов примерно 1кг, то есть он может выдержать зеркалку начального уровня с небольшим объективом общий вес которого не будет превышать допустимую нагрузку штатива. Но увы профессиональную тяжелую технику он не выдержит и просто согнется или упадет. Данный тип больше подходит для макросъемки.

Трипод (треног)

Это пожалуй самый распространенный вид штатива. У него есть три ноги потому его и называют треногом или триподом. Эти штативы имеют хорошую прочную конструкцию в зависимости от модели и цены они могут быть изготовлены как с пластика так и с алюминия и даже карбона. Допустимая нагрузка колеблется от 3 до 10кг в зависимости от модели. Высота может колебаться от 140см до 190см. Длинна в сложенном состоянии колеблется от 50см до 70см, а вес от 1.5кг до 2.5кг. На таком типе штатива может использоваться как съемная головка так и обычная. Триподы подходят практически для любой фототехнике. Бюджетные модули которые рассчитаны на вес 1-1.5кг обойдутся вам в 30-60$, а вот профессиональные штативы для фотоаппаратов посерьезней очень сильно отличаются в цене и могут достигать ценника в 400$.

Монопод

Моноподы имеют всего лишь одну ногу в отличие от своего собрата Трипода. Он дает возможность снизить нагрузку с рук и возложить ее на монопод. Чаще всего таким типом пользуются в репортажной съемке когда нужно быстро и оперативно установить камеру и снимать репортаж. Однако данный тип не подойдет для съемки на длительных выдержках.

Как выбрать штатив для фотоаппарата

После того как вы определились какой тип штатива вам нужен и задаетесь вопросом "Как выбрать штатив для зеркалки?", вам нужно знать основные критерии по выбору фото штатива и его характеристики.

Нагрузка на штатив

В первую очередь вы должны знать для каких целей и какая фототехника будет устанавливаться на штатив. Ведь от этого напрямую зависит какой вам штатив нужен. Чем больше штатив выдерживает нагрузку, тем он должен быть прочней и в связи с этим дороже. Для обычной бюджетной зеркалки весом 600 грам и зум объектива весом 500грам хватит любого недорого штатива в ценовом диапазоне 30-50$. Но если вы используете фотоаппарат профессионального уровня который в среднем весит 1.5 кг, а с ним еще телеобъектив и вспышка то все это может весить около 4кг. Для такой нагрузки понадобится более прочная опора. Ведь вам же не хочется чтобы ваша техника упала со штатива от дуновения ветра. Рекомендуется брать штатив который в 2-2.5 раза тяжелее фототехники которая будет на него устанавливаться.

Высота штатива

В зависимости от того какие вы фотографии собираетесь делать вы должны знать какая вам нужна высота штатива. В идеале для комфортного использования фотоаппарат установленный на штативе должен быть на уровне глаз. Согласитесь будет очень не удобно работать со штативом если вы ростом 195см а штатив с максимальной высотой 140см.

Если вы решили подобрать штатив точно под свой рост то давайте разберем это на небольшом примере. Допустим ваш рост равен 175см - это не значит что вам нужен штатив с максимальной высотой 175см. Учитывая то что высота штатива рассчитывается от пола до головки штатива на которую еще сверху ставится фотокамера, то к высоте штатива прибавляем еще 6-7 см - это расстояние от низа фотоаппарата до ее видоискателя. Так же не забываем что глаза находятся у вас не на самой верхушке головы а на 10-12 см ниже вашего роста. В итоге получаем: 175см(ваш рост) - 11см - 6см = 158см. то есть для вашего роста вам вполне подойдет штатив с максимальной высотой 160см. Этот пример я привел на основе своего роста 176см и моего штатива высотой 161см, который идеально мне подходит по высоте.

Не стоит забывать и про высоту штатива в сложенном состоянии ведь будет тоже не очень приятно если он не будет вмещаться в вашу дорожную сумку.

Количество секций ножек

Количество секций ножек штатива тоже имеет значение. Выбрав трипод с двумя секциями вы получите довольно длинный штатив в собранном состоянии, который влезет не в каждую сумку. Три и четыре секции более распространенный вариант в сложенном виде будем занимать меньше места и считается что такая конструкция более устойчивая и крепкая.

Материал штатива

В дешевых бюджетных штативах ручки площадки и фиксаторы делаются из пластика. Он бывает разный и в бюджетным вариантах он может сильно люфтить и двигаться даже если вы сильно закрутите все фиксаторы.

Ноги изготавливаются из алюминия что делает их легкими и прочными. Более прочные и профессиональные штативы используют такие материалы как Карбон, титан, магний. Эти материалы почти не уступают по прочности алюминию но они более легкие. И пластик в в таких моделях более качественный и надежный. Он не будет люфтить и вы даже на миллиметр не сдвинете площадку если закрутить все фиксаторы.

Штативная головка

Головка штатива довольно важная часть штатива и она бывает как съемная так и такая которая идет вместе со штативом и ее не возможно заменить.

Головки бываю нескольких типов: 2D и 3D головка, шаровая и панорамная.

2D головка штатива дает возможность наклонять площадку с камерой только вниз и вверх, что не очень удобно и мало где применяется.

3D головка может наклоняться и поворачиваться как по горизонтали так и по вертикали что дает вам свободу для действий и легко позволит снимать панорамные фото. в Таких головках чаще всего можно фиксаторами закреплять площадку в нужной плоскости оставляя при этом другую плоскость подвижной. То есть вы можете зафиксировать головку в вертикальном положении и вы не сможете ее двигать вверх или вниз но по горизонтали свободно можете крутить площадку с фототехникой.

Шаровая головка это по сути площадка которая крепится к шару которые может двигаться во всех плоскостях зажимая и расслабляя всего лишь один фиксатор в отличие от 3D головки где там их может быть 2-3. Однако с такой головкой не очень удобно снимать панорамные снимки, так как вы не можете зафиксировать площадку с камерой по вертикальной оси то вам трудно будет снимать ровно без перепадов углов поворачивать камеру по горизонтали.

Панорамная головка как ни странно по названию идеально подходит для съемки панорам. Использую такой вид головки вы сможете избегать проблем при сшивании снимков в редакторе. Суть в том что при съемке на любых других типах головки вращение камеры на штативе происходит вокруг гнезда площадки штатива. Из за этого возникают проблемы стыковки кадров вызываемые параллаксом. Используя панорамную головку фотоаппарат будет вращаться вокруг конечной точки объектива что позволит избежать проблем при склейке кадров и искажений.

Площадка для крепления фотоаппарата

Хорошо когда есть площадка для крепления зеркалки. Площадка накручивается на фотоаппарат и затем крепится на головку штатива. Она будет очень полезна когда допустим вы снимаете что-то со штатива и вам надо быстро снять камеру и запечатлеть что-то интересное. В противном случае вам придется долго откручивать аппарат от площадки из за чего вы можете упустить интересный момент. Если вы думаете что для вашей фирмы фотоаппарата используется какое то особое крепление площадки то вы ошибаетесь. Штатив для фотоаппарата Canon или Nikon абсолютно ничем не отличается так же как и для другим фирм фототехники. У всех фотоштативов и самих камер используется абсолютно одинаковое гнездо крепления.

Какой фирмы брать штатив

Если вам важно какой фирмы брать штатив и что на нем будет написано то вам следует обратить внимание на такие фирмы как: Manfrotto (Италия), Gitzo, Benro (Китай), Slik (Япония), Cullmann, а также Hama, Arsenal (Китай) , Unomat, Soligor и Rekam, Velbon (Китай). Лично для меня не имеет значение какой фирмы штатив, я выбирал его исходя из моих требований по характеристикам, удобству эксплуатации и цене. Пользуюсь я штативом Arsenal ARS-3750 , который имеет 3D головку, съемную площадку крепления и вполне подходит для меня.

Заключение

Теперь после всего прочитанного вы должны понимать как выбрать штатив для зеркального фотоаппарата и надеюсь не будете спрашивать в комментариях какую модель купить для вашей камеры. При покупке штатива в магазине обязательно проверьте работу всей конструкции. Разложите и сложите проверьте плавность хода секций ног штатива и поворота головки объектива, надежность зажимов секций ног штатива и фиксаторы головки. Убедитесь что штатив подходит вам по высоте, напомню что максимальная высота штатива должна быть не меньше чем на 15 см ниже вашего роста. И конечно его следует брать исходя из вашего бюджета и нужд. И запомните, лучший штатив для фотоаппарата не тот который самый дорогой и от известной фирмы, а тот который вам подходит по эксплуатации, техническим и качественным характеристикам.