Основные характеристики рынка автотранспортных услуг. Особенности рынка транспортных услуг

Понятие транспортной организации. Виды и место транспортных организаций на рынке транспортных услуг. Экономика транспортной организации – объект, предмет и задачи изучения дисциплины. Нормативно-правовое регулирование деятельности транспортных организаций в РФ.

      Транспортная организация. Транспортная услуга. Виды и место транспортных организаций на рынке транспортных услуг.

      Экономика транспортной организации – объект, предмет и задачи изучения дисциплины.

      Нормативно-правовое регулирование деятельности транспортных организаций в РФ.

      Характеристика ОАО «РЖД» (крупнейшей транспортной компании мира)

1.1Транспортная организация. Транспортная услуга. Виды и место транспортных организаций на рынке транспортных услуг.

Для предоставления услуг по перевозке грузов и пассажиров, а также для оказания различных сопутствующих услуг, оказываемых до, в процессе или после осуществления перевозки, создаются соответствующие организации и предприятия, которые называются транспортными.

Понятие организация в РФ дается в Налоговом кодексе РФ:

«организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации);

Понятие предприятие пришло из делового оборота.

Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект экономики, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Производственное предприятие характеризуется производственно-техническим, организационным, экономическим и социальным единством.

Производственно-техническое единство определяется комплексом средств производства, обладающих технологическим единством и взаимосвязью отдельных производственных процессов, в результате которых используемые на предприятии сырье и материалы превращаются в готовую продукцию (работы, услуги)

Организационное единство определяется наличием единого коллектива и единого руководства, что находит отражение в общей и организационной структуре предприятия.

Экономическое единство определяется общностью экономических результатов работы (объемом реализованной продукции, уровнем рентабельности, массой прибыли, фондами предприятия и т.д.) и главное – извлечение прибыли выступает в качестве основной цели деятельности.

Социальное единство определяется тем, что предприятие – это коллектив людей различной квалификации, связанных определенными социально-экономическими целями и интересами, а извлечение прибыли служит основой для удовлетворения потребностей всего коллектива.

Предприятие – не только хозяйствующий субъект, но и юридическое лицо.

Понятие юридического лица определено в Гражданском кодексе РФ:

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом, из определения можно вычленить следующие признаки юридического лица:

    Имеет обособленное имущество в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении;

    Отвечает имуществом по своим обязательствам;

    Может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права;

    Может нести обязанности;

    Может быть истцом и ответчиком в суде;

    Имеет самостоятельный баланс или смету.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации и действует на основании Устава, Устава и учредительного договора или учредительного договора.

В Уставе отражаются организационная и правовая форма предприятия, наименование, почтовый адрес, предмет и цель деятельности, уставный капитал, порядок распределения прибыли, органы контроля, перечень и местонахождение структурных единиц, входящих в состав предприятия, условия её реорганизации и ликвидации.

В настоящее время часто используют термин фирма. Термин «фирма» широко используется в Западной Европе, США и Японии. Есть множество определений фирмы. Наиболее краткое и четкое определение было дано экономистами К.Р. Макконелли и С.Л. Брю: «Фирма – это организация, использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями».

Возможно использование термина – компания

Компа́ния (фр. compagnie - 1) общество, группа; 2) фирма, рота, экипаж корабля, театральная труппа):

    Компания - группа людей, проводящих вместе время. См.Общество .

    Компания -коммерческая организация , основной целью которой является осуществление экономической деятельности (производственной, торговой, посреднической, финансовой, страховой или иной). Компании имеют статусюридического лица . Компании могут включать в себяпредприятия (заводы, фабрики, шахты, торговые центры и т.п.).

В настоящее время в России существует множество транспортных компаний, готовых оказать различные транспортные и сопутствующие им услуги.

Транспортная компания – это организация, которая обеспечивает транспортный (перевозочный) процесс как самостоятельно, так и своими подразделениями или согласованно с другими организациями.

В дальнейшем будем использовать термин организация.

Целью функционирования любой организации (фирмы, компании, предприятия), в том числе и транспортной является удовлетворение потребностей общества (для транспортной – в перевозках грузов, пассажиров и багажа) и получение прибыли.

В зависимости от классификационного признака все транспортные организации можно разделить на следующие группы:

Таблица 1.

Классификация транспортных организаций

Классификационные признак

Виды фирм (их продукция)

Вид деятельности

Перевозка пассажиров, грузов и багажа

Оказание различных видов сопутствующих услуг

Форма собственности

Государственная

Муниципальная

Прочие формы собственности

Уровень регулирования деятельности

Объекты федерального значения

Объекты регионального значения

Объекты местного значения

Организационно-правовые формы

Хозяйственные товарищества и общества

Производственные кооперативы

Унитарные предприятия

В соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ в России установлены три формы собственности государственная (федеральная и субъектов РВ), муниципальная и частная собственность. На рынке транспортных услуг присутствуют все формы собственности. Что касается государственной собственности, то она в большей степени представлена в сегменте железнодорожных перевозок, т.к. созданное в период реформирования железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» является компанией со 100% уставным капиталом, находящимся в собственности государства. По другим видам транспорта основная доля принадлежит частным компаниям.

По организационно-правовым формам наибольшую часть представляют компании созданы в форме открытых обществ с ограниченной ответственностью (ООО), акционерных обществ как открытых (ОАО), так и закрытых (ЗАО). В сегменте автомобильного транспорта, а также в сфере оказания дополнительных и сопутствующих услуг широко представлены индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. Причем для развития предпринимательской деятельности на рынке транспортных услуг малым и средним бизнесом Министерством транспорта РФ разработана специальная ведомственная целевая программа «Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта» на 2010 - 2012 годы, утверждено распоряжением от 21 июня 2010 г. № ИЛ-48-р. Целью программы является создание благоприятных условий для активизации предпринимательской деятельности в сфере водного транспорта, автомобильного и городского пассажирского транспорта, железнодорожного транспорта; снижение издержек субъектов малого и среднего предпринимательства в области транспорта; повышение доли российских международных перевозчиков – экспортеров транспортных услуг на рынке международных автомобильных перевозок России.

Основным видом деятельности транспортных организаций является оказанием транспортных услуг.

В современном гражданском праве России услуги признаются в качестве одной из ведущих категорий в системе объектов гражданских прав и значение этой категории, особенно в системе рыночных отношений возрастает с каждым годом.

Статья 128 ГК РФ закрепляет услуги в качестве объекта гражданских прав, но определения данному понятию не даёт. Исходя из лексического толкования статьи работы и услуги составляют отдельную группу объектов гражданского права наряду с имуществом. По общему правилу услуга не имеет вещественного результата, а проявляется в её эффекте.

Законодательное определение услуги дается в статье 38 (п.5) НК РФ – « услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».

Одним из видов услуг являются транспортные услуги – услуги по осуществлению перевозки грузов и пассажиров.

Транспортная услуга представляет собой деятельность хозяйствующего субъекта, направленную на изменение местонахождения людей или партий грузов и осуществляемую по предварительному согласию производителя услуги и клиента.

В зависимости от видов транспортных услуг можно привести классификацию транспортных организаций

В первую очередь транспортные организации, которые оказывают все видов транспортных услуг в сфере транспорта общего пользования, которые выполняются и потребляются в соответствии с договорами (контрактами), заключенными между производителями этих услуг (перевозчиков, транспортных агентов и транспортных экспедиторов) и потребителями (пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями).

Все транспортные организации по виду объекта перевозки (грузы или пассажиры) можно разделить на грузовые и пассажирские. Кроме этого существуют транспортные организации, которые осуществляют перевозку как грузов, так и пассажиров.

Грузовые транспортные организации осуществляют: подготовку груза к перевозке, подачу подвижного состава, погрузку груза, оформление перевозочных документов, осуществление перевозки, выгрузка груза и т.п.

Пассажирские транспортные организации осуществляют: подачу пассажирского подвижного состава, обеспечение удобной посадки людей, перемещение пассажиров с необходимым комфортом, организация выхода пассажиров из подвижного состава по окончании поездки и др.

Каждому виду транспорта свойственна определенная специфика организации и обслуживания (предоставления услуг по перевозке) поэтому, по виду грузовые перевозки могут осуществляться организациями следующих видов транспорта: железнодорожного транспорта; автомобильного транспорта; морского транспорта; водного внутреннего транспорта; воздушного транспорта.

Аналогично подразделяются организации, осуществляющие деятельность в области пассажирского транспорта.

Кроме этого все транспортные организации могут выполнять различные сопутствующие услуги:

Они подразделяются на:

    объективно необходимые для выполнения железнодорожной перевозки определенного вида, обеспечивающие необходимое количество перемещения необходимого количества груза и определенного количества пассажиров;

    субъективно приемлемые сопутствующие транспортные услуги, для выполнения железнодорожной перевозки определенного вида, обеспечивающие приемлемое качество перевозки (своевременность, скорость, сохранность, экономичность доставки и др.)

    общественно необходимые сопутствующие транспортные услуги, для выполнения железнодорожной перевозки определенного вида, выполняемые по требованию государственных организаций (страхование груза, таможенный досмотр, безопасность окружающей среды и др.).

К Объективно необходимым сопутствующим услугам относят:

    оформление документов, сдача и получение груза – это виды работ, без которых не может состояться процесс перевозки от отправителя до получателя, т.к. в условиях функционирования рынка транспортных услуг, который регулируется, прежде всего, гражданскими правоотношениями, без сдачи груза публичному перевозчику и оформления соответствующих договорных документов перевозка груза железнодорожным транспортом общего пользования не может состояться;

    завоз-вывоз грузов – необходимость вытекает из предыдущего пункта, без доставки груза на указанном транспортном средстве от склада отправителя до станции физически невозможно осуществить перевозку железнодорожным транспортом общего пользования;

    погрузочно-разгрузочные работы .

К субъективно-приемлемым сопутствующим транспортным услугам относят:

    складские услуги – сортировка грузов, комплектование отправок и укрупнение грузовых единиц, формирование и расформирование пакетов, погрузка грузов в контейнеры и выгрузка из них, маркировка грузов, упаковка, увязка, обшивка грузов, ремонт транспортной тары и упаковки;

    информационные услуги – уведомление получателей об отправке грузов; уведомление о продвижении и подходе груза; слежение за грузом от отправления до назначения, уведомление грузополучателя или грузоотправителя о подходе автотранспорта; уведомление грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю; уведомление о пересечение грузом государственной границы, информация о прибытии груза в порт, уведомление о погрузке груза на борт судна и др.;

    подготовка и дополнительное оборудование подвижного состава – очистка вагонов и контейнеров от остатков груза и их промывка, обеспечение грузоотправителей средствами пакетирования, обеспечение грузоотправителей хлебными щитами, оборудование вагонов печами и другими необходимыми для перевозки и погрузки устройствами и материалами, предоставление запорных пломбировочных устройств и др.;

    платежно-финансовые услуги – оформление и оплата провозных платежей, сборов, и штрафов, проведение расчетных операций за перевозку и перевалку грузов с отдельными станциями, портами и пристанями, оплата за проведение погрузочных и разгрузочных, складских и иных видов работ, выполняемых в начальных, перевалочных и конечных пунктах;

    прочие услуги – разработка и согласование технических условий погрузки и крепления, контроль комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт контейнеров отправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров, сдача вагонов, контейнеров, складских помещений, земельных участков, погрузочно-разгрузочных площадок в аренду, хранение грузов на складах экспедиторов и др.

К Общественно приемлемым транспортным услугам относят:

    страхование грузов – в условиях повышенного риска при перевозках транспортом общего пользования необходимым становится не только страхование пассажиров, но и добровольное страхование имущества (грузов);

    таможенное оформление грузов и транспортных средств – компания ОАО «РЖД» выиграла конкурс на организацию и проведение таможенных работ на железнодорожных пограничных станциях и входных припортовых станциях. С августа 2007 года ООО «Таможенный брокерский центр» является единым железнодорожным таможенным брокером на территории РФ.

Общественно-необходимые транспортные услуги

Таможенное оформление грузов

Страхование грузов

    подготовка и заключение договора страхования;

    оплата страховых взносов;

    оформление документов при наступлении страхового случая

    получение страхового возмещения

    Проведение декларирования грузов в таможенных органах

    Консультирование грузовладельцев по декларированию груза

    Оформление грузовой таможенной декларации и сопутствующих документов на груз

    Выполнение платежей по таможенным сборам и другим таможенным формальностям

Возможна и другая классификация транспортных услуг, которая представлена в таблице№ 1.1

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Состояние и тенденции международного рынка транспортных услуг. Основные участники рынка. Анализ международной деятельности ОАО "Владивосток Авиа". Конкурентные преимущества и приоритетные направления деятельности. Пути повышения конкурентоспособности.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2014

    Общая характеристика рынка медицинских услуг. Современное понимание здоровья. Экономический, социальный и институциональный аспекты медицинских услуг. Взаимодействие спроса и предложения. Интересы субъектов рынка. Современное состояние российского рынка.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2012

    Особенности рынка как механизма взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ, совокупности отношений производителей и потребителей, формируемых через отношения обмена, решения об уровнях производства, ценах и методах конкурентной борьбы.

    презентация , добавлен 19.09.2016

    Понятие образовательных услуг. Правовое и государственное регулирование рынка образовательных услуг. Проблемы сферы образования. Перспективы развития рынка образовательных услуг в РФ. Образование как экономическая субстанция и производственный процесс.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2015

    Формирование рынка транспортных услуг в России, его структура и перспективы развития. Классификация отраслей транспорта. Статистический анализ грузооборота и пассажирооборота с помощью группировки, показателей вариации, рядов динамики, индексного метода.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2013

    Сущность и предмет статистики рынка товаров и услуг. Задачи, методы и показатели статистической характеристики эффективности рыночных процессов, направления их развития. Методология статистики: определение товарооборота, изучение рынка товаров и услуг.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2011

    Информация как экономический ресурс, товар и фактор производства. Значение информации для развития экономики. Современное состояние рынка информационных услуг, особенности его структуры. Анализ и перспективы развития рынка информационных услуг в России.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2016

Классификация рынков

По товарным группам: рынок средств пр-ва, сырья, поторебительских товаров и услуг

По отдельным товарам: Рынок денег, капитала, ценных бумаг, земли, труда.

По пространственному расположению: Национальный и мировой

По степени зрелости и развитию конкуренции: Рынок совершенной и несовершенной конкуренции

По соответствию правовым нормам: легальный и нелегальный

Классификация рынков имеет большое значение при выделении типов рыночных структур, организации производственной деятельности фирмами, проведении регулирующих мероприятий государственными органами.

Роль автотранспортных предприятий на рынке транспортных услуг

В системе автомобильного транспорта России в настоящее время создаются и функционируют предприятия и организации, различающиеся между собой по назначению, форме собственности, организационно-правовой форме и размерам. По назначению они подразделяются на два типа: автотранспортные (автоэксплуатационные) и автообслуживающие (автосервисные). Автотранспортные предприятия (АТП) выполняют главную задачу транспорта -- осуществляют перевозки грузов и пассажиров. В зависимости от вида перевозок АТП подразделяются на грузовые, пассажирские (автобусные и легковые), смешанные (грузопассажирские) и специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.). Такие автотранспортные предприятия могут быть комплексного типа и специализированные. Комплексные предприятия осуществляют не только перевозки пассажиров и грузов, но и хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, принадлежащего самому предприятию. Они могут на коммерческой основе выполнять и другие услуги, в том числе техническое обслуживание и ремонт подвижного состава для сторонних предприятий и организаций, а также индивидуальных предпринимателей-перевозчиков, транспортно-экспедиционные услуги и другие. Специализированные автотранспортные предприятия выполняют только перевозки пассажиров или грузов. Это чаще всего малые предприятия, на которых создание своей ремонтной базы нерационально.

По организационной принадлежности АТП делятся на предприятия общего пользования и ведомственные. Предприятия общего пользования выполняют транспортные услуги только на коммерческой основе для юридических и физических лиц.

В качестве основных клиентов АТП общего пользования выступают предприятия товаропроизводящих отраслей (промышленности, строительства и др.). При реализации каналов распределения готовой продукции, им приходится решать вопросы, связанные с доставкой, т. е. выбирать вид транспорта, методы организации перевозок, тип транспортных средств, участвовать в организации погрузочно-разгрузочных работ, использовать современные технологии в организации размещения, учета товаров и запасов на складах и терминалах.

Ведомственные АТП входят в состав отраслей нетранспортного назначения (например, промышленности, строительства, сельского хозяйства). Они обслуживают предприятия и организации только той отрасли, в которую они входят.

К автообслуживающим предприятиям относятся: станции технического обслуживания автомобилей, гаражи-стоянки, терминалы, автозаправочные станции, автовокзалы, авторемонтные предприятия.

Необходимость в организации и существовании подобных предприятий объясняется тем, что автотранспортные предприятия и индивидуальные владельцы автомобилей не всегда могут своими силами обеспечить нормальные условия для выполнения транспортных услуг.

Станции технического обслуживания (СТО) выполняют работы (услуги) по поддержанию и восстановлению работоспособности автомобилей, а именно контролю технического состояния (диагностирование), техническому обслуживанию (гарантийное, регламентное, послегарантийное, сезонное) и ремонту (автомобилей, агрегатов, кузовов). При этом заказчиками услуг могут быть все автовладельцы (юридические и физические лица).

По производственному признаку станции технического обслуживания подразделяются на грузовые, автобусные, легковые и смешанные, на которых осуществляются работы по поддержанию автомобилей всех типов в технически исправном состоянии.

По территориальному признаку они могут быть городскими, дорожными, районными.

Терминалы осуществляют транспортно-эксплуатационное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей. Это может быть производственное подразделение крупного автотранспортного предприятия или самостоятельное предприятие, предназначенное для обработки контейнерного и пакетированного грузов. Такие предприятия размещаются чаще всего на окраинах городов.

Терминальная система доставки грузов является прогрессивной формой транспортно-экспедициошюго обслуживания. Она предусматривает подвоз мелких отправок от клиентов малотоннажными автомобилями на терминалы пунктов отправления (грузоформирующие объекты), формирование на терминалах крупных отправок, перевозку их на терминалы пунктов назначения и развоз отправок грузополучателям малотоннажными автомобилями. Кроме того, терминалы работают как пункты накопления и распределения средних и крупных партий груза (распределительные пункты).

Автозаправочные станции представляют собой специализированные предприятия по снабжению подвижного состава эксплуатационными материалами: топливом, маслом для двигателей, трансмиссионными маслами, консистентными смазочными материалами, водой и воздухом для подкачки шин. Как правило, автозаправочные станции специализируются по виду заправляемого топлива: бензин, дизельное топливо, газобаллонное топливо. По территориальному признаку их делят на городские, районные и дорожные.

Автовокзалы осуществляют продажу билетов на проезд, выполняют багажные операции, предоставляют необходимые помещения пассажирам для отдыха и ожидания отправления в пригородном, междугородном и международном сообщении.

Гаражи-стоянки осуществляют только хранение автомобилей. Их создают главным образом на магистралях, в конечных и промежуточных пунктах маршрутов.

В зависимости от формы собственности предприятия автомобильного транспорта подразделяются на государственные, частные, со смешанной формой собственности, с иностранным участием, а также предприятия общественных организаций.

Преобладающая часть предприятий автомобильного транспорта в России в настоящее время являются частными. Опыт их функционирования с начала рыночных реформ показал, что на частных предприятиях лучше показатели по производительности труда, себестоимости услуг, прибыли. Это объясняется в первую очередь тем, что частные предприятия имеют большую самостоятельность в решении экономических и производственных проблем, свободу выбора партнеров по сделкам и использованию оптимальных форм и методов мотивации труда.

На грузовом автомобильном транспорте общего использования, выполняющем перевозки на коммерческой основе, своевременное выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту способствует повышению уровня коэффициента его использования во времени Экономический эффект здесь формируется как на самом транспорте (транспортный эффект), так и в обслуживаемых им отраслях и видах деятельности (внетранспортный эффект). Транспортный эффект формируется в результате снижения себестоимости перевозок, внетранспорный -- в основном производстве предприятий и организаций обслуживаемых отраслей за счет сокращения экономических потерь из-за неудовлетворительной работы транспорта. Указанная закономерность присуща всем элементам производственной инфраструктуры независимо от ее иерархического уровня: отраслевой, региональной, локальной. На уровне предприятия первая часть эффекта в конечном итоге входит в состав эффекта, достигаемого в основном производстве, поскольку снижение себестоимости транспортных работ удешевляет это производство.

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года определяет в качестве приоритетной цели развития транспортной системы страны «… повышение уровня ее соответствия задачам обеспечения военной безопасности страны и создания тем самым необходимых условий для соответствующего уровня общенациональной безопасности …» .

С переходом России, в начале 90-х, к рыночным отношениям повлекло за собой развал промышленного производства и транспорта, ломку устоявшихся хозяйственных связей, изменение существовавших взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Транспортный рынок в настоящее время представляет собой совокупность самостоятельных организаций – перевозчиков и посредников – с выраженным преобладанием мелкого капитала. Предприятиями негосударственных форм собственности выполняется на автомобильном транспорте 93% перевозок грузов и 75% перевозок пассажиров, на морском – соответственно 99 и 90%, речном – 94 и 90%, воздушном – 73 и 80% . В результате процессов приватизации и демонополизации транспортного комплекса на рынке действуют свыше 550 тыс. перевозчиков, более половины из которых составляют индивидуальные предприниматели и предприятия со смешенной формой собственности . Объемы перевозок грузов по видам транспорта в Российской Федерации представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Объемы перевозок грузов по видам транспорта, млн. тонн

Наименование
показателей

По состоянию на конец соответствующего года

20 10

Транспорт, всего
в том числе:
железнодорожный
автомобильный
трубопроводный
морской
внутренний водный
воздушный

Государственные предприятия морского и речного флота после распада Советского союза были преобразованы в новые учреждения. К 1 января 1996 года бывшим департаментом морского транспорта (современное название — Федеральное агентство морского и речного транспорта, служба «Росморречфлот» Министерства транспорта РФ) было выдано 1632 первичных лицензий предприятиям и предпринимателям всех форм собственности . В 1996 году Морские администрации портов выдали более 240 лицензий. При этом кроме морских портов, было лицензировано 245 организаций и индивидуальных предпринимателей, располагающих флотом в количестве 680 ед. общим дедвейтом 1,9 млн. т. На сегодняшний день, современный отечественный независимый морской перевозчик в среднем владеет 2-3 судами. Большое количество отечественного флота плавает под иностранными флагами, что обусловлено стремлением судовладельцев избежать высокого налогообложения, действующего в нашей стране и делающего в результате отечественный флот неконкурентоспособным на мировом фрахтовом рынке. По этой же причине, а также из-за отсутствия необходимой государственной поддержки, подавляющая часть вновь построенных судов для российских судовладельцев также эксплуатируется под иностранными флагами в течение срока окупаемости затраченных на их постройку средств. Как правило, это суда иностранного производства. Перевалкой грузов на морском транспорте занимаются 170 портов и иных коммерческих структур, как вышедших из подчинения морским пароходством (24,7%), так и вновь образованных (75,3%). По состоянию на начало 2013 год производственная мощность российских портов составляет 846,2 млн. тонн, в том числе для наливных – 479,4 (56,7%) млн. тонн, для сухогрузов – 366,8 млн. тонн (43,3%). Объем перевалки грузов в морских порта России в 2012 году составил 567 млн. тонн. Основные проблемы обусловлены недостатком специализированных терминалов для обслуживания крупнотоннажного флота .

С 1991 года протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами снизилось в 1,4 раза (до 48,3 тыс. км). Протяженность внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации составляет 4,9 тыс. км. Объем перевозок внутренним водным транспортом сократился более чем в 4 раза (до 141 млн. тонн), перевозки пассажиров – в 6 раз. Основными проблемами на этом виде транспорта являются:

  • необходимость срочной замены большого количества устаревших судов, в первую очередь, наливных и смешанного «река-море» плавания; нуждающиеся в реконструкции, существующие речные и устьевые порты;
  • обеспечение стабильной работы водных путей и судопропускных сооружений, которые за последние годы из-за недостатка бюджетного финансирования не поддерживаются надлежащим ремонтом и обслуживанием и не полностью отвечают требованиям безопасности судоходства.

Похожая ситуация наблюдается и на других видах магистрального транспорта, подвергнувшихся приватизации – внутреннем водном, воздушном, автомобильном.

Рис. 1. Форма собственности предприятий гражданской авиации


Рис. 2. Динамика перевозки грузов авиатранспортом по годам

В настоящее время, аэродромная сеть гражданской авиации насчитывает 223 предприятия разной форы собственности (85 – Открытое акционерное общество, 20 – Общество с ограниченной ответственностью, 14 – Закрытое акционерное общество, 104 – государственных) – аэропортов, на ней функционирует 234 перевозчика различных форм собственности, из них только 30 государственных (рис. 1). Средняя численность воздушных судов в транспортном предприятии -22-23 ед. (учитывая вертолеты и малую авиацию) .

Начиная с 2010 года объемы грузов, перевозимые авиационным транспортом, увеличиваются (рис. 2).

Такая же динамика наблюдается и в перевозке пассажиров авиатранспортом (рис. 3.).


Рис. 3. Динамика перевозки пассажиров авиатранспортом по годам

Автомобильный транспорт к настоящему времени также представляет совокупность мелких предприятий, увеличивающих, вместе с тем, объемы магистральных перевозок и конкурирующих с железнодорожным транспортом на расстояниях до 500-700 км. На расстояние до 200 км автотранспортом можно доставить груз быстрее в 12 раз, чем железнодорожно-автомобильным смешанным сообщением и в 5 раз быстрее, чем в прямом железнодорожном; на расстояние до 500 км - быстрее соответственно в 7 и 3 раза. Однако с увеличением дальности данное преимущество теряется . Зарубежный опыт также подтверждает эффективность автомобильного транспорта при перевозках на расстояние 300-400 км благодаря применению автомобилей большой грузоподъемности (в США средняя грузоподъемность автомобиля в междугородных перевозках 19 т, во Франции - 13 т, в ФРГ - 15 т, в России - 9 т) . На автомобильном транспорте за последние годы возросла роль грузового автотранспорта (самосвалы, фургоны и рефрижераторы), — в 2012 году на его долю приходилось около 90 процентов от всего объема перевозок. Это объясняется увеличением автотранспортных средств, находящихся в собственности нетранспортных организаций. В перевозках грузов, выполняемых предприятиями автотранспорта общего пользования, наибольший удельный вес занимают крупные и средние автопредприятия. Они осуществляют главным образом доставку массовых грузов на короткие расстояния. В отличие от них, малые предприятия и индивидуальные автовладельцы выполняют в основном дальнепробежные грузоперевозки. У малых предприятий и индивидуальных автовладельцев средняя дальность перевозок в 5 раз превышает показатель у крупных и средних автопредприятий. На рынке автотранспортных услуг наибольшим спросом пользуются самосвалы, фургоны и рефрижераторы.


Рис. 4. Сравнительная характеристика по площади территории и протяженности дорожной сети некоторых стран мира

Общая протяженность автомобильных дорог в стране составляет в настоящее время около 1 млн. км, тогда как, по некоторым оценкам специалистов, сегодня для удовлетворения социальных и экономических потребностей государства минимальная величина этого показателя должна быть в пределах 1,5-2 млн. км .
Имея большую площадь территории, Российская Федерация существенно отстает от развитых стран Европы и Америки по протяженности дорожной сети, что наглядно продемонстрировано на рисунке 4 .


Рис. 5 – Сравнительная характеристика по площади территории и плотности автомобильных дорог некоторых стран мира

Существующая конфигурация сети федеральных автомобильных дорог имеет ярко выраженную радиальную структуру, дополненную рядом обходных и кольцевых дорог с недостаточным числом соединительных и хордовых дорог. На европейской территории России радиальная структура федеральных дорог ориентирована на столицу Российской Федерации — Москву, в то время как ряд регионов, например, на северо-востоке не имеет автодорожных связей между соседними субъектами Российской Федерации по кратчайшим направлениям. Подобная структура сети показала свою недостаточную эффективность, результатом чего стало увеличение протяженности маршрутов движения и, как следствие, перепробег автомобильного транспорта, а также концентрация потоков на радиальных направлениях и перегрузка магистралей в районе Московского, Санкт-Петербургского и ряда других крупных транспортных узлов. Сегодня с превышением нормативной загрузки эксплуатируется более 13 тыс. км федеральных автомобильных дорог, особенно на подходах к крупнейшим городам, что составляет около 30% их общей протяженности . При этом почти 53% от общего объема перевозок по федеральным автодорогам осуществляется в режиме перегрузки дорожной сети, что приводит к росту затрат на автоперевозки на 20-30 % по сравнению с нормальными условиями движения . Причиной того, что значительная часть локальных перевозок производится по федеральным дорогам, является недостаточная развитость местной дорожной сети. Самая развитая сеть автомобильных дорог в стране в Ленинградской области. По ее территории проходят 1366 км автомобильных дорог федерального значения, 9763 км – регионального значения и около 10700 км автомобильных дорог общего пользования местного значения .

На железнодорожном транспорте прирост объема перевозок грузов в этот период наблюдается главным образом за счет увеличения перевозок на экспорт каменного угля, нефти и нефтепродуктов, черных металлов, лесных грузов, а также роста перевозок потребляемых на внутреннем рынке строительных грузов, зерна и продуктов перемола. Пассажирские перевозки за последние годы не увеличиваются. Это происходит в первую очередь из-за уменьшения перевозок пассажиров в дальнем следовании. Более стабильно выглядят перевозки в пригородном сообщении, — их объем сохраняется примерно на одном уровне. Неблагоприятно выглядит ситуация с эффективностью перевозок, и в частности, с себестоимостью перевозок и их рентабельностью. На ближайшую перспективу, в ходе реализации программы реформирования федерального железнодорожного транспорта, намечены меры по обновлению и модернизации основных производственных фондов, повышению уровня безопасности движения и качества перевозок. Продолжается работа по электрификации железнодорожных путей, усилению подходов к существующим и строящимся морским портам.
Растет число транспортно-экспедиторских предприятий и фирм-операторов перевозок, часто владеющих парками многообразных средств укрупнения грузовых мест, складами временного хранения, автомобильным транспортом. К 2012 году общее количество транспортных экспедиторов достигает более 12 тыс. при этом отдельные перевозчики (в том числе и Министерства путей сообщения) предпочитают принимать грузы преимущественно от своих традиционных экспедиторов.

Вместе с тем, указанный рост количества транспортных предприятий сопровождается общим снижением объемов перевозок, чем характеризуется ускоренное уменьшение грузооборота отдельных предприятий.