Почему жить здесь и сейчас — не очень полезный совет. Научитесь жить здесь и сейчас

У нашего сознания есть прекрасный способ взаимодействия с миром - режим осознания. Когда мы живем осознанно, то понимаем, что сами «искажаем» реальность: слишком много думаем, анализируем и оцениваем. Из-за этого не можем уснуть, отдохнуть, чувствуем себя разбитыми и несобранными. Гораздо легче, когда наше сознание находится здесь и сейчас. Вот несколько советов из книг по осознанности, чтобы вам было легче концентрироваться на текущем моменте и положении вещей.

Начинайте свой день осознанно

Открыв глаза, выдержите небольшую паузу, а затем сделайте пять медленных вдохов. Это позволит вам наладить контакт со своим телом. Если вы устали, у вас тревожное состояние, плохое настроение или вас мучают какие-то другие чувства, попытайтесь отнестись к ним как к происходящим в сознании событиям, которые появляются и растворяются. Если у вас что-то болит, отнеситесь к этим ощущениям именно как к ощущениям, не более. Попробуйте принять все свои мысли, чувства и ощущения предельно мягко и осторожно. Не нужно пытаться изменить их. Примите их, потому что они уже здесь, в вашем теле. Временно отключив таким образом свой автопилот, вы можете в течение нескольких минут «просканировать» свое тело, сосредоточиться на дыхании или потянуться, прежде чем вставать с кровати.

Используйте «медитации-передышки»

Выполнение «медитации-передышки» в течение дня помогает сфокусироваться на настоящем, чтобы мудро и с состраданием относиться к собственным мыслям, чувствам и ощущениям. Вот пример 3-минутной «передышки»:

Этап 1. Вы можете выполнять упражнение сидя или стоя, но обязательно расправьте плечи и выпрямите спину. По возможности закройте глаза. Затем направьте внимание на то, что происходит у вас внутри, и примите это. Для этого задайте себе вопрос: «Что я сейчас ощущаю? Какие мысли у меня в голове?». Постарайтесь отнестись к своим мыслям просто как к событиям, которые происходят в вашем сознании. Если вы чувствуете дискомфорт или неприятные ощущения, признайтесь себе в этом и не пытайтесь их изменить. Тоже самое с физическими ощущениями.

Этап 2. Сконцентрируйте внимание в одной точке и направьте на ощущения в животе, возникающие в процессе дыхания, когда брюшная стенка поднимается на вдохе и опускается на выдохе. Проследите за тем, как движется воздух внутри вашего тела. Используйте каждый вдох как возможность стать на якорь и оставаться в настоящем. Если вы отвлеклись, просто продолжайте спокойно следить за дыханием.

Этап 3. Теперь попробуйте расширить сферу осознанности вокруг дыхания, чтобы ощутить тело как единое целое, включая вашу позу и выражение лица. Представьте, как будто все ваше тело дышит. Если вы заметили напряжение или дискомфорт, попробуйте сосредоточиться на этих ощущениях, направив туда свое дыхание. Тем самым вы помогаете себе изучить эти ощущения и подружиться с ними, а не пытаться изменить их. Если они больше не требуют вашего внимания, вернитесь к ощущениям своего тела и продолжайте следить за ними.



Подружитесь со своими чувствами

Какие бы чувства вы ни испытывали, постарайтесь отнестись к ним открыто и по-доброму. Не забывайте, что даже к самым болезненным эмоциями - усталости, страху, фрустрации, грусти, чувству утраты или вины - нужно отнестись приветливо. Когда мы прокручиваем в голове какую-то ситуацию, мозг реагирует на нее как на реальную угрозу. Когда мы вспоминаем прошлое или думаем о будущем, у нас в голове возникают не настоящие, а вымышленные трудности. В результате у нас отключается способность мыслить открыто, творчески и мы либо чувствуем себя в ловушке и сжимаемся, либо наше тело готовится «бить-или-бежать».

Примиритесь с несовершенством мира

Не избегайте общения со страдающими и не закрывайте глаза на страдание. Осознайте тот факт, что в мире существует горе. Не ставьте себя на их место и не ныряйте с головой в собственные переживания. Лучше живите просто и разделяйте время, энергию и материальные ресурсы с нуждающимися. Не занимайтесь тем, что наносит вред людям и природе. Не инвестируйте в компании, лишающие других шанса выжить. Выберите профессию, помогающую реализовать ваш идеал сострадания. Не убивайте и не давайте убивать другим. Уважайте других и помогайте, когда есть возможность.

Совершайте осознанные действия

Что бы вы ни делали, постарайтесь сохранять осознанное внимание в течение всего дня так долго, как у вас получится. Например, если вы моете посуду, обратите внимание на соприкосновение с водой, поверхностью тарелок и на меняющиеся тактильные ощущения. Если вы гуляете, оглянитесь и понаблюдайте за пейзажем, звуками и запахами вокруг. Чувствуете ли вы поверхность тротуара сквозь обувь? Ощущаете ли запах воздуха? Замечаете ли, как воздух движется сквозь волосы и обволакивает кожу?

Больше занимайтесь спортом

Старайтесь больше гулять, ездить на велосипеде, работать в саду или ходить в спортзал. Попробуйте настроить осознанное и любознательное отношение к собственному телу во время спортивных занятий. Обратите внимание на возникающие мысли и чувства. Может быть, вы заметите, что стиснули зубы или у вас появились первые признаки отвращения или другие отрицательные мысли и ощущения. Постарайтесь проследить за ними. Дышите вместе с ними и направляйте дыхание к ним. Попробуйте постепенно увеличивать продолжительность и интенсивность упражнений, не теряя при этом осознанного внимания к своему телу.

Не следуйте слепо никакой доктрине, теории или идеологии и не привязывайтесь к ней. Все системы взглядов лишь указывают путь, но они не абсолютная истина. Избегайте ограниченности мышления, не привязывайтесь к сегодняшним воззрениям. Никаким образом не заставляйте других, в том числе детей, принимать свои взгляды - ни авторитетом, ни угрозами, ни подкупом, ни пропагандой или даже образованием.


Освободитесь от внутреннего шума

У вас больше нет необходимости гнаться за бессмысленными целями. Всем нам необходима тишина. Остановите шум в голове, чтобы насладиться поистине волшебными звуками жизни, к которым нужно прислушиваться. Тогда вы заживете своей настоящей и глубокой жизнью. Ощутить присутствие в настоящем, в здесь и сейчас, можно в уединении. Это не значит, что вам нужно переселиться на необитаемый остров или уйти в лес. Практиковать уединение означает научиться находиться в данном конкретном моменте времени, не думая о прошлом или будущем. Просто найдите возможность каждый день проводить некоторое время в физическом уединении. Это наполнит вас силами и поможет глубоко заглянуть внутрь себя. Даже в центре города вы способны оставаться наедине с собой и не поддаваться отвлекающему влиянию толпы. Для того, чтобы установить связь с миром, вы прежде всего должны обернуться к себе и установить связь с собой.

Помните о дыхании

Ваше дыхание всегда с вами, оно помогает вам находиться в настоящем. Дышите осознанно, когда обнимаете ребенка или любимого человека. Дышите, когда моете посуду или едите за столом. Дыхание, как добрый друг, постоянно напоминает о том, что вас любят таким, какой вы есть.

Осознанность дает внутреннее спокойствие, позволяющее заглянуть глубоко внутрь себя и понять, кем мы являемся на самом деле и чего хотим от жизни. Практика осознанности очень проста: останавливаемся, дышим и успокаиваем свой разум. Мы возвращаем к себе и наслаждаемся тем, что каждый момент находимся здесь. И в этой точке есть все радости жизни.

Жить здесь и сейчас – это умение жить настоящим, безраздельно отдаваться текущему моменту, воспринимать его всеми органами чувств и своей душой, понимать и осознавать этот момент, и главное действовать в нем.

Очень часто жить здесь и сейчас человеку мешает прошлое. Негативные или очень приятные воспоминания захватывают настолько, что жизнь замирает.
К чему приводят постоянные сожаления и горечь от упущенных возможностей? Только к упущенным и неповторимым моментам в настоящем.

Зачем нам нужны постоянные волнения и переживания о том, что будет? Ведь будущее еще не наступило, и мы попросту теряем свое драгоценное настоящее время. Безвозвратно уходит момент «здесь и сейчас», а вместо него мы получаем волнение, суету, стресс, депрессию и отсутствие радости жизни.

Представьте на одну минутку, что жить вам осталось всего несколько месяцев. Как бы вы изменили свою жизнь? Что сделали бы в первую очередь? Наверное начали бы ценить каждую минуту проведенную на этой Земле, каждое мгновение, которое дарит вам судьба.

Так зачем же тратить свою жизнь на прошлое, которое уже не вернуть, и на будущее, которое еще не наступило? Мы теряем самое дорогое, что у нас есть — это счастливое настоящее.

Как же научиться жить здесь и сейчас?

Уметь жить здесь и сейчас очень необходимо человеку, ведь тогда он самостоятельно может избавиться от тревоги, неуверенности, оценок, сравнений, нерешительности, тоски, уныния, чувства опустошенности и бессмысленности жизни.

В первую очередь, начните думать и говорить о своих настоящих переживаниях, ощущениях и чувствах. Учитесь выбирать то, что важнее, приятнее и что больше всего вы хотите! Сделайте то, что давно откладывали. Ведь завтра может и не наступить. Жить надо здесь и сейчас.

Осознание

Чтобы жить настоящим важно уметь осознавать себя здесь и сейчас. Для этого, начинайте каждое предложение со слов «здесь и сейчас я вижу…», перечисляйте окружающие вас предметы; вглядывайтесь и разглядывайте их.

Ощущения несут нам информацию о том, что происходит здесь и сейчас, поэтому сконцентрируйтесь на своих физических ощущениях, ощутите все, с чем соприкасается поверхность вашего тела, какие ощущения вызывают вас эти прикосновения; прочувствуйте всю палитру чувств напряжения, расслабления, тепла, легкости, тяжести внутри вашего тела.

Большую часть времени люди проводят в суете, заботах и делах, забывая о том, что надо радоваться жизни и ценить каждый ее момент. День идет один за другим, и мы просто забываем жить здесь и сейчас. А ведь именно присутствие в моменте здесь и сейчас – это и есть осознанность. Редко кто в наше время умеет жить и радоваться в настоящем.

Различные раздражающие факторы и обязанности заставляют нас быть где угодно, но только не здесь и сейчас. В итоге, наше сознание пребывает или в прошлом, или в будущем. И только тяжелые заболевания или серьезные проблемы способствуют тому, что человек начинает видеть жизнь совсем в другом ракурсе.

И этот ракурс называется «осознанность». Можно научиться контролировать свое сознание и концентрироваться на том, чем вы занимаетесь здесь и сейчас, не вспоминая прошлое и не думая о будущем. Нужно жить здесь и сейчас и тогда вы станете гораздо более счастливыми, потому что будете чувствовать жизнь во всей ее полноте.

С помощью определенных упражнений вы сможете выбраться из обыденности и взглянуть на жизнь совершенно по — новому. Дело в том, что когда человек перестает действовать осознанно, он не умеет жить и сейчас, не замечает радости жизни.

Упражнения на осознанность и умение «жить здесь и сейчас»

1. Остановитесь прямо сейчас и начните следить за своим дыханием, звуками, запахами и своими ощущениями.

2. Измените свой обычный распорядок. Пойдите на работу другим маршрутом. Иногда это позволяет не только почувствовать жизнь, но и изменить ее. Как только вы поймаете себя на каком-либо машинальном действии, сразу же остановитесь, и, начните делать все по — другому. Вообще, старайтесь изменять свою ежедневную рутину при каждой возможности.

3. Поиграйте в игру от «А» до «Я»Когда вы находитесь в оживленной части города, остановите свой бег на минутку и начните искать слова, которые начинаются на каждую букву алфавита по — порядку. Так же можно поиграть и с числами. Выберите число, до которого вы дойдете и начните искать вокруг себя цифры, начиная с единицы.

4. Улыбайтесь! И как можно чаще. В момент улыбки обращайте внимание, как ваш организм отзывается на улыбку.

6. В короткое время назовите 5-7 вещей, находящихся вокруг вас. Сделайте глубокий вдох – выдох и назовите несколько вещей, которые вы чувствуете, слышите или видите в настоящий момент.

7. Старайтесь всегда находиться в моменте «здесь и сейчас»

Научитесь находить смысл и радость в каждом вашем слове, деле или движении. Смотрите фильм – погрузитесь в него, делаете работу – вовлекитесь в этот процесс полностью, гуляете по парку – насладитесь прекрасным воздухом и природой.

Осознанность в каждом моменте жизни – это самый эффективный метод борьбы со стрессом и рутиной. В моменте здесь и сейчас всегда есть только счастье и покой. Не вспоминайте и не уходите в свое прошлое, не волнуйтесь о будущем, а просто живите и наслаждайтесь!

Навигация по статье «Здесь и сейчас: как жить настоящим?»

Что такое жить настоящим?

Когда об этом заходит речь, многие спрашивают – а как это, жить настоящим и быть в здесь и сейчас ? Давайте и начнем с этого.

Проведите простой эксперимент. Вот прямо сейчас, читая эту статью, вы чувствуете свое тело? Или вспомнили о нем, когда я предложил над этим задуматься?

Или, например, встаньте и попытайтесь достать с полки какой-нибудь предмет. Найдите высокую полку, чтобы за предметом пришлось тянуться. Где вы находитесь? Где находится ваше сознание, пока вы пытаетесь достать предмет? У большинства – уже на полке. Или даже уже делает что-то с этим предметом. А на самом деле, в вашем настоящем, в здесь и сейчас , вы пока еще тянетесь — и всё!

Когда вы идете в магазин или к машине, чтобы ехать на работу, где находится ваше сознание? Чаще всего – в магазине, на работе, а бывает так, что и в совершенно постороннем месте – у врача, на романтическом свидании, которое возможно (а возможно, и нет) будет только вечером, или вообще на курорте, куда вы поедете месяца через два, но только не на той улице, по которой вы идете.

Обычная картина – человек идет по улице и думает о партнере, работе, детях, родителях, обидчиках, будущем, прошлом, о чем угодно, только не о том, что он делает сейчас. Человек моет посуду, занимается спортом, отдыхает на диване, и находится при этом где угодно, только не в настоящем моменте.

Все просто: если ваше сознание сосредоточено на том, что вы делаете именно в этот момент – вы находитесь в здесь и сейчас целиком. Если оно занято чем-то другим – вы не находитесь в настоящем.

В лучшем случае здесь находится ваше тело. Оторванное от сознания, которое, в свою очередь, находится в другом месте. Как телу не очень уютно без сознания, так и сознание ничего не может сделать без тела, без энергии его ощущений.

Поэтому и работа тела выполняется в таком случае впустую, и работа сознания далеко не всегда приносит удовлетворение.

Чаще все заканчивается постоянным вращением сознания по неким привычным кругам, но в этом вращении редко находится адекватное решение надоевшей проблемы, а тело, брошенное в режиме «автопилота» не в состоянии полноценно отдохнуть, как, впрочем, не в состоянии полноценно поработать в отрыве от сознания.

Не спорю, есть моменты, когда нам делать некое дело, а надо. Не кому-то еще надо, а именно нам.

Допустим, нужно сделать уборку, хочется чистоты, но мыть полы вы не любите. Могу сказать, конечно, что если начать прислушиваться к ощущениям тела, осознавать , какие группы мышц работают – и мытье пола может стать интересным занятием. Но если вы уж совсем никак не любите это – что ж, может быть, самое время именно в вашем случае подумать о постороннем. И ваш выбор относительно этого занятия будет таким.

Но осознанный выбор относительно нескольких не очень любимых занятий – одно дело, а вот практически постоянное и непрерывное пребывание где-то еще, без всякого осознания этого факта – совсем иной случай.

Почему это так, и чем чреват отрыв от жизни в настоящем?

У человека, в отличие от животных, есть способность к абстрактному мышлению. Само по себе это не хорошо и не плохо. В каких-то моментах это может помогать человеку решать его задачи, а в каких-то может и мешать.

Но сейчас мы говорим о тех ситуациях, и даже больше – о таком способе жизни, когда избыточный акцент на абстрактное мышление мешает человеку жить настоящим , решать текущие задачи максимально эффективно.

Подкладывая ветки в костёр, я обратил внимание на одно из действий готовившего «стол» Шамана. Он вынул из пакета варёное куриное яйцо, превратившееся на сорокаградусном морозе в ледышку, и, почти не глядя, одним ударом ножа расколол его на две равные части.

Усевшись, я попытался расколоть пару яиц своим более тяжелым ножом, потом еще тройку ножом Шамана. Ни одно яйцо мне не удалось расколоть ровно и без крошки. Это навело на мысли о какой-то особой сноровке Шамана.

— Ты часто раскалывал так яйца?

— Не припомню. Да и не часто ты их приносишь.

— А как научился так ровно раскалывать?

— Не учился. Придёт же такое в голову.

— Но как ты их колешь?

— Смотри. (Шаман небрежно ударил моим ножом уже не поперек, а вдоль по последнему целому яйцу, которое раскололось на две равные половинки.)

— В чём секрет?

— У нас разные действия.

— В чем разница?

— Когда действую я, я действую целиком . А ты — частями .

— Какими частями?

— Например, одна часть тебя не уверена, что ты справишься с яйцом, другая думает, что и колотые яйца на морозе не пропадут, третья — вообще в Магадане с проблемами твоих собственных яиц.

— Но мои действия могут быть более комплексными, чем твои ситуативные.

— Твои действия могут быть только более размазанными. Например, вместо точного удара по яйцу ты истерично ударяешь по пальцам. Такая размазня делает человека немощным и старым.

— Что мне делать, чтобы научиться действовать, как ты?

— Не имеет значения. Можешь, например, колоть яйца. Главное, когда колешь яйца – коли яйца, а не лови ворон.

Серкин «Хохот Шамана»

Исчерпывающе, не правда ли?

Способность к абстрактному мышлению порой играет с человеком дурную шутку: мешает ему жить настоящим, отрывает его от той реальности, которой он занят непосредственно сейчас, и превращает его действия в неэффективные.

Я приведу несколько типичных жалоб клиентов, в которых многие, думаю, узнают и себя:


«Когда я занимаюсь сексом, я порой думаю о том, как я выгляжу, что думает обо мне партнер, нравится ли ему/ей мое тело, достаточно ли партнер доволен тем, что происходит, не будет ли чрезмерным предложить то или другое, вспоминаю прежних партнеров, всплывают старые обиды /сравнения/вопросы, думаю о том, что будет, если вдруг не получится….»

Итог – нарушение эрекции, , неудовлетворенность, страхи, напряжение, и в целом некачественный секс.

«Когда я собираюсь высказать свою идею начальству/прохожу собеседование, я думаю о том, что подумает начальник обо мне, уместно ли говорить о том и об этом, всплывают прошлые неудачи, посещают мысли о том, что будет, если идея не понравится/не пройду собеседование, что делать дальше…»

Итог – не пройденное собеседование, не рассмотренная идея, отсутствие интереса к вашей личности и обесценивание ваших предложений, общее разочарование в себе и падение самооценки, что еще больше углубляет страхи на следующем собеседовании или при разговоре с начальством.

«Когда я попадаю в новую компанию, я пытаюсь представить себе, что мне нужно сделать и сказать, чтобы понравиться людям, я продумываю свои реплики, представляю себе, каким я могу быть, переживаю о том, что будет, если повториться та ситуация, когда на прошлый новый год я чувствовал себя в компании лишним, пытаюсь анализировать, что я сделал не так….»

Итог – отчуждение людей, холод, ощущение себя снова лишним, печальные мысли, урон самооценке, отчаяние и разочарование вместо положительных эмоций.

Чем характерны все эти ситуации? Человек находится где угодно, только не в настоящем – в прошлых ситуациях, в мечтах и планах на будущее, в фантазиях (то есть вообще в абстрактно существующей реальности), в различных предположениях «а вдруг»….

Беда в том, что акцент на такой способ восприятия мира в большинстве из нас воспитывают наши родители и наша культура. Скольким из вас в детстве и юности говорили: «думай головой, пытайся предвидеть последствия, может быть то или другое!» – и приводят примеры собственного или чужого, чаще негативного, опыта.

Сама по себе мысль не так уж плоха. Там, где можно подумать над имеющейся информацией, прикинуть шансы, оценить разумно свои возможности и реакции других участников ситуации – это можно сделать.

Но вся проблема в том, что это имеет предел. Ни один, даже самый совершенный аналитический инструмент не может учесть все переменные этого мира. Ни один человек не в состоянии предсказать все последствия. Ни одно действие с учетом всех возможных включений реальности не поддается стопроцентному прогнозированию.

Реальность меняется. Жить настоящим – постоянно открывать для себя что-то новое. Если ваш прошлый опыт говорит «у меня есть пример неудачи» — это означает, что у вас просто есть такой опыт. Это означает, что вы можете сделать какие-то выводы из этого опыта, возможно – осознать, как не стоит больше поступать.

Но этот опыт совсем не означает, что ситуация повторится. Более того – если вы открыты изменениям реальности, то вы можете себе гарантировать, что все будет как-то иначе. По-старому будет только тогда, когда вы сами ожидаете привычного, пусть и неприятного, разворота событий.

Многих вводят в заблуждение бытовые и отлаженные действия: дорога по привычным маршрутам, где, казалось бы, ничего не меняется, схемы жизни, кажущиеся некоторым безопасными – «выучись на того-то, и у тебя всегда будет кусок хлеба», схемы жизни вообще – «вырастить сына, посадить дерево и построить дом» и т.д. В некоторых случаях они действительно работают. Но безопасно они работают не так уж часто.

Вспомните, сколько ваших планов оказалось разрушено какими-либо «форсмажорными обстоятельствами»?

Начиная с глобальных – смерти близких , тяжелых болезней, внезапных потерь денег, крахов бизнеса или политико-экономических кризисов, до банальной простуды, случившейся «как раз» в самый ответственный день, не менее банального опоздания на электричку или вообще внезапно упавшей сосульки на крышу машины.

Иллюзия контроля – именно то, что мешает нам жить настоящим, то, что заставляет порой «загоняться» в различных умопостроениях, которые, призваны, казалось бы, защитить нас от капризов непредсказуемой реальности.

На деле же попытка контролировать события отвлекает нас от непосредственной реакции на реальный мир и делает саму реакцию порой совершенно неэффективной.

Ведь, как мы уже говорили, предсказать все на 100%, тем более на основе чужого опыта, да и своего тоже — не получится. Куда более надежной выглядит попытка полагаться на свою спонтанную реакцию. Которая возможна только тогда, когда вы находитесь в настоящем.

Не хочу сказать, что думать не нужно вообще.

Разница между осознанным, подлинным мышлением и переливанием из пустого в порожнее очевидна: когда вы действительно думаете, вы стараетесь выстроить всю цепочку проблемы, задачи — с чего началась, как развивалась, как обоснованы те или иные аргументы, которыми вы пользуетесь в своих суждениях, есть ли у вопроса история (ваша личная или вообще в истории людей или культуры, философии, науки, религии), как это связано с вашими чувствами, какие выводы вы можете сделать из своего опыта.

Это — рефлексия, и к ней стоит относиться уважительно.

Совсем другое дело — фрагментарное и бессистемное мышление. Которое не склонно углубляться в исследования, логику, историю и анализ ваших переживаний. Бессистемное мышление — это просто прыжки ума с предмета на предмет и невозможность сосредоточиться ни на чем более минуты, двух, трех, и увы, как практика показывает — именно это принято называть глаголом «думать»….

Осознанному процессу мышления стоит отводить свое место и время. Если вам, например, нужно подумать над личной проблемой – найдите комфортную позу для тела, создайте необходимый уровень тишины (или поставьте нужную вам музыку), подготовьте бумагу и ручку, чтобы записать важное, попросите вас не беспокоить или уйдите от людей куда-то на природу, в уединенное место.

И не забудьте договориться с собой о том, сколько времени вы будете думать. Если прошел, к примеру, отведенный час, а вы ни к чему не пришли – нет смысла дальше «гонять» в голове проблему по кругу. Значит, вы пока не готовы ее решить.

И если вы погрузитесь в настоящее, в реальность, которая происходит с вами здесь и сейчас, вероятнее всего, ответ придет быстрее, чем если продолжать прокручивать в голове «заезженную пластинку».

Если вы занимаетесь интеллектуальным трудом или периодически нуждаетесь в аналитической обработке той или иной важной для вас информации, обязательно ли полностью отключаться от ощущений тела? Возможно, они тоже смогут подсказать вам какие-то шаги в решении ваших задач? Ведь вы — целое. Куда продуктивнее работать всем собой, нежели частью.

Зачем проживать больше половины своей жизни в разных «а может быть» и «а вдруг», если можно пойти и выяснить, как оно будет на самом деле, а если еще не время выяснять – просто заняться тем, что актуально именно сейчас, или отдохнуть полноценно?

А о том, какие конкретно выгоды на практике мы получим, живя настоящим –, которая доступна только зарегистрированным участникам нашего сайта (форма регистрации справа внизу)

Если у Вас возникли вопросы по статье

Здесь и сейчас: как жить настоящим?

Вы можете задать их нашим online психологам:

Вопрошающий: Как можно научиться быть здесь и сейчас ?

Станислав: Этому не надо учиться, Вы всегда здесь и сейчас .

В: Но я не чувствую себя здесь и сейчас, что этому препятствует?

С: Только Ваш ум. Он воображает, что он не здесь и сейчас.

В: Почему так происходит?

С: Потому что Ваш ум, блуждая во времени и пространстве, вспоминая прошлое или воображая будущее, постоянно воссоздаёт представление о мире и о Вас.

В: Если я перестану думать о прошлом и воображать будущее, я смогу почувствовать себя здесь и сейчас?

С: Вы всё равно не сможете почувствовать себя здесь и сейчас.

В: Но почему?

С: Потому что это нельзя почувствовать, у Вас просто нет таких органов, которые могли бы это почувствовать. Говоря «почувствовать себя здесь и сейчас», Вы хотите представить «здесь и сейчас» своим умом, а здесь и сейчас не может быть ни одной из концепций ума.

В: Но Вы часто говорите: «Будьте здесь и сейчас ».

С: Когда Вы слышите: «Будьте здесь и сейчас», - это означает, что следует перестать блуждать умом во времени и пространстве.

В: Если я прекращу блуждания ума, я смогу быть здесь и сейчас?

С: Как Вы собираетесь это сделать?

В: Ещё не знаю.

С: Вы не сможете насильно заставить ум не блуждать. Ум всё равно обманет Вас.

В: Как это мой ум меня обманет?

С: Очень просто. Ум сначала создаст Вам идею о достижении желаемого, а затем другую идею, что Вы достигли этого. И в этой иллюзии все будут довольны: и Ваш ум, и Ваше представление о Вас.

В: Как тогда я смогу быть здесь и сейчас?

С: Вы уже здесь и сейчас.

В: Но я не могу это понять.

С: Не может это понять то, что Вы считаете собой.

В: Чтобы это понять, чего-то не хватает.

С: Вам не хватает осознания того, что то, что Вы считаете собой, - только иллюзия, существующая как конструкция постоянно блуждающего ума.

В: Что же может позволить осознать иллюзорность представления о себе?

С: Опыт переживания своего единства.

В: Если у Вас было переживание подобного опыта, то не могли бы Вы рассказать о нём?

С: Да (пауза).

В: Вы сказали: «Да».

С: Совершенно верно, я сказал: «Да». (смех)

В: Но ведь я Вас спросил.

С: И я Вам ответил на Ваш вопрос, причём положительно. (смех)

Это хорошо, что у всех хорошее настроение, а это означает, что сегодняшняя беседа оставит приятные воспоминания.

В: Но, кроме приятных воспоминаний, хотелось бы услышать Ваш рассказ о переживании опыта, если он был у Вас.

С: Да, конечно. Всё произошло само, когда, наблюдая очередной раз за мыслями, блуждающими по лабиринтам ума, то ли создающего очередную идею понимания момента здесь и сейчас, то ли отрицающего все идеи, я настолько закрутился в этом, что потерял привычное представление о мире, как бы забыл сразу обо всём. И в этот момент мой ум как будто взорвался изнутри - это случилось само, здесь и сейчас! - и больше ничего, только осознание того, что ничего не происходит и всё - только игра воображения вокруг здесь и сейчас.

В: Расскажите об этом поподробнее, пожалуйста, с чем это можно как-то сравнить?

С: Это как будто едешь в поезде и, задумавшись о чём-то, полностью забываешься. Вдруг, посмотрев в окно, ты приходишь в удивление от того, что совершенно не понимаешь, куда едешь, и тогда ты можешь вообразить, что едешь в любую сторону. При этом ты начинаешь ощущать пространство и время, которые раньше не воспринимал или просто не обращал на них внимания.

В: А какие ощущения при этом возникали, изменилось ли Ваше поведение?

С: Радость, смех, я смотрел вокруг и смеялся. Наверное, со стороны это бы смотрелось достаточно странно. Представляете себе, человек всё время находится в состоянии радости, а то вдруг и смеяться начинает. Хотя, думаю, сейчас никто бы этому не удивился, просто, возможно, подумали бы: «Этот чувак чего-то крутого накурился!» (Смех).

В: Это был беспричинный смех или смех радости? Что Вас смешило?

С: И то, и другое. Радость, я бы назвал это любовью, наполняла меня, но смех вызвало то, что происходило вокруг.

В: А что происходило вокруг? Что изменилось?

С: В том то и дело, что ничего не происходило и не менялось, я это осознавал, и это вызывало смех.

В: А что Вы находили в этом смешного?

С: То, что мне казалось постоянно изменяющимся миром, вдруг превратилось в кино. И при этом открылось то, чего я раньше просто не замечал. Это действительно очень смешно осознать то, что мир, который раньше казался реальным, – только кино, вдруг заметить то, что ты не замечал столько лет, живя во всём этом.

В: А что Вам такого удалось увидеть, чего раньше не замечали?

С: Пространство и время, которые существуют как воображение в уме подобно экрану, на котором происходит кино. Но поскольку я раньше был так увлечён этим кино, считая его своей жизнью, что не замечал ни экрана, ни своего заблуждения.

В: Расскажите, как это кино становится тем, что мы считаем своим миром?

С: Ваше воображение устраивает Вам шоу на сцене пространства и времени, создаваемой в уме. Возникающие при этом эмоции заставляют Вас поверить в реальность этого шоу. Память фиксирует повторяющиеся события и создаёт из них прошлое, укореняя в Вас убеждение реальности этого шоу. Ум, используя события, сохранённые в памяти, воображает будущее и создаёт впечатление, что Вы постоянно едете из прошлого в будущее, окончательно запутывая Вас.

В: Но разве момент здесь и сейчас не может помочь выйти из этого заблуждения?

С: Как это может помочь, если «момент здесь и сейчас» при этом становится идеей ума? Ум воображает «здесь и сейчас» как некий момент, который движется вместе с Вами из прошлого в будущее. Это ловушка ума.

В: Как Вам удалось это понять?

С: Это произошло само. Просто бац! - и ты никуда больше не едешь, ты осознаёшь, что здесь и сейчас всегда, неизменно и никуда не движется. И абсолютно ничего не происходит, а всё - только игра воображения на экране из времени и пространства вокруг здесь и сейчас.

В: Могли бы Вы бы кратко охарактеризовать это состояние.

С: Это осознание того, что всё шоу - игра воображения, всё происходит только в уме, и ты можешь теперь ехать в любую сторону или вообще никуда не ехать – ты свободен.

Психологи и философы убеждают нас, что «здесь и сейчас» - важный жизненный принцип. Присутствовать в текущем моменте, практиковать осознанность, быть в контакте с собой, другими людьми и миром… Между тем часто мы наблюдаем как раз обратное: мысли блуждают неизвестно где, а действия совершаются «на автопилоте». Вы наверняка ловили себя на том, что скользили глазами по странице, но не понимали ни слова из прочитанного, или ели, не ощущая вкуса пищи.

И хотя идея жить в настоящем выглядит весьма привлекательной, похоже, достичь этого состояния непросто? «Вовсе нет, - возражает гештальт-терапевт Галина Каменецкая. - Во-первых, это состояние переживают все дети, а те, у кого были принимающие родители, сохраняют эту способность на всю жизнь.

Во-вторых, мы иногда переживаем его без всяких усилий, например, при встрече с близким по духу человеком или произведением искусства - мы узнаем это переживание как захватывающее чувство свободы, полноты и целостности». Когда нам хорошо, мы стремимся воспроизвести этот опыт. Но что-то мешает пребывать в таком состоянии непрерывно. Это не завершенные в прошлом дела и не нашедшие выхода чувства.

Там и тогда

У каждого «здесь и сейчас», по выражению Галины Каменецкой, есть родной брат - «там и тогда»:

«В прошлом некая ситуация породила напряжение, которое там и тогда не могло разрешиться. Например, ребенок чувствовал себя обиженным и не мог найти защиты у родителей. Повторяясь, это переживание закрепилось, и теперь уже взрослый человек каждый раз, испытывая обиду, одновременно переживает беззащитность».

Поэтому он не может заявить о своих интересах: средства для этого у него есть, но он как будто не знает об этом, у него нет контакта с собой-взрослым. В ходе психотерапии моделируется ситуация «здесь и сейчас»: терапевт создает ее за счет своей включенности и принятия клиента. И она становится тем ресурсом, который требуется клиенту, чтобы позволить себе осознавать и безбоязненно выражать чувства, какими бы они ни были (например, гнев на родителей), получая новый опыт.

Терапия, духовные практики: йога, медитация, молитва, искусство, - разные пути к более целостному «Я»

Значит ли это, что у нас нет другого пути, кроме психотерапии, чтобы приблизиться к переживанию настоящего?

«Это эффективный, но не единственный способ, - считает Галина Каменецкая. - Если я обнаруживаю, что между мной и переживанием моей целостности есть препятствие, я тем самым делаю шаг к восстановлению контакта с собой. Я честно говорю себе: у меня есть сложность, и решить я могу ее по-разному. Терапия, духовные практики: йога, медитация, молитва, искусство, - все это разные пути к более целостному «Я» и живому восприятию настоящего».

Именно настоящее предоставляет нам возможность выбора и действия.

Между прошлым и будущим

Где начинается и заканчивается настоящее? Эти границы изменчивы. Перед выходом из дома у нас заедает молнию на куртке, и мы нервно дергаем ее - это, несомненно, настоящее. Но и запланированная на следующий месяц поездка, и воспоминания о недавнем свидании тоже принадлежат настоящему.

«Настоящее - тот отрезок времени, с которым мы работаем, на который можем влиять, - подчеркивает философ Артемий Магун. - Есть прошлое, которое установлено безвозвратно, с которым мы ничего поделать не можем. Но при этом остается целый ряд незавершенностей, к ним и апеллирует настоящее».

Мы не в силах воскресить прадеда, но можем написать его историю, чтобы о нем помнили, можем родить детей и передать им свою память о нем. «Настоящее - это тот модус реальности, в котором мы подхватываем возможности прошлого и перебрасываем их в будущее как задачи, планы... и опасения тоже, - продолжает философ. - Например, мы помним, что был холокост, и сегодня предпринимаем действия, чтобы этого не повторилось». При этом чем отдаленнее будущее, тем меньше оно зависит от нас: нельзя с уверенностью сказать, что через 20 лет не будет войны.

Наслаждение не может быть целью: оно возникает лишь как побочный эффект в процессе реализации более масштабных задач

Но ближайшее будущее - наше представление о нем - воздействует на то, что мы переживаем сейчас. Когда мы увлечены интересной задачей и видим перспективы ее решения, то она становится мерилом сегодняшней жизни.

Оказывается, у настоящего есть разные уровни! Крупные проекты создают контекст, который позволяет более полно проживать события, разворачивающиеся в данную минуту. «Если у нас есть большой масштаб, то для нас становятся доступными и мелкие масштабы», - замечает философ.

Верно и обратное: если мы пытаемся жить лишь сиюминутным, то и оно ускользает.

Известный призыв Carpe diem - «Лови день» - приводит иногда не к расширению, а к сужению горизонта. Артемий Магун рассказывает, что уже в Древней Греции школа эпикурейцев учила: гедонист должен быть аскетом, избегать удовольствий, чтобы больше ценить их - в противном случае они обернутся страданием.

Наслаждение не может быть целью: оно возникает лишь как побочный эффект в процессе реализации более масштабных задач.

Сила внезапности

Наше переживание времени обусловлено не только личным опытом, но и культурой. «У нее есть три основных вида: культура тела, чувств и сознания, - размышляет психолог, создатель метода танатотерапии Владимир Баскаков. - Россия, несмотря на географически промежуточное положение между Западом и Востоком, слишком близка к Западу с его главенством интеллектуализма, чтобы практика пребывания «здесь и сейчас» сохраняла для нас первоначальный смысл». Восток внимателен к повторам, к воспроизведению, а Запад стремится к достижениям и преодолению уже свершившегося.

«Простое наблюдение показывает, что мы редко присутствуем в настоящем по доброй воле, - продолжает Владимир Баскаков. - Чаще нас ввергают туда экстремальные или нестандартные ситуации». Например, когда поезд метро останавливается в туннеле, машинист говорит: «Просьба сохранять спокойствие. Поезд скоро отправится».

Откуда берется беспокойство? «Это легкая степень страха, которая возникает из столкновения с настоящим, - объясняет психолог. - Это реакция на непредсказуемость, а она - неотъемлемое свойство настоящего. Предсказуемы фантазии и невротические реакции. А реальность - нет. Мы не можем с уверенностью сказать, когда поезд тронется, и не знаем, что предпринять, если что-то пойдет не по плану».

Ушедшее детство оказывается самым ярким примером переживания «здесь и сейчас»

Между тем только присутствие в настоящем позволяет нам полностью почувствовать себя живыми. И поскольку одна из сторон настоящего - воспроизведение, повтор - для большинства из нас в силу культуры и воспитания оказывается закрытой (скучной, неинтересной), тем привлекательнее становится другая сторона: внезапности, экстремальности. Драки и пожары собирают зевак.

«Свойственная настоящему непредсказуемость привлекает нас, становится очень интересной, когда она не касается нас лично. Поблизости от нее мы чувствуем себя более живыми», - развивает мысль психолог. Можно сказать, мы прикасаемся к «сейчас», но не к «здесь» - ведь это происходит не с нами. И поэтому жажда быть живыми остается неутоленной.

Но вместо того, чтобы погрузиться в собственное настоящее, мы снова отправляемся на поиски сильных переживаний, эмоциональных всплесков, которые на какое-то время выведут нас из состояния оцепенения. «Остается только сожалеть о той свежести чувств и восприятий, которой мы все обладали в детстве, - размышляет Владимир Баскаков. - Парадокс, но ушедшее детство оказывается самым ярким примером переживания «здесь и сейчас».

Тело как улика

Эмоциональность связана с телесностью, а утрата способности переживать свои эмоции - с пренебрежительным отношением к телу, свойственным нашей культуре.

«Мы привычно говорим о «владении телом», не замечая, что «владение» - это отношение не равноправных партнеров, а хозяина и раба, - продолжает Владимир Баскаков. - Тело всегда живет в настоящем. Но мы от него «уходим в голову», тем самым изолируясь от чувств».

Однако наступает время бунта, когда тело-«раб» отказывается подчиняться: оно начинает болеть. Боль - сильное переживание, которое неизбежно возвращает нас в настоящее, в реальность текущего момента. Неслучайно, желая удостовериться в реальности переживаний, мы говорим «ущипни меня». Но боль «требуется» лишь потому, что к более мягким, тонким ощущениям мы нечувствительны.

Где я, что я чувствую, о чем я думаю, что ощущает мое тело, что со мной происходит прямо сейчас?

«Основной признак современной цивилизации - контроль, - говорит Владимир Баскаков. - Едва мы что-то замечаем, как стремимся взять это «что-то» под контроль, начать им управлять. В отношении переживаний это означает уничтожение их естественности, спонтанности». Действительно, мы часто мечтаем о том, чтобы чувства приходили к нам по заказу и выключались по первому требованию. «Но пребывание в настоящем требует иных навыков - внимания и доверия, - объясняет Владимир Баскаков. - Только при этих условиях мы сможем переживать настоящий контакт, соприсутствие с самими собой и с миром».

Похоже, у нас нет другого пути в настоящее, кроме постоянных вопросов: где я, что я чувствую, о чем я думаю, что ощущает мое тело, что со мной происходит прямо сейчас?