Взаимосвязь теории и практики менеджмента. Развитие теории и практики управления

  • 2.3.1. Школа человеческих отношений в управлении
  • 2.3.2. Школа поведенческих наук
  • 2.4. Современные концепции менеджмента
  • 2.4.1. Процессный подход
  • 2.4.2. Системный подход
  • 2.4.3. Ситуационный подход
  • 2.4.4. Школа науки управления или количественный метод
  • 2.5. Особенности зарубежных моделей менеджмента
  • 2.5.1. Американская модель менеджмента
  • 2.5.2. Японская модель менеджмента
  • 2.5.3. Западноевропейские модели менеджмента
  • 2.6. Развитие теории и практики управления в России
  • Контрольные вопросы к главе 2
  • 3. Методологические основы менеджмента
  • 3.1. Законы и закономерности менеджмента
  • 3.1.1. Общие законы (закономерности) управления
  • 3.1.2. Специфические законы (закономерности) управления
  • 3.2. Принципы менеджмента
  • 3.3. Методы управления
  • 3.2. Классификация методов управления
  • Контрольные вопросы к главе 3
  • 4. Организация как объект менеджмента
  • 4.1. Организация как управляемая система
  • 4.2. Характеристика среды организации
  • 4.3. Типология структур управления организацией
  • 4.3.1. Иерархические и органические структуры управления
  • 4.3.2. Типовые организационные структуры
  • 4.3.3. Интегрированные организационные структуры
  • Контрольные вопросы к главе 4
  • 5. Менеджер как субъект управления
  • 5.1. Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией
  • 5.2. Личностные и деловые качества менеджера
  • 5.3. Самоменеджмент
  • 5.3.1. Функции самоменеджмента
  • 5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера
  • Контрольные вопросы к главе 5
  • 6. Технология менеджмента
  • 6.1. Общефункциональный подход к управлению
  • 6.2. Решение – универсальная функция управления
  • 6.2.1. Общая характеристика управленческих решений
  • 6.2.2. Этапы процесса принятия рациональных решений
  • 6.2.3. Методы принятия решений
  • 6.3. Коммуникации в управлении
  • 6.3.1. Информация в управленческой деятельности
  • 6.3.2. Коммуникационные сети
  • 6.3.3. Содержание коммуникационного процесса
  • 6.4. Прогнозирование
  • 6.4.1. Общая характеристика процесса прогнозирования
  • 6.4.2. Методы прогнозирования
  • 6.5. Планирование
  • 6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования
  • 6.5.2. Целеполагание в менеджменте
  • Миссия организации
  • Цели организации
  • 6.5.3. Виды и классификация стратегий
  • 6.5.4. Стратегическое планирование
  • Первый этап: выбор (формулирование) целей организации
  • Второй этап: стратегический анализ внешней среды организации
  • Третий этап: стратегический анализ конкурентного состояния фирмы
  • Четвертый этап: разработка стратегии организации
  • 6.5.5. Тактическое планирование
  • Раздел 1. Краткий обзор или резюме проекта.
  • Раздел 2. Характеристика компании и отрасли, в которой занята компания.
  • Раздел 3. Продукция/ услуги.
  • Раздел 4. Рынок и маркетинг.
  • Раздел 5. План маркетинга.
  • Раздел 6. Производственная деятельность.
  • Раздел 7. Управление и права собственности.
  • Раздел 8. План финансирования.
  • Раздел 9. Риски и их учет.
  • 6.6. Организация как процесс управления
  • 6.7. Координация
  • 6.7.1. Сущность и содержание координационного процесса
  • 6.7.2. Методы координационной деятельности
  • 6.8. Мотивация
  • 6.8.1. Первоначальные теории мотивации
  • 6.8.2. Современные теории мотивации
  • 6.8.3. Содержание процесса мотивации
  • 6.9. Контроль
  • 6.9.1. Сущность и классификация контроля, требования, предъявляемые к нему
  • 6.9.2. Содержание процесса контроля
  • 3. Измерение результатов функционирования за обозначенный период
  • Контрольные вопросы к главе 6
  • 7. Групповая динамика и руководство
  • 7.1. Формальные и неформальные группы
  • 7.2. Власть и влияние
  • 7.3. Лидерство и стиль управления
  • 7.3.1. Природа лидерства
  • 7.3.2. Теория лидерских качеств
  • 7.3.3. Концепция поведенческого лидерства
  • 1,9 9,9
  • Организационное управление
  • 1,1 9,1
  • 1,1 9,1
  • 7.3.4. Концепция ситуационного лидерства
  • 7.4. Управление организационными изменениями
  • 7.4.1. Природа организационных изменений. Методы устранения сопротивления переменам
  • 7.4.2. Рационализация организационной деятельности
  • 7.4.3. Совершенствование организационной структуры
  • 7.4.4. Развитие самоорганизации и самоуправления
  • 7.5. Управление конфликтами и стрессами
  • 7.5.1. Конфликты в управлении
  • 7.5.2. Управление стрессами
  • 7.6. Развитие организационной культуры
  • 7.6.1. Сущность и содержание организационной культуры
  • 7.6.2. Управление организационной культурой
  • Контрольные вопросы к главе 7
  • 8. Этика менеджмента
  • 8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики
  • 8.2. Стиль и манеры делового человека
  • 8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений
  • 8.4. Правила делового общения
  • 8.4.1. Деловая беседа
  • 8.4.2. Переговоры с деловыми партнёрами
  • 8.4.3. Публичные выступления
  • 8.4.4. Служебные совещания
  • 8.4.5. Ведение телефонных переговоров
  • 8.5. Требования этикета к служебному помещению
  • Контрольные вопросы к главе 8
  • 9. Эффективность менеджмента
  • 9.2. Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов
  • 9.3. Понятие об эффективности как научной категории
  • 9.4. Методологический подход к оценке эффективности управления
  • Контрольные вопросы к главе 9
  • 10. Современные тенденции развития менеджмента
  • 10.1. Проблемы и современные тенденции развития менеджмента
  • 10.2 Организационные структуры будущего
  • Контрольные вопросы к главе 10
  • Список литературы
  • 2.6. Развитие теории и практики управления в России

    Первые ростки научного менеджмента в России появились на рубеже XIX-XX веков. Развитие в это время крупного промышленного производства способствовало появлению отечественных исследований в области организации труда, профессиональной ориентации и социальной организации. В 1901г. известный русский физиолог И.М. Сеченов опубликовал «Очерк рабочих движений человека». Его исследования положили начало развитию в России нового научного направления.

    Наряду с отечественными исследованиями в области рационализации труда идет процесс проникновения в практику российского менеджмента западных идей тейлоризма. Внедрение первых программ улучшения труда и быта рабочих в дореволюционный период связано с такими именами, как С.И. Четвериков, Ф.А. Гучков, П.И. Третьяков, П.М. Рябушинский и др. Однако зарождающиеся отечественные исследования в области управления были прерваны Первой мировой и Гражданской войнами.

    Наиболее интенсивно отечественная теория и практика управления начала развиваться в 1920-е годы, на фоне острой дискуссии по поводу принятия или непринятия системы Ф. Тейлора и вопросов научной организации труда (НОТ), которая приобрела государственный размах и политическую окраску. В это время четко обозначились два основных направления НОТ.

    Первое направление связано с именем А. К Гастева (1882-1941гг.), возглавившим в 1920 году Центральный институт труда (ЦИТ), в задачи которого входила научная разработка вопросов производительности труда и выработка способов наиболее продуктивного труда рабочих.

    Основная заслуга Гастева заключается в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки – социальной инженерии, соединявшей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики. Значителен его вклад в разработку идей кибернетики и общей теории систем.

    Им разработана «концепция трудовых установок», включавшая три взаимосвязанных направления :

    1. Теория трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места;

    2. Методика рационального производственного обучения;

    3. Теория управленских процессов

    Основной целью концепции трудовых установок являлась перестройка производства таким образом, чтобы труд рабочего носил творческий характер и сам рабочий стал бы активным рационализатором производственного процесса. Для достижения этой цели Гастев предлагал соблюдать следующие разработанные им принципы: принцип инструктирования; принцип организационной постановки работы; принцип непрерывного вовлечения всей рабочей массы в производственную инициативу.

    Гастев считал, что всю работу в области НОТ и управления, нужно начинать с отдельного человека, кем бы он ни был – руководителем или рядовым исполнителем.

    Практические положения и выводы его концепции позволяли задавать определенные стандарты и рекомендации для организации трудового процесса и рабочего места.

    Гастев предлагал ввести для руководителя полугодовой испытательный срок, в процессе которого за кандидатом на выдвижение проводились бы тщательные социально-психологические наблюдения, и на основании этого составлялся «психологический паспорт». Авторитет в коллективе, основанный на высокой личной культуре труда и профессиональной компетентности, представляет собой фундамент искусства управления. Согласно логике такого подхода, руководитель не приглашается извне, а воспитывается в собственном коллективе.

    Недостатком концепции трудовых установок Гастева является слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.

    Одним из направлений научной деятельности Гастева была разработка «концепции узкой базы», суть которой состояла в следующем: «рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка». Закономерности управления станком А. К. Гастев считал возможным распространить не только на предприятие, но и на государство в целом.

    В отличие от западных специалистов, Гастев полагал, что внедрение НОТ возможно и необходимо не только на передовых предприятиях, но и в «любом сарае», в самом «неустроенном медвежьем углу России». В условиях того времени для нашей экономически слабо развитой страны это было крайне важно.

    А. К. Гастев трагически погиб в годы сталинских репрессий.

    Второе направление тесно связано с А. А. Богдановым (1873-1928гг.), которого считают родоначальником «организационной науки». Его настоящая фамилия Малиновский. В своей работе «Тектология. Всеобщая организационная наука» он пытался отыскать универсальные принципы, присущие живой и неживой природе. Правда, Богданову так и не удалось завершить эту работу до конца, так как он умер в 1928г. в результате неудачно поставленного на себе медицинского эксперимента.

    Тектология – это общая теория организации и дезорганизации, наука об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем; наука, объединяющая организационный опыт человечества.

    Основная идея Богданова состоит в тождественности, с организационной точки зрения, природных и общественных явлений. Каждый элемент природы и общества, по мнению Богданова, необходимо рассматривать как систему, для которой важны как отношения между частями, так и целого со средой. Законы, закономерности и принципы едины для любых объектов, и даже самые разнородные явления объединяются между собой общими структурными связями на основе общих правил. Он считал, что от способов сочетания элементов зависят результаты функционирования системы. Если целое больше частей, то система организована, если меньше – дезорганизована.

    В рамках науки тектологии Богдановым были сформулированы универсальные законы, в частности, закон наименьших , согласно которому прочность всей хозяйственной цепи определяется наиболее слабым её звеном. Идея этого закона легла в основу метода сетевого планирования и управления. Кроме того, им выведены законы композиции-пропорциональности, динамического равновесия и др.

    Богдановым сформулированы также принципы организации коллективной работы. К ним относятся следующие основные принципы [Семёнов]:

    не должно быть субъективизма, ни личного, ни группового;

    не должно быть абсолютных норм;

    не должно быть инертности;

    не должна нарушаться «чистота» целей;

    «всеовладение» как главная цель и «самопознание» как главный стимул мысли и воли работающего.

    По мнению Богданова, любая управленческая задача, требующая своего разрешения, состоит из целого ряда элементов. Достижение успеха заключается в достижении наиболее рационального расположения этих элементов. В этом и состоит содержание организационной управленческой деятельности.

    А. А. Богдановым высказаны идеи о структурной устойчивости систем, её условиях и основных организационных механизмах. В частности, он первым предложил идею бирегулятора, родственного понятию обратной связи. Он также сформулировал принципы автономного поведения и близко подошёл к идеям синергетики, показав, что организационное целое превосходит сумму частей. Исследование Богдановым проблемы эффективного соотношения централизации и децентрализации опередило на полвека своё время. С его именем связана целенаправленная разработка организационных структур на основе прогнозирования будущих направлений их развития, включая развитие в кризисных ситуациях.

    Богданов рассматривал созданную им «организационную науку» в качестве всеобщей науки, что не соответствует действительности и противоречит самому опыту развития науки и практики. Он механически переносил принципы организации точных наук на другие сферы деятельности, где они либо совсем не действуют, либо носят весьма ограниченный характер.

    В 20-е годы ХХ века теоретические основы отечественной науки управления развивал и такой крупный ученый, как П. М. Керженцев (1881-1940гг.), основными работами которого являются монографии: «НОТ», «Принципы организации», «Борьба за время», «Организуй себя сам».

    Под научной организацией управления Керженцев понимал определение наиболее рациональных приемов и методов выполнения управленческих действий, таких как формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учёт, подбор кадров, поддержание дисциплины и т.д.

    В научной организации труда он, выделив три объекта - труд, производство и управление, - сформулировал «теорию организационной деятельности».

    По мнению Керженцева, процесс научной организации труда и управления не возможен без поддержки со стороны широких масс трудящихся. Они должны не только точно исполнять директивы, полученные сверху, но и проявлять инициативу, придающую организации дополнительные жизненные силы.

    Керженцев остро критиковал неудовлетворительную работу управленческого персонала. При этом важнейшими направлениями улучшения его деятельности он считал повышение организационной культуры, правильное распределение обязанностей между работниками, повышение персональной ответственности за порученное дело, рациональное использование своего времени. Кроме того, он положительно высказывался по вопросу о возможности применения «штабной организации» в управлении и достоинствах линейной и функциональной организации.

    Следует отметить и особый вклад в теорию и практику отечественного управления О. А. Ерманского (1866-1941гг.), по учебникам которого училось не одно поколение студентов и практических работников. В своих работах он сформулировал предпосылки науки об организации труда и управления, связав её необходимость с появлением, прежде всего, крупного машинного производства, все факторы которого нужно было использовать с максимальной степенью рациональности.

    Одним из основных законов организации Ерманский считал «закон организационной суммы», которая превышает «арифметическую составляющую её сил», если все вещественные и личные элементы производства гармонично сочетаются и усиливают друг друга.

    В его работе «Теория и практика рационализации» изложены три принципа рационализации:

    принцип положительного подбора, означающий гармоничное сочетание всех элементов производства (вещественных и личных), при котором элементы взаимоподкрепляются и усиливаются;

    принцип организационной суммы, свидетельствующий о синергическом эффекте при совместной деятельности организованной группы;

    принцип оптимума, который должен являться критерием (в отличие от принципа максимуму) рациональной организации любой работы.

    Некоторые идеи Ерманского были достаточно наивными, например, правильно оценив прогрессивную роль механизации и автоматизации производства, он приходит к неожиданному выводу о том, что в скором времени все станут руководителями, поскольку работать будут не живые люди, а сложные машины-автоматы. Но в этом случае, по мнению А. Омарова и Э. Корицкого, речь должна идти не об управлении производством, а об управлении вещами, так как количество исполнителей сократится до нуля.

    В двадцатые годы определенный вклад в развитие теории и практики управления внесли и такие учёные, как Н. Амосов, А. Чаянов, Н. Кондратьев, С. Струмилин, Н. Витке, Ф. Дунаевский, А. Журавский, В. Бехтерев и др.

    Многие учёные того времени считали возможным достижение высокой производительности труда, без его интенсификации, относя её к буржуазным предрассудкам. Отсутствие однозначного отношения к зарубежным теориям, дискуссии вокруг системы Тейлора, перераставшие во внутригрупповую и внутрипартийную борьбу по основам НОТ, свидетельствовало о высокой идеологизированности деятельности достаточно большого количества учёных.

    Развернувшаяся в 1924 году острая дискуссия по вопросам НОТ, выявила два ведущих направления: «группы семнадцати» (Керженцев, Витке, Дунаевский, Бурдянский, Радусь-Зенкович, Рудаков, Торбек и др.) и «цитовцев» (Гастев, Богданов, Размирович и др.). Это противодействие к середине 30-х годов было использовано как элемент внутрипартийной борьбы, в результате которой многие учёные стали жертвами сталинских репрессий 1937-1938 годов. В последующие 40-50 лет отечественная теория управления пребывала в некотором забвении, её достижения не только не развивались, но и фактически были полностью утрачены в условиях авторитарного управления страной. В противовес, так называемой, вредной буржуазной психологии формируется «марксистская» психология, обслуживающая идеологические интересы партийной номенклатуры. Мнение партийного руководства становится критерием научности.

    Внимание к вопросам научного управления возрождается только в 1960-х годах, когда в ограниченном количестве появляются первые публикации и зарубежные переводы по отдельным аспектам управленческой деятельности. Однако, в зависимости от политической конъюнктуры, контроль в сфере издательства зарубежной научной литературы или ужесточался, или ослабевал.

    Начиная с 1965 года, в стране проводится ряд реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством:

    реформа системы управления экономикой 1965г.;

    реформа системы управления 1979г.;

    радикальная реформа управления 1989г.

    Многочисленные отраслевые и региональные научно-технические конференции и совещания по проблемам научной организации труда, производства и управления, проводимые в 1965-1966 годах, выявили существенное отставание теории и практики управления производством, что потребовало принятия самых решительных мер для развёртывания в стране широких исследований в области теории управления. В результате этого в 1,5 раза увеличилась производительность общественного труда, в 2 раза – темпы роста сельского хозяйства, существенно снизились нормы потребления топлива и сырья. Однако в начале 1970-х годов произошёл экономический спад, выразившийся в снижении реальных доходов на душу населения. Причинами, не позволившими добиться ожидаемых результатов проводимой управленческой реформы 1965г., являются: снижение самостоятельности хозяйственной деятельности предприятий; планирование методом «от достигнутого уровня», без учёта реального спроса населения, частая корректировка планов предприятий в сторону уменьшения экономических показателей; использование затратного принципа ценообразования, «уравниловка» в оценке труда и т.п.

    Реформа системы управления 1979г. по своему замыслу должна была способствовать интенсификации экономики страны, но по уровню реализации оказалась весьма слабой и не привела к желаемым результатам. Застойные явления в советской экономике стали нормой.

    Реформа управления 1989г. имела цель переориентировать советскую экономику на достижение конечных результатов и удовлетворение возрастающих общественных потребностей. Её суть заключалась в переходе от преимущественно административных к экономическим методам руководства на всех уровнях управления, к широкой демократизации управления и всемерной активизации управленческого фактора. Вскоре эти перемены вышли за пределы экономики и затронули все сферы жизни советского общества, что вызвало конституционно-государственные и социальные изменения в стране.

    В начале 1990-х годов, с распадом СССР и созданием в стране рыночных механизмов управления, интерес к менеджменту резко возрос. Предприятия стали переходить в частную собственность, требовались руководители, способные эффективно управлять самостоятельными хозяйствующими субъектами в условиях рынка.

    Пробуждение интереса руководителей-практиков к внедрению современных систем управления на своих предприятиях открыло новые перспективы развития научного менеджмента в нашей стране. Постепенное понимание роли менеджмента в обеспечении эффективности работы предприятия и его конкурентоспособности приходит по мере укрепления механизма рыночных отношений. Но попытки механического переноса зарубежного опыта управления на отечественную почву в определенной степени дискредитируют идею научного менеджмента в глазах руководителей-практиков. Искусство научного менеджмента – это, прежде всего, эволюция и отбор оптимальных форм и методов управления, отражающего важнейшие специфические особенности национального менталитета.

    К факторам, оказывающим непосредственное положительное влияние на становление и развитие российского менеджмента, относятся:

    умение российских менеджеров и специалистов творчески подходить к решению возникающих проблем;

    стремление людей к предпринимательству, новациям и поиску новых путей для достижения поставленных целей;

    ориентация россиян на коллективный характер жизни и совместной деятельности;

    способность многих граждан своевременно адаптироваться в условиях быстро и кардинально меняющейся внешней среды;

    стремление хозяйственных субъектов различных форм собственности к улучшению своих показателей за счет перестройки организационной системы и процессов управления;

    понимание роли менеджмента в хозяйственной деятельности и возрастающее стремление менеджеров к обучению и повышению своей профессиональной квалификации и др.

    Наряду с этим существует и ряд проблем, сдерживающих развитие менеджмента в России. Среди них:

    недостаточная развитость рыночных отношений, инфраструктуры рынка и информационной среды;

    низкая экономическая эффективность деятельности многих деловых организаций и российской экономики в целом;

    несовершенная и нестабильная законодательная и нормативная база функционирования хозяйствующих субъектов;

    высокий уровень неопределённости, рисков на рынке товаров и услуг;

    низкое качество и конкурентоспособность отечественных товаров и услуг;

    игнорирование этики управления, неприятие или пренебрежение менеджерами существующих правил делового этикета, низкая культура поведения;

    слепое копирование западных методов ведения бизнеса и управления организацией;

    правовой нигилизм и т.п.

    Несмотря на имеющиеся проблемы, российский менеджмент находится на стадии завершения своего формирования, при этом существуют объективные предпосылки его дальнейшего развития.

    Отечественная модель менеджмента в перспективе обладает, возможно, большим потенциалом, чем западная. Но для раскрытия этого потенциала необходим существенно более высокий уровень методической разработанности, знание и учет менеджерами российских законодательных и нормативных актов, высокий уровень подготовки, присутствие норм деловой этики бизнеса и глубоких знаний о рынке, экономике и о самом менеджменте как о науке управления.

    Тенденции развития современного управления

    Новая модель управления

    Сущность и функции управления социально-экономическими процессами

    Сущность и основные понятия, используемые в управлении и менеджменте

    История развития управление насчитывает уже несколько тысячелœетий. Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие управление - это в основном эволюционный процесс; он характеризуется непрерывностью, отражая всю совокупность изменений, происходящих в обществе, экономике, во всœей системе социально-экономических отношений.

    Выделяют пять революционных этапов в истории развития теории и практики управления:

    1. религиозно-коммерческий;

    2. государственно-законодательный;

    3. государственно-контрольный;

    4. индустриальный;

    5. бюрократический.

    Первым этапом профессионального использования управленческих навыков многие специалисты считают зарождение письменности в Древнем Шумере. Именно это революционное достижение в жизни человечества привело к образованию особого слоя «жрецов-бизнесменов», связанных с торговыми операциями. За первой управленческой революцией, получившей название религиозно-коммерческой, последовали и другие.

    Второй важнейший этап развития (государственно-законодательный) относится к 1760 ᴦ. до н. э. и связывается с деятельностью царя Хаммурапи. Он первым издал свод законов управления государством для регулирования всœего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населœения.

    Третьим революционным шагом (назовем его государственно-контрольный) считаются достижения, произошедшие во время правления Навуходоносора II (605-562 гᴦ. до н. э.). Именно в данный период проводилась политика, направленная на соединœение государственных методов правления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.

    Четвертый этап (индустриальный) датируется XVII-XVIII вв. Он связан с зарождением капитализма и началом индустриального процесса европейской цивилизации. Главным революционным преобразованием этого периода в области управление было отделœение управленческих функций от собственнических и возникновение профессионального управление и профессиональных менеджеров.

    Пятая управленческая революция имела место в конце XIX - начале XX в. Ее часто называют бюрократической. Теоретической платформой преобразований в области управления была концепция бюрократии, позволившая сформировать крупные иерархические структуры управление, осуществить разделœение труда, ввести нормы и стандарты, установить должностные обязанности и ответственность менеджеров.

    Предприятия-гиганты испытывали острую крайне важность в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всœех подразделœений и служб, менеджеров и исполнителœей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

    Именно в связи с этим к концу XIX - началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки управление. Это было ответом на потребности промышленного развития, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ всœе больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.

    Современный менеджмент является результатом длительного эволюционного процесса, в ходе которого разнообразные по подходам и содержанию теории и школы обосновали принципы, цели и задачи, функции управления, механизмы и методы их реализации.

    Каждое из теоретических направлений имело свое видение решения проблем, выдвигаемых практикой на определœенных этапах развития общества и его экономики.

    Наиболее общая связь между развитием методического инструментария, разрабатываемого разными школами, и теми проблемами, которые считались приоритетными в управлении предприятиями в течение последних ста лет, представлена на рис. 2.

    Современное развитие науки управления характеризуется множественностью школ и подходов, разрабатывающих разные аспекты управление, исходя из главных направлений его развития.

    Рис. 2. Основные направления в развитии мирового управление

    В литературе выделяют семь главных школ, заложивших основу современного понимания проблем науки управления :

    1. школа научного управления;

    2. классическая, или административная, школа;

    3. школа человеческих отношений;

    4. школа поведенческих наук;

    5. школа количественного подхода;

    6. школа системного подхода;

    7. школа ситуационного подхода.

    В табл.1 представлены ключевые положения концепций этих школ в связи с их вкладом в современную науку управления.

    Таблица 1. Вклад в современную науку управления различных школ и подходов

    Научные направления и ключевые положения концепций Основные идеи, используемые в современном менеджменте
    Научное направление и классическая, или административная, школа
    Научные принципы. Рационализация выполнения работ. Разделœение труда в управлении Научный подход к менеджменту и принципам управ­ления. Анализ способов выполнения работ с целью совершенствования. Оплата труда как важнейший элемент мотивации работающих
    Школа человеческих отношений и поведенческих наук
    Коллектив как особая социальная группа. Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работающего Использование в менеджменте факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства. Исследования поведения людей в организациях. Отношения к членам коллектива как к активным человеческим ресурсам
    Количественный подход
    Применение методов количественных исследований, моделирования и вычислительной техники Использование количественных измерений при при­нятии решений. Использование информационных систем управления и вычислительной техники
    Системный и ситуационный подход
    Взаимодействие и взаимозависимость всœех компонентов организации. Выявление и учет ситуационных переменных окружающей среды Рассмотрение организации как системы, состоящей из взаимосвязанных частей. Значение окружающей среды и обратной связи для достижения успеха организации. Принятие управленческих решений на основе изучения всœей совокупности ситуационных факторов

    В менеджменте существуют несколько направлений, каждое из которых обладает своими характерными особенностями и связано с именами видных ученых:

    Бюрократия (Макс Вебер);

    Научный менеджмент (Фредерик Тейлор);

    Классический менеджмент (Генри Форд);

    Человеческие отношения (Элтон Мэйо);

    Новые человеческие отношения (Дуглас Макгрегор);

    Теория гуру (Том Питере, Розабет Мосс Кантер).

    В случае если первые пять направлений более традиционны для исследований, то шестое - теория гуру - является достаточно новым. И объясняется тем, какую главенствующую роль играли в создании, распространении и применении управленческих знаний отдельные ученые.

    Для объяснения влияния гуру управление на управление отдель­ной организацией крайне важно понять и природу управленческой деятельности, и потребности, которые она создает у тех, кто занимает ру­ководящие позиции. Идеи, которые соответствуют их потребностям, с наибольшей вероятностью могут оказаться самыми популярными. Более того, сама природа управление предполагает склонность людей данной профессии к обращениям к гуру для получения руководящих указаний, так как эти гуру одновременно разрабатывают и представляют подобные идеи, а также способствуют их практической реализации в организациях.

    А. Хажинский

    Анализ исторического развития науки «управление», показанный в данном разделœе, лишь частично раскрывает разнообразие концепций, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ легло в основу современного управление. Дальнейшее изучение этой науки построено на основе традиционных подходов к современному менеджменту ведущих отечественных и зарубежных научных школ.


  • -

    ВВЕДЕНИЕ Краткий курс лекций по дисциплине «Основы менеджмента. История менеджмента» предназначен для студентов, обучающихся на очно-заочной и заочной формах обучения по специальностям: 080507 Менеджмент организации. Организация учебного процесса предполагает... [читать подробенее]


  • -

    [читать подробенее]


  • - Развитие теории и практики управления производством в

    Исследование работ и декретов ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет) и СНК по управлению экономикой после революции дает вполне достаточно оснований говорить о возникновении советского или государственного менеджмента. Такой термин не использовался,... [читать подробенее]


  • - Вклад Деминга в развитие теории и практики управления качеством

    Наиболее известным ученым XX века в области управления качеством является Уильям Эдвардс Деминг.Американец по происхождению он имел ученую степень в области физики и в течение 1920–1930-х годов работал в компании «Western Electric», где участвовал в разработке методов... [читать подробенее]


  • - Развитие теории и практики управления

    Тенденции развития современного управления Новая модель управления Сущность и функции управления социально-экономическими процессами Сущность и основные понятия, используемые в управлении и менеджменте История развития управление насчитывает... [читать подробенее] РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

    ВВЕДЕНИЕ Организация учебного процесса предполагает самостоятельное изучение студентами лекционного материала, а также решение ситуационных задач и тестов на практических и семинарских занятиях. Весь материал разделен на три блока: 1. Развитие теории и практики... [читать подробенее]


  • - Развитие теории и практики управления инновациями.

    Виды инноваций и критерий их классификации. Основные причины возникновения и результаты внедрения инноваций. Основные понятия и определения. Развитие теории и практики управления инновациями. Тема 1. Инновации в рыночной экономикеРост...

  • Управление - осознанная деятельность, связанная с воздействием субъекта управления на объект управления с целью достижения определенных результатов.

    Управлени е- целенаправленное воздействие.

    Управление как система включает в себя управляющую и управляемую подсистемы, называемые соответственно, субъектом и объектом управления.

    Теория управления - междисциплинарное научное направление, включающее в себя социологию управления, экономику, философию, психологию, политику как искусство управления гос-вом, менеджмент как науку и искусство управления организацией, теории систем (кибернетику, синергетику, теорию рефлексивных систем..)

    Объект управления- управленческие отношения.

    Эффективность управления зависит не только от профессиональной ком­петентности руководителя, но и от его психологической подготовки в области управления - психологической куль­туры управления. Управление является важным ресурсом общества. По мнению Питера Дракера, исторические успехи человече­ства на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления.

    Предмет теории управления – сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни.

      Механизм управления различными социально-экономическими системами и их регулирование.

      Механизм самоорганизации

      Технологии и методика

      Структурные элементы системы управления

      Принципы, методы управления.

    Управление как наука представляет собой систему зна­ний в виде концепций, теорий, принципов, способов, форм и школ управления.

    Управление как искусство - это способность умело и эффективно применять на практике теоретические основы управления, разработанные в рамках научного знания.

    Управление как функция может рассматриваться как целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей, осуществляемое с целью направить их действия на достижение желаемых целей.

    Управление как процесс - это совокупность управ­ленческих действий, направленных на достижение постав­ленных целей.

    Управление как аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения определен­ных целей.

    Управленческая парадигма – система взглядов на управление, вытекающая из основополагающих идей и научных результатов крупных ученых.

    Функции управления :

    Планирование – определение целей и показателей деятельности объекта управления в будущем, а также поставка задач и оценка необходимых ресурсов.

    Организация - назначение рабочих задач, их конкретизация в отделах компании и распределение ресурсов между ними.

    Руководство(мотивация ) – использование влияния руководителя для мотивации работников к достижению целей.

    Координация – согласование различных процессов и операций.

    Контроль - наблюдение и внесение необходимых изменений.

    1. Школа научного управления. Ф. Тейлор, г. Форд

    Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф.У. Тейлора. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение. Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф.У. Тейлором, которого следует считать основоположником научного управления производством. Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г.

    Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.

    Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.

    Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.

    Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд.

    Форд заменил ручной труд машинами, т.е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

    В основе тейлоризма лежит 4 научных принципа.

    1. Детальное научное изучение отдельных действий и проведение экспериментов с целью установления законов и формул для наиболее эффективной работы «со строгими правилами для каждого движения», каждого человека и усовершенствования и стандартизации всех орудий и рабочих условий.

    2. Тщательный отбор рабочих «на основе установленных признаков», их обучение «до первоклассных рабочих» и «устранение всех людей, отказывающихся или не способных усвоить научные методы».

    3. Осуществление администрацией сотрудничества с рабочими, «сближение рабочих и науки… на основании постоянной и бдительной помощи, управления и выплаты ежедневных прибавок за скорую работу и точное выполнение заданий». Тейлор говорил о необходимости этого, например, в области стандартизации, использования новых орудий.

    4. «Почти равное распределение труда и ответственности между рабочими и управлением». По мысли Тейлора администрация берет на себя те функции, «для которых она является лучше приспособленной, чем рабочие». Специальные агенты администрации в течение всего рабочего дня работают с рабочими, помогают им, устраняют помехи в работе, ободряют рабочих.

    Тейлор пришел к важному выводу, что главная причина низко производительности кроется в несовершенной системе стимулирования рабочих. Он разработал систему материальных стимулов. Награду он представлял не только как денежное вознаграждение, но и советовал предпринимателям идти на уступки, поощрять

    Пять принципов управления.

      Переложить всю ответственность за организацию с рабочего на менеджера

      Использование научного метода для определения эффективного метода выполнения работы.

      Выбрать лучшего, кто может выполнить эту работу, как необходимо.

      Натаскивать рабочего делать работу эффективно

      Отслеживать производительность рабочего.

    Генри Форд

      Экономический эффект системы

      Ведущая роль технологической системы

      Точность как стандарт и качество продукции.

    Руководители высшего звена(разработка стратегии, цели организации)

    Руководители среднего звена( реализация стратегии, политика компаний)

    Руководители низшего звена (повседневные задачи)

    Тейлор развил научный менеджмент в трех основных направлениях .

    1. Это нормирование труда.

    2. Систематический отбор и обучение персонала.

    3. Денежные стимулы, как вознаграждение за конечный результат.

    МЕНЕДЖМЕНТ. ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ

    Андруник А.П.

    Ленточные сушилки

    Применяют для сушки сыпучих, волокнистых и кусковых изделий и материалов.

    Калорифера

    Сушильный агент

    Материал

    Отвод воздуха

    Достоинства:

    • Возможность осуществления равномерного протекания процесса и регулирования температуры и скорости движения материала;
    • Широкая область применения и универсальность конструкции.

    Недостатки:

    • Сложность конструкции;
    • Высокие капитальные вложения.

    Основная учебно-методическая литература

    1. Дытнерский Ю.И. Процессы и аппараты химической технологии . Изд.2-е. В 2-х книгах. М: Химия, 1995.
    2. Малахов Н.Н. Процессы и аппараты пищевых производств . В 2-х кн. Кн. 1: Учебник / Н.Н. Малахов, Ю.М. Плаксин, В.А. Ларин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Орел: Орел ГТУ, 2003. -430 с.
    3. Плановский А.Н., Николаев П.И. Процессы и аппараты химической и нефтехимической технологии . 3-е изд. М.: Химия, 1987.
    4. Технологическое оборудование пищевых производств / Азаров Б.М., Аурих X., Кретов И.Т. и др. - М.: Агропромиздат 1988. - 463 с.
    5. Основные процессы и аппараты химической технологии: Пособие по проектированию. - 2-е изд./Под ред. Ю.И.Дытнерского. М.: Химия, 1991. - 494 с.

    Учебное пособие

    1.Понятие «менеджмент », «менеджер », «предприниматель ».
    2.Этапы развития теории и практики менеджмента .
    3.Социальная ответственность предприятия .
    4.Основные виды коммуникаций в управлении .
    5.Менеджмент как процесс принятия управленческих решений .
    6.Функции менеджмента, их характеристика .
    7.Внутренняя и внешняя среда организации .
    8.SWOT-анализ .
    9.Организационные структуры: понятие и виды .
    10.Функциональные и линейные организационные структуры управления .
    11.Матричные организационные структуры .
    12.Организационные отношения в системе менеджмента. Формы организации системы менеджмента .
    13.Мотивация: теории мотивации .
    14.Понятие руководства и лидерства .
    15.Формальные и неформальные организации .
    16.Типология видов власти и влияния .
    17.Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера .
    18.Факторы эффективности менеджмента .
    19.Модели менеджмента .
    20.Развитие управления в России .
    21.Перспективы менеджмента: возможное и вероятное .

    1. Понятие «менеджмент», «менеджер», «предприниматель».

    • Количественный - для эффективного управления необходимо применять знания точных наук (математика, статистика. информатика).
    • Процессный - для эфф. упр-я выполнение универсальных функций.
    • Ситуационный - для эфф. упр-я необходимо выбрать способ управления, ориентируясь по ситуации.
    • Системный - для эфф. Упр-я необходимо совершенствовать систему управления.

    В наше время, 90 г., появились новые направления развития менеджмента:

    1. Исследования, в области организационной культуры.
    2. Исследования в области международного сотрудничества.
    3. Концепции партисипативного управления . (совместное управление и распределение прибыли).
    4. Модели делового совершенства Европейского фонда управления качеством.
    5. Биотехнология и кибернетика.

    Вывод: Менеджмент - молодая наука, ей чуть более 100 лет, она активно развивается, накапливаются новые знания, создаются новые подходы, появляются новые направления. Задача менеджера следить за развитием науки и использовать эти достижения в практике управления. Цель современной организации - управлять организацией системно и получать прибыль.

    Менеджмент как деятельность реализуется в организациях, которые состоят из людей. С этой точки зрения очевидно, что менеджмент представляет собой социальное явление. И, действительно, управление в социальных системах имеет целью координацию деятельности разных людей (что особенно важно в условиях разделения труда). А, следовательно, менеджмент тесно связан с социальными процессами и явлениями.

    До средины ХХ в. подход менеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества базировался на следующих положениях: «что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества »; «дело бизнеса - бизнес»; надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль должна получаться при минимальных ограничениях со стороны общества).

    Однако с началом НТР возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском труде, минимальной заработной плате, охране труда и т.д. В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д.

    Все это привело к значительному усилению контроля за деятельностью фирм по следующим направлениям:

    • технические характеристики товара,
    • объем производства, загрязнение среды);
    • процессы производства (охрана труда,
    • нормы загрязнений,
    • контроль заработной платы,
    • обеспечение занятости);
    • поведение в конкуренции (цены, сговор, сокрытие истины);
    • прибыль (утаивание, распределение);
    • доступ к ресурсам;
    • управление (участие рабочих; решения, связанные с занятостью).

    В то же время фирма - «генератор богатства» общества, так как генерирует товары и покупательную способность для их приобретения; поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал; создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе; обеспечивает собственный рост.

    Для реализации всего этого необходимы многочисленные сложные связи и, очевидно, что успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы, кто и как их регулирует и контролирует.

    Анализ корпоративной стратегии отношений с обществом должен охватывать три основных направления: анализ целей, анализ ограничений, анализ внешнего силового поля, в котором действует фирма. Подход к выбору предпочтительных целей должен учитывать основные группы, действующие в «поле» фирмы и их интересы: общество в целом, местная община, держатели акций, кредиторы, потребители, менеджеры, работники наемного труда. Интересы групп, действующих в «поле сил» фирмы, могут быть и противоположными, и совпадающими, и нейтральными, поэтому необходим анализ возможных коалиций и выбор предпочтительной стратегии.

    Таким образом, можно сказать, что коммерческая стратегия фирмы трансформируется в коммерческо-социально-политическую стратегию.

    Соответственно фирмам и их руководителям необходимо :

    • осуществлять идеологическую переориентацию на действия в социальной среде;
    • расширять систему информации на социально-политическую область;
    • учиться понимать политические процессы и политическое поведение;
    • создавать инфраструктуру для политических действий;
    • учитывать социальные аспекты в системе стимулов и вознаграждений;
    • соответствующим образом отражать все это в структуре управления фирмой.

    На рис.1 представлены приоритеты фирмы с точки зрения ее социальной ответственности

    Рис.1. Приоритеты фирмы с точки зрения ее социальной ответственности

    Социальная роль - это способ поведения, который соответствует принятым в сообществе людей нормам, выражающимся в ожиданиях окружения. Социальная роль распадается на ролевое поведение, то есть те конкретные действия, которые совершает человек, и ролевые ожидания - то, чего ждут от носителя роли окружающие. Естественно, между поведением и ролевыми ожиданиями не всегда обнаруживается совпадение, а потому общество создает систему социального контроля, важной частью которой является совокупность санкций - наказаний за отклонение от ролевых ожиданий.

    Ответственный подход менеджера к своему делу состоит в формировании наиболее благоприятных условий для долговременного экономически эффективного функционирования предприятия. Такому подходу отвечает предпринимательство в рамках существующих легальных возможностей и на основе общепринятых морально-этических норм. Законопослушный добропорядочный менеджер должен принимать решения, исходя в равной степени из интересов фирмы, общества и своих собственных. Пренебрежение любым из этих факторов нарушает нормальное функционирование предприятий и в лучшем случае ведет к их свертыванию.

    Позиция менеджеров играет большую роль при принятии решений, в которых должны сочетаться этические и коммерческие (деловые) стандарты поведения. В процессе управления менеджер должен учитывать четыре основных аргумента, которые могут привести к неправильному поведению.

    1. Уверенность в том, что данная деятельность не выходит за границы этических и юридических норм.
    2. Уверенность в соответствии данной деятельности интересам индивида или организации и в том, что от индивида ожидают именно подобных действий.
    3. Уверенность в том, что данная деятельность «безопасна», поскольку никогда не будет разоблачена.
    4. Уверенность в том, что если данная деятельность помогает организации, то организация отнесется к менеджеру снисходительно и даже благожелательно, защитит человека, который занимается такой деятельностью.

    Руководство несет ответственность за создание морального климата внутри организации. Менеджеры высшего уровня должны быть ответственны за определение границы лояльности по отношению к возможной противозаконной деятельности организации. Поскольку эта граница (предел) в момент кризиса может исчезнуть или быть размытой, постольку она должна быть четко определена. Менеджеры вправе ожидать лояльности от сотрудников в условиях конкуренции, однако они не могут ожидать лояльности в противовес закону, морали, самому обществу.

    Из-за того, что этические нормы и нормы законодательства не всегда совпадают, целесообразно выделять юридическую и социальную ответственность . Юридическая ответственность напрямую связана с выполнением законодательства, тогда как социальная ответственность берется на себя организацией добровольно; нередко выражение «социальная ответственность» используется для обозначения тех обязательств, которые имеются у организации и ее членов сверх тех обязательств, которые они берут на себя в соответствии с законодательством.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    Теоретические основы построения организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей знаний -менеджмента, социологии, антропологии, психологии, юриспруденции и др.

    Изменения объективных условий функционирования организаций, характерные для XX века, внесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и управленческой практики. Рост крупных организаций, отделение управления от собственности, развитие точных наук и наук о человеке послужили основой для разработки научного подхода к организациям, принципов и методов управления ими. Это вызвало к жизни множество научных идей и школ, изучающих закономерности построения организаций, их основные черты и стимулы функционирования - формальные и неформальные организации, человеческие отношения, социальные системы, разделение функций и ответственности, принятие управленческих решений, математический аппарат процессов управления.

    Для решения вопроса о том, какая схема организации является оптимальной для данных конкретных условий, необходимо принимать во внимание различные подходы, предлагаемые теориями формирования организаций. Теории, которые утверждают, что существует единственный рациональный способ построения организации, называются универсальными. Теории, согласно которым оптимальная структура может различаться от ситуации к ситуации в зависимости от таких факторов, как изменение технологии и внешней среды, называются ситуационными.

    Существующие теории различаются также по способу их разработки. Например, некоторые из них являются результатом логической дедукции, тогда как другие сформулированы на основе исследовательских разработок. Одни теории ведут главным образом поиск базовых характеристик для описания организаций, другие же пытаются описывать «лучшую» организацию. В экономической литературе различают также теории, в которых сделан акцент на задачах подразделений фирмы, рассматриваемых в качестве важнейшей основы анализа, и теории, которые пытаются анализировать организацию в целом. Эти различия в подходах и предмете анализа затрудняют разработку общей теории формирования организаций.

    Последние десятилетия, ознаменовавшиеся стремительными переменами в технологии, возрастающей сложностью и наукоемкостью производства, его глобализацией и распространением современных информационных технологий, дали новый мощный толчок теоретическим обобщениям и прикладным научным исследованиям в управлении. Выше сказанное подтверждает актуальность темы «Эволюция взглядов на сущность и природу организации» данной курсовой работы.

    Целью данной курсовой работы является анализ и описание развития теорий и взглядов на сущность и природу организации. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:

    · Рассмотреть классическую теорию организации

    · Изучить научное управление

    · Сделать анализ теории организации

    · Описать бюрократическую теорию организации

    · охарактеризовать теорию административного поведения

    · рассмотреть теорию Гласиера

    · изучить теорию организационного потенциала

    · сделать анализ теории институтов и институциональных изменений

    · описать современные направления теоретических разработок

    Данная курсовая работа состоит из 9-ти глав. Которые характеризуют основные этапы развития теории организации.

    1. Эволюция теории организации

    менеджмент управление административный

    1.1 Формирование и развитие теории организации

    Теория организации как самостоятельная дисциплина выделилась из социологии (учение об обществе; наука изучающая общественные структуры, их элементы, социальные процессы), которая как самостоятельная наука сложилась в XIX в. и выделилась из философии (наука о наиболее общих закономерностях развития природы и общества, ориентированная на выработку взглядов на отношения человека с окружающим его миром) Латфуллин Г.Р. Основные тенденции и концепции управления на стыке веков // Проблемы теории и практики управле­ния. -- 2010. -- № 1. С-74. .

    Границы теория организации определяются комбинацией установленных признаков, что объясняется двумя противоположными подходами к описанию развития организации:

    1) «закрытая - открытая система» -- характеризует организацию как систему и отражает развитие управленческой мысли от механистического представления об организации (закрытое) к целостному (открытое). С начала XX в. до 1960-х годов проблемы организации решались с точки зрения закрытых систем. Вопросы деловой среды, конкуренции» сбыта и др.» определяющие внешнюю для предприятия среду, не рассматривались. С развитием рынка стало очевидно, что внутренняя динамика организаций формируется под влиянием внешних событий, следовательно, теория организации начинает рассматривать организацию как открытую систему в единстве всех элементов, воспринимающих изменения во внешней среде и реагирующих на них. Короткое Э.М. Концепция российского менеджмента. -- М.: Дека, 2009. С-98.

    2) «рациональное - социальное мышление» характеризует природу организации в направлении от рационального к социальному. «Рациональное мышление» означает, что существует ясная перспектива организации, а ее цели четко и однозначно определены, например, машиностроительное предприятие имеет целью получение максимальной прибыли от повышения эффективности производства, то высшему руководству остается только выбирать средства, которое ведут к достижению, т.е. принимаются только рациональное решения. «Социальное мышление» Акимова Т. А.Теория организация: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2007. С-201. означает неоднозначность в определении целей и принятии конкретных решений по повышению эффективности производства.

    С позиции отмеченных подходов выделяется четыре этапа:

    1. 1900-1930 гг. -- эра «закрытых систем и рационального индивида» Мильнер Б. З.Теория организации: Учебник. - М.: ИНФРА_М, 2005. С-183. . Главные представители теории организации того времени: Макс Вебер, Анри Файоль (Таблица 1), Фредерик Тейлор (Рис. 1). Разработанный ими подход ориентирован на организационные и технические усовершенствования в организации путем повышения эффективности внутренних функций.

    2. 1930-1960 гг. - период «закрытых систем и социального индивида». Группа теоретиков -- Энтони Мэйо, Дуглас Макгрегор, Честер Бернард разработали вопросы управления закрытыми системами, опираясь на внутренние человеческие отношения и неэкономическую мотивацию работников.

    3. 1960-1975 гг. - период «открытых систем и рационального индивида». Основной вклад внесли Альфред Чандлер, Пол Лоуренс, Джей Лорщ, сделав шаг вперед рассмотрев организацию как часть системы более высокого уровня, и шаг назад, возвратившись к механистическим представлениям о человеке.

    4. 1975 г. -- настоящее время - «период открытых систем и социального индивида»: происходит возвращение к социальному мышлению, но в рамках открытых систем. Лидером современной теории организации является Джеймс Марч.

    Рис. 1. Функциональное руководство группой по Тейлору

    Таблица 1. Группировка принципов Файоля

    1.2 Основополагающие идеи теории организации

    Идеи и концепции, образующие классическую теорию организации, разрабатывались многими учеными и практиками. К известным авторам, внесшим основной вклад в развитие главных разделов классической теории, относятся: научное управление - Ф. В.Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Л. Гантт, X. Манстерберг, X. Эмерсон, Г. Л. Таун, М. Л. Кук; собственно теория организации - X. Файоль, Дж. Д. Лизней, А. С. Рейли, Л. Урвик; бюрократическая теория - М. Вебер. Акимова Т. А.Теория организация: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2007. С-201.

    Одна из первых попыток проанализировать организационные аспекты управления была предпринята Ф. В. Тейлором и его последователями. Идеи и методы, вытекающие из исследований Тейлора, известны как научное управление, в центре которого - работа, выполняемая в низовом звене организации. Исследования по собственно теории организации стали проводиться на систематической основе в период 1890-1940 гг. наряду с углублением разработок по научному управлению. В центре внимания этих исследований - вся организация, а не работа, производимая отдельными звеньями или членами организации. Были сформулированы принципы организации, критерии формирования организационных структур, создания системы подразделений, определения управляемости и делегирования прав и ответственности. Значительным вкладом в развитие классической теории явилась разработка бюрократической теории, основы которой содержатся в трудах Макса Вебера. Рассмотрим более детально каждый ключевой раздел классической теории организации.

    Ф. Тейлор (1911 г.) в своей фундаментальной работе «Принципы научного управления» определил принципы, которые составили основу классической теории организации:

    · разделение труда в широком смысле слова - и рабочий, и менеджер ответственен за какую-либо одну функцию;

    · функциональное руководство - замена власти одного мастера функциональной администрацией, каждый из которых дает указания рабочему в пределах своей компетенции;

    · измерение труда -- измерение рабочего времени с помощью «единиц времени»;

    · задачи-предписания -- примерные инструкции по выполнению конкретных задач;

    · программы стимулирования - премия за производительность выше нормы;

    · мотивация -- личная заинтересованность является движущей силой;

    · роль индивидуальных способностей -- проводятся различия между способностями рабочих (работают за вознаграждение в настоящем) и менеджеров (ради вознаграждения в будущем),

    Принципы организации А. Файоля для эффективной работы организации:

    Четкие цели;

    Один центр подчинения (единство управления) и один центр управления (единство контроля);

    Использование «мостика» Парахина В. Н., Федоренко Т. М.Теория организации: Учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2006. С-66. Файоля в цепи подчинения;

    Равенство прав и обязанностей;

    Рациональное разделение труда;

    Определение ответственности за результаты труда;

    Благоприятные возможности для проявления инициативы. Бюрократия (правление государственных служащих: точность, дисциплина, ответственность) М. Вебера, который разразработал принципы построения идеальной структуры организации:

    Определение задач и обязанностей каждого должностного лица на основе разделения труда;

    Организация строится на принципах иерархии - строгом подчинении;

    Деятельность организации регулируется на основе инструкций и правил, определяющих ответственность каждого;

    Управление организацией исключает личные эмоции;

    Назначение на должность основываются на квалификации и заслугах.

    В результате проведения Хоторнского эксперимента Э. Мэйо на заводе фирмы «Уэстерн электрик» (1924-1927 гг.) попу шла развитие «школа человеческих отношений» и сделаны выводы, противоречащие концепции «рационального работника» (рабочие почувствовали к себе особое внимание как к участникам эксперимента, в результате чего повысилась производительность труда, а не из-за улучшения освещенности рабочих мест):

    Разделение и нормирование труда не всегда ведут к повышению производительности;

    Работники более отзывчивы к социальному влиянию равных им людей, а не к мерам контроля высшего руководства;

    Менеджер должен быть профессионалом в человеческих отношениях - понимать потребности людей, выслушивать проблемы, уметь дать нужный совет, убедить принять перемены.

    Ч. Бернард и целенаправленные организации: элементами организации являются и люди, и техника, и сосредоточение на одном не ведет к оптимизации. Суть его идей:

    Кооперация - действенный способ преодоления физиологических и биологических ограничений, сотрудничество приводит к согласованным эффективным действиям;

    Успех организации зависит от удовлетворенности ее членов;

    Организации могут быть формальные и неформальные (как защита индивидов перед формальной);

    Власть -- это информационная связь (команда) - так как персонал решает, выполнять или не выполнять распоряжения.

    Д. Макгрегор и теория X - теория У. Книга «Человеческая сторона предпринимательства» посвящена вопросам практического управления: управляющий строит свое поведение с подчиненными в соответствии со своими личными представлениями о работниках и их способностях.

    В соответствии с теорией X (прямое применение власти): каждому человеку присуще от природы нежелание работать, поэтому он избегает затрат труда, где это возможно; поэтому людей надо принуждать; люди стараются избегать ответственности и предпочитают быть ведомыми; больше всего люди желают личного спокойствия и нуждаются в защите.

    В соответствии с теорией У (субординация как партнерство): затраты физических и духовных сил на работе столь же естественны, как при отдыхе - человек не отказывается от выполнения обязанностей; угроза наказания не является стимулом -люди наделены способностью к самоконтролю и самоуправлению; награда за деятельность соответствует выполненным задачам; творчество весьма распространено среди населения, но из-за высокоразвитых технологий скрыто.

    Основополагающие идеи теории организации:

    Томсон - показал разницу между открытыми и закрытыми системами и обосновал связь между внешней средой и структурой организации.

    Чандлер - установил, что требования внешней среды диктуют необходимость изменения стратегии компании и, как следствие, изменяется организационная структура.

    Макгрегор - управляющий строит поведение с подчиненными в соответствии со своими личными представлениями о работниках, награда в соответствии с выполнением задания.

    Бернард- власть - информационная связь, успех организации зависит от степени удовлетворенности ее членов, сотрудничество приводит к согласованным эффективным действиям.

    Лоуренс и Лорш - установили, что для стабильных фирм используются функциональная схема организации и простые схемы контроля, а лидеры в динамичном производстве имеют дисциплинарную форму организации и сложную систему управления.

    Мэйо - разделение и нормирование труда не всегда ведут к производительности. Менеджер должен быть профессионалом, люди более отзывчивы к социальному влиянию равных людей.

    Вебер - строгая иерархия, назначение на должность за квалификацию и заслуги, управление организацией исключает личные и качества, эмоции и мотивы.

    Файоль - четкие цели, один центр управления и контроля, благоприятное воздействие для проявления инициативы.

    Тейлор - разделение труда, роль индивидуальных способностей, измерение труда при помощи единицы времени.

    Марч, Сайерт, Саймон - выдвинули концепцию «Организация как мусорная корзина», которая характерна для организованной анархии.

    А. Чандлер в книге «Стратегия и структура» (1962) установил, что с изменениями стратегии компаний меняется и их организационная структура. Необходимость стратегических перемен диктуется требованиями внешней среды.

    Дж. Томсон в книге «Организации в действии» (1964) выполнил теоретическое обоснование взаимосвязи окружающей обстановки и структуры организации, показав разницу между закрытыми (ориентированы на внутренние факторы) и открытыми организациями.

    В 1967 г. исследование влияния внешней среды на организацию провели преподаватели гарвардской школы бизнеса П. Лоуренс и Дж. Лорш, результаты в книге «Организация и ее окружение»: они рассматривали организационные структуры и системы управления, сравнивая компании, имеющие лучшие результаты в динамичном бизнесе (производство специальных пластиков) с лучшими компаниями в стабильной, мало меняющиеся отрасли (производство контейнеров). Установили, что фирмы, для которых характерна стабильность, используют функциональную схему организации и простые системы контроля. Напротив, лидеры в динамичном производстве имеют более децентрализованную форму организации и сложные системы управления. Полученные результаты стали основой для формирования концепции организации как открытой системы. Иванова Т. Ю., Приходько В. И.Теория организации. - М.: КНОРУС, 2006.С-84.

    Р. Сайерт, Дж. Марч, Г. Саймон выдвинули концепцию «Организация как мусорная корзина» Шеметов П. В.Теория организации: Курс лекций. - М.: ИНФРА_М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2010.С-213. (модель нерационального принятия решений); лица, принимающие решения, не работают в условиях совершенного знания, отсюда возникает неопределенность, являющаяся нормальным состоянием дел. Эта модель применима к организационной структуре, известной как организованная анархия, пример: университеты, исследовательские организации (технологии неясны, текучесть кадров «пришел-ушел»). Алексеев КС. Теория управления «Эпохи без закономерно­ стей» // Корпоративный менеджмент, http.www.cfin.ru

    2. Современные теории и концепции организации

    2.1 Развитие современной теории организации

    Современная теория организации развивается в трех направлениях (рис. 2):

    1) ситуационный подход - не существует единственно правильного решения (каждому типу управленческой ситуации и решаемых задач соответствуют свои оптимальные требования к построению организации, стратегия и структура) Минаев Э. С., Агеева Н. Г., Байдюк И. Ф. Основы теории менеджмента: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МАИ, 2009. С-251. ;

    2) экологический подход утверждает, что среди организации выживает наиболее приспособленная, имеет место процесс естественного отбора и замены организации (эффективность организации определяется способностью выживать) Системы и процедуры - это совокупность строго документированных приемов и методов решения проблем управления, таких, как составление планов, проведение учебы, осуществление контроля и т. п. ; роль окружающей среды абсолютна, менеджмент не оказывает особого влияния на способность к выживанию; так как ресурсы ограничены, то одни организации уцелеют, другие -- прекратят существование (в современных моделях организационной экологии особое внимание уделяется механизмам, обеспечивающим структурные изменения в организациях) Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. -- М: Издательство «Дело», 2008. С-189. ;

    3) подход организационного научения -- признание двух видов обучения: обучение по одинарной петле (обычное обучение персонала, повышающее способность организации достигать поставленные цели) Смирнов Э. А.Теория организации. - М.: ИНФРА_М, 2005. С-77. и по двойной петле - это организованный процесс самообучения организации, который приводит к полному переосмыслению опыта организации и ее научению с помощью этого (гибкость организационной структуры и системы вознаграждений, свободный обмен информацией и опытом, благоприятный климат для развития и обучения персонала). ПригожинА.И.Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2009. С-93.

    2.2 Современные направления теоретических разработок

    На переднем крае теоретических разработок, имеющих большую практическую значимость, в настоящее время оказались направления, которые в наибольшей мере отражают изменившиеся условия функционирования организаций. Это вызвано и ориентацией на новейшие технологии, и проблемой рисковых инвестиций, и способами высокопродуктивного ведения хозяйства, и прогнозированием потребительского спроса и поведения конкурентов, и господством стратегического подхода в управлении. Среди основных направлений теоретических обобщений и разработок можно назвать следующие.

    1. Реинжиниринг, или перестройка на современной информационной и технологической основе организации производства и управления. Это и теория, и методы комплексного оздоровления корпораций, управленческого ренессанса с охватом и реконструкцией всех без исключения элементов, в том числе систем человеческих мотиваций и стимулов. В рамках этого направления рассматриваются и новые импульсы повышения эффективности, связанные с сокращением размеров и оптимизацией хозяйствующих субъектов, и потенциал матричных структур, органически сочетающих линейное и программное руководство, и возможности деятельности комплексных целевых команд, и многое другое. Управленческий механизм фирмы настраивается на овладение рынком - анализ его емкости, организацию сбыта товаров, способы стимулирования продаж, обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг.

    2. Концепция внутренних рынков корпораций (или организационных рынков). Она характеризуется перенесением закономерностей и принципов рыночного хозяйства на внутреннюю деятельность корпораций. Такие революционные преобразования должны охватить все их подразделения (линейные, функциональные, маркетинговые и даже аппарат высших руководителей). Они становятся автономными звеньями, которые покупают и продают товары и услуги, участвуя во внутрифирменном и межфирменном обороте, и объединяются едиными информационными сетями, финансовыми системами и предпринимательской культурой. Благодаря развитию прямых связей организационные рынки резко сокращают многие виды расходов, внимание фирм фокусируется на обосновании перехода от иерархических к горизонтальным управленческим структурам, на поиске выгодного соотношения между крупными и малыми операциями.

    Согласно этой концепции, подразделения, имеющие широкую экономическую самостоятельность внутри предприятий, могут оперативно вносить изменения в производстве товаров, предоставлении услуг, во всей системе отношений с потребителями. На этой основе и с использованием информационных технологий формируются сетевые организации с распределенными автономными звеньями, так называемые виртуальные корпорации. Появляется принципиально новый объект управления, требующий очень тонкой настройки. К этому направлению примыкает и разрабатываемая концепция «демократической корпорации», предусматривающая широкую децентрализацию управления с развитием демократических форм и методов функционирования подразделений и руководителей.

    3. Теория альянсов (ассоциативных форм организации и управления). Интеграционные процессы в управлении, ориентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов (и в первую очередь научно-технических, инвестиционных и финансовых), приводят к появлению многообразных форм горизонтального объединения организаций. Образуются плоские организационные иерархии вокруг основных процессов, имеющие специфические цели. Это не только так называемые горизонтальные корпорации, но и стратегические союзы, различные модификации конгломератов, консорциумов, холдингов, хозяйственных ассоциаций и групп.

    Новая корпоративная модель предусматривает расширение кооперации среди конкурентов, поставщиков и потребителей и тем самым меняет представление о границах организации. Профессиональные знания и умения каждого партнера позволяют создавать более эффективную организацию, в которой любая функция и процесс реализуются на глобальном уровне. Компании объединяются для того, чтобы использовать специфические рыночные возможности, которые отдельно взятыми организациями не могут быть реализованы. Особое внимание уделяется проблеме всестороннего развития человеческих ресурсов. Отношение к людям как к ведущему ресурсу, к капиталу, а не как к персонифицированным издержкам производства становится едва ли, не центральным постулатом теории организации. Важное значение, придается проблеме доверия - к системе управления, принимаемым решениям, их исполнению, руководителям.

    2.3 Современная организационная парадигма

    Современная организационная парадигма связана с интеграцией областей человеческой деятельности, в том числе сближение теории организации, теории систем, теории управления (кибернетики), синергетики.

    Теория систем изучает сущность целостности и системности, свойства целого и его частей, т.е. организацию некоторого устойчивого объекта, целостность которого и есть система. Антонов ВТ. Эволюция организационных структур // Менеджмент в России и за рубежом. -- 2010. С-87.

    Кибернетика изучает проблемы формирования и передачи управляющих воздействий для достижения заданного состояния системы произвольной природы, т.е. достижения определенного уровня ее организации.

    Синергетика изучает механизмы взаимодействия элементов системы в процессе ее самоорганизации и саморазвития.

    Исследуя методы управления социально-экономическими системами с кибернетических позиций, можно показать, что при определенном развитии этих методов внешние критерии становятся частью системы управления. В этом случае выход системы замыкается, и она переходит в режим саморазвития. При этом цели перестают быть главными критериями управления. Такая система становится объектом исследования синергетики.

    Наблюдается все более глубокое и продуктивное взаим-проникновение теории систем, теории организации, кибернетики и синергетики по мере их развития. Однако это обстоятельство создает проблему идентификации указанных наук. Анализ проблемы позволяет сделать предположение о продуктивности идеи создания единой организационной науки. Попов Е., ХмечъковаН. Эволюционная теория предприятия. -- Екатеринбург, 2002. С-143.

    В конце 1980-х годов стала распространяться идея представления организации в виде системы бизнес-процессов (бизнес-системы), а управления ее деятельностью - как управление бизнес-процессами. Под бизнес-системой понимается система отношений внутри организации, в ее внешнем окружении, отрасли и на рынке.

    В рамках бизнес-процессов организация представляется ник динамическая система со своими входами и выходами. Внешние входы и выходы, обеспечивая связь с внешней средой, определяют границы основных бизнес-процессов (бизнес-процессов первого порядка) Лафта Дж. К.Теория организаций: Учеб. пособие. - М.: ТК Велби; Проспект, 2009. С-34. . Вместе с этим внутри организации должны существовать потоки работ, обеспечивающие основные бизнес-процессы. Они также имеют свои границы, свои входы и выходы. Содержание основных и вспомогательных проблем, решаемых организацией, и сама организация превращаются в систему принятия решений.

    Функциональный менеджмент реализуется в целевой модели и организации, тогда как управление бизнес-процессами ориентируется на модель, в которой проблемы рассматриваются не сколько как препятствия к достижению целей, сколько как естественные условия функционирования организации. В основе деятельности такой организации лежит не достижение заранее определенных целей, а обеспечение ее устойчивого развития. Выявление проблем тогда можно рассматривать как бизнес-процесс.

    Управление организацией на основе бизнес-процессов требует нового управленческого мышления и даже нового поколения менеджеров.

    Рис. 3. Модель фирмы в условиях стабильных связей с несколькими существенно отличающимися рынками, например в разных странах (многонациональная структура)

    Заключение

    Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует для достижения общей цели или целей.

    Организация рассматривается как процесс и как явление. Как процесс она представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей междучастями целого, например создания работоспособного коллектива. Как процесс она регулируется законами о труде, процессуальными и уголовными кодексами. Как явление она представляет собой физическое объединение реальных элементов для выполнения программы или цели. Как явление в России организации регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свойство организационной сложности) и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Организация -- это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и положено в основу теории организации.

    Проведённый анализ в данной курсовой работе позволяет утверждать о необходимости изучения эволюции взглядов на сущность и теорию организации для выбора оптимальной схемы управления. Исходя из поставленных задач, были сделаны следующие выводы:

    · С точки зрения классической теории организации предприятие - это механизм, эффективность которого задается в терминах производительности. Работники при этом рассматриваются как шестеренки этого механизма.

    · Важным вкладом школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства.

    · Главный вклад А.Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, и организация.

    · В бюрократической теории организации личность отсутствовала. Процедуры и правила определяли все основные виды деятельности, карьеру работников, конкретные решения, и деятельность руководства.

    · Теоретики Гласиер выявили существование двух систем -- производственной и социальной. Они полагали, что руководитель должен в равной мере обеспечивать функционирование и исполнительной, и представительской подсистем.

    · Теория административного поведения делает акцент на важности правил и установленных порядков в поддержании рационального поведения внутри организации.

    · Среди основных направлений современных теоретических обобщений и разработок можно назвать следующие концепции: реинжиниринг, концепция внутренних рынков корпораций, теория альянсов, концепция «экологически созданного руководства».

    Список использованной литературы

    1. Акимова Т. А.Теория организация: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2007.

    2. Алексеев КС. Теория управления «Эпохи без закономерно­ стей» // Корпоративный менеджмент, http.www.cfin.ru

    3. Антонов ВТ. Эволюция организационных структур // Менеджмент в России и за рубежом. -- 2010.

    4. Вернигора Е.Е. Менеджмент. -- М.: МНФРА-М, 2009.

    5. Веснин В.Р. Менеджмент. -- М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2004.

    6. Выханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. -- М.: Гардарика, 2008.

    7. Власов Л.В., Сементовская В.К. Деловое общение. -- Л., 2008.

    8. Иванова Т. Ю., Приходько В. И.Теория организации. - М.: КНОРУС, 2006.

    9. Короткое Э.М. Концепция российского менеджмента. -- М.: Дека, 2009.

    10. Лафта Дж. К.Теория организаций: Учеб. пособие. - М.: ТК Велби; Проспект, 2009.

    11. Латфуллин Г.Р. Основные тенденции и концепции управления на стыке веков // Проблемы теории и практики управле­ния. -- 2010. -- № 1.

    12. Минаев Э. С., Агеева Н. Г., Байдюк И. Ф. Основы теории менеджмента: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МАИ, 2009.

    13. Мильнер Б. З.Теория организации: Учебник. - М.: ИНФРА_М, 2005.

    14. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. -- М: Издательство «Дело», 2008.

    15. Парахина В. Н., Федоренко Т. М.Теория организации: Учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2006.

    16. ПригожинА.И.Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2009.

    17. Попов Е., ХмечъковаН. Эволюционная теория предприятия. -- Екатеринбург, 2002.

    18. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник / Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. -- М.: ИНФРА-М, 2002.

    19. Прокушев Е.Ф. Менеджмент первичного уровня. -- М.: Дашков и К°, 2009.

    20. Смирнов Э. А.Теория организации. - М.: ИНФРА_М, 2005.

    21. Шеметов П. В.Теория организации: Курс лекций. - М.: ИНФРА_М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2010.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Классическая теория организации, школа научного управления, бюрократическая теория. Организационное поведение, теории Лайкерта, Гласиера, административного поведения, институтов и институциональных изменений. Главные направления теоретических разработок.

      курсовая работа , добавлен 24.03.2010

      Развитие управленческой мысли, выявление недостатков и достоинств теорий управленческой деятельности. Анализ современных концепций менеджмента: теория игр, теория хаоса, синергетический подход, выделение их особенностей, основных проблем и путей решения.

      контрольная работа , добавлен 10.12.2010

      Рассмотрение традиционной бюрократической теории организации Макса Вебера с определением ее роли в существовании современных организаций. Анализ основных моделей и теорий построения, которые получили развитие из бюрократической теории организации.

      курсовая работа , добавлен 08.11.2015

      Историческое становление и развитие управленческой мысли как предпосылки возникновения теории научного менеджмента. Теория научной организации труда Ф. Тейлора. Основные положения концепции человеческих отношений и социологические методы в управлении.

      реферат , добавлен 05.12.2010

      Теория научного управления организацией Ф.В. Тейлора, необходимость перехода от практики к системе специального обучения. Сущность административной теории организации и управления. Теория бюрократического построения системы управления М. Вебера.

      реферат , добавлен 09.11.2009

      Основы зарождения менеджмента. Этапы развития управленческой мысли. Принципы научной школы управления в первой половине ХХ века. Классическая теория управления. Концепция школы человеческих отношений. Эволюция теорий управления после Второй мировой войны.

      дипломная работа , добавлен 25.07.2010

      Эволюция управленческой мысли. Возникновение, формирование и содержание различных школ менеджмента: классическая, психологии и человеческих отношений, науки управления. Разнообразие моделей менеджмента. Развитие менеджмента в России.

      курсовая работа , добавлен 13.12.2003

      Системная парадигма и теория организации. Содержательная классификация теорий организаций. Роль управления знаниями в действии теории организации. Значение использования групп (команд) в теории организации как науки. Значение факторов внешней среды.

      курсовая работа , добавлен 20.03.2010

      О значении ключевых представлений и задач менеджмента. Принципы и классическая теория организации. Единственно правильный тип организационной структуры и способа управления персоналом. Юридическое и политическое ограничение деятельности менеджмента.

      курсовая работа , добавлен 04.02.2009

      Теория организации и ее место в системе научных знаний. Развитие организаторской мысли. Тектология А.А. Богданова. Организация как открытая система. Компоненты и уровни социальной системы. Хозяйственные организации. Сущность управленческой деятельности.