Муниципальное управление. Государственное и муниципальное управление

Государственное и муниципальное управление долгое время является одной из популярных специальностей обучения в ВУЗе. Не все представляют, куда можно идти работать с таким образованием. Но стремление быть во власти двигает многих на получение соответствующего диплома.

Как давно учат государственному и муниципальному управлению?

Государственное и муниципальное управление или ГиМУ возникло как направление обучения в конце 1990-х годов. Тогда же профессия приобрела популярность у абитуриентов. В этот период стало понятно, что специалистов, занятых в государственных и муниципальных структурах, реализующих исполнительную или законодательную функции власти, нужно обучать по-новому.

В современной практике такая специальность стала частью другого блока программ обучения. Профессии менеджеров покрывают потребности не только государственного или муниципального секторов экономики, но и коммерческого.

В рамках программы обучения развиваются компетенции, которые позволяют успешно реализовать себя в будущей профессии:

  • экономические знания;
  • юридические основы;
  • общекультурные знания;
  • умение осуществлять самоконтроль, самомотивацию, саморазвитие.

До этого подобные знания можно было получить только по партийной линии в специальных школах и на курсах при ВУЗах и ССУЗах.

Почему престижно получить такую профессию?

Популярность профессии ГиМУ вызвана несколькими факторами

  • В период экономических реформ сфера государственного и муниципального управления кажется наиболее надёжной и стабильной, позволяющей быть уверенным в том, что все права и обязательства со стороны работодателя будут выполнены.
  • Многие ошибочно считают, что, получив такое образование, сразу открывается прямой путь на самый верх властных структур. Фактически карьера чиновника является обычно поступательной, как и в других сферах.
  • Существует миф о том, что чиновники имеют высокие заработные платы. Хотя в сфере муниципального управления оплата труда специалистов колеблется на уровне 13–20 тыс. рублей в месяц.
  • Работающие в соответствующих структурах органов власти должны повышать свою квалификацию и иметь профильное образование.
  • Бизнесмены, которые желают лоббировать свои интересы в органах власти, заинтересованы в том, чтобы иметь соответствующее образование.
  • Такое образование не теряет своей актуальности во времени, потому что чиновники нужны всегда. В случае необходимости можно пройти повышение квалификации, чтобы ознакомиться с новыми изменениями в законодательстве.
  • Некоторые регионы, заинтересованные в чиновниках, работающих в глубинке, подписывают договоры с ВУЗами и направляют туда желающих бесплатно учиться.

Кем можно работать?

Профессия ГиМУ достаточно универсальна. Она даёт возможность проявить себя в разных областях. Ведь функции, которые реализуют федеральные, региональные и местные органы власти, очень разнообразны. Человек с таким образованием может работать:

  • в законодательных органах власти любого уровня в качестве помощника депутата;
  • в надзорных органах (прокуратора, налоговая инспекция);
  • в структурах пенсионного фонда;
  • в органах социальной защиты населения;
  • в структурах исполнительной власти любого уровня;
  • в структурах по связям с общественностью.

Профессия позволяет успешно работать и в коммерции. Ведь управленческие и другие навыки там также востребованы. Знания законодательства всегда являлись слабым звеном у тех, кто получил образование по коммерческим специальностям. Управление бизнесом к тому же предполагает активное взаимодействие с муниципальными и государственными органами власти.

Требование о том, чтобы у соискателя по вакансии в органах государственной и муниципальной власти была такая профессия, звучит в большинстве случаев.

Профессия может быть освоена выпускниками школ, а также теми, кто уже реализовал себя на рынке труда. В современной системе существует несколько форматов, позволяющих получить высшее образование по ГиМУ. Многие из них позволяют работать и учиться одновременно.

Среди них:

  • Программы бакалавриата. Это базовое образование, которое реализуется на очной и заочной форме обучения. Может быть организовано дистанционно. Относится к высшему образованию. Начальная ступень может стать отличным стартом в будущей профессии или подспорьем при построении чиновничьей карьеры.
  • Программы магистратуры. Для тех, кто хочет более глубоко изучить вопросы государственного и муниципального управления, предлагаются двухлетние программы обучения. При этом человек может уже иметь базовое образование ГиМУ или же использовать знания, полученные в ходе освоения других специальностей.
  • Программы профессиональной переподготовки. Обычно их реализуют в течение года. Любой специалист с высшим образованием может обучиться профессии ГиМУ.
  • Программы повышения квалификации. Органы государственной и муниципальной власти обязаны отправлять на повышение квалификации своих сотрудников минимум 1 раз в 5 лет. Если человек имеет другое образование (экономическое или юридическое), он всё равно располагает правом на повышение квалификации по профессии ГиМУ. Управление данными вопросами возложено на кадровые службы.

К услугам специалистов также программы обучения в аспирантуре и докторантуре. Получение учёной степени в области государственного и муниципального управления позволяет повысить свой статус среди коллег. Этот вид обучения направлен на серьёзное продвижение по .

Государственное управление подразумевает, что его представители должны хорошо разбираться в материале с позиции научных подходов. Поэтому аспирантская или докторская деятельность позволяют освоить эти компетенции.

Где лучше учиться?

Для того чтобы стать лучшим в профессии, имеет значение то, где ты получаешь своё образование. Не все ВУЗы или научные центры одинаково хороши в подаче материала.

Поэтому при выборе программы и базы обучения, нужно проанализировать ряд показателей.

  • Сколько лет реализуется обучение на базе этого ВУЗа.
  • Какова позиция ВУЗа в общенациональном рейтинге.
  • Сколько насчитывается выпускников по программам, какова доля их трудоустройства, есть ли известные личности среди окончивших ВУЗ.
  • Наличие лицензии и ближайшая дата аттестации ВУЗа.
  • Наличие партнерских программ с государственными и муниципальными органами власти.
  • Существует ли направление студентов для прохождения практики в организации, где реализуется государственное и муниципальное управление.
  • Стоимость обучения. Она не может быть низкой, т. к. привлечение высококвалифицированных специалистов в процессе обучения является дорогим удовольствием. Если важен сам факт получения корочек, для того чтобы работать на существующей позиции, данный показатель можно не принимать во внимание.

Какие качества помогут в обучении и в работе?

Учитывая, что данная профессия подразумевает получение знаний в разных областях, индивид должен постоянно расширять свой кругозор. Если человек ориентирован на управление своей карьерой в области ГиМУ, ему нужно:

  • работать над совершенствованием ораторского искусства и коммуникационных навыков;
  • изучать психологию личности, в т. ч. способы управления общественным мнением;
  • заниматься личным имиджем;
  • быть готовым работать на низших позициях или в качестве волонтёра, чтобы обрести нужные компетенции и связи;
  • уметь вовремя высказывать личное мнение.

Получение образования по направлению ГиМУ не гарантирует успешного трудоустройства. Но если личность планомерно идёт к заветной цели, то подобные программы обучения могут хорошо помочь в будущей трудовой деятельности.

В системе власти РФ функционируют институты муниципальной и государственной службы. В чем их особенности?

Факты о государственной службе

Под госслужбой принято понимать трудовую деятельность граждан в различных органах государственной власти - главным образом представляющих исполнительную ветвь. То есть (если говорить о российской модели госслужбы) это будут министерства и подчиненные им ведомства.

Государственная власть в РФ функционирует на 2 уровнях - федеральном и региональном. При этом учреждения субъектов РФ находятся в прямом подчинении у структур в Москве и подотчетны им. В свою очередь, государственная служба также фактически представлена двумя уровнями - федеральным и региональным.

Стоит отметить, что госслужащими не являются лица, получающие свою должность в системе власти по итогам выборов или в силу значительного влияния их результатов. В частности, это Президент РФ, Председатель Правительства, министры, депутаты Госдумы. Не рассматриваются в качестве госслужащих судьи (в то время как рядовые работники аппаратов судебных органов вполне могут находиться на государственной службе).

В российской системе госслужбы предусмотрено 4 основных типа должностей: руководители, помощники, специалисты, а также обеспечивающие специалисты. При этом они тоже дополнительно классифицируются на группы: высшую, главную, ведущую, иногда - старшую и младшую.

Отличительный признак госслужбы - возможность лица, занимающего должность в том или ином органе власти, получить классный чин. Он присваивается человеку при удачной сдаче квалификационного экзамена или же в соответствии с нормами присвоения классных чинов для некоторых высших должностей (в частности, руководителей, в некоторых случаях - помощников).

Факты о муниципальной службе

Под муниципальной службой в РФ принято понимать трудовую деятельность граждан в местных органах власти - администрациях и советах городов, районов, поселений. По Конституции РФ муниципальная власть отделена от государственной. Именно это во многом определяет разграничение рассматриваемых видов службы. Как и в случае с госслужбой, муниципальными служащими не могут стать лица, получившие свою должность в порядке избрания.

Должности в рамках муниципальной службы классифицируются на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. Конкретные их перечни закрепляются в правовых актах, принимаемых органами власти в субъектах РФ.

Классные чины муниципальные служащие также могут получать. Как правило, их присвоение зависит от уровня занимаемой человеком должности, а также от стажа работы сотрудника местного органа власти. Кроме того, на перспективы получения классного чина в рамках муниципальной службы влияет уровень профессиональной подготовки и опыта работника.

Квалификационный экзамен на муниципальной службе является скорее опциональным условием получения классного чина - в отличие от госслужбы, на которой его успешная сдача рассматривается как основное условие приобретения соответствующего статуса. Необходимость проведения данного экзамена должна быть зафиксирована в локальных нормативных актах конкретного органа власти.

Сравнение

Главное отличие муниципальной службы от государственной в том, что первая является трудовой деятельностью лиц, осуществляемой в органах местной власти, вторая - на уровне региональных и федеральных структур. По Конституции РФ муниципальная и государственная власть в России независимы друг от друга. Поэтому муниципальные служащие не подотчетны госструктурам.

Однако у рассматриваемых видов службы есть много общего:

  1. квалификационные требования к потенциальным госслужащим и лицам, нанимающимся на муниципальную службу, в целом одинаковые;
  2. стаж работы на госслужбе учитывается на муниципальной службе - и наоборот;
  3. принципы оплаты труда, а также социальные гарантии на госслужбе и муниципальной службе в целом очень схожи.

У обоих видов службы есть классификация должностей по схожим категориям. Но что касается присвоения классных чинов - данная процедура на госслужбе в большинстве случаев предполагает проведение квалификационного экзамена. На муниципальной службе он опционален.

Таким образом, различия между госслужбой и муниципальной службой сводятся в основном к юридическому разграничению уровней функционирования органов власти, в которых работают люди, осуществляющие рассматриваемые виды трудовой деятельности.

Изучив, в чем разница между муниципальной и государственной службой, отразим выводы в таблице.

Таблица

Муниципальная служба Государственная служба
Что общего между ними?
В целом одинаковые квалификационные требования к служащим
Схожие принципы классификации должностей
Схожие принципы начисления оплаты труда, предоставления социальных гарантий служащим
В чем разница между ними?
Является видом деятельности граждан в муниципальных органах власти, юридически независимых от государственных структур Является видом деятельности граждан в государственных органах власти - на федеральном, региональном уровне, которым не подотчетны муниципальные структуры
Присвоение классных чинов без квалификационного экзамена - норма для муниципальной службы Успешная сдача квалификационного экзамена, как правило, является обязательным условием присвоения классного чина для госслужащего

Во второй день работы Х Гайдаровского форума, 16 января, состоялась экспертная дискуссия, посвященная совершенствованию управленческих программ для государственных и муниципальных служащих. В России все больший интерес вызывают программы Master of Public...

10 декабря 2018 года в 18:00 отделение Управления проектами и программами ИГСУ проводит мастер-класс «Проектное управление как инструмент современного государственного и муниципального управления» для студентов магистратуры всех форм обучения.Мастер-класс проводит мэр...

24 и 25 ноября 2018 года в Гостином дворе проходила 48-я Московская международная выставка «Образование и карьера». Традиционно в ней принимала участие Испания, представляя лучшие достижения в области образования и знакомя российскую общественность с ведущими...


1 октября после торжественной церемонии осеннего открытия вечерних программ магистратуры ИГСУ для студентов Факультета государственного и муниципального управления и Факультета управления персоналом и государственной службы прошла игра «Флотилия «Себастес». Игра...

Цель освоения дисциплины: Сформировать этап формирования компетенции: ПК-12. План курса: Формирование правового поля для функционирования электронного правительства в России. Проблемы сферы перевода в электронный вид исполнения отдельных управленческих функций....

По традиции ведущим направлением подготовки магистратуры в Институте государственной службы и управления (ИГСУ) является Государственное и муниципальное управление (ГМУ). Сегодня мы попросили рассказать нам о некоторых программах, реализуемых в рамках направления ГМУ,...

Цель освоения дисциплины: Сформировать этап компетенции: ПК-1. План курса: Основные темы дисциплины: Государственная служба в досоветской России: становление и принципы организации. Опыт формирования корпуса государственных гражданских служащих. Организация...

Цель освоения дисциплины: Сформировать этап компетенции: ДПК-1. План курса: Основные темы дисциплины: Кадровые технологии в системе управления персоналом государственной и муниципальной службы. Отбор кадров для замещения вакантных должностей...

17 июля в 17.00 Институт государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС приглашает на день открытых дверей программ бакалавриата по направлению «Государственное и муниципальное управление» и «Управление персоналом». Направление обучения «Государственное и...

Услуга-имеет экономический характер, определяется как виды деятельности или работ в процессе реализации которых не создается новый продукт, а изменяется качество уже имеющегося.(благо не в виде вещей, а в форме деятельности) Правовые основы: Услуга-это благо предоставляемое в виде деятельности.КРФ- 8ст и 74ст Налоговый Кодекс РФ- Услуга- деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, а реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Бюджетный Кодекс РФ – Гос (мун) услуга-это услуга, оказываемая в соответствии с гос (мун) заданием органами гос. власти или органами мсу, бюджетными учреждениями и иными юридическими лицами. Указ Президента 314 – гос услуга – предоставления фед. ОИВ непосредственно или через подведомства или лруги органы безвозмездно или по реализации ценам услаг гражданам и организациям здравоохранения, соц. Защиты населения, образования. ФЗ №79- должностной регламент гос. гражданской службы включает перечень гос. услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с админ.регламентом государственного органа. ФЗ №210- гос услуга – деятельность по ревлизации функций субъектов, гос внебюджентного фонда, ИОГВ суб. Органа МСУ, кототрые осущетвляют по запросам заявителей в пределах установленных правовыми актами. 2 концепции анализа гос мус услуг:

1) Теория общественных благ Рассматривает гос мун услуги как форму общественных благ, предоставляется для граждан и организаций. Общественные блага – публичные услуги, высокая соц значимость, заинтересованность общества в их оказании некомерч. И неисключаемость.

2) Нормативый подход – т.е. гос. мун услуги – это взаимодействие между заявителем и исполнителем Гос.услуга- деятельность по исполнению запроса или требования граждан или организаций о признании, установлении, изменении и прекращении их прав, а так же получение материальных и финансовых средств их реализации, а так же установление юридических фактов или предоставление информации по вопросам входящим в компетенцию ИОГВ и включенных в реестр гос. услуг. Классификация услуг: Внебюджетные и добровольные услуги (паспорт, замена водит. Удостоверения) По функци-му значения:

  • материальные -социально-культурные
  • По структуре: -элементарные -композитные
  • Доступность – возможность безпрепятственного получения гражданами услуг.
  1. Физическая доступность (для инвалидов пандусы)
  2. Временное (удобство режима работы)
  3. Территориальное (транспортная, пешеходная доступность)
  4. Информационная (достаточность и удобство нформации об услуге)
  5. Фмнансовое (объем фин. Расходов, связанных с получение услуги)

Классификация: - полностью автоматизированно -автоматезированно частично (часть вручную,часть в электронном) - неавтоматезированно (в ручную)

Процесс перевода гос. услуг в электронный вид включает ряд этапов:

  1. Размещение информации об услуге в сводном реестре гос и мун услуг Свободный реестр состоит из 4х разделов: - фед. Реестр гос услуг - реестр гос. субъектов - реестр мун. Услуг - раздел справочной информации
  2. Размещение на едином портале форм заявлений и иных документов, необходимых для обеспечения услуг и их заполнения в электронной форме
  3. Обеспечение возможности заявителям предоставлять документы в электронном виде через портал.
  4. Обеспечение возможностями заявителей осуществлять мониторинг хода производимых услуг
  5. Обеспечение возможности получения результата услуги через портал.

Проблемы при переводе:

1. Подпись (63 ФЗ об эл. Подписей)

2. Необходимость предоставления значительного колличества документов на получение услуг (УЭК универсальная электронная форма)

Реестры оказания услуг:

1) Сводный реестр: Федеральный Региональный Муниципальный Справочная информация

2) Админ. регламенты гос и мун услуг ФЗ 210 Создание электронной карты (нпа- стратегия развития информационного общества к 2015г и ФЗ 210)

Предоставление услуг в электронном виде с использованием информационных телекоммуникационных технологий, в том числе и с использованием портала, МФЦ и УЭК, введение электронной подписи (фз63) УЭК (ФЗ210) – материальный носитель, содержащий информацию о пользователе для получения услуг. Административные регламенты по оказанию услуг До проведения реформы не существовало единых стандартов для сферы гос. услуг. Не были установлены сроки предоставления услуг, исчерпывающий перечень документов, ограничения оснований для отказа. Логика реформирования системы предоставления гос. услуг требовала стандартизации. Стандартизация ликвидировала противоречивые множественные инструкции и ведомственные приказы, устранила дублирование действий сотрудников госорганов, автоматизирует соответствующие административные процессы. В этом смысле стандартизация – необходимый шаг для перевода гос. услуг в электронный вид. Как базовый элемент стандартизации административные регламенты гос. услуги должны были: - обеспечивать минимизацию расходов времени и иных ресурсов получателя гос. услуг; - предусматривать возможность обращения с запросом в орган, оказывающий государственную услугу, в письменном виде или с использованием информационно-коммуникационных технологий; - обеспечивать минимизацию действий, количества документов, требующихся от получателя услуг; - закреплять измеряемые параметры требований к качеству и доступности гос. услуги; - учитывать мнение и интересы получателей гос. услуги. Минэкономразвития России провело полную инвентаризацию подлежащих регламентации гос. услуг, предоставляемых гражданам и предпринимателям федеральными органами ИВ. Результаты этой работы – подробные сведения о предоставлении каждой гос. услуги – легли в основу информационной системы реестра гос. услуг, сведения из которой доступны гражданам с помощью интернет-портала гос. услуг gosuslugi.ru. В настоящее время административный регламент является основным документом, содержащим всю необходимую информацию, предусмотренную законодательством, необходимую как для граждан, так и для должностных лиц:

  • сроки оказания услуги,
  • перечень документов,
  • основания для отказа,
  • административные процедуры,
  • ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц,
  • контактная информация,
  • стандарт комфортности и другое.

Административные регламенты государственных (муниципальных) функций и услуг позволили систематизировать полномочия органов гос. власти, восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве РФ, упорядочить админ. процедуры. Минэкономразвития России организован регулярный независимый мониторинг качества предоставления гос. и мун. услуг. Прежде всего, Минэкономразвития России проверяет соблюдение закрепленных в административных регламентах стандартов предоставления гос. услуг.

Кредит - ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заемщику на условиях возвратности чаще всего с выплатой заемщиком процентов за пользование ссудой.

Гос. и мун. кредит - денежные экономические отношения, в которых государство или муниципальное образование является кредитором или должником, гарантом или принципалом (лицом, в пользу которого дают гарантию).

Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), государственные или муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации.

Гос. и мун.кредит включает в себя следующие отношения :

-гос.-ое и мун.-ое кредитование - государство или муниципалитет являются кредитором;

-гос-ое. и мун.-ое заимствование - государство или муниципалитет являются должником или должником и принципалом;

-гос.-ые и мун-ые гарантии - государство или муниципалитет являются гарантом.

Формы:

1) кредиты кредитных организаций, полученные органами исполнительной власти;

2) государственные займы, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг;

3) другие долговые обязательства, в том числе в форме Договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный (муниципальный) долг на основе принятых фед.законов;

5) соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет

БК выделяет (виды):

Кредиты кредитных организаций;

Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ;

Кредиты иностран. государств, включая целевые иностран.кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юр. лиц.

Принципы :

●добровольность, государственного кредита имеет конституционную природу, поскольку в силу ч. 4 ст. 75 Конституции государственные займы размещаются на добровольной основе. Добровольность в отношениях, связанных с государственным кредитом, проявляется в двух аспектах. Во-первых, частный субъект добровольно принимает решение о вступлении в кредитные отношения с государством. Другими словами, потенциальный контрагент публичной власти вправе предоставлять государству свои временно свободные денежные средства или расходовать их по другим направлениям. Во-вторых, добровольность в рассматриваемых отношениях проявляется в конституционном запрете на принуждение субъектов к заключению договора займа по временному использованию свободных денежных средств государства. Так, БК установлено, что инициатива вступления в межбюджетные кредитные правоотношения может исходить только от субъектов РФ в лице их исполнительных органов

Принцип возвратности государственного кредита означает возвращение выданной денежной суммы кредитору. Возврат кредита может осуществляться двумя способами:

o вся сумма кредита возвращается по истечении срока разовым платежом;

o в соответствии с договором государственного кредита допускается возврат денежных средств частями. Важно отметить, что в этом случае проценты за пользование кредитом начисляются только на оставшуюся (невозвращенную) часть.

Принцип срочности означает предоставление или привлечение кредита на определенное время, по истечении которого он должен быть возвращен. Срок по договору государственного кредита может быть определен действующим законодательством, кредитным или иным договором. Например, в соответствии с БК долговые обязательства Правительства РФ могут предоставляться на срок от одного года до 30 лет.

Принцип целевой направленности государственных кредитных средств закреплен БК и означает право стороны, предоставляющей во временное пользование свои денежные средства, оговаривать цели их размещения.

Например, органы государственной власти субъектов РФ имеют право привлекать из федерального бюджета кредиты для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов региональных бюджетов по погашению возникших долговых обязательств (см. ст. 93.2 БК, Закон г. Москвы от 14.11.2007 № 43 "О государственном долге города Москвы", Закон Тюменской области от 26.09.2006 № 494 "О государственном долге Тюменской области"). Средства федерального бюджета в качестве бюджетного кредита субъекту РФ выдаются на финансирование кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета субъекта РФ. Например, в 2008 г. Правительство РФ было наделено правом предоставлять бюджетные кредиты бюджетам субъектов РФ на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении региональных бюджетов, а также на осуществление мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий (см. ст. 16 Закона о бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.).