Последние годы для предприятия были. Разрушенный ссср и закрытые советские заводы

Алтайский тракторный завод (Рубцовск) (род. 1942 – убит 2010)

Страна вернулась к мелкотоварному производству и натуральному хозяйству с преобладанием ручного труда, пишут Новые известия .

Бурное обсуждение в социальных сетях причин очередного «космического провала» побудило блогеров вспомнить все потери России за последние 20 лет. Исчерпывающий список таковых с саркастичным заголовком «Достижения» представила блогер Вероника Марусева:

Достижения
Завод «Москвич» (АЗЛК) (род. 1930 – убит 2010)
Завод «Красный пролетарий» (род. 1857 – убит 2010)
Ижевский мотоциклетный завод (род. 1928 – убит 2009)
Ирбитский мотДоциклетный завод («Урал») (род. 1941 – н.в. в коме после ранения)
Павловский инструментальный завод (род. 1820 – убит 2011)
Липецкий тракторный завод (род. 1943 – убит 2009)
(род. 1942 – убит 2010)
Судостроительный завод «Авангард» (Петрозаводск) (род. 1939 – убит 2010)
Судоремонтный завод ОАО «ХК Дальзавод» (Владивосток) (род. 1895 – убит 2009)
(Бердск, Новосибирская область) (род. 1946 – убит 1999)
Саратовский авиационный завод (род. 1931– убит 2010)
Омский завод транспортного машиностроения (род. 1896 – убит 2009)
Челябинский часовой завод «Молния» (род. 1947 – убит 2009)
Угличский часовой завод «Чайка» (род. 1938 – убит 2009)
Второй московский часовой завод «Слава» (род. 1924 – убит 2006)
Чистопольский часовой завод «Восток» (род. 1941– убит 2010)
Московский станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе (род. 1932 – убит 2007)
Завод «Станкомаш» (Челябинск) (род. 1935 – убит 2009)
Рязанский станкостроительный завод (род. 1949 – убит 2008)
Кронштадтский морской завод (род. 1858 – убит 2005)
Завод «Кузбассэлемент» (род. 1942 – убит 2008)
Иркутский завод радиоприемников (род. 1945 – убит 2007)
Завод точного литья «Центролит» (Липецк) (род. 1963 – убит 2009)
Томский приборный завод (род. 1961 – убит 2007)
Завод «Сивинит» (Красноярск) (род. 1970 – убит 2004)
Красноярский завод телевизоров (род. 1952 – убит 2003)
Завод «Динамо» (Москва) (род. 1897 – убит 2009)
Орловский завод управляющих вычислительных машин им. К.Н. Руднева (род. 1968 – убит 2006)
Оренбургский аппаратный завод (род. 1943 – убит 2009)
Хабаровский завод «ЕВГО» (род. 2000 – убит 2009)
Ульяновский радиоламповый завод (род. 1959 – убит 2003)
Завод Сибэлектросталь (Красноярск) (род. 1952 – убит 2008)
Оренбургский комбинат шелковых тканей «Оренбургский текстиль» (род. 1972 – убит 2004)
Барышская фабрика им. Гладышева (Ульяновская область) (род. 1825 – убит 2005)
Льнообъединение им. И.Д. Зворыкина (Кострома) (род. 1939 – убит 2011)
Дальневосточный радиозавод (Комсомольск-на-Амуре) (род. 1993 – убит 2009)
Велозавод (Йошкар-Ола) (род. 1950 – убит 2006)
Велозавод (Нижний Новгород) (род. 1940 – убит 2007)
Пермский велозавод (род. 1939 – убит 2006)
Балтийский завод (род. 1856 – убит 2011)
Завод «Сибтяжмаш» (Красноярск) (род. 1941 – убит 2011)
Завод «Химпром» (Волгоград) (род. 1931 – убит 2010)
Иркутский завод карданных валов (род. 1974 – убит 2004)
Завод «Ижмаш» (Ижевск) (род. 1807 – убит 2012)…

…и еще около 78 тысяч заводов и фабрик.

В марте 2001 г. затоплена космическая станция «Мир».
В декабре 2010 г. сразу три спутника системы “Глонасс” не выведены на орбиту, затонули в океане. (“Глонасс”– разработка СССР).
В феврале 2011 г. не вышел на связь геодезический космический аппарат военного назначения “Гео-ИК-2”.
В августе 2011 г. потерян телекоммуникационный аппарат “Экспресс-АМ4” и грузовой корабль “Прогресс”.
В ноябре 2011 г. неудача с “Фобос-Грунт”.
В декабре 2011 г. потерян спутник “Меридиан”.
В августе 2012 г. неудача с двумя спутниками связи «Экспресс-МД2» и Telkom 3.

Число работающих на селе – 1,17 млн. человек (за 20 лет сократилась в 5 раз). Безработных на селе – более 5 млн. человек (их не учитывают, т.к. они имеют подсобные хозяйства).
20 лет назад Россия насчитывала 48 тысяч крупных коллективных аграрных хозяйств. Сегодня их количество сократилось впятеро, 30% из них убыточны. Страна вернулась к мелкотоварному производству и натуральному хозяйству с преобладанием ручного труда.

Сегодня более 50% продуктов животноводства и 90% овощей производится в личных подворьях. На смену машинам пришел ручной труд. По производительности труда страна в 8 раз отстаёт от уровня ЕС.

Выращенную продукцию у частника за бесценок скупают диаспоры перекупщиков. Потребсоюзов давно нет.

Закрыто 15600 клубов, 4300 библиотек, 22000 детсадов, 14000 школ.
Исчезло 20 тысяч деревень, осталось 47 тысяч деревень, во многих из которых нищенское существование влачат несколько доживающих свой век стариков.

В 1990 году в СССР производилось 214 тысяч тракторов и 65 тысяч комбайнов. Сейчас в РФ – 8 и 7 тысяч соответственно.
Из 21 млн. коров (в РСФСР) осталось менее 7 млн.
За годы реформ объемы сельскохозяйственного производства снизились почти в 2 раза. Страна потеряла продовольственную независимость и сегодня закупает почти 50% продуктов питания. В катастрофическом состоянии находится сельскохозяйственное машиностроение. Исчезла вся аграрная инфраструктура СССР, в том числе 27.000 колхозов и 23.000 совхозов, обеспеченных сельхозтехникой и квалифицированными кадрами.

После деколлективизации положение в селе стало критическим – нет людей, нет работы, нет техники. Земля, которую обрабатывали сотни лет, за 20 лет на 35% уже заросла мелколесьем.







Массовые сокращения, закрытие предприятий и задержки зарплаты – кризис в России постепенно начинает набирать обороты. Эксперты предупреждают: нынешние трудности – пока ещё цветочки, своего пика кризис достигнет через несколько месяцев.

На прошлой неделе в Минтруде заявили, что количество безработных в России превысило психологическую отметку в 1 млн человек. По словам главы ведомства Максима Топилина, цифра эта «не радует», хотя, как отметил чиновник, серьёзных негативных тенденций на отечественном рынке труда он пока не видит.

Примечательно, что данные заявления были сделаны сразу после того, как о закрытии своих заводов в России объявил автомобильный гигант General Motors. И если бы только он! О грядущих массовых сокращениях сегодня наперебой заявляют и другие крупные компании – в начале апреля стало известно, что концерн «ПСМА Рус» (совместное предприятие Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors) намерен приостановить выпуск ряда своих моделей на заводе в Калуге. Более того, не исключено, что закрытием производств с зарубежным капиталом (см. справку) в итоге дело не ограничится. И вот тогда уже нынешний уровень безработицы может показаться просто торжеством спокойствия и экономической стабильности.

Сократят всех

Если в чём и оказался прав министр труда, так это в том, что негативных тенденций на рынке пока не видно. Особенно, если пытаться усмотреть эти тренды в статистических показателях. Судите сами: в благополучном докризисном 2013 году уровень безработицы в стране составлял 5,5%, в прошлом 2014-м – 5,2%. По состоянию на 1 февраля текущего года – 5,8%. Для сравнения: в Европе средний уровень безработицы превышает 11%, а в готовящейся к дефолту Греции доходит до 20%.

«Проблема не столько в том, что будет расти безработица как таковая, она у нас в стране и так довольно высокая, несмотря на официальные цифры, – отмечает член Совета московского отделения «Опоры России» Дмитрий Несветов. – Проблема в том, что в связи с кризисом будет расти теневой сектор экономики. И вот эта опасность куда более существенная».

Об этом в правительстве предупреждали ещё задолго до кризиса. В частности, вице-премьер Ольга Голодец около года назад публично заявляла: по её данным, более 20% трудоспособного населения в стране работает «в тени». «Поэтому все цифры о динамике безработицы и уровне безработицы, даже в некризисные времена, это очень большое лукавство. И это понимают в правительстве», – говорит Дмитрий Несветов.

Однако же, судя по всему, в ближайшее время не удастся избежать роста и официальных показателей. Сегодня о грядущих сокращениях заявляют практически все крупные российские компании. В частности, на

КамАЗе в ближайшее время готовятся «оптимизировать» кадры на 3850 человек. Уже начались сокращения в «Аэрофлоте». «У нас есть антикризисная программа, там три пакета. Первый пакет нам, к сожалению, пришлось вскрыть. Это пакет, который требует оптимизации численности, и такая оптимизация проходит в «Донавиа», в Оренбурге, в авиакомпании «Россия» и в «Аэрофлоте» начинается», – рассказал гендиректор авиаперевозчика Виталий Савельев.

Программа оптимизации кадров также запущена и в «Рус­але», где в ближайшее время работы могут лишиться до 5 тыс. человек. Правда, в руководстве компании оговариваются, что под сокращение пойдут только офисные сотрудники. Но вряд ли от этого легче.

Снова Пикалёво?

Между тем в слова руководителей компаний о том, что под сокращение попадёт и так никому не нужный «офисный планктон», верится всё меньше. «В связи с геополитической ситуацией страна оказалась в экономической изоляции. И тяжелее всего это бьёт по производствам. Поэтому нет сомнений, что значительная часть из них будет либо сокращать свои объёмы, либо сворачивать производство в целом», – прогнозирует Дмитрий Несветов.

Если худшие опасения экспертов оправдаются, то наиболее сильно проблема закрытия производств может ударить по моногородам. Как было в 2009-м, когда произошёл кризис в Пикалёве, связанный с закрытием там сразу трёх предприятий.

Пока в правительстве уверяют, что держат ситуацию в моногородах под контролем. В антикризисном плане правительства моногородам даже посвящён отдельный пункт. Решать их проблемы призван специально созданный Фонд развития моногородов, которому в этом году из бюджета должно быть выделено 8 млрд рублей. Правда, пока что никакой активной деятельности Фонд не проявил. Между тем в России существуют 313 городов с единственным градообразующим предприятием, 75 из которых даже сами чиновники выделили в отдельную категорию со сложными социально-экономическими условиями. Всего в российских моногородах проживает 15 млн человек.

Вместе с тем некоторые эксперты полагают, что ждать новых «пикалёвых» пока что преждевременно. «Ситуация в экономике действительно проблематичная, однако говорить о появлении новых «пикалёвых» рано. Мы находимся в состоянии рецессии, выйти из которой могут помочь только глубокие структурные преобразования», – считает член генсовета «Деловой России» Антон Степанов. По его словам, проблемы массового закрытия производств сегодня пока нет. При этом главной проблемой нынешнего кризиса эксперт считает снижение платёжеспособного спроса, создаваемого как физическими лицами, так и предприятиями. «Такое снижение покупательской активности приводит к уменьшению объёма производства, а следовательно, к росту затрат предприятий и ухудшению финансовых результатов. Но есть и положительные моменты: из-за резкого роста курсов валют импортозамещение действительно происходит», – констатирует Антон Степанов.

Закрытые или приостановленные заводы

В Нижнем Новгороде 2 марта был закрыт завод Coca-Cola. В компании такое решение объяснили вовсе не кризисом, а необходимостью перевести выпуск продукции с устаревшей производственной площадки на современные (всего у Coca-Cola 12 заводов в России). Однако итогом закрытия предприятия в Нижнем Новгороде стало 11-процентное сокращение персонала.

В Калуге с 27 апреля по 10 июля планируется приостановка автомобильного завода «ПСМА Рус» (производит модели Citroen C4, Peugeot 408 и Mitsubishi. Выпуск последних останавливают до 12 мая). Руководство компании обещает всем работникам компенсировать простой предприятия.

Компания General Motors 18 марта объявила о закрытии своего завода в Санкт-Петербурге, а также об остановке сборки на мощностях калининградского «Автотора» и Нижегородского ГАЗа.Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ), входящий в состав «Трансмашхолдинга», 9 февраля объявил о приостановке работы.

В начале января корейская компания LG Hausys объявила о закрытии заводов в Электростали и Новокузнецке по выпуску пластиковых окон и дверей. Причина закрытия – низкая рентабельность. Бизнес выставлен на продажу.

Осенью прошлого года пивоваренный концерн «САН ИнБев» остановил работу своего завода в Ангарске. Предприятие пока осталось в собственности компании, его дальнейшая судьба будет зависеть от экономической ситуации. Между тем завод в Ангарске стал уже четвёртым производством, которое «САН ИнБев» закрыл в нашей стране. В марте 2014 года закрылся завод в Перми, в середине 2013 года – в Новочебоксарске, в 2012 году – в Курске.

Пивоваренная компания «Балтика» с 30 апреля прекращает деятельность сразу двух своих заводов – в Челябинске и Красноярске.

СССР был одним из лидеров (а по многим видам продукции и первым) промышленного производства в мире и самостоятельно выпускал необходимое оборудование и станки. Что из этого мы потеряли и что сохранили за 25 лет, прошедшие с начала приватизации предприятий?

Кровавая хроника

Растаскивание по карманам бывшей социалистической собственности не обошлось без заказных убийств, пик которых пришёлся на начало 90-х.

Самой кровавой оказалась нефтянка - к неиссякаемому крану с чёрным золотом спешили присосаться любой ценой. Только с «Нефтью Самары» связывали 50 заказных убийств. Второй отраслью по длине кровавого следа оказалась металлургия. Многие убийства так и остались нераскрыты.

Вот лишь некоторые из них: Д. Зеншин, директор «Куйбышевнефтеоргсинтеза», зарезан в 1993 г.; Ю. Шебанов, замдиректора «НефСам» , застрелен в 1994 г.; Ф. Львов, управляющий фирмы AIOC (алюминий), застрелен в 1995 г.; В. Токарь, директор завода цветных металлов (Каменск-Уральский), убит в 1996 г.; А. Соснин, владелец нескольких уральских заводов, убит в 1996 г. Были и более позд-ние убийства. Например О. Белоненко, гендиректор ОАО «Уралмаш» , застрелен в 2000 г., а депутат Госдумы В. Головлёв, по одной из версий, пал жертвой киллера в 2002 г. за участие в незаконной приватизации Магнитогорского меткомбината.

В 2011 г. осудили уральского киллера В. Пильщикова на 24,5 года колонии строгого режима. В мае 1995 г. он убил свердлов-ского бизнесмена А. Якушева, имевшего отношение к захвату в 1994-1995 гг. Екатеринбургского мясокомбината (ЕМК). А через год ему заказали А. Сос-нина, владельца нескольких уральских заводов.

В Питере в 90-е только за время приватизации АО «Сталепрокатный завод» поочередно убили четырёх претендентов на эту недвижимость. В 1996 г. был убит у себя в кабинете П. Шарлаев - реальный лидер трикотажной фабрики «Красное знамя», числившийся там замгендиректора. Он вплотную подошёл к созданию финансово-промышленной группы, которая объединила бы хлопководческие колхозы Узбекистана, петербургские фабрики и банковские ресурсы. Это первое, но далеко не последнее убийство руководителей фабрики.

В 90-е воровской общак пустили на приватизацию самых лакомых кусков госсобственности. «Законники» пытались купить пакеты акций и участвовать в приватизации различных ГРЭС, ЦБК, а также «Воронежэнерго», «Самараэнерго», «Курганэнерго». Среди интересующих мафиози объектов были «Ленэнерго» и «Морской порт С.-Петербург».

«Узаконенное расхищение»

В СССР на развитие собст-венной тяжёлой промышленности направлялась основная часть ресурсов - материальных и людских. По уровню промышленного развития страна находилась на втором месте в мире.

К 1990 г. в РСФСР было 30 тыс. 600 дееспо-собных крупных и средних промышленных предприятий, - говорит доктор экономических наук, профессор Василий Симчера. - В том числе 4,5 тыс. крупных и крупнейших, с численностью занятых на каждом до 5 тыс. человек, на долю которых приходилось свыше 55% всех работников промышленности и более половины общего объёма промышленной продукции. Ныне таких предприятий в России всего несколько сотен.

Создание такой мощной индустрии было закономерным явлением - являясь сверхдержавой, СССР осуществлял масштабные проекты, а для них была необходима промышленная продукция, особенно продукция тяжёлой промышленности.

Рабочих не обижали

РСФСР обеспечивала себя и другие союзные республики основными видами промышленной продукции. В год гибели Союза, 1991-м, в РСФСР производили в 4,5 раза больше грузовиков, в 10,2 раза - зерноуборочных комбайнов, в 11,2 раза - кузнечно-прессовых машин, в 19,2 раза - металлорежущих станков, в 33,3 раза больше тракторов и экскаваторов, в 58,8 раз больше мотоциклов, в 30 раз больше высокоточных приборов и самолётов.

Промышленный рабочий класс превышал 40 млн человек, половину которых составляли квалифицированные специалисты. Высококвалифицированные рабочие, токари, слесари, настройщики оборудования получали весомые зар-платы, которые складывались из ставки и премий за квалификацию (разрядная система). При этом зарплаты директоров заводов не могли быть выше, чем зарплаты самых высокооплачиваемых рабочих этих предприятий. В начале 1980-х зарплаты «топовых» специалистов составляли 500-1000 руб. Если прибавить к этому разнообразные льготы, возможность санаторно-курорт-ного лечения, приоритет в очереди на жил-площадь и другие бонусы, то можно утверждать, что жизнь у высококвалифицированных рабочих в СССР была очень даже приемлемая, а зар-платы были сопоставимыми по суммам с зарплатами учёной номенклатуры - профессоров университетов и директоров научных институтов. Соцпакет в СССР при переводе на деньги составлял примерно треть к номиналу зарплаты, однако объёмы и особенно качество услуг отличались в зависимости от категорий трудящихся. Рядовые работники крупных предприятий с развитой социальной структурой получали надбавку до 50%.

Раздали задарма

Сегодня в РФ едва набирается 5 тыс. крупных и средних промышленных предприятий, в том числе и бывших советских. В первый год приватизации было передано новым собственникам 42 тыс. предприятий (крупных, средних и мелких). А создано на их базе всего 12 тыс. новых хозяйствующих субъектов, большинство которых затем было также раскассировано. Поэтому у меня есть основания доверять гуляющей в Интернете цифре: 30 тыс. крупных и средних предприятий, не считая множество малых, были уничтожены приватизаторами и реформаторами, а их имущество разворовано. Промышленная перепись, на проведении которой я в свою бытность директором НИИ статистики Росстата настаивал (и которая могла бы дать более достоверную картину), интересантами злоумышленной приватизации по сей день упорно блокируется.

Заводы пустили с молотка за бесценок: например, Завод имени Лихачёва, знаменитый ЗИЛ, продавался за 130 млн долл., казна получила 13 млн. Тогда как аналогичный бразильский автогигант был продан частному предпринимателю правительст-вом Бразилии за 13 млрд долл. «Сибнефть», которую приватизировали за 100 млн долл., теперь стоит 26 млрд.

Доход казны от ваучерной приватизации составил 2 трлн руб., или 60 млрд долл., что вдвое меньше, чем было получено госбюджетом от приватизации в маленькой Венгрии, где живёт 10 млн человек. По оценке, стоимость приватизированного имущества была занижена в 10 раз и составляла 20 трлн руб., или 600 млрд долл.

В результате приватизации Россия по развитию экономики оказалась отброшена к уровню 1975 г. Вдобавок страна потеряла 1,5 трлн долл.

Поэтому пересмотр итогов проведённых мошеннических сделок неизбежен. Необходимо, чтобы нынешние реальные собственники приватизированных заводов компенсировали стране причинённый ущерб и уплатили все причитающиеся налоги с реальной рыночной стоимости полученного имущества. Или пусть вернут полученное обманом.

Название
предприятия

Сколько получил
бюджет

Рыночная
оценка

1. «Норильский
никель»

2. «Сургутнефтегаз»

3. Нефтяная компания
«ЮКОС»

4. Ковровский механический завод

5. Самарский
металлургический завод

6. «Уралмаш»

7. Челябинский
металлургический завод

8. Челябинский тракторный завод

9. Новолипецкий
металлургический комбинат

10. Нефтяная компания
«Сиданко»

Вместо цехов и станков - теперь руины

Когда-то на этих заводах кипела жизнь. Произведённые на них корабли, часы, краны и пр. развозили по СССР и по миру.

Как делили «Янтарь»

Орловский часовой завод был в СССР лидером в производстве крупногабаритных интерьерных часов и будильников. В 1976 г. завод получил название «Янтарь».

В СССР в ПО «Янтарь» работало до 9 тыс. человек, поставка продукции шла в 86 стран мира. Но в 90-е глава завода был вынужден уволиться. На предприятии начались перебои с зар-платами, сотрудники ответили митингами протеста.

Новый директор развалил завод в течение полугода. В 90-е гг. бизнесмены думать начали сперва о себе, а потом уже о родине. Поэтому у нас в области почти не осталось тех флагманов промышленности, которые работали не только на весь СССР, но и на заграницу, - говорит бывший мэр г. Орла Ефим Вельков-ский.

В 2004 г. завод был выкуплен ООО «АЛМАЗ-ХОЛДИНГ», который распределил имущество между другими фирмами. Как бы в целях спасения производства было создано ООО «Янтарь». От преж-него коллектива оставили 80 работников, остальные оказались на улице. Завод же вместо развития ждало банкротство. Оборудование продали по бросовым ценам. ООО «Янтарь» прекратило своё существование - за ненадобностью.

Примерно такая же участь постигла и ЗАО «Орлэкс» - бывший Орловский завод приборов кондиционирования воздуха и газового анализа. Приборы из Орла стояли в шахтах и рудниках, судовых и железнодорожных рефрижераторах, на подлодках и ракетах. В конце 90-х его преобразовали в ЗАО «Орлэкс». И начали «убивать». В 2011 г. завод был признан банкротом. Готовые к эксплуатации здания общей площадью 10 тыс. м2 были проданы по цене 10 тыс. руб. за квадратный метр! Рабочие выходили на митинги, требуя выплатить им зарплату. При этом заказы поступали, а для части продукции «Орлэкса» аналогов в России не существовало. Тем не менее в 2015 г. предприятие прекратило свою деятельность.

Завод «Янтарь», 1983 г. Фото: РИА Новости / Валерий Шустов

Кто убил «Катюшу»

В цехах Воронежского завода им. Коминтерна когда-то произвели первые системы реактивной артиллерии «Катюша».

После войны предприятие выпускало экскаваторы, краны, погрузчики, сельхозтехнику. А в 90-е вместе со всем воронежс-ким машиностроением завод погрузился в кризис. При советских объёмах в 1 тыс. 190 экскаваторов в год в 2000-х производство едва достигало 40 машин. И всё же предприятие могло бы держаться на плаву, если б не расположение - 24 га земли почти в центре города. Лакомый кусочек…

Рабочие, месяцами не получавшие зарплату, бастовали, объявляли голодовки, но протесты не помешали распродать завод по частям за сущие копейки. Одного заводского имущества можно было сдать в металлолом на сот-ни миллионов рублей.

Завод окончательно прекратил существование в 2009 г. Цеха потрошились варварски: срезалось всё - от мостовых кранов до кабелей. По сей день на территории предприятия можно наблюдать унылый пейзаж: окна выбиты, в бывших цехах проломлены крыши, всюду кучи мусора.

По мнению экспертов в области индустриальной недвижимости, шанс возродить завод упущен безвозвратно. К тому же часть его территории уже застроена многоэтажками. А воронежцы вынуждены закупать импортную технику.


А в Нижнем Новгороде в 2015 г. на пороге своего 100-летия закрылась Нижегородская швейная фабрика «Маяк». И в советские времена, и даже в начале 2000-х она входила в десятку лучших швейных предприятий страны. Отсюда отправляли одежду в Москву, на Урал, были зарубежные контракты.

С конца 1990-х фабрика начала угасать. Распродавали уникальное оборудование, сдавали в аренду площади. Так нижегородские пальто стали ещё одной строкой в истории гибели советской промышленности.

Ошибка или спасение?

Приватизация 90-х была редким случаем в истории России, когда государство не отнимало имущество у народа, а что-то ему дало, причём бесплатно, считает старший эксперт Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков .

По словам экономиста Владимира Мау, на момент начала приватизации государство было неспособно эффективно контролировать свою собственность. Массовым явлением стал захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными на быстрое получение прибылей.

Мало кто знает, что до приватизации российская нефтянка была убыточной: добычу нефти дотировали. А после приватизации у нас добыча нефти стала расти на уровне 7-8% в год. Угольная промышленность при конце советской власти также была дотационной, а после приватизации стала прибыльной.

Пересматривать итоги приватизации нельзя, это породит лишь волну ненужных конфликтов. Нужно смотреть, насколько эффективно работает приватизированное предприятие. Если «Норильский никель» из нахлебника госбюджета стал его донором, тогда какая разница, кому он принадлежит и как осуществлялась его приватизация?

Нажмите дял увеличения

Что построили в новой России?

В новейшее время было по-строено, разумеется, меньше предприятий, чем в советский период. Но среди них не только инфраструктурные и транспортные объекты, предприятия ВПК и ТЭК. Есть и настоящие гиганты индустрии, в том числе тяжёлой.

В 2006 г. в г. Саяногорске заработал Хакасский алюминиевый завод (свыше 1000 рабочих мест) мощностью 300 тыс. тонн алюминия в год. В том же году в Тюмени введён в эксплуатацию Антипинский нефтеперерабатывающий завод на тысячи рабочих мест. В 2010 г. в Сестрорецке заработал «Хёнде Мотор Мануфактуринг Рус» - первый иностранный авто-завод полного цикла в России, который обеспечил 2000 рабочих мест. Он стал частью Петербургского автокластера - группы предприятий по производству автомобилей и авто-компонентов на территории Санкт-Петербурга и Ленин-градской области. Другие крупные автозаводы - производитель автобусов «Скания-Питер» в Санкт-Петербурге и завод легковых автомобилей «Форд-Соллерс» в г. Всеволожске (запущены в 2002 г.).

В 2011 г. в Ярославле запущен завод по производству отечественных двигателей ЯМЗ-530, на котором работают 500 человек. Этот завод не имеет аналогов в России. В 2012 г. введён в строй крупнейший в Европе Тихвин-ский вагоно-строительный завод, где трудятся 6,5 тыс. человек. В 2013 г. начал работу один из крупнейших в мире производителей полимеров - Тобольский полимерный комбинат. В том же году заработал Серпуховский лифтостроительный завод на 700 сотрудников, а в ингушском городе Карабулаке - крупнейший в России мукомольный комбинат (1,5 тыс. рабочих мест). В 2013 г. в Ворсино Калужской области открыт металлургический завод «НЛМК-Калуга» на 900 тыс. тонн стали в год (свыше 1200 рабочих мест). В 2015 г. в чувашском Новочебоксарске заработал завод «Хевел» - первый в стране производитель панелей для солнечных батарей.

Вы, конечно же, сталкивались в сети с агитационной простынёй «Список уничтоженных при Путине предприятий». Её с одинаковым усердием распространяют как открытые прозападные оппозиционеры, так и та их часть, которая выдаёт себя за коммунистов.

Техника агитации проста - на читателя вываливается длинный список заводов, которые якобы отлично работали до 2000 года, и которые якобы были «уничтожены» с молчаливого одобрения нашего президента. Так как работать с большими массивами данных широкая публика не любит, и так как широкая публика предпочитает верить на слово тем, кто говорит приятные ей вещи, этот перечень воспринимается недовольными гражданами как весомое доказательство «антинародной» политики разрушения нашей промышленности.

Как дела обстоят на самом деле?

На самом деле с 2000 года промышленность, наоборот, развивается очень хорошими темпами. Вот списки только крупнейших открытых за это время предприятий:

Вот неполный перечень свежеоткрывающихся цехов и заводов разного размера (включая небольшие предприятия):

Как видите, ватники-соратники, с нашей стороны списки повнушительнее. Более того, как несложно убедиться при взгляде на прикреплённую к статье диаграмму, именно благодаря либеральным реформам наша промышленность просела более чем вдвое к значениям 1991 года, а как раз за время президентства Владимира Путина промышленность продемонстрировала полное восстановление:

Почему я пишу «полное», хотя к 2015 году промышленность формально доросла только до уровня примерно в 90% к 1991 году?

Потому что в СССР планировали, увы, достаточно плохо - по целому ряду причин. Из-за этого значительная часть заводов выпускала невостребованную продукцию, по факту просто портила сырьё. Отчасти именно этим объясняется столь резкий спад отечественной промышленности в ельцинский период: не будем забывать, что «эффективные собственники» уничтожали тогда не только нормальные заводы, но и те заводы, которые следовало бы закрыть ещё при Хрущёве или Брежневе.

Особо замечу, что я ни в коем случае не являюсь ни противником коммунизма ни, тем более, антисоветчиком. Антисоветчиками являются скорее те пропагандисты, которые пытаются сделать вид, будто в СССР не было никаких проблем - ни культурных, ни социальных, ни экономических. Распад СССР - одна из главных катастроф XX века, но если мы будем делать вид, будто распался СССР исключительно из-за внешнего давления, мы не сможем извлечь из гибели Советского Союза важные для нас уроки.

Так вот, хоть сейчас формально уровень промпроизводства и составляет примерно 90% от уровня 1991 года, однако по факту это уже производство совершенно другое. Проведу грубую аналогию: если посмотреть на рост и вес молодого Шварценеггера, можно заключить, что он страдал ожирением - вес был слишком велик для его роста. По факту однако жирным актёр не был, просто у него было много мышц.

То же самое верно и в отношении нашей промышленности. Российские предприятия за последние 25 лет сбросили жирок и нарастили мышцы. До физической формы Шварценеггера им, пожалуй, ещё далеко... однако движется наша промышленность явно в правильном направлении.

C 1998 года мы нарастили экспорт нефтепродуктов в три (!) раза. Благодаря новым НПЗ - а это очень большие, сложные и высокотехнологичные заводы - мы теперь с каждым годом экспортируем всё меньше сырой нефти и всё больше продукции высоких переделов.

Выяснилось следующее. Из 62 предприятий списка 37 работают, причём 7 из них были не закрыты, а наоборот, возрождены из руин. 25 предприятий действительно закрылись, но из них 17 предприятий впали в состояние клинической смерти ещё до 2000 года.

7 предприятий из 62 действительно были по разным причинам закрыты в период президентства Владимира Путина. Если считать нашего президента ответственным за всё, что происходит в стране, наверное, можно обвинить его в том, что он за ними недоглядел.

Подведу итог

Теперь вы знаете, что ответить на претензию «а вот при Путине закрываются заводы». Надеюсь, скоро эта агитка перестанет быть сколько-нибудь популярной - как перестала уже пользоваться любовью агитаторов другая разобранная на «Справочнике» агитка, про 90% населения, живущего в построенных «до Путина» домах.

СПИСОК УНИЧТОЖЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ России Ельциным и Путиным

​ Читаешь всю эту статистику и ужасаешься. За десятилетия прошлого века в нашей ныне огромной стране был создан уникальный по своим технологиям и производствам парк. С развалом СССР и приходом воров и бездарей в лице Ельцина, Путина, Медведева и остальных недоумков всё это безвозвратно утеряно. Нынешние правители словно саранча, которая умышленно уничтожает то, что когда-то создали грамотные люди


​ЧЕЛЯБИНСКИЙ АВТОМАТНО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД
(1931-2011)

​СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД. НИКОЛАЕВСК-НА АМУРЕ
(1960-2009)

​МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «ПРОГРЕСС», АСТРАХАНЬ
(1971-2009)

​ОАО «ПИГМЕНТ». С.-ПЕТЕРБУРГ
(1839-2004)

​БОГОРОДИЦКИЙ ЗАВОД ТЕХНОХИМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ (ТУЛЬСКАЯ ОБЛ.)
(1962–2012)

​КОЛОМЕНСКИЙ ЗАВОД ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
(1914 – 2006)

​ИРКУТСКИЙ ЗАВОД КАРДАННЫХ ВАЛОВ
(1974–2004)

​ЧАЙКОВСКИЙ ЗАВОД ТОЧНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ (ПЕРМСКИЙ КРАЙ)
(1978–1998)

​ИЖМАШ (ИЖЕВСК, УДМУРТИЯ)
(1807–2012?)

​АЗЛК (1930–2010)
«Москвич» (АЗЛК) – ныне несуществующий московский автомобилестроительный завод. Выпускал автомобили марок «КИМ» и «Москвич».
Основан в 1945 году, фактически прекратил выпуск автомобилей в 2001 году, формально ликвидирован в 2010 году.
​ЗАВОД «КРАСНЫЙ ПРОЛЕТАРИЙ» (1857 – 2010)
Московский станкостроительный завод «Красный пролетарий» им. А.И. Ефремова – одно из старейших и ведущих предприятий станкостроения СССР. Сыграл значительную роль в развитии станкостроения в СССР. Выпускал универсальные токарно-винторезные и специальные станки.


​ИЖЕВСКИЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД (1928 – 2009)

​ИРБИТСКИЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД (1941)По состоянию на конец 2010 года Ирбитский мотоциклетный завод проходил процедуру банкротства не один раз, на базе предприятия сформировано общество с ограниченной ответственностью, большая часть активов ОАО "ИМЗ" продана и сдана в аренду.
Мотоциклы марки «Урал» хорошо известны на мировом рынке. В Европе и США существует несколько клубов владельцев «Уралов». Несколькими «Уралами» владеет король Иордании. В 2010 году было выпущено около 800 «Уралов» (в лучшие годы – до 30–50 тысяч машин в год). Сейчас на заводе работают 155 человек.

P . S . В настоящее время производство мотоциклов в России практически прекращено, за счет энтузиазма отдельных производственных единиц выпускается около 2-3 тысяч мотоциклов в год (в РСФСР выпускалось до 800 тысяч штук в год).

​ОАО «СЧЕТМАШ» (1948–2009)

​ПАВЛОВСКИЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЗАВОД (1820–2011)


​МТЗ «РУБИН» (1932–2003)

​«РЕКОРД» (1957–1996)

​ЛИПЕЦКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД
(1943–2009)

​АЛТАЙСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД (РУБЦОВСК)
(1942–2010)
​СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «АВАНГАРД» (ПЕТРОЗАВОДСК)
(1939–2010)

​ОАО «ХК ДАЛЬЗАВОД» (ВЛАДИВОСТОК)
(1895–2009)

​ПО «ВЕГА» (БЕРДСК, НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ)
(1946–1999)

​САРАТОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД (САЗ)
(1931–2010)

​ФГУП "ОМСКИЙ ЗАВОД ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ"
(1896–2009)


​ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД «МОЛНИЯ»
(1947–2009)

​УГЛИЧСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД «ЧАЙКА»
(1938–2009)

​ПЕНЗЕНСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД (ООО «ЗАРЯ»)
(1935–1999)


​ВТОРОЙ МОСКОВСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД «СЛАВА»
(1924–2006)


​ЧИСТОПОЛЬСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД «ВОСТОК»
(1941–2010)

​МОСКОВСКИЙ СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИМ. СЕРГООРДЖОНИКИДЗЕ
(1932–2007)

​СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «СВЕРДЛОВ»
(1868–2005)


​СТАНКОМАШ, ЧЕЛЯБИНСК
(1935–2009)



(1949 – 2008)


​СТАНКОМАШ, ЧЕЛЯБИНСК
(1935–2009)


​РЯЗАНСКИЙ СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
(1949 – 2008)


​КРОНШТАДТСКИЙ МОРСКОЙ ЗАВОД
(1858 – 2005)


​ЗАО «КУЗБАССЭЛЕМЕНТ»
(1942 – 2008)

​ИРКУТСКИЙ ЗАВОД РАДИОПРИЕМНИКОВ
(1945 – 2007)


​ЗАВОД ТОЧНОГО ЛИТЬЯ «ЦЕНТРОЛИТ»
(1963–2009)

​ХОРСКИЙ БИОХИМ (ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ)
(1982–1997)

​ТОМСКИЙ ПРИБОРНЫЙ ЗАВОД
(1961–2007)

​КРАСНОЯРСКИЙ ЗАВОД ТЕЛЕВИЗОРОВ
(1952–2003)


​ЗАВОД «ДИНАМО» (МОСКВА)
(1897–2009)

​ОРЛОВСКИЙ ЗАВОД УПРАВЛЯЮЩИХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН ИМ. К.Н. РУДНЕВА
(1968–2006)

​ОРЕНБУРГСКИЙ АППАРАТНЫЙ ЗАВОД
(1943–2009)



​СИВИНИТ (КРАСНОЯРСК)
(197?–2004)



​ХАБАРОВСКИЙ ЗАВОД «ЕВГО»
(2000–2009)


​УЛЬЯНОВСКИЙ РАДИОЛАМПОВЫЙ ЗАВОД
(1959–2003)


​ОРЕНБУРГСКИЙ КОМБИНАТ ШЕЛКОВЫХ ТКАНЕЙ «ОРЕНБУРГСКИЙ ТЕКСТИЛЬ»
(1972–2004)



​БАРЫШСКАЯ ФАБРИКА им. ГЛАДЫШЕВА, УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
(1825–2005)


​ЛЬНООБЪЕДИНЕНИЕ им. И.Д. ЗВОРЫКИНА, КОСТРОМА
(1939–2011)


​КАМЫШИНСКИЙ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ ИМЕНИ КОСЫГИНА, ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
(1955–201?)

​ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РАДИОЗАВОД,
Комсомольск-на-Амуре
(1993–2009)


​ВЕЛОЗАВОД, Йошкар-Ола
(1950–2006)


​ВЕЛОЗАВОД, Нижний Новгород
(1940–2007)


​ПЕРМСКИЙ «ВЕЛОЗАВОД»
(1939 – 2006)


​БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД
(1856 – 2011)


​СИБТЯЖМАШ. КРАСНОЯРСК
(1941 – 2011)

​«ХИМПРОМ».ВОЛГОГРАД
(1931 – 2010)

Публикация

Эту публикацию прочитали 3647 раз ⋅ Последний раз: 19 часов назад ⋅ Список читателей за последний месяц

Замечания

Прискорбно.Но при Путине начали и строить.А вообще ход твоих мыслей напоминает мне собственную оценку деятельности Путина двухлетней давности.Понимая умом,что американцы при Ельцыне не пустили бы в Кремль патриота,мало-мальски переживающего за Россию,я начал исследование его личности с темной стороны.Естесственно не из новостей,а из материалов в сети.Но для формирования объективной картины Мира необходимо три точки обзора.Лишь глубоко проанализировав мнения поливающих его грязью,поющих ему дифирамбы, занимающих взвешенную позицию,ну и главное,найдя его выступления на всевозможных площадках,которые никогда не показывали в официальных новостях,я и пришел к выводу,что Путин-последняя надежда на спасение России,впрочем,и Украины. И последние события,связанные с переворотом в Киеве,полностью утвердили меня в этом мнении.

Путин начал строить мелкие предприятия совместно с зарубежными партнёрами,при этом львинная доля доходов переводится за рубеж,коллегам по отмыванию денег. Он уничтожил за 12 лет правления все крупные заводы, и также те которые были созданы до революции.За 12 лет то что создавалось сто!!! сотни миллиардов уходило на покупки "футбольных команд" яхт,дворцов,самолётов,вместо того что бы инвестировать их в создание технологических баз и развитие и модернизацию старых предприятий.Да если бы китайцам дать ту базу которую он разрушил,они бы давно заткнули бы за пояс Америку с Европой вместе взятые. А это лишь потому,что китайцы трудолюбивый народ.а не россия которая живёт от бутылки до зарплаты. Путин посадил россию на нефтяную иглу,соскочить с которой не возможно,так как наркомания не излечима.Он на собственом примере приучил русских не работать,развратив нацию, показав,что лучше заниматься купи-продай. А вы говорите он последняя надежда. Он последнеий гробовщик который вбивае гвозди в крышку гроба для росии.