Рациональная технология перевозки грузов. Методика анализа технологии перевозки грузов

С того момента, когда товар предъявлен к перевозке, он переходит в новое состояние – становится грузом. При превращении товара в категорию груза для транспорта теряется значение ряда его товарных характеристик (потребительских свойств), но появляется необходимость изучения и учета транспортных характеристик груза. Транспортные характеристики груза – это совокупность свойств груза, определяющих технику и условия его перевозки, погрузки и хранения. В понятие транспортной характеристики груза в первую очередь входят объемно-массовые характеристики, режимы хранения, физико-химические свойства, особенности тары и упаковки, а также некоторые товарные свойства.

Технология грузовой и коммерческой работы предусматривает выполнение операций:

1) с грузами (прием к перевозке, взвешивание, хранение, погрузка, перевозка, выгрузка, сортировка и выдача получателю);

2) с документами; по информации грузополучателей и грузоотправителей; по расчетам за перевозки грузов и транспортные услуги.

Одновременно с предъявлением груза отправитель должен передать перевозчику все необходимые сопроводительные документы: 1) 1 экземпляр погрузочного ордера; 2) 2 экземпляра коносамента; 3) 2 экземпляра приемо-сдаточной ведомости; 4) 1 экземпляр акта-спецификации.

Грузовые и коммерческие операции, связанные с приемом груза к отправлению, выполняются в порту грузоотправителями, агентами и работниками порта. Эти операции включают в себя: подготовку грузов и документов грузоотправителем, заключение договора перевозки груза, проверку и визирование накладной, оформление перевозочных документов, подготовку подвижного состава под погрузку, прием груза к перевозке, определение массы груза, расчеты за перевозку груза. Груз к перевозке должен быть подготовлен таким образом, чтобы были обеспечены сохранность и безопасность его перевозки, рациональное использование подвижного состава, ускорение выполнения грузовых операций.

В комплекс мероприятий, связанных с подготовкой грузов к перевозке, входят следующие: 1) приведение продукции в качественное состояние; 2) надлежащая упаковка с укрупнением грузовых мест в транспортные пакеты; 3) маркировка грузов; 4) взвешивание грузов грузоотправителем; 5) осмотр грузов соответствующими контрольными и надзорными органами (карантинной инспекцией, ветеринарно-санитарным надзором).

При упаковке применяют различного рода упаковочные и вспомогательные материалы, которые предохраняют груз, уложенный в транспортную тару, от попадания влаги и пыли, просыпания, а также обеспечивают плотную укладку, крепление и амортизацию с целью защиты его от повреждения, производится соответствующая сепарация груза как облегченными материалами (лентами, сетями, так и брусом).

Грузы, в зависимости от их рода и свойств, перевозятся с указанием в спецификации или накладной массы либо количества мест (тарные и штучные), либо только массы (брутто). Масса насыпного, навалочного груза определяется взвешиванием или подсчетом по стандартному грузовому месту – принимаются и выдаются по количеству грузовых мест, масса генеральных грузов может определяться расчетным путем, по обмеру или условно.

Тарные или штучные (без упаковки) грузы, масса которых определяется при упаковке или указывается на каждом грузовом месте. Масло сливочное, маргарин фасованный, сыр плавленый, консервы в жестяной и стеклянной таре; рыба охлажденная, переложенная льдом, сахар рафинад в пачках и пищевые концентраты, упакованные в жестяную, картонную тару со стандартной массой нетто принимаются к перевозке без взвешивания. Принимаются и выдаются такие грузы по числу мест и стандартной массе нетто.

Грузы, нуждающиеся в таре или упаковке для предохранения от утраты и порчи, должны предъявляться к перевозке в исправной таре и упаковке, соответствующей техническим требованиям и стандартам.

Грузы, предъявляемые к перевозке в таре или отдельными местами должны иметь на упаковке ясные отличительные знаки и марки, согласно правилам маркировки грузов.

Погрузка грузов на суда производиться по грузовому плану, который составляется портом или самой компанией на основании грузовых списков и погрузочных ордеров предприятия и утверждается администрацией порта. В грузовой список могут быть также включены грузы, ожидаемые с подхода (срочные, импортные, скоропортящиеся, терморежимные), поступающие в период погрузки судна. Предприятие в таком случае несет ответственность за возможный простой судна в ожидании груза.

В связи с этим, технология выполнения грузовых и коммерческих операций разрабатывается в технологическом процессе работы перегрузочной станции (железнодорожной, авто, портом), где технологический процесс – это совокупность способов и средств которые наилучшим образом обеспечивают в конкретных ситуациях выполнение определенных производственных функций.

Критериями оптимального технологического процесса являются: 1) наилучшее использование перерабатывающей способности технических средств, 2) своевременная обработка грузов и документов, 3) ускорение оборота машин, судов, вагонов и контейнеров, 4) сохранность грузов, 5) максимальная производительность труда, 6) высокая культура обслуживания предприятий, организаций и отдельных граждан, пользующихся услугами транспорта.

Производственно-технологический цикл грузовых и коммерческих опе-раций выполняется в пункте отправления груза, в пути его следования и в пункте назначения. Следовательно, производственно-технологический цикл грузовых и коммерческих операций включает в себя: прием, хранение, погрузку, операции по отправлению грузов, операции в пути следования и по прибытии, транспортно-экспедиторские операции, выгрузку и выдачу грузов.

Качество транспортных услуг. Решение проблемы эффективности распределения товаров и повышения уровня качества обслуживания потребителей услуг транспорта в рыночных условиях тесно связывается с проблемой качества услуг. Только высокий уровень качества обслуживания может обеспечить надежный рынок сбыта для услуг предприятий транспорта. Высокий уровень качества и эффективности обслуживания должны подкрепляться соответствующим уровнем материально-технического обеспечения, включая развитую систему складских и контейнерных терминалов, современную погрузочно-разгрузочную технику, компьютерные средства информатики и управления.

Как правило, наблюдаются два направления в организации услуг транспорта: 1) приспособление ассортимента предлагаемых услуг к специфическим требованиям потребителей; 2) активное формирование потребности и спроса с целью наиболее прибыльной реализации имеющихся услуг (предложение унифицированных услуг).

Исследование и анализ проблемы качества транспортно-экспедицион-ного обслуживания потребителей услуг транспорта показывает, что в основе существующих концепций обслуживания лежит суждение, утверждающее, что высокий уровень качества обслуживания потребителей услуг транспорта достигается при условии обеспечения комплексного обслуживания, то есть чем больше услуг будет оказано потребителям, тем выше будет уровень качества обслуживания. Вместе с тем в условиях рынка обслуживание с широким ассортиментом предлагаемых услуг, чем это необходимо потребителю, будет обходиться потребителю дороже.

При определении качества необходимо учитывать следующие особенности услуг транспорта: 1) услуга не может существовать вне процесса ее производства, а следовательно, накапливаться; 2) продажа услуги – это, практически, продажа самого процесса труда, следовательно, качество услуги – это качество самого процесса труда; 3) услуга представляет собой конкретную потребительную стоимость лишь в определенное время на определенном направлении, что резко ограничивает возможность ее замены на рынке; 4) на услуги существуют значительные колебания спроса как во времени, так и в пространстве; 5) транспорт не располагает большими возможностями для сглаживания неравномерности и особенно пиков спроса; 6) предложение услуг отличается малой гибкостью в приспособлении к спросу, изменяющемуся во времени и в пространстве; 7) предложение услуг обычно менее надежно с точки зрения технологии, чем предложение других услуг (влияние метеорологических и климатических условий); 8) создание дополнительной провозной способности для беспрепятственного удовлетворения всех колебаний спроса стоит весьма дорого.

В условиях рынка качество определяется как тот уровень потребительских свойств и надежности услуги, который нужен рынку (потребителю) и который производители способны обеспечить по приемлемой цене.

Так как каждый вид услуги обладает определенной совокупностью свойств и характеристик, удовлетворяющих потребности потребителя, то основной вид услуги транспорта – перевозка груза не может быть потреблен самостоятельно и в большинстве случаев сопровождается предоставлением таких дополнительных видов услуг, как, например, погрузочно-разгрузоч-ные, экспедиторские, весовые и упаковочные работы.

Отсюда можно сделать вывод о том, что качество услуг транспорта можно рассматривать как качество совокупности видов услуг, предоставляемых предприятиями транспорта и способных удовлетворить существующие или возможные потребности потребителя.

Особую проблему представляет определение качества доставки грузов.

Время (сроки) доставки грузов рассматривается как один из наиболее значимых параметров качества обслуживания потребителей.

В условиях рыночной экономики является важным достижение оптимального соотношения затрат к качеству обслуживания потребителя услуг, которого привлекают минимальные сроки доставки, максимальная сохранность груза, удобства по приему и сдаче грузов и возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местоположения груза, и тогда он готов нести соответствующие затраты. Деятельность транспорта должна основываться на потребностях клиента.

Качество доставки предполагает также скорость и регулярность доставки грузов, сохранность грузов при перевозке и ликвидацию излишних перегрузочных операций.

Экономические реформы и преобразования приводят к новым отношениям в сфере хозяйственной деятельности предприятий транспорта таким образом, что вся деятельность предприятий подчинена основным требованиям, таким как выполнение договорных обязательств по выполнению плана перевозок, быстрейшей доставки грузов с наименьшими затратами.

Транспортные предприятия многочисленны, в основном они небольшие по размерам и территориально разбросаны. Влияние случайностей делает производственный процесс на транспорте неустойчивым и заранее трудно прогнозируемым.

Стоимость предоставления услуг по перевозке и хранению грузов взаимосвязаны между собой и должны рассматриваться, как дополняющие одна другую. Повышение эффективности доставки снижает запросы на хранение, а повышение эффективности хранения на складах, обеспечивает высокую сохранность грузов в ожидании перевозки. Метеоусловия также могут значительно повлиять на окончательную стоимость перевозимо груза, т.е. может снизиться запланированная скорость движения транспортного средства, вплоть до его остановки, что соответственно вызовет издержки и изменит стоимость груза в большую сторону.

С этой целью проектирование прогрессивной технологии и организации перевозок грузов представляется сложной комплексной задачей, от правильного решения которой в значительной мере зависят показатели работы предприятий. В итоге проектирования для заданных условий должна быть выбрана высокопроизводительная и экономичная схема механизации, определены необходимые технические и трудовые ресурсы, разработана технология погрузочно-разгрузочных работ, рассчитаны технико-экономические показатели. Для наиболее оптимальной транспортировки грузов необходимо полностью знать все тонкости перевозки конкретных наименований грузов, обладать современной материально-технической базой и квалифицированными сотрудниками.

В зависимости от рода перевозимого груза должна разрабатываться такая технология перевозки и перегрузочного процесса, которая определяет конкретный способ выполнения работ на данной механизированной линии, указывая направление перемещения груза, состав и способы выполнения операций, приспособления и порядок их использования, число занятых рабочих, их расстановку по звеньям, а также указывает необходимый такелаж и сепарационные материалы при непосредственной транспортировке грузов, что в свою очередь должно быть экономически целесообразно и выгодно как для предприятия-перевозчика так и предприятия-отправителя груза.

Под технологией процесса перевозки груза понимается способ реализации людьми конкретного перевозочного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных этапов и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности перевозок. Задача технологии – очистить процесс перевозки грузов от ненужных операций, сделать его целенаправленнее. Сущность технологии перевозки грузов выявляется через два основных понятия – этап и операция. Этап – это набор операций, с помощью которых осуществляется тот или иной процесс. Операция – однородная, логически неделимая часть процесса перевозки, направленная на достижение определенной цели, выполняемая одним или несколькими исполнителями.

Технологию любого процесса перевозки груза характеризуют три признака: расчленение процесса перевозки, координация и этапность, однозначность действий. Назначение расчленения процесса перевозки грузов на этапы представляет собой определение границ имманентных требований к субъекту, который будет работать по данной технологии. Любая операция должна обеспечивать приближение объекта управления к поставленной цели и обеспечивать переход от одной операции в другую. Последняя операция этапа должна быть своеобразным введением к первой операции следующего этапа. Чем точнее описание процесса перевозки грузов будет соответствовать его субъективной логике, тем большая вероятность достижения наивысшего эффекта деятельности людей, занятых в нем. Разрабатываемые технологии должны учитывать требования основных экономических законов и, в первую очередь, закона повышения производительности общественного труда.

Координация и поэтапность действий, направленных к достижению поставленной конкретной цели, должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития определенного перевозочного процесса. Технология не создается на «пустом месте», а имеет связь с технологией прошлого и будущего. Технология, действующая сегодня, должна базироваться на принципах, которые позволяли бы легко переделывать ее в технологию будущего.



Каждая технология должна предусматривать однозначность выполнения включенных в нее этапов и операций. Отклонение выполнения одной операции отражается на всей технологической цепочке. Чем значительнее отклонение параметров от запроектированных технологией, тем больше опасность нарушить весь процесс перевозки груза и получить результат, не соответствующий проекту.

Вначале разрабатывается технология всего процесса перевозки грузов, а потом отдельных этапов. После разработки технологии этапов их необходимо рассмотреть с позиции технологического единства.

Между техникой и технологией существует причинно-следственная связь, однако решающее значение принадлежит технике.

Технологический процесс изобретен не сегодня. Подобно тому, как, по словам Мольера, люди не задумываются над тем, что пишут и говорят прозой, так и работники автотранспортных предприятий, используя определенную технологию, не задумываются над ней. В прошлом технологии процесса перевозки грузов формировались в большинстве случаев интуитивно. Технологические процессы перевозки грузов не были целенаправленно и сознательно разработанными системами этапов и операций. Поэтому в настоящее время очень многие перевозочные процессы недостаточно эффективны.

Технологические схемы процесса перевозки грузов:

а – одним видом транспорта; б – различными видами транспорта.

Технология - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств и формы сырья, материалов и полуфабрикатов, применяемых в процессе производства продукции .

Под транспортной технологией понимается совокупность приемов и методов, обеспечивающих перемещение грузов и пассажиров, т.е. определенный технологический процесс создания транспортной продукции.

Технология производственного процесса на транспорте отличается от других отраслей материального производства - промышленности, строительства, сельского хозяйства. Как известно, продукция промышленности и других отраслей производится в стационарных условиях, «в стенах предприятия», в то время, как транспортные средства (вагоны, локомотивы, морские, речные и воздушные суда, автомобили и др.), выполняя перевозки, перемещаются по всей сети путей сообщения порой на значительные расстояния. Вследствие динамичности подвижного состава на транспорте существует такое неизвестное другим отраслям явление, как порожние пробеги транспортных средств и транспортного оборудования (например, контейнеров), поскольку после выполнения перевозки они могут оказаться далеко от пункта следующей погрузки.

Структурные подразделения и другие объекты промышленных предприятий как правило размещаются в определённом географическом пункте, в то время как транспортные предприятия нередко пространственно рассредоточены и находятся на территории нескольких территориальных образований и даже субъектов Федерации, а их деятельность носит комплексный характер. Так, например предприятие «Канал имени Москвы» - крупнейший воднотранспортный и одновременно водохозяйственный объект. В его состав входят 240 гидротехнических сооружений и 3842 км водных путей в 12 субъектах Российской Федерации. Другой пример: одна из 17-ти железных дорог страны - Куйбышевская, имеет эксплуатационную длину 4,7 тыс. км, включает в себя 336 станций и проходит по территории десяти областей и автономных республик. Морские торговые суда выполняют грузовые перевозки в любою точку мирового океана, находясь за тысячи миль от порта приписки.

Эти и другие особенности организации производственного процесса на транспорте требуют отличных от других отраслей технологических методов и управленческих воздействий. Так, на всех видах транспорта организованы диспетчерские службы , основными задачами которых является непрерывный контроль за состоянием подвижного состава, его технической готовности, соблюдения графика движения и расписания и в целом - обеспечение согласованной работы отдельных звеньев транспортного предприятия или взаимодействующих предприятий разных видов транспорта. При этом структура и организация диспетчерской службы на транспорте значительно отличаются от диспетчерской службы на промышленных предприятиях. Особенность диспетчеризации на транспорте - непрерывное изменение оперативной обстановки на железнодорожных линиях и узлах, аэропортах, в морских и речных портах. Диспетчерская служба основана на современных методах управления и контроля с применением новейших средств связи, автоматики и вычислительной техники.

Особое место в управлении транспортным процессом занимают современные системы коммуникации. В последние десятилетия созданы, внедрены в практику и непрерывно совершенствуются информационные сети связи и сети для позиционирования подвижного состава и транспортного оборудования разных видов транспорта: воздушных судов, поездов, морских и речных судов, контейнеров и т.п. Главная цель внедрения этих систем - повышение эффективности и безопасности транспортного процесса, информационное обеспечение процесса управления. Примером являются «Речные информационные службы (РИС) / River Information Services (RIS)», которые создаются на внутренних водных путях Евросоюза и других стран, в том числе Российской Федерации, для согласованного управления движением судов и перевозками в системе внутреннего судоходства, включая стыковку с береговыми службами и другими видами транспорта. РИС имеют следующие основные цели: обеспечение безопасности и эффективности перевозок, а также уменьшение вредного воздействия на окружающую среду.

В зависимости от вида перевозок (внутренние, международные, транзитные и т.п.) транспортные предприятия в своей деятельности руководствуются не только отраслевыми нормативными документами, но и законами федерального и регионального уровня, а также международными конвенциями. Кроме того, специфика производственной деятельности транспорта находит отражение и в принимаемых законодательных актах общего характера таких, например, как Налоговый кодекс, Водный кодекс и др. Вследствие этого, юридическое сопровождение деятельности транспортных предприятий многообразнее и сложнее, чем, например, у предприятий, производящих промышленную продукцию.

Для современного транспортного производства характерна дифференциация транспортных технологий на грузовые и пассажирские. Для грузовых перевозок можно также выделить технологии, ограниченные рамками одного вида транспорта, и технологии, рассчитанные на использование нескольких видов транспорта.

Номенклатура перевозимых транспортом грузов насчитывает тысячи наименований. Каждый груз имеет свои технико-экономические характеристики, свои требования к скорости и сохранности перевозки, которые предопределяют технологию его перевозки. Но все эти особенности учесть практически не представляется невозможным. Поэтому необходимо сгруппировать всю номенклатуру грузов в ограниченное количество групп и затем для каждой группы разработать свою технологию.

Анализ технологий перевозок грузов позволил, несмотря на их многообразие, сгруппировать в 3 крупные группы, а именно технологии перевозки массовых грузов, технологии перевозки терминальных грузов и технологии перевозок остальных грузов.

Характеристика технологий перевозки массовых грузов связана, с одной стороны, с их сравнительной простотой, а с другой - с отсутствием тары. Особенностью технологии в этом случае является и то, что масса перевозимого груза в транспортном средстве ограничивается его грузоподъемностью. К числу таких грузов относятся наливные, насыпные и навалочные. Эта категория грузов не требует высокой скорости доставки, а поэтому они могут накапливаться как в пунктах отправления, так и в пунктах прибытия.

При перевозке грузов этой категории с использованием нескольких видов транспорта необходимо наличие перегрузочных комплексов, обеспечивающих перегрузку с одного вида транспорта на другой в пунктах перевалки.

Для их транспортировки, как правило, используют транспортные средства большой грузоподъемности. На водном транспорте для перевозки этих грузов ис- пользуются суда или составы большой грузоподъемности. В частности, на морском транспорте для транспортировки нефти используются танкеры грузоподъемностью до 500 тыс.т и более, навалочных грузов - суда грузоподъемностью до 350 тыс.т. На внутреннем водном транспорте для транспортировки массовых грузов используются чаще всего большегрузные составы грузоподъемностью на реках Сибири до 15-18 тыс.т, в США на реке Миссисипи грузоподъемностью до 20-25 тыс.т. Основной экономический эффект, получаемый при использовании такой технологии, связан с сокращением эксплуатационных расходов из-за сокращения затрат на содержание экипажа, снижения энергетических затрат, амортизации и др. расходов, приходящихся на 1 т перевозки груза.

Однако, необходимо иметь в виду, что использование крупнотоннажных судов большой грузоподъемности для перевозки массовых грузов возможно при значительных концентрациях потоков этих грузов и большой дальности перевозок. В противном случае, простои таких судов в пунктах отправления и прибытия потребуют значительных затрат, которые превысят те выгоды, которые обеспечиваются при использовании судов большой грузоподъемности. В этих случаях более эффективным может оказаться использование судов меньшей грузоподъемности.

Рассмотренные технологии перевозок массовых грузов представляют по объему большую часть перевозок на всех видах транспорта, но на их транспортирование затрачивается меньше средств, чем на транспортирование терминальных грузов. В категорию терминальных (мелкопартионных) грузов включается наукоемкая, высокостоимостная, скоропортящаяся продукция, которая требует больших скоростей доставки и высокой степени сохранности в процессе перевозки.

Особое внимание этой категории грузов придают потому, что в производственном цикле сам процесс производства занимает около 5% времени, а остальные 95% времени цикла эта продукция находится в процессе транспортировки и на складах.

Повысить эффективность перевозок этой категории грузов можно путем укрупнения их отправки и использования для этой цели специальных средств укрупнения: контейнеров, трейлеров, съемных кузовов, поддонов. Эти средства позволяют внедрить современные бесперегрузочные технологии перевозок и осуществить передачу в пунктах стыка видов транспорта не самого груза, а грузовой единицы, в которую он загружен.

Тогда всю цепочку технологических операций по доставке рассматриваемой продукции от ее производителя к потребителю можно разбить на три фазы:

  • 1) формирование грузовой единицы (контейнера, трейлера и др.) и доставка её на транспортный терминал в районе производства продукции;
  • 2) транспортировка грузовой единицы от транспортного терминала в месте производства продукции до транспортного терминала в месте ее потребления;
  • 3) расформирование грузовой единицы и доставка продукции потребителю. Применение такой технологии позволяет:
  • 1) сократить простой транспортных средств под грузовыми операциями;
  • 2) сократить затраты на выполнение погрузочно-разгрузочных работ;
  • 3) сократить затраты на тару и упаковку грузов;
  • 4) повысить сохранность перевозимых грузов .

Организации и технологии перевозок грузов и 196  

Второе направление включает совершенствование управления , организации и технологии перевозок.  

Решение о целесообразности создания и внедрения новой техники принимается на основе экономического эффекта , определяемого на годовой объем производства и использования новой техники в расчетном году. За расчетный год принимается первый год после окончания планируемого срока освоения производства новой техники . Как правило, это второй или третий календарный год серийного выпуска новой продукции или использования новой технологии перевозок и производства.  

Технология перевозок грузов укрупненными местами и,  

Необходимость изучения зависимости себестоимости перевозок от объема перевозочной работы на промышленном железнодорожном транспорте вызвана тем, что объем работы , как известно, самый мощный фактор, влияющий на уровень себестоимости продукции . Зависимости, найденные исследователями на железнодорожном транспорте общего пользования , не могут быть использованы в условиях промышленного транспорта по следующим причинам существенно различается технология перевозок калькуляционной единицей является, как правило, 1 т, а не 1 ткм в сотни раз меньше средняя дальность перевозок другой характер работы и уровень использования подвижного состава.  

Специальные (горячие) перевозки, которые осуществляются железнодорожными цехами металлургических заводов, имеют еще ту особенность, что осуществляются в подвижном составе, принадлежащем основным производственным цехам, отличаются высокими нагрузками на ось подвижного состава, а также технологией перевозок.  

Однако при создании чрезмерно крупных предприятий требуются значительные капитальные затраты и много времени, усложняется управление производством , ограничиваются возможности равномерного размещения промышленности , увеличивается объем дальних перевозок как готовой продукции , так и сырья и материалов, необходимых для ее изготовления. Поэтому при определении рациональных размеров предприятий исходят из учета хозяйственных факторов, местоположения предприятия, особенностей отрасли производства, а также достигнутого уровня развития техники и технологии производства.  

В сланцеперерабатывающей промышленности и промышленности технического углерода намечается сокращение затрат ручного труда за счет внедрения трудосберегающих технологий, автоматизации упаковки, выгрузки и загрузки продукции, внутризаводских перевозок.  

Нефтегазовая отрасль, способствуя развитию других направлений экономики, обеспечивает мультипликативный эффект добыча, переработка и транспортировка больших объемов нефти и газа создает предпосылки для развития отечественного нефтегазового, энергетического, транспортного машиностроения , телекоммуникаций, нефтехимии, транспортных перевозок, строительства автодорог и инфраструктуры сервиса. Это, в свою очередь, даст импульс развитию науки и высоких технологий в этих сферах.  

Другим, в значительной степени условным, недостатком трубопроводного транспорта , связанным с присущей ему технологией, является большой удельный вес первоначальных и текущих расходов , не зависящих от объема перекачки. В связи с этим наилучшие экономические показатели по трубопроводам достигаются при максимальной их загрузке. Правда, и на других видах транспорта с увеличением объема перевозок улучшаются их экономические показатели , но на трубопроводном транспорте эта зависимость проявляется особенно ярко. Удельный вес зависящих расходов в общих расходах (без учета грузовых работ) по видам транспорта виден из данных табл. 34 .  

Рационализация транспортно-экономических связей является сложной комплексной проблемой, охватывающей сферы производства и обращения. Совершенствованию связей внутрипроизводственной сферы способствуют в основном улучшение размещения предприятий , внедрение новой техники и технологии. Рационализация связей в сфере обращения связана с повышением научного уровня планирования перевозок, с эффективной организацией материально-технического снабжения в народном хозяйстве , с осуществлением мероприятий внутри транспортной системы , создающими условия для снижения себестоимости перевозок.  

Технологии транспортировки. Высокие транспортные издержки служат барьером для любого типа торговли и особенно для торговли между удаленными друг от друга регионами. Но совершенствование транспортных средств привело к тому, что земной шар как бы съежился, и это очень облегчило международную торговлю . Самолеты теперь быстро доставляют легкие ценные товары , например алмазы или полупроводники, из одной страны в другую. Нефть обычно транспортируется в огромных танкерах, что сильно сократило стоимость перевозки в расчете на единицу объема. Зерно отгружается на океанские корабли из современных зернохранилищ на Великих озерах и в прибрежных портах. Контейнерные суда доставляют железнодорожные контейнеры прямо в иностранные порты, где краны перегружают контейнеры на железнодорожные платформы для внутренних перевозок. Природный газ течет по трубам большого диаметра от стран-экспортеров к импортерам, например из России в Германию или из Канады в Соединенные Штаты. Рабочие потрошат рыбу на больших рыболовецких судах прямо в местах лова. В специальных холодильниках рыбу затем доставляют в зарубежные порты. Производители коммерческих самолетов доставляют новые лайнеры зарубежным клиентам в течение нескольких часов, просто совершая на них перелеты непосредственно к месту назначения.  

В конце 1970-х годов в Ленинграде была разработана логистическая технология, т. е. работа видов транспорта по методу транспортного узла, где осуществлялось их взаимодействие. Концепции i отечественных ученых изучались западными специалистами. В настоящее время они положены в основу развития единой Европейской транспортной системы стран ЕС. В конце 1980-х годов в СССР была сделана попытка внедрить межотраслевую систему Ритм, функционирующую на принципах логистики . Единая межотраслевая технология устойчивых перевозок железорудного сырья объединяла графики движения поездов , работу станций , предприятий - отправителей и получателей грузов по организации продвижения технологических маршрутов . Была разработана и внедрялась логистическая цепочка доставки каменного угля из Кузбасса на одну из ТЭЦ Москвы.  

К политике предоставляемых услуг относятся все решения и действия, направленные на комплексное осуществление транспортного процесса. Это означает, что организация перевозок грузов с учетом расстояния их транспортировки, количества сроков доставки планируется наряду с оказанием дополнительных услуг клиентам. Анализ участия фирм-перевозчиков в логистической деятельности грузовладельцев США показал, что транспортные предприятия весьма охотно идут на расширенную диверсификацию своей деятельности. Это повышает потенциал привлечения клиентуры, увеличивает прибыль, ускоряет внедрение новейших транспортных технологий, укрепляет положение на рынке транспортных услуг. В свою очередь, фирмы-продуценты-не менее заинтересованы в том, чтобы освободиться от многих логистических функций и сосредоточить внимание на основной профилирующей деятельности с целью снижения затрат и повышения гибкости в работе.  

Как правило, эти меры касались таможенных барьеров, контроля и технологических процедур на пограничных переходах, внедрения в практику новых технологий перевозок (например, интермодальных). В результате было сокращено время нахождения грузов в пути, повышена точность их доставки и сохранность, уменьшены запасы материальных ценностей на приграничных терминалах.  

Помимо этого, как уже упоминалось, в последнее время получает развитие более прогрессивная форма организации перевозок, связанная с внедрением новой технологии перевозок в контейнерах, пакетах, флетах и с интегрированием многих видов транспорта.  

Руководство работой транспортно-экспедиторских контор в морских портах и на погранпереходах расширяло кругозор специалистов, делало их транспортниками-универсалами, позволяло в самые короткие сроки осваивать прогрессивные логистические технологии перевозок грузов в комбинированных и мультимодальных сообщениях (например, морем до Сингапура, затем судами река-море плавания по р. Меконг в Камбоджу или морем в Бангкок, затем железной дорогой и автотранспортом - в Лаос).  

Этот прием может быть применен в том случае, когда рост грузооборота при переходе от одного планового периода к другому на конкретных предприятиях не отличается высокими темпами и не требует значительного прироста основных средств железнодорожных цехов, т. е. он осваивается за счет изыскания внутренних резервов, лучшего использования наличного подвижного состава, совершенствования технологии перевозок, других средств и методов. При таком варианте круг расходов, зависящих от объема работы, будет несколько шире, чем в первом. Так,

Повышение эффективности перевозок грузов связано с техническим усовершенствованием подвижного состава и погрузочно – разгрузочных средств, внедрением прогрессивной технологии, совершенствованием организации перевозки грузов. Технические усовершенствования позволяют увеличить скорость движения подвижного состава, сократить простои под погрузочно – разгрузочными операциями, увеличить объем партии перевозимого груза и т.д. Задача технологии – сократить продолжительность и трудоемкость перевозки груза за счет уменьшения числа выполняемых операций и этапов процесса перевозки.

Под технологией процесса перевозки груза понимается способ реализации людьми конкретного перевозочного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных этапов и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности перевозок. Задача технологии – очистить процесс перевозки грузов от ненужных операций, сделать его целенаправленнее. Сущность технологии перевозки грузов выявляется через два основных понятия – этап и операция.

Операция – однородная, логически неделимая часть процесса перевозки, направленная на достижение определенной цели, выполняемая одним или несколькими исполнителями.

Этап – это набор операций, с помощью которых осуществляется тот или иной процесс.

Технологию любого процесса перевозки груза характеризуют три признака: расчленение процесса перевозки, координация и этапность, однозначность действий. Назначение расчленения процесса перевозки грузов на этапы представляет собой определение границ имманентных требований к субъекту, который будет работать по данной технологии. Любая операция должна обеспечивать приближение объекта управления к поставленной цели и обеспечивать переход от одной операции к другой. Последняя операция этапа должна быть своеобразным введением к первой операции следующего этапа. Чем точнее описание процесса перевозки грузов будет соответствовать его субъективной логике, тем больше вероятность достижения наивысшего эффекта деятельности людей, занятых в нем. Разрабатываемые технологии должны учитывать требования основных экономических законов и, в первую очередь, закона повышения производительности общественного труда.

Координация и поэтапность действий, направленных на достижение поставленной конкретной цели, должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития определенного перевозочного процесса. Технология не создается на «пустом месте», а имеет связь с технологией прошлого и будущего. Технология, действующая сегодня, должна базироваться на принципах, которые позволяли бы легко переделывать ее в технологию будущего.


Каждая технология должна предусматривать однозначность выполнения включенных в нее этапов и операций. Отклонение от выполнения одной операции отражается на всей технологической цепочке. Чем значительнее отклонение параметров от запроектированных технологией, тем больше опасность нарушить весь процесс перевозки груза и получить результат, не соответствующий проекту.

Вначале разрабатывается технология всего процесса перевозки грузов, а потом – отдельных этапов. После разработки технологии этапов их необходимо рассмотреть с позиции технологического единства.

Между техникой и технологией существует причинно – следственная связь, однако решающее значение принадлежит технике.

В прошлом технологии процесса перевозки грузов формировались в большинстве случаев интуитивно. Технологические процессы перевозки грузов не были целенаправленно и сознательно разработанными системами этапов и операций. Поэтому в настоящее время очень многие перевозочные процессы недостаточно эффективны.

Теория систем гласит, что всякая система состоит из подсистем. Всякая система является подсистемой некоторой системы. Принимается, что любая система может быть описана в терминах системных объектов, свойств и связей. Иерархия и число подсистем зависят только от внутренней сложности системы в целом.

Рассмотрим особенности основных видов перевозок.

Юнимодальная (одновидовая) перевозка осуществляется одним видом транспорта, например автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункты перевозочной цепи без промежуточных операций складирования и грузопереработки. Критериями выбора вида транспорта в такой перевозке обычно являются вид груза, объем отправки, время доставки груза потребителю, затраты на перевозки.

Интермодальной (интегрированной) принято называть смешанную перевозку грузов «от двери до двери», осуществляемую под руководством оператора по одному транспортному документу с применением единой (сквозной) ставки фрахта.

Смешанная перевозка грузов осуществляется обычно двумя видами транспорта, например: железнодорожная – автомобильная, речная – автомобильная, морская – железнодорожная и т.п. При этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером смешанной перевозки является обслуживание автотранспортными фирмами железнодорожных станций или морского (речного) порта транспортного узла.

Признаками смешанной раздельной перевозки является наличие нескольких транспортных документов, отсутствие единой тарифной ставки фрахта, последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса. При прямой смешанной перевозке грузовладелец заключает договор с первым перевозчиком, действующим как от своего имени, так и от имени следующего перевозчика, представляющего другой вид транспорта. В силу этого грузовладелец фактически находится в договорных отношениях с обоими, причем каждый из них производит расчеты с грузовладельцем и несет материальную ответственность за сохранность груза только на соответствующем участке маршрута.

Комбинированная перевозка отличается от смешанной наличием более двух видов транспорта. Использование смешанных (комбинированных) видов транспортировки часто обусловлено в ЛС структурой дистрибутивных каналов (или каналов снабжения). Например, отправка крупных партий готовой продукции с завода – изготовителя на оптовую базу производится железнодорожным транспортом (с целью максимального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты розничной торговли – автомобильным.

Мультимодальной является такая перевозка, при которой лицо, ее организующее, несет за нее ответственность на всем пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа.

В последние годы технология транспортировки, особенно для мульти – и интермодальных перевозок, связана с использованием в цепях и каналах грузовых терминалов и терминальных комплексов. Поэтому соответствующие перевозки получили название терминальных . В то же время в отличие от интермодальных систем, где укрупненные грузовые места перевозятся по единым тарифам и перевозочным документам с равными правами всех участвующих видов транспорта, в мультимодальных перевозках один из видов транспорта выступает в роли перевозчика, а взаимодействующие виды транспорта – как клиенты, оплачивающие его услуги.

При интермодальной перевозке грузовладелец заключает договор на весь путь следования с одним лицом (оператором). Оператором может быть, например, экспедиторская фирма, которая, пользуясь на всем протяжении маршрута перевозки груза различными видами транспорта, освобождает грузовладельца от необходимости вступать в договорные отношения с другими транспортными предприятиями. Основными принципами функционирования интермодальных и мультимодальных систем перевозок являются следующие:

– единообразный коммерческо – правовой режим;

– комплексный подход к решению финансово – экономических вопросов организации перевозок;

– максимальное использование телекоммуникационных сетей и систем электронного документооборота;

– единый организационно – технологический принцип управления перевозками и координация действий всех посредников, участвующих в транспортировке;

– кооперация посредников;

– комплексное развитие инфраструктуры перевозок различными видами транспорта.

Каждый из приведенных видов перевозок обладает специфическими особенностями в технологии, организации и управлении, но все они имеют общую технологическую основу в виде конкретных технологических схем перевозки и составляющих эти схемы звеньев или элементов. Перевозочный процесс на каждой стадии (позвенно) можно представить в виде определенной подсети. Политика контроля и управления в такой системе моделируется синхронизацией позиций на каждой стадии (в каждом звене). В свою очередь составляющие элементы перевозки грузов характеризуются определенными, присущими только им, закономерностями. Операции, из которых складывается процесс перевозки, неоднородны и сильно отличаются по продолжительности. Некоторые операции, объединяясь, создают определенные этапы этого процесса, каждый из которых выполняет свои задачи. Как отдельные операции, так и этапы процесса перевозки находятся в зависимости друг от друга (прежде чем транспортировать груз, его надо погрузить и т.д.). Таким образом, данный процесс является многоэтапным и многооперационным, с большой технологической, эксплуатационной и экономической разнородностью операций.