Фотограф Юлия Мацкевич: Вильнюс для меня — источник чувств, эмоций и настроения. Фотограф Юлия Мацкевич: Вильнюс для меня — источник чувств, эмоций и настроения Юлия мацкевич

И посвятила ему целый альбом. Ее работы посвящены не только местным достопримечательностям, но и городским пейзажам, эмоциям людей и волшебному настроению, которому там невозможно не поддаться. Несмотря на черно-белое оформление в снимках много света и тепла. Юлия рассказала сайт, как она видит Вильнюс, что ее так вдохновило и за какими эмоциями туда стоит отправляться.

Без любви нельзя ничего создать

Я бы не сказала, что я много путешествую, скорее, просто езжу. Фотоаппарат всегда беру с собой. Путешествие для меня - это каждодневная работа, ведь я снимаю постоянно. Кроме того, это хорошая возможность встретить новых людей и получить жизненный опыт.


Идея создать проект о Вильнюсе родилась с одной фотографии. Чтобы почувствовать город, мне понадобилось несколько поездок. Когда в очередной раз я поднялась на башню Гедемина и увидела сделанный кадр, я поняла - альбому быть. И на этом не остановилась, а решила создать целый проект, посвященный европейским городам, хотя мне и говорят, что эта идея стара как мир. Всё старо как мир. Уже все шедевры сфотографированы-перефотографированы. Тут главное - видение, твое собственное, эмоциональное, и любовь. Без любви нельзя ничего создать.

Альбом занял третье место на Третьем Международном фестивале территориального маркетинга и брэндинга OPEN в номинации «Фотографии». Проект называется «Европейские города глазами белорусского фотографа. Вильнюс». Для меня вообще цифра «три» - мистическая и знаковая. Поэтому я очень рада. Но это все эмоции. Нужно идти вперед!

Я, наверное, все вокруг вижу в монохроме

Вильнюс для меня - источник чувств, эмоций и настроения. Мне понадобился год, чтобы разобраться, как его вижу я. Ключевое слово - «воспоминания». Воспоминания о любви, о людях, о ярких моментах жизни. Когда меня спрашивают, почему я выполнила альбом в черно-белых тонах, я отвечаю, что я, наверное, просто все вокруг вижу в монохроме.

Этот город стал для меня своим, родным, любимым. Здесь можно перезагрузить глаза, подлечить душу и вкусно выпить с прекрасными людьми.


Коллеги по цеху уже поспешили сделать замечание, что в моем портфолио стали преобладать заграничные карточки. Многие считают, что подобные проекты нужно снимать больше в родной стране. Не стану спорить. Потому в планах отправиться за новыми сюжетами в Барановичи.

Как-то я решила прокатиться на велосипеде и посмотреть на Минск чужими глазами. На самом деле, наш город - это целый фотографический рай для жанровиков. Но тут есть одно «но». Наши люди настолько закомплексованы, что как только видят большую камеру, теряются, к сожалению. А так Минск в моих глазах - это любовь. Любовь во всех ее проявлениях. Начиная с шоколадно-мармеладных встреч детства, заканчивая мечтами о красивой фактурной старости.

Я всегда инвестирую во впечатления

Мы живем один раз. Чем больше человек увидит новых мест, тем больше эмоций, впечатлений. Я всегда инвестирую во впечатления. Это очень сладостно и всегда вдохновляет.

В путешествиях не люблю намеченные маршруты. Лучше просто ходить пешком, смотреть и обращать внимание на акценты, искусно расставленные временем и людьми.


Чтобы сделать действительно интересные снимки для начала мне нужно вжиться в город, стать его частью, на что требуется время. Потому этот проект все-таки дорогостоящий. Хотя есть города, в которых я уже как дома. Обычно я вдохновляюсь карточками Картье-Брессона.

Какой город будет следующим, не знаю. Пока я работаю над Латвией, уж больно полюбилась мне Рига.

А вообще во мне живет ощущение незаконченности. Мне очень хочется вернуться в Лейден…


Предлагаем вам полюбоваться некоторыми фотографиями из альбома с подписями автора.


Именно с этой фотографии и возникла идея создать проект «Европейские города глазами белорусского фотографа». Ни одной постановки. Только жизнь, которая показана глазами влюбленной белоруски



Вильнюс! История моей любви к этому городу началась в январе прошлого года. Именно тогда навязанные извне ассоциации с шоппингом, скидками и аэропортом уступили место новому, моему личному пониманию его красоты и гармонии, которой пропитан буквально каждый его сантиметр



Возвращаясь сюда снова и снова, я со страстью отчаянного фотоисследователя изучала старые улочки города, впитывая их гармонию каждой клеточкой своей души. Долгое время у меня не было с собой фотоаппарата, и я записывала в зрительную память места, события, пустоту улиц, чтобы потом вернуться…



Вильнюс - это воспоминания, эмоции и запах кофе…


Вильнюс - это «другой» воздух, творческая атмосфера и вдохновение



Вильнюс - это улыбки и небоязнь фотокамер у прохожих


Вильнюс - это возможность побыть наедине с собой, возможность подпитать душу, чтобы продолжить свой жизненный путь



Вильнюс - это шанс прислушаться к тишине, разобраться в себе…


А эта фотография посвящается моему другу дизайнеру Васе Андрееву

Юлия МАЦКЕВИЧ,
заведующая отделом образовательных программ
и музейной педагогики Государственного музея истории религии,
секретарь Санкт-Петербургского совета по взаимодействию музеев
с государственными образовательными учреждениями

ЗАЧЕМ МУЗЕЮ ШКОЛА?

Действительно, зачем? Ведь музею со школьниками трудно. Среднее количество детей в классе - 25–30 человек. Такой размер экскурсионной группы мешает и нормальному рассматриванию экспонатов, и беседе музейного сотрудника с детьми.

БЕЗ ОСОБОГО ОПТИМИЗМА

Минут через десять-пятнадцать после начала пребывания на экспозиции класс неминуемо расслоится на три подгруппы. Если это школьники средних классов, для которых посещение музея уже перестало быть каким-то особенным событием и которые более непосредственно, чем старшеклассники, проявляют себя на публике, такие подгруппы легко охарактеризовать.

В первых рядах останутся самые заинтересованные - те, кто и в школе, и в музее привыкли прилежно получать знания. Они внимательно слушают, имеют возможность рассмотреть называемые предметы, отвечают на вопросы и, может быть, даже записывают самые важные сведения.

В серединке группы находятся в основном девочки. Иногда прислушиваются, иногда переговариваются между собой, постреливают глазами на окружающих. Если экспонат, о котором идет речь, на самом деле аттрактивен, - приподнимаются на цыпочки и вглядываются. Проявить свое равнодушие к рассказу экскурсовода им не позволяет воспитание: стыдно перед взрослыми - учителем и музейным сотрудником.

И, наконец, галерка - дезорганизующая весь коллектив подгруппа. Это, как правило, мальчики. Для них выход в музей тоже интересен, но прежде всего тем, что можно отдохнуть от надоевших уроков, сменить обстановку и, по возможности, обратить внимание всего класса на себя. Они будут присматриваться не к тем экспонатам, на которые делается упор в экскурсии, а к тем, которые могут вызвать веселье у одноклассников. В нашем Музее истории религии мы хорошо знаем такие предметы - в залах религий Древнего мира это статуэтка древнегреческого Приапа и скульптура многогрудой Великой матери богов.

Хорошо, если экскурсоводу не придется бороться с жеванием резинки, слушанием плееров, играми на мобильных телефонах и беспрерывным фотографированием с их помощью. Можно надеяться, что примерно каждый второй учитель возьмет ответственность за дисциплину на себя и не будет всем своим видом демонстрировать, что эти дети к нему никакого отношения не имеют и что экскурсовод «сам(а) виноват(а)», если не умеет увлечь своим рассказом весь коллектив и за 45 минут общения найти свои методы воздействия на него.

И не приходится удивляться, что экскурсоводы, с удовольствием выходящие на работу с другими возрастными категориями посетителей, без особого оптимизма встречают группы подростков и пытаются «перекинуть» такие экскурсии на коллег. Кому же хочется вновь и вновь примерять на себя роль человека, «вдалбливающего» знания?

Может быть, просто пора перестать настырно атаковать умы юных посетителей немаленькими порциями музейной информации? Ведь совершенно очевидно, что в данной ситуации «корень зла» находится в самом формате предложенной музейной услуги. Если школа за последние два десятилетия существенно скорректировала алгоритм своей работы, учителя все шире предлагают детям самим искать знания, размышлять, отстаивать свою точку зрения, то в подавляющем большинстве музеев подобного перелома в работе с организованными группами (читай - классами) не произошло. Здесь школьников любого возраста по-прежнему «водят за ручку» по залам и предпочитают для общения с ними менторский тон.

ПО ЗАКОНАМ МАРКЕТИНГА

Музейный консерватизм (если не сказать - стагнация) в этой сфере деятельности тем более удивителен, что в нашей стране школьники для музеев - главная целевая аудитория. Открывая работу XVIII Всероссийской научно-практической конференции творческой лаборатории «Музейная педагогика» (г. Ульяновск, 17–21 сентября 2007 г.), ее руководитель Е.Б. Медведева отметила, что 85% посетителей российских музеев - это дети.

Свой вклад в формирование столь внушительного количественного показателя внесли, конечно же, и музеи Петербурга. Пожалуй, почти все они, независимо от их профиля, подчиненности, масштаба - и самые камерные учреждения культуры, и мастодонты вроде Эрмитажа и Русского музея, - не могут не осознавать следующее: школа - это тот институт, взаимодействуя с которым, можно влиять и на количество , и на качество посещений музея детьми школьного возраста.

Что здесь приоритетно: обеспечение все большего притока посетителей или повышение уровня «музейных услуг»? Экстенсивный или интенсивный векторы развития? Можно ли жестко разделять эти направления, когда они так тесно взаимосвязаны?

Понятно, что в условиях рыночной экономики музейные посетители голосуют, как британские парламентарии, ногами. Даже не имея средств на рекламу, но предлагая школам интересный и полезный «продукт», музеи вправе рассчитывать на «сарафанное радио» - самый эффективный межведомственный информационный ресурс культуры и образования. А вот о былой возможности волевым решением сверху направить школьников в «идеологически важные» музеи или административными методами стимулировать внеклассную музейную деятельность педагогов приходится забыть.

Государственный музей истории религии

Тем не менее и сейчас некоторые музеи по-прежнему лелеют надежду на то, что, если грамотно составить письмо к чиновнику Комитета по образованию, он издаст нужную директиву и проблема посещаемости музея школьниками запросто решится. Чаяния эти беспочвенны: будучи включенными в пространство рыночных отношений, музеи могут выжить только следуя законам маркетинга. А законы эти диктуют: всесторонне изучи своего клиента, стремись предугадать все его потребности, откорректируй свое предложение под его вкус, и он отплатит тебе сторицей.

В ситуации непрерывного реформирования школы сотрудники музейных научно-просветительных и педагогических служб должны держать руку на пульсе этого процесса, а не высокомерно предлагать длинный перечень экскурсий и лекций, утвержденный раз и навсегда «во времена оны».

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

И все же, если инициатива по формированию музейных предложений школе будет исходить только от самих музеев, эти предложения всегда будут недостаточно совершенны (с точки зрения школ) по содержанию, недостаточно современны и удобны по форме и пр.

Опираясь на опыт последних десятилетий, можно сделать вывод: прорыв в актуализации работы со школами случился в тех музеях, которые создали партнерские цепочки с образовательными учреждениями , где процесс сотрудничества был живым, где существовала обратная связь не только в виде записи восторженных отзывов о виртуозном мастерстве экскурсовода, а на уровне совместного целеполагания, планирования, разработки сценариев музейных посещений и затем конструктивного обсуждения общих удач и неудач.

Ради пущей объективности надо признать: для того чтобы такой диалог состоялся, обоюдного желания школьных учителей и музейных сотрудников недостаточно. Предпосылки к индивидуализации работы со школами существуют лишь в тех музеях, где штатное расписание и структура подразделений позволяют сотрудникам иметь временной ресурс для творческой работы, где они способны оторвать голову от экскурсионной «текучки» и позволить себе отступления от утвержденной «методички».

Второй фестиваль детских музейных программ
«Детские дни в Петербурге»

Но и в таких музеях разработка и осуществление специальных программ для одного или нескольких образовательных учреждений - это еще полдела. Важно сделать следующий шаг: перейти от музейного эксклюзива к музейной технологии , поставить инновацию в работе со школьниками на поток.

Совершить этот рывок намного легче тем музеям, часть экспозиции в которых специально создавалась для детей. Но на двести с лишним петербургских музеев таких всего несколько. Всем прочим в работе со школьниками приходится придерживаться принципа: «используй то, что под рукою, и не надейся на другое».

Часто оказывается, что изобретать велосипед в области работы со школьниками не нужно - достаточно приобщиться к положительному опыту зарубежных музейных педагогов.

КАК РАСПАКОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ

Музейные сотрудники из разных регионов России, участвовавшие в профессиональной программе Первого фестиваля детских музейных программ «Детские дни в Петербурге» (осень 2005 г.), до сих пор вспоминают мастер-класс Доротеи Базиль, директора центра «ARTime» в Нью-Йорке. Выбирая всего несколько предметов в ранее незнакомой ей петербургской музейной экспозиции, она показывала, как можно вместе с детьми «распаковывать» заключенную в предметах информацию. Пробуждая любопытство и исследовательский интерес у соучастников процесса (не у «слушателей»), Д. Базиль умело выстраивала живой диалог с прошлым.

Как тут для контраста не вспомнить о привычных нам протяженных музейных «обзорах», во время которых взгляд экскурсантов должен успеть бегло остановиться на многих десятках экспонатов? По-видимому, такие экскурсии «обо всем и ни о чем» нужно вообще изживать из музейного предложения школам. Тематика музейных занятий для школьников должна стать более конкретной, проблемной и ориентированной на интересующие детей вопросы, а их форма - творческим сочетанием разных, в том числе интерактивных, жанров музейной и школьной деятельности.

Если эта задача будет решена, тогда можно надеяться, что все мы - школьные учителя и музейные педагоги - сможем воспитать детей, влюбленных в музей, способных переживать в его стенах особенное щемящее чувство необычайной близости к людям и событиям предшествующих эпох.

ОТ РЕДАКЦИИ. Статьи на с. 20–21 продолжают дискуссию «Музей и школа» на страницах газеты «Искусство» (см. № 17, 19, 20/2007). Свои отклики вы можете присылать в редакцию по адресу 121165, Москва, Киевская ул., 24, газета «Искусство» или по электронной почте artred @1september.ru

«Свой родной город я снимаю очень редко. И всегда восхищалась иностранными коллегами, который приезжали в Минск и делали «бомбические» кадры. Но при наличии малюсенькой «мыльнички», которую всегда можно закинуть в рюкзак, я поймала себя на мысли о том, что могу наконец-то полноценно подглядывать». Автор проекта «Европейские города глазами беларуского фотографа» Юлия Мацкевич раскрывает тему любви к Минску с помощью беззеркальной камеры Canon EOS M-10.

Каждую весну в Минске наступает «время облаков». Мне рассказывали об этом в Академии Искусств – действительно, в апреле и начале мая облака, которые видят над городом, спускаются очень низко, и при этом они максимально чистые. Чудо происходит как правило перед Радуницей, и это настоящий подарок для фотографа. Я в таких случаях говорю: «А нам сегодня небо давали, безвозмездно и совсем даром».

Этот кадр был сделан в Парке Горького, и здесь мне больше всего нравится вот это красное пальто – я уважаю людей, которые в Минске ярко одеваются.

ЮЛИЯ МАЦКЕВИЧ – ФОТОХУДОЖНИЦА, АВТОР ДЕСЯТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ВЫСТАВОК. В 2012 ГОДУ ОКОНЧИЛА АСПИРАНТУРУ АКАДЕМИИ ИСКУССТВ («ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА»). В ТОМ ЖЕ 2012 ПОЛУЧИЛА ЗОЛОТУЮ МЕДАЛЬ КОНКУРСА «БРЭНД ГОДА» В НОМИНАЦИИ «СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫЙ БРЭНД» ЗА АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ «SOS-ДЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ». В 2014 ГОДУ ПОЛУЧИЛА ТРЕТЬЕ МЕСТО НА МЕЖДУНАРОДНОМ ФЕСТИВАЛЕ OPEN В НОМИНАЦИИ «ФОТОГРАФИИ», ПРОЕКТ «ЕВРОПЕЙСКИЕ ГОРОДА ГЛАЗАМИ БЕЛОРУССКОГО ФОТОГРАФА. ВИЛЬНЮС».

Фото Юлии: ВАДИМ ОПАРИН

Как-то пару лет назад мои иностранные друзья попросили меня поснимать Минск. Я вышла с камерой, и когда впоследствии стала рассматривать снимки, поняла, что там сплошные «парочки»: держатся за руки, целуются и нежно смотрят друг на друга. Тогда я поняла, что Минск – это про любовь. Думала, что мне просто показалось, пока не убедилась снова: в Минске и правда все любят друг друга.

А вот и, собственно, «плоды любви», которые иногда падают.

Материал создан в партнёрстве с Canon

Дальше – кадр про женскую дружбу и мужское забвение. Не знаю, каким еще подходящим словом охарактеризовать состояние зачарованного мужчины, который стоит и смотрит в сторону отеля-долгостроя, известного в народе как «неКемпински».

А вот и здание, на которое смотрит зачарованный герой предыдущего снимка, правда, с другого ракурса. Фотография называется «Укравший солнце».

Обожаю это место в конце улицы Карла Маркса с его живописной брусчаткой. Когда солнце еще в зените, получается не картинка, а взрыв мозга. Хочется пожелать всем зрителям этого кадра мирного неба над головой.

Портрет незнакомки.

А теперь – ярких котиков вам в ленту.

Посмотрите: встреча влюбленных практически под мостом. Когда они встречаются, нежно целуя друг другу в щеку, выглядит это прекрасно. А вот когда они начинают целоваться взасос, это уже не так романтично по отношению к окружающим. Знаете анекдот: «Ой, мама, смотри – мальчик девочку ест» – «Да они ж целуются! Ой, и правда ест».

Исторический кадр, которым мы на KYKY отдаем дань памяти ВДНХ и той самой бомбе времен войны, которая терпеливо ждала своего часа. Не дождалась, спасибо МЧС и саперам.

Не скажу, что это лучший кадр, но тут что-то сложилось – люди и это царство воробьев. Действие происходит в районе улицы Кульман.

В минских ЗАГСах голубей торжественно выпускают в небо, а на Комаровке они скромно превращают рынок в площадь Сан-Марко.

Вот эту фотографию нужно назвать: «Дети на каникулах». Любви тут пока еще нет, но очень скоро будет.

Вот этот кадр – не совсем о любви, но глядя на него я вспоминаю предложение, которое мы учили на уроках по английскому: «You can see enthusiastic fishmen try to catch something in the dirty water». Привет, гимназия №1!

На этой фотографии я в первую очередь вижу руку, которая крепко обнимает девушку. Нам так этого не хватает порой – чтобы нас кто-то обнял и просто спросил: «Любишь?» – «Люблю» – «Ну и чего тогда выделываешься?»

В Минске есть куча крутых художественных локаций, которые будешь искать специально – не найдешь, несмотря на то, что они на каждом шагу. Вот этот кадр сделали два пацана, прогуливающих уроки. Наверное, они ищут девчонок, которые кормят голубей.

Как оказалось, перед вами легендарный дворой кот с улицы Ленинградская. И этот кадр тоже про любовь потому, что уже четвертый год каждую весну в окрестностях появляется много серых котят с таким же непропорционально большим носом и близко посаженными глазами.

Любовь греет, даже если на улице – минский апрель.

Вот так ходишь по городу, подглядываешь за влюбленными и никогда не знаешь, какая звезда проедет мимо на велосипеде.

Знакомьтесь: Володя Пугач, солист группы «J:Mors».

А вот эта цветная фотография напоминает открытки о городе Минске. К счастью, сейчас берег над Свислочью прибрали, и выглядит он еще более празднично.

Рекой Свислочь любуется и эта парочка. А я любуюсь ими. Посмотрите, какой чистый кадр. Я тоже когда-то ходила гулять по мостам в компаниях с мальчишками.

Есть такая известная картина «Опять двойка» Федора Решетникова. Так вот у нас здесь фотография «Маленький пераможац».

Нестареющая минская классика – парочки в районе Немиге. Каждый год лица меняются на новые, а любовь – все там же.

«Дорогой, отвези меня в Солигорск и покажи мне соляные пещеры».

В этой фотографии все очень круто: парень сидит на траве у реки. Он один, и он темнокожий. Вероятно, приехал в Минск учиться. Кадр сделан на улице Октябрьская, где располагаются общежития для иностранных студентов.

УНП 192153894 ООО «ВУНДЕРБАЙ»

Напоследок: фотография про настоящий любовный треугольник из котов. Любите друг друга, милые минчане, и будет вам счастье.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter