Космический грузовой корабль dragon. "Дракон" в подробностях: открываем частный космос

В понедельник 8 октября был запущен в свой первый коммерческий полет к международной космической станции частный космический грузовик Dragon компании Space Exploration Technologies (SpaceX). Запуск был произведен в 04.35 по московскому времени с космодромана мысе Канаверал (штат Флорида) при помощи ракеты-носителя Falcon 9.


Стыковка Dragon с МКС запланирована на 10 октября, около 15.30 по московскому времени. Корабль должен будет пристыковаться к станции при помощи 17-метрового манипулятора Canadarm, которым будут управлять астронавт НАСА Санита Уильямс (Sunita Williams) и японец Акихико Хошиде (Akihiko Hoshide).

В мае 2012 года корабль уже совершил испытательный полет и состыковался с МКС, доставивна борт станции около 500 кг груза, в основном, одежду и продовольствие.

Сейчас грузовик доставит на станцию около 450 килограммов грузов, в том числе оборудование для проведения 166 научных экспериментов, питание и одежду для экипажа, компоненты для бортовых систем. Также на МКС будет доставлена холодильная установка GRACIER, которая предназначена для хранения образцов при температуре минус 160 градусов.На станцию она летит не пустой: в ней лежит мороженое для экипажа. А назад на Землю холодильная установка вернется уже с образцами экспериментов.

Возвращение грузовика на Землю планируется на конец октября, когда после завершения экспедиции, корабль должен приводниться в Тихом океане недалеко от берегов южной Калифорнии. Предполагается, что он вернет на Землю около 900 килограммов грузов, включая результаты научных исследований, и почти 230 кг деталей оборудования станции.

Корабль Dragon состоит из двух отсеков: командного-агрегатного модуля конической формы и переходного, предназначенного для стыковки со второй ступенью ракеты-носителя, который также служит как негерметичный контейнер для размещения грузов. Питание корабля обеспечивается с помощью солнечных батарей и аккумуляторов.

Dragon является единственным в мире космическим грузовиком, способным возвращаться на Землю. Баки для топлива, двигатели, аккумуляторы и остальное оборудование агрегатного отсека возвращаются вместе с кораблем, что не может сделать, ни один другой грузовик.

Кроме грузового варианта корабля разрабатываются и другие его модификации: пилотируемый (с экипажем до 7 человек), грузо-пассажирский (4 человека экипажа и 2,5 тонны грузов),и вариант для автономных полетов (DragonLab). Кроме того, предполагается разработка корабля в модификации для полета к Марсу - "Red Dragon".

Согласно соглашению между NASA и SpaceX Dragon должен совершить 12 экспедиций по доставке грузов на Международную космическую станцию. Общая стоимость контракта составляет 1,6 миллиарда долларов.

Вот несколько фотографий, сделанных входе предыдущего испытательного полета корабля Dragon в мае 2012 года (Image Credit: NASA):


Впервые частная компания не только запустила аппарат на околоземную орбиту, но и показала, что способна вернуть его на Землю. Впервые за тридцать лет в Америке появился новый космический корабль, умеющий поднимать пассажиров «наверх» и спускать их «вниз». Впервые частная пилотируемая космонавтика показала, что готова выйти за рамки суборбитальных прыжков.

8 декабря 2010 года в 18:43 по московскому времени компания SpaceX запустила ракету-носитель Falcon 9 с космическим кораблём Dragon .

Это был второй полёт Falcon 9. В ходе первого (в июне 2010 года) на орбиту был выведен полноразмерный прототип «Дракона». Но старт 8 декабря — это первый демонстрационный рейс, проведённый в рамках программы NASA по коммерческой орбитальной транспортировке (COTS).

Интересно, что запуск ракеты Falcon 9 был перенесён на сутки против начального плана из-за двух крошечных трещин, найденных на самом конце сопла двигателя второй ступени. Инженеры посчитали, что трещинки (пробовали их заделать или нет – не пояснено) не повлияют на работу двигателя (и были правы), но сутки потребовались, чтобы проверить остальные части агрегата и убедиться, что трещины не являются признаком более серьёзной проблемы.
На фото – двигатели, подготавливаемые к третьему и четвёртому стартам Falcon 9. Кстати, обе ступени ракеты оснащены почти одинаковыми двигателями Merlin, созданными в самой SpaceX и отличающимися лишь в некоторых деталях. Они оптимизированы соответственно для работы вблизи земли и в вакууме (фото SpaceX).

Американское космическое агентство расчитывает , что «Дракон» сначала выступит в роли грузовика на линии Земля-МКС, а позднее и «в качестве такси», ведь проект SpaceX предусматривает как автоматический, так и пилотируемый вариант «Дракона».

Falcon 9 и Dragon во время подготовки к старту. На нижнем снимке у спускаемой капсулы хорошо виден тепловой щит из PICA-X. Этот материал – собственная разработка SpaceX, базирующаяся на композите, созданном в NASA. PICA-X призван защитить аппарат при возвращении в атмосферу на скорости 7 километров в секунду, когда температура днища поднимается до 1850 градусов Цельсия (Brian Attiyeh, Michael Rooks/SpaceX).


«Дракон» состоит из трёх основных частей: обтекателя, конической герметичной капсулы диаметром 3,6 метра и негерметичного цилиндрического отсека. В капсулу имеется доступ через стыковочный узел, и в ней могут находиться как грузы, так и экипаж.
Цилиндрический приборный отсек под капсулой несёт солнечные батареи, радиаторы, а также груз, не нуждающийся в герметичном хранении. Всего беспилотный вариант «Дракона» может доставить на орбиту до 6 тонн припасов и вернуть на Землю до 3 тонн груза (иллюстрация Space.com).

Нынешний рейс призван проверить системы связи и навигации, а также испытать маневрирование на орбите. Через несколько витков вокруг планеты (и три с лишним часа после запуска) спускаемый аппарат должен приводниться в Тихом океане, в 800 километрах к западу от Мексики.

В августе 2010 года «Дракон» прошёл полный тест парашютной системы: капсулу сбросили с вертолёта в океан с высоты более 4 километров. Вначале аппарат раскрыл пару небольших тормозных парашютов, замедливших и стабилизировавших капсулу, а потом и три основных (фото Roger Gilbertson, Chris Thompson/SpaceX).

Шесть лет, затраченные на работы по программе COST (Commercial Orbital Transportation Service – Коммерческая орбитальная транспортная система) наконец дали свои первые результаты. 22 мая в Космическом центре Кеннеди был произведен запуск ракеты-носителя Falcon-9 с грузовым космическим аппаратом Dragon. Через три дня аппарат приблизился к Международной космической станции, был захвачен манипулятором Canadarm2 и пристыкован к ней. На первый взгляд, самое обычное событие для современной космонавтики. Однако Dragon является первым в мире транспортным космическим аппаратом, созданным не соответствующей государственной организацией, но частной компанией. Кроме того, компания SpaceX изначально приспосабливала свой «Дракон» к коммерческой эксплуатации.


В настоящее время США возлагает большие надежды на частные проекты Dragon и Cygnus. Дело в том, что закрытие программы Space Shuttle оказалось в некоторой мере неожиданным и по стечению обстоятельств у НАСА не осталось одноразовых космических аппаратов для доставки на орбиту грузов и людей. На создание новых нужно время и немалое количество денег. Образовавшуюся «дыру» в космической программе нужно было в срочном порядке закрывать. В 2006 году было предложено кардинально новое для мировой космонавтики решение. В январе того года НАСА объявило о начале программы COST. Самый заметный момент этой программы касался привлечения в космическую отрасль частных организаций. Оным предлагалось представить свои проекты перспективного «грузопассажирского» космического корабля. Американское космическое агентство выдвинуло такое предложение по нескольким причинам. Во-первых, НАСА имеет определенные затруднения с финансированием новых сложных проектов, а во-вторых, особенности государственной структуры не позволяют ей полностью своевременно реагировать на текущие требования, что, в конечном итоге, выливается в значительные сроки. Программа COST, в свою очередь, призвана использовать гибкость и другие плюсы коммерческих организаций. Одновременно с этим НАСА смогло выделить на программу всего полторы-две стоимости одного корабля типа «Шаттл».

В конце 2008 год завершился первый этап программы COST – рассмотрение конкурсных проектов. Были заключены контракты с двумя фирмами на окончание разработки и испытание двух кораблей. Компании SpaceX и Orbital Sciences должны были довести проекты Dragon и Cygnus соответственно. Работы по «Сигнусу» еще не подошли к концу, а «Дракон» уже совершил свой первый полет. Надо заметить, запуск 22 мая принципиально был не первым в «биографии» Dragon. В декабре 2010 года был произведен тестовый полет, в ходе которого прототип «Дракона» вышел на орбиту, произвел пробное маневрирование и пошел на посадку. Зато в конце мая текущего года Dragon не только продемонстрировал свои возможности в летном плане, но и впервые доставил на МКС груз. Из-за испытательного характера последнего на сегодня запуска Dragon вез грузы не первой необходимости – на случай возможной аварии. Тем не менее, новый грузовик успешно вышел на орбиту и подошел к Международной станции. Таким образом, планировавшийся на случай неудачи во втором полете третий испытательный запуск, скорее всего, получит новые цели.

До 2016 года по контракту NASA и SpaceX будет проведено 12 грузовых полетов «Дракона» к МКС. К тому времени будет закончена разработка пилотируемого варианта корабля. Благодаря своим размерам обитаемый вариант аппарата Dragon сможет доставлять на орбиту 7 человек или 4 человека плюс две с половиной тонны грузов. До испытаний пилотируемой версии «Дракона» осталось еще, как минимум, четыре года, а руководство компании SpaceX уже строит планы на него. Так, главный конструктор и по совместительству отец-основатель «Спейс-Икс» Э. Маск приводит весьма примечательные цифры. По его расчетам, доставка на орбиту одного космонавта будет стоить немногим более 20 миллионов долларов. Для сравнения, последний космический турист Г. Лалиберте за свое путешествие выложил 35 миллионов, а НАСА в настоящее время за подъем и спуск каждого астронавта платит около 60-ти. Очевидно, что проект Dragon того стоит, если, конечно же, обещаемые 20 миллионов за космонавта будут правдой.

Возможные большие перспективы «Дракона» являются поводом для беспокойства работников Роскосмоса. Коммерческий проект фирмы SpaceX в будущем может стать реальным конкурентом для российских «Союзов», прежде всего в экономическом плане. Тем временем семейство космических кораблей «Союз» вот-вот пополнится очередной модификацией, на этот раз последней. «Союз ТМА-МС» планируется ввести в строй в следующем году. Вариант ТМА-МС будет использоваться в течение следующих пяти-шести лет, а потом на смену ему придет Перспективная пилотируемая транспортная система (ППТС). Новый корабль уже разрабатывается и летом 2012 года проект будет представлен на техническую экспертизу. Первый испытательный полет ППТС будет произведен в 2015 году, а к 18-му корабль будет введен в эксплуатацию. По имеющимся данным, ППТС сможет доставлять на орбиту 6 человек экипажа или две тонны груза. За счет модульной конструкции и многоразовых спускаемых аппаратов стоимость эксплуатации ППТС будет значительно меньше по сравнению с «Союзами» последних версий.

Как видим, сложившаяся своеобразная монополия российских кораблей в ближайшие годы может быть разрушена. Правда, пока непонятно, как именно она пошатнется. К тому же между запланированным началом эксплуатации Dragon с астронавтами на борту и первым пилотируемым полетом ППТС пройдет не так много времени. Поэтому ситуация может сложиться любая. Наконец, SpaceX является частной организацией и, как следствие, в случае каких-либо серьезных проблем финансового или другого толка она вряд ли сможет рассчитывать на поддержку государства, особенно в свете существования конкурирующих фирм с похожими проектами. На данный момент можно с достаточной уверенностью утверждать только одно: намечается новая «космическая гонка». С учетом того, что все новые и новые страны выказывают свой интерес к космосу, каждый новый корабль будет обязан быть лучше своих конкурентов.

По материалам сайтов:
http://kp.ru/
http://spacex.com/
http://spaceref.com/
http://federalspace.ru/

ТАСС-ДОСЬЕ. 14 августа 2017 г. американская компания SpaceX осуществила запуск из Космического центра им. Джона Кеннеди (штат Флорида) ракеты-носителя Falcon 9. На орбиту выведен корабль Dragon с 12-ой рабочей миссией на Международную космическую станцию (МКС). На борту корабля находится 2,91 т различных грузов.

Dragon - американский частный космический корабль многоразового использования. В настоящее время эксплуатируется грузовая версия корабля, которая используется для снабжения МКС.

История проекта

Разработчик и изготовитель Dragon - компания SpaceX (Space Exploration Technologies, Хоторн, шт. Калифорния), которая основана в 2002 г. канадско-американским инженером, миллиардером Илоном Маском.

С самого начала проект подразумевал создание корабля для доставки экипажей на околоземную орбиту и возвращения их на Землю. 2 июня 2005 г. SpaceX объявила о подписании соглашения с Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) о разработке корабля для пилотируемых полетов. Для отработки технологий была создана грузовая версия Dragon.

В августе 2006 г. компания была выбрана NASA для демонстрационных полетов на МКС по доставке и возвращению грузов. Согласно договоренности, SpaceX должна была осуществить три запуска Dragon с помощью своей ракеты- носителя Falcon 9 (планировались на 2008-2009 гг.). А в декабре 2008 г. NASA подписало с компанией контракт на 12 полетов Dragon с грузами для МКС на сумму $1,6 млрд США (в случае заказа дополнительных полетов предусматривалось увеличение общей суммы контракта до $3,1 млрд). Впоследствии была достигнута договоренность об увеличении полетов с 12 до 20.

30 мая 2014 г. компания представила пилотируемую версию корабля Dragon v2 (другое название: Crew Dragon). Первый демонстрационный беспилотный полет Dragon v2 запланирован на ноябрь 2017 г., с экипажем на борту - на май 2018 г.). В сентябре того же года между НАСА и SpaceX был заключен контракт стоимостью $2,6 млрд для завершения разработки Dragon v2 и его сертификации для полетов на МКС. А в ноябре и декабре 2015 г. были подписаны контракты на полет к МКС двух пилотируемых кораблей.

27 апреля 2016 г. SpaceX объявила, что планирует отправить на Марс беспилотный космический корабль Red Dragon. Запуск запланирован на 2020 г. (ранее рассматривался 2018 г.) и будет осуществлен новой ракетой Falcon Heavy.

Кроме того, Dragon может использоваться для автономных полетов как научная лаборатория - в версии DragonLab.

Характеристики

Dragon представляет собой корабль-капсулу. Конструктивно состоит из трех основных элементов: носовой части (отделяется при выводе на орбиту), герметичного модуля объемом 11 куб. м (возвращаемая часть) и негерметичного грузового отсека 14 куб. м (отделяется при возвращении на Землю перед входом в атмосферу). Снаружи негерметичного отсека размещены солнечные батареи (мощность - 1,5-2 киловатт).

Возвращаемый модуль предназначен для грузов, требующих герметичной перевозки (в версии Dragon v2 - для членов экипажа), в нем также располагается служебный отсек с системой управления, топливными баками, двигательной установкой. 18 двигателей Draco разработки SpaceX работают на монометилгидразине и азотном тетраоксиде.

Стыковка с МКС осуществляется путем захвата корабля манипулятором Canadarm2 ("Канадарм2"), которым управляют члены экипажа станции. Возвращение на Землю осуществляется в ходе управляемого спуска с парашютом в воды Тихого океана.

Максимальная высота корабля - 7,2 м, максимальный диаметр - 3,7 м, масса (без топлива) - 4,2 т, продолжительность работы на орбите - до двух лет. Он может доставлять на орбиту грузы общим весом до 6 т и объемом до 25 куб. м, возвращать на Землю - до 3 т (11 куб. м).

Запуски и инциденты

Запуски корабля Dragon проводятся ракетой Falcon 9 из Космического центра им. Джона Кеннеди (расположен на острове Мерритт северо-западнее мыса Канаверал). Ранее использовалась площадка базы ВВС США на мысе Канаверал, но она была разрушена из-за взрыва ракеты 1 сентября 2016 г.

Первый, тестовый, полет корабля состоялся 8 декабря 2010 г. В ходе второго испытательного полета, 22-31 мая 2012 г., Dragon впервые пристыковался к МКС (находился в ее составе с 25 по 31 мая). Он стал первым частным космическим кораблем, состыковавшимся со станцией. Первый коммерческий полет к МКС осуществлен 8-28 октября 2012 г.: Dragon доставил на станцию продовольствие, одежду, оборудование, на Землю возвратил результаты экспериментов, проводимых на МКС.

Запуск 28 июня 2015 г. Dragon с седьмой миссией на МКС завершился аварией. Ракета Falcon 9 взорвалась на 139-й секунде полета, обломки упали в Атлантический океан. Корабль должен был доставить на станцию около 2 т различных грузов, в том числе новый стыковочный узел IDA (International Docking Adaptor; изготовлен компанией Boeing) для модернизации американского сегмента МКС.

Всего к 14 августа 2017 г. проведено 13 запусков космического корабля - 12 успешных и один аварийный. Из них два тестовых и 11 рабочих (по программе МКС).

Предыдущий запуск Dragon состоялся 4 июня 2017 г. в 00:08 мск, возвращаемая капсула корабля впервые использовалась повторно (участвовала в полете в сентябре - октябре 2014 г.). 5 июня корабль с 2,7 т различных грузов пристыковался к МКС и пробыл в составе станции почти месяц. Dragon был отстыкован от МКС 3 июля в 09:41 мск и в тот же день его возвращаемая капсула успешно приводнилась в Тихом океане, близ побережья Калифорнии. На Землю с МКС было возвращено 1,9 т грузов, в основном результаты научных экспериментов и образцы технологических разработок.

Основатель компании SpaceX Илон Маск (Elon Musk) на специальной конференции 29 мая (30 мая в 6:00 мск) представил публике проект космического корабля «Дракон» (Dragon), предназначенного для запуска на орбиту американских астронавтов.

Презентация нового корабля происходит на фоне трех событий, заслуживающих внимания. Во-первых, заметное охлаждение отношений между Россией и США привело к кризису в совместных космических проектах, включая МКС. Как известно, на данный момент единственным кораблем, способным доставлять международные экипажи на МКС, является российский «Союз-ТМА». Публичная полемика дошла до того, что вице-премьер России Д. Рогозин 29 апреля написал в своем твиттере, что американским астронавтам придется добираться на орбиту при помощи батута. Основатель SpaceX Илон Маск уже через несколько часов, также через твиттер, анонсировал сегодняшнюю пресс-конференцию, и отметил, что батут астронавтам не понадобится. Второе событие, на которое я хочу обратить внимание, произошло всего несколько дней назад. НАСА официально объявило, что продлевает контракт с Роскосмосом на доставку астронавтов на МКС до конца 2017 года, включая возвращение экипажа на Землю в 2018-м. Этот, по всей видимости, последний контракт такого рода перенес ожидаемое начало эксплуатации американских пилотируемых кораблей примерно на полгода. Наконец, в-третьих, в начале этой недели в интернете появился отчет Федерального управления авиации США. Выяснилось, что компания SpaceX запросила лицензию управления на проведение испытаний двигательной посадочной системы корабля Dragon. Многие наблюдатели связали предстоящие испытания с работой по проектированию пилотируемой модификации корабля. Однако раскрыть все детали проекта смогла только сегодняшняя пресс-конференция.

В первую очередь наблюдателей интересовали технические особенности корабля, который Маск назвал Dragon v2. Увы, конференция оказалась не очень щедра на цифры, а представленный макет выглядел далеким от летного образца, несмотря на последующие заявления Маска о том, что большая часть представленного оборудования является уже готовой к испытаниям техникой. Как предсказывалось многими специалистами, новый корабль будет больше своего грузового предшественника. Максимальный диаметр Dragon v2 явно превысит 3,7 м грузового корабля, масса также увеличится. Неожиданностью стало и то, что в новый корабль смогут поместиться семь астронавтов. Многие аналитики предсказывали, что количество мест уменьшится до четырех – именно на такую вместительность рассчитывает НАСА. Однако Элон Маск сообщил, что корабль, как и планировалось раньше, будет рассчитан на перевозку семи астронавтов. Внешний вид пилотируемого корабля сильно отличается от грузового, что не было никем предсказано. Изменилась даже внешняя форма: усеченный корпус заменен на сложную трехчастную фигуру с продольными ребрами. Носовой колпак-обтекатель теперь не будет отстреливаться после выхода в космос, а станет неотъемлемой частью капсулы. При стыковке колпак предполагается сдвигать, подобно крышке. Посадочные опоры будут выдвигаться прямо из лобового теплозащитного экрана. А вот догадки о новом энерго-грузовом отсеке подтвердились. Его снабдят четырьмя продольными ребрами, раскладные солнечные батареи заменят на покрывающие весь корпус, как у японского HTV.

Ожидания аналитиков, основанные на старых концептах и макетах SpaceX, в основном не оправдались, не считая, впрочем, новой автоматической системы сближения и стыковки. Универсальная двигательная система корабля – ключевая часть его архитектуры. Планируется использовать ее для увода «Дракона» от ракеты-носителя в случае аварии на раннем этапе полета, для мягкой посадки корабля на сушу и в качестве маршевой установки при передвижении в космосе. Система будет состоять из четырех кластеров по два двигателя SuperDraco тягой 7,4 тонны каждый. Было принято решение отказаться от больших носообразных выступов по бокам корабля: в новом концепте двигатели находятся в углублениях внутри капсульного корпуса. Над ними лишь немного выступают широкие ребра. Точность посадки корабля, как заявляет SpaceX, не должна уступать точности вертолета. Отмечается, что SuperDraco будут первыми реактивными двигателями, полностью напечатанными на 3D-принтере. Схема посадки корабля Dragon v2 предполагает основную роль реактивной системы. Парашюты останутся только как запасной вариант торможения на случай проблем с двигателями. Реактивная посадочная система, согласно словам Маска, сможет пережить потерю двух двигателей.

Сильное впечатление на журналистов произвел интерьер нового корабля, хотя стоит отметить, что на представленном макете он не выглядит достаточно проработанным. Ложементы для астронавтов будут располагаться в двух плоскостях: три кресла снизу и четыре над ними. Системы управления расположены симметрично над верхним рядом кресел (как у ПТК НП). Это позволит сразу двум астронавтам пилотировать корабль.

После презентации было рассказано о будущих планах работы. Предполагаемый график SpaceX несколько оптимистичнее ожиданий НАСА (нельзя не отметить, что эта компания почти никогда не выдерживает заявленных сроков разработки и эксплуатации своей техники). По словам Илона Маска, первые испытательные полеты нового корабля в беспилотном режиме начнутся уже в 2015 году. В середине 2016-го предполагается запустить пилотируемый Dragon с профессиональной командой астронавтов SpaceX. Через год, когда надежность всех систем корабля получит подтверждение, начнется его эксплуатация в рамках программы коммерческих пилотируемых полетов НАСА. После презентации Илон Маск также упомянул собственный космический стартовый комплекс SpaceX, который компания планирует