Русский рекорд судна с кипрским флагом из южной кореи. Танкер-газовоз СПГ «Кристоф де Маржери» завершил погрузку в порту Сабетта и начал первый коммерческий рейс в рамках проекта «Ямал СПГ

«По своим характеристикам газовоз не имеет мировых аналогов, ему присвоен ледовый класс Arc7. Он способен самостоятельно преодолевать лед толщиной до 2,1 м, его вместимость – 172 600 куб. м», – говорится в релизе «Совкомфлота». Это первый танкер нового типа судов – Yamalmax. Танкер сможет круглогодично следовать по Севморпути в западном от Сабетты направлении и на протяжении шести месяцев (с июля по декабрь) – в восточном, ранее летняя навигация в акватории Севморпути ограничивалась четырьмя месяцами и только в сопровождении ледокола.

Стоимость газовоза «Совкомфлот » не раскрывает. Но для его строительства компания брала кредит в $319 млн, и ранее его стоимость оценивалась в $340 млн. Всего для проекта «Ямал СПГ» заказано 15 таких танкеров, их суммарная оценка в 2014 г. была примерно $5,5 млрд.

«Топливом для танкера является отпарной СПГ, т. е. его груз, для фрахтователя судна, «Ямал СПГ», самый дешевый способ – использовать естественные испарения своего же груза», – сказал на церемонии встречи газовоза президент «Совкомфлота» Сергей Франк. Также на танкере могут использоваться традиционные виды топлива.

Завод «Ямал СПГ» строится тремя очередями с запуском в 2017, 2018 и 2019 гг., он сможет ежегодно выпускать 16,5 млн т СПГ и до 1,2 млн т газового конденсата. Первая линия завода будет введена в этом году, сказал председатель правления и крупнейший акционер «Новатэка» Леонид Михельсон. «По моим ожиданиям – до октября», – добавил президент Total Патрик Пуянне. СПГ с Ямала, по словам Михельсона, в этом году будет продаваться на спотовом рынке, в следующем – уже по долгосрочным контрактам.

«Ямал СПГ»

Проект строительства СПГ-завода
Акционеры – «Новатэк» (50,1%), Total (20%), CNPC (20%), Silk Road Fund (9,9%).
Разрабатывает Южно-Тамбейское месторождение газа с запасами 491 млрд куб. м в Ямало-Ненецком автономном округе

Остальные газовозы для проекта – тоже Yamalmax – еще строятся и будут вводиться в эксплуатацию постепенно до 2020 г., проект будут обслуживать также другие суда, более низкого ледового класса, говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Все 15 газовозов построит корейская верфь Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, шесть из них – для канадской Teekay LNG, пять – для греческой Dynagas и три – для японской Mitsui OSK Lines. С этими компаниями «Ямал СПГ» подписал 45-летние контракты на транспортировку.

Представитель «Новатэка» сроки готовности остальных судов не комментирует.

Появление таких судов повысит в целом привлекательность Севморпути – конечно, прежде всего для нефтегазовых проектов – и будет способствовать развитию инфраструктуры всего региона, подчеркнул Юминов.

Он может на 4 недели обеспечить газом всю Швецию, и немудрено. Длиной это судно с Эйфелеву башню. В порту Сабетта завершился первый пробный рейс арктического газовоза. Теперь «Кристофа де Маржери» можно рассмотреть поближе.

Трехсотметровый газовоз ледового класса, первый и пока единственный в мире, заходит в порт Сабетта. Позади почти 5 месяцев пути из Кореи и 18 дней во льдах двух морей - Лаптевых и Карского. Рейс показал: танкер готов к навигации в любое время года - и во все стороны света. Его корпус способен колоть двухметровый лед и носовой, и кормовой частями.

«Мы можем маневрировать достаточно хорошо. Размывать льды, если мы где-то застрянем и чтобы нам выбраться. За счёт движения винтов у нас льды проходят, грубо говоря, по корпусу судна и мы тем самым ломаем. Мы проходили там, где бывало, что ледоколы не могли пройти», - говорит Константин Ведерников, 4 -й механик танкера «Кристоф де Маржери».

Таких навигационных мостиков на судне 2 - в носовой и кормовой частях. Но чтобы управлять этим оборудованием капитаны специально учатся около 10 лет.

Специальных курсов подготовки на ледокольные газовозы, конечно же, не существует. В этом деле главное - опыт. Значение имеет буквально все: цвет, характер и толщина льда. Глядя за борт капитан должен правильно выбрать настройки и задать танкеру нужный курс. Кстати, еще одно из уникальных свойств этого судна - предельная экологичность.

«Тот газ, который находится здесь, когда судно перевозит газ, он всё равно естественным образом испаряется. Его можно было бы просто отдать в атмосферу, но это было бы неэффективно. Это топливо используется, чтобы судно двигалось. Поэтому вредные выбросы в атмосферу здесь практически нулевые», - пояснил Сергей Франк, генеральный директор ПАО «Совкомфлот».

Технические характеристики танкера уникальны. Загрузка «Кристофа де Маржери» - 170 тысяч кубометров сжиженного газа. Этого хватит, например, на четыре недели для всей Швеции. До 2020 года таких судов построят еще 14. Проекту «Ямал СПГ» они просто необходимы.

«Ввод в полную мощность «Ямал СПГ» позволит нам увеличить производство российского природного сжиженного природного газа в 2.6 раза. Мы гораздо большими темпами идем, чем ожидаем от развития мировых рынков», - отметил Алексей Текслер, первый заместитель министра энергетики РФ.

10 лет инженерных наблюдений и экспериментов. Именно столько времени было потрачено, чтобы танкер был придуман, создан, спущен на воду и успешно испытан. И это снова доказывает, что невозможное возможно - если, конечно, очень захотеть.

Сейчас мировое судостроение находиться на пике своего развития. Это хорошо видно по появлению новых типов судов. Каждый новый корабль несет в себе самые передовые технологии и отвечает тем необходимым условиям, где ему придется работать. Такими стали новейшие танкеры-газовозы ледокольного типа, способные самостоятельно прокладывать себе путь сквозь толщу льда. Именно о них наш сегодняшний рассказ.

Итак, для расширения морских транспортных услуг в июле 2013 года судоходные компании Mitsui OSK Lines (MOL) и Teekay LNG Partners заключили контракт с легендарной судостроительной компанией Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) на строительство девяти танкеров-газовозов уникального типа. Уже в 2017 году на воду спущено первое судно "Eduard Toll", и ведется строительство второго - "Rudolf Samoylovich".

Китайская судоходная компания Sinotrans совместно с Dynagas и China LNG Shipping также заказала у южнокорейской компании шесть газовозов, поставка которых планируется в первом квартале 2020 года.

Строящиеся арктические танкеры-газовозы большой емкости классифицированы Российским морским регистром судоходства и Бюро Veritas как новый тип судов - Yamalmax.

Ледокольные суда специально разработаны для транспортировки сжиженного природного газа из порта Сабетта - завода по сжижению на Ямале, специально построенного для разработки гигантского наземного Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения.

Ведущим судном серии из 15 единиц общей стоимостью 4,8 млрд долларов, считается танкер Christophe de Margerie, названый в честь бывшего главы компании Total трагически погибшего в авиакатастрофе в 2014 году во Внуково.

Типа Ямалмакс считаются достаточно большими кораблями среди ледокольных судов. Длина корпуса 299 м, ширина 50 м. За один рейс в грузовых танках усиленного мембранного типа, которые гарантируют безопасную транспортировку, судно способно перевезти 172 тысячи куб.м сжиженного природного газа по трассам Северного морского пути.

Уникальность арктических танкеров-газовозов заключается в сочетании танкера и ледокола в одном корпусе, который изготовлен из высокопрочной специальной стали E-grade. Покрытый 7-миллиметровыми стальными пластинами корпус обеспечивает высокую маневренность на открытой воде и возможность взламывать лед толщиной до 2,5 м. Это означает, что танкеры-газовозы типа Кристоф де Маржери можно использовать для круглогодичной навигации без сопровождения ледоколов. В отличие от типовых ледоколов, судно предполагает наиболее эффективное движение кормой вперёд, двигаясь со скоростью до 7 узлов при толщине льда до 2 м. Безопасную навигацию в арктических условиях обеспечивают навигационные и коммуникационные системы GPS, ГЛОНАСС, ксеноновый свет и GPS-компас.

Арктические газовозы оснащены противообледенительными системами для защиты бортовых систем. Машинное отделение закрыто слоем стекловолокна толщиной 10 см. Внешнее оборудование, установленное на палубах, обеспечивает надежную работу при низких температурах. Система отопления также используется для предотвращения накоплений снега и льда на палубах. Крытые швартовые пункты предотвращают обледенение и защищают членов экипажа от холода.

Существует у ледокольных газовозов ещё одна примечательная особенность - дизель-электрическая силовая установка, состоящая из четырех 12-цилиндровых дизелей и двух 9-цилиндровых двухтопливных двигателей типа Wärtsilä 50DF, работающие на сжиженном газе или судовой мазуте, обеспечивая общую мощность 64,35 МВт. На данный момент это крупнейшее судно работающее на СПГ. Использование природного газа в качестве топлива позволит минимизировать влияние на экологическую систему вод Северного Ледовитого океана. Выбросы металлов, оксида серы, твердых частиц при использовании природного газа почти нулевые. По сравнению с дизельным топливом эмиссия диоксида углевода на 13, а диоксида азота на 70 процентов меньше.



Газовоз "Кристоф де Маржери" в порту Сабетта
В первой части мы говорили о заводе по сжижению природного газа (СПГ) в проекте "Ямал-СПГ". Сейчас поговорим о перевозках СПГ и перевозчиках.
Первый сжиженный газ был загружен на танкер-газовоз "Кристоф де Маржери" 8 декабря 2017 года. В церемонии принял участие и дал старт загрузки президент Владимир Путин.
«Кристоф де Маржери» является пилотным судном серии 15 танкеров-газовозов, предназначенных для обслуживания проекта «Ямал СПГ». Газовозы данной серии способны круглогодично работать при температурах до -50 градусов по Цельсию. Ледовые усиления высокой арктической категории (Arc7) позволят им самостоятельно преодолевать льды толщиной до 2,1 метра при движении кормой вперед. Суда оснащены тремя пропульсивными комплексами типа «Азипод» общей мощностью 45 МВт, что сопоставимо с мощностью атомного ледокола. Новая система хранения газа мембранного типа GT NO 96 GW, используемая в грузовых танках суммарным объемом 172 600 куб. м, обеспечивает безопасную транспортировку СПГ по Северному морскому пути.
Основные характеристики: Дедвейт 85000 тонн. Длина 299,9 метра, ширина 50 метров, осадка 12 метров. Эксплуатационная скорость 19,5 узлов. По своим характеристикам судно на сегодняшний день не имеет мировых аналогов. По данным ИТАР-ТАСС, стоимость одного газовоза составляет порядка $220-230 млн.
Строительство ведется в Республике Корея на верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) под техническим наблюдением Российского морского регистра судоходства. DSME выиграла тендер на строительство серии из 15 танкеров-газовозов ледового класса в июле 2013 года. Соглашение о строительстве газовозов заключено между DSME и «Ямал СПГ», однако допускает возможную передачу права на финансирование и покупку танкеров третьей стороне - компаниям перевозчикам, выбранным «Ямал СПГ». По данным DSME в распоряжение судоходных компаний Mitsui OSK Lines и Teekay поступят в общей сложности девять танкеров данной серии, а судоходной компании Dynagas – пять.
С "Ямал СПГ" первый груз, содержащий 170 тысяч кубических метров СПГ, был направлен малайзийской Petronas LNG UK Limited (PLUK), сообщило "Новатэк".

Это сообщение "Новатэк" требует пояснений.

ОАО "Ямал-СПГ" продал партию газа, загруженную на "Кристоф де Маржери", компании "Novatek Gas and Power" (100% дочка Новатэк, его трейдер, зарегистрированный в Швейцарии), а уже "Novatek Gas and Power" продает сжиженный газ компании Petronas LNG UK Limited (PLUK), зарегистрированной в Англии, являющейся 100% дочкой малазийской государственной компании Petronas. Понятно, что тут идет игра с ценами, допвыручка осядет в Швейцарии без налогов в российскую казну.
Как свидетельствуют данные службы мониторинга судов MarineTraffic, «Кристоф де Маржери» отправился из Сабетты по западныму маршруту. Точка следования танкера указана как Скаген, датский порт, где расположен крупный регазификационный терминал. Значит этот СПГ, собственни5ком которого стала PLUK, пойдет прямиком в газотранспортную систему Западной Европы. Здесь "Новатэк" становится прямым конкурентом "Газпрома".
Но это касается продаж СПГ.
А что с перевозками?

Незадолго до торжественного начала загрузки первой партии СПГ на газовом терминале в порту Сабетта о том, как она должна осуществляться говорил президент.

Но президент полагает, Дума и чиновники, как говорится, распологают. Больше года проект закона об этом лежит в Думе. А пока, как писал еще более 8 лет назад РБК, Российские корабли продолжают ходить под иностранными флагами , экономика страны несет существенный ущерб, суда и их экипажи лишены защиты государства. И все дело в бюрократических препонах и высокой стоимости регистрации судов под российским флагом. И, парадокс, Роскомфлот, 100% государственная компания, регистрирует свои суда под иностранным флагом. Вот регистрационные данные первого газовоза:
Танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» («Christophe de Margerie») IMO: 9737187, флаг Кипр, порт приписки Лимасол, построен 9 ноября 2016 года, строительный номер 2418. Судостроитель: Daewoo Shipbuilding Marine Engineering. Владелец: SCF Management Services (Cyprus) Ltd. Оператор: Sovcomflot (UK) .
Остальные суда будут носить имена российских исследователей Арктики. Так, первые два танкера-газовоза компании Teekay (всего компания заказала под ямальский проект 6 судов) получат названия "Эдуард Толль" и "Рудольф Самойлович".
Будь принят закон, дающий мисключительное право по проходу через СМП, все 15 газовозов, строящихся для обслуживания проекта "Ямал-СПГ" должны были бы регистрироваться в наших портах, к примеру Мурманск. А это дополнительные поступления в доход бюджета.

МОСКВА, 3 июн — РИА Новости. Арктический танкер-газовоз — первое судно, разработанное для проекта "Ямал СПГ", — получил имя Кристофа де Маржери. Церемония имянаречения состоялась в Санкт-Петербурге в рамках Петербургского международного экономического форума.

Судно названо в честь французского предпринимателя, главы нефтяной компании Total, который погиб в 2014 году при катастрофе в аэропорту "Внуково". Президент России, выступая на церемонии, отметил, что Кристоф де Маржери был настоящим другом России.

"Он обладал особым стратегическим видением, много сделал для укрепления дружеских, партнерских связей с Россией, способствовал реализации целого ряда крупных совместных проектов в энергетической сфере", — сказал Путин.

По его словам, присвоение имени де Маржери новейшему танкеру стало еще одним символом искреннего, доброго отношения к этому выдающемуся человеку и данью его памяти.

В ночь на 21 октября 2014 года в московском аэропорту "Внуково" легкомоторный самолет Falcon 50EX авиакомпании Unijet при взлете столкнулся со снегоуборочной машиной. В крушении, помимо главы Total, погибли три члена экипажа. Водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко признал свою вину в произошедшем.

Флагман для Арктики

Президент отметил, что танкер станет флагманом в линейке из 15 кораблей. Все они предназначены для масштабного проекта "Ямал СПГ".

"Отмечу, что этот проект без преувеличения значим не только для нашей страны, да и, пожалуй, не только для Европы", — сказал Путин. По его словам, этот проект в целом станет существенным вкладом в развитие мировой энергетики.

"Он способствует успешному освоению глобальных пространств, формирует спрос на инновационные технологии в области добычи и транспортировки углеводорода, создает рабочие места в нашей стране и за рубежом. Важную роль "Ямал СПГ" играет в развитии Северного морского пути, в освоении Арктики", — добавил российский лидер.

В церемонии имянаречения, помимо президента, приняли участие спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, министр транспорта Максим Соколов, главы "Новатэка", "Совкомфлота", ВТБ, Total, а также Бернадет Жаклин де Маржери — вдова погибшего главы Total.

"Крестной матерью" судна стала Валентина Матвиенко, которая ранее занимала пост губернатора Санкт-Петербурга. Именно она разбила о борт традиционную бутылку шампанского. После этого прозвучал троекратный судовой сигнал.

Уникальное судно

"Кристоф де Маржери" стал первым из полутора десятков танкеров-газовозов, которые планируется построить для проекта "Ямал СПГ".

Танкер способен работать при температурах до минус 52 градусов и преодолевать льды толщиной до 2,1 метра. Его вместимость составляет более 170 тысяч кубометров сжиженного природного газа, а общая мощность главных дизелей сопоставима с мощностью современного атомного ледокола.

Танкер строился с учетом требований Полярного кодекса и отличается высокой энергоэффективностью и экологической безопасностью. Наряду с традиционными видами топлива, установка судна может использовать отпарной сжиженный природный газ, что позволяет существенно сократить выбросы в атмосферу вредных веществ.

Высокая ледопроходимость и исключительные маневренные характеристики нового танкера подтвердились в ходе ледовых испытаний, которые прошли с 19 февраля по 8 марта в Карском море и море Лаптевых. Во время испытаний танкер прошел Северным морским путем и прибыл в порт Сабетта на Обской губе.

Специальные танкеры усиленного ледового класса Arc7 позволят осуществлять круглогодичную навигацию по Северному морскому пути без ледокольной проводки в западном направлении и в течение арктического лета — в восточном направлении. Танкеры обладают системой двойного действия — носовая часть приспособлена для навигации в открытой воде и в условиях тонкого льда, а кормовая оптимизирована для самостоятельной навигации в сложных ледовых условиях. Скорость в открытой воде — 19,5 узла; скорость при ходе во льдах толщиной до полутора метров — 5,5 узла. Строительством танкеров для проекта "Ямал СПГ" занимается южнокорейская верфь Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering.

Второй аналогичный танкер спустили на воду в январе. Его назовут в честь Эдуарда Толля — русского геолога и арктического исследователя. Как сообщал в начале года портал SeaNews , еще пять судов этого проекта также получат имена российских исследователей Арктики: Рудольфа Самойловича, Бориса Вилькицкого, Федора Литке, Владимира Русанова и Владимира Визе.

Газ с Ямала

Проект "Ямал СПГ" общей мощностью в 16,5 миллиона тонн в год реализуется на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Акционерами проекта являются "Новатэк" (50,1%), Total (20%), CNPC (20%) и Фонд Шелкового пути (9,9%).

Первую линию завода планируется ввести в эксплуатацию в конце этого года, а всего будет построено три линии. Морской порт Сабетта обеспечит круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.

Как заявлял министр энергетики России Александр Новак, запуск "Ямал СПГ" на полную мощность позволит увеличить объем экспорта газа более чем на 10 процентов и повысить долю России на мировом рынке СПГ до 8-9 процентов.