Вмф франции в мире французского государства. Французский флот: между молотом и наковальней

И национальную жандармерию. ВМС Франции состоят из более чем ста восьмидесяти надводных кораблей. Это единственная европейская страна, имеющая в составе флота атомный авианосец. Ее подводный флот состоит из десяти атомных подлодок, четверо из которых вооружены баллистическими ядерными ракетами.

Место ВМС в общей структуре ВС Франции

Общая численность французских ВС в 2014 году составляла:

  • в армии - 115 тыс. чел.;
  • в авиации - 45,5 тыс. чел.;
  • на флоте - 44 тыс. чел.(на текущий момент);
  • медперсонал и интенданты - 17,8 тыс. чел.;
  • в жандармерии - 98,2 тыс. чел.

Франции комплектуются на контрактной основе. Офицеров для них готовят в Военно-морской академии, прием в которую производится по конкурсу после двух лет службы. Общий годовой бюджет флота превышает 6 млрд евро. ВМС Франции занимают 5-е место в мире среди флотов по тоннажу.

Девиз флота: "Честь, Отечество, доблесть, дисциплина" выгравирован белыми буквами на пластинах синего цвета, закрепленных на надстройках всех судов.

Организационная структура

Начальник Главного морского штаба вице-адмирал эскадры Арно де Тарле. ВМС Франции состоят из четырех основных оперативных составляющих:

  • оперативных военно-морских сил (сил воздействия - FAN) - надводного флота;
  • подводного флота (FSM);
  • военно-морской авиации (ALAVIA);
  • морской пехоты и спецподразделений (FORFUSCO).

Кроме того, национальная жандармерия Франции поддерживает морские силы своими патрульными катерами, которые подпадают под оперативное командование ВМС Франции.

Надводный флот (FAN)

Эта составляющая ВМС насчитывает 12 000 человек и около 100 кораблей, что составляет костяк французского флота. Боевые корабли делятся на семь категорий (групп):


Авианосная группа кораблей надводного флота

Эта группа является основой ВМС Франции и одним из компонентов ядерных сил сдерживания, так как самолеты «Супер Этендард» и «Рафаль» могут нести ядерные боеприпасы.

Как минимум тактическая группа кораблей ВМС Франции включает авианосец (в настоящее время «Шарль де Голль»), фрегат ПВО и вспомогательные суда. Как правило, эта группа также включает в себя несколько противолодочных и ПВО-фрегатов, торпедную атомную подводную лодку (типа «Рюби» или перспективного типа «Барракуда»), предназначенную для торпедирования надводных кораблей и подлодок и, возможно, кораблей дополнительной поддержки.

Авиасоединение может включать в себя до 40 единиц: самолетов «Рафаль», «Супер Этендард» и Е-2 «Хокай», а также вертолетов NHI NH-90, AS365 «Дофин» и AS565 «Пантера». Этот состав меняется в зависимости от миссии и тактической обстановки, и может включать в себя воздушные средства как из состава армии, так и из ВВС.

Группа десантных кораблей надводного флота

В составе ВМС Франции имеется три крупных десантных корабля класса «Мистраль», обычно именуемых «вертолетоносцами», которые несут различные средства десантирования. На их борту размещаются вертолеты, войска, и наземные транспортные средства. Это соединение также включает пять меньших судов, которые находятся в Форт-де-Франс, Тулон, Папеэте, Нумеа, и Реюньоне.

Морское десантное соединение также включает один или несколько транспортно-десантных TCD, несущих плавучие средства десантирования, транспортные средства и вертолеты, и один или нескольких легких транспортных кораблей типа BATRAL, которые способны доставлять мотострелковые части непосредственно на побережье. Они могут нести морские транспортные вертолеты типа «Пума» и «Кугуар» или боевые вертолеты «Газель» и «Тигр», средства для траления, а также подразделения морского десанта или армейские части.

Корабли ВМС Франции класса «фрегат»

Они обеспечивают свободу воздушного и морского пространства и позволяют действовать другим составляющим ВМФ. Фрегаты подразделяются в соответствии с угрозой, которую они призваны отражать, и, как правило, сопровождают другие силы (авианесущие или десантные группы кораблей, подводные лодки или гражданские суда).


Подводный флот (FSM)

Подводные силы состоят (на начало 2010 годов) их следующих соединений:

  • Эскадрильи атомных для торпедной атаки типа «Рюби», не имеющих ракетных шахт (обозначаются ПЛАТ по отечественной классификации и SSN по «натовской»). Это наименьшие АПЛ в мире. Они базируются в военном порту Тулона на Лазурном берегу. Количество подлодок в эскадрилье равно шести
  • Эскадрильи АПЛ с баллистическими ракетами (обозначаются ПЛАРБ по отечественной классификации и SSBN по «натовской»). В нее входят четыре АПЛ типа «Триумфан», оснащенные 16-ю ПУ рает типа М45 или М51. Эскадрилья базируется на оперативной базе Иль-Лонг вблизи Бреста, где ранее (с 1972 по 2007 гг.) находились первые французские ПЛАРБ типа «Редутабль».

Дальность стрельбы ракет М45 равна 6000 км, М51 - 9000 км. Обе ракеты способны нести шесть ядерных боевых блоков по 100 килотонн тротилового эквивалента каждый.

Французская морская авиация (ALAVIA)

Эта компонента ВМФ содержит четыре составляющих:

  • Авиагруппа авианосца «Шарль де Голль» в составе 16-ти многоцелевых истребителей четвертого поколения Дассо «Рафаль», 8-ми сверхзвуковых палубных штурмовиков Дассо Супер-Этендард, и двухпалубных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения Грумман Е-2 «Хокай».
  • 16 (на 2015 г.) самолетов ВМФ дальнего радиуса действия типа «Атлантик-2». Они выполняют функции патрулирования. борьбы с подлодками, постановки и обнаружения мин, дальней разведки.
  • Вертолетов типов «Дофин», «Пантера», «Линкс», «Алуэтт III» на бортах кораблей.
  • Подразделений обслуживания.

Основным подразделением французской морской авиации является флотилия (всего 39), обычно в составе 12 воздушных судов.

Морские пехотинцы и спецназовцы (FORFUSCO)

Они сгруппированы на базе в Лорьяне (регион Бретань) и насчитывают 1700 человек. Эти силы участвуют в наземных операциях при вмешательстве с моря, операций специальных сил, защиты чувствительных участков. Она включает в себя два компонента:

  1. Морских командос, которые включают в себя шесть специализированных подразделений: «Жобер» (нападение и освобождению заложников), «Трепель» (нападение и освобождению заложников), «Пенфентеньо» (разведка и рекогносцировка), «Монфор» (поддержка и уничтожение наступление), «Юбер» (действия подлодок) и «Киффер» (командование и борьба против новых угроз). Они часто используются французским Командованием специальных операций (COS).
  2. Морских стрелков, специализирующихся на охране и защите судов и ключевых участков ВМС Франции на суше. Их численность - примерно 1900 человек.

Повышению мощи своих ВМС военно-политическое руководство Франции всегда уделяло серьёзное внимание. Особенно большие усилия в этом направлении оно прилагает в последние годы. Наиболее характерной особенностью в развитии французских ВМС, как считают иностранные военные специалисты, является развернувшееся строительство атомных ракетных подводных лодок, четыре из которых уже введены в строи и ведут боевое патрулирование в Атлантике.

Подразделяется на Атлантическую эскадру (флагманский корабль и флотилия надводных кораблей, в которую входят дивизион эскадренных миноносцев УРО и дивизион фрегатов) и Средиземноморскую эскадру (штабной корабль, группа авианосцев и флотилия надводных кораблей, состоящая из двух дивизионов эскадренных миноносцев, эскадренных миноносцев УРО и дивизиона фрегатов), подводные силы (Атлантическая и Средиземноморская флотилии дизельных торпедных подводных лодок), а также амфибийные силы (десантные корабли) и группировки ВМС на Тихом океане (соединение, включающее несколько фрегатов и сторожевых катеров) и в Индийском океане (два-три боевых корабля).

Авиация ВМС включает авианосную, базовую и вспомогательную. Организационно боевые самолёты и вертолёты сведены в авиационные флотилии (11 авианосных и пять базовых), а вспомогательные - в эскадрильи (12).

Предназначенная для участия в морских десантных операциях в отрядах первого броска и проведения диверсионно-разведывательных действий, состоит из шести отрядов «командос», объединённых в десантно-диверсионную группу морской пехоты.

Побережье Франции и прилегающие воды разделены на три военно-морских округа: 1-й - побережье пролива Ла-Манш (штаб в Шербуре), 2-й - Атлантическое побережье (Брест), 3-й - Средиземноморское побережье и о. Корсика (Тулон). Их командиры несут ответственность за обеспечение всех видов обороны с моря побережья, военно-морских баз и портов, а также за защиту морских коммуникаций в пределах своих округов. Кроме того, по свидетельству зарубежной прессы, пространства морей и океанов разделены на восемь зон «морских командований» с целью наблюдения за обстановкой и защиты там интересов Франции.

По данным иностранной печати, основу французского флота составляют четыре атомные ракетные подводные лодки, два многоцелевых авианосца, два крейсера (один вертолётоносец, другой УРО), девять эскадренных миноносцев УРО, 11 эскадренных миноносцев, 26 фрегатов (один из них УРО) и 19 дизельных подводных лодок. Кроме того, в составе флота находятся 11 малых противолодочных кораблей, 57 тральщиков, девять десантных кораблей, свыше 30 сторожевых и десантных катеров, а также около 100 вспомогательных судов.

И (рис. 1) построены в 1961 и 1963 годах. Корабли имеют угловую полётную палубу, оборудованы паровыми катапультами и зеркальными индикаторами посадки самолётов. Одновременно на авианосцы может базироваться по три флотилии самолётов - палубных всепогодных истребителей «Крусейдер», истребителей-штурмовиков «Этандар» и противолодочных самолётов «Ализе», а также отряд палубных самолётов-разведчиков и два вертолёта (всего 40 машин на авианосец).

Рис. 1. Многоцелевой авианосец «Фош»

Крейсер-вертолётоносец введён в строй в 1964 году. В настоящее время он используется в качестве учебного корабля (в военное время может использоваться как десантный или противолодочный корабль). Его стандартное водоизмещение 10 000 т, полное 12 365 т, наибольшая скорость хода 26,5 узла; дальность плавания 6000 миль при скорости хода 15 узлов; вооружение: шесть пусковых установок для УР , четыре 100-мм универсальные артустановки и до 8 вертолётов. Корабль может принять также 700 морских пехотинцев.

Крейсер УРО (рис. 2) постройки 1959 года прошёл модернизацию (1970 - 1972 годы), в ходе которой был вооружён системами ЗУРО «Масурка» (спаренная пусковая установка) и УРО «Экзосет» (четыре ПУ), двумя 100-мм артустановками и шестью спаренными 57-мм зенитными автоматами. Его стандартное водоизмещение 8500 т, полное 11 300 т; мощность энергетической установки 86 000 л. с., наибольшая скорость хода 32 узла; дальность плавания 4000 миль при скорости 25 узлов. В кормовой части крейсера сооружена взлётно-посадочная площадка для вертолёта. Оснащённость корабля различным радиоэлектронным оборудованием и средствами связи позволяет использовать его в качестве штабного.


Рис. 2. Крейсер УРО «Кольбер»

В составе флота находятся девять эскадренных миноносцев УРО. Два из них - и «Дюкесн» (рис. 3) - полным водоизмещением каждый 6090 т по основным тактико-техническим характеристикам сходны с американскими кораблями типа «Кунц» и отличаются от последних главным образом системами оружия. Французские эскадренные миноносцы вооружены системами ЗУРО «Масурка» и ПЛУРО , двумя 100-мм универсальными артустановками, двумя 30-мм зенитными автоматами и четырьмя однотрубными торпедными аппаратами. Два эскадренных миноносца УРО типа введены в строй в 1972 («Турвиль») и 1974 («Дюге Труэн») годах. Находящийся в настоящее время в постройке третий корабль этого типа («Де Грасс») спущен на воду в сентябре 1974 года. Его предусматривается вооружить системой ЗУРО , пусковая установка которой будет смонтирована вместо кормовой 100-мм артустановки. Основные тактико-технические данные кораблей этого типа приведены на цветной вклейке.


Рис 3. Эскадренный миноносец УРО «Дюкесн»

Для обеспечения ПВО соединения кораблей на переходе морем используются эскадренные миноносцы УРО типа «Дюпти Туар» (постройки 1951-1953 годов). Четыре корабля этого типа («Бувэ», «Дюпти Туар», «Дю Шейла», «Керсен») в 1963-1965 годах прошли модернизацию и были оснащёны американскими системами ЗУРО . Их стандартное водоизмещение 2750 т, полное 3740 т; максимальная скорость хода 34 узла; кроме системы ЗУРО, они вооружены тремя спаренными 57-мм зенитными автоматами и двумя трёхтрубными 550-мм торпедными аппаратами. Эскадренный миноносец «Дюпре» в 1967-1971 годах использовался в качестве экспериментального корабля для проведения исследований в области гидроакустики. В 1972-1973 годах прошёл переоборудование (вооружён четырьмя пусковыми установками для УР «Экзосет» и вертолётом «Линкс») и переклассифицирован в эскадренный миноносец УРО.

Французский флот имеет десять эскадренных миноносцев трёх типов. Эскадренный миноносец «Ла Галиссоньер» построен в 1962 году, а позднее переоборудован в штабной корабль. Его водоизмещение такое же, как и у кораблей типа «Дюпти Туар», а вооружение состоит из двух 100-мм универсальных артустановок, системы ПЛУРО «Малафон», двух трёхтрубных торпедных аппаратов, противолодочного вертолёта. Четыре эскадренных миноносца типа «Дюпре»: «Ла Бурдоннэ», «Форбэн» (рис. 4), «Тартю» и «Жорегиберри» - построены в 1958 году и оснащены 127-мм артустановками, зенитными автоматами и трёхтрубными торпедными аппаратами. Пять эскадренных миноносцев типа («Майе Брезе», «Воклен», «Д’Эстре», «Касабианка», «Гепрат») построены в 1956 - 1957 годах, позднее переоборудованы в противолодочные корабли и вооружены системой ПЛУРО «Малафон», шестиствольным бомбомётом , двумя 100-мм универсальными артустановками, зенитными автоматами и торпедными аппаратами.


Рис. 4. Эскадренный миноносец «Форбэн» (с площадкой для вертолёта)

К этому же классу кораблей относится и эскадренный миноносец (строился как сторожевой корабль проекта С65), введённый в состав флота в 1973 году. Его стандартное водоизмещение 3500 т, полное 3800 т; вооружение: две 100-мм артустановки, система ПЛУРО «Малафон», четырёхствольный бомбомёт, два однотрубных 533-мм торпедных аппарата. Как свидетельствует французская печать, в ходе строительства и ходовых испытании корабля выяснилось, что на нём не может быть размещено все запланированное вооружение, а небольшая скорость (максимальная - 27 узлов) ограничивает выполнение задач охранения быстроходных кораблей и судов. Поэтому командование ВМС решило считать этот проект переходным и от строительства серии таких кораблей отказаться.

Класс французских фрегатов представлен 16 кораблями типа «Ле Корс» постройки 1956-1960 годов и девятью типа «Коммандан Ривьер» постройки 1962-1969 годов. Первые корабли характеризуются: полное водоизмещение 1702 т, наибольшая скорость хода 27 узлов, дальность плавания 4500 миль при скорости 15 узлов; вооружение: четыре-шесть 57-мм и два 20-мм зенитных автомата, четыре трёхтрубных 550-мм торпедных аппарата, шестиствольный 375-мм бомбомёт «Бофорс» или четырёхствольный 305-мм реактивный бомбомёт, два бомбомёта и бомбосбрасыватель. Вторые - полное водоизмещение 2250 т, наибольшая скорость хода 25 узлов, дальность плавания 4500 миль при скорости 15 узлов; вооружение: три 100-мм универсальные артустановки, два 30-мм зенитных автомата, два трёхтрубных торпедных аппарата и четырёхствольный 305-мм реактивный бомбомёт, могут принимать на борт лёгкий вертолёт. В иностранной прессе сообщалось, что корабли этого типа оснащаются четырьмя пусковыми установками для УР «Экзосет».

В 1972 году началось строительство серии фрегатов УРО из 14 кораблей (по французской классификации типа «Авизо»), предназначенных для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями в прибрежных районах. Головной фрегат F781 «Д’Эстьен д"Орв» вошел в строй в конце 1975 года. Его полное водоизмещение 1170 т, наибольшая скорость хода 24 узла, дальность плавания 4500 миль при скорости 15 узлов; вооружение: две пусковые установки для УР «Экзосет», 100-мм универсальная артустановка, два 20-мм зенитных автомата, четыре однотрубных торпедных аппарата и шестиствольный 375-мм бомбомёт Мк54.

В составе французского флота имеется восемь дизельных торпедных подводных лодок типа «Дафнэ» (подводное водоизмещение 1043 т), четыре типа «Аретуз» (669 т) и шесть типа (1910 т). В 1976 году должны быть введены в строй первые две из четырёх строящихся дизельных торпедных подводных лодок типа (водоизмещение стандартное 1200 т, надводное 1470 т, подводное 1790 т; надводная скорость хода 12 узлов, подводная 20 узлов). Кроме того, в ВМС имеется опытовая дизельная ракетная подводная лодка «Жимнот» (подводное водоизмещение 3250 т), предназначенная для экспериментальных запусков баллистических ракет и испытания техники и вооружения.

В составе флота находятся также 11 малых противолодочных кораблей типа «Ле Фуге» (полное водоизмещение 400 т), а также ракетный катер (оснащён ракетами SS-12) и десять сторожевых катеров различных типов.

Группа минно-тральных кораблей включает 57 тральщиков, в том числе: пять тральщиков - искателей мин типа (водоизмещение 510 т), 13 морских тральщиков типа (780 т) и 39 базовых - 22 типа «Акасья» (372 т) американской постройки, 16 типа «Сириус» (440 т) и один типа «Меркюр». Часть бывших тральщиков (с них снято тральное оборудование) используется в качестве патрульных кораблей и вспомогательных судов.

Амфибийные силы флота состоят из двух десантных транспортов-доков и (полное водоизмещение 8500 т; десантовместимость: два танкодесантных катера типа EDIC по 11 лёгких танков или 18 пехотно-десантных катеров типа LCM в каждом; 1500 т груза, 350 - 470 десантников и четыре лёгких вертолёта); семи танкодесантных кораблей (пять типа «Триё» и два типа ); 12 танкодесантных катеров (десять типа EDIC и по одному типа LCT (8) и ) и 14 катеров типа LCM.

Кроме того, в состав флота входят различные вспомогательные суда (танкеры, плавмастерские, плавбазы, океанографические и гидрографические суда) и базовые плавучие средства.

В зарубежной печати сообщалось, что большая часть кораблей ныне действующего флота была построена в 50-60-х годах. Изменения в военной политике Франции, происшедшие после её выхода из военной организации , вызвали стремление французского командования создать собственные сбалансированные ВМС, что потребовало разработки долговременной программы развития ВМС, которая и была принята в 1972 году (сроком на 15 лет).

Согласно этой программе к 1985 году ВМС Франции должны иметь: два авианосца, два крейсера вертолётоносца, около 30 эскадренных миноносцев УРО, не менее 35 фрегатов, шесть атомных ракетных подводных лодок, 20 атомных и дизельных торпедных подводных лодок, 30 сторожевых и ракетных катеров, 35 тральщиков (в том числе тральщики - искатели мин), два десантных транспорта-дока, несколько танкодесантных кораблей и катеров, значительное количество вспомогательных судов современных типов (транспорты снабжения, танкеры, плавмастерские и другие). Кроме того, предусматривается обновить палубную авиацию и иметь около 50 самолётов базовой патрульной авиации большого радиуса действия. Ожидается, что численность личного состава ВМС достигнет 73 тыс. человек.

Многие из находящихся в строю боевых кораблей, как считают военно-морские специалисты, к 1985 году устареют и будут исключены из состава флота. Вместо них в соответствии с упомянутой программой должно быть построено большое количество новых кораблей, часть которых, судя по сообщениям французской печати, уже строится или находится в стадии разработки. Так, на замену выведенному из действующего флота в 1973 году противолодочному авианосцу «Арромаш» планируется к 1980 году построить атомный крейсер-вертолётоносец РН75. Сообщалось также, что командование ВМС Франции намерено иметь в составе флота, помимо фрегатов УРО типа «Авизо», предназначенных для противолодочной борьбы в прибрежной зоне, другую группу кораблей, которые обеспечивали бы ПЛО и ПВО соединения в открытом море. К ним относятся эскадренные миноносцы УРО типа «Турвиль» (их строительство завершается) и типа «Жорж Леги».

Эскадренный миноносец УРО «Жорж Леги» является первым в серии из 24 кораблей, которые планируется построить к 1985 году. Предусматривается 18 из них оснастить преимущественно противолодочным оружием, а шесть - зенитным. Первые три эскадренных миноносца уже строятся в противолодочном варианте. Их стандартное водоизмещение 3800 т, полное 4100 т; наибольшая скорость хода около 30 узлов; дальность плавания 9000 миль при скорости 18 узлов; вооружение: четыре пусковые установки для УР «Экзосет», система ЗУРО «Кроталь», 100-мм артустановка, два 20-мм зенитных автомата, два пятитрубных торпедных аппарата, два многоцелевых вертолёта «Линкс». Корабль будет оснащён боевой информационно-управляющей системой «Зенит». В 1976 году планируется начать строительство первого корабля в варианте ПВО, вооружённого системой ЗУРО , а в 1981 году ввести его в строй. По мере ввода в боевой состав флота эскадренных миноносцев этого типа из него будут исключаться корабли типа «Дюпти Туар».

После завершения строительства подводных лодок типа «Агоста» планируется начать постройку 20 атомных торпедных подводных лодок. Во французской печати сообщалось, что первая лодка заложена в январе 1976 года. Ее водоизмещение около 2500 т, атомная энергетическая установка обеспечит скорость хода в подводном положении до 25 узлов. Ввести её в строй намечено в 1980 году.

Программой развития ВМС предусматривается также строительство 30 быстроходных сторожевых и ракетных катеров (водоизмещение 130 т), которыми заменят малые противолодочные корабли типа «Ле Фуге». Минно-тральные силы флота пополнятся как обычными тральщиками, вооружёнными электромагнитными, акустическими и контактными тралами, так и тральщиками - искателями мин, оснащёнными системой поиска и уничтожения неконтактных мин независимо от установленных в них типов взрывателей.

По данным французской печати, численность личного состава ВМС на начало 1976 года составляла около 70 тыс. человек, в том числе 4500 офицеров и 26 500 унтер-офицеров. Распределение личного состава в ВМС следующее: надводные корабли - 16 000 человек, - 2500, морская авиация 11 500, морская пехота - 500, военно-морские округа - 5000, учебные заведения - 13 000, штабы и службы военно-морских баз - 14 500, испытательные центры и полигоны - 7000 человек.

ВМС Франции комплектуются личным составом, призываемым на срочную службу (12 месяцев) на основе закона о всеобщей воинской повинности, и добровольцами, подписавшими контракт на различные сроки службы. После нескольких недель начальной подготовки в учебных отрядах (Уртэн и Брест) молодые матросы приступают к изучению одной из 50 корабельных специальностей. Подготовка специалистов рядового состава осуществляется в специальных школах и учебных центрах (Брест, Тулон, Шербур). Унтер-офицеры готовятся на курсах. Подготовка высококвалифицированных специалистов производится на курсах усовершенствования. Для повышения квалификации существуют так называемые «ускоренные курсы», а также различного рода стажировки.

В военно-морском училище в Ланвеок-Пульмик (Брест) обучаются будущие кадровые офицеры из числа гражданской молодежи (срок два года). При училище в 1969 году была открыта годичная школа, в которой готовится офицерский состав из унтер-офицеров, имеющих опыт службы на кораблях. Выпускники этих учебных заведений проходят затем годичную стажировку на крейсере-вертолётоносце «Жанна д’Арк» и других кораблях. Высшее военное образование морские офицеры могут получить в Высшей военной школе флота (готовятся специалисты штабов), а некоторые старшие офицеры (капитаны 1 ранга и выше) - в Центре военных исследований.

Основными базами военно-морского флота являются: Брест и Тулон (главные), Шербур и Лориан. Все они имеют достаточные судоремонтные возможности и значительные запасы всех видов снабжения.

Морская авиация располагает шестью авиабазами: Ландивизьо (район Бреста) и Иер для палубной авиации, Ланн-Бигуэ (район Лориан) и Ним-Гарон (в Южной Франции) для базовой патрульной авиации, Сен-Мандрие и Ланвеок-Пульмик для вертолётов.

Как свидетельствуют сообщения иностранной печати, в ходе боевой и оперативной подготовки военно-морские силы отрабатывают стоящие перед ними задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с сухопутными войсками и ВВС. Хотя и вышла из военной организации НАТО, в последние годы, отмечают зарубежные обозреватели, французский флот вновь начал участвовать в военных манёврах этого блока, а также в учениях, проводимых совместно с ВМС отдельных стран НАТО как на Средиземном море, так и в Атлантике. Вполне очевидно, что эти действия являются не чем иным, как материализацией недавнего официального заявления начальника штаба вооружённых сил Франции о «новой форме стратегии», которое оценивается иностранной прессой как «подыгрывание интересам агрессивного блока НАТО».

На протяжении нескольких лет ВМС Франции испытывали большое напряжение, особенно с ростом числа морских театров, где проводятся операции, последний год не стал исключением, приводит статью, опубликованную изданием Vincent Groizeleau.

Фрегат ВМС Франции D 665 Bretagne типа FREMM.


При этом имело место расширение географического присутствия вместе с вводом в строй арктического патрульного корабля L’Astrolabe, что позволило вернуться в Антарктиду впервые за 50 лет.

Подлодки и морская авиация присутствовали на всех фронтах. Так, истребители Dassault Rafale M несмотря на постановку в ремонт атомного авианосца Charles de Gaulle, несколько раз применялись с сухопутных аэродромов на Ближнем Востоке для проведения операций против террористов.

«В боевом составе французского флота насчитывалось 98 надводных кораблей и 10200 моряков, из которых 8874 относятся к членам экипажей. В море одновременно в среднем находилось 33 корабля, то есть, почти треть боевого состава. Силы флота провели в море 104 дня и 131 день отсутствовали в порту (для кораблей морской и океанской зоны). В 2016 года цифры были несколько выше (108 и 135 дней соответственно), что объясняется постановкой в ремонт атомного авианосца, который в 2016 году провел в море 117 дней», – пишет издание.

Самым ходовым кораблем в прошлом году стал фрегат Forbin, который провел в море 158 дней и 198 дней отсутствовал в порту. За ним следуют УДК Mistral (153 и 197 дней) и фрегат ПВО Jean Bart (142 и 187 дней).

Сообщается, что «флот проводил различные операции – от борьбы с терроризмом в Средиземноморье, до перехвата наркотрафика на Антильских островах, Индийском океане и Полинезии; боролся с нелегальной миграцией в Средиземном море, острове Майотт и французской Гвиане, а также боролся с браконьерством в Новой Каледонии и Мозамбиском канале».

В части обновления в 2017 году «ВМС пополнились фрегатом типа FREMM Languedoc, патрульными кораблями типа PLG La Confiance и La Résolue, а также двумя многоцелевыми кораблями Champlain и Bougainville».

Также в прошлом году прошли испытания фрегат типа FREMM Auvergne, арктический патрульный корабль L’Astrolabe и головное судно снабжения La Loire. Эти корабли будут введены в боевой состав уже в 2018 году. «В то же время из боевого состава были выведены фрегат Montcalm, транспортное судно Dumont d’Urville, а также два малых патрульных корабля типа Р400 La Capricieuse и La Gracieuse», – отмечается в публикации.

Арктический патрульный корабль Р800 L’Astrolabe.

Ввод французского атомного авианосца R 91 Charles de Gaulle в сухой док комплекса Les Grands Bassins Vauban арсенала французского судостроительного объединения DCNS в Тулоне для прохождения второго среднего ремонта.

Национальные военно-морские силы Франции являются важной частью французской армии. Если обратиться в историю, долгие годы главным соперником страны выступала Великобритания. В связи с тем, что Англия долгое время являлась неоспоримым лидером в производстве кораблей, французы были вынуждены не отставать и также развивать свой флот. Однако во время II мировой войны Германия захватила Францию и собиралась использовать ее флот. В связи с этим в 1942 году команды самостоятельно затопили 77 боевых кораблей, чтобы их не захватили фашисты.

Современный флот выполняет оборонительные функции со стороны возможных противников и защищает политические и военные интересы своей страны по всему миру.

Структура и дислокация Национальных ВМС Франции

Центральное командование ВМС расположено в Париже, у него в подчинении находятся все военно-морские зоны, находящиеся как на территории Франции, так и за ее пределами:

  1. Атлантический океан (CECLANT) – главный штаб Брест;
  2. Средиземное море (CECMED) – главный штаб Тулон;
  3. Северное море и пролив Ла-Манш (COMAR MANCHE) – главный штаб Шербур;
  4. Антильские острова (COMAR Fort de France) – Северо-восток Южной Америки;
  5. Индийский океан (ALINDIEN) – французский остров Реюньон вблизи Мадагаскара;
  6. Тихий океан (ALPACI) – острова Новая Каледония и Французская Полинезия, принадлежат Франции;
  7. ОАЭ – согласовано базирование французского флота.

Авианосцы

Атомный ударный авианесущий корабль «Шарль де Голль» – флагман французского флота. Он является вторым по размеру авианосцем после российского «Адмирала Кузнецова» (не считая безусловного лидера – США). Вмещает в себя до 40 единиц авиации, среди которых штурмовик Super Etendard, истребители Rafale M и вертолеты SA-365.

Вертолетоносцы класса «Мистраль» представлены 3 кораблями, которые могут вмещать 16 тяжелых вертолетов или 35 легких. Также на борту находятся самонаводящиеся ракеты Simbad, пушку Narwhal и прочее.

Подлодки

Французские подводные лодки представлены 10 кораблями следующих типов:

  • 4 стратегические атомные субмарины «Триумфан», несущие в себе баллистические ракеты M45 (M51.1), крылатые ракеты Exocet SM39, торпеды ECAN L5 Mod.3;
  • 6 многоцелевых субмарин «Рюби», самые маленькие атомные подлодки в мире. Вооружение включает противокорабельные крылатые ракеты Exocet, торпедные аппараты калибром 550 мм и типа L5/F17.

Эсминцы

Эскадренные миноносцы типа «Жорж Леги» F70 – из построенных 7 кораблей на данный момент осталось 4. На борту находится 2 вертолета Westland Lynx, крылатые противокорабельные ракеты «Экзосет» и торпедные аппараты 550-мм.

Линкоры

После окончания Второй мировой войны не было произведено ни одного нового линкора. Это связано с тем, что его производство слишком дорого обходится. В то же время, развитие ракетного вооружения и реактивных самолетов делают его слишком уязвимым.

Фрегаты

Фрегаты занимают самую большую долю среди всего военно-морского флота. Среди них выделяют следующие типы:

  • Противовоздушный F70 AA – 2 корабля, вооружение включает 1 вертолет Westland Lynx или AS565, торпеды KD 59E и L5 mod 4. Списание судов планируется в 2018 году.
  • Противовоздушный «Горизонт» – 2 корабля, вооружение включает 1 вертолет Merlin EH101 HAS, ПКР ММ40 Exocet, ПКР Teseo Mk 3 и другие орудия. Ввиду их размеров эти корабли также часто относят к эсминцам.
  • FREMM – 3 из запланированных 8 фрегатов уже находятся в строю вооружение включает ракеты Exocet, Silver A43 (A70), торпеды MU90 и один вертолет NH90.
  • Легкие фрегаты типа «Лафайет» (5 кораблей) с управляемым ракетным вооружением Exocet и вертолетом NH90 или Panther.

Катера

Патрульные и десантные катера ведут свою службу вдоль всего побережья Франции – со стороны Атлантического океана, Средиземного и Северного морей. Общее количество кораблей составляет более 20 единиц. Основная часть из них имеет на борту ракеты Exocet, а также торпеды типа L3 или L5/

В XVII веке испытывал постепенный упадок, и уступал британскому флоту, хотя продолжал борьбу за господство на море . Все больше прибегал к набеговой тактике и приватирству . Тогда наряду с адмиралами выдвинулись такие корсары , как Дюге-Труэн .

Ядерные силы

Командная структура

Главное командование ВМС Франции , Париж

  • Командование Атлантической зоны , Брест

  • Командование зоны Ла-Манш и Северного моря , Шербур

  • Командование Тихоокеанской зоны



  • Командование зоны Индийского океана

Организация

  • Надводные силы
  • Подводные силы
  • Силы морских фузилеров и морских диверсантов-десантников

Пункты базирования

ВМБ на острове Реюньон

Боевой состав

Бортовой номер

Наименование

В составе флота

Состояние

Примечания

Авианосцы

Флагман флота

Фрегаты

Противолодочный фрегат типа F67

La Motte-Picquet

Latouche-Tréville

Корвет типа A69

Lieutenant de vaisseau Le Hénaff

Корвет типа A69

Lieutenant de vaisseau Lavallée

Корвет типа A69

Commandant l’Herminier

Корвет типа A69

Premier maître l’Her

Корвет типа A69

Commandant Blaison

Корвет типа A69

Enseigne de vaisseau Jacoubet

Корвет типа A69

Commandant Ducuing

Корвет типа A69

Commandant Birot

Корвет типа A69

Commandant Bouan

Сторожевые корабли

Сторожевые корабли типа Albatros

Сторожевые корабли типа Lapérouse

Сторожевые корабли типа OPV 54

Сторожевые корабли типа OPV 54

Разоружен

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа Espadon 50

Сторожевые корабли типа Athos

Сторожевые корабли типа Athos

Десантные корабли

Десантные корабли типа Foudre

Десантные корабли типа Foudre

Подводные лодки

В 1980 году французское правительство приняло решение о строительстве двух новых атомных авианосцев, но построен был только « Шарль де Голль». Он имеет оригинальный силуэт а его «остров» создан по технологии «стэлс». Постройка этого боевого корабля, по различным источникам, обошлась от 3 до 10 миллиардов долларов, что, естественно и приостановило дальнейшие планы на строительство еще одного. Поэтому это пока единственный атомный авианосец и полное его название CVN « Charles de Gaulle», который находится на вооружении ВМС Франции. Он был построен на военно-морской верфи «Brest» в городе Brittany, а первое его название было «Ришелье», но с изменением руководства страны, название флагмана тоже поменялось.

Боевой корабль вступил в строй в сентябре 2000 года. После спуска на воду новый корабльсразу претерпел изменения: полетная палуба была увеличена на четыре метра для обеспечения более безопасных полетов.

В 2001 году самый большой авианосец ВМС Франции принимал активное участие в учениях в Средиземном море с другими боевыми кораблями французского флота.

После их окончания в декабре 2001 года он отправился в район Персидского залива, где участвовал в операции «

Несокрушимая свобода». Только в июле 2002 года боевой корабль вернулся в порт приписки Тулон.

В сентябре 2007 года атомный авианосец « Charles de Gaulle» снова стал на ремонт, который включал в себя обслуживание энергетической установки и установку новейшей системы управления на основе спутниковой связи.

На авианосцемогут одновременно находиться до 40 самолетов типа «Rafale M», дальность полета которых до 3940 километров или « Super Etendard» - с дальностью полета до 1682 километра, а также трех самолетов дальней разведки типа «Hawkege».

В ангаре надводного корабляесть место для 23 самолетов и двух вертолетов, остальные можно разместить на палубе.

самолет типа «Rafale M»


самолет дальней разведки «Hawkege»


вертолет «Panther»


вертолет «Dauphin»


Взлетно-посадочная полоса расположена под углом 8,5 градусов относительно судна - это позволяет создать необходимую подъемную силу при взлете.

Самолет взлетает за счет двух паровых катапульт типа «С-13» с интервалом запуска один самолет в минуту. При посадке летчику помогает корректировочная лазерная система типа « Dallas». На атомном авианосце установлено две системы стабилизации, контролируемые компьютером. Маятник на рельсовом ходу весом 22000 тонн и по два на борт плавниковых стабилизатора. Эти устройства позволяют снизить влияние неблагоприятных погодных условий, а также совершить успешную посадку самолетов с волнением моря до 6 баллов.

К артиллерийскому вооружению на боевом корабле относится восемь установок типа « Nexter» с калибром 20 мм, дальностью до 8 километров и скорострельностью 720 выстрелов в минуту. Противовоздушную оборону авианосцуобеспечивают зенитно-ракетный комплекс « Eurosam» с ракетами типа «Aster» и дальностью действия до 30 километров. Таких пусковых установок на борту восемь по две на каждой стороне морского судна.

Для отслеживания местоположение всех воздушных суден в радиусе до 70 километров, на авианосце имеется новейшая система радиолокации, отображающая цели на дисплей в трехмерном изображении. К радиоэлектронной защите боевого корабляотносятся десять пушек предназначенные для запуска так называемых ракет-ловушек, излучающие различного рода помехи и способные отвлечь ракеты противника уже на расстоянии до 3 километров. Кроме этого корпорация « Euroslat» разработала для авианосца новейшую противоторпедную систему, монтаж которой планируется в 2009 году. На борту действует единая для всех судов и кораблей Франции система распознавания, разработанная фирмой « Sytex», которая обеспечивает обмен необходимыми данными о судах в море.

авианосец ВМС Франции «Charles de Gaulle» с фрегатом «La Fayett



морские маневры французских и американских кораблей


авианосцы «Enterprise» и « Charles de Gaulle»


авианосец «Charles de Gaulle» впорту



Руководство ВМС Франции планирует к 2015 году спустить на воду еще один авианосец, но этот класс кораблей будет в корне отличаться от его предшественника, который на то время будет поставлен на обслуживание.


Технические характеристики авианосца CVN «Charles de Gaulle»:
Длина - 261,5 м;
Ширина - 64 м;
Осадка - 8,5 м;
Водоизмещение - 40600 тонн;
Энергетическая установка- два ядерных реактора с турбинами типа «Rolls Royce »;
Мощность - 76160 л. с.;
Скорость - 27 узлов;
Экипаж - 1150 человек;
Авиация:
Самолетов типа «Rafale M» или «Super Etendard» - до 40;
Вертолетов типа «Panther» и «Dauphin» - по 2;
Летный и технический состав - 550 человек;


французский фрегат «Courbet»

Искусство быть незаметным во все времена было важнейшим условием успешных боевых действий. Самые эффективные удары всегда наносились внезапно. Когда появился радар, возникла необходимость сделать невидимой для него военную технику. Наиболее передовой в этой области считается технология «стелс»(англ. «stealthy» - незаметный, тайный»).

Технология малой заметностивовсе не изобретение двадцать первого века. Она была известна давно и применялась в военном деле в разные истории эпохи. В конце XIX века в армии начали вводить защитную форму цвета хаки.

Сама технология «стелс»на свет появилась незаметно, как и положено настоящей технологии невидимости. Если технике придать определенную форму, то она станет невидимой для радаров. Это открыло новое направление в гонке вооружений и военных технологий. Технология «стелс»имеет различные направления. Все зависит от того, какой путь выбрать. Незаметность обеспечивается применением определенных материалов, покрытий, которыми можно напылять корпус какой-либо техники. А также за счет новых физических принципов - генератора, который создает вокруг себя облако плазмы и делает практически «невидимым» объект в который помещен. Радиолокационную заметность удалось снизить в 100 раз. А пока технология «стелс»стремительно распространяется на все виды военной техники.

корабль выполненный по технологии «стелс»


В последние годы проектирование боевых кораблей ведущих стран ведется только с использованием технологии «стелс». При их постройке применяют многослойный пластик, углеродистые волокна, другие композиты, способные не только поглощать излучения радиолокаторов, но и делать морское судно малозаметным для магнитного инфракрасного обнаружения. Интересно, что первыми строить корабли-невидимки начали не в США, а во Франции.

Новейшие боевые фрегаты типа «La Fayette» будто сошли со страниц фантастической книги. Уже пять единиц боевых кораблей с пониженной радиолокационной заметностью состоят на вооружении ВМС Франции. Первый корабль в серии был спущен на воду в 1988 году «La Fayette» (F710), затем последовали фрегаты «Surcoef» (F711), «Courbet» (F712), «Aconit» (F713), и завершил серию в 2002 году фрегат «Guepratte» (F714).

новейшие боевые фрегаты класса «La Fayette»

фрегат «La Fayette»

фрегат «Courbet»

борт фрегата «Aconit»


вертолет на борту фрегата

под палубой боевого корабля

пуск ракеты

фрегат «La Fayette» и а вианосец «Independance»

фрегат «Surcouf»

Обозначение проекта

«Рюби»

Rubis class

Скорость (надводная)

15 узлов

Скорость (подводная)

25 узлов

Рабочая глубина погружения

45 суток, возможно увеличение до 60 суток

Экипаж

57 человек, в том числе 9 офицеров. 2 смены.

Ширина корпуса наиб.

Средняя осадка (по КВЛ)

Силовая установка

Входит в

Участие в

Морские коммандос являются силами специальных операций ВМС Франции. В составе подразделения около 500 бойцов, большая часть которых расквартирована на северо-западе Франции (Бретань). Учебные центры коммандос расположены по всей стране. Известны под прозвищем Verts («зеленые береты»). Их тренировки являются одними из самых жестких в мире. Они работают под руководством специального морского командования и COS.

История
Морские коммандос были сформированы во время Второй мировой войны в Великобритании по образцу британских коммандос. Принимали участие в высадке в Нормандии.
Франция имеет большие традиции пловцов-коммандос. Жак-Ив Кусто был морским офицером во время Второй мировой войны и приложил значительные усилия для создания подразделений аквалангистов Франции. Дальнейшее развитие боевые пловцы получили в годы Вьетнамской войны.
С 1950 г. коммандос ВМФ Франции базировались на корабле «Ле Малин» и были особо элитным подразделением.
Французские подразделения разведки вместе с боевыми пловцами собрались в центре парашютных операций.
Военно-морские коммандос по традиции носят зеленый берет со значком слева. Они продолжают соблюдать принцип исключительного обучения без компромиссов, работая на тренировках с полной отдачей.

Организация
Коммандос сведены в 6 подразделений, каждое из которых носит имя офицера, командовавшего им в свое время или погибшего в бою:
- Хуберт (борьба с водолазами противника, контртерроризм);
- Жауберт (нападение на море, вытеснение, ближний бой в море);
- Трепель (нападение на море, вытеснение);
- Пенфеньо (разведка, разведывательные операции);
- де Монфор (глубинная разведка и огневая поддержка);
- Кифье (кинологическое подразделение).
Отдельное подразделение специализируется на морской борьбе с терроризмом. Состоит из 30 человек, разделенных на две группы по 15 человек. Это подразделение было основано в 1994 г. Именно его бойцам приписывают арест Момчило Краишника в апреле 2000 года. В составе отрядов аквалангистов и других французских подразделений боевых пловцов есть два типа аквалангистов:
СВС — «специалисты по освобождению» — пловцы, обученные разрушению сооружений и мостов, обеспечению и поддержке действий других подразделений;
NIO — «Пловцы для наступательных действий» — подготовлены для действий в реках и устьях рек, обучены подрыву сооружений и мостов в глубине вражеской территории.


Известные операции

1982—1984 года — Ливан.

10 июля 1985 года— потопление судна Rainbow Warrior в Окленде, Новая Зеландия, с применением магнитных мин.
1987 год— действия в зоне Персидского залива. 5 мая 1988 г. — освобождение заложников в Новой Каледонии.

1991 год— обеспечение эмбарго в Персидском заливе.

Декабрь 1992—1993 г. — Сомали, операция «Возрождение надежды».

1994 год — Руанда, эвакуация иностранных граждан, оказавшихся в зоне гражданской войны.

Март 1997—2000 г. — миссия «Альба» в Албании.

1999 год— операция «Союзная сила» в Югославии.

Июль 2001 г. — обеспечение безопасности на встрече «большой восьмерки» в Генуе, Италия.

Октябрь 2008 г. — Афганистан, операция «Несокрушимая свобода».

Сентябрь 2008 г. — французские морские коммандос освободили двух заложников сомалийских пиратов у берегов Сомали. Погиб один боевик, захватили шестерых.


Отбор и подготовка
Все новобранцы должны быть военнослужащими морской пехоты, прослужившими не менее 9 месяцев. Они должны пройти специальный курс базовой подготовки, считающийся одним из самых сложных в войсках НАТО.
Диверсионная подготовка для морского спецназа проходит в школе «Фюзийер Марин» в Лорьяне. После прохождения курса и успешной сдачи экзаменов новобранцы получают право носить зеленый берет и знак коммандос.
Продолжительность курса 20 недель. Он включает в себя неделю тестирования, 6 недель подготовительного обучения, 4 недели оценки. Фактическая подготовка коммандос длится 7 недель, и 2 недели занимает десантная подготовка. В течение этого периода любая ошибка может мгновенно дисквалифицировать кандидата.
Конечной целью этой подготовки является выявление лиц с достаточным физическим, интеллектуальным и психологическим потенциалом, необходимым для работы в морских коммандос.
Коммандос в подготовке находятся постоянно под напряжением и давлением со стороны инструкторов, не оставляющим времени на передышку. Курсанты постоянно совершают марш-броски на несколько десятков километров с оружием и снаряжением. Марш-броски и преодоление штурмовой полосы сопровождаются стрельбами и обучением специальным дисциплинам, таким как спуск по веревкам и скалолазание, перемещение на лодках, использование взрывчатых веществ и приемов рукопашного боя. Инструктора, как правило, бывшие коммандос. На сон отводится два часа в сутки, подъем проводится взрывом гранаты.


Спецподразделения Франции:
Командование специальных операций COS
Бригада армейского спецназа
I-й парашютно-десантный полк морской пехоты
11-я парашютная бригада специального назначения
Спецназ жандармерии
Группа вмешательства GIGN

Знаки различия ВМС

Адмиралы и офицеры

Сержанты и матросы