Внешнеторговый оборот формула. Бреттон-Вудская денежная система

В каналы внешней торговли ежегодно поступает 1/5 часть всей произведенной в мире продукции, и эта доля постоянно возрастает, особенно в условиях международной интеграции. Объем международной торговли (мировой товарооборот) - сумма только объемов экспорта всех государств, обычно выражается в долларах США (табл.2).

Таблица 2

Объем мирового товарооборота (в млрд. Долл.)

Международная торговля - сфера международных товарно-денежных отношений; совокупность внешней торговли всех стран мира. При этом внешняя торговля отдельных государств, регионов выступает составным элементом международной торговли. Хотя мировой рынок и международная торговля вторичны, производны от международного разделения труда, они, однако, не являются пассивным отражением последнего, а оказывают на него (и соответственно на развитие мировой и национальных экономик) активное обратное воздействие.

Внешнюю и международную торговлю характеризуют три важных характеристики: общий объем (товарооборот), товарная структура и географическая структура.

Внешнеторговый оборот - сумма стоимости экспорта и импорта той или иной страны (табл.3). При этом различают стоимостный и физический объемы внешней торговли.

Стоимостной объем экспорта (импорта) - объем экспорта (импорта), исчисляемый как объем за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов.

Физический объем внешней торговли - объем внешней торговли, исчисляемый в постоянных ценах и позволяющий определять ее реальную динамику.

Таблица 3

Внешнеторговый оборот некоторых стран мира в 2000 г. (млрд. Долл.)

Страна

Экспорт

Импорт

Внешнеторговый оборот

Великобритания

Германия

Южная Корея

Малайзия

Нидерланды

Саудовская Аравия

Сингапур

Исходя из того, что в 2000 г. мировой товарооборот составил 6186,0 млрд. долл., а мировой экспорт услуг - 1435,0 млрд. долл., определяется доля каждой из 20-ти стран-лидеров в мировой торговле.

Тенденция к улучшению положения наблюдается с 1999 г., когда прирост экспорта составил 1%. При этом продолжалось сокращение импорта, вызванное его удорожанием в связи с девальвацией российской валюты. В 2000 г. положительные тенденции увеличения внешнеторгового оборота на основе роста как экспорта (139,5%), так и импорта (113,4%) продолжились. Улучшение ситуации на мировых рынках, связанное с улучшением конъюнктуры, позволило более полно реализовать конкурентные преимущества российских экспортеров, а наметившееся укрепление рубля привело к росту импорта, который продолжился и в 2001 г.

Мировая торговля

Мировую торговлю характеризуют три важные характеристики:

· общий объем (внешнеторговый оборот);

· товарная структура;

· географическая структура.

Внешнеторговый оборот – сумма стоимости экспорта и импорта той или иной страны.

Различают стоимостный объем внешней торговли и физический объем внешней торговли.

Стоимостный объем исчисляется за определенный период времени в текущих ценах с использованием действующих курсов.

Физический объем внешней торговли рассчитывается в постоянных ценах и, следовательно, позволяет производить необходимые сопоставления, определять ее реальную динамику.

За время своего развития мировая торговля прошла несколько этапов.

1. XVIII – XIX вв. Мировая торговля достигла значительных масштабов и приобрела характер устойчивых международных товарно-денежных отношений. Мощным импульсом этого процесса послужило создание в ряде промышленно развитых стран (Англии, Голландии и др.) крупного машинного производства, ориентированного на масштабный и регулярный импорт сырья из экономически менее развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки, и экспорт в эти страны промышленных товаров, преимущественно потребительского назначения.

2. Первая половина XX в. Мировая торговля пережила ряд глубоких кризисов. Первый из них был связан с мировой войной 1914-1918 гг., он привел к длительному и глубокому нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. В послевоенный период международная торговля столкнулась с новыми трудностями – распадом колониальной системы. Однако все эти кризисы были преодолены.

В целом характерной чертой послевоенного периода явилось заметное ускорение темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю предыдущую историю человеческого общества. Причем темпы роста мировой торговли превысили темпы роста мирового ВВП.

3. Вторая половина ХХ в. Международный обмен приобрел «взрывной характер», мировая торговля стала развиваться чрезвычайно высокими темпами:

· в период с 1950 по 1994 г. мировой торговый оборот вырос в 14 раз;

· период между 1950 и 1970 г. можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. Так, среднегодовой темп роста мирового экспорта составил в 50-х гг. 6%, в 60-х гг. – 8,2%;

· в период с 1970 по 1991 г. физический объем мирового экспорта (т.е. рассчитанный в неизменных ценах) возрос в 2,5 раза, среднегодовой темп роста – 9%, в 1991-1995 гг. этот показатель был равен 6,2%.

Соответственно возрос и объем мировой торговли. Так, в 1965 г. он составил $172,0 млрд., в 1970 г. - $193,4 млрд., в 1975 г. - $816,5 млрд., в 1980 г. - $1,9 трлн., в 1990 г. - $3,3 трлн. и в 1995 г. – свыше $5 трлн.


Именно в этот период был достигнут ежегодный 7% рост мирового экспорта. Однако уже в 70-е гг. он снизился до 5%, еще больше сократившись в 80-е гг. В конце 80-х гг. В конце 80-х гг. мировой экспорт продемонстрировал заметное оживление (до 8,5% в 1988 г.). После явного спада в начале 90-х гг., в середине этого периода он вновь показал высокие устойчивые темпы.

На стабильный, устойчивый рост международной торговли оказал влияние ряд факторов:

· развитие международного разделения труда – интернационализация производства;

· НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики и ускоряющая реконструирование старых;

· активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;

· регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ);

· либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин – образование свободных экономических зон;

· развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;

· получение политической независимости бывших колониальных государств. Выделение из числа «новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.

Со второй половины ХХ в. стала очень заметна неравномерность динамики внешней торговли. Это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. Доминирующее положение США было поколеблено. Например, экспорт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его.

Помимо Германии быстрыми темпами рос экспорт и других западноевропейских стран.

В 80-е гг. значительный рывок в сфере международной торговли сделала Япония. К концу этого периода она стала выбиваться в лидеры по факторам конкурентоспособности.

Тогда же наряду с Японией вырвались вперед «новые индустриальные страны» Азии – Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х гг. США вновь заняли лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. За ними вплотную шли Сингапур, Гонконг, а также Япония, которая ранее на протяжении 6 лет занимала первое место.

Пока развивающиеся страны в основном остаются поставщиками сырья, продовольствия и сравнительно простых изделий готовой продукции на мировой рынок. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли другими товарами.

Такое отставание обуславливается выработкой заменителей сырья, более экономичным его использованием, углублением переработки.

Промышленно развитые страны практически полностью захватили рынок наукоемкой продукции.

Вместе с тем отдельные развивающиеся страны, прежде всего «новые индустриальные страны», сумели добиться существенных сдвигов в реструктуризации своего экспорта, повышения в нем доли готовой продукции, промышленных изделий, в том числе машин и оборудования. Так, доля промышленного экспорта развивающихся стран в общем мировом объеме в начале 90-х гг. составила 16,3%.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: "Внешнеэкономическая деятельность"

Тема: "Внешнеторговый оборот РФ - структура, характерные черты"


Список литературы


1. Внешнеторговый оборот России: основные методологические аспекты

Внешнеторговый оборот - это общая величина экспорта и импорта, это сумма стоимостей экспорта и импорта страны или группы стран за определенный период: месяц, квартал, год.

Статистика внешнеторгового оборота характеризует объем экспорта и импорта товаров, их динамику, географическое распределение, товарный состав, участие в мировой торговле, а также ее значение в экономике страны.

Товары, подлежащие таможенной обработке, в мировой статистической практике относятся к категории видимых товаров. Статистика внешнеторгового оборота "видимыми товарами" является составной частью статистики внешнеэкономических связей, которая помимо учета экспорта и импорта указанных выше товаров осуществляет учет и других операций, например, внешнюю торговлю услугами.

Под экспортом понимается вывоз товаров из страны отечественного производства, а также реэкспортные товары.

К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров.

Операции, которые не относятся к переработке :

операции, необходимые для обеспечения сохранности товара во время его хранения или транспортировки;

операции по предпродажной подготовке товара и по его подготовке к транспортировке, т.е. дробление партии, формирование отправок, сортировка и переупаковка;

простые сборочные операции;

смешивание товаров (компонентов), произведенных другими предприятиями, при условии, что характеристика полученного продукта существенно не отличается от характеристик входящих в него товаров (компонентов).

Под импортом понимается ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления в хозяйстве страны, для реэкспорта и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей, для потребления на месте.

В экспорт (импорт) включаются товары, вывоз (ввоз) которых уменьшает или увеличивает материальные ресурсы страны, в том числе :

немонетарное золото и серебро, которое не выступает в качестве платежного средства;

товары, поставляемые в счет взносов в Фонд технической помощи ООН, в качестве даров, безвозмездной помощи и т.п.;

товары военного назначения;

электрическая энергия, вода, поставки товаров по трубопроводам (нефть, газ);

бункерное топливо, горючее, продовольствие и материалы, проданные для иностранных судов, самолетов и грузовых автомобилей и соответственно купленные для отечественных судов, самолетов и грузовых автомобилей за границей;

реэкспортные товары с завозом в страну;

улов рыбы и других морских продуктов, проданных (купленных в нейтральных и иностранных водах (на условиях концессии-договора, заключенного государством на эксплуатацию промышленных предприятий, земельных угодий и т.п.);

ценные бумаги, банкноты и монеты, не находящиеся в обращении (учитываются по их коммерческой стоимости);

товары, вывезенные (ввезенные) с целью их переработки;

товары, купленные по контрактам организаций данной страны, осуществляющих экспортно-импортные операции, для потребления организациями за границей и, соответственно, товары, проданные по контрактам для потребления иностранными организациями в стране;

Не включаются в экспорт (импорт):

монетарное золото;

ценные бумаги, банкноты и монеты, находящиеся в обращении;

транзит иностранных товаров через территорию страны;

реэкспортные товары без завоза в страну;

товары, вывозимые и соответственно ввозимые временно, временный вывоз и ввоз животных для участия на скачках, бегах и т.д.;

улов рыбы и других морских продуктов, который был произведен в нейтральных и иностранных водах (на условиях концессий);

личный багаж пассажиров, предметы (служебные и личные), предназначенные для посольств, дипломатических миссий, консульств, торгпредств и других организаций за границей;

транспортные средства и оборудование, отправляемые для ремонта и возвращаемые после ремонта;

товары, изготовленные для экспорта, но проданные отечественным организациям на имеющиеся у них собственные валютные средства;

услуги материального и нематериального характера;

товары, продаваемые (покупаемые) внутри страны совместными предприятиями и организациями;

Учет экспорта и импорта товаров при водных, железнодорожных, автомобильных, воздушных перевозках ведется:

по экспорту - по дате разрешения на выпуск через границу, проставленной на штемпеле грузовой таможенной декларации территориальной таможней;

по импорту - по дате разрешения таможни на грузовой таможенной декларации на выпуск груза для внутреннего потребления;

датой экспорта или импорта товаров, поставляемых трубопроводным транспортом, а также электроэнергии принимается дата приемо-сдаточного акта, составленного на пограничных или иных контрольно-распределительных пунктах трубопровода или электропровода;

товары, приобретенные за границей и сданные своим организациям для потребления на месте, засчитываются в импорт по моменту перехода права собственности, оформленного приемо-сдаточным актом;

товары, отправленные и полученные на консигнацию, а также на арендованные склады, ярмарки, выставки и в демонстрационные залы, засчитываются в экспорт или импорт после их продажи или закупки;

при отправках товаров по почте - по дате почтовой квитанции.

Оценка товаров производится по ценам контрактов с последующим уточнением по фактическим ценам. Стоимость товаров, продаваемых через комиссионеров (брокеров), приводится с уменьшением на сумму брокерской комиссии.

Учет экспорта и импорта товаров производится:

экспортируемых - по ценам ФОБ или франко-граница страны экспортера;

импортируемых - по ценам СИФ или франко-граница страны импортера.

ФОБ (свободно на борту) - условие продажи товара, согласно которому в цену товара включается его стоимость и расходы по доставке и погрузке товара на борт судна.

СИФ (стоимость, страхование, фрахт) - условие продажи товара, согласно которому в цену товара включается его стоимость и расходы по страхованию и транспортировке товара (до границы страны импортера).

Поставка товаров может осуществляться без оплаты. В подобных случаях оценка экспорта (импорта) товаров осуществляется по ценам товаров на рынках соответствующих стран или по ценам на одноименные товары, по которым осуществляются экспортно-импортные операции на коммерческой основе. В целях совершенствования статистического учета результатов внешнеэкономической деятельности и повышения степени его достоверности, обеспечения сопоставимости соответствующих статистических показателей на международном уровне и обеспечения информационных обязательств перед международными организациями учет экспортно-импортных операций и составление статистической отчетности по внешнеэкономическим связям рекомендуется осуществлять с 1 января 1992 г. в долларах США.

Для целей международной сопоставимости рекомендуется максимально широко, наряду со специфической единицей измерения, использовать весовые единицы измерения. Это дает возможность при существенных различиях в единицах измерения, используемых в различных странах по одним и тем же товарам, получать единообразную количественную информацию.

Товары, для измерения количества которых принимаются меры веса, учитываются по весу нетто.

В качестве классификатора товаров, обращающихся во внешней торговле, применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности построена на базе шестизначной Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и восьмизначной комбинированной номенклатуры Европейского Экономического Сообщества (КН ЕС), являющейся детализированной номенклатурой ГС для стран ЕС.

К операциям, учитываемым отдельно, относится внешнеэкономическая деятельность по экспорту и импорту услуг, как материального, так и нематериального характера, включая услуги по разработке технической документации и другие инженерно-технические работы (услуги), относящиеся к комплектному оборудованию и строительной продукции.

В соответствии с постановлением Правительства РФ сбор, разработку и публикацию данных по внешней торговле осуществляет, как и во многих странах мира, Государственный таможенный комитет России на основе сведений, содержащихся в грузовых таможенных декларациях (ГТД).

Грузовые таможенные декларации представляются всеми участниками внешнеэкономических связей, имеются некоторые исключения для физических лиц, которые сводятся к следующему: не составляются грузовые таможенные декларации на ввозимые физическими лицами товары стоимостью до 10 тыс. долларов и весом до 200 кг, но при этом товары стоимостью до 1 тыс. долларов и весом до 50 кг считаются личным имуществом, а остальная часть товарного массива в пределах указанной нормы считается ввезенной (вывезенной) для некоммерческих целей с заполнением на нее таможенного приходного ордера и уплатой таможенной пошлины. Но этот товарный массив ГТК не включает в данные по внешней торговле.

2. Динамика и структура внешнеторгового оборота РФ. Особенности современного развития внешней торговли России

За последние десятилетия стали заметными различия в темпах роста и направлениях внешнеторговой деятельности России. Подобные тенденции привели к существенным сдвигам как в географической, так и в товарной структуре внешнеторгового оборота России.

На протяжении 90-х гг. Российская Федерация неизменно сводила свой внешнеторговый баланс с положительным сальдо. Это относится и к балансу экспортно-импортных операций России со странами дальнего зарубежья. В середине текущего десятилетия импорт из стран ближнего зарубежья несколько превышал поставки туда российских товаров.

Неплохими с 1993 г. были и темпы роста объемов внешнеторгового оборота Российской Федерации, особенно в середине 90-х гг., когда они увеличивались за год соответственно на 1/6 и 1/5.

В целом динамика и географическая структура внешней торговли России в 90-е гг. выглядит следующим образом (табл.1) .


Таблица 1. Динамика и географическая структура внешней торговли РФ

США товарооборот всего, млрд. долл.:

Рост к предыдущему году,%

Страны дальнего зарубежья Товарооборот, млрд. долл.

В том числе: Экспорт

Рост к предыдущему году,%

Дальнее зарубежье

Ближнее зарубежье

Рост к предыдущему году,%

Дальнее зарубежье

Ближнее зарубежье


Расширение сотрудничества со странами СНГ является одним из приоритетных направлений внешнеторговых и внешнеэкономических связей России, которые установлены на трех уровнях. На долю стран СНГ приходится около 1/4 всего объема внешнеторгового оборота России.

В последние годы более ¾ общей стоимости экспорта РФ (с учетом торговли со странами-членами СНГ) приходится на сырьевые товары. Так, в 2003 г. в совокупном экспорте России доля товаров группы "Минеральные продукты", т.е. в основном топливно-энергетические товары, составила 56,5%; на черные и цветные металлы приходилось 11,4%; на древесину и целлюлозно-бумажные изделия - 3,3%, а на машины, оборудование и транспортные средства - 8,9%; на химические и другие товары - 19,9%.

Драматические структурные изменения, произошедшие в российской экономике за годы перестройки, отразились на структуре внешней торговле страны. Доля машиностроительной продукции во внутреннем машиностроительном производстве сократились с 30 до 17%, легкой промышленности - с 12 до 2%, тогда как доля продукции топливно-энергетического комплекса возросла с 11 до 33%.

В связи с этими процессами в товарной структуре экспорта страны доля сырья и полуфабрикатов увеличилась с 84% в 1992 г. до почти 90% в 1999 г., а доля готовых изделий сократилась с 16 до 10%, что было обусловлено, прежде всего, неконкурентоспособностью большинства видов готовых изделий, предлагаемых на экспорт, а также тяжелым финансовым положением российских предприятий.

Существенные изменения произошли в объемах поставок и структуре экспорта такой важной товарной группы, как машины, оборудование и транспортные средства. В 70-е годы доля этой продукции в структуре экспорта Советского Союза превышала 20%, хотя и тогда этот показатель не соответствовал структуре внутреннего производства и был существенно ниже общемирового уровня (около 30%).

Российский экспорт машин, оборудования и транспортных средств в 2003 г. составил 11917,5 млн. долл., что было больше на 18,5% уровня 2002 г.

Положение с экспортом отечественного комплектного оборудования и проектно-монтажных услуг в последние годы не совсем благоприятно. Объем российского экспорта комплектного оборудования в настоящее время не превышает 1 млрд. долл., что составляет менее 20% объемов технического содействия СССР в 80-е годы. Основными причинами такого положения является фактический уход России с рынков комплектного оборудования стран Восточной Европы - бывших партнеров по СЭВ, а также с рынков большинства развивающихся стран, что, в свою очередь, обусловлено резким сокращением объемов государственного финансирования этой формы сотрудничества.

В российском экспорте, как и ранее, доминируют энергоносители: нефть, нефтепродукты, природный газ, каменный уголь. Они являются определяющей позицией в товарной группе "Минеральные продукты". В 2003 г. было экспортировано (включая поставки в страны-члены СНГ) 62,1 млн. тонн каменного угля, 223,5 млн. тонн сырой нефти, 20,9 млрд кВт-час электроэнергии, 189,3 млрд. куб. м природного газа и т.д.

Объемы поставок энергоносителей на внешний рынок становятся столь значительными, что это начинает негативно сказываться на нормальном обеспечении данной продукцией внутренних потребностей страны, поскольку увеличение объемов экспорта энергоносителей происходит на фоне прогрессирующего сокращения их добычи.

В общем объеме экспорта на долю топливно-энергетических ресурсов приходилось 56,5%. Только за счет роста средних контрактных цен на энергоносители, валютные поступления от экспорта минерального топлива увеличились более, чем на 10 млрд. долларов. Подробнее динамика экспорта показана в таблице 2 .


Таблица 2. Динамика экспорта в 2002-2003 гг.

Наименование продукции


Сырая нефть , млн т

Дальнее зарубежье

Нефтепродукты , млн. т

Дальнее зарубежье

Природный газ, млрд куб. м

Дальнее зарубежье

Каменный уголь , млн. т

Дальнее зарубежье

Электроэнергия , млрд кВт-ч

Дальнее зарубежье

Примечание: I - количество, II - цена, долл. за тонну, III - доля в общем объеме экспорта

Важной статьей российского экспорта является также продукция черной и цветной металлургии. Снижение платежеспособного спроса переживающей кризис российской промышленности обусловил рост экспорта металлургической продукции. Так, во второй половине 90-х годов было экспортировано около 60% произведенного проката черных металлов, 70% рафинированной меди, 80% никеля и алюминия. Россия вышла на второе место в мире (после Японии) по экспорту продукции черной металлургии.

В последние годы заметное место в российском экспорте стали занимать драгоценные металлы, а также необработанные алмазы, основным покупателем которых является фирма "Де Бирс".

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия являются традиционными видами товаров российского экспорта, однако доля этой товарной группы в структуре экспорта невелика - в 2003 г. она составила немногим более 3%. Повышение экономической эффективности экспорта данной группы товаров может быть достигнуто путем увеличения доли поставок изделий более глубокой переработки.

По определенным товарным позициям российские поставки во многом определяют состояние международного торгового обмена. Так Россия занимает первое место в мире по экспорту природного газа, платины, необработанных алмазов, никеля, азотных удобрений и алюминия; второе место - по поставкам обычных вооружений; третье-четвертое место в мировом экспорте нефти и нефтепродуктов, электроэнергии, проката черных металлов и калийных удобрений.

Импортные поставки традиционно играют значительную роль в решении многих жизненно важных задач социально-экономического развития страны и обеспечения как производственной сферы, так и населения теми видами продукции, которые внутри страны не производятся или производятся в недостаточных объемах. Проблемы индустриализации страны в годы первых пятилеток, реконструкция народного хозяйства в послевоенные годы, исправление неблагоприятного баланса продовольственных товаров в неурожайные годы и многие другие не менее значимые задачи общенационального масштаба решались в большой степени с помощью импорта.

Наиболее масштабной позицией российского импорта является "Машины, оборудование и транспортные средства".

В структуре импорта существенна доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства, что вызвано, кроме других причин, резким сокращением национального производства сельскохозяйственной продукции. Россия в настоящее время импортирует более 40% от общего объема внутреннего потребления продовольствия, а в продовольственном балансе Москвы и Санкт-Петербурга доля импорта составляет более 70%. Насколько это явление негативно, можно видеть из следующего.

В международной практике существует четкое понимание того, что государство, у которого в общем балансе внутреннего потребления продовольствия доля импортных поставок приближается к 30%, находится на грани потери своей экономической безопасности и независимости. Из этого следует, что Россия уже далеко перешла эту грань. Отказавшись от импорта фуражного зерна для откорма скота и последующего производства мясомолочной продукции, Россия ввозит в больших количествах эти товары, финансируя тем самым сельскохозяйственное производство промышленно развитых стран и содействуя дальнейшему развалу российского национального сельского хозяйства. Очевидно, что импорт этой продукции, равно как и ввоз растительного масла, сахара, овощей и прочих товаров, производство которых вполне возможно в России, не оправдан ни с экономической, ни с политической точек зрения.

В российском импорте заметное место занимают товары народного потребления, долю которых можно оценить в 20-25%, однако большая часть этого ввоза не находит отражения во внешнеторговой статистике, так как осуществляется физическими лицами (так называемая неорганизованная торговля). В целом более половины внутреннего товарооборота этой продукции приходится на импортные товары, что также неоправданно и существенно ослабляет экономическую безопасность России. Ее полупрозрачные границы со странами - членами СНГ создают широкие возможности для контрабанды, которая наносит значительный экономический ущерб, поскольку заметно сокращаются поступления от таможенного обложения, являющегося одной из крупнейших статей доходной части бюджета РФ, не говоря уже об экологической и медицинской небезупречности контрабандно поступающих товаров.

3. Внешнеторговый баланс Российской Федерации

Для оценки характера внешней торговли России важное значение имеет состояние ее балансирования. Это необходимо знать как с точки зрения масштабов притока или оттока финансовых ресурсов, так и с позиций зависимости отечественного процесса расширенного воспроизводства от возможностей иностранных партнеров поглощать товары данной страны или, наоборот, обеспечивать ее сырьем, машинами, продовольственными или другими полезными ей продуктами труда.

Характерной особенностью прошедших пяти лет было наличие положительного сальдо торгового баланса страны за счет опережающего роста экспортных поставок над импортными закупками. В 2006 г. положительное сальдо возросло по сравнению с 2005 г. на 8,3 млрд. долл. и достигло рекордной величины в 41,5 млрд. долл. Это означает, что коэффициент несбалансированности внешнеторгового оборота России, представляющий собой отношение чистого сальдо к обороту, превысил 31% против 11% в 2002 г. Соответствующий показатель в Германии составил 8%, в США - 13%, а в Японии - 14%. Неуклонное наращивание положительного сальдо торгового баланса в годы проведения радикальных экономических реформ имеет важное значение для формирования доходной части федерального бюджета. Достаточно сказать, что в 2006 г. поступления различного рода платежей по экспортно-импортным операциям находились примерно на уровне 17% всех федеральных доходов .

Для финансовой оценки состояния внешней торговли России большой интерес представляет анализ ее балансирования по группам стран и по отдельным государствам. Возьмем, к примеру, российские торговые связи с определенными объединениями стран.

В таможенной статистике России в 2000-2003 г. применялось распределение внешней торговли по следующим группам стран: СНГ, ОЭСР, ЕС, ЕАСТ, ОПЕК, страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и страны Прибалтики. Сделаем необходимое уточнение странового состава каждой из указанных групп .

Так, членами СНГ являются: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Участниками Европейского Союза (ЕС) в настоящее время считаются: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция и Швеция.

В состав Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) ныне включаются: Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и Норвегия.

В группу стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) входят: страны ЕС, ЕАСТ, а также Австралия, Канада, Новая Зеландия, Турция, США и Япония.

Членами Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) являются: Алжир, Ливия, Ирак, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Нигерия, Габон, Иран, Индонезия, Венесуэла и Эквадор.

К странам Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) относятся: Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Македония, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия и Югославия.

В группу стран Прибалтики включаются: Латвия, Литва и Эстония.

Балансирование торговых связей России в 2003 г. с названными выше отдельными группами государств представлено на нижеследующей таблице .


Таблица 3. Внешнеторговый баланс России в 2003 г.


Оборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

Всего

темпы прироста в%

В том числе: Дальнее зарубежье

темпы прироста в%

Страны СНГ

темпы прироста в%


В общем объеме внешнеторгового оборота на долю стран ЕС приходилось 36,1% (в 2002 г. - 36,8), СНГ - 17,8% (16,9 %), АТЭС - 16,1% (16,4%), Центральной и Восточной Европы - 12,4% (12,9%).

Активное сально торгового баланса увеличилось на 15, 8 млрд. долл. (на 26,1%). Положительное сальдо внешнеторгового баланса России превысило объем импорта в 2003 г. в 1,3 раза. Превышение экспорта по сравнению с импортом имело место ежегодно, начиная с 1999 г., и обусловлено в основном благоприятной для России конъюнктурой на мировых товарных рынках, умелым использованием российскими экспортерами этой конъюнктуры, особенно в торговле с дальним зарубежьем.

В 2003 г. экспортные цены увеличились более существенно, чем импортные. Индекс условий торговли для России был более благоприятным и заметно улучшился по сравнению с 2002 г.

По данным платежного баланса объем экспорта в 2003 г. составил 135,4 млрд. долларов США, импорта - 75,4 млрд. долларов. Существенное превышение по уточненному импорту данных таможенной статистики обусловлено в основном ввозом товаров физическими лицами, на долю которого в общем импорте приходилось почти объема.

Целью Центрального банка РФ в области внешнеторгового регулирования внешней торговли является обеспечение оптимальной структуры платежного баланса за счет переориентации внешнеторгового оборота России с сырьевого экспорта и импорта в основном в виде потребительских товаров на наукоемкие, высокотехнологичные отрасли; повышения эффективности внешнеторговых операций путем более четкого контроля за уровнем контрактных цен, затрат на производство продукции, уровнем налоговых сборов, таможенно-тарифных платежей, а также динамикой валютного курса рубля и др.

Россия, не будучи членом Всемирной торговой организации, несла потери от ограничительных мер во внешней торговле, которые, по данным Министерства промышленности и торговли РФ, применяют в отношении нее 18 торговых партнеров. Минимальный прямой ущерб от различного рода ограничений российского экспорта составляет 500 млн. долл. в год. Между тем наблюдался рост объема импорта за счет увеличения закупок машин и оборудования, что свидетельствует о некотором оживлении инвестиционной активности в стране.

Поэтому важнейшей задачей является вступление России во Всемирную торговую организацию.

Самым важным фактором роста внешнеторгового оборота страны выступает политика государственного поощрения участия предприятий, объединений и отраслей в международных экономических отношениях. Вовлечение их в процесс международного разделения труда - могучее средство специализации промышленности в международном масштабе, роста производительности труда и повышения эффективности функционирования национальной экономики.

Стабильным фактором экономического порядка, обеспечивающим рост внешнеторгового оборота страны, было расширение отечественного производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. Постоянно увеличивающийся экономический потенциал дал возможность бывшему СССР выделять для развития внешнеэкономических связей все большую долю материальных и финансовых ресурсов.

Одной из решающих причин роста внешнеторгового оборота единого советского государства с восточноевропейскими и другими странами СЭВ явилась реализация мероприятий, предусмотренных различного рода международными соглашениями. Так, в совместной программе углубления и совершенствования сотрудничества стран - членов СЭВ говорилось о том, что развитие взаимного разделения труда, специализация и кооперирование производства в условиях усиливающегося индустриального характера этих стран послужит основой развития их взаимной торговли. И это действительно так и произошло.

Наряду с названными выше существовали и другие мотивы развития внешнеторгового оборота нашей страны. Например, крупную роль в ускорении роста ее внешней торговли сыграло повышение мировых цен на энергетические и сырьевые товары в начале и в конце 70-х гг.

Как отмечалось выше, участие Российской Федерации в международном разделении труда, в конечном счете, находит свое выражение в данных внешней торговли, в росте ее внешнеторгового оборота. Но отсюда еще не следует, что это участие замыкается на подписании торговых контрактов разной продолжительности. Напротив, развитие международного разделения труда предполагает использование каждой страной разнообразных форм его реализации.

В отношениях России с некоторыми странами мирового сообщества получила распространение в последнее время и такая форма реализации международной кооперации производства, как соглашения о формировании совместных предприятий на территории стран-партнеров. На рост российского экспорта существенное влияние может оказать развитие технического содействия зарубежным странам, осуществляемого либо на основе межправительственных соглашений, либо в порядке проявления инициативы отдельных фирм, участвующих в конкурентной борьбе за получение заказов на строительство хозяйственных объектов на коммерческих началах. Межправительственные соглашения о сооружении АЭС в Китае и Словакии, гидрокомплекса в Марокко, участие российских объединений в тендерах на модернизацию АЭС в Болгарии, на строительство газопровода в Алжире может обеспечить заказами множество отечественных заводов, проектных и монтажных предприятий. В связи с изменениями международной политической обстановки в ближайшее время грядет восстановление и развитие технического содействия с Ираком, Ливией и Югославией, что еще в большей степени умножит поставки российских машин и оборудования за рубеж.

У России имеются большие производственные возможности для увеличения ее доли в мировой торговле, но они не используются по разным причинам. Здесь не место выяснять их все, но все-таки необходимо упомянуть такую из них, как качество экспортируемой продукции. Пожалуй, это один из главных вопросов, решение которого будет способствовать увеличению доли нашей страны в мировой торговле.


4. Присоединение России к Всемирной торговой организации как одно из условий увеличения внешнеторгового оборота страны

В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО.

Переговоры идут по двум основным направлениям. Одно - это серьезный экзамен в Рабочей группе ВТО российского внешнеторгового законодательства (включая практику его применения) на предмет определения его соответствия принципам и нормам ВТО и определения тех условий, на которых страны-участницы ВТО одобрят присоединение России к Генеральному Соглашению, и другим Договоренностям ВТО. Другое - это выработка протокола о тарифных условиях присоединения России и перечня обязательств по ГАТС. Протокол о тарифных условиях будет включать обязательство России закрепить на взаимно согласованном уровне ставки пошлин таможенного тарифа на ряд товаров и снизить в течение нескольких лет пошлины на отдельные товары. Эти направления в комплексе определят условия присоединения России к ВТО.

Присоединение к ВТО - это присоединение России к сложившейся в мире развивающейся практике правового и административного регулирования международных экономических отношений. Образно говоря, этот шаг означает присоединение России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. Без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития.

Перед Россией стоит сложная задача - определить национальные экономические интересы и приоритеты, определить пределы уступок и условия, гарантирующие национальную экономическую безопасность, и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров, в условиях уже проявившего себя экономического давления западных стран, попыток добиться от России одностороннего открытия рынка, невзаимных уступок, нежелания признать того, что многие отрасли промышленности России обладают сравнительными преимуществами, позволяющими экспортировать товары по конкурентоспособным ценам, ощутимо влиять на формирование уровня мировых цен на товары и стать одним из ценообразующих факторов на мировом рынке. Целесообразно подчеркнуть, что ГАТТ в его нынешнем и будущем виде не запрещает протекционизм, разрешает повышать таможенные пошлины, позволяет применять многие виды нетарифных ограничений, не запрещает использовать квотирование и лицензирование, разрешает субсидирование отдельных отраслей экономики. Однако все это может осуществляться в рамках и на основе определенных правовых норм и обычаев. Поэтому присоединение России к ВТО не ослабит возможности государства в регулировании внешней торговли, создаст новые правовые условия защиты интересов российских экспортеров и импортеров, позволит более четко очертить баланс общенациональных интересов и интересов отдельных отраслей экономики и, наконец, откроет путь к сложному переходу страны в области внешней торговли на практику, сложившуюся в мире к середине 90-х годов, на базе которой ведется внешняя торговля всеми странами мира.

Переговоры о присоединении России к ВТО носят крупномасштабный характер. В них вовлечены несколько десятков ведомств и правительственных органов, они требуют организации и координации переговорного процесса. Уже на начальной стадии переговоров определилась проблема четкого определения баланса национальных экономических интересов России и интересов отдельных групп предпринимателей, производителей и потребителей всех форм собственности.

Путь во Всемирную Торговую Организацию начинается с определения условий присоединения России к Генеральному Соглашению по Тарифам и Торговле. Участие в ГАТТ дало и дает государствам многостороннюю правовую основу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами, гарантирует всем участникам режим наибольшего благоприятствования и защищает против торгово-политических дискриминации.

Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.

Конкретными целямиприсоединения для России можно считать следующие :

выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами;

международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;

возможность легализации системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО;

защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.);

Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Переговоры, которые проводятся в настоящее время российской делегацией, носят сложный характер. В ходе переговоров проявляется стремление ряда стран предъявить России дополнительные жесткие требования. В частности:

возможность сохранения, дискриминационных ограничений даже после присоединения России к ВТО на ввоз товаров из России;

возможность неприменения на постоянной основе режима наибольшего благоприятствования в торговле с Россией;

сохранение расширенных обязательств по доступу на рынок услуг на уровне не меньшем, чем тот, который зафиксирован в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Россией и странами ЕС;

фиксация Россией на период переговоров о присоединении к ВТО максимального объема господдержки сельского хозяйства на уровне, немного превышающем фактический, и принятие обязательств о неприменении экспортных субсидий;

принятие Россией обязательств в области услуг, связанных с энергетикой;

принятие Россией обязательств по гарантиям в отношении въезда в Россию для работы специалистов в качестве физических лиц без образования юридического лица.

Членство какого-либо государства в ВТО является в настоящее время важнейшим условием его интеграции в мировую экономику, создания благоприятных возможностей для наращивания своего экспорта.

Не будет преувеличением сказать, что установленные ВТО нормы являются, по сути дела, международным торговым законом. Находясь вне общего правового пространства, не будучи членом этой организации, любое государство обрекает себя на положение аутсайдера в международной торговле, ибо к нему не применяются общие правила. Это побуждает присоединиться к ВТО, но одновременно надо принимать и общие для его членов обязанности.

Для России доступ к вышеназванным преимуществам членства ВТО является насущной необходимостью. В частности, потому, что весьма остро для нее сейчас стоит вопрос о защите своих экспортеров. На пути российских товаров установлены практически все виды ограничений, существующие в международной торговле. Кроме того, болезненным препятствием на пути российского экспорта являются антидемпинговые процедуры, количество которых в последней время постоянно растет.

Вступив в ВТО, Россия получит возможность на равных вести переговоры по торгово-политическим вопросам. Сейчас практически все важнейшие проблемы многостороннего торгового сотрудничества - установление таможенных тарифов, использование количественных ограничений, согласование механизма разрешения торговых споров, совершенствование общей торговой практики - все это делается без влияния России. Мы пользуемся всеми этими решениями ВТО на практике, но никак не влияем на их принятие.

Кроме того, Россия, будучи членом ВТО, получит возможность защититься от одностороннего произвола в применении тех или иных ограничительных мер, в частности, от растущего количества антидемпинговых расследований по отношению к российским экспортным товарам. Присоединение России к ВТО не означает, что Россия стремится к каким-то льготам, привилегиям, она хочет стать равноценным участником международной торговли.

С другой стороны, вступая в ВТО, Россия принимает на себя и обязательство соблюдать жесткие правила поведения. Если Россия не будет выполнять этих правил, будет нарушать дисциплину организации, то такого несговорчивого партнера в рамках ВТО фактически ожидает торговая война со всем торговым сообществом.

По условиям вступления в ВТО в ответ на открытие для ее товаров зарубежных рынков Россия должна будет шире открыть внутренний рынок для импорта. При этом понятно, что большая часть выпускаемой в России продукции конкуренции с зарубежной не выдержит. Кроме того, поскольку после создания ВТО предметом регулирования в мировом масштабе стали и услуги, рынок услуг тоже должен быть либерализован. А здесь позиции отечественных компаний еще слабее. Следовательно, напрашивается вывод о необходимости разработки комплекса протекционистских мер, направленных на поддержку собственных производителей. Однако в этом вопросе мы не всегда остаемся последовательными.

Выигрыш от вступления России в ВТО может не оправдать ожиданий по целому ряду причин. Российская экономика находится сегодня в таком состоянии, что не может без большого ущерба для себя осуществлять принципы свободной торговли с другими странами. В условиях падения производства в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях, причиной которого является, в том числе нехватка сырья и материалов, предприятия-производители все больше ориентируются на экспорт. При этом потребности страны все более покрываются за счет импорта.

Особую проблему представляет приведение российского законодательства в соответствие с нормами ВТО и будущими обязательствами России в связи с ее присоединением. Более половины действующих сегодня федеральных экономических законов не соответствуют нормам ВТО. Предстоят кардинальные изменения ряда федеральных законов, прежде всего о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, корпоративного, налогового, бюджетного законодательства, десятка других законов и подзаконных актов, формирование новых правовых норм. Наиболее сложной и чувствительной сферой российского законодательства, связанной с присоединением к ВТО, является региональное законодательство, поскольку в настоящее время отсутствуют законодательные акты о разделении компетенций и ответственности между Федерацией и регионами в сфере внешней торговли.

Процедура присоединения к ВТО предусматривает обязательное закрепление на многие группы товаров принятого этой организацией уровня таможенных ставок, которые зачастую существенно ниже (в среднем почти в три раза) действующих в России. По отдельным группам товаров предусмотрено так называемое связывание пошлин - фиксирование их на определенном уровне с обязательством не превышать его в течение определенного времени.

При вступлении в систему ВТО Россия получит не только права, защищающие ее экспорт, но и возьмет на себя соответствующие обязательства в области импортной политики.

Эти обязательства, несомненно, повлекут за собой необходимость изменения существующей торговой политики, а, следовательно, увеличат необходимость продолжения перестройки российской экономики. России придется пересмотреть таможенные тарифы с тем, чтобы приблизить их к уровню, который сложился в ВТО в итоге восьми раундов переговоров об их снижении, привести в соответствие с мировыми нормами торговое законодательство. Кроме того, партнеры по переговорам будут добиваться от России максимума уступок. Предстоит жесткий торг на техническом уровне экспертов, которые на переговорах будут представлять важнейшие экономические интересы своих стран.

В действительности необходимые корректировки импортной политики могут также оказаться полезными. Зачастую бывает трудно с политической точки зрения проводить линию, которая заставляла бы предприятия сталкиваться с иностранной конкуренцией, модернизировать и перестраивать производство в направлениях, где они имеют всемирное конкурентное преимущество. Это относится ко всем странам, независимо от экономической системы и процедуры принятия решений.

Итак, основываясь на всем вышесказанном, можно сделать следующие выводы. Присоединение России к ВТО позволит создать предсказуемые условия для деятельности как российских, так и иностранных экономических операторов. Будут созданы более благоприятные условия для доступа отечественных товаров и услуг на мировой рынок. Однако за все это Россия будет вынуждена заплатить открытием своего внутреннего рынка. В этих условиях чрезвычайно важным является выработка комплекса мер, направленных на защиту отечественного производителя. При этом, однако, должны быть сохранены нормальные условия для развития конкуренции.

В этой связи хотелось бы отметить, что в отношении вопроса о вступления России в ВТО нельзя однозначно становиться на сторону либо активных сторонников этого шага, либо на сторону протекционистов. Здесь необходим определенный баланс интересов, который в данном случае и является наиболее рациональным решением этого нелегкой проблемы. Вопрос, вступать России в ВТО или нет, нельзя рассматривать только исходя из текущей ситуации, как это делают протекционисты, это вопрос стратегический. Членство в ВТО рассчитано на десятилетия. Вопрос об участии в ВТО правомерен и с точки зрения условий вступления. Главное условие - международный торговый режим для России, когда она станет членом ВТО, должен улучшиться по сравнению с ныне действующим. Вступление России в ВТО произойдет не любой ценой для нашей страны, а только на выгодных для нее условиях. Та плата, которую Россия согласна внести за этот шаг, должна быть обязательно соразмерна той выгоде, которую она получит. Однако присоединение к этой международной организации зависит не только от российской стороны, продолжается непростой переговорный процесс. Россия заняла в его ходе конструктивную позицию, она присоединится к ВТО, только если это принесет реальное преимущество экономике страны. Основная задача российской делегации на переговорах - ясно объяснить торговым партнерам, что радикальное открытие рынка для нашей страны сейчас неприемлемо, оно может осуществляться только постепенно. Видимо, интересам России отвечало бы поэтапное присоединение к соглашениям ВТО, осуществляемое в течение определенного периода времени, необходимого для решения задач реструктуризации и модернизации российской промышленности, реформирования отечественной корпоративной структуры, создания действенной системы государственного регулирования внешних и внутренних хозяйственных отношений. В идеале сам график переходного периода должен бы стать составной частью общегосударственной программы возрождения и повышения конкурентоспособности российской экономики. Хотелось бы надеяться, что переговорный процесс по поводу вступления России в ВТО закончится благополучно для нашей страны и, став членом этой авторитетной организации, Россия войдет, наконец, в правовое пространство международной многосторонней торговой системы, вне рамок которого любая страна оказывается в положении аутсайдера на мировом рынке товаров и услуг.


Список литературы

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М., 2000.

2. Герчикова И.Н. Международные экономические организации. - М: "Консалтинг", 2004.

3. Данилин А.М. Внешняя торговля России в 2007 году. // Внешнеэкономический бюллетень. 2006, №4.

4. Данилин А.М. Методологические аспекты внешней торговли. // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. №7.

5. Жуков Е.Ф., Капаева Т.И., Литвиненко Л.Т. Международные экономические отношения. Учебник для ВУЗов. / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: Юристъ, 2003.

6. Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2003.

7. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. Третье издание, переработанное и дополненное. - М.: ООО "Издательство ЮНИТИ-ДАНА", 1999.

8. Семенов К.А. Международные экономические отношения: курс лекций. - М.: Гардарики, 1999.

9. Тимаков А.И. Торгово-промышленная палата РФ: концепция присоединения России к Всемирной торговой организации. // Внешнеэкономический бюллетень. 2005. №3.

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Внешнеторговый оборот

Внешнеторговый оборот – это значение, представляющее собой общую сумму показателей импорта и экспорта конкретного государства или группы стран.

Внешняя торговля и этапы её развития

Внешняя торговля зародилась довольно давно, еще в тот момент, когда появилось натуральное производство. Соседние страны и территории обменивались товарами, которые были им необходимы. Позже человечество «изобрело» деньги, функции которых поначалу выполняли различные «ходовые» товары: соль, ткани, пряности, шкуры и тому подобное. Деньги стали удобным посредником при обмене товаров для организации внешней торговли.

В докапиталистические времена внешняя торговля активно развивалась и усовершенствовалась. А в эпоху капитализма она обрела качественно новые организационные формы.

Сегодня под понятием внешней (международной) торговлей понимают весь комплекс торговых взаимоотношений между отдельными странами или регионами.

Экспорт, импорт и формула внешнеторгового оборота

Внешняя торговля включает в себя такие понятия, как экспорт и импорт. Что они означают?

Под экспортом понимают тот объем товаров, который вывозится из государства за определенный период времени. Разумеется, эти товары должны быть произведены внутри этой страны. А под импортом понимают тот объем товаров, который ввозится в государство извне (из других стран). Импортные товары производятся за пределами конкретного государства.

Общий объем внешнеторгового оборота страны исчисляется по очень простой формуле, имеющей следующий вид:

ВО = Экспорт + Импорт

Причем, здесь следует учитывать одну важную деталь. Для отдельных (однородных) товаров можно произвести расчёт в штуках, литрах, тоннах, погонных метрах и т.д. А вот для того, чтобы вычислить общий внешнеторговый оборот страны, необходимо применять стоимостные единицы измерения.

Баланс внешнеторгового оборота

Не менее важным для оценки экономики государства является такое понятие, как баланс внешнеторгового оборота. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

Баланс ВО = Экспорт – Импорт

Как правило, баланс внешней торговли отдельного государства бывает либо положительным (то есть, со знаком «+»), либо отрицательным (со знаком «–»). Таким образом, можно говорить о сальдо торгового баланса государства. Положительное сальдо торгового баланса страны говорит о росте её экономики.

Чтобы проанализировать международную торговлю во всех её аспектах, экономисты разработали целый ряд показателей, которые наглядно демонстрируют темпы её роста. Так, существует такой показатель, как рост мирового экспорта. Его вычисляют по формуле:

Тэ = (Э1/Э0) х 100 %

Э1 – это объем экспорта за текущий период;

Э0 – объем экспорта за базовый период времени.

Также существуют такие важные параметры, как импортная и экспортная квота. По ним определяют, насколько зависима экономика конкретного государства от объемов внешнеторгового оборота. Данные показатели вычисляют по формуле:

К(Э или И) = (Э или И / ВВП) х 100 %

Э – это общая стоимость экспорта страны;

И – общая стоимость импорта страны;

ВВП – объем валового внутреннего продукта страны за один год.

Внешнеторговый оборот РФ и его динамика

Россия поддерживает торговые связи с множеством других стран мира. При этом динамика внешнеторгового оборота страны в первое десятилетие ХХI столетия отличалась положительной тенденцией. Так, если в 2004 году общий объем российского экспорта составлял 4 триллиона рублей, то в 2012 году этот показатель достиг отметки в 18 триллионов рублей. Правда, по состоянию на 2014 год, внешнеторговый оборот РФ снизился почти на 7 %, по сравнению с предыдущим годом. Очевидно, что основными причинами такого снижения стали экономические санкции, направленные против России, а также падение цен на нефть (основную статью российского экспорта) в мире. Тем не менее, внешнеторговый оборот России отличается положительным сальдо. По данным 2013 года, общий объем российского экспорта составил около 497 миллиардов долларов, а импорта – 308 миллиардов долларов США.

Структура экспорта и импорта России

Внешняя экономика России направлена на экспорт, прежде всего, сырьевой продукции за границу. Так, лидирующими статьями российского экспорта на сегодняшний день остается сырая нефть (32,4 %), природный газ (14,2 %), мазут (6,9 %) и дизельное топливо (6,6 %). Кроме того, Россия в больших количествах экспортирует в другие государства сталь, оборудование для промышленности, различные нефтепродукты, цветные металлы, первичные лесоматериалы, пшеницу, бензин, а также оружие.

Что касается импорта, то экономика РФ, в первую очередь, ощущает острый недостаток в продуктах питания, автомобилях, высокотехнологичном оборудовании и приборах. В общей структуре импорта России первое место занимает продукция машиностроения, в том числе - автомобилестроения (около 62 %). Далее идут черные металлы, одежда, алкогольные напитки, мясо, фармацевтическая продукция, стальные трубы и так далее.

Основные торговые партнеры России на мировом рынке

Внешнеторговый оборот страны с государствами СНГ постепенно снижается: в прошлом году он составлял почти 14 % от общего объема торгового оборота РФ (для сравнения: в 2007 году – около 15 %).

Далеко не последнее место в структуре внешней торговли России занимает и Евросоюз. На долю стран-членов этого интеграционного объединения приходится около 52% общего российского товарооборота.

Первая десятка торговых партнеров России:

  • Китай;
  • Нидерланды;
  • Германия;
  • Италия;
  • Украина;
  • Беларусь;
  • Турция;
  • Япония;
  • Польша.

Ситуация поменялась только относительно Украины. И сейчас основными потребителями российской продукции являются Нидерланды, Италия, Германия, Турция и Китай.

В 2010 году Россия стала одной из участниц двух межгосударственных объединений: БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а также Таможенного Союза (Россия, Беларусь и Казахстан). Участие в этих торговых союзах должно стимулировать общее экономическое развитие страны, а также может добавить, по оценкам экспертов, до 15 % к ВВП России.

Международная торговля состоит из двух встречных потоков товаров -- экспорта и импорта.

Под экспортом понимается вывоз за национальную границу страны товаров и услуг для реализации на внешнем рынке. Предметами экспорта считают товары, произведенные в стране, и товары, ввезенные в страну и переработанные в ней. Особой формой экспорта является реэкспорт, т.е. вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся переработке в данной стране.

Импорт -- это ввоз товаров и услуг для их реализации на внутреннем рынке, а также для транзита в третьи страны. В объем импорта включается и реимпорт -- обратный вывоз из-за границы не подвергшихся переработке отечественных товаров.

Участие страны в МРТ и международной торговле и место региона в системе внешнеэкономических связей определяются с помощью ряда показателей (табл. 1).

Экспортная квота -- доля ресурсов отдельной страны, вовлеченной в процесс международного разделения труда, -- рассчитывается по формуле

где Э к -- экспортная квота;

Э -- величина валового экспорта;

ВВП -- объем валового внутреннего продукта

Экспортная квота имеет важное аналитическое значение. Во-первых, она свидетельствует о степени зависимости производства национальной экономики от сбыта товаров на рынках других стран. Во-вторых, показывает возможности данной страны производить определенное количество продукции для продажи на мировом рынке. Максимально возможная величина экспортной квоты определяется разностью между объемом произведенного ВВП и величиной потребления внутри страны. Чем значительнее внутреннее потребление, тем меньше экспортная квота. Она может превышать 50%, а может составлять всего несколько процентов.

Величина экспортной квоты зависит от многих факторов, прежде всего от объема внутреннего рынка, платежеспособного спроса населения, уровня экономического развития и экономического потенциала страны, определяемого общим объемом ВВП. При равенстве уровней экономического развития экспортная квота будет выше у страны с меньшим экономическим потенциалом.

Важное значение имеет отраслевая структура экономики: чем выше удельный вес энергетики, металлургии и других отраслей тяжелого машиностроения, тем меньше включенность страны в МРТ и соответственно величина экспортной квоты (при прочих равных условиях).

На уровень экспортной квоты влияет и обеспеченность страны природными ресурсами. Так, у богатых нефтью стран ОПЕК экспортная квота составляет более 50%. В то же время Япония, вынужденная импортировать полезные ископаемые, компенсирует затраты на ввоз увеличением экспорта.

Коэффициент опережения темпами роста валового экспорта темпов роста ВВП позволяет судить о тенденциях изменения степени участия стран в МРТ и мировой торговле. Он характеризует не только динамику экспорта, но и тенденцию развития концентрации производства ВВП в отдельных странах.

Импортная квота , показывающая, какую часть от ВВП составляет импорт, рассчитывается по формуле

Ик= *100,

где И к -- импортная квота;

И -- величина валового импорта;

ВВП -- объем валового внутреннего продукта.

Сопоставив импортную квоту с экспортной, можно установить соотношение между экспортом и импортом. Чаще всего эти величины не совпадают, но бывают и одинаковыми.

Коэффициент опережения темпами роста валового импорта темпов роста ВВП дает представление о тенденциях развития импорта, о степени зависимости национальной экономики от закупок товаров за рубежом.

Внешнеторговая квота -- общий объем внешнего товарооборота данной страны со страной-партнером или со всем мировым сообществом -- рассчитывается по формуле

ВТк=*100,

где ВТ К -- внешнеторговая квота;

ВТ -- величина внешнеторгового оборота;

ВВП -- объем валового внутреннего продукта.

Ассортимент внутренней торговли значительно шире внешнеторгового. Товары могут не продаваться за рубежом в силу их неконкурентоспособности либо изначальной невозможности поставки на внешний рынок, что обычно связано с особенностями национального потребления. Например, с существующими различиями традиционных продуктов питания европейских и азиатских народов.

Место региона в системе внешнеэкономических связей отдельной страны определяется путем анализа четырех показателей.

Доля экспорта страны в международный регион в ее валовом экспорте -- этот показатель раскрывает место международного региона в общей системе внешнеэкономических связей данной страны. Например, рост доли экспорта отдельной страны в какой-либо регион на 20% означает, что развитие ее внешнеэкономических связей с этим регионом идет на 20% быстрее по сравнению с предыдущим периодом.

Коэффициент опережения темпами роста экспорта страны в международный регион темпов роста ее валового экспорта определяется путем соотношения темпов роста поставок отдельной страны соответствующего региона с темпами роста ее валовых поставок на мировой рынок. Коэффициент дает представление о скорости развития взаимного экономического сотрудничества с группой стран по сравнению с развитием всей системы внешнеэкономических связей. На его основании можно судить о том, как изменяется место данного региона в системе внешнеэкономических связей страны.

Доля экспорта отдельной страны во взаимном экспорте стран международного региона. Взаимный экспорт -- это совокупный экспорт группы стран-партнеров на региональный рынок. Хотя взаимный экспорт группы стран в конечном счете и определяется общим объемом их совместного производства соответствующих товаров, но жесткой зависимости между этими величинами не существует.

Коэффициент опережения темпами роста экспорта страны в международный регион темпов роста взаимного экспорта группы стран данного региона: чем он выше, тем более существенное место данная страна занимает во взаимном экспорте региональной группы.

Объем мировой торговли (мировой товарооборот) исчисляется как совокупный экспорт стран мира. Такая методика обусловлена тем, что экспорт товаров всех стран мира одновременно является и их импортом (не считая стоимости транспортировки и страхования грузов), поэтому суммирование показателей мирового экспорта и импорта приводило бы к двойному счету.

Соотношение продукции, производимой на экспорт и для внутреннего рынка, по странам существенно различается.

Сопоставление мирового ВВП и мирового экспорта показывает, что доля товаров, поступающих в мировую торговлю, постоянно растет. Так, если в 1950 г. всего 10,2% мирового ВВП поступило в мировую торговлю, то в 2000 г. доля экспорта уже составила 19,5% всего ВВП. За 50 лет общий объем мирового ВВП вырос в 6,2 раза, а мировой экспорт -- в 11,7 раза .

Важнейшей характеристикой международной торговли является торговое сальдо, т.е. разность стоимостных объемов экспорта и импорта.

Ориентиром для внешнеторговой политики служит индекс условий торговли -- отношение индекса экспортных и импортных цен определенного товара страны в целом или группы стран. Этот показатель отражает соотношение взаимного спроса и взаимного предложения на экспорт и импорт каждой страны. Растущий индекс условий торговли показывает, что на каждую единицу экспортируемого товара становится возможным приобрести большее количество импортных товаров.

Таким образом, международная торговля представляет собой исторически первую, наиболее развитую форму международных экономических отношений. Ее воздействие на экономику отдельных стран проявляется по-разному. С одной стороны, она способствует экономическому прогрессу, с другой - может существенно его затормозить, особенно в странах со средним и низким уровнем экономического развития.