Работа с детьми: где искать свое призвание. Топ интересных профессий, для которых не нужно образование Работа с детьми какие профессии

Няня / гувернантка

Не секрет, что все папы хотят Мэри Поппинс, мамы жаждут Арину Родионовну, а сами няни мечтают быть Райан Шохьюз, или, на худой конец, Викторией Прутковской. Историй о нянях великое множество: от скромной и любящей чужих детей золушки, влюбившей в себя сурового и богатого отца семейства – до стервы-разлучницы, пригретой на семейной груди и развалившей ячейку общества.

Однако западный опыт и западные сказки имеют мало общего с российскими «нянечными» реалиями. Студенткам сразу стоит забыть о вакансии «бебиситтера» – да, на Западе эта подработка весьма распространена, у нас же мало кто доверит свою кровиночку вчерашнему ребенку. Только , только хардкор! 35-65 лет – вот обычный диапазон в вакансиях. Соискательницы старше шестидесяти пяти – это проблемы с памятью и прочие болезни. Исключения бывают, но в том случае, если няня уже известна в узком кругу и «сдаётся» с рук на руки подругам или родственникам. Кстати, малограмотная Арина Родионовна сегодня вряд ли была бы допущена до ребенка: одно из основных требований к няне – педагогическое или медицинское образование. В выгодном положении находятся бывшие детсадовские нянечки и воспитатели, а также учительницы начальных классов. Желательно наличие собственных детей – разумеется, уже взрослых, ведь подопечному должно перепадать все внимание няни.

Чем старше няня, тем спокойнее мать ребенка – про разлучниц все помнят?

Обязанности нянь разнообразны – прогулки, сопровождение в школу, развивающие занятия, кормление, уход, помощь по хозяйству маме... По сути дела, вам придётся стать почти родственником ребенку – неудивительно, что с улицы никого не берут, только с рекомендациями.

Добравшиеся до финиша могут получать как 15-20 тысяч (сопровождение ребенка в школу и кружки), так и 50-75 тысяч, если речь идет уже о полном уходе за ребенком, помощи родителям и проживании в доме.

Учитель начальных классов / воспитатель в детском саду

«Учительница первая моя» – образ, который накрепко врезался в нашу культурную память. Со стороны всё выглядит мило – вторая мама, наседка над маленькими и наивными цыплятами, прививающая им разумное, доброе, вечное… Глянцевая картинка, которая сейчас имеет мало общего с жестокой реальностью. Большую часть времени учителя занимает не столько общение с детьми, сколько подготовка к урокам, бумажная работа, решение организационных вопросов, общение с родителями… Не стоит забывать, что учитель и воспитатель несут ответственность за ребенка – в том числе и уголовную, если тот в школе или на школьном дворе упадет, травмируется, погибнет.

Заработная плата учителя и не всегда соответствует ответственности и мытарствам. Она зависит от суммы нескольких факторов – категории работника, географического расположения и типа учреждения (бюджетное или частное). Из-за этого и разброс сумм может быть от 10 до 60 тысяч. В провинции в обычных школах стоит рассчитывать на 10-15 тысяч, в столице в них же на 25-35, а частные могут предложить и 40-60 тысяч, правда и требовать будут соответственно.

Руководитель кружка / детский тренер

В школу, как ни крути, ребенок ходить вынужден и никуда ему не деться. Да и зарплату учитель, как правило, имеет фиксированную. А вот сотрудники «сектора дополнительного образования», как правило, получают в зависимости от количества записавшихся на их занятия детей. Так что они весьма заинтересованы в том, чтобы текучка в группах не наблюдалась. Для этого ребенка нужно заинтересовать, а это сложно сделать там, где результаты видны не сразу. Сколько потов сойдет, пока маленький спортсмен попадет на первые в его жизни соревнования? Через сколько месяцев юного боксера допустят помутузить хоть кого-нибудь, а не уныло растягиваться вместе со всеми? Когда закончатся нудные гаммы и начнется настоящая музыка, как у крутых рокеров? Дети быстро устают, у них меняется настроение, рассеивается внимание – и вот уже они пропускают занятия, а потом и вообще исчезают из поля зрения. Только талантливый, активный, увлеченный преподаватель может их удержать.

С точки зрения зарплаты, профиль деятельности не сильно влияет на итог: и , и , и даже такая экзотика как оцениваются в диапазоне от 10 до 40 тысяч рублей.

Детский психолог

Это только взрослые приходят к психологу и от души мнут кушеточку, полностью отбивая уплаченные за сеанс деньги. Дети нередко даже не понимают, чего же от них хотят эти странные взрослые, которые просят нарисовать что-нибудь или рассказать последний сон. Дети могут неверно истолковывать, додумывать, фантазировать – даже врать – лишь для того, чтобы дольше побыть в центре внимания. И цена неверных шагов психолога весьма высока – от невылеченных неврозов до реального тюремного срока родителям. Такую ответственность может взять на себя лишь человек, который не только любит, но и умеет понимать детей и говорить с ними на одном языке.

Зарплата детского психолога, однако, не так уж и высока, по сравнению с его «взрослыми» коллегами – она редко превышает 25-35 тысяч рублей.

Педиатр / детский профильный врач

Не секрет, что дети бывают невыносимы, а заболевшие дети невыносимы вдвойне. Но даже они по шкале невыносимости не дотягивают до родителей заболевших детей. Нередко врачу-педиатру приходится одновременно ставить ребенку градусник (может быть, и ректально), просить сказать «ааа» и пытаться в сбивчивой речи мамы отделить реальную картину болезни от панического ужаса.

И еще – недоверие, которое дети испытывают к врачам. Которое, между прочим, взросло на «вот заболеешь, отведу к доктору, он тебе горькое лекарство выпишет». В итоге врач ассоциируется с болезнью, обманом, страхом (особенно стоматолог! от страха перед ним даже не все взрослые могут избавиться!) – и только любящий детей и предельно терпеливый человек может стать хорошим специалистом.

Ситуация с зарплатой врачей не отличается от учительской. В провинции в очень редких случаях она будет выше 15-30 тысяч, в столице и частных центрах можно рассчитывать уже на 35-45, а если повезет, то и до 70 тысяч рублей.

Детский врач-логопед больше, чем педиатр, должен обладать упорством и терпением. Ведь ему нужно уговорить ребенка изменить его привычку шепелявить, картавить или помещать язык между зубами. И посулы сиюминутных радостей, таких, как конфета, тут не помогут.

Разумеется, хорошая дикция и умение оттарабанить скороговорки логопеду совершенно необходимы! Ведь «я логопеф, лефю фефей» может быть только в кино, а вот очаровать маленького пациента пулеметной очередью карлов, клар и греков в реках – путь к успеху.

Зарплата логопеда, как и любого врача, напрямую зависит от места работы – бюджетные и частные учреждения могут предлагать суммы, разнящиеся раза в два. Но вряд ли она выйдет из диапазона 15-40 тысяч рублей.

Модератор детских онлайн-игр и онлайн-сообществ

Если вам кажется, что ваш рабочий день будет посвящен постингу няшных картиночек и разрешению милых детских конфликтиков вроде: «а его питомец потоптал цветочки в моем саду», то вы сильно ошибаетесь. Может быть, в самопальных группах так и поступают, но если вы устроитесь на работу в крупную компанию (особенно западную!), то цель вашей работы будет совершенно иной.

Вам предстоит изучить психологию, в первую очередь детскую, чтобы вовремя вычислять разных типов, прикидывающихся детьми, которые регистрируются в подобных местах, а потом назначают ребенку свидание или просто разводят его на откровенный разговор. Опасность стать параноиком вам вполне может грозить.

Ещё вам придётся пресекать травлю. В виртуальности дети более жестоки, чем в реале – ведь никто не даст сдачи. А закончиться всё может и настоящим самоубийством. Так что модерировать – это вам не игрушки.

В зависимости от серьезности проекта, плотности трафика и нагрузки, модератор может рассчитывать на вознаграждение от 15 до 45 тысяч рублей.

Руководитель детской медиастудии

Это направление становится всё более популярным. Подобные студии возникают на базе школ, вузов, а то и «взрослых» СМИ. Проводятся специализированные региональные и всероссийские фестивали и конкурсы (например, МакГаффин), а на областных каналах выделяется время под исключительно детские во всех смыслах этого слова программы.

Основное отличие от кружков – в том, что здесь нет иерархии ребенок-учитель. Тут все работают в команде и создают конкретный продукт, будь то теле– или радиопрограмма, мультфильм или фильм. Руководителю очень важно поддерживать командный дух, быть буфером во время творческих споров, вдохновлять во время кризисов и умело гладить по головке в нужное время. И самому быть профи в том деле, которым занимаются дети.

Зарплаты тут не такие большие, как могли бы быть – 25-40 тысяч, однако всегда есть шансы выиграть грант или получить денежный приз на профильном конкурсе.

Как говорил незабвенный Маршак, «для детей нужно писать так же, как и для взрослых, только гораздо лучше». С некоторыми поправками на жанры, это в полной мере применимо к детским компьютерным играм, книгам, мультфильмам и фильмам. Сложно написать, нарисовать, снять то, чего не хватало вам в детстве – ваш «внутренний ребенок» уже порядком поистрепался за взрослую жизнь и его чутье испортилось. А сюсюканье и ути-пути могут только отвратить детей от вашего творчества.

Как правило, представители этих профессий работают при крупных издательствах или студиях, поэтому и зарплата у них столичная – 30-60 тысяч рублей.

Актеры детских и кукольных театров

Не только любовь к искусству заставляет десятилетиями изображать лисичек, зайчиков, кустики и даже камешки, или сидеть целый вечер за ширмой с рукой в заднице собачки из папье-маше. Дети – совершенно особый вид зрителя. Их может разочаровать самое изысканное представление и впечатлить до глубины души что-то совсем бесхитростное или даже банальное. И реагируют они абсолютно искренне и открыто – так что будьте готовы к самому любому проявлению эмоций в зале: от плача до по попытки ворваться на сцену.

Зарплаты актеров очень сильно разнятся не только в зависимости от места жительства, но и от того, насколько популярен театр, в котором они служат, а также от профессионального уровня самого актера. В провинции стоит рассчитывать на 10-15 тысяч рублей, а вот в столице раба детской Мельпомены ожидают 25-40 тысяч.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Поговорим о выборе профессии: когда есть смысл задумываться об этом? Являются ли кружки раннего развития и секции по интересам подготовкой ребёнка к будущей профориентации? На что стоит опираться подростку, выбирая вуз? Что имеет значение при выборе профессии? Как грамотно поменять профессию во взрослом возрасте? Попытаемся ответить на эти вопросы вместе со специалистом-профконсультантом.

С младых ногтей

Едва только малыш появился на свет, как тут же вокруг него начинаются прогнозы — кем же станет наш кроха? "Какой крикливый! Наверное, будет певцом!" Или: "Смотрите, ему нравятся машинки — наверняка будет автомехаником!" Или: "Наша девочка без конца танцует — суждено ей стать балериною!"

Однако в каждой шутке есть доля правды — помочь ребёнку определиться со своими наклонностями и проявить природные таланты должны мы, родители. И начать лучше действительно как можно раньше.

Когда мы выбираем школу развития, кружок или секцию по интересам — это можно считать подготовительным этапом.

Если взять за аксиому, что все дети от рождения талантливы, то задача заботливых родителей — как можно раньше эти самые таланты нащупать.

Наблюдая за своим ребёнком на кружке по рисованию, в плавательной или спортивной секции, любуясь его работами в изостудии, мы лучше изучаем ребёнка и помогаем ему исследовать свои собственные пристрастия.

Выбирая кружок, родители могут идти двумя путями: развивать слабые стороны или же делать упор на сильных.

Пример: ребёнок гиперактивный, ему — по оценке родителей — не хватает усидчивости. Мама с папой стараются заинтересовать его шахматами или рисованием. С помощью внимательного и терпеливого педагога они вовлекают ребёнка в этот вид деятельности, поощряют его успехи, проявляют интерес к тому, что происходит на занятии, помогают выполнять домашние задания — если они есть.

Результат: ребёнок с помощью взрослых развивает те качества, которых ему недоставало. Он учится преодолевать то, что трудно. Это формирует гармоничную всестороннюю личность.

Другой пример: меланхоличный и рассудительный ребёнок показывает успехи в шахматной игре, что очень нравится маме, папе и бабушке. Но он часто болеет и не расположен к физическим нагрузкам. Родители решают, что успехов в спорте ему не добиться. И, надеясь уберечь его от переживания спортивных неудач, отказываются от идеи посещать спортивную секцию, сосредоточившись на шахматном кружке.

Результат: сосредоточившись на одном виде деятельности, ребёнок хорошо продвигается в выбранном направлении, он чувствует себя успешным. Первоклассный спортсмен из него бы не вышел всё равно, говорят мама и папа, зато вы только посмотрите на этого юного гроссмейстера!

Стоит обратить внимание: ключевым в обоих случаях является мнение взрослых — именно они отмечают те качества ребёнка, развитие которых следовало бы поощрять. Но это ни в коем случае не значит, что родителям приходится заставлять ребёнка "из-под палки"! В обоих случаях принципиально важной является личная заинтересованность ребёнка.

Поясняет психолог Анна Назарова:

"С одной стороны, в психологии является предпочтительной тактика развития слабых качеств — это формирует гармоничную личность. С другой — если это самое развитие связано с какой-то борьбой, если в этом присутствует элемент насилия, то лучше отказаться от таких занятий. Во главе всегда должны стоять интересы ребёнка — если он выражает явное недовольство выбранными для него занятиями, эффективнее переключиться на то, что ему больше нравится. Это лучше, чем травмировать психику ребёнка с раннего детства. К тому же, современный ассортимент различных кружков, секций и школ развития позволяет методом "проб и ошибок" всё-таки нащупать тот самый идеальный вариант совмещения "полезного с приятным"

Кроме того, не стоит оставлять попыток заинтересовать ребёнка чем-то новым — к примеру, в 4 года он может не воспринимать рисование, но через год-полтора, встретившись с хорошим педагогом или попав под влияние сверстников, он, вполне возможно, захочет стать великим художником. Некоторые дети выбирают кружок "за компанию" — даже не имея особых склонностей к этой деятельности, они упорно посещают занятия лишь потому, что туда же ходит друг или подружка.


Школьные и внешкольные увлечения

Если ребёнку нравится всё из того, где он побывал, то вопрос о том, какой кружок выбрать, остаётся на усмотрение родителей. И здесь — если есть возможность — психологи советуют развивать слабые стороны. Ведь всегда полезнее учиться тому, чего не умеешь, чем стабильно показывать успехи в том, что и так даётся тебе без труда.

Такая тактика хороша для дошкольников и младших школьников — именно такой подход помогает развить все возможные задатки (даже те, которые до сих пор дремали). И если родители действовали именно так, то к семи-девяти годам они сами и ребёнок уже вполне чётко представляют себе тот багаж, который они наработали за ранние детские годы, посещая всевозможные кружки и секции. В 7-9 лет ребёнок и сам способен сформулировать свои предпочтения.

И если дошкольное детство можно считать этапом разведывательным, то начальная школа — это то время, когда ребёнок уже начинает подумывать о будущей профессии. Хотя разнообразные внешкольные занятия в этом возрасте ещё не стоит рассматривать как однозначную профориентацию на будущее, отмечает психолог Анна Назарова:

"На самом деле все эти музыкальные, художественные школы, различные спортивные секции и кружки, куда родители долго и упорно водили ребёнка, — это совсем не обязательно будущая профессия. Часто на консультацию по поводу выбора будущей профессии приходят подростки, закончившие музыкальную школу, или ходившие в спортивную секцию. И свои детские занятия большинство из них вообще не рассматривает как вариант будущей профессии. Скорее бывает наоборот, и это всем известно: большинство из тех, кто закончил музыкальную школу, потом говорят, что больше никогда не будут играть. Исключение, пожалуй, составляют художественные школы — профессию, связанную с изобразительной деятельностью, чаще выбирают те, кто в детстве занимался рисованием".

У меня растут года...

А вот к 12-13-ти годам уже пора задумываться о будущей профессии всерьёз. К чему склонен мой ребёнок? Что у него получается лучше всего, а что даётся с трудом? Каков он по характеру, как справляется с трудностями, склонен ли работать в команде?... На все эти вопросы любая внимательная мама ответит и без всяких специалистов. Однако, и всевозможные тесты могут стать хорошим подспорьем.

Так, мы с моим 12-ти летним сыном по очереди прошли бесплатный он-лайн тест. Любопытно, что в тесте повторяются однотипные вопросы — однако, в итоге получается картина, вполне близкая к реальной. Так, моего сына программа охарактеризовала как уравновешенного, рассудительного, не склонного к общению человека с умеренной способностью к кооперации — и это очень похоже на правду! Программа предложила ему на выбор профессию бухгалтера (88%), специалиста по землеустройству (82%) или кинолога (80%). Также в списке предложенных — к большому удовольствию сына — биолог, геолог, инженер, математик и штурман. Сравнительно низкие проценты соответствия в его случае объясняются, по всей видимости, тем, что он слишком часто выбирал вариант "не знаю".

А обо мне было сказано, что я человек активный, способный к сопереживанию и работе в команде (что по большому счёту тоже недалеко от истины). По оценке теста, мне следует выбрать работу врача (99% соответствия), психолога (96%) или педагога (93%), а также мне подойдут профессии: актёр, фотограф или спортивный тренер. И ни слова о журналистике! В аннотации к тесту, впрочем, есть оговорка, что он не даёт полной картины. Но, во всяком случае, тест заставляет задуматься над вопросом "Кто есть я?" — а это само по себе неплохо

А вообще-то психологи МГУ уже давно разработали специальную диаграмму профильных классов, которая рекомендована к внедрению в старших классах всех российских школ. По мнению специалистов, с 13-14 лет детей можно основательно готовить к будущей профессии, проводя тестирование после 8-го класса и разделяя старшие классы по следующим направлениям:

  • Информационно-технологический.
  • Физико-математический.
  • Лингвистический (языкознание).
  • Гуманитарный (общественные науки).
  • Социально-экономический.
  • Естественно-научный.

Предложенная схема, конечно, сложнее, чем принятое в большинстве уральских школ разделение на классы "физико-математический", "гуманитарный" и "класс для отстающих".

Рассказывает психолог Анна Назарова:

"Независимо от того, в какой школе учится ребёнок и есть ли там разделение классов по направлениям, задумываться о выборе профессии нужно уже лет в 12-13. Родители могут вести серьёзные разговоры с ребёнком, выясняя его склонности и побуждая думать в этом направлении. Это помогает ему лучше понять себя. Но метаться с пакетом документов в 11-м классе, раздумывая в мае месяце, какой вуз выбрать — это уже перебор. Если самостоятельно определиться сложно, можно прибегнуть к помощи специалистов. В нашей практике был такой случай. На консультацию мама привела сына-подростка. Она была расстроена тем, что к концу десятого класса сын мало чем интересовался, никаких особых склонностей не проявлял и учился в среднем на "тройку". Тестирование действительно не выявило ярких способностей к определенному виду деятельности, но с учётом сферы его интересов и темперамента — компьютеры и современная музыка , активное общение — программа рекомендовала профессию звукорежиссёра. Ни мама, ни сам мальчик раньше даже не задумывались о том, что такая профессия существует. А оказалось, она и подходит, и действительно ему интересна, и образование хорошее можно получить, и возможностей для трудоустройства в последующем много! За время, остававшееся до окончания школы, мальчик так проникся этой идеей, что с помощью репетиторов смог "подтянуться" по нужным предметам, сам сдал экзамены и поступил на выбранный факультет вуза. Сейчас учится на втором курсе по специальности "звукорежиссёр" и не жалеет о выбранной специальности".

Профессии как они есть

Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник) и средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Вот эти типы:

  • Человек — человек
  • Человек — природа
  • Человек — техника
  • Человек — знак
  • Человек — художественный образ

По этим простым правилам можно составить для себя "идеальную формулу профессии" и понять, какая профессия подходит в том или ином случае.

Цели труда в этих областях могут быть разными

  • Гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).
  • Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).
  • Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)

Современные психологи-профконсультанты пошли дальше и на основе изложенной классификации предложили новую, конкретизирующую тот или иной тип. Например, тип "человк-человек" разбили на два: "социальное общение" (педагоги, врачи, сфера обслуживания и пр.) и "общение в сфере бизнеса" (менеджер по продажам, менеджер по персоналу, по работе с клиентами и т.д.)


Какие методы профориентации бывают

Выбирать профессию можно разными путями:

  • самостоятельно. Анализ интересов и склонностей ребёнка своими силами (мамой, папой, с помощью учителей в школе);
  • консультация специалистов — это может быть и школьный психолог, и профконсультант в специальном центре, для взрослых сейчас активно предлагают услуги коучи (карьерный коучинг);
  • тестирование с помощью компьютерных тестов или тестов из сборников, которые в изобилии продаются во всех книжных магазинах. Наряду с приведенными нами в качестве примера опросниками есть глубинные проективные методики, например, тест Л. Зонди, профориентационный тест Ахтниха и др.);
  • активные формы профориентации — тренинги, на которых предоставляется возможность "проиграть", примерить на себя различные профессии.

Кроме того, важной составляющей правильного выбора профессии является информация. Не многие родители могут похвастаться, что могут рассказать своему ребёнку абсолютно обо всех современных специальностях, профессиях, об особенностях рынка труда. Неплохо почитать электронные или бумажные энциклопедии о профессиях, статьи о выборе профессии, просматривать реальные вакансии, посещать Дни открытых дверей и специальные выставки ("Образование от А до Я" и т.п.). Между прочим, многие даже среди старшеклассники не знают, кем и как работают их мама и папа, что уж говорить и других специальностях!

Как правильно выбрать профессию?

Основоположник отечественной теории профориентации — Евгений Александрович Климов. Его метод использовался в 1970-х годах, был усовершенствован в 1990-е, и по сей день считается одним из самых лучших. Тесты и опросники, разработанные Климовым, популярны до сих пор; он же в своё время выяснил, какие именно факторы больше всего влияют на выбор человеком той или иной профессии. Таковых факторов, по Климову, восемь:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.

Основные ошибки, которых советуют избегать при выборе профессии:

  • Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий — это частая ошибка школьников. К примеру, есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много — и это далеко не только переводчик. При выборе профессии стоит учитывать и то, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Профессий гораздо больше, чем школьных предметов.
  • Также среди подростков нередко случается очарование профессионалом, и как следствие — профессией. Психологи называют это "переносом" отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. Ошибочно выбирать профессию, основываясь лишь на том, что тебе нравится отдельно взятый её представитель.
  • Иногда, плохо разобравшись в сути самой профессии, подросток увлекается только внешней или какой-нибудь одной стороной профессии. Но за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд, а журналисты не всегда выступают по телевидению.
  • Неадекватная оценка собственных ресурсов часто соседствует с предыдущей ошибкой очарования: не сумев (или не желая) разобраться в своих личностных качествах и способностях, ребёнок может настаивать на выборе профессии. Разобраться в том, что действительно "моё", помогут психологические тесты и специальные консультанты по профориентации. Впрочем, не стоит намертво приклеивать к себе ярлык, полученный в результате тестов (пусть даже они самые что ни на есть правильные) — человеку свойственно меняться, и вчерашний "гуманитарий" спустя какие-то время может запросто начать проявлять способности к техническим наукам.
  • Собственно говоря, и сам выбор профессии — это не пожизненный диагноз. Кроме того, что и сам человек меняется с течением жизни, также изменения происходят и внутри самой профессии, да и новые появляются с каждым годом. Каким бы делом вы ни занимались, всегда есть место для развития: придётся регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности...И наоборот, первая, выбранная в юные годы, профессия, может пригодиться в самых неожиданных ситуациях, даже если вы затем найдёте что-то более привлекательное.

Выбрать — выбрали. А применить?

Не трудно заметить, что в предложенной Климовым классификации склонности человека учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

"На мой взгляд, внутренние предпосылки человека — его способности и склонности, особенности характера, мотивация — важнее, чем внешние факторы (такие как востребованность профессии на рынке труда в настоящее время). Да, сейчас, возможно выбранная специальность востребована и позволяет неплохо устроиться. Но мы не можем знать, как изменится ситуация к тому моменту, когда сегодняшний старшеклассник закончит вуз и перед ним встанет вопрос трудоустройства. Он может оказаться в проигрыше, если выберет специальность, к которой у него нет особенных задатков. При выборе профессии я всегда советую отталкиваться от способностей и мотивации самого человека. Если человек занимается тем, что у него хорошо получается и к чему он способен более всего, то он сумеет реализовать себя в любой специальности. В любом случае, это лучше, чем спустя годы понять, что ты получил образование, которое тебе не нужно, и потратить время и деньги на то, чтобы переучиться".

Образование, которое мы выбираем: будет ли оно востребовано?

Российская рекрутинговая компания провела в сентябре социологическое исследование на тему "Довольны ли россияне полученным образованием?". Были опрошены более 2300 респондентов из разных регионов и результаты оказались довольно любопытными:

  • Больше всех жалеют о первом полученном образовании респонденты, получившие экономическое образование, в сфере менеджмента и, как ни странно, техническое.
  • Меньше всех жалеют о полученном образовании респонденты с гуманитарным образованием и образованием в сфере маркетинга, рекламы, PR.

На вопрос: "Работаете или работали ли вы по специальности?", всего 41% ответили, что работают до сих пор. Работали ранее по специальности, но сейчас работают по другой, четверть опрошенных.

Никогда не работали по специальности, полученной в ВУЗе, 34% респондентов. По оценке авторов исследования, это может говорить, прежде всего, о несформировавшихся карьерных планах и целях части выпускников ВУЗов. Многие идут учиться под влиянием мнения родителей, а не исходя из собственных предпочтений. Также часть выпускников школ не планируют свою жизнь дальше, чем на пару лет, и не задумываются, каким образом они будут применять полученные в ВУЗе знания во взрослой жизни. Кроме того, это объяснимо тем, что интересы человека меняются с течением жизни.

Комментирует психолог, сотрудник кадрового агентства Анна Назарова:

"Бывает, что на консультацию по поводу выбора профессии приходят уже состоявшиеся люди, чаще всего это женщины в возрасте около 30-ти лет и старше. У них есть дети, семья, но работа по прежней специальности перестаёт приносить удовлетворение. Как ни странно, в этом возрасте профориентация происходит легче — человек уже знает, чего хочет и чего не хочет, уже успел проявить основные свои склонности и черты характера. Проще понять себя, но сложнее себя реализовать — начинать работать в новой сфере "с нуля" не все готовы, а имеющееся образование и опыт не всегда имеют значение в другой профессии. И вот тут уже приходится проявлять больше гибкости, прислушиваться к тому, что происходит на рынке труда. Важно также грамотно составить резюме — таким образом, чтобы ваши лучшие качества подчёркивались в первую очередь. Но не стоит отчаиваться и отказываться от попыток реализовать себя в любимом деле! Практика показывает, что человек замотивированный и уверенный в своих силах находит нужную ему работу, несмотря на множество "неподходящих факторов"".

А что на рынке труда?

Срез сегодняшнего рынка труда может помочь тем, кто уже определился с выбором профессии и заканчивает образование. По последним данным, на сегодня в числе безусловных лидеров следующие специальности:

  • Менеджеры по продажам. Причём, больше всего ценятся "продажники" с опытом работы, с собственной клиентской базой и по-настоящему влюблённые в своё дело. Финансовый кризис заставил по-другому взглянуть на профессию менеджера по продажам — это касается как самих "продажников" и их работодателей, так и тех, кто является клиентом менеджеров по продажам, то есть покупателей. Продать что-либо кому-либо сегодня уже не так просто, как два-три года назад — для этого нужны особый склад характера, виртуозное владение своим делом и крепкая хватка.
  • Технические специалисты в области IT. Несмотря на финансовый кризис, технический прогресс не стоит на месте, предприятия развивают коммуникации, информационные технологии совершенствуются... Но и в этой сфере требования к профессиональному уровню работников также высоки. По данным социологической службы одного из кадровых порталов, кризис в целом произвёл революцию на рынке труда: произошла переоценка ценностей, компании избавились от "балласта" (сотрудников, чей профессионализм вызывал сомнения) и ужесточили требования к оставшимся сотрудникам. Сегодня, чтобы найти хорошее место работы или удержаться на старом, нужно едва ли не ежедневно доказывать работодателю, что ты получаешь свою зарплату не зря. 10.08.2010 11:57:37, Лирик

Но как быть, если принца нам не достанется? Желательно бы в запасе иметь еще какую-нибудь профессию. Ну, так, на всякий случай.

Проблема выбора профессии рано или поздно встает перед каждым. И выбор этот – один из самых важных в жизни.

Знание – сила

Для того чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Прекрасно, если ребенок будет знать о существовании самых разнообразных профессий. Нередко человек выбирает для себя профессию своих родителей или их ближайших друзей просто потому, что все детство проводит в замкнутом, ограниченном мирке.

О.И.Семенченко, руководитель психолого-реабилитационного центра «Авгур»:

«Обратите внимание на цирковые или рабочие династии. Дети циркачей рождаются чуть ли не на опилках, цирк для них – дом родной, и круг общения весьма ограничен. Неудивительно, что они выбирают для себя профессию, связанную с цирком. В то же время в семьях актеров круг общения значительно шире, да и специальностей, так или иначе связанных с миром театра и кино, куда больше. Возможно, именно поэтому актерских династий у нас не так уж много».

Расширяйте знания о мире!

  • Почаще рассказывайте ребенку о разных профессиях, подростка неплохо сводить на день открытых дверей в институт – и желательно, не в один. Относиться к этому пока можно без особого трепета и пиетета, ведь совершенно не обязательно, что именно с этим вузом ребенок свяжет потом свою жизнь. Ходите туда просто как в музей – посмотреть, пообщаться, проникнуться атмосферой.
  • Попросите ваших друзей и знакомых рассказать ребенку о своих профессиях. Нередко это тоже бывает толчком для пробуждения интереса к той или иной специальности.
  • Еще один неплохой вариант – разнообразные кружки и секции, где можно не просто в теории узнать о какой-то новой области, но и в живую в нее погрузиться.

При всем богатстве выбора

Но, предположим, чудесные школьные годы подходят к концу, а интересы вашего чада так и не определились. Ничего не нравится или, наоборот, нравится слишком много. Или сначала нравилось, а потом наступило горькое разочарование. Как определиться в выборе?

Для этого существуют специальные методики, позволяющие наметить основные склонности и интересы и подобрать подходящие специальности. По большей части они ориентированы на «юношей, обдумывающих житье», но нередко и взрослые, сорока-пятидесятилетние мужи обращаются к психологу с просьбой подобрать профессию. Ведь нелюбимая, не подходящая конкретному человеку работа порой приводит к весьма неприятным последствиям, включая депрессии, душевные расстройства и соматические недуги. Мы порой даже не представляем себе масштабы бедствия, которое вызвано «неправильной профессией».

Психолог О.И.Семенченко рассказывает:

«В моей практике недавно был такой случай. Мама привела на прием двадцатичетырехлетнюю дочку. Девушка недавно закончила вуз по экономической специальности, получила красный диплом, мама устроила ее в свою фирму бухгалтером. Профессию для дочки тоже в свое время выбрала мама – работа «чистенькая», хорошо оплачиваемая, всегда востребованная. Девочка всегда была послушной дочкой, вот и в этом случае особо не сопротивлялась маминому выбору, хотя душа у нее никогда не лежала к бумажкам и цифрам. И все бы ничего, да вот к двадцати четырем годам у девушки не было ни одного бой-френда, на дискотеку она тоже ни разу не ходила, все сидела дома, при маме.

Мы провели тестирование по профессиональной ориентации. Результат был ошеломляющий. В список запрещенных специальностей попала одна-единственная категория – экономические специальности! Мы стали работать с девочкой, подобрали для начала совершенно другую область деятельности – она стала продавцом-консультантом в салоне элитной дорогой косметики. Для нее началась совершенно другая жизнь, где она смогла, наконец, раскрыться и почувствовать себя в своей стихии. За талантливого консультанта стали бороться заведующие сразу нескольких отделов. А через пять сессий она позвонила мне и сказала, что не придет на очередную встречу, поскольку они с друзьями уезжают в дом отдыха».

Нередко родители даже не допускают мысли о том, что у их ребенка могут быть ярко выраженные способности, допустим, к журналистике или к биологии, на том простом основании, что «у нас в роду ни одного журналиста» не было. Однако яблочко порой откатывается от яблони довольно далеко. Не мешать ему и помочь выбрать нужное направление – наша главная задача.

Когда пора определяться

От 0 до 7 лет можно проводить общую диагностику – как развита память, внимание, восприятие (слуховое и зрительное), мышление, творческие способности. Психолог определит, какое полушарие у ребенка ведущее, ведь именно правое или левое полушарие определяет, в какой области наиболее ярко проявятся способности малыша.

От 7 до 11 лет дети начинают активно интересоваться различными профессиями, но о серьезной профессиональной ориентации говорить пока рано, можно лишь сделать предварительные наметки. Однако ярко выраженные интересы и способности можно развивать уже сейчас – талант в этом возрасте не заметить невозможно.

Подростки уже пытаются оценить себя, свои психологические и физиологические ресурсы, так что, начиная с 12 лет уже можно проводить тесты на профориентацию.

Обычно такие тесты включают в себя пять основных направлений:

  • «человек - природа»
  • «человек - техника»
  • «человек - человек»
  • «человек - знаковая система»
  • «человек - художественный образ».

Обследование обязательно должно быть комплексным, и доверить его лучше специалисту – ведь тест нужно грамотно провести и потом адекватно интерпретировать его результаты. И усилия, затраченные сегодня, завтра окупятся сторицей.

Благодарим за помощь в подготовке материала О.И.Семенченко, руководителя центра психологической и физиологической реабилитации «Авгур» (http://www.avgur-m.ru/ )

Инесса Смык

Света Почтарева
«Все профессии нужны, все профессии важны». Знакомство детей с профессиями

«Все профессии нужны , все профессии важны »

Цель проекта : Знакомство детей с профессиями

Задачи проекта :

1. Ознакомить детей с трудом взрослых

2. Расширять знания детей о родных людях , их профессиях , значимости их труда в семье и обществе;

3. Воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.

Механизм реализации проекта :

1. Знакомство с детской литературой о труде взрослых, профессиях ;

2. Беседа с детьми о профессиях ;

3. Составление тематического каталога по данной проблеме;

4. Картотека загадок о профессиях ;

5. Дидактическая игра “Кому что нужно для работы ?”;

6. Сюжетно-ролевые игры;

7. Оформление совместно с родителями альбома “Все работы хороши”

Программное содержание :

1. Закрепить знания детей о разнообразных профессиях : их названии и роде деятельности.

2. Уметь устанавливать причинно-следственные связи, выражать их в речи придаточным предложением используя предлог потому что.

3. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться.

Оборудование : картинки с изображением людей разных профессий .

Литература : Толковый словарь русского языка, Словарь профессий // Спрос . - 2006., Хальфин Р. Врач - это диагноз : о профессии врача- 2008 . - N9,

Ход занятия.

I. -Сегодня мы с вами побеседуем, поиграем в игры на тему «Все профессии нужны , все профессии важны ».

Назовите профессии , которые вы знаете. (дети называют)

– Посмотрите внимательно на эти картинки и скажите очень коротко, не перечисляя всех по отдельности, кто изображён на картинках?

На картинках изображены люди разных профессий .

II. – Давайте представим себе время, когда люди жили в лесу, в пещерах. У них ещё не было современных домов, современной одежды. Как вы думаете, чем они занимались? (ответы детей )

Да, мужчины ходили на охоту, приносили добычу, а женщины готовили еду из того, что добывали мужчины. Выделывали шкуры животных, чтобы потом сшить из них одежду.

Какие профессии людей зародились в те очень древние времена? (ответы детей )

В древние времена зародились такие профессии , как охотник, повар, швея.

Но вот прошло время, и люди научились делать из глины посуду, из дерева строить удобные жилища. С новым трудом людей появились новые профессии . Какие? (гончары, строители)

(предположения детей их рассказы )

Человеку всегда хотелось жить лучше. Ему надо было преодолевать большие расстояния, и он придумал транспорт. Какие профессии появились ?

(моряк, водитель, летчик, конструктор, путешественник)

Человек всё время трудился. Люди все разные и каждый старался выбрать себе профессию , которая ему нравится. Я выбрала профессию – воспитатель . Мне очень нравится маленькие дети и я люблю с ними играть.

А какую профессию вы мечтаете выбрать для себя? (рассказы детей )

Физ. минутка.

Игра «Доскажи словечко»

Самолётом правит-лётчик

Трактор водит-тракторист

Электричку – машинист

Стену выкрасил – маляр

Доску вы строгал – столяр

В доме свет провёл электрик

В шахте трудится – шахтёр

В жаркой кузнице – кузнец

Кто всё знает – молодец!

Игра «Кому что нужно

Бинт, зелёнка, шприц- нужны врачу

Гвозди, молоток, отвёртка

Краска, кисть, ведро

Иголка, нитки, ножницы

Весы, гири, фартук

Мел, указка, тетради

Кастрюля, нож, плита

Игра «Найди причину»

Сшитое платье было слишком длинным, потому что.

После посещения врача Серёжа быстро пошёл на поправку, потому что

Покупатель поблагодарил продавца за товар, потому что.

В городском парке засохли на клумбах цветы, потому что.

Дом сгорел до основания, потому что.

Вещи и люди во время пожара были спасены, потому что … Нарушитель на границе был быстро пойман, потому что… Во время землетрясения многие люди были спасены, потому что.

Люди попавшие в автокатастрофу были спасены, потому что… Все коровы были здоровыми и давали много молока, потому что… Зимой коровы похудели и стали давать мало молока, потому что…

III. - Мы с вами сейчас перечислили много профессий . А как вы думаете, какая профессия самая важная , главная, без которой мы не смогли бы ни за что обойтись? (предположения детей ) Мы так и не смоли определить, какая же профессия самая важная , потому что они все нужны .

«Все профессии нужны , все профессии важны », а чтобы овладеть профессией от человека требуется упорство, дисциплина, умение, знание, трудолюбие

Дидактическая игра «Профессии » .

Ребята, сегодня мы будем говорить о профессиях . Что такое профессия ? (Занятие, работа) .

Совершенно верно. Давайте поиграем! Я буду показывать картинку, а вы постарайтесь назвать, человек какой профессии на ней изображен и что он делает.

(Например. Это повар. Он варит супы, жарит котлеты, печет пироги.)

(Детям предлагается 7 картинок : парикмахер, продавец, шофер, врач, повар, художник, учитель.)

Молодцы ребята, сколько вы знаете профессий ! А ведь у каждого из вас есть мама, которая не только выполняет работу по дому, но и имеет профессию . Много приходится маме трудиться.

3. Беседа по стихотворению Родиной М. «Мамины руки» .

Давайте вместе вспомним стихотворение «Мамины руки» .

(Дети вместе с воспитателем читают стихотворение.)

Говорят у мамы руки золотые!

Погляжу внимательно, погляжу поближе,

Маме руки глажу – золота не вижу.

Почему же люди наши заводские

Говорят, у мамы руки золотые?

Спорить я не стану, им видней,

Ведь они работают с мамою моей.

Говорят, у мамы руки не простые,

Говорят, у мамы руки трудовые!

Почему в стихотворении говорится, что мамины руки золотые? (Трудовые, умеющие делать всё.)

А что делает мама? (Стирает, готовит, убирает и т. д.) А вы маме помогаете?

Физкультминутка «Мы любим маме помогать» .

Мы любим маме помогать,

Платочки можем постирать,

Смотрите, как стираем, маме помогаем!

Мы любим маме помогать,

Полы умеем подметать.

Смотрите, подметаем, маме помогаем!

Мы любим маме помогать,

Цветочки можем поливать.

Смотрите, поливаем, маме помогаем!

4. Дидактическая игра «Чудесный сундучок» .

Сейчас, ребята, вы – мамины помощники, а когда станете взрослыми, получите профессию и сами будете трудиться . Каждая профессия важна по-своему .

Давайте поиграем. У меня есть чудесный сундучок, в котором лежит много интересных предметов. Чтобы узнать, что там лежит, нужно сказать такие слова : «Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок!»

(Дети по очереди достают предметы, называют, человеку какой профессии он необходим . Например. Это шприц. Он нужен доктору. Доктор делает людям уколы, чтобы они не болели. Таким же образом обыгрываются остальные предметы : половник, расческа, краски, весы, руль).

Молодцы, все правильно назвали.

5. Закончи пословицу.

Как народная мудрость говорит :

«Сделал дело – … (гуляй смело!»).

«Без труда… (не вытащить и рыбку из пруда»).

«Умелые руки (не знают скуки»).

«Делу время – … (потехе час»).

Музыкальная пауза (Ритмичные движения под музыку.)

Ну, раз потехе час, давайте отдохнем и потанцуем. (Танцуем под песню «Разноцветная игра» )

6. Сюрпризный момент.

Ребята, вы ничего не слышите? Кто-то стучится. (Воспитатель вносит Карлсона из раздевалки.)

- Карлсон : Ой, я не опоздал? Я ничего не пропустил?

Опоздал, Карлсон, но не волнуйся, ребята тебе расскажут, чем они занимались.

Ребята, о чем мы говорили? (Ответы) .

7. Игра «Исправь неточность» .

(Карлсон обращает внимание на сундучок и предметы, находящиеся в нем) .

- Карлсон : Я все понял. Это расческа. Она нужна повару , чтобы перемешивать суп.

- Дети : Нет, неправильно, Карлсон. Она нужна парикмахеру , чтобы расчесывать волосы.

(Карлсон излагает несколько ошибочных версий, дети поправляют его) .

- Карлсон : Ну вот, как всегда. Ничего я не знаю.

Не расстраивайся, Карлсон, постепенно и ты всему научишься. А дети тебя любят, и приготовят для тебя пирожное.

8. Продуктивная деятельность. Лепка из соленого теста.

Ребята, порадуем Карлсона, испечем ему пирожное? Подготовим пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Много могут пальчики…»

Много могут пальчики, озорные мальчики.

Могут карандаш держать, чтоб картинки рисовать.

Могут пальчики лепить, из бумаги птиц сложить.

И машинку, и зверей, начинайте поскорей!

(По окончании лепки Карлсон благодарит детей за угощение и уточняет, какие начинки они использовали).

(Воспитатель благодарит детей за отзывчивость и приглашает Карлсона остаться в группе попробовать угощение).

«Я начну, а ты продолжи»

Цель : упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений.

Врач лечит людей, чтобы.

Строитель строит дома, чтобы.

Парикмахер подстригает людей, чтобы.

«Маленький - большой»

Цель : упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Лопата - лопатка, ведро - ведерко

«Что из чего получается»

Цель : упражнять детей в образовании слов по аналогии.

Сок из моркови - морковный; варенье из яблок - яблочное

«Назови, что лишние»

Цель : учить группировать предметы по определенному признаку и выделять лишний предмет.

Грабли, лопата, тележка, половник -? половник лишний, потому что грабли, лопата и тележка нужны дворнику , а половник не нужен ему для работы.

Карлсон хвалит всех детей , что они рассказали о профессиях , и благодарит за игры!

Педагогика - не наука, педагогика - техника и практика воспитания и обучения человека. Педагогика в своих действиях основывается на психологических исследованиях. Профессия педагог подразделяется на профессию воспитателя дошкольного учреждения, учителя начальных классов, учителя-предметника в школе (учитель математики, учитель истории, учитель физики, учитель химии, учитель рисования, учитель танцев и т.п.), преподавателя в среднем учебном заведении и преподавателя в высшем учебном заведении. В педагогике особое место занимает специалист по методике преподавания или воспитания - методист. В педагогике есть раздел - дидактика - она дает точные технологические схемы подачи материала. Особняком стоит специальная педагогика - олигофренопедагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, фонопедагогика. Эти виды педагогов работают в учреждениях для детей с пониженным слухом, зрением и интеллектом и нарушением голоса. Всем известна профессия логопед. Логопед работает в детском саду, в школе, он может работать даже со взрослыми людьми, которые хотели бы, например, избавиться от нежелательного выговора. Очень близко к педагогике стоит детская психология и педагогическая психология. Психологи этих направлений помогают педагогике и педагогам обучать и развивать детей, а также понимать их и корректировать неадаптивные формы поведения детей. Профессия логопед комплексная профессия. Логопед работает не только с нарушениями речи, но и также и с нарушениями мышления, внимания и памяти ребенка. Полноправным участником педагогического процесса является школьный психолог. Школьный психолог - комплексный специалист, он проводит не только диагностику, но и психологическую коррекцию детей - на когнитивном, эмоциональном и личностном уровне. Он консультирует родителей и учителей. Педагогические профессии захватывающе интересны, трудны и требуют от человека психологической устойчивости и здоровья.