Что такое скроллер. Материал для постера


Великая Отечественная Война навсегда останется в сердцах абсолютно каждого человека. Война – это страшное событие, боль и слезы. В память об этих страшных событиях в разных уголках страны устанавливаются памятники, это благодарность и вечная память нашим дедам и прадедам – солдатам, подарившим нам жизнь. Памятники Родине-матери есть во многих уголках не только нашей страны, но и всего земного шара. Так Родину-мать можно встретить в Белоруссии, Германии, Испании, Латвии, Туркмении, Узбекистане и в Украине. Всего можно насчитать около двадцати пяти памятников Родине-матери. Из них тринадцать находятся в городах России.

Родина-мать в городах России

Мемориал Родина-мать в Санкт-Петербурге является, наверно, одним из самых известных среди всех памятников Родине-матери. Расположен он на Пискаревском мемориальном кладбище. Это самое большое кладбище, оно занимает площадь в двадцать восемь гектаров и занесено в книгу рекордов Гинесса. Мемориал является данью памяти жителям блокадного Ленинграда, которым не хватило сил выжить в это страшное время голода, холода и бомбежек, в эти «900 дней кошмара, ада». На Пискаревском кладбище похоронено примерно полмиллиона жителей города. Открыт мемориал в мае 1960 года. Родина мать держит в руках разорванный лавровый венок.
Мемориал Родина-мать в городе Буденновске. Деньги на памятник собирали сами жители города. Возведен он из гранита и открыт в 1967 году. Посвящен буденновцам (в то время прикумчанам), погибшим или пропавшим без вести в годы Великой Отечественной войны.
Родина-мать в Волгограде. Мемориал открыт, так же как и в городе Буденновске, в 1967 году. Расположен он на Мамаевом кургане. Памятник выполнен из бетона, в основании же металлические конструкции. Высота Родины-матери пятьдесят три метра, в руке она держит меч, его длина тридцать три метра. Если сложить эти цифры, то получается, что высота всего памятника восемьдесят шесть метров. Надо сказать, что Родина-мать в Волгограде является одним из семи чудес света.
Памятник Родине-матери в Калининграде установлен на месте обычного сквера. Представляет собой точную копию женщины, нарисованной на плакате «Родина-мать зовет!», относящегося ко времени Второй Мировой войны.
Памятник Родине-матери в Вышестеблиевской станице Краснодарского края представляет собой женщину, левая рука у нее лежит на правом плече. Памятник посвящен комсомольцам, которых предатель выдал фашистам.
Родина-мать на площади Победы в Калуге. Мемориал посвящен жителям города, павшим в военные годы. Комплекс установлен на месте, где ранее был пруд. В 1966 году на площади появился обелиск, и лишь в 1973 году на самом верху обелиска появилась Родина-мать. В руках у нее лента, символизирующая нить реки Оки и искусственный спутник Земли. Таким образом, архитектор объединил в памятнике победу над фашистской Германией и освоение пространства космоса.
Есть Родина-мать и в Татарстане в Набережных Челнах. Установлен памятник в 1975 году. Родина-мать в этом мемориальном комплексе несколько отличается от монументов Родины-матери в других городах. Здесь она предстает в образе птицы Феникс, начинающей взлетать.
В селе Кубенское Вологодской области памятник Родине-матери стоит на площадке рядом с сельской библиотекой. Родина-мать предстает перед жителями в образе женщины, укутанной в покрывало. Стоит она на пьедестале, в центре же расположена звезда, копия ордена Отечественной войны I степени. За спиной Родины-матери можно увидеть фреску, изображающую солдата и женщину в голубом платке, а рядом с ними хлеб и рюмка.
Родина-мать в Нижнем Новгороде установлена в 1965 году на месте братской могилы советских воинов. Находится этот мемориал на кладбище «Красная Этна». В руках, вознесенных к небу, у Родины-матери находится венок.
Родина-мать в городе Павловске Воронежской области. Данный памятник представляет собой ансамбль. Родина-мать с возведенными к небу руками, она как бы просит о мире, но в то же самое время сама его несет, несет она и счастье. С другой стороны от Родины-матери находится фигура солдата с преклоненным коленом. Надо сказать, что в годы Великой Отечественной войны город Павловск был передовым городом на линии фронта.
Памятник Родине-матери в Пензе. Полное название памятника «Монумент воинской и трудовой славы». Посвящен он жителям Пензенской области, жителям, сражавшимся за победу и трудившимся ради жизни вопреки всей боли войны. Он за трудовые и воинские подвиги. Открыт монумент в 1975 году. Родина-мать предстала в образе матери, держащей на левом плече ребенка. У ребенка же в руках вечный огонь.
Мемориал расположен в центре Лагерного сада в городе Томске. Родина-мать держит в руках оружие, она вручает его своему сыну. Возведен мемориал в 1979 году.
Родина-мать в Саратовской области в селе Старые Бурасы расположена на площади в центре села, рядом с Родиной-матерью расположен памятник Сталину И. В.
Такое большое количество памятников, мемориалов Родине-матери, несомненно, вызвано большой болью всей страны, скорбью всего мира по страшным дням Второй Мировой и Великой Отечественной войн. Война – это всегда боль, это страх, это потери и слезы. Самое главное, чтобы каждый человек помнил и хранил в сердце память об этих страшных днях. И тогда в нашей жизни будет мир!

Почему при создании памятника героической обороне Сталинграда был использован именно этот образ? Есть мнение, что за основу скульптуры Евгений Вучетич взял образ Ники Самофракийской, также на творческий замысел мог повлиять барельеф с Марсельезой в Париже, где тоже изображена женщина с мечом.

Образ

Сам образ «Родины-Матери» стал одним из самых сильных образов советской пропаганды после того, как в 1941 году Ираклием Таидзе был создан, пожалуй, самый известный агитационный плакат Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет».

Скульптура на Мамаевом кургане таким образом является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом.
Евгений Вучетич пришел к этому образу не сразу. Первоначально проект предполагал наличие двух фигур (женщины и коленопреклоненного солдата), в руке Родина-мать должна была держать не меч, а красное знамя.

Прототипы

До сих пор насчет того, с кого Вучетич «лепил» свою скульптуру есть несколько версий.

Накануне празднования 70-летия Победы в Сталинградской битве 79-летняя жительница Барнаула Анастасия Пешкова объявила, что именно она стала прообразом. В 2003 году ровно то же самое сказала Валентина Изотова, работавшая официанткой в ресторане «Волгоград». Еще одной претенденткой на звание прототипа «Родины-матери» стала бывшая спортивная гимнастка Екатерина Гребнева, но она, в отличие от предыдущих претенденток, считает, что была не единственной натурщицей, а образ «Родины-матери» все же является собирательным.
Бывший замдиректора памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» Валентина Клюшина высказала другое мнение: «Фигуру Евгений Викторович делал с Нины Думбадзе, знаменитой дискоболки. Она позировала ему в Москве, в его мастерской. А вот за лицом скульптуры Евгений Викторович далеко ходить не стал. Он создавал его с супруги – Веры Николаевны. И порой ласково называл скульптуру именем жены – Верочка».

Меч победы

Меч в руках «Родины-матери» имеет связь с другими известными памятниками. Подразумевается, что этот меч является тем же мечом, который рабочий передаёт воину, изображённому на монументе «Тыл - фронту» (Магнитогорск), и который затем опускает «Воин-освободитель» в Берлине.

Первоначально меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Однако листы титановой обшивки гремели на ветру, создавали лишнюю парусность и могли привести к нежелательным последствиям. В 1972 году лезвие меча было заменено в ходе реставрации - на состоящее целиком из фторированной стали.

Мамаев курган

На Мамаевом кургане похоронено более 35 тысяч человек. Из 200 дней Сталинградской битвы борьба за эту высоту продолжалась 135 суток. Даже зимой Мамаев курган оставался черным от разрывов бомб, на один квадратный метр приходилось от полутысячи до 1200 осколков и пуль. Весной 1943 года трава здесь так и не взошла.

На Мамаевом кургане, у подножья «Родины-матери» также был похоронен командующий 62-й армией, Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков. Свое желание быть похороненным именно здесь Василий Иванович выразил в своем завещании.

Размеры

Строительство монумента началось в мае 1959 года и было завершено 15 октября 1967 года. На момент создания скульптура была самым высоким в мире памятником. Ее общая высота - 85 метров, вес - 8 тысяч тонн. Расчеты монумента делал Николай Никитин, который до этого принимал участие в проектировании МГУ и Останкинской башни.

Высота статуи была определена Никитой Хрущевым, который ультимативно заявил, что она должна быть выше Статуи Свободы в США. В сравнении с ростом человека фигура «Родины-матери» увеличена в 30 раз.

Несмотря на свой огромный вес (8000 тонн), «Родина-мать» является свободностоящей конструкцией. Внутри она состоит из отдельных ячеек. Жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, которые постоянно находятся в натяжении. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров.

Сегодня «Родина-мать» занимает 11 место в рейтинге высочайших статуй мира.
Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах.

Материалы

«Родина-мать» отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов, блоков предварительно напряжённого железобетона, состоящих из 5500 тонн бетона и 2400 тонн металла. И это вес без основания.

Стоит монумент на плите высотой 2 метра, которая установлена на главном фундаменте высотой в 16 метров, почти полностью скрытом под землей. Для того, чтобы фигура выглядела ещё монументальней, на верхней точке Мамаева кургана также была сделана искусственная насыпь высотой 14 метров и весом 150 тысяч тонн.

Все время, пока возводилась статуя, была необходимость в непрерывной поставке бетона, даже незначительная задержка могла нарушить прочность многотонной конструкции.

Грузовики, подвозившие к месту строительства бетон, помечались особыми знаками. Водителям же разрешалось нарушать правила дорожного движения, они могли даже проезжать «на красный», не опасаясь того, что их остановят сотрудники ГАИ.

Смещение

Иван Букреев, прораб бывшего «Сталинградгидростроя», строитель с 50-летним стажем, в 2010 году заявил, что «Родину-мать» необходимо спасать, поскольку она отклонилась от заложенных в проекте 270 миллиметров уже на 221 миллиметр. Наклоняется монумент по двум причинам: движение фундамента и деформации самой фигуры. Также усугубляют положение колебания меча от ветровых нагрузок.

Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром архитектурного ансамбля «Героям Сталинградской битвы», представляет собой 52-х метровую фигуру женщины, стремительно идущей вперед и зовущей за собой своих сыновей. В правой руке меч длиной 33 м (вес 14 тонн). Высота скульптуры 85 метров. Монумент стоит на 16-ти метровом фундаменте. Высота Главного монумента говорит о его масштабах и уникальности. Общий вес его составляет 8 тыс. тонн. Главный монумент - современная интерпретация образа античной Ники - богини победы - призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительству мемориала придавалось огромное значение. Не было никаких ограничений в средствах и строительных материалах. При создании памятника были задействованы лучшие творческие силы. Главным скульптором и руководителем проекта был назначен Евгений Викторович Вучетич, уже создавший за десять лет до этого памятник-ансамбль воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине и скульптуру «Перекуем мечи на орала», которая до сих пор украшает площадь перед зданием ООН в Нью-Йорке. Вучетичу помогали архитекторы Белопольский и Демин, скульпторы Матросов, Новиков и Тюренков. По окончании строительства все они были удостоены Ленинской премии, а Вучетичу была вручена еще и Золотая Звезда Героя Социалистического Труда. Руководителем инженерной группы, работающей над строительством мемориала, был Н.В. Никитин - будущий создатель останкинской башни. Главным военным консультантом проекта стал маршал В.И. Чуйков - командир армии, отстоявшей Мамаев курган , наградой которому стало право быть захороненным здесь же, рядом с погибшими бойцами: вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов - защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников битвы под Сталинградом


Строительство монумента “Родина-мать” было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была высочайшим в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах. Также существует мнение, что статуя была смоделированна наподобие фигуры «марсельезы» на триумфальной арке в Париже и что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской. Действительно, некоторая схожесть есть. На первом фото Марсельеза, а рядом Ника Самофракийская

А на этом фото Родина-мать

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона - 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Общая высота монумента “Родина-мать зовёт ” - 85 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры - 52 метра (масса - более 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно - большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн. Меч был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. На сильном ветру меч раскачивался, а листы гремели. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое - целиком состоящее из фторированной стали. А от проблем с ветром избавились с помощью жалюзи в верхней части меча. В мире существует очень мало подобных скульптур, например - статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро, «Родина-мать» в Киеве , памятник Петру I в Москве . Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала - 46 метров.


Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным - автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами. «Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75% от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы – 60 миллиметров, до 1999 года – 33 миллиметра, с 2000-2008 – 16 миллиметров», - сообщил директор ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» Александр Величкин.

Скульптура «Родина-мать зовет» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки - 20 и меча - 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча - 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира. Родине-матери грозит обрушение из-за грунтовых вод. Эксперты говорят, что если наклон статуи увеличится еще на 300 мм., она может обрушиться из-за любой, даже самой ничтожной причины

В Волгограде живет 70-летняя пенсионерка Валентина Ивановна Изотова, с которой 40 лет назад ваяли скульптуру "Родина-мать зовет". Валентина Ивановна - человек скромный. Более 40 лет она молчала о том, что в качестве натурщицы позировала скульпторам, ваявшим едва ли не самую известную скульптуру в России - Родину-мать. Молчала, потому что в советские времена рассказывать о профессии натурщицы было, мягко говоря, неприлично, тем более замужней женщине, воспитывающей двух дочерей. Сейчас Валя Изотова уже бабушка и охотно говорит о том далеком эпизоде в юности, который теперь стал едва ли не самым значимым событием всей ее жизни


В те далекие 60-е годы Валентине было 26 лет. Она работала официанткой в престижном, по советским меркам, ресторане "Волгоград". Это заведение посещали все именитые гости города на Волге, и наша героиня своими глазами видела Фиделя Кастро, императора Эфиопии, швейцарских министров. Естественно, что обслуживать во время обеда таких персон могла девушка только с настоящей советской внешностью. Что имеется в виду, вы, наверное, уже догадались. Строгое лицо, целеустремленный взгляд, спортивная фигура. Не случайно однажды к Валентине с разговором подошел частый гость "Волгограда" молодой скульптор Лев Майстренко. Он заговорщицки поведал юной собеседнице о скульптуре, которую они вместе с товарищами должны сделать для скульптора Евгения Вучетича, в те времена уже именитого. Майстренко долго ходил вокруг да около, рассыпаясь перед официанткой в комплиментах, а потом предложил ей позировать. Дело в том, что московская натурщица, прибывшая в провинцию прямо из столицы, не приглянулась местным скульпторам. Уж слишком высокомерная и жеманная была. Да и лицом на "Мать" не походила.

Я долго раздумывала, - вспоминает Изотова, - времена-то тогда были строгие, да и муж запрещал. Но потом супруг смилостивился, и я дала ребятам свое согласие. Кто в молодости не пускался в различные авантюры?

Авантюра обернулась серьезной работой, которая продолжалась два года. Кандидатуру Валентины на роль Родины-матери утверждал сам Вучетич. Он, выслушав доводы своих коллег в пользу простой волгоградской официантки, утвердительно кивнул головой, и началось. Позирование оказалось очень сложным занятием. Стоять по несколько часов в день с раскинутыми руками и выставленной вперед левой ногой было утомительно. По замыслу скульпторов, в правой руке предполагался меч, но Валентине, чтобы не сильно утомлять, вложили в ладошку длинную палку. При этом она должна была придать своему лицу воодушевленное, зовущее на подвиги выражение.

Ребята настаивали: "Валя, ты должна звать за собой людей. Ты же Родина-мать!" И я звала, за что мне платили 3 рубля в час. Представьте себе, каково часами стоять с открытым ртом.

Был во время работы и один пикантный момент. Скульпторы настаивали, чтобы Валентина, как и подобает натурщице, позировала обнаженной, но Изотова сопротивлялась. Вдруг муж зайдет. Сначала сошлись на раздельном купальнике. Правда, потом верхнюю часть купальника пришлось снять. Груди-то должны получиться как натуральные. Кстати, никакой туники на натурщице не было. Это уже потом сам Вучетич накинул на "Родину" развевающееся одеяние. Готовый памятник наша героиня увидела спустя несколько дней, после его официального открытия. Взглянуть на себя со стороны было интересно: лицо, руки, ноги - все родное, только из камня и рост 52 метра. С тех пор прошло более 40 лет. Валентина Изотова жива-здорова и гордится тем, что ей поставили памятник при жизни. На долгую жизнь.

Скульптура «Родина-мать зовет», созданная Е.В.Вучетичем, обладает удивительным свойством психологического воздействия на каждого, кто ее увидит. Как автору удалось этого добиться, можно только догадываться. Острые критические замечания в адрес его творения: она-де и гипертрофированно-монументальная, и откровенно похожая на Марсельезу, украшающую парижскую триумфальную арку, - абсолютно не объясняют ее феномена. Нельзя забывать и том, что для скульптора, пережившего самую ужасную в истории человечества войну, этот монумент, как, впрочем, и весь мемориал, - в первую очередь дань памяти павшим, а потом уже - напоминание живым, которые, по его убеждению, и так никогда не смогут ничего забыть

Скульптура Родина-мать, вместе с Мамаевым курганом, является финалистом конкурса “Семь чудес России”

Памятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» - вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.

Конкурс без границ . Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны. Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров - 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа - из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.

Изменения в композиции . Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо - со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Первый железобетонный памятник . Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.

Укрепление конструкции . Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню. Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.

Памятник эпохи трех генсеков . Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет - его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС - в то время уже Леонид Брежнев.

Самая высокая статуя мира . Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы - ее высота без пьедестала составляла 46 метров.

После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.

Стальной ме ч . Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника - меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.

Скульптурный триптих . Монумент «Родина-мать зовет!» - часть скульптурного триптиха. В него входят памятники «Тыл-фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего, который передает выкованный им меч воину. А германский монумент - солдата-победителя со спасенным ребенком на руках и опущенным мечом. Скульптуру «Воина-освободителя» выполнил Евгений Вучетич, а магнитогорский памятник создали Лев Головницкий и Яков Белопольский.

Образ «Родины-матери» . Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.