Снимки земли с луны. Самые удивительные виды земли из космоса

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Нам с вами очень повезло, поскольку астронавты, находящиеся на Международной космической станции, продолжают удивлять нас новыми фотографиями нашей прекрасной планеты.

Случай понаблюдать за Землей из космоса выпадает очень немногим везунчикам. Так что, мы от всей души благодарны астронавтам, НАСА и Европейскому космическому агентству, и, в случае, если кто-то из их числа читает это - мы еще раз говорим вам наше искреннее «спасибо»! Ведь раньше подобные виды мы могли наблюдать только в фильмах, созданных на киностудиях Голливуда. Но эти фотографии самые настоящие.

1. Мальдивы.

«Мы откроем вам солнечную сторону жизни» - таким лозунгом туристов заманивают туроператоры на Мальдивские острова. Что ж, из иллюминатора Международной космической станции они действительно выглядят изумительно. Ну что, заказываем коктейль с дольками фруктов и зонтиком в стакане, и айда на гамак, чтобы просто расслабиться, наблюдая удивительный закат?

2. Тихий океан, Гавайи.

Алоха! Мы приближаемся к Гавайским островам. Большой остров просматривается очень четко. Килауэа известен как «единственный в мире дорожный вулкан». Сейчас он производит 250-650 тысяч ярдов лавы в день. Этого количества достаточно, чтобы заполнить двухполосную трассу 32 км протяженностью.

3. Южное сияние, Новая Зеландия.

Вам не кажется, что южное сияние на это фото напоминает лазерное шоу -удивительное и завораживающее?

4. Ночной вид на восточное побережье Испании.

Перед вами восточное побережье Испании ночью, Балеарское море выглядит темным пятном. Наверху слева находится остров Майорка. Глядя на ночную Барселону, вспоминаешь о том, что для кого-то одно из заветных желаний - отправиться в этот город на матч «Барселоны» против «Реал Мадрида».

5. Вулкан Маннам, Папуа - Новая Гвинея.

Маннам, также известный как «Великий вулкан», всего 10 км в диаметре. Маннам - это стратовулкан, образованный из меняющихся слоев пепла, лавы и камней от предыдущих извержений. Это один из самых активных действующих вулканов Папуа Новой Гвинеи, чьи извержения часто становятся причиной гибели людей, включая 13 смертей в декабре 1996 года, и еще четыре, последовавшие в марте 2007 года. А вообще, эта фотография напоминает отличную декорацию к какому-нибудь фильму наподобие «Парка Юрского периода» или «Кинг Конга».

6. Международная космическая станция.

МКС находится над восточным побережьем Аргентины над заливом Сан Матиас. Глядя на эти фотографии, можно испытать головокружение. Только представьте, что вы находитесь там, наверху, на борту Международной космической станции, глядя на нашу планету вверх ногами... - как у вас с вестибулярным аппаратом?

7. Озеро Бивер в Арканзасе, США.

Озеро Бивер - это искусственный водоем в горах Озарк, находящийся на северо-западе Арканзаса, где родилась Уайт Ривер. Иногда искусственные водоемы стирают с лица земли лесные пожары, но человечество с удивительным упорством продолжает изменять планету.

8. Восточное побережье США и последний луч света на горизонте.

Восточное побережье США, Нью-Йорк и Лонг-Айленд находятся внизу слева. Хотите увидеть эту панораму своими глазами? За чем же дело стало? Всего лишь $ 20 млн...

9. Земля и звезды.

Так вот как выглядит Млечный Путь, когда свет ночных городов его не затмевает. Хочется процитировать доктора МакКоя из всемирно известного «Стар Трека»: «В этой галактике существует математическая вероятность наличия трех миллионов планет, схожих по типу с Землей. А во вселенной насчитывается три миллиона миллионов галактик, как эта. И в них, возможно, есть хотя бы по одной версии нас самих».

10. Ночные облака над Лонг-Бич, Калифорния.

Это поистине удивительное место - Лонг-Бич. Место, где можно встретить «Королеву Марию» и «Аквариум Тихого океана». Но лучше всего здесь отправиться в путешествие по морю, где можно понаблюдать за дружелюбными серыми китами. Во время миграции они подплывают к самому берегу.

11. Великобритания и Ирландия ночью.

Эти края подарили миру авторов «Ромео и Джульетты» (Уильям Шекспир), «Гордости и предубеждения» (Джейн Остин), «Дракулы» (Брэм Стокер) и «Гарри Поттера» (Дж. К. Роулинг). Британские острова, где ныне с нетерпением ожидают королевскую свадьбу, просто удивительны.

12. Запуск автоматического межорбитального транспортного аппарата.
Компания «Arianespace» и ЕКА провели запуск межорбитального аппарата на Международную космическую станцию. Интересно, на каком расстоянии они находились друг от друга?

13. Солнечные панели Международной космической станции.
Солнечные панели МКС просто удивительны. Когда солнце скрывается за горизонтом, последний солнечный свет окрашивает солнечнее панели в удивительные оттенки.

14. Французская Ривьера ночью.
Лазурный Берег-это не только супер-дороговизна и супер-популярность, но и супер-красота, которую только подчеркивает отражение луны в Средиземном море. Возможно, это единственное место, которое может выдержать сравнение с югом Калифорнии.

15. Яркие огни ночной Барселоны.

16. Суперлуна.
19 марта жители планеты Земля могли наблюдать суперлуну - явление, в ходе которого полная луна приблизилась к нашей планете максимально близко. Луна, сфотографированная из Международной космической станции, просто прекрасна, а на этой фотографии выглядит даже несколько страшновато.

17. Кейп Код, штат Массачусетс.
Кейп Код, который местные жители именуют просто Кейп, - это остров и мыс в восточной части штата Массачусетс. Солнце отражается в водной глади Атлантического океана, превращая его в живое золото, оттеняющее удивительный мыс.

18. Москва ночью
Москва, город с 11-миллионным населением, - это не только столица России, но и центр европейской культуры. Россияне - народ пылкий, гордый, сексуальный и умный, но в то же время утонченный, интеллигентный, и с замечательным чувством юмора. И на этой фотографии снимке мы видим самое сердце этой супер-державы. И сердце это просто неимоверно прекрасно.

20. Сицилия, Италия
Сицилию считается родиной мафии благодаря циклу фильмов «Крестный отец». Но на самом деле это прекрасный и абсолютно волшебный остров, полный пылких людей, любящих музыку и еду, и с отчаянной смелостью живущих в тени древнего вулкана Этна. На этом снимке сложно разобрать, что именно отражается от Средиземного моря - солнечный или лунный свет. В любом случае, фотография удивительная.

21. Озеро Кадисия на реке Евфрат, своим рождением обязано плотине Хадитха. Из космоса она похожа на готового броситься в атаку китайского дракона. В Ираке множество удивительных мест, в которые, к сожалению, не попасть из-за непрекращающегося военного конфликта, длящегося уже много лет. Возможно, когда-нибудь мы сможем побывать и там, и в других исторических местах.

22. Атолл, формой напоминающий сердце, к востоку от Соломоновых островов.
Этот атолл особенно любят астронавты на международной космической станции. Этот снимок они отправили на Землю в День святого Валентина. Атолл - это коралловый остров, который частично или полностью охватывает лагуну. Если присмотреться, можно понять, что на самом деле этот атолл - это верхушка старого вулкана.

23. Ледник Сан-Квентин, Чили.
Ледник Сан-Квентин - это крупнейший в Чили ледник. Как и многие ледники по всему миру, в двадцатом веке, Сан-Квентин начал постепенно уменьшаться в размерах и терять массу. Чем это было вызвано: природными естественными факторами или последствиями действий человека? Сложно сказать, проще наслаждаться красотой изумительного ледника.

24. Крит, Греция и Турция
Прекрасное четкое фото Эллады (Греция), Турции и острова Крит. На Крите существует богатая мифология, связанная, преимущественно, с греческими богами, а также с минойской цивилизацией. Крит в греческой мифологии считается местом рождения бога Зевса. Также здесь находится знаменитый лабиринт Кноса.

25. Река Нил
Нил - самая длинная река в мире (6650 км), находящаяся в Северной Африке. Внизу снимка можно увидеть место, где сливаются Голубой Нил с Белым Нилом.

26. Буэнос-Айрес, Аргентина, Ла-Плата
Ла-Плата - эстуарий, затопляемое устье реки, образовавшееся при слиянии рек Уругвай и Парана на границе Аргентины и Уругвая. Фото напоминает картину с серебристой веной, идущей от большого сердца слева.

27. Циклон Диана у месеро-восточного побережья Австралии
В метеорологии циклоном называется область закрытого круглого движения, вращающаяся в том же направлении, что и Земля. Нам и раньше приходилось видеть фотографии циклонов и ураганов, но если присмотреться, на этой фотографии можно разглядеть внизу планету. Загляните в центр «глаза».

28. Пустыня Сомали.
Этот удивительный красный «коралл» к северу от Бакаадвейн, к западу от Калабадхлмаг - это пустыня Сомали. Странное ощущение, не так ли? -кажется, как будто сама Земля кровоточит. Удивительная фотография.

29. Национальный парк Чако в Парагвае.
Чако - это равнина, чья площадь составляет примерно один миллион квадратных километров. Она захватывает части Парагвая, Боливии, Аргентины и Бразилии. Находящиеся по краям облака превращают планету внизу в чешую огромной ящерицы. Может, где-то там таится Годзилла?

30. Национальный парк Лос-Гласьярес, Аргентина.
Озеро Аргентино находится в провинции Патагонии Санта-Крус. Это самое большое озеро в Аргентине, чья площадь составляет 1466 квадратных километров. Но, если присмотреться как следует, можно увидеть словно бы очертания тела. Кажется, как будто кто-то упал с неба и оставил вмятину.

31. Сантьяго, Кабо Верде.
Кабо Верде - это расположенный в центре Атлантического океана, в 570 км от побережья Западной Африки, архипелаг из 10 островов. В названии его есть слово «зеленый», но, даже несмотря на это, местность здесь немного засушливая. Сантьяго - это крупнейший остров архипелага, на юго-востоке он кажется немного плоским. Трансконтинентальная торговля рабами сделала город Сидаде Велха, находящийся здесь, вторым самым богатым городом в португальском королевстве.

Арена человеческих страстей. Прогресса луч и серый сумрак будней. Иерусалим и Мекка всех религий. Крестовые походы, реки крови. Цари, придворные, рабы. Иллюзия величия и власти. Злодейства, войны и любовь. Святые, грешники и судьбы. Людские чувства, звон монет. Круговорот веществ в природе. Отшельник и суперзвезда. Творцы, идейные борцы – здесь каждый проживал свой срок, чтобы исчезнуть навсегда. Богатство, вера и стремленье к недостижимой красоте. Полет надежд, закат бессилья. Воздушный замок мечты. И бесконечный ряд известий: рожденье, жизнь - игра со смертью, калейдоскоп всех совпадений, вперед и вверх! цикл завершен. Пора уйти. А впереди уж брезжит свет иных рождений. Цивилизаций и идей.


Цена всей этой ерунде – одна песчинка в пустоте.

…14 февраля 1990 года камеры зонда «Вояджер-1» получили последний приказ – развернуться и сделать прощальную фотографию Земли, перед тем, как автоматическая межпланетная станция навечно исчезнет в глубинах космоса.

Конечно, никакой научной пользы в этом не было: к тому моменту «Вояджер» находился уже далеко за орбитами Нептуна и Плутона, в 6 млрд. км от Солнца. Мир вечного сумрака, который никогда не согревают солнечные лучи. Освещенность тех мест в 900 раз меньше, чем освещенность на орбите Земли, а само светило выглядит оттуда крошечной блестящей точкой, едва различимой на фоне других ярких звезд. И все же, ученые надеялись разглядеть на снимке изображение Земли… Как выглядит голубая планета с расстояния в 6 млрд. километров?

Любопытство взяло вверх над здравым смыслом, и несколько граммов драгоценного гидразина вылетели чрез сопла верньерных двигателей. Сверкнул «глаз» датчика системы ориентации – «Вояджер» повернулся вокруг своей оси и занял нужное положение в пространстве. Ожили и заскрежетали приводы телекамер, стряхивая с себя слой космической пыли (телевизионное оборудование зонда бездействовало уже 10 лет с момента расставания с Сатурном в 1980 году). «Вояджер» направил взор в указанном направлении, пытаясь поймать в объектив окрестности Солнца - где-то там должна нестись в пространстве крошечная бледно-голубая точка. Но удастся ли что-либо увидеть с такого расстояния?

Съёмка производилось с помощью узкоугольной камеры (0,4°) с фокусным расстоянием 500 мм, под углом 32° выше плоскости эклиптики (плоскости вращения Земли вокруг Солнца). Дистанция до Земли в это момент составляла ≈ 6 054 558 000 километров.

Спустя 5,5 часов с зонда был получен снимок, поначалу не вызвавший особого энтузиазма среди специалистов. С технической стороны, фотография с окраин Солнечной системы была похожа на бракованную пленку – серый невзрачный фон с чередующимися светлыми полосами, вызванными рассеиванием солнечного света в оптике камеры (ввиду огромного расстояния, видимый угол между Землей и Солнцем составлял менее 2°). В правой части фотографии была заметна едва различимая «пылинка», больше похожая на дефект изоображения. Сомнений не возникало – зонд передал изображение Земли.

Однако, вслед за разочарованием пришло истинное понимание глубокого философского смысла данной фотографии.

Рассматривая фотографии Земли с околоземной орбиты, у нас складывается впечатление, что Земля – большой вращающийся шар, покрытый на 71% водой. Скопления облаков, гигантские воронки циклонов, континенты и огни городов. Величественное зрелище. Увы, с расстояния в 6 млрд. километров все выглядело иначе.

Все, кого вы когда-либо любили, все, кого вы когда-либо знали, все, о ком вы когда-либо слышали, все когда-либо существовавшие люди прожили свои жизни здесь. Множество наших наслаждений и страданий, тысячи самоуверенных религий, идеологий и экономических доктрин, каждый охотник и собиратель, каждый герой и трус, каждый созидатель и разрушитель цивилизаций, каждый король и крестьянин, каждый политик и «суперзвезда», каждый святой и грешник нашего вида жили здесь – на соринке, подвешенной в солнечном луче.


- астроном и астрофизик Карл Саган, вступительная речь от 11 мая 1996 года

Это трудно представить, но весь наш огромный, многообразный мир, со своими насущными проблемами, «вселенскими» катастрофами и потрясениями поместился на 0,12 пикселя камеры «Вояджер-1».

Цифра «0,12 пикселя» дает немало поводов для шуток и сомнений в подлинности фото – неужели специалистам NASA, подобно британским ученым (которые, как известно, поделили 1 бит) удалось поделить неделимое? Все оказалось гораздо проще – на таком расстоянии масштаб Земли действительно составлял всего 0,12 пикселя камеры – рассмотреть какие-либо детали на поверхности планеты было бы невозможно. Но благодаря рассеиванию солнечного света, область, где находится наша планета, выглядела на снимке, как крошечное белесое пятнышко площадью в несколько пикселей.

Фантастический снимок так и вошел в историю под названием Pale Blue Dot («бледная голубая точка») – суровое напоминание о том, кто мы есть на самом деле, чего стоят все наши амбиции и самоуверенные лозунги «Человек – венец творенья». Мы никто для Вселенной. И звать нас никак. Наш единственный дом - крошечная точка, уже неразличимая на расстояниях свыше 40 астрономических единиц (1 а. е. ≈ 149,6 млн. км, что равно среднему расстоянию от Земли до Солнца). Для сравнения, расстояние до ближайшей звезды - красного карлика Проксима Центавра составляет 270 000 а. е.

Наши позёрства, наша воображаемая значимость, иллюзия о нашем привилегированном статусе во вселенной - все они пасуют перед этой точкой бледного света. Наша планета - лишь одинокая пылинка в окружающей космической тьме. В этой грандиозной пустоте нет ни намёка на то, что кто-то придёт нам на помощь, дабы спасти нас от нашего же невежества.

Наверное, нет лучшей демонстрации глупого человеческого зазнайства, чем эта отстранённая картина нашего крошечного мира. Мне кажется, она подчёркивает нашу ответственность, наш долг быть добрее друг с другом, дорожить и лелеять бледно-голубую точку - наш единственный дом.


- К. Саган, продолжение речи

Еще одна классная фотография из той же серии - солнечное затмение на орбите Сатурна. Изоображение передано автоматической станцией "Кассини", что уже девятый год "нарезает круги" вокруг гигантской планеты. Слева у внешнего кольца едва заметна крошечная точка. Земля!

Семейный портрет

Отправив на память прощальную картинку с Землей, «Вояджер» попутно передал еще одно любопытное изображение – мозаику из 60 отдельных снимков различных областей Солнечной системы. На некоторых из них «засветились» Венера, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун (Меркурий и Марс разглядеть не удалось – первый оказался слишком близок к Солнцу, второй оказался слишком мал). В совокупности с «бледной голубой точкой» эти снимки образовали фантастический коллаж Family Portrait («Семейный портрет») – человечеству впервые удалось взглянуть на Солнечную систему со стороны, вне плоскости эклиптики!

Представленные фотографии планет выполнены через различные фильтры – для получения наилучшего изображения каждого объекта. Съемка Солнца проводилась с затемняющим фильтром и короткой выдержкой – даже на таком гигантском расстоянии его свет достаточно силен, чтобы повредить телескопическую оптику.

Попрощавшись с далекой Землей, телекамеры «Вояджера» были полностью деактивированы – зонд навсегда уходил в межзвездное пространство - туда, где царит вечная мгла. Больше что-либо фотографировать «Вояджеру» не придется – оставшийся ресурс энергии теперь тратится только на связь с Землей и обеспечения функционирования детекторов плазмы и заряженных частиц. В ячейки бортовой ЭВМ, ранее отвечавшие за работу камер, были перезаписаны новые программы, направленные на изучение межзвездной среды.


36 лет в космосе

…Спустя 23 года после описанных выше событий, «Вояджер-1» по-прежнему плывет в пустоте, лишь изредка «ворочаясь» с боку на бок – двигатели системы ориентации периодически парируют вращение аппарата вокруг своей оси (в среднем 0,2 угловые мин./сек), направляя параболическую антенну в сторону уже скрывшейся из вида Земли, расстояние до которой увеличилось с шести (по состоянию на 1990 год, когда был сделан «Семейный портрет») до 18,77 млрд. километров (осень 2013 года).

125 астрономических единиц, что эквивалентно 0,002 светового года. При этом зонд продолжает удаляться от Солнца со скоростью 17 км/с – «Вояджер-1» самый быстрый из всех объектов, когда-либо созданных руками человека.


Перед запуском, 1977 год


По расчетам создателей «Вояджера», энергии его трех радиоизотопных термоэлектрогенераторов хватит, как минимум, до 2020 года – мощность плутониевых РИТЭГов ежегодно снижается на 0,78%, и, к настоящему времени, зонд получает лишь 60% первоначальной мощности (260 Вт против 420 Вт на старте). Недостаток энергии компенсируется энергосберегающим планом, предусматривающим сменную работу и отключение ряда второстепенных систем.

Запаса гидразина для двигателей системы ориентации также должно хватить еще лет на 10 (в баках зонда все еще плещется несколько десятков килограммов H2N-NH2, из 120 кг первоначального запаса на старте). Единственная сложность – ввиду огромного расстояния зонду с каждым днем все сложнее находить на небосводе тусклое Солнце – существует опасность, что датчики могут потерять его среди др. ярких звезд. Потеряв ориентацию, зонд утратит возможность связи с Землей.

Связь… в это сложно поверить, но мощность основного передатчика «Вояджера» составляет всего 23 Ватта!
Уловить сигналы зонда с расстояния 18,77 млрд. км – то же самое, что в течение 21 000 лет гнать на автомобиле со скоростью 100 км/ч, без перерывов и остановок, затем оглянуться – и попытаться увидеть свет лампочки от холодильника, горящей в начале пути.


70-метровая антенна комплекса дальней космической связи в Голдстоуне


Тем не менее, проблема была успешно решена, путем многократной модернизации всего наземного приемного комплекса. Что касается всей кажущейся невероятности связи на столь больших расстояниях, то это ничуть не сложнее, чем «услышать» с помощью радиотелескопа излучение далекой галактики.

Радиосигналы «Вояджера» достигают Земли спустя 17 часов. Мощность принимаемого сигнала составляет квадриллионные доли ватта, но это гораздо выше порога чувствительности 34 и 70-метровых «тарелок» дальней космической связи. С зондом поддерживается регулярная связь, скорость передачи данных телеметрии может достигать 160 бит/сек.

Продленная миссия «Вояджера». На границе межзвездной среды

12 сентября 2013 года NASA уже в который раз объявило, что «Вояджер-1» покинул пределы Солнечной системы и вышел в межзвездное пространство. Как утверждают специалисты, на этот раз все без ошибок – зонд достиг области, в которой отсутствует «солнечный ветер» (поток заряженных частиц от Солнца), зато резко возросла интенсивность космического излучения. Причем случилось это еще 25 августа 2012 года.

Причиной неуверенности ученых и появления многочисленных ложных сообщений является отсутствие на борту «Вояджера» работоспособных детекторов плазмы, заряженных частиц и космических лучей – весь комплекс приборов зонда вышел из строя еще много лет назад. Нынешние выводы ученых о свойствах окружающей среды основаны лишь на косвенных подтверждениях, полученных путем анализа приходящих радиосигналов «Вояджера» - как показали последние измерения, солнечные вспышки более не оказывают влияния на антенные устройства зонда. Теперь сигналы зонда искажает новый, ранее никогда не фиксировавшийся звук – плазма межзвездной среды.

Вообще, всей этой истории с «Бледной голубой точкой», «Семейным портретом» и изучением свойств межзвездной среды могло бы не случиться - изначально планировалось, что связь с зондом «Вояджер-1» прекратится в декабре 1980 года, едва он покинет окрестности Сатурна, - последней из исследованных им планет. С этого момента зонд оставался не у дел – пусть летит себе куда хочет, никакой научной пользы от его полета более не предвидится.

Мнение специалистов NASA изменилось после знакомства с публикацией советских ученых В.Баранова, К.Краснобаева и А.Куликовского. Советские астрофизики рассчитали границу гелиосферы, т.н. гелиопаузу – область в которой солнечный ветер полностью затихает. Дальше начинается межзвездная среда. Согласно теоретическому расчету на расстоянии 12 млрд. км от Солнца должно было возникнуть уплотнение, т.н. «ударная волна» - область в которой солнечный ветер сталкивается с межзвездной плазмой.

Заинтересовавшись проблемой, NASA продлило миссию обоих зондов «Вояджер» до предельного срока – до тех пор, пока будет возможна связь с космическими разведчиками. Как оказалось не зря – в 2004 году «Вояджер-1» обнаружил границу ударной волны на расстоянии 12 млрд. км от Солнца – в точности, как предсказывали советские ученые. Скорость солнечного ветра резко снизилась в 4 раза. И вот, теперь ударная волна осталась позади – зонд вышел в межзвездное пространство. В то же время, отмечаются некоторые странности: например, так и не произошло предсказанной смены направления магнитного поля плазмы.

Кроме того, громкое заявления о выходе за пределы Солнечной системы не совсем корректно – зонд перестал ощущать на себе влияние солнечного ветра, но еще не выбрался за пределы гравитационного поля Солнечной системы (сферы Хилла) размером в 1 световой год – ожидается, что это событие произойдет не ранее чем через 18 000 лет.

Доберется ли «Вояджер» до границы сферы Хилла? Сумеет ли зонд обнаружить объекты Облака Оорта? сможет ли он долететь до звезд? Увы, об этом мы не узнаем никогда.

Согласно расчетам, через 40 000 лет «Вояджер-1» пролетит на расстоянии 1,6 светового года от звезды Глизе 445. Дальнейший путь зонда предсказать сложно. Через миллион лет корпус звездолета будет искорежен космическими частицами и микрометеоритами, но уснувший навсегда космический разведчик продолжит своё одинокое скитание в межзвездном пространстве. Ожидается, что он проживет в открытом космосе порядка 1 миллиарда лет, оставшись к тому времени единственным напоминанием о человеческой цивилизации.

По материалам:
http://www.astrolab.ru/
http://www.nasa.gov/
http://www.rg.ru/
http://www.wikipedia.org/

Две уникальные фотографии

Подлинная программа высадки людей на Луну должна предоставить множество поддающихся проверке доказательств, подтверждающих прилунение. Конечно же, такие подтверждения должны включать и фотографии Земли, какой она видится с Луны, так как в совокупности они составили бы бесспорное доказательство благодаря многочисленным критериям. Обозреваемая с Луны Земля почти в четыре раза больше по диаметру, чем Луна, видимая с Земли; и качественные фото Земли тогда представляли бы картину, с любой точки зрения, безусловно, впечатляющую.

Земля при наблюдении с Луны не перемещается на лунном небосклоне, а впечатляюще кажется "висящей" на одном месте, в то время как панорама континентов непрерывно изменяется из-за вращения Земли. К тому же состояние облачного покрова над континентами никогда не повторяется. Вместе эти факторы могут предоставить свидетельство точного времени фотосъёмки. Более того, если фотография с Луны подлинная, такой снимок, несомненно, побудил бы провести метеорологические сравнения.

С позиции тщательного научного исследования астрономические факторы детальны и строго верифицируемы – неоспоримые аргументы могли быть предоставлены благодаря многообразию параметров. Звездный фон, например, медленно перемещается за Землей, и исследователь может однозначно подтвердить точку наблюдения. Изображения, в том числе звёзд вокруг Земли, могли бы быть получены, если, скажем, яркость Земли уменьшить с помощью фильтра, или яркость звёзд на фоне чёрного неба увеличить в ходе последующей обработки. И так далее.

Предлагаемый анализ, базирующийся на общедоступных данных НАСА, за исключением нескольких компьютерно-смоделированных изображений, не требует особого доверия к автору, а скорее замыслен как повод для дальнейшего детального изучения. Весь этот материал предлагается для проверки и осмысления. Все оригинальные источники указаны детально, чтобы не было сомнений в обсуждаемых данных. Фотографии из отчетов НАСА по программе "Аполлон" приведены исключительно в целях исследования для ясности доказательства.

Итак, что же стало доступно, начиная с первой общепризнанной посадки Аполлона на Луну? Были предъявлены только две фотографии Земли, сделанные экипажем Аполлона-11 с лунной поверхности. Эти две фотографии, AS11-40-5923 и AS11-40-5924, из Альбома Изображений Аполлона-11, одну из которых можно видеть выше и на Рисунке 1, очень похожи . Обе фотографии относятся к одному и тому же времени – с точностью до одной секунды. Отчет НАСА утверждает, что они были сделаны в момент времени, определенный как 110 часов, 50 минут, 26 секунд так называемого "ground elapsed time" (GET) 1 , то есть времени, прошедшего с момента старта Аполлона-11, который состоялся в 13 часов 32 минут 00 секунд по Гринвичу 16 июля 1969 года. Момент съемки Земли соответствует 04 час. 22 мин. 26 сек. по Гринвичу 21 июля 1969 года.

Удивительно, но так и остаётся неизвестным, было ли это Нил Армстронг или Базз Олдрин, кто сделал эти две знаменитые фотографии. Это не говорит о том, что НАСА недооценивает значимость фотографирования Земли и не пыталось прояснить авторство этих выдающихся фотографий. В самом деле, ситуация была сравнительно недавно переосмыслена архивистами НАСА в документе под названием “Кино и Фотодокументы” . Однако, несмотря на обширное дополнение курсивом к комментариям Альбома Изображений Аполлона-11, поправки 1995 г. и изменения от 2007 г. – со ссылками на интервью Нила Армстронга 1991 года – результат остается совершенно неопределённым. НАСА признает, что авторство этих двух фотографий остается "маленькой загадкой".

Так что, как это ни удивительно, в Альбоме Изображений Аполлона-11 на самом деле признаётся, что "остается некоторая неясность относительно того, кто же сделал эти фотографии Земли" . Это особенно удивительно, поскольку авторство других фотографий, отснятых непосредственно до и сразу после этих двух, хорошо известно. Действительно, в отношении AS11-40-5921, снятой за 2 минуты 21 секунду до AS11-40-5923, Альбом констатирует, что "Базз сделал эту фотографию..." . И что касается AS11-40-5927, снятой через 3 мин. 12 сек. после AS11-40-5924, "Нил сейчас держит Хассельблад (фотокамера – прим. ред.) . Базз готовится переставить пассивный сейсмометр..." .

Таким образом, камера перешла из рук в руки за промежуток времени прим. 5 мин. 30 сек., и за это время были сделаны два снимка Земли. Был ли это Базз, который, сделав снимки, передал камеру Нилу, или это был Нил? Предположительно, в Технической Стенограмме Переговоров Аполлона-11 с Центром Управления на 398-й странице ответ есть. На отметке 110 час. 52 мин. 01 сек., то есть уже после момента съемки двух знаменитых фото Земли, Базз сказал: "Нил, если ты возьмешь камеру, я пойду к приборному отсеку..." . Значит, это был Базз, кто минуту назад сделал исторические снимки.

Однако, в другом документе НАСА, т.н. Комментарии к Переговорам с Кораблем Аполлон-11 , на стp.355/1, начиная с момента времени 110 час. 49 мин. GET, некоторые слова Олдрина приписываются Армстронгу, а вышеприведенная фраза в 110 час. 52 мин. излагается иначе: "Нил, если ты захватишь штатив камеры для работы на... (далее запись искажена )".

Основной факт, который следует отметить , заключается в том, что во время объявленного фотографирования Земли астронавты вообще не упоминали о Земле. Более того, до и после этого времени они говорили на совершенно другую тему, они изучали возможные повреждения посадочной ступени Лунного Модуля (ЛМ) из-за удара при посадке.

Аудиозапись переговоров между Хьюстоном и экипажем, находящимся на лунной поверхности, не даёт никакого намека на их возможное восхищение видом Земли. Только после относительно долгого молчания прибл. в течение 50 сек., когда оба астронавта были вне поля зрения видеокамеры, произошёл следующий диалог :
110:50:26 Олдрин: "Слишком большой угол, Нил" .
[и восемью секундами позже]
110:50:34 Армстронг: "Да. Я думаю, ты прав" .

Эти две короткие фразы позже были проинтерпретированы как свидетельство уникального момента фотографирования Земли. Только после очередного продолжительного молчания в течение 55 секунд Олдрин говорит: "Мы сейчас вернулись к опоре Лунного Модуля минус Z" . (опора по оси “– Z” Лунного Модуля – прим. ред.) .

Если фотографии Земли были действительно сделаны в этот момент, почему Армстронг и Олдрин молчат? И почему Хьюстон также хранит молчание в то же время? Экипаж не был виден, поэтому можно было ожидать, чтобы Центр управления поддерживал контакт, скажем, каждые 20 - 30 секунд. Хьюстон на самом деле не говорит почти 5 минут, в то время как в середине этой паузы астронавты молчали 50 и 55 сек. до и после обсуждаемого фотографического события. Может быть, куски переговоров, не соответствующие легенде, были просто изъяты?

Ситуация экстраординарная. Одно из объяснений может быть в том, что в это время закончилась пленка, как можно видеть в одном из документов, Аудиозаписи Переговоров с Кораблем Аполлон-11 16-24 июля 1969 г. В этой аудиозаписи, доступной на ресурсе Live 365 , имеется пропуск в записи около отметки 110 час. 50 мин., а после обсуждаемого события в 110 час. 52 мин., фраза "Нил, если ты захватишь штатив камеры..." оказалась зажёванной и просто не законченной . Однако в упомянутой выше Технической Стенограмме Переговоров текст продолжается в момент предполагаемого фотографирования Земли без перерыва, см. .

Хотя отчёт НАСА настаивает на том, что один из астронавтов сделал эти фотографии в середине этого минимального обмена репликами, агентство признает свою неспособность определить, кто же был фотографом. Разве было сложно на самом деле спросить астронавтов? Здравый смысл подсказывает, что это было бы не трудно выяснить у них вскоре после полёта. Иначе следует предположить, что астронавтам задавался этот вопрос, но ни один из них не смог вспомнить, что действительно было бы очень странно.

Чем больше пытаешься вникнуть в подробности этих скандально известных фотографий Земли, тем больше несоответствий находишь. Например, в своей книге, опубликованной через несколько лет после полета Аполлона-11 Базз Олдрин говорит:
"Мы надеялись сделать снимок, который включал бы в себя Землю, лунный модуль и одного из нас. Однако чтобы сделать это, одному из нас пришлось бы лечь на живот , чтобы получить нужный угол съёмки, и потом встать обратно, что, вероятно, потребовало бы немалых усилий. Но мне всё-таки удалось сфотографировать модуль и Землю. Этот снимок вызвал разочарование" . (выделено мной – прим. автора) .

С камерой, закрепленной на груди, – была ли это просто оговорка, когда Базз сказал, что надо было «лечь на живот» вместо «лечь на спину»? В любом случае ситуация не столь проста. С камерой, направленной вертикально вверх, Земля попала бы на границу кадра с пустым полем в середине. Смысл в том, что фотографу не пришлось бы лежать ни на животе, ни на спине (что действительно слишком опасно в скафандре на Луне). Опять же, совершенно неправдоподобно допустить, что астронавты забыли, кто сделал эти фотографии и как – особенно после того, как НАСА настаивает, что фотографии были сделаны с помощью камеры Хассельблад, установленной на груди астронавтов. Рассмотрим этот ключевой момент более внимательно.

Координаты точки посадки в Море Спокойствия хорошо известны, следовательно, Земля была видна из района посадки по углом прибл. 66,5 градусов над лунным горизонтом. Лунная фотокамера Hasselblad 500 EL/70 с объективом Biogon с фокусным расстоянием 60 мм и вертикальным углом зрения прибл. 47 град. была закреплена у астронавта на груди.

Как видно на Рис. 2а, стоя вертикально, оператор имел возможность поймать в кадр объекты под углом 23,5 градусов к горизонтали. Для того, чтобы Земля попала в кадр, оператору пришлось бы прогнуться назад на угол прибл. 45 градусов в зависимости от фактического горизонта камеры на груди у астронавта. Затем ему пришлось бы ещё сильнее прогнуться назад от 10 до 15 градусов (в сумме на 55-60 градусов), чтобы Земля получилась в кадре так, как на двух рассматриваемых снимках. Для выполнения этого трюка ему, скорее всего, пришлось бы попросить о помощи своего коллегу поддержать его за спину на время настройки композиции и фотосъемки.

На практике в условиях низкой гравитации такой изгиб назад, пожалуй, не стал бы сложным упражнением, но, несомненно, фотограф попросил бы помощи у своего коллеги из соображений безопасности. Поэтому наиболее вероятно, что оба астронавта были бы задействованы. Однако недавно НАСА стало говорить про жёсткость скафандра, которая никак не позволила бы принять такую позу. Более того, этот вариант "прогнуться назад" никогда не признавался в качестве практического способа фотографировать во время миссии.

В качестве альтернативы астронавт мог держать камеру в руках. Но без видоискателя фотограф работал бы вслепую, не имея уверенности в том, какой угол принять, и попала ли Земля в кадр . Слишком рискованно оставлять на волю случая такую важную фотографию.

Что бы там ни было, как могло случиться, что такое исключительно важное фотографическое достижение оказалось забыто? Это самый первый снимок Земли, сделанный с поверхности Луны! Как можно оставаться равнодушным в такой исторический момент? Где волнение фотографа? Ведь он удостоен чести сделать первую фотографию нашей хрупкой планеты с поверхности другого небесного тела. Чувство осознания важности события должно быть совершенно ошеломляющим и, по крайней мере, незабываемым . Это, без сомнения, можно сравнить только с привилегией быть первым человеком, который шагнул по лунной поверхности.

Другой важный вопрос: где же та фотография, о которой говорил Базз Олдрин? Если она оказалась неудачной, тогда что пошло не так? Насколько плох был снимок? До какой степени картинка оказалась "разочарованием"? Ирония в том, что в своей книге Базз говорит о том же самом изображении: ЛМ и Земля в одном кадре.

Каталог пленки 40/S из Альбома Изображений Аполлон-11, надо полагать, включает всю серию цветных фотографий, снятых на поверхности Луны. Если какая-то фотография, сделанная Баззом, "оказалась разочарованием", где эти досадные фотографии? Их нет в каталоге журнала. И как насчет двух фотографий ЛМ и Земли, опубликованных НАСА в этом Альбоме ?

Итак, кто же автор ? Альбом говорит, что НАСА не смогло выяснить его имя. Вся эта история оставляет впечатление, что НАСА не выполнило своих обязанностей как компетентный источник первичной информации. Удивительно, но агентство, кажется, предпочитает полагаться на случайных неофициальных обозревателей, которые всего лишь выдвигают предположения, но не могут делать ответственные окончательные выводы. Большая часть недавно опубликованных комментариев по вопросам лунных миссий только усиливает впечатление, что НАСА вынуждено изобретать разъяснения в ответ на повторяющиеся вопросы вместо того, чтобы компетентно изложить веские объяснения.

Опять же, какие могут быть спекуляции на тему, где, казалось бы, имеем дело с неоспоримым фактом?

Эта запутанная история, напоминающая мозаику, может быть решена, если просто предположить, что на самом деле не было сделано никаких фотографий Земли с поверхности Луны. Тогда кусочки этой мозаики перестанут конфликтовать друг с другом, потому что их не придётся искусственно привязывать к фактам.

С поверхности Луны или с орбиты

Как декларирует НАСА, фотографии Земли также делались экипажем корабля Аполлон-11 с лунной орбиты – это восход Земли над лунным горизонтом, серия фотографий с AS11-44-6547 по AS11-44-6564 . Примечательно, что эти фотографии Земли с орбиты имеют гораздо более высокое разрешение, и континенты четко различимы. 18 (!) фотографий были сделаны подряд в течение прибл. 2 минут, и такая интенсивность фотосъемки указывает на то, что съемка велась, по-видимому, с энтузиазмом. Можно только догадываться, почему не было подобного энтузиазма, когда его можно было наиболее ожидать – когда астронавты ступили на поверхность Луны.

На основании документов НАСА можно согласиться, что эти фотографии могли быть сделаны камерой Хассельблад, оснащенной объективом с фокусным расстоянием 250 мм, которая использовалась на орбитальном Командном Модуле (КМ).

Рисунок 3 – фото AS11-44-6553 из этой серии. Альбом Изображений утверждает, что эти фотографии Земли были сделаны непосредственно перед посадкой на Луну. Они описаны так: "Вид Земли из Командного Модуля Колумбия, вероятно, в начале зоны связи (AOS) либо на 12-м, либо на 13-м витке" (Извлечено из Альбома Изображений Аполлона-11 28 декабря 2006 г. - более не доступно в силу обсуждаемых текстовых изменений сайта - прим. автора). Здесь “AOS“ (Acquisition of Signal) означает начало зоны радиовидимости при выходе КМ из-за Луны.

"При взгляде на Землю, Австралия находится слева, прямо над лунным горизонтом" . Этот комментарий к фотографии AS11-44-6547 в Альбоме Изображений подходит, в общем-то, для каждой фотографии в этой длинной серии.

Опять же, нет никаких свидетельств в аудиозаписи переговоров с Хьюстоном , что кто-нибудь действительно сделал эти исторические фотографии.

Картина облаков на Рис. 3, отснятая с лунной орбиты, удивительно похожа на облака на фото AS11-40-5923 и AS11-40-5924. Каков же временной интервал между этими двумя сериями фотографий? К сожалению, точные времена съемки этих 18 фотографий не приводятся в Альбоме Изображений, есть только туманные ссылки на 12-й или 13-й виток.

Но есть зацепка: на обоих фотографиях видна Австралия. Удивительно, но материк на снимке с орбиты находится точно на том же месте, где он и на фотографиях с поверхности Луны. Какое идеальное совпадение! Для получения такого соответствия временной интервал между двумя фотографиями должен быть с хорошей точностью равен 24 часам 55 минутам.
(Запаздывание на прибл. 55 мин. по сравнению с длительностью идеальных суток в 24 часа вызвано проходом Луны по орбите вокруг Земли за то время, пока Земля совершит полный оборот, чтобы повернуться снова точно той же стороной к Луне - прим. ред.)

На самом деле, это серьезный ограничивающий фактор. Если принять, что фотографии с орбиты были сделаны до прилунения, и, поскольку две известных фотографии с поверхности были сняты в 110 час. 50 мин., тогда не остается другого выбора, кроме как признать, что 18 фотографий были сделаны на лунной орбите ок. 86 час. 00 мин. GET (или 03 час. 32 мин. по Гринвичу 20 июля 1969), а это означает, что снимки были сделаны на 6-м витке.

Возвращаемся к нашей проблеме: легко установить из аудиозаписей переговоров между экипажем и Центром управления в Хьюстоне, что после входа КМ в зону радиовидимости в 86 час. 30 мин., как следует из аудиоархива (эпизод GET 86 час. 06 мин. – 94 час. 48 мин.), экипаж спит . Однако, этот момент (т.е. не позднее 86 час. 40 мин.) является наиболее подходящим для съемки, чтобы наблюдаемый вид Земли соответствовал изображению, представленному на фото AS11-44-6553 .

Добавим сюда утверждение НАСА, что фотографии этой серии были сделаны на 12-м или 13-м витке, и ситуация становится действительно очень странной. Дело в том, что между 12-м и 13-м витками Австралия вообще не была видна с стороны Луны – только Атлантический океан с Южной Америкой и часть Африки (см. Рис. 5 ниже).

Далее, что касается привязки ко времени, то нет другого варианта для фотосъемки с орбиты перед посадкой, кроме как на 6-м витке. Единственно возможное время для фотосъемки после старта с поверхности Луны, было 135 час. 35 мин., при очередном выходе КМ из-за Луны, но менее подходящее время трудно себе представить. Экипаж был занят в процессе ухода корабля с окололунной орбиты к Земле, и, на самом деле, уход с орбиты уже продолжался прибл. 12 мин. В силу движения Луны вокруг Земли, видимая форма Земли выглядела бы заметно уменьшенной по сравнению с той фазой, которая запечатлена на фотографиях этой серии. Хотя, на самом деле, НАСА заявило и другие снимки восхода Земли, якобы сделанные в это же время .

С другой стороны, видимые очертания континента на фотографиях серии достаточно хорошо соответствуют смоделированному автором на компьютере изображению для момента времени 85 час. 55 мин. (программа Starry Night фирмы Imaginova).

Итак, возникает аналогичный вопрос: кто снимал фотосерию AS11-44-6547 – AS11-44-6564? И зачем надо было ссылаться на "12-й или 13-й виток", когда эти изображения могли быть получены только на 6-м витке?

Еще один аспект, который может подтвердить подлинность фотографии Земли в заданный момент времени – это картина облаков. Отснятые в определенное время в определенный день над Тихим океаном облака на фотографиях AS11-40-5923 и AS11-40-5924 доступны для проверки. Однако, сам по себе "облачный аспект" не может служить ключевым доводом, что фотографии были сделаны с лунной орбиты или с лунной поверхности. Вид Земли можно получить и с высокой орбиты самой планеты.

"Сияние", которого не должно было быть

На Рис. 6 приводятся те же упомянутые ранее оригинальные фотографии, извлечённые из Альбома Изображений Аполлона-11 (AS11-40-5923 и AS11-40-5924), которые продублированы после увеличения яркости и насыщенности цветов (с помощью программы MGI PhotoSuite 8.6). Вокруг некоторых элементов Лунного Модуля (ЛМ) ясно видны необычные многоцветные ореолы. Они выглядят так, как если бы пространство вокруг этих частей модуля было освещено близко расположенным ярким источником света. Фактически, наиболее приемлемым объяснением является то, что фотографии были сделаны в атмосфере, а не в вакууме.

Рис. 6. Левое фото: AS11-40-5923. Справа: AS11-40-5924

Действительно, на фото 2 (справа) точка зрения смещена прибл. на пару метров влево и имеет другой наклон по сравнению с фото 1. Соответственно, странное свечение видно отчётливее на левой фотографии, так как подсвеченный воздух в кадре находится ближе к источнику света. Ореол на правой фотографии немного отличается, и кажется более размытым. Это и понятно, поскольку угол съёмки чуть круче по сравнению с первым фото (Рис. 6, справа). Соответственно, ореол на правом изображении менее яркий, так как источник света скрыт за лунным модулем. Возможно, контровoй источник света был расположен непосредственно за ЛМ.

Как можно удостовериться в этом? Может быть, этот эффект обусловлен неоднородным насыщением цветов на контрастной границе, например, во время печати? К сожалению, подозрение подкрепляется тем фактом, что зона свечения отчетливо выступает за контуры ЛМ только в четко локализованной области. Другие части модуля с таким же уровнем контраста чистые и не светятся.

На фото 1 (слева) форма зоны свечения более или менее овальная, что может соответствовать линейке осветительных элементов. Светящаяся зона смещается немного влево, когда точка съёмки перемещается влево, как на фото 2. Это именно то, что можно ожидать, когда источник света расположен сразу за ЛМ.

Такое же свечение ясно видно в серии компактных фотографий (thumbnails) с низким разрешением в каталоге пленки 40/S, представленном НАСА в Альбомe Изображений . Это свечение является доказательством того, что лунный модуль был сфотографирован в атмосфере . Более того, каждая из этих двух фотографий, вероятно, была составлена из двух частей: фото Земли (возможно, снятой на лунной орбите, или вообще с земной орбиты) и фото ЛМ, сделанного где-то в студии в земной атмосфере.

Еще одну поразительную особенность можно отметить на Рис. 6, фото 1 (слева), где заметна контрастная граница между верхней и нижней частями изображения. На безвоздушной Луне, "небо" должно быть залито абсолютно чёрным цветом без каких-либо оттенков. Вариации фона чёрного "неба" указывают на возможность того, что картина была сложена из двух отдельных изображений.
До недавнего времени, когда стала доступной компьютерная обработка изображений, эти "ошибки" оставались незамеченными .

Вопросы, остающиеся неразрешёнными

Прекрасная возможность была упущена НАСА, чтобы предъявить фотографии Земли с Луны, как неоспоримое подтверждение того, что астронавты на самом деле стояли на поверхности Луны во время экспедиции Аполлона-11. Более того, качество этих двух нашумевших фотографий, а также сопутствующей информации в отчётах НАСА, являются противоречивыми и запутанными.

Последние комментарии, добавленные НАСА к документам миссии для уточнения сведений об этих фотографиях, выглядят как беспомощные усилия с целью связать вместе противоречивые части, которые не решают проблемы. Конечно, сам по себе тот факт, что фальсифицированные изображения Земли предложены в качестве дополнительного доказательства факта лунной высадки, автоматически не опровергает такую высадку.
А вот сочетание упущенных возможностей наряду с удручающе низким качеством имеющейся информации, плюс неадекватное толкование НАСА собственных данных – всё это приводит к тому, что вся ситуация выглядит неубедительной и, в силу этого, - чрезвычайно подозрительной .

Подводим итоги: многие аспекты по-прежнему требуют объяснения со стороны НАСА

  • Почему уникальные фотографии Земли, якобы отснятые экипажем корабля Аполлон-11 с лунной поверхности, не сопровождаются соответствующими словесными комментариями экипажа, не говоря уже о естественно ожидаемом восхищении самой возможностью выполнить эту задачу?
  • В переговорах с экипажем Аполлона нет никаких признаков, что Хьюстон интересовался фотографированием Земли с Луны. Тогда разумно спросить, в силу чего НАСА оказалось не заинтересовано в получении уникальных фотографий Земли с Луны?
  • Где фотография Земли с лунным модулем, которую Базз Олдрин назвал "разочарованием", то есть неудачной, – учитывая, что Альбом Изображений Аполло-11 претендует быть полным собранием фотографий, сделанных на поверхности Луны?
  • Кто сделал качественную серию снимков с орбиты с точно таким же видом земного шара, как на двух фотографиях с поверхности Луны – в то время, когда астронавты должны были спать?
  • Почему время фотографирования серии снимков с орбиты, как туманно предполагает НАСА, относится к 12-му или 13-му витку, тогда как эти фотографии могли быть сделаны только на 6-м витке?
  • Как можно объяснить отчетливо наблюдаемое свечение за лунным модулем, если эти фотографии действительно были сделаны на лунной поверхности в вакууме?
  • Как это возможно, что никто из астронавтов не может вспомнить, ни Агентство не может выявить, автора двух исторических фотографий – первых в истории фотографий Земли, сделанных людьми с поверхности Луны?

Таким образом, сорок пять лет спустя – если бы астронавты действительно ходили по Луне – тот факт, что такое событие не может быть подтверждено путем анализа фотографий, сделанных на Луне, является весьма проблематичным для НАСА.

Действительно, подлинные фотографии должны были бы триумфально подтверждать лунный десант во всех отношениях. Например, навсегда осталось очевидным, насколько ценной была бы фотография лунного "неба", запечатлевшая звёзды и Землю в центре, сделанная в точно установленное время так, чтобы независимые астрономы могли бы проверить фото-доказательства путём сравнения изображения со звездной картой; но этого нет.

Невозможность подтвердить подлинность снимков , якобы сделанных экипажем корабля Аполлон-11 на поверхности Луны, только добавляет подозрений и сомнений в истинности провозглашенного прилунения Аполлона-11 в июле 1969 года.

. Apollo 11 Image Library / Figure Captions © 1995-2009 by Eric M. Jones and Ken Glover // Last revised October 2014.
http://www.hq.nasa.gov/alsj/a11/images11.html

. Apollo 11 Lunar Surface Journal: Mobility and Photography / Corrected Transcript and Commentary © 1995 by Eric M. Jones // Last revised February 2014.
https://www.hq.nasa.gov/alsj/a11/a11.mobility.html

. Technical Air-to-Ground Voice Transcription / Manned Space Center, 1969.
https://www.hq.nasa.gov/alsj/a11/a11transcript_tec.pdf

. Apollo 11 Spacecraft Commentary July 16-24 1969 / Manned Space Center, 1969.
https://www.hq.nasa.gov/alsj/a11/a11transcript_pao.pdf

. Apollo 11 - Luna Landing .
www.live365.com/stations/apollo_11_oda

Aldrin E. Return to Earth / Aldrin E. and Warga W. – N.Y.: Random House, 1973. – 338 с.

P. Kouts. Earth Photos from the Moon: Anomalies. AFTERWORD to Part One, November 2014 .
http://www.aulis.com/moon-earth_afterword.htm
Русская версия: (прим. ред.)

Фил Кутс живет и работает в Новой Зеландии, имеет ученую степень в прикладной физике. Он получил значительный опыт в прикладных исследованиях, работая научным сотрудником в университетах Великобритании, а также менеджером по разработкам в частных исследовательских компаниях. Фил пишет под псевдонимом, чтобы отделить его профессиональную деятельность от других интересов.

С ним можно связаться по е-майлу: [email protected]

Перевод на русский язык: ©2015 г., О.А. Петров; рецензент: В.Б. Пиотух

см. также на

На днях NASA объявило о том, что 19 июля находящийся на орбите Сатурна зонд Кассини сфотографирует Землю , которая на момент съемки будет находиться на расстоянии 1.44 миллиарда километров от аппарата. Это не первая фотосессия такого плана, но первая о которой было объявлено заранее. Специалисты NASA надеется, что новое изображение займет почетное место в ряду таких знаменитых снимков Земли. Так это или нет, покажет время, а пока мы можем вспомнить историю фотографирования нашей планеты из глубин космоса.

С давних пор людям всегда хотелось взглянуть на нашу планету с высоты. Появление авиации дало человечеству возможность подняться за облака, а вскоре бурное развитие ракетной техники сделало возможным получение фотографий с поистине космических высот. Первые снимки из космоса (если принимать стандартв ФАИ, по которым космос начинается с высоты 100 км. над уровнем моря) были сделаны в 1946 году с помощью трофейной ракеты ФАУ-2.


Первая попытка фотосъемки земной поверхности со спутника была предпринята в 1959 году. Спутник Эксплорер-6 сделал вот эту вот замечательную фотографию.

Кстати, после того как миссия Эксплорера-6 была завершена, он еще послужил американской Родине, став мишенью для испытаний противоспутниковых ракет.

С тех пор спутниковая фотография развивилась невероятными темпами и теперь можно найти кучу снимков любых частей земной поверхности на любой вкус. Но абсолютное большинство этих фото сделано с низкой околоземной орбиты. Как же выглядит Земля с более отдаленных дистанций?

Снимка Апполонов

Единственными людьми, которые могли видеть всю Землю целиком (грубо говоря в одном кадре) были 24 человека из экипажей Аполлонов. В наследство от этой программы нам осталось несколько классических снимков.

А вот снимок сделанный с Аполлона-11 , где четко виден земной терминатор (и да, речь не об известном боевике, а о линии разделяющей освещенную и неосвещенную части планеты).

Фото земного серпа над поверхностью Луны, сделанное экипажем Аполлона-15.

Еще один восход Земли, в этот раз над так называемой темной стороной Луны. Фото сделано с Апполона-16 .

"The Blue Marble" - еще одна иконическая фотография, сделанная 7 декабря 1972 года экипажем Аполлона-17 с расстояния примерно 29 тысяч км. от нашей планеты. Это не был первый снимок, где можно было наблюдать полностью освещенную Землю, но он стал одним из самых известных. Астронавты Аполлона-17 пока что являются последними людьми, которые могли наблюдать Землю с такого ракурса. К 40 летию фото, NASA сделала ремейк этого фото , склеив кучу кадров с разных спутников в едином композитном снимке. Существует и российский аналог, сделанный со спутника Электро-М.


Если смотреть с поверхности Луны, то Земля постоянно находится на одной и той же точке неба. Поскольку Аполлоны сажались в экваториальных областях, то для того чтобы сделать патриотическую аватарку, астронавтам пришлось как следует наловчиться.

Снимки с умеренных дистанций

Помимо Аполлонов, Землю с большого расстояния фотографировал ряд АМС. Вот самые известные из этих снимков

Очень известный снимок Вояджера-1, сделанный 18 сентября 1977 года с расстояния в 11,66 миллиона километров от Земли. Насколько я знаю, это было первое изображение Земли и Луны в одном кадре.

Схожий снимок, сделанный аппаратом Галилео с расстояния 6,2 миллиона километров в 1992 году


Снимок, сделанный 3 июля 2003 года с борта станции Mars Express . Расстояние до Земли - 8 миллионов километров.


А вот самый свежий, но как ни странно худший по качеству снимок сделанный миссией Юнона с расстояния 9,66 миллиона километров. Вот и думай - то ли NASA совсем уж сэкономила на камерах, то из-за финансового кризиса у них поувольнялись все сотрудники, отвечающие за фотошоп.

Снимки с марсианской орбиты

Вот так например Земля и Юпитер выглядели с орбиты Марса. Снимки были сделаны 8 мая 2003 года аппаратом Mars Global Surveyor , находившися на тот момент на расстоянии 139 миллионов километров от Земли.Стоит отметить, что камера на борту аппарата не могла делать цветных изображений и это снимки в искуственных цветах.

Схема месторасположения Марса и планет на момент съемки


А вот так Земля выглядит уже с поверхности красной планеты. Трудно не согласиться с этой надписью.

А вот еще одно изображение марсианского неба. Более яркая точка Венера, менее яркая (на которую указывают стрелочки) - наша родная планета

Кому интересно, очень атмосферное фото заката на Марсе.Чем-то напоминает похожий кадр из фильма Чужой .

Снимки с орбиты Сатурна


В большем разрешении

А вот Земля на одном из снимков, сделанных упомянуым в начале аппаратом Кассини . Сам снимок композитный, и получен в сентябре 2006 года. Его составили из 165 фотографий, сделанных в инфракрасном и ультрафиолетовом спектре, которые затем склеили и обработали, сделав цвета похожими на натуральными. В отличие от этой мозаики, во время съемки 19 июля на Земля и система Сатурна впервые будут сняты в так называемых естественных цветах, то есть такими, каким их увидел бы человеческий глаз. Кроме того, впервые Земля и Луна попадут в объектив камеры "Кассини" с самой высокой разрешающей способностью.


А вот кстати, как выглядит Юпитер с орбиты Сатурна. Снимок разумеется тоже сделан аппаратом Кассини. На тот момент газовые гиганты разделяло расстояние в 11 астрономических единиц.

Семейный портрет "изнутри" Солнечной системы

Данный портрет Солнечной системы был сделан аппаратом MESSENGER , находящимся на орбите вокруг Меркурия в ноябре 2010 года. На составленной из 34 снимков мозаике видны все планеты Солнечной системы, кроме Урана и Нептуна, которые находились слишком далеко, чтобы быть зафиксированными. На снимках можно разглядеть Луну, четыре главных спутника Юпитера и даже кусочек Млечного пути.


Собственно, наша родная планета.

Схема расположения аппарата и планет на момент съемки.

И наконец, отец всех семейных портретов и сверхдальних фотографий - мозаика из 60 фотографий, сделанных все тем же Вояджером-1 между 14 февраля и 6 июня 1990 года. После прохождения Сатурна в ноябре 1980 года аппарат в общем-то бездействовал - других небесных тел для изучения у него не осталось, а до приближения к границе гелиопаузы оставалось еще примерно 25 лет полета.

После многочисленных просьб, Карлу Сагану удалось убедить руководство NASA снова активировать выключенные десятилетие назад камеры корабля и сделать фотографию всех планет Солнечной системы. Заснять не удалось лишь Меркурий (который был слишком близко к Солнцу), Марс (чему опять же, помешал свет от Солнца) и Плутон, который попросту был слишком мал.


"Взгляните ещё раз на эту точку. Это здесь. Это наш дом. Это мы. Все, кого вы любите, все, кого вы знаете, все, о ком вы когда-либо слышали, все когда-либо существовавшие люди прожили свои жизни на ней. Множество наших наслаждений и страданий, тысячи самоуверенных религий, идеологий и экономических доктрин, каждый охотник и собиратель, каждый герой и трус, каждый созидатель и разрушитель цивилизаций, каждый король и крестьянин, каждая влюблённая пара, каждая мать и каждый отец, каждый способный ребёнок, изобретатель и путешественник, каждый преподаватель этики, каждый лживый политик, каждая «суперзвезда», каждый «величайший лидер», каждый святой и грешник в истории нашего вида жили здесь — на соринке, подвешенной в солнечном луче.

Земля — очень маленькая сцена на безбрежной космической арене. Подумайте о реках крови, пролитых всеми этими генералами и императорами, чтобы, в лучах славы и триумфа, они могли стать кратковременными хозяевами части песчинки. Подумайте о бесконечных жестокостях, совершаемых обитателями одного уголка этой точки над едва отличимыми обитателями другого уголка. О том, как часты меж ними разногласия, о том, как жаждут они убивать друг друга, о том, как горяча их ненависть.

Наши позёрства, наша воображаемая значимость, иллюзия о нашем привилегированном статусе во вселенной — все они пасуют перед этой точкой бледного света. Наша планета — лишь одинокая пылинка в окружающей космической тьме. В этой грандиозной пустоте нет ни намёка на то, что кто-то придёт нам на помощь, дабы спасти нас от нашего же невежества.

Земля — пока единственный известный мир, способный поддерживать жизнь. Нам больше некуда уйти — по крайней мере, в ближайшем будущем. Побывать — да. Колонизировать — ещё нет. Нравится вам это или нет — Земля сейчас наш дом".

Мне часто попадаются на глаза интересные виды Земли из космоса. Публиковать их по отдельности как-то не интересно, а вот потрудившись и собрав их вместе, можно получить весьма познавательную заметку. Фактически фотографии собирались и запоминались года два, как минимум. Так что, считаю это одним из самых подробных материалов по этой теме. Все изображения кликабельны.

Восход Земли (Earthrise) - название фотографии нашей планеты, сделанной астронавтом Уильямом Андерсом 24 декабря 1968 года, во время полёта космического корабля «Аполлон-8» вокруг Луны. Пожалуй, самый известный вид Земли из космоса .


Синий шарик (Blue Marble) - фотография планеты Земля, сделанная 7 декабря 1972 года экипажем космического корабля «Аполлон-17» с расстояния от поверхности Земли примерно в 29 тысяч километров.

В 2002 году NASA из огромного числа снимков "сшило" новую версию известной фотографии.



Это , доступное в настоящее время.


Далёкие Земля и Луна. Фотография сделана 18 сентября 1977 года Вояджером-1 с расстояния 11,5 миллионов километров.


А это комбинированное изображение, собранное из фотографий космического аппарата Галилео (Galileo).


Изображение собрано из 165 фотографий, сделанных космическим кораблём Кассини 15 сентября 2006 года. Наша планета - это точка сверху-справа в пустоте между плотными кольцами и предпоследним кольцом.


Бледно-голубая точка (Pale Blue Dot). Земля, какой её видил Вояджер-1 (Voyager-1) с рекордного расстояния в 5,9 миллиардов километров. (Точка в правой части верхней линии)


Река Нигер, республика Мали.


Солнце поднимается над Тихим океаном.


Изображение составлено из четырёх фотографий, сделанных космической камерой ESA OSIRIS.


Как бы не было привычно видеть северное сияние снизу, с Земли, из космоса оно выглядит куда эффектней.


Российская космическая станция Мир над Землёй. Фото сделано с шатла Атлантис в июне 1995 года.


На фотографии тень от луны над Кипром и Турцией. Это полное солнечное затмений произошло 29 марта 2006 года.


Астронавт НАСА Роберт Стюарт (Robert L. Stewart) витает над облаками. Фото сделано с шатла Челенджер в феврале 1984 года.



Планета земля, отражённая в шлеме астронавта Клейтона Андерсона (Clayton C. Anderson) 15 августа 2007 года.

А ранее я показывал вам самые красивые и потрясающие .