Способы инкрустации. Инкрустация - это что

09.05.2017

Инкрустация по дереву - вид мозаики, известный с древних времен. В этой технике мастера создавали картины, украшали мебель и предметы интерьера. Новые технологии помогли ускорить и упростить этот процесс, и теперь с инкрустацией справятся даже начинающие мастера.

Различают два вида инкрустации деревом по дереву - интарсия и маркетри. Чтобы получить эффект «вживления» одной породы дерева в другую, берут древесину, отличающуюся по цвету, оттенкам, текстуре. Столетиями мастера вручную вырезали фрагменты изображений, склеивали пластинки дерева или шпона по кромкам, вырезали углубления в основе, а затем прикрепляли мозаику. Теперь процесс инкрустации значительно сокращается за счет создания компьютерных моделей и фрезерования на станках с ЧПУ. Мы рассмотрим 2 способа изготовления инкрустации с помощью числового управления.

Первый способ: инкрустация целой пластиной

Для работы потребуется два куска древесины. На каждом из них будет вырезано изображение, например, рисунок краба. Рисунок загружают в программу и создают две разные модели.

Первая модель - это основа изделия. Поверхность рисунка внутри контура углубляют. На фото вверху вы видите модель на экране компьютера и деталь после фрезерования на станке с ЧПУ.

Вторая модель - инкрустируемый фрагмент. Вектор рисунка теперь наращивается так, чтобы изображение краба выступало над поверхностью пластины. При этом высота наращивания берётся чуть больше, чем углубление на основной заготовке.


Станок с ЧПУ обеспечивает точное вырезание рисунка на двух заготовках. Детали склеивают, оставляют высохнуть на несколько часов.

Важно! При совмещении двух пластин выступающие части второй заготовки должны плотно входить в углубления основной детали по контуру, но между пластинами нужно оставить зазор. Это расстояние позволит потом отсечь древесные пластины друг от друга ленточной пилой.


После отделения заготовок на темной основе осталось светлое изображение. Теперь поверхность изделия шлифуют и полируют до идеально гладкого состояния.


Второй способ: вклеивание фрагментов

Для этого способа тоже нужны две модели. На основе также делают углубление рисунка, а станок с ЧПУ выбирает поверхность c древесной заготовки.

Вторую модель не нужно делать объемной. Задача для станка - просто вырезать деталь по контуру.

Полученную заготовку вклеивают в углубление на основе, дают высохнуть.


Теперь выступающее изображение срезают заподлицо, шлифуют и полируют.


Инкрустация украсит любое изделие из дерева: шкатулки, доски, рамы для зеркал, спинки стульев. Вот еще несколько фотографий для вдохновения.

Разделочная доска для сыра


Настенные часы

Украшение шкатулки


Фрезерный станок с ЧПУ расширяет возможности для творчества. Посмотрите, как с помощью станка можно обновить дверцы шкафа .

Инкрустация по дереву - это особый вид декоративно-прикладного искусства, который с виду очень похож на мозаику или орнамент, выполнен из частиц разных материалов. Суть состоит в том, чтобы уже подготовленную фигурку из другого материала внедрить в поверхность предмета, который декорируем. Элементы не выступают, они представляют собой единую целостную конструкцию.

С помощью инкрустации можно украсить деревянную мебель, посуду, рукоятки ножей, стены, балки. В итоге получается очень интересный рисунок, необыкновенный как по форме, так и по исполнению. В зависимости от того, какие материалы используются, можно определить виды инкрустации:

  1. Интарсия - украшение деревянного предмета с помощью элементов, сделанных также из дерева.
  2. Маркетри - нанесение узора шпоном (деревянной щепкой).
  3. Тауширование - металлический предмет дополняют драгоценными металлами.

Для инкрустации используются разные материалы: камень, металл, мрамор, керамика, дерево другого вида, перламутр, слоновая кость. От выбранного вещества зависит, какой метод декорирования будет использоваться.

Для начинающих маркетри по дереву - наиболее доступная техника. Из материала понадобится шпон (фанера из любой древесины). Суть заключается в том, чтобы деревянные детали сложить, как мозаику, сформировать необходимый рисунок и наклеить его на подготовленную основу. Дальше нужно все тщательно отполировать и покрасить.

Сложнее всего придумать узор и сделать чертеж будущего шедевра. Это основа, без которой нельзя создать уникальную, качественную и безупречную вещь. Такой вид инкрустации можно применить при создании паркета, столешницы, картин, сувениров. Технология маркетри хоть и проста, но требует максимальной аккуратности, терпения, усидчивости, чувства меры и эстетического вкуса.

Интарсия была предшественником маркетри. Она использовалась еще в Греции, Риме, Египте и на Востоке. Чаще всего с помощью этой техники украшали посуду и мебель для церкви и знатных господ. Раньше распространенными орнаментами были геометрические фигуры, а также изображения растений и животных. Сейчас можно подобрать уникальный рисунок как по форме, так и по цвету.

Этапы создания изделия в технике интарсии:

  • Интарсия по дереву сложна в исполнении, поэтому первоначально нужно создать схему и по ней вырезать детали. Чтобы было удобнее, на схеме отмечают цвет дерева. Сколько цветов, столько же должно быть и листов со схемой.
  • Поверхность предмета следует очистить от пыли, загрязнений. Подготовленные элементы схемы нужно наклеить на фрагменты дерева по цветовой гамме. Клей использовать самый обычный (ПВА), так как бумага потом будет удаляться.
  • Четко по схеме отпилить фрагменты, отполировать и отшлифовать их. Где необходимо, края обработать напильником или наждачной бумагой.
  • В основе изделия делаются углубления под уже имеющиеся детали. Нужно наподобие мозаики сложить элементы в единую конструкцию с помощью клея. В конце работы при желании предмет можно покрыть лаком.

Чтобы изделие было интересным, красивым и качественным, особое внимание уделяется созданию схемы-рисунка, только с ее помощью можно сделать точные формы предметов. Изучение схем интарсии по дереву - основа этого мастерства. Также нелишним будет поэкспериментировать с выбором древесины, ведь есть экзотические виды дерева с очень интересной фактурой.

По технике исполнения интарсия похожа на блочную мозаику, в которой делают паркет, оформляют стены. Заранее подготавливают тонкие пластинки из разных сортов дерева, отличающихся цветом, размером, структурой. Затем нужно соединить все в единую композицию. Принцип работы: фрагменты древесины вставляют в углубления, подготовленные заранее, и наклеивают на основание. Блочная мозаика бывает также объемной (украшенной резьбой). Она идеально подходит для изготовления шкатулок.

Инкрустация по дереву металлом (медью, серебром, алюминием, латунью и др.) - довольно распространённый вид техники. В дереве по схеме делают углубления, в них выкладывают проволоку или жидкий металл. Главное условие - древесина должна быть прочной и сухой, чтобы могла выдержать воздействие расплавленных металлов. Пазы делают с помощью ножа или долота. Перед тем как положить проволоку, углубления смазывают клеем, а потом ее аккуратно можно забить молотком.

Такой вид инкрустации наиболее сложный, поэтому нужно старательно придерживаться техники безопасности. При работе с выпрямлением проволоки необходимо пользоваться защитными очками, чтобы уберечь глаза от возможных повреждений. Элементарные средства для защиты должны быть под рукой, ведь работа сложная, и любое необдуманное движение может привести к травмам или ожогам.

На изделиях из древесины мозаика выглядит очень эффектно. Работая над ней, можно творчески себя раскрыть, дать волю фантазии. Процесс создания даже самой мелкой вещи (например, сувенирного изделия) очень интересный и увлекательный. Можно начать с малого, а дальше расширять горизонты и переходить к планированию крупных проектов.

Например, своими руками можно создать деревянную мозаику для стен. Это начинание, безусловно, требует хорошей подготовки, но ничего невозможного в нем нет. При большом желании и опыте все получится.

Интерьер в помещении кардинально изменится, если будет украшена хотя бы одна стена, или если в комнате будет присутствовать элемент декора.

Мозаика прекрасно вливается в общий интерьер дома, оживляет его своими красками.

Деревянная мозаика для стен своими руками - способ не только оригинальный и стильный, но и довольно практичный, так как при контакте с водой и паром материал не портится и не деформируется за счет специального покрытия. Благодаря этому деревянной мозаикой украшают и гостиные, и кухни, и даже сауны. Часто ее используют при оформлении помещений в ресторанах, кафе или офисах.

Для создания мозаики из дерева больше всего подходят береза, ясень, дуб, акация, клен, орех. Материал предварительно подвергают термической обработке, очищают от загрязнений и тщательно высушивают. Для интарсии подходит только массив древесины, который распиливают по определенным правилам.

При оформлении стен можно придерживаться выбранного геометрического рисунка, под него подбирать необходимые оттенки. Очень эффектно смотрятся композиции, похожие на шахматную доску или пчелиные соты. А можно в хаотичном порядке размещать по поверхности фрагменты, и это тоже будет смотреться, как интересное дизайнерское решение.

Главные преимущества инкрустации по дереву:

  • используются экологически чистые природные материалы;
  • подбираются исключительно крепкие виды деревьев, что гарантирует высокую прочность изделий;
  • возможность создавать разные элементы декора, ведь существует масса вариаций, где можно применить эту технологию.

Изготовление деревянных изделий в технике инкрустации - очень интересный и увлекательный процесс, но создание уникального шедевра под силу только настоящему профессионалу. А чтобы им стать, необходима постоянная практика.

Различия между этими двумя техниками незначительные. Все сводится к использованию материала. В первом случае вставки в дерево делаются из металла, перламутра, цветного стекла, камней, кости, а во втором случае - из других пород дерева. В зависимости от того, как сделаны вставки, различают выпуклое и плоское врезание. При выпуклом вре зании вставка несколько выступает над поверхностью дерева-фона, а при плоском врезании вставка углубляется в деревянньий массив до уровня фона.

И для той и для другой техники важно хорошее качество древесины, используемой для основы. Лучше всего брать древесину со слабовыраженным текстурным рисунком, например березу, ольху, осину, липу и боярышник. Также можно использовать кизил, дуб, абрикос, грушу, яблоню, грецкий орех. У этих пород древесина однородная и плотная.

Древесина должна быть хорошо высушенной и не иметь пороков. Сырая древесина не подходит для работы, потому что при высыхании она может покоробиться и дать большой процент усадки, вставки будут вытесняться из деревянной основы, а поверхность покроется заусенцами, а то и вовсе раскрошится. Оптимальный процент влажности древесины - 20%.

При интарсии в качестве вставок используется более ценная и контрастная по текстуре и по цвету древесина.

При инкрустации большое внимание следует уделить выбору материала, из которого будут изготовлены вставки. Если вы выбрали темный фон основы, то для вставок лучше всего подойдут светлые металлы, например мельхиор, серебро, различные сплавы меди и олова - латунь, томпак или нержавеющая сталь. Если цвет фона светлый, то для инкрустации выберите более темные металлы, например темную медь или светлые черненые металлы.

Более контрастное сочетание возникает, если на темном фоне выдаются металлические вставки с глянцевой поверхностью или на светлом фоне - с мягким матовым блеском. Темный фон древесины можно получить при помощи различных протрав и морилок.

Однако и фон можно сделать глянцевым или матовым. Глянец дерево приобретет при использовании древесного лака или политуры, а матовую поверхность - при использовании восковой мастики.

Если вы хотите сделать плоскую инкрустацию, то удобнее использовать мягкие металлы, которые поддаются шлифовке вместе с деревом. К мягким металлам относятся алюминий, бронза, дюраль, латунь, мельхиор, серебро. Среди других материалов сюда подходят кость, рог, перламутр и эбонит.

Если вы хотите в качестве вставок использовать стекло, камень, фарфор, сталь, которые обладают слишком твердой структурой и трудно поддаются шлифованию, то лучше всего делать выпуклую инкрустацию. При работе края вставок могут раскрошиться, поэтому стекло или камень лучше врезать вместе с металлической основой. При этом увеличивается декоративный эффект, производимый вставкой.

Для металлических вставок лучше использовать листовой металл или металлическую проволоку, из которых изготавливаются круглые различные бляшки, гибкие полосы для насечки и контурных дорожек.

Из металлической проволоки чаще всего делают различные прямые и изогнутые линии, орнаменты. При использовании круглой проволоки в основе вырежьте небольшое углубление, смажьте канавку эпоксидным клеем и вставьте в нее проволоку. Острые концы проволоки под прямым углом воткните в деревянную основу. Плоскую проволоку можно получить из круглой, если простучать ее молотком.

Если в орнаменте нужны точечные элементы, в основу вбиваются небольшие отрезки металлической проволоки или небольшие гвоздики. Точечные элементы могут быть частью сложного орнамента или сами могут составлять замысловатый рисунок.

Из листового металла получаются плоские круглые бляшки, которые вырубаются из пласта с помощью металлических пуансона и матрицы, а также зубилом и молотком. После вырубки деталь нужно обработать напильником. Из листового металла также можно нарезать полосы ножницами по металлу. Чаще всего используют для инкрустации металлические полоски шириной 4-6 мм, а длина их не превышает 10 мм. Эффектный орнамент получается при комбинациях полосок из различных металлов в сочетании со вставками из проволоки.

В качестве своеобразной вставки также можно использовать эпоксидный клей, в который добавляется масляная краска, а затем отвердитель. Таким цветным клеем можно вклеивать и металлические вставки, но при этом будьте аккуратны, чтобы жир не попал на место вклеивания.

Достаточно часто для инкрустации используются массивные металлические вставки. Перед инкрустацией их сначала выпиливают ножовкой по металлу, а затем снимают заусенцы напильником. Для выпуклой инкрустации у металлической вставки заоваливаются выступающие края, поверхность полируется и только потом вбивается в деревянный массив.

Если в качестве вставки используется кость, она распиливается на пластины, отшлифовывается и отполировывается.

Чрезвычайно красочными и эффектными получаются вставки из блестящего перламутра. Эбонитовые вставки также смотрятся эффектно, а кроме того, эбонит очень хорошо поддается механической обработке и даже может имитировать текстуру черного дерева и минералов, например агата.

Инструменты для работы

В зависимости от выбора материала для вставки используется самый различный инструмент. При работе с металлом можно обойтись тем же набором инструментов, что и при резьбе по дереву, с некоторым дополнением слесарного инструмента. Для интарсии подходит только инструмент для столярных работ.

Техника выполнения вставок

Перед тем как вставить какой-то кусок инородного тела, составьте эскиз рисунка и перенесите на основу. Затем отшлифуйте деревянную поверхность: вам легче будет работать, и рисунок получится более четким. После этого сделай вставки. Если они из стекла или из камня, сделайте еще и металлические основы, куда будут вставляться куски стекла или камня. Затем расположите готовые вставки и составьте из них рисунок, после чего обведите контуры вставок. На этом месте стамеской или ножом-косяком сделайте гнезда под вставки.

Для разного типа вставок готовятся различные гнезда. Для круглых бляшек гнездо делается следующим образом. Возьмите соответствующего диаметра сверло типа мерка и чуть просверлите древесину основы. Чтобы бляшка не утонула в дереве, гнездо делается неглубоким - примерно на 3/4 глубины.

Для изготовления всевозможных розеток, пальметок и других вставок неправильной формы гнездо тоже можно сделать при помощи сверла типа мерка. Сначала просверлите этим сверлом максимально возможный диаметр, а затем вручную прорежьте отверстие стамесками до нужного размера.

Сложнее изготовить гнезда под геометрические фигуры, где углы должны быть ровными. Просверлите неглубокие отверстия тонким сверлом. Затем вставьте в них металлические штыри для ограничения контуров гнезда. После этого прорежьте контуры по металлической линейке. По окончании прорезания контуров выньте штыри и обработайте углы стамеской.

Для вставок из проволоки гнездо прорезается при помощи ножа-косяка и делается в форме канавки, по краям которых просверливаются отверстия для крепежных штырей.

Для гибкой ленты гнездо делается в виде узких и глубоких прорезей. При этом удобнее пользоваться ножом-косяком или плоской стамеской В готовое гнездо вставьте готовый элемент. Металлическая лента вставляется в гнездо до упора торцовой стороной. Затем не вошедшая в гнездо часть отсекается ножницами, а оставшаяся часть забивается молотком. Гнездо для насечки нужно сделать больше самой насечки, а насечка должна быть в форме клина, чтобы она легко вошла в деревянную основу. Клин вырезается таким образом, что его вершина была немного смещена одну из сторон (рис. 11).

Рис. 11. Изготовление прорезей

Чтобы контурная дорожка из металла беспрепятственно вошла в приготовленную прорезь, обстучите ее со всех сторон молоточком - металл станет жестким и не будет сворачиваться при работе в спираль. Если гнездо идет по направлению роста волокон, не делайте широкую прорезь: от этого металлическая вставка будет плохо держаться в основе, особенно из мягких пород древесины. Глубина гнезда должна быть немного больше вставки, чтобы она при работе не сгибалась. Контурные дорожки вставляются в гнездо ребром по всей длине. Дорожку вбейте молоточком на всю глубину гнезда.

Для крепления круглых бляшек используют два способа: их можно приклеить клеем или приклёпать. Чаще всего при склеивании дерева и металла используются клей БФ и клей на основе эпоксидной смолы № 88.

При помощи клепок бляшки крепятся следующим образом: сначала просверлите или проткните шилом вставку, затем сквозь них прибейте металл к дереву небольшими отрезками проволоки. Чтобы следы от пробивания были практически не заметны, сделайте отверстие таким, как сечение проволоки (рис. 12). Кроме того, выбор самой проволоки зависит от плотности древесины. Твердая древесина требует жесткую и короткую проволоку. Для мягкой древесины можно использовать и мягкую, и твердую проволоку. Но не стоит выбирать слишком твердую проволоку: она хорошо войдет в массив дерева, но ее трудно будет расплющить.

Рис. 12. Крепление бляшек

Техника выполнения точечных вставок намного проще. Гнездо для них делается шилом в виде небольшого точечного прокола, в который вставляется проволока и вбивается до упора. То, что осталось, нужно срезать ножницами и расплющить молочком. После этого отшлифуйте поверхность - при этом торец будет выглядеть чистым и блестящим. Если для основы используются мягкие породы древесины, то глубина пробивания должна быть равна примерно 1 см, а если используются твердые породы, то глубина пробивания уменьшается наполовину.

Интарсия от инкрустации отличается не только тем, что вставки делаются из дерева, но и тем, что эти вставки достаточно массивны по сравнению с металлическими деталями. Деревянные фрагменты крепятся к основе при помощи клея ПВА. И при интарсии, и при инкрустации поверхность после работы шлифуется и лакируется. После этого изделие считается полностью законченным.

Блочная мозаика

Особенностью блочной мозаики является то, что различные по окраске и текстуре пласты дерева склеиваются между собой и таким образом формируют красочный орнамент (рис. 13).

Рис. 13. Блочная мозаика

Всечка металла в дерево - старинная технология, в соответствии с которой металлические полоски, стерженьки и различные геометрические фигуры вбивают в деревянную основу.

Всечка довольно широко развита в Закарпатской Украине, в Дагестане, в некоторых районах Прибалтики. При помощи всечки декорируют разнообразные бытовые изделия: курительные трубки, трости, чаши, кубки, посохи, рюмки и графины, шкатулки, тарелки для фруктов, ювелирные изделия, а также настенные панно и даже картины.

Рассмотрим технологию изготовления всечки. В качестве основы берут «бестек-стурную» древесину, поверхность которой обладает высокой плотностью и равномерной твердостью. Для всечки подходят твердые породы: кизил, боярышник, абрикосовое дерево, груша, яблоня, грецкий орех и другие, а для учебных работ по всечке можно использовать древесину и более мягких пород, таких как: береза, черная и красная ольха, осина, липа.

Древесина должна быть хорошо просушена, не иметь трещин, сучков и гнили. При большой ее влажности со временем металл будет вытеснен и изделие, как говорят, «ощетинится». Интересные композиции получают на торцевых срезах деревьев твердых пород, например, дуба, бука и др.

Большинство перечисленных здесь пород имеет светлую древесину, на которой не будут «играть» металлические вставки. Для окрашивания древесины применяют различных опенков морилки и черную тушь.

В качестве металлических вставок используют цветные металлы и сплавы: медь, бронзу, латунь, алюминий в виде проволоки, плющенки (проволоки, прокатанной в вальцах) и узких полосок. В наиболее ответственных случаях можно использовать золото или серебро в виде проволоки или тонкого листа.

Инструменты для всечки - ножи-косячки, которыми пользуются резчики по дереву, и ножи-резцы (рис. 1). Ножами-косячками делают продольные прорезы, а торцевым ножом-резцом - прорезы под круглые и фигурные бляшки. Необходимо иметь несколько резцов с лезвиями различной ширины и с различной заточкой режущей части.

Для вырезания углублений под круглые бляшки можно взять циркули-резцы (рис. 2). Если в вашей композиции имеется большое количество одинаковых круглых бляшек, то для подготовки гнезд под них можно применить специально заточенные трубочки заданного диаметра или пуансоны (рис. 3).

Узкие полоски металла отрезают от листа ножницами и «гвоздики» от проволоки - кусачками, бокорезами, пассатижами или ножницами. Для просверливания отверстий нужна дрель с набором сверл и несколько шилец - для прокалывания отверстий под «гвоздики». Могут понадобиться также круглогубцы и пинцет для удержания мелких деталей.

Основы для всечки сферической или цилиндрической формы - подстаканник, вазочку, тарелку или кувшинчик делают на токарном станке, плоскую - рубанком, а более сложной формы - ножом, стамесками и другим столярным инструментом. Однако надо помнить, что всечка лучше «смотрится», когда поверхность - несколько выпуклая. Если нет возможности изготовить в домашних условиях основу или «белье», как ее называют мастера, то основу можно купить на рынке.

Процесс всечки, как любой творческий процесс, начинается с разработки эскиза. Необходимо решить, что вы хотите сделать: маленький брелок для любимой девушки, трубку или палочку - для дедушки, а может быть красивое блюдо - для мамы. Исходя из этого делают или приобретают нужную заготовку изделия - «белье». Затем определяют места для всечки, их размеры и форму, а потом делают рисунки для каждого участка в едином стиле.

Подготовленный рисунок переводят на кальку, а с нее - на основу. Переводя рисунок на плоскую основу через копировальную бумагу какой-либо заостренной палочкой или шариковой ручкой, у которой израсходована вся паста. Если рисунок симметричный, то можно нарисовать только одну его часть.

На основу с выпуклой поверхностью рисунок, переведенный на кальку, прикладывают к месту, куда надо его перенести, и прижимают, надрезав по краям для плотного прилегания. Процесс всечки зависит от используемых элементов.

Для всечки ленточки ножом-косячком делают прорезь шириной, равной толщине ленточки, и глубиной, чуть большей, чем ширина ленточки. Если несколько ленточек соединяются своими концами в одном месте, то необходимо концы их простучать молоточком для уменьшения их толщины так, чтобы они соединились в один острый угол (рис. 4).

Вколачивать ленточку надо легким молоточком очень аккуратно, чтобы она полностью вошла в прорезь и ее верхний край не погнулся. Если же край все-таки погнется, то необходимо ленточку вынуть и слегка простучать металлическим молотком на стальной плите.

Она нагартуется, то есть станет более жесткой и тогда лучше войдет в прорезь. При всечке коротких штрихов прорезь делают торцевым ножом-резаком. В прорезь вставляют до упора конец металлической полоски. Ножницами или бокорезами отрезают его от этой плоски и ударом молотка вбивают в основу (рис. 5). Нельзя допустить, чтобы верхний край вставки загнулся. В основе должен просматриваться только торец вбитого металла.

Гвоздики при всечке выполняют двойную роль. Во-первых, основную, когда точками оформляют какой-либо орнамент. И, во-вторых, вспомогательную, когда гвоздиками крепят металлические бляшки. В первом случае в основе шилом накалывают в нужном месте отверстие, вставляют в него конец проволочки и откусывают его бокорезом. После этого легким ударом молоточка вгоняют в деревянную основу выступающий конец проволочки.

Способ установки в основу металлических бляшек зависит от их формы и размеров. Если форма бляшки - круглая, то углубление делают сверлом, просечкой или пуансоном на глубину 2/3 толщины металлической бляшки. В гнездо вкладывают бляшку и протыкают (или просверливают) необходимое количество отверстий для «гвоздиков».

Чтобы гвоздики не отличались цветом от бляшки, их необходимо делать из одного и того же металла. Если бляшка - не круглая, а другой формы, ее вырезают ножницами, опиливают заусенцы, накладывают на основу и аккуратно обводят острой чертилкой. Затем узкой стамеской или резцом делают под нее углубление и закрепляют так же, как и круглую вставку.

Бляшки можно не только прибивать, но и приклеивать. В этом случае необходимо давать время на высыхание клея, и поэтому работа будет идти с перерывами. Для склеивания металла с деревом можно рекомендовать нитроцеллюлозный клей, синтетические клеи типа БФ, 88, эпоксидную смолу, а также ПВА.

Процесс всечки довольно сложный. Поэтому вначале необходимо потренироваться на каких-либо более простых рисунках: елочках, змейках, сеточках, а затем переходить к простым орнаментам.

Научившись делать их, можно переходить к более сложным (рис. 6), а потом и к плоскостным композициям. Более сложным процессом всечки является работа с объемными основами типа чаш, блюд, стаканчиков, рюмок, кувшинов и ступок. В этом случае необходимо предварительно деформировать вставки по форме поверхности основы.

Обогатить «палитру» всечки можно, используя сочетания нескольких металлов и сплавов, например, меди и алюминия, мельхиора и бронзы. После окончательной всечки всех металлических элементов изделие обтачивают личным напильником (напильником с мелкой насечкой), затем шлифуют наждачной бумагой. После шлифовки металлическую и древесную пыль смахивают щетинной щеткой. Ни в коем случае нельзя смахивать пыль рукой, так как при этом возможны порезы пальцев.

Отшлифованную поверхность нельзя трогать руками, чтобы на ней не остались жировые пятна, которые будут препятствовать качественному покрытию основы красящими растворами.

Для того, чтобы изделие приняло красивый вид, его покрывают темной протравой. Цвет покрытия можно подобрать путем смешивания нескольких протрав.
В настоящее время в продаже встречаются протравы следующих цветов: черного, малинового (под красное дерево) и коричневого (под орех). Краску разводят теплой водой и на пробной дощечке проверяют интенсивность цвета. Если используется черная тушь, ее разводят теплой водой в пропорции 1:1.

Подобранный красящий раствор наносят широкой кистью, тампоном или кусочком поролона на всю поверхность изделия, захватывая и металлический узор. Покрывать изделие необходимо равномерно, избегая пропусков и остерегаясь сильно увлажнять его, так как изделие от этого может покоробить.
Высушить изделие можно каким-либо нагревательным прибором: лампой, электрополотенцем и т.п.

По окончании сушки изделие тщательно протирают влажной тряпкой. При этом снимается налет морилки с элементов инкрустации, приглаживается ворс, а протрава более равномерно распределяется по поверхности дерева. После этого изделие оставляют сохнуть при естественной температуре около суток.

После окончания сушки изделие осторожно протирают самой мелкой наждачной бумагой, оживляя блеск металлического узора. Изделие готово под прозрачную отделку.

Если изделие небольшое, его лакируют, опуская в сосуд с лаком. Затем подвешивают для сушки. Погружать надо 2-3 раза, чтобы получить равномерно блестящую поверхность. Каждый предыдущий слой должен быть хорошо просушен и прошлифован мелкой наждачной шкуркой. Если изделие велико и его нельзя опустить в ванночку с лаком, прозрачную пленку наносят тампоном.

Следует иметь в виду, что изделия, предназначенные для интерьера, лучше натирать восковой мастикой.
Покрытие предохраняет поверхность металла от окисления и выявляет красивую структуру дерева.

По материалам журнала "Делаем сами"

Сложный вид обработки древесины — инкрустация . В практике художественной обработки древесины наблюдается как чистая инкрустация, так и сочетание ее с . Инкрустацией украшают мебель, шкатулки, тарелки, браслеты и т. п.

Смысл инкрустации заключается в том, что на поверхность отделочных изделий врезают пластинки или кусочки разного материала (золота, серебра, многих видов древесины, перламутра, пластмассы).

Для выполнения инкрустации требуются специальные инструменты: резаки, стамески и долота различных профилей, рейсмус, сверла различных диаметров, перо-разметчик и циркули.

Материалом под набор орнамента зачастую берут грушу, бук и клен. Древесину не протравливают красителями.

Для вставок, как правило, пользуются материалом природного цвета и лишь изредка его подкрашивают. Из одной породы древесины можно подобрать не только разные тона, но и цвета. Если требуется черный цвет — берут темный орех и протравливают в дубовой коре с опилками железа или ржавчиной течение двух-трех суток. Можно получить любой цвет древесины, близкий к естественному, если варить тоненькие пластинки груши в анилиновых красителях. Для создания инкрустации брусочки подобранной древесины нарезают пластинками толщиной 2-3 мм.

Порядок создания инкрустации таков: на подготовленную доску циркулем или пером-разметчиком наносят орнамент или другой нужный рисунок. После того, как рисунок перенесли на изделие и разметили все части, переходят к инкрустации. Сначала прорезают прямые линии, между которыми надо вставить полоску другой древесины, и выбирают древесину между прорезями на глубину 2-3 мм. Прямые линии на ровных плоскостях изделия прорезают специально приспособленным рейсмусом, в его подвижной брусок установлено два ножа-резака на нужном расстоянии. Этим рейсмусом с заготовленной дощечкой определенного цвета вырезают полоску чуть длиннее, чем нужно, затем, применяя стамеску или нож, отрезают до нужной длины. Готовую полоску смазывают столярным клеем и вставляют в заготовленное гнездо. Чтобы выложить лепестки цветков или «пшеничку», пользуются кругоподобным долотом. Дугу с двух сторон обрезают, затем тоненькой стамеской выбирают углубление.

Так же вырезают вставку из цветной древесины. Намазав деталь клеем, вставляют в заготовленное гнездо и пристукивают киянкой или молоточком.

Чтобы вложить круглую вставку, берут парные сверла нужного диаметра для внешнего обреза, внутренней стороной высверливают кружочек на изделии, внешним — вставку из другой древесины. Выбирают обрезанный кружок стамеской малых размеров.

Если же нужно выложить несколько кружочков, то сначала вставляют на клею кружочек большего диаметра. Лучше в таких кружках мазать только края, чтобы легче было вынимать нужно гнездо. Затем прорезают и вынимают кружочки меньших радиусов. Эту операцию повторяют столько раз, сколько должно быть вставлено кружочков, в центр вставляют бисер или медный провод. Прилегающие детали смазывают столярным клеем и довбивают молотком. Когда клей высохнет, выступы над поверхностью зачищают напильниками и наждачной бумагой. После шлифовки (мелкой наждачной бумагой) поверхность изделия покрывают лаком или полируют.