Как вспомнить что не помнишь. Вспомнить все! Тайная сторона памяти

Дата: Июль 16, 2014

В сегодняшней статье я предлагаю поговорить о тех простых правилах, которые очень часто нарушают родители, покупая новые игрушки или предлагая игры детям. Понятно, что само слово «правило» в данном случае можно использовать лишь с некоторыми оговорками, ведь детская игра непредсказуема и не должна ограничиваться искусственными рамками и запретами. Тем не менее, правила, о которых пойдет речь дальше, как раз и открывают пространство для фантазии, и способствуют самостоятельной игре ребенка, и развивают кроху. Итак, давайте разберем, как правильно играть с ребенком и каких правил игры стоит придерживаться родителям?

1. Правило обоюдного интереса

Когда мы выбираем новую игрушку, мы зачастую руководствуемся чем угодно – своими амбициями, рекомендациями знакомых, собственными нереализованными детскими мечтами обладать именно этой машиной или куклой, поддаемся воздействию рекламы, — и, в последнюю очередь, следуем за интересами ребенка. «У тебя уже есть такой же джип», «Мне не нравится эта игрушка, давай лучше купим паззл», «Мы договорились купить конструктор, а если ты будешь опять просить своих трансформеров, останешься без подарка». Узнали себя в этих фразах? На какие еще отговорки и манипуляции хватает фантазии у родителей, которые твердо знают, какие игрушки и в каком количестве нужны их ребенку… А между тем секрет удачного приобретения (и близких доверительных отношений между детьми и родителями, но не об этом сегодняшняя статья) не в том, чтобы настоять на своем, пользуясь своим родительским авторитетом, и не в том, чтобы в очередной раз пойти на поводу у ребенка, а в том, чтобы суметь найти точки соприкосновения ваших интересов, а если найти их не получается, то создать их.

Это справедливо не только для покупки игрушек, но и для организации различных игр и развивающих занятий. Мне иногда приходится слышать такие жалобы от мамочек, увлеченных развитием ребенка: «Мой сын застрял на «Транспорте», а у нас с понедельника должны быть «Времена года», что делать?». Да пусть времена года «начнутся» хоть с четверга, а лучше – прямо сейчас, когда грузовичок, выезжая на прогулку посетует на то, что сегодня очень уж жаркий день, не то что зимой – снежно, вьюжно, холодно, помнишь, малыш?

2. Правило разнообразия

Если ребенок «застревает» на какой-то теме, игре, сюжете, и вы видите, что ему этот сюжет или способ игры интересен, стоит дать малышу отыграть его так долго, как ему потребуется, вводя любые другие темы, знания, навыки прямо в эти игры и сюжеты. Если же ребенок теряет интерес к той или иной игрушке, игре, занятию, значит, вы, возможно, нарушили правило разнообразия. Например, все знают о пользе лепки и радуются, когда малыш упорно мнет в руках пластилин. Но проходит неделя, две или месяц, и кроха забывает, где лежит коробка с пластилином, и на ваше предложение полепить или даже слепить что-нибудь вместе отвечает отказом. Караул, выпадает из развивающего арсенала такое полезное занятие. Что делать? Приготовить соленое тесто, раздобыть глину или шариковый пластилин, нарисовать картину пластилином, сварить самоотверждающуюся массу для лепки, посмотреть «пластилиновый» мультфильм, купить, на худой конец, книжку с инструкциями по лепке. Предложите ребенку разнообразные способы использования надоевшего материала, найдите его непривычные для крохи аналоги, вместе откройте для себя новые техники, и интерес обязательно вернется.

3. Правило возрастающей сложности (зоны ближайшего развития)

Еще одна причина скуки и нежелания играть в когда-то любимые игры – их излишняя простота. Да, когда-то ребенку было тяжело собирать пазл из 8 кусочков, но он научился, и если вы будете продолжать предлагать ему игры этого уровня сложности, никакое разнообразие картинок не спасет ситуацию. Смело повышайте сложность, пусть игра содержит вызов способностям ребенка и вашим способностям ненавязчиво помогать и поддерживать кроху. Именно постепенное усложнение игровых задач, маленький «прирост» умений, который поначалу обеспечивается участием в игре взрослого, и дает тот самый развивающий эффект любой игры.

4. Правило соответствия возрасту

Предыдущее правило может показаться оправданием для очевидно несоответствующих возрасту игр и игрушек для детей, ведь вместе с мамой или папой малыш может играть с чем угодно, но это не так. И если чересчур простые игры малыш скорее всего быстро отвергнет, сложные игры «на вырост» могут довольно долго удерживать интерес ребенка. И вот вы уже в ловушке «мама-нарисуй-принцессу», «папа-собери-трактор-я-сам-не-умею» и т.д. Уберите неподходящие игрушки и игры, в которых ребенок не может быть полноценным участником, и вернитесь на шаг или два назад – туда, где у малыша будет получаться, где он познает радость творчества, самостоятельных открытий и маленьких побед.

5. Правило гибкости

У нас, взрослых, очень много в голове тараканов – большинство из них живут там с самого нашего детства, когда ими поделились с нами наши собственные родители. Давайте освобождать голову от инородных мыслей и стереотипов, но ни в коем случае не пересаживать их в чистые детские головки. Кто сказала, что «этим» нельзя копать песок? Почему «это» не может быть машиной? Почему не получится построить из «этого» дом? Почему «этим» невозможно рисовать? Понимаю, иногда в самом деле нельзя, не может, не получится, невозможно, но иногда – это ведь очень-очень редко. А сколько таких ограничений слышит ребенок изо дня в день. О какой игре, творчестве, спонтанности можно говорить, если каждой игрушкой можно играть только одним способом, если играть можно только игрушкой? Будьте гибче в использовании вашего игрового арсенала, и увидев что-то выходящее за рамки вашего понимания, не ругайтесь и не пытайтесь сразу вернуть на землю вашего маленького фантазера, а попробуйте подключиться к игре и, если почувствуете такую необходимость, помочь крохе развить сюжет.

6. Правило совместной игры

Попробуйте придерживаться этих правил в ваших ежедневных играх с ребенком, и детские игры не будут казаться скучными и однообразными – ни вам, ни малышу. А может быть, у вас есть свои правила игры и свое видение того, как правильно играть с ребенком? Поделитесь в комментариях!

Марина Суздалева — психолог, руководитель «Клуба Увлеченных Мам» .

Из-за обилия материалов по раннему развитию мало кто может поверить, что лучшим вариантом обучения для малыша является самая простая игра с мамой. Ольга Теплякова, известный педагог-психолог, разработала ряд методик по игровому развитию и коррекции поведения детей раннего возраста. Уже более 35 лет она придумывает игры и учит мам и пап играть с их детьми так, чтобы эти занятия приносили не только радость всей семье, но и помогали ребенку овладеть новыми знаниями и навыками. Она занимается индивидуальным консультированием родителей по игровому воспитанию детей и проводит онлайн-тренинги в школе Галки-Игралки для мам и малышей разных возрастов. У Ольги восемь детей и еще восемь внуков, поэтому ее игры прошли проверку на практике.

- Ольга Николаевна, каковы главные особенности вашей методики игрового развития ребенка?

  • В моей методике игровые ситуации являются центром обучения. Ведь по большому счету для маленького ребенка нет особенного смысла в заучивании цифр, букв, геометрических фигур как символов. Точно также большинству детей неинтересен сам процесс письма или счета. А вот если взрослый помогает ребенку выстроить игру с увлекательным сюжетом и реальными предметами, то и обучение навыкам происходит легко и весело.

Например, можно показать карточку с изображением жука и словом «Жук». А можно на прогулке понаблюдать за живым жуком, спеть про него песенку, дома побегать-половить жука, потом сесть нарисовать его и приклеить надпись «Это жук. Рисовал Боря». Куда веселее, правда?

И это по-настоящему работает. Ребенок не только овладевает некоторыми конкретными навыками, но приобретает желание и дальше играть, узнавать что-то новое и творить! Кроме того, благодаря такому совместному творчеству, между взрослым и малышом устанавливаются особенные отношения. Это теплый, доверительный, позитивный контакт, здесь в первую очередь взрослый учится творить сам и уважать творца и партнера в своем ребенке. Ребёнок это будет ценить и в будущем, когда вырастет.

Иными словами, я не пытаюсь, как большинство родителей, чем-то научить ребенка. Я просто с ним играю. И, как правило, это дает куда более заметные результаты по сравнению с целенаправленным обучением малыша.

– В чем тогда заключается отличие игры от обучения? Ведь особенно с маленькими детьми бывает очень непросто нащупать ту грань, которая разделяет эти два понятия.

– Игра от обучения отличается тем, что в процессе игры мама не ставит перед самой какой-либо цели. Она не стремится чему-либо научить своего ребенка, а просто получает удовольствие от процесса общения с ним.

Но это я говорю как педагог-психолог. Гораздо интереснее то, как разграничивают игру и обучение мамы, с которыми я встречаюсь. В нашей школе Галки-Игралки развернулась целая дискуссия на этот счет. Так вот сами мамы сходятся во мнении, что игра – это творческий, свободный процесс, органически подходящий для ребенка, удобный для его восприятия. Опыт мам доказывает, что получать знания в игре малышу проще и гораздо приятнее.

– А с какого возраста можно начать обучать малыша играя?

– Прелесть такового игрового подхода, что играть на самом деле можно хоть с периода беременности. Да-да, только сначала играет и творит мама. Петь и танцевать с младенцем на руках можно уже в краткие минуты бодрствования на первых месяцах. Затем это могут быть самые разные двигательные игры: ползаем за интересными предметами, прячем их, и так далее. С полугода уже вполне можно рисовать, я вот уже рисую со своей 6-месячной внучкой Варей.

Рисовать с такими маленькими детками можно так: младенца держим на коленях, в ручку вкладываем кисть или фломастер, а своей рукой помогаем его держать. Этот прием называется «из руки в руку». С полугода также можно начинать считать, изучать геометрические фигуры, писать и читать. Больший акцент следует делать на предметную деятельность, ритмические и музыкальные игры.

– Как эта методика помогала организовывать игры для ваших детей, когда они были маленькими? И, кстати, не страшно было обзаводиться такой большой семьей?

– Мы с мужем сначала решились на троих, но когда они родились, четвертого и пятого уже было рожать не страшно. Когда ты мама двоих детей, ты главная, ты руководишь – так или иначе. Когда их трое, они чувствуют это и знают свою силу, ты уже не главный, а часть группы, социальная группа живет и развивается по своим правилам, вместе выработанным!

Когда нашему четвертому ребенку – сыну Никите – исполнилось 4 месяца, мы поехали к Никитиным в первый раз (Елена и Борис Никитины – знаменитые русские педагоги-новаторы – прим.ред ). Многое открылось мне тогда в первый раз. Я поняла, что с детьми надо играть, поняла, как важно поменьше говорить «нельзя» и очень много двигаться.

Когда дети немного подросли, мне было достаточно только придумывать какие-то новые игры. Они сразу же подхватывали инициативу и играли между собой. Старшие с удовольствием играли с малышами. А у маленьких появились новые возможности – смотреть и участвовать в играх и занятиях старших детей. Читали, к примеру, очень часто все вместе, иногда – по очереди. А еще писали друг другу записки, порой очень смешные.

Секреты удачной игры

– Есть ли какие-то правила проведения игр в вашей методике?

– Сразу оговорю, что в самих играх правил, конечно, нет. Однако если мы все-таки обсуждаем игровое занятие, то, безусловно, нужно учитывать психологические и физические нюансы возраста детей. Старайтесь начинать игру вовремя. Важно, чтобы ребенок не был уставшим или сонным, чтобы его не отвлекали другие занятия. Никогда не начинайте игру, если у вас плохое настроение. Пусть тогда малыш поиграет сам под вашим наблюдением или в компании с другими членами семьи.

Дома подготовьте пространство для игры, уберите отвлекающие предметы. Начинайте игру сами, и, кстати, совершенно нормально, если малыш не включится в игру сразу. Многие дети хотят сначала понаблюдать: а что же это такое интересное делает мама? Во время игры активно проговаривайте свои действия. Старайтесь не критиковать ребенка, если он ошибается. Лучше показывать правильный порядок действий и обращать его внимание именно на это. Нам же важно не избегать ошибок, а пробовать что-то новое!

Импровизируйте вместе с ребенком. Если он хочет погрузить в машину не зайку, а, к примеру, корову и отвезти ее в деревню, поддерживайте такие инициативы! Не забывайте радоваться промежуточным и итоговым результатам малыша: «Красиво получилось! Молодец!»

Завершить игру вовремя – это тоже большое искусство. Оптимальное время игры в зависимости от возраста 2-10 минут. Чем младше ребенок, тем короче игра. Потом ребенок начинает утомляться и даже нервничать. Постарайтесь в сюжете игры поставить точку: «Все, приехала машина!», «Нарисовали ягодки, молодцы». Предметы, которые вы задействовали в игре, стоит убрать, так ребенку будет легче переключиться на что-то новое.

Большую часть времени вы проводите, общаясь с мамами и их малышами лично. Какие типичные ошибки совершают мамы во время игр с ребенком?

– Таких ошибок несколько. Главная из них – неумения мамы играть. Очень часто им бывает непросто отделить игру от обучения. Многие мамы не дают ребенку подвигаться, сделать что-то самостоятельно, самостоятельно совершить ошибки. Кроме того, многие мамы стремятся сделать все по-своему, не считаясь с желанием малыша.

Поэтому первое, что стоит сделать маме, которая озаботилась ранним развитием – это научиться снова играть! Я понимаю, насколько мамам бывает сложно расслабиться и импровизировать. Мама может уставать, стесняться, углубляться в рефлексию и быть слишком серьезной. Но, главное, для мамы – это не бояться ошибиться. Игра на то и игра, чтобы приносить позитивные эмоции всем участникам.

В своих книгах, уроках школы Галки-Игралки, я стараюсь давать мамам довольно конкретные инструкции по играм. Но мама сама должна понять, как можно гармонично включать какие-то элементы обучения в игровой сюжет. Дальше остается лишь фантазировать и придумывать вместе со своим малышом индивидуальные игры.

– Откуда родителям брать идеи для новых игр, как правильно выбрать сюжет?

– Прежде всего, необходимо присматриваться к интересам ребенка, следить за тем, с чем ему нравится играть больше всего и вокруг этих предметов или действий выстраивать все игры.

Сюжет для игры должен быть интересен и понятен ребенку. Идеи для игр всегда можно почерпнуть из вашей жизни! Сегодня мама с малышом гуляли в парке и видели стрекозу. Почему бы не поиграть на эту тему? Или видели большую бетономешалку. Почему бы не поиграть в бетономешалку? Некоторые мамы мальчиков говорят мне: как его учить читать, он же только с машинками и играет. А ведь машинку можно нарисовать, надписать рисунок, в машинке можно возить игрушки и карточки с их именами, а уж как хорошо учить считать, загружая в машинки разные предметы! Ну и старайтесь выбирать такие сюжеты, внутри которых малыш сможет и подвигаться, и что-нибудь нарисовать, и послушать веселый стишок или песенку.

– Вы все время говорите о том, что как во время должна вести себя мама. Неужели роль папы при этом сведена к нулю?

– Общение с папой для ребенка так же важно, как и с мамой. Но игры с папой зачастую сильно отличаются от маминых. И это замечательно, потому что так малыш пробует самые разнообразные способы поведения и игры. Папы, как правило, больше любят подвигаться, часто это бывает довольно таки буйное времяпрепровождение. Я всегда говорю мамам: «Отпустите ребенка поиграть с папой!». В конце концов, для мамы это шикарная возможность отдохнуть.

Кстати, доказано, что обучение ребенка самой мамой проходит наиболее продуктивно, и заменить ее при этом не смогут ни папа, ни бабушка или дедушка. Правда, исключение составляет развитие речи. В этом процессе огромное значение играет общение с отцом, хотя, как правило, папы во время игр остаются немногословны.

– Во время занятий с детьми вы все время что-то напеваете. Музыкальное или стихотворное сопровождение игр вы считаете обязательным?

– Я бы назвала его желательным. Оно помогает налаживать контакт между мамой и ребенком. При этом песни и стихи развивают речь ребенка естественным образом и делают для ребенка многие игры гораздо более интересными. Кроме того, музыкальное сопровождение – это повод для двигательной активности. Песни и стихи необходимо вписывать в сюжеты игр. Они могут стать прекрасным поводом что-нибудь нарисовать или надписать и прочитать.

– А как вы относитесь к различным гаджетам в руках маленьких детей?

– Я понимаю, что это неизбежность, и не советую родителям категорически запрещать малышам с ними заниматься. Но я убеждена, что начинать все подобные игры необходимо с «живых» кубиков, пирамидок и машинок. Игры на экране никогда не заменять ребенку реальных эмоций, реальной радости и, что очень важно, не научат его общению.

Японские психологи установили, что дети в этой стране, довольно рано начинающие пользоваться электронными устройствами во время игр, во взрослой жизни начинают испытывать серьезные проблемы с общением. Их коммуникативные навыки оказываются не сформированными должным образом. А игра – это именно та среда, которая способствует формированию таких навыков, даже если это и не кажется очевидным.

В процессе игры у деток вырабатываются различные способности и навыки. Играя, ребенок изучает окружающий его мир и учится чему-то новому. Начинать играть со своим малышом никогда не рано, это можно делать уже с рождения.

С грудным ребенком можно покачиваться в такт музыке или просто пробежаться пальцами по его животику. Привлечь его внимание несложно с помощью подвесных игрушек, — так у малыша будет развиваться зрительная координация. Да и мало ли других способов поиграть!

Чем порадовать ребенка?

Самое главное, о чем нужно помнить любому родителю, — быстрая утомляемость маленьких деток. Делайте перерывы в любой игре, иначе малыш просто не будет на ней сосредоточен. Также старайтесь не играть с ребенком в те моменты, когда он голоден или хочет спать.

Итак, что же может понравиться вашему крохе?

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Музыка. Какой ребенок ее не любит? Наверняка ваша крошка при первых же звуках музыки начинает улыбаться и трясти попкой. Пойте вместе с ребенком или просто слушайте понравившиеся ему композиции, это доставит малютке эмоциональное удовольствие. Читаем по теме: и ;
  • Игра в прятки. Мамины «ку-ку» неизменно вызовут улыбку у самого хмурого крохи. Кроме того, такая игра поможет малышу начать ориентироваться в пространстве. Читаем также: ;
  • Предметы с разной текстурой. Постелите малышу ненужное полотенце, покрывало и коврик из различных материалов, добавьте немного мягких игрушек. Пусть кроха ползает и изучает все эти предметы, одновременно развивая свое осязание. Посмотрите, как ему интересно! Он наверняка начнет водить пальчиком по каждой вещичке, «пробуя» ее на ощупь. Только соблюдите все меры предосторожности – никаких мелких предметов или ненадежно пришитых пуговиц!
  • Игрушки. Их тоже ребенку интересно изучать. Старайтесь подбирать игрушки в соответствии с возрастом, а еще они должны быть разноцветными, из разных материалов и желательно различных размеров. Рубрика: ;
  • Прогулки на свежем воздухе. Новая обстановка – это всегда новые эмоции. Сходите с малышом в ближайший парк, и пусть он узнает, какой мягкой может быть травка, каков на ощупь лепесток с дерева и как здорово ветер треплет волосики. Читаем — ;
  • Общение. Обязательно разговаривайте с ребенком, особенно во время прогулок. Озвучивайте, как называются предметы, комментируйте свои действия, так вы пополните словарный запас малыша. А самое лучшее общение – рождение второго малютки в семье.

Играя, ребенок учится. Но играть тоже надо учиться. И, прежде всего, нам, взрослым. Как научиться играть с ребенком? Об этом расскажет психолог Галина Забарчук.

Играть – биологическая потребность ребенка. Это приносит им радость, удовольствие, ощущение счастья от жизни. Такой эмоциональный настрой важен и для психического, и для физиологического развития. Кроме того, игра – средство самопомощи. В игре дети проживают сложные ситуации, им проще осмыслить то, что непонятно, через символические действия с предметами, проигрывание произошедшего. К примеру, детям дошкольного возраста важно проявить себя, почувствовать себя компетентным. Если мы, взрослые, чувствуем себя достаточно состоятельными, активными и включенными в социальные отношения, то у детей этого нет, им нужна специальная деятельность, особая реальность, которую можно создавать вокруг себя. Игра – средство освоения мира, она отражает взрослую реальность, повторяет, но не копирует ее. В игре создается своеобразная творческая модель мира, переработанная в связи с потребностями и возможностями ребенка.

Нет детей, которые не любили бы играть. Но есть такие, которые играют мало. Часто дело в том, что они просто не умеют. Родителям важно запустить процесс игры, научить ребенка играть. Есть два пути: наблюдать за играющими детьми и помогать им или быть внимательным к ним и понимать, во что им хочется играть. К примеру, ребенок от года тянется соединять друг с другом разные предметы, вкладывать одно в другое, раскладывать по кучкам или собирать штучки в плошки… Предоставьте ему такую возможность. Ребенок растет, и вы замечаете, что ему хочется покормить и уложить спать куклу. Снова идите от этих потребностей и обогащайте игру: подбирайте игрушки, предлагайте разные виды взаимодействия.

Современная жизнь, к сожалению, не вызывает у детей желания играть. Все меньше среди них тех, кто любит и умеет это делать. Все игры в основном сводятся к гаджетам. Возможно, мы видим рождение нового типа игры, но пока не имеем возможности его оценить. Можно лишь говорить о том, что традиционные игры с появлением компьютерных и планшетных увлечений пострадали. С другой стороны, компьютерные игры предлагают все больше возможностей для развития. Вместо примитивных «стрелялок» теперь можно создавать, придумывать и строить города, даже целые миры. Это дает надежду.

Играть вместе

Насколько равны роли взрослого и ребенка в игре? Игра, разумеется, требует равенства, но все равно мы остаемся взрослыми и детьми. Одни ситуации требуют от нас жесткой руки, другие – свободы и расширения границ до определенных пределов. Главное, что родителям совершенно необязательно превращаться в ребенка. Взрослые часто говорят, что не умеют играть, что это не их занятие, что они вообще ничего не будут делать, если у них не получается. Не надо впадать в крайности. Можно честно сказать ребенку, что вы не можете. Или попробовать и… получить удовольствие. Можно включиться в игру необычным образом – позволить катать машинки на своей руке или ноге… Признаться, что легко соберете вместе конструктор или пазл, а вот в куклы играть не будете. Кстати о куклах. Редко кто из взрослых хочет играть в куклы, вернее, в сюжетные игры. Но наше участие здесь может быть самым разным. Даже если вы просто с вниманием и любовью покупаете игрушки – кроватки, одежду, аксессуары, – это уже очень много. А еще лучше – шьете одежду сами! Опосредованное участие не менее ценно для ребенка. Кроме того, важно поддерживать игру. В первую очередь не обесценивая ее словами «Ой, игра – это глупости, давай лучше поучимся». Поддержка – это и создание пространства: ковер для игры, разнообразные игрушки. Важно также выделять время для игры, когда ребенка никто не будет дергать, звать его срочно обедать или учиться. Не мешать – уже очень много.

Играть по правилам

Надо ли подыгрывать ребенку, чтобы ему не было обидно? На самом деле лучше не играть с детьми в игры, которые не подходят им по возрасту. К примеру, в шахматы с пятилетним ребенком. Даже если он очень просит, стоит предложить другую игру. Начните с тех видов активности, в которых нет конкуренции. Скажем, игра с совместными задачами: все делают что-то для общего дела. Или: выигрыш зависит от удачи, а не от умений – бросаешь кубик и выигрываешь или проигрываешь. Взрослея, ребенок будет больше готов к соревнованиям, к тому, что забить гол папе труднее, но интереснее.

Еще один важный момент: не путайте игру, развлечение и развивающие занятия для ребенка. Есть много студий, где с ребенком играют под каким-нибудь соусом: учебно-воспитательным, развивающим или спортивным. Везде используется игра, и это неплохо, но важно найти специалиста, который хорошо играет, умеет это делать, сам получает от игры удовольствие и радость. Что касается развлечений (к примеру, с аниматорами), они предполагают, что активен кто-то другой, а дети просто наблюдают, потребляют. Но в игре важна личная активность ребенка, причем во всех смыслах – не только в интеллектуальном, но и в эмоциональном, творческом и волевом.

«Играя, ребенок познает мир». «Игра – лучшая форма обучения». Все так, но мне самой и многим родителям, которых я знаю, игры даются не без труда. Иногда после работы по дому или работы на работе на это нет сил, а иногда – просто скучно. И если в первом случае у уставших родителей есть «уважительная причина», то во втором – мам (а может быть и пап – стоит спросить, кстати) мучает совесть. Но нет, это нормально. Совершенно нормально, что взрослому человеку скучно пить чай с Пеппой, строить башню из Лего или возить по квартире машинки. С другой стороны, отрицать, что детям нужно играть, невозможно. Предлагаю взгляд профессионального психотерапевта в качестве теории и пять способов, которые помогли мне найти компромисс между своими возможностями и потребностями ребенка, в качестве практики.

Просто попробовать

Вот что говорит психотерапевт Марина Филоненко: «Детям важно знать, что их любят и ими интересуются. Для маленького ребенка еще недостаточно слов, которые бы это выражали, – важно взаимодействие». После окончания грудного вскармливания и до начала эпохи серьезных разговоров именно игра – наиболее доступный для ребенка вид взаимодействия. Специалист продолжает: «Человеку, который хочет полюбить играть, важно осознать, что ребенку нужно знать, что его любят! И кроме как через отношение он это не узнает. Не через гору игрушек, а именно через контакт и игры».

Это, конечно, серьезный стимул, но с чего начать, если то, что есть дома, не вдохновляет, а от выбора в магазине разбегаются глаза? «Вспомните, какие игры и игрушки любили в детстве вы. Что приносило вам истинную радость? Строить железную дорогу? Переодевать Барби?» – предлагает обратиться к себе психотерапевт. На начальном этапе неважно, что эти занятия могут быть, например, не по возрасту ребенку, главное, чтобы вы сами вспомнили, каково это – играть с удовольствием. Ну и заключительный аргумент от профессионала: «В конце концов, игра – это вклад в ваши отношения с ребенком. И период, когда ребенок хочет играть с родителями, сравнительно короток. Воспользуйтесь им».

Направить шопоголизм в мирное русло

Кто-то обожает гулять по торговым центрам, кто-то – выискивать необычные штуки на Ali, а кто-то – мастер спорта по дисконтам. Мы придирчиво выбираем себе косметику или гаджеты, разбираемся в их характеристиках и отдаем предпочтение только определенным брендам. Главным образом потому, что это – удовольствие и вид отдыха. Все то же самое касается и выбора игрушек.

Если посмотреть на домашние игрушки свежим взглядом, то вполне может оказаться, что они старые или сломанные, не подходят по возрасту, надоели или просто не нравятся. Ну и играть с ними, конечно, не только не хочется, но и не получается. И если вы старый опытный шопоголик, то искать в магазинах что-то новое и интересное – приятная для вас работа.

Изучая офф- или онлайн ассортимент, вы скоро найдете любимые бренды и поймете, что вам с ребенком по душе: обычный конструктор или магнитный, пластилин или кинетический песок, домино или мемори и так далее до бесконечности (или лимита по карточке). Пусть новые игрушки будут качественными и красивыми. Правило одно – игрушки должны радовать. Вас тоже. Тогда и играть в них вам будет интересно.

Эксплуатировать детский труд

Мы все знаем, что делать что-то вместе с родителями очень важно для детей. При этом мы также знаем, что дети с радостью превращают в игру любое занятие. Так почему бы не извлечь из этого пользу для себя и ребенка?

Это вполне может быть win-win solution, но при определенном подходе, конечно. Во-первых, не стоит рассчитывать на реальную помощь (наша задача – поиграть). Во-вторых, лучше выбрать такое домашнее дело, которое не закончится травмой и поломками бытовой техники.

Например, вы можете попросить ребенка помочь разобрать сумки из магазина. Позаботьтесь заранее, чтобы пакеты с бьющимися и тяжелыми вещами достались вам, а вот все остальное вполне можно предоставить ребенку. Прекрасная возможность обсудить, что съедобно, а что – нет, что где хранится, что для чего нужно и как что использовать.

Не стесняться

Развивающие игры и игрушки – это конечно, хорошо. Но на них свет клином не сошелся. Бесеж и дурачество – это тоже игры. Хохотать, бороться, гоняться, щекотать, кричать, пугать и на что только у вас всех хватит сил – это не только весело, но и полезно. Особенно для взрослых, которые ходят на работу, где им не разрешают бегать, прыгать и орать.


Делегировать

Если все же ресурсов на игры у вас нет, делегируйте. Для этого отлично подойдут старшие и младшие родственники, няни и ситтеры, друзья и их дети, развивашки и даже детские комнаты в кафе! Кстати, можно сходить с ребенком на пару занятий в детский клуб – возможно, удастся перенять у ведущих что-то интересное и вдохновиться.

Самое главное при этом не вернуться к чувству вины. Лучше не играть вовсе, чем делать это стиснув зубы. Предложите почитать книжку, это не потребует у вас особой ловкости и больших физических усилий.

Научить ребенка играть

Самый главный стратегический ход – приложить максимум усилий к тому, чтобы ребенок научился играть и иногда делал это сам. Нужны инвестиции: необходимо провести достаточно времени за совместным приготовлением игрушечной еды, конструированием домов и строительством гаражей, чтобы в будущем у вас появилась возможность поработать или посмотреть сериал, не отвлекаясь.

Ведь чтобы какое-то дело приносило удовольствие, нужно чтобы оно получалось. Человек примется за пазл, если уже знает принципы складывания, а за ролевую игру в одиночку – если знает «сценарии». Игра приобретет содержание и форму, когда вы будете помнить о конечной цели: немного вашего свободного времени и самостоятельность ребенка.