Межмуниципальный семинар формирование ууд. диагностика сформированности ууд

Диагностика сформированности познавательных УУД

Презентацию подготовили : Булыгина А., Валкановская Р., Колотовкина А., Пасевин В., Смертина В., Якимова М .



Диагностика познавательных УУД

Диагностика особый вид деятельности , представляющий собой установление и изучение признаков , характеризующих состояние и результаты процесса обучения, позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения , о пределять пути их предупреждения и корректировать процесс обучения

Первый уровень

Второй уровень

(индивидуальный, персональный ) – осуществляет учитель, классный руководитель

(внутришкольный ) – осуществляет администрация школы


Диагностика обладает возможностями:

  • Отслеживание динамики развития индивидуальных достижений;
  • Получение учителем представления о каждом из учащихся ;
  • Возможность успешной дифференциации обучения;
  • Определение зон ближайшего развития .

Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин « универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.


1.Личностный

2.Регулятивный (включающий также действия саморегуляции)

3.Познавательный

4.Коммуникативный

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий , соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:



Общеучебные

Логические

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • Поиск и выделение необходимой информации;
  • Применение методов информационного поиска;
  • Структурирование знаний;

Постановка и решение проблемы

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • Анализ;
  • Синтез;
  • Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • Подведение под понятие, выведение следствий;
  • Установление причинно - следственных связей;
  • Построение логической цепи рассуждений;
  • Доказательство;
  • Выдвижение гипотез и их обоснование.
  • Формулирование проблемы;
  • Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Общеучебные

  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач;
  • Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • Извлечение необходимой информации;
  • Определение основной и второстепенной информации;
  • Свободная ориентация и восприятие текстов различных стилей;
  • Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Знаково-символические действия:

  • Моделирование
  • Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся

соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям

соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям


Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Одно из важнейших познавательных универсальных действий - умение решать проблемы или задачи.

  • Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности л огических операций - умении анализировать объект, осуществлять сравнение , выделять общее и различное , осуществлять классификацию, сериацию , логическую мультипликацию ( логическое умножение),устанавливать аналогии.

При обучении различным предметам используются учебные задачи.

С их помощью формируются предметные знания, умения, навыки.

Общий прием решения задач включает:

  • знания этапов решения (процесса);
  • знание методов (способов) решения;
  • знание типов задач;
  • знание оснований выбора способа решения;
  • владение предметными знаниями:
  • понятиями; определениями терминов; правилами; формулами; логическими приемами и операциями.
  • понятиями;
  • определениями терминов;
  • правилами;
  • формулами;
  • логическими приемами и операциями.

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

- кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);

- декодирование/считывание информации ;

- умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач;

- умение строить схемы, модели и т. п.

Моделирование


Этапы учебного моделирования:

  • предварительный анализ текста задачи;
  • перевод текста на знаково-символический язык , который может осуществляться вещественными или графическими средствами;
  • построение модели;
  • работа с моделью ;
  • соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами).

Моделирование

Каждый компонент деятельности моделирования имеет свое содержание со своим составом операций и своими средствами , которые согласно психологическим исследованиям должны стать самостоятельным предметом усвоения


Методика «Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия»

Цель: выявление сформированности логических действий установления взаимно-однозначного соответствия и сохранения дискретного множества

Оцениваемые универсальные учебные действия: логические универсальные действия.

Метод оценивания : индивидуальная работа с ребенком.

Описание задания : 7 красных фишек (или подставочек для яиц) выстраивают в один ряд (на расстоянии 2 см друг от друга).

Возраст: 6,5-7 лет.

Существует два варианта


Методика «Проба на определение количества слов в предложении»

: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.

Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.

Описание задания: учитель зачитывает предложение и просит ребенка сказать, сколько слов в предложении, и назвать их. 1101. Скажи, сколько слов в предложении. 2. Назови первое слово, второе и т. д. Предлагаемые предложения: Маша и Юра пошли в лес. Таня и Петя играют в мяч.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Возраст: 6,5-7 лет.


Методика «Кодирование» (11й субтест теста Д. Векслера в версии А. Ю. Панасюка

Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов

Оцениваемые универсальные учебные действия : знаково- символические действия - кодирование (замещение); регулятивное действие контроля.

Возраст: 6,5-7 лет.

Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа с детьми.

Описание задания : ребенку предлагается в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определенному изображению условный символ.


Диагностика универсального действия общего приема решения задач

Критерии оценивания : умение выделять смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат решения с исходным условием задачи.

Цель: выявление сформированности общего приема решения задач.

Описание задания : все задачи (в зависимости от возраста учащихся) предлагаются для решения арифметическим (не алгебраическим) способом. Допускаются записи плана (хода) решения, вычислений, графический анализ условия. Учащийся должен рассказать, как он решал задачу, доказать, что по% лученный ответ правильный.

Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа детей.

Возраст : 6,5-10 лет.


Методика «Нахождение схем к задачам»

Оцениваемые универсальные учебные действия : моделирование, познавательные логические и знаковосимволические действия.

Цель: определение умения ученика выделять тип задачи и способ ее решения

Метод оценивания : фронтальный опрос или индивидуальная работа с детьми.

Описание задания : учащемуся предлагается найти соответствующую схему к каждой задаче. В схемах

числа обозначены буквами .

Возраст : 7-9 лет.


Коррекция познавательных УУД в 1 классе. Упражнение «Раздели круги».

Цель: научить ребёнка классифицировать предметы, развивать восприятие цвета, величины, формы.

Задание: большие и маленькие, чёрные и белые круги разделены на 2 группы; ребёнку необходимо рассказать, по какому признаку разделены круги (по цвету, по величине, по цвету и величине).


Упражнение «Летает – не летает».

Интернет – ресурс : http://azps.ru/training

Цель: развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Инструкция: Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.


Упражнение «Назови слова».

Интернет – ресурс: http://www.coolreferat.com

Цель: развитие гибкости ума.

Инструкция: Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

Например: «Назови слова, обозначающие деревья (зверей, транспорт, овощи, фрукты и др.)»


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Диагностика и мониторинг уровня сформированности УУД»

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга: Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД; Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД; Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;

Методы сбора информации: Анкетирование Тестирование Б еседа Наблюдение

Личностные УУД в начальной школе Список методик для мониторинга. « Лесенка» (1- 4 класс). Оценка школьной мотивации (1-2 класс). Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева) (3 - 4 класс.) «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс). «Незаконченные предложения» (3-4 класс).

«Лесенка» Цель: выявление уровня развития самооценки. Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение. Возраст: 1- 4 класс. Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос

Регулятивные УУД. Методики для мониторинга. 1 . «Рисование по точкам (1 класс) 2. Корректурная проба (2- 4 классы)

«Рисование по точкам (1 класс) Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия. Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

Интерпретация результатов: 33-40 баллов (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия. 19-32 балла (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности. Менее 19 баллов (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.

Познавательные УУД Список методик для мониторинга 1 . «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс). 2. Выделение существенных признаков (2 класс). 3. Логические закономерности (3 класс). 4. Исследование словесно- логического мышления (4 класс).

коммуникативные УУД Список методик для проведения мониторинга Узор под диктовку. «Рукавички». «Левая и правая стороны» «Совместная сортировка» «Дорога к дому» «Кто прав?».

Участие в интеллектуальных конкурсах 2012 - 2013 учебного года Международные Всероссийские Русский медвежонок КИТ Британский бульдог Золотое Руно Кенгуру ЭМУ - Эрудит ЭМУ - специалист КИО ЧИП олимпиада по окружающему миру олимпиада по русскому языку олимпиада по математике олимпиада по литературному чтению олимпиада по информатике олимпиада по английскому языку Бердюгина Вера Участие Участие Участие Буланичев Сева Участие Участие Участие Василевская Нася Участие Данилов Данил Участие Данильчук Анна Демидова Ксения Горбунова Катя Участие Участие Ильиных Настя Илибаева Ангелина Лебедев Ярослав Участие Лысова Саща Макарова Женя Участие Масленников Дима Марабян Алла Участие Участие Участие Мусинова Даша Участие Мутье Лиза Участие Участие Участие Участие Участие Участие Пехташев Данил Участие Пыжьянова Софья Участие Участие Участие Участие Участие Ракитин Слава Участие Участие Участие Участие Участие Участие Участие Участие Сайфулин Сергей Сазонов Дима Тарасов Максим


Контингент обучающихся Общее количество – 259: I ступень –103 чел., II ступень – 131 чел., III ступень – 25 человек. Всего в школе обучаются дети 8 национальностей (11 % от общей численности): русские, таджики, азербайджанцы, молдаване, дагестанцы и табасаранцы, цыгане, турки-месхетинцы).









Показатели, влияющие на уровень сформированности УУД состояние здоровья детей; успеваемость по основным предметам; уровень развития речи; степень владения русским языком; умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; стремление принимать и решать учебную задачу; навыки общения со сверстниками; умение контролировать свои действия на уроке.




Педагогические технологии, обеспечивающие эффективное развитие УУД Педагогические технологии Приоритетные виды формируемых УУД Учебные предметы по приоритетному использованию пед.технологий Технология проектного обучения Коммуникативные Познавательные Регулятивные Личностные Технология Иностранный (английский) язык Естественнонаучные предметы Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Технология проблемного изложения учебного материала Познавательные.Математика и информатика Естественнонаучные предметы Филология ОБЖ Технология исследовательской деятельности Познавательные. Регулятивные Личностные. Естественнонаучные предметы Филология Математика и информатика


Педагогические технологии, обеспечивающие эффективное развитие УУД Педагогические технологии Приоритетные виды формируемых УУД Учебные предметы по приоритетному использованию пед.технологий Коммуникативно- диалоговые технологии Коммуникативные Регулятивные Филология Искусство Естественнонаучные предметы Технология развития критического мышления Познавательные Коммуникативные Естественнонаучные предметы Филология Математика и информатика


Педагогические технологии, обеспечивающие эффективное развитие УУД Педагогические технологии Приоритетные виды формируемых УУД Учебные предметы по приоритетному использованию пед.технологий Технология модульного обучения Познавательные Регулятивные Химия Общественно-научные предметы Кейс – технология Познавательные Регулятивные. Коммуникативные Общественно-научные предметы Технология учебной игры Коммуникативные Регулятивные Физическая культура


Формы сотрудничества, которые позволяют формировать УУД. Форма сотрудничества Основные составляющие сотрудничества УУД Учебное сотрудничество Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы. Обмен способами действия. Взаимопонимание. Общение. Планирование общих способов работы. Рефлексия КУУД Совместная деятельность Совместная постановка целей работы. Совместное определение способов выполнения работы. Перестраивание собственной деятельности с учетом изменяющихся условий работы. Понимание и учет позиции других участников выполнения работы ЛУУД РУУД Разновозрастное сотрудничество Работа с позиции учителя по отношению к другому. Апробирование с последующим анализом и обобщением средств и способов учебных действий КУУД


Формы сотрудничества, которые позволяют формировать УУД. Форма сотрудничества Основные составляющие сотрудничества УУД Проектная деятельность (как форма сотрудничества) Распределение обязанностей. Оценка ответа товарища. Следование правилам работы в группе. Переход с позиции обучаемого на обучающего себя. Выработка индивидуальных стилей сотрудничества КУУД РУУД ПУУД ЛУУД Дискуссия Формирование собственной точки зрения. Координация точек зрения окружающих с последующей формулировкой вывода. Формулировка собственного мнения с соответствующим оформлением в устной или письменной речи. Ведение мысленного диалога с авторами научных текстов (в ситуации письменной дискуссии) с последующим получением сведений о взглядах на проблемы ЛУУД РУУД КУУД ПУУД


Формы сотрудничества, которые позволяют формировать УУД. Форма сотрудничества Основные составляющие сотрудничества УУД Учебное доказательство (как особый способ организации усвоения знаний) Выдвижение тезиса (утверждения). Предоставление аргументов. Вывод умозаключений (рассуждений, в ходе которых рождается новое суждение) ПУУД КУУД Рефлексия Постановка новой задачи как задачи с недостающими данными. Анализ наличия способов и средств выполнения задачи. Оценка своей готовности к решению проблемы. Самостоятельный поиск недостающей информации. Самостоятельное изобретение недостающего способа действия Все виды УУД


Педагогическая диагностика уровня сформированности УУД. Задачи диагностики: 1) выявление степени сформированности универсальных учебных действий; 2) интерпретация результатов диагностических срезов (по годам обучения – 5, 6, 7, 8, 9 класс); 3) анализ изменения диагностируемых показателей. Диагностика осуществляется поэтапно.


Этапы педагогической диагностики Постановка и изучение проблемы – уточнение. Разработка алгоритма действий Формулировка гипотез «ограничения результата» Выбор диагностического инструментария Сбор материала (информации) Обработка данных (подсчет, анализ) Интерпретация, рекомендации. Прогнозирование результатов диагностической практики..


Психологическая диагностика степени сформированности УУД. оценка сформированности профессионального самоопределения 5 класс - опросник ДДО Е.А. Климова. 6 и 7 классы - методика «Карта интересов» 8 и 9 классы - опросник «Профессиональной направленности» Кабардовой Л.Н.


Психологическая диагностика степени сформированности УУД. оценка сформированности самосознания и качеств личности методика «Социально-психологической адаптации» Р. Даймонда и К. Роджерса, которая позволяет сделать вывод о развитии. Дополнительно, можно использовать тест Кэттела или опросник Шмишека.


Психологическая диагностика степени сформированности УУД. сформированность ценностно-смысловых установок 5 и 6 классы - методика «Оценки уровня развития морального сознания» Ж. Пиаже 7-9 классы - методика «Оценки уровня развития морального сознания» (дилеммы Л. Колберга).