Ознакомление детей с профессиями взрослых как способ формирования позитивных установок к труду. Описание методической разработки

Уже в дошкольном возрасте можно сделать первые предположения о развитии интереса к труду взрослых. У ребёнка в этом возрасте закладываются предпосылки будущей профессиональной деятельности.

Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых.

В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребёнок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты. Последовательное ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом.

Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении развития интереса к труду взрослых: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нём.

Основной источник, питающий игру ребёнка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно – ролевой игре знания, впечатления ребёнка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразуются.

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых.

Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим является очень важным фактором развития интереса к труду взрослых у детей дошкольного возраста.

При этом очень существенно, как это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется воспитатель.

Для обеспечения системности в работе, нами была разработана схема использования информационно-коммуникативных технологий по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и закреплению полученных знаний

2. Беседы о профессии, рассматривание иллюстраций

3. Экскурсии

4. Дидактические игры

5. Сюжетно – ролевая игра

Наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример профессий взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Педагоги при развитии интереса к труду взрослых у детей, как правило, пользуются наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.

В развитии интереса к труду взрослых у детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом знакомиться с профессиями взрослых: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитательном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых.

При развитии интереса к труду взрослых у детей очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения; мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.

В процессе наблюдении за работой взрослых необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о профессиях взрослых, правильное отношение к нему.

Ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны тесно между собой переплетаться.

Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.

Выбор профессий, с которыми воспитатели знакомят детей, определяется по следующим факторам: возраст детей, профессии родителей группы, интересы детей, социальные объекты рядом с детским садом (магазин, аптека, парикмахерская, почта, сбербанк).

Несомненно, самым зрелищным и действенным способом знакомства с трудом взрослых является – экскурсия: В магазине можно увидеть как работает кассир, в аптеке дети познакомятся с названиями аппаратов (тонометр, фонендоскоп), в парикмахерской дети познакомятся с необычными ножницами и разнообразными приспособлениями для оформления причёсок.

Ещё один способ знакомства с трудом взрослых, который используется не часто, но не менее действенен, чем экскурсия, - это приглашение гостей. Мы приглашаем к себе в гости театральные коллективы для знакомства детей с профессией артиста. С профессией библиотекаря дети знакомятся в процессе представления новинок детской литературы представителями библиотек на базе ДОУ. Впечатляюще выглядела для детей (да и для взрослых) поездка в пожарную часть города Димитровграда. Пожарные машины и знакомство с настоящими пожарными произвели на детей неизгладимое впечатление.

После антиплагиата

Знакомство детей с профессиями взрослых

Несомненно, у детей в дошкольном возрасте развивается интерес к труду взрослых. У ребенка на данном периоде начинает формироваться предпосылки к будущей профессии.

Значительным направлением познавательного и социального развития детей дошкольного возраста является знакомство с трудовой деятельностью взрослых.

Ребенок начинает сталкиваться с профессиями взрослых изначально в детском саду, потом в семье, а также в доступном ему общественном окружении, принимается пользоваться его результатами. Первоначально детей интересуют лишь внешние моменты. Поэтапное знакомство с профессиями мира взрослых в ближайшем окружении, а затем за пределами детского сада дает возможность вырабатывать у них понятие о значении и сути трудовых действий, о социальном устройстве жизни в целом.

Значимая роль в многогранном развитии личности ребенка заключается в наблюдении за трудом взрослых и пояснению его значения в жизни людей. Конечно, в работе детского сада могут быть свои трудности в реализации развития интереса детей к труду взрослых: большая часть времени трудовая деятельность взрослых происходит не на глазах у ребенка, он ограничен возможностью наблюдать, как работают его родители и ближайшее окружение. Следовательно, нужно найти формы и пути приближения к труду взрослых у дошкольников, представив его значимость в социуме, представив результаты трудовой деятельности, сущность труда, также определить условия, которые наиболее действенные на развитие образных представлений трудовой деятельности у дошкольников.

Игра-исторический вид деятельности детей. В игре дети отражают труд взрослых. Основной источник, питающий игру ребёнка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребёнка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразуются. В дошкольном возрасте дети показывают живую заинтересованность к трудовой деятельности взрослых, в игре и в быту стремятся им подражать. Следовательно, нужно создать такие условия, при которых дети могли бы использовать наглядные примеры поведения взрослых. Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим миром является очень важным фактором развития интереса к труду взрослых у детей дошкольного возраста.

При этом очень немаловажно, как это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется воспитатель. Для обеспечения системности в работе, нами была разработана схема использования информационно-коммуникативных технологий по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и закреплению полученных знаний.

1. Встречи с людьми разных профессий

2. Диалоги о профессии, рассматривание иллюстраций

3. Экскурсии

4. Дидактические игры

5. Сюжетно-ролевые игры

6. Компьютерные игры, презентации.

Наиболее доступны для понимания и убедительны живые образы, реальный образец профессий взрослых. Жизненная наглядность (экскурсии, наблюдения) обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Педагоги при развитии интереса к труду взрослых у детей, как правило, пользуются демонстративными методами, умело совмещая их со словесными рассказами, беседами; удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Важное место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.

В развитии заинтересованности к труду взрослых у дошкольников существенную роль играет чтение художественной литературы. Своей образностью, эмоциональностью, живостью детская книга вызывает сильное впечатление у детей, заряжает энтузиазмом знакомиться с профессиями взрослых: поднимает интерес, уважение к труду, желание быть как литературные герои любимых произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Наиболее действенные способы познакомить детей с трудовой деятельностью взрослых это экскурсии и наблюдения. Самое главное подобрать для наблюдений такие виды работ, содержание которых доступно для понимания дошкольниками, которые вызывают желание подражать трудовому поведению взрослых и которые имеют вес в воспитательном отношении.

Несомненно, самым зрелищным и действенным способом знакомства с трудом взрослых является экскурсия: В магазине можно увидеть, как работает кассир, в аптеке дети познакомятся с названиями аппаратов (тонометр, фонендоскоп), в парикмахерской дети познакомятся с необычными ножницами и разнообразными приспособлениями для оформления причёсок.

Ещё один способ знакомства с трудом взрослых, который используется не часто, но не менее действенен, чем экскурсия, это приглашение гостей. Мы приглашаем к себе в гости театральные коллективы для знакомства детей с профессией артиста. С профессией библиотекаря дети знакомятся в процессе представления новинок детской литературы представителями библиотек на базе ДОУ. Впечатляюще выглядела для детей (да и для взрослых) поездка в пожарную часть города Димитровграда. Пожарные машины и знакомство с настоящими пожарными произвели на детей неизгладимое впечатление.

Главное придерживаться постепенности в расширении знаний при развитии заинтересованности у детей к труду взрослых. Нужно иметь в виду, что огромное количество впечатлений может привести к тому, что дети получат поверхностные сведения, которые мало влияют на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.

В процессе наблюдении за работой взрослых необходимо давать небольшое количество запаса знаний, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, тем самым закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о профессиях взрослых, правильное отношение к нему.

Работа по ознакомлению с профессиями очень интересна и для детей и для взрослых. Педагоги, готовя материал для детей, и сами узнают не мало нового о необычных профессиях (водолаз, космонавт, палеонтолог и др.)

«На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой?» Начинать знакомить детей с разными видами профессионального труда необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду и бережное отношение к вещам, обогащает словарный запас. А как это сделать? Вот в этом вопросе и заключается задача воспитателя.


Воспитатель, учитывая психологические особенности ребенка: разрабатывает занятия, проводит экскурсии, беседы; подбирает подходящий иллюстрационный материал; знакомит с правилами сюжетно-ролевых игр, проводит различного рода викторины, конкурсы, соревнования; использует в своей работе литературный материал: загадки, стихи, пословицы; а также может привлечь к этой работе родителей, ведь лучше всего о той или иной специальности всегда расскажет увлеченный человек, знающий все тонкости своего дела.


Знакомство с профессиями взрослых через взаимодействие старших детей с младшими В ходе организации и проведении воспитателями совместных мероприятий по ознакомлению с профессиями взрослых очень интересной является форма взаимодействия детей подготовительных групп с детьми младших групп. Дети с огромной радостью передают полученные от воспитателя знания друг другу, посредством чего решается вопрос преемственности от старшего поколения к младшему и ряд других важных образовательных задач.




Цели: Познакомить детей с несколькими видами профессий; Показать значение трудовой деятельности в жизни человека; Поддержать у дошкольников интерес к общению с детьми разного возраста; Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий; Развивать воображение и коммуникативные способности




Предварительная работа Тематические экскурсии по детскому саду (знакомство с трудом медсестры, прачки, повара); рассматривание иллюстраций; чтение худ. литературы: «Бегемот, который боялся прививок», «Детям о профессиях»; с/р игры: «Готовим вкусный обед», «Больница», «Семья», «Детский сад»; д/и «Кому, что нужно для работы», разрезное лото «Профессии», работа с родителями по подготовке костюмов.




Ход игры Вступительное слово воспитателя: Предлагаю вам я тему, Хоть немного знаем все мы: Книги, чашки, стол и дом Создал человек трудом. Вот о тех кто создаёт, Строит, учит иль поёт, Мы сейчас поговорим, Им игру мы посвятим. «Все профессии нужны, все профессии важны»


«Доктор» На уколы! Собирайся, ребятня! Вы не бойтесь! Я не больно – Ведь хороший доктор я. Поднимите-ка рубашки, Я послушаю живот. Ой-ой-ой! Урчит там что-то, Срочно выпейте компот. Вот вам градусник по мышку, Посидите пять минут. Я натру вас лучшей мазью, Наложу на руку жгут. Я вам выпишу рецептик, Всё купите по нему. Позабочусь я о детках, Потому что их люблю.


«Повар» Мы халатики надели, Колпаки на головах. И кастрюльки с черпаками Разложили на столах. Наши кубики – картошка, А морковка – карандаш. Даже мячик станет луком – Будет вкусным супчик наш. Всё посолим, помешаем, По тарелкам разольём. Кукол весело посадим И накормим перед сном. Мы сегодня поварихи, Мы сегодня повара! Но тарелочки помоем, Ведь закончилась игра.


«Учительница» Мы играть решили в школу, Превратили группу в класс. Колокольчиком помашем – Математика у нас. Я учительницей буду, Объяснять пойду к доске. По столу стучу указкой, Призывая к тишине. Поднимите к верху ручки, Будем пальчики считать: Раз, два, три, четыре, пять. Молодцы! Всем ставлю «пять».


«Продавец» Я сегодня продавец В магазине для детей. У меня полно товаров, Заходите поскорей. Входом служат эти стулья, На прилавок стол похож, А скамеечки как стены, Правда, магазин хорош! Здесь прекрасные игрушки: Танк, конструктор, мяч, ружьё. А для девочек есть кукла И одежда для неё. Слева детская посудка, Справа сказки и стихи. Выбирай, дружок, по вкусу И на кассу проходи.


«Полицейский» Командир даёт заданье Регулировать проспект. И народ теперь спокоен – Ведь аварий больше нет. По свистку даём команды: -Жезл вверх! Машинам – стоп! В это время пешеходы Совершают переход. А теперь машины едут – У водителей дела. Мы следим, чтоб скорость в норме Обязательно была. Нарушителя задержим, Оштрафуем за езду. С выполнением заданья Завершаем и игру!


«Строитель» Мы строителями станем И построим новый дом. Первым делом подойдите, Ознакомьтесь с чертежом. Подгоните самосвалы, Загружайте кирпичи. Ими кубики побудут. -Начинайте, силачи! А теперь возводим стены Выше роста своего. Кран подъёмный вызываем, Пусть поставит нам окно. Под конец положим крышу… Ах! Какая красота! Дом построен, все довольны, И закончилась игра.


«Актёр» Кто в театре был однажды Не забудет никогда. Сцена, занавес, актёры – Начинается игра! Каждый выбежит на сцену: Мышка, зайчик, волк, лиса… Тишина летает в зале, А на сцене – чудеса. Настоящего актёра Видно всем издалека. Поклонились, разбежались. Всё! Закончилась игра.


«Парикмахер» Кто сегодня парикмахер? Разрешите, буду я. Я вам сделаю причёску, Например, как у меня. Перед зеркалом садитесь, Я накидку завяжу И, конечно, первым делом Аккуратно причешу. А теперь накрутим чёлку На большие бигуди, Заплетём косички сбоку, Хвост завяжем позади. Я всё сделала отлично, Похвалите же меня. Ведь теперь моя подружка Стала лучше, чем была. Данный опыт подачи материала по теме «Знакомство с профессиями взрослых» имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми разного возраста, а также со взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых. Дети, получив представление о мире профессий, в будущем научатся быть инициативными в выборе собственной профессии, будут проявлять активность и творчество, что поможет их дальнейшему обучению в школе.



Одна из важных задач школы – подготовить ученика к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Перед подрастающим поколением всегда стояла проблема профессионального выбора. Подготовка ученика к выбору профессии должна начинаться уже в начальной школе. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор в старших классах и далее во взрослой жизни, уже в начальной школе его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т.е. профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Знакомить в системе младших школьников с профессиями мне помогает курс экономики, в котором особое внимание уделяется изучению содержания труда и профессий. В ходе реализации программы И.А.Сасовой , был систематизирован профориентационный материал (Приложение 1 ).
Одной из форм занятий являются экскурсии на предприятия, где работают родители учащихся. Экскурсии дают не только представление о разных профессиях, но и помогают воспитывать уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.
В 3 классе при изучении раздела «Школьная столовая» знакомимся с профессией повара, при изучении раздела «Школьная библиотека» с профессией библиотекаря. Уроки проходят в форме встреч с людьми этих профессий, диалога, дети заранее продумывают вопросы. Результатом этих встреч становится создание журнала «Мир профессий». Дети пишут статьи, сочинения, рассказы, делают рисунки, даже учатся снимать видео-ролики (Приложение 2 ).
Выявить знания детей о профессиях помогает игра «Ищи ошибку». Читаем стихотворение В.В.Агафонова, О.Л.Соболевой «Путаница о профессиях». Просим детей найти ошибку и рассказать, каким делом занимаются люди этих профессий.

В. В. Агафонов, О.Л. Соболева

ПУТАНИЦА О ПРОФЕССИЯХ (отрывок)

Наш знакомый мальчик Петя
Неплохой парнишка, но...
Говорит, что все на свете
Знает он давным-давно.
Как-то собрались ребята
Во дворе у нас гурьбой.
Санитар,- спросила Нота, -
Это кто еще такой?
А связист? - спросил Сережа.
Слесарь кто - не знаю тоже...
- Погодите, - крикнул Вова, -
Спросим Петю Иванова.
Петя так сказал: - Друзья!
Вам на все отвечу я!
Все профессии я знаю.
Так! Вниманье! Объясняю!
САНИТАР - на санках мчится,
Ничего с ним не случится!
Он ведь мастер в санном спорте,
Тут со мною вы не спорьте!
По горам, по перевалам
Все идет ГОРНЯК усталый.
Он к горам давно привык,
Покорит он горный пик.
Под морзянки бодрый свист
Свитер свяжет вам СВЯЗИСТ:
Он в вязании на спицах
Лучший наш специалист!
Ищет клады КЛАДОВЩИК
И находит в тот же миг!
А потом он эти клады
Бережно хранит на складе.
Собирает БАНЩИК банки,
А потом хранит в Сбербанке.
Очень ими дорожит,
Банк с ружьем он сторожит.
МЕЛЬНИК стены белит мелом
И рисует между делом -
На асфальте, мелом тоже,
Всем портреты. Так похожи!
В офисе ОФИЦИАНТ
Всем покажет свой талант:
Вмиг бумаги разнесет,
К телефону позовет.
Вот в машинку МАШИНИСТ
Вновь закладывает лист.
Тук-тук-тук! Помчались строчки
От начала и до точки.
Операция идет:
КРОВЕЛЬЩИК здесь кровь сдает.
Кровь вливается больному...
Он уже здоров - и дома.
А ПЕЧНИК печет печенье,
Очень вкусное, с вареньем!
Может булочку испечь.
Ах, была бы только печь!
Дорогие наши дети!
Что здесь перепутал Петя?
Он ошибок мно-о-ого сделал!
Почему же? В чем тут дело?
Помогите поскорее
Разобраться что к чему...
Если Петя подоспеет,
Объясните и ему!

Предлагаю разработку занятия по экономике в начальной школе по теме «Трудовые ресурсы. Профессии людей». Данное занятие направлено на расширение представлений учащихся о профессиях людей.

Цель: формирование представлений о трудовых ресурсах, профессиях людей.

Задачи:

  • раскрыть понятие трудовые ресурсы, профессия, специальность;
  • развивать мышление, речь;
  • воспитывать трудолюбие, уважение к людям различных профессий.

Наглядность: картинки с изображением людей различных профессий, Презентация

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент

Повторение темы «Потребности»

Чтение отрывка сказки Е. Пермяка «Азбука нашей жизни».

«Задумался как-то в древние времена старый медведь о жизни. Задумался и спросил медведицу:
– Скажи мне, чем жизнь жива?
А та наелась свежей малины, лежит себе в кустах, на солнышке греется и ухом не ведет. Дремлет.
Тогда медведь громче рявкнул:
– Не притворяйся глухой! Отвечай.
Зевнула медведица, повернулась на другой бок и пробормотала сквозь сон:
Едой жизнь держится.
Услыхала это лиса и говорит:
Сущая правда. Жизнь едой держится, питанием. Курятинкой, тервятинкой, зайчатинкой… у кого какой вкус, тот тем и питается. Заяц кору гложет, белка шишки шелушит…
Ха! – перебил лису пробегавший мимо волк – Не одной едой жизнь держится. Попробуй поживи без логова.
Или без норы – добавил крот.
Дятел подтвердил:
Без жилья и сытая тварь гибнет.
Посветлело в голове у медведя. Понял он, что без еды и жилья плохо всякому зверю, но все же решил людей спросить.
У него знакомый мужик был. Рассказал медведь мужику то, о чем ему звери рассказали и спросил: так ли это.
Так, – ответил мужик, – только человеку этого мало.
А что еще надо?
А ты сам, Потапыч, смекни.
Говорит так и на шубу показывает.
Понял медведь и сам себе ответил:
У меня шуба готовая. На мне растет, а у тебя такой нет.
Только шубы мало человеку. Рубаха, зипун и прочая одежда тоже нужны. А разутым человеку как быть? Хоть лапти, да надо сплести.

Это фрагмент сказки Е. Пермяка «Азбука нашей жизни». Какой вывод вы можете сделать из прочитанного?
Из прочитанного мы выделили три важных для жизни условия. Одно из них заключается в том, что питание – это первая потребность человека . А что значит питание ? Под этим словом мы подразумеваем все то, что мы едим. И хлеб, и мясо, и молоко, и овощи, и масло, и рыбу… Но перечислить – дело нетрудное. Труднее представить, как эти продукты приходят к нам на стол. Но на это тоже довольно легко ответить. Хлеб растет пшеничным, ржаным колоском в поле. Молоко дает корова. Из молока делают сметану, масло творог. Яблоки вырастают на яблонях. Из сахарной свеклы вырабатывается сахар, а из семян подсолнуха жмут подсолнечное масло. Все ясно и просто. Не просто это все вырастить, добыть и превратить в продукты питания . Куда ты не посмотри, что ты ни возьми – все обязано труду человека, его разуму.

Вторая главная потребность человека – одежда. Мы носим ее и все, не задумываясь, какими трудами все это добыто.

Чтобы обеспечить себя одеждой, человек должен вырастить волокно (это хлопок, лен, шерсть). Из волокна нужно спрясть нитки, из ниток соткать ткань, холст, ситец, сукно, драп, а затем сшить рубашку, кофту или пальто. Вам известно, что шкура овцы или лисы становится шубой, шапкой, воротником. Поле и лес одевали нас с незапамятных времен, а теперь это делают богатейшие дары нашей земли: уголь, нефть, газ. Волшебница химия превращает их в одежду…. Можно не называть башмаки, сапоги, туфли, галоши валенки, если бы их производством не занимались сотни предприятий. Если каждый из наших граждан будет вынашивать ежегодно по одной паре обуви, то в год потребуется свыше 200 000 000 пар. А разве нам достаточно одной пары обуви? Сколько рук, сколько заводов должны работать, чтобы обуть наши ноги.

3 главная потребность человека – жилье.
Дом наших дней сложное сооружение. Чтобы обеспечить хорошим благоустроенным жильем каждого человека, государству приходится отдавать много средств. Но дом сам по себе, даже благоустроенный, непригоден для жилья, если в нем нет мебели, необходимой домашней утвари. Как много предметов в вашем доме. Все они необходимы человеку вместе с жильем. Но строя новый квартал, строители заботятся о новых магазинах, новых школах, детских садах…, о благоустройстве улиц, озеленении их, освещении, прокладке новых линий транспорта.
Но как бы вы себя чувствовали в теплой, просторной, светлой квартире, где вдоволь питания, достаточно одежды, но нет ничего для души. Как бы вы, сытые, обутые, одетые, могли жить без книг, музыки, кино, образования? Если вы любите читать, как назовем эту потребность? Если вам хочется что-то изобретать, усовершенствовать что-то, слушать музыку, играть на баяне… все это есть духовные потребности. Но можно ли осуществить любое из этих желаний, если нет еды, одежды, жилища?

Вывод: без материальных возможностей затруднительны все остальные возможности духовного развития людей.
А кто помогает нам удовлетворять наши духовные и материальные потребности? (Люди самых различных профессий).

3. Сообщение темы и задач

Тема нашего занятия «Профессии людей»
– Какие вопросы поставим? (Что такое профессия? Что такое специальность?Какие бывают профессии? Нужны ли знания о профессиях? Для чего?)

Исходя из поставленных вопросов сформулируем задачи:

  • Разобраться, что такое профессия и что такое специальность
  • Выявить знания о профессиях. Познакомиться с некоторыми профессиями
  • Определить, какими качествами обладают люди той или иной профессии.

4. Работа по теме

– Что такое профессия? Обратимся к толковому словарю.
«ПРОФЕССИЯ – основной род занятий, трудовой деятельности»

Иногда профессией называют общность всех людей, занятых данным видом труда. Эти люди работают в разных уголках страны на разных предприятиях в разных учреждениях, и, конечно, не все знают друг друга в лицо. Но они заняты одним делом, это их роднит. Люди одной профессии заняты одним делом, имеют сходные интересы, знания, навыки, образ жизни.
Близко к слову профессия понятие специальность. Например, мне очень нравится химия. Кем по профессии я могу быть? (Учителем химии, ученым химиком, инженером-химиком, лаборантом-химиком…)
В каждой профессии можно выделить разные специальности. Например, учителя. Все мы занимаемся одним видом деятельности – учим детей, но учим разным наукам. Когда вы пойдете учиться в 5 класс, у вас будут разные учителя. Какие? (Учителя русского языка, математики, физики, химии) То, что вы назвали – это специальности. Возьмем профессию врача. Какие специальности можно назвать? (Врач-терапевт, врач-хирург, врач-окулист…)
Таким образом, «специальность» – это то же, что и профессия.

Сколько профессий на Земле? Какие знаете? (Дети называют разные профессии)

Профессий на земле великое множество. Но мы затронем лишь некоторые.

Игра «Угадай, кто…»

Люди каких профессий могут произносить фразу:

  • «Местное время 9 часов» (диктор)
  • «Открой рот и скажи: А-а-…» (врач)
  • «Ты опять не убрал игрушки» (воспитатель)

Игра «Все работы хороши»

Несколько детей получают картинки с изображением людей различных профессий. Определить человек, какой профессии изображен на картинке и изобразить пантомимой. Все остальные ученики должны догадаться, о какой профессии идет речь.

Посмотрите на следующие картинки. Представителей, каких профессий вы видите? Что об этих профессиях вы можете рассказать?

(Учащиеся легко определяют летчика, врача, водителя. Трудности возникают с определением металлурга, инженера, плотника. На уроке можно использовать рассказы Г.П.Шалаевой о профессиях):

ЛЕТЧИК

Летчик – очень смелая профессия. Есть летчики, которые летают на пассажирских самолетах, есть те, которые летают на грузовых. А есть летчики, которые управляют маленькими самолетами: тушат пожары, рассыпают удобрения, доставляют полярникам еду и письма. Летчик должен поднять самолет вверх в воздух и в конце полета плавно посадить его на землю. Управлять такой махиной ему помогают приборы. Они показывают, с какой скоростью летит самолет, какая погода за бортом, они же предупреждают летчика о неполадках. В кабине с летчиком штурман, механик, стюардесса, а на земле – авиадиспетчер.

ВРАЧ

Врач очень трудная и древняя профессия. Врач должен много знать о строении человеческого тела и работе его внутренних органов, уметь разбираться в симптомах (признаках болезни), а ведь болезней на свете очень много. Конечно, сейчас у врачей есть помощники – специальные приборы, например, рентген (его изобрели физики). Он нужен врачам, чтобы ставить диагноз. Приборы эти очень сложные, и врач должен уметь с ними обращаться. А главное, настоящий врач должен быть добрым, жалеть своих больных пациентов и очень-очень стараться помогать им выздороветь.

МЕТАЛЛУРГ

Ещё в древности люди делали из металла разные вещи: оружие, посуду, украшения, а в наши дни без железа просто не обойтись. Делают его из железной руды, которую расплавляют в огромных печах. Полученный металл металлурги разливают в специальные формы, в которых он застывает. Получаются слитки в виде больших кирпичей. Из них делают металлические изделия. Детали самолетов, поездов, машин и даже крючки, на которые мы вешаем одежду, ? всё сделано из металла, который выплавляет металлург.

ИНЖЕНЕР

Очень нужная профессия и в городе, и на селе. Инженеры помогают ученым, врачам, шахтёрам, создавая новые аппараты, двигатели, насосы, станки и другую полезную технику. Инженеры знают о технике все: чем она болеет, чем ее лечить. Инженеры работают совместно с изобретателями. Изобретатель изобрел и нарисовал на бумаге, а инженер должен по этому рисунку все рассчитать и сделать чертеж. По этим чертежам рабочие соберут нужную машину по деталям. Испытатели эту машину испытают и доложат инженеру, что в ней хорошо, а что плохо, и он эти недостатки устранит.

ВОДИТЕЛЬ

Водитель управляет легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами, при работе на автобусах контролирует соблюдение пассажирами правил выхода и посадки, устраняет неполадки, возникшие в пути. Профессия водителя очень интересная. Но простая она только на первый взгляд. Во-первых, водитель должен знать хорошо правила дорожного движения, чтобы их не нарушать и не пропускать дорожных знаков. Во-вторых, он должен знать устройство машины, чтобы уметь починить ее: ведь если его верный конь сломается где-нибудь в пути, то шоферу придется чинить его самому, не рассчитывая на машину технической помощи. Кроме того, шофер должен знать марки всех машин, а их ведь огромное количество: и «Жигули», и «Волга», и «Мерседес», и «БМВ».

ПЛОТНИК

Многие считают, что плотник – это то же, что и столяр, однако не стоит путать эти две разные профессии. Единственное, что их объединяет, так это то, что они работают с деревом. Столяр изготавливает мебель и другие изделия из деревянных досок и других материалов, а также украшает их резьбой по дереву. А откуда он берет все эти материалы – деревянные доски, панели и т.д.? Все эти вещи изготавливает плотник. Материалом для них служит в основном древесина хвойных пород, из которой, после ее обработки, плотник делает брёвна, брусья, доски, пластины, фанерные листы, деревянные плиты и другие стандартные деревянные конструкции, из которых потом столяр и будет мастерить различные изделия, например, мебель.
Обработкой древесины тоже занимается плотник, при чём он может работать при помощи плотницких инструментов или пользоваться специальными машинами – всё зависит от масштаба стройки. Для строительства крупных объектов обработка древесины осуществляется на деревообрабатывающих машинах, а при малом объёме работ плотник всё делает сам. Основными его инструментами являются пила, топор, рубанок, долото и другие.
Обработав древесину, плотник приступает к изготовлению из нее различных изделий и деталей – строительных материалов. Он также ведёт работы по установке разных деревянных конструкций. Устройство свай, закладка деревянных фундаментов, возведение деревянных стен и перегородок, полов и крыш – всё это входит в его работу.
Чтобы стать плотником, нужно получить специальное образование, знать геометрию, математику, физику, химию и быть ответственным человеком: ведь от качества работы плотника зависит устойчивость и срок службы здания, а следовательно, жизнь многих людей.

Можно ли людей названных профессий отнести к категории «ресурсы»? (да, так как они являются участниками экономической деятельности)
К каким ресурсам можно отнести представителей названных профессий? (трудовым ресурсам) Можно ли учеников отнести к трудовым ресурсам? А пожилых людей? (нет)

5. Работа в группах

Дети получают картинки. Определить профессию по картинке и перечислить, какими качествами должны обладать люди названных профессий?

Ветеринар: должен быть добрым, любить животных, быть ответственным, вежливым, трудолюбивым, знать, как и чем лечить животных, уметь правильно поставить диагноз.…
Почтальон: внимательным, ответственным, добрым, трудолюбивым…
Учитель: добрым, любить детей, быть, заботливым, умным, трудолюбивым, вежливым, неравнодушным, знать свой предмет…
Часовщик: трудолюбивым, старательным, вежливым, внимательным…
Милиционер: смелым, решительным, мужественным, ответственным, добрым, честным

6. Подведение итогов

– Итак, в каждой профессии важны такие качества, как знания, умения, ответственность, трудолюбие, честность, … . Эти качества всегда ценятся в обществе.

– Как вы думаете, какого человека называют мастером? А слышали такое выражение «Мастер своего дела…»? Как вы понимаете это выражение?
– С какими экономическими понятиями мы познакомились? О каких профессиях узнали?

7. Домашнее задание

Выяснить у родителей, имеют ли они работу, о которой мечтали в детстве?
Рассказать о профессии родителей.

Используемая литература :

1. С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка.
2. И.А. Сасова «Экономика для младших школьников.
3. Г.П. Шалаева «Большая книга профессий для самых маленьких».
4. Е. Пермяк «Азбука нашей жизни».
5. В. Маяковский «Кем быть?

Иванникова Татьяна Николаевна,

Воспитатель МБДОУ №121 г.Оренбурга

Консультация для родителей

«Как знакомить ребенка с профессиями»

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Каждый день ребенок окружен десятком людей, которые выполняют свои профессиональные обязанности – врачи, продавцы, водители, воспитатели, официанты и знакомясь с той или иной профессиональной деятельностью, малыш открывает для себя много нового, расширяет свой кругозор, входит в социум. Нередко от малыша можно услышать: «Когда вырасту, буду врачом!» или «Хочу, как папа, быть водителем!» Видя заинтересованность сына или дочери какой-либо профессиональной сферой, используйте этот момент для ненавязчивого знакомства малыша с ее особенностями.

Как утверждают специалисты – выбор человеком в пользу той или иной специальности чаще происходит именно в дошкольном возрасте. Поэтому так важно донести до малыша информацию о профессиях интересно, многогранно и без проявления негативного отношения.

Все без исключения родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы в жизни им сопутствовал успех, чтобы они самореализовались в какой-то деятельности. То есть получили профессию по душе, ориентируясь на свои стремления и желания. Родителям необходимо заметить к чему тяготеет их ребенок больше всего.

Знакомство с профессиями нужно начинать как можно раньше. Бережное отношение к труду, умение работать в коллективе – это качества, которые необходимо воспитывать в детях. Огромное значение в их воспитании имеет знакомство с трудом взрослого человека.

Вот несколько действенных советов по ознакомлению детей с разного рода профессиональной деятельностью.

Наблюдайте за трудом взрослых во время прогулок. Гуляя с малышом, либо направляясь в детский сад, к врачу, в магазин, по другим маршрутам, обращайте внимание на тех, кто в это время работает – дворник, продавец, водитель, строитель, воспитатель, врач и др. Поговорите с ребенком о том, что делает конкретно каждый из специалистов, и, что к их труду нужно относиться с уважением.

Например, учите ребенка бросать мусор только в урну. Расскажите ему, что рано утром дворники подметают улицы, чтобы город был чистым, и всем было бы приятно гулять в нем. В магазине обратите внимание на то, что товар был привезен на больших машинах рано утром, потом его выгрузили грузчики, а продавцы аккуратно составили все на полках.

Расскажите своему ребенку о своей работе – чем вы занимаетесь, что у вас получается особенно хорошо, чего хотели бы еще достичь. Постарайтесь объяснить суть вашего труда, его важность для других людей. Например, папа вместе с другими строителями, строит дома, чтобы потом там жили люди, или папа – работает пожарным. Пусть расскажет сыну или дочери о том, как получает сообщение о вызове на тушение пожара, за что он отвечает в команде, как он и его коллеги действуют, добравшись до места назначения, какие бывают сложные случаи. Осветите профессии людей, которые трудятся вместе с вами. Рассказывайте с уважением о своих коллегах. Расскажите, что вам нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу. Покажите грамоты и награды, которые вы получили. Не стоит насаждать ребенку свое мнение по поводу привлекательности одной профессии над другой. Это создает пренебрежительное отношение к людям данных профессий. Ведь кому-то, например, и пол мыть нужно, и мусор возить.

Поговорив с малышом о существующих профессиях, предложите нарисовать кого-то из специалистов, например, врача. Во время рисования составьте рассказ о работе доктора, можно прочитать стихотворения о профессиях, еще раз проговорить насколько они все важны.

Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Обязательно поиграйте с малышом на тему разных профессий. Дайте возможность побывать ему в качестве повара, врача, полицейского, учителя и т.д. Это лучшая возможность для ребенка познать профессию изнутри, узнать интересные нюансы, попробовать принимать ответственные решения. Вы увидите, как ваш ребенок буквально повзрослеет на глазах. В игре дети знакомятся с различным инструментами и приспособлениями, понимают кто и что делает на работе.

Нарисуйте различные предметы, форму, символику, имеющие отношение к той или иной профессии, предложите малышу угадать, кому именно они принадлежат. Можно в продолжение игры загадать загадки на тему «профессии». Дети с удовольствием участвуют в подобных заданиях. Поиграйте с ребенком в настольно-печатные игры связанные с профессиями. Для более старших детей подойдут карточки, игры в лото, в доктора, в магазин. Помимо всего этого рисуйте или раскрашивайте вместе представителей разных профессий, их инструменты, одежду. Обсуждайте, кто и что делает, выслушивайте мнение ребенка о том, хочет ли он этим заниматься или нет.

Детям о профессиях можно узнать при помощи чтения книг.

Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях: Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?» В. Маяковский – «Кем быть?» А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач». С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа». Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер». С. Чертков – Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и др. Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребенку, кто такой пограничник, почтальон или механик.

Изучая вместе с ребенком разные профессии, не забывайте закреплять полученные знания, повторяя информацию в легкой, занимательной форме. И помните, что одна из важных задач – не только формирование понимания у малыша важности каждой профессии, но уважения к труду окружающих людей, которые вкладывают много сил и стараний в свою работу, по-настоящему любят свое дело.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014.
  2. Краснощекова Н.В . Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
  3. Куцакова Л.В . Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3–7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Издательство «Совершенство», 2007.
  4. Потапова Т.В . Беседы с дошкольниками о профессиях. Методическое пособие для воспитателей ДОУ: - М.:ТЦ Сфера, 2003.
  5. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
  1. Используемые сайты интернета:
    www.Viki.rdf.ru
    http://pochemu4ka.ru/
    www.SkyClipArt.ru !
    http://community.livejournal.com/presentasii/1348.html

ЦЕЛЬ: Расширение информационного поля учащихся.

  1. Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
  2. Выявить уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях.
  3. Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
  4. Воспитание уважительного отношения к любой профессии и труду в целом.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

  1. Презентация к уроку.
  2. Задание на ватмане (профессии и место работы человека.)
  3. Конверты с буквами.
  4. Бумажные куклы, поднос с одеждой.
  5. Бланки с заданными буквами.
  6. Пословицы.
  7. Кроссворд.
  8. Тесты с пословицами.

Время проведения занятия: 35 - 40 мин.

Участники: учащиеся 2 класса.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ребята, сегодня у нас с вами занятие по теме: «Знакомство с профессиями».

Мы с вами ходили на экскурсию на разные предприятия, приглашали к нам людей разных профессий, рисовали профессии своих родителей, смотрели различные слайдовые презентации, посвященные разным профессиям. Я думаю, ваши знания о мире профессий пополнились. А насколько - покажет сегодня занятие.

Поприветствуем друг друга, для этого улыбнитесь соседу справа, а соседу слева - подмигните. Все по кругу. На занятие к нам пришли гости, поприветствуйте их!

Ребята, во время занятия у нас будет работать табло (на экране), которое будет показывать, как вы будете выполнять то или иное задание: в паре, в тройке, в малой группе или все вместе.

Итак, внимание на табло:

Это наш круг. Сегодня круг работает слева от меня.

Пожалуйста, назовите свое имя и профессию, но на ту букву, на которую начинается ваше имя, условие: не повторяться!

Хорошо, молодцы!

Сейчас первоклассники проведут для вас разминку. Для этого они приготовили загадки на тему: «Профессии».

Из просеянной муки он печет нам пироги

Булки, плюшки, сайки. Кто он? Угадай -ка. (пекарь)

Мы работаем бригадой, нам везут песок, бетон.

Дружно потрудиться надо, чтоб построить новый дом. (строители)

Вот на краешке с опаской он железо красит краской.

У него в руках ведро, сам расписан он пестро. (маляр)

За мольбертом с кистью я. Краски - вот мои друзья.

Я один и не один - в окружении картин. (художник)

Спасибо, это была разминка. Внимание на табло! На табло у нас 1 молекула, 1 шарик, значит, я буду вызывать к доске по одному.

1) Задание вот такое: соединить стрелочкой название профессии и место работы человека.

ДЕТСКИЙ САД

СТОЛОВАЯ

ВОСПИТАТЕЛЬ

ПРОДАВЕЦ

Внимание! Табло показывает нам 2 молекулы - значит следующее задание будем выполнять в парах. Встали, закрыли глаза, найдите себе пару. Итак, у нас образовались пары.

2) Задание для пары: Вам предстоит работа с карточками - нужно собрать название профессии. Пожалуйста, подойдите и возьмите конверт с набором букв. (Ребята должны собрать названия профессий—рыбак,маляр,шофер,повар.)

Дружно и быстро справились с заданием у нас пары. Спасибо! Сейчас первоклассники приглашают вас на веселую физминутку:

Трактор водит- ……тракторист (показывают движения)

Электричку-.машинист,

Стены выкрасил-……маляр,

Доску выстрогал-……столяр,

В доме свет провел- …монтер,

В шахте трудится-…….шахтер,

В жаркой кузнице-……кузнец.

Кто все знает- молодец!

В это время табло показывает 3 молекулы-шарика.

Ребята, закройте глаза, образуйте тройку! Прошу вас занять рабочие места за столиками.

3) Задание для тройки: Напишите как можно больше профессий на заданную букву. (Раздаю бланки с заданными буквами: М К Н П)

Время работы - 3 минуты.

Каждая группа зачитает нам свой список профессий. Остальные можете дополнить свой список. Молодцы, быстро справились с заданием. (На табло - 4 молекулы).

Встали, закрыли глаза, хаотично двигаемся по залу, по моему сигналу нужно остановиться и собраться вместе 4 молекулам. И у нас образовались 3 рабочие группы. Прошу занять рабочие места.

4) Задание: «Пора на работу»

Ваша задача: Одеть человека какой - либо профессии на работу, и составить небольшой рассказ о данной профессии. У каждого в группе своя работа: один - выбирает одежду, второй - одевает манекен, третий - составляет рассказ, четвертый - защищает проект. Через 7 минут я приглашаю вас на защиту проектов.

Молодцы! Мне понравились все проекты, все группы хорошо защищали свою работу, похлопайте друг другу.

Для этих же групп у нас еще одно задание - тест.

5) Задание - тест: каждая группа получает конверт с вопросом и тремя вариантами ответов, из которых только один правильный, его вы найдете и подчеркнете. Правильным может быть только один ответ. (2 минуты).

Давайте проверим ваши работы…

Тест 1: Семь раз отмерь - один раз отрежь.

А) если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.

Б) прежде чем сделать, надо хорошо подумать.

В) продавец отмерил 7 метров ткани и отрезал.

Тест 2: Куй железо, пока горячо.

А) кузнец кует горячее железо.

Б) если есть благоприятные возможности для дела, надо их сразу использовать.

В) кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.

Тест 3: Поспешишь - людей насмешишь.

А) клоун смешит людей.

Б) чтобы сделать работу хорошо - можешь отдохнуть.

В) торопливость может привести к нелепым результатам.

Тест 4: Сделал дело - гуляй смело.

А) если выполнил работу хорошо - можешь отдохнуть.

Б) мальчик вышел на прогулку.

В) дело нужно делать смело.

Пожалуйста, передайте тесты, давайте проверим, правильно ли вы выполнили тестовые задания.

А на табло у нас вот такой красивый цветок. Что это значило?

Да, работаем дружно, все вместе!

6) Задание: разгадай кроссворд на тему: «Чем пахнут ремесла?» (прилагается кроссворд). Я думаю, справитесь легко, тем более, все вместе.

Давайте проверим, как вы разгадали кроссворд, все ли профессии угаданы?

А может быть кто-нибудь догадался, откуда эти строки, кто написал это стихотворение? (Джанни Родари)

Я приглашаю вас в круг на обсуждение нашего занятия.

Чем мы сегодня занимались? (говорили о разных профессиях)

Что вам понравилось? Что не понравилось?

Как больше всего вам понравилось работать? В паре, в тройке, в малой группе, или всем вместе?

Какие задания вам понравились больше?

Кто на ваш взгляд сегодня хорошо работал? (проговариваем все по кругу). Давайте попрощаемся, спасибо вам, мне было приятно сегодня с вами работать. До свидания.

Занятие подготовила и провела:

Воспитатель группы «Малыш» Мутуева Жанна Валентиновна.

Курс «Развитие творческого мышления»

В этом учебном году вела у второклассников курс «Развитие творческого мышления». Курс строится на основе программы Ю.Б. Гатанова «Курс развития творческого мышления». Хочется отметить, что данная программа очень интересна детям, и не менее интересна для учителя, кроме того, к ней прилагается альбом заданий.

Выполнение заданий развивает мышление, внимание, память, логику, воображение, что очень важно, потому что сейчас дети очень мало читают и у них слабо развито воображение. Самое главное - задания развивают творческие способности учащихся.

Отдельные занятия стараюсь придумать сама, разрабатывая сценарии и задания. Хочу представить сценарий проведения занятия