Презентация мотивация учебной деятельности на уроках истории. Создание условий для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности школьников на уроках истории и обществознания

Паршуткина Н. Ф., учитель истории и обществознания

МОУ «Лицей № 43»

Саранск, 2005

«Ученик – это не кувшин, который надо наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь»

«Идеальная дидактика – это ее отсутствие. Ученик сам стремиться к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах.»

Концепция.

В современном российском обществе, переходящем на стадию постиндустриального развития, поток информации все более усиливается. Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию. Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, но не исследователя, серую массу, но не активную личность. Путь поиска, исследования труден, многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Достаточно редко встречаются дети, в которых «инстинкт познания» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо – он сам пробьет себе дорогу. Таких детей мы называем гениями, одаренными детьми. Но есть масса других, в которых исследователь либо «спит», либо задавлен вечными «нельзя», «не трогай», «не твоего ума дело». Как разбудить врожденную потребность в познании в таких детях? Как заинтересовать их постоянном поиске, радости своего маленького открытия? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед педагогикой. Перспектива заманчива – ребенок будет учиться хорошо не потому, что за плохую «оценку» ругают родители, но потому, что ему это станет необходимо, приятно и интересно. И как результат, мы будем иметь активную личность, активно стремящуюся к самореализации.

Именно поэтому, необходимо в первую очередь так построить образовательный процесс, чтобы заинтересовать ребенка трудной, но интересной «дорогой» познания, показать ему направление пути, затем, вооружить всеми необходимыми навыками для активного исследования, анализа и преобразования действительности.

2. Использование игр на уроках истории.

Применение такого вида деятельности, как игра в процессе образования, опосредовано тем, что ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса. Применение игр возможно для всех школьных возрастов. Для того, чтобы заинтересовать ребенка необязательно организовывать целое театральное действо, можно включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требуют особой подготовки и их использование не сложно. Необходимыми условиями являются знание особенностей детей, настрой педагога, четко поставленные цели и умение учителя контролировать ситуацию, чтобы не «заиграться».

В процессе моей педагогической деятельности были опробованы некоторые игры, собранные Анатолием Гином в «Приемах педагогической техники». М. Вита-Пресс. 1999.

Использование игровых методик на уроках истории дало следующие результаты:

Игра «Отсроченная отгадка» - позволяет заинтересовать детей на весь урок, активизирует внимание;

игра «Да - нетка» - дети с большим успехом стали выстраивать вопросы;

игра «Компетентность» - успешно применение в старших классах для развития навыков формулирования собственной точки зрения и ее доказательства;

игра «Чистая доска» - более результативно применение этой игры на уроках обобщения и повторения пройденного материала в слабых классах, поскольку позволяет в полном объеме, на доступном уровне повторить весь пройденный материал. Частое использование нежелательно, поскольку расслабляет детей, позволяя надеется на сильных учеников при повторении.

игра «Лови ошибку» - позволяет держать внимание включенным, способствует развитию способности анализировать полученную информацию.

3. Постановка проблемных задач.

Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладание конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного – «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, - так называемые «закрытые задачи». Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия. Это настоящий исследователь. «Почемучка» присутствует в каждом ребенке от рождения, но с возрастом это явление затухает, и не потому, что человек все узнал. Не в этом исследовании следует задаваться вопросом о причинах затухания. Педагоги сталкиваются с детской пассивностью, отсутствием самостоятельности, готовностью к единственно правильным ответам как с данностью. Необходимо, поэтому, приложить все усилия для возрождения активного «почемучки».

Осуществление этого процесса не так трудоемко, как кажется на первый взгляд. Во многом здесь может помочь правильно подобранный учебник. Систематическое применение элементов проблемных задач с многовариантными решениями, изложенных в учебной книге, будет способствовать и развитию креативного мышления у детей, и не так трудоемко для реализации педагогом. Главным успехом в данном опыте можно считать повышение активности детей, шквал вопросов, нестандартные ответы.

Начинать использовать такие учебники необходимо как можно раньше.

В рамках этого исследования я участвую в Российской апробации экспериментального учебника для 7 класса Захаровой Е. Н. «Новая истории. Мир с конца XV по XVIII век». М. Мнемозина. 2002.

На момент начала апробации предполагалось, не только повышение степени интереса к предмету, поскольку учебник насыщен реальными подробностями из бытовой жизни всех слоев населения, экскурсиями в мир архитектуры и моды, но развитие у детей навыков анализа полученной информации, стремления самостоятельно расширить познавательное поле, выработку умений находить и решать задачи творческого характера.

Несмотря на некоторые сложности, возникшие в ходе эксперимента, связанные с несоответствием уровня навыков для изучения материала с уровнем подготовки детей, апробация дала положительные результаты. Хотя приходилось «по ходу» вооружать детей необходимыми навыками, их непосредственное использование от темы к теме становилось все успешнее. Особо необходимо подчеркнуть вопросы автора, помещенные непосредственно в тексте – с одной стороны это создает ощущение «разорванности» текста, но эффективность прохождения материала (повышение уровня успеваемости и интереса к изучаемому) показала, что применение этого метода постоянно «подстегивает» детей, не дает отвлечься от информации, обеспечивает смену видов деятельности (почитал, подумал),. Создает высокий уровень «проблемности», что способствует развитию познавательной активности.

4. Использование медиа и компьютерных технологий в образовательном процессе.

Компьютерные технологии с каждым днем все более прочно обосновываются в образовательном процессе. Это уже не эксклюзивное новшество, а жизненная необходимость. Историческая наука, как одна из немногих наук, где возможности научного эксперимента ограничены самим предметом изучения, всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала. Учителю, вынужденному опираться, в лучшем случае на тематическую карту, альбомы с репродукциями и старые кинофильмы, приходилось в большей степени полагаться на свои лекторские способности. Появление различных образовательных ресурсов посвященных истории существенно облегчило и разнообразило работу учителя. Особо следует остановиться на расширении возможностей в изучении тем касающихся культуры. Только с помощью медиа- и компьютерных технологий у нас появилась возможность в полной мере приобщить детей к сокровищам не только российской, но и мировой культуры, показать шедевры мировой архитектуры, скульптуры, зодчества, которые многим не доведется увидеть в реальной жизни.

Безусловно, интерес представляет и попытка смоделировать исторические события, великие битвы. Используя желание детей смотреть мультипликационные фильмы, можно ненавязчиво вызвать их интерес к теме или вообще истории, показать, что материал урока может быть легко усвояемым, а затем на этой базе строить ситуацию успеха ребенка. Особенно это актуально для школ с углубленным изучением естественно-технического цикла предметов.

Несомненно, следует обратить внимание и на некоторые сложности, возникающие в процессе применения компьютерных технологий. Если с нерабочим настроем детей и фразами «Ура! Сейчас кино будем смотреть!» удается справиться ко второму-третьему уроку, то вскоре появляются проблемы иного рода. Они во многом связаны с тем, что интерактивные ресурсы созданы для усредненных школьников, но мы имеем дело с личностями. Кто-то из детей просто не успевает вникать в суть происходящего на экране, потому что вынужден вслушиваться и привыкать к голосу диктора, ведь у каждого учителя своя манера говорить, а нужно еще что-то запомнить! Мы корректируем фразы и подстраиваемся под ритм жизни, дыхания каждого класса, каждого ребенка, делая паузы и варьируя темп речи, диктор, же этого не делает. Именно поэтому, на наш взгляд, компьютер никогда не заменит живого учителя, способного чувствовать настрой и настроение ученика. Но не использовать возможности веб-ресурсов в современном образовании просто преступно. Важно использовать их правильно, максимально адаптировано, в необходимых количествах и наилучшего качества. Отдельного разговора заслуживает вопрос о качестве ресурса. Скорее всего наилучшим является тот, который учитель делает для себя сам, ориентируясь на конкретных детей.

«История. Обществознание. Тема опыта: «Использование приёмов и методов проблемного обучения как средства повышения учебной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания Автор опыта: ...»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Кустовская средняя общеобразовательная школа

Яковлевского района Белгородской области »

История. Обществознание.

Тема опыта:

«Использование приёмов и методов

проблемного обучения как средства повышения

учебной мотивации учащихся на уроках истории

учитель истории и обществознания

МБОУ «Кустовская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района, Белгородской области», почетный работник общего образования РФ Рецензент: Кащавцева Галина Дмитриевна, зам. директора по УВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Строитель Гребёнкина Светлана Анатольевна

1. Информация об опыте… …………………………………………….3

1.1 Наименование опыта. …………………………………………………3

1.2 Условия возникновения и становления опыта. ………………..….... 3

1.3.Обоснование перспективности и актуальности опыта. …. ………... 4

1.4.Ведущая педагогическая идея опыта. …………………………….… 4

1.5 Теоретическая база опыта. ………………………………………..…. 5

2.Технология опыта. ………………………………………………………7

3. Результативность опыта. …………………………………………...….12

3.1. Уровень качества знаний учащихся. …………………………….….12

3.2. Изучение мотивации учения ………………………………….....12



3.3.Результативность ГИА и ЕГЭ ……………………………... …...…..13

3.4.Результативность муниципальных и региональных олимпиад. …………………………….……………………………………13

3.5. Результативность участия в конкурсах…………………………….. 13 Список используемой литературы …………………………………..…..15 Приложения к опыту……………………………………………………...16 Гребёнкина Светлана Анатольевна Раздел I. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта Возникновение опыта связано с осуществлением деятельности сельской школы в новых социально-экономических условиях, где реализуются приоритетные национальные проекты, используются новые подходы к обучению, предусматривающие пересмотр построения учебновоспитательного процесса на основе изменения образовательных запросов детей и их родителей.

На основе реструктуризации и оптимизации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, решаются задачи обеспечения качественного образования, повышения конкурентоспособности сельских школьников, формирования востребованных современным социумом качеств личности.

Муниципальное образовательное учреждение «Кустовская средняя общеобразовательная школа» расположена в селе Кустовое Яковлевского района Белгородской области.

Контингент учащихся разнообразен и представлен различными социальными группами:

1) семьи рабочих – 42%

2) служащие– 24%

3)участвующие в различных видах предпринимательской деятельностинеработающие –21%

5) родители с высшим образованием – 23%

6) со средним и средним специальным образованием – 74%

7) с основным образованием – 3% Следствие этого – разный уровень интеллекта и мотивации школьников.

Возможно все эти факторы, а также недостаточные потенциальные возможности традиционного обучения повлияли на снижение интереса учащихся к обучению.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по выявлению уровня учебной мотивации школьников 8 класса в начале учебного года. По результатам диагностики оказалось только 7,32% учащихся с высоким уровнем мотивации; 47,67% учащихся находились на среднем уровне; 45,01%. – на низком уровне (приложение № 1).

Выявилось, что большинство учащиеся нуждаются в повышении учебной мотивации. Таким образом, необходимость приёмов и методов проблемного обучения была продиктована разным уровнем мотивации и подготовки учащихся.

Актуальность данного опыта работы В условиях модернизации российского образования проблема повышения учебной мотивации учащихся в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение.

Чтобы повысить учебную мотивацию учащихся, необходимо создать условия для подготовки выпускников способных:

Гребёнкина Светлана Анатольевна ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике;

самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;

быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям.

Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащегося при использовании учителем проблемных методов и приемов обучения.

Работая по проблеме данного опыта, педагог выявил следующие противоречия: между высокими требованиями к уровню подготовки школьников и их низкой мотивацией к школьному образованию, между социальным требованием достижения высокого качества обучения сельских школьников и затрудняющими выполнение данного требования характерными особенностями сельской школы (слабым оснащением школ научно-методическим сопровождением и информационнозкоммуникативными технологиями).

Актуальность темы опыта подтверждается выявленным противоречием, и острой необходимостью учёта характерных особенностей условий сельской школы, и современными задачами образования по усилению мотивации учащихся, а так же выработке у них собственной гражданской позиции, стимулирующей к самостоятельному принятию решения, чувства ответственности за судьбу страны.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих усилению мотивации в изучении истории и обществознании, путём сочетания приёмов и методов проблемного обучения.

Длительность работы над опытом Работа над опытом охватывает период с 2007 года (8 класс) по 2011 год (11 класс) и проходила в несколько этапов:

I этап- 2007-2008гг. Диагностирование, обнаружение противоречий, определение целей, постановка задач, выбор методов и средств их решения;

II этап - 2008 – 2010 гг. Корректировка приёмов и методов достижения целей;

III этап -2010-2011гг. Обобщение опыта, выявление результативности.

Диапазон опыта Диапазон опыта представлен системой работы по повышению уровня учебной мотивации, как на уроках, так и во внеклассной деятельности.

Внеклассные формы – это подготовка к предметным олимпиадам, Гребёнкина Светлана Анатольевна проведение викторин и конкурсов, деятельность клуба будущих избирателей.

Теоретическая база опыта.

В основе педагогического опыта лежат идеи И. Я. Лернера, Г. К.

Селевко, М. А. Матюшкина, М. И. Махмутова, М. А. Данилова, С.Л.Рубинштейна, М. В. Матюхиной.

Для разработки приемов и методов проблемного обучения были использованы следующие понятия:

«проблемное обучение»;

«организация проблемного обучения»;

«приемы и методы обучения»;

«проблемная ситуация»;

«учебная мотивация».

Проблемное обучение. В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение проблемного обучения.

Приведём некоторые из них:

1) И. Я. Лернер сущность проблемного обучения видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определённой системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы».

2)Г. К. Селевко суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщёнными знаниями и принципами решения проблемных задач.

3)М. И. Махмутов считает, что проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности.

Таким образом, проблемное обучение - это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Организация проблемного обучения. Виднейшие дидакты М. А. Данилов и В. П.

Есипов формулируют правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения:

вести учащихся к обобщению, а не давать им готовые определения, понятия;

эпизодически знакомить учащихся с методами науки;

развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий.

Приемы и методы обучения. Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы с помощью истории развивать личность ученика, какие при этом использовать приемы и методы?

Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. Приём обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения.

Словесные методы лучше всего разработаны А.А. Вагиным, в трудах которого подчеркивается, что живое слово на уроке выступает в монологической и в диалогической форме. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали общие методы обучения, исходя из характера учебнопознавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

Частными случаями проблемно-поискового метода являются предложенные М.И. Махмутовым бинарные методы: объяснительнопобуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый. Система методов проблемного обучения представляет собой органическое сочетание общих и бинарных методов.

Проблемная ситуация. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие.

Что же включает в себя понятие “проблемная ситуация”?

В проблемной ситуации, как ее понимает С.Л. Рубинштейн, выделяются три основных признака: неизвестное, противоречие и потребность.

Матюшкин в психологическую структуру проблемной ситуации включает три главных компонента:

1.необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом отношении, способе или условии действия;

2. неизвестное, которое должно быть раскрыто в проблемной ситуации;

3. возможности учащегося в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного.

Учебная мотивация выступает результатом, внутренним выражением деятельности. Л. С. Выготский писал о важности воспитания внутренних стимулов: «Мотивация оказывает существеннейшее влияние на все формы нашего поведения и моменты воспитательного процесса. Хотим ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны учеников или более успешной работы мысли – всё равно мы должны позаботиться о том, чтобы и та и другая деятельность стимулировалась и мотивировалась. Это нужно не только как средство для лучшего запоминания и усвоения, но и как цель».

Методика диагностики уровней учебной мотивации была разработана М. В. Матюхиной.

Гребёнкина Светлана Анатольевна Теоретический анализ, проведённый по проблеме исследования в процессе становления опыта, позволил выработать систему приёмов и методов проблемного обучения на уроках истории и обществознания.

Новизна опыта состоит в использовании различных приёмов и методов проблемного обучения, нацеленных на повышение учебной мотивации учащихся по истории и обществознанию.

Раздел II. Технология описания опыта Целью педагогического опыта является обеспечение положительной динамики роста учебной мотивации учащихся по истории и обществознанию, посредством использования системы приёмов и методов проблемного обучения.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

использование методов и приемов проблемного обучения, направленных на повышение мотивации учащихся к изучению истории и обществознания;

выявление и обоснование условий, способствующих повышению качества знаний учащихся по истории;

психологическая готовность учащихся и учителя к совместному сотрудничеству на партнерской основе;

создание условий для самореализации и самоутверждения ученика в учебном процессе.

Организация учебно–воспитательного процесса основана на использовании следующих способов включения учащихся в учебнопознавательную деятельность на уроке с применением приемов и методов проблемного обучения:

В 8 классе выявляется запас знаний учащихся, определяется развития их мышления, интеллекта. (Проводится диагностика мотивации).

В 9-10 классах осуществляется дифференциация по группам.

Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем мотивации (1-я группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем мотивации - творческие задания.

(Приложения 2) В 10-11 классах при организации проблемного обучения используется ряд способов:

1) расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся.

2) побуждения учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между жизненными представлениями и научными понятиями об этих фактах.

3) выдвижение предположения, формулировка выводов и их проверка.

Гребёнкина Светлана Анатольевна

4) побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.

Структура проблемного урока создает возможности для управления самостоятельной учебной деятельностью учащихся. (Приложение 2).

Особенности управления технологией проблемного обучения:

I этап - целевая установка в форме педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие проявления проблемы, пробуждение интереса у учащегося, потребности удовлетворить этот интерес. Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в обозначении темы уроков. Например: «Иван IV – тиран или реформатор?», "Дней Александровых прекрасное начало” (А. С. Пушкин), От "горячей войны” к "холодной”.

II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние задания - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного.

Начиная изучение нового, выдвигается проблема, сопровождаемая объяснение вопросами и заданиями поискового характера. Учащиеся решают проблему, как правило, давно уже решенную наукой. Но ученикам надо ее «переоткрыть», например: определить, в чем заключалась прогрессивность экономической политики правительства Петра I.

III этап- поиск решения проблемы, преодоление противоречия. Учитель побуждает учащихся на высказывание различных точек зрения, столкновение их, сравнение, сопоставление и обобщение информации.

При объяснении нового материала используются две формы проблемного обучения: проблемное изложение и поисковая беседа.

(Приложение3).

В проблемном изложении проблему ставит и решает учитель. Он не просто излагает материал, а размышляет над проблемой, рассматривает возможные подходы и пути решения. Учащиеся учатся логике рассуждения, анализу, глубже усваивают материал. Его применяют, когда материал слишком сложный и новый для того, чтобы организовать поисковую беседу.

Пример. В 8 классе по теме: «Внутренняя политика Александра I»

учащиеся делятся на группы (в зависимости от мотивации). Одной группе дается более сложное задание (анализ законов М.М. Сперанского), а вторая выполняет задание репродуктивного характера (по тексту параграфа). На этапе закрепления дети обоснованно выражают свое мнение.

Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее учителем системы вопросов. Поисковая беседа может быть использована в тех случаях, когда ученики обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем. Чаще всего поисковая беседа охватывает не весь новый материал, изучаемый на уроке, а какую-то его часть.

Гребёнкина Светлана Анатольевна Пример. В 8 классе по курсу «Обществознание» («Что такое экономика») учащиеся затруднялись определить, как в процессе развития исторически менялась трудовая деятельность человека.

Примерными конкретизирующими, направляющими вопросами учителя могут быть следующие:

1. Как вы считаете, что является главным фактором, двигателем эволюции человека? Почему этот фактор всегда динамично развивается?

2. Объясните, каково значение в эволюции человека необходимости удовлетворения физических потребностей (безопасность, пища)?

3. Как вы считаете, какую роль в развитии общества сыграла приспособляемость древнейшего человека к природе?

В данном случае (совместно с учащимися) следует выделить несколько этапов развития производства, чтобы понять, каким образом потребности влияли на развитие и усложнение трудовой деятельности человека:

Создание орудий труда, с помощью которых человек добывал у природы себе средства существования;

Производство из природного сырья самих средств существования, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей;

Производство и воспроизводство самих природных условий своего существования, т. е. жизненной среды (искусственные моря и водоемы, почва, очищение воздуха, воссоздание малочисленных представителей животного и растительного мира).

IV этап - первичное закрепление нового материала с помощью простых, диагностирующих вопросов и тестов. (Приложение 6).

При закреплении в 6 классе темы «Образование средневековых городов» задается вопрос, который подталкивает к рассуждению:

Как успехи в хозяйстве привели к отделению ремесла от сельского хозяйства?

Этот более конкретный вопрос начинает активизировать мышление учащихся.

Ставятся другие вопросы более узкого характера:

Какие успехи в хозяйстве были в Европе в Х1V-ХV веках?

Почему с успехами в хозяйстве появляются ремесленники?

Почему «умельцы» уходят из деревни? Куда они уходят? Где поселяются?

Таким образом, в результате эвристической беседы, создается такая логическая цепочка, которая приводит к ответу на заданный вопрос о возникновении городов.

V этап - организация самостоятельной или творческой работы учащихся по вторичному закреплению нового материала индивидуально, в малых группах по «рабочим картам». Это своеобразный контроль «перспективных результатов обучения» на данном уроке. Возможно создание ситуации предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий. Пример. В поселке родовой общины обычно строились большие Гребёнкина Светлана Анатольевна вместительные дома, площадью до 200 кв. метров. Какие выводы могут сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища?

Можно создать ситуацию выбора, когда учащимся предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, наиболее на их взгляд убедительный.

VI этап - подводятся итоги урока, организуется устная или письменная рефлексия (краткие вопросы на понимание, самоконтроль, оценку значимости изученной темы; короткое эссе для домашнего задания).

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные приёмы и методы проблемного обучения:

1) монологический;

2) рассуждающий;

3) диалогический;

4) эвристический;

5) исследовательский;

Проблемно-поисковые методы применяются преимущественно с целью развития навыков творческой, учебно-познавательной деятельности, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Особенно эффективно применяются эти методы в тех случаях, когда нужно добиться формирования понятий, теорий, а не сообщение фактической информации.

Рассказ, объяснение и лекция относятся к числу монологических, или информационно-сообщающих методов обучения. В виде рассказа излагается материал, во-первых, при изучении исторических событий, имеющих большое образовательное значение. Например, восстание Спартака, Ледовое побоище, Куликовская битва, события Великой Отечественной войны.

Во-вторых, когда необходимо сформировать конкретное, точное, образное представление о новом для учащихся явлении. Изучая в 5 классе источники рабства в Древней Греции, используется персонифицированный рассказ, который ведется от имени нескольких рабов, о том, как каждый из них попал в рабство.

В-третьих, рассказ учителя вооружает школьников историческими фактами, анализ которых подводит к важным выводам и обобщениям. Так, рассказ в 10-м классе о присоединении Новгорода в теме «Завершающий этап создания русского государства» подводит учеников к пониманию места, роли и значения данного присоединения.

Беседа является диалогическим методом изложения учебного материала. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать, анализировать изучаемые факты и явления в определенной логической последовательности и самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям.

Гребёнкина Светлана Анатольевна Основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения (Приложение 7). Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами. Учителю необходимо освоить технологию разработки проблемных вопросов и задач и самостоятельно разрабатывать их.

Методика разработки проблемных вопросов такова:

1. Берётся важное историческое положение (факт, событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение учащихся.

2. Осуществляется поиск альтернативного ему положения (факта, события, идеи), содержащего противоречие (учебное, кажущееся, реальное) в сопоставлении с первым.

3. На основе обоих положений формулируется проблемная задача или вопрос. (Приложение 8) Проблемный метод обучения направлен на организацию поисковой познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.

Пример. На уроке в 11 классе возникает проблемная ситуация: «Из Афганистана летели самолеты с грузом «200», «чёрные тюльпаны, а газета «Московская правда» 15 февраля 1989 года писала: «В Термезе зацвел миндаль, но если бы природа и не преподнесла бы такого подарка, эти февральские дни всё равно бы остались в памяти жителей старинного города как самые торжественные и радостные. Грянул оркестр. Страна приветствовала возвращение родных сыновей. Наши парни возвращаются, выполнив свой интернациональный долг... За эти годы советские солдаты в Афганистане отремонтировали, восстановили и построили сотни школ, училищ, три десятка больниц и столько же детских садов, около 400 жилых домов, 35 мечетей, многие десятки колодцев, около 150 километров каналов...

Они занимались охраной военных и мирных объектов в Кабуле». Так кто же они, солдаты Афганистана?

Для ответа на этот вопрос ребята образуют две разноуровневые группы. Первая группа получает задание: проследить, как менялась позиция власти на введение советских войск в Афганистан.

Вторая группа отвечает на вопрос: как Афганская война отразилась на жизни российского общества. После этой работы, группы переходят к ответу на проблемный вопрос. (Приложение 4) Как всякий вид обучения, проблемное обучение имеет СВОИ педагогические «плюсы» и «минусы».

К «плюсам» можно отнести:

Развитие самостоятельности, творчества, учебной деятельности;

Развитие продуктивного мышления;

Развитие критического мышления;

Формирование собственного отношения, позиции к происходящему вокруг;

Гребёнкина Светлана Анатольевна

К «минусам» можно отнести:

Сложность подготовки занятия;

Трудности управления, контроля, оценки познавательной деятельности учащихся;

Требует больше времени на достижение цели урока.

Результативность: создавая проблемную ситуацию, учитель направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Меняется роль учителя. Он - консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.

–  –  –

Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что если уровень учебной мотивации на начало обучения истории в 8 классе был невысок, то к 11 классу количество детей с низкой учебной мотивацией составляло 12,78%, а высокий уровень достиг 57,33% от общего количества обучающихся класса.

Теоретический анализ, проведённый по проблеме «Использование приёмов и методов проблемного обучения как средства повышения учебной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания» в процессе становления опыта, позволил выделить динамику роста качества знаний по истории и обществознанию.

–  –  –

Данные таблицы результатов ЕГЭ в 2009 - 2010 учебные годы по истории и обществознанию подтверждают наличие показателя среднего балла по истории и обществознанию у учащихся Кустовской СОШ выше среднеобластного.

Выпускники 2009 – 2010 учебного года по результатам ЕГЭ по истории и обществознанию поступили в ВУЗы и обучаются на бюджетной основе в БелГУ и Белгородском юридическом институте МВД.

–  –  –

Библиографический список Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе – 1.

М.:1984.-342с.

Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский.М.: Просвещение, 1991.- 364 с.

М., 2005г., гл. 4, 5.

Матюхина М.А. Методика для диагностики учебной мотивации 5.

школьников / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004, С.149-150.

Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. – М.

Педагогика 2004г.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.

М. Педагогика 2003г.

Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий. – 8.

Волгоград: Перемена, 2007год.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / Л. С, 9.

Рубинштейн. - Спб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. – 720 с.

10. Селевко Г.К. «Педагогические технологии по основе информационно- коммуникационных средств», М., НИИ школьных технологий, 2005г.

11. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. – М.: ООО «РС», 2008.-с. 10

Гребёнкина Светлана Анатольевна

Приложения Приложение № 1 – Методика на определение уровня мотивации.

Приложение № 2 – Этапы урока с использованием технологии проблемного обучения.

Приложение № 3- Конспект урока истории в 10 классе.

Приложение №3 – Фрагмент урока обществознания в 11 классе с использованием поисковой беседы.

Приложение № 4 – Фрагмент интегрированного урока в 11 классе с использованием проблемных заданий.

Приложение № 5 – Фрагмент урока истории в 9 классе с составлением схемы.

Приложение № 6 – Задания на использование приема «яблочко от яблоньки».

Приложение № 7 – Правила создания проблемных ситуаций.

Приложение № 8- Примеры проблемных задач в 8 классе.

–  –  –

1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

4. Хочу быть культурным и развитым человеком.

5. Хочу получать хорошие отметки.

6. Хочу получать одобрение учителей и родителей.

7. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

8. Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.

9. Хочу быть лучшим учеником в классе.

10.Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

11.Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

12.Не хочу получать плохие отметки.

13.Люблю узнавать новое.

14.Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.

Ключ к тесту

Мотивы:

1. долга и ответственности: 1 – 2 суждения;

2. самоопределения и самосовершенствования: 3 – 4;

3. благополучия: 5 – 6;

4. аффилиации: 7 -8;

5. престижа: 9 – 10;

6. избегания неудачи: 11 – 12;

7. учебно-познавательные (содержание учения): 13 – 14;

8. учебно-познавательные (процесс учения): 15 – 16;

9. коммуникативные: 17 – 18;

10.творческой самореализации: 19 – 20;

11.достижения успеха: 21 – 22.

Обработка результатов теста При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

Гребёнкина Светлана Анатольевна

Анкета 2:

1. Тебе нравится в школе?

Не очень

Нравится

Не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Чаще хочется остаться дома

Бывает по-разному

Иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

Остался бы дома

Пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

Не нравится

Бывают по-разному

Нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Хотел бы

Не хотел бы

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Не хотел бы

Хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

Не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

Точно не знаю

Хотел бы

Не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

Нет друзей.

Гребёнкина Светлана Анатольевна

Выделяют три уровня учебной мотивации:

Высокий уровень развития.

У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал;

полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно;

занимают благоприятное статусное положение в классе.

Средний уровень.

хорошая школьная мотивация. При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.

Низкая школьная мотивация.

Эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал. Таким образом, дети с низким уровнем по данному тесту находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Им требуется контроль и помощь взрослых, они составляют "группу риска".

–  –  –

Этапы урока с использованием технологи проблемного обучения.

I. Организационный момент, мотивация.

II. Этап актуализации знаний.

III. Этап введения нового материала.

IV. Первичное закрепление нового материала.

V. Самостоятельная или творческая работа учащихся по вторичному закреплению нового материала.

VI. Итоги урока, домашнее задание, рефлексия.

Технологическая карта для конструирования учебного занятия с использованием элементов проблемного обучения

–  –  –

Приложение 3 Урока истории в 10 классе (базовый уровень) Тема урока: «ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА».

Цели урока: создать условия для усвоения основных направлений внутренней политики Ивана III; охарактеризовать его деятельность по собиранию русских земель; развивать умения учащихся работать по историческим документам, анализировать статьи Судебника 1497 года, сравнивать исторические события, оценить личность Ивана III, его заслугу в падении ордынского ига.

Оборудование: презентация по теме урока, демонстрационная карта «Создание единого централизованного государства», атласы по истории Отечества, раздаточный материал, карточки- события Тип урока: комбинированный

План- конспект урока:

I.Оргмомент.

II.Повторение изученного материала.

1.Комментирование учащимися плана- схемы «Куликовская битва».

Общая численность войск Мамая составила 60 тысяч человек, а русских в Коломне - 40-45 тысяч человек, русские имели 3 эшелона обороны, засадный полк- Владимира Серпуховского, Дмитрия Боброка- Волынца. Дмитрий Иванович сражался с передовым полком, а в его доспехах сражался Михаил Бренок. Битва продолжалась около четырех часов.

2. Повторение исторических событий, произошедших на Руси. Игра «+»и «0»

Дм. Донской 1240 ? класса 1380 1382 ? учителя Ледовое побоище 1410 Сражение на р. Вожа

–  –  –

Олег- Игорь- …..- Святослав- Владимир -……… - Владимир Мономах- Юрий Долгорукий- ……..- В. Большое Гнездо- ……….- Иван Калита- Дмитрий Иванович Донской- ………- Василий II-……...

III. Актуализация субъективного опыта учащихся.

1.Формулировка основных целей и задач урока совместно с учащимися.

2. Формулировка проблемного задания:

Какими способами Иван «собирал» земли? Какова была его политика в отношении удельных князей?

IV. Этап изучения нового материала.

1. Присоединение Новгорода. Проблемное изложение.

Политическая и социальная напряженность в Новгороде была характерной чертой его внутренней жизни. Она была вызвана борьбой между двумя группировками: первая, состоящая в основе из большинства новгородской верхушки, во главе с Марфой Борецкой (Посадницей) рассматривала возможность заключения союза с Литовским государством при условии сохранения вольностей Новгородской республики. Вторая группа выступала за объединение с Москвой. В Новгороде широкие демократические посадские круги надеялись найти в Иване своего покровителя в борьбе с городской аристократией, поэтому здесь Иван, сам являясь монархом, покровительствовал демократическим элементом. 1471 г. – партия Борецких заключает договор от имени Новгорода с князем литовским и королем польским Казимиром Ягайловичем, который признавался князем Новгорода и в случае похода Москвы обязывался возглавить оборону.

– Почему Иван обвинял Новгород в предании православия и переходе в «латинство»?

Тогда слово «латинство» означало приверженность или симпатия католицизму.

2. Этапы завоевания Новгорода. Работа по карте и атласам.

1) 1471 – на реке Шелони, где московские войска разгромили новгородское ополчение, которому так и не помог Казимир. Заключение договора между Москвой и Новгородом: город сохраняет независимость, но отказывается от союза с Казимиром. Иван – снова новгородский князь;

2) 1475 г. – поездка Ивана в Новгород. Суды Ивана, на которых он расправлялся с соперниками;

3) 1478 г. – ликвидация самостоятельности Новгорода; снятие вечевого колокола.

– Почему Иван посетил московских помещиков на новгородской территории, а многих знатных новгородцев перевел в другие города?

3. Проверка задания:

Опорный конспект: Новгородская республика

1. Марфа Борецкая За объединение с Москвой За союз с Литвой 1471 г. – битва на р. Шелони Гребёнкина Светлана Анатольевна 1478- присоединение Новгорода к Московскому княжеству

2. Комментирование иллюстрации в тексте учебника с. 178 Иван III расширял государство, использую разные методы и способы.

Правил страной-43 года, а прожил 64 года. Для 15 века это достаточно длительный срок и в этом ему помогала активная внутренняя и внешняя политика, а так же активный образ жизни, который он вел.

4.Групповая работа по документу Судебника.

Группа 1- Проанализировать судопроизводство в 15 веке и сравнить с современным судопроизводством.

Группа 2- Как изменилось положение крестьян в 15 веке? Приведите примеры.

Группа3- Охарактеризуйте положение холопов.

Проверка знаний.

1. В 15 веке суд вели бояре, окольничаи, наместники, волостители. Судьи получали вознаграждение с побежденной стороны, допускались пытки, смертная казнь за все уголовные преступления.

2. Крестьяне имели право перехода от помещика только 2 недели (26 ноября в Юрьев день), в России формируется крепостное право.

Крестьяне должны были уплатить пожилое - деньги за двор и постройки, которые возведены при материальной помощи хозяина.

3. Холоп- тот, кто продал себя в рабство, или рожден от холопа, или сочетался браком с холопом. Свободным он мог стать в 3-х случаях:

попадание в плен или убежавший из плена, за «отпускную» грамоту.

5. Присоединения в России. Работа по тексту учебника с. 180 и атласам.

В к. 15 века к Москве присоединена Вязьма.

В н. 16 века - Чернигов, Брянск, Мценск, Рыльск, Гомель.

1514- Смоленск, 1510- Псков, 1521- Рязань.

Вывод: появилось единое, самостоятельное государство- Россия.

6.Мнение историков об Иване III Васильевиче.

В 2012 году в нашем государстве будут отмечать праздник, посвященный 1150-летию российской государственности. Н. М.Карамзин писал, о том, что

Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествии монголов:

нынешняя Россия образована Иоанном».

Как вы относитесь к этому утверждению? Подтвердите аргументами из дополнительных материалов.

/ Учащиеся работают с материалами Карамзина Н. М, Костомарова Н. И., Иловайского Д. И., Беллярминова И.И./ IV. Первичное закрепление материала.

А. Решение проблемной задачи: «Как семья Ивана III влияла на его внутреннюю и внешнюю политику?»

Семья в жизни Ивана сыграла значительную роль, благодаря родственным связям он сумел и утвердить порядок внутри страны, и добиться международного признания России.

Гребёнкина Светлана Анатольевна Иван Васильевич на 12-м году сочетался браком с тверской княжной Марией, в 18 лет имел сына Ивана Молодого, в 1467 году женился на племяннице последнего греческого императора Зинаиде- Софии Палеолог.

Б. Игра «Продолжи и запиши фразу»…

1. Государь всея РусиКалитаГордыйТемный Косой ШемякаВ. «Угадай картину» художника:

О каком событии русский историк К. Слуцкий написал это строки?

И новгородцы, не переча. Глядели бледною толпой.

Как медный колокол с их веча по воле царской снят долой.

-- «Юрьев день» С. И. Иванов Г.Создание новых органов государственной власти. Составление схемы.

Государь всея Руси Боярская дума …../Казна/ Дворец V. Подведение итога урока.

Какими способами Иван «собирал» земли? Какова была его политика в отношении удельных князей? (Политика Ивана была планомерна: вначале он окончательно подчинил себе земли, которые ранее находились под контролем московских князей – и лишь затем перешел к внешним завоеваниям.) VI. Домашнее задание.

П. 18, выписать основные направления политики Василия II.

VII. Рефлексия.

Составление синквейна «Иван III», «Софья Палеолог»

–  –  –

Фрагмент урока обществознания в 11 классе

Тема мотивации очень актуальна сейчас, т. к. одна из проблем, стоящих перед современной школой, - снижение мотивации. В планах второго стандарта образования введение обязательного предмета, непосредственно связанного с историей и обществознанием « Россия в мире». Поэтому я всерьез взялась за проблему мотивированности современных школьников на изучение данных предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема мотивации очень актуальна сейчас, т. к. одна из проблем, стоящих перед современной школой, - снижение мотивации. В планах второго стандарта образования введение обязательного предмета, непосредственно связанного с историей и обществознанием « Россия в мире». Поэтому я всерьез взялась за проблему мотивированности современных школьников на изучение данных предметов. Термин мотивации относительно новый для отечественной педагогики термин. В советской педагогике считалось, что ребенок должен быть изначально мотивирован к получению знаний, и поэтому специально заниматься развитием мотивации нет необходимости. Однако современные дети немотивированны к обучению. А зачем? Отметки? Средний балл аттестата не учитывается. Поступление в вуз? Поможет подготовиться репетитор и деньги. Завоевать авторитет среди одноклассников? Есть масса других способов. Задача современной школы – формирование компетентностного подхода, т. е не только уметь применять знания на практике, но и понять, что знания – не отвлеченный абстрактный набор формул, они рождаются из каждодневной деятельности людей из их потребностей. Знание – это не застывшая догма, это живое явление.

В связи с этим можно говорить о крупных блоках в структуре занятия, одним из которых является мотивационный. (слайд).

Рассмотрим основные составляющие мотивационного блока.

  1. Организационная часть. Озвучиваются или совместно формулируются ожидаемые результаты, устанавливаются правила работы, определяются роли, сообщается о системе оценивания, даются инструкции. В отличие от традиционных целей и задач урока, ожидаемые результаты ставятся максимально конкретно, с использованием приема фиксации предполагаемого результата (дать определения следующих понятий, назвать не менее трех характеристик такого-то явления, привести два примера и т.д.); они обращены к учащимся и формулируются от их лица («В результате проведения занятия учащиеся смогут…»), затрагивают не только знаниевые компоненты, но также области умений, ценностей, отношений.
  2. Содержательная часть. В данном случае речь идет о стремлении непосредственно заинтересовать учащихся изучаемой темой. Конкретные примеры я приведу позже.
  3. Проблемная часть. Постановка проблемы может осуществляться с помощью наводящих вопросов, знакомства с разными (противоположными) взглядами, противоречащими друг другу изображениями, графиками и пр. Возможно и простое формулирование проблемы учителем.

Формирование мотивации предполагает разнообразие форм и приемов, с помощью которых большинство учащихся вовлекается в активную учебную работу. При этом надо понимать, что развитие учения не самоцель, но всего лишь одно из средств развития личности учащегося.

Усилению интереса способствуют занимательность изложения (примеры, опыты, факты), необычная форма преподнесения материала (вызов удивления), эмоциональность речи учителя, познавательные игры, ситуации спора и дискуссии, анализ жизненных ситуаций (связь с повседневной жизнью учащихся).

Часто мотивация рассматривается преподавателями только как фактор, вызывающий у учащихся интерес к теме, создающий положительную, эмоциональную атмосферу. Вместе с тем необходимо, чтобы мотивация была связана с актуализацией определенных знаний и умений школьников.

Мотивацию можно рассматривать как структурный компонент урока. Тогда она помогает реализовать цели конкретного урока: объяснить, сформировать, отработать, закрепить, сравнить, узнать, дополнить и т. д.

Мотивацию можно рассматривать и как результат повышения уровня и качества обученности. В этом случае мы можем говорить о формировании у учащихся таких навыков, как умение делать вывод и давать оценку событиям, сравнивать и анализировать явления, работать с несколькими источниками, извлекать информацию, самостоятельно формулировать задачу и создавать алгоритм ее решения.

А сейчас я хочу привести некоторые приемы для проведения мотивационной части занятия.

  1. Рассмотрение ситуации. Ситуативная методика имеет огромное значение в преподавании обществознания и в меньшей мере, по истории. Предлагаемые учащимся ситуации должны быть близки к повседневной жизни и вместе с тем вызывать неоднозначные оценки и подходы. В ходе обсуждения ситуаций важно, чтобы учащиеся не просто обсудили предлагаемый сюжет, но и нашли материал, позволяющий дать им правовую или нравственную оценку случившегося. Ситуации могут быть реальными и выдуманными, но основанными на реальных фактах.(случай в магазине и про Павла 1)
  2. Событие, имеющее широкий общественный резонанс, (про Грузию и Абхазию. Осетию)

Графическое изображение. Картина, рисунок, фотография, карикатура могут стать началом обсуждения проблемы. Задействованы образное мышление и творческие способности учащихся (фото Хрущева н. С. и анекдот)

Умер Хрущев. Идет по загробному миру и видит у всех на груди две буквы - ТК. Он побежал в загробное Политбюро к Вершителю Судеб и спрашивает: почему у всех буквы ТК, а меня обошли?

Сейчас дам указание, и тебе присвоят звание ТК.

А что это означает?

Вон видишь, Карл Маркс с Фридрихом Энгельсом ходят - у них тоже ТК! Это теоретики коммунизма. Владимир Ленин вон читает на лавочке - творец коммунизма. Сосо Джугашвили, или, по-вашему, Иосиф Сталин, сидит, у него ТК означает тиран коммунизма.

Ну, а я, я кто? - допытывается Хрущев.

А ты - тля кукурузная!

Правда ли, что за последнее время здоровье товарища Хрущева ухудшилось?

Да. Он страдает грыжей от поднятия целины, язвой желудка от кукурузы, одышкой от соревнования с Америкой и словесным поносом неизвестно от чего.

  1. Использование нескольких терминов или понятий. Ряд понятий или терминов, представляющих смысловое единство, может быть предложен для самостоятельного определения темы. Кроме того, преподаватель может использовать несколько определений одного понятия, попросив выбрать наиболее удачное и пояснить. Эффективным способом мотивации является предложение учащимся вставить пропущенные слова в высказывание, предложение

«Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставляются»(Сенека)

« Женщины только тогда достигнут равенства с мужчинами, когда они согласятся быть лысыми и находить, что это изысканно» (А. Камю) Ценности демократии. Нужно понять цель урока, може послужить темой для дискуссии.

  1. Произведения художественной литературы. В сказке Андерсена « Новое платье короля»король покупает у портных платье, т. е он является потребителем. Какое уточнение надо внести в текст сказки, чтобы король перестал им быть? (в конце урока учащиеся объяснят, что потребитель тот, кто покупает вещи для личных нужд. Если предположить, что платье – спецодежда, то король не потребитель)

«Прощай, наш красный флаг,-

С Кремля ты сполз не так,

Как поднимался ты –

Пробито, гордо, ловко

По наше «так-растак»

На тлеющий Рейхстаг,

Хотя шла и тогда

Вокруг древка мухлевка…

Лежит наш красный флаг

В Измайлове врастяг.

За доллары его

Толкают на удачу.

Я Зимнего не брал,

Не штурмовал рейхстаг,

Я не из « коммуняк»,

Но глажу флаг и плачу»..

  1. Ролевая игра. (случай с курткой)
  2. Документ. Начало занятия может быть посвящено обсуждению письма, интервью в газете. Кроме того, документы могут представлять взгляды известных исторических деятелей, публицистов, ученых.

« Жизнь забила ключом, и всеобщая тусовка приобрела грандиозные размеры. На улицах объявилось множество экстравагантно одетых молодых людей… Металлисты пугали прохожих черной кожей и кучей железных заклепок. Брейкеры фланировали пружинящей походкой во всем спортивном и американском. Возродились былые хиппи – они называли себя « Система».. Кто там еще? Да, новые стиляги в штиблетах и костюмах ломятся на концерты « Браво» и « Мистер Твистер». (А. Троицкий)

  1. Афоризм. « Малое знание дает людям гордыню, великое – дает смирение: так пустые колосья поднимают к небу надменные головы, полные зерном склоняют их долу к земле, своей матери»(Мережковский)Многообразие путей познания.
  2. Видеосюжет. (Парфенов, 9 рота)
  3. Неоконченное предложение. Гражданин заплатил налоги. Родители должны воспитывать детей.
  4. Определение автора. Предположения об авторе, теме произведения. Времени его создания способны превратить начало занятия в увлекательную игру и вызвать интерес к изучаемой теме.
  5. Структурированная учебная дискуссия.

Выбор вида мотивации зависит от многих факторов: темы урока, уровня подготовленности и эмоционального настроя класса, технических возможностей школы и даже психологических аспектов взаимодействия учителя и учащихся. Но безусловно одно: мотивация – не эпиграф к уроку, она важная составляющая элемент урока. К мотивации можно возвращаться в ходе занятия, на этапе рефлексии, сформулировать на ее основе домашнее задание. И, конечно, мотивация должна использоваться в системе уроков, а не от случая к случаю, иначе теряется всякий смысл.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 р. п.. Октябрьский

« Повышение мотивации учащихся на уроках истории и обществознания»

(материалы к докладу)

Подготовила : Сельцова Ю. В. ,

учитель истории и обществознания


Кузнецова Елена Анатольевна

заместитель директора по УВР,

учитель истории высшей категории

МОУ СОШ №11

Повышение мотивации через активные формы учебной деятельности

на уроках истории.

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Есть много способов внешней мотивации. Но успешность учебной деятельности и в конечном счёте качество образования зависят от внутренней мотивации.

Для того чтобы быть успешной, учебная деятельность должна соответствовать основному требованию - быть как для обучающего так и для обучаемого разносторонне мотивированным процессом

Еще Ушинский говорил - Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей”.

Где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду? Вашему вниманию я предлагаю перечень таких источников, не претендующий на безусловную полноту

  1. Интерес к информации (познавательная потребность).
  2. Интерес к способу действия.
  3. Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем.
  4. Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации.
  5. Потребность в самообразовании и (или) самовоспитании.
  6. Актуализация творческой позиции.
  7. Осознание значимости происходящего для себя и других.
  8. Потребность в социальном признании.
  9. Избегание наказания (физического или морального).
  10. Получение материальных выгод и преимуществ.

Прошу обратить внимание коллег на позиции с 4-ой по 8-ую именно данные источники, потребности я стараюсь развивать на уроках.

В своей деятельности я реализую идеи профессора, доктора педагогических наук Третьякова Петра Ивановича,в 2008 году мне удалось дважды быть слушательницей и участницей курсовых занятий профессора.

В основе учения Третьякова П.И. – учение о психодидактике - науке о взаимосвязи и взаимодействии психологических учений и дидактических принципов. В процессе психического развития осуществляется творческое развитие, грамотно используя дидактические приемы, развивается ученик и умения ученика - самоанализ, самопланирование, самоконтроль, самокоррекция.

Учитель и ученик в учебной деятельности проходят рядом 3 этапа.

  1. ориентировочно-мотивационный
  2. операционно-исполнительный
  3. рефлексивно- оценочный

Итак, 1 этап, ученик ставит сам цель урока и учебную задачу.

Некоторые темы не вызывают затруднений у учащихся. Например, тема урока «Нашествие монголо-татар». Учащиеся говорят, на уроке мы должны узнать, о походах монголо-татар на Русь, о борьбе русского народа с монголо-татарами, о последствии для Руси монголо-татарского нашествия.

Я усложняю деятельность учащихся на этом этапе урока – необычно обозначив тему урока, например, «О, русская земля! Уже ты за холмом», или использую прием «Верите ли Вы, что …», начинаю урок с занимательной истории.

Цель учащиеся записывают в тетрадь, и в конце урока ученик сам определяет, достиг ли цели, подводит итоги на 3 этапе урока.

У каждого учителя накоплен достаточно большой арсенал поддержания познавательного интереса учащихся занимательными историями и проблемами.

И если у ребенка возникнет познавательная потребность или потребность в самообразовании – будет облегчен второй этап учебной деятельности – операционный.

2 этап - самый трудный этап и требующий огромных затрат учителя.

Предоставление свободы выбора . Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты. В моем арсенале имеется разнообразие форм и методов организации деятельности учащихся, где учащимся предоставляется свобода выбора.

Например, тема урока «Экономическое развитие СССР в 30годы» учащимся предлагаются задания на выбор- составление конспекта темы по учебнику, подготовка тестовых заданий по теме, работа по модулю, работа с документами, решение проблемного вопроса. Таким образом, создается ситуация выбора при изучения нового материала.

Контроль знаний будет осуществляться при помощи разноуровневых заданий.

Первый уровень – обязательный минимум (тест). Главное свойство этого задания: оно должно быть посильно любому ученику. Первый уровень будет обязателен для всех.

Второй уровень – тест с элементами логического мышления. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и проявляют интерес к предмету.

Третий уровень это – творческое задание (сочинение, работа с документами, логические задания). Обычно оно выполняется на добровольных началах.

Возможно и другое применение разноуровневых заданий - учащиеся сами выбирают уровень, и могут отказаться от первого уровня.

Мною разработаны разноуровневые задания по всем ключевым темам курсу истории России для учащихся 7-ого класса.

Большими возможностями обладает групповая и парная работа.

Главное правило групповой деятельности - не расслаивать учеников на сильных и слабых, а организовать взаимообучение детей.

Необходимые условия групповой работы – состав группы- 3-5 человек, добровольность создания групп, четкое распределение ролей в группе.

Функциональные роли в группе определяются перед началом выполнения задания, а коммуникационные роли после выполнения задания.

Например, - функциональные роли

Организатор, генератор идей, исполнитель идей, эрудит, критик,

Эстет, эксперт,

- коммуникационные роли

Лидер, организатор, адвокат, судья, посредник, оптимист, пессимист,

Конформист, воспитатель.

Групповая работа способствует формированию коммуникативных компетенций, т.к. учащимся приходится работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем; афишировать результаты деятельности группы, выступая перед классом. Учащиеся отмечают, что благодаря таким занятиям “научились выступать публично”, “дискутировать”, “быстро думать”.

Групповая работа используется как при изучении нового материала, так и вовремя повторительно-обобщающих или уроков-игр.

С 2005 года мои ученики работают над проектами, самостоятельно готовят презентации. Например, в 8-ом классе изучая тему «Внешняя политика во 2 пол. 19 века», группы ребят работали над проектами по темам «Европейское направление внешней политики России во 2-ой пол. 19 века», «Политика России в Средней Азии», «Дальневосточная политика », «Сравнительная характеристика политики Александра 2 и Александра 3», «Балканский кризис во 2-ой пол. 19 века».

Заканчивая изучать курс истории в 7-ой классе – учащиеся готовили презентации по основным вехам, изученным в 7-м классе - «Деятельность Ивана Грозного», «Смутное время в России», «Первые Романовы», «Петр 1 – то академик, то герой то мореплаватель, то плотник», «Эпоха дворцовых переворотов», «Екатерина Великая».

Сейчас у меня собрана коллекция презентаций к урокам, созданная мною и моими учениками.

Групповая работа используется мною и на лабораторных занятиях.

Группа учащихся работает над пакетом документов по определенной тематике или вопросу. Например, в 8-м классе проводится лабораторное занятие по теме «Внутренняя политика Николая 1», группы ребят работает по темам «Личность Николая 1», «Русское общество в эпоху Николая 1», «Система государственного управления (военные и чиновники)», «Система государственного управления III отделение», «Крестьянский вопрос».

В конце занятия делаются выводы.

В 7-ом классе проведено лабораторное занятие «Быт и развлечения дворян 18 века».

Данное занятие требовало большой подготовки. Учащимся был дан алгоритм работы, например.

1. План усадьбы, внешний вид дома и хозяйственных построек.

2. Интерьер господского дома.

3. Предметы в доме.

4. Мода во второй половине XVIIIв.

5. Прически, предметы туалета.

6. Питание в XVIII в.

7. Развлечения русских дворян столичные и деревенски

Мною широко используется парная работа. В 5-6 классе я использую прием «Мамина оценка», где в паре дома работают ученик и мама. Родители спрашивают и ставят оценки своим детям строже, чем я, оценки родителей обязательно ставятся в журнал.

Использую метод «Перекрёстный огонь » - состязание в знаниях между двумя парами учащихся. На одни и те же вопросы (устно) отвечают две пары учащихся.

Другой вариант две пары учащихся состязаются в знаниях и умении составлять вопросы.

В классе в паре учащиеся работают над историческими документами, творческими заданиями, например, составлением ребусов, исторических задачек, плакатов, кроссвордов.

В своей работе я использую возможности мобильного компьютерного класса – учащиеся имеют возможность работать в группе, в паре в своём темпе, режиме, выбирая соответствующие задания. Так, в этом учебном году был проведен повторительно-обобщающий урок «Россия в 18 веке».

Большим подспорьем формирования информационной культуры учителя и ученика является Интернет.

Наиболее интересным д/заданием для увлекающихся историей ребят является «Поиск в Интернете противоречивых точек зрения». Конечно сайты, где можно взять этот материал я сама указываю ребятам. А дальше – идет самостоятельная исследовательская работа учащихся.

Я отказалась от докладов в компьютерном варианте - все доклады и сообщения ученики делают от руки в рабочей тетради.

3-ий этап - рефлексивный.

Этап важен для психологически грамотной организации мотивации учебы. Я ориентирую своих учеников при обучении на индивидуальные достижения. Поощряю и подкрепляю достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба.

Нужно было продолжить предложения: “Я сегодня сделал для себя вывод…”, “Я сегодня понял…”, “Я сегодня задумался…”.

Оценить свою работу на уроке по 5-балльной шкале, отвечая на вопросы.

Оцени свою деятельность, ответив на вопросы да, нет

Общая идея такова: с учетом разных начальных условий для каждого конкретного ребенка, включенного в процесс обучения, существует свой, индивидуальный уровень развития, который он сможет достичь при условии наиболее благоприятной для него организации учебного процесса. Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока, может способствовать успешному развитию личности учащихся. Найти и создать эти условия – задача каждого педагога.


Нина Ивановна Подопригора,

учитель истории,

МБОУ СОШ №76, п. Гигант,

Ростовская область.

Мотивация учения как условие активной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания.

Успех в освоении основ наук зависит, прежде всего, от желания самого ребенка приобретать эти основы. Компьютеризация общества вместе с новыми возможностями породила новые проблемы, одной из которых является падение интереса к обучению. Намного проще и легче детям найти готовые ответы в интернете, чем продумать и проанализировать источник, не имеет смысла внимательное поведение школьника на уроке, так как содержание материала можно найти на сайте. Ребята перестали мыслить, потерялся интерес к предмету, что привело к снижению качества знаний. Удивляют ответы школьников в социальных сетях по историческим событиям, личностям, хронологии. Вяземский в оценке результатов знаний приводил примеры ответов студентов на детские вопросы по истории, которые демонстрировали полную безграмотность, отсутствие фактических знаний. Любой гражданин Отечества должен знать основные вехи развития своего государства и общества, исторических личностей – государственных деятелей, полководцев, деятелей культуры. К сожалению, сегодня интерес к истории угас, общество все больше воспринимает сенсационные события, причем не всегда истинные. Для ликвидации этого пробела в процессе становления личности необходимо усилить внимание к побуждению, интересу изучения истории. Большинство обучаю­щихся не склонно посвящать себя непрерывному процес­су обучения, ориентируясь только на свое желание поз­нать практически непознава­емый мир. Важно выявить истоки инициативы обучающихся, обратившихся к дополни­тельному обучению.

Основным фактором я считаю, определяющим качество обучения, является моти­вация. Это звено, которое соеди­няет элементы, определяющие дееспособность и мощность личностного интеллектуаль­ного запаса формирования знаний, умений, навыков.

Мотив в переводе с латинского обозначает проводить движение, толкать.

Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотив - аван­гардная, несущая основную нагрузку функции «деятель­ности».

Мотивация – это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность.

Мотивация - совокупность побуждений к деятельности.

Мотивация описывает характеристики элементов, располагающихся в самом начале последо­вательности элементов учеб­ного процесса, т.е. мотива­цией задается образ, схема стимулированного целепо­лагания процесса обучения, его структура. Под мотивацией следует по­нимать стрем­ление человека к самореали­зации в соответствии с его врожденными способностя­ми к определенным видам де­ятельности и настойчивость в овладении ими на творчес­ком уровне. Мотивация оп­ределяет направленность и степень целесообразности и продуктивности учебной де­ятельности. Её влияние всегда при­сутствует и отслеживается практически на всех этапах обучения. Мотивация в обучении рассматривается как условие активности и как предмет, на который эта активность направлена. Сильный, эмоционально яркий мотив существенно влияет на цель деятельности, при этом происходит явление сдвига мотива на цель. Отсюда следует, что нужна глубокая мотивация учения, устойчивые познавательные интересы, долг и ответственность обучающихся за успехи в учении.

Для того чтобы ребёнок успешно развивался, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе обучения? Иными словами, что мотивирует, т.е. побуждает и направляет деятельность ученика? Педагог должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не сможем этого, то «все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у обучающегося не появится желание учиться» (В.А. Сухомлинский). Учитель должен уметь вызвать у ребёнка это желание, а это значит, что он должен формировать у него соответствующую мотивацию.

Именно этот фактор необходимо учитывать педагогу при подготовке к уроку. Первые минуты общения учителя и ученика должны вызвать неподдельный интерес у последнего к изучаемому материалу и процессу обучения в целом. Системная работа в таком направлении приведет к ожидаемому результату. Стимулировать желание школьника нужно на основе сочетания жизненной ситуации, его опыта, задач урока, учитывая психологические особенности ученика.

Важно почувствовать увлечения и кругозор детей и через них перейти к мотивации. Доступность решения поставленной проблемы порождает радость и желание лидировать в ходе всего урока. К примеру, при изучении темы «Олимпийские игры» в 5 классе я вошла в класс с мячом, диском, скакалкой и задала вопрос: « Что у меня в руках? Как вы думаете, почему сегодня я принесла спортивный инвентарь? Какое главное спортивное событие ожидает наша страна и весь мир? Где и когда пройдут Зимние олимпийские игры? Хотите узнать, откуда берут свое начало олимпийские игры?» Такое начало урока побудило детей к дальнейшей активной деятельности в ходе урока.

Урок обществознания в 6 классе по теме «Правила и нормы поведения в обществе», который проводился в декабре, начался хоровода под новогоднюю песню. Затем я поставила перед ребятами проблему: « Какой праздник мы будем вскоре встречать? Как вы готовитесь к нему? Существуют ли отличия в поведении на школьном утреннике и в повседневной жизни? Хотите составить правила поведения в общественных местах?»

Чувственное восприятие всегда вызывает эмоциональный интерес у обучающихся, а вслед за ним порождаются логичные рассуждения, которые перерастают в определение целей урока, его задач самими учениками. Такая системная работа позволяет формировать навыки проектной деятельности. Очень важно учителю определить главное, существенное, так сказать, ключевую компетенцию урока, ассоциировать ее с определенным предметом, вещью, и тогда познавательный интерес будет направлен в нужное русло, приведет к ожидаемому результату.

На уроке истории в 8 классе при изучении реформы отмены крепостного права я использовала маленький упаковочный мешочек золотистого цвета и с первой минуты урока спросила ребят: «Как вы думаете, что я положила в этот мешочек и принесла сегодня на урок?» Ответы были разные, прозвучал и правильный - земля. «Почему я поместила ее в золотой мешочек?» - вопрос сразу же был обоснован учениками. Ключевое слово названо, ценность ее определена и можно приступать к решению проблемы: на каких условиях крестьяне получали землю.

Такое нестандартное начало урока проводится не только на средней ступени обучения, но и в старшей школе. В 10 классе на уроке обществознания по теме « В чем смысл жизни» впервые минуты урока ребята из пластилина лепили цветы. «Легко ли было изменить форму пластилина? Легко ли изменить взгляды человека, его мировоззрение?» Поставленная проблема вызвала интерес к дискуссии, которая постепенно переросла в активную проектную деятельность.

Применяя различные технологии и операции при изучении нового материала необходимо поддерживать познавательный интерес. На этом этапе урока активизация осуществляется через индивидуальные, коллективные и групповые формы работы. Этому моменту учитель всегда уделяет много внимания, специфика его зависит от сложности темы, от поставленных целей и задач, от уровня подготовки класса и опыта учителя. Стимулирование познавательной активности учащихся осуществляю через дидактические игры (сюжетные, ролевые) наглядность (И К Т), творческие работы, познавательные задачи, ребусы, индивидуализацию(учет не только способностей, но и интересов), дифференциацию (разноуровневые задания), использование игровых, личностно – ориентированных, развивающих, проблемных педагогических технологий.

Завершающий этап урока предполагает самооценочный характер работы ученика на уроке. В психологии это называется рефлексией – размышлением человека, направленным на анализ самого себя. Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Для осуществления компетентного подхода в обучении очень важно подводить ученика к самоанализу его деятельности на уроке. В зависимости от возраста и изучаемой темы рефлексия проводится разными способами. Можно предложить школьникам традиционно дать ответы на вопросы: что узнал нового на уроке, какие термины усвоил, что вызвало сложность усвоения, почему. Я предлагаю более сложный вариант рефлексии: составить график по оценочной шкале своих знаний. В 5 классе для самооценки даю незаконченные предложения следующего характера: на уроке я узнал, что…, я хотел бы узнать…, для этого мне нужно…, эти знания мне пригодятся …., мне не понятно….. Для оценки себя на уроке широко использую смайлики, ребята их рисуют в зависимости от своих ощущений. Применяю психологический метод отображать свою деятельность цветовой гаммой. Учителю предоставляется возможность увидеть уровень знаний и уровень интереса детей на уроке. Мониторинг результата позволяет учителю перспективно определять задачи обучения, выявлять пробелы в знаниях и возможности устранения их.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.

Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод:

1.Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности.

2. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучающихся.

3. Через мотивацию формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития.

4. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов, а это приоритетная задача, которая сегодня должна реализоваться в педагогической деятельности.

Библиографический список:

1.Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие/ Ростов н/Д: Феникс, 2007.

2.Р.С.Немов. Психология образования.// М. Владос 2001г.

3.Н.Г.Лусканова. Диагностика школьной дезадаптации.// ВНИК 1993г.

4.Н.В.Немова. Мотивация учебных достижений.// М.2001г.