Где расположены крупнейшие порты зарубежной европы. Портово-промышленные комплексы зарубежной европы

На протяжении многих сотен лет Европа считалась лидером по количеству больших и маленьких морских портов. И это неудивительно, ведь ее омывают воды Атлантического и Северно-Ледовитого океанов, а также 9 морей. В настоящее время насчитывается около 900 морских портов Зарубежной Европы.

Классификация морских портов

Основным показателем работы любого морского порта является его грузооборот. В Европе существует немало портов, у которых грузооборот составляет 1 млн. тонн в год и более. Но наибольшее значение имеют те, чьи данные превышают 50-60 млн. тонн в год. Их называют мировыми портами Зарубежной Европы, поскольку они играют большую роль в мировом хозяйстве.

Все морские порты можно условно разделить на два типа:

  • Универсальные - те, что принимают и обрабатывают самые разные грузы. Таких портов больше всего в экономически развитых странах, и в приморских странах Европы практически все порты – универсальные.
  • Специализированные - те, что созданы специально для погрузки какого-то конкретного товара в больших количествах. Как правило, такие порты строят в развивающихся странах, чтобы экспортировать на мировые рынки различное сырье и топливо. Специализированные порты есть и в Европе: из Швеции и Финляндии поставляется качественный лес и лесоматериалы в больших объемах.

Рис. 1. Самый крупный порт в Европе - Роттердам.

Страны Европы имеют многовековую историю, и их часто посещают туристы, желающие приобщиться к уникальной культуре. Для этих целей организовывают морские круизы, позволяющие не только посетить крупные города, но и насладиться живописными морскими пейзажами. Благодаря крупнейшим круизным портам Европы такие путешествия становятся очень удобными и приятными.

Крупные порты Зарубежной Европы

Безусловным лидером в числе европейских морских портов является нидерландская рыбная бухта Роттердам. Это главный морской порт Европы, который входит в десятку крупнейших мировых портов.

Роттердам построен на побережье Северного моря в Нидерландах, и свою славу одного из самых загруженных портов в мире заслужил еще в 1962 году. С тех пор он только наращивал мощь, и в настоящее время его грузооборот составляет около 421 млн. тонн в год.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

История этого порта уходит корнями в 14 век, когда он был только основан. Размеры его впечатляют: общая площадь порта составляет 105 кв. км, а в длину он занимает почти 40 км.

Рис. 2. Порт Роттердам.

Благодаря тому, что порт находится в устьях рек Маас и Рейн, его еще часто называют «воротами Европы», поскольку на его территории перерабатывают чуть меньше половины всех грузов, поступающих в эту часть региона. Роттердам обустроен специальными терминалами для приема самых различных грузов: горючих материалов, полезных ископаемых, зерна, контейнеров.

В списке крупных европейских портов есть еще два лидера:

  • Гамбург – обслуживает транзитные суда Чехии и Австрии.
  • Антверпен - обслуживает Бельгию, а также Германию, Люксембург и северные районы Франции.

Круизные порты Европы

Европейские круизные порты расположены на побережье Черного, Средиземного и Балтийского морей. По сути, такие порты являются ведущими мегаполисами, которые представляют большой интерес для туристов: Гамбург, Рим, Осло, Барселона, Лиссабон, Копенгаген, Амстердам.

Рис. 3. Круизный порт Амстердам.

Однако далеко не все европейские порты способны принять у себя габаритные мегалайнеры. Их список не так уж велик, и остается неизменным в течение многих лет. Другое дело - парусники и небольшие круизные суда: для них открыты практически все круизные порты Средиземноморья и Балтики.

Зарубежная Европа занимает видное место в мировом грузо– и пассажиро-обороте. Ее региональная транспортная система представляет собой сложное переплетение практически всех видов транспортных путей. К ее характерным чертам принято относить: сложность конфигурации, очень высокую густоту сети, большую долю смешанных перевозок, широкое развитие транзитного сообщения. До начала 1990-х гг., когда интеграционные процессы в западной и восточной частях Европы протекали в значительной мере изолированно друг от друга, развитие транспорта также привело к формированию двух почти самостоятельных концентров – западного (капиталистического) и восточного (социалистического), хотя, разумеется, связанных между собой. Но затем, когда возобладали идеи «европейского дома», стали получать развитие и объекты общеевропейской транспортной инфраструктуры. Именно такие объекты – автомобильные и железнодорожные магистрали, судоходные реки и каналы, трубопроводы, морские порты и международные аэропорты – составляют ныне костяк общеевропейской транспортной инфраструктуры, определяя ее конфигурацию. Именно к ним привлечено внимание не только отдельных стран, но и международных общеэкономических и транспортных организаций, в особенности в рамках ООН и Европейского союза. В результате в этой важной сфере хозяйства были разработаны и частично уже начали осуществляться многие крупномасштабные проекты. Интеграционные процессы оказали большое влияние на развитие железнодорожного транспорта Европы. До начала 1990-х гг. они сказывались преимущественно на Западной Европе, где на многих направлениях начали действовать международные железнодорожные экспрессы. С начала 1990-х гг. реконструкция железнодорожной сети идет по двум главным направлениям. Это, во-первых, уже охарактеризованное создание высокоскоростных магистралей на главных участках пассажирского движения. И это, во-вторых, объединение железных дорог Западной и Центрально-Восточной Европы. Можно добавить, что на обширной территории последнего субрегиона также исторически сложились довольно существенные различия между северной и южной группами стран. В Польше, Чехословакии и Венгрии железнодорожное строительство велось главным образом еще в XIX в., и для них характерна в целом большая густота сети железных дорог. В Балканских странах формирование такой сети началось позднее, и в результате густота ее оказалась меньшей. Западная Европа опережает Центрально-Восточную и по развитию автомобильного транспорта. В этом субрегионе при относительно небольших расстояниях и к тому же в условиях сначала ослабления, а затем и отмены в большинстве стран таможенных барьеров особенно выявились преимущества автомобильного транспорта, который по темпам роста опередил все остальные виды. Интеграционные процессы сказались и на системе внутренних водных путей Европы. Общая их протяженность составляет 100 тыс. км, в том числе судоходных рек – 85 тыс. и судоходных каналов – 15 тыс. км. Половина этих путей находится в пределах стран СНГ, другая половина – в пределах зарубежной Европы. Ее основными международными речными магистралями давно уже стали Рейн и Дунай. Отсюда со всей очевидностью вытекает целесообразность соединения двух этих рек между собой при помощи «связки» Рейн – Майн – Дунай.Новый, современный проект возник в Германии еще в 20-х гг. XX в. В качестве своего рода подготовительного этапа к такому строительству можно рассматривать работы по улучшению условий навигации на Рейне и в особенности на Майне. В результате к началу 90-х гг. XX в. на Майне было сооружено 34 гидроузла. Отныне обе главные речные магистрали зарубежной Европы – Рейн (грузооборот свыше 300 млн т в год) и Дунай (свыше 100млнт) – соединены между собой и образуют единый водный путь протяженностью 3,5 тыс. км от Роттердама до Сулины в устье Дуная. Однако при всем значении перечисленных проектов в последнее время особенно большое внимание привлекают проекты осуществления так называемых транспортных коридоров между Западом и Востоком Европы. Именно этим коридорам предстоит сыграть главную роль в процессах общеевропейской интеграции, в создании панъевропейской транспортной системы. (например, маршрут Хельсинки-таллин- Рига-Калининград-Гданьск+Рига- Каунас-Варшава). Обратим внимание также и на то, что Европа уже получила хорошую транспортную связь с Малой Азией благодаря двум современным автодорожным мостам через пролив Босфор, каждый из которых пропускает более 20 тыс. автомобилей в сутки. А в скором времени, возможно, она получит более удобную связь и с Африкой. Особенности географического положения и конфигурация территории зарубежной части Европы привели к тому, что на ее берегах возникли сотни больших, средних и малых портов. Морские порты зарубежной Европы давно уже стали средоточием таких функций морского хозяйства, как судоходство, судостроение, судоремонт, а также рыболовство. Наряду с этим в них развивалась и промышленность, но она не преобладала. Исторически в Западной Европе сформировались два главных морских и, соответственно, портовых фланга – северный и южный. К северному флангу относятся порты Балтийского, Северного морей, Ла-Манша, связи между которыми восходят еще ко времени Ганзейского союза. В большинстве своем они расположены в эстуариях и устьях рек и совмещают функции морских и речных портов, что обеспечивает хорошие связи. Например, свыше половины грузов, составляющих морской грузооборот Роттердама, транспортируется к нему по рекам и каналам. К южному флангу относятся порты Средиземноморья, также достигавшие большого расцвета еще в средние века. Для них расположение в устьях судоходных рек как раз совершенно не характерно. Марсель, Генуя, Барселона, Таранто, Триест, Пирей находятся на открытых участках берега или в небольших бухтах и располагают системой волноломов и других искусственных портовых сооружений. Их промышленные зоны имеют самую различную конфигурацию. Самый крупный портово-промышленный комплекс Средиземноморья и четвертый по грузообороту (95 млн т) во всей Европе сформировался на юге Франции, в районе Марселя. Зависимость всех стран Западной Европы от внешних экономических связей очень значительна. В экспорте всех стран (стоимость экспортируемой продукции достигает 2600 млрд. долларов США в год) преобладает готовая промышленная продукция. Основные статьи экспорта: - Австрия - машины, оборудование, лесоматериалы, бумага, графит, азотные удобрения, металлоизделия, пищевые продукты; - Бельгии - чугун, сталь, химические товары, продукция машиностроения, текстильные изделия, стекло, медикаменты, обработанные бриллианты (крупнейший центр торговли бриллиантами - Антверпен); - Великобритания - аэрокосмическое оборудование, химикаты, фармацевтические препараты, автомобили, научные и медицинские инструменты, оружие, капиталы и услуги (банковские, страховые операции, деловые, телекоммуникационные, научно-информационные и культурные услуги, аукционы, реклама);- Ирландия - важнейший экспортер мяса, масла, племенных лошадей, комплектующих для ЭВМ; - Нидерланды - промышленная продукция (электротехника), топливное сырье, продукция животноводства, овощи и цветы, обработанные бриллианты; - Франция - машины, оборудование, самолеты, химическая и фармацевтическая продукция, вина, сельскохозяйственная продукция; - ФРГ - капитал и услуги, оружие, автомобили, химическая продукция, текстиль, медикаменты, продовольствие и др. В импорте (стоимость импортируемой продукции составляет около 2420 млрд. долларов США ежегодно) важны промышленная и сельскохозяйственная сырье и полуфабрикаты, продовольствие (тропические культуры). Нидерланды, Швейцария и ФРГ - крупнейшие в Европе импортеры рабочей силы. Внешнеэкономические связи Украины со странами региона: значительные объемы украинских товаров поставляются в ФРГ, Великобританию, Францию, Нидерланды, Австрию, Швейцарию, а наибольшее количество импорта в Украину поступает из ФРГ, Франции, Великобритании, Австрии, Нидерландов, Бельгии.

Особенности географического положения и конфигурация территории зарубежной части Европы привели к тому, что на ее берегах возникли сотни больших, средних и малых портов. Они сыграли свою роль в ее истории и продолжают сохранять существенное значение в настоящем. В средние века такие порты формировались в основном в глубине речных эстуариев. В XIX–XX вв., по мере роста тоннажа судов и развития океанических торговых связей, стали быстрее расти те порты, которые располагались в приморской части эстуариев и на открытом побережье.

Морские порты зарубежной Европы давно уже стали средоточием таких функций морского хозяйства, как судоходство, судостроение, судоремонт, а также рыболовство. Наряду с этим в них развивалась и промышленность, но она не преобладала. Лишь в 1950-е гг. в регионе наметилась отчетливая тенденция к перемещению в приморские районы и центры промышленных производств, работающих на импортном сырье и ориентирующихся на экспорт своей продукции. Так возникла специфическая «портовая промышленность», которую представляли нефтепереработка и нефтехимия, черная и цветная металлургия, тепловая электроэнергетика. В дальнейшем, по мере развития контейнеризации и транспортирования генеральных грузов, в морских портах возникли перегрузочные пункты – терминалы, а в состав «портовой промышленности» вошли и предприятия некоторых отраслей, тесно связанных с новым этапом НТР. Все это привело к формированию портово-промышленных комплексов, в которых до 4/5 территории используется для промышленных и складских целей. Постепенно происходит все более четкое подразделение функций городского ядра и портовой части, которые вместе образуют, как иногда говорят, портовую агломерацию.

В работах С. Б. Шлихтера, С. С. Артоболевского, Б. Н. Зимина есть попытки классификации и типологии портово-промышленных комплексов. Среди них выделяются комплексы, перерабатывающие поступающее сырье и топливо, что называется, «у причала», и комплексы, распределяющие часть продукции по другим районам. В соответствии с размерами зоны тяготения (хинтерланда) выделяются сравнительно небольшие, локальные комплексы, например «алюминиевый берег» в Норвегии; комплексы, обслуживающие прилегающие районы, – например, Гавр – нижнюю Сену, Ливерпуль – Ланкашир; комплексы, которые служат морскими воротами для двух-трех-четырех стран, – например, Венеция – Триест для Италии, Хорватии, Словении и Австрии, наконец, особняком стоит крупнейший порт и портовый комплекс Европы – Роттердам, обслуживающий самый обширный хинтерланд, включающий в себя несколько стран.

Исторически в Западной Европе сформировались два главных морских и, соответственно, портовых фланга – северный и южный. К северному флангу относятся порты Балтийского, Северного морей, Ла-Манша, связи между которыми восходят еще ко времени Ганзейского союза. В большинстве своем они расположены в эстуариях и устьях рек и совмещают функции морских и речных портов, что обеспечивает хорошие связи с хинтерландом. Например, свыше половины грузов, составляющих морской грузооборот Роттердама, транспортируется к нему по рекам и каналам. С другой стороны, расположение на удалении от моря ограничивает доступ морских судов очень большого тоннажа. Например, Гамбург расположен в эстуарии Эльбы на расстоянии 110 км от Северного моря и доступен для судов дедвейтом до 65 тыс. т. Лондонский порт удален от моря на 80 км, Антверпенский – на 90 км. В таких случаях главные порты имеют еще аванпорты на побережье: Гамбург – Куксхафен, Амстердам – Эймейден и т. д. А промышленно-портовые зоны протягиваются вдоль рек.

Портово-промышленные комплексы северного фланга Западной Европы отличаются наибольшей, если так можно выразиться, скученностью. Портовая зона, протягивающаяся от французского Гавра до германского Гамбурга, вообще считается одной из крупнейших в мире. Именно в ее пределах находятся три европейских порта с грузооборотом, превышающим 100 млн т в год (см. табл. 150 в книге I), – Роттердам, Антверпен и Гамбург, а также Дюнкерк, Руан, Амстердам, Бремен, Вильгельмсхафен. На южных берегах Великобритании, Скандинавских стран и Финляндии этот набор портовых городов дополняют Саутгемптон, Лондон, Осло, Гётеборг, Стокгольм, Хельсинки. Большинство из них во второй половине XX в. превратилось из «точечных» портов в портово-промышленные комплексы.

Но главным среди них был и остается Роттердам, до недавнего времени бывший крупнейшим портом всего мира, но затем уступивший первенство Шанхаю и Сингапуру.

Город Роттердам возник еще в XIV в., когда р. Ротте, на которой он находится, была перегорожена дамбой с целью образования небольшой рыбацкой гавани. Начиная с XVI в. он участвовал в заморской торговле, особенно с Вест-Индской компанией, но все же оставался преимущественно речным портом, так как морские суда могли достигать его только обходными путями через лабиринт рукавов рейнской дельты. Сам порт в то время находился вблизи городского центра, на правом берегу Нового Мааса, и имел универсальный профиль.

Новый этап его развития начался в конце XIX в., когда Роттердам получил прямую и удобную связь с морем благодаря сооружению Нового водного пути (Ньиве Ватервег) протяженностью 32 км без единой дамбы или шлюза (рис. 43). С этого времени Роттердам стал главными морскими воротами быстро развивающегося Рурского бассейна, а его растущий порт переместился на левый берег Нового Мааса (Ньиве Маас). Здесь и в наши дни находится гавань Ваал для навалочных грузов – один из самых больших искусственных бассейнов в мире. В межвоенные годы здесь же возникли судостроительные и судоремонтные верфи. В пригороде Пернис концерн «Ройал Датч-шелл» построил крупнейший в Европе нефтеперерабатывающий завод. Следовательно, уже в то время Роттердам начал превращаться в портово-промышленный комплекс. Грузооборот его в 1938 г. составил 42 млн т.

Но завершилось формирование такого комплекса уже в послевоенное время. Сначала городские власти построили на дельтовом острове Розенбург новый порт Ботлек, рассчитанный в первую очередь на прием судов-рудовозов грузоподъемностью до 65 тыс. т. Затем на том же острове был создан еще более крупный нефтяной порт, принимающий супертанкеры дедвейтом до 250 тыс. т. Для этого был прорыт специальный канал глубиной 25 м и длиной 12 км.

Рис. 43. Портово-промышленный комплекс Роттердам в Нидерландах

Вся эта часть порта, обслуживающая многие страны, получила наименование Европорта. Наконец, на осушенных прибрежных отмелях у самого моря был создан крупнейший в Западной Европе контейнерный терминал Маасвлакте. Здесь сооружены причалы для еще более крупных супертанкеров и рудовозов. На правом берегу Ньиве Ватервега находится Хукван-Холланд – пассажирский порт Роттердама.

В целом Роттердам прежде всего – транзитный порт, но с очень развитыми промышленными функциями. Его грузооборот, хотя он и подвержен значительным колебаниям в зависимости от конъюнктуры мирового рынка, обычно находится в интервале 300–400 млн т. В Роттердамском портовом комплексе около 50 бассейнов, где могут одновременно обрабатываться 375 судов. Судооборот Роттердама – 30 тыс. морских и 250 тыс. речных судов в год. Еще сравнительно недавно в него заходили суда 300 регулярных линий. После ввода в эксплуатацию водного пути Рейн – Майн – Дунай эти впечатляющие показатели могут еще более возрасти.

К южному флангу относятся порты Средиземноморья, также достигавшие большого расцвета еще в средние века. Для них расположение в устьях судоходных рек как раз совершенно не характерно. Марсель, Генуя, Барселона, Таранто, Триест, Пирей находятся на открытых участках берега или в небольших бухтах и располагают системой волноломов и других искусственных портовых сооружений. Их промышленные зоны имеют самую различную конфигурацию.

Самый крупный портово-промышленный комплекс Средиземноморья и четвертый по грузообороту (95 млн т) во всей Европе сформировался на юге Франции, в районе Марселя.

Старый порт Марселя сложился еще в древности на берегу небольшой естественной бухты, расположенной рядом с центром города. Уже в XIX–XX вв. были сооружены причалы и бассейны так называемого Нового порта, протянувшиеся вдоль берега в границах городской застройки. Они были созданы как искусственные сооружения и отгорожены от моря длинным волноломом. Однако из-за рельефа берега, да и морского дна возможностей для дальнейшего расширения здесь не оказалось.

Рис. 44. Портово-промышленный комплекс Марсель – Фос во Франции

Формирование портово-промышленного комплекса Марселя, получившего наименование Марсель – Фос, началось в 1960-е гг. Сначала была освоена соленая лагуна Бер, расположенная между городом и находящимся в 50 км к западу от него устьем Роны (рис. 44). На берегах этой лагуны был создан крупнейший в стране комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств, работающий на нефти, получаемой из развивающихся стран. Одновременно на судоходном канале, соединяющем лагуну с морем, были сооружены два морских порта. Это нефтяной порт Лавера, где разгружаются танкеры дедвейтом до 250 тыс. т и где берет начало крупнейший из западноевропейских нефтепроводов Лавера – Карлсруэ (ФРГ). Это также рудный порт Порт-де-Бук, который получает бразильскую, австралийскую, мавританскую руду и коксующийся уголь из США и Австралии. На их базе неподалеку сооружен металлургический завод. Здесь же находится терминал, получающий сжиженный газ из Алжира. Так в районе залива Фос и лагуны Бер возникла крупнейшая промышленная зона, теснейшим образом связанная с портовыми функциями Марселя и его окружения.

В 1990-х гг. портово-промышленный комплекс Марсель– Фос подвергли некоторой перепланировке и перепрофилированию. Ныне порт Марселя все больше специализируется на выполнении курортно-пассажирских функций, обеспечении каботажно-круизных маршрутов. А Фос, напротив, превращается в еще более крупный международный торговой порт с новыми причалами для обработки контейнеров, наливных грузов и сухогрузов. Здесь концентрируются главные промышленные функции всего комплекса.

В приморских районах стран Центрально-Восточной Европы после Второй мировой войны также возникли несколько довольно крупных портово-промышленных комплексов, сочетающих интенсивную транспортную деятельность с судостроением, судоремонтом, нефтепереработкой, нефтехимией, производством минеральных удобрений, текстильной и пищевкусовой промышленностью и работающих на импортном сырье. Э. Б. Валев выделяет в пределах Центрально-Восточной Европы следующие портово-промышленные комплексы: Гдыня-Гданьский и Щецинский (Польша), Констанца-Нэводарский (Румыния), Бургасский и Варна-Девненский (Болгария), Риека-Бакарский и Сплитский (Хорватия).

Все они обладают многими общими чертами, но имеют и ряд различий. Так, Гданьск и Щецин – типичные устьевые порты, тогда как все остальные расположены в небольших заливах или на открытом морском берегу. В комплексе Варна – Девня развивается основная химия на базе Девненских месторождений каменной соли, а в Бургасе – нефтехимия на базе импортной нефти. Судостроение есть во всех портово-промышленных комплексах, но сильно различается по своему профилю. Добавим, что рекреационные функции в этих комплексах развиты даже сильнее, чем в большинстве подобных комплексов Западной Европы, и отчасти поэтому экологические проблемы приобрели в них особую актуальность.

На XXVIII Международном географическом конгрессе в Гааге (1994), посвященном в значительной мере географии океана, много внимания было уделено морским портам и портово-промышленным комплексам Европы. При этом отмечалось, что такие комплексы продолжают расти, требуя все больших капиталовложений. Но одновременно возрастает и конкуренция между ними, обостряются экологические проблемы.

⇐ Предыдущая18192021222324252627Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 474 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Группы стран 1980 г. 1996 г.
млн т дедвейт % к итогу млн т дедвейт % к итогу
Развитые страны 350,1 51,3 203,0 26,8
Страны «открытой регистрации» 212,6 31,1 339,5 44,8
Центрально-Восточная Европа и бывший СССР/СНГ 37,8 5,5 29,0 3,8
Соцстраны Азии 10,9 1,6 27,1 3,6
Развивающиеся страны 68,4 10,0 147,4 19,5
Остальные страны 3,0 0,5 12,1 1,5
Итого 682,8 100,0 758,1 100,0

Во-вторых, увеличение доли развивающихся стран связано с ускоренным развитием экономики таких крупных стран, как Индия, Бразилия, Филиппины, Индонезия, Малайзия и других, «врастанием» их в международное разделение труда, что стимулирует развитие морских перевозок.

В результате отмеченных тенденций положение стран в группе первой десятки лидеров сохранили в 1990-х гг. только четыре страны (Япония, США, Норвегия, Греция), а лидерами стали страны «открытой регистрации» – Либерия и Панама (табл. 18). Однако отмеченное распределение фактически скрывает принадлежность судов судоходным компаниям и судовладельцам развитых стран – США, Японии, Греции, Великобритании, ФРГ. Например, фактическая грузоподъемность морского флота США достигает почти 50 млн т дедвейт, Японии – 80 млн т, Великобритании – 21 млн т, тогда как под флагами этих стран зарегистрирован флот грузоподъемностью в 1,5–2,5 раза меньше (табл.

Главный морской порт зарубежной Европы: А) Лондон Б) Гамбург В) Роттердам Г) Вена

К моменту распада СССР общий дедвейт морского торгового флота составлял более 20 млн т, из которого при разделе России отошло 11,2 млн т дедвейт (56 %), что позволяет ей входить в группу стран-лидеров.

В последующем флот России несколько уменьшился из-за вывода из эксплуатации устаревших судов, а также их перевода под флаги стран «открытой регистрации».

Морской торговый флот России и стран СНГ нуждается в значительной модернизации и мерах государственной поддержки (льготное налогообложение, целевые дотации судостроению, резервирование грузов для перевозки только отечественным тоннажем и др.).

Таблица 18

Страны-лидеры по тоннажу морского флота в 1938 г. (А) и 1990-х г.

Страны (А) Общая грузовместимость, млн бр.-рег. т Страны (В) Общая грузовместимость, млн бр.-рег.
Великобритания 7,7 Либерия 54,7
США 11,4 Панама 39,3
Япония 5,0 Япония 27,1
Норвегия 4,6 Норвегия 23,4
Германия 4,2 США 21,3
Италия 3,3 Греция 20,5
Франция 2,9 КИПР 18,3
Голландия 2,9 Россия 14,9
Греция 1,9 Китай 13,9
Швеция 1,6 Багамские о-ва 13,6
СССР 1,3 Филиппины 8,5
Канада 1,2 Италия 8,0

Таблица 19

Страны, располагавшие крупным морским флотом в середине 1990-х г.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |

Самый большой порт Тихого океана название и расположение

Шанхай, Сингапур, Сидней и Ванкувер

Достаточно сложно определить, какой порт сегодня самый большой порт Тихого океана.

Проблема заключается в существовании нескольких критериев, по которым можно проводить оценку.

Тем не менее, крупнейшими из существующих можно назвать такие порты Тихого океана, как Шанхай, Сингапур, Сидней и Ванкувер. Например, Шанхай, начиная с 2010-го года, считается крупнейшим в мире портом по грузообороту. Расположен порт недалеко от одноименного мегаполиса и занимает выгодное положение, так как имеет открытый выход к морю.

Благодаря порту Китай осуществляет связь с 200 странами. Около 99% оборота всей внешней торговли страны осуществляется именно через эти ворота.

Работает порт круглосуточно, невзирая на праздники и выходные. Через Шанхай транспортируют нефть, уголь, металлическую руду, строительные материалы.

Еще один большой порт Тихого океана – Сингапур.

С 1997-го года порт считается крупнейшим в мире по величине тоннажа судов. Ранее этот порт был крупнейшим и по грузообороту, пока не уступил 1-е место Шанхаю. Ежедневно Сингапур способен принять 150 судов и обслуживает до 250-ти линий. Причальный фронт ВМБ протянулся более чем на 3 километра. Суммарная величина морских перевозок порта составляет 112 млн тонн.

Сидней против Ванкувера

Сидней уступает своим конкурентам в грузообороте, его пропускная способность составляет примерно 1,8 млн тонн.

Однако данный порт обладает причальным фронтом длиной около 0,6 км. 100 причалов с глубиной 3,5 метров способны принять судна класса авианосца. Сегодня через Сидней перевозят шерсть, уголь, молочные продукты, зерна, фрукты, шкуры, какао, нефть, промышленное оборудование.

Ванкувер – крупнейший порт Канады, расположенный в северо-восточной части пролива Джорджия.

Гавань прекрасно защищена от ветра и не замерзает в зимние время. Общая длина причалов Ванкувера составляет порядка 16-ти километров. Суммарный оборот грузоперевозок равняется 45 млн тонн. Через Ванкувер проходят лес, зерно, цветные металлы, бумага, рыба, фанера, целлюлоза.

Российские порты

Так как Россия также имеет выход в Тихий океан, не удивительно, что существуют и российские довольно крупные порты.

Одним из них является Владивосток, расположенный на юге полуострова Муравьев-Амурский. Преимущества порта заключается в том, что он вполне доступен для любого существующего сегодня класса судов. Правда в период с ноября по март судоходство в данной области осуществляется при помощи ледоколов. Ежегодно через порт проходит до 7-ми млн тонн грузов.

По территории порта проходят железнодорожные линии, общей протяженностью 21 километр.

Контрольные тесты по географии, 10-11 классы

Протяженность причалов составляет 3,1 километра. Специализация порта – каботажные перевозки в порты России, расположенные на Тихом океане и на востоке Арктики.

Находка – морской порт России, имеющий федеральное значение. Расположен в северо-западной части побережья Японского моря. В его составе – нефтяные и универсальные морские терминалы.

Грузооборот порта доходит до 15-ти млн тонн. В основном через Находку перевозят нефть, металл, уголь, рефгрузы, контейнеры.

Конечно, Владивосток и Находка не конкуренты иностранным портам, расположенным на Тихом океане, таким как Шанхай, Ванкувер или Сингапур. Однако это одни из наиболее крупных портов России.

  • Тубаран (Санта-Катарина)
  • Тубаран (порт. Tubarão) - муниципалитет в Бразилии, входит в штат Санта-Катарина. Составная часть мезорегиона Юг штата Санта-Катарина.

  • Тубаран (микрорегион)
  • Тубаран (порт. Microrregião de Tubarão) - микрорегион в Бразилии, входит в штат Санта-Катарина.

    главный морской порт зарубежной европы

    Составная часть мезорегиона Юг штата Санта-Катарина.

  • Тубаран (агломерация)
  • Тубаран (порт. Região Metropolitana de Tubarão) - крупная городская агломерация в Бразилии. Центр - город Тубаран в штате Санта-Катарина.

  • Табара
  • Тáбара (исп. Tábara) - город и муниципалитет в Испании, входит в провинцию Самора в составе автономного сообщества Кастилия и Леон.

  • Тубаран (месторождение)
  • Тубаран (порт.

    Tubãrao - акула) - газовое месторождение в Мозамбике. Расположено на Мозамбикском проливе.

  • Табарани Сулейман
  • Тобар, Армандо
  • Армандо Сегундо Тобар Варгас (исп. Armando Segundo Tobar Vargas; 7 июня 1938, Винья-дель-Мар - 18 ноября 2016, там же) - чилийский футболист, игравший на позиции крайнего нападающего, двукратный чемпион Чили, бронзовый призёр чемпионата мира 1962 года.

  • Тюбкараганский район
  • Тюб-Караган
  • Тюб-Караган (каз.

    Түпқараған) - мыс на полуострове Мангышлак на восточном берегу Каспийского моря. Через мыс в древности шло сообщение «из Хивы в Русы»: от мыса к Хиве шло сухопутное сообщение на верблюдах, а от мыса к устью Волги морское.

  • Тубаран
  • Тубаран (порт. Tubãrao - акула).

    Морские порты Атлантического океана … Пожалуйста, помогите

    Ответ:

    Основные порты: Роттердам (Нидерланды), Нью-Йорк, Хьюстон (США), Марсель (Франция), Гамбург (Германия), Генуя (Италия), Лондон (Великобритания), Буэнос-Айрес (Аргентина) Петербург (Росия), Ильичевск (Украина).

    Более старые данные: в Атлантическом бассейне большинство крупнейших портов мира (в скобках — годовой оборот,

    Самый большой порт в Европе

    т за 1966-68 гг.): на западе. Европа — Роттердам (157), Марсель (80), Антверпен (72), Лондон (61), Ливерпуль (47), Генуя (51), Гавр (43), Гамбург (38), Augusta (35) Саутгемптон (30) Вильгельмсхафен, Триест, Дюнкерк, Бремен, Венеция, Гётеборг (20-25 лет), Амстердам, Неаполь (18), Нант — Сен-Назер, Копенгаген (12); на севере.

    Америка — Нью-Йорк (95), Хьюстон (52), Филадельфия (50), Балтимор (45), Норфолк — Ньюпорт (42), Монреаль, Бостон (25), Новый Орлеан (17); на юг.

    Америка — Маракайбо, Рио-де-Жанейро, Сантос, Буэнос-Айрес; в Африке — Дакар, Абиджан, Кейптаун. Новые порты для доставки супертанкеров, которые привозят нефть из Персидского залива вокруг Африки, были построены в заливе Бантри (на юге

    Z. Ireland), в районах Роттердама, Бреста, Марселя. Среди крупнейших портов СССР в бассейне находятся Атлантический океан — Ленинград, Рига, Одесса — Ильичевск, Новороссийск.

    океаны

    1) В соответствии с планом описания географического местоположения океана в заявке учебник описывает Тихий океан.

    • Ответ: 1) Расположен между Евразией, Антарктидой, Австралией, Южной и Северной Америкой. 2) Границы в индийском и арктическом океанах. 3) Экватор сокращен вдвое.

    2) Тихий океан оказывает наибольшее влияние на природу континента?

    • Ответ: О природе Австралии. Важное влияние океанских течений.

    3) В чем причина различий между природными водными комплексами в северной части Индийского океана?

    • Ответ: Свойства водных объектов отличаются от муссонной циркуляции и воздействия Земли.

    4) Почему потоки в северном Индийском океане меняют направление в сезоны?

    5) Атлантический океан — самый изученный океан планеты.

    Европа Западная

    С помощью текста и рисунков учебников мы систематизируем наши знания об этапах вашего исследования.

    6) Почему средняя соленость вод в Атлантическом океане выше средней солености вод Мирового океана?

    • Ответ: В Атлантическом океане соленость более ровная.

    7) Объясните относительную бедность видового состава Органического океана Атлантического океана по сравнению с Тихоокеанским регионом.

    • Ответ: Увеличение солености, отсутствие коралловых рифов.

    8) Каковы причины большого загрязнения воды в Атлантическом океане?

    • Ответ: Добыча полезных ископаемых.

    9) Какие территории являются частью Арктики?

    • Ответ: Окрестности Евразии и Северной Америки, Северного Ледовитого океана и островов.

    10) С какими именами исследователей Северного Ледовитого океана вы знакомы?

    • Ответ: Г.

      Седов, Ф. Нансен, О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин.

    11) Каковы наиболее типичные характеристики природы Северного Ледовитого океана?

    • Ответ: 1) Полярная позиция. 2) арктические воздушные массы. 3) лед.

      4) Северный Ледовитый океан нагревает северное полушарие.

    12) Какой континент приносит больше воды в Северный Ледовитый океан? Почему?

    • Ответ: Евразия (из-за крупнейших рек).

    13) В каком направлении движется лед в Северном Ледовитом океане?

    Кто это доказывает?

    • Ответ: В направлении потоков (Ф. Нансен).

    14) Объясните утверждение: «Северный Ледовитый океан, странный, не остывает, но сильно согревает большие пространства государства Северного полушария».

    • Ответ: Зарезервируйте тепло в водах Северного Ледовитого океана из-за возобновления теплой Атлантики (горячие течения).

    15) Какие части Северного Ледовитого океана богаты экологической жизнью?

    • Ответ: Где воздействие на горячую воду.

    16) Какая экономическая активность делает человек в Северном Ледовитом океане?

    • Ответ: Рыболовство, добыча полезных ископаемых.

    17) Что будет с природой Северного Ледовитого океана, если поток воды из Атлантики и поток речных вод будут сокращены?

    • Ответ: Соленость увеличится, море будет заморожено.

    18) Заполните пробелы.

    • Ответ: В частности, глубоководные канавы в Тихом океане.

      Они расположены в кольцах, так как здесь происходит пересечение литосферных плит. Эта область называется «огненным кольцом».

    19) Определите большинство портов в океанах:

    a) Тихо

    • Ответ: Владивосток, Сидней, Сингапур.

    б) Индийский

    • Ответ: Дубай, Мумбаи, Карачи.

    в) Атлантический

    • Ответ: Нью-Йорк, Марсель, Гамбург.

    20) показаны виды экономической деятельности населения на шельфе океанов на карте с условными знаками.


    Перейти к индексу

    Я полистал список крупнейших портов по сведениям Американской ассоциации портовых властей и выяснил, что к категории мировых портов относятся следующие порты Зарубежной Европы из представленного перечня: Роттердам (Нидерланды), Гамбург (Германия), Марсель (Франция), Констанца (Румыния), Лондон (Великобритания), Барселона (Испания), Гданьск (Польша).

    Порт Роттердама

    Данный порт не только в Европе примечателен своими размерами и объёмами перевозок, но и во всём мире. Он справедливо восседает на 6-м месте вышеупомянутого списка самых-самых, уступив китайским и сингапурскому портам. Не стану нагонять скуку, перечисляя в цифрах доказательства, что порт действительно заслужил звание мирового, но укажу, что порт занимает территорию площадью 105 км²! Да это же половина Рязани! В свой комплекс порт включает Европорт, гавани Ньив-Матенессе, Ботлек, Делфсхавен, Ваалхавен, Эмхавен, объединяет Маасхавен, Рейнхавен и Фейеноор.


    Порт Лондона

    Занимая 92-е место в рейтинге мировых портов, английский порт примечателен историей, поскольку существует с I века. Порт подстраивался под сменяющие друг друга условия, развиваясь и расширяясь. И пусть в родной Великобритании порт Лондона не самый крупный, но он остаётся главным. Через него проходит порядка 50% всего объёма импорта государства и приблизительно 25% экспорта.


    Порт Констанца

    Если честно, я не слышал про этот порт до этого дня, а, между прочим, он занимает в Европе 4-е место. Да и в списке мировых портов он восседает на позиции выше и порта Лондона, и Барселоны, и Гданьска. Порт Констанца технически развит - есть специализированные терминалы для:

    • угля;
    • руды;
    • химических продуктов;
    • нефти и нефтепродуктов;
    • цемента и, в целом, стройматериалов;
    • химических удобрений;
    • зерновых;
    • масла;
    • замороженных продуктов;
    • мелассы.

    Занимает порт 3600 га, где сосредоточено 133 причала.


    Порт Барселона

    Порт не из молоденьких - возраст порядка 2000 лет. Площадь он занимает достаточно скромную (7,86 км²), но это не препятствует осуществлению большого количества грузовых и пассажирских перевозок на побережье Средиземного моря.


    Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 4/5 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.). Но в последнее время увеличивается доля контейнерных перевозок так называемых генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов).

    Нарду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж - это плавание судов между портами разных (например, - Новороссийск, Новороссийск - Архангельск); малый каботаж - перевозки между портами одного моря (Новороссийск - Туапсе).

    По грузообороту (29 трлн т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте. Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях менее эффективны.

    Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство: флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

    Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов, общим тоннажем более 550 млн брутто-регистровых тонн (бр-рег т) Из общего состава мирового торгового флота 1/3 судов зарегистрировано под флагами промышленно развитых стран, 1/3 – также принадлежит судоходным компаниям развитых стран, но плавает под «удобными» (дешевыми) флагами развивающихся стран, менее 1/5 – доля развивающихся стран, остальное приходится на долю стран с переходной экономикой. Самые большие флоты имеют Панама (112 млн бр-рег т), Либерия (50), Багамские острова (30), (27), (26), Кипр (23), (22), (22), Япония (17), КНР (15). Однако мировое лидерство , и весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью и западноевропейских стран (в том числе , ФРГ), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.

    Примерно 40% всего флота мира — танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов.
    Общее количество морских портов на Земле превышает 2,2 тыс, но так называемых мировых портов, т.е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 100 млн.т грузов 17 (см таблицу). Морских портов с грузооборотом 50-100 млн т – 20; портов с грузооборотом 20-50 млн. т в мире около пятидесяти.

    Крупнейшие морские порты мира

    Порт

    Страна

    Грузооборот (млн.т)

    Сингапур

    Сингапур

    325

    Роттердам

    320

    Новый Орлеан

    США

    225

    Шанхай

    Китай

    185

    Сянган

    Китай

    175

    Тиба

    Япония

    170

    Хьюстон

    США

    160

    Нагоя

    Япония

    155

    Ульсан

    Р.Корея

    150

    Антверпен

    130

    Лонг Бич

    США

    125

    Инчхон

    Р.Корея

    120

    Пусан

    Р.Корея

    115

    Иокогама

    Япония

    115

    Гаосюн

    115

    Лос-Анджелес

    США

    115

    Гуанчжоу

    Китай

    100

    Анализ перечня крупнейших портов мира показывает, что значительная часть из них (11 из 17 крупнейших) расположена в Азии. Это говорит о возрастающей роли Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом хозяйстве.
    Все основные морские порты подразделяются на два типа: универсальные и специализированные. Большая часть портов мира универсального типа. Но наряду с универсальными есть порты, специализированные по вывозу нефти (например, Рас-Таннура, Мина-Эль-Ахмади, Харк, Тампико, Валдиз), руды и угля (Тубаран, Ричардс-Бей, Дулут, Пор-Картье, Порт-Хедлен), зерна, лесоматериалов и других грузов. Специализированные порты распространены в основном в развивающихся странах. Они ориентированы на погрузку товара, являющегося предметом экспорта данной страны.

    В структуре мировых морских перевозок в последние десятилетия происходили изменения: до начала энергетического кризиса главной чертой этих изменений было увеличение доли наливных грузов (нефть, нефтепродукты и газ). В связи с кризисом доля их стала снижаться, тогда как доля сухогрузов и генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов) возрастает. Хотя необходимо отметить, что в целом объемы морских перевозок, в том числе и нефтепродуктов, растут.

    Основные направления морских перевозок:

    Среди океанических бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан (1/2 всех морских перевозок), по побережью которого расположены крупнейшие морские порты зарубежной Европы и Америки (2/3 всех портов). В сформировались несколько направлений морского судоходства:

    1. Североатлантическое (крупнейшее в мире), связывающее Европу с Северной Америкой.
    2. Южноатлантическое связывающее Европу с Южной Америкой.
    3. Западноатлантическое, связывающее Европу с Африкой.

    Второе место по объему морских перевозок занимает . Он пока сильно отстает от Атлантического, но имеет самые высокие темпы роста грузооборота. Потенциал этого океана очень большой. К его берегам выходит 30 государств с населением 2,5 млрд человек, многие из которых (Япония и страны НИС) имеют высокие темпы экономического развития. На берегах Тихого океана расположено много крупных портов Японии, стран Ю-В Азии Австралии, США и . Крупнейший грузопоток здесь наблюдается между США и Японией.

    Третье место по объему морских перевозок занимает Индийский океан, к берегам которого выходит 30 государств с населением 1 млрд человек. Наиболее мощные грузопотоки здесь приходятся на район Персидского залива.
    На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские проливы ( (через него проходит больше всего судов – 800 в сутки), Гибралтарский (200 судов в сутки), Ормузский (100), Малаккский (80), Босфор (40), Баб-эль-Мандебский, Дарданеллы, Скагеррак, Полкский, Берингов, Мозамбикский, и др.), а также морские судоходные каналы (Суэцкий, Панамский, Кильский).

    Основные направления мировых грузоперевозок:

    Нефть и нефтепродукты:

    • из стран Ближнего Востока в , США и ;
    • из района Карибского моря в США и Западную Европу.
    • из Австралии, ЮАР, США в Западную Европу и Японию.

    Железная руда:

    • из в Японию;
    • из Австралии в Западную Европу и Японию.

    Зерновые культуры:

    • из США, Канады, Австралии и в развивающиеся страны Африки и Латинской Америки.