План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Игра-викторина «Знатоки птиц». (для детей старшего дошкольного возраста)

Методическая разработка игры - викторины предназначена для воспитателей детского сада. Данный материал окажет эмоциональное воздействие на детей, формируя гуманное отношение к природе. Игра - викторина поможет организовать досуг дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра – викторина для дошкольников «Знатоки птиц»

Цель: обобщение знаний о птицах.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о птицах.
  2. Формировать умение работать в коллективе.
  3. Воспитывать доброе, бережное отношение к птицам.

Сценка.

Роли исполняют заранее подготовленные дети.

На сцене появляются сорока и Ворона.

Сорока: Куда летишь, ворона?

Ворона: Хочу гнездо на новом месте обустроить.

Сорока: Тебе же хорошо было на старой сосне.

Ворона: Да я там нагрязнила.

Сорока: Ну ты и на новом месте не уживёшься!

Сорока и Ворона уходят. На сцене появляются Дятел и Зяблик.

Дятел: Здравствуй, Зяблик старый!

Зяблик: Здравствуй, Дятел молодой!

Дятел: А ты как узнал, что я молодой?

Зяблик: Так у тебя ж это на лбу написано! Пятно у тебя красное на лбу – у старых такого не бывает. А вот ты как узнал, что я старый?

Дятел: По носу! Нос у тебя голубой, а у молодых зябликов – коричневый!

Герои сценки уходят за кулисы.

Воспитатель: Ну что, ребята, догадались, о ком мы сегодня будем говорить? (ответы детей.) Да, говорить мы будем о птицах. Издавна люди отмечали Праздник птиц. Как зима не противится, не пытается задержаться у нас, всё равно отступает, уходит. Приходит весна, а с ней – яркое тёплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, на родину, пернатые непоседы – перелётные птицы. Они в хорошую погоду за один день пролетают по сто километров – так домой спешат. В пути нередко настигает их метель, и многие из них гибнут. Долетают самые сильные. Прилетят домой, рассядутся на деревьях – отдыхают. (Звучит запись голосов птиц.)

Сегодня, ребята, мы поиграем в КВН. КВН-соревнование в остроумии и знании. Нужно знания иметь прочные, быть весёлыми и находчивыми.

Команды сформированы заранее.

Итак, у нас две команды «Синички» и «Снегири», в каждой команде свой капитан.

Внимательно слушайте правила игры: каждой команде будут даваться задания и вопросы, если команда не знает ответа, то может ответить другая команда и заработать себе фишки. Ваши правильные ответы будет засчитывать жюри.

Первый конкурс «Загадочный».

Каждой команде будут загадываться загадки.

1. Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока

А зовут её ……..

2. Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой

Всё равно он будет мой.

3. Спинкою зеленовата

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

4. Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю

Чик-чирик, не робей,

Я бывалый …

5. Окраска сероватая

Повадка вороватая

Крикунья хрипловатая,

Известная персона

Это ж я …

6. Ну а я, не зная сна

Ловлю мышей до поздна

Даже шорох лёгкий слышу

Не уйти, пожалуй, мышке.

Второй конкурс «Вопрос-ответ».

1.Назовите нелетающую птицу, живущую в Антарктиде.

2.Назовите птицу, славящуюся своим необычайно красивым хвостом.

3.Назовите птицу, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком.

4.Назовите птицу, которая может повернуть голову назад так, будто она укреплена на вращающейся оси.

5.Назовите самую большую из всех птиц, на которой даже можно ездить верхом.

6.Назовите маленькую из всех птиц, размеры которой не больше шмеля.

7.Назовите птицу, которая не растит своих птенцов, а подкидывает яйца в чужие гнёзда.

8.Назовите птицу, которая лучше всех других пернатых способна обучаться произносить человеческие голоса.

Третий конкурс «Пословицы и поговорки».

Каждая команда называет пословицы и поговорки по очереди.

Например:

1.Одна ласточка весны не делает.

2.Грач на горе, весна во дворе.

3.Всяк кулик болото знает.

4.Всякая птичка свои песенки поёт.

5.Ласточка день начинает, а соловей кончает.

6.Синичка невеличка, а птичка.

7.Болтлива, как сорока.

8.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Четвёртый конкурс «Конкурс капитанов».

Капитаны получают картинки с птицами, самостоятельно отбирают, выполняют задания:

Задание капитану «Синичек» - отобрать картинки с оседлыми птицами.

Задание капитану «Снегирей» - отобрать картинки с перелётными птицами.

А пока капитаны выполняют задания, я расскажу интересную информацию об одной птице…Забавные у птиц встречаются имена. Многие птицы сами себя назвали,т.е. получили своё название за голос, песню или крик. Например, кукушка. Эту птицу слышали все. А за что она могла получить такое название? Конечно своим криком ку-ку, сама и подсказала людям своё имя. Во многих странах название птицы звучит очень похоже на русское; в Чехии-кукачка, у болгар-куквица, у немцев-кукук, у испанцев-куко. Все эти народы обратили внимание на один и тот признак-крик птицы.

Игра «Птичий язык».

- А теперь поиграем!

Воробей - чирикает,

Кукушка -…

Сорока - …

Ворона - …

Голубь - …

Курица - …

Утка - …

Соловей - …

Итак, наши капитаны готовы, проверим их - правильно ли выполнили задание.

Пятый конкурс «Птицы в сказках».

1. Какая птица снесла бабе с дедом золотое яичко?

2. Какая птица в русских народных сказках горячей огня?

3. В одной из сказок Г.Х.Андерсена злая королева превращает осиротевших принцев, братьев Эльзы в птиц.

4. Какая птица помогла Дюймовочке спастись от крота?

5. С какой птицей дружил Винни Пух?

6. В какую птицу превратился гадкий утёнок?

7. Какие птицы рассказали девочке Герде, где найти Кая?

8. Какие птицы, согласно легенде, приносят в семью новорождённых?

Шестой конкурс «Поменяй букву».

Детям даются карточки со словами, выполняют задание - заменить в словах по одной букве, чтобы получились названия птиц.

Палка (Г) Корона (В)

Капля (Ц) Врач (Г)

Седьмой конкурс «Из чего строят птицы гнёзда?»

Дети перечисляют по очереди (земля, глина, мох, веточки, пух, перья, шерсть животных, сухие листья).

Восьмой конкурс «Охрана птиц».

Что же нужно делать каждому из нас, чтобы было в природе как можно больше птиц, чтобы они радовали нас своими красивыми песнями? (нельзя разорять гнёзда, нельзя трогать яйца, весной вывешивать скворечники, зимой подкармливать, делать кормушки)

Наш КВН подошёл к концу и сейчас подведём итоги.


Татьяна Григорьева

Цель : развивать экологическое мышление и творческое воображение, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей и взрослых .

Задачи : уточнить и расширить знания детей о птицах Ростовской области ; формирование умений и навыков наблюдения за птицами .

Предварительная работа : Беседы о птицах , наблюдение за птицами , чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах , рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Оборудование к викторине :

разрезанные картинки снегиря и синицы, изображение кормушки и различных птиц , магнитная доска, карточки для игры «четвертый лишний» на каждого участника, фишки, медали.

Ход викторины:

Ведущая : Здравствуйте ребята! Вы знаете, какой сегодня праздник? Сегодня мы отмечаем День птиц !

В викторине участвуют две команды Пташки и Ласточки.

В игре несколько туров, в которых командам предлагается отвечать на вопросы, за каждый правильный ответ команде выдается жетон. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше.

Викторина :

Всё о птицах

На кормушке.

Птичьи загадки.

Узнай и назови.

Из какой мы сказки?

Третий лишний.

Собери по частицам.

1 задание : Всё о птицах

Вопросы :

1. Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи.)

2. Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец)

3. Руки птицы . (Крылья.)

4. Ноги утки. (Лапы.)

5. Лесной доктор. (Дятел.)

6. Какую птицу называют «лесным доктором» ? (дятел)

7. Какая птица не вьёт гнездо ? (кукушка)

8. В какое время птицы вьют гнезда ? (весна)

9. Для чего нужны всем птицам хвосты ? (управление в полете)

10. Какая птица не спит ночами ? (сова)

11. Какая птица любит воровать блестящие предметы? (сорока)

12. У какой птицы дом на скале ? (орел)

2 задание : «На кормушке»

Вед : Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру. На столе разложены картинки с изображением птиц , ваша задача поместить зимующих птиц на кормушку , а перелетных на дерево.

3 задание : «Птичьи загадки»

1. Кто в беретке ярко-красной,

в черной курточке атласной? На меня он не глядит,

все стучит, стучит, стучит.

(дятел)

2. Кто без нот и без свирели

Кто же это? (соловей)

3. И в лесу, заметьте дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих,

Мыши прячутся, дрожа!

Очень уж суровы филины и… (совы)

4. В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а всё же птица . (Воробей)

5. Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением (ворона)

6. Угадайте, что за птичка

Тёмненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два конца.

(ласточка)

7. Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

(Скворец)

8. Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

9. Зимой на ветвях яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это (снегири)

4 задание : «Узнай и назови»

В этом туре ребятам предоставляется возможность узнать птиц по фотографиям .

5 задание : «Из какой мы сказки?»

Птицы источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей, поэтов есть произведения, посвященные нашим пернатым друзьям. Сейчас мы посмотрим, как вы помните сказки.

1. С какими птицами летала лягушка - путешественница? (с дикими утками)

2. Какой птицей стал гадкий утенок , когда вырос? (лебедем)

3. Какую птицу спасла Дюймовочка ? (ласточку)

4. У кого лиса украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (у вороны)

5. Какая птица , когда стучались в дверь, спрашивала : «Кто там? Кто там?» (Галчонок)

6. Назови имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши» (Каркуша)

7. Какие птицы помогли Айболиту добраться до Африки? (орлы)

8. Какая птица разорвала мешок зайцу в сказке «Мешок с яблоками» (ворона)

ФИЗМИНУТКА : «Стая птиц летит на юг »

Стая птиц летит на юг ,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)

А внизу леса, поля –

Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями» )

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

6 задание : «Третий лишний»

Ведущий : «Перед вами лежат три карточки с изображением птиц , нужно догадаться и назвать лишнюю птицу из трех и объяснить , почему она лишняя»

7 задание : «Собери по частям»

Ведущий «Перед вами четыре части от одной картинки, собрав их в одну картину, вы увидите, какая птица изображена »

Подведение итогов : подсчет жетонов, раздача медалей.








Публикации по теме:

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Дятел - президент зимующих птиц». Описание: Данное занятие может быть использовано воспитателями и учителями для проведения занятий с дошкольниками и детьми школьного возраста.

КВН «Друзья птиц» для детей подготовительной группы Программное содержание: - Расширять представления детей о птицах, разнообразие мира птиц, их важные роли в природе и для человека. - Побуждать.

Открытая НОД детей подготовительной группы. Игра-викторина КВН «Хочу всё знать!» Открытая НОД детей подготовительной группы игра-викторина КВН «Хочу всё знать!». Подготовили и провели: педагог-психолог Кашаева К. В.

«Что нам осень подарила?» Викторина для детей логопедической подготовительной группы «Что нам осень подарила?» Викторина для детей логопедической подготовительной группы (Открытое мероприятие для родителей). Образовательные.

Цели и задачи:

Познакомить ребят с интересными фактами из жизни птиц, их многообразием;

Обобщить и расширить знания детей о птицах;

Прививать любовь к родному краю, его природе.

Помочь детям найти время для общения друг с другом;

Сделать жизнь детей яркой и интересной.

Оборудование: электронная презентация «Международный день птиц», жетоны (звёзды), медали, призы.

А уж ясно солнышко припекло, припекло

И повсюду золото разлило, разлило,

Ручейки на улице все журчат, все журчат,

Журавли курлыкают и летят, и летят...

Расцвели подснежники да в леске, да в леске.

Скоро всей земелюшке быть в венке, быть в венке.

Ой, солнышко-батюшка, угоди, угоди.

А землица-матушка, уроди, уроди.

Ребята! А какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Ведущая: Правильно, весна. И именно весной мы проводим викторину, посвящённую нашим друзьям… А вот каким отгадайте:

Они летать умеют,

Их пух и перья греют.

Правильно, сегодня мы поговорим о птицах, потому что именно 1 апреля отмечается Международный праздник птиц. Они дороги нам как часть природы нашей Родины. Богат и разнообразен животный мир Дальнего Востока. Здесь, у нас, гнездится до 100 видов (часто редчайших) птиц. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни и яркое оперение вселяют в нас радость. Без них природа мертва.

Какую ещё пользу приносят птицы?

(Они охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых и мышей, разносят семена.)

Многие птицы на юг улетают,

Многие – зиму у нас коротают.

Галка, ворона, снегирь, воробей.

Ну-ка, ребята, их вспомни скорей!

(Дети называют зимующих и перелётных птиц Дальнего Востока.)

Ведущая: Чем отличаются птицы от других животных?

Просмотр клипа-песни «Птички».

Ведущая: Прежде чем начать игру, в которой определится победитель – лучший знаток птиц, проведём отборочный тур, выберем участников игры. Я думаю, что здесь собрались сообразительные, любознательные ребята, которые быстро и правильно ответят на все мои вопросы.

Отборочный тур

Ведущая: Я буду загадывать загадки про птиц, а вы должны отгадать и назвать эту птицу.

В серой шубке перовой

И в морозы он – герой.

Скачет, на лету резвится, –

Не орел, – а все же птица!

(Воробей)

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженых яблоки клюют.

(Снегири)

Непоседа птица эта,

Одного с березой цвета.

Верещунья, белобока,

А зовут ее … (Сорока)

Шипит, гогочет,

Ущипнуть меня хочет,

Я иду, его боюсь.

Кто это? … (Гусь)

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

«Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу!»

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прилетаю я сюда.

(Снегирь)

Эта птица

Зовется … (Синица)

Днем молчит,

Ночью кричит,

По лесу летает,

Прохожих пугает.

Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет!

В лесу на ветке она сидит,

Одно «ку-ку» она твердит,

Года она нам всем считает,

Птенцов своих она теряет.

«Ку-ку» то там, то тут.

Как птицу эту зовут?

(Кукушка)

Ведущая: Определились 8 участников игры. Они будут бороться за победу. После каждого тура 2 игрока, набрав наименьшее количество жетонов-звёзд, автоматически покидают игру, становятся болельщиками-зрителями, получив приз участника. А победителем игры станет только один участник, набравший наибольшее количество жетонов.

Итак, объявляется начало 1 тура.

Вопросы викторины:

Какая птица считается символом мудрости и познания? (Сова.)

Кого называют лесным доктором? (Дятла.)

Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)

Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики.)

Почему клёст зимой гнезда вьет? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной их нет.)

Самая крупная из ночных хищных птиц Дальнего Востока? (Рыбный филин.)

Подводятся итоги первого тура, подсчитываются жетоны-звёзды, 2 участника покидают игру, получив призы.

Пауза для отдыха.

Проводится подвижная игра «Птицы».

Дети разбиваются на две команды. Одна команда будет «воробьями», а другая – «воронами».

Прежде чем начать игру, ведущий договаривается с детьми, что будет делать каждая из команд. Например, «воробьи» будут приседать на корточки, а «вороны» будут запрыгивать на скамейку.

Игра начинается, ведущий командует, медленно произнося первые два слога: «Вороны»! Дети из команды «ворон» должны безошибочно выполнить свое задание. И наоборот. При этом совсем не обязательно, что ведущий будет чередовать свои команды с последовательностью, он может и два раза подряд выкрикнуть одно и то же слово.

Суть игры в том, что и слово «воробьи» и слово «вороны» имеют одинаковые первые два слога, поэтому детям легко сбиться с толку.

Тот из игроков, кто ошибается, – выбывает из игры. Таким образом, участников становиться все меньше и меньше. Пока не остается один, который и становится победителем.

«Продолжи предложение, найди причину»

Педагог читает предложения, дети заканчивают их.

Весной птицы строят гнезда, потому что… (собираются выводить птенцов).

Зимой погибло много птиц, потому что… (была холодная зима).

Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что…

Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…

Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что…

У цапли длинные ноги и клюв, потому что…

Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…

У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что…

Птица чёрный журавль занесена в Красную книгу, потому что…

Все люди любят слушать соловья, потому что…

Дидактическая игра “Четвертый лишний”.

Детям раздаются карточки с изображением четырех птиц. Каждый ребенок называет лишнюю птицу и говорит, чем она отличается от других. Например: Лишний снегирь, потому что это зимующая птица, а остальные перелетные.

Подводятся итоги второго тура, подсчитываются жетоны-звёзды, 2 участника покидают игру, получив призы.

Вопросы викторины:

Назовите заповедник, расположенный в Еврейском автономном округе, в Биробиджанском и Облученском районе? (Заповедник Бастак.)

Какие редкие птицы обитают в этом заповеднике? (В различных частях заповедника можно встретить такие редкие виды, как беркута, черного журавля, скопу, мандаринку, хохлатого осоеда.)

Какая птица является особой гордостью заповедника? (Особая гордость заповедника – это популяция дальневосточного аиста.)

Назовите врагов дальневосточного аиста? (Враги дальневосточного аиста в природе – гималайские медведи и крупные птицы-хищники.)

Чем питается дальневосточный аист? (Основным кормом для дальневосточного аиста служит рыба: карась, вьюн, также аист питается лягушками и крупными представителями водных беспозвоночных.)

Почему рыбный филин оказался на грани исчезновения? (Интенсивное хозяйственное освоение долин рек, лесосплав, загрязнение рек, оскудение рыбных запасов, отлов норки и выдры капканами в воде; случаи браконьерства.)

Подводятся итоги третьего тура, подсчитываются жетоны-звёзды, 2 участника покидают игру, получив призы.

Тур победителей

Марафон интеллекта:

Передние конечности птиц – это… (крылья)

Эти птицы – самые крупные хищники, встречаются очень редко, рыбоядны. В настоящее время относятся к редким видам, занесены в Красную книгу России и Хабаровского края. (Орлан белохвост и орлан белоплечий.)

Какая птица легко передвигается по стволам как вверх, так и вниз головой? (Поползень.)

Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология.)

- “Пернатая кошка” (Сова.)

Вестник весны на Нижнем Амуре. Внешне он крупнее воробья, чаще всего держится на земле, как поодиночке, так и парами, а ранней весной и в конце лета – стайками, поет чаще всего, находясь в воздухе. Спина птицы глинисто-черная с темными крупными пестринками, а нижняя сторона беловатая. Грудь глинистая с мелкими продольными пестринками, по краям хвоста белые полоски. Песня – звонкие и далеко слышимые трели. (Полевой жаворонок.)

Лиственная тайга, а рядом марь с ягодниками – основное место обитания лесного исполина, не уступающего по размерам индюку. Как его зовут? (Каменный глухарь)

Подводятся итоги последнего тура, подсчитываются жетоны-звёзды, определяется победитель.

Все участники игры получают медали «Друзья птиц», а победитель – медаль «Знаток птиц».

Заканчивается викторина танцем «Танец утят».

Приложение. Презентация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей № 39 (МБДОУ№39)

426063, г.Ижевск, ул. Орджоникидзе, 28А, тел. 8 (3412) 68-10-92

Воспитатель: Дудина Наталья Ивановна.

Цели и задачи:

Обобщить знания детей о животных, растениях, временах года, охране природы; развивать логическое мышление, речь; активизировать внимание, память; учить детей соблюдать правила игры; воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, развивать умение работать в команде. Воспитывать бережное отношение к природе.

Дети делятся на две команды. Выбирается жюри. Дети придумывают названия своим командам.

Конкурс №1 «Разминка»

Выбери зимующих птиц;

Выбери перелётных птиц

Конкурс №2 «Лесные истории»

Входят сова и белка (дети в шапочках совы и белки)

Белка: Тётушка Сова, тётушка Сова!

Сова: Ух-ух. Что случилось?

Белка: В нашем лесу такие чудеса! Зима на дворе вьюжная да холодная, а на нашей ёлке птичка гнездо свила!

Сова: Никаких чудес нет! Эти птицы всегда в самые лютые морозы птенцов выводят!

Белка: А чем они кормят своих птенцов? Ведь все насекомые спрятались!

Сова: А птенцов они вскармливают семенами и плодами хвойных деревьев. Они как раз к этому времени созревают!

Белка: Ничего себе! Вот ведь какие смелые птицы!

Сова: А вы ребята, догадались о ком мы говорили? (ответ на экране)

Белка: А я хочу ребята, вам ещё загадки о птицах загадать! Хотите? (белка загадывает загадки, отгадки появляются на экране проектора)

Эта птица всех боится, сидит целый день на ели и ест хвою, а в самый сильный мороз закапывается в снег (глухарь)

Эта птица летом живёт в лесу, а зимой перебирается ближе к людям. Очень любит сало (синица)

Эта птица с длинным хвостом, очень много трещит, разносит лесные новости

(сорока)

Эта птице дали снежное имя. Она прилетает к нам на зиму полакомиться сладкой рябиной (снегирь)

Сова: Молодцы, ребята! Все белкины загадки отгадали. Ну, что белка нам пора обратно в лес! До свидания, ребята!

Конкурс № 3 «Четвёртый лишний»

Отгадай, кто лишний (картинки)

Снегирь соловей, свиристель, поползень;

жаворонок, грач, синица, ласточка;

ворона сова воробей голубь;

глухарь клёст воробей дятел

Конкурс № 4 «Птичьи поседелки»

Встретились в зимнем лесу как-то на ветке ели дятел, сова, клёст и снегирь стали рассказывать друг другу про жизнь свою лесную. Послушайте рассказ и скажите, что в нём правда, а что нет.

Дятел: Живётся мне зимой в лесу хорошо. Называют меня «лесным доктором» потому что я деревья от вредителей спасаю, а ещё люблю я поохотиться на мышей и зайцев.

Клёст: А я люблю зимой полакомиться еловыми шишками, мороза не боюсь, а ещё люблю я в дупле орешки грызть.

Сова: А я зимой люблю по лесу полетать, поохотиться на мышей и лисиц, а ещё люблю свой дом – гнездо, где ждут меня там маленькие совята.

Снегирь: А я зимой по лесам летаю да разные ягоды ищу, особенно люблю рябину да малину собирать, уж больно они вкусные! А придёт весна полечу я в тёплые страны!

Конкурс №5 «Истории про птиц»

Я хочу рассказать вам историю. Таня вместе с бабушкой, в начале зимы повесили во дворе кормушку. Каждый день Таня спускалась во двор и насыпала в кормушку корм. Наступили морозы, но Таня каждый день выходила к птицам. Однажды в один из морозных дней Таня забыла насыпать корм, когда на следующий день она вышла во двор с кормом -кормушка была пуста. Птицы не прилетели и на следующий день. Почему? (обсуждение ситуации с детьми)

Задание для второй команды: Жила была на свете девочка Маша. Однажды Маша гуляла по лесу и встретила волшебника. Волшебник сказал, что исполнить одно Машино желание. Я хочу, - сказала Маша, - чтобы из леса исчезли все комары, потому что они злые и надоедливые. Волшебник взмахнул палочкой, и комары исчезли. Как вы думаете, правильно ли поступила Маша? (Результаты на экране)

Конкурс №6 Разложи картинки по временам года (выставляются четыре магнитные доски с условными обозначениями времен года) . Команды раскладывают картинки.

Жюри подводит итоги викторины.

Использованная литература:

  • Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999 г.
  • Попова Т.И. «Мир вокруг нас» . Москва «Линка – Пресс» - 2002г.
  • Рыжова Н.А «Экологические сказки» М «Линка- Пресс» , 1998г.

Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:
Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (Птица)
Сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в игре - викторине «Знатоки птиц». В викторине участвуют две команды. Каждая команда выбирает капитана команды и придумывает название команды, связанное с птицами.
Правила игры: я расскажу вам о правилах игры. На обсуждение ответа дается одна минута. Если команда готова к ответу раньше, то звенит в колокольчик. По истечении минуты отвечает та команда, которая раньше подала звуковой сигнал. За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон. По окончании игры подсчитывается количество жетонов. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше. Итак, начинаем нашу викторину. 1 конкурс «Разминка». Вам поочередно надо быстро ответить на вопросы. 1. Какую птицу называют «белобока»? 2. От чего птицы страдают больше: от холода или голода? (От голода.) 3. Назови птицу с красной грудкой, которую можно увидеть зимой? 4. Для чего птице хвост? (Держаться на деревьях, управлять полетом.) 5. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? Можно ли из-за этого плохо относиться к этой птице? (Кукушка.) 6. Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла). 7. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края. 8. Как мы можем помочь зимующим птицам? По результатам разминки каждая команда получает по одному жетону. 2 конкурс «Перелётные и зимующие птицы» Разделите картинки с изображением птиц на зимующих птиц и перелётных. Команда соперников проверяет правильность выполнения задания (жетон выдается команде, которая выполнила задание верно). 3 конкурс «Чей клюв лучше» Сейчас мы проверим, умеете ли определять по рисункам, каким птицам принадлежат клювы. А также нужно объяснить, почему клюв имеет такую форму. Назовите, чьи это клювы (клеста – клювом достаёт семена из еловых шишек; вороны – очень мощный и сильный клюв, питается разной пищей; орла – острый загнутый клюв, это хищная птица; лебедя – водоплавающая птица, питается животной и растительной пищей). 4 конкурс: «Загадки о птицах». В этой категории каждой команде предлагается ответить по 3 загадки.
1. Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа-
Целый день долбить стволы (Дятел).
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих,
Мыши прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и ….(Совы)
2 Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…..
(Снегири)
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться-
Два огромных крыла
У хозяина……. (Орла)
3. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей) Прокукует, подсчитаешь,
Сколько жить тебе узнаешь!
Птичка, серая подружка,
А зовут ее... (Кукушка))
Игра «Кормушка» Ход и правила игры. В центре зала лежит большой обруч – «кормушка», в ней мелкие одинаковые предметы. Малые обручи – «гнезда», «скворечники» , «дупла» - образуют большой круг, в них стоят дети – «птицы» по одному в каждом. Пока звучит музыка, дети переносят к себе в обруч по одному предмету, по окончании музыки – считаем, какая птица больше «набрала еды». Повторить 3-4 раза. 5 Конкурс: «Кто как летает» По рисункам определить название птицы в полёте. (Дети выполняют задания по карточкам). Назовите, кто летит (утка, ласточка, сорока, цапля, ворона, гусь). 6 Конкурс «Узнай птицу по голосу» (Аудиозапись голосов птиц) 7 Конкурс «Из какой мы сказки?» Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно вспомнить название сказки, и птицы о которой в ней говорится. 1. С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»). 2. Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»). 3. Как звали птицу, которая не могла улететь в теплые края, потому, что лиса повредила ей в детстве крыло (Серая шейка, утка) 4. Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»). 5. Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша). 6 . Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»). 8 Конкурс чтецов: За каждое рассказанное стихотворение или загадку о птице дается дополнительный жетон. Игра «Ловлю птиц на лету». Один из играющих - птицелов, он стоит лицом к стене. Играющие делятся на группы по нескольку человек и договариваются, каких птиц они будут изображать. Затем подходят к птицелову и спрашивают: «Мы сороки, где наш дом?»; «Мы галки, где наш дом?». Птицелов называет место, где должны жить птицы, и дети занимают свои дома. На слова птицелова: «Ловлю птиц на лету!» - птицы летают в разных направлениях по площадке, весело кричат. Птицелов их ловит. Пойманный игрок становится птицеловом, птицы разлетаются по своим домам. Игра повторяется. Правила:
Птицы должны вылетать из своего дома только после слов птицелова и летать по всей площадке
Каждая группа занимает только свой дом.
Тот, кто ошибется, выходит из игры.
Играющие могут подражать крику тех птиц, кого они изображают. Игру можно усложнить, если каждый новый птицелов поменяет место домов для птиц. (Подсчет жетонов. Вручение медальонов «Знатоки птиц»)
Молодцы ребята, сегодня вы показали, что вы настоящие знатоки птиц. Пожелаю вам не только знать птиц, но и заботься о них зимой, и беречь природу – потому, что природа – это дом для птиц.