Практика молчания. Практика молчания или почему стоит сделать воскресенье Днем молчания? Практика молчания дисциплинирует

Экология жизни. Психология: Есть множество причин для того, чтобы подарит себе день тишины. Молчание позволить вам вдохнуть жизнь...

Некоторые люди говорят, что музыка это тишина между нотами. Это далеко идущие заявление, и это то, что мы можем использовать для взлома глубокой и мощной идеи: «В тишине мы находим энергию и покой» .

Все мы привыкли использовать слова, когда необходимо выпустить пар, снять напряжение. Когда мы наполняем воздух разговорами, замолчать в одно мгновенье практически невозможно да и неудобно оборвать дискуссию на полуслове. Практически всегда негативные споры и жалобы возникают тогда, когда нам не хватает жизненной энергии. Мы жалуемся на нехватку сил, чтобы следовать нашим личным целям, но тем самым «разбазариваем» их еще больше.

В тишине мы находим энергию и покой…

Начинайте практику молчания самостоятельно, даже если вы не можете сделать ее на протяжении всего дня, начните с пары часов тишины. Вы откроете для себя в этом массу преимуществ. Вот несколько из них.

Держать рот на замке достаточно сложно, согласитесь? И это весьма весомый аргумент, чтобы сделать это. Молчание поможет вам укрепить свою силу воли и позволит доказать себе, что у вас есть все необходимое, чтобы принять на себя любые вызовы и нападки со стороны окружающих.

Ритуал выполнения данной практики становится якорем для личной власти и мотивации.

2. Практика молчания оставляет время для самоанализа.

Если дискуссия с партнером, собеседником пошла не по тому комфортному руслу, к которому мы привыкли, благодаря тишине у нас есть возможность отстраниться и побыть наедине с собой. В суете современного мира мы практически никогда не оставляем время для себя любимых, не только для того чтобы расслабиться во время досуга, но и просто остановиться, задержаться в мгновении времени. Установить свой дальнейший курс, оценить себя. Стоит ли удивляться, когда нас настигает чувство, что мы движемся не в том направлении, что жизнь идет не своим чередом, а проходит мимо нас.

Во время упражнений молчания рассмотрите в голове такие вопросы:

  • «Кто я и что делаю?»
  • «Могу ли я быть доволен направлением моей жизни?»
  • «Куда я могу инвестировать свою энергию каждый день?»
  • «Что я могу прекратить делать для того, чтобы освободить место для действительно главных вещей в моей жизни?»

3. Практика молчания помогает слышать ваше дыхание.

В даосизме нас учат развивать нашу энергию Ци путем циркуляции дыхания жизненно важных центров в организме. Многим практикам очень сложно оставаться в осознании дыхания. Когда вы находитесь в тишине с самим собой это сделать намного проще. Вы можете использовать молчание, чтобы отточить свою технику дыхания и стать более осведомленными в том, куда вы отправляете каждый вдох.

4. Практика молчания позволяет собирать свою энергию.

Мы тратим много энергии когда говорим весь день. В тишине вы можете втянуть ее всю обратно и сохранить энергию в буквальном смысле, через каждый вдох своего дыхания. Используя энергию Ци, вы заряжаетесь через осознанное дыхание. Используйте свою ​​обретенную энергию, чтобы очистить то, что вас беспокоит.

5. Практика молчания учит вас придавать значение тому, что вы говорите.

После того как мы используем слова, чтобы утопить тишину, они становятся бессмысленными. Говорить то, что мы имеем в виду и делать то, что мы говорим, не всегда получается, неправда ли? Наши слова приобретают власть тогда, когда несут глубину и целостность. Когда вы научитесь тишине, сумеете находить утешение в мире молчания, вам больше никогда не нужно будет заполнять пространство поспешными пустыми словами. Со временем, вы научитесь намеренно взвешивать собственные слова. Станете прекрасным собеседником, который членораздельно и ясно излагает свои мысли.

Когда ваши слова имеют силу, у вас есть власть.

Есть множество причин для того, чтобы подарит себе день тишины. Молчание позволить вам вдохнуть жизнь в ваши мечты и стремления. Поможет найти ключ к вашей личной власти, выравнивать свои мысли, слова и поступки. опубликовано

Также интересно:

Присоединяйтесь к нам в

Многие, наверное, замечали, каким ясным и четким становится наше сознание утром, после хорошего спокойного сна. Все, что было вчера сложным и непонятным, становится простым и ясным. Время, про которое Гете говорил – «снимать сливки…». А наши предки – «утро вечера мудренее».

Жаль только, что это ясное состояние длится не очень долго. Проходит какое-то время, и мозг накрывает лавина идущей со всех сторон информации. Из телевизора, с улицы в виде шума и грохота мегаполиса, от членов семьи, каждому из которых хочется рассказать свою жгучую новость. Из-за стены от соседей, которые выясняют свои отношения или наоборот, шумно празднуют перемирие.

И это информационное цунами падает на наше хрупкое и уязвимое сознание, лишая его спокойствия и рассудительности. Человеческую психику можно сравнить с зеркалом воды в колодце, когда на него льется вода. Оно все покрывается рябью, и остается таким даже после того, как упала последняя капля. Так и наш внутренний мир реагирует на поступление информации извне. Особенно – негативной и тревожной, которая в последнее время заполонила мир. Мы снова и снова вспоминаем и переживаем увиденное и услышанное. И должно пройти немало времени, чтобы зеркало сознания снова стало чистым и ясным.

Наше время с его потрясающей доступностью к информации, имеет и обратную сторону. Избыток впечатлений задавливает сознание, лишает его глубины и основательности. Чтобы хоть на время возвратить ясность и глубину мысли, приходится прибегать к искусственным (хотя, по своей сути, самым естественным) способам – медитации или режиму полного молчания.


Мудрость немногословна

Для чего нужна практика молчания? Чтобы очистить сознание от информационной шелухи, стать более спокойным и мудрым, проникнуть в суть вещей. Увидеть и осознать то, чего невозможно понять при обычной суетливой жизни.

Молчание гораздо ближе к природной сути человека, чем разговор. Как инструмент духовного развития, помогающий проникнуть в суть вещей, оно с давних времен используется религиями и философскими учениями. Все они сходятся в одном – разговоры, особенно пустые, напрасно отнимают у человека энергию, которая нужна ему для действительно полезных дел.

Молчание не только очищает сознание, но и лечит. Врачи «прописывают» его при психоневрологических синдромах, головной боли, гипертонии, вегетососудистой дистонии. Молчание благотворно действует на мозг и нервы человека. Собственно, сам организм заставляет его меньше разговаривать во время болезни. Когда нам нездоровится, мы, как правило, не расположены к продолжительным беседам.

Практика молчания использовалась в древних религиях Индии, христианстве и буддизме. Прежде всего, это было, конечно, делом монахов, принимавших на себя обет молчания и уединявшихся в пустынные места. Туда, где можно было, не отвлекаясь на суетный мир, молиться и поститься в одиночестве. Эта практика представляет собой не просто молчание, а переход в особое состояние души, внутреннее безмолвие. В Индии таких людей называют «муни», что означает – «достигший состояния внутреннего безмолвия». Считается, что они в совершенстве овладели управлением собой.

В индийских ашрамах, если уж не полное молчание, то, во всяком случае, воздержание от многословия – одно из условий, которые необходимо соблюдать, находясь на их территории. Но чтобы погрузиться в тишину необязательно ехать в Индию. Ретриты по випассане проводятся в различных странах, в том числе и в России. Те, кто посещает их, должны хранить молчание в течение 10 дней. Конечно, полностью отвлечься на 1-2 недели от всех дел могут немногие. Но тем, кто хочет попрактиковать очищающее сознание и душу безмолвие, нужно постараться сделать это.

Погружаемся в молчание

Чтобы перейти в «режим молчания», нужно решить две задачи. Первая из них – чисто техническая – остаться одному. Для одиноких людей этой проблемы не существует, но большинству это сделать непросто. Если вы работаете в коллективе и живете с семьей, то придется на время превратиться в неработающего и одинокого. Нужно уйти в отпуск и уехать из шумной квартиры на тихую дачу или в какое-то иное уединенное место. Или – альтернативный путь – отправить туда всех своих домочадцев.

Если вы выбрали последний вариант и остались одни в доме, нужно запастись провиантом на несколько дней, отключить телефон, отказаться от радио и телевизора. Необходимо устранить и виртуальное общение по электронной почте и в чатах. То есть полностью перекрыть поступление извне любой информации.

Кроме технических условий молчания есть еще и ментальные. Быть одному – вовсе не означает безмолвствовать. Необходимо заставить себя не разговаривать с самим собой – как вслух, так молча. Вообще-то, разговаривать с самим собой – обычное дело для человека, который долго живет в одиночестве. И это вовсе не означает, что он тронулся умом.

Но кроме разговора вслух есть еще безмолвный диалог с самим собой – «внутренняя болтовня». От нее избавиться трудней, чем от словесной, поскольку она представляет собой один из видов состояния сознания. Ее польза зависит от того, что является предметом размышления – воспоминания и бесполезные обдумывания одного и того же или решение действительно важных вопросов. Но в любом случае, практикуя молчание, нужно запретить себе заниматься этим.

Хотя сделать это очень непросто. Главное здесь – не прекращать усилий по полному отключению сознания от его обычной работы. Если сразу не удается перестать думать о постороннем, не нужно отчаиваться. Необходимо продолжать делать это до тех пор, пока вами не овладеет особое состояние отстраненности. Когда все, что составляет вашу обычную жизнь – явления, события, люди и пр. – начнет проходить через вас, не затрагивая вашего состояния.

Нет, вы не потеряете способность прислушиваться к себе и миру. Но это будет происходить совсем по другому, чем было раньше. Это будет истинное внутреннее безмолвие. У вас появится возможность общаться с окружающим миром без слов, телепатически. Вы услышите саму мелодию жизни, которая будет одновременно родной и незнакомой. Это тот фон, над которым происходят все события жизни.

В программировании есть такое понятие, как уровень программного кода. Чем он ниже, чем ближе к машинному, тем быстрее и качественнее работает программа. Примерно то же самое происходит и с нашим сознанием. Чем на более низком уровне (или, можно сказать, – на более высоком) оно находится, тем ближе мы к истине и дальше от суетности мира.

Если вам удастся сохранять этот режим познания мира достаточно долго, наступит состояние, при котором вам уже не нужно будет принуждать себя к молчанию. Вы почувствуете, что исчезло желание разговаривать. Мир безмолвия станет комфортным.

Поменьше слов

Вообще, молчание не стоит рассматривать как инструмент исключительно духовного самосовершенствования. Если уж не полное молчание, то лаконичность – полезное свойство и в обычной, «мирской» жизни. Поговорка «… молчание – золото» родилась не на пустом месте. Обилие слов, как собственных, так и обращенных к тебе, замутняют ум, отвлекают от полезных дел. Проекты, о которых говорят слишком много, часто так и останавливаются на стадии разговоров. Вся энергия основателей уходит на слова.

А вы замечали, что у немногословного человека обычно не бывает врагов? Его почему-то все, даже те, кто относятся к конфликтующим лагерям, записывают в свои союзники. Так что если вы хотите жить бесконфликтно, будьте лаконичными, и не спешите каждому выкладывать все о себе и своих взглядах.



Випассана - это когда ты молчишь, медитируешь

и от этого становишься здоровее.

Я разделял это заблуждение, пока не прошел

не научился медитировать, но сделал главное

открытие в своей жизни.

Я приехал сюда главным образом для того, чтобы удовлетворить любопытство. У знакомой после курса випассаны прошел тяжелый псориаз. Другой приятель излечился от язвенного гастрита. Словом, я знал, что тут происходят чудеса. К тому же меня давно и всерьез интересует буддизм.

Каждое утро мы рассаживаемся на полу в спортзале и делаем то, что говорит голос учителя из динамиков. А говорит он одно: наблюдайте дыхание.

На второй день я понял, что безнадежен. Мне никогда не давались медитации: мысли расползаются, повторять мантры и рисовать в уме божеств не позволяет здравый смысл. А здесь и этого нельзя! "Только наблюдайте дыхание, больше ничего, это заострит ваш ум".

Мой ум лишь тупел и закипал. На третий день я твердо решил уехать. Тем более началась эпидемия. Утром я заметил, что кругом все кашляют и шмыгают. "Естественно, - запаниковал я, - почти не топят, общая посуда. Вчера болели двое, сегодня двадцать, завтра все двести. Нужен срочный карантин!" В перерыве помчался бить тревогу к организаторам (это единственное исключение из обета молчания: с учителем и служащими курса можно разговаривать, но тихо, кратко и по делу).

Мне кажется, у тебя начался процесс.

Но мы едим из общей посуды и моем ее в одном тазу! Это антисанитария, а не процесс!

Процесс начинается у всех по-разному. Кто-то кашляет, у другого боли в спине или газы. Но если продолжать работать, все проходит. А посуду служащие перемывают за вами, не волнуйся.

Моя паника обернулась чудовищным неукротимым насморком, который отрезал последнюю надежду на успех. Какое уж тут дыхание, когда тебя трясет и нос заложен! Я начал собирать вещи.

Но уехать отсюда непросто: в первый день мы сдали телефоны и ценности на хранение, и получить их можно, только если Йорган, учитель, отпустит. А он не отпускает. Говорит, just keep trying.

Я саботировал и оставался в кровати - за мной приходили и вежливо просили пройти в зал. Когда к вечеру я пытался тупо отсидеться в туалете, менеджер предложил прийти на последнюю медитацию: четверть часа - и завтра я могу ехать. С легкостью свободного человека я вернулся в зал, спокойно и радостно провел в звенящей тишине пятнадцать минут. А когда встал, отчетливо понял, что буду жалеть, если уеду.

На следующий день началась новая техника. Мысленным взором проходить тело от макушки до пят, наблюдая ощущения, которые появляются и исчезают.

Это "появляются и исчезают" - ключевой момент. Сначала болит то там, то здесь, адски затекают ноги и устает спина. Но если не реагировать эмоционально и наблюдать эту боль, она притупляется и тает. "Наблюдайте ощущения объективно, - говорит голос из динамиков, - не оценивайте их, просто замечайте и мысленно двигайтесь дальше".

Раз за разом перебирая свое тело, я заметил, во-первых, что во время практики насморк затихает. Во-вторых, что я осел: никакой эпидемии нет, болею я один. Но главное, в какой-то момент оказалось что "тонкие вибрации" - это не затертое выражение из эзотерических брошюр, а реальный процесс в моем теле.

Более того, со временем блаженное ощущение, простите, тонких вибраций охватывает тебя целиком и усиливается так, что ты в них полностью растворяешься. Как какой-нибудь пелевинский герой, ты понимаешь, что вот тебя сейчас почти не существует.

И тогда нужно сделать следующий невозможный шаг - не подсесть на это сахарное ощущение. Научиться одинаково беспристрастно наблюдать неприятные и приятные ощущения - главная цель визита, идея буддизма вообще и випассаны в частности.

Из вечерних лекций следует, что випассана - это медитация, которой учил сам Будда. Жизнь есть страдание, обусловленное загрязнениями ума - влечениями и отвращениями, поэтому, чтобы быть свободным и счастливым, нужно прекратить привычный процесс их порождения.

"Когда ты, испытывая ощущения, перестаешь создавать новые привязанности, старые комплексы поднимаются из глубины подсознания, - объяснил мне Йорган. - Это может проявляться в виде боли и тяжести в теле. Но если не реагировать, они исчезают. Так ты постепенно освободишься от всех".

К середине курса до тебя все это доходит, будто складывается пазл фантастической простоты и гениальности. Собственное тело оказывается не только сложной системой потребностей и инструментом их удовлетворения. Неподвижно сидя в тишине, наблюдая изменчивые боль и наслаждение, ты физически переживаешь пресловутый принцип непостоянства и пустотности, о котором тысячу раз читал, но не осознавал.

Плохая новость состоит в том, что полное освобождение от комплексов занимает жизнь, и, как говорят буддисты, не одну. Хорошая - в том, что легче дышится уже на четвертый день практики. И не только дышится. Шестидесятилетний старик, после трех лет випассаны отказавшийся от костылей. Мужчина, поборовший мучительное заикание.

Индийскому миллионеру Гоенке практика помогла избавиться от тяжелейшей мигрени и зависимости от морфия, которым врачи лечили эту мигрень. Под впечатлением он начал открывать центры по всей Индии и миру, в том числе 15 лет назад випассана по Гоенке появилась и в России.

С овременные люди очень похожи на заводных игрушек, которые бегают по кругу и издают определенные звуки. Игрушка останавливается, когда ее заводной механизм раскручивается, так же и человек, растратив всю энергию, останавливается, не успев понять, что произошло. Была ли это его жизнь, или не его, или вообще не жизнь. Нет времени об этом рассуждать?

Вопросы о смысле жизни и ее главных целях возникают практически у всех, но многие люди отбрасывают их, так и не добравшись до сути. Тем же, кто решил все-таки получить ответы на поставленные вопросы, предлагается использовать такой инструмент, как практика молчания. Она применяется во многих системах самосовершенствования разных учений и религиозных течений, в том числе и в йоге, глубокой и мощной системе самопознания.

В идеальном варианте молчание представляет собой отсутствие как внешних (речь), так и внутренних диалогов и монологов (активная деятельность ума). Внутренняя тишина становится достижимой лишь на пятой ступени йоги 1 – пратьяхаре (отвлечение органов чувств от внешних объектов), что большинству людей недоступно, особенно на начальном этапе. К тому же техники остановки внутреннего диалога и мыслей в основном передаются лично от учителя к ученику и практикуются под контролем этого наставника, что ограничивает доступность таких практик для широкого круга людей. По этим причинам в статье будут рассмотрены способы приближения к пратьяхаре и методы подготовки к работе с умом. Как известно: «готов ученик, готов и учитель».

При практике молчания следует не разговаривать ни с кем, даже с самим собой, не озвучивая мысли вслух и не комментируя свои действия (при продолжительном молчании могут возникать такие желания).

Также полезно ограничить себя в общении через интернет, смс и прочие коммуникационные средства. Идея такова, что, сохраняя молчание в речи, но общаясь другими способами, мы получаем те же энергии, испытываем эмоции и переживаем различные отвлечения ума. Результат от такого молчания, естественно, будет стремиться к нулю.

Постарайтесь полностью отстраниться от современных технологий, выключив всю электронную технику и гаджеты. Исключение из обычной ежедневной деятельности чтения новостей в соцсетях, игр в компьютере или телефоне, просмотра фильмов, даже познавательных и развивающих, помогает уму перестать концентрироваться на внешнем мире и развернуть внимание внутрь себя. Знайте, что излучения электронных приборов сбивает естественные биоритмы человека.

Определите деятельность, которой вы будете занимать свой ум на протяжении всей практики молчания. Составьте план заранее, если решили практиковать молчание дольше одного дня, стараясь потом придерживаться намеченного. Даже если вы практикуете несколько часов, то так же четко определитесь, чем будете заниматься.

Если у вас нет возможности практиковать в одиночестве, заранее объясните домашним, чем вы будете заниматься, а во время молчания старайтесь свести к минимуму взаимодействие с ними через жестикуляцию. Избегайте контактов с домашними питомцами. Практика молчания - время для работы над собой и со своим умом, а любой объект, вызывающий эмоции или отвлекающий, запускает автоматические программы реагирования на ситуацию, сформированные вашим умом. Кроме того, будьте готовы к тому, что ваш ум сам может начать провоцировать домашних на проявление внимания к вам, следите за этим.

Учитывая то, что все люди очень разные, практика молчания для одного человека может сильно отличаться от практики для другого. Кому-то помолчать полчаса уже является аскезой (есть люди, которые так много говорят, что продолжают вещать и во сне), а кто-то проводит почти весь день в молчании, не ощущая никакого дискомфорта. Поэтому приведенное в статье описание практики является усредненным вариантом, доступным для каждого. Следует скорректировать степень нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей личности, соблюдая правило аскезы: дискомфорт необходим, но он не доводится до крайнего предела выносливости человека. Большое перенапряжение из-за чрезмерных усилий в первых опытах практикующего может привести к замыливанию осознания и ощущения эффекта, получаемого от практики молчания. Сначала изменения очень тонкие и еле уловимы, будьте внимательны и идите срединным путём.

Решив практиковать молчание, определите свои возможности по продолжительности во времени и частоте повторений данной аскезы. Практика даже один раз в неделю дает хорошие результаты при условии ее регулярности. Махатма Ганди практиковал дневное молчание раз в неделю.

Ниже описаны несколько вариантов занятия ума для практикующих несколько часов в день.

1. Проведение анализа прошедшего дня (недели). Вы можете рассмотреть такие вопросы:

  • какие задачи и цели вам удалось реализовать, а какие нет, что стало тому причиной?
  • была ли гармония и согласованность между вашими действиями и внутренним миром, какие возникли противоречия?
  • какие эмоции вы испытывали в той или иной ситуации, насколько были вовлечены в эмоциональную деятельность и потеряли свою осознанность?

Это трудная задача для начинающих, т. к. слишком сильны привязки к эмоциям, каша в уме, невозможно понять, что хорошо, а что плохо, отделить собственные желания от приобретенных и навязанных нам обществом. Все это очень осложняет практику.

Оставьте десять процентов времени в конце практики для нахождения в состоянии расслабления ума, старайтесь не думать ни о чем, созерцайте протекающий поток мыслей в уме, не вовлекаясь и не концентрируясь на чем-то конкретном.

2. Чтение развивающей или духовной литературы - самый доступный и действенный метод для начинающих. По возможности старайтесь анализировать и осмысливать прочитанное. Если вы практикуете два часа, распределите время таким образом, чтобы один час потратить на чтение, сорок минут использовать для осмысления, а оставшиеся двадцать минут посвятите нахождению ума в тишине. Если литература сложна для восприятия и понимания, то читайте полтора часа, последние полчаса ваш ум сам замолчит, созерцайте вялотекущий поток мыслей. Это заменит вам состояние полной тишины ума, недостижимой на начальном этапе.

Почему благоприятно читать? Вы учите ум работать, направляя его туда, куда решили, загружая в него ту информацию, которую считаете правильной и необходимой для вашего развития, исключая «информационный мусор», навязываемый социумом, вы меняете прошивку вашего ума. Это станет фундаментом для вашего дальнейшего развития. Либо вы сами его закладываете, либо кто-то за вас это делает, других вариантов не существует. Чтение развивает воображение, что подготовит вас к практикам визуализации, способствует сконцентрированной работе ума. Старайтесь, прочитав одно писание полностью, неоднократно перечитать его, каждый раз осмысливая прочитанное, результаты осмысления будут очень разными (в большинстве случаев). Благодаря этому вы сможете более успешно выполнять предыдущую практику, по осмыслению своих действий.

3. Можно практиковать концентрацию на дыхании. Наблюдайте за вдохом и выдохом, но не контролируйте дыхание. Затем можно попробовать растягивать вдохи и выдохи до допустимого дискомфорта, сохраняя концентрацию не только на дыхании, но и управляя длиной вдоха и выдоха. При этих практиках ум часто ускользает, необходимо стараться следить за ним и возвращаться к концентрации.

Перед практикой желательно выполнить физические упражнения, лучше всего подойдут асаны хатха-йоги или же суставная гимнастика. Это снимет мышечное напряжение и поможет более спокойно пребывать в молчании. Старайтесь большую часть времени провести в сидячих позах для медитации, они помогут вам достичь лучших результатов за более короткий срок.

Молчание весь день является первой ступенью длительной практики и может иметь значительно ощутимый эффект воздействия.

Возможный план практики в течение дня:

  • 5:00 пробуждение, утренние процедуры;
  • 5:30 практика пранаямы или простая концентрация на дыхании;
  • 7:00 практика асан хатха-йоги;
  • 9:00 завтрак;
  • 10:00 прогулка в одиночестве в парке или лесу;
  • 11:30 чтение развивающей или духовной литературы;
  • 12:30 осознание прочитанного;
  • 13:00 отдых, но не сон;
  • 13:30 практика асан хатха-йоги;
  • 15:00 концентрация на дыхании;
  • 16:00 обед;
  • 17:00 прогулка в одиночестве в парке или лесу;
  • 18:30 чтение развивающей или духовной литературы;
  • 20:00 осознание прочитанного;
  • 20:30 подготовка ко сну;
  • 21:00 сон.

Конечно, это идеальный вариант, подразумевающий возможность полного уединения и наличие свободного времени на весь день. Описанный план можно и нужно изменить, подстроив его под себя. Если вы не практикуете йогу и придерживаетесь какой-то другой системы саморазвития, являетесь последователем какого-то религиозного учения или вовсе атеист, составьте свой собственный план действий исходя из имеющихся в вашем арсенале методов саморазвития и способов контроля умственной деятельности. Ваш день должен быть полностью занят так, чтобы ум не смог найти лазейку и заставить вас выйти из практики раньше, чем вы запланировали. Скучающий ум начнет подбрасывать вам кучу разных идей на тему, чем интересным можно заняться прямо сейчас, и отвлекать вас от практики, начиная с предложения устроить незапланированный перекус и дойдя до глобальных вариантов, как, например, поход в гости.

Также в дни молчания очень хорошо проводить очистительные практики. В йоге они называются шаткармы. Если вы только начинаете их осваивать, то в день мауны (молчания) добавится решимости приступить к ним.

Желательно практиковать день молчания регулярно, начните с одного раза в месяц, а затем попробуйте практиковать один или несколько раз в неделю. Эффект от практики усиливается, если провести этот день на природе, за городом. Любуясь красотой окружающей вас природы, не забудьте о составленном плане действий. Используйте созерцание, как еще один метод работы с умом.

Практикой молчания можно усиливать аскезу в дни упосатхи, экадашей и других постов. Это поможет удерживать концентрацию на выполняемых аскезах и глубоко осознать их смысл.

Сохранение молчания более одного дня можно уже назвать практикой уединения или ретритом. Для составления плана на несколько дней можно использовать схему одного дня, приведенную выше. Эффект от такой практики намного выше, а сам процесс гораздо интереснее и разнообразнее (вы забираетесь в более глубокие слои своего сознания). Тем, кто решил попробовать практику длительного молчания, но сомневается в своей твердости, стоит попробовать групповую форму пребывания в мауне, например, випассану. Общая энергия практикующих добавит вам сил и уверенности в себе, что поможет продержаться до конца аскезы. Подобные практики проводят опытные преподаватели, дают специальные техники и могут во многом вам помочь, объяснить или подсказать что-то. Попробуйте хотя бы раз такую практику (длительное молчание), она может дать серьёзный толчок на пути саморазвития.

Что в итоге дает человеку молчание, как применить это в жизни? Логичный вопрос. Без понимания смысла такой аскезы, практика станет неинтересной и даже невозможной.

Как ни странно, молчание усиливает речь. Заметьте, многие развитые и известные (адекватные) люди, немногословны. Сильная речь дает большие преимущества и позволяет сохранить большое количество энергии. Люди начнут понимать вас с первой же фразы, поэтому не понадобится по тридцать минут что-то кому-то объяснять или доказывать. Энергия, накопленная в Вишудха чакре за счет молчания, поможет легко и доступно изложить ваши мысли и донести их смысл до человека или группы, перед которой вы выступаете. Эта энергия производится благодаря вашей работе с умом во время практики. Из-за увеличения энергии в Вишудха чакре и общей энергии может проявиться возможность продавливать (изменять) реальность под себя. Не стоит бояться такого феномена, но обязательно будьте осторожны. Всегда помните о законе кармы и при использовании этих возможностей проверяйте свои действия на соответствие высоким морально-этическим нормам (для йогов это предписания ЯМЫ и НИЯМЫ), старайтесь нести благо всем живым существам.

Молчание поможет выявить природу ваших желаний. Регулярно практикуя, вы сможете отличать то, что вам было навязано и не является истинным вашим желанием. Также на поверхности разума начнут всплывать и те желания, о которых вы забыли, но они оставили на вашей личности какой-то свой отпечаток. Постепенно вы сможете с ними работать.

Внешнее молчание рано или поздно приводит к молчанию внутреннему. Контроль ума - одна из главных задач йогов. Сначала ум будет очень беспокойным и станет творить всё, что ему вздумается, но со временем вы или подружитесь с ним и убедите его заниматься тем, что будет полезно вам обоим, или же подчините его своей воле.

Регулярная практика молчания дает возможность жить более осознанно и осмысленно, а это позволяет взять под контроль наши эмоции. После молчания сохраняется эффект внутренней тишины, вы наблюдаете за окружающими вас людьми и происходящими событиями с некой долей отрешенности, не вовлекаясь эмоционально. Бывает так, что после молчания отсутствует этот эффект, наоборот, начинаешь болтать без перерыва, суетится. Возможно, накопленная от практики энергия (тапас) не была преобразована, и ваши страсти (привычки) поглотили ее. Либо вы прикладывали чрезмерные усилия для завершения практики и растратили энергию на сам процесс, не получив на выходе «энергетических излишков». Не привязывайтесь к плодам практики как положительным, так и отрицательным, всегда помните о своей главной (высшей) цели в жизни, которая у каждого своя. Плоды практики - это лишь одна из бусин на ваших четках саморазвития. Мы практикуем не ради передвижения звеньев, они лишь помогают нам достичь цели.

В начале пути практика отделена от повседневной жизни, ярко чувствуется контраст ощущений в практике и в обычной жизни. Осознание разницы между «как может быть» и «как есть на самом деле» мотивирует к продолжению регулярной практики. Постепенно границы начинают стираться, и практика естественно вливается в вашу жизнь, становясь ее неотъемлемой частью. Вы перестаете просто болтать ни о чём, сплетничать, задавать глупые вопросы, начинаете анализировать то, что собираетесь произнести вслух. Вы станете способны расслышать деструктивный шум человеческой цивилизации и глубоко прочувствовать гармонию звуков шепота природы, космоса, всей Вселенной, когда сами научитесь молчать.

Помните, тишина - иногда самый лучший ответ на вопрос

Далай-Лама

Наверное, кто-то может не согласиться со сказанным в статье, оперируя тем, что слишком много уловок для ума в методах практики молчания и это не приведет к тишине и покою в уме. Отчасти он будет прав, потому что современному человеку, который еще не знает, что же представляет из себя его собственный ум, скорее всего не удастся его приручить или подчинить. Необходимо неустанно прикладывать усилия, изучать природу собственного ума и регулярно практиковать.

В защиту практики молчания процитирую одно из наставлений Будды:

Кувшин наполняется постепенно, капля за каплей

Наберитесь терпения, начните с малого.

Практикуйте, пробуйте разные методы и способы самопознания, а заметив результат от каких-то конкретных практик, старайтесь углубиться и раскрыть их потенциал. Желаю всем успехов на пути самосовершенствования и развития.

Если у вас есть намерение проверить на своём опыте влияние практики молчания на внутренний мир, приглашаем вас посетить семинар

Практика молчания, осознанности, медитация, мауна, випассана...
У исцеляющего молчаливого пребывания в тишине много имен.

Практика молчания

Практика молчания - это внимательное изучение и принятие своего состояния в специально отведенное для этого время покоя. В практике молчания мы позволяем себе отдохнуть, восстановиться.

Практика позволяет на время ослабить внутреннее эмоциональное напряжение и освободиться от тирании долженствований - циклических мыслей, отражающих наши ожидания по отношению к самим себе, окружающим людям и миру в целом.

"Подлинное безмолвие – нечто предельно интенсивное, оно обладает «густотой», плотностью, оно реально, оно подлинно живо. <...>

Если мы хотим наблюдать, как в лесу или в поле просыпаются и оживают птицы, мы должны, во-первых, встать раньше них; мы должны быть в состоянии настороженного, живого внимания, полностью стряхнув с себя сон, прежде чем проснется первая птица и даже прежде чем птицы знают, что утро настало. Затем надо пойти в поле или в лес и устроиться там совершенно неподвижно, совершенно тихо – и вместе с тем без напряжения, так, чтобы никаким шорохом не вспугнуть чутко спящих кругом созданий, иначе они разбегутся или разлетятся туда, где мы не сможем их ни слышать, ни видеть. Наблюдение за птицами предполагает, с одной стороны, неподвижность, тишину и покой, и вместе с тем предельную чуткость, потому что если сидишь в поле, досыпая сны своей короткой ночи, то все птицы разлетятся, раньше чем ты сообразишь, что солнце припекает тебе спину. Совершенно необходимо сочетать эту интенсивную чуткость с неподвижностью и отсутствием напряжения; это и есть созерцательная подготовка к созерцательному безмолвию. Это очень трудно осуществимое равновесие между, с одной стороны, бдительностью, которая позволяет нам отзываться на все, что бы ни встретилось, совершенно открытым умом, свободным от всякой предвзятости и ожидания, и с другой стороны – неподвижным покоем, который позволит отозваться на встреченное, не проектируя на него отражение нашего собственного присутствия, что было бы разрушительно".

Митрополит Антоний Сурожский

Система Управления Здоровьем

Система управления здоровьем (СУЗ) - это научно обоснованная когнитивная технология восстановления здоровья и способности к творческой самореализации во всех сферах жизни - физической, психической, социальной, экономической, духовной.

В основе СУЗ лежит работа авторитетных, выдающихся ученых России: физиолога, основателя физиологической школы, антрополога, психолога, основоположника наук о мозге Ивана Михайловича Сеченова, физиолога, психолога, создателя науки о высшей нервной деятельности, Лауреата Нобелевской премии в области медицины и физиологии Ивана Петровича Павлова, физиолога, академика АН СССР, академика АМН СССР, Лауреата Ленинской Премии Петра Кузьмича Анохина, физиолога, академика РАМН Константина Викторовича Судакова, а также современных исследователей в области нейрофизиологии, биологии и квантовой физики.


Дмитрий Шаменков - доктор, специалист по семейной медицине и осознанному управлению здоровьем, создатель Школы СУЗ

Женат, отец четверых детей, живет на о. Панган в Таиланде. Более 20 лет занимается изучением возможностей управления здоровьем. Принимал участие в разработке медицинских нанотехнологий, клеточных технологий, руководил инновационными исследованиями в ЦКБ МПС РФ и Первом МГМУ им. И.М. Сеченова.

Член Экспертной коллегии и ментор Фонда Сколково
- член Экспертного совета Фонда содействия инновациям (Фонда Бортника)
- член Американской Психологической Ассоциации (APA - American Psychological Association)
- автор 27 научных публикаций и 18 патентов в сфере нанотехнологий, клеточных биотехнологий, регенеративной медицины и физиологии функциональных систем
- лектор конференции TEDx
- основатель и руководитель Школы "Система управления здоровьем"
- создатель социальной сети SUZ.community
- сооснователь центра SUZretreat в Таиланде

Отзывы практикующих:

В процессе выделилось чувство брошенности. Чувство одиночества. Такое сильное чувство,что когда то давно кто то внутри меня забыт и заброшен. И как будто это чувство фонит и определяет мое состояние в повседневной жизни.
Пошли слезы, потом рыдание. Потом просто боль от страданий в области груди. Это состояние просит внимание на себя. Мое выражение лица в каждодневной жизни выражает его.
Ощущается как глубокая обида на маму где то давно-давно, и с тех пор одиночество и нехватка родительского тепла. Которое уже никак не восполнить. Хочется излечиться, прожить и отпустить это.

Kokovkina Oxana

Вот теперь делюсь, всё равно немножко страшно, боюсь потерять это, цепляюсь видимо. Начну с большого и осознанного спасибо всем вам (это не значит, что другие спасибы не искренние), но этот особый:)
Кажется количество, начинает переходить в качество, где-то с середины-конца января делаю пм почти каждый день, если удаётся несколько раз, они конечно бывают разные по силе или глубине, иногда из целого часа всего 1 минута "настоящая", а иногда ни одной, интересно, что когда я только начинала летом и делала не регулярно, пм почти всегда были очень яркие, как-будто меня заманивали конфеткой:)
Вчера в вечерней совместной пм с Жанной со слезами радости и принятия вышло что-то, вышла ненависть, которую я очень боялась и принять не могла или вошла любовь. Вот сейчас написала это и стало смешно как-то, из-за одного этого предложения целый пост, а точнее два, см предыдущий пост:)
Но это действительно было маленькое чудо, я это именно так ощущала. И когда слушала вебинары Гульназ, которые очень отзывались, поражали открытостью, я понимала и слышала эти ее слова - если другие смогли и я смогу, и как потом из нее всё это выходило, но всё равно это звучало как что-то очень очень далёкое, а теперь я кажется знаю как это!

Julia Baer-Bader

Утренняя ПМ вызывает у меня всегда улыбку на лице. Так себя легко и комфортно чувствую после неё. Чувствую прилив сил, энергии, желание быть активным и продуктивным. Желание свернуть горы. сиду на работе и улыбаюсь. Погода за окном радует. Люблю такие моменты простой радости. Всем светлого дня.

Дмитрий Шаменков

Друзья, на неделе я проводил две утренние 6-часовые практики. О первой и ее дарах я уже писал. Хочу со вчерашнего дня написать о второй. Цель этого отчёта для меня - не только привлечение внимания к возможности участия в бесплатной регулярной групповой ПМ, но и в интеграции, осознании полученного опыта. Мы с Данькой отвозили машину на ремонт,-и практику я проводил из сервисного центра Toyota на Самуи. Не самое лучшее и тихое место. Но моя практика никак от этого не пострадала, а только выиграла. В течение часа я научился видеть и принимать техногенные циклические шумы, и, о чудо, увидел сначала шум телевизора, транслирующего искусственную запись ненастоящего прошлого, сотканного из слепков реальных переживаний, а потом и осознал, что циклические программы моего ума, образы, рождающиеся в ПМ чрезвычайно похожи на автоматическое воспроизведение телевизора! На этом фоне техногенные шумы из актуального настоящего, производимые стыком человека и машины, показались мне музыкой Природы!) Я ОЧЕНЬ давно не смотрел телевизор, и уж тем более не медитировал с ним))... А тут предоставилась такая волшебная возможность! Такой вот волшебный опыт!

Практикую два года, когда практиковала сама, были разные моменты, иногда регулярно, потом вообще на пару месяцев вылетала, снова приходила потребность в практике, возвращалась. Но только с появлением коллективных практик мне удалось отследить и понять, что же со мной происходит. Произошёл прорыв! Походы по врачам за все время (13 лет) ни дали никакого результата, это были выписки лекарств по шаблонам, которые совершенно не помогали, причём не важно был ли ты у профессора или у обычного врача. Никто из них не хотел разбираться, привычным жестом деньги за визит смахивались в ящик стола, тебе выдавали рецепт с кучей лекарств на все случаи жизни, которые вообще не помогали. Когда моя карточка стала по толщине похожа на два тома " Войны и мира", мысли о порче и дурном глазе тоже не подтвердились, я подумала а не пора ли остановиться. Стала искать, разбираться, читать, так и попала в СУЗ.
ПМ всегда разная,но для меня это самый главный инструмент для оздоровления. Иногда это отдых, иногда слезы очищения от тех событий которые всплывают в памяти, иногда без всяких переживаний и эмоций просто тишина. Перед началом я не проговариваю никаких целей, просто закрываю глаза и направляю внимание в центр груди, затем медленно начинается работа в теле. С появлением коллективных практик я все больше и больше понимала что со мной происходит. Моя работа связана с сидением за компьютером очень длительное время, а сидела я мягко скажем не правильно. И вот в практиках начало все раскручиваться. Мне стали показывать места зажимов и блоков. Поняла что не могу опустить левое плечо, оно все время поднято вверх и как только оно пытается опуститься его как на резинке поддёргивает вверх, мышцы шеи слева напряжены и стянуты и это переходит на грудину, зажата диафрагма с левой стороны. В вечерней практике с Татьяной Само под музыку, вообще были удивительные ощущения. За три часа до практики почувствовала в шее сильные болевые ощущения в тех местах с которыми вечером в самой практике началась работа. Было чувство, что очень мягко, глубоко и медленно прорабатывали каждый сантиметр шеи, растягивали позвонки, освобождали зажатые части, ощущения переходили даже на плечи и лопатки, была внутренняя легкость и спокойствие будто ты в надежных, умелых, заботливых руках. Наверное могла бы сидеть ещё час и больше, настолько это было целительно...
=>> Ссылка на продолжение поста

Наталья Гарипова

в субботу в 10 утра имела опыт молчания в одной комнате с дочерью 3,9 лет:) До этого они со старшей дочкой обычно играли в одной комнате, а я молчала в другой. А тут мы без старшей остались, и было бесполезно в какие-то комнаты уходить - все равно дочь придет ко мне:) Конечно София попыталась залезть мне на шею, как только я села и закрыла глаза:) договорились, что я выполнила ее желание, накормила завтраком, а теперь прошу мою просьбу выполнить - не залазить на меня, пока я молчу:) И у нас всё получилось! :)) Она рисовала, играла в ролевые игры с рисунками и игрушками, даже шепотом пыталась говорить:)) Я очень рада, что снова вышла за рамки своих представлений о реальности:) А только что, после совместного с ней прослушивания вебинара Жени Щепина, моя девочка сидит на диване, открыла первую попавшуюся книгу и начала имитировать чтение. Я сначала внимания не обратила, пока не услышала слова:
"....практика молчания, мамочка я тебя люблю, молчи мамочка пожалуйста, я тебя не отвлекаю, не лезу к тебе на шею, учись мамочка пожалуйста" - и все это нежным милым голоском... я хохотала громко:))))) и от умиления, и от ее творчества, и от радости, что дети впитывают тот образ жизни и лексикон, в котором растут - и воспроизводят:))

Только что закончилась моя первая практика в качестве со-ведущей. Очень сильные переживания сейчас в моменте. Самое сильное- это огромная благодарность. Благодарность всему и всем. Чувствую сейчас сильную любовь. Эта любовь ко мне и от меня. Это взаимный энергообмен с жизнью. И я сейчас так сильно чувствую её, что плачу. В теле есть напряжение, дрожат руки, но это всё от того, что я позволила этому всем быть, позволила себе быть, жить, дышать такой, какая есть сейчас. И оно выходит таким образом моё прошлое. Прошлое, которое так давит, часто управляет моими эмоциями, моим поведением, моими реакциями, прошлое, которого уже давно нет. А есть настоящее. И это настоящее - прекрасно настолько, что я чувствую трепет сейчас, восторг от совершенства этого момента, благоговение, что всё сейчас вот так у меня и со мной. Что всё совершенно.
Я почувствовала благодарность к себе, а это очень много для меня, т.к. обычно, я благодарю всех, только не себя, не желая видеть свои результаты, привычно скатываясь в боль, в свою недостойность, в свою раненную часть, которая забирает мою жизненную силу, отрывая меня от настоящего, отключая от моей настоящей цели, не разрешая быть здоровой, видеть жизнь реальной, а не в иллюзиях искажений и самобичеваний.
Я увидела себя со стороны, как много уже сделала для своего исцеления. Какой путь уже пройден и слёзы покатились по щекам... И в этот момент по радио заиграла музыка, под которую я когда-то, очень давно, 23 года назад, проживала очень сильный процесс в одном тренинге. Тогда он повернул мою жизнь, изменил вектор на здоровье. И вот сейчас я слышу ее вновь. И я увидела весь этот путь от той точки, тогда, когда я сидела в зале и плакала, впервые увидев себя настоящую, без постоянного самоуничтожения, сбросив ложный образ себя, соединившись с собой, и сейчас. И эта мелодия - как закрытие какого-то системокванта. Вот, где я была, какая я была и момент сейчас. И в этом моменте - вся гармония жизни, вся любовь Вселенной, все совершенство Замысла. Восхищение и радость, что столько любви вокруг меня...
=>> Ссылка на продолжение поста

Ирина Трон

Сегодня во время совместной ПМ у меня пропал звук, я приоткрыла глаза и увидела, что меня выбросило из вебинарной комнаты. Вошла заново, включилась в ПМ и почувствовала обиду. Странно, не могу же я обижаться на плохую связь, хотя понимаю, что ничего просто так не происходит. Раньше такого не случалось, последнее время - часто, вчера на вечерней ПМ выбросило и сейчас тоже. Я прислушалась к своему ощущению – с чем может быть связана обида. Пришла в голову фраза – я все делаю правильно. Вспомнила свое самое большое разочарование и обиду 13 летней давности, связанную с сыном, когда я все делала правильно, а результат получился вопреки здравому смыслу. Поняла, что это не то, те чувства уже не актуальны для меня, я уже много раз это проработала. А что актуально? Подумалось - это мое финансовое положение теперь, после выхода на пенсию. Да, задевает. Не худший вариант, но есть обида, что заслуживаю большего, ведь я все делала правильно. Вспомнился пост Мити «Жить по правилам или по понятиям», который произвел на меня огромное впечатление силой искренности, и тем. как все, что происходит с нами, в конце концов оказывается непредсказуемо правильным. Человек действует «неправильно», доходит до какой-то нижней точки (огромный энергетический потенциал для роста) и взлетает. А я делала все «правильно», получила «неправильный» результат, поняла, что мир устроен не так, как нас учили, что правильно не мир изменять, а себя, и начала дальше жить по новым правилам, т. е. опять правильно. И я рада тем изменениям, которые произошли во мне за эти 13 лет, и мир вокруг изменяется, но как-то очень медленно. А может, чтобы «взлететь» надо сделать что-то не по правилам? От этой мысли во мне возникло сильное необычное для меня чувство, мне трудно его описать словами. Это и протест и негодование и отторжение. Причем, мысль о неправильном поступке была без намерения, как бы понарошку. А чувство сильное настоящее. Я подумала, хорошо, что я сейчас в практике и могу прожить это чувство. И я поняла, что мне не надо совершать неправильные поступки, все, что мне сейчас надо было – это открыть в себе это чувство и прожить его. А произошло это благодаря странной цепочке из ничего не значащего события (выбросило из комнаты), чувства обиды, мыслей, которые возникали несвязно. Я замечала, как я их немножко додумывала, пытаясь уловить связь и привычную мне логику. Но я не проваливалась в думание. Я осознавала, что я в практике, замечала, когда возникает мысль, когда появляется чувство и как это все взаимосвязано. Даже мысли сами по себе не важны, важна цепочка, как одно рождает другое. Это был новый для меня опыт. Завершала практику с чувством удовлетворения и легкостью в теле. Меня опять выбросило из вебинарной комнаты, но это было уже не важно))
В практике было тяжело. Переживала тонны долженствований: гора посуды, в доме бардак (мягко сказано), с девочками договорились делать лендинг, с Наташей и Светой расшифровывать видео, Гузели обещала сделать записи вебинаров с экрана, с мужем договорились, что соберу важную информацию о нашей фирме... все интересно! Но так страшно не справиться! Так страшно, что получу неодобрение.. как же было некомфортно!