3085 1 от 19 июня 1992. Закон РФ 'О потребительской кооперации'

В настоящей статье речь пойдет о такой экономической модели бизнеса, как потребительская кооперация. Потребительское общество по сути своей является объединением граждан, которые приняли решение вести хозяйственную деятельность совместно. Все производственные цепочки максимально освобождены от налогов. Продукция на выходе имеет меньшую себестоимость, из чего вытекает возможность увеличения товарооборота. В коммерческом же варианте реализации услуг и товаров на каждом этапе предусматривается налогообложение (на добавленную стоимость, на прибыль и др.) — даже в холдингах и группах компаний.

Закон, который мы рассмотрим, защищает пайщиков от притязаний кредиторов, приставов, поскольку на паевые взносы не может быть обращено взыскание. Имущество каждого участника защищено законодательством от рэкета, недобросовестных конкурентов или партнеров.

Описание закона № 3085-1

Закон РФ N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» был принят 19 июня 1992 года. Также в этом году был издан ФЗ 442. Читайте подробнее

Преамбула гласит, что нормы настоящего закона направлены на определение правовых, экономических и социальных основ образования и работы потреб. обществ и их объединений, которые в общей своей массе представляют потребительскую кооперацию в России.

Читайте также о последних изменениях в ФЗ 416 О водоснабжении и водоотведении в последней редакции по

Закон представлен 9-ю главами, поделенными на 40 статей.

Рассмотрим структуру нормативного акта тезисно:

  • Общие положения : терминология, государство и система потребительской кооперации, главные принципы образования и работы обществ, правомочия, особенности трудовых взаимоотношений в их рамках;
  • Образование потреб. общества : порядок процедуры, гос. регистрация, устав;
  • Членство : принятие пайщиков в состав сообщества, их права и обязанности, завершение членства и возврат внесенных средств вышедшему или исключенному пайщику;
  • Управление : структура руководящих органов, функции общего собрания пайщиков и собрания уполномоченных потреб. общества, собрание пайщиков кооперативного участка, совет правления, функции контрольной комиссии и ответственность ее представителей;
  • Имущество : источники формирования имущества потребительского общества, величина вступительного взноса и пая, фонды, доходы и их распределение, имущественная ответственность организации и пайщиков;
  • Основы деятельности : бухучет и финансовая отчетность, правила документооборота;
  • Порядок реструктуризации и ликвидирование организации;
  • Союзы : принципы и правила создания, работы и вступления в союзы, учредительная документация, имущество, выход из союза, реструктуризация и ликвидирование объединения, структура руководящих и контрольных органов, функции общего собрания, совет правления, контрольная комиссия, функции союзов в рамках защиты интересов обществ и прав дольщиков.

Читайте также об основных положениях закона №61

К числу основных задач потребительской кооперации относятся:

  • Образование и развитие торговых организаций в целях обеспечения участников сообщества продукцией;
  • Покупка у физических и юр. лиц сельхоз продукции и сырья, товаров частных подсобных и промысловых хозяйств, закупка плодов, ягод, грибов и лекарственных растений, растущих в дикой природе, с дальнейшей их обработкой и реализацией;
  • Изготовление непродовольственных товаров и производство пищевых продуктов с дальнейшей их продажей через розничные магазины;
  • Предоставление членам сообщества услуг бытового и производственного характера;
  • Популяризация идей и принципов кооперации, вытекающих из международной практики, ознакомление с ними каждого пайщика всех обществ, в т.ч. посредством СМИ.

Рассматриваемый нами закон является гарантией оказания государством поддержки каждому такому кооперативу, их объединению и отдельным гражданам и компаниям, продвигающим принципы и идеи кооперации, а также реализующим их на практике в размере, зависящем от общественной значимости каждой отдельной организации.

Вам будет интересно: ФЗ о банкротстве. Подробности

Помимо настоящего закона, вопросы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов регулируются также иными нормативно-правовыми актами российского законодательства, в их числе — Гражданский кодекс РФ (в частности, ст. 123.2).

Актуальную информацию о ФЗ 144 в новой редакции читайте

В статье 2 во избежание путаницы дано разъяснение о том, что положения закона не касаются потребительских кооперативов, действующих на основании ФЗ о сельскохозяйственной кооперации и имеющих узкую специализацию, к примеру, гаражные, жилищные, строительные и др. Для таких кооперативов использование формулировки «потребительское общество» (либо их союз) в наименовании организации законодательством запрещено!

Читайте ФЗ 214 в новой редакции

Последние изменения

Актуальная редакция закона датируется июлем 2013 года. Изменения, внесенные тогда федеральным законом N 185-ФЗ, коснулись отдельных формулировок в статьях 11-ой, 21-ой и 33-ей закона о потребительской кооперации.

  • В п. 1 ст. 11 о правах членов потребительского общества были изменены:
    • Абзац 8. Пайщики вправе быть принятыми вне очереди на работу в потребительское общество согласно с их квалификацией (вместо «образованием, профессиональной подготовкой» ) и учетом потребности в кадрах;
    • Абзац 9. Пайщики вправе получать направления на обучение в образовательные организации (вместо «на учебу в образовательные учреждения») потребительской кооперации.
  • В пункте 4 статьи 21 и пункте 3 статьи 33 слово «учреждения» также было заменено на организации (образовательные и иные).

Скачать закон о потребительской кооперации в последней редакции

В настоящей статье нами был рассмотрен закон, регулирующий аспекты деятельности организаций-участников системы потребительской кооперации в России. Законодательством для таких организаций предусмотрен ряд льгот в различных сферах помимо налоговой. Исключены отдельные виды дорогостоящих лицензий. В такой структуре удобно объединять различные виды и формы предпринимательства, в частности, кооперативные участки, которые не являются юридическими лицами. Процедура регистрации общества не сложнее, чем для обычного ИП — производится в налоговой инспекции в качестве некоммерческой организации.

Кроме преимуществ данной модели в плане непосредственно производства, существуют плюсы для отдельных ее участников. Возможно создание внутренних фондов, в т.ч. страховых и пенсионных. Организация может кредитовать своих пайщиков, минуя высокие проценты коммерческих банков. Отличительной особенностью системы кооперации является нацеленность не на прибыль компании, а на выгоду каждого отдельного пайщика. В отличие от стандартного инвестиционного бизнеса, существующего по принципу «чем больше вложил, тем больше получишь», в рамках системы кооперации права и возможности пайщиков максимально уравнены.

Чтобы ознакомиться с нормами законодательства, регулирующими аспекты деятельности рассмотренной нами модели, предлагаем (ред. от 02.07.2013) «О потребительской кооперации (обществах, их союзах) в РФ».

Комментарий к статье 123.2

  1. Комментируемая статья предлагает общие положения, регламентирующие организацию и деятельность потребительских кооперативов. Особенности отдельных видов потребительских кооперативов, их создание и функционирование, а также права и обязанности их членов определяются законами о потребительских кооперативах.

В настоящее время действуют Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации” <1>, Федеральные законы от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”, от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” <2>, от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ “О кредитной кооперации” <3> и разд. V “Жилищные и жилищно-строительные кооперативы” Жилищного кодекса РФ. Полагаем, что в отношении гаражных кооперативов наряду с комментируемой статьей следует руководствоваться отдельными положениями Закона СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI “О кооперации в СССР” <4>.

——————————–

<1> Российская газета. 19.06.1992. N 139.

<2> Собрание законодательства РФ. 1998. N 16. Ст. 1801.

<3> Собрание законодательства РФ. 2009. N 29. Ст. 3627.

<4> Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. N 22. Ст. 355.

Таким образом, мы видим, что по сути в отношении одной организационно-правовой формы некоммерческой организации – потребительских кооперативов – действуют несколько федеральных законов, которые в значительной части дублируют друг друга. Полагаем, что комментируемая статья и ст. 123.3 ГК РФ внесут большую ясность в законодательство, посвященное потребительским кооперативам.

  1. Для удовлетворения материальных и иных потребностей граждане и юридические лица вправе создать некоммерческую организацию в виде потребительского кооператива. Как и другие организации, кооператив приобретает статус юридического лица с момента государственной регистрации, с этого же момента учредители потребительского кооператива становятся его членами.

В уставе потребительского кооператива должны быть обязательно указаны:

– наименование с указанием на основную цель его деятельности, а также слово “кооператив”, например: “Северо-западный жилищно-строительный кооператив” либо “Садовый кооператив “Земляника”;

– место нахождения кооператива, которое определяется местом его государственной регистрации;

– порядок управления деятельностью потребительского кооператива;

– предмет и цели деятельности кооператива;

– порядок вступления в члены кооператива;

– порядок выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат;

– размер вступительных и паевых взносов;

– состав и порядок внесения вступительных и паевых взносов;

– ответственность за нарушение обязательств по внесению паевых взносов;

– состав и компетенция органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

– порядок покрытия членами кооператива понесенных им убытков;

– порядок реорганизации и ликвидации кооператива.

Кроме того, в устав могут включаться и другие не противоречащие законодательству положения, связанные с особенностями деятельности конкретного кооператива.

Наряду с действующим законодательством устав потребительского кооператива служит юридической основой, обеспечивающей участие кооператива в гражданских, административных, земельных и других правоотношениях. Нормы устава обязательны для регулирования внутрикооперативных отношений. В случае возникновения споров в этих отношениях правоприменительные органы основываются как на положениях законодательных актов, так и на уставе потребительского кооператива.

Потребительские кооперативы приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности через свои органы.

  1. Комментируемая статья указывает на то, что членами кооперативов могут быть как граждане, так и юридические лица. Важно отметить, что у одного члена кооператива только один голос независимо от размера паевого взноса.

Безусловно, юридические лица выступают в качестве членов потребительских кооперативов скорее как исключение в силу отсутствия потребительских потребностей у юридической личности (они могут быть у акционеров, товарищей, членов и т.д.). Так, ст. 111 ЖК РФ указывает на возможность юридического лица вступить в жилищный или жилищно-строительный кооператив.

Граждане могут быть членами потребительского кооператива по достижении 16-летнего возраста (ст. 26 ГК). Ограничений по гражданству в законодательстве о потребительской кооперации нет.

Лицо (физическое или юридическое) может стать членом действующего потребительского кооператива на основании решения общего собрания членов кооператива или уполномоченного им органа при условии внесения вступительного и паевого взносов (в некоторых случаях допускается внесение части пая).

В отличие от законодательства, действовавшего до введения в действие части первой ГК РФ, современное законодательство допускает для лица возможность быть членом нескольких кооперативов, включая однородные (например, трех садоводческих и (или) двух жилищных кооперативов).

  1. Паевой взнос членов кооператива является имущественным (как правило, денежным); сумма таких взносов образует паевой фонд кооператива, который определяется общим собранием.
  2. Управление потребительским кооперативом осуществляется общим собранием кооператива (в случае большого количества членов созывается конференция), правлением, председателем кооператива (председателем правления). В потребительском обществе избирается также совет общества.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью потребительского кооператива общим собранием избирается ревизионная комиссия (ревизор).

Уставом конкретного потребительского кооператива могут предусматриваться наряду с перечисленными и другие органы.

  1. Созыв общего собрания (конференции) производится членами потребительского кооператива или его органами. Очередные собрания созываются в периодичности, указанной в уставе (не реже одного раза в два года или одного раза в год).

При необходимости решения безотлагательных проблем созывается внеочередное общее собрание (конференция). Такой созыв вправе потребовать в зависимости от содержания устава правление, ревизионная комиссия, определенное количество членов кооператива (как правило, 1/3 членов).

Общее собрание (конференция) правомочно принимать решение, если на нем присутствуют более 50% членов кооператива. Решение принимается большинством от числа присутствующих и оформляется протоколом.

  1. Для обеспечения выполнения уставных задач и в целях проведения текущей работы, а также для организации выполнения принятых решений общее собрание (конференция) избирает из числа членов кооператива исполнительно-распорядительный орган – правление. Уставом кооператива определяется срок деятельности правления, который, как представляется, не должен быть менее двух и более пяти лет. Согласно п. 4 ст. 14 Закона о кооперации в СССР правление кооператива осуществляет руководство текущей деятельностью кооператива и принимает решения по вопросам, которые не относятся к исключительной компетенции общего собрания (собрания уполномоченных). Если кооператив объединяет небольшое количество членов, то функции правления может выполнять председатель кооператива.

Формулируя обязанности правления, уставы большинства кооперативов указывают следующие: получение установленных общим собранием вступительных и паевых взносов от членов кооператива; составление планов, смет и отчетов; управление кооперативом; наем рабочих и увольнение их; заключение договоров; выдачу банковским организациям обязательств по погашению кредита и совершение иных сделок от имени кооператива, а также целый ряд других обязанностей. Следует отметить, что указанные в уставе обязанности не должны противоречить действующему законодательству.

Правление созывается председателем не реже определенного в уставе количества раз в конкретный период, обычно не реже одного раза в месяц.

Правление в пределах своей компетенции принимает решения, обязательные к исполнению всеми членами кооператива, а также лицами, работающими в кооперативе по трудовым договорам. Решения правления могут быть отменены только общим собранием (конференцией) кооператива. Правление не реже одного раза в год отчитывается перед высшим органом управления кооператива. Надо полагать, что общее собрание (конференция) вправе потребовать отчета у отдельного члена правления.

  1. Руководит деятельностью членов правления кооператива председатель, который избирается на заседании высшего органа управления или исполнительно-распорядительного органа.

Председатель правления (председатель) кооператива обеспечивает выполнение решений общего собрания (конференции) и правления, представляет кооператив в отношениях с государственными органами, организациями, заключает договоры, совершает иные действия.

  1. Ревизионная комиссия (ревизор) кооператива является контрольным органом кооператива. Ревизионная комиссия избирается на общем собрании (конференции), как правило, на тот же срок, что и правление. В обязанность ревизионной комиссии входит проверка хозяйственной и финансовой деятельности правления кооператива.

Члены ревизионной комиссии одновременно не могут являться членами правления кооператива – это означает, что ревизионная комиссия (ревизор) не зависит от правления и его председателя. Комиссия отчитывается только перед общим собранием (конференцией) после проведения плановых и внеплановых ревизий, представляет заключение о бюджете кооператива и годовом отчете, отчитывается о своей деятельности.

  1. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает ограничения на возможности преобразования потребительского кооператива.

Жилищные и жилищно-строительные кооперативы, где члены выплачивают паевые взносы, становятся собственниками жилых и нежилых помещений, а также придомовой территории, соответственно, они утрачивают паевые отношения. Такой кооператив может преобразоваться в товарищество собственников жилья.

В п. 4 ст. 218 ГК РФ указывается на возникновение права собственности наряду с членами жилищных и жилищно-строительных кооперативов, полностью выплатившими паевой взнос, как минимум членов дачного и гаражного кооперативов (перечень неисчерпывающий). Полагаем, что такие кооперативы также могут преобразовываться в товарищества собственников недвижимости.

Что касается других потребительских кооперативов, то они могут преобразовываться в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд.

Не действует Редакция от 19.06.1992

ЗАКОН РФ от 19.06.92 N 3085-1 "О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Настоящий Закон определяет и закрепляет правовые, экономические и социальные основы деятельности потребительской кооперации, устанавливает принципы ее взаимоотношений с государством, обеспечивает возрождение и развитие демократических начал ее деятельности, защиту интересов пайщиков и обслуживаемого населения.

Глава 1. Общие положения

Потребительская кооперация в Российской Федерации - это совокупность добровольных обществ пайщиков, их объединений, действующих на основании уставов с целью удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах за счет денежных и материальных взносов.

Пайщиками потребительских обществ могут быть: граждане, достигшие 16-летнего возраста, крестьянские, фермерские хозяйства, кооперативы и иные предприятия и организации.

Потребительская кооперация в интересах пайщиков осуществляет заготовительную, торговую, производственную, посредническую и иную деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, всемерно содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры, ведет благотворительную деятельность, участвует в международном кооперативном движении.

Законодательство о потребительской кооперации состоит из настоящего Закона, других законов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Глава II. Основные права и обязанности пайщиков

1. Пайщики имеют право:

объединяться на добровольной основе в потребительские общества и добровольно выходить из них с возвращением первого взноса и соответствующей этому взносу доли приращенного имущества;

получать долю дохода, подлежащего распределению между пайщиками;

участвовать в управлении потребительским обществом, избирать и быть избранным в распорядительные и контрольные органы;

пользоваться преимуществом при сбыте и переработке продукции личного хозяйства и промысла через предприятия потребительской кооперации;

быть принятыми в первоочередном порядке на работу в потребительское общество;

пользоваться другими правами и преимуществами, определенными уставом потребительского общества.

2. Защита прав пайщиков осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставами потребительских обществ.

3. Пайщики обязаны:

соблюдать устав потребительского общества;

выполнять обязательства перед потребительским обществом с участием в его деятельности.

Глава III. Потребительское общество. Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов с государственными органами

1. Потребительское общество является юридическим лицом. Потребительские общества могут быть сельскими, поселковыми, районными, городскими и любыми другими.

2. Высшим органом потребительского общества является общее собрание пайщиков (или уполномоченных), которое принимает устав, при необходимости вносит в него изменения и дополнения, определяет размер вступительного и паевого взносов, избирает распорядительные и контрольные органы потребительского общества, заслушивает отчеты об их деятельности, устанавливает средства на их содержание, решает вопросы о создании союзов ассоциаций и других объединений (союзы, ассоциации и другие объединений потребительских обществ - в дальнейшем "союзы") о вступлении в них и выходе их них, о делегируемых союзам правах, а также иные вопросы, отнесенные к его компетенции настоящим Законом и уставом общества.

Решение общего собрания пайщиков (их уполномоченных) считается действительным, если за него проголосовало более 50 процентов всех пайщиков. Уполномоченные могут быть допущены к голосованию при наличии доверенности пайщиков. Выборы распорядительных и контрольных органов потребительских обществ осуществляются тайным голосованием.

3. Деятельность потребительского общества прекращается по решению общего собрания пайщиков (или уполномоченных).

При прекращении деятельности (ликвидации) потребительского общества порядок использования его имущества, оставшегося после уплаты налогов, выполнения обязательств перед банками и другими кредиторами выплаты пайщикам паевых взносов, дивидендов на них, определяется общим собранием пайщиков (или уполномоченных).

4. Потребительские общества по решению пайщиков могут объединяться в союзы, ассоциации и другие объединения, имеют право свободного выхода из них с получением своей доли имущества и соответствующей долевому вкладу части имущества, приращенного за время совместной деятельности.

Решение вопроса о вступлении в союз или выходе из него принимается на общем собрании пайщиков (или уполномоченных) тайным голосованием, если за него проголосовало более 50 процентов пайщиков (их уполномоченных).

Союз потребительских обществ является юридическим лицом, действует на основании своего устава в соответствии с делегируемыми ему потребительскими обществами правами. Он не несет ответственности по обязательствам потребительских обществ и не наделен по отношению к ним организационно-распорядительными и контрольными функциями.

Высшим органом союза является общее собрание представителей потребительских обществ, вошедших в союз.

Взаимоотношения между потребительскими обществами и их союзами, а также между союзами строятся на договорной основе.

1. Имущество потребительских обществ принадлежит пайщикам на праве частной (общей, долевой, общей совместной) собственности. По решению пайщиков (или уполномоченных) работники потребительской кооперации могут иметь право на выдел части имущества. Условия и порядок выделения имущества определяются уставами.

2. Собственность потребительских обществ образуется за счет взносов пайщиков, дохода, получаемого в результате хозяйственной деятельности, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

3. Собственность потребительских обществ охраняется государством. Она может быть отчуждена только по решению пайщиков, а также изъята в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

1. Органы государственной власти и управления не вправе вмешиваться в хозяйственно-финансовую деятельность потребительских обществ, их союзов, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Потребительские общества, союзы, их предприятия и организации самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития. Акты органов государственной власти или управления, нарушающие права потребительских обществ, их союзов, обжалуются в установленном порядке в арбитражный суд.

Ущерб, причиненный потребительским обществам, их союзам в результате незаконного вмешательства в их хозяйственную и иную деятельность, возмещается в установленном порядке.

2. Потребительские общества, их союзы, а также созданные ими предприятия и организации считаются учрежденными и приобретают статус юридического лица со дня их государственной регистрации районными, городскими, районными в городе Советами народных депутатов по месту их учреждения.

Для регистрации потребительского общества представляются следующие документы: заявление, устав, протокол общего собрания пайщиков (или уполномоченных) и свидетельство об уплате государственной пошлины.

Решение о регистрации должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента подачи документов. Потребительское общество, союз потребительских обществ должны быть уведомлены о регистрации или отказе в ней в недельный срок. Отказ в регистрации или уклонение от регистрации могут быть обжалованы в арбитражный суд.

3. Потребительские общества, их союзы ведут бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Глава IV. Экономические основы деятельности потребительских обществ, их союзов

1. Доходы потребительских обществ, их союзов и созданных ими предприятий и организаций формируются за счет средств, получаемых от результатов их деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Порядок распределения и использования части доходов, оставшихся после обязательных платежей, определяется в потребительских обществах общим собранием пайщиков (их уполномоченных), а в союзах - собраниями представителей потребительских обществ.

Потребительские общества и их союзы для выполнения своих уставных обязанностей могут создавать заготовительные, торговые, производственные и другие предприятия, учебные заведения, научные организации, а также учреждать банки, страховые общества. Имущество закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления.

2. Налогообложение предприятий и организаций потребительских обществ, их союзов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

1. Трудовые отношения в потребительских обществах и их союзах регулируются законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации о труде, настоящим Законом, а также в потребительских обществах - их уставами, в союзах - уставами союзов.

2. Потребительские общества, их союзы для выполнения своих задач самостоятельно осуществляют наем работников и определяют размеры оплаты труда.

3. Трудовые отношения с работниками, занимающими выборные должности в потребительских обществах и союзах, регулируются их уставами.

Дисциплинарные взыскания (вплоть до освобождения от занимаемой должности) на работников выборных органов потребительских обществ и союзов налагаются только органом, избравшим их.

1. Потребительские общества и их союзы в соответствии с законодательством Российской Федерации могут устанавливать международные связи с организациями и предприятиями зарубежных стран, пользоваться кредитами банков Российской Федерации и зарубежных банков в иностранной валюте.

2. Средства в иностранной валюте, полученные потребительскими обществами, их союзами от экспорта товаров (оказания услуг), после отчисления государству налога поступают в их распоряжение и изъятию не подлежат.

Президент Российской
Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

На сайте «Zakonbase» представлен ЗАКОН РФ от 19.06.92 N 3085-1 "О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ЗАКОН РФ от 19.06.92 N 3085-1 "О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ЗАКОН РФ от 19.06.92 N 3085-1 "О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (с изменениями от 11 июля 1997 г., 28 апреля 2000 г., 21 марта 2002 г.) Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации. Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются: создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией; производство пищевых продуктов и непроизводственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли; оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг; пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации. Настоящий Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку. Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия Статья 2. Ограничение на использование в наименовании юридического лица слов "потребительское общество", "союз потребительских обществ" Статья 3. Государство и система потребительской кооперации Статья 4. Основные принципы создания и деятельности потребительского общества Статья 5. Правомочия потребительского общества Статья 6. Особенности трудовых отношений в потребительских обществах и их союзах Глава II. Образование потребительского общества Статья 7. Порядок образования потребительского общества Статья 8. Государственная регистрация потребительского общества Статья 9. Устав потребительского общества Глава III. Членство в потребительском обществе Статья 10. Прием в потребительское общество Статья 11. Права пайщиков потребительского общества Статья 12. Обязанности пайщиков потребительского общества Статья 13. Прекращение членства в потребительском обществе Статья 14. Возврат паевого взноса выходящему или исключенному из потребительского общества пайщику Глава IV. Органы управления потребительского общества Статья 15. Структура органов управления потребительского общества Статья 16. Полномочия общего собрания пайщиков потребительского общества Статья 17. Собрание пайщиков кооперативного участка потребительского общества. Общее собрание уполномоченных потребительского общества Статья 18. Порядок принятия решений общим собранием пайщиков потребительского общества, общим собранием уполномоченных потребительского общества, собранием пайщиков кооперативного участка потребительского общества Статья 19. Совет и правление потребительского общества Статья 20. Ревизионная комиссия потребительского общества, ее полномочия, ответственность членов ревизионной комиссии Глава V. Имущество потребительского общества Статья 21. Имущество потребительского общества, источники формирования его имущества Статья 22. Размеры вступительного и паевого взносов Статья 23. Паевой и иные фонды потребительского общества Статья 24. Доходы потребительского общества и их распределение Статья 25. Имущественная ответственность потребительского общества и его членов Глава VI. Основы деятельности потребительского общества Статья 26. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность потребительского общества Статья 27. Порядок ведения документов потребительского общества Статья 28. Хранение документов потребительского общества Глава VII. Реорганизация и ликвидация потребительского общества Статья 29. Реорганизация потребительского общества Статья 30. Ликвидация потребительского общества Глава VIII. Союз потребительских обществ Статья 31. Основные принципы создания и деятельности союза Статья 32. Порядок создания союза (вступления в союз). Статья 33. Имущество союза Статья 34. Органы управления и органы контроля союза Статья 35. Полномочия общего собрания представителей потребительских обществ союза Статья 36. Порядок принятия решения общим собранием представителей потребительских обществ союза Статья 37. Совет и правление союза Статья 38. Ревизионная комиссия союза Статья 39. Реорганизация и ликвидация союза Глава IX. Переходные положения Статья 40. Переходные положения

Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах): значение и содержание Закона

Важное значение для возрождения потребительской кооперации имело обновление правовых основ ее деятельности. Закон СССР о кооперации в СССР 1988г. при своей относительной прогрессивности был несовершенен, а после 1991г. он частично устарел, и возникла надобность в специальном законе о потребительской кооперации.

Им стал Закон "О потребительской кооперации в Российской Федерации", принятый Верховным Советом Российской Федерации в июне 1992г. Он состоял из 4 глав и 9 статей. Закон признал необходимость потребительских обществ и их союзов для общества, юридически закрепил правовые, экономические и социальные основы их деятельности, заложил предпосылки возрождения потребительской кооперации на подлинно демократической основе и использования ее хозяйственного (предпринимательского) потенциала в интересах пайщиков и обслуживаемого населения.

В соответствии с указанным Законом были приняты новые уставы потребительских обществ и потребсоюзов. Имущество каждого потребительского общества стало принадлежать его пайщикам на праве частной (общей долевой, общей совместной) собственности; работники кооперации тоже начали закреплять за собой выделяемую, согласно уставу, часть имущества. Закон предусматривал, что взаимоотношения между потребительскими обществами и союзами, а также между союзами впредь строятся на договорной основе. Уже к началу 1993г. почти все потребительские общества России тайным голосованием пайщиков на общих собраниях приняли решение о вступлении в местные союзы и Центросоюз, превратившийся теперь в союз кооперативов.

В целом же Закон "О потребительской кооперации в Российской Федерации", несмотря на свои существенные изъяны, спас старейшую кооперативную систему страны от распада, а ее собственность -- от полного и форсированного "раскооперирования".

С января 1995г. начала действовать первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 116 которого посвящена потребительским кооперативам. Возникло противоречие между статьями Закона "О потребительской кооперации в Российской Федерации" 1992г. и положениями нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Например, согласно пункту 1 статьи 5 указанного Закона имущество потребительского общества принадлежит пайщикам на праве частной (общей долевой, общей совместной) собственности, а в пункте 2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительские кооперативы отнесены к таким юридическим лицам, в отношении которых их участники (члены) имеют не вещные, а обязательственные права, в силу чего собственником имущества признается сам потребительский кооператив, но не его пайщики и не его работники.

Для устранения таких принципиальных противоречий в законодательстве и в связи с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации в июле 1997г. издан Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации".

В новой редакции это Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". Основной дух Закона -- признание пайщика самой важной фигурой не только в своем потребительском обществе, но и в системе потребительской кооперации. Правовые акты прежней, социалистической формации принуждали потребительскую кооперацию обеспечивать товарами "своих членов и обслуживаемое население". А в этом постсоветском Законе "обслуживаемое население" (или "остальное население") даже не упоминается. Зато через весь Закон красной нитью проходит одна основная идея: организации потребительской кооперации созданы пайщиками и должны верно служить интересам этих пайщиков.

Закон состоит из преамбулы, 9 глав, 40 статей.

В преамбуле определены основные задачи потребительской кооперации. Записано, что Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти общества и союзы, государственную поддержку.

В главе первой -- "Общие положения" -- раскрыты использованные в Законе основные понятия, определены взаимоотношения государства и системы потребительской кооперации, сформулированы важнейшие принципы создания и деятельности потребительского общества, его правомочия как юридического лица, особенности трудовых отношений в обществах и их союзах.

Глава вторая -- "Образование потребительского общества" -- определяет порядок учреждения потребительского общества, его государственной регистрации и круг сведений, которые должны содержаться в уставе общества.

Глава третья -- "Членство в потребительском обществе" -- содержит статьи о приеме в потребительское общество, о правах и обязанностях пайщиков, случаях прекращения членства в обществе, возврате паевого взноса пайщику, выходящему или исключенному из общества.

В главе четвертой -- "Органы управления потребительского общества" -- дана структура этих органов, определены полномочия общего собрания общества, собрания пайщиков кооперативного участка, общего собрания уполномоченных общества, совета общества и ревизионной комиссии общества. Устанавливается также порядок принятия решений на указанных собраниях.

Глава пятая -- "Имущество потребительского общества" -- устанавливает источники формирования имущества, содержит перечень создаваемых в потребительском обществе фондов, определяет порядок распределения доходов, а также имущественную ответственность общества и его членов.

В главе шестой -- "Основы деятельности потребительского общества" -- речь идет о бухгалтерском учете и финансовой отчетности общества, порядке ведения документов и самих документах, которые должны храниться по месту нахождения совета потребительского общества.

Глава седьмая -- "Реорганизация и ликвидация потребительского общества" -- определяет порядок слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования, ликвидации потребительского общества, а также порядок использования имущества ликвидируемого общества.

В главе восьмой -- "Союз потребительских обществ" -- рассматриваются основные принципы создания и деятельности союза, порядок вступления в союз, источники его имущества, полномочия органов управления и контроля союза и, наконец, порядок реорганизации и ликвидации союза.

Глава девятая -- "Переходные положения" -- содержит требование к потребительским обществам, союзам потребительских обществ, их организациям и учреждениям, созданным до вступления в силу настоящего Закона, привести свои уставы в соответствие с ним в течение 12 месяцев.

Данный Закон Российской Федерации был дважды обновлен и дополнен - в апреле 2000г. и в марте 2002г.. В результате в Законе расширен перечень задач потребительской кооперации; уточнены вопросы, относящиеся к компетенции советов и правлений потребительских обществ и их союзов; зафиксирована норма о праве союза осуществлять контрольные и распорядительные функции в отношении как потребительских обществ, которые являются членами данного союза, так и созданных потребительскими обществами соответствующих союзов потребительских обществ, и т. д.

Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" является правовой базой возрождения потребительской кооперации, ее реформирования в соответствии с проводимыми в стране преобразованиями. Закон открыл новый этап в развитии кооперативного движения потребителей в России, расширил возможности для свободного развития потребительской кооперации Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. - стр.400 с..

Вывод: Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» регулирует правовые отношения непосредственно потребительских обществ и их союзов, действующих в единой системе -- системе потребительской кооперации.

Федеральный закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзов) в Российской Федерации» в редакции 1997г. открыл простор для реформирования организационной структуры потребительской кооперации.