Правовое регулирование качества товаров. Правовое регулирование качества продукции

"Вопросы трудового права", 2012, N 8

Правовое регулирование качества труда на федеральном уровне осуществляется техническими регламентами, международными и национальными стандартами. Они содержат технологические нормы, которые работодатель принимает за основу при разработке документов технологического процесса организации. Детальная регламентация отношений по обеспечению качества труда осуществляется локальными нормативными правовыми актами.

Выпуск конкурентоспособного продукта обусловлен, прежде всего, качеством процесса труда в организациях, занятых его производством. Собственник формулирует цели, задачи деятельности предприятия, определяет вид и содержание технологического процесса, обеспечивает его качество посредством применения определенных правовых норм, которые обычно закреплены в локальных нормативных правовых актах. Каждое трудовое действие (бездействие) программируется работодателем в документах технологического процесса (технологических инструкциях, технологических регламентах, операционных листах, картах эскизов, ведомостях материалов и оборудования и других).

Необходимость правового регулирования общественных отношений, связанных с качеством работы, обосновывали ученые еще в прошлом столетии. Е.А. Мягков отмечал, что трудовое право "служит для установления образцов качественной работы; прав и обязанностей по выполнению качественных требований к трудовой деятельности; оценки качества работы рабочих и служащих" <1>. Связывая качество труда прежде всего с конечным его результатом, Н.Б. Болотина к элементам системы управления качеством труда относила "четкую постановку задач перед исполнителем в виде детально разработанных должностных инструкций, программ, планов работ" .

<1> Для определения количественной оценки качества работы Е.А. Мягков разработал перечень упущений и улучшений: применение (неприменение) новых технологий, исправность (неисправность) оборудования, соблюдение (нарушение) трудовой, производственной дисциплины, повышение профессионализма рабочих и служащих. Но, по сути, это факторы, оказывающие влияние на качество процесса труда. Целью количественной оценки качества работы было поощрение работника или применение к нему мер принуждения, что способствует повышению качества работы и результата труда.

Современные исследователи не уделяют должного внимания вопросам правового регулирования качества труда. Большинство авторов связывают это понятие с его сложностью, квалификацией, ответственностью, напряженностью, тяжестью, самостоятельностью, соблюдением работником трудовой, производственной и технологической дисциплины, отношением к труду <2>. Поэтому в литературе по трудовому праву рассматриваются проблемы правовой регламентации условий, способствующих обеспечению надлежащего качества труда, его повышению.

<2> Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. проф. Ю.П. Орловский. М.: Контракт, Инфра-М, 2007. С. 259; Трудовое право: Учебник / Под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. М.: Проспект, 2009. С. 352 - 353; Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный). Новая редакция / Отв. ред. М.О. Буянова, И.А. Костян. 5-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2007. С. 334; Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.Л. Гейхман, Е.Н. Сидоренко. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2007. С. 404 - 405.

В основе правового регулирования качества труда лежат отношения по организации и ведению технологического процесса. Качество труда по трудовому праву - это обеспеченное работодателем соответствие трудовых действий (бездействия) наемного работника, первичного производственного коллектива действующим в организации технологическим нормам. Прежде всего, необходима правовая регламентация последовательности и содержания технологических операций, совершаемых работником, процедуры осуществления контроля за соблюдением требований технологического процесса (технологических норм), оценки работодателем конечного результата труда. И только как следствие соблюдения или нарушения норм, программирующих ведение технологического процесса, возможны его корректировка, изъятие бракованной продукции, применение мер поощрения или принуждения к работнику.

Отношения по обеспечению качественной работы трудящихся, первичных производственных коллективов детально регламентируются на уровне организации. Однако в действующей системе трудового законодательства, опосредующего институт качества труда, сложилась иерархия нормативных правовых актов (Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон "О техническом регулировании", технические регламенты, стандарты, локальные нормативные правовые акты). В ТК РФ нет специально обособленной совокупности норм, закрепляющих этот правовой институт. Но сущность и содержание института "качество труда" можно установить, проанализировав нормы других институтов трудового права, которые закреплены в ТК РФ.

Так, одним из условий качественного ведения технологического процесса является общая обязанность работника соблюдать трудовую, технологическую, производственную дисциплину. На положениях ряда статей ТК РФ о дисциплине труда (ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22, ст. 189) основана компетенция работодателя по обеспечению соответствия трудовых действий (бездействия) наемного работника, первичного производственного коллектива технологическим нормам. Необходимость разрабатывать и принимать локальные нормативные правовые акты вытекает из положения об обязательном своевременном обеспечении работника технической и иной документацией (ст. 163 ТК РФ).

Качество работы участника наемного труда зависит и от организации мероприятий по охране труда и обеспечению безопасности технологических процессов. Трудовым кодексом РФ запрещается использовать не соответствующие государственным требованиям машины, механизмы, другое производственное оборудование, материалы, средства индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 215 ТК РФ).

Основным правовым средством обеспечения качества труда наемного работника является заработная плата. Устанавливая качественные показатели премирования, работодатель повышает материальную заинтересованность работника, первичного производственного коллектива в соблюдении норм технологического процесса, улучшении качества конечного результата труда. Размер начисляемой и выплачиваемой работнику заработной платы корректируется в зависимости от качества выполненной работы (ч. 1 ст. 129 ТК РФ). Оплата труда работника может быть снижена в пределах, установленных законодателем при изготовлении продукции, оказавшейся браком (ст. 156 ТК РФ).

Учитывая разносторонние связи между нормами, регулирующими качество труда, и нормами других институтов трудового права, можно говорить об институте качества труда как о сквозном (по аналогии, например, с институтом "дисциплина труда"). В целях упорядочивания правового регулирования отношений по обеспечению качества процесса труда в Трудовом кодексе РФ можно закрепить правовые нормы, устанавливающие: систему нормативных правовых актов, содержащих требования к качеству ведения технологического процесса, произведенного продукта; порядок формирования и содержание компетенции органов и должностных лиц, контролирующих качество труда наемного работника, первичного производственного коллектива; правовые основы процедуры оценивания работодателем результатов труда.

Наряду с Трудовым кодексом РФ, качество труда регулируется нормами технических регламентов, международных и национальных стандартов, сводов правил. Федеральный закон "О техническом регулировании" устанавливает систему нормативных правовых актов, опосредующих большой массив технологических норм, обязательных и (или) рекомендованных для применения работодателем в процессе разработки документов технологического процесса в организации. Правовая природа технических регламентов и других документов технического регулирования исследована в работах В.Ю. Лукьяновой , Л.К. Терещенко , Ю.А. Тихомирова , Я.Е. Парция . Они рассматривают совокупность технических регламентов, стандартов, сводов правил как часть административного законодательства.

Однако нормы, содержащиеся в этих нормативных правовых актах, составляют не только институт административного права, но и институт качества труда в системе трудового права. Правовые предписания документов технического регулирования реализуются, прежде всего, работодателем в процессе использования наемного труда. Эти требования опосредуются в локальных нормативных правовых актах, становятся правилами поведения конкретного работника, первичного производственного коллектива. Работодатель устанавливает, корректирует таким образом нормы техпроцесса, осуществляет контроль за выполнением предписаний технологических документов, обеспечивая тем самым качество самого процесса труда. Нарушение исполнителем требований технических регламентов, стандартов влечет за собой снижение качества работы, выпуск бракованной продукции, выход из строя оборудования, материальную или дисциплинарную ответственность работника.

Технические регламенты - нормативные правовые акты прямого действия. Качество труда работодателем обеспечивается при соблюдении содержащихся в регламентах государственных требований.

Помимо регламентов к документам технического регулирования отнесены стандарты. И если в отношении технических регламентов действует принцип обязательного применения, то в отношении стандартов Федеральным законом "О техническом регулировании" провозглашен принцип добровольности применения (ст. 12). В то же время в соответствии с п. 8 ст. 7 указанного Закона международные стандарты должны, а национальные стандарты могут использоваться в качестве основы для проектов технических регламентов. Если положения стандарта включены в технический регламент, работодатель обязан их применить, конкретизировать посредством принятия технологических норм на уровне организации. Цель стандарта - наиболее четко и детально регламентировать технологический процесс, установить требования к конечному результату, закрепить способы испытаний и контроля, методы оценки работы участников совместного труда.

К документам стандартизации Федеральным законом "О техническом регулировании" отнесены своды правил, которые также применяются на добровольной основе. В них содержатся правила и (или) описания процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции (ст. 2). Своды правил разрабатываются и принимаются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий только в случае отсутствия национальных стандартов. На стандартах, нормах и правилах (СНиПах) основывается технологический процесс во всех современных строительных организациях. Правительство РФ наделено полномочиями по утверждению перечня национальных стандартов и сводов правил, обязательное применение которых обеспечит соблюдение требований определенных технических регламентов (ст. 6 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").

Отличительной особенностью документов технического регулирования является включение в их содержание технологических норм, понятных, прежде всего, производителю. Собственник организации (работодатель) обязан на основе норм технических регламентов разрабатывать документы технологического процесса.

Социологическое исследование, проведенное на предприятиях Западной Сибири, показало, что в организациях региона при ведении технологического процесса применяются следующие виды документов техпроцесса: технологические инструкции (регламенты), карта эскизов, маршрутная карта, комплектовочная карта, а также документы, устанавливающие требования к работникам по использованию орудий и предметов труда: ведомость оборудования, ведомость материалов, ведомость оснастки и другие.

Технологическая инструкция (регламент) закрепляет последовательность операций работника, участвующего в ведении конкретного технологического процесса, условия его труда. В целях обеспечения качества процесса труда наемный работник обязан точно соблюдать схему технологического процесса, выполнять санитарно-гигиенические требования, правила безопасности, установленные технологической инструкцией (регламентом). Так, в ООО "Азот-Черниговец" (г. Кемерово) Технологический регламент изготовления эмульсии нитронита на установке СЭМП закрепляет описание технологического процесса изготовления эмульсии, схему управления и контроля техпроцесса, краткую характеристику технологического оборудования, возможные отклонения от техпроцесса и методы их устранения. Работодатель (его представитель), осуществляя контроль качества труда и оценивая его результат, руководствуется нормами, закрепляющими характеристики применяемого оборудования, сырья, материалов, средств измерения, виды испытаний готовой продукции. Такие нормы также содержатся в инструкциях (регламентах).

В случае отклонения от требований к качеству продукции работодатель, проанализировав и установив причины, может скорректировать трудовые действия работника, дополнив или изменив нормы, закрепленные в технологических инструкциях (регламентах).

Технические условия - это нормативный правовой документ, состоящий из комплекса технических требований к продукции, правил приемки и поставки, условий эксплуатации, транспортирования и хранения. В целях качественного ведения техпроцесса работодатель выбирает технические условия, учитывая специфику производства. Наемный работник становится исполнителем в процессе изготовления продукции требований к основным параметрам, размерам, свойствам или эксплуатационным характеристикам изделия. Посредством неукоснительного соблюдения технологических норм он обеспечивает показатели качества продукции, комплектность изделия.

Анализ технических условий (ТУ), применяемых на предприятиях Западной Сибири: ЗАО "Кузбасспромсервис" (ТУ "Крепи анкерные"), ЗАО "Томь-Усинский завод железобетонных конструкций" (ТУ "Арматура линейная"), ОАО "Завод Гидромаш" (ТУ "Резак керосино-кислородный") и другие, позволил установить структуру данного документа техпроцесса. Обязательными разделами технических условий являются: правила приемки и поставки готовой продукции, методы контроля (испытаний, анализа, измерений). В них закреплены нормы, устанавливающие: способы определения всех параметров и характеристик продукции; правила отбора образцов или проб, выбора оборудования, приборов, материалов и реактивов; методика подготовки и проведения испытаний, анализов, измерений и способы обработки результатов.

В разделе об условиях эксплуатации, транспортирования и хранения содержатся: указания о монтаже, установке и применении продукции; правила ее упаковки и транспортирования; место, условия и сроки хранения.

Документом, который заменяет работнику, выполняющему технологическую операцию, рабочий чертеж детали, а также поясняет содержание выполняемой операции, является технологический эскиз (карта эскизов). Анализ карт ОАО "Осинниковский ремонтно-механический завод", ОАО "Завод Гидромаш", ООО "Новосибирскпродмаш", ЗАО "Кузбасспромсервис" позволяет сделать вывод, что это нормативный правовой документ, который графически закрепляет этапы технологического процесса, что позволяет работнику качественно выполнить порученную ему работу.

Особое значение имеет маршрутная карта. При маршрутном и маршрутно-операционном описании технологического процесса маршрутная карта является одним из основных документов, в котором описывают весь процесс в технологической последовательности выполнения операций. Данный вид документа, например, в ОАО "Завод Гидромаш", ОАО "Новокузнецкий завод резервуарных металлоконструкций" содержит полную информацию о прохождении стадий техпроцесса, позволяет руководителю выявить ответственных исполнителей трудовой операции, определить момент нарушения технологических норм.

Контролируя выполнение трудовых действий (бездействия) наемного работника в соответствии с требованиями локальных нормативных правовых актов, руководители структурных подразделений, специалисты по качеству анализируют документы, в которых фиксируется ход технологического процесса. В оперативный журнал вносятся сведения: какое оборудование и в каком режиме работает, в каком состоянии оно находится, каковы его резервные и аварийные запасы, определяются незавершенные работы. Так, в ООО "Азот-Черниговец" ведутся журналы операторов, раздатчиков материалов. В ЗАО "Кузбасспромсервис" - журналы инженеров отдела технического контроля, где содержатся факты, свидетельствующие о качестве ведения техпроцесса, выпускаемой продукции, причинах нарушения технологических норм.

Крупные производители разрабатывают стандарты организации "Система менеджмента качества". В рамках системы менеджмента качества утверждаются и вводятся в действие стандарты организации: "Организация и проведение входного контроля", "Контроль и испытания в процессе производства", "Окончательный контроль и испытания" и другие.

Например , стандарт "Организация и проведение входного контроля", принятый в ОАО "Новокузнецкий завод резервуарных металлоконструкций", содержит нормы субординации и координации, регламентирующие отношения по организации, проведению и оформлению результатов входного контроля сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поступающих от поставщиков. Нормы стандарта "Контроль и испытания в процессе производства" определяют объем технической документации, ответственных исполнителей за качественное выполнение технологических операций, объем их контрольных полномочий, способы контроля, методы оценки качества процесса труда и его результатов. Стандарт организации "Окончательный контроль и испытания" содержит нормы, устанавливающие систему контрольных мероприятий, процедуру оценки качества результата труда, испытаний готовой продукции. С учетом требований стандартов разрабатываются положения о структурных подразделениях организации, должностные инструкции, в которых закрепляются права и обязанности работников и работодателя по обеспечению качественного ведения технологического процесса. В положениях о подразделениях организации конкретизируются задачи каждого подразделения, четко закрепляются права, обязанности, ответственность руководителей подразделений, что позволяет избежать дублирования полномочий. Кроме того, в некоторых положениях может быть закреплен порядок взаимодействия структурных подразделений по обеспечению качества труда в организации. Права и обязанности конкретного работника, ответственность, отношения субординации и координации также содержатся в должностных инструкциях.

Литература

  1. Болотина Н.Б. Правовое обеспечение качества труда на промышленных предприятиях: Дис. ... канд. юрид. наук. Ленинград, 1984.
  2. Лукьянова В.Ю. К вопросу о юридической природе технического регламента // Журнал российского права. 2007. N 5.
  3. Мягков Е.А. Обеспечение качества работы рабочих и служащих средствами советского трудового права: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1984.
  4. Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О техническом регулировании" // Приложение к журналу "Хозяйство и право". 2003. N 8.
  5. Терещенко Л.К., Лукьянова В.Ю., Колмыкова А.В. Структура и содержание технического регламента, принимаемого в форме федерального закона // Материал подготовлен для справочно-правовой системы "КонсультантПлюс" по состоянию на 12 декабря 2009 г.
  6. Тихомиров Ю.А. Технико-юридические нормы в системе права // Право и экономика. 2004. N 10.

Н.Ломовских

Аспирантка

Юридического института

Томского государственного университета

Предпринимательское право. Шпаргалки Антонов А. П.

30. Правовое регулирование качества продукции

Государственное регулирование качества продукции, работ и услуг осуществляется через законодательство. Нормативные акты и нормы законодательства о качестве относятся к различным отраслям права: административному, гражданскому, трудовому, уголовному.

В законодательстве закрепляются:

Компетенция органов управления, предприятий в вопросах качества;

Показатели качества, обязательные в сфере товарооборота;

Виды нормативно-технической документации и требования к ней;

Права сторон по определению условий о качестве в договоре;

Формы правовой защиты прав потребителей, в том числе и ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ, услуг.

Составные части законодательства о качестве:

О стандартизации;

О метрологии;

О сертификации;

О приемке продукции по качеству;

Об ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ и услуг.

Центральное место в нем занимает законодательство о стандартизации и о сертификации продукции и услуг. Законодательство о стандартизации регулирует отношения в сфере разработки, утверждения, внедрения и соблюдения стандартов. Законодательство о сертификации регулирует отношения, связанные с деятельностью по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям к качеству.

Указанные отношения регламентируются законами РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг».

Особое место в регулировании стандартизации и сертификации занимают нормативные акты Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) – органа специально созданного для государственного управления стандартизацией и качеством.

Важнейшим требованием законодательства о качестве является обеспечение при разработке и утверждении стандартов безопасности продукции, работ и услуг для жизни и здоровья потребителей, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции.

Из книги Договорное право. Книга первая. Общие положения автора Брагинский Михаил Исаакович

Глава II. Правовое регулирование договоров 1. Общие положения Правовое регулирование договоров выражается в установлении порядка их заключения и исполнения сторонами принятых на себя обязательств, а также ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение

Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович

Тема 8 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ 1. Защита прав потребителей Предприниматели выступают на рынке товаров и услуг в качестве: изготовителей, производя товары для реализации; исполнителей, выполняя работы или оказывая услуги; продавцов,

Из книги Коммерческое право: конспект лекций автора Горбухов В А

2. Правовое регулирование сертификации продукции и услуг Сертификация – деятельность органа, независимо от изготовителя продукции, исполнителя, работ и услуг, по подтверждению их соответствия требованиям нормативных документов по стандартизации.Порядок проведения

Из книги Коммерческое право автора Горбухов В А

1. Правовое регулирование ценообразования Цена – одна из ключевых характеристик товара. Цена – количество денег, которое покупатель платит, а продавец получает за единицу товара. Прежде всего, цена – это денежная сумма, которую покупатель согласен заплатить за товар. Но

Из книги Прокуратура и прокурорский надзор автора Ахетова О С

1. Правовое регулирование торгов Торги – один из способов заключения договоров, которые направлены на продажу имущества, за исключением договоров, выполнение которых на торгах несовместимо с их сутью. Сущность торгов в том, что договор заключается организатором торгов

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Из книги Шпаргалка по метрологии, стандартизации, сертификации автора Клочкова Мария Сергеевна

13. Правовое регулирование прокурорского надзора Правовое регулирование прокурорского надзора, прежде всего, осуществляется Конституцией РФ. Конституция РФ регламентирует деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением и исполнением законов.В

Из книги Правовое регулирование рекламной деятельности автора Богацкая Софья Германовна

СТАТЬЯ 13. Регулирование экспорта и импорта алкогольной продукции 1. Вывоз с таможенной территории Российской Федерации или ввоз на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции осуществляется в порядке, предусмотренном таможенным

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

1. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА, БЕЗОПАСНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ) Стандартизация, метрология и оценка соответствия (сертификация) являются инструментами обеспечения безопасности и качества продукции, работ и услуг. Техническое законодательство,

Из книги Коммерческое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

27. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА. СТАНДАРТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ Стандарты по обеспечению качества продукции можно представить в следующих группах: 1) стандарты технической подготовки производства (системы 2., 3., 14., 15.); 2) стандарты,

Из книги автора

Правовое регулирование дисциплинарной ответственности Работник должен надлежащим образом исполнять трудовые обязанности, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, что входит в понятие трудовой дисциплины.В случае ее нарушения по вине трудящегося и

Из книги автора

Правовое регулирование материальной ответственности Материальная ответственность сторон трудового договора наступает за ущерб, причиненный одной из сторон в результате ее виновного противоправного поведения (действия или бездействия).Каждая из сторон обязана

Государственное регулирование качества продукции, работ и услуг осуществляется через законодательство о качестве, призванное обеспечивать надлежащее качество выпускаемой продукции, выполняемых работ, предоставляемых услуг, сооружаемых объектов строительства.

Нормативные акты и нормы законодательства о качестве относятся к различным отраслям права: административному, гражданскому, трудовому, уголовному. В законодательстве закрепляются компетенция органов управления, предприятий в вопросах качества; показатели качества, обязательные в сфере товарооборота; виды нормативно-технической документации и требования к ней; права сторон по определению условий о качестве в договоре; формы правовой защиты прав потребителей, в том числе и ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ, услуг.

В законодательстве о качестве можно выделить следующие его составные части: законодательство о стандартизации, о метрологии и о сертификации; законодательство о приемке продукции по качеству, об ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ и услуг.

Центральное место в нем занимает законодательство о стандартизации и о сертификации продукции и услуг. Законодательство о стандартизации регулирует отношения в сфере разработки, утверждения, внедрения и соблюдения стандартов. Законодательство о сертификации регулирует отношения, связанные с деятельностью по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям к качеству.

Важнейшим требованием законодательства о качестве является обеспечение при разработке и утверждении стандартов безопасности продукции, работ и услуг для жизни и здоровья потребителей, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции, качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, экономии всех видов ресурсов.

Объектами стандартизации, т.е. тем, на что могут разрабатываться стандарты, являются продукция, работы, услуги, правила, обеспечивающие их разработку, производство и применение.

Законодательство о сертификации определяет общие правила сертификации продукции и услуг на территории России, органы, осуществляющие сертификацию, и их компетенцию, систему надзора за соблюдением правил по сертификации, меры ответственности за их нарушение.

Главная задача законодательства о сертификации -- создание условий для предпринимательской деятельности на внутреннем и международном рынке, содействие потребителям в компетентном выборе продукции и услуг, предотвращение поступления на рынок товаров, услуг и работ, не безопасных для жизни и здоровья потребителей. Государственное, межотраслевое управление стандартизацией в России осуществляет Госстандарт России, который координирует деятельность государственных органов управления в этой сфере, обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти субъектов Федерации, а также с предприятиями, устанавливает общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и государственными органами управления; выполняет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории России.

Иные органы отраслевого управления (министерства, комитеты и ведомства) разрабатывают и принимают стандарты и участвуют в работах по стандартизации в пределах своей компетенции.

Субъекты хозяйственной деятельности и общественные объединения могут разрабатывать и принимать стандарты, а также организовывать и проводить работы по стандартизации в пределах, установленных Законом.

Система сертификации состоит из центрального органа системы сертификации, органа по сертификации и испытательных лабораторий (центров). Центральный орган системы сертификации организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации; рассматривает жалобы на действия органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).

Орган по сертификации сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия; приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов; предоставляет необходимую информацию.

Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном соответствующей системой сертификации порядке, выполняют испытания конкретной продукции и выдают протоколы для целей сертификации.

Требования, предъявляемые к качеству продукции, работ и услуг (качественные характеристики, параметры, размеры, требования технической эстетики и эргономики) устанавливаются нормативными документами по стандартизации.

Нормативные документы по стандартизации на продукцию, работы и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, по которым осуществляются сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки и требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории России относятся государственные стандарты (ГОСТы); применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей (ОСТы), стандарты предприятий (СТП), стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

ГОСТы разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение. Требования, закрепленные в ГОСТах, подразделяются на обязательные, подлежащие соблюдению всеми государственными органами управления и хозяйствующими субъектами, и рекомендательные. К обязательным требованиям ГОСТов в соответствии с действующим законодательством относятся требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и маркировки. В законодательстве могут быть определены и другие обязательные требования ГОСТов.

Необходимость их применения изготовитель и потребитель определяют при заключении договоров и могут отступать от рекомендательных требований ГОСТов.

ГОСТы и общероссийские классификаторы технико-экономической информации принимает Госстандарт России, а в области строительства и промышленности строительных материалов -- Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России). ОСТы разрабатываются и принимаются государственными органами управления в пределах их компетенции на продукцию, работы и услуги определенных видов, имеющих однородное потребительское или функциональное назначение. ОСТы обязательны дня соблюдения всеми субъектами хозяйственной деятельности независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, разрабатывающими и (или) производящими указанные продукцию, работы и услуги.

СТП разрабатываются и утверждаются предприятиями самостоятельно. Если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на СТП, их требования подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности.

ОСТы и СТП не должны нарушать обязательных требований, установленных ГОСТами. Ответственность за соответствие ОСТов и СТП требованиям ГОСТов несут утвердившие их органы государственного управления и предприятия.

Обеспечение качества продукции невозможно без установления единства величин, в которых измеряются различные параметры; требований, предъявляемых к средствам измерения, их проверке, определения компетенции органов, обеспечивающих единство измерений; принципов их деятельности. Законодательство, регламентирующее эти вопросы, называется законодательством о метрологии. Основным нормативным актом в этой области является закон РФ от 26 июня 2008 г. «Об обеспечении единства измерений». Государственный метрологический контроль и надзор осуществляются Государственной метрологической службой Госстандарта России в форме поверки средств измерений, в том числе и эталонов. Такую поверку проходят средства измерения при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, а также находящиеся в эксплуатации.

Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о стандартизации и сертификации в Российской федерации возложен на специально уполномоченные органы исполнительной власти в области сертификации. Госнадзор и контроль являются вневедомственными, поскольку осуществляются в отношении государственных органов и не подчиненных им предприятий и организаций.

Должностные лица Госстандарта РФ, осуществляющие надзор и контроль, вправе выдавать предписание о запрете или приостановке реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции, а также выполнения работ и оказания услуг в случае несоответствия их обязательным требованиям ГОСТов; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений требований ГОСТа на стадии разработки, подготовки продукции к производству, изготовления, реализации, использования, хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг; запрещать реализацию продукции, выполненных работ и оказание услуг в случае уклонения субъекта хозяйственной деятельности от их предъявления для проверки; принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушение обязательных требований ГОСТов; запрещать реализацию импортной продукции и оказание импортных услуг, не соответствующих обязательным требованиям ГОСТов и не прошедших государственную регистрацию.

За нарушение предписаний предприятия, организации платят штраф в размере стоимости реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг или в размере до 10 тыс. руб., если стоимость реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг определить невозможно или необходимая отчетная документация не представлена. В случае причинения ущерба потребителям-гражданам товарами (работами, услугами), не отвечающим обязательным требованиям ГОСТов по безопасности органы госконтроля и надзора вправе налагать штраф в размере суммы ущерба, причиненного потребителям, а если размер ущерба определить невозможно -- до 1 тыс. руб. В связи с изменением политики в области нормирования требований, предъявляемых к качеству продукции (товаров, работ, услуг), значительно повышается роль договора в определении требований к качеству.

Если на продукцию (товары, работы, услуги) в ГОСТах установлены обязательные требования, стороны обязаны включать в договор условие о соответствии продукции (работ, услуг) обязательным требованиям ГОСТов, а в контрактах, -- о наличии сертификата и знака соответствия, подтверждающих соответствие установленным требованиям. Все остальные условия о качестве -- условие о потребительских свойствах продукции, технических характеристиках, продолжительности гарантийных сроков, сроков годности и службы, маркировки продукции (товаров), качестве тары и упаковки и их маркировке, о порядке приемки продукции (товаров, работ, услуг) по качеству и др. определяются в договоре либо путем ссылки на нормативные документы по стандартизации (ОСТы, СТП), либо путем установления в самом договоре. Если в договоре условия о качестве не оговорены, продукция должна соответствовать обычно предъявляемым к такого рода продукции требованиям и быть пригодной для целей, о которых изготовитель, продавец, исполнитель были поставлены в известность покупателем, заказчиком.

Если же изготовитель, продавец, исполнитель не знал о конкретной цели их использования, то продукция (товар, работы, услуги) должна быть пригодна для целей, для которых подобного рода продукция обычно используется.

Стороны могут предусмотреть в договоре санкции за нарушение условий о качестве. Действующее гражданское законодательство таких санкций не устанавливает.

Для того, чтобы не допустить продажи недоброкачественных товаров через розничную сеть и использования недоброкачественной продукции в производстве, получатель проверяет качество полученных товаров и продукции.

Цель приемки продукции (товаров) по качеству -- проверка ее соответствия требованиям нормативных документов по стандартизации и договору. Порядок приемки продукции и товаров по качеству может определяться нормативными документами по стандартизации и договором. Для отдельных видов продукции могут быть установлены особенности приемки.

Приемка получателем продукции по качеству состоит из нескольких стадий:

  • 1) приемка продукции от органов транспорта;
  • 2) проверка качества продукции;
  • 3) составление акта о результатах проверки;
  • 4) подписание акта лицами, участвовавшими в проверке;
  • 5) утверждение акта, устанавливающего ненадлежащее качество или некомплектность продукции, руководителем предприятия-получателя или его заместителем. Приемка по качеству должна производиться в следующие сроки: при одногородней поставке -- не позднее 10 дней, а при иногородней поставке -- не позднее 20 дней при поступлении на склад получателя. Более короткие сроки (от 24 до 48 часов) установлены для приемки скоропортящейся продукции и товаров, а более длительные (от 30 до 60 дней) -- для потребителей, находящихся в районах Крайнего Севера. Для вскрытия и актирования скрытых (производственных) недостатков установлен четырехмесячный срок.

Проверка качества осуществляется в два этапа. Первоначально качество продукции проверяют работники предприятия-получателя. В случае обнаружения недостатков продукции, тары, упаковки приемка приостанавливается и составляется акт о недостатках проверенной части продукции. Для продолжения приемки и составления двустороннего акта о недостатках получатель обязан вызвать представителя одногороднего изготовителя (отправителя) полученной продукции, а в случаях, предусмотренных обязательными правилами или договором -- представителя иногороднего изготовителя (отправителя). При неявке представителя в установленные сроки, неполучении от него сообщения о направлении представителя, а также в случае, когда вызов иногороднего представителя не обязателен, продолжение приемки осуществляется: продукции -- с представителем соответствующей отраслевой инспекции по качеству, а товаров -- экспертом бюро товарных экспертиз. При отсутствии в месте нахождения получателя (покупателя) соответствующей инспекции по качеству или бюро товарных экспертиз, либо при отказе в выделении эксперта качество проверяется с участием либо компетентного представителя другого предприятия, организации, либо компетентного представителя общественности предприятия-получателя. Возможна односторонняя приемка по качеству при согласии изготовителя (отправителя) на такую приемку.

4. правовое регулирование качества продукции, работ и услуг

Государственное регулирование качества продукции, работ и услуг осуществляется через законодательство о качестве, призванное обеспечивать надлежащее качество выпускаемой продукции, выполняемых работ, предоставляемых услуг, сооружаемых объектов строительства.

Нормативные акты и нормы законодательства о качестве относятся к различным отраслям права: административному, гражданскому, трудовому, уголовному. В законодательстве закрепляются компетенция органов управления, предприятий в вопросах качества; показатели качества, обязательные в сфере товарооборота; виды нормативно-технической документации и требования к ней; права сторон по определению условий о качестве в договоре; формы правовой защиты прав потребителей, в том числе и ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ, услуг.

В законодательстве о качестве можно выделить следующие его составные части: законодательство о стандартизации, о метрологии и о сертификации; законодательство о приемке продукции по качеству, об ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ и услуг.

Центральное место в нем занимает законодательство о стандартизации и о сертификации продукции и услуг. Законодательство о стандартизации регулирует отношения в сфере разработки, утверждения, внедрения и соблюдения стандартов. Законодательство о сертификации регулирует отношения, связанные с деятельностью по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям к качеству.

Указанные отношения регламентируются законами РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг»1.

Особое место в регулировании стандартизации и сертификации занимают нормативные акты Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) - органа специально созданного для государственного управления стандартизацией и качеством. (В соответствии с Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 31.07.98 № 154-ФЗ - специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации).Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1992 г. утверждено «Положение о Комитете»2.

Нормативные акты о стандартизации определяют общие принципы стандартизации в стране; систему нормативных документов по стандартизации в России; систему органов, осуществляющих стандартизацию и их компетенцию; порядок разработки, согласования, утверждения, оформления, регистрации, издания, распространения и изменения стандартов, учета, хранения и внедрения стандартов; систему надзора за соблюдением стандартов, а также меры ответственности за их нарушение.

Важнейшим требованием законодательства о качестве является обеспечение при разработке и утверждении стандартов безопасности продукции, работ и услуг для жизни и здоровья потребителей, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции, качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, экономии всех видов ресурсов.

Объектами стандартизации, т.е. тем, на что могут разрабатываться стандарты, являются продукция, работы, услуги, правила, обеспечивающие их разработку, производство и применение.

Законодательство о сертификации определяет общие правила сертификации продукции и услуг на территории России, органы, осуществляющие сертификацию, и их компетенцию, систему надзора за соблюдением правил по сертификации, меры ответственности за их нарушение.

Главная задача законодательства о сертификации - создание условий для предпринимательской деятельности на внутреннем и международном рынке, содействие потребителям в компетентном выборе продукции и услуг, предотвращение поступления на рынок товаров, услуг и работ, не безопасных для жизни и здоровья потребителей.

Государственное, межотраслевое управление стандартизацией в России осуществляет Госстандарт России, который координирует деятельность государственных органов управления в этой сфере, обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти субъектов Федерации, а также с предприятиями, устанавливает общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и государственными органами управления; выполняет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории России.

Иные органы отраслевого управления (министерства, комитеты и ведомства) разрабатывают и принимают стандарты и участвуют в работах по стандартизации в пределах своей компетенции.

Субъекты хозяйственной деятельности и общественные объединения могут разрабатывать и принимать стандарты, а также организовывать и проводить работы по стандартизации в пределах, установленных Законом «О стандартизации».

Система сертификации состоит из центрального органа системы сертификации, органа по сертификации и испытательных лабораторий (центров). Центральный орган системы сертификации организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации; рассматривает жалобы на действия органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).

Орган по сертификации сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия; приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов; предоставляет необходимую информацию.

Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном соответствующей системой сертификации порядке, выполняют испытания конкретной продукции и выдают протоколы для целей сертификации.

Требования, предъявляемые к качеству продукции, работ и услуг (качественные характеристики, параметры, размеры, требования технической эстетики и эргономики) устанавливаются нормативными документами по стандартизации.

Нормативные документы по стандартизации на продукцию, работы и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, по которым осуществляются сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки и требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории России относятся государственные стандарты (ГОСТы); применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей (ОСТы), стандарты предприятий (СТП), стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

ГОСТы разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение. Требования, закрепленные в ГОСТах, подразделяются на обязательные, подлежащие соблюдению всеми государственными органами управления и хозяйствующими субъектами, и рекомендательные. К обязательным требованиям ГОСТов в соответствии с действующим законодательством относятся требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и маркировки. В законодательстве могут быть определены и другие обязательные требования ГОСТов.

Необходимость их применения изготовитель и потребитель определяют при заключении договоров и могут отступать от рекомендательных требований ГОСТов.

Если в договоре условие о качестве определено путем отсылки к ГОСТу в целом или к технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг, указывается, что их качество соответствует ГОСТу, а не его обязательным требованиям, рекомендательные требования подлежат соблюдению субъектами хозяйственной деятельности.

ГОСТы и общероссийские классификаторы технико-экономической информации принимает Госстандарт России, а в области строительства и промышленности строительных материалов - Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России). (С середины 1998 г. - Министерство Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству - Минземстрой России).

ОСТы разрабатываются и принимаются государственными органами управления в пределах их компетенции на продукцию, работы и услуги определенных видов, имеющих однородное потребительское или функциональное назначение. ОСТы обязательны дня соблюдения всеми субъектами хозяйственной деятельности независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, разрабатывающими и (или) производящими указанные продукцию, работы и услуги.

СТП разрабатываются и утверждаются предприятиями самостоятельно. Если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на СТП, их требования подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности,.

ОСТы и СТП не должны нарушать обязательных требований, установленных ГОСТами. Ответственность за соответствие ОСТов и СТП требованиям ГОСТов несут утвердившие их органы государственного управления и предприятия.

Обеспечение качества продукции невозможно без установления единства величин, в которых измеряются различные параметры; требований, предъявляемых к средствам измерения, их проверке, определения компетенции органов, обеспечивающих единство измерений; принципов их деятельности. Законодательство, регламентирующее эти вопросы, называется законодательством о метрологии. Основным нормативным актом в этой области является закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений»1.

Государственный метрологический контроль и надзор осуществляются Государственной метрологической службой Госстандарта России в форме поверки средств измерений, в том числе и эталонов. Такую поверку проходят средства измерения при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, а также находящиеся в эксплуатации.

Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о стандартизации и сертификации в Российской федерации возложен на специально уполномоченные органы исполнительной власти в области сертификации. Госнадзор и контроль являются вневедомственными, поскольку осуществляются в отношении государственных органов и не подчиненных им предприятий и организаций.

Должностные лица Госстандарта РФ, осуществляющие надзор и контроль, вправе выдавать предписание о запрете или приостановке реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции, а также выполнения работ и оказания услуг в случае несоответствия их обязательным требованиям ГОСТов; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений требований ГОСТа на стадии разработки, подготовки продукции к производству, изготовления, реализации, использования, хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг; запрещать реализацию продукции, выполненных работ и оказание услуг в случае уклонения субъекта хозяйственной деятельности от их предъявления для проверки; принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушение обязательных требований ГОСТов; запрещать реализацию импортной продукции и оказание импортных услуг, не соответствующих обязательным требованиям ГОСТов и не прошедших государственную регистрацию.

За нарушение предписаний предприятия, организации платят штраф в размере стоимости реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг или в размере до 10 тыс. руб., если стоимость реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг определить невозможно или необходимая отчетная документация не представлена. В случае причинения ущерба потребителям-гражданам товарами (работами, услугами), не отвечающим обязательным требованиям ГОСТов по безопасности органы госконтроля и надзора вправе налагать штраф в размере суммы ущерба, причиненного потребителям, а если размер ущерба определить невозможно - до 1 тыс. руб.

В связи с изменением политики в области нормирования требований, предъявляемых к качеству продукции (товаров, работ, услуг), значительно повышается роль договора в определении требований к качеству.

Если на продукцию (товары, работы, услуги) в ГОСТах установлены обязательные требования, стороны обязаны включать в договор условие о соответствии продукции (работ, услуг) обязательным требованиям ГОСТов, а в контрактах, - о наличии сертификата и знака соответствия, подтверждающих соответствие установленным требованиям.

Все остальные условия о качестве - условие о потребительских свойствах продукции, технических характеристиках, продолжительности гарантийных сроков, сроков годности и службы, маркировки продукции (товаров), качестве тары и упаковки и их маркировке, о порядке приемки продукции (товаров, работ, услуг) по качеству и др. определяются в договоре либо путем ссылки на нормативные документы по стандартизации (ОСТы, СТП), либо путем установления в самом договоре.

Если в договоре условия о качестве не оговорены, продукция должна соответствовать обычно предъявляемым к такого рода продукции требованиям и быть пригодной для целей, о которых изготовитель, продавец, исполнитель были поставлены в известность покупателем, заказчиком.

Если же изготовитель, продавец, исполнитель не знал о конкретной цели их использования, то продукция (товар, работы, услуги) должна быть пригодна для целей, для которых подобного рода продукция обычно используется.

Стороны могут предусмотреть в договоре санкции за нарушение условий о качестве. Действующее гражданское законодательство таких санкций не устанавливает.

Для того, чтобы не допустить продажи недоброкачественных товаров через розничную сеть и использования недоброкачественной продукции в производстве, получатель проверяет качество полученных товаров и продукции.

Цель приемки продукции (товаров) по качеству - проверка ее соответствия требованиям нормативных документов по стандартизации и договору.

Порядок приемки продукции и товаров по качеству может определяться нормативными документами по стандартизации и договором. Для отдельных видов продукции могут быть установлены особенности приемки. Во всех остальных случаях приемка осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г.

Приемка получателем продукции по качеству состоит из нескольких стадий:

1) приемка продукции от органов транспорта;

2) проверка качества продукции;

3) составление акта о результатах проверки;

4) подписание акта лицами, участвовавшими в проверке;

5) утверждение акта, устанавливающего ненадлежащее качество или некомплектность продукции, руководителем предприятия-получателя или его заместителем.

Приемка по качеству должна производиться в следующие сроки: при одногородней поставке - не позднее 10 дней, а при иногородней поставке - не позднее 20 дней при поступлении на склад получателя. Более короткие сроки (от 24 до 48 часов) установлены для приемки скоропортящейся продукции и товаров, а более длительные (от 30 до 60 дней) - для потребителей, находящихся в районах Крайнего Севера. Для вскрытия и актирования скрытых (производственных) недостатков установлен четырехмесячный срок.

Проверка качества осуществляется в два этапа. Первоначально качество продукции проверяют работники предприятия-получателя. В случае обнаружения недостатков продукции, тары, упаковки приемка приостанавливается и составляется акт о недостатках проверенной части продукции. Для продолжения приемки и составления двустороннего акта о недостатках получатель обязан вызвать представителя одногороднего изготовителя (отправителя) полученной продукции, а в случаях, предусмотренных обязательными правилами или договором - представителя иногороднего изготовителя (отправителя). При неявке представителя в установленные сроки, неполучении от него сообщения о направлении представителя, а также в случае, когда вызов иногороднего представителя не обязателен, продолжение приемки осуществляется: продукции - с представителем соответствующей отраслевой инспекции по качеству, а товаров - экспертом бюро товарных экспертиз.

При отсутствии в месте нахождения получателя (покупателя) соответствующей инспекции по качеству или бюро товарных экспертиз, либо при отказе в выделении эксперта качество проверяется с участием либо компетентного представителя другого предприятия, организации, либо компетентного представителя общественности предприятия-получателя. Возможна односторонняя приемка по качеству при согласии изготовителя (отправителя) на такую приемку.

Вконтакте

Одноклассники


Общая характеристика правового регулирования качества

Предмет правового регулирования. Качество - совокупность свойств уже изготовленной конкретной продукции, произведенных работ, оказанных услуг.

Правовое регулирование качества не означает непосредственного воздействия на объекты материального мира (вещи и их свойства), так как право регулирует общественные отношения между людьми и через их поведение воздействует на объекты материального мира. Следовательно, правовое регулирование качества означает правовое регулирование отношений, складывающихся по поводу качества продукции, работ и услуг; деятельность лиц (органов власти, изготовителей, продавцов, исполнителей, потребителей), связанную с установлением и соблюдением определенных норм (требований к качеству), обязательных для лиц, от действий которых зависит качество.

Отношения по поводу определения требований к качеству регулируются нормами разных отраслей права: гражданского, трудового, административного.

В условиях рыночной экономики главным регулятором общественных отношений является сам рынок, который экономически, на основе спроса и предложения, определяет развитие производства, цену товара, его качество. Рынок воздействует на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство и качество товара, снижать затраты на производство и соответственно цены. Воздействие на экономику с помощью интереса является более существенным, нежели административные методы управления экономикой.

Либерализация рыночной экономики непосредственно затронула и такой ее аспект, как определение требований к качеству продукции, работ и услуг. Если раньше (в плановой экономике) эти требования определялись главным образом в административном порядке (в широком применении государственных стандартов, содержащих императивные требования, административной аттестации продукции и ее госприемке), то в настоящее время на первое место в определении требований к качеству продукции, работ и услуг вышел договор. Сфера определения требований к качеству в нормативно-правовом порядке резко сузилась.

Характер правового регулирования качества. Правовое регулирование качества в современньк условиях характеризуется общедозволительной направленностью и соответствует принципу свободы договора. Оно может быть выражено формулой: условия о качестве определяются договором, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами (п.4 ст.421 ГК). В этих случаях договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (п.1 ст.422 ГК).

Проиллюстрируем это на примере специальных норм ГК. Так, в соответствии с п.1 ст.469 ГК продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. В то же время в п. 4 той же статьи отмечается, что если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в предусмотренном законом порядке.

Такого же рода правила содержатся в ст.721 ГК, регулирующей качество работы. Здесь также за основу принимаются условия договора, а исключение составляют случаи, когда в роли подрядчика выступает предприниматель, и законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные для него требования к качеству выполняемой работы. Подрядчик может принять на себя по договору обязанность выполнить работу, отвечающую требованиям к качеству, более высоким по сравнению с установленными обязательными для сторон требованиями.

Если ни в нормативно-правовом порядке, ни в договоре условия о качестве не определены, продукция, работы и услуги должны соответствовать обычно предъявляемым требованиям к такого рода продукции, работам и услугам, и быть пригодными для целей, о которых изготовитель, продавец, исполнитель были поставлены в известность покупателем, заказчиком (ст.469, 721 ГК).

Принцип свободы договора при определении требований к качеству продукции, работ, услуг претерпевает ограничения в целях обеспечения публичных интересов и, в частности, защиты прав потребителей. Эти ограничения закреплены специальным законодательством о качестве: Законом РФ от 10 июня 1993 г. “О стандартизации”;" Законом РФ от 27 апреля 1993 г. “Об обеспечении единства измерений”;2Законом РФ от 10 июня 1993 г. “О сертификации продукции и услуг”;3Федеральным законом РФ от 9 января 1996 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”,4рядом подзаконных нормативных актов, в том числе постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 “Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг”5и множеством постановлений и приказов Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарта России).

Стандартизация

Понятие стандартизации и нормативные документы по стандартизации. Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

технологической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологий; единства измерений;

" Ведомости РФ. 1993. №25. Ст.917.

2Там же. №23. Ст.811.

3Там же. №26. Ст.966.

4СЗ РФ. 1996. №3. Ст.140.

5Собрание актов РФ. 1994. №8. Ст.598.

экономии ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Законодательство о стандартизации определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

К нормативным документам по стандартизации относятся: государственные стандарты (ГОСТы); применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей (ОСТы);

стандарты предприятий (СТП); стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

ГОСТы разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение. ГОСТы и общероссийские классификаторы технико-экономической информации принимает Госстандарт России, а в области строительства и промышленности строительных материалов - Государственный комитет РФ по жилищной и строительной политике. Названные органы исполнительной власти определяют содержание требований ГОСТов, области их распространения, сферы их действия и даты их введения. Государственные стандарты вводятся в действие после их государственной регистрации в Госстандарте России.

Требования, содержащиеся в ГОСТах, подразделяются на обязательные и рекомендательные. Обязательными для соблюдения органами исполнительной власти и субъектами хозяйственной деятельности являются требования, устанавливаемые госстандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством РФ. Соответствие продукции и услуг обязательным требованиям госстандартов определяется в порядке, установленном законодательством РФ об обязательной сертификации продукции и услуг.

Все остальные требования госстандартов к продукции, работам и услугам являются рекомендательными. Стороны могут их изменить при заключении договора. Рекомендательные требования подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре сделана ссылка на соответствующий Госстандарт либо об этом указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг. При этом соответствие продукции и услуг этим требованиям госстандартов может определяться в порядке, установленном законодательством РФ о добровольной сертификации продукции и услуг.

ОСТы разрабатываются и принимаются органами исполнительной власти в пределах их компетенции на продукцию, работы и услуги определенных видов, имеющих однородное потребительское или функциональное назначение. Порядок разработки, принятия, учетной регистрации, применения, контроля за соблюдением обязательных требований, изменения и отмены стандартов отраслей устанавливается госстандартами. Стандарты отраслей не должны нарушать обязательных требований госстандартов.

СТП разрабатываются и утверждаются субъектами хозяйственной деятельности самостоятельно. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены СТП устанавливается субъектом хозяйственной деятельности самостоятельно. Являясь локальными нормами, они также не должны нарушать обязательных требований, установленных ГОСТами и ОСТами. Требования стандартов предприятий относятся к продукции внутрихозяйственного применения, но они подлежат обязательному соблюдению также другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений разрабатываются и принимаются ими для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Необходимость применения этих стандартов субъектами хозяйственной деятельности определяется самостоятельно.

Нормативные документы по стандартизации должны применяться органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации, использования, хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации.

Большую роль в упорядочении нормативных документов по стандартизации играет ее централизованная государственная регистрация и хранение, осуществляемое Федеральным фондом государственных стандартов, который создается и ведется Госстандартом России.

Государственное управление стандартизацией. Государственное управление стандартизацией в РФ осуществляет Госстандарт России. В соответствии с положением о нем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 июля 1994г. №825,6Госстандарт России является федеральным органом исполнительной власти, который формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной (региональной) стандартизации, организует профессиональную подготовку кадров в области стандартизации, устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций на территории РФ.

Другие государственные органы участвуют в работах по стандартизации в пределах их компетенции. При этом Госстандарт России координирует их деятельность.

За соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований госстандартов осуществляется государственный контроль и надзор. Порядок осуществления государственного контроля и надзора устанавливает Госстандарт России в соответствии с законодательством РФ. Органами осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований госстандартов, как уже отмечалось, являются Госстандарт России и иные специально уполномоченные органы исполнительной власти в пределах их компетенции.

Непосредственное осуществление государственного контроля и надзора в названной области от имени Госстандарта России проводится его должностными лицами - государственными инспекторами, имеющими широкие полномочия. Они вправе иметь свободный доступ в служебные и производственные помещения субъектов хозяйственной деятельности; получать необходимые документы и сведения при проведении государственного контроля и надзора; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований госстандартов; выдавать предписания о запрете или приоста- 6СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1526.

новке реализации и использования продукции; принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушения обязательных требований госстандартов.

Нарушение обязательных требований госстандартов, а равно уклонение от представления продукции и (или) документов и сведений, необходимых для проведения государственного контроля и надзора влечет наложение штрафа в размере от 5 до 100 минимальных размеров оплаты труда. Неисполнение в срок предписаний государственных инспекторов по надзору за госстандартами влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда (ст. 170 КоАП РСФСР).

Контроль соответствия продукции требованиям нормативных документов по стандартизации осуществляет также получатель продукции. Порядок приемки продукции в таких случаях может определяться договором, нормативными документами по стандартизации, а также Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. №П-7.7