Какие вопросы надо задавать на собеседования. Умение правильно задавать вопросы

Очень нужно в современном мире. "Что же сложного?" - спросите вы. Говорить мы умеем со времен детского сада. Действительно, разговаривают все люди, однако возле одних всегда толпа людей, которая ловит каждое их слово, а другие, пытаясь построить словесную конструкцию, путаются в простейших фразах, что не настраивает собеседников на длительное и плодотворное общение.

Сегодня мы хотим поговорить о том, как задать правильный вопрос. Это умение может пригодиться вам в любой ситуации, при прохождении собеседования и заключении сделки, на совещании и при выступлении с докладом, при любом бытовом конфликте и сложном разговоре с подростком. Читая дальше, вы поймете, что спросить порой намного сложнее, чем ответить. Более того, если вам известно, как задать правильный вопрос, то вы уже знаете ответ на него и можете просчитать, как развернется диалог дальше. То есть тот, кто задает вопросы, задает направление беседы, структурирует и направляет ее в нужное русло.

Для чего задавать вопросы

Даже сам напоминает нам рыболовный крючок. И действительно, в любом диалоге именно вопрос является тем крючком с наживкой, на который можно поймать собеседника. Если вы знаете, как задать правильный вопрос, то вы легко повернете беседу в любую сторону. Однако это не говорит о том, что вопросы используются исключительно в манипулятивных целях. Вовсе нет, на самом деле хорошо сформулированный, он предполагает достаточно большое количество возможных альтернатив. Вопрос помогает получить новую информацию, открывает собеседника к диалогу, направляет беседу и помогает уточнить определенные моменты.

Но и это еще не все. Так как задать правильный вопрос не так легко, как кажется на первый взгляд, это остается навыком меньшинства. Именно эти люди могут легко перевести разговор на другую тему, подсказать ответ. Функциями вопроса является также и демонстрация своей оценки, своего мнения, настройка эмоций собеседника на определенный лад.

Если рассмотреть процесс освоения новых знаний, то здесь умение сформулировать вопрос является своеобразным мерилом глубины осознанности полученного материала. Недаром говорят, что только умеющие мыслить задают вопросы. То есть, чтобы задавать вопросы, нужно очень хорошо ориентироваться в данной теме.

Развитие умения задавать вопросы

Говоря о том, как научиться задавать правильные вопросы, невольно вспоминаешь свои школьные годы. Первые навыки идут именно оттуда, и зачастую они сформированы неправильно. Стандартная форма обучения формирует у детей представление, что на любой вопрос есть единственно правильный ответ. То есть убивается желание мыслить, используется только заучивание. При этом ситуация, когда задается вопрос, на который готового ответа нет, воспринимается как неприятная. Хотя данная ситуация совершенно нормальная. Осознавая, что не знаешь ответа на вопрос, и пытаясь найти на него ответ, мы на шаг приближаемся к тому, как научиться задавать правильные вопросы. При этом чем старше человек, тем более ригидным становится его мышление и тем сложнее будет ему перестраиваться на новые навыки, поэтому учиться спрашивать нужно с раннего детства. А вопросы, по сути, нужны, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире. Поэтому если вы научились их задавать, то будете более успешными, чем те, кем не был усвоен.

Где лучше задавать вопросы

На самом деле сложно описать какую-либо сферу жизни, которая требует развития данного навыка. С одной стороны, можно обойтись без него, а с другой стороны, вы будете более успешны в любой области, если знаете, как задавать правильные вопросы. При любом разговоре, даже личном, звучащие правильно вопросы помогут:

  • Проявить интерес к собеседнику, неважно, к профессиональной стороне его личности или к личностным качествам.
  • Обеспечить доступность понимания своих ценностей для собеседника и открыть для себя его политику.
  • Завладеть инициативой в ведении беседы. Это самый главный навык начинающего оратора или любого публичного деятеля. Вопросы помогут удержать беседу нужное количество времени, сменить тему, прервать монолог собеседника.
  • В зависимости от ваших целей вопросы помогут приобрести нужную информацию, намекнуть на личную позицию, проявить доверие или готовность уделить нужное количество времени для разговора.

Для того чтобы отработать данный навык, следует научиться вести внутренние диалоги, а также попрактиковаться с внешними диалогами.

Что такое внутренний диалог

Это первая ступенька, которую нужно пройти, если вы хотите знать, как задать правильный вопрос человеку. Именно позволит вам научиться формулировать мысли. Причем нельзя допускать, чтобы этот процесс шел хаотично. У него есть конкретная цель - подробный анализ определенной ситуации или проблемы. Причем есть список вопросов, которые применяются при этом. Первый вариант включает классические вопросы «что?», «кто?», «где?», «когда?», то есть описание ситуации в целом. Вторая группа вопросов позволяет рассмотреть каждый из перечисленных более подробно. Они связаны с аспектами фактов и желаний, чувств, времени, препятствий и средств. То есть вопросы должны уточнять данные аспекты в рамках заданной темы. Именно они помогают в осознании и принятии решений, исходя из своих потребностей, предпочтений и определения влияния других людей на ситуацию. Так намного проще понимать свой внутренний мир, организовывать внутренний диалог и получать вразумительные ответы.

Вопросительные слова

Чтобы отточить данное умение и перенести его на внешний диалог, существует следующее упражнение. Так как задавать правильные вопросы при общении совсем не просто. Будем учиться с самых азов. Вам нужно придумать для себя определенную тему, например «Конфликт». Теперь вспомните различные понятия, связанные с этой темой, и запишите их в правое поле таблицы (лист, поделенный пополам). Это может быть гнев и неоправданные ожидания, непонимание и разрыв отношений, снятие напряжения и примирение. В левую часть дописывают вопросительные слова (не менее 10). Теперь вам предстоит сформулировать как можно больше вопросов, которые сочетали бы элементы обоих колонок. Вспомните ситуации конфликтов, причины которых вам были неясны. После проведения этой работы нужно проанализировать список, выбрать пару вопросов, наиболее проницательных, продуктивных, и постараться аргументировать для себя, исходя из каких критериев был сделан такой выбор.

Такие разные вопросы

Здесь вам потребуется собеседник, на котором можно будет отрабатывать умение находить наиболее подходящий в данной ситуации вопрос. Суть метода очень простая. Вам нужно определиться с темой, которая была бы вам лично интересна. Теперь выпишите для себя несколько вопросов по ней, на которые можно ответить односложно «да» или «нет», а также другие, которые подразумевают развернутый ответ. Например: «Слышали ли вы раньше о нашей компании»; «Что вы знаете о нашей компании». Попробуйте провести диалог, используя те и другие варианты вопросов, и сравните результаты.

Вопрос, на который нет ответа

Это еще одна прекрасная игра, которая отлично тренирует умение задавать правильные вопросы. Помните детскую игру «Купи слова»: как отчаянно искали правильный вариант ответа, натыкаясь каждый раз на «все говорят, а ты купи слона». Помимо выдержки и терпения, она развивает умение находить такую словесную конструкцию, которая позволит успешно выйти из сложной ситуации. В диалоге мы не всегда задаем вопросы, приходиться и отвечать. Поэтому обратный навык тоже очень помогает.

«Ромашка вопросов»

Попрактиковаться в теории задавания вопросов можно и используя эту простую технику. Вам снова потребуется выбрать для себя интересную тему, она может касаться взаимоотношений в коллективе, в семье или чего-то другого на ваш выбор. Теперь перед вами - шесть лепестков, каждый из которых будет содержать только один вариант вопросов:

  • Практические вопросы. То есть взаимосвязь теории с практикой («Анализируя ситуацию, как бы вы поступили на этом месте?»)
  • Простые вопросы. Это обычное уточнение фактов, событий, определенной информации.
  • Оценочные вопросы. Тут все просто, выясняется, в чем отличие, почему это хорошо, а это плохо.
  • Уточняющие вопросы («То есть»; «Если я вас правильно понимаю...»)
  • Интерпретационные вопросы.
  • Творческие вопросы («Что было бы, если бы данная ситуация разворачивалась 2000 лет назад?»)

Такие занятия позволят вам развить умение постановки вопросов, однако без применения на практике, в диалоге, выработать навык не удастся.

Начните с себя, или Подготовка к диалогу

Не зря профессионалы говорят: задавай правильные вопросы, получай правильные ответы. Однако легко быть гением в обычной дружеской беседе. В любой другой ситуации появляться неподготовленным на встрече недопустимо. У вас должны быть набросаны вопросы заранее. Причем, начиная беседу, обязательно постарайтесь установить с человеком хорошие отношения. Прежде чем расспрашивать собеседника о том, что интересует вас, стоит показать ему, насколько он вам интересен. Для этого отлично подойдут открытые вопросы, в которых вы попросите человека немного рассказать о себе, о том, как он провел день, как добирался на встречу, удобно ли ему сейчас. Как только беседа перейдет в деловое русло, можно будет переходить к заготовленным заранее вопросам. Так вы обеспечите себе психологическое преимущество.

Умение задавать открытые вопросы

Говоря о том, как правильно задавать вопросы людям, необходимо отметить, что обычно это сводится к умению задать открытый вопрос (он предполагает развернутый ответ). То есть вы как интервьюер не ждете заготовленного ответа, вы хотите услышать мнение человека на заданную тему. Уже это само располагает к беседе с вами, вы таким образом выказываете уважение. Если вам нужно знать больше фактов о ситуации, можно задать уточняющие вопросы: «Кто имеет к этому отношение?» Очень важно узнать, как собеседник относится к данной ситуации. Для этого обязательно спросите: «Каково ваше мнение?»

Для хорошего интервьюера очень важно уметь держать нейтральную позицию. Не навязывайте свое мнение, хотя можно спросить: «Не рассматривали ли вы такой вариант?» Обязательно регулярно интересуйтесь у своего оппонента, чем обусловлено такое решение, как он пришел к такому заключению. То есть открытые вопросы - это способ вовлечь собеседника в диалог, вывести его из состояния замкнутости и настроить на диалог.

Умение задавать закрытые вопросы

Казалось бы, открытые вопросы идеальны для проведения любых бесед и интервью. Однако бывают моменты, когда ими не обойтись. Например, чтобы задать правильный в обсуждениях, стоит сформулировать его максимально четко и лаконично, чтобы получить такой же ответ. Деловые мужчины, как правило, не любят пространных диалогов, для них нужен четко структурированный диалог. Чем лучше вы к нему подготовитесь, тем удачнее он пройдет. К тому же открытые вопросы всегда таят в себе опасность, что собеседник поведет диалог в сторону. Поэтому нужно быть начеку и закрытыми вопросами (то есть такими, которые предполагают однозначный ответ либо ответ "да"/"нет") возвращать собеседника к сути. Для этого в вашем арсенале есть ряд вопросов "как?", "что?", "кто?", "куда?" и тому подобные.

Теория без практики бесполезна, поэтому, чтобы действительно научиться задавать правильные вопросы, нужно ежедневно в диалогах оттачивать свое умение, анализировать ход беседы и достигнутый результат. Не бойтесь неудач, это тоже бесценный опыт, благодаря которому вы поймете, какими приемами лучше не пользоваться.


Стив Джобс и Томас Эдисон задавали себе правильные вопросы, Родион Раскольников - неправильные, Гамлет - спорные. Они находили на них ответы и , совершали определенные действия. К чему мы это? Вопросы, которые мы себе задаем и ответы, которые на них даем, очень многое определяют в нашей жизни.

Поэтому важно задавать себе правильные вопросы. Ответы будут своеобразным путеводителем по жизни.

Вопросы для саморазвития

Раз вы читаете наш блог, значит саморазвитие для вас - не пустой звук. А оно невозможно без саморефлексии, то есть процесса . Один из способов для этого - задавать себе правильные вопросы.

Что для меня по-настоящему важно?

Этот вопрос помогает раскрыть ваши цели и ценности. Особенно важно спрашивать себя об этом, когда вы оказались на распутье, не знаете куда двигаться и на что выделять свое время. Пригодится он и когда нужно переосмыслить свое поведение и кардинально изменить жизнь.

Что еще это может означать?

Развитый человек - это тот, кто проявляет недюжинное любопытство во всем, что его окружает. Каждая ситуация, событие и информация представляет для него интерес.

Этот вопрос развивает творческое, критическое и . Хватит смотреть на свою жизнь при помощи розовых или черно-белых очков. Надевайте разные линзы.

Что или кто мне может помочь?

Нет ничего страшного, что вы хотите найти людей, которые помогут. В каком-то смысле все люди либо помогают, либо мешают друг другу. Клиенты, коллеги, руководители, друзья - все как-то взаимодействуют между собой.

Также важно находиться в постоянном поиске ресурсов. Это могут быть книги, сайты, советы для саморазвития, методы и стратегии. Наш сайт предоставляет множество возможностей для этого, здесь каждый найдет то, что ему по душе.

Кому я могу помочь?

Это вопрос, который большинство из нас игнорирует. Мы так зациклены на себе и своих проблемах, что совершенно забываем не то что о знакомых, а даже о близких. А если и пытаемся помочь, то воспринимаем себя как благодетелей.

В этом мире мало быть умным и развитым человеком, необходимо быть еще и полезным. Весь бизнес построен на помощи, а алчные компании выдавливаются из большой игры под общественным давлением. Руководители Википедии могут с полным правом просить пожертвования (которые и получают), потому что организовали свой бизнес с искренним желанием служить.

Даже если у вас сейчас нет прямого ответа, все же не забывайте задавать этот вопрос хотя бы иногда.

Как часто меня подводит интуиция и почему?

Интуиция - это очень неоднозначная штука. Кто-то говорит, что ее не существует, потому что она отдает эзотерикой, ученые же хотят ее доказать при помощи опытов, но пока что не достигли больших успехов. Это рождает множество споров.

И все же интуиция наверняка существует. Можно ли ее развить? Безусловно. Многие великие люди говорили и писали о том, что принимали решения, исходя из шестого чувства. Но они настаивают, что для этого нужно развиваться, много читать и познавать себя и мир вокруг.

Вспомните несколько случаев, когда вы слушались интуиции. Она была права или нет? Почему?

Если бы мне хватало денег, чем бы я занимался?

Мы склонны во многом винить нехватку денег. Дескать, вот если бы я выиграл миллион долларов, вот тогда бы…. Тогда бы что? Вы правда думали об этом или обходились стандартными «Купил бы дом и машину, а остальное положил бы в банк»? Вы должны понимать, что это ответ совершенно не на этот вопрос.

Чем бы вы занимались? Не на что тратили бы деньги, а какой род деятельности выбрали бы. И это не такой бессмысленный вопрос, как может показаться. Он покажет, что для вас действительно важно.

За что я благодарен?

Попытайтесь подавить зевоту, читая этот абзац. Мы знаем, что набили оскомину данным вопросом, но от этого он не станет менее важным.

Это один из самых могущественных вопросов, который к тому же желательно задавать себе каждый день по несколько раз. Причем знаете что? Попытайтесь каждый раз отвечать что-то другое. Можете даже иметь в виду что-то одно, но выражайте благодарность разными словами.

Если вы не знаете, за что благодарны, то можете быть уверены: вы не сможете себя почувствовать по-настоящему счастливыми, а также двигаться дальше в своем саморазвитии.

Что бы сделал Аристотель/Коперник/Эйнштейн?

Или кто-то совершенно другой. Важно просто включить фантазию и научиться смотреть на ситуацию под разными углами.

Какой урок я могу из этого извлечь?

Привычка задавать этот вопрос отличает очень успешных людей от простых смертных. Первые спрашивают себя об этом по несколько десятков раз в день, вторые же боятся его как огня.

Успешные развитые люди считают любую неудачу обратной связью. Они знают, что смогут узнать больше, если из совершенных ошибок извлекать выводы.

Задайте себе этот вопрос прямо сейчас, вспомнив последнюю неудачу: «Чему я могу научиться из этого события?».

Что нужно сделать, чтобы сломать эту привычку?

Мозг любит привычки. Неудачники склонны накапливать множество вредных моделей поведения и не бороться с ними, поскольку это сложно. Но успешные и развитые люди всегда обращают внимание на то, что , портит настроение, фигуру и отношения с окружающими.

Даже сам этот вопрос выводит вас из состояния автопилота. И когда вы становитесь сознательным, то шансы победить врага многократно повышаются.

Что я могу сделать из того, что меня пугает?

Конечно, речь идет о чем-то позитивном, таком, что переводит вас на новый уровень. Например, публичное выступление или марафон. Все это вызывает дискомфорт. Но если вы будете задавать себе этот вопрос и хотя бы иногда выходить из зоны комфорта, то станете намного более развитой личностью, чем сейчас.

Как должен выглядеть мой идеальный день?

Без этого вопроса вы можете испытывать стресс, потому что всегда будет ощущение, что чего-то не хватает.

Если вы никогда не думали о том, как выглядит идеальный день, то подумайте. Чего в нем больше - работы, хобби или отдыха? Может это чтение книги или путешествие? Это скажет о вас очень многое.

Утренние вопросы

Их следует использовать для мотивации, составления плана на день, поднятия боевого духа, пробуждения мозга и многого другого.

Выделите 5-10 минут на то, чтобы ответить на вопросы, которые мы представим чуть ниже. Постарайтесь давать яркие, живые ответы.

  • Что я буду делать сегодня?
  • Кем я хочу быть или стать сегодня?
  • Чего я хочу?
  • Какие мысли будут преобладать в моей голове?
  • Как я намерен себя чувствовать?
  • Как я могу быть полезен другим людям?

Вечерние вопросы

Вечерние вопросы следует использовать для саморефлексии, благодарности и переосмысления прожитого опыта.

Цель таких вопросов - провести психологическую трансформацию, которая поможет подготовиться к следующему дню и стать лучше, чем сегодня:

  • Вырос ли я как личность сегодня?
  • Был ли я полезен людям?
  • Что я сделал, что приблизило меня к достижению моих целей и задач?
  • Каким неправильным шаблонам поведения я следовал сегодня? Как это можно исправить?
  • На какие вопросы о себе мне следует искать ответы?
  • Как я могу заново изобрести себя?

Вопросы для критического мышления

Ниже описан один из методов , который поможет вам наиболее эффективно решать проблемы - как повседневные, так и рабочие или комплексные. Мы рассортируем вопросы на разные группы.

Знания

Речь идет о ваших знаниях. Важно вспомнить, как они помогали в прошлом решать сложные проблемы. Начните со следующих вопросов:

  • Что из прошлого опыта будет полезно сейчас?
  • Насколько правильно применять знания о прошлом опыте в новой ситуации?
  • Почему эта тактика работала в прошлом?
  • Кто или что мне помогали в прошлом? Могу ли я использовать это сейчас?

Понимание

Ваша цель - продемонстрировать свое понимание текущей проблемы или затруднительного положения.

Вы должны собрать подробные объективные сведения о событиях и обстоятельствах, которые существуют в реальности. Это лучше всего достигается путем организации, сравнения, перевода и интерпретации вашего затруднительного положения с разных точек зрения.

С этих вопросов можно начать:

  • Что происходит на самом деле?
  • Как я могу рассмотреть эту проблему с разных точек зрения?
  • Как эта проблема сочетается с моим прошлым опытом?

Применение

Здесь ваша цель - взглянуть на гипотетические решения проблемы. Это достигается благодаря применению приобретенных знаний и использованию полученной информации по предыдущим двум шагам.

Речь идет не о поиске единственно верного решения, а о том, чтобы рассмотреть потенциальные и наиболее вероятные из них:

  • Что, если…?
  • Как мне лучше всего использовать…?
  • Какие примеры, техники и объекты я могу использовать?
  • Какой подход можно попробовать?
  • Что будет, если я сделаю…?

Анализ

Это тот момент, когда критический мыслитель (то есть вы) анализирует всю собранную информацию с помощью сравнения, упорядочения и интенсивного опроса:

  • Как это связано с…?
  • Какая связь между…?
  • Какие различия есть между…?
  • Каковы возможные причины, которые вызвали эту проблему в первую очередь?
  • Какие выводы можно сделать из этого?
  • Какие доказательства я могу найти в подтверждение своих выводов?
  • Какие новые возможности есть?

Синтез

Именно здесь критический мыслитель начинает поиск шаблонов и связей между частями информации, которая помогает ему получить новые идеи и ответы, которые раньше, возможно, не были очевидны:

  • Какие изменения я могу сделать для эффективного решения этой проблемы?
  • Как я могу улучшить…?
  • Что произойдет, если…?
  • Что можно сделать для того, чтобы снизить ущерб от этой проблемы?
  • Какое наилучшее возможное решение этой проблемы?

Вопросы для решения проблем

Несомненно, что стратегическое и целенаправленное использование вопросов может привести к большим успехам. На самом деле вопросы - это, по сути, интеллектуальные плоды наших мыслей, которые помогают преодолевать проблемы и трудности жизни.

Вопрос часто не является творческим по своей природе, он скорее используется как катализатор, который помогает стимулировать творческую мысль: он усиливает наши способности преодолевать проблемы и неудачи, которые противостоят нашим повседневным реалиям.

Мы рассмотрим несколько тактик, при помощи которых можно научиться задавать правильные и полезные вопросы.

Круглосуточные вопросы

Когда вы занимаетесь своими повседневными делами, важно, чтобы ваш ум был заточенным, настороженным и сосредоточенным на решениях, которые потенциально помогут преодолеть проблемы и ловушки, которые расставляет жизнь.

Есть буквально десятки вопросов, которые можно использовать. Тем не менее, вот два очень эффективных, которые особенно полезны:

  • Что в этом есть хорошего?

Независимо от того, насколько серьезны или ужасны обстоятельства на первый взгляд, этот вопрос фокусирует внимание на позитивных результатах.

  • Как я могу использовать это для своей пользы?

Этот вопрос фокусирует внимание на возможных решениях, расширяя ваше понимание потенциальных возможностей, которые могут скрываться. Вы эффективно проводите мозговой штурм, чтобы превратить лимоны в лимонад.

Вопросы для преодоления препятствий

Если вам нужно немного дополнительной помощи, чтобы преодолеть препятствия, то используйте следующие четыре типа вопросов.

Вопросы о возможности: «Что, если я смогу заставить это работать?». Этот вопрос повышает уверенность и расширяет мировоззрение, внимание и понимание потенциальных решений, которые могли бы помочь преодолеть эту проблему.

Вопросы о необходимости: «Что мне нужно сделать, чтобы это произошло?». Этот вопрос стимулирует воображение и способность решать проблемы, помогая придумать возможные решения, чтобы выбраться из затруднительного положения.

Вопросы для снижения сопротивления: «Что я решил сделать?». Мы неохотно предпринимаем шаги, если думаем, что обязаны что-либо делать. Но если считаем, что это наш выбор, то мотивации становится намного больше.

Вопросы о несовпадении: «Что, если это не сработает?». Цель этого вопроса двойная. Во-первых, он помогает подготовиться к возможным вызовам и неудачам. Во-вторых, помогает сделать мышление гибче.

Вопросы о вопросах

Не все вопросы одинаково полезны, многие даже вредны (отдельно мы поговорим об этом дальше). Поэтому важно отличать первые от вторых. Как? Задавая вопросы, конечно же:

  • Я задаю правильные вопросы?
  • Какой самый полезный вопрос я могу задать себе, чтобы решить эту проблему?
  • Какой самый полезный вопрос я могу задать, чтобы разблокировать свою интуицию, творческое мышление, что позволит получить новые идеи, решения и возможности?

Какие вопросы не следует себе задавать

Если, прочитав эту статью, вы решите придумать свои личные вопросы, то нужно, прежде всего, избегать неправильных. Что мы под ними имеем в виду?

Это вопросы «Почему?» (как вариант «Зачем?»). Не каждый, но многие из тех, при помощи которых человек пытается найти виновного, пожалеть себя. Они приводят к бесконечной скорби и нищете, которые погружают разум в состояние хаоса. Они парализуют дух и приводят к мышлению жертвы.

Вот некоторые примеры вопросов, которые вы должны избегать любой ценой:

  • Почему все против меня?
  • Почему у меня нет удачи?
  • Зачем пытаться?
  • Почему это всегда происходит со мной?
  • Почему я всегда делаю глупые вещи?

Это вопросы, на которые нельзя искать ответы. Например, спросив себя «Почему я всегда делаю глупые вещи?», вы выясните, в чем дело? Вряд ли. Вы, скорее всего, решите, что так уж устроены, что вам не привили правильного мышления в детстве, или что такова ваша судьба. Любой из этих ответов никуда вас не приведет и ничего не изменит. Они нацелены единственно на то, чтобы обвинить кого-то или что-то: жизненные обстоятельства, других людей, себя, природные силы и многое другое.

Какие вопросы следует себе задавать в первую очередь

Давайте теперь посмотрим, какие вопросы нужно задавать в противовес тем, что мы привели только что. Их называют усиленными, потому что после них человек начинает искать ответы и развивает свои лучшие, а не худшие, качества.

Вопросы «Как»

Вот некоторые примеры вопросов, которые вы можете использовать, чтобы преодолеть препятствия, стоящие на пути:

  • Как я могу сделать это умнее?
  • Как я могу сделать это лучше?
  • Как я могу успешно преодолеть это?
  • Как я могу воспользоваться нестандартным мышлением в этой ситуации?

Вопросы «Что»

  • Что я могу сделать?
  • Что за скрытая возможность передо мной, которую я не вижу?
  • Что хорошего в этой ситуации?
  • Что из этого может сделать меня сильнее?

Как мы видим, не все вопросы являются полезными. Некоторые заводят в тупик, приходят к мышлению жертвы и заставляют жалеть себя. Поэтому основная часть нашей статьи была посвящена правильным вопросам. То есть таковым, которые провоцируют мозг работать и испытывать приятные эмоции, задумываться и порой даже оказываться в тупиках. Но в последнем случае печалиться не стоит: рано или поздно ответ будет найден.

Желаем вам удачи!

Вконтакте

Одноклассники

Из этой статьи вы узнаете:

  • Как эффективно провести собеседование
  • Какие вопросы нужно задавать на собеседовании соискателю
  • Какие вопросы должен задать соискатель на собеседовании

Принятие в штат очередного работника – значимое событие не только для самого соискателя, но и для компании. Неправильная кадровая политика может стать причиной серьезных проблем на предприятии. Поэтому наем нового сотрудника – процесс довольно сложный, обязательно включающий в себя беседы, а иногда проверки и тестирования. Мысль о том, какие вопросы задавать на собеседовании соискателю, волнует и руководителей, и HR-менеджеров.

В какой-то момент каждый управленец сталкивается с необходимостью лично проводить собеседование с соискателем на ту или иную вакансию. Согласно статистике рекрутинговых фирм, более 24 % тех, кто ищет работу, приукрашивают свои профессиональные навыки, опыт и достижения, чтобы успешно побеседовать с нанимателем и попасть на желаемую позицию с хорошим окладом, комфортными условиями работы и перспективами карьерного роста.

Для компании важно точно и объективно оценить, на что действительно способен кандидат и что он собой представляет, подходит ли для вакансии, на которую претендует. Чтобы понять это, на собеседовании нужно задавать соискателю правильные вопросы.

К интервью необходимо готовиться не только кандидату, но и руководителю, который будет задавать вопросы и анализировать ответы.

  1. Составьте список основных вопросов к соискателю.

До того как начать встречу с кандидатом, подготовьте перечень вопросов, которые нужно задать ему на собеседовании. Ответы на них позволят выявить наиболее подходящего претендента.

Этот список вопросов для интервью составляется таким образом, чтобы выяснить, способен ли соискатель выполнять задачи, поставленные работодателем. Для этого нужно понять, каковы профессиональные достижения и фактические результаты деятельности кандидата.

Не ограничивайтесь подготовленным перечнем и уточняйте у соискателя все неясные моменты, задавайте дополнительные вопросы. Ваша задача – сформировать как можно более объективное и целостное представление о человеке, желающем работать в вашей компании.

Вопросы для собеседования составляются в соответствии с должностью, на которую претендует кандидат. По его ответам работодателю должно стать ясно, подходит ли этот человек на выбранную им позицию. Если ясности нет, это значит, что вопросы для собеседования были подобраны или заданы неправильно, надо их менять (к этой теме мы вернемся в следующем разделе).

  1. Контролируйте соискателя в ходе собеседования.

Интервью должны вести вы, а не кандидат. Останавливайте претендента на должность, когда он отклоняется от темы или сообщает лишнюю информацию. Ваша цель – задать ему все необходимые вопросы.

Предположим, вы спросили о достижениях соискателя, но вместо того, чтобы отвечать, он начинает рассказывать о том, как важно повышать квалификацию и продолжать учиться. Вежливо прервите его и попросите вернуться к исходной теме – личным успехам.

С теми кандидатами, которые не могут внятно отвечать на ваши вопросы (разговаривают на посторонние темы, уходят от прямых ответов, перехватывают инициативу в разговоре), просто прекращайте общение. Если человек столь явно демонстрирует свою неуправляемость и неумение подчиняться правилам даже на этапе собеседования, вряд ли из него получится хороший работник.

  1. Добивайтесь от соискателя четких ответов на вопросы.

Собеседование требуется для того, чтобы работодатель понял, что за человек перед ним, соответствует ли он желаемой должности и какова результативность его труда. В интересах фирмы получить от соискателя внятные, конкретные и правдивые ответы на задаваемые вопросы.

К примеру, для кандидата на позицию менеджера по продажам ключевой характеристикой будут его показатели продаж. Этой цифры достаточно нанимателю, чтобы оценить эффективность претендента: если работник выдавал высокие результаты на предыдущем месте работы, то сможет быть столь же полезным и вашей компании.

Однако соискатели на собеседованиях далеко не всегда стремятся четко и кратко отвечать на вопросы. Некоторые слишком углубляются в подробности и отвечают долго и обстоятельно, кто-то просто болтлив и легко сбивается с темы, а у некоторых людей слишком сложная и абстрактная манера выражаться.


Поэтому задача того, кто проводит собеседование, – следить, чтобы разговор шел по сути и занял строго отведенное время. Не стесняйтесь вежливо прерывать кандидата, если он уводит беседу в другое русло, и сразу предупредите о том, что у вас ограниченное количество времени на интервью и чем короче и яснее он будет отвечать, тем больше вероятность того, что его примут на работу.

  1. Придерживайтесь временных рамок на собеседовании.

Грамотный руководитель (или менеджер по персоналу) не только назначает время интервью, но и определяет временные рамки для него. Получаса вполне достаточно для результативного собеседования: за этот период можно успеть задать соискателю все нужные вопросы и получить ответы на них. Затянутые, длинные беседы, как правило, не приносят дополнительной существенной информации, а только утомляют обе стороны и заполняют время болтовней.

Чтобы собеседование шло в нужном темпе, соответствовало плану и приводило к ожидаемым результатам, пользуйтесь стандартными приемами модерации разговора. Следите за тем, чтобы кандидат отвечал на поставленный вопрос, возвращайте его к теме, при необходимости повторяйте свой вопрос или задавайте уточняющий, требуйте конкретных фактов.

Для перехода к следующему этапу или смысловому блоку используйте фразы: «Я вас понял», «Спасибо», «Ясно», «Достаточно» и т. п. При наличии готового списка вопросов, которые нужно задать на собеседовании соискателю, с помощью этих нехитрых приемов можно составить вполне ясное представление о профпригодности кандидата в течение получасового интервью.

Какие вопросы задавать на собеседовании соискателю плюс примеры

Последовательность вопросов, которые на собеседовании задают соискателю, тоже имеет значение.

Ниже приведен их оптимальный порядок:

Расскажите немного о себе

Обращайте внимание на следующие моменты в ответе соискателя:

· является ли его рассказ формальным перечислением основных фактов биографии или же он сразу сообщает что-то интересное и важное, выражая желание войти в штат компании;

· насколько ясно, грамотно и лаконично он говорит;

· мямлит ли соискатель, тянет с ответом на вопрос

Расскажите о своих взглядах на жизнь

Смысл этого вопроса на собеседовании - дать человеку возможность показать, как он справляется с трудностями. Некоторые уверены, что жизнь прекрасна, другие более пессимистичны и находят жизнь слишком сложной, третьи признают, что трудности случаются, но их можно преодолеть, если постараться

Чем вас заинтересовала данная вакансия?

Большинство претендентов на собеседованиях ограничиваются стандартными ответами: карьерные перспективы, хорошая зарплата, комфортные условия работы. Профессионалы обычно описывают преимущества вакансии более предметно и точно

Каковы ваши сильные стороны? Что делает вас идеальным кандидатом на эту должность?

Это один из главных вопросов, которые нужно задать соискателю во время собеседования. Именно сильные стороны человека делают его подходящим (или неподходящим) для той или иной позиции в компании.

То, как соискатель описывает свои преимущества, очень показательно: кто-то говорит абстрактными категориями, а кто-то приводит конкретные объективные факты, цифры (что гораздо более интересно для нанимателя)

В чем вы видите свои недостатки?

Настоящий профессионал едва ли будет пускаться в откровения и каяться в собственных грехах на собеседовании. Наоборот, он подаст свои слабые стороны так, чтобы стать еще более привлекательным в глазах работодателя (например, скажет, что многие считают его трудоголиком, отмечают его излишнюю требовательность к себе и другим и т. п.)

Почему вы ушли с предыдущего места работы? Что заставляет вас менять работу? Какие у вас были отношения с руководством?

Первый вопрос - для уже уволившихся соискателей, находящихся в поиске нового места, а второй - для тех, кто еще не ушел с предыдущей работы, но собирается.

То, как отзывается соискатель о своей текущей (или прошлой) компании, характеризует его как личность и специалиста. Конечно, есть люди с тяжелым характером, и они вполне могут оказаться чьими-то бывшими коллегами и начальниками.

Но если конфликтность, скандальность, неумение уживаться в коллективе заметны уже на этапе собеседования, то и на новом месте работы они наверняка проявятся, поэтому с такими сотрудниками нужно быть очень осторожным.

Профессионал, стремящийся занять желаемую должность, не станет громко критиковать свое предыдущее место деятельности, скорее охарактеризует его нейтрально, перечислив положительные моменты, и подчеркнет, что стремится к развитию и покорению новых горизонтов

Есть ли у вас другие предложения работы?

Востребованного специалиста наверняка уже пригласили и в другие компании, и он может об этом открыто сказать, главное - акцентировать свое желание работать именно в той фирме, куда он пришел на собеседование

Какой вы видите свою жизнь через 5, 10 лет?

Мало кто имеет столь далеко идущие планы, обычно люди плывут по течению, пользуясь открывающимися возможностями и адаптируясь к среде. Из этого типа соискателей получаются не самые лучшие работники.

У некоторых людей есть примерные планы (например, стать профессионалом в какой-либо области). И лишь совсем небольшое число кандидатов, пришедших на собеседование, смогут ответить на этот вопрос конкретно и подробно, описав свой дальнейший рост в профессии и шаги, которые нужно будет предпринять, чтобы достичь успеха.

Такие соискатели наиболее перспективны с точки зрения нанимателя

Что бы вы предложили изменить в работе нашей компании?

Профессионал, придя на собеседование в новую фирму, постарается разузнать о ее деятельности и предложить какие-то усовершенствования, хотя бы в общих чертах.

Конечно, трудно понять и прочувствовать все нюансы деятельности организации со стороны, но в данном случае важна не точность, а сам факт проявления инициативы при ответе на данный вопрос

Наилучший ответ на подобные вопросы - сразу дать интервьюеру телефоны, фамилии и должности руководителей с прошлых мест занятости, готовых предоставить позитивные отзывы.

Но такое бывает крайне редко. Если соискатель отказывается обсуждать данную тему, это повод усомниться в наличии у него заявленного трудового стажа и в качестве его работы

Каковы ваши ожидания по зарплате?

Опытный, квалифицированный специалист ясно понимает, сколько стоит его время. Конечно, компания не всегда может и готова платить ему именно столько, даже если это действительно талантливый и компетентный сотрудник.

Но блеф, неадекватные ожидания должны насторожить любого работодателя, проводящего собеседование. В этом случае можно попробовать сбить цену до приемлемой либо предложить соискателю бонусы и льготы

Чем вы увлекаетесь, какие у вас хобби?

Этот вопрос следует задавать соискателю в самом конце собеседования. Он добавит еще несколько штрихов к общему впечатлению от кандидата и позволит закончить разговор на позитивной неформальной ноте. А может быть, вы даже найдете единомышленника с теми же интересами, что и у вас

У каждого кандидата в конце собеседованию рекрутер обычно спрашивает, есть ли вопросы. Часто люди теряются и не находят, что спросить. И лишь по прошествии некоторого времени (часто, когда человек уже работает в компании) сами собой всплывают вопросы, о которых нужно было поинтересоваться заранее, а не брать кота в мешке и удивляться «Как я сюда попал? Куда я смотрел? Почему я об этом не подумал?». Это так называемый «эффект лестницы». Я подготовил шпаргалку, что ты, %habrauser%, не растерялся.

Общее

1. Рабочий график и можно ли его двигать?
Я люблю поспать. Но на моей прошлой работе «рабочее утро» начиналось в 7:30. Мало того, что я довольно часто не мог прийти к этому времени, я еще пол дня занимался тем, что пытался привести себя в рабочую форму. Где то до 10:00. С 10:30 до 11:30 я усердно работал. Потом был обед. А потом мне хотелось спать, а не работать, т.к. я не высыпался еще с утра. Надо ли говорить, что вместо 8 часов, на которые меня нанял работодатель, я работал в «потоке» только часа 3-4. Так что для себя нужно решить вопрос – когда я наиболее трудоспособен? И обговорить рабочий график с руководством. И еще один нюанс. Попробуйте закрепить обговоренный график в трудовом договоре или контракте (далее ТД), если работодатель идет на персональный рабочий график для Вас. Никаких устных договоренностей. Иначе Вам начнут крутить руки уже в процессе работы (как это было со мной).

2. Дресскод?
Здесь я думаю, пояснения не нужны.

3. Отпуск?
Если менять работу перед летом, то внезапно может встать вопрос с отпуском. Тем более, если кто-то из семейных уже «застолбил» отпуск на своей работе. Работодатели неохотно дают отпуск в первые полгода или вообще дают их только через год. Но если Вам очень нужно – можете поторговаться. Главное не забыть об этом вспомнить на собеседовании. Договоренность нужно запротоколировать в ТД.

4. Командировки?
Кто-то любит, кто-то нет. Но когда командировки по 2-3 месяца – это нужно сразу уточнять на собеседовании и принимать во внимание.

5. Оплата за переработки?
Если есть положение о компенсации за переработки – будьте любезны показать. Обычно этот пункт входит в коллективный договор, но редко компенсации выплачивают на деле. Но здесь уже соломку не подложишь, а узнаешь только когда прыгнешь в омут с головой.

6. Можно ли приносить личные устройства?
Вопрос, как о пропускном режиме, так и работе с ними (если вы разработчик мобильных приложений). Суда же и следующий вопрос:

7. Дают ли девайсы в пользование или для работы?
У нас на работе менеджерам выдавали рабочий iPad и ноутбук. Приятный бонус надо сказать.

8. ДМС – дополнительное медицинское страхование?
Что в него входит. Уточните насчет зубного. У некоторых компаний стоматология не входит в пакет ДМС. Люди потом расстраиваются, когда приходится платить свои кровные.

9. Соглашение о неразглашении?
Есть ли? Что в него входит?

10. Обучение за счет компании?
Каждый год, или чаще, составляются списки курсов, на которые могут отправить сотрудников для повышения квалификации. Можно поинтересоваться какие курсы можно пройти в этом году. Платит ли компания за них? И сколько они обойдутся лично Вам? Например, есть практика требовать отработки в компании какое-то время или возврат затраченных компанией на Вас средств. Такой практикой можно тоже поинтересоваться. Но здесь Вам могут и наврать.

11. Парковка для сотрудников?

12. В каких рублях платится ЗП – отечественных или иностранных?

13. Работа из дома?
Возможна ли? Есть ли люди, которые так работают?

14. Есть ли должностная инструкция?
Работодатель очень любит накидывать непрофильные работы на обычных работников. Делегирование, так сказать. Но об этом Вам заранее никто не скажет. Могут отправить на заправку картриджей или починку принтера. «Тыжпрограммист»! Особенно это популярно в маленьких компаниях. Озадачиться должностной инструкцией стоит, т.к. это документ, по которому тебя не имеют право навешивать дополнительные обязанности, не прописанные в нем. Однако, в каждой инструкции есть пункт следующего содержания - «выполнять поручения руководства». Здесь все зависит от Вашей склочности.

15. Офис?
Open space или кабинеты. Есть ли мебель и оборудование, чтобы Вы могли выйти в понедельник и начать работать? Здесь не нужно слушать рекрутера! Здесь нужно:

16. Попросить показать Ваше будущее рабочее место?
Прекрасный офер может внезапно оказаться комнатушкой без окон в подвале, без мебели, без компьютера или гудящий, как осиное гнездо, open space. Если Вам не хотят показывать место – это повод насторожиться и настоять. По дороге туда и обратно можно поговорить с Вашими будущими коллегами и поинтересоваться насчет вопросов, на которые рекрутер Вам мог соврать. Например, на счет переработок и т.д.

17. Фидбэк по вакансии?
Собственно, сроки и ничего более.

18. О резюме?
Можно также спросить насчет улучшения Вашего резюме. Что зацепило рекрутера, а где надо исправиться?

Зарплата

Кроме торговли о ставке и премии не стоит забывать о:

19. Испытательный срок?
На какой период? Какая зарплата на этот срок? Возможен ли пересмотр по результатам испытательного срока.

20. Повышение квалификации?
Этот пункт про сертификацию, прохождение курсов. Я думаю, Вам хочется не просто повесить бумажку в рамке на стену, но и ощутить тяжесть в портмоне от прибавки. Этот вопрос тоже можно обговорить заранее. Если работодатель не заинтересован в Вашем профессиональном росте, то должны ли вы заинтересоваться им?

21. Индексация и пересмотр зарплаты?
Об этом обычно рекрутер сам неплохо рассказывает, но может и забыть.

22. Банковская карточка?
Можно ли использовать свой банковский счет для перечисления зарплаты? На прошлой работе я так каждый месяц бегал - перекладывал! Все потому что банк, на карточки которых начислялись работодателем деньги, имел всего 20 банкоматов в городе-миллионнике.

23. Премия?
От каких факторов зависит и когда начисляется (квартально или ежемесячно).

Организация труда

24. Предоставление HW и SW работодателем и используемый работодателем HW и SW?
Сколько мониторов говорите? Дайте два. Вы используете NetBeans или Eclipse, а если я буду работать на IDEA? На чем у Вас серверы крутятся? На Windows Server? Вы используете rar или zip? Спасибо, до свиданья, было приятно пообщаться!. Здесь же можно спросить про электронный документооборот (в моей бывшей компании он был – гадость редкая!). Где происходит общение и переписка? Можно ли использовать свой PC или свой софт. Можно ли приводить домашних животных на работу. Есть ли детский сад для детей – чтобы росли в корпоративной среде:-)?

25. Структура организации?
Можно попросить диаграмму структурных подразделений организации и показать где здесь будет Ваше место. Таким образом, можно легко посчитать, сколько будет над Вами начальников (у меня их было 7 в свое время). Можно озадачиться вопросом: кто занимается архитектурой и аналитикой? Но эти вопросы не подходят для аутсорсинговых компаний, где все предельно просто и понятно – тим, тимлид, архитектор, тестеры, проджект менеджмент, руководство и обслуга (бухгалтерия и т.д.).

По вакансии

26. Вновь открывшаяся или нет?
Здесь мы все ближе подбираемся к разговору о проектах и о Вашей непосредственной деятельности. Эта вакансия – расширение штата на существующий проект, набор на новый, затыкание дырки в штате (ведь «свято место пусто не бывает» – девиз полугосударственных контор и вращающихся вокруг них коршунов). Если вакансия открылась в связи с увольнением, можно поинтересоваться по какой причине уволился предыдущий сотрудник. Здесь все зависит от искренности рекрутера. И от расстройства Вы здесь себя не сможете застраховать.

27. Решаемая вакансией проблема?
Вакансии открывают не просто так, а для того чтобы ликвидировать какую-то потребность. Вот эту потребность Вам и нужно постараться выяснить. Какая конкретно проблема возникла у работодателя, что требуется только Ваша помощь. Например, не хватает людей. Нужны профессионалы с определенной квалификацией или знаниями. Необходимо увеличение производительности команды и т.д.

Проект

Разговор непосредственно о Вашей будущей работе с Вашим будущим руководителем.

28. Расскажите о проекте?
Когда начался? На какой стадии находится? Какие технологии применяются в проекте? Какие технологии планируются к добавлению в проект? Сколько человек задействовано на проекте? Заказчик/монетизация? Попросить небольшой спич о проекте (пускай изворачиваются как стартаперы:-) не всё же вам потеть на собеседовании). А что будет, если завтра прекратится финансирование? Можно ли попроситься со временем на другой проект? С каким кодом придется работать (legacy/новый) и насколько можно его менять? Нанимают на support или разработку?

29. Что я смогу написать через 2-4 года в резюме?
Это очень важный вопрос, благодаря которому о Вас может сложится хорошее впечатление, как о кандидате с потенциалом! Если ответ на него невнятный или что-то типа «Вы сможете написать следующее: Я работал в ООО «Рога и Копыта», получил огромный экспириенс при работе с рогами и копытами» тогда вопрос нужно уточнить: Какие платформы и технологии используются? Используется ли Agile/Scrum/DevOps или другие методологии? Инструменты непрерывной интеграции, VCS, TDD, что используется Project Managment, что используется для Bug-tracking.

30. Что в резюме писать не буду, но это упростит/усложнит мне жизнь?
Когда и кто пишет тесты? Есть ли test-team? Как проводится тестирование: юнит-тесты и blackbox-тесты. Есть ли code review?

31. Версии SW?
Еще один важный вопрос, который нужно принимать во внимание. Например, кому через 2 года нужна будет 6 java, если выйдет уже 9 или даже 10 версия. Тоже самое касается фреймворков.

Когда все вопросы заданы, не забудьте попросить провести Вас на Ваше будущее рабочее место.

Фууух. Вопросов оказалось много. И ответы на все вопросы займут много времени. Есть ли есть желание, Вы можете передать эти вопросы рекрутеру и попросить ответить на эти вопросы через email. Но лично я бы не стал так делать. Во-первых, логика следующая - «они хотят меня нанять, тратят моё время на собеседование, пускай потратят и чуточку своего». Во-вторых, если вы задали такое количество вопросов рекрутеру, руководителю или будущему коллеге, о Вас сложится впечатление как о действительно интересующимся данной вакансией кандидате. А это лучше намного невнятного ответа на гипотетический вопрос рекрутера «Почему вы хотите работать в нашей компании?». И уж точно Вас выделят среди других кандидатов. А это поднимет вероятность положительного решения по Вашей кандидатуре.

Важной составляющей общения и обучения является умение правильно задавать вопросы. Этому можно научиться. Необходимо верно выстраивать внутренний диалог и изучить основные виды вопросов во внешнем диалоге. Простые упражнения помогут отработать и закрепить этот важный навык.

Учиться задавать вопросы надо, чтобы:

  • перейти от монолога в общении к диалогу;
  • получить необходимую информацию;
  • перехватить инициативу в общении;
  • выказать внимание к собеседнику;
  • перевести разговор в нужное вам русло.

Классификация вопросов:

✔️ По структуре : простые и сложные/закрытые и открытые

Простой вопрос не может быть расчленен на элементарные вопросы.

Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если, то» и др. Например, «Кто из присутствующих опознал преступника, и как он на это отреагировал?».

Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно разбить его на простые вопросы.

Закрытые вопросы, целью которых является получение однозначного ответа (согласия или отказа собеседника), «да» или «нет».

Например, такие вопросы хороши, только в случае, когда необходимо четко и ясно определить наличие чего-либо в настоящем, прошлом, и иногда в будущем («Вы применяете это?», «Вы это применяли?», «Хотите попробовать?»).

Одним из способ манипуляции собеседником является намеренное задавание закрытых вопросов. Чем больше человек с вами соглашается, то есть отвечает “да”, тем больше он вам доверяет.

Открытые вопросы не предполагают однозначного ответа, а требуют от собеседника уточнить или пояснить информацию.

✔️ По способу запроса : уточняющие, восполняющие, перефразирование, резюмирование.

Уточняющие вопросы (или «ли» - вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «действительно ли», «надо ли» и т.д.

Например, «Верно ли, что Иванов успешно защитил дипломную работу?» и т.д.

Восполняющие вопросы предназначены для получения новой информации. Грамматический признак – вопросительное слово типа «Кто?», «Что?», «Почему?», «Когда?», «Где?» и т.п.

Например, «Как заключить договор на оказание юридических услуг?», «Когда было совершено это преступление?», «Что означает слово «брокер»?» и т.д.

Перефразирование – вопрос с повторением сказанного, но не дословным, а немного изменённым.

Например, «Другими словами, вы считаете, что…», «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь…», «Правильно ли я вас понял, что…», «Вы думаете, что…» и т.д..

Резюмирование – обобщение сказанного во всём разговоре или в его части.

Например, «Итак, можно сказать, что…», «Если подвести итог сказанного Вами, то…», «Насколько я понял, Ваша основная идея заключается в том, что…».

Провокационные - задаются с целью вывести собеседника из эмоционального равновесия, чтобы человек выдал ту информацию, которую тщательно скрывает.

Сбивающие вопросы - переводят внимание в русло интересов спрашивающего.

Правила постановки вопросов:

  • Вопросы необходимо ставить корректно (вежливо).
  • Вопрос формулируется кратко и ясно.
  • Вопрос должен быть простым, но не примитивным.
  • Должна быть логика постановки вопросов.
  • Необходимо внимательно слушать собеседника.
  • Старайтесь ставить цели урока в вопросительной форме. Сначала сами, потом передайте эту функцию обучающимся.
  • Создавайте искусственно ситуации, в которых необходимо, чтобы обучающиеся обратились к вам с вопросом.
  • Вместе со слушателями анализируйте ситуации, в которых уместно задавать вопросы.

Например, первым лучше задавать вопрос “Почему?”, потом уже “Зачем?” и “Как?”

Упражнения для отработки навыка постановки вопросов

№1. “Простые и сложные вопросы”.

Группа разбивается на пары.

На первом этапе работы один из участников задает другому открытые вопросы, требующие развернутого ответа. Тот, кто отвечает, включает в свой ответ любую информацию о себе – не обязательно имеющую прямое отношение к заданному вопросу. Каждый из партнеров остается в своей роли в течение пяти минут. Затем они меняются ролями, чтобы каждый получил возможность поупражняться в постановке открытых вопросов и в умении отвечать на такие вопросы, сообщая при этом произвольно выбираемую информацию.

На втором этапе упражнения один из участников каждой пары начинает с того, что рассказывает что-нибудь о себе или описывает какой-то свой личный опыт. Второй старается поддержать разговор либо, прося пояснить, либо перефразируя. Через пять минут участники диалога меняются ролями.

Между двумя этапами работы надо предусмотреть время на то, чтобы ее участники могли обменяться впечатлениями и рассказать друг другу о возникших у них трудностях. По мере того как участники будут приобретать все большую способность и готовность к самораскрытию, они будут осваивать умение задавать вопросы, предусматривающие больше возможностей для ответов. Умение вести разговор можно приобрести, осваивая технику активного слушания.

№2. “Обратная связь”.

Установите обратную связь (табл.1), проверьте точность восприятия информации или узнайте дополнительную информацию с помощью вопросов (по 2 варианта на каждый пункт).

Таблица 1. Исходные данные для выполнения упражнения

№3. “Выявление потребностей”.

Преподаватель берет лист бумаги и пишет на нем фразу. Любую.

Например:” Девочка пошла в школу в синем платье и с красным рюкзаком”, “Желая переубедить, начните не с разделяющих вас вопросов, а с того, в чем вы согласны с партнером”, “

Группе необходимо задавать вопросы, чтобы дословно отгадать фразу.
Показывает эффективность открытых вопросов.

№4. “Разведка”.

Делаем акцент на постановку разных типов вопросов.

Суть упражнения - выяснить у собеседника некую заранее заданную информацию (подготовьте листочки бумаги с написанными заданиями).

Например, один участник получает задание выяснить у другого какой зубной пастой тот пользуется, а тот в свою очередь должен выяснить есть ли у собеседника дома настенные часы, домашнее животное, огнетушитель. Каждый участник должен приложить максимум усилий, чтобы выяснить нужную информацию и не допустить, чтобы собеседник выяснил его задание.

Задание выполняется в тройках и в парах, а один всегда наблюдатель.