наталья огнева
Проект в подготовительной группе «Подводное царство»
Проект в подготовительной группе
«Подводное царство » .
Тип проекта : познавательно-игровой;
Продолжительность проекта : краткосрочный;
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Актуальность проекта : Подводный мир очень красочен , ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их и их родителей активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей» , а не «исполнителей» , развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты.
Цель проекта : расширять знания детей о подводном мире и его обитателях.
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Где мы может это все узнать?
Рыбы живут в воде, они плавают.
У рыбы есть голова, хвост, плавники. Почему в море вода соленая?
Где живут, какие рыбы? (море, океан, реки)
Почему рыбы не говорят?
Посмотреть в интернете, по телевизору;
Информация о рыбах на дисках;
По телеканалу zoo tv.
Задачи проекта :
Образовательные :
Познакомить с разнообразием подводного мира , с его значимостью для всего живого на планете.
Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира .
Развивающие :
Развивать умение сравнивать и анализировать.
Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире .
Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные :
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Основная проблема :
Где бы жили рыбы, если не было рек, морей и океанов?
Почему рыбы не летают?
Ожидаемый результат :
Получение информации из разных источников;
Владеть понятиями «Морские животные» , «Рыбы» , и т. п. ;
Иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
Продукты детской деятельности (рисунки, поделки, рассказы, плакаты «Подводного царства » );
Изготовление макета «Подводное царство » .
1 этап. Организационный.
1. Создание проблемной ситуации.
Цель : Заинтересовать детей данной темой.
2. Определение задач воспитательно-образовательной работы.
Цель : Выявить у детей знания о подводном мире .
3. Анализ проблемы.
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Где мы можем это все узнать?
4. Формулировка проблемных вопросов.
Цель : Учить ставить проблемные вопросы.
5. Составление и обсуждение с участниками проекта поэтапного плана работы.
Цель : Составить план работы, обсудить способы оформления конечных результатов.
6. Подбор энциклопедической, методической, справочной литературы по теме проекта .
Цель
7. Подбор подвижных и дидактических игр , сказок, стихов, загадок.
Цель : Пополнить объем знаний и сведений детей об окружающем мире. Развивать любознательность, кругозор.
2 этап. Реализация проекта
Организованная форма деятельности.
Цель : Закрепить названия рыб, особенности проживания, питания, строения, дыхания; учить образовывать притяжательные прилагательные.
Расширять знания об экосистеме «море» и его обитателях.
1. Коммуникация :
«Рыбы»
«Морское путешествие»
2. ФЭМП :
«Решение задач»
«Ориентировка в пространстве»
Формирование целостной картины мира :
«Где живет Капелька?»
Художественно-эстетическая деятельность :
Цель : Совершенствовать умения и навыки, воображение и фантазию. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
Рисование :
«Рыбки играют, рыбки сверкают» .
Лепка :
«Золотая рыбка» ;
Конструирование из бумаги :
«Рыбки» .
Непосредственная образовательная деятельность.
Беседы с детьми :
«Что такое подводное царство ?» .
Подводное царство ».
«Чем питается рыбы?» .
«Почему море соленое?» .
Чтение художественной литературы :
Цель : Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ : - источник жизни.
Чтение энциклопедической литературы о рыбах подводного мира ;
Чтение :
С. Сахаров «Морские сказки» ;
С. Воронина «Добрая раковина» ;
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» ;
Сказка «По щучьему велению» .
Разучивание стихов, загадок о рыбах.
Игровая деятельность.
Цель : Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи. Формировать умение вести координированный диалог между педагогом и ребенком, друг с другом.
Дидактические игры :
«Узнай рыбу по описанию» .
«Чей плавник? Чья голова? Чье туловище?» .
«Кто чем питается?» .
«Поймай больше слов» .
«Четвертый лишний» .
«Да - нет» .
«Царство рыб » .
«Расшифруй рыбку» .
Сюжетно ролевые игры :
«Подводное плавание » .
«Путешественники» .
«Кругосветное путешествие» .
Подвижные игры :
«Удочки» .
«Рыбалка»
Взаимодействие с родителями :
Цель : Заинтересовывать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающей жизни.
Организация совместной, познавательно – продуктивной деятельности.
Изучение энциклопедий.
Беседа с детьми о подводном мире .
Просмотр телепередач о подводном мире .
3 этап. Реализация проекта .
Выставка совместных работ по проекту «Подводное царство » ;
Плакаты «Подводные царства » ;
Макет «Подводное царство и его обитатели » ;
4 этап. Анализ деятельность.
Родители :
Приняли активное и заинтересованное участие совместной деятельности с детьми и педагогами группами по развитию знания детей о подводном царстве .
Получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду.
Смогли реализовать свои творческие способности.
Традиционно в конце июля в детском саду проводится День Нептуна. К этому празднику можно приурочить тематическую неделю, направленную на изучение морских обитателей. В старшей группе дети узнают о разнообразии животного и растительного мира морей, экспериментируют с солёной водой, получают информацию о работе океанологов и создают проекты по защите окружающей среды. Описание экспериментов, рассказы, стихи и загадки о морских обитателях, речевые игры вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Морские обитатели».
Социально-коммуникативное развитие
Продолжается работа по формированию правил столового этикета через беседы и сюжетно-ролевые игры, дети говорят о своей малой родине, закрепляют знания о , что способствует социально-коммуникативному развитию детей.
Познавательное развитие
В области познавательного развития запланированы просмотры презентаций по теме, внесение рабочей тетради «Морские обитатели», игры на закрепление знаний цифр первого десятка и т.д. Дети собирают коллекцию ракушек и узнают о том, как и кто изучает подводный мир.
Речевое развитие
Для речевого развития взрослый подбирает игры, направленные на формирование умения составлять предложения, находить заданный звук в слове. Старшие дошкольники пересказывают народные сказки и вспоминают произведения литературы, в которых встречаются обитатели моря.
Художественно-эстетическое развитие
Расширяя представления детей о маскировке животных, воспитатель вовлекает их в изготовление игры «Кто умеет прятаться». Для украшения группы дети изготавливают модуль «Красивые рыбы» и рисуют по мокрому цветному песку. Всё это позволяет решать задачи художественно-эстетического развития дошкольников.
Физическое развитие
Педагог знакомит детей с чувашской народной игрой «Хищник в море», в которой происходит закрепление знаний о морских обитателях, вносит атрибуты к игре «Поймай рыбку». Беседа о пользе морского воздуха так же способствует физическому развитию детей старшей группы.
Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели
Понедельник |
|||||
ОО | Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | ||
1 п.д. | Рассказ воспитателя о Чёрном море. Рассматривание Чёрного моря на карте. Цель: выяснить, что в некоторых местах граница России проходит по Чёрному морю. | Просмотр презентации «Морские рыбы». Цель: выяснить, как рыбы приспособились жить в воде. | Игра «Размытое письмо». Цель: упражнять в составлении распространенных упражнений. | Разрезные картинки по теме «Морские рыбы», настольные игры «Найди такую же рыбку», «Кто спрятался в рисунке». Цель: развивать внимание и наблюдательность. | Физминутка «Морское путешествие». Цель: познакомить с игрой, разучить слова. |
Про-гулка | С.р.игра «Ресторан». Цель: закрепить правила столового этикета через игру. | Внесение рабочей тетради «Морские обитатели». Цель: привлечь внимание детей к теме недели. | Игра «Бросаемся слогами». Цель: вспомнить правила игры. | Игра «Перевёртыши». Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов. | П.и. «Серсо». Цель: учить набрасывать деревянные кольца на кий, развивать глазомер. Народная игра «Краски». Цель: формировать умение прыгать на одной ноге, приземляясь на носок и полусогнутую ногу. |
ОД | |||||
2 п.д. | Игра «Угадай, какой знак?». Цели: развивать умение детей различать дорожные знаки, закреплять знания о правилах дорожного движения. | Эксперимент «Окраска морской воды». Цель: выяснить, почему солёная вода не окрашивается. | Чтение рассказов из серии «Расскажите детям о морских обитателях» И.Ф.Заянчковского. Цель: развивать интерес к чтению. | Оригами + рисование фломастерами «Морские рыбы». Цель: привлечь детей к изготовлению модуля для группы. | Рассказ воспитателя о том, чем полезен морской воздух. Цель: расширять знания детей о лечебных силах природы. |
Вторник |
|||||
ОО | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
1 п.д. | Изготовление атрибутов к игре «Искатели» (карты подводного мира, журнал наблюдений и т.д.) Цель: привлечь детей к созданию игрового оборудования. | Настольная игра «Умные крышки». Цель: закрепить знания цифр первого десятка. | Домашняя заготовка «Рассказ о морской рыбе». Цель: способствовать развитию связной речи, умение чётко излагать свои мысли. | Музыкальная дидактическая игра «Прохлопай ритмический рисунок». Цель: развивать музыкальный слух и внимание. | Игры с нетрадиционным физкультурным оборудованием. Цель: поощрять самостоятельность в выборе атрибутов. |
Про-гулка | Труд на огороде, наблюдение за произрастанием овощей . Цель: зафиксировать результаты в дневнике наблюдений. | Рассказ воспитателя о медузах. Цель: познакомить детей с разнообразием морского мира. | Составление описательных рассказов о морских обитателях. Цель: активизировать речь, обогащать речь эпитетами и сравнениями. | Разные виды театра. Цель: развивать театральное мастерство и речь. | П.и. «Медведь и пчёлы». Цель: формировать умение запрыгивать на возвышенность. П.и. «Дорожка препятствий». Цель: продолжать учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд; совершенствовать навыки пролезания под дугами; совершенствовать координацию движений. |
ОД |
Экологический проект «Морские обитатели»
(подготовительная группа)
Участники: воспитатель, родители и дети подготовительной группы.
Вид: фронтальный, информационный, среднесрочный.
Продолжительность: 2 недели.
Актуальность: Формирование экологической культуры детей в условиях ДОУ; Расширение и дополнение знаний у детей об обитателях Чёрного моря, чем питаются, как живут под водой;
Участие детей в проекте « Морские обитатели» позволит максимально обогатить знания и представления о жизни рыб и обитателей моря, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
^ Цель: Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о морских обитателях.
Задачи:
Сформировать представления детей о жизни моря и его обитателях; познакомить с миром рыб: чем питаются, где живут, какие растения и животные их окружают.
Развивать память, речь, наблюдательность, кругозор, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.
Учить применять полученные знания в разных видах деятельности.
Побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, к речевому общению друг с другом.
Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта.
Предполагаемый результат:
сформированы представления об обитателях моря, их строении, среде обитания, внешнем виде;
Вовлечены родители к участию в проектной деятельности;
Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности;
1. Этап Подготовительный
1) Включение родителей на родительском собрании в проектную деятельность;
Цель: приобщение родителей к участию в проекте.
2) Провести диагностику знаний детей по теме проекта.
Цель: выявить знания и представления детей о морских обитателях - Что знают? Что хотели бы узнать? Как они могут это узнать? 3) Подбор иллюстраций, информации, художественной, методической литературы; видеоматериалов, фотографий.
^
2. Этап Содержательный
Познавательная деятельность | ^ 1) Тема: « Рыбы - кто они?» Цель: уточнить и расширить представления о рыбах. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражая их в речи. ^ 2) Тема: « Речное рыбье царство» Цель: дать понятие, что в водоёме, так же как на земле, обитают животные, растения, рыбы. Познакомить с образом жизни, местом обитания, повадками рыб, лягушек, насекомых, растений. ^ 3)Тема:«Морские чудеса» Цель: познакомить с многообразием морских обитателей. Развивать познавательный интерес к природе. | 1 день | Воспитатели, дети. Воспитатели Воспитатели |
Ознакомление с художественной литературой | ^ 1) Чтение и заучивание стихотворения И.Токмаковой «Где спит рыбка?» Цель: помочь запомнить стихотворение с помощью картинок подсказок, учить выразительно рассказывать стихотворение. ^ 2) Чтение рассказа Н.Носова « Карасики» Цель: познакомить с новым произведением; закрепить представления о внешнем виде и строении, среде обитания данного вида рыб. ^ 3)Литературный калейдоскоп «Морские обитатели» Цель: выяснить у детей, какие малые фольклорные формы по данной теме они знают; обобщить знания о морских и речных обитателях. | 1 день 9 день | Воспитатели Воспитатели Воспитатели, дети, родители |
Коммуникация |
2) Тема: составление рассказа по серии сюжетных картин» Удачная рыбалка» Цель: закреплять умения детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием; расширять словарный запас детей. | 3 день 8 день | Воспитатели и дети Воспитатели и дети |
^ Художественно-эстетическая деятельность | 1)Рисование на тему «Золотая рыбка» Цель: систематизировать знания о внешнем виде рыб, их среде обитания. Учить передавать данные знания в рисунке. ^ 2) Рисование на тему: »На дне морском» Цель: учить детей применять полученные знания в рисовании; познакомить с новой техникой- рисованием манной крупой. Развивать творческую фантазию. ^ 3) Аппликация «Такие разные рыбки» Цель: продолжать учить детей различать рыб по внешним отличительным признакам. Закрепить умение симметрично вырезать из бумаги, сложенной вдвое, вчетверо.
5)Создание макета « Обитатели Чёрного моря» Цель: закрепить знания о морских обитателях; прививать любовь к родному краю; вовлекать родителей в проект. ^ 6)Создание фотоальбома « Подводный мир» ^ 7) Музыкальное развлечение « В гости к Нептуну» Цель: создание радостного настроения, положительных эмоций. | 1 и 4 день В течение проекта В течение проекта 10 день | Воспитатели, дети Воспитатели, дети Воспитатели, дети Воспитатели, дети Дети, родители Родители Воспитатели, дети, музыкальный руководитель |
Социализация | 1)Ситуативная беседа « Как вести себя на рыбалке» Цель: познакомить с особенностями рыбной ловли и опасностями, которые нас подстерегают. ^ 2) Подвижные игры: «Караси и щука» Цель: развивать навыки бега, умение быстро реагировать на сигнал водящего. « Удочка» Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость, выносливость. ^ 3)Экскурсия в океанариум. Цель: прививать любовь к морским животным.
Д/И.» Да- нет», « Подводная охота», Цель: закрепить умение находить загаданную ведущим картинку с помощью наименьшего количества вопросов. Правильно считать ход, с помощью кубика. | 7 день В течение проекта (на улице) 2, 5 день 4 день | Воспитатели, дети Воспитатели, дети. Родители, дети Воспитатели, дети |
3 этап. Итоговый
1. Интегрированная деятельность «На дне морском».
2. Презентация коллективной работы: панно «В
Подводном царстве».
3. Презентация макета «Обитатели Чёрного моря».
4. Презентация книжек-малышек «Морские обитатели».
5. Презентация фотоальбома «Мир рыб».
Литература
1. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Академия развития, 2003.
2. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010
3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2009
4. Шорыгина Т.А. Рыбы какие они? Книга для воспитателей, родителей. Москва 2008
5. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе д/с. - М.: Мозаика-синтез, 2010.
6. Селихова Л.Г. Интегрированные занятия. Ознакомление с природой и развитие речи детей 5-7 лет. М.: Мозаика-синтез 2005
Проект в подготовительной группе
«Подводное царство – богатое государство».
- Тип проекта: познавательно-игровой;
- Продолжительность проекта: 7 дней;
- Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Актуальность проекта: Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их и их родителей активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты.
Цель проекта
: расширять знания детей о подводном мире и его обитателях.
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Где мы может это все узнать? |
Рыбы живут в воде, они плавают. У рыбы есть голова, хвост, плавники. | Почему в море вода соленая? Где живут, какие рыбы? (море, океан, реки) Почему рыбы не говорят? | Сходить в океанариум, дельфинарий. Посмотреть в интернете, по телевизору; Информация о рыбах на дисках; По телеканалу zoo tv. |
Задачи проекта:
Образовательные:
Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.
Развивающие:
Развивать умение сравнивать и анализировать.
Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире.
Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Основная проблема:
Где бы жили рыбы, если не было рек, морей и океанов?
Почему рыбы не летают?
Ожидаемый результат:
- Получение информации из разных источников;
- Владеть понятиями «Морские животные», «Рыбы», и т.п.;
- Иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
- Продукты детской деятельности (рисунки, поделки, рассказы, плакаты «Подводного царства»);
- Изготовление макета «Подводное царство и его обитатели»;
- Мини-эссе вместе с родителями (с зарисовкой).
План работы над проектом.
Цель | Участники |
|
| ||
1.Создание проблемной ситуации. 2. Определение задач воспитательно-образовательной работы. 3.Анализ проблемы. Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Где мы можем это все узнать? 4.Формулировка проблемных вопросов. 5.Составление и обсуждение с участниками проекта поэтапного плана работы. 6.Подбор энциклопедической, методической, справочной литературы по теме проекта. 7.Подбор подвижных и дидактических игр, стихов, загадок. | Заинтересовать детей данной темой. Выявить у детей знания о подводном мире. Учить ставить проблемные вопросы. Составить план работы, обсудить способы оформления конечных результатов. Пополнить объем знаний и сведений детей об окружающем мире. Развивать любознательность, кругозор. | Воспитатели, дети. Воспитатели. Воспитатели, дети. Воспитатели, дети. Воспитатели, родители. Воспитатели, дети, родители. |
2 этап. Реализация проекта. | ||
Организованная форма деятельности. 1.Коммуникация: «Рыбы» «Морское путешествие» 2. ФЭМП: «Решение задач» «Ориентировка в пространстве» Формирование целостной картины мира: «Где живет Капелька?» Художественно-эстетическая деятельность: Рисование: «Рыбки играют, рыбки сверкают» (с элементами аппликации); «На дне морском» (сюжетное); Лепка: «По щучьему велению» (сценка из сказки); Конструирование из бумаги (оригами): «Рыбки». Непосредственная образовательная деятельность. Беседы с детьми: «Что такое подводное царство?». Подводное царство – богатое государство?». «Чем питается рыбы?». «Почему море соленое?». «Где можно найти нужную информацию?», и др. Чтение художественной литературы: Чтение энциклопедической литературы о рыбах подводного мира; Чтение: С.Сахаров «Морские сказки»; С.Воронина «Добрая раковина»; А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; Сказка «По щучьему велению». Разучивание стихов, загадок о рыбах. Игровая деятельность. Дидактические игры: «Узнай рыбу по описанию». «Чей плавник? Чья голова? Чье туловище?». «Кто чем питается?». «Поймай больше слов». «Четвертый лишний». «Да - нет». «Царство рыб». «Расшифруй рыбку». Сюжетно ролевые игры: «Экскурсоводы». «Подводное плавание». «Путешественники». «Кругосветное путешествие». Подвижные игры: «Удочки». «Рыбы». Взаимодействие с родителями: Изучение энциклопедий. Беседа с детьми о подводном мире. Просмотр телепередач о подводном мире. Мини – эссе вместе с родителями «Подводное царство» | Закрепить названия рыб, особенности проживания, питания, строения, дыхания; учить образовывать притяжательные прилагательные. Расширять знания об экосистеме «море» и его обитателях. Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на знак плюс и минус в пределах 10. Учить детей ориентироваться в пространстве. Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: - источник жизни. Совершенствовать умения и навыки, воображение и фантазию. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца. Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи. Формировать умение вести координированный диалог между педагогом и ребенком, друг с другом. Пополнять объем знаний и сведений детей об окружающем мире. Развивать любознательность кругозор. Развивать у детей внимание, память, воображение. Развивать и формировать лексика – грамматический строй речи. Учить определять наличие звуков в слове. Заинтересовывать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающей жизни. Организация совместной, познавательно – продуктивной деятельности. | Воспитатели, дети. Воспитатели, дети. Воспитатели, дети, родители. Воспитатель, дети, родители. Воспитатель, дети, родители. Воспитатель, дети, родители. |
3 этап. Реализация проекта. | ||
| ||
4 этап. Анализ деятельности. | ||
Родители: Приняли активное и заинтересованное участие совместной деятельности с детьми и педагогами группами по развитию знания детей о подводном царстве. Получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду. Смогли реализовать свои творческие способности. |