Виханский о с наумов а и менеджмент 5 е издание.

3-е изд. - М.: Экономистъ, 2003. - 528 с.
В учебнике освещается широкий круг вопросов менеджмента в деловой организации, функционирующей в конкурентной рыночной среде. Особенностью книги является подход к рассмотрению менеджмента с позиций наиболее эффективного использования потенциала организации, в первую очередь человеческого потенциала, для успешного выживания в динамично меняющемся окружении.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям специальностям. Представляет интерес для тех, кто работает в сфере бизнеса.
Вводная глава.
Общая характеристика менеджмента.
Организация и менеджмент.
Позиция управления внутри организации.
Менеджмент и внешнее окружение организации.
Процесс осуществления управления организацией.
Менеджер.
Теоретический взгляд на природу, сущность и развитие управления.
Управление как отношение.
Управление как развивающаяся система.
Содержание и логика развития управления.
Развитие взглядов на менеджмент.
«Одномерные» учения об управлении.
«Синтетические» учения об управлении.
Человек в организации.
Взаимодействие человека и организации.
Модель взаимодействия человека и организационного окружения.
Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения.
Вхождение человека в организацию.
Обучение при вхождении в организацию.
Влияние организации на процесс вхождения.
Развитие чувства ответственности перед организацией.
Завершение процесса включения нового человека в организацию.
Усвоение норм и ценностей организации новым сотрудником.
Ролевой аспект взаимодействия человека и организации.
Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения.
Восприятие человеком окружения.
Критериальная основа поведения.
Характеристика индивидуальности человека.
Взаимодействие человека и группы.
Общее понятие группы.
Общая характеристика группы.
Индивид и группа.
Адаптация человека к организационому окружению и изменение его поведения.
Научение поведению в организации.
Процесс сознательного научения поведению в организации.
Научение поведению и модификация поведения чело.
века в организации.
Мотивация деятельности.
Общая характеристика мотивации.
Что такое мотивация.
Мотивационный процесс.
Теории содержания мотивации.
Теория иерархии потребностей Маслоу.
Теория ERG Альдерфера.
Теория приобретенных потребностей МакКлелланда.
Теория двух факторов Герцберга.
Обобщенный взгляд на теории содержания мотивации.
Теории процесса мотивации.
Теория ожидания.
Теория постановки целей.
Теория равенства.
Концепция партисипативного управления.
Стратегическое управление организацией.
Общая характеристика стратегического управления.
Сущность стратегического управления.
Система стратегического управления.
Анализ среды.
Анализ внешней среды.
Анализ внутренней среды.
Миссия и цели организации.
Миссия организации.
Цели организации.
Установление целей.
Стратегия фирмы.
Типы стратегий бизнеса.
Области выработки стратегии.
Эталонные стратегии развития.
Выработка стратегии фирмы.
Шаги определения стратегии.
Выбор стратегии.
Выполнение стратегии.
Стадии выполнения стратегии.
Области проведения стратегических изменений.
Проблемы проведения стратегических изменений.
Мобилизация потенциала для выполнения стратегии.
Проектирование работы в организации.
Функции управления организацией.
Общие функции предприятия.
Функция администрирования.
Анализ функций управления.
Проектирование работы.
Концепция проектирования работы.
Анализ работы.
Параметры работы.
Восприятие содержания работы.
Технология и проектирование работы.
Модели проектирования работы.
Построение работы.
Расширение масштаба работы.
Ротация работы.
Обогащение работы.
Модель социотехнической системы.
Выбор модели проектирования работы.
Проектирование организации.
Факторы проектирования организации.
Внешняя среда.
Технология работы.
Стратегический выбор.
Элементы проектирования организации.
ение труда и специализация.
Департаментизация и кооперация.
Связи в организации и координация.
Масштаб управляемости и контроля.
Иерархия в организации и ее звенность.
Распределение прав и ответственности.
Централизация и децентрализация.
Дифференциация и интеграция.
Типы организаций.
Типы организаций по взаимодействию с внешней средой.
Механистический тип организации.
Органический тип организации.
Типы организаций по взаимодействию подразделений.
Традиционная организация.
Дивизиональная организация.
Матричная организация.
Типы организаций по взаимодействию с человеком.
Корпоративная организация.
Индивидуалистская организация.
Новое в типах организаций.
Эдхократическая организация.
Многомерная организация.
Партисипативная организация.
Предпринимательская организация.
Организация, ориентированная на рынок.
Организационные процеоы.
Коммуникации в управлении.
Общее понятие.
Процесс коммуникации.
Коммуникационные сен.
Коммуникационные стши.
Невербальная коммунинция.
Принятие решений.
Общее понятие.
Модели принятия решедая.
Процесс принятия управленческих решений.
Власть и влияние.
Общее понятие.
Источники власти в организации.
Лидерство и власть.
Управление конфликтом.
Общее понятие.
Типы конфликтов.
Уровни конфликта в оринизации.
Структурные методы убавления конфликтом.
Организационная культура.
Концепция организационно! культуры.
Понятие и структура организационной культуры.
Содержание организационной культуры.
Развитие организационной нультуры.
Формирование органияционной культуры.
Поддержание организационной культуры.
Изменение организацмнной культуры.
Влияние культуры на органвационную эффективность.
Подходы к измерениюшияния культуры.
Соответствие культурыпринятой стратегии.
Управление организационной культурой.
Национальное в организацшшной культуре.
Системный подход.
Модель Хофстида.
Модель Лэйн и Дистефано.
Модель Оучи.
Лидерство.
Основы лидерства.
Природа и определение понятия лидерства.
Содержание понятия лидерства в управлении организацией.
Лидер и менеджер.
Подходы к изучению лидерства.
Традиционные концепции лидерства.
Теория лидерских качеств.
Концепции лидерского поведения.
Концепции ситуационного лидерства.
Континиум лидерского поведения Танненбаума.
Шмидта.
Модель ситуационного лидерства Фидлера.
Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда.
Модель лидерства «путь - цель» Хауза и Митчелла.
Модель ситуационного лидерства Стинсона - Джонсона.
Ситуационная модель принятия решений Врума.
Йеттона - Яго.
Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства.
Новое в теориях лидерства.
Концепция атрибутивного лидерства (причинно-следственный подход к изучению лидерства).
Концепция харизматического лидерства.
Концепция преобразующего лидерства, или лидерство.
для изменений.

О.С.Виханский A.И. Наумов

Менеджмент

у ч е б н и к

4-еиздание, переработанноеидополненное

Москва Э К О Н О М И С Т Ъ

УДК 338.24(075.8) ББК 65.050.9(2)2я73 В54

Рецензенты:

зав. кафедройэкономикиименеджментаРЭАим. Г.В. Плеханова, д-р экон, наук, проф. Л.М. Бадалов, проректор Государственногоуниверситетауправления, канд. экон. наук, доц.

A.M. Зобов;

деканфакультетамеждународного бизнесаиделового администрирования МГИМО(У), д-рэкон. наук, проф. В.Н. Шитов

Виханский, О. С, Наумов, А. И.

В54 Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономисть, 2005. - 670 с.: ил.

ISBN 5-98118-13I-1 (впер.).

Агентство CIP РГБ.

В учебнике освещается широкий круг вопросов менеджмента

в деловойорганизации, функционирующейвконкурентнойрыночной среде. Особенностью книги является подход к рассмотрению менеджмента с позиций наиболее эффективного использования потенциала организации, в первую очередь человеческого потенциала, для успешного выживания в динамично меняющем окружении.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям. Представляет интересдлятех, ктоработаетвсферебизнеса.

УДК 338.24(075.8)

ББК б5.050.9(2)2я73

В оформлении переплета использован фрагмент миниатюры из Часослова герцога Беррийского (XV в.)

Предисловиекчетвертомуизданию

Вводная глава..............

Общая характеристика менеджмента.............................................................

1.1. Организация и менеджмент

1.2. Позиция управления внутри организации..............................................

1.3. Менеджмент и внешнее окружение организации..................................

1.4. Процесс управления организацией.........................................................

1.5. Менеджер..............

Теоретический взгляд на природу, сущность иразвитиеуправления...........

2.1. Управление как отношение......

2.2. Управление как развивающаяся система................................................

Развитие взглядов на менеджмент.................................................................

3.1. «Одномерные» учения об управлении....................................................

3.2. «Синтетические» учения об управлении................................................

Раздел 1. Человек и организация................................................................

Глава 1. Взаимодействие человека и организации...................................

Подходы к установлению взаимодействия человека иорганизации............

1.1. Модель взаимодействия человека иорганизационногоокружения.............

2. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации...................

3. Личностный аспект взаимодействия человека иорганизационного

окружения..................

3.1. Восприятие человеком окружения..............................................................

3.2. Критериальная основа поведения................................................................

3.3. Характеристика индивидуальности человека............................................

Глава 2. Взаимодействие человека и группы............................................

Общее понятие группы.....

Общая характеристика группы.....................................................................

Индивид и группа..........................................................................................

Глава 3. Адаптация человека к организационному окружениюиизменение

егоповедения................................................................................................

Вхождение человека в организацию............................................................

1.1. Обучение при вхождении в организацию.............................................

1.2. Влияние организации на процесс вхождения......................................

Изменение поведения посредством научения.............................................

2.1. Научение поведению в организации.....................................................

2.2. Процесс сознательного научения поведению в организации.............

2.3. Научение поведению и модификация поведения человека ворганизации

Глава 4. Мотивация деятельности............................................................

Общая характеристика мотивации...............................................................

1.1. Что такое мотивация...............................................................................

1.2. Мотивационный процесс........................................................................

2.1. Теория иерархии потребностей Маслоу...............................................

2.2. Теория ERG Альдерфера........................................................................

2.3. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда........................

2.4. Теория двух факторов Герцберга..........................................................

2.5. Обобщенный взгляд на теории содержания мотивации.....................

Теории процесса мотивации.........................................................................

3.1. Теория ожидания.....................................................................................

3.2. Теория постановки целей.......................................................................

3.3. Теория равенства.....................................................................................

3.4. Концепция партисипативного управления...........................................

Краткие выводы .........................................................................................

Основные термины и понятия .................................................................

Вопросы к разделу I ....................................................................................

Конкретныеситуации ..................................................................................

Раздел II. Стратегия организации.............................................................

Глава 5. Стратегическое управление организацией...............................

1. Общая характеристика стратегического управления.................................

1.1. Сущность стратегического управления................................................

1.2. Система стратегического управления...................................................

2. Анализ сред....................................................................................................

2.1. Анализ внешней среды...........................................................................

2.2. Анализ внутренней среды......................................................................

2.3. Метод SWOT ...........................................................................................

Глава 6. Миссия и цели организации.......................................................

1. Миссия организации......................................................................................

2. Цели организации..........................................................................................

3. Установление целей.......................................................................................

Глава 7. Стратегия фирмы.........................................................................

1. Типы стратегий бизнеса................................................................................

1.1. Области выработки стратегии...............................................................

1.2. Эталонные стратегии развития..............................................................

2. Выработка стратегии фирмы........................................................................

2.1. Шаги определения стратегии.................................................................

2.2. Выбор стратегии.....................................................................................

3. Выполнение стратегии..................................................................................

3.1. Стадии выполнения стратегии...............................................................

3.2. Области проведения стратегических изменений.................................

3.3. Проблемы проведения стратегических изменений..............................

3.4. Мобилизация потенциала для выполнения стратегии........................

Краткие выводы .........................................................................................

Основные термины и понятия ................................................................

Вопросы к разделу II ..................................................................................

Конкретные ситуации ...............................................................................

Практикующие упражнения .....................................................................

Домашние задания .....................................................................................

Раздел III. Построение организации.........................................................

Глава 8. Проектирование работы в организации....................................

1. Функции управления организацией.............................................................

1.1. Общие функции предприятия................................................................

1.2. Функция администрирования................................................................

1.3. Анализ функций управления.................................................................

2. Проектирование работы................................................................................

2.1. Концепция проектирования работы......................................................

2.2 Анализ работы..........................................................................................

2.4. Восприятие содержания работы............................................................

2.5. Технология и проектирование работы..................................................

3.2. Расширение масштаба работы...............................................................

3.3. Ротация работы.......................................................................................

3.4. Обогащение работы................................................................................

3.5. Модель социотехнической системы......................................................

3.6. Выбор модели проектирования работы................................................

Глава 9. Проектирование организации....................................................

1. Факторы проектирования организации.......................................................

1.1. Внешняя среда.........................................................................................

1.2. Технология работы.................................................................................

1.3. Стратегический выбор............................................................................

2.1. Разделение труда и специализация.......................................................

2.2. Департаментизация и кооперация.........................................................

2.3. Связи в организации и координация.....................................................

2.4. Масштаб управляемости и контроля.....................................................

2.5. Иерархия организации и ее звенность..................................................

2.6. Распределение прав и ответственности................................................

2.7. Централизация и децентрализация........................................................

2.8. Дифференциация и интеграция.............................................................

Глава 10. Типы организаций и их структуры..........................................

1. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой........................

1.1. Механистический тип организации......................................................

1.2. Органический тип организации.............................................................

2. Типы организаций по взаимодействию подразделений.............................

2.1. Традиционная организация....................................................................

2.2. Дивизиональная организация................................................................

2.3. Матричная организация.........................................................................

3. Типы организаций по взаимодействию с человеком..................................

3.1. Корпоративная организация..................................................................

3.2. Индивидуалистская организация..........................................................

4. Новое в типах организации...........................................................................

4.1. Эдхократическая организация...............................................................

4.2. Многомерная организация.....................................................................

4.3. Партисипативная организация...............................................................

4.4. Предпринимательская организация......................................................

Краткие выводы ........................................................................................

Основные термины и понятия ................................................................

Вопросы к разделу III .............................................................................

Конкретныеситуации ....................................................................................

Практикующие упражнения ....................................................................

Домашние задания ......................................................................................

Раздел IV. Организационные процессы...................................................

Глава 11. Коммуникации, решения и конфликты..................................

1. Коммуникации в управлении........................................................................

1.2. Процесс коммуникации..........................................................................

1.3. Коммуникационные сети.......................................................................

1.4. Коммуникационные стили.....................................................................

1.5. Невербальная коммуникация.................................................................

2.Принятие решений..........................................................................................

2.1. Общее понятие........................................................................................

2.2. Модели принятия решения....................................................................

2.3. Процесс принятия управленческих решений.......................................

3. Управление конфликтом...............................................................................

3.1. Общее понятие........................................................................................

3.2. Типы конфликтов....................................................................................

3.3. Уровни конфликта в организации.........................................................

3.4. Структурные методы управления конфликтом....................................

Глава 12. Организационные процессы: властьилидерство.......................

1. Власть и влияние............................................................................................

1.1. Общее понятие........................................................................................

1.2. Источники власти в организации..........................................................

1.3. Власть и лидерство.................................................................................

2. Основы лидерства..........................................................................................

2.1. Природа и определение понятия лидерства.........................................

2.3. Лидер и менеджер...................................................................................

2.4. Подходы к изучению лидерства............................................................

3. Традиционные концепции лидерства...........................................................

3.1. Теория лидерских качеств......................................................................

3.2. Концепции лидерского поведения........................................................

4. Концепции ситуационного лидерства..........................................................

4.1. Континуум лидерского поведения Танненбаума - Шмидта.............

4.2. Модель ситуационного лидерства Фидлера.........................................

4.3. Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда.....................

4.4. Модель лидерства «путь - цель» Хауза и Митчелла.........................

4.5. Модель ситуационного лидерства Стинсона - Джонсона................

4.6. Ситуационная модель принятия решений Врума - Йеттона - Яго468

4.7. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства................

5. Новое в теориях лидерства............................................................................

5.1. Концепция атрибутивного лидерства...................................................

(причинно-следственный подход к изучению лидерства) .........................

5.2. Концепция харизматического лидерства..............................................

5.3. Концепция преобразующего лидерства, или лидерства для изменений

.........................................................................................................................

Краткие выводы .........................................................................................

Основныетерминыипонятия .....................................................................

Вопросы к разделу IV .................................................................................

Конкретные ситуации ...............................................................................

Практикующиеупражнения ..........................................................................

Домашние задания .....................................................................................

Раздел V. Организационная культура и управление изменениями.......

Глава 13. Организационная культура.......................................................

1. Концепция организационной культуры.......................................................

1.1. Понятие я структура организационной культуры...............................

2. Развитие организационной культуры..........................................................

2.1. Формирование организационной культуры.........................................

2.2. Поддержание организационной культуры...........................................

2.3. Изменение организационной культуры................................................

3. Влияние культуры на организационную эффективность...........................

3.1. Подходы к измерению влияния культуры............................................

3.3. Управление организационной культурой.............................................

4. Национальное в организационной культуре...............................................

4.1. Системный подход..................................................................................

4.2. Модель Хофстида...................................................................................

4.3. Модель Лэйна и Дистефано...................................................................

4.4. Модель Оучи...........................................................................................

Глава 14. Управление изменениями.........................................................

1. Причины и цели планируемых организационных изменений...................

1.1. Улучшение организационной адаптивности........................................

1.2. Изменение индивидуального поведения..............................................

1.3. Причины для организационных изменений.........................................

2. Организационный диагноз и определение готовности к изменениям......

2.1. Организационный диагноз.....................................................................

2.2. Определение готовности к изменениям................................................

2.3. Принципы проведения изменений........................................................

3. Модели организационных изменений..........................................................

3.1. Трехшаговая модель изменений............................................................

3.2. Модель «исследования - действия»....................................................

3.3. Модель планируемых изменений..........................................................

4.2. Организационное сопротивление изменениям....................................

4.3. Преодоление сопротивления изменениям............................................

5. Методы проведения организационных изменений.....................................

5.1. Методы, ориентированные на людей и культуру................................

5.2. Методы, ориентированные на задачи и технологии............................

5.3. Методы, ориентированные на структуру и стратегию........................

5.4. Этические проблемы проведения организационных изменений.......

Краткиевыводы ...........................................................................................

Основные термины и понятия .................................................................

Вопросы к разделу V ...................................................................................

Конкретнаяситуация ..................................................................................

Практикующие упражнения .....................................................................

Домашние задания .....................................................................................

Своднаяконкретнаяситуацияпокурсу«Менеджмент»................................

Метод конкретной ситуации в обучении управлению.........................

1. Что такое конкретная ситуация? ..................................................................

2. Анализ и обсуждение конкретных ситуаций..............................................

Список литературы....................................................................................

Предисловиекчетвертомуизданию

Уважаемые читатели! Перед вами новое, четвертое издание учебника «Менеджмент». Учебник издается с 1992 г. и хорошо известен аудитории: его совокупный тираж составляет уже более 200 тысяч экземпляров.

Первые издания появились в годы бурных изменений в нашей стране, становления рыночной экономики, потока новой, в первую очередь зарубежной, информации о реальных механизмах функционированиябизнеса.

Втотпериодостростоялазадачапересмотравзглядовнапреподавание экономических и управленческих дисциплин, подготовки специалистов, обладающих новыми, адекватными изменившейся ситуациизнаниями.

Предыдущее, третье издание вышло в свет в 1998 г. Прошедшие годы принесли много нового в управленческую теорию, в практику бизнеса, выросли требования к уровню и качеству подготовки людей, принимающих управленческие решения. Окружающий мир очень быстро изменяется; набирают темп интеграционные процессы, реальностью стала глобализация хозяйственнойжизни, бурноразвиваютсяпроцессыинформатизации.

Для успешного выполнения управленческих функций уже недостаточно знаний и логики, необходимы гибкость, интуиция, творчество. Необходима способность предвидеть изменения, управлять ими, изменяться самим. Целью подготовки нового издания было создание учебника, максимально соответствующего новым потребностям: не толькодатьзнания, но инаучитьихприменять, помочьвыработатьнеобходимыенавыкииумения.

Учебник ориентирован на развитие теоретической и концептуальной подготовки: способности рассуждать ясно и глубоко; применять теории и концепции к решению проблем в организации; уметь ситуационно отличать проблемы от симптомов, выявлять причины, лежащие в основе возникшей ситуации, применять модели и управленческие технологии для проявления индивидуального, группового и организационного творчества; обладать системным взглядом на управлениеорганизацией.

Профессиональная подготовка включает способность применять специфическиеметоды, процедурыитехнологиивконкретныхситуа-

циях в управлении. В новом издании были существенно усилены моменты, связанные с методами научения и мотивации; выработки миссии, целей и стратегии компании; проектирования работы и построения организации; решения проблем и принятия решений. Умения и навыки в области профессиональной подготовки также включают развитие способностей в области эффективной коммуникации; лидерского поведения; мотивирования; управления конфликтом; групповой работы и т.п.

Цементирующим началом в системе управления организацией является культура. Управление этим многогранным и интегрирующим компонентом - одна из важнейших задач менеджмента, поскольку изменение культуры - это ключевая составляющая в изменении организации. Сама же работа по проведению изменений в организации требует наличия у менеджера определенных знаний, навыков и умений, в том числе умения обучаться в течение всей жизни.

Учебник приобрел совершенно иную структуру, знакомый читателям материал частично переработан, освещен ряд прежде не затрагивавшихся вопросов.

При подготовке издания перед авторами вновь встал вопрос о том, какие качества, какие знания, умения и навыки понадобятся пользователям учебника не только сегодня, но и в будущем. Вполне возможно, что многие из наших читателей никогда не станут менеджерами в полном смысле этого слова. Но большая часть наверняка так илииначе будет иметь дело с различными видами управленческих работ. И в этом смысле данное издание содержит достаточно материала, который поможет им быть эффективными работниками независимо от выполняемой в организации роли.

Учебник состоит из вводной главы и пяти теоретически и методически завершенных разделов. Каждый раздел содержит не только изложение соответствующих теорий и концепций, но иматериалдляпрактических занятий. Теоретическая часть раздела завершается краткими выводами, списком ключевых терминов и понятий, вопросами для самопроверки. Сердцевину методического сопровождения раздела составляют конкретные ситуации. Для комплексного анализа в конце учебника приведена интегрирующая конкретная ситуация. Метод конкретной ситуации разработан в Гарвардской школе бизнеса. Основная его идея применительно к обучению управлению строится на представлении, что менеджмент - это больше поведение, навыки и умения, чем просто знания. Поэтому лучшим способом развития этих качеств является тренировка через моделирование действий. Сам метод предусматривает анализ и разбор по определеннойметодикекон-


Излагаются основы классической и современной теории управления применительно к вопросам исследования и проектирования систем управления. Описание систем дается в терминах пространства состояний, центральной проблемой является оптимизация управления. Для студентов старших курсов вузов, обучающихся по специальности "Системы управления", а также для инженеров, занимающихся разработкой и проектированием систем управления.

В пособии содержатся практические рекомендации по организации методической работы на школьном и муниципальном уровне с позиций современного менеджмента. Основное внимание сосредоточено на создании адаптивной системы управления методической службой. Рассматриваются модели гибких организационных структур, позволяющие осуществлять проектирование педагогической деятельности. Подробно описывается основной структурный элемент методической службы - педагогическая команда. Даются методические рекомендации и примеры, иллюстрирующие новые методы и подходы к управлению методической работой педагогических кадров. Автор не претендует на универсальность пособия, а пытается предложить свой многолетний опыт развития методической деятельности. Пособие будет интересно практикам - руководителям образовательных учреждений и органов образования, преподавателям системы повышения квалификации, методистам и педагогам.

Книга, ставшая бестселлером в США! Впервые в России выходит полноценный учебник по созданию современного ресторана. Книга ведущих американских экспертов в области индустрии гостеприимства "Учебник ресторатора. Проектирование, оборудование, дизайн" охватывает целый комплекс вопросов, связанных с организацией и эффективной работой предприятия общественного питания. Здесь представлена подробная информация обо всем спектре современного оборудования и технологиях, подходах к проектированию и организации рабочего пространства, правильном подборе мебели и создании эффектного интерьера. Эта книга - отличное руководство к действию, которое позволит создать по-настоящему успешный ресторан, избежав множества просчетов и ошибок.

Излагаются основы теории и методологии информационных войн и их практические применения. Разработана система адаптивных механизмов и их упрощенных моделей - архетипов информационных войн. Комбинации этих механизмов и архетипов используются для анализа и проектирования комплексных систем управления информационными войнами в социально-экономических системах разной природы и масштаба - от предприятия и корпорации до государства и мирового сообщества. Анализируются архетипы и механизмы информационных войн в условиях глобализации. Разработана концепция интеллектуальных механизмов ведения информационных войн, основанных на самоорганизации и адаптации. Для государственных и политических деятелей, лидеров делового мира и средств массовой информации, ученых и специалистов в области управления, философии, экономики и социологии, профессорско-преподавательского состава и студентов социально-экономических кафедр вузов.

Предлагаемый курс лекций посвящен основам менеджмента программных проектов. Цель курса - дать учащимся ориентиры в области инженерии программного обеспечения, а не конкретные сведения по тем или иным методологиям. Для этого вводится система понятий менеджмента, достаточная для того, чтобы читатели могли самостоятельно осваивать существующие методы и методологии проектирования для их применения в практической деятельности. Особое внимание уделяется разграничению аспектов руководства и управления в деятельности менеджера. Рекомендовано УМО в области прикладной информатики для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 351400 "Прикладная информатика".

Содержит программное изложение как общепрофессиональных, так и специальных туристских дисциплин. Рассматриваются вопросы рекреационного проектирования на уровне отрасли, регионов, туристских центров. Раскрываются основы взаимодействия туризма с экологией,природопользованием, курортологией. Приводятся правовые нормы туристской деятельности и основные виды страхования в туризме. Для преподавателей, студентов, аспирантов и слушателей образовательной системы туристской направленности.

Изложена технология современного структурного анализа и проектирования бизнес-процессов, основанная на потоковых диаграммах. Приведены примеры моделей основных и вспомогательных бизнес-процессов из различных отраслей и направлений производственно-хозяйственной деятельности современных предприятий и учреждений. Представленная технология и модели могут быть рассмотрены в качестве рабочего инструмента и соответственно рабочих прототипов для практической деятельности специалистов. Для студентов, аспирантов, преподавателей экономических вузов, специалистов-менеджеров всех уровней, а также для получающих второе высшее образование в области менеджмента.

Эта книга - о передовой технологии принятия решений. Сегодня специалисту доступна практически любая информация. Но еще Аристотель говорил, что многознание не научает истине. Как же докопаться до смысла, как действовать в случаях, если информации слишком много или мало, а правила не определены? В предлагаемой читателю книге раскрываются секреты концептуального проектирования. Вы узнаете, как профессионально встречать сложную реальность, какие методы и инструменты вам потребуются для принятия успешных решений. Значительную часть книги составляет практикум. Скучать вам не придется - задания даются в веселой, игровой форме. Книга предназначена для менеджеров среднего и высшего звена, маркетологов, аналитиков, руководителей всех уровней. Полезна она будет также психологам-консультантам и бизнес-тренерам.

О чем эта книга Автор Тим Браун - СЕО компании IDEO - одной из самых успешных в мире дизайн-компаний, а по версии журнала Fast Company - еще и "самая титулованная в мире компания, занимающаяся дизайном новых продуктов". На ее счету разработка 5000 новых продуктов, среди которых компьютерная мышь для Apple, детская зубная щетка для Oral B, тюбик для зубной пасты Crest. IDEO - один из самых желанных работодателей в мире. Дизайн-мышление - это фундамент по-настоящему инновационной компании и важнейшее деловое качество ее лидера. Кто знает, быть может в следующей книге Брауна вы прочтете историю собственного успеха? Все в ваших руках! Для кого эта книга Для прагматиков в бизнесе и дизайнеров в душе. А еще для руководителей, менеджеров проектов а так же всех тех, что хочет ловить новые идеи на лету и мастерски уворачиваться от творческих кризисов. Почему мы решили издать ее Потому что дизайн становится важнейшей частью нашей жизни. Даже само...

Практикум - дополнение к учебнику "Проектирование программного Обеспечения экономических информационных систем". Содержит задания и упражнения на построение моделей программных систем на стандартном языке моделирования UML с использованием объектно-ориентированного подхода. В отличие от 1-го издания пересмотрено описание учебного проекта, заданий и упражнений. Учебный проект выполняется с помощью инструментальных средств IBM Rational Rose и IBM Rational ReguisitePro. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Прикладная информатика в экономике" и "Прикладная математика и информатика". Может быть полезен разработчикам и пользователям систем программного обеспечения.

О.С.Виханский А.Н.Наумов Менеджмент учебник 4-е издание, переработанное и дополненное Москва ЭКОНОМИСТЪ 2 0 06 Предисловие к четвертому изданию Уважаемые читатели! Перед вами новое, четвертое издание учебника «Менеджмент».

Учебник издается с 1992 г.

и хорошо известен аудитории: его совокупный тираж составляет уже более 200 тысяч экземпляров.

Первые издания появились в годы бурных изменений в нашей стране, становления рыночной экономики, потока новой, в первую очередь зарубежной, информации о реальных механизмах функционирования бизнеса.

В тот период остро стояла задача пересмотра взглядов на преподавание экономических и управленческих дисциплин, подготовки специалистов, обладающих новыми, адекватными изменившейся ситуации знаниями.

Предыдущее, третье издание вышло в свет в 1998 г.

Прошедшие годы принесли много нового в управленческую теорию, в практику бизнеса, выросли требования к уровню и качеству подготовки людей, принимающих управленческие решения.

Окружающий мир очень быстро изменяется; набирают темп интеграционные процессы, реальностью стала глобализация хозяйственной жизни, бурно развиваются процессы информатизации.

Для успешного выполнения управленческих функций уже недостаточно знаний и логики, необходимы гибкость, интуиция, творчество.

Необходима способность предвидеть изменения, управлять ими, изменяться самим.

Целью подготовки нового издания было создание учебника, максимально соответствующего новым потребностям: не только дать знания, но и научить их применять, помочь выработать необходимые навыки и умения.

Учебник ориентирован на развитие теоретической и концептуальной подготовки: способности рассуждать ясно и глубоко; применять теории и концепции к решению проблем в организации; уметь ситуационно отличать проблемы от симптомов, выявлять причины, лежащие в основе возникшей ситуации, применять модели и управленческие технологии для проявления индивидуального, группового и организационного творчества; обладать системным взглядом на управление организацией.

Профессиональная подготовка включает способность применять специфические методы, процедуры и технологии в конкретных ситуациях в управлении.

В новом издании были существенно усилены моменты, связанные с методами научения и мотивации; выработки миссии, целей и стратегии компании; проектирования работы и построения организации; решения проблем и принятия решений.

Умения и навыки в области профессиональной подготовки также включают развитие способностей в области эффективной коммуникации; лидерского поведения; мотивирования; управления конфликтом; групповой работы и т.п.

Цементирующим началом в системе управления организацией является культура.

Управление этим многогранным и интегрирующим компонентом - одна из важнейших задач менеджмента, поскольку изменение культуры - это ключевая составляющая в изменении организации.

Сама же работа по проведению изменений в организации требует наличия у менеджера определенных знаний, навыков и умений, в том числе умения обучаться в течение всей жизни.

Учебник приобрел совершенно иную структуру, знакомый читателям материал частично переработан, освещен ряд прежде не затрагивавшихся вопросов.

Вполне возможно, что многие из наших читателей никогда не станут менеджерами в полном смысле этого слова.

Но большая часть наверняка так или иначе будет иметь дело с различными видами управленческих работ.

И в этом смысле данное издание содержит достаточно материала, который поможет им быть эффективными работниками независимо от выполняемой в организации роли.

Учебник состоит из вводной главы и пяти теоретически и методически завершенных разделов.

Каждый раздел содержит не только изложение соответствующих теорий и концепций, но и материал для практических занятий.

Теоретическая часть раздела завершается краткими выводами, списком ключевых терминов и понятий, вопросами для самопроверки.

Сердцевину методического сопровождения раздела составляют конкретные ситуации.

Для комплексного анализа в конце учебника приведена интегрирующая конкретная ситуация.

Метод конкретной ситуации разработан в Гарвардской школе бизнеса.

Основная его идея применительно к обучению управлению строится на представлении, что менеджмент - это больше поведение, навыки и умения, чем просто знания.

Поэтому лучшим способом развития этих качеств является тренировка через моделирование действий.

Сам метод предусматривает анализ и разбор по определенной методике конкретных ситуаций в процессе обучения, что способствует выработке у обучающегося необходимых навыков и умений.

Подробнее ознакомиться с сущностью метода и методикой анализа конкретных ситуаций можно в завершающей учебник методической части «Метод конкретной ситуации в обучении управлению».

Помимо соответствующих теме каждого раздела конкретных ситуаций, одной или нескольких, в раздел включены практикующие упражнения и домашние задания.

Они предназначены для закрепления материала и выработки умений и навыков осуществления соответствующих организационных процедур, для подготовки к занятиям.

Теоретическая часть учебника построена в соответствии с пятью базовыми компонентами дисциплины.

Первый раздел, «Человек и организация», включает три главы, рассматривающие вопросы взаимодействия индивида с организацией и группой.

Значительная часть этого раздела посвящена таким основополагающим вопросам, как социализация индивида и научение поведению.

Последняя глава раздела дает читателю представление о сложных проблемах мотивации деятельности.

В ней дается общая характеристика мотивации, раскрывается суть теорий содержания и процесса мотивации.

Во втором разделе, «Стратегия организации», освещены как общетеоретические вопросы стратегического управления, так и вопросы применения теории в практике бизнеса.

В первой главе раздела большое внимание уделяется вопросам анализа внешней среды.

Две другие главы дают читателю представление о том, что предшествует выработке стратегии компании и как происходит процесс выполнения стратегии.

Третий раздел, «Построение организации», начинается с изложения малознакомых российским читателям вопросов проектирования работы, т.е.

той основы, на базе которой впоследствии вырастает конкретная организация.

Важным в этой части раздела является рассмотрение современной тенденции перехода от функционального к процессному управлению.

Две последующие главы вводят читателя в проблемы проектирования организации с учетом факторов, определяющих выбор той или иной организационной структуры.

Завершается раздел рассмотрением различных типов организаций.

В четвертом разделе, «Организационные процессы», описаны все известные сегодня процессы, отражающие организационную динамику: процесс коммуникации как основа любой деятельности, ключевой элемент управленческой деятельности - принятие решений.

Важное место уделяется процессу управления конфликтом как необходимым источником развития организации.

В заключательной главе раздела раскрывается сущность двух тесно взаимосвязанных понятий - власти и лидерства.

Сердцевиной этой части являются концепции ситуационного лидерства.

Пятый, завершающий раздел, «Организационная культура и управление изменениями», интегрирует все сказанное ранее в терминах культуры и изменений.

Рассмотрение вопросов организационной культуры увязывается со стратегией и организационной эффективностью, а также с имеющимся в ней национальным аспектом.

Заключительная глава об управлении изменениями в организации как часть курса «Менеджмент» включена в учебник впервые и детально рассматривает модели и технику проведения организационных изменений.