Что такое профессиограмма. Понятие профессиограммы по А.К

Профессиограмма - описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку.

Представляет собой описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. Профессиограмма может включать в себя, например, перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.

Компоненты профессиограммы Содержание компонентов профессиограммы
1. Содержание труда Бухгалтер осуществляет бухгалтерский учет финансовых средств предприятия, ревизию и финансовый контроль, проверяет достоверность полученной информации, контролирует соблюдение законности при расходовании финансовых средств.
2. Профессионально важные качества работника
2.1 Психофизиологические параметры Устойчивость и концентрация внимания; высокая работоспособности и устойчивость к монотонии; хорошие показатели кратковременной памяти.
2.2 Личностные качества Интраверсия, организованность, добросовестность, серьезность, консерватизм, интернальный локус контроля, осторожность, бдительность.
2.3 Интеллектуальные качества Логическое мышление, вербальный интеллект, способность к вычислениям
3. Знания, умения, навыки Бухгалтер должен знать статистику, финансы, кредит, технологию конкретной области организации, методику составления отчетности, нормативные документы. Должен уметь быстро и правильно считать в уме (для контроля возможных ошибок калькулятора).
4. Условия работы В помещении; социальные контакты ограничены; рабочая поза - сидячая работа; работа на компьютере; чаще всего работа одну смену, но возможна сверхурочная работа; работа жестко регламентирована инструкциями и носит индивидуальный характер.
5. Медицинские противопоказания: Плохое зрение; заболевания вегетативной нервной системы (сосудистая дистония, гипертония, мигрень, головные боли другой природы); пограничные нарушения психики (чрезмерная мнительность, тревожность).
6.Требования к профессиональной подготовке Требования к предварительной профессиональной подготовке: хорошая подготовка по математике. Обучение и квалификационные требования: финансово-экономические и торговые техникумы, колледжи и ВУЗы, экономические факультеты ВУЗов, курсы бухгалтеров.
7.Занимаемый сегмент на рынке труда
7.1 Родственные профессии Налоговый инспектор, экономист, финансист, аудитор, преподаватель по этим специальностям в учебном заведении.
7.2 Диапазон должностей Бухгалтер – руководитель подразделения - главный бухгалтер
7.3 Возможность предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности бухгалтер может выполнять функцию аудитора в аудиторской фирме или привлекаться коммерческими структурами по договору для составления отчетов и балансов.
7.4 Востребованность профессии на рынке труда Востребованность высокая, но в основном требуются главные бухгалтера и специалисты с опытом работы на компьютере и программ «1С-бухлалтерия» и других автоматизированных систем бухгалтерского учета.

Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами:



1. Специфичность (конкретность) описания определенной Деятельности.

2. Комплексность изучения.

3. Динамичность изучения (с учетом развития, изменения Деятельности).

4. Системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик Деятельности).

5. Идентичность приемов (для корректного сравнения профессий).

6. Использование качественно-количественных характеристик.

Профессиограмма должна содержать характеристику:

· общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т.д.);

· средств Деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т.д.).

Как составить профессиограмму ? Для того чтобы выделить и обозначить качества, которые необходимы для данной профессии, трудовая Деятельность разделяется на операции. У Климова – макроанализ трудовой Деятельности – анализ технологических процессов и свойств, которые вовлечены в профессиональную Деятельность, в конечном счете необходимо определить профессионально-важные качества.

При составлении профессиограммы нужно ответить на следующие вопросы:

1. Что делает человек? (очерк, описание оборудования, использовать наблюдение и самонаблюдение).

2. Как человек делает? (анализ действий).

3. Для чего человек делает?

4. Что вовлечено? (нужно отразить те особенности, которыми должен обладать человек, чтобы исправно выполнять свою работу).

Профессиограмма – это обязательный документ, который отражает обязанности и функции работника определенной структуры. Кроме того, там прописываются желательные и неприемлемые качества сотрудника данной профессии. Структура профессиограммы может видоизменяться в зависимости от компании.

Появление этого термина относится к началу XX века. «Виновниками» стали специалисты корпорации “FORD”, которые впервые провели подробный анализ должностей. Они осознали, что некоторые функции смогут выполнять даже инвалиды.

Таким образом, профессиограмма стала необходимым документом, который значительно облегчает ведение бизнеса. Классический план включает в себя несколько пунктов:

1. Профессия. Данный раздел содержит определенную информацию о самой должности, а также рассказывает об изменениях, которые произошли в связи с развитием научно-технического прогресса. Также в нем говорится о дальнейших перспективах конкретного профиля.

2. Трудовой процесс. Этот параграф сообщает об основных обязанностях, необходимых инструментах и орудиях труда, о специфике работы. Он включает сведения о рабочем месте, правильной позе и т.п.

3. Санитарно-гигиенические условия. Описание условий труда, который осуществляется в здании или на улице. К тому же данный пункт предусматривает все нюансы и тонкости, включая уровень освещенности, шума и полное описание обстановки рабочего места. Указывается возможность травм на производстве, темп деятельности, а также медицинские данные и предусмотренные выплаты в случае внештатных ситуаций.

4. Психические и физиологические параметры. Требования касаются умственных качеств, внимания, памяти, реакции и эмоциональности работника. Также они предопределяют физическое состояние человека, его здоровье во всех смыслах.

5. Знания и навыки. То, что человек должен знать и уметь делать. В этом пункте указывается полный перечень профессиональных функций.

6. Квалификационный профиль. В нем говорится о профессиональной подготовке, необходимом обучении сотрудника. К тому же этот раздел включает информацию о возможности карьерного роста.

Сейчас профессиограммой занимаются не только представители компании, но и HR-специалисты. Они проводят исследования, которые основываются на наблюдениях за принципами деятельности работников определенной сферы. Внимательно изучаются не только физические способности, но и психологические.

Каждая деталь разбирается подробно, ведь тогда документ значительно облегчает работу сотрудников по подбору персонала. К тому же данное описание позволяет находить действительно эффективные и достойные кадры.

Разновидности применения

Стоит сказать, что данные документы существуют не только для использования на одном предприятии. В настоящее время можно выделить основные типы профессиограмм:

  • Информационная. Необходима для профориентации тех, кто только выбирает для себя профессию. Такая профессиограмма должна быть лаконичной и компактной.
  • Диагностическая. Нужна для того, чтобы разобраться в причине каких-то неполадок или аварий, малой эффективности труда. Составляется при помощи реальных рабочих моментов и самых различных ситуаций на службе.
  • Конструктивная. Используется для улучшения рабочей группы, на основе введения современных техник, а также организации труда сотрудников.
  • Методическая. Позволяет найти и усовершенствовать адекватные методы развития профессионального уровня работника. Дает понимание сильных и слабых сторон.

Принципы и нюансы при составлении программы

Многие имеют представление о примерном плане, но как составить профессиограмму эффективно, знает не каждый. Существуют определенные этапы, которые необходимо знать для создания качественного продукта:

  • 1-й этап – сбор отзывов, мнений работников, которые трудятся в данной сфере, а также людей, которые хорошо в ней разбираются.
  • 2-й этап – создание методов, которые позволят проанализировать качества желающих приступить к конкретной профессии.

Данные исследования должны составлять люди, которые хорошо знакомы с конкретной специальностью. Им необходимо иметь опыт изучения подобных характеристик, которые будут включать не только описание инструментов и стандартных навыков, но и психологические особенности.

Профессиограмма и психограмма профессии тесно взаимосвязаны. Некоторые люди владеют нужными знаниями, но не подходят по психотипу.

В психологии подобные черты называются профессионально важными качествами. Какая-то сфера нуждается в особой эмоциональности, а какая-то – в сдержанности. Именно поэтому все тонкости и нюансы так важны при составлении профессиограммы профессии.

Основные подходы к содержанию

Виды профессиограмм несколько различаются между собой. Особенности их содержания зависят от способа применения. Основными типами подходов к структуре профессиограмм считают:

1. Комплексный. Включает широкий спектр возможных характеристик (медицинских, технических, психических, социальных и т.п.), а также определяет цели, способы составления и оценки анализа.

2. Аналитический. Исследует не отдельные аспекты, а весь образ в целом. Рассматривает общие показатели и нормативы.

3. Психологический. Описание полной картины, которая включает примеры полного рабочего дня со всеми нюансами и деталями. Также анализирует поведение, реакцию на какие-то процессы и решения на основе эмоций.

Стоит сказать, что полный план напрямую зависит от деталей конкретных профессий. Чаще всего углубленный анализ требуется для технических специальностей. Поэтому объем работы и время составления профессиограмм очень разнятся между собой.

Наглядные примеры

Рассмотрим краткое содержание стандартных профессиограмм для абсолютно разных сфер деятельности. Данное сравнение – отличный наглядный пример, дающий понимание индивидуальности каждой программы.

Первым делом рассмотрим профессиограмму парикмахера:

1. Основы труда. Данный специалист проводит стрижку, окрашивание, укладку и различные процедуры по уходу, учитывая тип волос и лица. Наносит на локоны специальные растворы и краски, которые имеют определенный химический состав. Бреет волосы специальной машинкой и пользуется щипцами.

2. Необходимые знания и навыки. Строение и типы волос, а также влияние на них разнообразных составов. Способы и техники нанесения краски и владения горячими приборами. Важной составляющей считается знание основ первой медицинской помощи.

3. Профессиональные качества. Хороший вкус и творческий поход. Доброжелательность, внимательность, терпеливость, аккуратность.

4. Квалификация. Колледж, ПТУ, курсы.

5. Медицинские противопоказания. Аллергия на химические вещества и запахи. Заболевания кожи, плохое зрение, нарушение координации, варикоз, выраженные нервозы.

Вторая профессиограмма будет на примере профессии пилота:

1. Основы труда. Управление воздушным судном, отличное знание маршрута. Полный осмотр для исключения технических дефектов перед полетом. Отдача и распределение приказов между другими сотрудниками.

2. Необходимые знания и навыки. Знание основ черчения, геометрии, автоматики, теоретической механики и вычислений.

3. Профессиональные качества. Хорошая логика, уравновешенность, внимательность. Способность принимать важные решения и организовывать процесс.

4. Квалификация. Высшее образование (вуз).

5. Медицинские противопоказания. Нарушения координации, проблемы со зрением и слухом, неврозы, психические отклонения.

Данные профессии очень сильно отличаются, поэтому и профессиограммы у них совершенно разные. Подобные краткие инструкции можно использовать на малых предприятиях в специальностях, которые не нуждаются в обширных описаниях и характеристиках.

В более сложных отраслях профессиограмма обязательно должна иметь более четкую и основательную структуру. Только таким путем можно избежать проблем и неожиданных трудностей. Автор: Лена Мелисса

Любое исследование в области психологии труда, какие бы задачи (теоретические или прикладные) оно не решало, начинается с изучения конкретной профессиональной деятельности. Для ряда массовых профессий уже разработаны профессиограммы.

В самом общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, трактуемая как выделение и описание особенностей человека, необходимых для успешного выполнения определенной трудовой деятельности. Данные свойства называются профессионально важными качествами (ПВК).

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, ЕМ. Иванова выделяет следующие типы профессиограмм:
- информационные (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе с целью информирования клиентов о профессиях, которые вызвали у них интерес);
- ориентировочно-диагностические (используются для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности);
- конструктивные (применяются для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда персонала);
- методические (служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы);
- диагностические, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровнях, а затем все это переводится на язык, необходимый для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

А.К. Маркова анализирует и выделяет следующие основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм:
1. Комплексная профессиограмма (по К.К. Платонову, Ю.В. Котеловой и др.) учитывает широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывает предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.

2. Аналитическая профессиограмма (по Е.М. Ивановой) раскрывает не отдельные характеристики компонентов профессии, а ее обобщенные нормативные показатели и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются объективные и психологические характеристики труда, что позволяет в итоге выделять ПВК, необходимые для решения поставленных задач.

3. Психологически ориентированная профессиограмма (по Е.И. Гарберу) содержит:
1) описание внешней картины труда, трудовое поведение: «фотография» рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.;
2) внутренняя картина труда: типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).

Заслуживает внимания «модульный подход» в профессиографировании, разработанный В.Е. Гавриловым: психологический модуль - это «типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку». Структура модуля:
1) объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего - измерение объектов без помощи инструментов и приборов - это левая часть модуля);
2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего - объемный и линейный глазомер, точность - это правая часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий.

Развивая идеи «модульного подхода», А.К. Маркова предлагает оригинальный «заданно-личностный модульный подход» к профессиографированию. Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии (на основе выделения профессиональных задач). «Модуль профессии» понимается в данном случае как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности». В состав модуля входят, таким образом, «соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)». При этом целесообразно выделять:
1) приоритетные, ключевые, стержневые профессиональные задачи;
2) производные, вспомогательные задачи.

А.К. Маркова формулирует также основные требования к профессиограмме:
- четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека);
- не выделение отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности;
- демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии;
- показ возможных перспектив изменения в самой профессии;
- направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.);
- выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.

Профессиограмма — это краткое описание профессии с упором на психологические качества работника. По научному — это «обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области». Другими словами — некий трафарет, по которому можно отбирать работников на вакантные рабочие места. Например, если менеджер по работе с клиентами закончил МГУ, но имеет вспыльчивый характер — то его нельзя ставить на работу с ВИП-ами, хоть бы у него и был красный диплом. Или непьющий и некурящий водитель, прекрасно ремонтирующий двигатель, но с замедленной реакцией опасен для пассажиров и других участников дорожного движения.

Для примера рассмотрим профессиограмму бухгалтера (простого, не главного):

Компоненты

профессиограммы

1. Содержание труда: Бухгалтер осуществляет бухгалтерский учет финансовых средств предприятия, ревизию и финансовый контроль, проверяет достоверность полученной информации, контролирует соблюдение законности при расходовании финансовых средств.
2. Профессионально важные качества работника
2.1 Психофизиологические параметры: Устойчивость и концентрация внимания; высокая работоспособности и устойчивость к монотонии; хорошие показатели кратковременной памяти.
2.2 Личностные качества: Интраверсия, организованность, добросовестность, серьезность, консерватизм, интернальный локус контроля, осторожность, бдительность.
2.3 Интеллектуальные качества Логическое мышление, вербальный интеллект, способность к вычислениям
3. Знания, умения, навыки Бухгалтер должен знать статистику, финансы, кредит, технологию конкретной области организации, методику составления отчетности, нормативные документы. Должен уметь быстро и правильно считать в уме (для контроля возможных ошибок калькулятора).
4. Условия работы В помещении; социальные контакты ограничены; рабочая поза — сидячая работа; работа на компьютере; чаще всего работа одну смену, но возможна сверхурочная работа; работа жестко регламентирована инструкциями и носит индивидуальный характер.
5. Медицинские противопоказания: Плохое зрение; заболевания вегетативной нервной системы (сосудистая дистония, гипертония, мигрень, головные боли другой природы); пограничные нарушения психики (чрезмерная мнительность, тревожность).
6.Требования к профессиональной подготовке Требования к предварительной профессиональной подготовке:хорошая подготовка по математике. Обучение и квалификационные требования: финансово-экономические и торговые техникумы, колледжи и ВУЗы, экономические факультеты ВУЗов, курсы бухгалтеров.
7.Занимаемый сегмент на рынке труда
7.1 Родственные профессии Налоговый инспектор, экономист, финансист, аудитор, преподаватель по этим специальностям в учебном заведении.
7.2 Диапазон должностей Бухгалтер – руководитель подразделения — главный бухгалтер
7.3 Возможность предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности бухгалтер может выполнять функцию аудитора в аудиторской фирме или привлекаться коммерческими структурами по договору для составления отчетов и балансов.
7.4 Востребованность профессии на рынке труда Востребованность высокая, но в основном требуются главные бухгалтера и специалисты с опытом работы на компьютере и программ «1С-бухлалтерия» и других автоматизированных систем бухгалтерского учета.

В качестве комментариев к теме профессиограммы следует отметить, два момента:

1) В связи с научно-техническим прогрессом содержание профессии могут меняться. Так, во многих образцах профессиограмм бухгалтера, которые попадались мне в литературе, до сих пор встречается такое медицинское противопоказание: «не рекомендуется лицам с кожными заболеваниями и склонностью к аллергическим реакциям». Эта рекомендация была оправдана, когда главными средствами труда были учетные карточки и конторские книги, и бумажная пыль порой вызывала раздражение и аллергические реакции кожи. В настоящее время, в связи с переходом от бумажного документооборота к электронному, такая строчка в профессиограмме выглядит явным анахронизмом.

2) Особую ценность профессиограмме придают методы оценки тех качеств, которые в ней указаны. Например, в одной профессиограмме, посвященной профессии бухгалтера, я встретил такие профессионально-важные качества: «терпение», «выдержка», «усидчивость», в другой профессиограмме – «принципиальность». У менеджера по персоналу, который захочет воспользоваться подобными рекомендациями сразу встанет логичный вопрос: «С помощью каких тестов можно определить выраженность или отсутствие данных качеств? И какие показатели этих качеств считать высокими, а какие — низкими, то есть не допустимыми?»

Поэтому при описании профессии лучше давать качества, которые определяются с помощью конкретных психологических методик с указанием желательного бального коридора.

Например, в приведенной нами профессиограмме, степень выраженности интраверсии можно определить с помощью опросника Айзенка (показатель экстраверсии должен быть не более 15 баллов из 24). Некоторые личностные качества можно оценить по тесту Кеттела (16 PF). Организованность соответствует шкале Q3, добросовестность – шкале G, серьезность – шкале F, консерватизм – шкале Q1 . Интернальный локус контроля можно оценить с помощью опросника Роттера, осторожность – по шкале D (со знаком минус) опросника Олдхэма-Морриса, бдительность по показателям шкалы A того же опросника.

При варианте теста Кеттела «с» на 105 вопросов показатель Q3 желательно иметь больше 7 баллов, показатель G – больше 8 баллов, показатель F – менее 6 баллов, показатель Q1 – не более 7 баллов и т.д.

Применение опросника Олдхэма-Мориса для оценки пригодности человека к тем или иным профессиям можно посмотреть в книге: Щербатых Ю. Психология успеха. – М.: Эксмо, 2004. С. 498-527.

Профессиограмма - это документ, содержащий описание содержания работы по определенной профессии (функции, обязанности, задачи, операции), требований к носителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества.

Профессиограмма - подробное описание психофизиологических, психологических, эргономических, производственных, технических требований к данной специальности, профессии, которое позволяет оценить соответствие работника этим требованиям.

Профессиограмма - системное описание социальных, психологических и иных требований к субъекту определенной профессии и определение, исходя из этих требований необходимых для данного вида деятельности качеств личности, составляющих основу профессиональной пригодности людей.

История появления профессиограммы.

Профессиограмма имеет длинное прошлое, но короткую историю.? В донаучной форме она сложилась так же давно, как люди начали выделять профессии из непрофессиональной деятельности. Сам факт наличия в общественном сознании разделения профессий предполагает более или менее ясное, устное или письменное описание каждой из них. Древние мифы, сказки, религиозные системы донесли до нашего времени не только описание профессий, но и вытекающие из них практические рекомендации по вопросам профотбора. Еще Платон в "Государстве " дает практические рекомендации, каких людей, с какими качествами необходимо подбирать для определенных типов работ, профессий. Он делит всех людей по основным качествам, характеристикам, необходимым для занятия того или иного места в государственной иерархии. Также он говорил, что для занятия руководящих должностей необходимо соответствие наиболее строгим требованиям? Издревле считалось, что профессионально важным качеством воина является эмоционально-волевая устойчивость.

Этой констатацией не ограничивались. Предлагались конкретные тесты, например, оценка цвета кожных покровов в ситуации опасности. При этом побледнение лица считалось признаком неблагоприятным.? В 1575 г. в Испании вышла книга Хуана Уарте “Исследование способностей к наукам”, которая может считаться первым исследовательским трудом по изучению индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора? На рубеже ХХ века индустриальный процесс обусловил зарождение интересы к исследованию проблем профессиональной ориентации. Научный подход к изучению и описанию профессий стал возможен в начале нашего века, одновременно с зарождением психологии труда, в рамках тейлоризма и психотехники (Мюнстерберг и Тейлор), а также психофизиологии труда (И.М. Сеченов). В двадцатые годы основной вклад в профессиографию внесли ученые-психологи. В классических исследованиях Г. Мюнсбергера изучались требования водительских профессий к личности и психическим процессам профессионалов.


При этом использовался комплекс методических приемов, включая лабораторное исследование. В экспериментах, организованных непосредственно на производстве, Ф.У. Тейлор показал, что, изучив рабочие движения и отсеяв на этой основе лишние, можно существенно повысить производительность труда при одновременном уменьшении утомляемости? В это время появляется книга Парсона “Выбор профессии”.

Он организовал в Бостоне специальное бюро, в задачи, которого входило:

а) помочь личности с помощи психологических тестов получить информацию о своих психологических свойствах и способностях;

б) ознакомиться с требованиями, которые предъявляются к психофизиологическим качествам человека различными профессиями;

в) сопоставить эти две группы сведений, дать рациональную рекомендацию? Фундаментальные открытия в области психологического и физиологического нормирования труда сделал основоположник русской физиологии и материалистической психологии И.М. Сеченов?

В. И. Ленин, Н.К. Крупская, П.М. Керженцев, А.Г. Гастев - увидели в научной организации труда, обязательным компонентом которой является профессиография, генеральный путь развития советской науки и практики организации труда. С новой силой была поставлена эта задача в дни перестройки.?Закладывая основы теории профессиографии, С.Г. Геллерштейн писал, что психограмма - это по существу совокупность профессионально важных признаков и их структурное сочетание? Определенный вред принесла односторонность первых психотехнических исследований, посвященных чуть ли не исключительно профотбору. Сказалось это и на профессиографии. Однако уже в 1930 году тот же автор отмечал: "Одним из показателей нашей эволюции в вопросах профессиографии является тот факт, что мы пытаемся выявить профессионально важные признаки не только в связи с проблемой профессионального отбора.

По мере того, как психологическое изучение становится отправным пунктом любого психотехнического исследования, соприкасающегося с профессиональным трудом, дифференцируются наши подходы к психологическому пониманию профессий"? С 1936 по 1956 годы произошел вынужденный перерыв в исследованиях по психологии труда, но это хотя и ослабило, ныне ликвидировало полностью преемственность в отечественных исследованиях. Наряду с С.Г. Геллерштейном личную преемственность исследований 30-х и 50-х годов обеспечили Ю.В. Котелова, К.К. Платонов, В.В. Чебышева, В.М. Коган, Н.Д. Левитов и другие? За рубежом, в частность в США, перерыва в исследованиях по профессиографической тематике не было. В США выполнено и выполняется большое количество методически тщательно сделанных, интересных работ.

Однако они не лишены и существенных недостатков, главный из которых - методологическая нестрогость и влияние прагматических установок, предопределяющих снижение теоретического уровня исследований. Значительное число американских работ написано с бихевиористских позиций? На данный момент использование данных методик достаточно развито как в Америке, так и в странах Европы. Появились крупные центры занимающиеся профессиональным отбором и подбором кандидатов по запросам различных организаций. В нашей же стране такая практика плохо развита, а там где получила свое распространение имеет плохую теоретическую основу и работы выполняется не всегда на должном уровне?

Для современных отечественных профессиографических исследований характерен дифференциальный подход в зависимости от ряда факторов, в частности от того, в рамках какой науки они производятся, цели исследования и т.д.? Современные профессиографические исследования достаточно разнообразны. Расширяется и круг их использования. При этом они обогащаются как новыми теоретическими так и практическими положениями. Теоретическими основами современной профессиографии являются системный, деятельностный, личностный подходы и теория общения.

Типы профессиограмм .

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е.М.

Иванова выделяет следующие типы профессиограмм:?

§ Информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес)?

§ Ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности)?

§ Конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала)?

§ Методические профессиограммы , которые можно было бы назвать и методологическими, поскольку они служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системой, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы?

§ Диагностические профессиограммы , целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и "бюрократическом" уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).