Методы социального управления. Система принципов управления, их классификация

Законы управления.

В науке управления, под законом понимается: «Отношения, которые носят характер устойчивых, объективных, существенных, необходимых и повторяющихся при определенных условиях, явлений». Т.о. законы отражают сущность определенной совокупности явлений. Закон – общее, закономерности – частное закона, его сторона.

Закон и закономерности – категории объективные.

Закономерность – предварительный этап обнаружения закона. Вначале следует найти, понять, проанализировать несколько сходных качеств (т.е. несколько закономерностей) в явлениях или их связях, а затем уже – выявить и объяснить закон, как сущность обобщающую понятие этих закономерностей.

Например, закон времени. В качестве закономерностей рассматриваются: экономия расчетного времени – в производственных, снабженческо-сбытовых, транспортных, финансово-кредитных и др. операциях. Т.о., закономерности в науке управления – это отражение существенных, объективных отношений в реальном управлении экономикой и производством. Суть их в общем признаке – скорости производства, быстроте реакции на изменения, исходя из чего и возникает закон времени (управление временем).

Задача руководителя (специалистов) сводится к умению правильно понять закон и построить свою деятельность в соответствии с их объективными проявлениями. Законов управления – много, наша задача познавать их.

1.
Закон наименьших (относительного сопротивления): структурная устойчивость целого определяется наименьшей частичной устойчивостью.

Закон применим ко всем системам – живой, неживой, социальной. На практике системы подвергаются не равным и неравномерным воздействиям в разных своих частях. Достаточно изменить величину внешнего воздействия на минимальный, краткий промежуток времени и произойдет процесс разрушения, т.е. устойчивость системы будет нарушена. Сопротивление будет зависеть от величины активностей системы противостоящей внешнему воздействию агрессивной среды. Оно должно быть ≥ 1. С учетом изложенного закон можно скорректировать – устойчивость целого зависит от наименьшего относительного сопротивления его частей в любой момент времени.

2. Закон организации систем управления: организованное целое больше простой суммы своих частей.

Организованное целое оказывается больше не за счет создания новых активностей, а за счет более эффективного соединения элементов активностей, чем противостоящие и агрессивные (сопротивления). При столкновении активностей и сопротивлений (целого, частей) результат будет зависеть от способа сочетания элементов в пользу более гармоничных соединений.


Полной идеальной организованности в природе не существует. Даже наилучшее сотрудничество (семья) не свободно от минимальных внутренних несогласований. Иногда в одной и той же системе наблюдается наличие переходных ступеней от высшей организованности до глубокой дезорганизации, как при бытовых ссорах близки людей.

3. Закон расхождения: процесс расхождения необратим. Это происходит потому, что всякое воссоединение прежних частей будет существенно отличаться от предшествующего. В частичном и временном разъединении скрываются тенденции к более глубокому и бесповоротному расхождению – много внешних и внутренних особенностей возникает у разъединенных частей системы, которые невозможно будет устранить.

4. Демократизации управления. Демократизация управления повышает эффективность управления, т.е. управление будет эффективным, когда большинство членов организации участвуют в принятии управленческих решений и обладают для этого знаниями и правами, с которыми вынуждено считаться руководство организации.

Примером действия закона может служить участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций, в собственности и др.

5. Закон времени: эффективность управленческих действий прямо пропорциональна скорости выполнения управленческих процедур.

6. Закон результата: каждый стремиться повторить поведение, ассоциируемое с удовлетворением потребности в конкретном случае и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением или его отсутствием.

7. Закон удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей работника полное (или частичное) повышает эффективность его действий, а, следовательно, и управления.

^ Закономерности управления производством.

Закономерность управления – проявление закона управления, его сторона – это объективно существующая, повторяющаяся связь в управлении деятельности в организации.

·
Единство систем и структуры управления. Централизованное управление производством – свойство, присущее кооперативному труду в масштабе общества и организации. Эта система охватывает все уровни управления – от рядовых предприятий до территориальных и центральных органов управления. Задача каждого уровня – обеспечить эффективное развитие данной системы. Единство системы управления проявляется в единстве организации форм управления на разных уровнях, разделении управленческого труда, методов управления и их согласованном применении, требовании к кадрам управления и т.д.

·
Пропорциональность и оптимальная соотносительность частей и элементов внутри системы.

Т.е. управляющая система должна обеспечивать сопряженность и пропорциональность развития всех частей организации. Например, на предприятии – основного и вспомогательного производства, а также – внутри основного и вспомогательного, в составе технических средств, рабочей силы и не допускать возникновение диспропорций в связи с изменениями в условиях производства.

Под соотносительностью следует понимать соответствие управляющей системы особенностям и тенденциям организации. С изменением факторов производства в его структуре должны происходить соответствующие изменения (в управляющей системе – численности, профессионализма и т.д.).

o
Ритмичность и гармонизация процесса управления. Под закономерностью понимается согласованное функционирование всех подразделений организации или производственных процессов, контроль над соблюдением оптимальной соотносительности в работе отдельных производственных процессов (подразделений) их ритмичность, заканчивающиеся гармонией.

o
Оптимальное сочетание централизации и децентрализации. Одна из характерных особенностей систем управления в с.-х., где ряд специфических особенностей делают невозможным полную централизацию управления, чтобы разгрузить высший аппарат управления от излишнего занятия оперативным управлением и переключения главным образом на разработку стратегии организации, необходима децентрализация, т.е. часть менее важной работы по оперативному управлению – передавать подчиненным. Это повышает и заинтересованность работников в выполнении своих обязанностей.

o
Единство принципов управления на всех ступенях управленческой иерархии. Независимо от уровня управления в организации все должны руководствоваться общими, для всей системы управления, принципами.

Частные закономерности управления:

·
Изменение функций управления. Повышение (понижение) уровня иерархии увеличивает (уменьшает) значительность одних функций и снижает важность других. Например, руководителю высшего уровня следует лучше владеть экономической функцией управления и меньше – производственной (технологической), а с понижением уровня руководства – наоборот.

·
Распространенность контроля. Контроль должен быть управляемым, т.е. контролировать надо столько, сколько в состоянии проверить, т. е. сфера контроля должна быть реальной.

·
Концентрация и специализация функций управления. Концентрация и специализация повышает качество управления. Чем уже специализация и выше концентрация, тем более качественно выполняются управленческие действия и выше эффект.

^ Принципы управления.

Принципы управления – законы, основные положения, нормы поведения, которыми должны руководствоваться управленческий персонал в практической деятельности. Принципы управления – категория объективная.

Принципы управления определяют требования к системе и структуре управления, построению органов управления и методам осуществления его функции. Они отражают существенные черты социально-экономической системы, в рамках которой они действуют. Например, в условиях СССР, при наличии однопартийной системы, действовал принцип – единство политического и хозяйственного руководства, отражающий приоритет политики над экономикой. В современных условиях в условиях многопартийной системы этот принцип не действует, а принципы управления должны базироваться на основе приоритета экономики над политикой.

Наиболее важные принципы управления:

·
Демократический централизм – означает сочетание централизованного планового руководства с широкой инициативой масс. Высшая цель руководителя – не упоение властью, а создание оптимальных условий для деятельности подчиненных. Проявляется в праве высказывать свое мнение и быть услышанным; в праве на получение любой информации о деятельности организации и её членов, включая и руководителя; участие в прибылях рядовых работников; в осуществлении управленческих функций и т.д.

·
Единоначалие и коллегиальность. Руководитель организации осуществляет деятельность на основе единоначалия и несет при этом персональную ответственность за негативные последствия принятого решения. В условиях усложнения производства, руководитель нередко не в состоянии грамотно разобраться или понять получаемую информацию и вынужден для принятия решения прибегать к помощи подчиненных (или принимать решения коллективно). В любом случае, за последствия принятого решения, прежде всего персонально должен отвечать руководитель.

·
Главное звено. Ситуация – набор переменных (факторов), которых великое множество и они имеют неравнозначное влияние на решение ситуации. Сущность принципа в умении определить наиболее важные факторы, значимые для организации, а из них выделить самый главный. Т.е. решая главное звено (переменную, фактор) решается вся проблема. Например, японцы считают в управлении главное звено – люди, настраивая которых на проблему коллектива, они решают проблему эффективности. В каждой ситуации главным звеном могут оказаться разные факторы. В одном случае – дисциплина, в другом случае – ответственность и т.д.

·
Власть – ответственность. Предполагает указание четкой и конкретной ответственности за упущения (нарушения) в работе, начиная, прежде всего, с руководителя. Бесконтрольность, безответственность власти вызывает беспредел. Чем выше власть, тем больше должна быть ответственность, которая обычно с повышением уровня иерархии размывается. Поэтому на руководящие должности должны выдвигаться люди высоконравственные, высокоморальные.

·
Дисциплина – неукоснительное соблюдение правил и процедур, обязательных для всех членов организации, установленных на предприятии. Важнейший регулятор человеческого поведения – правила организации. При рациональном управлении особых правил дисциплины почти нет, а наказаний за их нарушение – еще меньше, зато есть стандартно написанные инструкции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Теория управления представляет собой науку, изучающую процессы управления в социально-экономических системах, содержание и форму управленческих отношений, закономерности их возникновения и развития, а также принципы эффективного управления.

Необходимость изучения теории управления в современных условиях обусловлена тем, что существенной стороной действительности как проблемы нашего времени является сложность. Современная организация представляет собой сложную открытую, динамическую систему, имеющую набор взаимосвязанных целей.

В последнее десятилетие XX века системный кризис поразил все сферы жизнедеятельности российского общества. Одна из главных причин кризиса - развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения. Такое положение дел является следствием неспособности руководителей планировать и организовывать свою деятельность в соответствии с наиболее важными законами и принципами управления. Следовательно, от того, насколько точно и правильно соблюдаются законы и принципы управления в деятельности учреждения напрямую зависит эффективность функционирования данного учреждения.

Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

Все сказанное подтверждает актуальность проблемы исследования законов и принципов управления.

Объектом исследования является: управление.

Предмет: законы и принципы управления.

Цель курсовой работы: изучить основные законы и принципы управления.

Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:

Дать общее понятие термина «управление»;

Исследовать законы и принципы управления, и дать их краткое описание;

Изучить и охарактеризовать законы и принципы управления в системе таможенных органов, на примере Красноярской таможни.

Рассмотрением данной темы занимались многие ученые, например: Алехин А.П., Кармолицкий А.П., Козлов Ю.М., Атаманчук Г.В., Бурганова Л.А., Граждан В.Д., Гречикова И.Н., Драго Р., Игнатов В.Г., Албастова Л.Н., Швец Л.Г., Киселев А.Г., Кнорринг В.И., Курашвили Б.П., Паркинсон С.Н., Радченко А.И., Рыкунов В.И., Слепников И.М., Аверин Ю.П., Слепцов Н.С., Лапуста М.Г., Смирнов Э.А., Ирхин Ю.В. и многие другие.

Теоретической базой являются учебная и методическая литература по теме исследования, публикации в прессе, а также ресурсы Интернет.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.

Во ведении обосновывается актуальность выбранной темы, формируются цели задачи исследования.

В первой главе описываются теоретические аспекты теории управления, подробно раскрываются законы и принципы управления.

Вторая глава посвящена изучению практической реализации законов и принципов управления (на примере Красноярской таможни) в таможенных органах.

В заключении делаются выводы об основных момента поделанной работы.

1. Законы и принципы управления

1.1 Понятие управления

Существует более десятка определений понятия «управление». Управление - свойство, внутренне присущее любым сложным системам на любой ступени развития. Приведем некоторые из них, лучше всего отражающие суть этого феномена.

Управление - это способность целостных динамических систем производить структурную и функциональную перестройку в ответ на изменения в условиях внутренней и внешней среды их существования.

Управление - это процесс воздействия субъекта на объект, направленный на упорядочение, сохранение, разрушение или изменение системы объекта в соответствии с поставленной целью.

Управление - есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

По А. Файолю: «Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

В широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Следует раскрыть содержание этого руководства, его сущностные черты.

Управление - деятельность управляющей подсистемы, заключающейся в выработке управляющего воздействия и его осуществления и направленная на эффективное достижение цели деятельности системы в целом.

В определении содержится главное, ради чего осуществляется управление деятельностью и сама деятельность - цель. Далее отмечается необходимость выработки и осуществления непрерывного воздействия на управляемую подсистему , подчеркивая этим самым необходимость деятельности и по выработке управляющего воздействия, и по осуществлению того воздействия, то есть по существу предусматривает в составе управленческой деятельности, кроме задач выработки управляющего воздействия, и организаторские задачи по обеспечению выработанного решения. И, наконец, отмечается необходимость эффективного управления.

Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства.

1.2 Основные законы управления и их характеристики

В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.

Законы характеризуют (Приложение 1): единство процессов объективного мира; связь мировых процессов; взаимозависимость мировых процессов; цельность мирового процесса. Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.

В объективном мире действуют всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Это законы диалектики (Приложение 2) :закон единства и борьбы противоположностей; закон отрицания; закон перехода количественных изменений в качественные. На основе законов вырабатывается методология исследования процессов управления, формулируются принципы управления, которые в виде правил и рекомендаций отражают отдельные стороны и требования этих законов.

Законы управления как специфические законы выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и элементами внешней среды. В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. Например, такая взаимозависимость наблюдается между организационными формами и методами управления и материально-технической основой управления (средствами управления). Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на 3 основные группы.

К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. Объективными законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов. Во вторую группу входят частные, или субъективные законы управления , посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля. К третьей группе относятся «специальные» законы, - непосредственно не связанные с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К законам третьей группы относятся экономические, юридические, социальные и иные законы.

Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды. В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. Например, такая взаимозависимость наблюдается между организационными формами и методами управления и материально-технической основой управления (средствами управления).

1) К общим законам управления можно отнести:

1. Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления.

2. Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления.

3. Закон единства системы управления.

4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.

5. Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами.

6. Закон единства действий законов управления.

Смысл закона соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления, заключается в следующем. Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства трудом работников, с другой - отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности. Первая особенность означает, что управление является исторически обусловленной необходимостью, так как работники в условиях совместного труда вынужденно вступают в управленческие отношения, подчиняясь указаниям руководителя производственного процесса. Другая особенность свидетельствует о том, что стороны, участвующие в трудовом процессе, вступают друг с другом в отношения собственности. Если возникновение отношений управления обусловлено природой общественного труда и уровнем его кооперации, то характер производственных отношений определяется отношениями собственности, свойственными данной общественной формации.

Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления гласит , что экономические системы с сознательным планомерным управлением потенциально и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессах. Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего общества. Непосредственная связь производства с потреблением (социальный маркетинг), задач управления с интересами работников (социальный менеджмент) создают у трудящихся искреннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эффекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.

Согласно закону единства системы управления, деятельность любой организации представляет собой единую централизованно управляемую систему. В свою очередь, указанная система разделена на иерархические уровни управления, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.

Сущность закона соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления) заключается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности. Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хозяйственная деятельность организации. Субъект организации - это соответствующие органы или структурные подразделения, осуществляющие целенаправленное руководство объектом управления.

Объект и субъект управления оформлены в определенные системы - управляемую и управляющую. Эти системы представляют собой неотъемлемые составные элементы системы управления. Они находятся в непрерывном взаимодействии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику развития субъекта управления. Ведь именно субъект управления приводит в действие производительные силы отдельной организации и общества в целом. Поэтому чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффективность совместной деятельности.

Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природы отношений между ее подсистемами заключается в следующем. Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи. Связь между управляющей и управляемой системами может быть прямой и обратной. Прямая связь выражается в форме сигналов-команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратная связь представляет собой сигналы-сообщения, поступающие от управляемой системы к управляющему органу и выражающие ее реакцию на управляющее воздействие.

Управляющее воздействие со стороны органа управления осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объектом этого еще не достаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях контроля системы и учета воздействия на нее внешней среды. Если обратная связь в системе отсутствует или по какой-либо причине не улавливается органом управления, то такая система в конечном итоге может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.

Суть закона единства действий законов управления состоит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Законы управления непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления в совокупности.

Для того, чтобы наиболее полно использовать действие законов управления, необходимо, с одной стороны, уметь выделить действие каждого закона в отдельности, а с другой - выяснить механизм взаимодействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.

2) Среди частных законов управления можно выделить законы, относящиеся к управленческой подсистеме, законы организации (т.е. управляемой подсистемы) и др. К ним относятся:

1. Закон изменения функций управления.

2. Закон сокращения числа ступеней управления.

3. Закон концентрации функций управления.

4. Закон распространения контроля.

Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других. Сущность закона сокращения числа ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней управления в структуре организации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее. Закон концентрации функций управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций на каждой ступени управления, а следовательно, к росту численности управленческого персонала. Согласно закону распространенности контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.

3) Специальные законы являются служебными законами управления. Они неразрывно связаны со спецификой деятельности организации. Например, для предприятий пищевой и фармацевтической промышленности особенно важны законы химии, без применения которых невозможна разработка и осуществление технологических процессов в этой области. Среди специальных законов управления есть и такие, которые могут или должны применяться на любых предприятиях независимо от специфики их деятельности или организационно-правовой формы. Это экономические законы, регламентирующие порядок осуществления любой коммерческой деятельности, и юридические законы, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов друг с другом и с органами государственной власти.

Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования. Законы и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. Все закономерности управления можно разделить на группы: закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию и закономерности менеджмента. К закономерностям управления относятся:

- единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды);

- пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда);

- централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));

- соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы управляемой).

1.3 Принципы управления : сущность и содержание

Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимаются основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.

Принципы управления - это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности на всех уровнях управления. Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания.

По своему предназначению принципы управления являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления - законами управления - и управленческой практикой. Они как бы переводят на язык практики объективные законы и закономерности.

Принципы управления имеют одновременно и объективный, и субъективный характер, что позволяет говорить о двойственном характере принципа управления. Принципы управления как основополагающие идеи управленческой деятельности непосредственно вытекают из законов управления и отражают объективную реальность, существующую в независимости от сознания человека, то есть они объективны. Вместе с тем каждый их принципов - это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мыслительно совершает каждый руководитель на уровне его познания, общей и профессиональной культуры.

Свое предназначение принципы управления могут выполнять лишь в том случае, если их содержание соответствует объективным законам управления. Основное требование к принципам управления в том, чтобы их соблюдение повышало эффект практической деятельности.

Автором первых принципов управления был знаменитый французский специалист в области теории управления А. Файоль, который отмечал, что дело не в недостатке или избытке принципов, а в том, что надо уметь ими оперировать (Приложение 3). Эти принципы и составляют основу классической школы управления.

Выделяют принципы, в соответствии с которыми осуществляется построение и функционирование системы управления. К таким принципам относятся:

- разделение функций управления и на их основе построение структуры управления, интеграции и дифференциации функций, которые выражаются в единстве системы органов управления;

- сочетание операций различных функций управления - функций органа управления и внутренней структуры органа управления;

- сочетание центризма и автономности в организации структуры управления;

- принцип иерархии системы управлении - необходим для распределения информации и организации ее движения по ступеням системы управления, что обеспечивает взаимодействие высшего, среднего и низшего уровней управления.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены: научность; системность и комплексность; принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений; принцип централизованности и децентрализованности; принцип пропорциональности в управлении; принцип единства распорядительства в управлении; принцип экономии времени; принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях; принцип делегирования полномочий; принцип обратной связи.

- научность - этот принцип требует построение системы управления и ее деятельности на строго научных основах. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития;

- системность и комплексность - предусматривают изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. При этом должны быть определены цели и критерии для функционирования объекта и проведена структуризация, вскрывающая весь комплекс вопросов; решение которых обеспечивает соответствие системы управления установленным целям и критериям;

- принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений - любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. При решении сложных проблем (внедрении новой технологии, автоматизации производства, поиске новых каналов товародвижения и т.п.), высокие результаты достигаются при самом тесном общении и выявлении мнений опытных, квалифицированных рабочих, инженеров, агентов, дилеров, посредников и т.д.;

- принцип централизованности и децентрализованности - централизация позволяет обеспечить жесткую взаимокоординацию звеньев в рамках целостной системы управления. Уровень централизации должен быть тем больше, чем выше требовательность к обеспечению единства и внутренней скоординированности, чем больше инвариантность деятельности организации и чем меньше требуется автономности и самостоятельности функционирования подразделений. Децентрализация способствует структурной гибкости, развитию адаптивных возможностей системы, позволяет быстро и оперативно реагировать на различные, в том числе и неожиданные изменения ситуации уже на уровне отдельных звеньев. Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимодополняют друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура - она потеряет свою целостность. Но не может существовать и система управления, полностью лишенная децентрализации, - с потерей автономности она потеряет свою структурность;

- принцип пропорциональности в управлении - принцип пропорциональности между подсистемами управления и производства и их взаимодействия отражается в соотносительности управляющей и управляемой частей организации. Суть ее заключается в обеспечении взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Рост и усложнение объекта управления (например, подсистемы производства) ведет к росту субъекта (управляющей подсистемы);

- принцип единства распорядительства в управлении - рациональная структура управления - это структура, в которой установлена четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению к каждому объекту управления (подразделению или работнику), за конкретным руководителем;

- принцип экономии времени - требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это в первую очередь относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений;

Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях - создание новых систем управления осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности и для этих групп формируется набор функций, а затем набор производственных и управленческих звеньев и структур. В реально действующих системах управления управленческие функции распределены между производственными и управленческими звеньями и структурами, отлажены взаимосвязи между элементами структуры. В процессе функционирования организации лишние элементы структуры отмирают, а недостающие постепенно появляются, вместе с ними отмирают или появляются новые функции;

- принцип делегирования полномочий; принцип обратной связи . Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня. Роль метода делегирования полномочий в управлении столь велика, что многие исследователи и практики склонны рассматривать его как отдельный принцип управления.

Обратная связь - это воздействие результатов функционирования, управления какой-либо системы (объекта) на характер этого функционирования, управления. Основная идея принципа обратной связи заключается в том, чтобы использовать сами отклонения системы (объекта) от определенного состояния для формирования управляющего воздействия. Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от её естественного или заданного состояния является источником возникновения в управляющей подсистеме нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в её естественном заданном состоянии. На этой основе осуществляется не только гомеостазис, обеспечивающий сохранение системы и её приспособление (адаптацию) к новым внутренним (прежде всего у живых организмов и общества) или внешним условиям, но и обучение, накопление опыта, развития, совершенствования систем управления.

Принципы управления, будучи правильно познаны и сформулированы, становятся основными правилами, в соответствии с которыми осуществляется управленческая деятельность.

Таким образом, исследовав основные законы и закономерности управления, приведя их классификацию, выявив сущность и перечислив основные виды принципов, мы можем переходить непосредственно к анализу законов и принципов государственного управления, а также оценке эффективности функционирования современного государственного управления.

2. Практическая реализация законов и принципов управления в таможенных органах (на примере Красноярской таможни)

Специализированная служба таможенных органов Российской федерации создана с целью осуществления комплекса необходимых мер в интересах охраны таможенной границы РФ, административных зданий таможенных органов РФ, а также других объектов таможенной инфраструктуры.

Красноярская таможня входит в состав Сибирского таможенного управления (СТУ). В структуру СТУ входят: 12 таможен, 1 оперативная таможня, 68 постов. Сегодня под контролем СТУ находится более трети всей российско-казахстанской границы (около 2700 км), почти 3500 км российско-монгольской и 1586 км российско-китайской границы, а также 4164 км внешней границы с нейтральными водами по Карскому морю и морю Лаптевых. Общая протяженность таможенной границы в Сибирском федеральном округе составляет почти 12000 км. Протяженность сухопутной границы со странами дальнего зарубежья составляет 59%, со странами СНГ - 28% от общей протяженности сухопутной границы РФ (наибольший показатель среди всех региональных таможенных управлений ФТС России). Всего субъектов РФ - 12.

2.1 Общая информация о Красноярской таможне

Наличие на территории Красноярского края большого количества участников экспортно-импортной деятельности обусловило открытие таможенного учреждения. Приказом Главного управления государственного таможенного контроля от 20 ноября 1989 года №192 в городе Красноярске был создан Красноярский таможенный пост, подчинённый Иркутской таможне. В 1990 году пост был преобразован в самостоятельную таможню, которой была определена зона деятельности территория Красноярского края, Тувинской АССР и Таймырского автономного округа. Затем, под влиянием объективной необходимости в местах наибольшей деловой активности экспортёров и импортёров, создавались оперативные подразделения Красноярской таможни.

Сегодня регион деятельности Красноярской таможни: Красноярский край, за исключением: районов Красноярского края: Ермаковский, Идринский, Каратузский, Краснотуранский, Курагинский, Минусинский, Шушенский, города Минусинска краевого подчинения Красноярского края.

Задачи и функции структурных подразделений Красноярской таможни представлены в Приложении 4.

В результате деятельности за первое полугодие 2012 года (по данным таможенной статистики) Красноярская таможня перечислила в федеральный бюджет 7 млрд. 766 млн. рублей, что больше на 849,295 млн. руб. по сравнению с АППГ. Оформлено 15230 деклараций на товары. Внешнеторговый оборот Красноярского края за период составил 3652,4 млн. долларов США, что на 9% больше, чем за 2011 год. В натуральном выражении объем продекла-рированных товаров снизился на 3% по сравнению с АППГ и составил 2935 тыс. тонн. Крупнейшими торговыми партнерами региона в экспортных операциях стали Нидерланды; в импортных операциях - Китай, Германия, США. Лидирующее положение в экспорте региона по-прежнему занимает продукция цветной металлургии, древесина, продукты неорганической химии. Импортируемыми товарами стали: оборудование и электрооборудование, глинозем, топливо минеральное и нефтепродукты. Проведено 47 инспекционных мероприятий в отношении участников внешнеэкономической деятельности, по результатам которых доначислено таможенных платежей и наложено взысканий в виде штрафа на общую сумму 5 млн. 945 тыс. рублей, взыскано 2 млн. 159 тыс. рублей. Возбуждено 215 дел об административных правонарушениях. Стоимость товаров, являющихся объектами правонарушений, составила 172 млн. 946 тыс. рублей. Возбуждено 8 уголовных дел, из них: 3 по ст. 193 УК РФ по факту невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте, 3 уголовных дела по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ по факту контрабандного перемещения через таможенную границу РФ сильнодействующие вещества «сибутрамин»; 2 уголовных дела по ч. 4 ст. 229 УК РФ. По прежнему большое внимание уделялось проблемам лесоэкспорта, а также работе по процедуре удаленного выпуска товаров. Кроме этого, под пристальным вниманием руководства таможни находилась работа, направленная на профилактику и борьбу с проявлениями коррупции.

2.2 Законы и принципы в управлении Красноярской таможни

Ведущий принцип управления - системность. В управлении таможенными органами системность обеспечивает и совершенствует структурное и функциональное единство системы. Чем сложнее задачи, стоящие перед таможенными органами, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи системы. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: механизма управления, структуры управления, процесса управления и механизма совершенствования системы управления.

Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления.

Для более глубокого понимания сущности управления в таможенных органах необходимо знать особенности, которые присущи этому управлению. К ним можно отнести: ярко выраженную нацеленность управления на конечный результат служебной деятельности; сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой с участниками ВЭД; осуществление полномочий органа государственного управления; допустимость разумного риска в процессе управления; динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками; относительная неопределенность условий, в которых осуществляется управление.

Управление в таможенных органах опирается как на объективные экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью управления является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности.

Законы управления отражают общие, существенные и необходимые связи между элементами и подсистемами системы управления, происходящими в ней процессами и внешней средой. Они объективны и не зависят от сознания и воли людей. Знание законов позволяет учитывать их требования при создании систем управления и при организации их функционирования. К ним относятся:

- Закон единства системы управления.

- Закон пропорциональности.

- Закон оптимального соотношения централизации функций управления.

- Закон соотносительности управляющей и управляемой систем и др.

Действие закона единства системы управления проявляется: в неразрывной цепи отношений управления от высших органов системы государственного управления до низших ее звеньев; в непрерывности, ритмичности, согласованности всех стадий, операций и этапов процесса управления; в единстве управления всеми составными частями глобальных целей и интересов людей; в единстве функций и методов управления; в единстве требований к сотрудникам аппарата управления.

Закон пропорциональности профессиональной деятельности и управления определяет, что важнейшей задачей управления является обеспечение оптимального пропорционального функционирования управляющей и управляемой систем, организация непрерывного сопряжения составных частей системы. Пропорциональность измеряется тем, насколько полно и четко будет обеспечена управлением основная деятельность системы - таможенное оформление и таможенный контроль, осуществление других функций, чтобы она могла с минимально возможными затратами дать необходимый эффект.

Закон оптимального соотношения централизации предполагает такое построение системы управления и такую организацию ее функционирования, при которой существует непрерывная и достаточно устойчивая подчиненность каждого нижестоящего звена системы таможенных органов центральным органам управления. Централизованное управление не означает предельно жесткой регламентации деятельности всех звеньев системы. Для каждого этапа развития системы существует свой оптимальный уровень централизации, под которым понимается максимальное соответствие форм централизации управления реальным потребностям системы, выражающим уровень ее развития. Суть закона соотносительности управляющей и управляемой систем состоит в требовании обеспечения соответствия управляющей системы управляемой. Изменение этой соотносительности происходит под воздействием различных факторов, главным образом организационных и экономических. Прежде всего уровень развития и функционирования управляющей системы должен соответствовать уровню оперативно-служебной деятельности управляемой системы.

Управление в таможенных органах опирается как на объективные законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему принципов. В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.

Общие принципы управления - это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основных общих принципов управления (таких как системность, принципы обратной связи, информационной достаточности, оптимальности, соподчиненности и ряда других), а также их диалектическое влияние на систему управления в таможенных органах подтверждает это.

Принцип информационной достаточности означает, что в условиях небывалого роста объемов информации в таможенной системе, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов. Достижение в таможенных органах поставленной цели в возможно более короткие сроки при наименьших материальных, финансовых и трудовых затратах является сутью принципа оптимальности управления. Оптимальность управления в таможенной системе обеспечивается различными методами и средствами. Важное значение в таможенной системе имеют и находятся в различной степени реализации и другие общие принципы управления.

Частные принципы управления в таможенных органах подразделяются на две большие группы: принципы, применяемые в экономической, социально-политической и духовной сферах таможенной деятельности, и принципы, имеющие место в системе таможенных органов как государственной правоохранительной организации, обеспечивающей в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ.

К частным мы относим следующие принципы управления: законности; централизации в сочетании с разумной децентрализацией; непрерывности; оперативности; гибкости; ответственности; преемственности; нацеленности на конечный результат и др .

Управление в таможенной системе опирается и на группы таких частных принципов, как принципы организации и деятельности государственной службы; принципы подбора кадров, их обучения и воспитания; принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности и др.

Организационно-технологические принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной и административно-исполнительской деятельности руководителей таможенных органов.

К ним можно отнести принципы управления: единоначалия; конкретности; разделения труда; скалярный; иерархии; единства распорядительства и одного начальника; делегирования полномочий; диапазона управления и др.

Особо необходимо подчеркнуть значение принципа единоначалия. Он предполагает, с одной стороны, коллегиальность управления, а с другой - установление строжайшей персональной ответственности за исполнительские функции. Коллегиальность не исключает, а предполагает личную ответственность каждого сотрудника за порученное ему дело.

В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип единоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями единоначальника. Это выражается в:

- полноте и объеме властных полномочий, предоставляемых для решения поставленных задач перед данной структурой;

- наличии законодательного обеспечения реализации этой функции с ответственностью перед государством за использование предоставленных прав;

- кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководителей-единоначальников;

- материальном и финансовом обеспечении правоохранительной деятельности со стороны государства;

- наличии государственных гарантий социальной защищенности персонала военизированной и правоохранительной структуры.

На принципе единоначалия всей системой таможенных органов руководит Председатель ГГК России. На принципе единоначалия действуют и начальники региональных таможенных управлений - Красноярской таможне, опирающиеся в своей деятельности на коллегии управлений.

Успех в управлении таможенными органами обеспечивается единством действий всех должностных лиц, органов и организаций таможенной системы, участвующих в управлении. При этом важное значение имеет четкое определение специфики места и роли каждого, ясное распределение их компетенции, функций и прав в общем деле.

Принцип конкретности управления требует конкретного анализа ситуации, для чего нужна добротная научная информация о системе управления и о ее внешней среде.

Принцип разделения труда предусматривает, что вся деятельность по организации управления разбивается на простейшие операции, выполнение которых поручается конкретным звеньям системы управления. Каждое звено системы управления таможенным органом должно иметь четкие, конкретные обязанности.

Скалярный принцип определяет, что каждая организация (в том числе таможенный орган) должна иметь четко определенную иерархическую структуру.

Принцип иерархии предусматривает, что нижестоящий сотрудник или подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый сотрудник административной иерархии отвечает перед вышестоящим за решения и действия не только свои, но и всех подчиненных ему сотрудников.

Принцип единства распорядительства и одного начальника определяет, что каждый сотрудник получает приказы и распоряжения только от одного начальника, так как это - необходимое условие единства действий, и что ни один сотрудник не должен докладывать более чем одному вышестоящему руководителю.

Принцип делегирования полномочий означает, что при передаче задачи из сферы деятельности руководителя подчиненному должны также передаваться и права для ее решения, а подчиненный должен принимать на себя ответственность за них.

Принцип диапазона управления предусматривает, что вышестоящее должностное лицо должно нести ответственность за деятельность строго определенного, оптимального количества подчиненных.

Таким образом, мы рассмотрели понятия об основных категориях теории управления, а именно законы и принципы управления, применительно к таможенной службе. Знание рассмотренных категорий имеет важное значение: во-первых, они позволяют понять сущность и механизм управления; во-вторых, они способствуют методологически правильной, осознанной организации работы руководителей таможенных органов по управлению оперативно-служебной деятельностью подчиненных коллективов; в-третьих, знание рассмотренных категорий является основой для познания и эффективного применения законов и принципов управления; в-четвертых, правильное научное понимание значений основных категорий способствует совершенствованию имеющихся и созданию качественно новых структур управления таможенной деятельностью, что особенно важно в период модернизации таможенной службы.

Заключение

Таким образом, изложенные в курсовой работе положения дают возможность сделать вывод о том, что цель работы достигнута.

В первой части работы были рассмотрены теоретические аспекты управления, а именно законы и принципы управления.

Управление - это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников организации, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений.

Закон - объективно существующие, необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе. Закономерности- это наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые, в свою очередь, отражают устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации.

Среди законов управления можно выделить: закон единства и целостности системы управления; закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы правления; закон зависимости эффективности решения задач управления от объема использования информации; закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления; закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем; закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.

Принципы управления - это наиболее общие, основополагающие правила, регламентирующие реальную управленческую практику в любой организации. Они формируют требования к системе управления организацией - функциям, методам и организационной структуре управления. Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания. Принципы вытекают из законов, сознательно формируются в интересах практики и применяются в зависимости от конкретных условий. Принципы, сформированные А. Файолем, служат основой, на которой функционирует современная система управления.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены: научность; системность и комплексность; принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений; принцип централизованности и децентрализованности; принцип пропорциональности в управлении; принцип единства распорядительства в управлении; принцип экономии времени; принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях; принцип делегирования полномочий; принцип обратной связи. Основное требование к принципам управления состоит в том, чтобы их соблюдение повышало эффект практической деятельности. Свое предназначение принципы управления могут выполнять лишь в том случае, если их содержание соответствует объективным законам управления.

Во второй части работы нами рассмотрена практическаяреализация этих законов и принципов управления в системе таможенных органов, на примере Красноярской таможни. Таможенные органы РФ, являясь правоохранитель-ными органами, компетентны решать все вопросы, касающиеся осуществления таможенного дела на своей территории. Главной целью управления является - обеспечение реализации экономической политики РФ. Достижение этой цели управления реализуется решением соответствующих комплексов задач, и опирается как на объективные экономические законы и законы управления, так и на формирующиеся, на их основе принципы.

Законы управления таможни отражают общие, существенные и необходимые связи между элементами и подсистемами системы управления, это: закон единства системы управления; закон пропорциональности; закон оптимального соотношения централизации функций управления; закон соотносительности управляющей и управляемой систем и др.

В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.

Список используемой литературы

управление таможня красноярский

1. Алёхин Э.В. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / Э.В. Алёхин. - Пенза: Пенз. гoс. ун-т, 2007. - 170 c.

2. Атаманчук Г.В. Государственное управление: Организационно-функциональные вопросы: Учеб. пособие. - М.: Экономика, 2008. - 301 с.

3. Басовский Л.Е. Менеджмент Учеб. пособие / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 216 с.

4. Бурганова Л.А. Теория управления: учеб. пособие / Л.А. Бурганова. - М.: Инфра-М, 2009. - 153 с.

5. Дегтярев В.Г. Принципы и методы организации процессов управления в таможенных органах / В.Г. Дегтярев. - СПб.: Питер, 2006. - 269 с.

6. Игнатов В.Г. Теория управления: Курс лекций / В.Г. Игнатов, Л.Н. Албастова - Ростов н/Д: ИЦ «МарТ», 2006. - 464 с.

7. Кнорринг В.И. Искусство управления. Учебник / В.И. Кнорринг. - М.: Изд. БЕК, 1999. - 528 с.

8. Красноярская таможня. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://stu.customs.ru/index.php? option=com_content&view=section&id=24&Itemid

9. Лапыгин Ю.Н. Теория организаций: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 356 с.

10. Лысов О.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебно-методическое пособие / О.Е. Лысов. - СПб.: ГУАП, 2004. - 131 с.

11. Мухин В.И. Основы теории управления. Учебник / В.И. Мухин. - М.: Экзамен, 2002. - 256 с.

12. Пивнев Е.С. Теория управления. Учебное пособие / Е.С. Пивнев. - Томск: Томский МЦДО, 2005. - 246 с.

13. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учеб. пособие / Под ред. Т.Г. Морозовой. - М.: Закон и право, 2007. - 351 с.

14. Теория организаций. Учебник / Под ред. В.Г. Алиева. - М.: Луч, 2001. - 432 с.

Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 558 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Законы управления: общие (объективные), частные (субъективные) и специальные. Ключевые закономерности управленческого процесса, их сущность и характеристика. Принципы и функции менеджмента, их краткое содержание. Выделение основных моделей управления.

    презентация , добавлен 20.04.2013

    Особенности понятий "законы" и "закономерности управления". Принципы управления: сущность, систематизация, эволюция. Виды принципов: организационные, роботы с персоналом, принципы роботы с информацией. Система принципов социального управления В.Граждан.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2008

    Сущность и характеристика законов и закономерностей менеджмента как науки и сферы деятельности человека. Понятие и эволюция принципов менеджмента. Принципы управления Г. Эмерсона, их специфика. Состав и содержание основополагающих принципов управления.

    реферат , добавлен 09.10.2011

    Анализ системы управления на примере американской корпорации "McDonald’s Corporation". Основные законы, проявляющиеся и учитывающиеся в выбранной организации. Дерево целей, задачи и принципы управления. Анализ эффективности организационной структуры.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2014

    Информация как ресурс и продукт системы управления. Организационно-экономическая характеристика предприятия, принципы управления внутрифирменной системой информации. Анализ эффективности и направления совершенствования процесса ее передачи и обработки.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2015

    Характеристика законов управления и синергии, информированности и упорядоченности, развития и композиции. Закономерность как часть закона, отражающая общие тенденции изменения каких-либо явлений, ее основные виды. Классификация принципов управления.

    презентация , добавлен 12.03.2014

    Основные и специфические законы организации. Ключевые принципы закона развития. Виды адаптации организации. Стратегии поддержания на высоком уровне или увеличения положительного ресурса организации. Определение закона информированности-упорядоченности.

    презентация , добавлен 26.11.2017

    Понятие и основные принципы управления риском, этапы его реализации и назначение в организации. Меры по устранению и минимизации риска. Классификация и разновидности рисков предпринимательской деятельности, распространенные подходы к управлению ими.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2010

    Общие законы управления: специализации, интеграции и экономии времени. Соответствие потребного и располагаемого времени при решении задач менеджмента. Закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.

    презентация , добавлен 25.12.2013

    Понятие и классификация организаций, их типы, формы, существующие законы и принципы управления. Варианты реализации закона развития. Сравнительное описание и проявление организационного развития на предприятиях ОАО "МТС", ОАО "Мегафон", ОАО "Ростелеком".

Каждый руководитель должен знать и осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества - законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будут способствовать эффективности его деятельности, в противном случае его ожидает неудача.

Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.

Различают общие и специфические законы управления.

К общим законам управления относятся:

  • закон специализации управления;
  • закон интеграции управления;
  • закон экономии времени.

Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды. Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:

  • закон единства и целостности системы управления;
  • закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;
  • закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации;
  • закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления;
  • закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.

Принципы управления отражают наиболее общие закономерности, отношения и взаимосвязи между элементами системы управления. Они являются отправной точкой при решении любых вопросов управления, отражают общий подход при решении разнообразных управленческих задач в складывающихся конкретных условиях и ситуациях.

Система принципов управления включает общие и частные принципы. Общие принципы значимы для управления как целостного социального явления, реализуются в нем независимо от уровня и специфики сферы управления. Следование им обязательно для руководителя любого уровня. Общие принципы управления конкретизируются, получают свое развитие и дополняются частными принципами. Частные (функциональные) принципы применяются при реализации отдельных функций управления. Так, большое значение для практики управления имеют частные принципы: выработки и принятия управленческих решений; планирования; контроля; делового этикета и пр.

Общие принципы были сформулированы французским горным инженером, теоретиком и практиком менеджмента, основателем административной (классической) школы управления Анри Файолем. До сих пор они считаются классическими и основополагающими при изучении системы управления.

Принципы управления по Файолю:

  • разделение труда - перепоручена работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того, что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания на конкретной операции;
  • власть и ответственность - право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия;
  • дисциплина - необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка;
  • единоначалие - каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения;
  • единство действий - группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели;
  • подчиненность интересов - интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации;
  • вознаграждение - наличие справедливых методов стимулирования работников;
  • централизация - естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая;
  • иерархия - организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую при необходимости можно сократить во избежание вреда;
  • порядок - определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте;
  • справедливость - уважение и справедливость администрации к подчиненным, сочетание благожелательности и правосудия;
  • стабильность персонала - текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента;
  • инициатива - предоставление возможности проявления личной инициативы работникам;
  • корпоративный дух - сплоченность работников, единство силы. В настоящее время в качестве дополнений и уточнений используются и другие принципы управления :
  • принцип единства цели и руководства (целенаправленности). Управление всегда должно быть ориентировано на достижение его целей. Виды работ, которые появляются в результате разделения труда, должны координироваться и направляться на достижение единой цели. Это означает, что деятельность, имеющая общую цель, должна производиться по единому плану и управляться одним руководителем. Принцип, по существу, обосновывает необходимость наличия руководителя для координации деятельности различных субъектов, имеющих общую цель;
  • принцип баланса централизации и децентрализации. Принцип утверждает, что для каждой ситуации существует оптимальное соотношение между централизацией и децентрализацией. Это соотношение определяет главным образом фигура руководителя. Степень централизации отражает распределение функций управления по вертикали организационной структуры системы управления. Чрезмерная централизация в управлении организацией имеет своим следствием недостаточный учет специфики деловой обстановки на местах; усложнение внутрисистемных отношений, сковывает творческое начало на нижестоящих уровнях управления, сдерживает развитие их самостоятельности и ответственности, ограничивает оперативность в решении возникающих проблем. В свою очередь, превышение разумных пределов децентрализации приводит к потере или ослаблению управляемости;
  • принцип связей. Речь идет о том, чтобы каждый руководитель учитывал существование не только вертикальных, но и горизонтальных связей, осуществлял необходимые контакты с коллегами, по крайней мере на том же уровне управления, и использовал получаемую информацию при выполнении своих служебных обязанностей;
  • принцип законности. Различные аспекты действия принципа законности отражают следующие положения:
    • - верховенство закона. Все нормативные правовые акты организации должны основываться на действующем законодательстве и не противоречить ему;
    • - равенство всех субъектов и объектов управленческой деятельности перед законом;
    • - единообразное понимание и применение законов и иных нормативных актов в управлении организацией на всей территории их действия;
    • - обеспечение систематического контроля за соблюдением работниками требований законов и других нормативных правовых актов, предотвращение и своевременное пресечение возможных правонарушений;
  • принцип научности предполагает знание субъектом управления объективных закономерностей управления и тенденций развития общества, науки, технологий. Умение руководителя действовать с учетом этих закономерностей, тенденций, направлять и координировать усилия работников (участников) организации на достижение необходимого конечного результата;
  • принцип связи с общественностью приобретает все большее значение для управления организацией в современных условиях. Без связи с общественными организациями, прежде всего с местными территориальными сообществами, со средствами массовой информации, в значительной мере формирующими общественное сознание и мнение, современная организация зачастую не может рассчитывать на успех в своей деятельности, а иногда и на нормальное функционирование;
  • принцип гибкости обязывает руководителя предусматривать возможность маневра имеющимися силами и средствами, использования тех форм и методов управления, которые в наибольшей мере отвечают изменившейся ситуации, возможность корректировки тактики реализации принятых решений, чтобы обеспечить последовательное продвижение к намеченной цели даже при возникновении неблагоприятной ситуации, непредвиденных препятствий и осложнений;
  • принцип этичности предполагает соблюдение руководителем и подчиненными некоей совокупности этических правил, что обеспечивает нравственный характер взаимоотношений в сфере управления организацией.

Функции управления - это особые виды специализированной управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда.

Функции управления должны обеспечить в организации руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельности. Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания, спецификой необходимого для ее выполнения персонала. Функции управления носят объективный характер, что определяется необходимостью самого процесса управления в условиях совместного труда людей.

Существуют различные классификации функций управления. Причем различия обусловлены, как правило, признаками, положенными в основу классификации.

Наиболее простым и доступным для понимания является деление функций управления на две группы: общие и специальные.

Общие функции управления сформулированы А. Файолем. Он выделяет пять функций менеджмента, представляющих собой самостоятельные направления, но в то же время связанных с другими направлениями процесса управления. Управлять, по Файолю, значит: планировать (prevoir); организовывать (iorganiser ); отдавать распоряжения (приводить в действие) (commander ); координировать (coordonner ); контролировать (controler ). Они проявляются принципиально одинаково в управлении организацией в любой сфере деятельности.

Среди общих функций менеджмента главной считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или менеджер формулирует цели и задачи на предстоящий период; разрабатывает стратегию действий (стратегическое планирование); составляет необходимые планы и программы для их реализации (текущее планирование).

Практическое воплощение планов и программ берет на себя организационная функция. Она реализуется через создание самой организации, формирование ее структуры, распределение работы среди подразделений, сотрудников и координацию их деятельности.

Функция координации деятельности организации осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия и цехов. Эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей, отдельных работников, занятых в процессе производства, со стороны линейных руководителей и функциональных служб.

Функция контроля проявляется в форме воздействия на коллектив людей посредством выявления, обобщения, учета, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения их до руководителей, подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений. Эта функция реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета, выявления отклонений от установленных показателей работы и анализа причин отклонений. Контроль призван заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы.

Особое место в системе управления занимают специализированные функции , т.е. функции по управлению теми или иными объектами (подразделениями организации, основными функциями организации и бизнес-процессами, протекающими в организации).

Каждый из этих объектов управления включает в себя множество своих объектов управления. Так, основные функции предприятия включают в себя следующие элементы (объекты управления): производство; материально-техническое снабжение; исследования и разработки; маркетинг и сбыт готовой продукции; кадры; финансы, включая учет и анализ хозяйственных процессов, и пр.

Управление этими объектами и составляет содержание специализированных функций управления (табл. 14.1).

Таблица 14.1

Название

специальной

Управление

производством

Планирование объема выпуска продукции.

Расстановка оборудования и создание рабочих мест.

Организация выполнения работ (обеспечения рабочих мест материалами, сырьем, комплектующими, информацией).

Организация своевременного ремонта оборудования и техники.

Оперативное устранение сбоев и неполадок в техническом процессе.

Контроль качества

Управление

материально-

техническим

снабжением

Заключение договоров поставки.

Организация закупки, доставки и хранения производственных запасов

Управление исследованием и разработками (инновациями)

Организация научных исследований и прикладных разработок.

Создание опытных образцов.

Организация внедрения новинок в производство

Управление маркетингом и сбытом готовой продукции

Изучение рынков.

Формирование каналов сбыта.

Организация отправки готовой продукции покупателям

26.Взаимосвязь законов и принципов менеджмента.

Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей. В методологии управления принципам отводится важная роль, так как они приме­няют на практике основные законы развития объективного мира, социальные, экономические, организационные и управленческие законы, объединяя их.

Под принципами управления следует понимать правила, ос­новные положения и нормы поведения, которыми руково­дствуются административные органы в процессе управления.

Принципы управления вытекают из управленческих законов. Принципы отличаются от законов гносеологическим происхожде­нием. Закон отражает устойчивые, повторяющиеся связи и отноше­ния, происходящие в природных и общественных явлениях, а принцип является оптимальным правилом, нормой, которые сфор­мулированы людьми и носят субъективный характер. Поэтому од­ному закону могут соответствовать два и более принципов, и, на­против, несколько законов могут быть реализованы на основе од­ного принципа. Принципы и законы, по сути, отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его в разной форме: закон - в виде образа (положительного знания), принцип - в виде определенного требования (регулятивной нормы).

Законы управления представляют собой объективные, устой­чивые, повторяющиеся причинно-обусловленные связи и взаимоза­висимости организационно-экономических явлений в процессе управления производством, распределением и обменом материаль­ных благ и услуг.

Основными законами управления являются:

1) единства и целостности системы управления;

2) необходимого разнообразия систем управления;

3) соотносительности управляющей и управляемой систем;

4) пропорциональности производства и управления;

5) участия коллектива в управлении;

6) зависимости эффективности рещения задач управления от объема использования информации;

7) соответствия требуемого и располагаемого времени при решении задач управления;

8) экономии интеллектуальной энергии;

9) перехода от административных к организационным мето­дам управления.

Основной задачей науки управления является изучение и практическое применение принципов. Принципы управления опи­раются на диалектический закон развития, обобщающий опыт че­ловеческой цивилизации. При смене социально-политических фор­маций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления.

Если рассматривать метод как систему, состоящую из целой совокупности элементов, то главенствующую роль в этой системе будут занимать принципы. Но при этом метод выступает в роли способа реализации принципов управления. Однако, будучи в каче­стве составной части метода, эти принципы (этот принцип) приоб­ретают в нем количественную, качественную, адресную, времен­ную и пространственную определенность.

Роль принципов управления для социальных систем заключа­ется в том, что они определяют требования к организации управле­ния, выявляют закономерности формирования управляемой систе­мы: ее структуры, методов организации труда и мотивации поведе­ния членов коллектива, учитывают особенности технологии и тех­нического оснащения.

Принципы управления весьма разнообразны, например, по Г. Эмерсону, это следующие правила:

1) наличие четко поставленных целей или идеалов как главная предпосылка эффективной работы;

2) присутствие здравого смысла в любой работе. Без этого не­возможно осуществление творческой работы в организации, выра­ботка целей и контроль за их претворением;

3) возможность получения квалифицированного совета, ком­петентной консультации. В каждой организации необходимо соз­дать отдел рационализации, который бы вырабатывал рекоменда­ции по совершенствованию управления во всех подразделениях;

4) соблюдение строгой дисциплины на основе стандартных письменных инструкций и использования системы вознагражде­ний;

5) наличие инструкций и стандартов в письменном виде;

6) справедливое отношение к персоналу через систему оплаты труда и карьерного роста;

7) наличие рациональной системы оплаты труда за повышение производительности труда;

8) наличие своевременного, полного, надежного и точного учета процессов и явлений организации;

9) регулирование производства (диспетчирование);

10) планирование и описание работ;

11) нормирование операций на основе рациональных приемов их выполнения;

12) нормализация условий работы (без нее невозможно ни точное планирование, ни полный и своевременный учет, ни рост организации);

Принципы управления классифицируются по различным основаниям.

I. По степени обоснованности - научные и обыденные. Науч­ные принципы такие, которые могут быть сформулированы на ос­нове познания законов и закономерностей и содержат в себе требо­вания к мыслящему объекту, ориентируются на познавательную деятельность. Обыденные - те, которые сформулированы челове­чком на основе собственного восприятия действительности, тради­ций и интуиции.

2. По степени универсальности - общие и особенные. Общие (универсальные) принципы действуют во всех материальных сис­темах. Особенные (специфические) те, которые характерны для конкретных ситуаций, процессов, некоторых аспектов управленче­ской деятельности.

3. По масштабу действия - в элементах организации (напри­мер, принцип индивидуальной работы), между элементами органи­зации (например, принцип коррелятивной связи субъекта и объекта управления, принцип обратной связи), между организациями (на­пример, принцип отраслевой связи между предприятиями).

Все принципы связаны между собой, и только их комплексное применение обеспечивает успех функционирования и развития ор­ганизации как целостной системы.

В основу формирования принципов управления развитием ор­ганизации положены базовые ценности. Согласно Джеймсу Кол­линзу и Джерри Поррасу, базовые (ключевые) ценности - это не поддающиеся изменениям руководящие принципы и основы любой организации, обязательные для долговременного ее существования (т.е. основные и неизменные нормы) . Наличие таких ценностей

положительно сказывается на действиях сотрудников и усиливает их преданность. Эти ценности определяют, как люди должны рабо­тать и способствовать организационному успеху.

Закон – всегда абстракция, более или менее точно отражающий существенные отношения (закономерности) в управлении, а точнее, отношение сущностей.

1. Закон единства управления (основной)

2. Закон целостности.

3. Закон соотносительности.

4. Закон согласованности.

5. Закон заинтересованности.

6. Закон планомерного и пропорционального распределения работ.

7. Закон возрастания эффективности и экономичности функционирования.

8. Закон сбалансированности планирования.

9. Закон обратной связи.

10.Закон ответственности.

11.Закон сбалансированности механизма управления.

Каждый из законов отражается в одном или нескольких принципах управления.

1. Принцип соответствия структуры предприятия его целям: Любое предприятие (фирма) должно быть постоянно ориентировано на достижение поставленных перед ним целей. Генеральной целью определяется структура предприятия. Цель – системообразующий фактор. Изменяется цель – меняется структура. Этим достигается эффективность работы предприятия в условиях постоянно меняющихся целей и ее адаптируемость к изменчивости окружающей среды.

2. Принцип соответствия структур управляемой и управляющих подсистем: Этот принцип предусматривает четкую зависимость структуры подсистемы управления от вида элементов и их сочетания в социально-экономической системе, то есть от ее состава и принципов построения. Отсюда же вытекает требование определенной степени полномочности уровней управления соотносительно принципам построения предприятия по территориальному, производственному или другим признакам.

3. Принцип целевой функциональности: Сотрудники предприятия обязаны функционально знать свою цель, то есть работать со стремлением достойно решить поставленные перед ними задачи, а не просто выполнять должностные обязанности. Естественно, что они должны иметь четко сформулированную цель, а не общее представление о направлении деятельности.

4. Принцип мотивационной обусловленности деятельности: Комплекс стимулов и санкций, действующих на предприятии, необходимо сориентировать на эффективное достижение поставленных целей. Этот комплекс базируется на использовании сбалансировано подобранной совокупности методов управления. Такой механизм управления следует создавать с учетом теории и конкретных условий работы предприятия. Соответственно понадобятся и научные знания, и интуиция.

5. Принцип нормирования и пропорциональности: Распределение работ между отдельными элементами социально-экономической системы и сотрудниками необходимо осуществлять исходя из существующих норм, нормативов или эталонных показателей. Аналогично определяются временные интервалы этапов работ. Надо учитывать, что данное распределение должно быть соотнесено с возможными объемами финансирования как в общем, так и по этапам. Перед началом работ следует установить требуемые объемы средств и определить гарантированные источники их поступления в заданные сроки. При недостатке средств придется сократить объемы выполняемых работ в соответствии с установленными приоритетами.

6. Принцип развития: Основное требование этого принципа постоянное возрастание показателей эффективности социально-экономической системы. Если рост их показателей прекращается, начинается постепенно ускоряющаяся деградация системы. Непринятие оперативных мер приведет к ее развалу.

7. Принцип обеспеченности: При рассмотрении принципа нормирования и пропорциональности уже отмечалась необходимость финансового обеспечения работ. Но не только это подразумевается в принципе обеспеченности. Кроме того для каждого этапа работ должны быть предусмотрены требуемые материальные ресурсы. Это же относится и к кадровым ресурсам. Для выполнения работ на каждом этапе необходимо определенное количество соответствующих специалистов. Идеальный вариант управления, когда требуемые по количеству (без излишеств) и качеству ресурсы оказываются в нужном месте и в установленное время.

8. Принцип эффективного контроля: Процесс управления немыслим без контроля за результатами деятельности социально-экономической системы, включая подсистему управления. Как только отклонение показателей системы в процессе ее функционирования превысит допустимые пределы потребуется управляющее воздействие на нее с целью их возврата на заданный уровень, если предыдущие воздействие не обеспечивает автоматическое их устранение. Без этого рассогласования в работе системы могут достигнуть критического уровня и привести к ее распаду.

9. Принцип соответствия обязанностей и ответственности: Подразумевается, что уровень ответственности зависит от приоритетности обязанностей. Отсутствие такого соответствия приводит либо к безответственности, либо к подавлению инициативы.

10. Принцип научности: Принятие рационального управленческого решения и оказания эффективного управляющего воздействия немыслимы без научного обеспечения. Только использование современной научной базы – путь к высокому качеству управленческого решения.

11. Принцип коммуникативности: Без своевременной и необходимой информации о состоянии социально-экономической системы, и окружающей среды невозможно оказать действенного управляющего воздействия. Необходим системный подход к информационному обеспечению деятельности предприятия, в том числе процесса управления.