Виды труда и их характеристика. Виды и условия трудовой деятельности

Виды трудовой деятельности человека различаются по содержанию процессов, выполняемым функциям, формам организации, затратам способностей, получаемым результатам, методам измерения и многим другим своим признакам. Трудовые процессы или виды трудовой деятельности по определяющим их название главным признакам бывают простые и сложные, основные и вспомогательные, умственные и физические, ручные и автоматизированные, механические и аппаратурные, регламентированные и творческие, научные и практические, управленческие и исполнительские, производительные и обслуживающие, непрерывные и дискретные, свободные и принудительные, технические и экономические, линейные и функциональные и т.п.

Для организации трудовой деятельности следует выделять общие управленческие и исполнительские функции: обоснование цели, планирование работы, координация работы персонала, контроль процессов, оценка результатов и др.

Планирование в свободной рыночной экономике становится основой самостоятельной производственной и трудовой деятельности всех предприятий и работников, поскольку без него невозможно рассчитать потребность экономических ресурсов, согласовать работу персонала и отдельных служб, контролировать текущий ход производства, стимулировать своевременное и качественное выполнение работ и т.п.

Координация в современном менеджменте считается важнейшей функцией управления в каждом виде деятельности. В управлении персоналом она позволяет осуществлять рациональную расстановку работников, обеспечивать согласованные действия персонала, а также маневрирование экономическими ресурсами во всех звеньях управления и на стадиях производства, потребления и распределения товаров и услуг.

Контроль служит в любой производственной деятельности важным средством достижения запланированных персоналом целей. На основе Учета и анализа фактических и плановых результатов контроль выступает как элемент обратной связи в совершенствовании управления всеми трудовыми и производственными процессами.

Рассмотренные функции являются общими во всякой как управленческой, так и исполнительской деятельности персонала, а также во всех умственных и физических трудовых процессах.

Совместная трудовая деятельность персонала на промышленном предприятии состоит в том, что одни категории работников обеспечивая бесперебойное поступление производственных ресурсов, другие - биологическую их обработку, третьи - продажу готовой продукции. Каждый работник предприятия вносит в единый производственный процесс свой индивидуальный труд, который формирует таким образом общий конечный результат производства. Поэтому труд каждого члена коллектива предприятия или корпорации, являющийся важной составной частью общей трудовой деятельности, должен быть заранее спланирован и организован. На малых предприятиях планирование, организацию и управление своей трудовой деятельностью осуществляют сами работники - исполнители, на крупных - специально выделенные работники - руководители или менеджеры - организаторы различного уровня управления. Управление как вид трудовой деятельности особой категории персонала, называемой руководителями или менеджерами, представляет собой интеграционный процесс их воздействия на работу отдельных исполнителей, целых групп или подразделений предприятия с целью достижения наибольших производственных результатов при ограниченных экономических ресурсах. Руководители должны создавать овганизационно - экономические условия для плодотворного труда всех работников.

В основу главного положения современного менеджмента о высокой продуктивности труда персонала может быть заложен принцип совмещения или разделения управленческой и исполнительской деятельности. Однако в любом случае, чем лучше каждый исполнитель управляет собой и своими трудовыми процессами как частью единой производственной системы, тем меньше требуется специальное или профессиональное управление. Для этого каждый работник - руководитель и исполнитель должен хорошо знать, как осуществлять исполнительские и управленческие функции на своем производстве или рабочем месте. Чем лучше основные цели организации известны всем работникам и чем больше они имеют экономической свободы в своей трудовой деятельности, тем с большей степенью вероятности стоящие задачи могут быть достигнуты, тем ближе конечный результат к поставленной цели. В практической деятельности такую организацию работы можно считать своего рода самоуправлением персонала.

Систему управления персоналом на каждом большом и малом предприятии можно разделить на три категории трудовой деятельности: управление собой и своей работой, управление отдельной группой работников или подразделением предприятия и управление персоналом всей организации. Всякая управленческая деятельность может быть представлена на производстве как система управления людьми и их трудовой деятельностью. Управление деятельностью складывается из известных общих функций; постановка производственных задач, планирование трудовых процессов, контроль за выполнением заданий, измерение полученных результатов и т.п. К управлению людьми относятся такие специфические функции, как определение оптимальной численности работников, подбор и расстановка персонала по рабочим местам и стадиям производства, обеспечение сотрудничества между всеми членами трудового коллектива, информирование и мотивация работников и др.

В управлении персоналом принято разделять все виды трудовой деятельности человека на две компоненты . Первая из них характеризует регламентированный труд, выполняемый по заданной технологии или схеме, когда исполнитель не вносит в работу никаких элементов новизны, собственного творчества. Типичным примером такой деятельности является выполнение рабочим трудовых операций станочника или сборщика по заранее разработанным технологическим картам или процессам. Вторая компонента характеризует творческий труд, направленный на создание новых материальных благ или духовных ценностей, а также новых технологий или методов производства. К творческому относится труд предпринимателя, изобретателя-рационализатора, научного работника-новатора и др.

Наиболее важным с точки зрения психофизиологических возможностей человека, влияющих на безопасность, является вид трудовой деятельности, ее тяжесть и напряженность, а также условия, в которых осуществляется трудовая деятельность.

Трудовую деятельность можно, прежде всего, разделить на физический иумственный труд. Основные виды трудовой деятельности представлены на рис. 2.

Рис. 2. Виды трудовой деятельности человека

Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно- двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности –гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и в конечном счете его состояние здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.

В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере; труд, связанный с дистанционным управлением и интеллектуальный (умственный) труд.

Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующей значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20...25 МДж в сутки и более.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; так как он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время их выполнения строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием приводит к быстрому нервному истощению и усталости.

На полуавтоматическом иавтоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций – подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.

Формы интеллектуального (умственного ) труда разнообразны – операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Дляработы оператора характерны большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение.Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.

Наиболее сложная форма умственной деятельности – творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению электрокардиограммы, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

Энергозатраты человека в процессе жизнедеятельности определяются интенсивностью мышечной работы, степенью нервно-эмоционального напряжения, а также условиями окружающей человека среды. Суточные затраты энергии для лиц умственного труда составляют 10...12 МДж; работников механизированного труда и сферы обслуживания – 12,5...13 МДж, для работников тяжелого физического труда – 17...25 МДж.

Специалистами по гигиене условия труда человека классифицированы (см. рис. 3) по степени тяжести и напряженности трудового процесса и по показателям вредности и опасности производственной среды (Р2.2.755–99. Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 1999).

Факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда, – это в основном мышечные усилия и затраты энергии: физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочие позы, наклоны корпуса, перемещение в пространстве.

Факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда, – это эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, нагрузка на анализаторы человека (слуховой, зрительный и т. д.), монотонность нагрузок, режим работы.

Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы: легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда), средней тяжести (допустимые условия труда) и тяжелый трех степеней (вредные условия труда).

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются: величина внешней механической работы (в кгм), выполняемой за смену; масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза; количество стереотипных рабочих движений в смену, величина суммарного усилия (кгс), прилагаемого за смену для yдepжания груза; удобство рабочей позы; количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы. Величины указанных критериев для женщин на 40...60 % меньше, чем для мужчин.

Рис. 3. Классификация условий труда по степени тяжести

Например, для мужчин, если масса поднимаемых и перемещаемых тяжестей (не более двух раз в час) до 15 кг – труд легкий; до 30 кг – средней тяжести, более 30 кг – тяжелый. Для женщин соответственно от 5 до 10 кг.

Оценка класса тяжести физического труда проводится на основе учета всех критериев, при этом оценивают класс по каждому критерию, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по наиболее чувствительному критерию.

Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие классы: оптимальный напряженность труда легкой степени, допустимый напряженность труда средней степени, напряженный труд трех степеней.

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности; длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов; эмоциональная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей; монотонность труда, определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций; режим работы, характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы.

Оценка напряженности труда основана на анализе трудовой деятельности, который проводится с учетом всего комплекса факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний и перенапряжений.

Например, труд авиадиспетчера требует большой интеллектуальной нагрузки, связанной с восприятием сигналов с последующей комплексной оценкой взаимосвязанных параметров в условиях дефицита времени и при повышенной ответственности за конечный результат. Труд характеризуется большой длительностью сосредоточенного наблюдения за экраном видеотерминала, плотностью сигналов и числом одновременно наблюдаемых объектов; высокой эмоциональной нагрузкой в связи с очень большой ответственностью и значимостью ошибки для жизни большого числа людей. По этим показателям труд авиадиспетчера можно отнести к напряженному труду третьей степени.

Труд учащихся средних специальных учебных заведений требует решения простых задач по известным правилам и алгоритмам, восприятия информации с последующей коррекцией своих действий, выполнения заданий, длительного сосредоточенного наблюдения, нагрузки на зрительные анализаторы. По этим критериям труд учащихся, в зависимости от организации процесса обучения, продолжительности учебных занятий в день, одно- или двухсменного обучения, можно по напряженности отнести к легкой (оптимальные условия трудового процесса) или средней степени (допустимые условия).

Таким образом, физический труд классифицируется по тяжести труда, умственный – по напряженности.

Труд, требующий физической нагрузки, эмоционального, интеллектуального напряжения, ответственности, напряжения анализаторов и т. д., классифицируется как по тяжести, так и по напряженности труда. К таким видам труда можно отнести труд водителей, наборщиков типографий, пользователей ЭВМ, вводящих в память большие объемы информации, и т. д. Труд людей этих профессий характеризуется стереотипностью рабочих движений с участием мышц пальцев, кистей, рукили плечевого пояса, постоянством рабочей позы, напряжением анализаторов (прежде всего зрения), длительностью сосредоточенного наблюдения и т. д. Труд спасателей характеризуется большими физическими нагрузками, эмоциональным напряжением из-за ответственности за жизнь людей, нерегулярностью работы в любое время суток. Однако особенностью труда спасателя является непостоянство физического и эмоционального напряжения.

Здоровье человека в значительной степени зависит не только от характеристик трудового процесса – тяжести и напряженности, но и от факторов среды, в которой осуществляется трудовой процесс.

На сегодняшний день перечень реально действующих негативных факторов, как производственной среды, так бытовой и природной, насчитывает более 100 видов.

Параметрами производственной среды, которые влияют на состояние здоровья человека, являются следующие факторы:

    физические : климатические параметры (температура, влажность, подвижность воздуха), электромагнитные излучения различного волнового диапазона (ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное – тепловое, лазерное, микроволновое, радиочастотное, низкочастотное), статическое, электрические и магнитные поля, ионизирующие – радиационные излучения, шум, вибрация, ультразвук, аэрозоли раздражающего действия (пыли), освещенность (отсутствие естественного освещения, недостаточная освещенность);

    химические : вредные вещества, в том числе биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты);

    биологические : патогенные микроорганизмы, микроорганизмы-продуценты, препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов, белковые препараты.

По факторам производственной среды условия труда подразделяются на четыре класса (см. рис. 4):

    1 класс – оптимальные условия труда , при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются условия для высокой работоспособности. Оптимальные нормативы устанавливаются только для климатических параметров (температуры, влажности, подвижности воздуха);

Рис. 4. Классификация условий труда по производственным факторам

    2 класс – допустимые условия труда , которые характеризуются такими уровнями факторов среды, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест, при этом возможные изменения функционального состояния организма проходят за время перерывов на отдых или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного воздействия на состояние здоровья работающих и их потомство;

    3 класс – вредные условия труда , которые характеризуются наличием факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих воздействие на организм работающего и(или) его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения нормативов подразделяются на 4 степени вредности:

– 1 степень характеризуется такими отклонениями от допустимых норм, при которых возникают обратимые функциональные изменения и риск развития заболевания;

– 2 степень характеризуется уровнями вредных факторов, которые могут вызвать стойкие функциональные нарушения, рост заболеваемости с временной потерей трудоспособности, появление начальных признаков профессиональных заболеваний;

– 3 степень характеризуется такими уровнями вредных факторов, при которых, как правило, развиваются профессиональные заболевания в легких формах в период трудовой деятельности;

– 4 степень – условия производственной среды, при которых могут возникнуть выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечаются высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

К вредным условиям труда можно отнести условия, в которых трудятся металлурги, шахтеры, работающие в условиях повышенной загрязненности воздуха, шума, вибрации, неудовлетворительных параметров микроклимата, тепловых изучений; регулировщики движения на магистралях с интенсивным движением, находящиеся в течение всей смены в условиях высокой загазованности и повышенного шума.

Например, при превышении предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны до 3 раз создаются вредные условия труда 1 степени; при превышении от 3 до 6 раз – 2 степени; от 6 до 10 раз – 3 степени; от 10 до 20 раз – 4 степени; при превышении предельно допустимых уровней (ПДУ) шума до 10 дБ (децибел) – 1 степень вредных условий труда; от 10 до 25 дБ – 2 степень; от 25 до 40 дБ – 3 степень; от 40 до 50 дБ – 4 степень;

    4 класс – опасные (экстремальные) условия труда, которые характеризуются такими уровнями вредных производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены или даже ее части создает угрозу жизни, высокий риск тяжелых форм острых профессиональных заболеваний. К опасным (экстремальным) условиям труда можно отнести труд пожарных, горноспасателей, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.

Экстремальные условия создаются, например, при превышении ПДК вредных веществ более чем в 20 раз, ПДУ шума – более чем на 50 дБ.

Тяжелый и напряженный труд оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека. Пока человек не может отказаться от таких видов деятельности, но по мере развития технического прогресса необходимо стремиться к уменьшению степени тяжести и напряженности труда путем механизации и автоматизации тяжелых физических работ, передачи функций контроля, управления, принятия решений и выполнения стереотипных технологических операций и движений автоматам и электронно-вычислительным машинам.

Трудовая деятельность человека должна осуществляться в допустимых условиях производственной среды. Однако при выполнении некоторых технологических процессов в настоящее время технически невозможно или экономически крайне затруднительно обеспечить непревышение норм для ряда факторов производственной среды. Работа во вредных условиях должна осуществляться с применением средств индивидуальной защиты и при сокращении времени воздействия вредных производственных факторов (защита временем).

Работа в опасных условиях допускается в крайних случаях, например: при чрезвычайных ситуациях, локализации и ликвидации аварии, проведении спасательных работ, когда непроведение работы грозит катастрофическими последствиями, человеческими и большими материальными потерями.

В зависимости от тяжести и напряженности труда, степени вредности или опасности условий труда определяется размер оплаты труда, продолжительность отпуска, размер доплат и ряд других устанавливаемых льгот, призванных компенсировать отрицательные для человека последствия трудовой деятельности.

Таким образом, если человек получил от своих родителей нормальный генотип, в течение жизни не подвергался негативным воздействиям, то наступает постепенное старение организма и естественная смерть в определенные эволюцией биологические сроки. Однако таких идеальных условий практически не существует, в течение жизни человек подвергается различным видам отрицательных воздействий, которые часто превышают защитные возможности организма и приводят к нарушению течения естественных жизненных процессов. В результате возникают различные болезни и сокращается срок жизни человека. Заболевания не только сокращают жизнь человека, но снижают функциональные возможности организма, работоспособность, жизненные силы.

Речь не идет о создании для человека «тепличных» условий, более того, такие условия снижают адаптационные возможности организма. Например, статистические данные показывают, что люди, работающие на производствах, требующих абсолютно чистой атмосферы, постоянства микроклиматических условий, близких к комфортным, в значительно большей степени подвержены инфекционным и простудным заболеваниям. Это, в частности, относится к людям, работающим в микроэлектронной промышленности.

Таким образом, речь идет о создании таких условий, при которых негативные воздействия не превышали бы защитных способностей организма.

При выборе профессии человек должен учитывать все обстоятельства, связанные с будущей трудовой деятельностью, уметь правильно соотносить состояние своего здоровья и негативные факторы профессии. Это позволит ему на больший срок сохранить свои жизненные силы и в конечном счете добиться больших успехов в жизни и карьере.

Чрезмерные, или запредельные, формы психического напряжения вызывают нарушения нормального психологического состояния человека, что приводит к снижению индивидуального, свойственного человеку, уровня психической работоспособности. В более выраженных формах психического напряжения снижается скорость зрительных и двигательных реакций человека, нарушается координация движений, могут появляться негативные формы поведения и другие отрицательные явления. Запредельные формы психического напряжения лежат в основе ошибочных действий операторов в сложной обстановке.

В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процесса можно выделить два типа запредельного психического напряжения – тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. Работник не способен с прежней ловкостью и скоростью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается память, появляется рассеянность и другие отрицательные признаки, не свойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип проявляется в виде повышенной активности, многословности, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные излишние, ненужные действия. Они проверяют состояния приборов, поправляют одежду, растирают руки. В общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.

Употребление алкоголя снижает работоспособность человека, при этом возрастает опасность несчастного случая из-за действия алкоголя на физиологические и психические функции человека.

В состоянии опьянения у человека нарушается координация движений, уменьшается скорость двигательных и зрительных реакций, ухудшается мышление – человек совершает поспешные и необдуманные действия.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что даже употребление небольшого количества алкоголя значительно повышает возможность несчастного случая.

При употреблении больших количеств алкоголя наступает состояние сильного опьянения, при котором нарушается реальное восприятие внешнего мира, человек становится неспособным сознательно управлять своими действиями и теряет трудоспособность.

Таким образом, какова бы ни была степень опьянения человека, любое, даже незначительное, употребление алкоголя повышает подверженность опасности.

Основой жизнедеятельности человека является целенаправленная профессиональная деятельность. Именно на работе человек проводит большую часть времени. Кто-то делает это ради собственного удовлетворения и получения удовольствия, другие - для материального обеспечения себя и своей семьи.

Теория: основные термины, определение понятия "труд"

Труд- направление человеческой деятельности, признаками которой являются целесообразность и созидание.

Характер труда - это качественные характеристики трудовой деятельности, которые объединяют несколько видов труда в группу по определенным признакам.

Формы трудовой деятельности - совокупность видов трудовых операций, выполнение которых требует энергетических затрат, использования механизированного или автоматизированного оборудования и станков.

Классификация трудовой и характеристики труда

На самом деле классификаций труда существует огромное множество. Это объясняется тем, что труд представляет собой сложное мультиаспектное социально-экономическое явление.

В зависимости от содержания труд разделяется на:

В зависимости от характера выделяют такие виды труда:

  • Конкретную и абстрактную трудовую деятельность. Конкретный труд - это труд отдельно взятого работника, который преобразует предмет природы с целью придания ему полезности и создания потребительской стоимости. Позволяет определить производительность труда на уровне предприятия, сопоставить отдельно взятых отраслей и Абстрактный труд - соразмерный конкретный труд, где качественное разнообразие множества функциональных видов трудовой деятельности отходит на второй план. Создает стоимость товарной продукции.
  • Самостоятельный труд и коллективный. Виды самостоятельного труда включают абсолютно все виды трудовой деятельности, которую осуществляет конкретный человек-работник либо определенное предприятие. Коллективный труд - труд группы работников, персонала предприятия, отдельного его департамента.
  • Частную и общественную трудовую деятельность. Общественный труд всегда состоит из частного, поскольку последнему свойственен общественный характер.
  • Наемный и самонаемный виды труда. Наемная трудовая деятельность осуществляется на основании заключения между работодателем и работником контракта. Самонаемный труд подразумевает самостоятельное создание предприятия и организацию производственного процесса, когда собственник производства сам себя обеспечивает рабочим местом.

В зависимости от результатов трудовой деятельности бывает:

  • Живой и прошлый труд. Живой труд - работа человека, которую он осуществляет в данный момент времени. Результаты прошлой трудовой деятельности отражаются в предметах и средствах труда, которые до этого были созданы другими трудящимися и представляют собой продукты производственного предназначения.
  • Производительный труд и непроизводительный. Главное отличие - форма создаваемого блага. По итогам производительной трудовой деятельности создаются натурально-вещественные блага, а по итогам непроизводительного труда - блага социальной и духовной направленности, представляющие собой ценность и полезность для общественности.

В зависимости от используемых в трудовой деятельности средств труда выделяют:

В зависимости от условий труда бывает:

  • Стационарный и передвижной труд. Включает все виды труда, которые обусловлены спецификой технологического процесса и разновидностями производимого товара.
  • Легкая, средняя и тяжелая трудовая деятельность. Зависит от уровня физической нагрузки, которую получает работник при осуществлении тех или иных функций.
  • Свободный труд и регламентированный. Находится в зависимости от специфических условий трудовой деятельности и стилистики управления предприятием.

В зависимости от используемых методов привлечения людей выделяется:

Основные формы труда

Особенности умственной работы

Умственный труд - деятельность, требующая приема и переработки информационных данных, осуществление чего происходит благодаря активизации мыслительного процесса. Для умственной трудовой деятельности характерным является сильное напряжение деятельности центральной нервной системы. Также не исключены случаи, когда для успешного осуществления умственной работы необходимы физические нагрузки.

Работники Кто они?

К умственно трудящимся относятся управленцы, операторы, работники творческих профессий, медицинские работники, учащиеся и студенты.

Управленческий труд выполняют руководители организаций, предприятий, преподаватели. Особенность: минимальное количество времени для переработки информации.

К творческим профессиям относятся артисты, художники, писатели, композиторы, конструкторы. Творческий труд - самая сложная разновидность умственного труда.

Медицинский персонал также считается интеллектуальным, но только те специальности, которые подразумевают постоянный контакт с людьми - пациентами, а выполнение работы требует повышенной ответственности, где решение нужно принимать в кратчайшие сроки, присутствует дефицит фактора времени.

Научный труд учащихся школ и вузов требует активации памяти, внимания и восприятия.

Физическая трудовая деятельность

Физический труд осуществляется за счет определенных физических нагрузок. Характерная особенность - взаимодействие человека-работника со средствами труда. При физической трудовой деятельности человек является частью технологического процесса и исполнителем тех или иных функций в трудовом процессе.

Умственная и физическая трудовая деятельность: физиологические различия

Умственная и физическая трудовая деятельность связаны между собой и взаимозависимы. Любой умственный труд требует определенных энергетических затрат, так же как и физический невозможен без активизации информационной составляющей. Например, все виды ручного труда требуют от человека активизации как умственных процессов, так и физической активности. Разница состоит в том, что при физической трудовой деятельности доминирует расход энергии, а при интеллектуальной - работа мозга.

Умственная деятельность приводит в действие большую численность нервных элементов, нежели физическая, поскольку умственный труд сложен, квалифицирован, обширен и многогранен.

Физические утомления более ощутимы от физической активности, чем от умственного труда. Кроме того, при наступлении усталости физические работы можно прекратить, умственную деятельность остановить же нельзя.

Профессии физического труда

На сегодняшний день физический труд более востребован, а умелым рабочим трудоустроиться гораздо легче, чем «интеллектуалам». Нехватка рабочих рук обуславливает относительно высокие ставки за выполнение работ, требующих физических усилий. Кроме того, если тяжелые физические работы выполняются в неблагоприятных для здоровья человека условиях, предусмотрена повышенная оплата на законодательном уровне.

Легким физическим трудом занимаются: производственные работники, управляющие автоматизированным процессом, обслуживающий персонал, швеи, агрономы, ветеринарные работники, медсестры, санитары, продавцы промышленных товаров, инструкторы физкультуры, тренеры спортивных секций и т.д.

К профессиям с физическими нагрузками средней тяжести относятся: станочник деревообрабатывающей и металлообрабатывающей промышленности, слесарь, наладчик, врач-хирург, химик, текстильщик, водитель, работник пищевой промышленности, обслуживающий персонал в коммунально-бытовой сфере и в области общественного питания, продавец товаров производственного предназначения, железнодорожник, машинист подъемного транспорта.

К профессиям с тяжелыми физическими нагрузками относятся: строитель, практически все виды сельскохозяйственного труда, механизатор, горнорабочий поверхностный, работник нефтяной, газовой, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности, металлург, литейщик и др.

К профессиям с физическим трудом повышенной степени тяжести относятся: горнорабочий подземный, сталевар, раздельщик древесины, каменщик, бетонщик, землекоп, грузчик немеханизированного труда, работник в сфере производства стройматериалов (немеханизированного труда).

Функции труда

Труд выполняет следующие функции:

  • участвует в воспроизводстве благ (является одним из производственных факторов), направленных на удовлетворение человеческих потребностей;
  • формирует общественное богатство;
  • способствует развитию общества;
  • обуславливает развитие научно-технического прогресса и культуры;
  • участвует в формировании человека;
  • выступает в качестве способа самореализации и самовыражения индивидуума.

Роль труда в жизни человека

«Труд из обезьяны сделал человека» - знакомая фраза, не так ли? Именно в этой фразе скрывается глубокий смысл, который отражает величайшую роль труда в жизни каждого из нас.

Трудовая деятельность позволяет человеку стать личностью, а личности - реализоваться. Труд - гарант развития, получения новых знаний, навыков и опыта.

Что происходит дальше? Человек самосовершенствуется, приобретает знания, опыт, опираясь на которые создает новые товары, услуги, культурные ценности, провоцируя научно-технический прогресс, вызывая новые потребности и полностью их удовлетворяя.

Posted On 07.04.2018

– физический

– умственный (оперативный, операторский, творческий)

По средствам труда:

– ручной

– механизированный

– автоматизированный

– автоматический

По условиям труда :

– комфортные

– экстремальные

– вредные, опасные

По организации труда:

– статический

– динамический

– монотонный

– индивидуальный

– коллективный

По требованиям к субъекту труда:

– уровень способностей

– профобразование

– профопыт

– состояние здоровья

– физическое развитие

Человек-оператор человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой посредством информационных систем (моделей) и органов управления.

Необходимо отметить, что выявление значимости того или иного признака по каждому из компонентов деятельности применительно к конкретной профессии или специальности требует проведения психологического анализа этой деятельности, построения профессиограммы и психограммы трудового процесса (Зинченко В.П., Мунипов В.М., 1979; Климов Е.А., 1996; «Основы инженерной психологии», 1986). Представленный перечень классификационных признаков трудовой деятельности является, в известной мере, условным – некоторые виды деятельности по определенным компонентам могут характеризоваться не одним, а несколькими признаками: например, деятельность руководителя смены операторов АЭС по содержанию относится к категории оперативного и операторского труда, а летчиков международных линий – к категории операторского труда с элементами физической нагрузки статического (поза) и динамического (работа со штурвалом, рычагами, педалями) характера.

В психологии труда и инженерной психологии значительное внимание уделяется изучению психологических особенностей операторской деятельности, вопросам обеспечения ее совершенствования и проектирования. Такое положение обусловливается:

1) все возрастающими темпами технического развития, разработкой и внедрением различных систем управления подвижными объектами, технологическими и коммуникативными процессами и, как следствие, – появлением новых профессий операторского профиля;

2) высокой сложностью и ответственностью операторской деятельности, сопровождающейся в ряде случаев повышенной опасностью, о чем свидетельствует, например, статистика аварийности в авиации и на АЭС;

3) наличием феноменов системной организации компонентов операторской деятельности, их тесной взаимосвязи и взаимозависимости, что определяет необходимость рассмотрения этой деятельности как осуществляющейся в системе «человек-машина–среда» (Ломов Б.Ф., 1966; Котик М.А., 1978; Бодров В.А., Орлов В.Я., 1998).

23.2. Система «человек–машина–среда»

Система «человек–машина–среда» состоит из человека-оператора (группы операторов), машины (технических устройств, орудий труда), посредством которой оператор осуществляет трудовую деятельность, и среды (внешних условий труда), в которой эта деятельность осуществляется. В «Справочнике по инженерной психологии» (1982) человек- оператор определяется как человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой посредством информационных систем (моделей) и органов управления.

Все многочисленные системы «человек–машина–среда» имеют ряд общих черт, Они, как правило, являются:

1) сложными динамическими системами, состоящими из взаимодействующих элементов различной природы и характеризующихся изменением во времени структуры и (или) взаимосвязей компонентов;

2) целеустремленными системами, то есть преследующими заданную цель путем изменения своего поведения при изменении внешних условий, что обусловлено включением в систему человека;

3) адаптивными системами, способными приспосабливаться к изменяющимся условиям работы благодаря гибкости и пластичности поведения человека и адаптивности технических звеньев системы;

4) самоорганизующимися системами, способными к уменьшению энтропии (неопределенности) после вывода системы из устойчивого, равновесного состояния под действием различного рода возмущений, что определяется целенаправленной деятельностью человека.

Таким образом, все рассмотренные особенности СЧМС определяются наличием в их составе человека, его возможностью правильно решать возникающие задачи в зависимости от конкретных условий и обстановки.

Основу классификации СЧМС (рис. 23-2) составляют четыре группы признаков:

целевое назначение системы,

характеристики человеческого звена,

тип и структура машинного звена и

тип взаимодействия компонентов системы.

По целевому назначению можно выделить следующие классы систем:

– управляющие (задачей человека является управление машиной – автомобилем, самолетом, прокатным станом и др.);

– обслуживающие, к которым относятся контрольно-измерительные и ремонтные системы (задачей человека является контроль состояния техники, поиск неисправностей и их устранение);

Рис. 23-2. Классификация СЧМС

– обучающие, например тренажеры и имитаторы (обеспечивают выработку у человека определенных навыков);

– информационные – локационные и информационно-поисковые системы (обеспечивают поиск, накопление и получение необходимой человеку информации);

– исследовательские – информационно-экспертные системы, моделирующие стенды, измерительные приборы (используются при анализе тех или иных явлений, при поиске новой информации).

По характеристикам человеческого звена СЧМС делятся на моносистемы (в их состав входит один человек и одно или несколько технических устройств) и полисистемы (состоят из коллектива операторов, взаимодействующих с комплексом технических устройств).

По характеристикам машинного звена можно выделить:

1) инструментальные системы (в их состав в качестве технических устройств входят инструменты и приборы);

2) простые системы (включают стационарное и нестационарное техническое устройство и человека, использующего эти устройства);

3) сложные системы, например энергетическая установка, вычислительный комплекс (включают помимо человека совокупность технологически связанных, но различных по своему функциональному назначению устройств и машин для получения единого продукта);

4) системотехнические комплексы (наиболее сложные СЧМС с коллективом операторов, участвующим в использовании этих систем, и не полностью определенными связями).

По типу функциональных связей человека и машины СЧМС подразделяются на системы непрерывного взаимодействия, в которых человек ведет постоянный контроль и управление движущимся объектом или технологическим процессам, и системы эпизодического взаимодействия, в которых контроль и управление осуществляются регулярно («оператор–ЭВМ») или вероятностно («оператор – система целенаправленного контроля», «наладчик–станок»).

Любая СЧМС должна обладать заданными свойствами, которые закладываются в нее при проектировании и реализуются в процессе эксплуатации. Под свойствами СЧМС понимаются ее объективные особенности, проявляющиеся в процессе эксплуатации. Количественные характеристики того или иного свойства называются показателями качества СЧМС. Существует ряд показателей качества, влияющих на деятельность человека в СЧМС и в то же время зависящих от его деятельности:

1. Быстродействие (время регулирования) – определяется временем прохождения информации по замкнутому контуру СЧМС:

где Тц – время задержки (обработки) информации в i -ом звене СЧМС, k – число последовательно соединенных звеньев СЧМС, в качестве которых могут выступать как технические звенья, так и операторы.

2. Надежность – характеризует безошибочность (правильность) решения стоящих перед СЧМС задач. Оценивается вероятностью правильного решения задачи, которая по статистическим данным определяется отношением:

где Мош и N – соответственно число ошибочно решенных и общее число решаемых задач.

3. Точность работы оператора – определяется степенью отклонения некоторого параметра, регулируемого или измеряемого оператором, от заданного или номинального значения. Количественно точность работы оценивается величиной погрешности, с которой оператор измеряет, устанавливает или регулирует данный параметр:

где Пн – номинальное или заданное значение параметра, Поп – фактически измеряемое или регулируемое оператором значение этого параметра.

4. Своевременность решения задачи СЧМС – оценивается вероятностью того, что задача будет решена за время, не превышающее допустимое:

где Рсв – вероятность своевременного решения, М нс – число несвоевременных решений, N – общее число решений задач.

5. Безопасность труда человека в СЧМС – оценивается вероятностью безопасной работы:

где Рвоз – вероятность возникновения опасной или вредной для человека производственной ситуации i -типа, Рош – вероятность неправильных действий оператора в i -ситуации, n – число возможных травмоопасных ситуаций.

6. Степень автоматизации СЧМС – характеризует относительное количество информации, перерабатываемой автоматическими устройствами, и определяется по формуле:

где Ка – коэффициент автоматизации, Ноп – количество информации, перерабатываемой оператором, Нсчмс – количество информации, циркулирующей в СЧМС.

Большое значение при анализе и оценке СЧМС имеют эргономические показатели – эргономичность системы, ее управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость. Они учитывают совокупность специфических свойств СЧМС, обеспечивающих возможность осуществления в ней эффективной деятельности оператора

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Трудовая деятельность. Процесс трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности

Понятие о профессиографии. Профессиограмма. Психограмма. Профессиокарта.

Эмоции. Определение. Компоненты эмоций. Классификация эмоций. Функции эмоций. Влияний эмоций на деятельность человека.

4. Память: понятие, характеристики, виды. Стадии фиксации памяти. Память и научение. Методы и приемы улучшения памяти.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Безопасность труда»

Служба охраны труда в организации. Комитеты (комиссии) по охране труда. Основные задачи службы охраны труда на предприятии Обязанности работодателя и работника по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Обучение по охране труда и профессиональная подготовка по охране труда. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда..

Несчастный случай на производстве. Первоочередные мероприятия, осуществляемые в связи с несчастным случаем на производстве. Порядок расследования несчастного случаев на производстве. Порядок оформления материалов расследования несчастного случая на производстве.

Особенности охраны труда женщин. Льготы для беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей. Особенности охраны труда лиц, моложе 18 лет. Льготы и компенсации за тяжелые, вредные и опасные условия труда.

Терминальное состояние. Причины. Клиническая смерть. Факторы, влияющие на продолжительность клинической смерти. Признаки клинической смерти (абсолютные и относительные).

Вид трудовой деятельности

Комплекс первичных реанимационных мероприятий.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Психофизиология профессиональной деятельности»

1. Деятельность: понятие, основные формы. Структура трудовой деятельности. Параметры и специфика трудовой деятельности. Общие требования к трудовой деятельности. Профессия и специальность. Классификация профессий.

Деятельность - это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Основные формы деятельности :

  • трудовая деятельность;
  • учебная деятельность
  • досуг.
  • игра;

Высшей формой деятельности человека является труд

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей.

Трудовая деятельность - осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы.

Учебная деятельность - деятельность, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний.

Досуг - это часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания).

Игра - это особый вид человеческой активности, (возможна как форма развлечения), созданная на основе правил, которые определяют цели игры и разрешенные средства для их достижения.

В структуре трудовой деятельности выделяют следующие элементы

1) сознательно поставленные цели - для чего осуществляется деятельность?

2) предметы труда - то, что преобразуется в процессе деятельности (материалы, люди)

3) средства труда - с помощью чего происходит преобразование (устройства, приборы, механизмы)

4) используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе деятельности;

5) трудовые операции -действия трудовой деятельности

Параметры и специфика трудовой деятельности.

Трудовая деятельность имеет следующие параметры:

  • производительность труда - количество продукции, произведенной в единицу времени;
  • эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов - с другой;
  • уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

Специфику трудовой деятельности человека определяют те функции, которые он выполняет, степень их разнообразия и сложности, уровень самостоятельности и творчества работника.

Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности определяется спецификой трудовой деятельности и, прежде всего, конкретным содержания труда и ее местом в системе разделения труда.

Общие требования к трудовой деятельности:

1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма);

2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда.

3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязательств, вытекающих из содержания трудового договора (требования трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины).

12345678910Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 1505 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2018 год.(0.002 с)…

Труд - это деятельность, которая отличает человека от жи-вотных.Именно труд, по мнению Ф. Энгельса, способствовал ста-новлению человека как социального существа.

Трудовая деятельность проявляется в различных сферах жизни человека. Он трудится на работе, дома, на дачном участке и т.д. В зависимости от результата труд подразделяется на производи-тельный и непроизводительный. Производительный труд связан с созданием разнообразных материальных предметов. Например, че-ловек работает на заводе, изготовляет детали, из которых затем собирают какое-либо изделие (телевизор, пылесос, автомобиль и др.). По окончании рабочего дня он приходит домой, готовит еду и посвящает свободное время любимому делу (хобби), например, собирает радиоприемник, вырезает из дерева фигурки и т.д. В вы-ходные летом на даче он возделывает огород и осенью собирает урожай. Все это примеры производительного труда.

Непроизводительный труд направлен не на создание, а на об-служивание материальных предметов. В экономической сфере не-производительный труд связан с оказанием услуг: перевозка то-варов, их погрузка, гарантийное обслуживание и т.д. В бытовой сфере к непроизводительному труду относится уборка квартиры, мытье посуды, ремонт дома и др.

И производительный, и непроизводительный труд одинаково важны. Если бы существовало только производство промышлен-ной продукции, но отсутствовали услуги по ее ремонту, то свал-ки заполнились бы сломанными предметами бытовой техники, автомобилями, мебелью и т.д. Зачем покупать новую вещь, если целесообразнее починить старую?

Но человечество создает не только материальные предметы. Оно накопило огромный культурный опыт, заключенный в литерату-ре, науке, искусстве. Как классифицировать такой вид труда? В этом случае говорят об интеллектуальном труде или духовном произ-водстве. Для выделения такого вида труда потребовалась особая классификация, а именно, деление труда на умственный и физи-ческий.

Человечество долгие века своей истории знало преимущественно только физический труд. Многие работы производились с помо-щью мускульной силы человека. Иногда человека заменяли жи-вотные. Умственный труд был прерогативой монархов, жрецов и философов.

С развитием науки и техники, появлением машин в промыш-ленном производстве физический труд все более заменялся ум-ственным. Доля работников, занятых умственным трудом, посто-янно увеличивалась. Это - ученые, инженеры, менеджеры и др. В XX в. не без основания заговорили об объективном слиянии ум-ственного и физического труда. Ведь даже самая простая работа требует сейчас определенного объема знаний.

В готовом виде природа дает нам очень мало. Без приложения труда нельзя собрать даже грибы и ягоды в лесу. В большинстве случаев природные материалы подвергаются сложной обработке. Таким образом, трудовая деятельность необходима для того, чтобы приспосабливать продукты природы под потребности человека.

Удовлетворение потребностей есть цель трудовой деятельности. Нужно осознать не только саму потребность, но и осмыслить спо-собы ее удовлетворения и те усилия, которые необходимо для этого приложить.

Для достижения целей трудовой деятельности используются разнообразные средства. Это различные орудия труда, приспособ-ленные для выполнения той или иной работы. Начиная какую-либо работу, надо точно знать, какие орудия труда необходимы п данный момент. Вскопать огород на даче можно лопатой, но поле нельзя вспахать без применения специальной техники. Можно долга копать яму той же лопатой, а можно это сделать в течение не-скольких минут экскаватором. Таким образом, надо знать наибо-лее эффективные способы воздействия па объект труда , т.е. на то, что подвергается преобразованию в процессе трудовой дея-тельности. Такие способы воздействия на объект труда называют технологиями, а совокупность операций по преобразованию ис-ходного продукта в конечный - технологическим процессом.

Чем более совершенные орудия труда и более правильная тех-нология применяются, тем выше будет производительность труда. Она выражается в количестве продукции, произведенной за еди-ницу времени.

Каждый вид трудовой деятельности состоит из отдельных опе-раций, действий, движений. Их характер зависит от технического оснащения трудового процесса, квалификации работника, а в широком смысле - от уровня развития науки и техники. В наше время научно-технического прогресса постоянно повышается уро-вень технической оснащенности труда, но это не исключает ис-пользования в некоторых случаях физического труда человека. Дело в том, что не все трудовые операции можно механизировать. Не всегда применима техника при погрузке и разгрузке товаров, при строительстве, сборке конечного продукта и т.д.

Трудовая деятельность в зависимости от ее характера, целей, затрат усилий и энергии может быть индивидуальной и коллектив-ной. Индивидуален труд ремесленника, домохозяйки, писателя и художника. Они самостоятельно выполняют все трудовые опера-ции вплоть до получения конечного результата. В большинстве же случаев трудовые операции, так или иначе, поделены между от-дельными субъектами трудового процесса: рабочими на заводе, строителями на возведении дома, учеными в научно-исследова-тельском институте и т.д. Даже первоначально кажущаяся инди-видуальной, трудовая деятельность может представлять собой часть совокупности трудовых операций многих людей. Так, фермер для улучшения земли покупает удобрения, производимые другими людьми, а затем продает урожай через оптовые базы. Такое поло-жение называется специализацией, или разделением труда . Для бо-лее эффективной организации трудового процесса необходимо общение его участников. Посредством общения передается инфор-мация, происходит координация совместной деятельности.

Понятие «труд» - синоним понятия «работа». В широком смыс-ле они действительно совпадают. Однако если трудом мы можем

назвать любую деятельность по преобразованию окружающей дей-ствительности и удовлетворению потребностей, то работой чаше всего называется деятельность, которая осуществляется за воз-награждение. Таким образом, работа - это разновидность трудо-вой деятельности.

Усложнение трудовой деятельности, развитие новых ее видов привело к появлению множества профессий. Число их все более увеличивается с развитием науки и техники.

Профессией называ-ется вид трудовой деятельности с определенными характером и целью трудовых функций, например врач, учитель, юрист. Нали-чие особых, более углубленных навыков и знаний по данной про-фессии называется специальностью. Еше на стадии обучения по специальности может проводиться специализация, например врач-хирург или врач-терапевт, учитель физики или учитель математи-ки и т.д.

Но мало иметь определенную специальность. Надо получить навыки практической работы по ней. Уровень подготовки, опыта, знаний поданной специальности называется квалификацией . Она определяется разрядом или званием. Разряды существуют у рабо-чих промышленных предприятий, у школьных учителей. Звания присваиваются деятелям науки и высшего образования.

Чем выше квалификация работника, тем выше оплачивается его труд. В случае смены работы ему легче найти более хорошее место. Если о человеке говорят: «Это высококвалифицированный работник, профессионал своего дела», то подразумевают высо-кое качество выполняемой им работы.

Профессионализм требует от работника не просто механического выполнения указаний ру-ководителя. Получив распоряжение, человек должен подумать, как лучше его выполнить. В правилах, приказах, инструкциях невоз-можно предусмотреть вес ситуации, которые возникают в трудо-вом процессе. Работник должен найти оптимальное решение, по-зволяющее качественно и в срок исполнить данное ему поручение. Такой творческий подход к выполнению заданий называют ини-циативой.

Любая трудовая деятельность, будь то колка дров на даче или выполнение сложных производственных процессов на заводе, тре-бует выполнения особых правил.Одни из них связаны с техноло-гическим процессом, т.е. последовательностью и правильностью всех выполняемых работником трудовых операций. Другие осно-ваны на соблюдении норм по технике безопасности. Всем извест-но, что нельзя разбирать электроприборы, если они не отключе-ны от электросети, разводить костры вблизи деревянных строе-ний, ездить на автомобиле с неисправной системой охлаждения двигателя и т.д. Несоблюдение подобных правил может привести как к поломке вещи, которую неправильно эксплуатировали, так и к причинению вреда жизни и здоровью человека. Но трудовая деятельность человека часто проходит в коллективе, и несоблю-дение норм эксплуатации оборудования и правил по технике бе-зопасности может навредить здоровью других людей.

Большую роль в процессе трудовой деятельности играют усло-вия труда . К ним относятся оборудование рабочего места, уровень шума, температура, вибрация, проветриваем ость помещения и т.д.

Особо вредные, экстремальные условия труда вызывают тяжелые профессиональные заболевания, крупные аварии, серьезные трав-мы и даже гибель людей.

В период становления и развития индустриального производ-ства рабочий стал рассматриваться наряду с машинами как часть процесса производства. Такой подход исключал инициативность при исполнении трудовых обязанностей. У работников возника-ло чувство, что над ними как личностями доминируют машины. У них появлялось негативное отношение к труду как к чему-то вынужденному, выполняемому только по необходимости. Такое явление индустриального производства получило название дегу-манизации труда.

В настоящее время возникла проблема гуманизации труда, т.е. его очеловечивания. Необходимо устранить факторы, угрожающие человеческому здоровью. Прежде всего, надо заменить тяжелый монотонный физический труд работой машин. Нужно готовить образованных, всесторонне развитых работников, способных твор-чески подходить к выполняемым ими трудовым функциям; повы-сить уровень культуры труда, т. е. усовершенствовать все составля-ющие трудового процесса (условия труда, взаимоотношения между людьми в коллективе и т.д.). Работник не должен замыкаться на узкой сфере выполняемых им трудовых функций. Ему следует знать содержание трудового процесса всего коллектива, понимать осо-бенности производства на теоретическом и технологическом уровне. Только в таком случае трудовая деятельность станет основой для самореализации человека.

Противоположностью трудовой деятельности выступает досуговая деятельность. Юристы все свободное от работы время назы-вают временем отдыха. Это не значит, что в такие периоды чело-век ничего не делает. Он может трудиться, выполняя работу по дому, может пойти на прогулку или поехать в путешествие. Все эти способы проведения свободного времени предполагают соверше-ние активных действий. Одно из таких действий представляет игра.

Игровая деятельность в отличие от трудовой ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс. Игры возникли в глубокой древности и были связаны с религией, искусством, спортом, военными упражнениями. Вероятно, ученые никогда не выяснят, как возникли игры. Возможно, они выделились из риту-альных плясок древних людей, а может быть, были способом обу-чения молодого поколения

Сторонники теории биологического происхождения игры счи-тают, что игры свойственны многим животным и в их основе ле-жат инстинкты. Например, во время игр детеныши животных ус-ваивают образцы поведения представителей своего вида, а брач-ные игры способствуют привлечению партнера. Противоположная точка зрения заключается в том, что игра - это специфическая деятельность человека.

Если рассматривать игру как разновидность человеческой дея-тельности, то можно сказать, что она более присуща детям. С по-мощью игр дети обучаются, общаются, узнают что-то новое, раз-вивают свои умственные и физические способности. Существует много видов игр: с предметами, сюжетные, ролевые, подвиж-ные, обучающие, спортивные и т.д. По мере взросления человека число игр в его жизни сокращается. Некоторые исчезают совсем, оставаясь воспоминаниями детства, другие вытесняются спортом и искусством. Появляются новые виды «взрослых» игр, в первую очередь азартные: карты, игровые автоматы, казино и др. Чрез-мерное увлечение ими нередко приводит к тяжелым последстви-ям: игрок может проиграть все свое имущество, оставить родных без средств к существованию и даже покончить с жизнью.

Своеобразие игровой деятельности, особенно в детском возра-сте, наиболее проявляется в се двуплановости. Играющий совер-шает реальные действия, хотя они носят условный характер, по-зволяя действовать в воображаемой обстановке. Неслучайно в про-цессе игры дети произносят слова «как будто», подчеркивая, что ситуация выдуманная.

Важное место в игре занимает распределение ролей. Каждый из играющих стремится взять себе главную, лучшую роль. Таких ро-лей на всех участников может не хватить. Поэтому игра еще на стадии ее подготовки учит лояльности и компромиссу.

Реализация ролевых функций связана с перевоплощением иг-рающего в воображаемого героя. Причем весь ход игры основан на выполнении определенных правил, одинаковых для всех участни-ков. В игре могут быть использованы различные предметы, симво-лы, жесты, условные знаки. Часто моделируются конкретные си-туации, что способствует включению ребенка в мир человеческих отношений, учит взрослой жизни.

Вид трудовой деятельности

Некоторые виды игр развивают мыслительную деятельность, прививают усидчивость, терпение, т.е. те качества, которые пригодятся во время учебы, а затем и в процессе трудовой деятельности.

Не вызывает сомнения взаимосвязь труда и игры. Некоторые, особенно обучающие, игры связаны с необходимостью прило-жения определенных усилий, а в трудовой деятельности можно найти элементы игры. «Делает играючи», - говорят о мастерах своего дела, т.е. делает легко, непринужденно, высокопрофес-сионально

Вопросы и задания

1. Как труд повлиял на процессы антропо- и сопиогснеза?

2. В каких сферах жизни человека и каким образом проявляется трудовая деятельность?

3. В чем состоят различия производительного и непроизводительного
труда?

4. Что такое интеллектуальный труд? В чем состоит взаимосвязь ум-ственного и физического труда?

5. Каковы цели прудовой деятельности? Как взаимосвязаны субъект, объект и орудия труда?

6. Какую роль в трудовой деятельности играет специализация?

7. Объясните понятия профессии, специальности, квалификации.

8. Кого называют профессионалами? Что понимают под профессио-нализмом? Приведите примеры профессионализма.

9. Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельности? Почему их выполнение необходимо?

10. В чем состоит проблема гуманизации труда?

11. В чем состоят различия труда и игры? Какую роль выполняет игра в жизни человека?

12. Какие вопросы труда поднимаются в следующих высказываниях: А. П. Чехов: «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».

Ф.У.Тейлор: «Каждый должен научиться отказываться от своих ин-дивидуальных приемов работы, приспособлять их к ряду нововведенных форм и привыкнуть принимать и исполнять директивы, касающиеся всех мелких и крупных приемов работы, которые раньше оставлялись на его личное усмотрение*.

И.В.Гёте: «Всякой жизни, всякой деятельности, всякому искусству должно предшествовать ремесло, которое может быть усвоено лишь при известной специализации. Приобретение полного знания, полного уме-ния в области одного какого-либо предмета дает большее образование, чем усвоение наполовину сотни разнообразных предметов».

Л.Н.Толстой: «Телесный труд не только не исключает возможности умственной деятельности, не только не унижает ее достоинство, но и поощряет ее».

И. П. Павлов: «Всю жизнь мою я любил и люблю умственный труд и физический, и, пожалуй, даже больше второй. Я особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хоро-шую догадку, т.е. соединял "голову с руками"».

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 3460 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2018 год.(0.004 с)…

Одним из обстоятельств формирования уровня занятости является содержание труда, предуготовляющее удовлетворенность работников в труде. Если еще совершенно недавно, в конце 1990– х гг., оплата труда, уверенность в завтрашнем дне и социальная защита захватывали высшие позиции в иерархии трудовой мотивации российского населения, то в настоящее время на первый план уже стали выходить содержание труда и возможность профессионального и карьерного роста. Даже при неимении работы большинство граждан, располагая некоторым уровнем обеспеченности в семье, находятся в поиске не работы вообще, а места применения своих сил согласно полученной специальности, профессии, квалификации, а также духовным запросам. Такая форма занятости наиболее рациональна, так как востребованы знания, на которые были потрачены материальные и духовные силы общества, точно использован его интеллектуальный потенциал.

Содержание труда олицетворяет комплекс характеристик определенного полезного труда, которые связаны с его технологической основой при обусловленной насыщенности орудиями труда, степени механизации и автоматизации трудовых функций и организации производства. Модифицирование содержания труда прямо связано с развитием производительных сил общества и зависит от трех групп факторов:

1) технологии производства;

2) механизации и автоматизации производства;

3) организации производства.

К определению «содержание труда» присоединяется другое имеющее существенное значение для характеристики конкретных трудовых функций, – содержательность труда. Они соединены между собой как общее и частное. Содержание труда передает обобщенное представление о труде как о трудовом процессе в целом и определенной сфере человеческой деятельности. Содержательность труда представляет собой характеристику работы определенных категорий работников: оператора, мастера, бригадира, может быть, и производственного коллектива. Оценка содержательности труда представляет собой подробное рассмотрение осуществляемых работниками функций, применяемых ими данных. Для изучения конкретных технических новшеств с учетом их влияния на изменения в функциях труда приоритет должен быть передан изучению содержательности труда.

Сюда входят:

1) функции труда;

2) способы их исполнения (ручной или механизированный);

3) сложность труда;

4) его тяжесть;

5) монотонность;

7) интенсивность;

8) организация.

Данные компоненты взаимосвязаны друг с другом. Суть содержания труда открывается прямо через функции труда (управление, контроль, подсобные работы и т. д.). В то же время научно-технический прогресс трансформирует не только функции труда, но и такие его параметры, как тяжесть, сложность, интенсивность. Значительное влияние на сочетание функций труда рабочих оказывают и формы организации труда.

Изменения, которые происходят с функциями труда, означают сдвиг в профессионально-квалификационной структуре занятых к разделению их по типам труда с многообразным содержанием: ручным – механизированным, физическим – умственным, тяжелым – нетяжелым, монотонным – разнообразным. Исследование рациональных структурных соотношении в составе занятых по видам труда и выступает как задача социальной статистики в изучении содержания труда.

Изучение трансформаций в профессиональном, функциональном, квалификационном составе работников, а также в их разделении по видам труда выступает как сущность статистического исследования трансформаций в содержании труда. Объект учета в данном случае представляет собой не процесс труда, а обобщенность работников и рабочих мест, на которых они осуществляют работу.

Набор потребностей, которые люди стремятся удовлетворить на работе, может изменяться не только в зависимости от профессиональной группы, внешних условий, но и от возраста работника, его семейного положения, этапа карьеры. Если на первом этапе работы в организации для работника на первый план могут выходить мотивы, которые связаны с ориентацией в работе, с установлением личных контактов с коллегами, то в дальнейшем, когда новичок акклиматизировался в полной мере, может возрастать значение мотивов, связанных с потребностью в должностном и профессиональном росте. Точно также рост оплаты труда, улучшение социальных условий способно значительно отразиться на иерархии трудовых мотивов работников.

Сравнение потребностей работников в начале и в середине карьеры приведены в таблице 11.

Ведущая фирма по консультированию в сфере компенсаций Watson-Wyatt произвела опрос разных групп сотрудников относительно льгот, которые они предпочитают.

Виды трудовой деятельности

Итоги представлены в таблице 12. Например, оказалось, что для тех, кому за 50, на первом месте стоит совокупный доход (оклад плюс бонус), превышающий средний уровень. Те, кому нет 30, больше всего ценят потенциал профессионального роста, развитие мастерства и гибкий рабочий график. Итак, видно, что эти предпочтения видоизменяются со временем, а также в зависимости от экономических и личных обстоятельств работников.


Содержание труда не представляет собой единственный фактор образования уровня занятости на территории. Состояние рынка труда характеризуется зависимостью от благосостояния граждан, от уровня доходов, получаемых ими за соответствующую работу. Соответственно, низкий уровень вознаграждения за труд определяет вторичную занятость, ведет к низкой интенсивности труда.

4. Деятельность

Под человеческой деятельностью подразумевается активность личности, призванная удовлетворить потребности и интересы путем достижения сознательно поставленной цели. В структуре деятельности выделяют цели и мотивы То к чему стремится человек, есть цель деятельности а то почему он это делает, – мотив деятельности. Деятельность подразделяется на отдельные элементы, которые называются действиями.

Виды действий

1. Внешние (можно наблюдать со стороны) – внутренние (скрыты от глаз, совершаются во внутреннем плане). По мере освоения той или иной деятельности внешние действия могут переходить во внутренние.

1.9. Виды и условия трудовой деятельности человека

Такой процесс называется интериоризацией: например, сначала ребенок учится читать вслух, а затем про себя. Обратный процесс, когда в выполнении деятельности возникают какие-либо затруднения и внутренние действия переходят во внешний план называется экстериоризацией.

2. Произвольные (волевые) – непроизвольные (импульсивные). Непроизвольные действия осуществляются под действием сильных, часто неожиданных раздражителей, сильных чувств. Произвольные действия продумываются заранее и выполняются с помощью волевых усилий.

Этапы деятельности

1. Постановка цели.

Этот этап может быть осложнен, если в процессе постановки цели человек должен осуществить выбор между несколькими мотивами. В этом случае налицо борьба мотивов: например, пойти погулять или подготовиться к экзамену.

2. Планирование работы.

На этом этапе выбираются оптимальные операции и средства, способствующие достижению цели.

Операция – способ выполнения деятельности, который определяется наличием у человека определенных умений и навыков, а также условиями, в которых выполняется эта деятельность.

Средства выполнения деятельности – это те объекты, которые призваны помочь в выполнении деятельности: например, конспекты лекций.

3. Выполнение деятельности.

Здесь используются найденные ранее оптимальные средства и операции.

4. Контрольная часть – проверяются результаты, исправляются ошибки, подводятся итоги, делаются выводы. Современный человек выполняет большое количество самых различных видов деятельности в зависимости от своих потребностей. Видами деятельности являются общение, игра, учение, труд.

Общение – вид деятельности, который первым возникает в ходе онтогенетического развития человека.

Его основная цель – это обмен информацией между людьми.

Игра – деятельность, в процессе выполнения которой появляется материальный или идеальный продукт (исключение составляют деловые и конструкторские игры).

Труд – деятельность, в ходе которой производятся предметы духовной и материальной культуры, совершенствуются орудия труда, улучшаются условия жизни, развиваются наука, техника, производство, творчество.

Умения – отдельные элементы деятельности, которые позволяют выполнять деятельность с высоким уровнем качества.

Навык – это такое действие, отдельные операции которого в результате тренировки стали автоматическими и осуществляются без участия сознания.

Привычка – непреодолимое стремление человека выполнять определенные действия.

Рабочая зона – это пространство или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих

Постоянное рабочее место – это место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50% или более 2 часов непрерывно).

Непостоянное (временное)рабочее место – это место, на котором работающий находится меньшую часть своего рабочего времени (менее 50% или менее 2-х часов непрерывно).

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.).

Тяжесть труда характеризуется массой поднимаемого (перемещаемого) груза, величиной статической нагрузки, формой рабочей позы, степенью наклона корпуса и др.

Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку на центральную нервную систему, органы чувств и эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряжённость труда, относятся:

Интеллектуальные и эмоциональные нагрузки;

Степень монотонности нагрузок;

Режим работы.

Классификация рабочих мест по функциональному назначению

Рабочих;

Руководителей;

Специалистов;

Служащих.

б) по профессии:

Электриков;

Электромонтеров;

Станочников;

Слесарей;

Операторов и др.

в) по форме обслуживания:

Коллективные;

Индивидуальные.

г) по форме труда:

– физический труд;

– механизированный труд;

– интеллектуальный труд;

– автоматизированный труд.

В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее время различают следующие формы труда. Трудовую деятельность составляет: - физический труд, умственный труд, операторский труд, управленческий труд, творческий труд и т.д.

Формы труда, требующие значительной мышечной энергии. Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000 - 6000 ккал) и выше в сутки. Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд недостатков. Это, прежде всего его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.

Формы, связанные с частично автоматизированным производством. Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность.


Физиологическая особенность автоматизированных форм труда - это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок; Такое функциональное состояние "оперативного ожидания" различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т. д.

Конвейерная форма труда. Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма труда требует синхронной работы, участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом, чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.

Монотонность - одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции.

С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других - редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или двигательных актах, во втором - работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен профессиями такими как: конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы, ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.

Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации и, как следствие этого, - мобилизация памяти и внимания. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны. Для интеллектуального труда характерно гиподинамия, значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гиподинамия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечнососудистой патологии у лиц умственного труда.

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной, деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического труда, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Операторский труд. В условиях современного много- факторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

Управленческий труд - труд руководителей учреждений, предприятий, характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций наступает утомление.

Труд преподавателей торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов - это напряжение основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, созданию комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.