Курский соловей. "курский соловей"

Стройная птичка-невеличка с чудесным звонким чистым голоском давно и надолго полюбилась ценителям звонких трелей. Не все просыпаются с первыми петухами. Кому-то повезло встречать утро под бодрую песнь соловья. К везунчикам относятся и куряне. У них есть свой «фамильный» вокалист. И, хотя такого биологического вида не существует, многочисленные поклонники уверены, что курский соловей отличается от других соплеменников.

А еще есть свистун, красношейка, варакушка. И все они относятся к соловьиному роду. Вокальные данные пернатых артистов прославляли в своих творениях поэты прошлых эпох. В «Одиссее» Гомера одна из героинь мифа волшебным образом превращается именно в такого пернатого.

Соловей - птица певчая: описание

Ближе к герою этого изложения оказался великий русский сочинитель Николай Некрасов. В своем стихотворении, посвященном всеобщему любимцу, он отметил что «наш-то курский соловей в цене…».

Прославило его, конечно, в первую очередь пение. Ведь если посмотреть со стороны, то внешность этого крылатого феномена совсем непримечательная. Многие слышали, но, правда, меньше видели и знают, кто такой соловей - птица, описание которой прочитаешь, а при встрече и не узнаешь. Росточком невелика, всего сантиметров семнадцать, ножки длинные, глазки темные, цвета бурого, только хвост с рыжинкой.

Ареал обитания

Квартируется птаха, которую относят к восточному подвиду, практически по всей европейской части нашей необъятной родины, до Кавказа и Крыма, до Алтая и Енисея. Встретить ее можно и в Восточной Германии, и в Польше, да и мимо Прибалтики не пролетает. А есть еще и западный представитель, обитающий на Украине, в Южной и Центральной Европе, Малой Азии. Персидский и африканский подвиды гнездятся в Казахстане и Закавказье. В общем, практически везде живет, не тужит, с воробьями дружит, поскольку к этому отряду и относится. А семейства у них бывают мухоловковые и дроздовые.

Питание

Соловей - птица, описание которой мы уже практически изложили, в еде совсем не прихотлива. Паучки, различные насекомые и ягоды входят в постоянное меню на завтрак, обед и ужин. Гнездо устраивает низко, в зарослях травы или в корнях кустов.

Размножение

Тащит для своего жилища буквально все: сухую листву, стебли, соломины. Если повезет где-нибудь подхватить клочки шерсти, то дно в гнезде будет мягким и теплым. В этой уютной квартирке на свет появляется потомство пернатых певцов. Только самочка высиживает яйца.

Они длиной чуть более двадцати миллиметров, окрасом прекрасно сливаются с засохшими листьями. А значит, за тринадцать суток, которые необходимы для вылупления птенцов, маловероятно, что кто-то их случайно разглядит и сможет навредить. Тем более что весь этот период будущую маму и ее потомство надежно охраняет и кормит, как настоящий мужик, глава дружного семейства.

Зимовка

Соловей - перелетная птица, поэтому зимовать отправляется не куда-нибудь, а в Африку. Тоже любит хрупкие косточки на солнышке погреть. Не забывает, правда, вовремя вернуться, чтобы пением обозначить весну и тепло. Это происходит в начале мая, когда погода уже устоялась, а солнце пригревает по-летнему. В южных регионах отмечают их раннее возвращение, еще в апреле.

Пение

Некоторые поэты утверждают, что крылатые вокалисты поют только ночью. Но это совершенно неверно. Трели можно услышать и в другое время суток, но только в исполнении самцов. Именно так они оказывают знаки внимания своим подружкам, ухаживают за ними. Вероятно, рыцари, в свое время подглядев за птичками, начали исполнять серенады под окнами своих возлюбленных.

Как раз в пении на первом месте у россиян всегда оказывается знаменитый курский соловей. Для знатоков и ценителей их вокальное искусство стало целой наукой. Соло отличает большое количество так называемых «колен», в примерном переводе на человеческий язык - куплетов. Эти особенности нашли отражение в крылатых фразах. А кто, вы думаете, «выкидывает коленца»? Народные таланты изучают соловьиную манеру исполнения и пытаются ей подражать, соревнуются друг с другом в мастерстве, как те самые птички.

Разного рода «песни»

В повадках пернатых хористов разбирался Иван Сергеевич Тургенев. Он даже подробно расписал десять «куплетов» в своем послании к другу-охотнику. Пуль-пуль, клы-клы, плень-плень, го-го-го-ту… Здесь и юлиная скукотня, и раскат, лешева дудка и кукушкин перелет. Знатоки приписывают певчим до двадцати четырех колен, особо отмечая своеобразное построение их в каждой местности. Курские напевают «куплетов» больше остальных, за что всегда пользовались повышенным вниманием, даже во время крупных ярмарок несколько столетий назад.

Съезжались сюда со всех концов России, скупали соловушек. В середине девятнадцатого века 150 рублей были суммой немаленькой. Именно столько, а то и больше, платили за местных птах. За эти деньги тогда можно было приобрести пару лошадей, да еще парочку коров добавить к скотному двору. Как указано в ведомости за 1836 год, местными жителями в тот год на Коренной ярмарке было продано 420 птиц.

Ловля певчих земли Курской была в те времена делом выгодным. Не зря говорили, что они «на аршин поют». Счастливые владельцы готовы были выкладывать кругленькие суммы, чтобы потом ежедневно умиляться и восторгаться звонкими трелями. Немалую прибыль приносило и обучение малых птах вокальному искусству. Птенцов специально ставили рядом со взрослыми самцами, чтобы молодежь слушала и повторяла колена «профессионалов». Курский напев можно было услышать и в Санкт-Петербурге, потому что и Императорский Двор питал слабость к такому звучанию.

Не утратил популярности и сегодня соловей - которой раздается на зорьке и на закате с весны и до осени. Сейчас в домашних условиях, в отличие от попугаев и кенаров, этих птах не держат. Разве что только увлеченные орнитологи. Зато несколько лет назад открыли музей, который посвящен жизни и феномену пернатых певцов. Более 500 экспонатов, исторические данные, литературные произведения, поговорки и приметы. Здесь собранно все, что может рассказать о себе курский соловей, фотографии и глиняные фигурки пернатого от местных мастеров вызывают неизменный интерес и ежедневно привлекают в музей сотни посетителей от мала до велика.

На территории области и за ее пределами проводятся конкурсы вокалистов, фестивали бардовской песни, носящие имя гордой птички. А еще от Курска до белокаменной можно добраться «соловьиным» поездом.

Курский соловей

Это звучное прозвище получали знаменитые сценические голоса: в царской России - певица Надежда Плевицкая, в сороковые годы прошлого столетия - тенор Иван Суржиков, сейчас так называют любимца публики, народного артиста РФ Льва Лещенко.

Удивительным остается тот факт, что при всем почитании и гордости местными «пернатыми звездами», на их нет. А вот три летящие куропатки есть. Вот так обошли стороной главный символ региона.

В отличие от конца девятнадцатого века, когда птичий промысел в Курской губернии грозил «певунам» исчезновением, в наше время нет необходимости вносить их в Красную книгу. Только в области насчитывают около двух тысяч пар. Но это не значит, что они не нуждаются в защите, как и все живое, окружающее нас. Приятно встречать и провожать день под чистое пение, которое дарит чувство умиротворения и вызывает улыбку.

Заключение

Соловей давно считается живым символом курского края. Самые лучшие певцы – курские соловьи, песни которых мы с удовольствием слушаем по весне. Песня курского соловья насчитывает от 8 до 24 колен: чистейшие звуки флейты, щелканье, клёкот, посвист и множество других вариаций.

Соловья часто упоминают в песнях, стихах, прозе… И.С. Тургенев в письме к С.Т. Аксакову писал «Курские соловьи поют как никакие другие. У них свои трели, особенные колена, среди которых наиболее редким, своеобразным считается «кукушкин перелет».

Российским орнитологам Г.Н. Симкину и М.В. Штейнбаху, который изучал соловьев на Стрелецком участке Центрально-Черноземного заповедника, принадлежит первенство в изучении песенных диалектов соловья. Пение соловья знают и любят многие куряне – это важная эстетическая составляющая окружающей среды.

В наших краях обитает обыкновенный (восточный) соловей. Окраска его совершенно неприметная – бурая, хвост рыжеватый, которым он часто подергивает. Размером соловей с воробья, а весит всего 20-30 граммов. Соловей - птица скрытная, любит сидеть на голых ветках, выпрямившись, как примерный ученик. Самец в период гнездования охраняет свою территорию. Песня – сигнал конкурентам – место занято! Поют только самцы, наиболее активно рано утром и на вечерней заре, часто ночью. Нередко территориальные участки расположены группами, и соловьи как бы перекликаются. Песнями самец привлекает будущую супругу. Строительство гнезда и насиживание кладки – обязанность самки. «Сам» все это время только поет, пока не настанет время выкармливать и воспитывать птенцов. Гнездо соловьи устраивают на земле или невысоко над ней: на кочках, в щелях, между камнями. В кладке 4-5 яиц оливкового цвета, высиживаются они 13-14 дней

Через 10 дней птенцы уже полностью оперены. Кормят родители их до 28 дней. К концу июня птенцы покидают гнезда. Отлетают соловьи на зимовку в одиночку или небольшими группами с конца июля до сентября. Зимуют в Африке. В наши парки соловьи возвращаются с африканских зимовок к концу апреля. Лучшие соловьиные места - заросли кустарников, особенно вдоль речек, у водоемов, по опушкам леса, на пустырях, в оврагах. В жилых массивах чаще всего соловьи встречаются в скверах, на озелененных территориях больниц, детских садов, гостиниц. Кроме России соловьи обитают в Восточной Европе, Скандинавии. Есть соловьи и в Западной Европе. Однако ее жителям не повезло - у них обитает другой вид – южный соловей. Песенка его не такая звучная, в ней отсутствует самые яркие колена – «дудки» и «раскаты».

Соловьи – настоящие защитники зеленых насаждений, потому что поедают насекомых, реже – мелких моллюсков и ягоды.

Откуда пошла слава соловья курского

На девятой неделе после Пасхи стекалось в древний Курск великое множество паломников, чтобы пройти крестным ходом с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» в Коренную пустынь, а заодно из святого источника воды целебной испить да искупаться в ней.

Тысячи людей съезжались одновременно и на знаменитую Коренскую ярмарку: кто продать или купить, кто о деле поговорить, кто на людей посмотреть, себя показать, а кто и соловьев послушать. Молва народная гласила, что они громче-звонче поют, если горлышко водицей промочат. А в Коренной она особенная, может, потому здешние соловьи своими песнями от всех других и отличаются! Курский соловей такие «коленца» выделывает - век не забудешь! «Вот бы домой такую птицу привезти!», - рассуждали многие и просили местных жителей помочь им. Так появился на курщине соловьиный промысел.

Соловьятники отлавливали лучших певцов да продавали их по круглой цене на Коренской ярмарке знатокам и любителям. Так, вместе со славой о себе «разлетелись» курские соловьи по всему свету.

«Тот-то соловей, что за 1200 рублей пошел, был росту среднего. Его Ш...в под Курском у мальчика купил за двугривенный».

И.С. Тургенев, «О соловьях», 1854

«Ведь наш-то курский соловей в цене…»

Н.А. Некрасов «Соловьи», 1870 г.

Русская песня - простор русских небес, тоска степей, удаль ветра. Русская песня не знает рабства. Заставьте русскую душу излагать свои чувства по четвертям, когда ей удержу нет. И нет такого музыканта, который мог бы записать музыку русской души; нотной бумаги, нотных знаков не хватит. Несметные сокровища там таятся - только ключ знать, чтобы отворить сокровищницу.

Надежда Плевицкая

Для того чтобы представить себе роль Надежды Васильевны Плевицкой в нашей музыкальной культуре, достаточно назвать песни, которым она дала сценическую жизнь: "Раскинулось море широко", "По диким степям Забайкалья", "Ухарь-купец", "Помню, я еще молодушкой была", "Хаз-Булат удалой", "Есть на Волге утес", "Славное море - священный Байкал", "Когда я на почте служил ямщиком", "Всю-то я вселенную проехал", "Среди долины ровныя"... Треть, если не больше, своего репертуара Лидия Андреевна Русланова взяла у Плевицкой, только до поры до времени об этом избегали говорить. Надежда Васильевна была первой в плеяде певиц-"народниц", представленной именами Лидии Руслановой, Людмилы Зыкиной, Александры Стрельченко. Благодаря Плевицкой песни ее родной Курской губернии и так называемые фабрично-заводские зазвучали в залах консерваторий, Дворянских и Благородных собраний, в присутствии Высочайших особ...
Будущая звезда русской эстрады родилась в 1884 году в крестьянской семье в деревне Винниково под Курском. Сколько себя помнила Надя Винникова - Дежка, как ее ласково называли, - она всегда пела. Ибо вся нелегкая крестьянская жизнь проходила с песней. Пела мать, Акулина Фроловна, за прялкой, пели сестры за домашней работой, пели сельчане - в поле и на гуляньях. Дежка слушала, запоминала, вбирала в себя этот когда грустный, когда радостный песенный мир. Свое призвание она осознала очень рано и однажды убежала из дома, чтобы стать артисткой. Судьба привела ее сначала в один из гастролирующих по стране хоров, затем в балетную польскую труппу. Да, чтобы заработать на жизнь, певунье Дежке пришлось переквалифицироваться в балерины. Обучать ее взялся солист балета варшавских театров Эдмунд Мячеславович Плевицкий. Он полюбил девушку, и его чувства не остались без ответа. Вскоре в одном из писем к матери Дежка испросила благословения на брак. Благословение было получено, и девятнадцатилетняя Дежка Винникова стала Надеждой Плевицкой. В лице Эдмунда она обрела верного спутника жизни, друга и помощника. Когда молодожены начали работать самостоятельно, Плевицкий взял на себя административные обязанности - устраивал гастроли, подписывал контракты. Влюблен в свою молодую жену он был страстно и все одиннадцать лет совместной жизни находился при ней неотлучно.
После краха балетной труппы Плевицкие - попадают в петербургский загородный ресторан, отсюда - в легендарный московский "Яр". Супруги работали в одной программе: - Эдмунд исполнял русские пляски, Надежда пела. В "Яре" пришел первый громкий успех, а с ним и известность.
Осенью 1909 года во время Нижегородской ярмарки в городе наперебой говорили о том, что в здешний ресторан Наумова из московского "Яра" приглашена какая-то необычная певица, исполняющая только русские песни. Послушать ее к Наумову ходили многие. Как-то раз в ресторане ужинал приехавший в Нижний на гастроли Леонид Витальевич Собинов. В зале было по-ресторанному шумно. Но вот вывесили анонс с фамилией следующего выступающего - "Артистка Плевицкая", и вдруг наступила необычная тишина. Собинов удивленно отложил вилку. На эстраду между тем вышла стройная молодая женщина, черноглазая, с густыми черными волосами. Первые вступительные аккорды рояля - и под сводами увеселительного заведения поплыло протяжное, отнюдь не веселое:

Тихо тощая лошадка по пути бредет,
Гроб, рогожею покрытый, на санях везет,
На санях в худой шубенке мужичок сидит,
Понукает он лошадку, на нее кричит...

Плевицкая пела очень просто, как поют деревенские бабы, - тем пронзительнее оказалась изображенная ею сцена сельских похорон. Леонид Витальевич, взволновавшись, прошел к артистке за кулисы, представился. "Заставить смолкнуть такую аудиторию может только талант. Вы - талант", - заявил он и тут же предложил смущенной Надежде принять участие в большом благотворительном концерте, устраиваемом им в городской опере, где ожидалось выступление многих российских знаменитостей.
И Плевицкая оправдала ожидания Собинова, с блеском спев на академической сцене в одной программе с артистами Императорских театров! Приехав в Москву, Леонид Витальевич сразу же взялся за организацию большого сольного концерта своей протеже. Чуть позже в одном из интервью он говорил: "Возьмите Плевицкую... Разве это не яркий талант-самородок? Меня чрезвычайно радует ее успех, и я счастлив, что мне удалось уговорить Надежду Васильевну переменить шантан на концертную эстраду".
1910 год - год ее стремительного взлета. О ней с восторгом пишет вся российская пресса. Этому предшествовало выступление Плевицкой в Царском Селе в присутствии императора, о чем она рассказала в своих мемуарах:
"И вот распахнулась дверь, и я оказалась перед Государем. Я поклонилась низко и посмотрела прямо Ему в лицо, и встретила тихий свет лучистых глаз. Словно чудо случилось, страх мой прошел, я вдруг успокоилась. Он рукоплескал первый и горячо, и последний хлопок всегда был Его. Я пела много. Государь был слушатель внимательный и чуткий. Выбор песен был предоставлен мне, и я пела то, что было мне по душе. Спела я и песню революционную про мужика-горемыку, который попал в Сибирь за недоимки. Никто замечания мне не сделал. Он слушал меня, и я видела в царских глазах свет печальный. Когда Государя уже провожали, Он ступил ко мне и крепко и просто пожал мою руку:
- Спасибо вам, Надежда Васильевна. Я слушал вас сегодня с большим удовольствием. Мне говорили, что вы никогда не учились петь. И не учитесь. Оставайтесь такою, какая вы есть. Я много слышал ученых соловьев, но они пели для уха, а вы поете для сердца. Самая простая песня в вашей передаче становится значительной и проникает вот сюда.
Государь слегка улыбнулся и прижал руку к сердцу".
В том же 1910 году произошла встреча с Ф. И. Шаляпиным. Прославленный бас чрезвычайно заинтересовался Плевицкой, пригласил ее к себе домой, и Надежда Васильевна пропела ему весь свой репертуар.
"На прощанье Федор Великий охватил меня своей богатырской рукой, да так, что я затерялась где-то у него под мышкой. Сверху над моей головой поплыл его незабываемый бархатистый голос, мощный соборный орган:
- Помогай тебе Бог, родная Надюша. Пой свои песни, что от земли принесла, у меня таких нет, - я слобожанин, не деревенский.
И попросту, будто давно со мной дружен, он поцеловал меня".
Огромные гонорары Плевицкой вскоре позволили ей купить на родине большой участок земли, в том числе и знакомый с детства Мороскин лес, и начать строительство усадьбы. Сама владелица впоследствии называла свой винниковский особняк "домом-теремом из красного леса". Плевицкие приезжали в Винниково отдохнуть от бесчисленных гастрольных поездок. В "доме-тереме" все было добротно, все радовало глаз, утешало. Хозяйка здесь, впрочем, не только отдыхала, но и много репетировала, разучивала новые песни. Супруги наслаждались безоблачным счастьем, не зная, что этому счастью скоро наступит конец...
Однажды Надежду Васильевну пригласили на званый вечер, устраиваемый Великими княжнами. Здесь певице представили поручика кирасирского полка В. А. Шангина. После концерта Плевицкая подарила поручику самый красивый цветок из бесчисленных букетов, ей преподнесенных. Это была, что называется, любовь с первого взгляда. Надежде и Эдмунду Плевицким оставалось только одно - расстаться.
С началом первой мировой войны поручик Шангин отправился на фронт. Плевицкая поехала за ним, став сестрой милосердия. На фронте ей пришлось воочию увидеть все ужасы войны, даже принимать участие в боях.
В январе 1915 года сестра милосердия Надежда Плевицкая узнала, что поручик В. А. Шангин пал смертью храбрых. В том же 1915 году умерла ее горячо любимая мать. Плевицкая осталась совершенно одна, ошеломленная свалившимися на нее бедами. И все же смогла вернуться на сцену.
О том, как она пережила революцию, свидетельств почти нет. Далее известно, например, что осенью 1920 года на Перекопе состоялся ее концерт - "во рву, на участке офицерского батальона". Знаменитая артистка прибыла в расположение корниловских частей во время затишья на фронте. По такому случаю мгновенно соорудили некое подобие эстрады, которую даже украсили гирляндами. Личный состав, командование, приглашенные бурно приветствовали гостью. Она появилась в сопровождении командира полка генерал-майора Николая Владимировича Скоблина. Оркестр грянул встречу, после чего начался концерт. В числе прочего Плевицкая исполнила и знаменитого "Ухаря-купца", принятого, как и везде, на "ура". Спустя несколько дней она вновь пела на передовой.
В 1921 году остатки разбитой белой армии эвакуировались в Турцию. Вместе с ними навсегда покинула Россию и Надежда Плевицкая. Теперь ее повсюду сопровождал Н. В. Скоблин. Там же, в Турции, в Галлиполи, они обвенчались. Посаженым отцом на их свадьбе был генерал Кутепов. После этого Николай Владимирович и Надежда Васильевна прожили в любви и согласии семнадцать лет - вплоть до трагического финала.
В начале 1920-х годов Надежда Васильевна предпринимает гастрольные поездки по Европе. Она выступает в Германии, Югославии, Румынии, Болгарии, Франции - в основном перед соотечественниками, разбросанными революцией кто куда. Руководящая должность в белоэмигрантской организации - Русском Общевоинском союзе - не мешала Н. В. Скоблину следовать за женой в качестве ее театрального администратора. В 1926 году в США Плевицкая встречалась с С. В. Рахманиновым, Ф. И. Шаляпиным, С. Т. Коненковым, М. М. Фокиным, А. И. Зилоти. С голоса певицы Рахманинов записал песню, слышанную Надеждой Васильевной от старой крестьянки Курской губернии, - "Бели-лицы, румяницы вы мои". Композитор обработал ее, оркестровал и включил в свой опус 41 - цикл "Три русские песни" для хора и оркестра.
В 1930 году супруги поселились недалеко от Парижа в местечке Озуар-ла-Феррьер. В двухэтажном домике за высокой решеткой оживали милые сердцу воспоминания. На стенах небольшой гостиной и в столовой висели портреты: Надежда Васильевна в молодости, Николай Владимирович в разные годы и в разных званиях, а также два портрета с дарственными надписями: "Моему родному Жаворонку, Надежде Васильевне Плевицкой, сердечно любящий ее Федор Шаляпин" и "Здоровья, счастья, успеха дорогой Надежде Васильевне. С. Рахманинов".
Около дома размещалось "хозяйство": крохотный курятник, огородная грядка. За цементной оградой грустили три березки...
Всю правду о случившемся через семь лет ныне ведает один только Бог. Факты таковы. В 1937 году во Франции начали исчезать высокопоставленные русские офицеры из числа белой эмиграции: уходили из дома, со службы и не возвращались. Однажды пропал и Н. В. Скоблин. Так вот, именно супругов Скоблиных французское правосудие обвинило в том, что они содействовали ГПУ в похищении видных деятелей белого движения. 15 декабря 1938 года русскоязычная парижская пресса сообщила об осуждении Н. В. Плевицкой на 20 лет каторжных работ. Н. В. Скоблин так и не был найден - он сгинул бесследно.
Через два года Надежда Васильевна Плевицкая, которую последний русский император называл "курский соловей", заболев, тихо угасла во французской тюрьме.

: 51°42′49″ с. ш. 36°10′05″ в. д.  /  51.7138361° с. ш. 36.1680972° в. д.  / 51.7138361; 36.1680972 (G) (Я) К:Музеи, основанные в 2007 году

Музе́й «Ку́рский солове́й» - музей, посвященный символу Курского края - Курскому соловью , расположенный в Курске . Музей был открыт 4 июня 2007, в Соловьиный день по русскому народному календарю, при Курском Областном Центре детского и юношеского туризма, краеведения и экскурсий. .

В настоящее время собрание музея содержит более 1000 предметов и произведений, в том числе более 200 единиц подлинников различных документов, и более 800 ксерокопий стихов, песен, сказок, рассказов про соловья, современных цветных фотографий по тематике музея, тематических подборок материалов.

Экспозиция

  • фотографии курского соловья , сделанные в 2007 году курским фотохудожником Виктором Викторовым и в 1960-е годы 15-летним Гришей Кокоровцом (ныне - Григорий Александрович Кокоровец, фотограф Курского госуниверситета), которая удостоена диплома Международной выставки детского и юношеского творчества в Монреале ;
  • материалы о Соловье-разбойнике , так как он издревле считается обитателем курского края, как это показывает в своих трудах курский археолог Ю. А. Липкинг ;
  • буквенные записи трелей курского соловья курского писателя Владимира Конорева (у него их получилось около 900 разновидностей); видеозапись встречи с ним сделана 01.12.2007;
  • рассказы «Мой соловей», «Тётёнь» курского писателя Владимира Конорева, книги-подарки других курских поэтов и писателей, воспевающих соловья;
  • старинные рушники , на которых соловей запечатлён в вышивке и кружеве;
  • исторические данные о происхождении фразеологизма «Курский соловей » ;
  • диски и пластинки с пением соловья, пластинка «Танго соловья»;
  • материалы о людях, кого на их родине называют курскими соловьями (о Надежде Плевицкой , Иване Суржикове , Ирине Стародубцевой, сёстрах Толмачёвых , Владимире Неведрове);
  • материалы о курском фирменном поезде «Соловей » ;
  • глиняные «фирменные» соловьи курских мастеров-глинщиков;
  • материалы о соловьиной переписи в Москве, Курске;
  • фирменные футболки, значки, конфеты «Соловушек перезвон», мороженое «Соловушка», бальзам «Курский соловей» (больше не выпускается…), даже выращенные Л. Н. Ерёминой и замаринованные в баночках огурцы «Соловей»;
  • о фестивале бардовской песни в Курске «Соловьиная трель », марафоне «Курский соловей », зимних автогонках «Курский соловей », празднике дружбы и партнёрства «Курский соловей», детском исполнительском конкурсе «Курский соловей»;
  • настоящее гнездо соловья и другие материалы .

Напишите отзыв о статье "Курский соловей (музей)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Курский соловей (музей)

Из прежнего его холостого общества многих не было в Петербурге. Гвардия ушла в поход. Долохов был разжалован, Анатоль находился в армии, в провинции, князь Андрей был за границей, и потому Пьеру не удавалось ни проводить ночей, как он прежде любил проводить их, ни отводить изредка душу в дружеской беседе с старшим уважаемым другом. Всё время его проходило на обедах, балах и преимущественно у князя Василия – в обществе толстой княгини, его жены, и красавицы Элен.
Анна Павловна Шерер, так же как и другие, выказала Пьеру перемену, происшедшую в общественном взгляде на него.
Прежде Пьер в присутствии Анны Павловны постоянно чувствовал, что то, что он говорит, неприлично, бестактно, не то, что нужно; что речи его, кажущиеся ему умными, пока он готовит их в своем воображении, делаются глупыми, как скоро он громко выговорит, и что, напротив, самые тупые речи Ипполита выходят умными и милыми. Теперь всё, что ни говорил он, всё выходило charmant [очаровательно]. Ежели даже Анна Павловна не говорила этого, то он видел, что ей хотелось это сказать, и она только, в уважение его скромности, воздерживалась от этого.
В начале зимы с 1805 на 1806 год Пьер получил от Анны Павловны обычную розовую записку с приглашением, в котором было прибавлено: «Vous trouverez chez moi la belle Helene, qu"on ne se lasse jamais de voir». [у меня будет прекрасная Элен, на которую никогда не устанешь любоваться.]
Читая это место, Пьер в первый раз почувствовал, что между ним и Элен образовалась какая то связь, признаваемая другими людьми, и эта мысль в одно и то же время и испугала его, как будто на него накладывалось обязательство, которое он не мог сдержать, и вместе понравилась ему, как забавное предположение.
Вечер Анны Павловны был такой же, как и первый, только новинкой, которою угощала Анна Павловна своих гостей, был теперь не Мортемар, а дипломат, приехавший из Берлина и привезший самые свежие подробности о пребывании государя Александра в Потсдаме и о том, как два высочайшие друга поклялись там в неразрывном союзе отстаивать правое дело против врага человеческого рода. Пьер был принят Анной Павловной с оттенком грусти, относившейся, очевидно, к свежей потере, постигшей молодого человека, к смерти графа Безухого (все постоянно считали долгом уверять Пьера, что он очень огорчен кончиною отца, которого он почти не знал), – и грусти точно такой же, как и та высочайшая грусть, которая выражалась при упоминаниях об августейшей императрице Марии Феодоровне. Пьер почувствовал себя польщенным этим. Анна Павловна с своим обычным искусством устроила кружки своей гостиной. Большой кружок, где были князь Василий и генералы, пользовался дипломатом. Другой кружок был у чайного столика. Пьер хотел присоединиться к первому, но Анна Павловна, находившаяся в раздраженном состоянии полководца на поле битвы, когда приходят тысячи новых блестящих мыслей, которые едва успеваешь приводить в исполнение, Анна Павловна, увидев Пьера, тронула его пальцем за рукав.
– Attendez, j"ai des vues sur vous pour ce soir. [У меня есть на вас виды в этот вечер.] Она взглянула на Элен и улыбнулась ей. – Ma bonne Helene, il faut, que vous soyez charitable pour ma рauvre tante, qui a une adoration pour vous. Allez lui tenir compagnie pour 10 minutes. [Моя милая Элен, надо, чтобы вы были сострадательны к моей бедной тетке, которая питает к вам обожание. Побудьте с ней минут 10.] А чтоб вам не очень скучно было, вот вам милый граф, который не откажется за вами следовать.
Красавица направилась к тетушке, но Пьера Анна Павловна еще удержала подле себя, показывая вид, как будто ей надо сделать еще последнее необходимое распоряжение.
– Не правда ли, она восхитительна? – сказала она Пьеру, указывая на отплывающую величавую красавицу. – Et quelle tenue! [И как держит себя!] Для такой молодой девушки и такой такт, такое мастерское уменье держать себя! Это происходит от сердца! Счастлив будет тот, чьей она будет! С нею самый несветский муж будет невольно занимать самое блестящее место в свете. Не правда ли? Я только хотела знать ваше мнение, – и Анна Павловна отпустила Пьера.

Курский соловей

Курский соловей - многозначный термин:

  • Курский соловей (птица) - представитель курской «школы» соловьиного пения, выделяемой по особой красоте и сложности. Пение курского соловья насчитывает от 8 до 24 колен. Также отличительной особенностью считается трель «кукушкин перелет». К биологической классификации данное определение отношения не имеет.
  • Курский соловей (Фразеологизм) - русское устойчивое разговорное выражение, фразеологизм . В похвальном смысле применяется к хорошим певцам, в насмешливом к говорунам- краснобаям. Также «курскими соловьями» называют курян и выходцев из Курской области .
  • Курский соловей (символ) - символ Курской области .
  • Курский соловей - сценический псевдоним Надежды Плевицкой .
  • Курский соловей - музей в г. Курске , посвященный курскому соловью.
  • Курский соловей (марафон) - традиционные совевнования по бегу, в дисциплине марафон , проводятся в г. Курске в октябре.
  • Курский соловей (автогонки) - традиционная ледовая автогонка, проводится в Курской области в феврале.
  • Курский соловей (бальзам) - бальзам , крепкоалькогольный напиток, выпускается ЛВЗ «Курский».

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Курский соловей" в других словарях:

    Пустослов, свистун, болтушка, краснослов, фразер, краснобай Словарь русских синонимов. курский соловей сущ., кол во синонимов: 7 болтушка (52) … Словарь синонимов

    Разг. 1. О человеке, который хорошо поет. 2. Ирон. О краснобае. БМС 1998, 541; ЗС 1996, 415 …

    - «Курский соловей» русское устойчивое разговорное выражение, фразеологизм. Применется в похвальном смысле к отличным певцам, а в насмешливом к сладкоголосым и вычурным говорунам краснобаям. Также курскими соловьями называют курян и… … Википедия

    - «Курский соловей» русское устойчивое разговорное выражение, фразеологизм. Применяется в похвальном смысле к отличным певцам, а в насмешливом к сладкоголосым и вычурным говорунам краснобаям. Также курскими соловьями называют курян и… … Википедия

    Координаты: 51°42′49.81″ с. ш. 36°10′05.15″ в. д. / 51.713836° с. ш. 36.168097° в. д. … Википедия

    Соловей: В Викисловаре есть статья «соловей» Соловей птица. Художественные произведения … Википедия

    Курский соловей. Разг. 1. О человеке, который хорошо поет. 2. Ирон. О краснобае. БМС 1998, 541; ЗС 1996, 415. Перелётный соловей: то на сосну, то на ель. Народн. Неодобр. О непостоянном человеке. Жиг. 1969, 219. Разводить соловьёв. Разг. Устар.… … Большой словарь русских поговорок

    СОЛОВЕЙ - Маленькая певчая птичка серовато бурого цвета, отличается прекрасным пением. Соловей перелётная птица, которая возвращается с юга в среднюю полосу России весной*, в начале мая. До середины июня соловьиное пение (трели) звучит в рощах, в садах и… … Лингвострановедческий словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Курский вокзал (значения). Координаты: 55°45′27″ с. ш. 37°39′38″ в. д. / 55.7575° с. ш. 37.660556° в. д. … Википедия

Книги

  • Александр Говоров. Стихи , Александр Говоров. В книгу стихов Александра Говорова вошли произведения, написанные им за тридцать лет творческой деятельности, из книг: «Веснянка», «Тим-городок», «Беседа», «Сеятель», «Курский соловей»,…